Что не делает государство для защиты детей. Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в рф. Ребенок, неполноценный в физическом или умственном отношении, имеет право на особую заботу и предоставление особых условий

Права детей в Российской Федерации регулируются следующими законами:

  • "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
  • Семейный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
  • Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Ребенком в Российской Федерации признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).

Какие права имеет ребенок в соответствии с действующим законодательством?

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, гражданство.

Имя дается ребенку родителями, отчество - по имени отца, – родителей, либо если у родителей разные фамилии, то по взаимному согласию родители выбирают одну из фамилий.

Если родители не могут прийти к общему мнению по вопросу имени и фамилии ребенка, этот вопрос разрешается органом опеки и попечительства.

Родители, пока ребенку не исполнилось 14 лет, могут изменить его имя или фамилию с разрешения органа опеки. Если ребенку исполнилось 10 лет, то изменение имени или фамилии возможно только при его согласии.

2. Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, со своими родителями, которые должны заботиться о его воспитании, обучении, развитии.

Ребенок имеет право общаться с обоими своими родителями, а также другими родственниками. родителей и их раздельное проживание не должны влиять на права ребенка, даже в том случае если один из родителей проживает в другом государстве.

Компетентные органы могут запретить одному из родителей (либо обоим родителям) общаться с ребенком только в том случае, если такие действия необходимы для защиты прав и интересов ребенка.

3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и интересов.

Обязанность защищать права и законные интересы ребенка возлагается на родителей или законных представителей, а в случае их отсутствия на органы опеки и попечительства.

Если ребенок до достижения им возраста 18 лет признан полностью дееспособным в соответствии с законодательством, он имеет право самостоятельно защищать свои права.

4. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны своих родителей либо законных представителей (опекунов, попечителей и т.д.).

Злоупотребления могут выражаться в физическом или психологическом насилии, оскорблении, унижении ребенка, в сексуальных домогательствах, запугиваниях ребенка и т.п.

Ребенок может самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства (а по достижении возраста 14 лет – непосредственно в суд) с требованием защитить его от подобных злоупотреблений.


5. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, которые касаются его самого, отношений в семье.

Мнение ребенка может заслушиваться в судебных заседаниях. Учет мнения десятилетнего ребенка в судебном заседании является обязательным, если это не ущемляет права ребенка.

Свое собственное мнение ребенок имеет право выражать также в виде получения и передачи любой информации, как в письменном, так и в устном виде (произведения искусства и иные средства).

6. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и собраний.

7. Ребенок имеет право на доступ к информации.

Информация должна иметь благоприятную нравственную направленность, способствовать полноценному физическому и психическому развитию ребенка. От иной информации, наносящей вред благополучию ребенка, он должен быть защищен, в том числе и на законодательном уровне.

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

8. Ребенок имеет право на личную, семейную жизнь, неприкосновенность его жилища, право хранить в тайне свою переписку, телефонные переговоры, личные данные.

В случае посягательств или незаконного вмешательства, права ребенка подлежат защите.


9. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на защиту и помощь государства.

Для этого применяются процедуры усыновления, передача в приемную семью, либо в соответствующие социальные учреждения, созданные для ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без родителей.

10. Ребенок имеет право на полноценный уровень жизни.

Родители в силу своих физических и финансовых возможностей обязаны обеспечить ребенку уровень жизни, необходимый для его физического и духовного развития.

Государство в свою очередь обязано оказывать поддержку родителям, чьи возможности не позволяют обеспечить должный уровень жизни ребенку.

Например, малоимущим семьям предоставляются некоторые гарантии и льготы. государство оказывает материальную поддержку и предоставляет льготы.

11. Ребенок имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание, причем использование наиболее совершенных методов и услуг, а также приоритет при оказании медицинских услуг.

В этих целях ребенку предоставляется бесплатное медицинское обслуживание в государственных (муниципальных) учреждениях, включающее профилактику различных заболеваний, диагностику и лечение, реабилитацию, санаторное лечение и оздоровление детей.


Образование должно быть направлено на всесторонне развитие личности, талантов ребенка, его физическое и нравственное воспитание.

Дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных учреждениях общедоступно и бесплатно.

Высшее образование ребенок может получить, пройдя конкурс. При условии успешного прохождения высшее образование в государственных и муниципальных ВУЗах также бесплатно.

13. Ребенок имеет право на отдых и развлечения, соответствующие его возрасту, право участвовать в культурных мероприятиях, заниматься творчеством и искусством.

14. Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для его физического или психического здоровья, препятствует получению образования.

