Авторское право на компьютерную программу. Права на программное обеспечение

Станислав Жарков.Глава из книги «Shareware: профессиональная разработка и продвижение программ».

Нужно ли регистрировать или патентовать свою программу

Согласно российскому законодательству о правовой защите программ для ЭВМ, а это в первую очередь Закон Российской Федерации о правовой охране программ для электронных, вычислительных машин и баз данных №3523-1 от 23 сентября 1992 года, авторское право на компьютерные программы возникает в силу их создания. Для признания и осуществления авторского права на программу не требуется депонирования, т.е - сдачи экземпляра программы на хранение, регистрации, патентования или соблюдения иных формальностей. Такой упрощенный порядок признания прав автора программы применяется для более надежной их защиты, т. к. в случае необходимости регистрации программы авторские права оставались бы без охраны, если автор по каким-либо причинам не мог зарегистрировать свою программу.

Замечание. Исключительные права на программу (см. разд. "Какие права есть у программиста" этой главы) могут передаваться авторами другим лицам - как физическим, так и юридическим, т. е. организациям. Поэтому, говоря о правах на соответствующую программу, да и вообще на любое произведение, охраняемое авторским правом, употребляют термин "правообладатель", а не "автор", т. к. владелец прав на программу не обязательно является ее автором.

Для оповещения о своих правах на соответствующую программу правообладатель может поместить в ней (обычно в диалоговом окне О программе About), справочной системы и файле readme.txt) знак охраны авторского права, состоящий из следующих элементов:

1. Буквы С в окружности или в круглых скобках.

2. Наименования (имени) правообладателя.

3. Года первого выпуска программы в свет.

Так как shareware-программы в основном предназначаются для иностранного рынка, то знак охраны авторского права в них обычно пишется на западный манер:

2. Буква С в окружности или в круглых скобках.

3. Год первого выпуска программы в свет и через средний дефис - год выпуска последней версии программы (естественно, если они не совпадают).

4. Наименование (имя) правообладателя.

5. Фраза "All rights reserved".

Примечание

Иногда, при составлении уведомления об авторских правах на русском языке, в него включают перевод фразы "All rights reserved": "Все права защищены", или дословный перевод: "Все права зарезервированы". Нужно сказать, что применение и первого, и тем более второго варианта перевода является неправильным, т. к. смысл этой фразы означает примерно следующее: "Все права принадлежат правообладателю". Всеобщая же распространенность упомянутых выше лаконичных имеющих угрожающий оттенок переводов, обусловлена, видимо, желанием обладателей авторских прав более четко донести до публики смысл знака ©.

Таким образом, типичное объявление своих авторских прав на sharware-программу выглядит так:

Copyright © 1998-2002 AVSoftware. All rights reserved.

Замечание Вопреки распространенному мнению, знак © не является указанием на то, что программа где-то зарегистрирована. Это - только оповещение об авторских правах.

Несмотря на то, что регистрация программ не требуется, обладатель прав на программу может по своему желанию зарегистрировать ее в Российском агентстве по правовой защите программ для ЭВМ и баз данных.

Для этого грамотно должна быть оформлена заявка (см. "Правила составления, подачи и рассмотрения заявок на официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин и баз данных", утвержденные Приказом РосАПО от 5 марта 1993 г. № 7п ). В заявку, помимо информации о программе и се авторе, включаются материалы, идентифицирующие программу, в том числе реферат. После одобрения заявки программа включается в Реестр программ ЭВМ, сведения о ней публикуются в официальном бюллетене Роспатента, а автору выдается свидетельство об официальной регистрации.

Государственная регистрация, несмотря на свой официальный статус и внешнее сходство с процедурой патентования, не имеет и сотой доли значения последней и не предоставляет никаких дополнительных прав. Например, техматериалов, которые предоставляются на депозитное хранение в Российском агентстве по правовой защите программ для ЭВМ и баз данных, недостаточно для проведения технической экспертизы при разрешении возможного спора об авторстве той или иной программы. Регистрация в основном нужна только тогда, когда планируется передача авторских прав на программу, и лицу, передающему права, требуется официальное подтверждение своих полномочии, чтобы предъявить его своему партнеру. Поэтому регистрация программ на практике - не очень частое явление.

А можно ли запатентовать свою программу, чтобы она была так же надежно защищена, как, например, и изобретения? Согласно п. 3 ст. 4 Патентного закона компьютерные программы и алгоритмы не относятся к числу патентоспособных изобретений, т. е. патентование программ не допускается.

Вопрос о том, нужно ли ввести в Российской Федерации патентование программ - очень дискуссионный. Большинство из российских ученых считают, что патентование компьютерных программ является нецелесообразным по многим причинам. Например, программы и так уже охраняются авторским правом, и эта охрана возникает в момент создания программы. А вот для того, чтобы защитить программу патентом (при этом объем прав, представленных правообладателю, будет такой же, как и в случае защиты авторским правом), нужно заполнить заявку, соблюсти определенные формальности, заплатить относительно крупные пошлины. Если по какой-то Причине срок уплаты пошлины будет пропущен, то патентная охрана прекращается. Авторское же право на программу действует в течение всей жизни автора и еще пятьдесят лет после его смерти, что является, учитывая скорость морального старения компьютерных программ, практически вечностью. Кроме того, возможны коллизии и злоупотребления, вызванные наличием дублирующих друг друга способов охраны программ для компьютеров.

Противоположная точка зрения тоже имеет сторонников, т. к. патентование программного обеспечения допускается в иностранных государствах. Однако, изучая практику по этому вопросу, существующую за рубежом, можно предположить, что патентование в обозримом будущем вряд ли коснется Shareware-программ. Например, в США, Великобритании и Европе, в Европейском патентном ведомстве, участниками которого являются 19 стран Европы: Германия, Австрия, Франция, Бельгия, Испания, Италия и др., патентуются такие программы, при использовании которых уже известное аппаратное обеспечение приобретает новые свойства. Естественно, такого рода программы имеют слишком высокую стоимость разработки и достаточно специфическую область применения, чтобы быть распространяемыми на shareware-рынке.


Какие права есть у программиста

Авторские права делятся на две группы: личные неимущественные и имущественные авторские права. Личные неимущественные права, как следует из их названия, связаны с личностью автора, не могут отчуждаться или передаваться по договору. Они могут принадлежать только автору. Личные неимущественные авторские права охраняются бессрочно.

Автором программы, как уже упоминалось в предыдущем разделе, признается физическое лицо, в результате творческой деятельности которого эта программа создана. Если программа создана совместной творческой деятельностью двух и более физических лиц, то независимо от того, состоит ли программа из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, или является неделимой, каждое из этих лиц признается автором такой программы. В случае если части программы имеют самостоятельное значение, каждый из авторов имеет право авторства на созданную им часть.

