Ретроспективное правосознание. Понятие правосознания

Правосознание: понятие, структура, виды

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п.

Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.

Структура правосознания

Правовая идеология (отношение общества к праву в целом - правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания

Индивидуальное - личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

Групповое - отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

Корпоративное - правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

Массовое - правосознание обширных масс людей.

Общественное - отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Структура правосознания:

Первый элемент - информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.

Второй элемент - оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.

Третий - волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности

Обыденное правосознание - правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой.

Теоретическое (научное) правосознание - формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере.

Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

Функции правосознания

Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.

Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Правосознание и право

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот - во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии - стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативных правовых актов.

Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости. Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.

ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания.

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание – одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия, – правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально «перестроить» и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания.

Поэтому правосознание – весьма независимое, целостное и как бы даже «рядоположенное» праву явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории, через которое теория права «выходит» на такие сокровенные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или

1 Теория правосознания представлена в нашем правоведении многими работами, среди которых наиболее значительны: ФарберИ.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963, Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М, 1973, Кояобра /I И Социалистическое право и общественное сознание. Киев, 1979;

Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. М., 1989; Соколов НЯ. Профессиональное сознание юристов. М., 1988.

иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии и т.д.

Правосознание наиболее полно и разносторонне отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры, своеобразной архетипической инварианты жизненного уклада данного народа. Замечено, что в разных типах цивилизации, различных культурно-истори- , ческих сообществах существуют весьма неоднозначные представления! о нормах поведения, о должном, о способах регулирования тех или \ иных ситуаций и т.д.

Речь идет об этноправовых закономерностях социального регулирования, выявить которые можно, только рассматривая правосознание как феномен, «подчиняющийся» определенной внутренней логике своего развития, которая детерминируется не приказами государственной власти и экономическими решениями, а прежде всего накопленным культурой духовным, мыслительным потенциалом мирового и национального права.

Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания. Структурно правосознание складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.

Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации. Правовая психология – своего рода стихийный, «несистематизированный» слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены.

Радость или огорчение по поводу принятия нового или отмены старого закона, чувство удовлетворения или недовольства практикой применения юридических норм, действий правоохранительных органов, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям юридических запретов – все это правовые чувства (эмоции) и в совокупности они образуют в общественном сознании сферу правовой пси-хологии.

Не следует думать, что правовая психология как отражение обыденного уровня жизни играет второстепенную роль в структуре правосознания Отнюдь нет. Правовая психология – наиболее «распростра

ненная» форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента.

Именно в среде психологических реакций право осуществляет ведущие определения своей социальной сущности – гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т.д. Эти характеристики права выражают человеческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зависит эффективность действующих актов, всей правореализационной практики.

Более того, правовая психология – наиболее глубинная, «скрытая» от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения, которая дает подчас такие типы индивидуальных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Невосприятие в психологии населения тех или иных запретов как реально упречных, а дозволений – как социально оправданных ведет, как правило, к серьезным проблемам в реализации нового законодательства, порождает многочисленные трудности в деятельности правоохранительных органов. Игнорирование юридической психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей часто общественно полезных (борьба с самогоноварением, с отдельными противоправными традициям и обычаями и т.д.).

Кроме этого, юридическая психология, будучи сама по себе слож-носодержательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного – целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правового (стереотипы, привычки, автоматизмы и т.д.), так и противоправного поведения.



Бессознательное как явление правовой психологии находит выражение в таких формах познания действительности, как интуиция, психологический аффект (при совершении тех или иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлениях, действиях и установках, причины которых не осознаются человеком.

Таким образом, правовая психология – принципиально значимая для правового регулирования сфера общественного сознания, на изу-

чение которой направлены усилия как теоретиков права, так и специалистов отраслевых юридических наук*.

Кроме правовой психологии в структуру правосознания включается правовая идеология, которая, в отличие от психологического восприятия окружающего мира, соответствует уровню научно-теоретического отражения и освоения действительности.