С этой целью в Трудовом кодексе РФ установлены соответствующие правила, в частности определяющие возраст, с которого ребенок может приниматься на работу, продолжительность его рабочего дня, запрет выполнения определенных видов работ и т.п.

15. Ребенок, неполноценный в физическом или умственном отношении, имеет право на особую заботу и предоставление особых условий.

Такой ребенок также имеет право на полноценную и достойную жизнь. Государство предоставляет таким детям соответствующие гарантии и льготы, оказывает их родителям материальную помощь.

16. Ребенок имеет имущественные права.

К ним относится право на получение содержания от своих родителей. Ребенок имеет право собственности на доходы, которые он получил лично, на имущество, подаренное ему, переданное в наследство либо приобретенное на его личные средства.

Распоряжаться данным имуществом он может по правилам, установленным Гражданским кодексом РФ (ст. 26 и 28 ГК РФ).

Создан при ООН с целью контроля за выполнением положений Конвенции о правах ребенка в странах, которые признали свое участие в подписании данного международного документа. О необходимости особо охранять права и интересы малолетних заявляется постоянно, но далеко не всегда для этого принимаются адекватные меры. Чтобы обезопасить жизнедеятельность той группы общества, которая неспособна в силу своего возраста защитить себя самостоятельно, создаются специальные органы. Их задача – обеспечить повсеместное соблюдение прав несовершеннолетних.

Один из важнейших документов, регламентирующих права несовершеннолетних – это Конвенция о правах ребенка. Она подписана рядом государств, которые обязались руководствоваться положениями данного документа при создании собственной законодательной базы. На государственных деятелях лежит ответственность контролировать соблюдение интересов детей в их стране. Для этого создаются различные организации. Отследить успешность их деятельности в целом и политики державы в области защиты детства, призван Комитет по правам ребенка. Задачи этой организации сводятся к тому, чтобы следить за исполнением государствами норм, прописанных:

  • в самой Конвенции о правах несовершеннолетних;
  • в протоколе, рассматривающем недопустимость вовлечения детей в вооруженные конфликты;
  • в протоколе о запрете торговли малолетними и их вовлечения в проституцию и порнографию;
  • в протоколе о процедуре сообщений.

Этот международный орган представляет собой состав из независимых экспертов из разных стран, общим числом восемнадцать человек. Их собрания проводятся с периодичностью три раза в год и проходят в Женеве. Каждая сессия работы Комитета включает:

  • пленарное заседание, длящееся три недели;
  • предсессионную рабочую группу, проходящую в течение одной недели.

Суть работы членов данного международного органа сводится к таким действиям:

  1. Оценка предоставленных странами-участницами докладов и отчетов о положении детей в данных государствах.
  2. Разработка рекомендаций для каждого члена комитета.
  3. Рассмотрение частных жалоб о нарушении прав малолетних.
  4. Опубликование общих замечаний, представляющих толкование правовых норм. В результате разрабатывается общее направление, которому должны следовать страны-участники, и отдельные советы конкретным странам.

Деятельность комитета в России

На одном из первых собраний Международного Комитета его членам было рекомендовано наладить работу подобных органов по защите прав ребенка внутри страны. Защита прав детей в России также связана с деятельностью такой организации. Ее существование в нашей стране началось с середины девяностых годов двадцатого века. Инициатором стали члены Министерства здравоохранения и социального развития, предполагая его как департамент по защите прав детей.

Профиль работы российского Комитета – защита интересов несовершеннолетних, пресечение случаев их нарушения. Его деятельность ведется в нескольких направлениях:

  1. Контроль за тем, как соблюдаются права детей в школе и в семье.
  2. Контроль за полнотой соблюдения юридических и гражданских прав несовершеннолетних.
  3. Организация просветительской работы среди родителей и педагогов по правовым вопросам, связанным с интересами детей.
  4. Совершенствование законодательной базы в рамках обеспечения максимальной защиты детских прав.

Первое направление предполагает, что Комитет – это тот орган среди прочих, куда опекуны или сам несовершеннолетний может обратиться в случае насилия над ним или морального оскорбления со стороны взрослых.

В рамках второго направления отслеживается соблюдение прав детей на образование, медицинскую помощь, на наследование ими имущества и финансов. Если члены Комитета сталкиваются с нарушением прав гражданского или юридического характеры, они обязаны рассмотреть этот вопрос и сообщить в соответствующие инстанции необходимую информацию. Третье направление обязывает Комитет:

  • знакомить взрослых с правами детей;
  • разъяснить законодательную базу по этим вопросам;
  • информировать об ответственности за нарушения интересов детей.