· право авторства - т. е. право считаться автором программы. Какими бы резкими не были повороты в судьбе автора, кто бы ни владел программой - но автором программы всегда будет считаться тот, чьим трудом она создана - и это право у автора никто не отнимет;

· право на имя - т. е. право определять форму указания имени автора в программе: под своим именем, под условным именем (псевдонимом) или анонимно;

· право на неприкосновенность (целостность) - т. е. право на защиту как самой программы, так и ее названия от всякого рода искажений или иных посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора. Это право, в отличие от прав на авторство и на имя, после смерти автора может передаваться по наследству, чтобы наследники могли защищать честь и достоинство автора.

Замечание

Неотчуждаемость и непередаваемость личных неимущественных прав дает основание такому распространенному заблуждению, что лишь эти права и являются "авторскими", т. к. они могут принадлежать только автору. На самом деле объем правомочий, охватываемых понятием "авторское право", гораздо шире - в него входят и имущественные права.

Вторая группа авторских прав - имущественные. Такие права, после создания программы принадлежащие ее автору, могут передаваться по договору, и в результате этого обладателями таких прав могут становиться как частные лица, так и организации.

Общий смысл имущественных прав - это право использовать программу или разрешать ее использование в любой форме и любым способом. В частности, автор (или обладатель исключительных прав на программу) имеет право осуществлять или разрешать:

· выпуск программы в свет;

· воспроизведение программы (полное или частичное) в любой форме, любыми способами;

· распространение программы. Это право в индустрии shareware нарушается чаще всего, когда кто-то начинает распространять чужие программы без разрешения правообладателя;

· модификацию программы для ЭВМ или базы данных, в том числе перевод программы с одного языка на другой. Это право также нарушается достаточно часто - например, когда пользователи из неанглоговорящих стран переводят интерфейс программы на свой родной язык, изменив DLL- или ЕХЕ-файлы программы. Впрочем, авторы относятся к таким самодельным модификациям своих программ лояльно (если, конечно, других изменений, например взлома защиты, нет) - ведь это только повышает популярность программы.

Допускаются и другие способы использования компьютерных программ, Закон не устанавливает их точный перечень, завершая список словами "иное использование программы". Важно то, что все права на любое использование программы принадлежат автору (или тому, кому эти права автором переданы).

Замечание

Среди пользователей распространено мнение, что программу в некоммерческих целях можно использовать бесплатно - это якобы разрешают статьи Закона об авторском праве и смежных правах. Это - всего лишь неудачная попытка оправдать использование пиратских копий программ "домашними" пользователями. Разрешения бесплатного использования программ в некоммерческих целях в законодательстве нет, только автор вправе решать, на каких условиях можно пользоваться его программой.

Имущественные права на программу, как уже упоминалось выше, могут быть переданы полностью или частично другим физическим или юридическим лицам. Передача прав осуществляется по договору, который заключается в письменной форме. Этот договор обязательно должен определять объем и способы использования программы, порядок выплаты и размер вознаграждения, срок действия договора. Кроме того, имущественные права на программу переходят и по наследству.

Использование программы осуществляется также по письменному договору с правообладателем. Естественно, при массовом распространении программ физически невозможно с каждым пользователем отдельно заключать договор. В этом случае допускается применение особого порядка заключения договоров, например путем изложения типовых условии договора на передаваемых экземплярах программ.

Таким особым порядком заключения договора на использование программы является лицензионное соглашение.

Лицензионное соглашение

Лицензионное соглашение (License Agreement, также End-User License Agreement (EULA) - лицензионное соглашение для конечного пользователя), прикладываемое к копии программы, является юридическим документом, определяющим условия, на которых владелец прав на программу разрешает ее использование. По сути дела, это двусторонний письменный договор между правообладателем и пользователем, договор, имеющий упрощенный порядок заключения: под ним не ставятся подписи его участников. Такое лицензионное соглашение считается заключенным, если пользователь устанавливает, копирует или осуществляет доступ или иным образом использует программу. Если пользователь не согласен с условиями лицензионного соглашения, то он обязан прекратить использование программы и удалить ее файлы со своего компьютера. Объем прав, предоставляемых лицензионным соглашением, называется лицензией.

Для shareware-программ, которые распространяются в виде файла инсталлятора, лицензионное соглашение обычно выполняется в виде текстового файла license, txt и/или раздела в справочной системе. Для того чтобы пользователь мог сразу ознакомиться с его условиями, и в дальнейшем лицензионное соглашение было всегда под рукой, рекомендуется:

· включить показ текста лицензионного соглашения в инсталлятор программы, чтобы пользователь не смог продолжить установку, не нажимая кнопку Согласен. Большинство современных пакетов для создания инсталляционных программ позволяют организовать эту функцию;

· при инсталляции программы создавать папке соответствующей программы в меню Пуск не только ярлык к файлу программы, но и к файлу license.txt. Можно также включить кнопку Лицензия для просмотра лицензионного соглашения в окне О программе (About).

Замечание

Кто-то из читателей, возможно, с иронией отнесется к тому, сколько внимания уделяется мной лицензионному соглашению. Тем не менее, лицензионное соглашение является действительно значимым юридическим документом, уважаемым не только официальными лицами, но и обыкновенными пользователями, особенно в странах Западной Европы и Северной Америки, которые являются основными легальными потребителями shareware-программ.

Большинство shareware-разработчиков особенно не утруждают себя самостоятельным составлением лицензионного соглашения к своим программам. Они просто копируют текст лицензионного соглашения к какому-нибудь известному и успешному продукту, справедливо рассудив, что условия такого соглашения выработаны профессиональными юристами, отражают сложившуюся в отрасли практику и "проверены временем". С юридической точки зрения и таком заимствовании нет ничего противозаконного: тексты юридических документов не защищаются авторским правом, и их можно копировать и изменять совершенно свободно.

Тем не менее, даже если вы копируете лицензионное соглашение из дистрибутива какого-либо другого продукта, внимательно прочитайте его текст. Возможно, он не совсем подойдет именно вашему продукту. Иногда доходит до смешного: автор программы предлагает своим пользователям перевести ее интерфейс на разные языки в обмен на бесплатную регистрацию, в лицензионном же соглашении (позаимствованном у другого shareware-продукта) написано, что перевод программы запрещен.

Учтите, что грамотное лицензионное соглашение к shareware-программе должно содержать следующие основные положения.

Во-первых, в самом начале лицензионного соглашения должен быть указан правообладатель программы, т. е. обладатель имущественных прав на нее. Так как распространение даже тех программ, написанных всего одним человеком и продвигаемых им же, все равно лучше всею производить от лица "фирмы", т. е. под псевдонимом, то в качестве правообладателя в лицензионном соглашении должно быть указано название этой "фирмы".

Во-вторых, из лицензионного соглашения пользователю должно быть четко видно, что право на использование программы он получает только после регистрации, а до этого он может использовать ее в течение тестового периода. Кроме констатации факта необходимости регистрации, нужно указать ее порядок - ссылку на страницу регистрации, цену программы и т. п.

