Акт по форме ос 3. Образец заполнения акта форма ОС3. Как учесть восстановление объектов ОС

Прием основных средств из ремонта, после модернизации, реконструкции осуществляется комиссией с оформлением акта о приеме-сдаче форма ОС-3. Скачать бланк этой формы можно в конце статьи. Ниже разберем порядок заполнения документа о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств.

Акт составляется комиссией в день приема объекта. При этом комиссия осматривает основное средство, проверяет его функциональность, работоспособность, эксплуатационные характеристики. Полученные результаты фиксируются в унифицированной форме ОС-3, в том числе пишется итоговое заключение о состоянии объекта основных средств.

Все члены комиссии, в том числе председатель, подписывают заполненный акт.

Чьи еще подписи должны стоять на бланке ОС-3?

Подписывают документ представители сдающей и принимающей сторон. При выполнении ремонта, модернизации, реконструкции силами самого предприятия акт о приеме-сдаче ОС-3 составляется в единственном экземпляре для бухгалтерии. При задействии сторонней организации (подрядчика) акт необходимо оформить в двух вариантах, для бухгалтерии приемщика и для исполнителя ремонтных работ.

Пописывает бланк также главный бухгалтер заказчика.

Утверждает заполненный акт директор предприятия или его ответственный представитель, отметка об утверждении с подписью и датой ставится на титульном листе бланка формы ОС-3.

На заметку! Возможно, вас также заинтересует бланки актов, заполняемых в отношении оборудования, требующего монтажа: на склад такое оборудование принимает на основании акта приема-передачи форма ОС-14 (), далее передается в монтаж на основании формы ОС-15 (), выявленные дефекты фиксируются с помощью форма ОС-16 ().

Оформление акта о приеме-сдаче отремонтированных ОС

Форма ОС-3 составляет в день приема объекта после ремонтных работ, именно эта дата ставится на титульном листе бланка. Кроме того, документу присваивается номер.

В качестве заказчика выступает организация — владелец основного средства.

В качестве исполнителя – либо структурное подразделение этой же организации, либо сторонний подрядчик, с которым заключается договор подряда. Номер и дата договора также отражаются на титульном листе бланка акта о приеме-сдаче объекта.

При планировании работ определяются временные рамки проведения ремонта, реконструкции, модернизации. Запланированные даты начала и окончания ремонта ставятся справа от номера акта. Ниже указываются фактические даты.

Унифицированная форма ОС-3 имеет два раздела: сведения об объекте основных средств на момент передачи в ремонт и сведения о произведенных затратах.

В первом разделе отражается необходимая информация об объекте: название, марка, номера, восстановительная стоимость и фактический срок эксплуатации. При указании последнего параметра важно правильно учесть все периоды фактического использования объекта, сопровождающиеся начислением амортизации. При этом не учитываются периоды консервации ОС, модернизации, реконструкции, капитального ремонта, когда амортизационные отчисления прекращаются.

Во втором разделе указываются затраты для каждого вида работ, произведенных с объектом. Здесь необходимо отразить запланированные по заказу или договору затраты и фактически полученные.

После того, как две таблицы акта ОС-3 заполнены, комиссия указывает, насколько работы выполнены в полном объеме согласно договору или заказу. Если ремонтные работы произведены не полностью, то перечисляет то, что еще не сделано.

Правильный учёт основных средств (ОС) невозможен без составления различных первичных документов.

Одним из них является акт унифицированной формы ОС-3. Он имеет собственные требования к заполнению и назначение. Подробнее о них — далее.

Что это за документ?

В ходе модернизации стоимость средств может меняться. В этом случае для внесения новой величины в данные бухгалтерского учёта необходимо составить данный акт. Это один из обязательных первичных документов учёта ОС, он оформляется после завершения работ по ремонту, реконструкции или модернизации фондов .

Предприятия могут воспользоваться установленной законодательством формой. Она утверждена постановлением Госкомстата № 7 от 21.01.2003 года.

Однако в настоящее время применение унифицированного документа необязательно . Субъекты хозяйствования могут самостоятельно разработать и утвердить наиболее оптимальную для себя форму, которая содержит сведения о затратах на модернизацию фондов. Такой бланк должен иметь все обязательные реквизиты.

Организации должны своевременно оформлять этот документ, так как при его отсутствии расходы на ремонт не признаются.

Кто и когда его заполняет?

Основные средства компании регулярно нуждаются в модернизации и реконструкции. Сложный ремонт фирма может заказать у другой организации. Чтобы обосновать необходимость расходов на обслуживание фондов, нужно составить акт по форме ОС-3.

Документ проверяется и подписывается двумя сторонами:

  • должностным лицом, ответственным за передачу средства в ремонт;
  • представителем компании-подрядчика или сотрудником подразделения предприятия, осуществлявшим наблюдение за работами по ремонту.

Часть документа заполняется специальной комиссией, контролирующей обоснованность затраченных сумм. В обязанности уполномоченных лиц входит:

  • проверка полноты выполненных работ;
  • оформление приёма-передачи фондов;
  • контроль изменения основных характеристик оборудования;
  • наблюдение за прохождением испытания после окончания работ по ремонту.

Акт составляется в день приёма-передачи отремонтированного объекта после окончания модернизации и других аналогичных действий по обслуживанию.

Правила и инструкция по заполнению

Оформление бланка проводится в соответствии с правилами заполнения всех актов приёма-передачи. К ним относятся следующие моменты:

  • если работы выполнялись за счёт собственных средств компании, документ может быть составлен в одном экземпляре, который будет храниться в бухгалтерии предприятия;
  • если ремонт был заказан у других лиц, то бланк заполняется в количестве экземпляров, равному общему числу всех участников процесса.

Например, предприятие заключило договор с подрядчиком. Для перевозки основного средства была привлечена транспортная компания. В данном случае документ оформляется в трёх экземплярах: для заказчика, перевозчика и подрядчика.

