Дтп на азс судебная практика. Оторвал пистолет на заправке - что делать

Отрыв пистолета на заправке неприятная, но довольно распространенная ситуация. В этой статье мы расскажем вам что делать в таком случае.

  1. Оставайтесь на месте! Если вы уже ухали или заметили оторванный пистолет в горловине своего бака спустя какое-то время, то немедленно вернитесь на АЗС.
  2. Сообщите работникам заправки о случившимся. Для них это обыденная ситуация, поэтому «ругать» вас никто не будет.
  3. Поясните персоналу АЗС, что ваша гражданская ответственность застрахована по договору ОСАГО и вы намерены оформить ДТП. Стоимость поврежденного имущества АЗС — пистолета, шланга или колонки возместит страховая компания.
  4. Вызовите сотрудников ДПС для оформления происшествия.
  5. По приезду сотрудников ГИБДД расскажите им о случившемся, предоставьте полис ОСАГО, водительское удостоверение и документы на автомобиль. Инспекторы вынесут определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, составят справку о ДТП и выдадут вам и персоналу АЗС по её копии.
  6. Можете продолжить движение по своим делам. Заправка получит выплату по ОСАГО без вашего участия.

Что будет если забыл вынуть шланг и уехал?

Запомните, уезжать с места происшествия в такой ситуации крайне глупый поступок. Шланг соединен с пистолетом через специальную муфту, которая разъединяется при большом усилии. Её стоимость составляет порядка 5000 рублей, а если муфта многоразовая, то ущерб составит не более 1000 рублей. Если у вас нет времени дожидаться инспекторов ДПС, то можно сразу на месте возместить стоимость этой детали.

Если вы договорились возместить ущерб АЗС «на месте» без оформления ДТП, обязательно возьмите у персонала АЗС документ, подтверждающий компенсацию повреждений и отсутствие взаимных претензий

При повреждении колонки, а это уже гораздо более крупный ущерб, ДТП лучше все-таки оформить.

За отрыв пистолета ответственности не предусмотрено (такого штрафа в КоАП нет), а вот за «побег» с оторванным пистолетом можно лишиться прав либо присесть на 15 суток, а также получить регресс от страховой на сумму поврежденного имущества. Скупой всегда платит дважды.

Согласно п.1.2 Правил дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Исходя из данного определения, отрыв пистолета на АЗС есть ничто иное, как ДТП.

КоАП РФ, cтатья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием
2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

ФЗ «Об ОСАГО», cтатья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
1. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если:
г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;

Не стоит надеяться, что такое событие останется незамеченным. Все АЗС оборудованы системами видеонаблюдения, которые детально фиксируют лица, автомобили и их номера.

Между пистолетом и шлангом устанавливается разрывная муфта, которая как раз и предотвращает нанесение вреда в случае, если водитель забыл вытащить пистолет из бака. Причем разрывная муфта может быть многоразовой. Тогда вообще становятся непонятными какие-либо претензии со стороны АЗС.

Если водитель забыл вытащить пистолет, а разрывная муфта осталась целой, за пистолетом потянулся шланг, а шланг выворотил заправочную колонку, то нанесение ущерба на совести владельца заправки - вины водителя, что предохранитель (разрывная муфта) не сработал, нет. Аналогично, если муфта все-таки сработала и порвалась, но заправочное оборудование было повреждено или отскочивший шланг кого-либо покалечил.

А если муфта одноразовая, то ущерб имеет место, это же очевидно? С одной стороны, вроде бы так, но муфта - расходный материал с минимальной стоимостью. И владельцу заправки о возмещении ее стоимости лучше помалкивать от греха подальше. Почему?

Потому что, с одной стороны, все знают, что автомобиль - источник повышенной опасности, и в случае нанесения ущерба в отношении водителя действует презумпция виновности: он должен доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, либо доказать вину потерпевшего в ДТП, чтобы его освободили от каких-либо выплат. На это и делают ставку работники АЗС.