Чем, например, плохи лицензионные соглашения ко многим "коробочным" продуктам, например, той же Microsoft Windows? Из их содержания совершенно не понятно, что программа должна быть куплена в магазине за определенную сумму. Такое лицензионное соглашение уже предоставляет пользователю право на использование программы, вне зависимости от того, каким образом в его руки попал соответствующий продукт. Из-за этого, например, к ответственности за незаконное использование "коробочных" программных продуктов практически невозможно привлечь "частного" пользователя. Обвинению довольно сложно доказать, что пользователь знал, чем отличается его диск с нелицензионной версией Windows от так называемых "упрощенок", т. е. версий "коробочных" продуктов, выпускаемых в простом оформлении, без коробки и печатной документации, в виде обычного компакт-диска, который к тому же продается по цене, примерно эквивалентной стоимости пиратского диска.

Другое дело - грамотно составленное лицензионное соглашение к shareware-программе. Вот, например, выдержки из текста файла license.txt, прилагаемого к известному файловому менеджеру FAR, в переводе с английского:

"Каждый может использовать это программное обеспечение в течение тестового периода продолжительностью в 40 дней. Если вы захотите использовать FAR после этого 40-дневного тестового периода, вы ОБЯЗАНЫ зарегистрироваться.

Зарегистрировавшись, пользователь получает неэксклюзивную лицензию использовать FAR на одном компьютере в любых законных целях".

И, чтобы у пользователя не возникло ложного впечатления, что он уже зарегистрировался, например, заполнив какую-нибудь опросную форму на сайте или приняв участие в online-голосовании, сообщается:

"Чтобы зарегистрироваться. Вы должны заполнить регистрационную форму и отослать ее вместе с регистрационной платой на один из авторизованных регистрационных сайтов (см. файл far__site.txt после установки программы )".

Разработчики архиватора WinZip пошли еще дальше:

они составили для своей программы два отдельных лицензионных соглашения - для незарегистрированных и зарегистрированных пользователей.

В третьих, в лицензионном соглашении, конечно же, должен быть указан объем прав, предоставляемых пользователю.

Одно из основных прав, предоставляемых пользователю, - право использования программы. Перечислить все то, что подразумевается под словом "использовать", невозможно, поэтому обычно в лицензионном соглашении также перечисляют такие действия, которые пользователю с продуктом производить запрещается. Например, может быть запрет изменять, дизассемблировать программу, сдавать ее в аренду, распространять зарегистрированную версию и т. п. А в лицензии на архиватор RAR, например, указывается: "Вы не можете использовать, копировать, эмулировать, клонировать, сдавать в аренду, давать напрокат, продавать, изменять, декомпилировать, дизассемблировать, передавать лицензированную программу или ее часть иначе, чем это описано в данной лицензии".

Для некоторых типов программного обеспечения могут указываться и специфические виды использования. Например, лицензии на компоненты и библиотеки для разработки программ могут включать разрешение использовать эти библиотеки и компоненты для разработки различных категорий программ - в зависимости от стоимости регистрации. Например, лицензия, приобретенная за 30$, может разрешать использование продукта для разработки только freeware и shareware-программ, а лицензия за 100$ может допускать разработку любого программного обеспечения, в том числе и коммерческого ("коробочного").

Кроме этого, в лицензии должно быть указано, на каком количестве компьютеров может быть установлена зарегистрированная пользователем программа. Большинство соглашений такую информацию содержит - кроме того, уже при заполнении регистрационной формы на сайте компании-регистратора пользователю предлагается выбрать, на сколько именно компьютеров он хочет приобрести лицензию - 1, 3, 5, 10, 20 и т. д. Некоторые программы не имеют лицензий на несколько компьютеров: если такую программу планируется применять, например, в локальной сети предприятия или компании, то нужно купить соответствующее количество "однопользовательских" лицензий. Однако такой порядок не всегда удобен. Например, многие пользователи спрашивают разработчиков shareware-программ: а что делать, если требуется работать с программой и на домашнем компьютере, и на переносном? Ведь было бы несправедливо заставлять пользователя приобретать еще одну лицензию на программу. Мне нравится, как этот вопрос решен в лицензионном соглашении к WinZip: "Эта копия WinZip может быть либо использована одним лицом, которое работает с данным программным обеспечением на одном или нескольких компьютерах, либо установлена на одном компьютере (рабочей станции), к которому не одновременно имеют доступ несколько человек, но не оба варианта сразу.

При определении объема прав, передаваемых пользователю, всегда существует вероятность, что составитель лицензионного соглашения забыл указать какие-либо права, которые он передает или, наоборот, не передает пользователю. Также возможна ситуация, когда по истечении некоторого времени могут появиться новые возможности использования программы, которые обусловлены закономерным развитием науки и техники. В результате этого может получиться так, что пользователь, руководствуясь принципом "что не запрещено, то разрешено", будет использовать программу способом, против которого обладатель прав обязательно возражал бы. Для того чтобы исключить возникновения такой коллизии, во многих лицензионных соглашениях записывается следующее положение: "Любые другие права, не указанные явно в настоящем Соглашении, принадлежат [наименование правообладателя]". Аналогичный смысл имеет уже процитированная выше фраза из лицензионного соглашения RAR: "Вы не можете использовать [...] лицензированную программу или ее часть иначе, чем это описано в данной лицензии".

Помимо объема передаваемых прав, нужно указать территорию, на которой программа может применяться. В большинстве соглашений авторы пишут, что их продукты можно использовать в любой стране мира. Это, конечно, очевидно, однако такое уточнение необходимо, т. к. в лицензионном соглашении, как юридическом документе, не должно быть никаких неясностей.

К теме территориального распространения прав относится вопрос о том, что делать, если законы страны, где живет пользователь, противоречат условиям лицензионного соглашения. Думаете, это актуально только для тех нецивилизованных стран, где авторское право отсутствует, и разработчики программ никак не защищены? Вовсе нет, такая ситуация вполне возможна и России. Например, по российскому законодательству пользователь может передать (например, продать) имеющуюся у него лицензионную копию программного продукта кому-либо еще, при условии, что он прекратит использование продукта и сотрет у себя на компьютере все соответствующие файлы. Лицензии на большинство приложений, рассчитанных на массового пользователя, это позволяют. Но не все. Например, однажды мне попалось в руки лицензионное соглашение к программе для научных расчетов, стоимость которой составляет ни много ни мало 30 000$. В нем был пункт, запрещающий передачу экземпляра программы третьим лицам без согласия компании-производителя.

Такие коллизии между условиями лицензионного соглашения и правилами установленными законодательством, разрешаются достаточно просто: право пользования программой предоставляется только на условиях, описанных в лицензионном соглашении. Поэтому если пользователь не согласен с ним, то он обязан прекратить использование копии продукта, вернуть ее производителю и получить свои деньги обратно. Но, чтобы внести окончательную ясность, некоторые разработчики предусмотрительно записывают в лицензионном соглашении: "Если условия данного Соглашения противоречат законодательству Вашей страны, использование данного продукта запрещается"

Может ли ваш босс отнять у вас программу

Этот вопрос волнует многих начинающих shareware-разработчиков, так часто путь в shareware-бизнесе начинается с места штатного программиста в какой-нибудь компании, а первая shareware-программа нередко пишется в рабочее время и на оборудовании, принадлежащем работодателю.

