Развитие системы предоставления земельных участков под застройку

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Вечерний факультет

Кафедра земельного и экологического права

Курсовая работа

по дисциплине «Земельное право»

на тему: «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА»

Выполнила: студентка

2 курса 25 группы

Рябкова Е.Н.

Проверил: преподаватель

Шепелева Н.М.

Екатеринбург

Введение

§2. Понятие и содержание «использование земельных участков для строительства»

Глава 2. Предоставление земельных участков для строительства

§2. Процедура предоставления земельных участков для строительства

Заключение

Библиографический список

Приложение 1. Порядок предоставления земельных участков под строительство согласно Земельного кодекса РФ

Приложение 2. Стадии предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов строительства согласно Земельного кодекса РФ

Приложение 3. Процедуры предоставления земельных участков для строительства

Введение

Обеспечение охраны и рационального использования земель является одной из наиболее важных функций государства. Конституцией Российской Федерации "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) провозглашено, что земли и иные природные ресурсы охраняются и в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на советующей территории (ст. 9 Конституции Российской Федерации).

Потребление природных ресурсов всегда сопряжено с публичными и частными интересами. Решение государственных задач должно согласовываться с общественными интересами населения, а также с частными права граждан и юридических лиц, реализуемыми при застройке земельных участков.

Согласование интересов застройщиков и интересов населения обеспечивается государством путём регулирования отношений по поводу предоставления земельных участков для строительства, а в последующем установления норма, ограничивающих использование земельного участка как особого объекта прав.

В земельное законодательство были введены новые формы предоставления земельных уставов для строительства: комплексное освоение в целях жилищного строительства, предполагающее создание инфраструктуры на выделенном под строительство земельном участке в целях организации жизненного пространства, а также развитие застроенных территорий - объединение частного капитала и земельно-имущественных ресурсов муниципальных образований для решения проблемы расселения жителей из аварийного и ветхого жилья. Данные правовые конструкции имеют существенное значение для развития населенных пунктов, однако механизмы реализации форм требуют изучение и доработки.

В настоящее время механизмы государственного регулирования процесса предоставления земельных участков для строительства не отлажены. В земельном законодательстве до сих пор не устранены пробелы и противоречия, а на практике многие нормы не соблюдаются.

На основании вышеизложенного актуальным представляется исследование вопросов, связанных с правовым регулированием процесса предоставления земельных участков для строительства, что предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Объектом изучения и рассмотрения в настоящей курсовой работе выступают общественные отношения по предоставлению земельных участков для строительства в условиях земельного, градостроительного и гражданского законодательства.

Предметом курсовой работы является: система нормативных правовых актов (законодательство Российской Федерации и ее субъектов, а также правовых актов органов местного самоуправления), регулирующих вопросы, связанные с процессом предоставления земельных участков для строительства, в том числе касающихся соотношения публичных и частных интересов, судебная практика, научные труды советских и российских ученых, касающиеся рассматриваемой темы и являющиеся теоретической основой работы.

Основными целями исследования в курсовой работе являются:

Комплексный анализ понятия «использование земельных участков для строительства», включая определение роли и места этого понятия в системе земельного права и законодательства;

Исследование зависимости реализации полномочий собственника по застройке земельного участка от правового регулирования градостроительного зонирования и территориального планирования;

Определение достаточности правового регулирования вопросов предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для непосредственного осуществления жилищного строительства немедленно после получения соответствующего права на земельный участок;

Определение современного состояния правового регулирования отношений, связанных с процессом предоставления земельных участков для строительства, выявление наиболее актуальных теоретических и практических проблем в данной сфере, а также возможных путей их решения, включая меры по совершенствованию действующего законодательства.

В соответствии с указанными целями курсовой работы я ставлю перед собой следующие задачи:

1) проананализировать основные понятия, связанные с правовым регулированием предоставления земельных участков для строительства;

2) исследовать разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления при предоставлении земельных участков для строительства;

3) определить правовую взаимосвязь функций предоставления земельного участка, территориального планирования, градостроительного зонирования;

4) проанализировать основные способы предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для строительства;

5) выявить и исследовать наиболее актуальные проблемы правового регулирования процедуры предоставления земельных участков для строительства и практики применения законодательства в данной сфере.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, состоящих из параграфов, заключения, приложения и списка использованной литературы.

Глава 1. Правовое регулирование использования земель для строительства

§1. Понятие земельного участка как объекта земельных отношений

Объектами земельных правоотношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Земельный участок - это юридически и физически индивидуально обособленная часть земель, на который распространяются права и обязанности конкретных субъектов.

В Земельном кодексе Российской Федерации (далее ЗК РФ) "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). 2001. № 44.С. 4147 в статье 6 приводится следующее определение земельного участка: "Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный поверхностный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке".

Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения. Определения земельного участка, содержащиеся в иных нормативных актах, в том числе в федеральных законах, должны соответствовать данному понятию.

Несмотря на то что правовые нормы могут быть установлены в отношении земли как природного объекта и природного ресурса, конкретные земельные отношения в большинстве случаев возникают по поводу определенного земельного участка - объекта земельных правоотношений.