Основной международный документ, посвященный вопросу детства – это Конвенция о правах ребенка и протоколы к ней. Комитет, действующий на территории Российской Федерации, обязан следить, чтобы законодательная база страны не противоречила конвенционным положениям. В его обязанности входит и разработка проектов внутригосударственного совершенствования законов о детях.

Как обратиться в Комитет со своей проблемой

Для реализации деятельности Комитета по правам несовершеннолетних в России была введена должность Уполномоченного по правам ребенка. Произошло это первого сентября 2009 года, когда впервые был назначен детский омбудсмен при президенте РФ.

Поскольку огромная территория страны не позволяет решать множественные вопросы из центра, то в субъектах Федерации также появились уполномоченные по правам ребенка. Они получили название – региональные детские омбудсмены и призваны осуществлять надзорза соблюдением интересов маленьких граждан. Финансирование их деятельности возложено на власти регионов. При этом их службой руководит федеральный Уполномоченный при президенте.

Все заявления и жалобы, поступившие на официальный сайт федерального омбудсмена (с сентября 2016 года это Анна Юрьевна Кузнецова), перенаправляются для рассмотрения в конкретный район, о чем сообщается в письменной форме заявителю. Также указываются контакты для связи.

Функции уполномоченных определяются деятельностью Комитета по правам ребенка. Они на практике должны воплощать идеи и рекомендации международной организации. Задачи их работы таковы:


Чтобы задачи омбудсмена были решены, он наделяется определенными должностными полномочиями. Ему разрешено:

  • посещать при необходимости любую организацию и следить за ее деятельностью;
  • запрашивать необходимую информацию;
  • требовать пояснений от должностных лиц как о работе в целом, так и по конкретному делу.

Важным моментом в деятельности уполномоченных по павам ребенка является то, что у региональных омбудсменов есть свои общественные приемные. Сюда может обратиться любой человек, в том числе и ребенок, чтобы заявить о нарушении интересов несовершеннолетних. Это, пожалуй, единственная организация, где малолетний может действовать самостоятельно.

Важно также, что обратиться можно напрямую к конкретному человеку, а не к правоохранительной машине.

В каких случаях и как обращаются к омбудсменам


Для решения вопросов, связанных с ущемлением прав детей, при администрациях муниципальных образований создаются комиссии по делам детства. На заседаниях такой комиссии начальниками отделов подаются отчеты и решаются вопросы по основным направлениям деятельности. Также могут быть рассмотрены жалобы, поступившие в отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Иногда такая деятельность оказывается недостаточной. Чтобы решить индивидуальную проблему с участием , можно использовать несколько способов:

  • узнать адрес его общественной приемной в конкретном городе прийти туда лично (список уполномоченных, к сожалению, не представлен на официальном сайте);
  • написать письмо по адресу регионального или центрального омбудсмена;
  • оставить сообщение на официальном сайте Уполномоченного при президенте России по правам ребенка или обратиться туда по телефону.

В любом случае дело будет рассматриваться служащими в конкретном городе. Если же их работа будет неудовлетворительной, возможно направить свою жалобу выше. К омбудсменам обращаются в различных ситуациях:

  • конфликт между родителями и школьным руководством по вопросу качества образования, предоставляемого ребенку;
  • правовые консультации по вопросам детских прав;
  • предложения внести изменения для усовершенствования образовательного и воспитательного процесса;
  • получение информации о гигиенических и санитарных нормах в школе, а также других случаях.

Однако правоведы всегда напоминают, что решать дело лучше сначала самостоятельно, поскольку в ряде случаев это вполне возможно и продуктивно. Жаловаться уполномоченному необходимо тогда, когда не получается решить вопрос на месте.

Защита детства – это национальный интерес для каждого государства. Деятельность комитета по правам ребенка направлена на улучшение положения несовершеннолетних в мире в целом и в конкретных странах. Для реализации поставленных перед ним задач в России создана должность уполномоченного по правам ребенка, к которому напрямую может обратиться любой гражданин по вопросу, связанному с нарушением прав малолетних.

Права ребенка и их защита

Статья, в которой я пишу о защите прав ребенка, поможет ответить на вопросы:

Какие права имеет ребенок, только родившись;
- от кого нужно защищать ребенка;
- какие т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей;
- кто обязан защищать права ребенка;

Права ребёнка

Малыш, еще только родившись, имеет свои, гарантированные государством, законные права.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

    Ребёнок имеет право на семью.

    Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

    Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.

    Ребёнок имеет право на равенство.

    Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.

    Ребёнок имеет право на собственное мнение.