Правовая идеология – это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.

По сравнению с правовой психологией, первичной «субстанцией» которой выступают психологические переживания людей, идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).

В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми – учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием многих также конкретных людей, которые достигают в своем сознании системного целостного отражения государства и права.

Однако правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

Примерами правовой идеологии как способа правового осознания действительности могут служить гегелевская философия права, есте-

См.: Ошеров М.С., Спиридонов Л И. Общественное мнение и право. Л., 1985; Основания уголовно-правового запрета (криминализация и дскриминализация). М., 1982;

Антоши Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., 1987; Криминальная мотивация. М., 1986; и др.

ственно-правовая, позитивистская, марксистская доктрина государства и права, многие современные концепции правопознания. Кроме этого, сфера наибольшего «применения» правовой идеологии – не индивидуальные и стихийно-массовые отношения людей, что характерно для правовой психологии, а нацеленность на выражение интересов, потребностей достаточно оформленных, институционализированных социальных сообществ: классов, политических партий, общественных движений, государства, межгосударственных объединений.

Так, те или иные политические организации, участвующие в современных властеотношениях, создаются, как правило, на основе какой-либо политико-правовой идеологии – консервативной, либеральной, марксистской, христианской и т.д. В этом случае правовая идеология выполняет свое основное предназначение: она служит своеобразным социальным планом-программой деятельности организованных в партию, движение, в целом политическую систему людей, позволяет им поступать осознанно и целесообразно для достижения определенных социальных и правовых идеалов.

Примером конкретной, весьма сложной, противоречивой деятельности целого сообщества людей может служить постепенный процесс формирования в России правового государства, которое должно соответствовать как общечеловеческим, так и национальным представлениям о демократии, обеспечении прав человека, гуманном и справедливом правопорядке. В данном случае доктрина правового государства служит идеологической основой для развития российской государственности.

Наличие демократической и социально-, культурно-, исторически обоснованной государственно-правовой идеологии является жизненно важным условием деятельности любого общества. Так, одним из фундаментальных выводов уже десятилетнего периода реформ в России является то, что страна не может жить без ясной и осмысленной национальной государственно-правовой идеологии. Шестьдесят девять лет диктата одной – коммунистической – идеологии породили на этапе «перестройки» нигилистическое отношение к идеологии вообще, создали иллюзию полезности деидеологизации общества, политики, права.

Однако существует неписаный закон: сознание, в том числе и правовое, не терпит пустоты – какая-то, часто далеко не лучшая, система взглядов его всегда заполнит. В результате механической деидеологизации возникло опаснейшее, даже в сравнении с последствиями эко-номческого кризиса, положение: усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои

населения. В нашем «деидеологизированном» сознании усиливается тенденция к социальному примитивизму, массовым аберрациям, утрате и до того слабых иммунитетов от харизматического, националистического популизма.

На такой зыбкой духовной почве правовое государство и прочный правопорядок невозможны. Поэтому сейчас нарастает общественная потребность в новой, демократической государственно-правовой идеологии для России, которая не будет иметь ничего общего с диктатом, навязыванием и установлением в качестве государственной и единственно верной. Принципы и механизмы воспроизводства такой идеологии в общественном сознании должны быть отличны от прошлого*.

Как отмечается в современной отечественной литературе, действительный выбор для будущего России сейчас заключается не в том, жить ли с идеологией или без нее, ибо какая-то идеология будет в любом случае, а в том, какая идеология наиболее адекватна России, ее сущности, духу, перспективам развития.

Без политико-правовой идеологии немыслимо современное цивилизованное общество. Примерами высокоидеологичных документов могут служить Конституция США, Конституция ФРГ, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., которые выступают идеологическим фундаментом демократий и правовых систем западных стран.