Но с другой стороны, АЗС сама по себе - тоже источник повышенной опасности: бензин - не вода, он и рвануть может. То есть возмещение ущерба между АЗС и водителем идет на общих основаниях: кто виноват, тот и платит, и каждый обязан доказывать свою невиновность. И водитель-то заехал на АЗС, чтобы купить бензин и, возможно, получить дополнительные услуги. То есть отношения водителя и АЗС регулируются вдобавок ко всему «Законом о защите прав потребителей».

Таким образом, заправка - это не просто магазин, а магазин, который в любую секунду может взлететь на воздух. Следовательно, к АЗС применяются особые требования, и в первую очередь интерес вызывают обязанности оператора АЗС. Оператор:

  • контролирует расположение транспортных средств;
  • обеспечивает постоянный контроль за выполнением правил заправки автотранспортных средств;
  • требует от водителя заправляемого транспорта выполнения правил заправки транспортных средств и правил поведения при нахождении на территории АЗС;
  • осуществляет постоянный контроль за работой топливораздаточной колонки;
  • визуально контролирует места заправки транспортных средств, предупреждая возможные разливы нефтепродуктов, и принимает меры к устранению;
  • обеспечивает соблюдение водителями и пассажирами транспортных средств правил пожарной безопасности.

Обратите внимание на последний пункт. Фактически заправщик должен по пятам ходить за водителем, чтобы тот, например, не щелкнул зажигалкой, подсвечивая горловину бака, чтобы увидеть, много там бензина или нет. То есть основополагающей для работников заправки должна быть Аксиома Коула: «Общая сумма разума на планете - величина постоянная, а население растет...» (А. Блох, «Законы Мерфи»).

И прежде чем предъявлять какие-либо требования по возмещению ущерба, продавец, то бишь владелец АЗС, обязан доказать, что со стороны оператора все вышеперечисленные требования были выполнены. И уж коли на него возложены обязанности требовать от водителя выполнения правил заправки, то эти правила как минимум нужно довести до клиента.

Более того, опасный объект - АЗС - находятся под прессом надзорных органов, которые сильно обрадуются тому, что из-за халатности работников, которые не позаботились известить водителя об особенностях покупки бензина, была порвана разрывная муфта.

Работники АЗС, конечно, могут встать в позу и заявить, что на колонке написана последовательность заправки. Водитель с чистой совестью может ответить, что на въезде на заправку он выполнил требования знаков и разметки, и успел прочитать только пару фраз на заборе, а на чтение различных этикеток, надписей мелким шрифтом и прочей ерунды у него времени нет - он за бензином приехал, а не экзамен по технике безопасности сдавать. Вот если бы поперек всей заправки был плакат «Не забудьте вытащить наш пистолет из вашей горловины», то у заправщиков были бы все основания требовать возмещения стоимости муфты.

Можно вспомнить про ПДД, которые говорят, что любой маневр, в том числе и начало движения, не должны создавать опасность для движения, то есть не должны создавать угрозу ДТП. Но, увы, на опасных объектах в иерархии правил техники безопасности ПДД занимают не самое первое место. Заправка - это не стоянка, и не двор. Приоритет в обеспечении безопасности закреплен за АЗС от момента въезда до момента выезда, при этом презюмируется, что водитель - законченный лох. Да, даже если и не законченный, и не лох, то все равно безопасность - за заправкой. Следовательно, и в возмещении ущерба АЗС - первая на очереди.

Короче, пусть владелец АЗС молится, чтобы водитель ему встречный иск по нанесению ущерба его автомобилю не выкатил и инцидент не получил огласки, а не заботится о возмещении стоимости «копеечной» муфты. Подозреваю, что на заправке или где-нибудь на складе компании имеется их запас. И стоимость запасных муфт давно самортизирована.

Я умышленно обозначил общий подход к проблеме, опуская какие-либо частности, которые зависят от конкретных условий каждого конкретного дела.