Некоторые думают примерно так: "Да что я, зря все эти годы работал программистом за крошечную зарплату? Вон, в прошлом году закончил проект, из-за которого у меня начальник немало крови попил, босс доволен остался, даже премию в два оклада выписал... Возьму-ка я ту программу, оформлю ее как shareware и буду продавать! Ведь автор-то - я!"

Поступать так не стоит даже и пытаться. Скорее всего, вам будет предъявлен серьезный иск в нарушении авторских прав, и выйти из судебного разбирательства победителем нет шансов. И вот почему.

Имущественные права на программу (как и другое произведение), созданную в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя (так называемая служебная программа), принадлежат работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Естественно, работодатель, который и так выплачивает автору зарплату и несет другие расходы, связанные с содержанием персонала, заинтересован в полной передаче имущественных прав на программу.

У автора остаются личные неимущественные права - например, право на авторство, на имя и т. п. Но обладание этими правами не позволяет автору заниматься распространением программы - это относится к сфере имущественных прав, которые, как уже говорилось выше, по умолчанию принадлежат работодателю.

Чтобы программа считалась служебной, работодатель должен четко зафиксировать конкретные служебные обязанности сотрудника (например, в должностной инструкции) или выдать ему служебное (например, техническое) задание, причем обязательно в письменной форме.

Для того чтобы закрепить взаимоотношения работодателя и автора при работе по какому-либо определенному проекту, работодатель может заключить с автором договор, в котором будут подробно расписаны условия работы. Чтобы увеличить заинтересованность своего сотрудника в результатах работы по созданию программного обеспечения, работодатель может определить размер выплаты автору в качестве вознаграждения, дополнительно к заработной плате, определенного процента с дохода или прибыли, полученной работодателем от реализации данной программной разработки.

А вот если программист пишет на рабочем месте программу без ведома работодателя, в свободное от выполнения основной работы время - например, какие-то утилиты "для себя", то все авторские права, в том числе и имущественные, в данном случае сохраняются за автором. Конечно, работодатели не одобряют такую деятельность, и лучше стараться не предавать ее огласке.

В соответствии с Законом об авторских и смежных правах (далее – Закон), компьютерные программы относятся к объектам авторского права. Компьютерная программа – понятие собирательное, которое включает в себя как обычные программы, так и, например, приложения для мобильных телефонов, SaaS-программы и многие другие.

Компьютерная программа по общему правилу охраняется в течение периода, равного жизни автора плюс 50 лет после его смерти. В некоторых государствах (например, США) такой период равен жизни автора плюс 70 годам после его смерти.

В настоящий момент многие разработчики программного обеспечения задаются вопросом: как охранять свой продукт, как оформить права на ПО и как защитить в себя в случае кражи программы или ее части. На эти и другие вопросы ответил Тимофей Савицкий , юридическая фирма COBALT.

В соответствии с актуальным белорусским законодательством (и законодательствами абсолютного большинства стран мира) для возникновения авторского права не нужно никаких формальностей, например, государственной регистрации. Авторское право возникает по факту создания произведения. Сам факт создания, тем не менее, необходимо подтверждать, в случае, если возникают споры с третьими лицами.

Как это можно сделать:

  1. Опубликовать произведение (в том числе и разместить его онлайн).
  2. Отправка автором (авторами) письма самому себе (или нескольким лицам) с запечатанным в письме экземпляром программы. Старый «дедовский» способ, при котором на запечатанном конверте будет проставляться почтовая печать с датой. По этой дате потом можно доказывать факт создания произведения (при предъявлении претензий со стороны третьих лиц).
  3. Регистрация и депонирование ПО в Национальный центр интеллектуальной собственности в соответствии с установленной процедурой (подробнее можно посмотреть ). Программа после регистрации вносится в реестр компьютерной программы.
  4. Заключение договора уступки имущественных прав, лицензионного договора, договора на разработку ПО, авторского и иных видов договоров. Дата подписание таких договоров будет являться свидетельством признания сторонами факта создания ПО на момент подписания договора.
  5. Заключение договора между авторами об использовании объекта авторского права (при наличии нескольких авторов). Дата его подписания будет являться доказательством создания ПО на определенный момент времени.

Безусловно, потенциальный нарушитель может оказаться проворнее вас и совершить какую-либо из обозначенных процедур раньше. В этом случае доказать факт приоритетности создания ПО будет достаточно тяжело. Именно поэтому о закреплении факта создания ПО нужно думать на самых первоначальных этапах развития продукта.

Кроме того, крайне сложно доказать факт кражи части кода. А с учетом того, что код может быть динамичным (например, меняться от прототипа до финальной версии и дальше), порой доказать заимствование может быть и практически невозможно.

  1. Любое воспроизведение ПО или его части;
  2. Переработка ПО;
  3. Подготовка производного произведения;
  4. Незаконное производство экземпляров ПО (контрафакт);
  5. Действия по взлому технически мер защиты (DRM, TPM)
  6. Иные.

Для защиты своих прав необходимо будет предъявление доказательств авторства на определённое произведение (см. выше). Защищать авторское право можно по следующим основаниям и направлениям:

  1. Технически (DRM, TPM);
  2. В гражданско-правовом порядке;
  3. В административно-правовом порядке;
  4. В уголовно-правовом порядке.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав закреплена в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее – ГК) и Законе. Так, в случае нарушения исключительного права на объект авторского права ГК предусмотрены следующие виды способов защиты прав:

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

Пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

Возмещения убытков;

Взыскание неустойки;

Компенсация морального вреда;

Прекращение или изменение правоотношения;

И другие.

Возмещение убытков

Наряду с данными способами автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти до пятидесяти тысяч базовых величин , определяемом судом с учетом характера нарушения.

Привлекать в гражданско-правовой ответственности за нарушение авторского права необходимо через подачу соответствующего искового заявления в Судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного суда.

Административная ответственность за нарушение авторских прав закреплена в ст. 9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП). Согласно ч. 3 ст. 9.21 КоАП незаконное распространение ПО (например, установку в офисе на компьютерах) или иное незаконное использование (например, выполнение рабочих операций в рамках должностных обязанностей) влечет наложение штрафа в размере от 20 до 40 базовых величин.

Более того, за указанные нарушения предусматривается конфискация предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации. На индивидуального предпринимателя налагается штраф в размере от 30 до 70 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, а на юридическое лицо - от 50 до 200 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.

Для того чтобы привлечь нарушителя к административной ответственности необходимо обратиться в соответствующие правоохранительные органы (т.е. милицию). С учетом новизны подобных дел для наших правоохранительных органов и, во многих случаях, отсутствия специальных знаний в сфере интеллектуальной собственности, такие меры не всегда отличаются эффективностью. Тем не менее, есть примеры некоторых компаний, которые преследует нарушителей в административном порядке (в частности, Microsoft).

