Государственно-правовое учение Т. Гоббса. Правовые взгляды Т. Гоббса Политическая философия Томаса Гоббса

Томас Гоббс внес огромный вклад в науку и философию. В своем произведении «О теле» английскому мыслителю удалось с наибольшей полнотой раскрыть свое понимание предмета философии. Отвечая на вопрос "что собой представляет философия", Гоббс, как и другие передовые мыслители его эпохи, выступал против схоластики, которая существовала в качестве официальной философии христианской церкви в большинстве западноевропейских стран.

Философия подразделяется Гоббсом на две основные части: философию природы и философию государства. Первую интересуют естественные тела, которые являются продуктами природы. Вторая исследует явления социальной жизни, и в первую очередь государство, образующее искусственное, политическое тело, созданное на договорных началах самими людьми. Чтобы познать государство необходимо предварительно изучить человека, склонности и нравы людей, объединившихся в гражданское общество. Этим занимается философия морали. Таким образом, философская система Гоббса складывается из трех взаимосвязанных частей: учение о естественных телах, учение о человеке и учение о политическом теле, или государстве.

Наибольше значение имеют социально-политические взгляды Т. Гоббса, которые содержатся в его трудах «О гражданине», «Левиафан». В основу своей философской системы Т. Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Исходной точкой его рассуждений об общественном устройстве и государстве является «естественное состояние людей». Это естественное состояние характеризуется у него «естественной склонностью людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславия самолюбия, права всех на все».

Философ считает, что хотя изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей, и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все», однако человек еще и существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. Окружают его лишь завистники, соперники, враги. «Человек человеку - волк». Поэтому философ считает, что в самой природе людей заложены причины для соперничества, недоверия и страха, которые приводят к враждебным столкновениям и насильственным действиям, направленным на то, чтобы погубить или покорить других. К этому присоединяются жажда славы и разногласия во мнениях, которые также заставляют людей прибегать к насилию. Отсюда фатальная неизбежность в обществе «…войны всех против всех, когда каждый управляется своим собственным разумом и нет ничего, чего он не мог бы использовать в качестве средства спасения от врагов» Т. Гоббс. Сочинения в 2 Т. Т2. /составитель редактор В.В. Соколов, пер с лат и англ. - М.: Мысль. 1991 с.99. Иметь «право на все» в условиях такой войны - значит «... иметь право на все, даже на жизнь всякого другого человека». Т. Гоббс указ соч.с. 99 В этой войне, по Гоббсу, не может быть победителей, она выражает ситуацию, в которой каждому угрожают все -«… пока сохраняется право всех на все, ни один человек (как бы силен или мудр он ни был) не может быть уверен в том, что сможет прожить все то время, которое природа обычно предоставляет человеческой жизни» Т. Гоббс указ соч. с. 99. В ходе такой войны люди употребляют изощренное насилие, чтобы подчинить себе других или же в целях самозащиты.

Так или иначе, но «…люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям», они ищут «почета и выгод», действуют «ради пользы или славы, т.е. ради любви к себе, а не к другим», поэтому каждый является врагом каждого, полагаясь в жизни только на собственную силу и ловкость, находчивость и изобретательность. Таким образом, эгоизм объявляется, главным стимулом человеческой деятельности. Но Гоббс не осуждает людей за их эгоистические наклонности, не считает, что они злы по своей природе. Ведь злые не сами желания людей, указывает философ, а только результаты действий, вытекающие из этих желаний. Да и то только тогда, когда эти действия приносят вред другим людям. К тому же надо учитывать, что люди «по природе лишены воспитания и не обучены подчиняться рассудку».

Именно о состоянии всеобщей войны и противоборства Гоббс пишет как о «естественном состоянии человеческого рода» и трактует его как отсутствие гражданского общества, т.е. государственной организации, государственно-правового регулирования жизни людей. Словом, в обществе, где нет государственной организации и управления, царят произвол и бесправие, «и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна». Однако, в природе людей заложены, по Гоббсу, не только силы ввергающие индивидов в пучину «войны всех против всех», люди жаждут выйти из этого жалкого состояния, стремятся создать гарантии мира и безопасности. Ведь человеку исконно присущи и свойства совсем иного плана; они таковы, что побуждают индивидов находить выход из столь бедственного естественного состояния. Прежде всего это страх, смерти и инстинкт самосохранения, доминирующий над остальными страстями «… желание вещей, необходимых для хорошей жизни, и надежда приобрести их своим трудолюбием». Т. Гоббс указ соч. с. 98 Заодно с ними выступает естественный разум, т.е. способность каждого здраво рассуждать о позитивных и негативных последствиях своих действий. Чувства и разум диктуют людям необходимость отказа от естественного состояния и перехода к гражданскому обществу, к государственному устройству. В итоге подобных устремлений естественное право - «т.е. свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной жизни» там же с. 98 уступает место естественному закону, согласно которому «человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению» там же с.98. Инстинкт самосохранения сообщает первый импульс процессу преодоления естественного состояния, а естественный разум подсказывает людям, на каких условиях они могут данный процесс осуществить. Эти условия (их выражают предписания естественного разума) суть то, что иначе называется естественными законами.

Гоббс отмечает, что следует различать jus и lex - право и закон, «ибо право состоит в свободе делать или не делать что-либо, между тем как закон определяет и обязывает к тому или другому». Таким образом, естественный закон не есть результат соглашения людей, а представляет собой предписание человеческого разума. Согласно Гоббсу, естественные законы исходят из самой человеческой природы и являются божественными лишь в том смысле, что разум "дан каждому человеку богом как мерило его действий", а моральные установления Священного писания, хотя и объявлены людям самим Богом, могут быть выведены и независимо от него "посредством умозаключений из понятия естественного закона", т.е. при помощи разума. Главное общее предписание разума по Гоббсу гласит, что всякий человек должен добиваться мира, если у него есть надежда достигнуть его; если же он не может его достигнуть, то он может использовать любые средства, дающие преимущество на войне.

Поэтому первая часть основного естественного закона, выведенного философом, гласит: следует искать мира и следовать ему. Вторая часть есть содержание естественного права, сводящегося к праву защищать себя всеми возможными средствами. Из основного закона Гоббс выводит, опираясь на свой синтетический метод, остальные естественные законы. Важнейшим среди них является отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты (второй естественный закон). Отказ от права совершается по Гоббсу, или простым отречением от него, или перенесением его на другого человека. Но не все права человека могут быть отчуждаемы - человек не может отказаться от права защищать свою жизнь и оказывать сопротивление тем, кто нападает на него. Нельзя требовать и отказа от права сопротивления насилию, попыткам лишения свободы, заключения в тюрьму и т.д. Взаимное перенесение прав осуществляется людьми в форме договора - «Договором называется действие двух или многих лиц, переносящих друг на друга свои права». В том случае, когда договор заключается по поводу того, что относится к будущему, он именуется соглашением. Соглашения могут заключаться людьми, как под влиянием страха, так и добровольно.

Из второго естественного закона вытекает третий: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения, в противном случае последние не будут иметь никакого значения. В третьем естественном законе содержится источник и начало справедливости.

В "Левиафане" Гоббс кроме указанных трех, указал еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов. Большинство из них носит характер требований или запретов: быть справедливым, милосердным, уступчивым, незлопамятным, беспристрастным и в то же время не быть жестоким, мстительным, надменным, вероломным и т.д. Так, например, шестой естественный закон гласит: при наличии гарантии в отношении будущего человек должен прощать прошлые обиды тем, кто, проявляя раскаяние, желает этого. Гоббс указ соч с. 177 Девятый закон устанавливает, что каждый человек должен признать других равными себе от природы. Нарушение этого правила есть гордость Гоббс указ соч с.118. Одиннадцатый закон (беспристрастие) обязывает..если человек уполномочен быть судьей в споре между двумя людьми, то естественный закон предписывает, чтобы он беспристрастно их рассудил. Ибо в противном случае споры между людьми могут быть разрешены лишь войной. Т. Гоббс указ соч с.119 Шестнадцатый закон гласит, что в случае спора стороны должны подчинить свое решению арбитра. там же с. 121

Таким образом, все естественные законы Гоббс сводит к одному общему правилу: «не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе».

Как отмечает доктор юридических наук Л.С. Мамут, действительные социально-исторические прототипы тех естественных законов, о которых толкует Т.Гоббс, - взаимосвязи товаровладельцев, частных собственников, опосредуемые актами обмена и оформляемые договорами. Таким образом, в итоге именно обмен и договор выступает, согласно концепции Т. Гоббса, предпосылками установления мира в человеческом общежитии История политических и правовых учений: Учебник для вузов. Изд-е 4-е под общ ред. профессора В.С. Нерсесянца. - М: Издательская группа НОРМА-ИНФРА * М, 2004 с.263.