Законодательством выставляется несколько существенных требований по оформлению земельного участка. Земельный участок как объект отношений должен быть индивидуально определен. Это означает, что он должен иметь определенные в соответствии с законодательством и закрепленные в правоустанавливающих и иных документах границы. О земельном участке также должны быть известны его местоположение, площадь, целевое назначение, разрешенное использование. Действия по формированию земельных участков составляют основу землеустроительной деятельности, урегулированной нормами как ЗК РФ, так и ФЗ «О землеустройстве» Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О землеустройстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016); . Данные об участках учитываются в соответствии с установленными требованиями о ведении государственного земельного кадастра. Отдельные условия формирования земельного участка установлены ЗК РФ.

На основании вышеизложенного можно дать более полное определение понятия «Земельный участок как объект земельных отношений» - это часть поверхности земли, характеризующаяся наличием площади, границ, кадастрового номера и целевого назначения, параметры и виды разрешенного использования которой, включая все то, что находится над и под ее поверхностью, определяются правилами землепользования и застройки и/или иными нормативно-правовыми актами.

§2. Понятие и содержание использования земельного участка для строительства

Одним из видов использования земельного участка является его предоставление.

Термин «предоставление земельных участков» впервые появился в советском земельном законодательстве с принятием Закона СССР от 13 декабря 1968 г. № 3401-VII «Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. № 51. С. 485; . Ранее в законодательстве, регулирующем отношения по перераспределению земель, употреблялись термины «отвод» или «изъятие» земель для государственных или общественных надобностей Грицкова Ю.В. Правовое регулирование предоставления и изъятия земельных участков в целях развития застроенных территорий: Дисс. … канд. юрид. наук. М.2009.С.66 .

В советский период в науке земельного права предоставление земельных участков рассматривали с разных позиций Балезин В.П. Правовой режим земель городской застройки. М. 1962. С. 49-50; Кабанов В.А. Государственное управление землями сельскохозяйственного назначения. М. 1958. С. 37; Право землепользования в СССР и его виды. М. 1967. С. 5; Краснов Н.И. Государственное управление земельным фондом. М. 1969. С. 178-179; Ерофеев Б.В. Земельное право России. Часть 1. М. 1994 С. 190-193 .

Одним из основных видов использования земли как пространственного базиса является строительство и последующая эксплуатация строений, сооружений. Земля как природный ресурс ограничена, что вызывает необходимость в рациональном управлении земельными ресурсами.

Понятие «управление» имеет несколько значений. В обобщенном виде под ним понимается любое целенаправленное организующее воздействие на какие-либо процессы для приведения их в соответствие с определенными закономерностями Прохорова Н.А. Понятие «управление» в земельном праве» // Государство и право. 2003.№ 6.С.90-95; .

Управленческие отношения представляют собой разновидность общественных отношений, складывающихся между объектом и субъектом управления и выражающихся через практическое осуществление последним определенных функций управления.

До проведения земельно-аграрной реформы 1990-х годов в земельно-правовой литературе для обозначения деятельности государства по организации использования и охраны земли как важнейшего природного объекта, являющегося объектом государственной собственности и права землепользования, употребляется термин «государственное управление земельным фондом» Общая теория советского права. М.1983.С.210. .

Отмечалось, что юридической основой государственного управления землями является единство в одном субъекте в лице государства:

а) территориального верховенства как элемента государственного суверенитета;

б) права государственной собственности на землю.

Соответственно, акты государственного управления землями являлись актами по организации земельных отношений, основанными на территориальном верховенстве и праве государственной собственности на землю Краснов Н.П. Правовой режим земель специального назначения. М.1961.С.71; .

На сегодняшний день земельное законодательство не содержит определения «государственного управления землями». Тем не менее управленческая деятельность государства в обеспечении рационального использования и охраны земли как основы жизни и деятельности общества не потеряла своего значения. Напротив, действующий ЗК РФ вводит понятие «управление» в качестве правомочия публичного собственника (п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 11).

Государственному управлению землями присущи следующие черты:

Во-первых, это детальность государственных органов исполнительной власти;

Во-вторых, она направлена на создание условий рационального использования и охраны земель;

В-третьих, это деятельность, обеспечивающая рациональное использование и охрану земель всеми субъектами, имеющими права на земельные участки Бобылев А.И., Попов В.В., Лукьянов О.В. Правовое регулирование земель железнодорожного транспорта: теория и практика. М.2003.С.119 .

Рассматривать деятельность государства по организации рационального использования и охране земель как государственное регулирование всех земельных отношений представляется не совсем верным. Государственное регулирование земельных отношений - это не только правоприменительный, но и правотворческий процесс, предполагающий установление в правовых нормах правил определенного поведения субъектов земельных отношений, необходимых для рационального использования земли.

Виды и содержание самих функций вытекают из земельного законодательства и иных нормативных актах. Они определяются социальными, экономическими и научно-техническими требованиями, предъявляемыми к организации использования и охраны земель. К числу функций управления земельным фондам относится, например, предоставление земельных участков заинтересованным в этом гражданам и юридическим лицам для выполнения определённых хозяйственных задач и удовлетворения личных потребностей Боголюбов С.А. Земельное право. Учебник. М.: Проспект, 2009.С.164 .

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что предоставление земельных участков для целей строительства можно рассматривать в двух аспектах:

Так, например, на основании ЗК РФ предоставление земельных участков осуществляется на основании решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков. Тем самым, закон определяет юридический факт, как решение соответствующего компетентного органа управления о предоставлении земельных участков конкретным субъектам на конкретном праве.