Следует обратить внимание, что за хранение контрафактных изделий с целью распространения, ч. 2 ст. 9.21 КоАП также установлена административная ответственность. Более подробно о том, что это означает можно прочитать

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена ст. 201 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК). Объективная сторона преступления, предусмотренная ч. 2 ст. 201 УК, включает незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение или сопряженные с получением дохода в крупном размере. Наказываются общественными работами, или штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.

На практике, уголовные санкции к нарушениям авторского права фактически не применяются.

Таким образом, для такого, чтобы защищать свои права на ПО необходимо позаботиться о том, чтобы собрать необходимые доказательства авторства на него. Существует ряд мер, которые можно принимать для отстаивания своих интересов: например, подача гражданско-правового иска или защита в административном порядке.

В любом случае, привлечение нарушителя к ответственности иногда может быть затруднено рядом факторов – например, сложностью доказывания факта незаконного использования ПО, длительностью и стоимостью судебных разбирательств, отсутствием необходимых знаний для разрешения подобных дел у правоохранительных органов. Эти факторы следует принимать во внимание, прежде чем инициировать какие-либо действия в отношении нарушителей.

Правовое регулирование оборота компьютерных программ.

Бернская конвенция вводит ряд основных принципов охраны произведений:

  • принцип ассимиляции - национальный режим охраны в стране происхождения и свой национальный режим охраны в других странах Бернского союза плюс права "особо предоставляемые конвенцией"
  • национальный принцип - предоставление охраны вне зависимости от места первой публикации, основываясь на гражданстве или постоянном проживании автора в стране участнице
  • территориальный принцип - предоставление охраны вне зависимости от гражданства или постоянного пребывания в странах-участниках, основываясь на месте первой (или одновременной) публикации в одной из стран Бернского союза
  • принцип автоматической охраны, согласно которому предоставляемая охрана не должна обуславливаться соблюдением каких-либо формальностей
  • минимальный обязательный (50-летний) срок охраны авторского права исчисляемый со дня смерти автора

Всемирная (Женевская) конвенция предъявляет менее жесткие требования к охране произведений. Так п. 2 ст. 3 Всемирной конвенции разрешает странам участницам отходить от принципа автоматической охраны и требовать выполнения формальностей для приобретения и реализации авторских прав по отношению ко всем произведениям, впервые опубликованным на их территории, и по отношению к произведениям отечественных авторов, независимо от места их опубликования. Однако в силу п.1 той же статьи это положение не распространяется на произведения, впервые выпущенных в свет вне территории данного государства и авторы которых не являются его гражданами, если начиная с первого выпуска в свет все экземпляры будут носить знак охраны авторских прав с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска в свет. Последнее положение является достаточно важным для отечественных программ, которые экспортируются в страны участницы Женевской конвенцией, требующие обязательной регистрации программ.

Как известно, 25 ноября 1996 года парламент России ратифицировал Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между РФ, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны . Это соглашение вступило в силу для России 1 декабря 1997 года. В ст.54 указанного соглашения стороны подтвердили важность обеспечения должного уровня эффективной охраны и обеспечения реализации прав интеллектуальной собственности. В п.1 Приложения 10 к данному соглашению, Россия приняла на себя обязательство к концу пятого года после вступления этого соглашения в силу обеспечить уровень защиты прав на интеллектуальную собственность "аналогичный уровню, существующему в Сообществе, включая эффективные средства обеспечения соблюдения таких прав". В области охраны программного обеспечения существует Директива Совета ЕС 91/250/ЕЕС от 14 мая 1991 г. О правовой охране программ для ЭВМ. Соответственно к концу текущего года, российского законодательство должно прийти в соответствие с данной директивой. Отметим, что пока наше законодательство данной директиве не соответствует. Подробный анализ применения положений директив ЕС к нашему законодательству представлен в других работах .

Нормы, касающиеся прав авторов, содержаться также в многочисленных двусторонних и многосторонних соглашениях Российской Федерации, однако в целом они не вносят никаких новых принципов в правовое регулирование данной области.

В-третьих, авторское право охраняет только форму программы и порождаемого ею аудиовизуального отображения. Авторское право не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программы или какого-либо ее элемента, в том числе на идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма, а также языки программирования .

В-четвертых, авторское право распространяется на программы "являющиеся результатом творческой деятельности автора ". Использование такой исключительно философской категории как творческая деятельность в нормативном документе, на наш взгляд, нецелесообразно. Факт творческой деятельности практически невозможно доказать или опровергнуть, ввиду отсутствия формально определенного понятия творчества. Более удачным с этой точки зрения представляет положение указанной ранее Директивы ЕС: "Программа для ЭВМ подлежит охране, если она является оригинальной в том смысле, что является результатом собственной интеллектуальной деятельности ее автора ".

В-пятых, автору программы принадлежат два вида прав: личные неимущественные и имущественные (исключительные) права. "Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения 27 ". Имущественные права на программу действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, после чего переходят в разряд общественного достояния (для исчисления сроков охраны в особых случаях указаны другие (меньшие) сроки). Все личные права автора программы охраняются бессрочно .

Отметим еще одну особенность авторского права, присущую отечественному законодательству. Автор программы - всегда физическое лицо . В настоящий момент юридическое лицо не может быть признано в России автором программы, а соответственно не может претендовать на личные неимущественные права. Это, конечно, не касается зарубежных юридических лиц, получивших авторское право в силу своего национального законодательства. Они будут признаваться авторами и у нас .

На самом деле, эту последовательность операторов нельзя отнести ни к изобретениям (мешает несоответствие критерию изобретательского уровня), ни к объектам авторского права (мешает не соответствие критерию уникальности).

Применение к программам патентной защиты приведет к абсурдным результатам. Высокая стоимость патента, необходимость его истребования в каждой из стран, длительная процедура экспертизы - все это приведет к тому, что большая часть программного обеспечения просто останется без защиты. А патентование объектов, с мягко говоря спорным изобретательским уровнем (код программы при известных принципах организации алгоритма на наш взгляд "явным образом следует из уровня техники"), приведет только к торможению прогресса и еще большей монополизации рынка программного обеспечения.

Применение к программам авторско-правовой защиты также имеет существенные проблемы. Проблемы связаны с тем, что уникальность объекта, невозможность независимо создать идентичное произведение искусства, лежит в основе авторского права. Именно поэтому для признания прав автора на произведение не требуется специальной регистрации. Отсутствие свойства уникальности должно выводит объект из под авторско-правовой охраны.

Надо понимать, что с тех пор, когда было принято решение о авторско-правовой защите программ прошел длительный (в масштабах развития отрасли информационных технологий) этап времени. Те вещи, которые казались очевидными тридцать лет назад, сегодня по меньшей мере спорны. К ним относится и творческий характер программирования, являющейся одной из основ авторско-правовой охраны.