Для России в переходный период правовая идеология приобретает особую значимость. Национальная правовая идеология позволяет человеку, классам, партиям так или иначе ориентироваться в новой политической обстановке. Никакая, даже самая детальная, пропаганда действующего законодательства этого дать не может. В отличие от конкретных и утилитарных программ, лозунгов, планов и обещаний правовая идеология ориентируется на долговременные процессы, нормы поведения, в силу чего она способна соединять поколения, концентрировать смысл их деятельности (в частности, молодежи) на социальные, созидательные цели.

Правовая идеология есть такой синтез правовых знаний, в целом правовой культуры, который в концептуальном виде доступен не только специалистам, но и широким слоям населения, конкретно каждому человеку, пропагандируя смысл жизни, работы, ориентируя их в сложном и противоречивом мире.

В конечном счете национальная правовая доктрина – показатель высоты правового сознания общества, она характеризует важнейшие

См Косолапое НА Интегративная идеология для России интеллектуальный и политический вызов//Вопросы философии 1994 № 1 С 9.

культурно-правовые ценности, которые служат своего рода «пропуском» в семью цивилизованных народов мира, позволяя занять подобающее России, ее нравственному и историческому потенциалу место.

Какая же правовая идеология актуальна для современной России? Теория отечественного права в последние семь десятилетий строилась на марксистской доктрине и классовом подходе. Надо сказать, что марксистская методология государства и права и сейчас сохраняет и будет сохранять в будущем научную ценность как почтенная и классическая теория, определившая в XX в. многие процессы не только в России, но и в мире. Однако сегодня Россия находится в кардинально новой социально-экономической, духовно-нравственной и геополитической ситуации, которая требует нового осмысления исходных начал нашего правового уклада, в том числе на уровне его идеологического и культурологического обоснования,

Можно назвать самые примерные общие параметры будущей целостной и систематизированной концепции правового развития России.

1. Отечественная правовая идеология не должна строиться на идее социального и политического раскола, противопоставления одной социальной группы – другой. Наоборот, теория должна стремиться к максимальному духовному объединению страны, достижению ею состояния нравственной и духовной соборности, необходимой степени политической консолидации. Страна уже достаточно пережила войн, революций, контрреволюций, расколов и реформации и теперь нуждается в собирании своих интеллектуальных и материальных сил для трудной восстановительной и созидательной работы. Право должно в максимальной степени способствовать реализации этой задачи.

2. Правовая идеология должна быть достаточно открытой для учета и восприятия исторического опыта, какой бы идеологической принадлежности он ни был. Правовая идеология должна вбирать все конструктивное и полезное для России из теории и практики прошлого и настоящего.

3. Не принцип «суверенизации» личности по отношению к обществу и государству в его индивидуалистическом варианте; не огосударствление человека и подавление его самостоятельности и инициативы:

все эти крайности не могут служить методологическими основами правовой идеологии в России. Индивидуальность возможна только через социальность. Необходимо рациональное сочетание интересов личности и общества, а не доминирование одного над другим. Полноценное развитие личности, обеспечение гармонии прав и обязанностей реализуются через интеграцию человека в общество, его культуру.

4. Правовая идеология должна опираться на принцип укрепления и защиты Российского государства, которое должно быть демократическим, федеративным, обслуживающим общество, а не стоящим над ним, сильным и эффективным. Надо ясно представлять, что отказ от административно-командных методов в условиях правовой государственности совершенно немыслим и влечет лишь массовый произвол, разрушение правопорядка. Без грамотных и компетентных администраторов, без эффективной исполнительной власти с армией, с оснащенными правоохранительными органами и органами, защищающими внешнюю безопасность, ни одно правовое государство мира не может существовать. Государственное управление без угрозы применения насилия или применения насилия в случае угрозы национальной безопасности страны не может сохраниться.

Таким образом, правовая психология и правовая идеология как структурные компоненты правового сознания общества каждая своими средствами служат осуществлению функций правосознания в правовом регулировании и в целом правовой культуре общества. Какие же это функции? Согласно устоявшемуся мнению юридической пауки, основные функции правосознания, т.е. направления воздействия этого явления на общественные отношения, – познавательная, оценочная, регулятивная.