Сколь ни внушительна роль естественных законов, однако сами они по себе к исполнению не обязательны. Превратить их в безусловный императив поведения может только сила. Для Гоббса естественный закон, как мы уже отмечали есть свобода что-либо делать или не делать, а позитивный закон - предписание делать или, наоборот, не делать что-либо. Естественные законы обязывают индивида желать их осуществления, но не могут его заставить практически действовать в соответствии с ними. Непременно нужна сила, способная жестко лимитировать право каждого на все и решать, что кому принадлежит, что является правом, а что им не является.

Абсолютная власть государства - вот, по мнению Т. Гоббса, гарант мира и реализация естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданские - опираются на силу. Однако по своему содержанию они одинаковы. Всякие произвольные выдумки законодателей не могут быть гражданскими законами, ибо последние суть те естественные законы, но только подкрепленные авторитетом и мощью государства. Их нельзя ни отменять, ни изменять простым волеизъявлением государства. Ставя гражданские законы в такую строгую зависимость от естественных, Т. Гоббс хотел, вероятно, направить деятельность государства на обеспечение развития новых, буржуазных общественных отношений. Но навряд ли он имел при этом намерение подчинить государственную власть праву.

Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ, теоретик естественного права. Его доктринами являются: «Философия, начало учения о государстве», «Левиафан, или материя, форма и власть государства».

В своих произведениях Гоббс высказывает мысль, что все люди равны, но они подвержены страхам, честолюбию и эгоизму. Человек человеку волк, поэтому неизбежна война всех против всех. Таково естественное состояние человека. Инстинкт самосохранения и разум человека помогают ему преодолеть естественное состояние и создать гарантии собственной безопасности.

Естественный закон запрещает человеку деятельность, пагубную для его жизни. Естественный закон – это закон мирного сосуществования людей. Для того чтобы провести его в жизнь, люди заключили между собой договор и обязаны следовать ему. По договору каждый отказывается от части своих прав и свобод в той мере, в какой потребуют интересы мира и справедливости. Но для того чтобы естественный закон стал безусловным императивом, необходимо его закрепление позитивным законом. Для его создания и обеспечения и возникает государство.

Для учреждения государства необходим общественный договор , устанавливающий государственную власть. Государство забирает у человека часть его естественных прав. Власть приказывает, а гражданин обязан повиноваться ей, соблюдать и исполнять закон. Власть в государстве едина.

Истинной государственной властью является власть по договору между правителем и подданными. Этот договор не может быть расторгнут по желанию одной из сторон. По нему у народа не остается прав, есть только обязанности.

Томас Гоббс уделяет внимание проблеме правового равенства, условиями для которого являются:

1) незыблемость договора;

2) обеспечение защиты в суде;

3) равные налоги;

4) защита человека;

5) наличие суда присяжных;

6) принцип соразмерности наказания содеянному.

Томас Гоббс (1588-1679) - в 15 лет поступил в Оксфорд. Учитель математики у сына Карла 1, много путешествует, имеет много знакомств. По своим фсф воззрениям был материалистом. Отец прихода, священник. Был знаком с Галлилеем. Знаком с теорией Коперника. Так же много общего у Гоббса со Спинозой, который заимствовал мысли у него

Политическая теория связана с его фсф воззрениями. Его теория - механическая мировоззренческая картина мира. Задача науки - объяснять причины явлений. Богословие - только образ веры.

Произведения: «Трактат о гражданине» - Париж 1642, «Левиафан» - Лондон 1651. Оба произведения запрещены.

Отталкиваются от естественного состояния, когда люди жили без власти и законов. Он исходит из того, что основа человеческой природы составляют эгиостические стремления.

Отвергает убеждения Аристотеля об общественной природе человека. Человек - существо единоличное, каждый сам по себе, люди соединяются ради выгод, которые может получиться из этого общения. => в естественном состоянии сообщество людей должно вылиться во всеобщ борьбу и вражду. Между людьми, не сдержанными властью, господствует страх, вытекающий из взаимного опасения зла.

Это проистекает из:

1.Сравнения умственных способностей - каждый считает себя выше другого.

2.Часто одну вещь желает несколько людей. => человечеству грозит много опасностей - необходимо искать мира => Первый закон человеческой природы – нужно искать мира, из этого должны исходить другие законы. Для сохранения мира человек должен ограждать свои притязания, это достигается только по взаимному договору, который должен свято соблюдаться => Второй закон - соглашения должны соблюдаться. Далее выводит еще 18 законов, необходимых для поддержки мира: благодарность, услужливость, признание другого равным себе…

Первое и общее правило – не делать другому того, что не хочешь себе. Естественные законы равны нравственным. Они вечные и неизменные, но большинство людей в силу стремления к непосредственным выгодам не склонны их соблюдать, а т.к. веления естественных законов не обладают высшей силой, они недостаточны для обеспечения мира между людьми.

Чтобы законы получили силу, надо их утвердить властью, которая бы стояла на страже закона и воздержала людей от действий противоречащих мирному сожительству. Для этого необходимо чтобы все отказались от своего безграничного права на все, отказ должен быть в форме перенесения принципов всех на одного или нескольких лиц, нужно чтобы все подчиняли свою волю какому-нибудь лицу или собранию, воля которого считалась бы волею всех.

Так возникает государство как результат взаимного согласия. Лицо или собрание, воле которого все подчиняются - верховная власть, она не подлежит чьему-либо суду, по существу абсолютна.

Устройство власти может быть:

1.Монархическим

2.Аристакратическим

3.Демократическим.

Смешанное правление отрицается, т.к. противоречит единству власти. Лучше всего монархия. Всякая форма власти не избегает использования правителем в своих личных интересах, но в демократии много правителей, много демагогов и все они добиваются власти и богатства.

В монархии один правитель, который может легко удовлетворять свои интересы - меньше претензий. Постоянное малочисленное собрание лучше многочисленного, т.к. там много несведущих людей. Борьба партий, непостоянство толпы, влияние демагогов – минусы народного правления. Даже на время войны вручали власть одному правителю, что касается аристократии, то она тем лучше, чем больше приближается к монархии.

Монархистов не устраивало равенство людей в теории Гоббса, его материализм и способ защиты монархии. В отличии от монархистов, опирающихся на теорию богоустановленности власти, Гоббс обосновывает монархию идеей общественного договора. В период реставрации монархии Гоббс был подвергнут преследованию, а многие его труда сожжены.

Реферат: Томас Гоббс и Дж. Локк о естественном праве и естественном законе

Томас Гоббс

Своеобразным было отношение к революции одною из наиболее выдающихся английских мыслителей Томаса Гоббса (1588--1679). Известны его близость (на некоторых этапах жизни) к роялистским кругам, боязнь революционных пертурбаций, приверженность к абсолютной политической власти. Томас в стане феодальной реакции не находился, с ретроградами-легитимистами, озабоченными “правами” наследственной монархии, не смыкался. Политико-юридическая доктрина Т.Гоббса содержится прежде всего в его трудах: “Философское начало учения о гражданине” (1642 г.), “Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского” (1651 г.).

В основу своей теории государства и права Т. Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими “право на все”. Однако человек еще и существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. Окружают его лишь завистники, соперники, враги. “Человек человеку-- волк”. Отсюда фатальная неизбежность в обществе “войны всех против всех”. Иметь “право на все” в условиях такой войны-- значит фактически не иметь никакого права ни на что. Это бедственное положение Т. Гоббс называет “естественным состоянием рода человеческого”.

Гоббсову картину “естественного состояния” можно рассматривать как одно из первых описаний нарождавшегося английского буржуазного общества с его разделением труда, конкуренцией, открытием новых рынков, борьбой за существованием Самому же мыслителю казалось, что он распознал природу человека вообще, выявил естественную для всех времен и народов форму социального бытия. Это был далекий от историзм- ма взгляд.

Главный, саами фундаментальный естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все прочее должно использоваться лишь в качестве средств достижения мира. Важнейшим среди них является отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты (второй естественный закон). Отказ от права совершается большей частью перенесением его по договору на определенное лицо или на некоторую группу лиц. Из второго естественного закона вытекает третий: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения; в противном случае последние не будут иметь никакого значения. В третьем естественном законе содержится источник и начало справедливости.