Форма заполняется на двух страницах. Документ состоит из нескольких разделов:

  • Шапка . Эта часть содержит следующие реквизиты:
    • заказчик — в данном поле указывается название организации, которая владеет активами, подлежащими ремонту;
    • исполнитель — это компания или подразделение, с которой заключён договор на выполнение работ;
    • заказ — в этом реквизите отмечается номер договора и дата его составления;
    • периоды работ по реконструкции устанавливаются в соглашении и фиксируются в акте;
    • номер документа;
    • дата составления, то есть день передачи основного средства из ремонта в эксплуатацию.
  • Первый раздел . В этой таблице указываются сведения о состоянии объекта до начала ремонта:
    • наименование средства согласно ;
    • заводской номер (то есть серийный);
    • инвентарный номер объекта, зафиксированный в данных бухгалтерского учёта;
    • номер паспорта;
    • размер восстановительной либо остаточной стоимости объекта;
    • срок эксплуатации, при этом в него не входят периоды времени, в которые актив находился на консервации.
  • Второй раздел . Он представляет собой таблицу, в которой должны содержаться сведения о расходах, понесённых компанией на модернизацию данного фонда. При заполнении нужно внести следующие данные:
    • вид работ;
    • наименование объекта;
    • стоимость выполненного ремонта, при этом указываются данные из договора и фактический расчёт.
  • Заключение комиссии . На второй странице акта специальная комиссия, состав которой утверждён директором организации, заполняет итоговые данные. Уполномоченные лица устанавливают следующее:
    • полностью ли выполнены заказанные работы;
    • успешно ли объект прошел испытания после окончания ремонта;
    • какие изменения произошли в характеристиках основного фонда.

Заполненный документ подписывается всеми членами комиссии, а также лицами, ответственными за приём и передачу объекта. Акт заверяется главным бухгалтером, ставится печать организации.

В пункте 1 статьи 260 НК РФ сказано, что расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются при расчете налога на прибыль в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ все расходы организации, учитываемые в налоговой базе по налогу на прибыль, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Рассмотрим, в каких случаях затраты на ремонт могут быть признаны необоснованными или не имеющими соответствующего документального подтверждения.

Сразу же отметим, что если организация расходы на ремонт основных средств осуществила за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, то данные расходы не могут быть учтены в целях расчета налога на прибыль на основании пункта 1 статьи 270 НК РФ (письмо Минфина России от 27.04.2006 № 03-03-04/1/406).

Специфика налогового учета расходов на ремонт собственного имущества

Проблемы с учетом в налоговой базе по налогу на прибыль расходов на ремонт у организации нередко появляются, например, в ситуациях, если нужно отремонтировать основное средство, переведенное на консервацию, или здание (помещение), право собственности на которое еще не зарегистрировано в установленном порядке, либо если у фирмы, производящей ремонт, нет соответствующей лицензии (свидетельства), и др.

Всегда ли нужно оформлять акт по форме № ОС-3

Как уже отмечалось, затраты на ремонт должны быть обоснованны и документально подтверждены. В пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» также указано, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Они служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Данные документы принимаются к учету, если составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 названного закона.

Вне зависимости от того, кем осуществлялся ремонт основного средства (собственными силами организации или сторонним лицом — подрядчиком), после его окончания необходимо составить акт по форме № ОС-3. Данная форма утверждена постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 и применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта (реконструкции, модернизации). Если ремонт (реконструкцию, модернизацию) выполняет сторонняя организация, следует оформить такой акт в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у организации-заказчика, а второй — передается подрядчику, проводившему ремонт (реконструкцию, модернизацию).

Таким образом, для учета в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затрат на ремонт необходимо наличие акта по форме № ОС-3. За его отсутствие налогоплательщик может быть привлечен к ответственности согласно статье 120 НК РФ (постановление ФАС Уральского округа от 16.12.2008 № Ф09-9286/08-С2).

Отметим, что затраты на ремонт основного средства можно признать в расходах при отсутствии акта по форме № ОС-3, но только в случае, если было отремонтировано не все основное средство, а только его часть (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.09.2009 № А82-1209/2008-99).

Пример

ОАО «Волна» заключило договор подряда с ООО «Ремонтник» на комплексное обследование и ремонт главного двигателя на принадлежащем акционерному обществу теплоходе «Капитан Петров». Необходимость ремонтных работ подтверждена справками о количестве часов работы двигателя судна, топливными отчетами, справкой о потерях от простоев, вызванных поломками главного двигателя судна, свидетельствующими о значительной степени износа двигателя и длительном периоде его эксплуатации. Работы по комплексному обследованию и ремонту главного двигателя теплохода ОАО «Волна» приняло по акту сдачи-приемки выполненных ремонтных работ.

Акт о приеме-сдаче отремонтированного основного средства по форме № ОС-3 у ОАО «Волна» отсутствует. Несмотря на это, оно имеет достаточное документальное подтверждение факта выполнения ремонтных работ и их приемки. Ведь в соответствии с постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 акт по форме № ОС-3 применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Однако в данном случае производился ремонт части основного средства — двигателя, при этом выбытие самого основного средства — теплохода для ремонта не происходило.

В рассматриваемой ситуации также не нужно составлять акт о выявленных дефектах оборудования по форме № ОС-16 и вносить соответствующие записи в инвентарную карточку по форме № ОС-6 (эти формы утверждены названным выше постановлением), поскольку акт по форме № ОС-16 составляется на дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля. Необходимость ремонта главного двигателя теплохода «Капитан Петров» вызвана иными причинами — большой степенью износа и перерасходом топлива, что подтверждено указанными выше справками.

В инвентарной карточке по форме № ОС-6 на основании соответствующих документов отражаются прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание. В данной ситуации был произведен текущий ремонт двигателя, что не требует внесения записей в инвентарную карточку.

Ремонт основного средства, находящегося на консервации

Переведенные на консервацию основные средства не используются в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или управления организацией. Рассмотрим, можно ли расходы на ремонт указанных объектов признать экономически обоснованными.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 265 НК РФ расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, включаются в состав внереализационных расходов. Что следует понимать под затратами на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, в главе 25 НК РФ не сказано. На практике ремонт законсервированного объекта проводится с целью поддержания указанного объекта в работоспособном состоянии. Ведь факт перевода основного средства на консервацию не освобождает собственника от обязанности по поддержанию его в состоянии, пригодном к использованию.