Напоминаю, что в случае нанесения ущерба движущимся автомобилем имеет место ДТП. Если муфта на заправке была одноразовой, или помимо муфты пострадало иное имущество, для водителя на первое место выходят обязанности при совершении ДТП. Согласно ПДД участники ДТП могут разбежаться, если они договорились о том, кто кому возмещает ущерб, или вообще отказались от возмещения ущерба. Обращение в ГАИ становится обязательным, если разногласия устранить не удалось.

Естественно, отсутствие претензий со стороны водителя и работников АЗС друг к другу должно быть каким-то образом зафиксировано - хоть на бумаге, хоть на диктофон, хоть на видео.

Покидать место ДТП, пока не улажены формальности, не рекомендуется - можно лишиться права управления на срок от года до полутора лет, либо вообще «загреметь» на 15 суток.

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») - книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.

На территории автозаправочных станций наиболее часто повторяемыми пожароопасными операциями являются: прием топлива от АЦ, хранение топлива (подземный резервуар), заправка транспортных средств. Параметры аварийных ситуаций определяли в соответствии с НПБ 107-97. Значения частот аварийных ситуаций получены из ГОСТ 12.1.004-91, на основании статистических и расчетно-аналитических данных.

Все пожароопасные аварийные ситуации разделены на три основных типа по стадиям технологического процесса.

Прием бензина в подземный резервуар от АЦ.

Сценарий 1. Разгерметизация резервуара АЦ. Причина – износ при эксплуатации. Самыми распространенными местами разгерметизации стенок емкостей являются сварные соединения АЦ. Для АЦ это чаще всего места соединения патрубка слива топлива и стенок резервуара АЦ. Частота события 1,3×10 -3 год -1 (значение взято из ГОСТ 12.1.004-91 для гидравлического резервуара).

Сценарий 2. Перелив топлива при заполнении подземного резервуара. Причина – ошибка оператора. Частота события – 6×10 -4 год -1 (Методическое обоснование и анализ риска процессов доставки, хранения и переработки и распределения нефтепродуктов, СЖУГ и СЖПГ на технологических объектах в районе г. Приморска, 1993г.).

Сценарий 3. Разгерметизация паровоздушного пространства технологической системы. Частота разгерметизации равна частоте разгерметизации трубопровода 7×10 -5 год -1 (Анализ и управление риском: теория и практика, 2000г.).

Хранение бензина в резервуаре.

Сценарий 4. Разгерметизация подземного одностенного резервуара. Частота события 1,3×10 -3 год -1 (значение взято из ГОСТ 12.1.004-91 для гидравлического резервуара). При подземном расположении резервуара при разгерметизации возможно попадание топлива в почву и грунтовые воды, а через них в подвальные помещения близко расположенных зданий. В дальнейшем не учитывается.

Выдача бензина при заправке транспортных средств.

Сценарий 5. Переполнение или разгерметизация топливного бака при заправке транспортного средства. Частота этого события – вероятность ошибки оператора 6×10 -4 год -1 (Методическое обоснование и анализ риска процессов доставки, хранения и переработки и распределения нефтепродуктов, СЖУГ и СЖПГ на технологических объектах в районе г. Приморска, 1993г.).

Сценарий 6. Разгерметизация гибкого шланга крана-пистолета. Основные причины: износ шланга при эксплуатации (6×10 -4 год -1 из ГОСТ 12.1.004-91 для гибкого шланга) и отрыв шланга при отъезде автомобиля при оставленном в баке автомобиля кране-пистолете – ошибка человека (6×10 -4 год -1 из Методических обоснований и анализа риска процессов доставки, хранения и переработки и распределения нефтепродуктов, СЖУГ и СЖПГ на технологических объектах в районе г. Приморска, 1993г.). Суммарная частота – 1,2×10 -3 год -1 .

Возможные события при утечке топлива: пожар пролива, пожар-вспышка, сгорание облака с развитием избыточного давления, без горения.

