Формы и способы защиты патентных прав. Патентная защита. Что включают патентные права

I уровень - абстрактно-всеобщая диалектика (базовый уровень) - основные принципы, законы, категории восходят к Гегелю, уточнена Марксом. Эта теория описывает развитие вообще (только общего), без относительно ко всему многообразию  применение этой теории относительно к отдельным областям реальности. Исходя из законов ее нельзя определить, например человек. В этом ее ограниченность (не объясняет конкретной области реальности). Этот уровень раскрывает развитие вообще. Он необходимый, но не достаточный.

II уровень - Конкретная всеобщая диалектика: в отличие от абстрактной описывает развитие общего и в сжатом обобщенном виде все многообразие особенного. Эта диалектическая теория имеет стыковый характер (на стыке философии и частных наук). Сквозная идея - идея единого закономерного мирового процесса, т.е. идея последовательной закономерной смены основных форм материи. Наметки данной концепции у Гегеля, затем у Энгельса, II половина XX в. - отечественная философия (Кедров). При анализе данных форм материи можно выделить ряд диалектических закономерностей. 1 высш. формы материи возникают из низших (хим. из физ., живое на осн. хим).

2 низшая форма материи сохраняется в высшем во включенном в него виде в качестве основания высшего.

3 низшее сохраняется в качестве среды высшего, в невключенном в него состоянии.

4 высшее зависит от низшего как от своей основы из среды, но всецело определяет характер развития низшего, а  по собственным законам.

5 закон интегративного характера высшего - предыд. уровни развития вкл. в высшее в неком иерархическом мире (соподчинение) (в чел. физ. и хим. процессы). Мировой процесс - многоплановый, многолинейный. Выделяется магистраль развития. Но! Есть и тупики: линия включенного низшего; линия невключенного низшего.

6 закономерность аккумулятивного характера мирового процесса. Все основное содержание предыдущего развития накапливается в высшей форме материи. Эта закономерность указывает на качественный характер.

7 с количественной стороны - закономерность комергентного характера развития. Суть: высшая форма материи возникает на основе части низшей формы материи. По мере эволюции вещество (его объем) утрачивается, теряется.

8 закономерность оптимального характера перехода новых форм материи. Высшие формы возникают на основе не предельного (max), а на основе оптимально развитого низшего.

9. всеобщий генетический закон - в процессе своего возникновения высшие формы материи в ускоренном виде повторяют все предыдущие этапы развития.

Проблема познания в философии.

“Человек стал человеком, когда стал познавать мир”.

Сократ: “Как человек может творить добро, если он не знает, что такое добро? Познание объективного мира невозможно без знаний действительности”.

Гносеология – философское учение о познании. Эпистемология – термин, употребляемый для обозначения теории познания (гносеологии). (Когнитивная гносеология – это когда каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы.)

бесконечность, т.е. мир непознаваем но знание возможно.

Существуют разные теории общественного эволюционизма. В неоэволюционизме интерес прежде всего смещается от человечества к отдельным народам, странам, цивилизациям. Главное внимание уделяют причинным механизмам и стадиям эволюционного развития данных систем. Неоэволюционизм широко использует достижения биологических наук.

Среди главных причин социальной эволюции по-прежнему выделяется технико-экономическая система, а политическая и духовная рассматриваются в качестве вторичных и зависимых от нее. Правда, в отличие от марксистских концепций, эти две системы не считаются базисными и надстроечными. В качестве главного критерия деления на стадии истории человечества используется технология. Выделяют следующие стадии развития человечества: охота и собирательство (VII тысячелетие до н. э.); выведение плодовых культур (с VII до III тысячелетия до н. э.); развитие сельского хозяйства (с III тысячелетия до н. э. до 1800 г. н. э.); развитие промышленности (с 1800 г. н. э.).

Неоэволюционисты дают свой ответ на вопросы, поставленные , о механизмах социальной эволюции и многочисленных случаях отступления от них в форме разного рода объединений. Во-первых, если классическая теория социальной эволюции рассматривала общество как растущий организм, в котором заложена дифференциация на специализированные органы и функции, то социальный неоэволюционизм использует дарвиновскую идею образования новых видов путем изменении и естественного отбора. Во-вторых, «классики» рассматривали общество как изолированное, а неоэволюционисты — как часть системы обществ, в результате конкуренции с которыми оно и развивается.