Некоторые программы действительно являются творческими произведениями. Творческий характер труда программиста обуславливается сложностью и неоднозначностью реализации алгоритма в форме программы. Программист стремится реализовать код оптимально, сделать программу быстрой и компактной. В этом смысле нельзя не согласиться с известнейшим авторитетом в области информатики и программирования профессором Дональдом Е. Кнутом, что "составление программ сродни сочинению стихов и музыки ", но надо учесть, что он говорил о программировании 50-x-70-х годов.

Отрасль информационных технологий интенсивно развивается. То программирование, о котором говорили как о "высшей форме творчества " уходит на второй план и на смену ему приходит программирование коммерческое. Все растущие мощности компьютеров позволяют составителям программ не очень заботиться об их скорости и компактности, что ведет к реализации алгоритмов напрямую, без внесения творческого вклада собственно в процесс программирования. Средства визуального программирования (например Visual Basic ), позволяют превратить процесс написания программы в применение примитивного набора стандартных приемов. Нельзя назвать творческим процессом действия, которые могут быть повторены любым специалистом и приведут к идентичным результатам. Такой процесс называется ремеслом.

Однако отсюда не стоит делать выводов о том, что программы - как результат ремесла - не требуют защиты в рамках института исключительных прав. Исключительные права вытекают не из творческого характера или изобретательского уровня программы, а из ее нематериальной природы. Как справедливо замечает проф. В.А. Дозорцев, исключительное право, всего лишь замена праву собственности для материальных объектов . Оно не является чем-то принципиально новым, а лишь естественным образом применяет устоявшиеся правовые принципы к объектам с другими натуральными свойствами. Однако, целесообразность наличия личных неимущественных прав создателя программы, в этом свете, вызывает сомнение.

Но как же быть? Ведь, несомненно, последовательность операторов, как и любой другой объект интеллектуальной деятельности, требует защиты. В первую очередь защиты от распространения третьими лицами. Эта защита нужна программам в силу того, что затраты на их производство несравнимы с затратами на их тиражирование. Ведь защищая программу, мы защищаем вложенные в нее инвестиции.

Один из возможных ответов на этот непростой вопрос, содержится в §5.6 , посвященном свободным программам.

Так, в соответствии с п.1 ст.13 Закона об АПиСП авторами аудиовизуального произведения являются лишь режиссер-постановщик, автор сценария и автор специально созданного музыкального произведения. Кого именно следует отнести к авторам программы, это вопрос требующий отдельного изучения, однако аналогия в данном случае очевидна.

Вопрос с соавторством в юридической науке является спорным. Признание соавтором ведет к признанию за лицом равного права на программу независимо от степени его творческого вклада. Может получиться, что человек, создавший незначительный элемент программы, получит равные права с тем, кто внес основной творческий вклад и, будь у него немного больше времени, обошелся бы без помощи данного лица, придя к тем же самым результатам.

С другой стороны, нередко человек оказывающий автору лишь техническую помощь (отладка программы, подбор алгоритмов и т.п.) тратит значительно больше сил и времени чем непосредственный автор.

Согласно закону, авторское право принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли созданная ими программа неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение . Соответственно, выделяют раздельное и нераздельное соавторство. В случае раздельного соавторства, каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть программы, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Ответственность соавторов в раздельной программе, будет ограничиваться рамками созданной соавтором части. Нераздельное соавторство всегда будет вести как к совместному решению вопросов о судьбе программы и ее отдельных частей, так и к совместной ответственности, в случаях нарушения авторского договора. Если программа соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить ее использование.

Право на использование программы в целом всегда принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними. Решение соавторами принимается сообща, а не большинством голосов. Если же общего согласия не достигнуто, вопрос решается судом.

Закон понимает под соавторством только совместный творческий труд. Следовательно, соглашение между соавторами о создании соавторского произведения (устное или письменное) обязательно должно существовать. Отсутствие такого соглашения никогда и ни при каких условиях не приводит к соавторству.

Так создатель независимого компонента, не становиться соавтором программы, в которой этот компонент используется, если только между авторами программы и компонента не существовало специальной договоренности на сей счет. Не становится соавтором программы и специалист локализующий программу и переводящий ее на другую платформу.

Представляется, что в случае если участие некого лица состоит лишь в создании независимой части программы, которая может использоваться самостоятельно, соавторство должно возникать, только если данный объект создавался специально для нужд программы. В противном случае, между создателями программы и компонента должен быть заключен авторский договор, разрешающий использование компонента в программе и оговаривающий все существенные условия.

Отсюда следует вывод, что автор может сколь угодно жестко ограничить правомерного владельца в праве использования программы по назначению. Так например, автор может установить запрет на использование программы членами семьи владельца или запретить запуск программы в определенное время суток. Возможность запрета на исправление явных ошибок, при том, что разработчики, как правило, полностью снимают с себя ответственность за их последствия, также вызывает недоумение.

Рассматриваемая статья закона закрепляет за правомерным владельцем экземпляра программы также право на воспроизведение и преобразование объектного кода в исходный текст (как лично так и при помощи иных лиц), если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюдении ряда условий.

Даже имея специализированное образования в области разработки программного обеспечения, сложно вообразить себе случаи, в которых данное право может оказаться полезным.

Пожалуй, единственное право, которое действительно остается за владельцем, это право на архивную копию. Так законный владелец экземпляра программы вправе изготовить единственную копию программы при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей и для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда оригинал программы утерян, уничтожен или стал непригоден для использования. При этом копия программы не может быть использована для иных целей, и должна быть уничтожена в случае, если владение экземпляром этой программы перестает быть правомерным.

Однако это не все ограничения на свободное использование программы. Так п.3 рассматриваемой статьи гласит, что применение рассмотренных положений не должно наносить неоправданного ущерба нормальному использованию программы и не должно ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного правообладателя.

На наш взгляд, злоупотребить полномочиями указанными в предыдущих пунктах данной статьи просто не представляется возможным и последний пункт явно излишен.

Есть несколько категорий программ, правообладатели которых разрешают их воспроизведение, распространение, а иногда и использование любым заинтересованным лицам. О них мы поговорим в главе, посвященной передаче авторских прав.

17 Обе конвенции действует для России с 9 марта 1995 года, на основании постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224

39 Кодер (проф. сленг от анг. coder) – специалист, который пишет программу в соответствии с подробным техническим заданием. В обязанности кодера, как правило, не входит разработка алгоритма или принципов интерфейса, он занимается исключительно реализацией чужих идей.