Кроме того, затраты по текущему содержанию, ремонту, энерго- и теплообеспечению, охране объектов, необходимые для содержания простаивающих и законсервированных основных средств, являются затратами на содержание основных средств. Содержание имущества в должном состоянии непосредственно относится к производственной деятельности, направлено на получение дохода, так как поддерживает временно не используемые производственные фонды в надлежащем состоянии. Таким образом, расходы по ремонту законсервированных основных средств можно считать обоснованными. Об этом говорится также в постановлениях ФАС Московского округа от 01.09.2008 № КА-А40/8144-08 по делу № А40-56143/07-99-249, ФАС Западно-Сибирского округа от 25.09.2007 № Ф04-6493/2007(38344-А27-26) и ФАС Центрального округа от 15.02.2007 № А09-4610/06-13-16. Во избежание споров с налоговыми органами указанные затраты следует включать во внереализационные расходы на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Мнение эксперта

"Налоговый кодекс, допуская учет расходов на ремонт основных средств в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, не ставит факт их признания в зависимость от наличия лицензии у подрядной организации, проводившей ремонт. Как показывает арбитражная практика, некоторые налоговые инспекции на местах считают, что отсутствие лицензии у подрядчика делает невозможным учет расходов на ремонт у заказчика. Однако такая точка зрения, не соответствующая налоговому законодательству, не находит поддержки у судей, которые считают, что глава 25 НК РФ лишь в некоторых исключительных случаях обусловливает право учесть расходы для целей налогообложения с наличием у исполнителя работ (услуг) лицензии. Например, при оплате работодателем страховой премии по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, а также при оплате услуг по договору на подготовку, переподготовку кадров (п. 16 ст. 255 и п. 3 ст. 264 НК РФ).

По мнению судов, перечень лицензируемых видов деятельности, учет расходов по которым поставлен законодателем в зависимость от наличия лицензии, носит исчерпывающий характер. Поэтому он не может быть произвольно расширен налоговыми органами. Так, в постановлении от 08.12.2004 № Ф04-8759/2004(7029-А27-31) ФАС Западно-Сибирского округа пришел к выводу, что нормы налогового законодательства не запрещают включать в расходы ремонтные работы при отсутствии у подрядчика лицензии на производство строительных работ. Мне самому удалось по рассматриваемому вопросу выиграть дело у ИФНС России по г. Москве. Так, суд не согласился с доводами налоговой инспекции и пришел к заключению, что отсутствие лицензии у подрядчиков не влечет налоговых последствий для налогоплательщика-заказчика и не может влиять на налоговый учет у последнего реально понесенных затрат (решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.10.2006 по делу № А40-46438/06-112-235).

Что касается ремонтных работ, являющихся разновидностью строительных работ, отмечу следующее. В настоящее время в строительстве введена система саморегулирования, отменившая систему лицензирования. В связи с этим Минфин России в письме от 09.03.2010 № 03‑03‑06/1/121 указал, что отсутствие свидетельства на допуск к строительным работам не позволяет учесть указанные расходы в целях налогообложения прибыли. Полагаю, что данная позиция не соответствует действующему налоговому законодательству. Ведь несоблюдение требований таких отраслей законодательства, как, например, гражданское или градостроительное, не должно приводить к негативным налоговым последствиям. Исключение составляют случаи, когда такие последствия прямо установлены Налоговым кодексом. Основание — пункт 3 статьи 2 ГК РФ. По моему мнению, отсутствие допуска к строительным работам не свидетельствует о том, что затраты необоснованны. Поскольку глава 25 НК РФ не связывает право налогоплательщика-заказчика на признание расходов с наличием у подрядчика свидетельства о допуске к работам.

Механизм саморегулирования начал применяться совсем недавно, с 1 января 2010 года, поэтому арбитражной практики по данному вопросу пока нет. Однако считаю, что судьи будут поддерживать налогоплательщиков, а не налоговые органы. Дело в том, что ситуация с допусками к работам схожа с ситуацией, возникшей в отношении лицензий, по которым сформировалась устойчивая, единообразная и положительная для налогоплательщиков арбитражная практика«

Виновник повреждения основного средства не может оплатить его ремонт

Нередко виновником повреждения имущества организации, например производственного оборудования или автомобиля, является ее работник. Он не всегда может оплатить ремонт названного основного средства. Иногда организация сама не требует с него денег на проведение восстановительных работ. В подобной ситуации уменьшение налогооблагаемой прибыли на расходы по ремонту данного имущества могут быть признаны неправомерными. Ведь если виновник установлен, он и должен оплатить ремонт, а у организации таких расходов быть не должно. Однако суды отмечают следующее. В пункте 1 статьи 260 НК РФ указано, что расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются в целях исчисления налога на прибыль в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. При этом данный пункт не содержит ограничений по включению в налоговую базу расходов на ремонт основных средств в зависимости от причин ремонта, а также от наличия или отсутствия виновников поломки объекта (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 24.06.2009 по делу № А53-6877/2008-С5-37 и ФАС Уральского округа от 07.03.2007 № Ф09-1374/07-С3 по делу № А50-17430/06).

Таким образом, если виновник по каким-то причинам не оплатил ремонт поврежденного им имущества, то организация вправе признать осуществленные за свой счет расходы при налогообложении прибыли. Конечно, при условии соответствия данных расходов требованиям статьи 252 НК РФ.

Ремонт основного средства, право собственности на которое еще не зарегистрировано

Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Основание — пункт 11 статьи 258 НК РФ. Как видим, положения указанного пункта касаются начисления амортизации. А правила налогового учета расходов на ремонт изложены в статье 260 НК РФ. Указанная статья не содержит такого условия, как признание затрат на ремонт в расходах в зависимости от факта государственной регистрации права на соответствующие основные средства (постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2010 по делу № А72-8244/2009).

Кроме того, в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 16078/07 указано, что ни в Налоговом кодексе, ни в законодательстве о бухгалтерском учете не предусмотрено такого условия постановки актива на учет в качестве основного средства, как наличие у организации права собственности на объекты недвижимости, зарегистрированного в установленном порядке.

В письме Минфина России от 17.01.2006 № 03-03-04/1/25 приведены следующие разъяснения. В соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ в целях налогообложения прибыли под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или управления организацией. Исходя из этого, одним из обязательных условий для признания имущества основным средством является подтверждение использования его в производстве и реализации товаров (при выполнении работ, оказании услуг) или для управления организацией. С учетом требований статьи 252 НК РФ при наличии у организации документов, подтверждающих факт ввода в эксплуатацию основных средств, у налогоплательщика имеются основания для признания расходов по ремонту и расходов, связанных с эксплуатацией объектов основных средств, в составе прочих расходов. При этом понимается, что указанные расходы не учитывались при формировании первоначальной стоимости основных средств.