Напомним, что биологическая эволюция по Дарвину подчиняется следующим принципам:

  • случайных мутаций;
  • отбора (борьбы за существование);
  • выживаемости наиболее приспособленных, в результате чего воспроизводятся способности выдержавших отбор индивидов.

Как применить эти принципы к социальной эволюции и ответить на вопрос о причинах разнообразия многочисленных обществ-народов? Ряд исследователей выдвигают в качестве основного фактора такого разнообразия стечение случайных обстоятельств — причин, условий, поводов. Другие выделяют целенаправленное проектирование изменений правящей элитой на основе неудовлетворенности прежними тинами обществ. Вероятнее всего, и то, и другое объяснение социальных изменений правильны.

Том Берне и Томас Дитц, развивая эти два подхода, конкретизировали их в виде ряда обстоятельств, ведущих к изменению субъективной составляющей социальной деятельности (идеалов, норм, традиций):

  • передача опыта-знаний в словесной форме ведет к неопределенности формулировок и разному смыслу сказанного;
  • применение общих принципов к конкретной ситуации требует их интерпретации, ведущей к искажению их первоначального смысла;
  • эксперименты человека с прежними правилами и поиск новых;
  • знакомство с новыми правилами (других народов).

Что образует механизм отбора тех или иных идеалов, норм, традиций социального поведения? По мнению тех же авторов, — и стремление выжить, и конкуренция, и стремление к большему комфорту.

Последней универсальной теорией социальной эволюции в XX столетии стала теория модернизации. Маркс сформулировал одно из ее допущений в предисловии к английскому изданию «Капитала»: «Страна, которая промышленно развита более других, показывает менее развитым образ их собственного будущего». Опираясь на Маркса, Вебера, Дюркгейма, теория модернизации утверждает, что вслед за промышленным развитием возникают единообразные демосоциальные, политические и духовные системы общества. Изучая Англию, США и другие индустриально развитые страны, можно открыть обшую закономерность, по которой будут развиваться все остальные.

Теория модернизации не связывается с теорией модернизации общественных формаций (вследствие неразработанности последней), но претендует на универсальность, применимость ко всем странам мира. Согласно ей, все страны мира проходят через одни и те же этапы и типы обществ. Они образуют эволюционный прогресс человечества, ведущий к индустриальному типу общества и соответствующему уровню благосостояния, экономики, политики, духовности. Человечество рассматривают не как систему , а как систему обществ.

Другое ограничение теории модернизации состоит в понимании эволюционного развития как преимущественно прогрессивного. Ее адепты не замечали негативных последствий модернизации. Социальные возмущения 1968 года во Франции, которые в СССР ассоциировались с национально-освободительным движением в странах «третьего мира» и «бархатной революцией» в Чехословакии, подавленной советскими танками, были также протестом против теории и практики модернизации и в ее капиталистической форме, и в советском варианте.

К XXI веку стало очевидно, что противоречие между странами Севера (развитыми) и странами Юга (развивающимися) по уровню развития и качеству жизни населения ведет человечество к катастрофе. Модернизация стран Юга идет медленно, носит частичный характер, сопровождается деградацией прежних типов обществ и медленным созданием современных. Разрыв между Севером и Югом не уменьшается, а увеличивается. Противники теории модернизации обвиняют ее в этноцентризме, западничестве и прочих грехах, т. е. в том, что она возводит уникальный опыт стран Севера в универсальную истину. Такая критика поставила под вопрос само понятие модернизации, допуская возможность стабильного существования других (некапиталистических) типов общественного строя.

Циклические теории

Циклически-волновой подход к пониманию человеческой истории в основных чертах разработал в XVIII столетии Джам- баттиста Вико. Эволюционисты и марксисты отвергли такой подход как противоречащий экономико-формационной идее общественного прогресса. Он был восстановлен в своих правах в «циклах истории» А. Тойнби и получил дальнейшее развитие в трудах многих ученых, в частности, в теории больших циклов мировой конъюнктуры Н. Д. Кондратьева.

Циклический подход к развитию обществ опирается на повторяемость событий: экономических, политических, формационных, цивилизационных. Она похожа на повторяемость природных событий: дня и ночи, времен года, затмений солнца и т. д. Природная цикличность давно определяла жизнь людей, народов. Именно она стала методологической и эмпирической основой возникновения циклически-волнового понимания развития обществ и человечества.