Предоставление земельных участков, как и их изъятие, осуществляется на основании решений (постановлений) исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их компетенции (ст. 29 ЗК РФ). Общие рамки компетенции указанных органов определены ст. ст. 8 - 11 ЗК РФ.

Установлено, что управление и распоряжение земельными участками, включая изъятие и предоставление их для государственных и муниципальных нужд, осуществляются их собственниками, т.е. Российской Федерацией в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, субъектами РФ в отношении земель, находящихся в их собственности, и органами местного самоуправления в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности. Из этого общего правила следует одно исключение для субъектов РФ: они вправе, помимо земель, принадлежащих им на праве собственности, осуществлять отнесение к целевым категориям и перевод из одной категории в другую земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности. Соответственно, этих полномочий органы местного самоуправления, а также граждане и юридические лица лишены. Очевидно, что Российская Федерация и ее субъекты могут при необходимости делегировать свои полномочия по распоряжению землей нижестоящим по подчиненности органам. Распоряжение землями, относящимися к неразграниченной государственной собственности, осуществляется крупными муниципальными образованиями - районами и округами, за исключением административных центров и столиц субъектов Федерации, порядок предоставления земельных участков в которых осуществляется по правилам, определяемым органами государственной власти субъектов Федерации. С точки зрения особенностей процессуального механизма предоставление земельных участков законодательством разграничивается на:

Предоставление земель для строительства;

Предоставление земель для целей, не связанных со строительством.

Уполномоченные на выполнение соответствующих функций органы власти, принимая решения о предоставлении конкретных земельных участков физическим и юридическим лицам, а также заключая сделки на основании этих решений, распоряжаются землей от имени собственника. Однако выбор земельных участков для предоставления, и определение условий, на которых они предоставляются, является функцией управления, осуществляемой государством и органами местного самоуправления в рамках земельной политики государства как суверена.

Процедуру предоставления земельных участков для строительства можно условно разделить на две основные стадии:

I стадия - принятие решения компетентными органами;

II стадия - оформление прав.

На первой стадии приоритет должен быть отдан земельно-правовым нормам и императивному методу, так как на данном этапе принятие административного акта осуществляется исходя из властных полномочий государства как суверена согласно перспективам дальнейшего развития конкретного района и иных функций управления. На второй стадии при заключении сделок с земельными участками на основании принятых административных актов должны применяться нормы гражданского права с учетом особенностей объекта - земельного участка, и диспозитивный метод регулирования, то есть происходит реализация полномочий государства как собственника.

Таким образом, предоставление земельных участков для строительства рассматривается преимущественно как распорядительная деятельность при помощи гражданско-правовых средств, где правомочия государства как собственника являются функцией государственного управления землями, которая должна осуществляться в рамках государственной и муниципальной земельной политики.

В связи с этим, права на земельные участки могут возникнуть и по основаниям, предусмотренным для возникновения гражданских правоотношений, содержащихся в гражданском законодательстве.

Можно выделить следующие основания возникновения прав на земельные участки в соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ); :

Сделки, предусмотренные законом;

Акты государственных органов или органов местного самоуправления, наделенные полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

Судебные решения.

Применительно к сфере земельных отношений можно говорить только о таких гражданско-правовых основаниях, как договоры и сделки, прямо предусмотренные законом. Это вытекает из положений п. 3 ст. 129 ГК РФ, которое допускает совершение сделок с землей и природными ресурсами только в той мере, в которой оборот этих объектов допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Акты государственных органов и органов местного самоуправления, в отличие от действий граждан и юридических лиц, являются властными актами6 порождающими правовые отношения. Данные акты представляют собой форму осуществления этими органами функций по распоряжению землей. Посредством этих актов происходит распределение и перераспределение земельных участков.

Гражданский кодекс закрепил сложившуюся практику, согласно которой судебное решение может не только изменять или прекращать уже возникшие гражданские права и обязанности, но и служить основанием их возникновения. Земельный кодекс закрепляет возможность обжалования в суд решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, в том числе решений о предоставлении земельных участков. Согласно ст. 59 ЗК РФ судебное решение, вынесенное в пользу гражданина или юридического лица, является основанием возникновения у них соответствующих прав на земельный участок. При наличии такого судебного решения уполномоченные органы обязаны соответственно заключить сделку и/или осуществить государственную регистрацию права на землю.

Предоставление земельного участка для строительства во многих случаях требует наличие нескольких документов: соответствующий акт уполномоченного органа власти и заключение на основании этого акта гражданско-правового договора (аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования).

Завершающим этапом оформления права на земельный участок является государственная регистрация прав, за исключением случаев аренды, если договор заключен на срок менее года.

В законодательстве отсутствует определение термина «предоставление». Так, по мнению В.В. Шарапова, земельный участок считается предоставленным «с момента вступления в силу соответствующего решения государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления Шарапов В.В. О запрете распоряжения федеральной землей // Право и экономика.№ 6.2008.СПС Консультант Плюс; . В результате комплексного анализа земельно-правовых норм, считаю, что «процесс предоставления земельного участка считается завершенным на этапе принятия решения уполномоченным органом власти или местного самоуправления».