40 Э.П. Гаврилов Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах" М.: Фонд "Правовая культура", 1996. Комментарий к ст.10

41 Э.П. Гаврилов Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах" М.: Фонд "Правовая культура", 1996. Комментарий к ст.13

42 Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей. (абз.2 ч.1 ст.10 Закона об АПиСП)

43 Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). – М.: Норма, 2000, С.183

44 абзац 9 п.1 Ст.1 Закона о ПрЭВМ

45 Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). – М.: Норма, 2000, С.102

46 А.П.Сергеев. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – М.,2001 , С.225

47 ст.4 Закона об АПиСП

48 Отметим, что в законе вместо используемого нами слова владелец применяется слово пользователь . Очевидно, законодатель не имел здесь в виду пользователя, в том смысле, в котором он употребляет этот термин в других статьях закона. На наш взгляд, это всего лишь свидетельство низкой юридической техники составителя рассматриваемого законодательного акта.

49 А.П.Сергеев. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – М.,2001 , С.114

50 Например, п.3 Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ (утв. приказом Минфина РФ и Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 5 августа 1996 г. NN 71, 149)

В соответствии с действующими в России законами возникновение всех авторских прав, а также их защита обусловлены одним лишь фактом появления произведения в объективном виде (рукописи, рисунке, модели и т. д.). Даже если творческая работа после создания никогда не будет вынесена на суд общественности, весь комплекс мер по охране авторских прав при необходимости может быть применен и к такому творению.

Являясь участником Бернской конвенции, Россия придерживается того правила, что для возникновения, осуществления и охраны прав автора регистрацияне нужна. Однако, понимая всю трудность доказывания своих прав в области авторских отношений, создатели произведений стремятся регистрировать авторские права.

Существует несколько вариантов, как закрепить авторское право на произведение документально. Остановимся подробно на самых распространенных способах регистрации авторского права.

Депонирование произведения

Самый популярный способ регистрации прав автора, который создатели творческих работ используют многие десятилетия, — депонирование произведения. То есть передача в специальную организацию исходников, копий или первых экземпляров созданных работ на хранение. При этом данные автора закрепляются за определенным произведением в специальных реестрах (списках), а самому автору выдается свидетельство об этом.

Довольно большое количество организаций в наши дни предоставляет такую услугу. Наиболее крупные и авторитетные из них Российское авторское общество, Российская государственная библиотека («Ленинка»), в отношении литературных произведений — Российское авторско-правовое общество «Копирус». У этих организаций есть сайты, где можно ознакомиться со стоимостью услуги по депонированию произведения, режимом работы и документами, которые необходимо предоставить. Сайт авторского общества — http://rao.ru , сайт библиотеки — http://www.rsl.ru , сайт «Копирус» — http://www.copyrus.org .

До того, как описанный способ регистрации прав автора был поставлен «на поток», авторы самостоятельно прибегали к схожему варианту. Экземпляр произведения заказным почтовым отправлением автор отправлял сам себе. Невскрытая корреспонденция с образцом творческой работы и почтовым штемпелем на упаковке была прекрасным доказательством принадлежности авторских прав в суде.

Регистрация прав на программы для ЭВМ и базы данных

Возможность регистрации авторских прав на программы для ЭВМ и базы данных прямо предоставлена Гражданским кодексом РФ. Такая фиксация прав не является обязанностью. Напротив, в статье 1262 ГК РФ законодатель специально указывает, что оформление таким образом своих прав является исключительно волей автора.

С заявкой на регистрацию своих прав может обратиться автор программы (базы данных) самостоятельно, доверенное лицо автора, соавторы или организация. На каждую программу или базу данных оформляется отдельный пакет документов. После регистрации информация о произведении заносится в специальный реестр, а автору выдается документ (свидетельство) о принадлежности его авторских прав. Дальнейшую продажу прав на зарегистрированную программу или базу данных также придется регистрировать.

Не производится процедура регистрации программ и баз данных, содержащих сведения, имеющие отношение к гостайне.

Более подробную информацию о стоимости услуги и необходимых документах можно получить на сайте организации по адресу: http://www.rupto.ru/.

Регистрация товарного знака

Скачать форму заявки

Если результатом творческого интеллектуального труда автора стал такой продукт, который можно обозначить особым отличительным наименованием, то свои притязания лучше всего подтвердить регистрацией авторского права на товарный знак (знак обслуживания).

Операциями по регистрации товарного знака занимается Роспатент. Обратиться с заявкой на регистрацию товарного знака может юрлицо или индивидуальный предприниматель. Поскольку процесс регистрации товарного знака включает в себя ряд международных экспертных мероприятий, за услугу взимается значительная по размеру госпошлина.

Правообладателю выдается свидетельство, подтверждающее его полномочия на продукт. Если в будущем владелец товарного знака захочет его продать, то смену правообладателя тоже придется зарегистрировать.

Таким образом, российское законодательство в части 4 ГК РФ содержит механизмы защиты авторских прав, в том числе на ЭВМ, которыми следует воспользоваться при желании обезопасить себя от возможного воровства созданных произведений и программ.

Для понимания того, что именно из компьютерных разработок и в каком объеме охраняется авторско-правовым законодательством, необходимо проанализировать понятие " программа для ЭВМ".

  • то, что непосредственно создано разработчиком и существует в символьном ("литеральном") представлении до исполнения программы;
  • то, что порождается в ходе функционирования программы – это так называемые "нелитеральные" (non- literal ) элементы.

Из законодательного определения, приведенного в ст. 1261 ГК РФ, следует, что в российском законодательстве термином охватывается три группы объектов: 1) объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств; 2) подготовительные материалы; 3) порождаемые программой аудиовизуальные отображения. Общее требование к этим трем группам объектов – объективная форма представления (отображения), то есть возможность фиксации на каком-либо материальном носителе.

По внешнему выражению литеральные элементы программы (первая и вторая группы объектов) могут существовать:

  • в машиночитаемой форме – это собственно исполняемый код и некоторые промежуточные формы существования набора команд и данных (псевдо-код, объектный код и т.п.);
  • в форме, доступной для понимания человеком, в виде исходного текста или подготовительных материалов (блок-схем и т.п.), при этом для признания их охраноспособными не важно, на каком носителе закреплен текст (на диске, на бумаге).

К нелитеральным элементам – порождаемым программой аудиовизуальным отображениям – относятся, в частности, отдельные изображения, звуковое сопровождение, видеоряды – все то, что проявляется в процессе исполнения программы. Общее требование к таким элементам для признания их охраноспособными – оригинальность, то есть такой объект должен быть результатом творческой деятельности разработчика.

Важно понимать, что каждый из трех элементов, которые охватываются определением программы для ЭВМ, охраняется сам по себе. Как следствие, например, несанкционированное копирование только лишь листинга программного модуля или скриншотов игры уже составляет состав правонарушения, независимо от того, копируются ли соответствующие исполняемые файлы.

Многие привыкли к тому, что кинофильм сейчас можно просмотреть на ноутбуке, а запись концерта, скажем, прослушать через звуковую карту компьютера. По большому счету, можно было бы признать программой практически любое произведение , выраженное в цифровой форме, ведь это всегда наборы кодов или сигналов, которые заставляют некое техническое устройство функционировать определенным образом, например, воспроизводить звук или изображение. Однако отличия имеются, и смешивать программы с другими произведениями не стоит.