Познавательная функция правосознания заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни – социальной или даже естественной, природной. Задачи такого познания (на уровне обыденной практики) состоят не в выявлении и изучении общих закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении относящихся к правовой реальности событий, действий, состояний, признаков и т.д. Субъектом такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.

Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка – это деятельность субъектов права как граждан, так и правоприменителей по установлению (отождествлению) различных жизненных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того чтобы идентифицировать (оценить) то или иное поведение с позиций права, необходимо иметь достаточный уровень правового сознания.

Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мотивов, ценностных ориентации, правовых установок, которые высту

пают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание (в форме правовой психологии) выступает как мотив конкретного вида поведения.

Через правосознание происходит усвоение и определенных ценностных ориентацией субъектов в обществе, когда, в частности, та или иная конкретная личность, социальная доктрина становится основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению. В этом смысле правосознание как социальный регулятор выступает мощным средством социально-юридического контроля за поведением.

Особую значимость в реализации регулятивной функции правосознания имеет правовая установка – готовность, предрасположенность субъекта к правомерному или противоправному поведению, складывающаяся под влиянием ряда социальных и психофизиологических факторов. Правовая установка сообщает устойчивый, постоянный, целенаправленный характер той или иной деятельности, выступая своего рода стабилизатором в меняющейся социальной среде. Положительная правовая установка позволяет упорядочивать процесс правового воздействия, освобождая субъекта от необходимости каждый раз заново принимать решения в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях.

В теории правоведения различаются следующие виды правосознания.

Обыденное правосознание – массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.

Профессиональное правосознание – понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее демократической и гуманистической адекватности зависит стиль и дух правовой практики. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к человеческой беде и т.д.).

* См.: Щербакова 11.В. Проблемы правовой установки личности. Ярославль, 1993.

Понятия, идеи, убеждения юристов формируются на основе прежде всего юридической практики и во многом под влиянием юридической науки (идеологии), которая, в свою очередь, выделяет профессиональное сознание юристов в предмет специального анализа*.

Научное правосознание – идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства, политико-конституционных отношений. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы, работающие, как правило, в специализированных НИИ юридического профиля (Институт государства и права Российской академии наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ), государственных и общественных фондах, центрах (Исследовательский центр частного права в Москве) и разветвленной вузовской системе – как общегражданской, так и ведомственной (Саратовская государственная академия права, Уральская юридическая академия, Академия МВД РФ и другие вузы).

Понятие, структура, виды правосознания

Правосознание – это совокупность взглядов, идей, отражающих отношение людей, социальных групп и наций к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным и неправомерным.

Правосознание представляет собой своеобразную форму общественного сознания, которая отражает правовую действительность в форме юридических знаний, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих деятельность людей в юридически значимых ситуациях. Как специфическая форма общественного сознания правосознание содержит в себе совокупность взглядов, чувств, эмоций, идей, теорий, представлений и установок, которые характеризуют отношение лица, общественной группы и общества в целом к действующему или желаемому праву.

В.В. Лазарев отмечает, что правосознание – явление идеальное, непосредственно не воспринимается. Теория государства и права традиционно исследует такие категории как понятие, сущность, структура правосознания, его функции, соотношение с правом и роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом, в обеспечении законности в частности, а также правовое воспитание населения и юристов-профессионалов. В современной науке принято считать, что правосознание – это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и против законности; это правовые теории, правовая идеология. В рамках такого подхода правосознание является идейным выражением объективных общественных отношений, отражающих в свою очередь доминирующие в обществе экономические и социальные отношения.