§3. Роль территориального планирования и градостроительного зондирования в правовом регулировании предоставления земельных участков для строительства

земельный участок строительство территориальный

В России система территориального планирования начала бурно развиваться в связи с проведением земельной реформы и восстановлением права частной собственности на землю. В результате проводимой политики система последовательно разрабатываемых сверху донизу градостроительных документов заменяется градостроительными регламентами. Таким образом, на смену инвариантному «целевому использованию» земельного участка приходит установленный перечень разрешенного использования для всех участков, расположенных на территории «правовой зоны».

Переход к зональному правовому регулированию застройки в России является большим шагом вперед в определении и соблюдении интересов городского сообщества и в снижении неопределенности и рисков застройщиков См.: Лимонов Л.Э. Крупный город, регулирование территориального развития и инвестиционной стратегии. Издательство.: «11аука», 2004.- 27 с. . Опыт зарубежных стран активно использовался при создании системы территориального зонирования.

Следует отметить, в России все земли подразделяются на категории, которые определяют основное назначение земель. Земельные участки не являются однородными в составе одной категории земель и могут использоваться для различных видов деятельности, однако все они объединяются одним общим назначением. С введением в действие нового Градостроительного кодекса РФ сфера

применения градостроительного зонирования была расширена. Градостроительное зонирование стало распространяться на все земельные участки, а не только на земли поселений (одну из категорий земли). Однако, градостроительному зонированию не подлежат земельные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, земель водного фонда, покрытых поверхностными водами, земли запаса, земли особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельные участки, расположенные в границах особых экономических зон. В США зонирование применяется для регулирования использования земель в городах и других населенных пунктах (урбанистическое), сельскохозяйственных земель (сельскохозяйственное) и земель, охрана которых необходима в природоохранительных целях (экологическое). Таким образом, зона распространения правил зонирования различна в России и США.

С принятием Градостроительного кодекса РФ и формированием

территориального зонирования произошли существенные изменения в определении назначения и использования земельного участка. Градостроительным кодексом РФ предусмотрены основные документы, их содержание и основные направления в развитии градостроительной деятельности.

Ранее законодательство предусматривало принятие единого документа, который должен был содержать план развития всей территории Российской Федерации (Закон РФ «Об основах градостроительства в Российской Федерации» Российская газета, № 189. 25.08.1992; , Градостроительный кодекс РФ 1998 г. СЗ РФ, № 19, 1 1.05.1998, ст. 2069;). Однако, документ территориального планирования всей территории России с учетом экологических последствий реализации планируемых мероприятий в их совокупности так и не был принят.

Принятие Федерального закона РФ от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» СЗ РФ, 25.06.2001, № 26. Ст. 2582; обусловило разделение документации о планировании земель на землеустроительную и градостроительную. На основании градостроительной документации осуществлялось территориальное планирование земель населенных пунктов, планирование всех остальных земель осуществлялось в землеустроительной документации. В качестве основного документа градостроительной документации территориального планирования на федеральном уровне должна была быть принята Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации, в качестве основного документа землеустроительной документации - Генеральная схема землеустройства.

Принятие нового Градостроительного кодекса РФ 2004 г. существенно

изменило систему территориального планирования. Во-первых, территориальное планирование стало отраслевым. Во-вторых, с 1 января 2007 г. была отменена экологическая экспертиза документов планирования использования земель (Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» СЗ РФ, №48, 27.11.1995, ст. 4556.). В-третьих, отменена норма о принятии единого документа территориального планирования использования всей территории России. В-четвертых, отменено разделение документации на землеустроительную и градостроительную. В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О землеустройстве» не требуется

получения землеустроительной документации на земельные участки, а нормы Градостроительного кодекса РФ распространяются на все категории земельных участков.

Таким образом, в системе территориального планирования произошли следующие изменения:

Отсутствует единая политика, касающаяся планирования развития градостроительной деятельности;

Введен отраслевой принцип;

Отсутствует оценка влияния на окружающую среду по отношению ко всей территории страны.

Данные изменения нельзя назвать положительными, так как законодатель сделал шаг назад в правовом регулировании охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности.

Таким образом, в отношении документов территориального планирования и градостроительного зонирования, в которых фиксируются, планируются и определяются основное целевое назначение земель, в том числе их застройка, должна в целях обеспечения экологической безопасности проводиться экологическая экспертиза. Однако, действующим законодательством она предусмотрена не для всех документов территориального планирования.

На основании вышеизложенного можно подвести итог, что с институтом градостроительного зонирования непосредственно связан ряд новых важных правовых категорий, закрепленных в российском законодательстве:

- «правила землепользования и застройки»;

- «градостроительный регламент»;

- «разрешенное использование земельных участков».

В результате введения в законодательство данных понятий существенно меняются принципы и порядок использования земель, установления их правового режима.

Можно сделать вывод, что система территориального планирования направлена на регулирование характера использования недвижимости в соответствии с теми перспективами развития территории, которые намечены государственными и местными органами управления.

По результатам анализа проектов изменений действующего законодательства выявлено, что законодатель признал земельно-правовую сущность процесса территориального планирования и градостроительного зонирования, правовое регулирование которого осуществляется нормами Градостроительного кодекса РФ, и предпринял меры для устранения коллизий норм земельного и градостроительного законодательств, что отражено в проекте Федерального закона № 50654-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты».

Глава 2. Предоставления земельных участков для строительства

§1. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления при предоставлении земельных участков для строительства

Предоставление земельных участков осуществляется компетентными органами государственной власти либо органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по распоряжению земельными участками.