Программа – это всегда набор данных и команд, предназначенных для функционирования компьютерных устройств. Вне памяти компьютеров программы, как таковые, ни к какому результату приводить не могут.

Иные произведения, выраженные в цифровой форме, наоборот, могут "жить" своей самостоятельной, не зависимой от компьютерного устройства жизнью: литературное произведение может быть распечатано, надиктовано в виде фонограммы; музыкальная фонограмма может быть изготовлена в цифровой форме (например, в формате mp3 или vorbis) или иными способами механической записи (например, на виниловой пластинке) – сущность фонограммы от этого не изменяется, поскольку на носителе записана лишь звуковая информация , а не команды, реализующие в соответствии с замыслом разработчика определенный алгоритм .

Авторским правом также может охраняться оригинальное название программного продукта. Забегая вперед, следует отметить, что название программы может охраняться и законодательством о товарных знаках , если соответствующее обозначение прошло процедуру регистрации.

В силу прямого указания ст. 1350 ГК РФ программы для ЭВМ, а также решения, заключающиеся только в представлении информации определенным образом, не признаются патентоспособными изобретениями. Вместе с тем не исключена возможность патентования устройств или способов, технический результат применения которых определяется главным образом программами, управляющими работой универсальных компьютерных устройств.

Классификация программ

Программы, применявшиеся в первых вычислительных машинах на заре компьютерной эры, решали различные задачи, связанные с преобразованием вводимой информации – от расчетов баллистических траекторий полетов снарядов до перебора миллионов комбинаций шифротекста с целью его расшифровки. Ввод определенной информации (например, с помощью перфокарт) позволял добиваться требуемого результата работы программируемых устройств, например станков. Проще говоря, ЭВМ была не чем иным как машиной по переработке вводимой информации, а программа являлась одним из элементов машины, определяющим алгоритм такой переработки.

Позже, с развитием технологий хранения больших объемов информации в цифровом виде, программы стали дополняться базами данных; и уже с базами данных программные продукты из инструмента обработки информации превратились для человека в источник нового знания. Появились экспертные системы, обучающие программы, программы для контроля знаний, тестирования.

Появление мультимедийных технологий и широкое распространение персональных домашних компьютеров с начала 90-х годов прошлого столетия способствовало появлению нового относительно самостоятельного класса программ, носящих уже не инструментальный, а развлекательный характер. Эти программы вызывают эмоциональные и эстетические переживания, то есть по своему воздействию схожи, скорее, с традиционными произведениями искусства. Веб-сайты – тоже особого рода программы, а популярные Интернет -порталы, как правило, включают в себя и объемные базы данных , и наборы аудио- и видео- произведений.

И наконец, на рубеже двухтысячных одновременно с повсеместным распространением беспроводных персональных устройств стали развиваться мобильные приложения и веб-службы, функциональность и полезность которых предопределяется, прежде всего, активностью и многочисленностью пользователей, устанавливающих между собой связи и объединяющихся в сеть для каких-либо общеполезных целей 1Речь идет о феномене "WEB 2.0", определение которому попытался дать Тим О’Рейли. См. Tim O"Reilly. What Is Web 2.0. Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software // http://oreilly.com. .

Сегодня, с точки зрения человека, взаимодействующего с различными компьютерными устройствами, можно выделить как минимум четыре функциональные составляющие, приписываемые программному обеспечению:

  • программа как инструментальное средство обработки информации и решения других прикладных задач пользователя;
  • программа как источник нового знания (познавательной и справочной информации);
  • программа как произведение, способное оказывать эмоциональное воздействие и обладающее эстетическими качествами;
  • программа как инструмент эффективной коммуникации между людьми и сообществами.

Выделение функциональных составляющих носит весьма условный характер, тем не менее, позволяет продемонстрировать разноплановость современных программных продуктов. Не стоит сводить программы только к инструментальным системам, своего рода "цифровым средствам производства". Наоборот, совершенствование техники и телекоммуникационных каналов приводит к более тесной интеграции программ с иными произведениями: музыкой и фотографией, литературными и визуальными работами. Программы превращаются в комплексные составные объекты авторского права .

Мировая практика свидетельствует о том, что в абсолютных показателях количество инсталлируемых экземпляров так называемых продуктов домашнего назначения сейчас существенно превышает число инсталлируемых копий программ делового назначения. Деление программ по основному типу пользователей (домашние и деловые программы) в значительной степени предопределяет, как будет показано ниже, формы их распространения.

Важно разделять программное обеспечение на заказные и тиражные программы.

Заказное программное обеспечение (в англоязычной литературе – " custom software ", " bespoke software ") – исторически более ранний класс ПО . Собственно говоря, во времена больших ЭВМ в 60 70-х годах прошлого века системные программы поставлялись исключительно производителями оборудования вместе с самим оборудованием, а прикладное ПО писалось под конкретные задачи коллективами штатных программистов или сторонними организациями по подрядным договорам в соответствии с техническим заданием. Сторонние коллективы программистов предлагали клиенту в этом случае не готовый программный продукт , а свои услуги по написанию, настройке и сопровождению программного обеспечения. Такие прикладные программы были приспособлены под нужды конкретной организации (только организация тогда могла позволить себе иметь ЭВМ) и в неизменном виде для других пользователей были малоинтересны.

Тиражные программы (в англоязычной литературе – " canned software ", " packaged software ", " standard software ") представляют собой системные, прикладные или развлекательные программные продукты, потребительские свойства которых позволяют удовлетворять потребности широкого круга пользователей. Такие программы с конца 70-х годов начали поставляться в виде стандартизованных готовых к непосредственной эксплуатации пользователями пакетов. В наши дни дистрибутивы с такими программами обычно тиражируются достаточно большими количествами (отсюда и название) на носителях и попадают на прилавки магазинов или распространяются через Интернет . Возможности по изменению или наращиванию функциональности в таких программных пакетах либо отсутствуют, либо предоставлены пользователю в незначительной степени (настройка интерфейса, подключение внешних компонентов и т.п.).

Данное деление также весьма условно, поскольку на практике можно встретить множество комбинированных вариантов поставок. Например, существует гибко настраиваемое тиражное ПО , которое позволяет взыскательному пользователю в случае необходимости произвести тонкую настройку типового прикладного решения под свои нужды, в том числе нарастить необходимую функциональность. С точки зрения клиента, заключающего комплексный договор на поставку и внедрение автоматизированных систем, зачастую нелегко понять, где кончается поставка тиражных программных компонентов и начинаются услуги самого поставщика по написанию или настройке поставляемого ПО . Заказные разработки могут писаться на основе и с использованием какой-то определенной технологической платформы , представляющей собой тиражный продукт.

Но с позиций юридической квалификации отношений между заказчиком и поставщиком небесполезно все же разделять эти два класса ПО : важное различие между тиражным и заказным ПО состоит в степени участия заказчика в процессе разработки программы, в возможности влиять на качество и функциональные характеристики ПО .



Просмотров