Кроме указанных трех, есть еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов. Все они резюмируются в одном общем правиле: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе. Действительные социально- исторические прототипы тех естественных законов, о которых толкует Т.Гоббс,-- взаимосвязи товаровладельцев, частных собственников, опосредствуемые актами обмена и оформляемые договорами. Таким образом, в итоге именно обмен и договор выступают, согласно концепции Т. Гоббса, предпосылками установления мира в человеческом общежитии.

Абсолютная власть государства -- вот, по мнению Т. Гоббса, гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы.

Если естественные законы, сопряжены с разумом, то гражданские -- опираются на силу. Однако по своему содержанию они одинаковы. Всякие произвольные выдумки законодателей не могут быть гражданскими законами, ибо последние суть те же естественные законы, но только подкрепленные авторитетом и мощью государства. Их нельзя ни отменять, ни изменять простым волеизъявлением государства. Ставя гражданские законы в такую строгую зависимость от естественных, Т. Гоббс хотел, вероятно, направить деятельность государства на обеспечение развития новых, буржуазных общественных отношений. Но навряд ли он имел при этом намерение подчинить государственную власть праву.

Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с “войной всех против всех”, избавиться от страха незащищенности и постоянной угрозы насильственной смерти -- спутников “разнузданного состояния безвластия”. Путем взаимной договоренности между собой (каждый соглашается с каждым) индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Государство и есть это лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Носитель такого лица--суверен. Суверен обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Таким изображает Т. Гоббс возникновение государства.

Т.Гоббс называет государства, возникающие в результате добровольного соглашения, основанными на установлении или политическими государствами (впоследствии термин “политическое государство” получил широкое хождение в западноевропейских доктринах государства). Государства, появляющиеся на свет с помощью физической силы, мыслитель относит к основанным на приобретении; к ним он особого расположения не выказывает. И в.этой классификации государств также просматривается неприязнь Т. Гоббса к английским дореволюционным феодально-монархическим порядкам

О каких бы разновидностях и формах государства ни шла речь, власть суверена в нем, по Т.Гоббсу, всегда абсолютна, т. е. она безгранична: обширна настолько, насколько это вообще можно себе представить. Тот, кому вручена (передана) верховная власть, не связан ни гражданским законом, ни кем бы то ни было из граждан. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, разбирает и разрешает споры, назначает всех должностных лиц и т.д. Прерогативы суверена неделимы и не передаваемы никому. “Делить власть государства-- значит разрушать ее, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга”. Власть суверена есть фактически его монополия на жизнь и смерть подвластных, причем “все, что бы верховный представитель ни сделал по отношению к подданному под каким бы то ни было предлогом, не может считаться несправедливостью или беззаконием в собственном смысле”. Подданные же по отношению к верховной власти прав не имеют, и потому она не может быть по праву уничтожена людьми, согласившимися ее установить.

Концепция Т. Гоббса об абсолютности государственной власти ценна открытым и ясным выражением весьма типичного для определенного толка идеологии представления об основном достоинстве государства. Ее выразители считают, что государство обладает таким достоинством, если надежно охраняет (в принципе-- любыми средствами) порядок-- порядок угодных им отношений в обществе. Но такие кардинальные вопросы, как: становится ли при этом государство самодовлеющей силой, чуждой обществу и противостоящей ему, подконтрольно ли оно обществу и ответственно ли перед ним, строится и функционирует ли государство на демократических и правовых началах,-- сторонниками политического абсолютизма либо игнорируются, либо признаются малозначащими и отодвигаются куда-то на задний план.

В произведениях Т. Гоббса говорится “об обязанностях суверена”. Все они, как считает мыслитель, содержатся в одном положении: благо народа-- высший закон. Долг суверена, по Т.Гоббсу, хорошо управлять народом, ибо государство установлено не ради самого себя, а ради граждан. Эти формулы исполнены политической мудрости и гуманизма. Но в рамках учения Т. Гоббса о государстве они выглядят скорее как декоративные вставки -- прекраснодушные и в практическом плане ничего не значащие фразы. Дело в том, что, согласно Т. Гоббсу, люди, которые уже осуществляют верховную власть, в какой-либо реальной зависимости от народа не находятся и посему никакой обязанности перед ним не несут. Правители испытывают лишь нечто субъективное “по отношению к разуму, который представляет собой естественный, моральный и божественный закон и которому они должны повиноваться во всем, насколько это возможно”. Так как создания соответствующих социальных и правовых институтов, которые бы извне гарантировали подобное повиновение суверена, Т.Гоббс не допускает, то оно вообще представляется химерическим. Это совершенно в духе идеологов абсолютизма-- заботу о порядке в обществе возлагать на аппарат, гражданские законы, на всю реальную физическую мощь государства, а заботу о благополучии народа отдавать на откуп “доброй воле” правителей.

И все же глубинные симпатии Т. Гоббса на стороне монархии. Он убежден, что она лучше других форм выражает и реализует абсолютный характер власти государства; в ней общие интересы очень тесно совпадают с частными (т. е. с собственными, особыми) интересами суверена. Верховной власти удобнее быть именно монархической, поскольку “в личности короля олицетворено государство”. Позднее это положение повторит (с противоположных позиций обнажив его смысл) Б. Спиноза в своем “Политическом трактате”; “Царь есть само государство”.

Целиком подчиняя индивида абсолютной власти государства, Т.Гоббс тем не менее оставляет ему возможность воспротивиться воле суверена. Эта возможность -- право на восстание. Она открывается лишь тогда, когда суверен, вопреки естественным законам, обязывает индивида убивать или калечить самого себя либо запрещает защищаться от нападения врагов. Защита своей собственной жизни опирается на высший закон всей природы-- закон самосохранения. Закон этот не вправе преступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть.

Вслед за Н. Макиавелли и Г.Гроцием Т.Гоббс стал рассматривать государство не через призму теологии, а выводить его законы из разума и опыта. Но это вовсе не значит, что эпиграфом к своей политико-юридической доктрине он избрал слова “Бога нет!”. К современникам Т.Гоббс обращался на языке, им доступном: цитировал Священное Писание, рассуждал о христианском государстве и царстве тьмы, называл государство ввиду его земного всемогущества “смертным богом” (схожую формулу мы встретим потом у Гегеля) и т. д. В том, что он вел борьбу не со словами, выражавшими религиозные предрассудки и суеверия, а прежде всего с самими этими суевериями и предрассудками в их сути, ярко проявились научный талант и зрелый политический такт Т.Гоббса.

Политический идеал Дж. Локка.

В 1688 г. в Англии произошел государственный переворот. Король Яков 11 Стюарт, доселе проводивший абсолютистскую политику, бежал из страны. Королевский престол занял Вильгельм Оранский. Он согласился установить конституционную монархию, что открывало и закрепляло реальный доступ крупной буржуазии и обуржуазившемуся дворянству к управлению делами государства. Между земельной и денежной аристократией, т.е. верхами дворянства и верхами буржуазии, был заключен компромисс: произведен дележ публичной власти.

Так закончилась полоса революционных преобразований английского общества из феодального в капиталистическое и наступил период его эволюционных изменений.

Идеологом социального компромисса 1688 г. выступил Джон Локк (1632--1704), который свое политико-юридическое учение изложил в труде “Два трактата о государственном правлении” (1690 г.).

Дж. Локк занял позицию тех общественных групп, которые добились наконец гарантированного участия в руководстве обществом, что побудило его отмежеваться прежде всего от радикальных воззрений эпохи революции. Он раскритиковал махрово-реакционный опус Р.Фильмера и твердо отклонил концепции абсолютности и неограниченности власти государства. Равным образом им были сочтены неприемлемыми республиканско-демократическая программа левеллеров и социалистическая утопия диггеров.

Дж-Локк, однако, полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана и т. д. Но он, разумеется, не просто воспроизводил подобного рода идеи, высказанные до него другими. д ж. Лота. развил их, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение-- доктрину раннебуржуазного либерализма.

По д ж. Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет “войны всех против всех”. Индивиды, не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство, “при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого”. Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов и т. д. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. д ж. Локк особенно акцентирует момент согласия: “ Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа”.

Самое знаменитое произведение Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» было опубликовано в 1651 г. в Лондоне. Произведение было задумано Гоббсом как апология абсолютной власти государства. Этой цели служит уже само название книги. Государство уподобляется библейскому чудовищу, о котором в книге Иова говорится, что на свете нет ничего сильнее его. Гоббс, по его собственным словам, стремился «поднять авторитет гражданской власти», с новой силой подчеркнуть приоритет государства перед церковью и необходимость превращения религии в прерогативу государственной власти.