Правосознание содержит оценочные суждения о праве. В связи с этим область правового сознания – элемент культуры, то есть факт, что относится к категории ценности. Независимо от того, насколько реальное право справедливо или не справедливо, его смысл и назначение состоят в том, чтобы быть справедливым, – право же (и правосознание) должны вобрать в себя и реализовать идею права. Идея права включает в себя формообразующие принципы и оценки политико-правовой реальности. Эти элементы идеи права образуют содержание правового сознания, изучать которые необходимо и как ценностные суждения (оценки деятельности) и как факты данного бытия (явления государства и права). По мнению А.А. Штанько, ощутимую роль правосознание играет на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Правосознание – это не только отражение в индивидуальном сознании духа и характера уже существующих в обществе законов, оно активно и творчески корректирует и критикует действующие законы (и институты) с позиций индивидуальной справедливости, которая приобрела глубокий жизненный смысл и значение для достаточно большой массы людей. Согласно утверждению А. Ильина, мы постоянно нуждаемся в правосознании и пользуемся им; правосознание является творческим источником права, живым органом правопорядка и политической жизни. Каждый закон, каждый указ – возникает в правосознании. Каждый закон, который возник в правосознания власть имущих, обращается к правосознанию большинства подчиненных им людей, чтобы сформулировать им правовые веления, тем самым пробуждая в них желание действовать лучше, справедливее, осторожнее... Это происходит во всех сферах права. Это, по мнению мыслителя, означает, что именно в правосознании (а не в воле и не в силе) рождается любой закон (хороший или плохой, зрелый или незрелый). В то же время указывается, что важным признаком любого закона является то, что он направлен не только на действия человека (которого можно заставить поступать, так или иначе), но и на ее правосознание. То есть, издавая закон, государство стремится убедить правосознание каждого отдельного человека, что следование указанному закона будет способствовать лучшему, более справедливому и более совершенному общественному существованию. Поэтому, несмотря на то, что формально человек может и не принимать участия в принятии того или иного закона, он, тем не менее, всегда участвует в его реализации (ведь каждый индивид решает, соблюдать ему закон или нет и если соблюдать – то как именно?). Это означает, что правосознание является условием действенности закона, когда вследствии несовпадения представления о праве тех, кто принимает закон, и тех, кто его выполняет, закон превращается из внешней принудительной силы в свободное внутреннее убеждение. Кстати, именно благодаря этому своему свойству правосознание делает возможным адекватное применение закона в каждом конкретном случае. Действительно, каким бы четким не был закон и какими совершенными в логико-юридическом плане не были бы его нормы, он никогда, как отметил И. Ильин, не сможет дать четкие и однозначные указания, как действовать человеку в каждом конкретном случае (в этом плане всеобщность закона всегда будет проигрывать разнообразию общественной жизни и тех случаев, в которых он должен применяться). Это может вызвать ситуацию «summum jus summa injuria», когда неукоснительное следование закону порождает наивысшую несправедливость. Механизмом, который позволяет избегать возникновения подобных ситуаций, как раз и есть творческая правосознание, которая существует между общей формулой юридической нормы и отдельным индивидом и трансформирует общие требования права и закона в конкретные действия в той или иной ситуации.

Правосознание существует «до», «после» и «параллельно» с ним и выступает, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права. Выступая в качестве непосредственного источника права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает влияние на сам процесс и результаты правотворчества. Правовые нормы, в свою очередь, оказывают влияние на развитие правосознания граждан, формирование надлежащих представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях и ответственности. Определенным образом, истоки правосознания появляются в духовном измерении человека до появления права, когда еще не существовало ни представления о праве, нет его трактовки.
Следовательно, в отличие от других форм общественного сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия – право как систему юридических норм, правоотношения, законодательство, правовое поведение, правовую систему в целом. Правосознание не только отражает в правовых категориях, концепциях, теориях, чувствах, взглядах людей правовую действительность, но и направляет субъекты права на определенные изменения в правовой среде, прогнозирует и моделирует их. Существует определенное взаимодействие правосознания и права. Взаимосвязь правового сознания и права имеет достаточно сложный характер. С одной стороны, правосознание предшествует праву, поскольку последнее является выражением воли общества или определенной его части, то есть выражает взгляды и установки общества или определенной его части, то есть их правосознание. С другой стороны, правовая система, которая сложилась в обществе, выступает одним из важнейших факторов, влияющих на правосознание. И, наконец, функционирование права, его применение и соблюдение зависят от уровня правового сознания.