Таким образом, организация-налогоплательщик вправе признать расходы на ремонт основного средства независимо от наличия государственной регистрации права на него. Однако ей необходимо подтвердить факт ввода этого объекта в эксплуатацию.

Специфика учета расходов на ремонт арендованного имущества

В соответствии с пунктом 1 статьи 616 ГК РФ арендодатель обязан осуществлять за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, то в разумный срок. Нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору:

  • произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;
  • потребовать соответственного уменьшения арендной платы;
  • потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

В свою очередь арендатор обязан поддерживать предмет аренды в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ).

Положения статьи 260 НК РФ, в которой указаны правила налогового учета расходов на ремонт основных средств, применяются в отношении затрат как собственника имущества, так и арендатора амортизируемых основных средств с условием, что договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов последним не предусмотрено (п. 2 ст. 260 НК РФ).

Рассмотрим особенности учета расходов на ремонт арендованных основных средств в некоторых ситуациях.

Обоснованность расходов

Как уже говорилось, по общему правилу капитальный ремонт переданного в аренду имущества производится за счет арендодателя, конечно, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды (п. 1 ст. 616 ГК РФ). Допустим, договором аренды обязанность по проведению капитального ремонта возложена на арендатора. В данном случае арендатор вправе учесть в расходах затраты на ремонт. Такой позиции придерживается и суд (постановление ФАС Уральского округа от 17.09.2009 № Ф09-6285/09-С3 по делу № А50-351/2009).

Если договор аренды не содержит условия о том, что капитальный ремонт обязан осуществлять арендатор, то согласно нормам Гражданского кодекса такой вид ремонта обязан производить арендодатель. Расходы арендатора в этом случае являются необоснованными.

Мнение эксперта

А.А. Матиташвили, руководитель департамента консалтинговых услуг ЗАО «МББ-Аудит»:

«При исчислении налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются любые затраты, если они обоснованны, документально подтверждены и произведены для деятельности, направленной на получение дохода. Документально подтвержденные расходы — это затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. По моему мнению, налогоплательщик вправе учесть расходы на ремонт части дороги, являющейся объектом общего пользования, которая ведет к офису организации, если данные расходы удовлетворяют требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ.

В арбитражной практике имеется дело № А73-8342/2007-50, по которому ФАС Дальневосточного округа вынес постановление от 04.05.2008 № Ф03-А73/08-2/1322 (Определением ВАС РФ от 03.09.2008 № 11051/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ). Конфликтная ситуация, рассмотренная арбитражным судом, заключается в следующем. Налогоплательщик произвел расходы на ремонт прилегающей территории. Налоговый орган, проводивший проверку, отказал ему в учете этих расходов в целях налогообложения прибыли.

Суд признал позицию налогового органа неправомерной. Он указал, что произведенные налогоплательщиком расходы по благоустройству территории являются экономически обоснованными и подлежат включению в налоговую базу. При этом он исходил из положений главы 25 НК РФ, которые содержат открытый перечень расходов, связанных с производством и реализацией, а также внереализационных расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 и п. 20 ст. 265 НК РФ)»

Справка

Кто вправе признать расходы на ремонт автомобиля, сданного в аренду без экипажа?

В статье 644 ГК РФ указано, что арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного имущества, в том числе осуществлять текущий и капитальный ремонт. Как видим, данная норма носит императивный характер.

На основании пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по соглашению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Таким образом, условие договора, согласно которому обязанность по проведению текущего и капитального ремонта транспортного средства возложена на арендодателя, а не на арендатора, не соответствует закону. Поэтому все расходы на ремонт транспортного средства должен осуществлять арендатор. Возложить такие расходы на арендодателя стороны не вправе. И если такое условие будет включено в договор, оно будет считаться недействительным. Данной позиции придерживаются и суды (постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.06.2007 № А13-10680/2005-21 и ФАС Волго-Вятского округа от 18.09.2006 № А29-3716/2005а)

Ремонт с целью устранения последствий чрезвычайных обстоятельств . Нарушение арендодателем установленной обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы (п. 1 ст. 616 ГК РФ). Ведь пункт 2 статьи 616 ГК РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Согласно позиции ФАС Московского округа (постановление от 14.11.2007 № КГ-А40/11543-07) статьей 616 ГК РФ не предусмотрена обязанность арендатора согласовывать с арендодателем выполнение работ, вызванных неотложной необходимостью. Поэтому арендатор вправе произвести капитальный ремонт и взыскать его стоимость с арендодателя, если ремонт был необходим для устранения последствий пожара или другой чрезвычайной ситуации.

Обязанность по ремонту имущества распределена между сторонами договором аренды . В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 25.02.2009 № Ф04-7347/2008(16707-А45-14), Ф04‑7347/2008(1159-А45-14) была проанализирована такая ситуация. Договором аренды обязанность по ремонту арендованного имущества распределена между сторонами в зависимости от причины возникновения неисправности данного имущества. При этом из условий названного договора следует, что арендатор производит расходы на ремонт арендованного имущества только в том случае, если оно вышло из строя по причине неправильной эксплуатации или хранения.

Арендатор осуществил ремонт имущества за свой счет. Однако из договора, заключенного с подрядчиком, выполнявшим ремонтные работы, и акта выполненных работ не установлено, по какой причине оборудование вышло из строя. В связи с этим суд решил, что расходы по ремонту оборудования в рассматриваемой ситуации арендатор производить не должен. Поэтому расходы арендатора были признаны необоснованными.

Ремонт проведен до госрегистрации договора аренды

Можно ли учесть расходы на ремонт арендованного помещения до госрегистрации договора аренды, в Налоговом кодексе не сказано. Согласно статье 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Такое же мнение приведено в пункте 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 № 53 в отношении договора аренды нежилых помещений, заключенного на срок не менее одного года.