Если речь идет о цикличности в общественном развитии, то имеется в виду повторяемость не буквальная, а сущностная, т. е. воспроизводятся существенные в каком-то отношении черты обществ. Такой подход не отвергает отношение к событиям как к уникальным, но акцентирует внимание на циклическом. Циклический подход к развитию обществ характеризуется следующими чертами: 1) выделением общего, повторяющегося, существенного в развитии; 2) обнаружение циклической связи между историческими событиями на основе некоторого критерия.

Тойнби пришел к выводу, что повторяемость событий в истории обществ определяется не только воздействием известных и неизвестных природных циклов, но прежде всего собственными ритмами. Однако эти ритмы могут быть тесно связаны с природными, накладываясь на них. Тойнби писал: «...напрашивается вывод, что история человечества действительно временами повторяется, в значительной мере даже в сферах человеческой деятельности, где желание и воля человека были ближе всего к овладению ситуацией и менее всего зависели от влияния природных циклов».

Существует множество повторяемых событий в развитии обществ. Выделяют, например, такие циклы (волны) реформ и контрреформ в России (циклы модернизации): реформы Александра I и контрреформы Николая I; реформы Александра II и контрреформы Ааександра III; реформы Витте — Столыпина и контрреформы советской власти; реформы Хрущева — Косыгина и контрреформы Брежнева — Суслова; реформы Горбачева и Ельцина — контрреформы Путина. Эту повторяемость исследовал А. Ахиезер и другие ученые.

Франк Клинберг ввел в качестве критерия выделения циклов американской политики такой показатель, как «историческая перемена настроений» между «экстраверсией» (готовностью использовать прямое дипломатическое, военное или экономическое давление на другие страны ради американских интересов) и «интроверсией» (концентрацией народа на внутренних проблемах страны). Интровертным настроением он определил 1776-1798, 1824-1844, 1871-1891, 1918-1940 годы, а экстравертным — 1798-1824, 1844-1871, 1891-1918, 1940 и последующие годы.

Выше я предложил пульсирующую теорию развития обществ — циклами между азиатским (политическим) и европейским (рыночным) типами общественного строя, через смешанный (конвергентный) тип. Я считаю, что развитие разных общественных формаций шло с разных сторон (плановой, рыночной, теократической) к смешанному, гибридному, конвергентному типу обществ, чтобы в конкретно-исторических условиях вновь расщепляться на составляющие их противоположности, а затем опять конвергировать.

Различные типы циклического развития (по разным основаниям) синхронизированы. «В самом общем виде синхронизацию можно определить как согласование и упорядочение во времени различных событий, процессов и явлений, — пишет В. И. Пан- тин. — Наличие повторяющейся синхронизации процессов в двух по видимости различных системах указывает на то, что они в действительности функционируют в рамках единой, более обширной системы». Я пытался показать определенную синхронизацию между развитием общественных систем, формаций и цивилизаций — в самой общей форме.

Но развитию общественных подсистем, формаций и цивилизаций присуща также несинхронность (рассогласование). Она отчетливо видна в развитии российского общества, где разные общественные системы, формации и субцивилизации созревают не синхронно, соперничают одна с другой. В этой связи следует обратить внимание на важное обстоятельство из жизни биосоциальных организмов — людей: мы созреваем для каких-то потребностей и соответствующей деятельности в определенной последовательности. Когда человек созрел для ходьбы, ему нужно дать возможность сделать первый шаг. Иначе он, как выросший среди животных ребенок, не научиться ходить на двух ногах, а будет передвигаться на четвереньках. И как трагично, когда новая потребность и соответствующее ей умение созрели, а время упущено, мир не востребовал их. И тогда происходит торможение, блокировка, деградация этих потребностей и умений. В такой же последовательности созревают общественные системы, формации, цивилизации: если они оказываются не востребованными правящими элитами, господствующими классами, то деградируют, возможно, навсегда.