Так, Российская Федерация совершает сделки с недвижимостью в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, субъекты РФ - в лице Правительства соответствующего субъекта либо органа, наделенного соответствующими полномочиями. От имени муниципальных образований выступают органы местного самоуправления.

Условно органы власти, обеспечивающие предоставление земельных участков для строительства, можно разделить на два вида:

Основные (те органы, которые наделены полномочиями по распоряжению земельными участками);

Обеспечивающие (те, которые участвуют в процессе предоставления земельных участков для строительства, но не принимают решения).

Правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наделены органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий. Их компетенция в общем определена ЗК РФ в ст. 9-11, 29. Статьей 29 установлено, что предоставление участков гражданам и юридическим лицам осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах установленной для них компетенции.

Правительство РФ наделило полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Данное агентство осуществляет свою деятельность в соответствии с положением «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 № 69119.

В каждом субъекте РФ высший исполнительный орган, Правительство субъекта РФ, либо само распоряжается земельными участками, либо передает свои полномочия соответствующему органу исполнительной власти.

В Свердловской области управомоченный распоряжаться земельными участкам является Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (сокращенно МУГИСО).

С принятием Федерального закона от 17 апреля 2006 года № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признанием утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» " (далее - Закон о внесении изменений) существенно изменился порядок разграничения государственной собственности на землю.

Установлены следующие критерии отнесения земельных участков к тому или иному субъекту права собственности:

1) наличие зданий, строений, сооружений, находящихся соответственно в собственности того или иного субъекта (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования);

2) факт предоставления земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, субъекту РФ или органу местного самоуправления, а также соответственно казенному предприятию, государственному (муниципальному) унитарному предприятию или некоммерческой организации, созданным соответствующим органом;

3) признание таковыми федеральными законами (для муниципальных земель - также принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ).

§2. Процедуры предоставления земельных участков для строительства

Традиционно процедуры предоставления земельных участков делятся на конкурентные и неконкурентные.

Неконкурентные процедуры предоставления земельных участков осуществляются без предварительного согласования места размещения объектов.

Конкурентные процедуры подразделяются на те, в ходе которых торги проводятся на этапе предоставления земельного участка, и те, в ходе которых торги проводятся до предоставления земельного участка - «на этапе выбора контрагента по договорным отношениям, в ходе реализации которых потребуется предоставление земельного участка в упрощенном порядке».

М.В. Попов ко второй группе конкурентных процедур относит предоставление земельных участков лицам, победившим в торгах на право осуществления определенной градостроительной деятельности:

Реализации концессионного соглашения;

Развития застроенной территории;

Строительства объекта недвижимости, осуществляемого за счет

бюджетных средств Попов М.В. Указ. соч. С. 144; .

Порядок предоставления земельного участка для строительства в границах застроенной территории введен Федеральным законом РФ от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» СЗ РФ, 25.12.2006, №52 (1 ч.), ст. 5498. . Введение законодателем новой формы предоставления земельных участков обусловлено проблемами, связанными с устранением и обновлением ветхого жилищного фонда. В случае заключения договора о развитии застроенной территории земельный участок должен находиться в муниципальной собственности или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам. Данный земельный участок предоставляется либо в собственность бесплатно, либо в аренду с арендной платой в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.

Земельным кодексом РФ предусмотрено две процедуры предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (Приложение 1):

1) без предварительного согласования места размещения объектов;

2) с предварительным согласованием места размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Проведение торгов при предоставлении земельного участка для строительства по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта не требуется Так, решение администрации об отказе в утверждении актов выбора земельных участков и проектов территориального землеустройства границ земельного участка под строительство кафе, гостиницы и здания для торговли овощами и фруктами в районе рынка было признано незаконным, так как администрация до этого разрешила обществу провести работ по выбору земельных участков, то есть выбрала процедуру предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием. См.: Каширин А. Прав ли чиновник // ЭЖ-Юрист, 2008, № 32. СПС Консультант Плюс. .

Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется в собственность или аренду исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).

Земельным кодексом РФ предусмотрены разные стадии по проведению работ в целях предоставления земельного участка для строительства и дальнейшего получения прав на земельный участок. Однако, несмотря на различия, они во многом схожи. В обоих случаях для предоставления земельных участков для строительства необходимо пройти следующие стадии:

Проведение работ по формированию;

Государственный кадастровый учет.

Завершающей стадией двух процедур является оформление результатов проведенных работ:

В случае предоставления земельных участков без предварительного согласования: подписание протокола о результатах торгов;

В случае предоставления земельных участков с предварительным согласованием: принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

При этом естественным дополнением процедуры предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования является проведение торгов после формирования земельного участка, а процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием - выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта до формирования земельного участка

Основным отличием одной процедуры от другой является проведение торгов либо их отсутствие Как указывает в своей работе Мальцев, это должно быть критерием для классификации способов предоставления земельных участков для строительства. См.: Мальцев, Предоставление прав на земельные участки в городе Москве. - Дисс. на соискание уч. ст. к.ю.н. - М., 2008. - С. 165. . Данный критерий взаимосвязан с видом формирования земельного участка до его постановки на кадастровый учет.

Так, в случае предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования он формируется органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. Данная процедура включает в себя следующие действия компетентных органов и организаций:

Осуществление государственного кадастрового учета;

Определение разрешенного использования земельного участка;

Определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-

технического обеспечения;

Принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельного участка без проведения торгов, публикацию сообщения о проведении торгов.