Если попытаться охарактеризовать внутреннюю логику философских исследований Гоббса, результатом которых явилось появление «Левиафана», то вырисовывается следующая картина.Проблема власти, проблема генезиса и сущности государственного общежития была одной из центральных философско-социологических проблем, стоявших перед передовыми мыслителями 16 - 17 века в эпоху создания национальных государств в Европе, укрепления их суверенитета и формирования государственных институтов.

В Англии в условиях революции и гражданской войны эта проблема стояла особенно остро. Не удивительно, что разработка вопросов философии и теории государства привлекала внимание Гоббса. Но он пытался, как и многие другие передовые мыслители той эпохи, объяснить сущность проблемы исходя из принципов человеческой природы и разработка вопросов по теме заставила Гоббса обратиться к изучению человека.

Теория государства Гоббса логически вытекает из его теории права и морали. Основа государства лежит в разумном стремлении людей к самосохранению и безопасности. Разум не всегда требует выполнения законов. Исполнение этих законов одними и неисполнение другими приводит первых прямо к гибели, а не самосохранению. Отсюда ясно, что для соблюдения естественных законов нужна уверенность в своей безопасности, а для достижения безопасности нет иного пути, как соединения достаточного количества людей для взаимной защиты. Для общего блага, люди, как считает Гоббс, должны договориться между собой отказаться от своих прав на все во имя мира и сохранения жизни и объединиться вместе для выполнения состоявшегося соглашения. Такой договор или такое перенесение прав и есть образование государства.

В «Левиафане» Гоббс дал развернутое определение государства: «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их для мира и общей защиты». Из этого определения следуют основные принципы договорной теории государства:

1. Государство есть единое лицо. «Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является егоподанным». Но это не означает, что во главе государства должен обязательно стоять один человек. Суверенная власть может принадлежать и «собранию людей». Но в обоих случаях власть государства едина и нераздельна, она сводит волю всех граждан «в единую волю».

2. Люди, создавшие государство путем взаимного договора, не только санкционируют все его действия, но и признают себя ответственными за эти действия.

3. Верховная власть может использовать силы и средства подданных так, как сочтет это необходимым для их мира и защиты. При этом верховная власть не несет какой-либо ответственности за свои действия перед подданными и не обязана отчитываться за эти действия перед ними.

Государство обладает наивысшей возможной властью и оно «безнаказанно может делать все, что ему угодно». Государство, по взглядам Гоббса, это - великая и могучая сила, своего рода «смертный бог», безраздельно властвующий над людьми и возвышающийся над ними. Наделяя государство неограниченной, абсолютной властью, Гоббс существенно ограничивал права подданных. И хотя люди создали эту силу для защиты своей жизни и обеспечения безопасности, т.е. в своих собственных интересах, она действует так, как считает нужным и, ни в чем не зависит от своих поданных, требует от них беспрекословного подчинения и полного послушания. Вместе с тем автор «Левиафана» считает, что если большая масса людей оказала «неправильное сопротивление верховной власти», за что каждого из них ожидает смертная казнь, то они имеют право соединиться «для взаимной помощи и защиты». Здесь Гоббс отталкивается от своего понимания естественного права, которое позволяет каждому человеку «защищать себя всеми возможными средствами».

Но, уподобляя государство Левиафану, «который является лишь искусственным человеком, хотя и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он создан», Гоббс подчеркивает, что всякий государственный организм может существовать только в условиях гражданского мира. Смута есть болезнь государства, а гражданская война - его смерть.

Государство, отождествленное Гоббсом с обществом и народом, рассматривается им как конгломерат людей, имеющих общие интересы и цели. Единство интересов всех граждан он считает абсолютным, постоянным фактором, цементирующим государственное устройство, скрепляющим его организацию. Гоббс при этом полностью игнорировал классовые и социальные противоречия, которые столь бурно проявили себя в эпоху английской буржуазной революции. Верховная власть, выражающая, по его мнению, общие интересы подданных, изображается как надклассовая сила. За ней он не видит ни экономических, ни политических интересов каких-либо социальных групп.

Гоббс является противником отделения исполнительной власти от законодательной. Такое разделение властей является для него единственной причиной гражданской войны, бушевавшей тогда в Англии. Государственная власть, как считает Гоббс, чтобы выполнить свое главное назначение - обеспечение мира и безопасности гражданам, - должна быть нераздельной и суверенной. Она должна стоять выше всех и не должна подлежать чьему-либо суду или контролю. Она должна быть выше всех законов, ибо все законы устанавливаются ею и только от нее получают свою силу. Какова бы ни была ее форма, она по существу своему безгранична. В республике народное собрание имеет такую же власть над подданными, как король в монархическом правлении ибо иначе будет продолжаться анархия. Отрицание абсолютной власти, происходит, по мнению Гоббса, от незнания человеческой природы и естественных законов. Из природы верховной власти вытекает, что она не может быть уничтожена волей граждан. Ибо, хотя она происходит от их свободного договора, но договаривающиеся связали свою волю не только в отношении друг к другу, но и в отношении к самой верховной власти, поэтому без согласия самой верховной власти они не могут отступиться от своего обязательства.

Гоббс различает три вида государства: монархию, демократию и аристократию. К первому виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит одному человеку. Ко второму - государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где любой из граждан имеет право голоса. Этот вид государства Гоббс называет народоправством. К третьему виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где правом голоса обладают не все граждане, а лишь известная часть их. Что касается других традиционных форм правления (тирании и олигархии), то Гоббс не считает их самостоятельными видами государства. Тирания - это та же монархия, а олигархия ничем не отличается от аристократии.

Самой лучшей формой с точки зрения достижения тех средств, ради которых существует государственная власть, является, по мнению философа, монархия. На его взгляд, она наиболее приспособлена для осуществления главной цели государства - обеспечения мира и безопасности народа. Ведь люди, осуществляющие власть, тоже эгоисты, а эгоизм одного легче удовлетворить, чем эгоизм многих.

Хотя Гоббс предпочитает монархию другим формам правления, но все его абстрактные доводы равно применимы и ко всем другим формам правления, в которых есть одна верховная власть, не ограниченная юридическими правами других органов власти. Он может примириться только с парламентом, но не с системой, в которой правительственная власть разделена между королем и парламентом. Гоббс говорит, что английская гражданская война произошла потому, что власть была разделена между королем, палатой лордов и палатой общин.

Верховная власть, будь то человек или собрание лиц, называется сувереном. Власть суверена в системе Гоббса не ограничена. Он имеет право цензуры над всяким выражением общественного мнения.

Полагают, что главный интерес суверена заключается в сохранении внутреннего мира и что поэтому он не использует право цензуры, чтобы замалчивать правду, так как доктрина, противоречащая миру, не может быть истиной. Законы собственности должны быть полностью подчинены суверену, так как в естественном состоянии нет собственности и поэтому собственность создана правительством, которое может контролировать свое творение как ему угодно.

Допускается, что суверен может быть деспотичным, но даже худший деспотизм лучше, чем анархия. Кроме того, интересы суверена во многих отношениях совпадают с интересами его подданных. Он богаче, если богаче они, он в большей безопасности, если они послушны законам, и т.д. Восстание неправильно и потому, что оно обычно неудачно, и потому, что, если оно удачно, оно дает плохой пример и учит восставать других. Аристотелевское различие между тиранией и монархией отвергается, «тирания», согласно Гоббсу, это просто монархия, которую употребляющий это слово не любит.

Автором даются различные обоснования того, что правительство монарха предпочтительнее правительства собрания. Допускается, что монарх будет обычно следовать своим личным интересам, когда они сталкиваются с интересами народа, то так же может действовать и собрание. Монарх может иметь фаворитов, но они могут быть и у каждого члена собрания; поэтому общее число фаворитов при монархии, вероятно, должно быть меньше. Монарх может слушать советы от кого-нибудь и секретно, а собрание может слушать только советы от своих собственных членов и публично. Случайное отсутствие некоторых членов в собрании может быть причиной того, что другая партия получит большинство и, таким образом, произведет изменение политики. Кроме того, если собрание разделится на враждебные партии, результатом может быть гражданская война. На основании всего этого Гоббс и заключает, что монархия является наилучшей формой правления.

Во всем «Левиафане» Гоббс нигде не рассматривает возможность влияния периодических выборов для обуздания стремлений собрания пожертвовать общественными интересами ради личных интересов своих членов. По-видимому, он в действительности думает не о демократически избираемых парламентах, а об органах, подобных палате лордов в Англии. Он представляет демократию наподобие античной, предполагающей непосредственное участие каждого гражданина в законодательной и исполнительной власти.