Для подземного резервуара и АЦ возможность реализации аварии с образованием огненного шара не рассматривается из-за малой вероятности, хотя теоретически такое развитие аварии возможно. Случаи факельного горения также не рассматривались, так как скорости истечения горючего при разгерметизации невелики для существования стабилизированного факела.

Пожар-вспышка или сгорание облака с развитием избыточного давления возможны только при наличии паровоздушного облака. Облако может образовываться в результате испарения с площади разлития жидкой фазы горючего и в результате выброса паров топлива при разгерметизации оборудования во время приема топлива от АЦ. При испарении из пролива облако образуется только при определенных климатических условиях (скорость ветра менее 1м/с – «безветрие»). Частота «безветрия» определяется по метеорологическим наблюдениям, так для Ленинградской области она составляет 0,27 год -1 . Источник зажигания должен появиться после образования облака достаточно большого размера, принято, что время задержки зажигания должно быть больше 15 м и менее 1 часа (частота этого – 0,2 год -1 из Аварии со сжиженными газами – анализ статистики, 1990г.). Вероятность аварии без воспламенения горючего оценивалась по времени задержки зажигания для облаков СУГ как доля случаев, в которых зажигание произошло более чем через 1 час (Аварии со сжиженными газами – анализ статистики, 1990г.). Вероятность случайного появления источника зажигания – 1 год -1 (двигатели внутреннего сгорания, соударение движущихся механических предметов – двери автомобилей и т.д.). Вероятность того, что после воспламенения произойдет взрыв, составляет 0,6, а вспышка – 0,4 (Методическое обоснование и анализ риска процессов доставки, хранения и переработки и распределения нефтепродуктов, СЖУГ и СЖПГ на технологических объектах в районе г. Приморска, 1993г.).

Вероятность реализации аварий.

Сценарий аварии

Ветвь аварии

Вероятность реализации ветви

Утечка ЛВЖ

Горение пролива

Пожар-вспышка

0,021

0,029

Без горения

0,05

Выброс паров ЛВЖ

Пожар-вспышка

0,11

Сгорание облака с развитием избыточного давления

0,16

Без горения

0,73

Вероятности сценариев аварий.

Сценарий аварии

Вероятность сценария аварии

Вероятность реализации ветви

Вероятность аварийной ситуации

Описание

1,3×10 -3

1,17×10 -3

Горение пролива

1,3×10 -3

0,021

2,73×10 -5

Пожар-вспышка

1,3×10 -3

0,029

3,77×10 -5

ВУВ

1,3×10 -3

0,05

6,5×10 -5

Без горения

6×10 -4

5,4×10 -4

Горение пролива

6×10 -4

0,021

1,26×10 -5

Пожар-вспышка

6×10 -4

0,029

1,74×10 -5

ВУВ

6×10 -4

0,05

3×10 -5

Без горения

7×10 -5

0,11

7,7×10 -6

Пожар-вспышка

7×10 -5

0,16

1,12×10 -5

ВУВ

7×10 -5

0,73

5,11×10 -5

Без горения

6×10 -4

5,4×10 -4

Горение пролива

6×10 -4

0,021

1,26×10 -5

Пожар-вспышка

6×10 -4

0,029

1,74×10 -5

ВУВ

6×10 -4

0,05

3×10 -5

Без горения

1,2×10 -3

1,08×10 -3

Горение пролива

1,2×10 -3

0,021

2,52×10 -5

Пожар-вспышка

1,2×10 -3

0,029

3,48×10 -5

ВУВ

1,2×10 -3

0,05

6×10 -5

Без горения

По материалам НТЖ «ПБ» №4, 2001

Читайте также:
  1. XIX и XX династии Египетских фараонов. Внутренняя и внешняя политика. Рамзес II и хетты. Причины упадка новоегипетской державы.
  2. Аномалии индивидуального развития. Типы врожденных пороков развития. Причины и профилактика врожденных пороков развития. Недоношенные дети и проблемы дефектологии.
  3. Бактериальный шок: 1) определение, этиология, клинические проявления 2) наиболее характерные входные ворота 3) факторы прорыва 4) патологическая анатомия 5) причины смерти.
  4. Бронхиальная астма: 1) этиология, патогенез 2) классификация 3) патоморфология острого периода 4) патоморфология при повторяющихся приступах 5) осложнения и причины смерти.
  5. Буржуазные реформы 60-70х гг. (земская, городская, судебная, военная) и причины их незавершенности.
  6. Бюджетный дефицит, причины его возникновения и пути его преодоления в странах с рыночной экономикой.
  7. Вероломное нападение Гитлеровской германии на СССР.Причины поражение красной армии в 1941-1942