Следовательно, договор аренды, срок действия которого составляет не менее года, не прошедший государственную регистрацию, считается незаключенным, а организация, получившая в аренду здание, сооружение, нежилое помещение, не является арендатором. Поэтому, по мнению налогового органа, она не вправе учесть затраты на ремонт в расходах согласно статье 260 НК РФ. Однако в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.2005 № Ф08-3567/2005-1437А по делу № А53-5163/2005-С6-38 суд отменил решение налогового органа, не признавшего расходы на ремонт арендованного помещения, которые были произведены до госрегистрации договора. Суд указал, что имущество фактически использовалось налогоплательщиком в период проведения ремонта, а договор в дальнейшем был зарегистрирован. И поскольку расходы на ремонт арендуемого помещения налогоплательщик подтвердил документально, а также имеется их экономическое обоснование, то в этом случае арендные платежи можно включить в состав расходов независимо от государственной регистрации договора аренды. Кроме того, гражданское законодательство не регулирует последствия недействительности сделок, наступающие в области налоговых правоотношений. Из норм части 3 статьи 2 ГК РФ следует, что нарушение порядка регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не свидетельствует о нереальности расходов по таким сделкам и не влечет запрета учитывать последние для целей налогообложения.

Несмотря на указанное решение суда, у организации, учитывающей затраты на ремонт арендованного нежилого помещения в расходах до государственной регистрации договора аренды, могут возникнуть споры с налоговым органом. Как избежать подобных споров? На основании пункта 2 статьи 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного договора применяются к отношениям, возникшим до его заключения. Данная норма позволяет вписать в договор аренды условие о том, что действие договора распространяется на период с момента передачи имущества будущему арендатору. При наличии в договоре такого условия и акта о приеме-передаче помещения можно учесть затраты на ремонт в расходах и при отсутствии госрегистрации, то есть с момента получения имущества в пользование. Об этом говорится в письмах Минфина России от 12.07.2006 № 03-03-04/2/172, от 17.02.2006 № 03-03-04/3/3 и ФНС России от 13.07.2005 № 02-1-07/66.

Если в договоре аренды не оговорено, что его действие распространяется на период с момента передачи имущества потенциальному арендатору, но имеется акт о приеме-передаче нежилого помещения (здания, сооружения), то затраты на ремонт учету в расходах не подлежат. Вместе с тем в постановлениях ФАС Московского округа от 24.10.2008 № КА-А40/9881-08 и ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2008 № А56-32842/2006 указано на возможность учета в целях налогообложения прибыли расходов на ремонт арендуемого помещения до факта государственной регистрации договора аренды и при отсутствии специальной оговорки в договоре. При этом организация должна подтвердить, что во время ремонта она реально использовала помещение в деятельности, а также представить зарегистрированный впоследствии договор аренды.

Ремонт арендованных жилых помещений

Бывает, что организация использует под офис жилое помещение. Однако следует помнить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 288 Гражданского кодекса размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. А размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.

Кроме того, статьей 17 Жилищного кодекса определено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан. Его использование допускается для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Как видим, гражданское и жилищное законодательство не допускает не только использование жилого помещения юридическим лицом в предпринимательских целях, но и саму сдачу в аренду жилого помещения для иных целей, кроме как для проживания. Поэтому расходы организации на ремонт арендованного жилого помещения, используемого в качестве офиса, не будут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Это следует из письма Минфина России от 14.02.2008 № 03-03-06/1/93.

Между тем налоговое законодательство не содержит положений, запрещающих уменьшать налогооблагаемую прибыль на указанные расходы. Но, как показывает судебная практика, налогоплательщику, который признал в расходах затраты на ремонт арендуемого жилого помещения, используемого не для проживания, а для иных целей, придется отстаивать свою позицию в суде.

Отметим, что по рассматриваемому вопросу имеются судебные решения, принятые в пользу налогоплательщика, который уменьшил налогооблагаемую прибыль на расходы по аренде жилого помещения, используемого не для проживания. Например, ФАС Московского округа в постановлениях от 27.07.2009 № КА-А41/7015-09 по делу № А41-19766/08 и от 21.08.2008 № КА-А40/7702-08 по делу № А40-56003/07-20-342 указал, что возможность учесть расходы на аренду помещения не ставится налоговым законодательством в зависимость от отнесения помещений к жилому или нежилому фонду.

Мнение эксперта

А.А. Матиташвили, руководитель департамента консалтинговых услуг ЗАО «МББ-Аудит»:

«Глава 25 НК РФ не содержит разъяснений по поводу учета при расчете налога на прибыль расходов на ремонт объектов внешнего благоустройства. В то же время в письме от 02.04.2007 № 03-03-06/1/203 Минфин России разъяснил, что расходы на ремонт и техническое обслуживание объектов внешнего благоустройства, созданных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, налогоплательщики могут учитывать в составе прочих расходов на основании статьи 260 НК РФ.

В постановлении ФАС Уральского округа от 23.08.2007 № Ф09-6737/07-С2 по делу № А07-19885/06 судьи указали следующее. Расходы на ремонт объектов внешнего благоустройства могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, если ремонт осуществлялся в соответствии с требованиями санитарных норм по проекту, согласованному с территориальным управлением по охране окружающей природной среды. При этом указанные расходы необходимо учитывать как расходы на ремонт основных средств.

В постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 по делу № А41-19766/08 была рассмотрена такая ситуация. Налогоплательщик осуществил работы по ремонту внутрихозяйственных асфальтобетонных дорог, проездов, по ремонту наружного уличного освещения территории, по очистке природного водоема, расположенного на территории налогоплательщика, и прибрежной зоны этого водоема от кустарников, а также по озеленению территории и уходу за газонами и зелеными насаждениями. Налоговый орган исключил эти затраты из расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли. Однако суд указал, что в соответствии с требованиями законодательства РФ налогоплательщик как хозяйствующий субъект обязан нести указанные расходы по обеспечению благоустройства территории и земельного участка. Поэтому он обоснованно, в соответствии со статьями 252, 253 и пунктом 1 статьи 260 НК РФ, признал перечисленные выше расходы при исчислении налога на прибыль»

Ремонт основного средства, арендованного у физического лица

На основании статьи 260 НК РФ расходы на ремонт арендованного помещения можно учесть только в том случае, если это имущество у собственника (арендодателя) является амортизируемым основным средством. Имущество физического лица к амортизируемому не относится. Таким образом, положения статьи 260 НК РФ к расходам на ремонт имущества, арендованного у физического лица, не применяются. Аналогичные разъяснения приведены в пункте 2 письма Минфина России от 15.07.2009 № 03-03-06/1/470.