Участие народа, согласно системе Гоббса, полностью исчерпывается первым избранием монарха. Престолонаследование должно определяться монархом, как это практиковалось в Римской империи, когда этому не мешали мятежи. Допускается, что монарх обычно изберет одного из своих детей или ближайшего родственника, если он не имеет детей, но считается, что не должно существовать таких законов, которые мешали бы ему сделать иной выбор.

Межгосударственные отношения, по Гоббсу, могут быть только отношениями соперничества и вражды. Государства представляют собой военные лагеря, защищающиеся друг от друга с помощью солдат и оружия. Такое состояние государств, подчеркивает Гоббс, следует считать естественным, «ибо они не подчинены никакой общей власти, и неустойчивый мир между ними вскоре нарушается». Очевидно, что на взгляды Гоббса большое внимание оказала эпоха, в которую он жил. В то время европейскими государствами велись беспрерывные и кровопролитные войны. Несмотря на это, были мыслители, которые в тех же исторических условиях считали войну не естественным, а противоестественным состоянием человечества.

Но каковы права государства? Государство, в силу перенесения на него прав всех обладает всеми правами, принадлежащими человеку в естественном состоянии, как мы видели безгранично, то безграничны и права государства. Нет на земле власти высшей, чем государственная власть, и нет никого, кто бы мог привлечь к ответу эту власть за ее действия, ибо с момента существования государства она обладает всеми без исключения правами всех людей, входящих в него. «Единственное право на земле есть государственный закон, а государственный закон, не что иное, как выраженная внешним образом воля государственной власти. «Так как в государстве единственным определяющим началом для воли отдельного человека становится воля государственной власти, то естественно, что подчинение этой власти должно быть безусловные. Ибо всякое сопротивление государственной власти приводило бы человека к естественному состоянию «войны против всех». Поэтому тот же самый закон, предписывающий человеку желать мира, требует абсолютного подчинения государственной власти. У Гоббса, цель государства - упразднить естественное состояние человека, и водворить порядок, при котором людям была бы обеспечена безопасность и спокойное существование.

Ясно, что при сохранении этого состояния безопасности государственная власть должна быть вооружена соответствующими правами. Эти права следующие:

- «меч справедливости», то есть право наказывать нарушителей закона, ибо без этого права безопасность не может быть обеспечена;

- «меч войны», то есть право объявления войны и заключения мира, а также установление количества вооруженных сил и денежных средств, необходимых для ведения войны, ибо безопасность граждан зависит от существования войск, сила же войск зависит от единства государства, а единство государства - от единства верховной власти;

Право суда, то есть рассмотрение случаев, где нужно приложение меча, так как без разрешения споров невозможно охранение одного гражданина от несправедливости со стороны другого гражданина;

Право установить законы о собственности, потому что до установление государственной власти каждому принадлежало право на все, что и было причиной войны против всех, но с установлением государства все должно быть определено, что кому принадлежит;

Право устанавливать подчинение власти, с помощью которых можно было бы осуществлять сбалансированное регулирование всех функций государственной власти;

Право запрещать вредные учения, ведущие к нарушению мира и спокойствия внутри государства, а также направленные на подрыв государственного единства.

Все остальные права, по мнению Гоббса, заключаются в вышеприведенных или могут быть логически выведены из них.

Если государственная власть вооружена всеми правами, принадлежащими гражданам в естественном состоянии, то зато на ней лежат и те обязанности, которые вытекают из естественных законов; а так как благо народа - высший закон, то они сводятся к повиновениям веления разума, который требует блага всех людей. А так как это благо есть, прежде всего, мир, всякий, кто нарушит мир, тем самым выступает против предписания государственной власти. Впрочем, нужно прибавить, что мир является благом, поскольку он способствует охранению жизни людей; но люди стремятся не просто к жизни, а к счастливой жизни. Следовательно, задачей власти является обеспечение не просто жизни, а счастливой жизни граждан. Но, что такое счастливая жизнь? Счастье, говорит философ, состоит в пользовании различными благами жизни, а для возможности пользования всеми этими благами жизни необходимо следующее: защита от внешних врагов, сохранение мира внутри государства, поднятие благосостояния и богатства и предоставление права каждому гражданину пользоваться свободой без ущерба для других граждан. Государственная власть, следовательно, должна обеспечивать эти четыре условия, необходимые для счастья граждан, живущих в государстве. А для того, чтобы государственная власть выполнила свои обязанности, она должна иметь определенные права.

Гоббс вручает государственной власти все права, вытекающие из ее природы: он оставляет за гражданами одно лишь право на физическую жизнь, после выборов первого монарха. Даже в духовных делах он отдает всю власть государству. Государственная власть может установить религию и обряды. Люди неверующие должны, тем не менее, подчиниться законам государства и исполнять все религиозные внешние обряды. Внутренний мир веры и мысли не доступен власти; поэтому она не может предписывать нам верить или не верить. Но если нам предписали бы, говорит Гоббс, в нехристианском государстве, например, «выражать языком или внешними знаками исповедания, противные христианству, то мы должны были бы повиниться законам государства, сохраняя в сердце своем веру в Христа».

Каковы должны быть, по теории Гоббса, взаимоотношения между государством и церковью? Гоббс полагает, что церковь есть не простое соединение верующих; соединение верующих без законного разрешения не образует еще церкви. Чтобы соединение верующих стало законным собранием, оно должно получать разрешение государственной власти: только под этим условием оно получает право издавать постановления. Следовательно, только верховная власть своим согласием превращает собрания отдельных лиц в правильное, законное собрание, в церковь. Раз церковь может образоваться только с согласия и при содействии государственной власти, ясно, что из нескольких народов, различных в политическом отношении, не может образоваться единая церковь. Каждая нация есть в тоже время и церковь и государство; разница между церковью и государством есть разница лишь по форме. Тот же союз людей есть государство, поскольку он складывается просто из людей, и церковь, поскольку он складывается из верующих людей, христиан. Из этого соотношения церкви и государства вытекает, что граждане, обязанные безусловным повиновением государственной власти в мирских делах, обязаны повиноваться церкви в духовных делах. Это повиновение должно быть полное. Ибо о догмах веры рассуждать нельзя: они обсуждению не подлежат, «их нужно принимать, - замечает очень едко Гоббс, - как пилюли врача: целиком и не разжевывая».

Соответственно, по Гоббсу религия - не как вера, а как вероисповедание - тоже всецело зависит от государства. Согласно Гоббсу религия - это суеверие, признанное государством. Притязание церкви диктовать свою волю государству Гоббс считает вредным, ведущим к анархии и возвращению общества в первоначальное состояние войны против всех.

Безопасность как главная политическая ценность

Томас Гоббс (1588-1679) был первым писателем Нового времени, который, основываясь на началах естественного права, создал полное и систематическое учение о государстве . Будучи свидетелем револю

ционных потрясений середины XVII в. в Англии, он выступил как яростный противник революции. В своей политической теории он исходил из представлений о безопасности государства как главной политической ценности, причем для ее достижения он нашел такое средство, как абсолютизм верховной государственной власти, основанной на непоколебимых устоях естественного закона.

Томас Гоббс родился в Мамзбери в семье викария, однако уже в раннем детстве остался без попечения родителей, и все заботы о воспитании молодого человека легли на плечи его дяди. В возрасте 14 лет

Гоббс поехал учиться в Оксфорд, где изучал схоластическую философию, неприязнь к которой сохранил на всю жизнь. Сам Гоббс увлекся эмпирической философией, а также интересовался математическими методами познания, что роднит его с такими учеными и философами, как Ф. Бэкон, Р. Декарт, П. Гассенди и Г. Галилей. С ними он лично познакомился при многочисленных поездках на континент, куда он приезжал в качестве гувернера- воспитателя, сопровождая своих богатых и знатных учеников. По возвращении в Англию 50-летний Гоббс начал разрабатывать основы политической теории. Его взгляды

на верховную власть не понравились ни одной из борющихся политических партий - ни роялистам, ни республиканцам, и Гоббс, будучи осторожным человеком, уехал на десять лет во Францию. Опубликовав в 1651 г. свое главное политическое произведение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», Гоббс поссорился также и с французским духовенством, недовольным его антикатолицизмом, и вынужден был бежать обратно в Англию. Там он отошел от политической жизни, отказался от предложенного ему видного государственного поста, подчинившись диктатуре Кромвеля. После Реставрации Гоббс снова приобрел расположение короля, однако его произведение «Левиафан» после большого пожара и чумы в Лондоне стало объектом особенно недоброжелательной критики, было причислено к чему-то злостно-атеистическому, якобы ответственному некоторым образом за столь жуткие события. В это время популярность Гоббса за границей была выше, чем у него на родине.