    Ребёнок имеет право на имя и гражданство.

    Ребёнок имеет право на получение информации.

    Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

    Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.

    Ребёнок имеет право на отдых и досуг.

    Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

    На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

    Еще одним актом, защищающим права ребенка, является Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году,

    Декларация прав ребёнка устанавливает следующие принципы:

1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

От кого нужно защищать ребенка?

В реальной жизни происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми. Защищать нужно от взрослых, от сверстников и, порой, от самих себя.

С какими ситуациями приходится сталкиваться чаще всего? Взрослые считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность - за дело ведь, накричать - а чтобы язык не распускал или лучше учился, назвать «идиотом», «тупицей». Действуя и благих побуждений, они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного. А это самые настоящие проявления насилия - физического или психологического, которые и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно - детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Жестокость сверстников, в основном подростков, отдельная тема для разговора. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание - это быть предельно внимательным к ребенку, стараться уловить все нестандартные проявления поведения; почаще «беседы беседовать»; вести диалог, а не просто расспросы; дабы не пропустить проблему.
Проблемы в общении со сверстниками приводят к девиантному поведению, склонности к деструктивным поступкам и суицидальным попыткам. И здесь приходится спасать ребенка самого от себя.

Т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей
Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), а позднее - в детские Дома, Центры или школы-интернаты. Основной задачей таких учреждений является социа-лизация воспитанников. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются в приемные семьи, под опеку или усыновляются.
Наиболее типичныенарушения прав таких детей - невыполнением государственных гарантий по финансовому содержанию; занижение норм государственного содержания детей в опекунских семьях, невыполнения федерального закона«О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»в отношении внеочередного обеспечения жильем. Острота проблемы не уменьшается в части своевременных алиментных выплат на детей в полном объеме.В результате нарушаются права детей на получение содержания от своих родителей.

Кто обязан защищать права ребенка?

В любой стране мира должна осуществляться защита прав и интересов детей. Довольно распространенное явление это нарушение прав несовершеннолетних. Зачастую дети не борются за свои права, да, в принципе, самостоятельно сделать это очень сложно. Кроме того, люди, которые могут помочь, просто не хотят на это тратить собственное время, да и усилия.

    Прокуратура

Детей необходимо рассматривать как самостоятельный субъект права.
Прокурор вправе (и должен) самостоятельно предъявить заявление в суд в защиту прав детей, а вот в защиту прав опекунов только в том случае, если опекун обратится с заявлением в прокуратуру и обоснует при этом свою невозможность действовать самостоятельно (например, по состоянию здоровья).

    Суд.

Защищать права ребенка следует в судах общей юрисдикции. Использовать этот метод могут абсолютно все физические лица. Несовершеннолетний, защищающий свои права, может использовать помощь родителя. Именно суд способен разрешить споры, которые связаны с воспитанием детей. Это касается лишения родительских прав, их ограничения, а также усыновления и его отмены. По некоторым причинам дети не могут самостоятельно отстаивать свои права и интересы. Поэтому необходимо чтобы был законный представитель. Ими могут являться опекун, усыновитель, приемные родители и т. д. Но стоит понимать, что и сами несовершеннолетние также должны привлекаться. Если ребенок является недееспособным, то ему не обязательно присутствовать на судебном процессе. Несовершеннолетний может отстаивать свои права как самостоятельно (если ребенку есть уже 14 лет) , так и с помощью опекунов, родителей, усыновителей.

    Родитель, приемный родитель, опекун.

    Законный представитель (например, директор учреждения, где находится ребенок).

    Органы опеки и попечительства.
    Принарушении законных интересов детей, их же родителями (опекунами, законными представителями), сам ребенок способен обратиться за помощью в органы опеки и попечительства. Если ребенку есть уже 14 лет, то он способен самостоятельно обратиться в суд.

    Комиссия по делам несовершеннолетних.

Проблема защиты прав ребенка всегда являлась самой актуальной, причем для многих стран. Она требует огромной ответственности. Это довольно сложный процесс из-за того, что многие механизмы защиты не действуют или же делают это не в полной мере.

Именно поэтому добиться определенного правосудия просто невозможно.
Государство обязано защищать несовершеннолетних, и разработать определенную систему. В нее необходимо объединить различные органы, которые способны отстоять права и защиты граждан. Что касается детей в этом случае, то защита проходит в два этапа. Первый это судебный, второй административный. Можно использовать сразу и тот и тот способ, но, как правило, выбирается только лишь один. Необходимо понимать, что эффективность защиты напрямую зависит от разработанных механизмов.