Существенное влияние на правосознание оказывают другие формы общественного сознания, прежде всего политическое сознание и мораль, а также общественная психология, исторические традиции, образ и уклад жизни.

В современной юридической науке существует деление правосознания на институциональное и не институциональное (в зависимости от официальности или неофициальности нормативных основ его организации и наличия или отсутствия профессиональной компетенции применения последних). В приведенных определениях форм правосознания прослеживается их расширения до масштабов более общего понятия правовой культуры.

Правосознание – сложное социальное образование. Согласно субъектов правовое сознание подразделяется на : индивидуальное, групповое и общественное. По характеру деятельности носителей правосознание делится на: 1) профессионально-юридическое (практически-юридическое и научно-юридическое); 2) профессионально-неюридическое; 3) непрофессиональное или обыденное.
В «горизонтальной» структуре правосознания, как правило, отличают «теоретическое» (научное), «профессиональное» (профессионально-юридическое) и «обыденное» (повседневно-практическое). К теоретическому правосознанию относят правовые теории, систематизированные и научно обоснованные идеи, правовые установки, парадигмы и прочее. «Профессиональной» называют «одну из коллективных форм правосознания, носителями которой являются юристы и которая представляет собой систему правовых взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентаций, других структурных образований...»; то есть это – «правосознание специальной группы людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая формируется в результате специальной образовательной подготовки и практической деятельности и характеризуется единством социальных задач, форм и методов профессиональной деятельности». И, наконец, «обыденное правосознание включает в себя представления, чувства и волеизъявления массы людей, их субъективное отношение к действующему праву, знания о существующих законах и их оценку, убеждения в правомерности или неправомерности судебных действий, в справедливости или не справедливости самих законов; эта сфера создает массовое общественное мнение вокруг действующего права, поддерживая его или требуя его замены».

С точки зрения глубины отражения правовой деятельности выделяют три уровня правосознания : обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.

Обыденное правосознание формируется стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению. Теоретическое (научное) правосознание, в отличие от обыденного, формируется на основе глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики и тому подобное.
Профессиональное правосознание – это правовое сознание юристов. В зависимости от предмета отражения в правосознании юриста образуются сферы, соответствующие разным отраслям правовых отношений (например, хозяйственным, коммерческим, гражданско-правовым, уголовно-правовым, уголовно-процессуальным и т.д.). Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, установок, ценностных ориентаций и тому подобное. Юристы традиционно входят в перечень представителей идеологической специальности. Основная цель науки – выделить конкретные особенности правосознания юристов, прежде всего те, которые позволяют быть высококвалифицированным специалистом, строго и неуклонно соблюдать законность.

К профессиональному правосознанию относится и правосознание юристов, которое характеризуется тем, что непосредственно связано с умениями и навыками практического познания и применения правовых норм. Правосознание юристов влияет на функционирование государственных институтов, органов местного самоуправления, темпы становления гражданского общества, реализацию принципов основ конституционного строя и прежде всего верховенства права.

Также следует выделить национальное правосознание, благодаря которому возможным является создание такой модели идеологической доктрины, которая способна всецело обеспечить национальные интересы государства.