Политико-юридическая доктрина Гоббса содержится в таких его сочинениях, как «Элементы законов, естественных и политических», в третьей части философской трилогии «Основы философии» - «О гражданине» (первые две части озаглавлены «О теле» и «О человеке») и в упомянутом выше сочинении «Левиафан». Через несколько лет после смерти Гоббса его политические произведения были включены в индекс запрещенных книг, составленный Оксфордским университетом, и сожжены.

Основные положения политико-правовой теории Гоббса. Основные положения, которые защищает Гоббс в «Левиафане», можно свести к следующему. Гоббс разработал новое политическое понятие - «естественное состояние», охарактеризовав его как состояние, где нет власти, держащей людей в страхе, как «состояние войны всех против всех». Пагубность такой ситуации побуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния, взаимному отказу от права на все. Люди отказываются от естественных прав (т.е. свободы делать все для самосохранения и безопасности) и переносят их на государство, власть суверена в котором абсолютна. Подданные не имеют никаких прав в области политики, а поддержание справедливости в области частноправовых отношений, в том числе сохранение каждым того, что ему принадлежит, соблюдение незыблемости договоров, беспристрастная защита каждого в суде и т.п. также вменены в обязанности суверену. Возможность поступать по своему усмотрению подданные имеют лишь в том, в чем суверен не предписал никаких правил.

О методе получения новых политических знаний. Искусство строительства и сохранения государства, писал Гоббс, подобно арифметике и геометрии, основано на определенных правилах, а не только на практике. Для того чтобы найти эти правила, нужны досуг, любознательность и метод. Аристотель и Цицерон получали политические знания, анализируя политическую практику собственных государств, и не пользовались таким методом, как выведение знаний из принципов природы. Сам Гоббс в своей теории государства и права воспользовался именно последним методом.

О естественном состоянии как состоянии «войны всех против всех». В естественном состоянии все люди равны и между ними возникает вражда. Причины этой вражды лежат в природе человека, и основных причин три: соперничество, недоверие, жажда славы. Соперничество равных по природе людей протекает с использованием насилия, оно возникает по поводу их притязаний на объекты собственности, будь то имущество другого человека или он сам, его жена, дети, скот и проч. Недоверие между людьми ведет к тому, что люди употребляют насилие в целях самозащиты. Жажда славы приводит людей к использованию насилия с целью добиться от других почестей, признания своего превосходства, большего уважения и проч.

Гоббс не согласен с хорошо известным в истории политической мысли тезисом Аристотеля о том, что человек есть общественное животное и не может жить вне общения. Напротив, Гоббс убежден, что люди не испытывают никакого удовольствия от жизни в обществе и заставить их жить вместе и в мире друг с другом способна только верховная власть, держащая всех в подчинении. Гоббс убежден, что «пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех» .

В этом естественном состоянии нет места для трудолюбия, так как никому не гарантированы плоды его труда, нет земледелия, судоходства, морской торговли, удобных зданий, нет знания земной поверхности, исчисления времени, ремесла, литературы - одним словом, нет общества. Зато у людей, живущих в естественном состоянии, есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, а жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна.

Состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь места. Мерой добра и зла для человека, находящегося в естественном состоянии, являются лишь его личные влечения. Там, где нет верховной власти, нет закона, а там, где нет закона, нет несправедливости.

В естественном состоянии отсутствуют собственность, владения, точное разграничение «моего» и «твоего», человек находится в плохом положении, и выйти из этого состояния он может отчасти благодаря своим страстям, а отчасти благодаря разуму.

Страсти, делающие людей склонными к миру, - это страх смерти, желание вещей, необходимых для хорошей жизни, и надежда приобрести их своим трудолюбием. А разум подсказывает подходящие условия мира, на основе которых люди могут прийти к соглашению. Эти условия суть то, что называется естественными законами.

Определение естественного права и естественного закона. Естественное право есть «свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной природы, т.е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что, по его суждению, является наиболее подходящим для этого» .

Свобода - это отсутствие внешних препятствий, которые лишают человека возможности делать то, что он хотел бы. Естественный закон есть «предписание, или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни» . Право и закон необходимо различать, хотя обычно эти понятия смешиваются. Между тем право состоит в свободе делать или не делать что-то определенное, а закон определяет и обязывает к тому или другому члену этой альтернативы.

Формулировки основных естественных законов. Первый и самый главный естественный закон гласит: следует искать мира и следовать ему. Если у человека не будет надежды достигнуть мира, то за ним остается естественное право защищать себя всеми возможными средствами.

Второй естественный закон утверждает: в случае согласия на то других людей человек должен отказаться от права делать все, что он хочет, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы у них по отношению к себе. Мотивом и целью при отречении от права является гарантия безопасности человеческой личности. Безопасность Гоббс понимает как сохранение жизни при условии, что жизнь не стала бы тяжелой . Взаимное перенесение права или обмен прав есть то, что люди называют договором.

Гражданское состояние связывается Гоббсом с понятием государства, которое определяется как организация принудительной власти. Гоббс объяснял, что если естественное состояние есть состояние войны всех против всех, то в гражданском состоянии имеется власть, установленная для оказания принудительного воздействия на тех, кто без этого воздействия нарушил бы свое слово.

Третий естественный закон есть закон справедливости, в соответствии с которым люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Природа справедливости состоит в выполнении соглашений, имеющих обязательную силу, но сама обязательная сила соглашений начинается лишь с установления гражданской власти, достаточно сильной, чтобы принудить людей к выполнению своих соглашений, с чем совпадает также начало собственности.

Четвертый естественный закон Гоббс формулировал так: человек, получивший благодеяние от другого человека по его милости, а не по принуждению, должен вести себя так, чтобы человек, оказавший благодеяние, не имел разумного основания раскаиваться в своей доброте.

Пятый естественный закон есть закон любезности: каждый человек должен приноравливаться ко всем остальным.

Шестой естественный закон есть закон прошения: при наличии гарантии в отношении будущего человек должен прощать прошлые обиды тем, кто, проявляя раскаяние, желает этого.

Седьмой закон гласит, что при отмщении (воздаянии злом за зло) люди должны сообразовываться не с размерами совершенного зла, а с размерами того блага, которое должно последовать за отмщением. Этим законом людям запрещается налагать наказание с какой-либо иной целью, нежели исправление преступника или предостережение других.

Восьмой закон устанавливает следующее правило: ни один человек не должен делом, словом, выражением лица или жестом выказывать ненависть или презрение другому.

Рассуждая по поводу девятого закона, Гоббс пишет, что в естественном состоянии все люди равны, а существующее в настоящее время неравенство было введено гражданскими законами. Он замечает, что знаком с доктриной Аристотеля о природном неравенстве людей, являющейся основой его «Политики». По Аристотелю, есть люди, предназначенные самой природой к управлению как наиболее мудрые, другие же, обладающие сильным телом, - к службе, как будто разделение на хозяев и слуг было установлено не соглашением людей, а различием ума. Но против этого говорит не только разум, но и опыт. Ведь, не без юмора заключает Гоббс, мало найдется дураков, которые не предпочитали бы сами управлять собой. Формулируя девятый закон, Гоббс пишет, что если природа сделала людей равными, то это равенство должно быть признано; если же природа сделала людей неравными, то равенство все же должно быть допущено, так как люди считают себя равными и вступают в договор не иначе, как на равных условиях. Сам же закон устанавливает, что каждый человек должен признать других равными себе от природы. Нарушение этого правила есть гордость. Таким образом, Гоббс не настаивает на равенстве людей как на эмпирическом факте, а признает равенство в качестве политического требования.

Из этого закона вытекает следующий: при вступлении в мирный договор ни один человек не должен требовать предоставления себе какого-либо права, предоставить которое любому другому человеку он не согласился бы. Если человек уполномочен быть судьей в споре между двумя людьми, то следующий естественный закон предписывает, чтобы он беспристрастно их рассудил. Следующий закон гласит, что неделимые веши должны быть, если возможно, использованы сообща, причем, если количество вещей позволяет, без ограничения, в противном случае - пропорционально числу тех, кто имеет право. То, что всем людям, которые являются посредниками мира, должна быть предоставлена гарантия неприкосновенности, - это тоже естественный закон. Другой естественный закон - в случае спора стороны должны подчинить свое право решению третьего лица - арбитра.