Может быть, и в развитии народов (например, российского) тоже возникают такие ситуации: потребность и умение к свободе и нормальной жизни созрели, а правящая элита и государственная власть не идут им навстречу. Русское крестьянство созрело для свободы в петровское время, но его не раскрепостили. Блокировка свободы породила желание и волю, с одной стороны, к безответственному действию, отрицающему интересы прочих слоев, а с другой стороны — к действию ожесточенному, агрессивному, злобному и слепому. Такая воля и проявилась, когда буржуазно-демократическая революция в феврале 1917 г. дала свободу, вылившуюся в озлобленную анархию. Этим воспользовались большевики, которые дали населению выплеснуться в гражданской войне, а затем сковали его индустриально-крепостническими (советскими) формацией и цивилизацией.

Миро-системные теории

В 70-е годы XX века оформился миро-системный анализ. Это своеобразная «социология человечества», наряду с социологией групп, мегаполисов, политических систем и т. д. Концепция миросистемного анализа возникла тогда, когда в результате процессов глобализации произошло в какой-то мерс политическое, экономическое и информационное объединение мира под эгидой капитализма и социализма, каждый из которых претендовал на свою истину, ценность, будущее устройство человечества.

Миро-системный социологический анализ включает в себя, но мнению И. Валлерстайна, следующие элементы. Во-первых, глобальность, подход к человечеству как к миросистеме, а не совокупности отдельных обществ. Развитие каждого общества считается результатом процессов как внутри его, так и вне. Во-вторых, исторический подход, рассматривающий человечество как результат взаимодействия всех основных технологических типов обществ. (Идут споры вокруг выделения таких исторических этапов и их критериев.) В-третьих, отказ рассматривать системы общества в качестве автономных: они образуют метасистемы, где взаимодействуют разные типы обществ. В-четвертых, холистический подход: понимание стран, регионов, городов, деревень как целостных образований с качествами, не сводимыми к качествам формирующих их общественных систем. В-пятых — циклически-волновой подход.

В свете миросистемной парадигмы исследования мы решаем следующие задачи. Во-первых, мы выявили разные типы общественных формаций и цивилизаций. Во-вторых, обнаружили у них свою историю, которая не сводится только к истории Запада. В-третьих, далее мы рассмотрели процессы модернизации, конвергенции, гибридизации разных типов обществ, формаций, цивилизаций, которые опосредуют их взаимодействие. В-четвертых, далее мы увидим, что развитие нынешнего человечества как системы обществ не носит линейного характера, полно неопределенности и опасностей.

Миро-системные теории общества (теории Универсальной Истории) рассматривают человечество как становящийся суперорганизм, в котором действуют механизмы, тенденции и законы, общие для всех стран. Но это совсем не гак, если брать цивилизационную сторону. «Использование марксовой концепции «Истории» для оправдания террора в Советском Союзе, Китае и других коммунистических странах придало этому слову весьма зловещую коннотацию в глаза многих. Идея, что история имеет направление, смысл, что она движется поступательно или хотя бы что она всеобъемлюща, очень чужда многим направлениям мысли нашего времени», — пишет Ф. Фукуяма. В этой связи его же утверждение, что история Запада в виде либерально-демократического общества достигла своего конца, выглядит сомнительным, если брать не формационный, а цивилизационный аспект анализа.

Для понимания неопределенности развития человечества нужно уточнить понятие «современность». Сторонники прогрессивности западного, христианского общества (цивилизации и цивилизаторского подхода) но сравнению с другими незападными, нехристианскими обществами по умолчанию считают себя победителями и «современными», а остальных — проигравшими историческое соревнование и «несовременными». Понимание современного как западного пока узурпировано победившим меньшинством, но преобладающую часть человечества составляют традиционные, коллективистские общества, принципом мировоззрения, ментальности, мотивации которых является не потребительская раскрепощенность и атеизм, а аскетизм и вера в Бога. Нынешний мир — совокупность аграрных (традиционных) и постиндустриальных, информационных обществ, которые одинаково являются современными, существуют «здесь и теперь». В этой связи проблема поиска истины и стремление к справедливому обществу остаются по-прежнему актуальными.

Циклическое понимание развития обществ при миро-системном подходе включает в себя синхронизацию социальных и природных циклов. В частности, А.Л.Чижевский показал зависимость общественных событий от космических процессов. Он исходил из того, что солнечный импульс воздействует на нервно-психические процессы человека, вызывая возбуждение и отклонения от нормального поведения в массах людей. «...Вопрос этот, — писал он, — не стоит в противоречии с тем энергетическим пониманием мирового процесса, частью которого является процесс всемирно-исторический или социальный». Например, в 1917 г. произошло около семи мощных выбросов энергии Солнцем. Можно синхронизировать космические, биологические, психические, социальные процессы и события, как это сделал А. В. Чижевский в своих работах, и тогда миро-системный анализ развития человечества станет в полном смысле слова космо-миросоциальным.