Вместе с тем расходы на ремонт основных средств, не являющихся амортизируемым имуществом в налоговом учете арендодателя (имущество, арендованное у налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, физических лиц и др.), могут быть учтены для целей налогообложения прибыли на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. При этом подобные расходы должны быть обоснованны и документально подтверждены соответствующим образом. То есть расходы на ремонт основных средств, арендованных у физического лица, не подлежащие компенсации арендодателем, можно учесть для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов при условии их соответствия требованиям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ. Такая же позиция содержится в письмах Минфина России от 07.06.2009 № 03-03-06/2/131 и ФНС России от 17.08.2009 № 3-2-13/181@.

Если имущество получено в безвозмездное пользование

В пункте 3 статьи 256 НК РФ сказано, что основные средства, переданные (полученные) по договорам безвозмездного пользования (договорам ссуды), исключаются из состава амортизируемого имущества. Следовательно, налогоплательщик не может формировать резерв под предстоящий ремонт таких основных средств. Ведь отчисления в данный резерв рассчитываются исходя из первоначальной стоимости амортизируемых основных средств. Кроме того, если договором о передаче имущества в безвозмездное пользование предусмотрено возмещение ссудодателем расходов ссудополучателя на ремонт, то данные затраты не могут быть учтены в налоговой базе по налогу на прибыль согласно статье 260 НК РФ как прочие расходы.

В то же время в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.07.2007 № А33-8475/06-Ф02-4023/07 по делу № А33-8475/06 отмечено следующее. Главой 25 НК РФ особый порядок отнесения расходов ссудополучателей по ремонту основных средств, полученных по договорам ссуды, не установлен. По таким договорам ссудополучатель не оплачивает пользование имуществом, поэтому затраты на ремонт могут относиться к расходам ссудодателя или ссудополучателя по договоренности сторон. Причем положениями главы 25 НК РФ не установлено, что к договору ссуды применяются ограничения, предусмотренные в пункте 2 статьи 260 НК РФ для договора аренды.

Следовательно, если ссудодатель не компенсировал ссудополучателю расходы на ремонт имущества, полученного по договору ссуды, то последний вправе учесть данные затраты в составе прочих расходов, поскольку они соответствуют требованиям статьи 252 Налогового кодекса. Однако создавать резерв предстоящих расходов на ремонт в отношении основных средств, полученных в безвозмездное пользование, а также учитывать в уменьшение налогооблагаемой прибыли суммы отчислений в такой резерв организация-ссудополучатель не вправе. Ведь подобный резерв может быть создан только в отношении амортизируемого имущества (п. 2 ст. 324 НК РФ), а основные средства, полученные по договорам ссуды, таковыми не являются.

Отметим, что ВАС РФ согласился с позицией ФАС Восточно-Сибирского округа и отказал в передаче названного выше дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора (Определение ВАС РФ от 30.10.2007 № 13936/07).

ОС-3 представляет собой первичный документ , который был разработан для учета субъектами предпринимательской деятельности модернизированных, реконструированных либо отремонтированных основных фондов. Унифицированная форма утверждена Постановлением №7 Госкомстата России от 21 января 2003 года. Порядок заполнения этого акта регламентируется этим же нормативно-правовым актом.

Федеральное законодательство позволяет субъектам предпринимательской деятельности самостоятельно разрабатывать форму актов приема-передачи основных фондов, которые подвергались модернизации, реконструкции либо ремонту. Но при этом в таких бланках должны присутствовать все необходимые реквизиты, которые закреплены в ФЗ №402 от 06.12.2011 г.

Процесс заполнения акта приема-передачи по форме ОС-3 является финальной стадией проведенного ремонта, реконструкции или модернизации основных фондов. Данный бланк относится к категории первичной документации , на основании которой работники бухгалтерии заполняют соответствующие учетные регистры и формируют отчетность.

Если субъект предпринимательской деятельности примет решение задействовать в работе самостоятельно разработанную форму бланка, то он обязан закрепить этот момент соответствующим приказом .

В работе многих субъектов предпринимательской деятельности задействуются основные средства, например, оборудование, автотранспортные средства, мебель, приборы, компьютерная техника и т.д. Со временем многие основные фонды морально устаревают, в результате чего не справляются с поставленными перед ними задачами.

Если организация обладает свободными оборотными средствами , она может себе позволить закупить новое оборудование, а старое — списать. Но большинство компаний предпочитают модернизировать имеющиеся у них на балансе основные фонды, тем самым экономя средства. Также стоит отметить, что в процессе активной эксплуатации основные средства могут выходить из строя, поэтому нуждаются в ремонте или реконструкции.

Все проведенные работы, связанные с модернизацией, реконструкцией и ремонтом, как правило, поручаются сторонним организациям, предоставляющим услуги в этой сфере. С ними в конечном итоге подписывается акт по форме ОС-3 . Если в штате компании есть специалисты, способные своими силами провести необходимые мероприятия, то в этом случае составляется внутренний акт приема-передачи работ .

Руководитель организации издает приказ, которым назначается специальная комиссия, уполномоченная зафиксировать перемещение основных фондов от исполнителя к заказчику после завершенных работ по модернизации, ремонта или реконструкции. В нее включаются:

  • работник бухгалтерии;
  • представитель руководящего состава предприятия;
  • работники, которые имеют соответствующее техническое образование.

Перед членами комиссии руководитель организации ставит главную задачу . Они должны убедиться в том, что исполнителем были проведены все работы по реконструкции, ремонту или модернизации в полном объеме. Также члены комиссии должны перед приемкой основных фондов от исполнителя убедиться в том, что они полностью пригодны к дальнейшей эксплуатации.

Если у комиссии не возникло никаких вопросов к компании, проводившей работы, то с ней подписывается акт ОС-3. Этот первичный документ в дальнейшем работники бухгалтерии будут использовать при документальном оформлении процедуру введения в эксплуатацию основных средств после ремонта, модернизации либо реконструкции.

Унифицированная форма ОС-3 состоит из двух основных разделов :

  1. В первом разделе необходимо отражать информацию о состоянии основных средств, которые передаются на реконструкцию, модернизацию либо ремонт.
  2. Во втором разделе работник, ответственный за заполнение документа, отражает все затраты, которые возникли в связи с проведением вышеуказанных работ.