Защищают различные организации, в том числе наделенные специальными полномочиями комитеты по . Такие органы выполняют разнообразные функции, направленные на организацию и поддержание мероприятий по защите прав детей.

В России такое учреждение существует, более того, в каждом регионе есть специальные отделы, которые занимаются работой с населением. Одной из основных задач такой организации является оказание помощи нуждающемуся ребенку и привлечение к ответственности людей, совершивших преступные деяния в отношении несовершеннолетнего.

В данной статье мы подробно рассмотрим аспекты работы такой организации и расскажем о том, куда обратиться в случае возникновения проблемной ситуации.

Данная организация осуществляет свою деятельность на государственном уровне и отвечает за исполнение всех положений , ранее принятой большинством государств. В состав комитета входят независимые эксперты, которые несут ответственность за правильное и своевременное исполнение своих обязанностей. Не реже трех раз за год в Женеве проводится специальные сессии, которые необходимы для правильной организации работы отдельных представительств организации по всему миру.

Каждому государству изначально были даны рекомендации по разработке и внедрению независимого механизма, направленного на осуществление защиты и поощрения прав ребенка. Изначально орган был наделен правами по рассмотрению поступающих жалоб о нарушении прав несовершеннолетних граждан.

На территории РФ механизм был разработан в 1998 году, инициатором этого стал Минздравсоцразвития. Участие в разработке также принял Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Именно эта организация была призвана координировать внедрение каждой программы в интересах детей.

Кто такой уполномоченный по правам ребенка?

В рамках работы комитета была учреждена специальная должность – . Увы, деятельность уполномоченного не зафиксирована на федеральном уровне, и контроль по данному вопросу возлагается исключительно на региональные законодательные акты. Более того, в отдельных краях и областях страны ответственное лицо работает на общественных началах или в качестве сотрудника исполнительного органа власти.

Наибольшую независимость такая структура приобретает в том случае, когда действует как отдельный орган, призванный со стороны оценивать степень госучастия в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан. В отдельных случаях наблюдается «поглощение» данной структуры такими учреждениями, как трудовая инспекция или органы соцзащиты. Такой вариант недопустим, поскольку не позволяет исполнять УППР свои обязанности в полном объеме.

Перед представителем по правам ребенка ставятся такие задачи, как:

  • обеспечение защиты прав малышей и содействие по их восстановлению;
  • организация мероприятий, направленных на обеспечение правовой информированности детей и взрослых;
  • направление запросов в разные организации и предприятия;
  • получение необходимых материалов и информации на любом уровне;
  • беспрепятственное посещение любых организаций и проведение необходимых проверок;
  • привлечение экспертов и направление в исполнительные органы власти заявлений от лица ребенка о нарушении его прав.

Куда обращаться за помощью?

В последние годы в регионах стали появляться отделы по защите прав детства. Основными задачами таких организаций стало решение следующие вопросов:

  1. Рассмотрение поступивших устных и письменных жалоб.
  2. Правовое просвещение и оказание консультационных услуг населению.
  3. Проведение экспертной оценки вынесенных актов.
  4. Внесение отдельных предложений по улучшению законодательства в рамках функционирования учреждения.

Помимо таких отделов, помощь детям могут оказать:

  • Органы опеки и попечительства, чаще всего располагаются в Администрации региона или в образовательном отделе.
  • Прокуратура.
  • Инспекция по делам несовершеннолетних.
  • Комиссии по делам малолетних граждан, размещающихся при муниципалитетах.
Каждый из этих органов наделен определенными полномочиями по решению вопросов, связанных с нарушением прав несовершеннолетних граждан.

Порядок обращения в уполномоченную организацию

Ребенок имеет право сам обратиться за помощь в органы опеки по месту своего проживания, если ему исполнилось 14 лет. Также он может подать заявление в судебную инстанцию.

Если речь идет о малыше не старше указанного возраста, то сообщить о правонарушении в отношении ребенка обязаны должностные лица или граждане, которые стали свидетелями события.

Помимо сообщения, они обязаны предпринять определенные меры по устранению негативного влияния на малыша с учетом конкретной ситуации. Чаще всего всей работой в этом направлении руководит инспектор по охране детства. Дополнительную помощь оказывают другие организации, например, социальный психолог или педагог, центры соцреабилитации.

Заключение

Права ребенка в России защищают сразу несколько организаций. Одной из таких считается Комитет по защите прав ребенка. Данный орган должен действовать как отдельный независимый механизм и обеспечивать полноценную защиту несовершеннолетних граждан.



Просмотров