Формирование земельного участка как отдельная стадия в случае его предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта в ЗК РФ не указана. В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, прежде чем провести его кадастровый учет, проводятся выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта (Приложение 2).

Процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности

23 июня 2014 года во исполнение ряда поручений Президента Российской Федерации и положений Дорожной карты «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» был принят Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ). Указанный закон вступает в силу с 1 марта 2015 года (за исключением отдельных положений), внося существенные изменения в правовое регулирование предоставления земельных участков, в том числе и для строительства.

Законодательство в сфере предоставления земельных участков для строительства в редакции, действующей до 1 марта 2015 года, ни в коей мере не утрачивает свое значение и актуальность с наступлением указанной даты. Это связано с тем, что Федеральным законом № 171-ФЗ устанавливается длительный переходный период, в течение которого в ряде случаев остаются применимыми нормы Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в действующей ныне редакции. В качестве примеров можно привести два его положения (в законе их значительно больше):

1) До 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона 171-ФЗ) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка (см. пункт 1 статьи 34);

2) В случае если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 171-ФЗ) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.1 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 171-ФЗ), но не позднее 1 января 2018 года (см. пункт 4 статьи 34).

Таким образом, с 1 марта 2015 года в течение нескольких лет органам государственной и муниципальной власти, частным инвесторам и иным заинтересованным лицам невозможно будет ограничиться освоением «нового» правового регулирования в изучаемой сфере общественных отношений - в некоторых случаях необходимо будет помнить и применять «старое».

Существенным изменением действующего ЗК РФ является расширение объема понятия «образование земельного участка», которому в новой редакции ЗК РФ посвящена целая глава 1.I с одноименным названием.

Анализируя соотношение понятий «образование» и «формирование» земельного участка по действующему законодательству, можно сделать вывод о том, что формирование земельного участка по своей сущности является способом первичного образования земельного участка из публичных земель. Аналогичный подход находит свое отражение в новой редакции ЗК РФ. Понятие «формирование» земельного участка по смыслу ЗК РФ в старой редакции исключается, при этом понятие «образование» земельного участка расширяется за счет включения в его объем правовой конструкции аналогичной по своей сущности формированию земельного участка (т.е. первичному созданию земельного участка из публичных земель).

Таким образом, понятие «образование» земельного участка» с 1 марта 2015 года включает в себя две группы общественных отношений:

Первая - по первичному созданию земельного участка из неиспользуемых публичных земель (которая ранее именовалась «формированием земельного участка»);

Вторая - по вторичному созданию земельного участка (земельных участков) при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из уже существующих земельных участков (которая ранее представляла собой собственно «образование земельного участка»).

Федеральный закон № 171-ФЗ объединяет предусмотренные в настоящее время в ЗК РФ процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и без такового (статьи 30, 30.1, 30.2, 31, 32, 38, 38.1, 38.2 и др.) с процедурой предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (статья 34). В связи с этим, 1 марта 2015 года вступил в законную силу единый порядок предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности для всех целей использования (формулировки целей предоставления «для строительства» и «для целей, не связанных со строительством» применительно к процедурам исключаются).

Анализируя положения главы V.I ЗК РФ, можно выделить четыре самостоятельные процедуры предоставления земельных участков непосредственно для целей строительства (Приложение 3):

Первая процедура: предоставление земельного участка на аукционах (без предварительного согласования);

Вторая процедура: предоставление земельного участка с предварительным согласованием (без аукциона);

Третья процедура: предоставление земельного участка без аукциона и без предварительного согласования;

Четвертая процедура: предоставление земельного участка с предварительным согласование (на аукционе).

На основании анализа вышеуказанных процедур видно, что согласно четвертой процедуре земельный участок (основным видом разрешенного использования которого является строительство здания, в данном случае - индивидуального жилого дома) может оказаться в собственности заинтересованного лица посредством предоставления земельного участка на аукционе. Во всех других случаях заинтересованное лицо имеет право приобрести земельный участок для целей строительства посредством аукциона на праве аренды только в соответствии с первой из выделяемых процедур.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что нормы ЗК РФ, регулирующие процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, основывающиеся на использовании торгов, отвечают требованиям рыночной экономики и обеспечивают равный доступ заинтересованных лиц к государственным земельным ресурсам. Создана система продвижения градостроительного зонирования, как правового основания для осуществления предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, заинтересованным лицам для жилищного строительства.

Заключение

На основании целей и поставленных задач в данной курсовой работе можно сделать следящие выводы и положения:

1. Предоставление земельных участков для строительства - функция государственного управления, представляющая собой совокупность норм, определяющих основания, условия и порядок предоставления земельных участков для строительства, имеющий своей целью обеспечить распределение и перераспределение земель в интересах их наиболее рационального использования.