101. В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба» И. Кант впервые выдвинул:

а. теорию подлунного неба

б. небулярную теорию

в. теорию предустановленной гармонии

г. теорию множественности миров

102. Какое утверждение справедливо для гносеологии И. Канта?

а. все наше познание начинается с чувственного опыта

б. познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом

в. познание – это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств

г. познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта

103. Что означает понятие «вещь в себе» у И. Канта:

а. закрытую для других личность

б. скрытый смысл вещи

г. сущность

104. Закончите формулировку категорического императива И. Канта:

«Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать…»:

а. привычной формой твоего поведения

б. принципом инстинкта самосохранения

в. общим «естественным» законом

г. примером для подражания других

105. По И. Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

а. соответствует действующему закону

б. доставляет личное удовлетворение

в. подчинен абстрактному чувству долга

г. связан с гуманными или дружескими чувствами

106. В критической философии И. Канта последовательно различаются такие подходы к миру:

а. практический – «незаинтересованный» - синтетический

б. созерцательный – эстетический – практический

в. созерцательный – практический – эстетический

г. незаинтересованный – созерцательный – синтетический

107. По мнению Г.В.Ф. Гегеля, развитое общество – это:

а. нравственная реальность

б. общество всеобщего благоденствия

в. царство божие

г. правовое государство

108. В «Феноменологии духа» Г.В.Ф. Гегель рассматривает различные религии как формы:

а. поклонения человека божеству

б. самосознание абсолюта

В. возвышения человека до уровня божества

г. абсолютного подчинения человека природе

109. Что такое «истинная бесконечность» в концепции Г.В.Ф. Гегеля?

а. бесконечность бесконечного прогресса

б. ряд естественных чисел

в. выражение определенной структуры целого

г. бесконечный прогресс количества, не содержащий качества

110. Какой тезис обосновывает Г.В.Ф. Гегель?

а. все, что существует – разумно

б. все, что существует – действительно

в. разумное тождественно действительному

г. все, что разумно – действительно

111. Как рассматривал Г.В.Ф. Гегель историю в работе «Философия истории»?

а. как становление свободного человека

б. как самоцельное становление свободы

в. как развитие мирового духа во времени

г. как развитие мирового духа в пространстве

112. Чем отличается человек от животного по мнению И. Фихте?

а. тем, что удовлетворяет инстинктивное влечение с необходимостью

б. тем, что осознает инстинктивное влечение ка инстинктивное

в. тем, что противопоставляет одному инстинктивному влечению другое

г. тем, что удовлетворяет инстинктивное влечение или не удовлетворяет его по собственной воле

113. По Фихте, человек, приобщаясь к великим, мудрым и благородным традициям человечества, обретает:

а. величие

г. бессмертие

114. Как Л.Фейербах называл способ иллюзорного удовлетворения человеком своих потребностей?

а. политикой

б. философией

в. наукой

г. религией

а. мышление

б. любовь

в. самосознание нации

VIII. Западно-европейская философия XIX – XX вв.

116. Кто из философов не был представителем направления «философия жизни»?

а. Л. Витгенштейн

б. Ф. Ницше

в. А. Бергсон

г. В. Дильтей

117. На какой проблеме сосредоточено направление «философия жизни»?

а. создание научных теорий и систем

б. формулирование основных нравственных законов

в. полнота переживаний в духовной внутренней жизни человека

г. созерцание бесконечных изменений в природе и обществе

118. Гравитация, магнетизм, стремление животных к самосохранению, половой инстинкт и аффекты людей – все это, по А. Шопенгауэру, есть проявление…

а. природы

в. воли

г. разума

119. А. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе – это:

а. совокупность удовольствий

б. цепь тревог, разочарований и мучений

в. подобие маятника – от безмятежного счастья к горю и страданиям и наоборот

г. серая и безликая жизнь «насекомых»

120. Чем является человеческая история, по мнению А. Шопенгауэра?