В структуре правосознания выделяют три блока: правовые знания, правовые оценки и правовые установки. Субъект правосознания приобретает правовые знания в процессе осмысления различных правовых явлений, включая сведения о конкретных нормах права, назначение правового регулирования, роль тех или иных правоприменительных и правоохранительных органов государства и тому подобное. Вместе с тем, наличие определенного объема правовых знаний еще не определяет уровень правосознания, который определяется также пониманием сущности права, правовых норм, других правовых явлений, их требований, целей и назначения.
Необходимость и объем правовых знаний, обусловленных включенностью субъекта в систему правовых отношений. Приобретение, усвоение правовых знаний осуществляется посредством социального и правового опыта человека. Сквозь призму собственного правового опыта субъект воспринимает новые правовые явления, что обусловливает наличие определенного оценочного отношения, которое отображается в значимости, ценности, как полученных знаний, так и правовой действительности, с точки зрения лица. Роль правовых оценочных представлений заключается в том, что лицо не просто совершает действия, предусмотренные определенными юридическими нормами, а осмысливает свое поведение с точки зрения его законности, соответствия требованиям закона. Правовые установки – это определенные психологические комплексы, которые характеризуют правосознание личности, влияя как на правовое поведение, так и на формирование представлений, оценки правовых явлений. То есть, правовые установки влияют как на регулятивную, так и на познавательную и оценочную функции правосознания.

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
    • Характеристика власти в первобытном обществе
    • Социальные нормы первобытного общества и способы социального регулирования
    • Происхождение государства
  • Понятие и признаки государства
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
    • Соотношение гражданского общества и правового государства
    • Личность, право и государство
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
    • Естественно-правовая концепция. Историческая школа права. Нормативистская теория права
    • Марксистская теория права. Психологическая теория права. Социологическая теория права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
    • Понятие, структура, функции и виды правосознания
    • Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
    • Правовое воспитание: понятие, формы и методы
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности
    • Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
    • Англосаксонская правовая семья (общего права)
    • Романо-германская правовая семья (континентального права)
    • Правовые семьи религиозного и традиционного права

Понятие, структура, функции и виды правосознания

Правосознание - это совокупность идей, представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Правосознание является источником права (в материальном смысле, т.е. в смысле создания правовых норм), отражая объективные потребности развития общества, одним из обязательных инструментов реализации права, средством оценки соответствия поведения нормам права. Как источник права, правосознание находит свое выражение (материализуется) в правовых актах, оказывает воздействие на процесс и результаты правотворчества. Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях и ответственности. Л.И. Спиридонов отмечает, что «общественное правосознание - отражение в коллективном сознании юридической действительности, воспринимаемой сквозь призму должного, отражение, опосредованное нормами культуры, экономическим, политическим, нравственным и другими формами общественного сознания. Оно представляет собой психологическое отношение к праву, закону, правонарушению, приговору, преступнику, выраженное в понятиях, идеях, взглядах, эмоциях и т.п.».

Правосознание - сложное структурное образование, в котором выделяют как минимум два компонента: правовую идеологию (рациональный) и правовую психологию (эмоциональный). Кроме того, в структуре правосознания принято выделять и другие элементы: правовую онтологию (знание того, что есть право), аксиологию (оценку права), праксиологию (волевой элемент, связанный с выбором варианта поведения).

Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Правовая идеология формируется как процесс выявления теоретического осознания, координации и согласования различных общественных интересов через достижение социального компромисса. Она обосновывает и оценивает существующие и возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывая конкретно-исторические условия жизнедеятельности общества, уровень общественного сознания, социальную психологию, общественные интересы. Теоретический уровень правосознания предстает в виде идеологии.

Правосознание не только характеризует качество существующих правоотношений, оно показывает также тенденции его развития, выступая во взаимодействии с другими формами общественного сознания. Оно характеризуется одновременно преемственностью и новизной, создавая новые представления о характере и качестве правового регулирования, о способах защиты нарушенных прав. Правосознание формируется под воздействием отношений, оказывая обратное влияние на них. Правовая идеология создает ценностные мотивации правомерного поведения, она оказывает влияние на правовую психологию и соответственно на юридическую практику. Содержание правового сознания связано с системой ценностей, которые не только заданы в обществе, но которые необходимо культивировать в процессе правового воспитания.

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука . Кроме того, научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.

Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, системе правовых явлений, существующих в обществе.