2. ЗК РФ достаточно полно и четко сформулировал общие правила предоставления земельных участков для целей строительства. Так как данный закон сделал более демократичной процедуру предоставления земельных участков для целей строительства, например, при предоставлении земельных участков без предварительного согласования размещения объекта строительства. Для того, что бы внести предложения по совершенствованию механизмов законодательного регулирования порядка предоставления земельного участка для целей строительства, обозначим основные проблемы действующего законодательства: Предоставление земельных участков без предварительного согласования мест размещения производится лишь в случаях зафиксированных в ЗК РФ (размещения данного объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки, в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства), тогда как данный порядок, как более открытый, должен стать общим правилом предоставления земельного участка для строительства. Так как, предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта создает множество административных «порогов» для заинтересованного лица, преодолевать которые зачастую приходится неправовыми методами. Остается наедятся, что преобладание на практике процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, явление временное, до разработки документации по планированию развития территорий с дальнейшим выставлением земельных участков (сформированных в соответствии документами территориального планирования) на торги, и что за этим последует закрепление предоставления земельного участка для строительства путем проведения торгов в качестве общего правила.

3. Однако на данном этапе формирования земельного законодательства необходимо сделать процедуру предоставления земельного участка для строительства с согласованием места размещения объекта максимально открытой, и снять неопределенность, оставленную ЗК РФ, судьбы прав законных землепользователей земельных участков включенных в состав предоставляемого земельного участка. Для этого необходимо предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта признать государственной или муниципальной нуждой.

4. Действующим законодательством государственная экологическая экспертиза в области охраны окружающей среды предусмотрена только для документов нормативно-технического характера, утверждаемых федеральными органами и органами власти субъектов Федерации.

5. На данный момент Градостроительный кодекс РФ не рассматривает ни отрицательное заключение органов, согласующих документ территориального планирования, ни несогласие лиц, участвовавших в публичных слушаниях, ни отсутствие факта проведения или наличие отрицательного заключения государственной экспертизы в качестве препятствия для утверждения документа территориального планирования. В целях предотвращения нарушения прав граждан, несоблюдения публичных интересов, массовых происшествий на строящихся или введенных в действие строительных объектах представляется целесообразным указанные критерии признать основаниями для отклонения утверждения данных документов.

Библиографический список

1. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. // Российская газета. 1993 г.. 25 декабря.

Подобные документы

    Аукционная основа предоставления земельных участков. Указ Президента Республики Беларусь "Об изъятии и предоставлении земельных участков". Характер и нормы правового регулирования земельных отношений. Сроки регистрации предоставления земельного участка.

    реферат , добавлен 19.11.2009

    Основные процедуры предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Выдача решения о предоставлении земельного участка или об отказе в семидневный срок с момента его принятия.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2011

    Законодательно-правовая основа арендных отношений при передаче аренды земельного участка третьему лицу. Основные признаки и существенные условия договора. Порядок предоставления земельных участков в аренду, срок и арендная плата за их использование.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2014

    Нормативно-правовое регулирование договора купли-продажи земельных участков. Понятие и содержание договоров купли-продажи земельных участков. Практики рассмотрения споров о признании договоров аренды, купли-продажи земельного участка недействительными.

    реферат , добавлен 27.11.2014

    Сделки с земельными участками. Купля-продажа земельных участков. Ипотека (залог) земельных участков. Аренда земельных участков. Переход права собственности на земельный участок по наследству. Дарение и мена земельных участков. Рента земельных участков.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2007

    Правовое регулирование и порядок предоставления земельных участков на торгах. Проведение земельных аукционов в крупных городах Российской Федерации за 2008-2009 год. Целесообразность и эффективность распродаж в муниципальных образованиях Республики Коми.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2010

    Законодательное регулирование сделок с земельными участками: история и современность. Понятие земельных участков и правовое регулирование их оборота. Правовое регулирование купли-продажи и мены земельных участков. Дарение и аренда земельных участков.

    дипломная работа , добавлен 13.07.2014

    Изучение особенностей купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения. Понятие, основные виды и форма сделок. Оборотоспособность земельных участков. Расторжение, изменение и недействительность договора купли-продажи земельного участка.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2014

    Анализ правого регулирования земельных отношений между владельцами земельных участков и государством. Особенности образования земельного участка в соответствии с действующим законодательством. Межевание земельного участка и подготовка межевого плана.

    реферат , добавлен 24.02.2016

    Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной, муниципальной собственности. Государственная инспекция по использованию и охране земель. Порядок предоставления земельных участков для строительства.

Индивидуальное жилищное строительство порой бывает единственным выходом из сложной ситуации, когда всем членам семьи просто не разместиться в маленькой квартирке. И это еще хорошо, когда есть хоть какое-то собственное жилье, но многие живут на чужих квадратных метрах, и вопрос отдельного проживания у них стоит очень остро. Можно ли получить участок под ИЖС бесплатно , куда следует обращаться, и кто имеет на это право?

Законодательная база

1 марта 2015 года вступили в силу поправки в Земельный Кодекс: в статье 39.5 определен полный список случаев, когда государственная или муниципальная земля может выделяться гражданам на бесплатной основе по решению органов местной власти.

Пунктами 6 и 7 статьи ЗК закреплено право получения земельного надела бесплатно под индивидуальное строительство жилого дома граждан:

  • Имеющие трех и больше несовершеннолетних детей.
  • Не предусмотренные в пункте 6 случаи, предусмотренные ФЗ, и распространяющиеся на отдельные категории.
  • Статья 39.19 Земельного Кодекса определяет порядок постановки на учет нуждающихся жилье граждан, у которых есть основания для выделения земли под индивидуальное строительство. Также в статье предусмотрены основания для получения отказа на предоставление бесплатной земли.

Льготная категория

Выделить земельный надел на бесплатной основе могут гражданам льготных категорий, список определен земельным законодательством.