На второй стороне этого бланка определено место для заключения комиссии, которая будет принимать отремонтированный, реконструированный либо модернизированный объект от исполнителя в эксплуатацию. При отсутствии замечаний акт должны подписать :

  1. Все работники организации, которые приказом руководителя были включены в состав комиссии.
  2. Директор может отдельным приказом наделить работника полномочиями принять основные средства от исполнителя и подписать акт приема-передачи. В этом случае члены комиссии могут не ставить подпись на первичном документе.
  3. Уполномоченный представитель компании, которая проводила ремонтные, реконструкционные либо модернизационные мероприятия.

Если работы по ремонту, модернизации либо реконструкции основных фондов были поручены сторонней фирме, то унифицированная форма ОС-3 составляется минимум в двух экземплярах . Один остается у исполнителя, а второй используется организацией-заказчиком услуг.

При необходимости делаются еще копии этого документа (это условие обычно соблюдается на крупных предприятиях, в которых есть много отделов). В том случае, когда все работы проводились силами организации, то унифицированная форма ОС-3 оформляется в одном экземпляре.

В соответствии с регламентом Федерального законодательства субъекты предпринимательской деятельности имеют право заполнять унифицированную форму ОС-3 механическим способом , от руки либо посредством компьютерной техники .

В последние годы коммерческие организации стали вести документооборот при помощи компьютеров, что существенно облегчает работу бухгалтерам. Распечатанный бланк передается на подпись ответственным лицам.

Печатью он заверяется в том случае, если в учетной политике организации прописан этот момент. Но многие специалисты рекомендуют ставить печати на таких документах, чтобы избежать во время проверки проблем со стороны контролирующих органов.

При заполнении акта приема-передачи ответственное лицо должно помнить о необходимости указывать следующие реквизиты и данные :

  1. Вписывается порядковый номер документа.
  2. Указывается полное либо сокращенное наименование основного средства.
  3. Вписывается инвентарный и заводской номер, также указывается номер ОС из технической документации.
  4. Указывается объекта.
  5. Определяется эксплуатационный срок (фактический).
  6. Расписывается проделанная работа.
  7. Фиксируются все затраты, которые понесла организация в связи с демонтажем, транспортировкой и ремонтными работами.
  8. Указывается стоимость выполненных сторонней компанией работ.
  9. Вписываются все примечания.

В том случае, когда сторонняя организация провела широкий спектр ремонтных, реконструкционных либо модернизационных работ, полный перечень которых не вмещается в унифицированную форму, то все эти данные могут отражаться в отдельном документе .

Составленная смета будет являться неотъемлемой частью акта приема-передачи и должна также составляться минимум в двух экземплярах . Этот документ также должны подписать все ответственные лица, так как он одновременно с формой ОС-3 будет задействоваться работниками бухгалтерии при списании затрат и введении объекта в эксплуатацию.

Если при принятии объекта ОФ у исполнителя члены комиссии выявят какие-либо дефекты, то в этом случае составляется другой документ, в котором отражаются все замечания. Исполнитель обязан будет устранить все замечания, и только после этого комиссия подпишет акт приема-передачи.

Кто должен заверить

После того как документ был составлен и подписан, он передается руководителю организации на визирование . Далее акт приема-передачи передается в бухгалтерию, где он будет использован в качестве основания для документального оформления процедуры ввода в эксплуатацию основных средств. Также все данные из этого документа будут разнесены ответственным за этот объем работы бухгалтером по соответствующим учетным регистрам.

Стоит отметить, что субъекты предпринимательской деятельности, которые имеют на балансе основные средства, должны вести по ним . В них необходимо отражать любые действия, которые осуществлялись с объектами на протяжении всего времени, пока они стоят на балансе.

Основные средства (ОС) имеют свойство выходить из строя и изнашиваться. Для возобновления эксплуатации их можно отремонтировать, реконструировать или модернизировать. Ремонт способствует устранению поломок и дефектов, что позволяет вновь использовать ОС по назначению. Модернизация и реконструкция улучшают свойства объекта и его производственные показатели.

Восстановление и наладка ОС может производиться самостоятельно или с помощью сторонней организации.

Акт о приеме-сдаче отремонтированных объектов основных средств (форма ОС-3) оформляется при сдаче объекта по окончании ремонта, восстановления или улучшения. Форма заполняется в день получения восстановленного объекта. Документ следует составлять своевременно, т. к. без него нельзя учесть издержки на ремонт.

Особенности выбранной формы

Форма ОС-3 и рекомендации по ее оформлению утвердил Госкомстат РФ в Постановлении № 7 от 21.01.03 (далее - Постановление № 7). Необязательно применять данный бланк в работе, можно пользоваться документом, разработанным самостоятельно.

Акт оформляется при приеме и вводе в эксплуатацию ОС после их ремонта, восстановления, модернизации. Документ состоит из двух разделов: информации о состоянии объекта до передачи его в ремонт и сведений о расходах на восстановительные работы.

На обороте бланка составляется заключение комиссии по приему ОС и приводятся данные о вводе налаженного объекта в эксплуатацию.

Специально созданная комиссия принимает модернизированные объекты.

Уполномоченные лица должны:

  • проверить полноту выполненных работ;
  • оформить прием-передачу основных фондов;
  • проконтролировать изменения основных свойств объекта;
  • наблюдать за испытаниями ОС после получения их из ремонта.

Документ подписывают члены комиссии или уполномоченное на прием лицо и представитель организации-исполнителя. Затем акт утверждает руководитель и сдает его в бухгалтерию.

На основании документа бухгалтер вносит данные в инвентарную карточку ОС-6 и делает проводки по учету расходов на техобслуживание.

Бланк формы ОС-3:

Юридические условия содержания

В соответствии с Постановлением №7 форма ОС-3 разработана для применения организациями любых форм собственности, работающими на территории России.

Согласно Порядку применения утвержденных форм первичных документов, установленному Госкомстатом России в Постановлении № 20 от 24.03.99, юридические лица вправе вносить в них корректировки. Однако наличие утвержденных Госкомстатом реквизитов является обязательным.

Вносимые поправки должны закрепляться в организационно-распорядительном документе предприятия.