а. прогрессивным движением к обществу всеобщего благоденствия

б. неизбежным приближением Страшного Суда

в. бессмысленным сплетением событий

г. непредсказуемой игрой случайностей, отражающей внутреннюю закономерность

121. Какое понятие является основным в философии Ф. Ницше?

а. воля к жизни

б. безосновная воля

в. воля к власти

г. воля как «жизненный порыв»

122. Укажите девиз провозглашенной Ф. Ницше «переоценки ценностей»:

а. «Человек – это звучит гордо!»

б. «Горе слабому»!

в. «Человек человеку – бог»

г. «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи»

123. По отношению к себе подобным он снисходителен, сдержан, нежен, горд и дружелюбен. В отношении чужих – хищный зверь. Так Ф. Ницше характеризовал:

а. человека

б. сверхчеловека

в. богочеловека

г. человекобога

124. Центром мировоззрения К. Маркса является:

а. материалистическое понимание истории

в. диалектика абсолютного духа

г. правовые взаимоотношения

125. По К. Марксу, в основе развития общества лежит развитие:

а. сознания

б. производительных сил

в. мирового исторического процесса

г. взаимодействия бога и природы

126. Какие стадии проходит в своем развитии человеческое общество согласно учению О.Конта?

а. мифологическую – философскую – позитивную

б. теологическую – метафизическую – позитивную

в. религиозную – позитивную – натуралистическую

г. философскую – позитивную – религиозную

127. О. Конт был убежден, что во всех научных исследованиях необходимо стремиться к замене слова «почему» словом…

в. сколько

г. как

128. Согласно психоанализу, культура человечества строится на:

а. стремлении прямо и непосредственно удовлетворить первичные влечения и инстинкты

б. уменьшении чувства вины человека

в. снижении тревожности индивида

г. сублимации первичных комплексов

129. Какого инстинкта нет в психоанализе среди скрытых основ души человека7

а. агрессии

б. смерти

в. либидо

г. социальности

130. Какое понятие является базовым в философии прагматизма?

а. убежденность

б. полезность

в. сомнение

г. рассудочность

131. Чем определяется сущность человека согласно экзистенциализму?

а. совокупность производственных отношений

б. божественным предопределением

в. собственным выбором своей цели

г. непостижимой судьбой

132. К так называемому атеистическому экзистенциализму относились те философы, которые не признавали:

а. трансцендентность

б. положения «бог умер»

в. конечность жизни

г. возможность жить без бога

133. По мнению Ж.-П. Сартра, свобода для человека – это:

а. завоевание цивилизации

б. великое счастье

в. неизбежное тяжкое бремя

г. утопичная идея

134. Какое понятие во многом определило философию С. Кьеркегора?

а. любовь

б. страх

в. зависть

а. М. Хайдеггер

б. Ж.-П. Сартр

в. М. Фуко

г. Г.Г. Гадамер

136. Кто является основателем феноменологии?

а. Г. Гегель

б. Ф. Ницше

в. К. Ясперс

г. Э. Гуссерль

137. Укажите одно из основных понятий феноменологии и дайте его определение:

а. мимесис_______________________________________________________

(греческое mimesis подражание), термин древнегреческой философии, характеризующий сущность человеческого творчества как подражание (музыка гармонии небесных сфер; искусство реальности)

б. субстанция_____________________________________________________

(лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе) - то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое .

в. интенциональность_ (от лат. intentio - стремление) - в феноменологии - первичная смыслообразующая устремленность сознания к миру, смыслоформирующее отношение сознания к предмету, предметная интерпретация ощущений,существенное свойство всех актов сознания, направленность, сознания на объект, находящийся вне самого сознания ;

г. либидо________________________________________________________

(лат. libido - похоть, желание, страсть, стремление) - одно из основных понятий психоанализа, разработанных Фрейдом. Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт.

138. С каким мифологическим персонажем связано происхождение термина «герменевтика»?

а. шумеро-вавилонским Энки

б. греческим Гермесом(египетским Тотом)

в. индийским Ганешей

г. древнееврейским Хокма

139. Основным содержанием герменевтики является:

а. разработка методологии познания

б. толкование и осмысление текстов

в. анализ тенденций общественного развития

г. изучение человека

140. Центральной характеристикой существования человека и способом его бытия, согласно Г. Гадамеру, является:

а. предрассудок

б. познание

в. понимание



Просмотров