«Таковы естественные законы, предписывающие мир как средство сохранения людей в массе и относящиеся лишь к учению о гражданском обществе», - резюмирует Гоббс 1 . Конечно, рассуждает он, большинству простых людей, заботящихся лишь о пропитании, некогда заниматься дедукцией и выводить самим эти естественные законы из собственного разума. Но чтобы никто из людей не мог оправдываться незнанием этих законов, они были резюмированы в одном легком правиле, доступном пониманию и самого неспособного человека. Это правило гласит: не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано тебе.

Наука о естественных законах есть моральная философия. Естественные законы неизменны и вечны. Ибо несправедливость, неблагодарность, надменность, гордость, криводушие и остальные пороки никогда не могут стать правомерными. Наука об этих естественных законах есть моральная философия. Таким образом, Гоббс, исходя из единого начала - сохранения мира и безопасности сообщества как главной ценности человеческого общежития, выводил как юридические, так и нравственные законы, которые сливались воедино.

Гоббс считал, что в естественном состоянии то, что он формулирует в качестве естественных законов, существует как известного рода определенная природная предрасположенность людей, о которой с помощью разума можно сделать умозаключение. Эти предписания разума обычно называют законами, что, однако, не соответствует их сущности. Ибо эти предписания лишь определенные умозаключения, а законом в собственном юридическом смысле является только то, что издано верховной властью и опирается на меч государства. Исходя из этого, можно понять, почему для Гоббса не существовало более высокой инстанции в вопросах права и морали, чем государство, которое с помощью законов регулировало, как бы мы сейчас сказали, политическое поведение людей (внешнюю сторону поведения). Поэтому, как пишет К. Хюбнер, в противоположность Бодену Гоббс «отбрасывает естественное право, признавая значение лишь издаваемого сувереном гражданского государственного права. Естественно-правовые законы (как, например, запрет краж или смертоубийства) суть лишь пустые формулы, которые практически бесполезны. То, является ли нечто кражей и в каких случаях это является кражей, или является ли нечто убийством и в каких случаях это является убийством в уголовно-правовом смысле, - все это подлежит определению исключительно в рамках законов, которые устанавливают, что вообще следует понимать под моим и твоим, под правом на жизнь и так далее» .

Государство как искусственный человек. Во второй части «Левиафана» Гоббс рассматривает вопрос о государстве. Для достижения мира и безопасности люди создали искусственного человека, называемого Гоббсом государством.

Он дал следующее определение сущности государства: «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты» . Государство Гоббс сравнивает с образом мифического Левиафана. Мысль Гоббса была хорошо проиллюстрирована на титульном листе его сочинения, увидевшего свет в 1651 г. На нем изображен по пояс огромный человек, состоящий из множества отдельных лиц, со знаками власти в обеих руках, возвышающийся над гористой местностью с очерченными границами государства.

Верховная власть, согласно Гоббсу, может быть учреждена двумя путями. Во-первых, силой и, во-вторых, по добровольному соглашению. Учрежденное по добровольному соглашению государство называется политическим. Термин «политическое государство» впоследствии получил широкое распространение. Разговор о правах, образующих сущность верховной власти и одновременно являющихся ее признаками, Гоббс начинает с этого типа государства.

Признаки политического государства. Подданные в нем не имеют права свергнуть власть суверена и вернуться к хаосу разобщенной толпы. Люди заключают договор друг с другом, а не с сувереном, поэтому невозможно нарушение соглашения со стороны суверена и, следовательно, никто из его подданных не может быть освобожден от подданства под предлогом того, что суверен нарушил какие-либо свои обязательства. Ведь очевидно, что тот, кто стал сувереном, не заключал предварительного соглашения со всеми своими подданными. Если большинство подданных своим голосованием объявят кого-то сувереном, то несогласный вынужден будет подчиниться воле большинства. Так как в таком государстве каждый подданный является ответственным за все действия суверена, то, что бы ни делал суверен, это не может рассматриваться как неправомерное и несправедливое действие по отношению к подданному. Ни один человек, облеченный верховной властью, не может быть по праву казнен или как-нибудь иначе наказан кем-либо из своих подданных. Поскольку в компетенции суверена находится обеспечение мира и безопасности и он вправе делать все, чтобы предупредить внутренние раздоры и угрозу извне, то в компетенцию верховной власти входит и судейство по поводу того, какие мнения и учения препятствуют или содействуют миру и безопасности. Она должна определить, «кто должен расследовать доктрины всех книг, прежде чем они будут опубликованы». Как говорит Гоббс, «действия людей обусловлены их мнениями, и в хорошем управлении мнениями состоит хорошее управление действиями с целью водворения среди них мира и согласия» 1 .

В политическом государстве к компетенции верховной власти относится право учреждать гражданские законы, особенные законы каждого отдельного государства, в первую очередь законы о собственности. Составной частью компетенции верховной власти является право юрисдикции, т.е. право рассмотрения и решения всех споров, могущих возникнуть относительно закона, как гражданского, так и естественного, или относительно того или иного факта, а также право объявления войны и заключения мира с другими государствами. Это право судить о том, что требуется в данный момент в интересах общего блага и какие силы должны быть для данной цели собраны, вооружены и оплачены, какая сумма должна быть собрана с подданных для покрытия расходов. Верховная власть имеет право распоряжаться войсками государства. Суверен всегда является верховным главнокомандующим. Он вправе как награждать и поощрять людей к служению государству, так и накладывать наказания и предавать бесчестью тех, кто наносит ему вред. Суверену принадлежит право раздавать почетные титулы, устанавливать градацию ценности людей, оказавших или способных оказать услугу государству.

Таковы признаки верховной власти. Ее права непередаваемы и неделимы. Это доказывается следующим образом. Есть такие права (не вошедшие в вышеперечисленные), которые могут быть переадресованы сувереном кому-то другому. Но если он перенесет на кого-то другого право распоряжаться войсками, то сохранение за собой права судебной власти будет бесполезно, так как у него не будет силы привести законы в исполнение. Если он уступит кому-либо право взимать налоги, то пустым остается его право распоряжаться военными силами; если он откажется от права цензуры тех или иных доктрин, то люди могут восстать.

Гоббс убежден, что причиной недавней гражданской войны в Англии послужило неправильное мнение, распространенное среди большинства населения, что указанные права должны быть разделены между королем, лордами и палатой общин. Он уверен, что в ближайшем будущем страна вернется к его идее неделимости верховной власти. Здесь, как известно из последующих событий, Гоббс ошибался.

Гоббс понимал, что положение подданных, вынужденных безропотно подчиняться прихотям и порочным страстям того или тех, кто имеет в своих руках столь неограниченную власть, весьма прискорбно. Но он знал, что есть еще более страшное положение - гражданская война или разнузданное состояние безвластия, когда люди не подчиняются законам и не признают над собой никакой принудительной власти, удерживающей их от грабежа. Он справедливо замечал, что все люди от природы как бы снабжены замечательными увеличительными стеклами, каковыми являются их страсти и себялюбие и сквозь которые каждый маленький платеж их в пользу государства представляется им великой обидой. И одновременно они лишены тех подзорных труб, а именно морали и гражданской науки, которые бы позволяли видеть издали грозящие бедствия, которых нельзя избежать без таких платежей.

О видах политического государства. Видов государства, основанного на установлении, может быть только три: монархия (верховная власть принадлежит одному человеку), демократия, или народоправство (верховная власть принадлежит собранию граждан, представляющих всех, кто хочет участвовать в выборах), и аристократия (верховная власть принадлежит собранию граждан, представляющих лишь часть граждан). Других видов правления быть не может, ведь вряд ли кто-нибудь назовет анархию новой формой власти. Что же касается встречающихся терминов «тирания» и «олигархия», то это не названия других форм правления. Те, кто недоволен монархией, называют ее тиранией, а недовольные аристократией называют этот вид власти олигархией. Но не следует думать, что правление имеет одну форму, когда оно нам нравится, и другую, когда оно нам не нравится, справедливо указывает Гоббс.