Правовая психология является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нацию, различных групп и слоев населения. Через правовую психологию реализуются присущие правовой культуре обычаи и традиции, самооценка личности, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения права. От уровня подготовки личности зависит возможность контроля ее над эмоциями и чувствами, что говорит о связи правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания. «Прежде чем общественное сознание проникнет в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп».

Как элемент правовой культуры, правовое сознание представляет собой механизм, влияющий на право и правовое поведение.

Согласно теоретической концепции, основные функции правосознания - познавательная, оценочная и регулятивная . Познавательная функция правосознания предполагает определенную сумму юридических знаний, являющихся результатом мыслительной деятельности (правовая подготовка). Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к явлениям правовой жизни на основе юридического опыта. Это отношение выражается в определении значимости полученных знаний с точки зрения индивида или общества. В содержание правосознания входят следующие основные виды оценочных отношений: к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению (самооценка).

В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли человека возникает новое образование - эмоционально-интелектуально-волевое, именуемое правовой установкой . В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направление поведения личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Правовая ориентация выступает как совокупность правовых установок индивида или определенной коллективной общности, формирующих их программы деятельности в юридически значимых ситуациях.

Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций. Результат этой регуляции - поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения.

По субъектам правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное:

  • индивидуальное правосознание проявляется как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение конкретной личности к праву и правовым явлениям в общественной жизни;
  • групповое правосознание означает совокупность представлений и чувств, связанных с коллективным осознанием права и правовых явлений (социальных групп, классов, слоев, профессиональных и иных объединений);
  • общественное правосознание проявляется как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение макроколлективов (населения страны, нации и т.д.).

В зависимости от уровня правовой культуры или с точки зрения глубины отражения правовой действительности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.

Обыденное правосознание является наименее глубоким: в нем преобладают психологические (эмоциональные) элементы. Правовые знания на этом уровне ограничены личным опытом и житейскими установками, имеют фрагментарный, бессистемный и часто поверхностный характер. Отношение к праву, как правило, противоречиво и зависит от переменчивых настроений и повседневных эмоций. Формируется данный уровень под влиянием личного жизненного опыта.

Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов, которое складывается в ходе специальной подготовки и в процессе осуществления практической юридической деятельности. Включает в себя программные юридические знания и предметно-деловое отношение к праву, которое проявляется в умении грамотно применять правовые нормы и качественно использовать правовые знания. Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций.

Научное (теоретическое) правосознание в отличие от обыденного формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Оно характерно для научных работников, специально занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Отношение к праву и правовым явлениям у носителей теоретического правосознания обусловлено теоретическими воззрениями. Научное правосознание необходимо учитывать в процессе правотворчества, которое должно определять направления совершенствования юридической практики. Правовое сознание юристов должно быть теоретическим, т.е. представлять собой систему правовых знаний, выраженных в юридических принципах, нормах и категориях, в знании основных тенденций и закономерностей государственно-правовой действительности. Правовая теория является концептуальной формой существования правового сознания, самым глубоким способом фиксации объекта правового отражения. К теоретическому правовому сознанию подходит такая степень выражения, как идеологический уровень.

С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом; с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая правовые акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению, способствует оптимальному толкованию права и преодолению пробелов в праве). Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию правовых норм и сопровождает реализацию норм на всем протяжении их действия.

— это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Будучи специфической формой сознания , правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п.

Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.

Структура правосознания

- Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

- Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

- Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

- Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

- Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания

- Индивидуальное — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

- Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

- Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

- Массовое — правосознание обширных масс людей.


- Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Структура правосознания:

Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.

Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.

Третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности

- Обыденное правосознание — правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой.

- Теоретическое (научное ) правосознание — формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере.

- Профессиональное правосознание — это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

Функции правосознания

- Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.

- Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

- Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.

- Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Правосознание и право

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот — во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии — стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативных правовых актов.

Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости. Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.



Просмотров