Рекомендации по заполнению акта о приеме-сдаче отремонтированных объектов основных средств

Бланк заполняют с соблюдением правил оформления актов приема-передачи.

При ремонте собственными силами оформляется один бланк, который сдается в бухгалтерию и там же хранится. Если объект налажен сторонней организацией, она составляет 2 экземпляра документа: один - заказчику, второй - исполнителю работ. Иногда требуется подготовить 3 копии.

Пример. Организация заключила соглашение с подрядчиком. Для перевозки ОС использовались услуги транспортной фирмы. При этом по отдельному экземпляру получают заказчик, перевозчик и исполнитель работ.

Документ состоит из нескольких частей:

Шапка Она включает следующие реквизиты:
  • заказчик - в поле указывают наименование компании-владельца объекта, подлежащего ремонту;
  • исполнитель - это предприятие или подразделение, с которым заключается договор на восстановительные работы;
  • заказ - здесь указывают дату оформления соглашения и его номер;
  • периоды работ по модернизации оговариваются в договоре и отмечаются в форме ОС-3, также отражают фактически затраченное время;
  • номер акта;
  • дата заполнения - день передачи объекта из ремонта в пользование.
Раздел 1 Представляет собой таблицу.

В ней отражается информация о состоянии ОС перед ремонтом:

  • наименование объекта в соответствии с инвентарной карточкой;
  • заводской номер (серийный);
  • инвентарный номер, по данным учета;
  • номер паспорта;
  • восстановительная или остаточная стоимость ОС;
  • срок эксплуатации за исключением периодов нахождения на консервации.

Информацию для заполнения первого раздела можно взять из акта приема-передачи объекта ОС-1 или из учетных данных.

Раздел 2 Это таблица, включающая данные о затратах компании на ремонт фондов.

Сюда вписывают следующие сведения:

  • вид работ;
  • наименование ОС;
  • расходы на демонтаж;
  • стоимость проделанных работ, которая включает данные из соглашения и фактические.

Стоимость ОС после ремонта будет равняться сумме остаточной стоимости (таблица 1), расходов на демонтаж и фактических затрат на починку (таблица 2).

Заключение комиссии На второй странице документа специальная рабочая группа, назначенная приказом директора, вносит итоговые данные.

Для засвидетельствования техсостояния и возможности дальнейшего использования комиссия тщательно осматривает и проверяет реконструированные объекты.

Заполненную форму подписывают:

  • члены комиссии;
  • лица, отвечающие за прием и передачу ОС;
  • главбух;
  • руководитель.

Акт заверяется печатью организации-заказчика. Если клиент и исполнитель являются структурными единицами одного предприятия, то печать не ставится.

На основании формы ОС-3 делаются соответствующие изменения в инвентарной карточке объекта. При заполнении формы удобно использовать образец word или excel., которые можно найти в интернете.

Прочие моменты и подтверждение

Юридические лица должны вести , основанием для этого служат . С их помощью оформляют хозяйственные операции.

Приказ Минфина № 26н от 30.03.01 утвердил ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Оно регламентирует формирование в бухучете информации об ОС организаций.

Приказом Минфина № 91н от 13.10.03 приняты Методические рекомендации (далее - Рекомендации № 91н) по учету ОС, которые должны применять в своей деятельности хозяйствующие субъекты. В п. 7 данного документа определено, что операции по движению ОС должны подтверждаться первичной документацией.

В качестве первички могут применяться формы, утвержденные Постановлением № 7. В п. 2 этого нормативного акта сказано, что унифицированные образцы созданы для использования их юрлицами, независимо от формы собственности, работающими на территории РФ. Исключением являются кредитные организации и бюджетники.

Постановление № 7 утвердило акт о приеме-сдаче отремонтированных объектов основных средств для оформления и фиксации приема-передачи восстановленных и готовых к дальнейшей эксплуатации ОС.

Согласно п. 6 ПБУ 6/01 единица учета ОС - инвентарный объект, которому присваивается индивидуальный инвентарный номер. При приеме объекта на него заводится инвентарная карточка ОС-6 или книга ОС-6а, в которую заносится вся информация о нем.

Образец заполнения формы ОС-3:

В организациях с большой номенклатурой основных фондов карточки ОС-6 группируются по . Соответствующий Классификатор утвержден Правительством РФ в Постановлении № 1 от 01.01.02. Эта группировка применяется для налогообложения прибыли и бухучета в целом.

Внутри разделов происходит разбивка карточек по местам эксплуатации фондов.

Изменение начальной стоимости возможно в следующих случаях:

  • достройка;
  • дооснащение;
  • реконструкция и модернизация;
  • частичная ликвидация;
  • переоценка.

По окончании восстановительных работ произведенные организацией расходы могут увеличить первоначальную стоимость ОС либо отражаться обособленно на счете 01. В последнем варианте на сумму издержек заводится отдельная карточка ОС-6.

Если реконструированные объекты имеют лучшие, чем до ремонта, функциональные характеристики, организация вправе пересмотреть срок их использования. Об этом говорится в п. 60 Рекомендаций № 91н.

Если основное средство состоит из нескольких частей, каждая из которых в учете отражена как отдельный объект со своим сроком службы, замена такой части при реконструкции отражается как выбытие или приобретение самостоятельного ОС.

Организации-плательщики налога на прибыль должны, помимо бухгалтерского, вести налоговый учет. Он обобщает данные для исчисления базы по налогу на основе информации из первички.

Сведения налогового учета подтверждают:

  • первичные бумаги, в т. ч. справки бухгалтера;
  • регистры аналитического учета;
  • исчисление базы по налогу.

Первичкой налогового учета являются копии первички бухгалтерского. Ее отсутствие может привести к разногласиям с налоговиками в вопросе правомерности отнесения к уменьшающим базу затратам тех или иных расходов компании. Такие споры обычно решаются через суд.

В связи с этим издержки на ремонт ОС организация может включить в расходы при исчислении налога на прибыль при наличии правильно и своевременно заполненного акта ОС-3.

Итак, для оформления и учета отремонтированных основных фондов предприятия должны использовать форму ОС-3. На основании акта бухгалтер заносит информацию в инвентарную карточку ОС-6, списывает затраты на восстановление объекта и вправе увеличить его первоначальную стоимость после модернизации.



Просмотров