Монархия лучше других форм государства обеспечивает мир и безопасность. Ход рассуждений Гоббса по этому поводу таков. Всякий человек, облеченный властью, несет в себе два начала: как политик он должен заботиться об общем благе, как частное лицо он имеет в виду свои собственные интересы, интересы своей семьи, родственников и друзей. Если общие интересы сталкиваются с его частными интересами, человек чаще всего отдает предпочтение своим интересам, ибо страсти сильнее разума. Общие интересы поэтому более всего выигрывают там, где они более тесно совпадают с частными интересами. Именно такое совпадение имеется в монархии. В монархии есть один властитель, который легко может удовлетворить себя и своих приближенных, в то время как у членов собрания фаворитов и родственников гораздо больше. Монарх может советоваться с тем, чье мнение сочтет нужным. В демократиях советы дают люди, имеющие на это права, а это чаще всего люди, сведущие больше в вопросах приобретения богатства, чем в знаниях, демагоги и ораторы, стремящиеся разжечь страсти, играющие на публику в ущерб интересам дела. Такое положение дурно еще и потому, что тайное ведение дел, часто необходимое в государстве, становится невозможным.

Об отеческом и деспотическом государствах. Для государства, основанного на приобретении (силе), используются такие понятия, как отеческая и деспотическая власть. В обоих случаях - как при договорном происхождении государства, так и при силовом - побудительным мотивом его образования, согласно Гоббсу, является страх. Но если в первом случае страх друг перед другом (а не перед сувереном) заставляет человека договариваться и выбирать верховную власть, то в государствах, основанных на силе, страх перед сувереном отдает людей ему в подданство. Это единственный критерий, по которому эти два разных типа государства различаются между собой.

Понятие «господство» Гоббс использует для государств, основанных на приобретении. В них господство может быть приобретено двояким путем: путем рождения и путем завоевания. Право господства на основе рождения есть право родителя господствовать над своими детьми, а такая власть называется отеческой. Право господства на основе завоевания есть право хозяина господствовать над слугой, и такая власть называется деспотической. Гоббс специально подчеркивает, что право господства как в первом, так и во втором случае основано на согласии подчиняться как отеческой власти, так и власти завоевателя, и объясняет, почему дело обстоит именно так.

О группах людей и их роли в государстве. Группы людей Гоббс сопоставил с мускулами естественного человеческого тела. Под группой имеется в виду известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом. Одни из этих групп являются упорядоченными, другие - неупорядоченными. Упорядоченными называются те, в которых один человек или собрание людей выступают в качестве представителей всей группы. Все другие называются неупорядоченными. Само государство, рассматриваемое через теорию групп, является упорядоченной группой, причем абсолютной и независимой. Все другие упорядоченные группы зависимы, т.е. подвластны верховной власти. Из подвластных групп некоторые являются политическими (иначе их можно назвать политическими телами или юридическими лицами), другие - частными. Политическими являются те группы людей, которые образованы на основании полномочий, данных им верховной властью государства. Частными являются те, которые установлены самими подданными. Из них одни законны, другие противозаконны.

Служителями верховной власти являются те, кому суверен поручает известный круг дел с полномочиями представлять в нем лицо государства. Некоторым из государственных служащих поручается общее управление или всем государством (протекторы, регенты), или частью его (губернаторы, наместники, префекты). Их функции соответствуют функциям нервов и сухожилий, приводящим в движение различные члены человеческого тела. Другие чиновники ведают специальными отраслями управления внутри страны или за границей. Из специальных отраслей управления внутри страны на первом месте стоит управление государственным хозяйством. Государственными чиновниками являются те, кто имеет полномочия в отношении казны, кому поручены сбор налогов, пошлин, земельных податей и других государственных доходов, а также отчетность по этим статьям. Далее, служат государству те, кто имеет полномочия в отношении войска. Не меньшее значение для государства в глазах Гоббса имеют те его служители, которые имеют полномочия учить людей их обязанностям в отношении к верховной власти и наставлять в том, что справедливо и несправедливо, дабы сделать их склонными жить в благочестии и мире между собой и противостоять врагам государства. Служителями являются также те, кому поручено судопроизводство, те, кто имеет полномочия от суверена заботиться о приведении в исполнение судебных решений, обнародовать его повеления, подавлять беспорядки, арестовывать и заключать в тюрьму преступников, а также совершать другие акты, имеющие целью сохранение мира. Их функции соответствуют функциям рук в человеческом теле. Государственными служащими за границей являются те, кто представляет своего суверена в иностранных государствах (послы, курьеры, агенты).

Качества , отличающие хорошего судью. Для наилучшего отправления своих функций государственные служащие должны обладать определенными качествами. Так, например, хорошего судью отличают следующие четыре качества. Это ясное понимание основного естественного закона, называемого справедливостью, что зависит не от чтения книг, а от собственного естественного разума человека и от его умения размышлять. Это качество предполагается у людей, имеющих наибольший досуг и склонность к размышлению о принципе справедливости. Вторым качеством является презрение к излишнему богатству и к чинам. Третьим - способность отвлечься в своем суждении от всякой боязни, гнева, ненависти, любви и сострадания. Четвертым - способность терпеливо и внимательно выслушивать и запоминать, обдумывать и применять слышанное.

Рассуждая о государстве, Гоббс отводит целую главу тематике преступления, оправдания и смягчающих вину обстоятельств. Источником преступления может быть незнание, ошибка в рассуждении, а также сила страстей. Незнание касается в первую очередь незнания самого закона. Незнание естественного закона ни для кого не может служить оправданием, так как само собой разумеется, что человек со зрелым умом знает, что он не должен делать другим того, чего не желал бы по отношению к себе.

О безопасности народа и государства. Обязанности суверена определяются той целью, ради которой он был наделен верховной властью - обеспечением безопасности народа. Гоббс неоднократно подчеркивал, что под обеспечением безопасности он понимает не одно лишь обеспечение существования, но также обеспечение за каждым человеком всех благ жизни, приобретенных законным трудом, безопасным и безвредным для государства. Выполнение этой задачи подразумевает ожидание от суверенной власти как общих мер, состоящих в просвещении народа и издании и применении хороших законов, так и заботу и защиту отдельных индивидуумов. Что касается просвещения народа, то оно, согласно Гоббсу, в первую очередь, должно заключаться в том, чтобы народ не увлекся формами правления соседних народов и не стремился к изменению своей собственной формы правления под предлогом того, что другие народы под иным управлением живут в благополучии и благоденствии. Ведь благоденствие народа обусловлено не формой правления, а внутренним согласием, выраженным в послушании. Устраните согласие в народе, замечает Гоббс, и народ в короткое время погибнет.

Те, кто своим неповиновением думает реформировать государство, пишет Гоббс, найдут, что они его этим разрушили. Они очутятся в положении глупых дочерей Пелея, которые, желая омолодить своего дряхлеющего отца, разрубили его по совету Медеи на куски и сварили вместе с какими-то дикими травами, но этим не сделали из него нового человека. Просвещение народа также должно включать в себя знание того, что дурной отзыв о верховной власти является преступлением, поскольку приводит к разрушению повиновения народа, и, как следствие, к разрушению государства. В целях просвещения следует специально выделить время, когда народ мог бы собираться и слушать поучения о своих обязанностях, а также время на чтение и толкование положительных законов, поскольку они касаются всех подданных. Каждый суверен обязан, кроме того, заботиться о том, чтобы народ учили справедливости, т.е. тому, что ни у кого нельзя отнимать ничего, что ему принадлежит. Также людям следует показать пагубные последствия несправедливого суда вследствие продажности судей или свидетелей, когда теряется всякое понятие о собственности и правосудие перестает оказывать какое бы то ни было действие. Что же касается средств и путей доведения этих принципов до сознания людей, то лучшим из них является правильная постановка обучения юношества в университетах.

Далее, безопасность народа требует от того или тех, кто имеет верховную власть, чтобы справедливость была в одинаковой мере соблюдена по отношению к людям всех состояний. К равной справедливости относится и равномерное налогообложение. Если многие люди будут не способны поддержать себя своим трудом, то в целях безопасности самое необходимое для них должно быть предоставлено верховной властью, а не списано на частную благотворительность. Для физически сильных людей государство-суверен должно предоставить работу, для чего необходимо поощрять развитие всякого рода промыслов, таких как судоходство, земледелие, рыболовство и всех отраслей промышленности, требующих рабочих рук. При переизбытке населения суверену следует позаботиться о переселении части его в слабозаселенные страны. Гоббс надеялся, что когда-нибудь его краткий и ясный труд попадет в руки суверена, который самостоятельно его изучит и превратит гоббсовские умозрительные истины в полезную практику.

  • См.: Чичерин Б.Н. Указ. соч. С. 165.
  • Гоббс Т. Левиафан. М., 2001. С. 87.
  • Там же. С. 89.
  • Гоббс Т. Указ. соч. С. 89.
  • Там же. С. 92.
  • Хюбнер К. Нация. От забвения к возрождению. М., 2001. С. 84.
  • Гоббс Т. Указ. соч. С. 119.


Просмотров