1. Загорание нефтепродуктов всегда начинается со вспышки или взрыва паров с воздухом. Первоначальная вспышка паров переходит в воспламенение нефтепродуктов и создает условия для полного его сгорания. Взрывы и пожары могут происходить при воспламенении паро-воздушной смеси как внутри емкостного оборудования, так и на открытой площадке. (район дыхательных клапанов - СМДК-50).

По сравнению с бензином дизельное топливо испаряется значительно медленнее. Тем не менее взрыв смеси паров дизельного топлива с воздухом не уступает силе взрыва паро-воздушной смеси бензина.

Основными причинами возникновения аварий на АЗС являются: открытый огонь, искры, разряды статического электричества, грозовые разряды, самовоспламенение паров (при повышении температуры), пирофорные отложения.

Открытый огонь: зажженная спичка, лампа, брошенный окурок сигареты у хранилищ или ТРК; проведение ремонтных работ с источником открытого огня;

Искра: выполнение работ стальным инструментом, из выхлопных труб машин, эксплуатация неисправного электрооборудования, между раздаточным пистолетом и пластмассовой канистрой или канистрой и бензобаком;

Разряды статического электричества: нарушение системы защиты от статического электричества; плавающие на поверхности нефтепродуктов предметы могут накопить заряды статического электричества и, приблизившись к стенке резервуара, вызвать искровой разряд, который будет источником воспламенения; грозовые разряды, молния (при неисправности конструкций молниезащиты);

Природные катаклизмы.

2. При проведении операций наполнения и опорожнения резервуаров всегда существует вероятность образования в газовом пространстве над поверхностью жидкости смеси паров топлива с воздухом. При увеличении скорости налива нефтепродуктов в резервуары заряды статического электричества накапливаются быстрее, чем отводятся через заземление. В таких случаях с увеличением уровня налива (при наполнении емкости свыше 90% объема) растущее напряжение статического электричества может вызвать искровой разряд, а затем воспламенение или взрыв смеси паров с воздухом и пожар. Так как давление в момент взрыва достигает 1,5мПа, а температура взрыва 1500-1800°С может произойти разгерметизация сосуда. Это обусловит доступ кислорода в разгерметизированный сосуд, развитие пожара или образование огненного шара и дальнейшее развитие аварии. Скорость распространения пламени на поверхности зеркала бензина- 10-15 м /сек.Скорость распространения взрывной волны более 1500 м/сек.



3. Опасность аварии может возникнуть при проведении ремонтных работ в резервуарах. Особую опасность представляют собой пирофорные отложения железа под слоем НП, способные к самовоспламенению в присутствии кислорода воздуха при обычной температуре. Быстрое освобождение емкости от нефтепродуктов создает благоприятные условия для взаимодействия этих отложений с кислородом. При этом пирофорные отложения могут разогреться до температуры 500-700 °С и послужить источником воспламенения и загорания нефтепродуктов. Для предотвращения аварийной ситуации или аварии, вызываемой пирофорными отложениями, необходимо проводить своевременную зачистку резервуаров.

5. Эксплуатация неисправного оборудования, заземления, средств защиты от статического электричества и молнии, несоблюдение графика ППР, отсутствие квалификации у обслуживающего персонала, несоблюдение на АЗС "Правил пожарной безопасности", применение неомедненного инструмента, метроштока, способных вызвать искру - может привести к аварии.



Просмотров