К первой группе льготной категории относят:

  • Арендаторы земельного участка, право аренды, которые получили его еще во времена СССР, на котором стоит жилой дом. Этим гражданам нужно только заняться переоформлением земли в собственность бесплатно.
  • К льготникам относят и граждан, которые имеют право бессрочного или пожизненного владения землей. Они могут единожды воспользоваться правом получения земли бесплатно от государства.

Вторая группа включает граждан:

  • Ветеранов Великой Отечественной Войны или других боевых действий.
  • Военнослужащих, которые отслужили срок военной службы по контракту более 15 лет. Им могут быть выделены земли для возведения жилого дома или организации фермерского хозяйства.
  • Вышедшие на пенсию сотрудники внутренних дел, отработавшие в организации более 15 лет.
  • Сиротам выделяют наделы, которыми пользовались их родители.
  • Герои Труда и полные Кавалеры орденов Славы или других орденов, имеют право на бесплатный земельный участок.

Условия предоставления

Для получения земельного надела бесплатно, нужно соблюсти несколько условий: земли должны подпадать под вид разрешенного использования, то есть под индивидуальное строительство.

Есть и еще несколько условий для получения бесплатного надела:

  1. Если у гражданина нет, и никогда не было собственного надела земли под ИЖС или ведение личного хозяйства.
  2. Должна быть постоянная регистрация на территории РФ не менее 5 лет.
  3. Если он проживает в частном доме, но не его собственник.
  4. В случае проживания в общежитиях с семьей, или норма жилой площади в квартире меньше, чем полагается на 1 члена семьи, то это условие для получения бесплатного земельного надела.
  5. Если граждане подпадают под категорию «молодая семья», или в семье всего один родитель, у которого нет в собственности земли.
  6. Молодым специалистам, которые окончили высшие учебные заведения и приехали жить и работать в сельскую местность при заключении бессрочного трудового договора с местной администрацией поселения.
  7. Те молодые специалисты, которые будут работать в бюджетных местных организациях, например, в образовательном ли медицинском направлении.

Стоит отметить, что землю под индивидуальное строительство вначале оформляют как арендный договор земли сроком до 3 лет. После окончания и ввода дома в эксплуатацию, землю можно оформить на бесплатной основе.

Порядок выделения земельного участка под ИЖС

Есть всего 2 вида получения бесплатного участка:

  • Предварительное согласование с администрацией расположение участка.
  • Без согласования.

Получить землю можно как в собственность, так и в аренду. Перед выделением участка необходимо провести кадастровые работы, выделить будущий участок под строительство на общем кадастровом плане земель муниципалитета.

По генеральному или градостроительному плану определяют вид разрешенного использования и возможность подключения к жизненно важным коммуникациям.

Важным условием выделения участка является организация торгов или выделения земли на бесплатной основе.

Что необходимо сделать для получения земли бесплатно

  1. Если с администрацией было согласовано месторасположение участка, то необходимо написать заявление о принятом решении по расположению надела.
  2. Заказывают кадастровый план земли.
  3. Власти оповещают соседних владельцев о предоставлении земли под строительство индивидуального дома.
  4. Написать заявление о проверке проходящих по участку коммуникаций, получить разрешение на проведение строительных работ в архитектурном отделе района. После проведения работ на плане отмечают отсутствие или наличие объектов инфраструктуры.
  5. Оформляют акт с местной администрацией о передаче выбранного участка под строительные работы.
  6. Затем опять необходим кадастровый специалист, по его сведениям участок можно будет поставить на кадастровый учет.

Отдельно поговорим о разрешении на строительство жилого дома. Без этого документа все проведенные работы будут считаться незаконными, а построенный дом снести.


Для этого в администрацию поселения представляют топографические документы на участок, где отмечены все проходящие по участку коммуникации. Власти будут самостоятельно регулировать вопрос с департаментом по недвижимости. По истечении 30 дней можно получить разрешение на строительство.

Льготным категории

Гражданам лучше всего выбирать те участки, которые уже числятся в кадастровом реестре , такая процедура оформления проходит гораздо быстрее, чем например, новых участков, не стоящих на кадастровом учете. Процедура занесения новых земель в кадастр – очень затяжная процедура, и на нее может уйти не один год.

Должны быть и все необходимые документы для получения земли: копии паспортов, удостоверений, если земля выдается многодетной семье, то и копии свидетельств о рождении детей, справки об усыновлении, если дети приемные. Также нужно документальное подтверждение об отсутствии земли в собственности.

Месяц уйдет на проверку документов, затем придет уведомление о принятом решении. Если результат положительный, то на руки получают разрешение, с которым необходимо обратиться в отдел по межеванию для подготовки кадастровых документов.

Заявление на выделение земельного участка по ИЖС – образец

Земля под индивидуальное строительство выделяется на основании поданного заявления в органы местного самоуправления. Если гражданин относится к льготной категории, то в заявлении указывается документ, подтверждающий получение льготы. Если получить землю желает военнослужащий, то копию военного билета и приказа об увольнении в запас. Для многодетных семей необходимы копии всех свидетельств о рождении детей.

В тексте должна быть просьба о выделении участка , основания, которые дают право на бесплатное оформление. Также описывается участок, который гражданин просит предоставить ему и месторасположение на общем плане. Если участок предназначен под определенный вид деятельности, в нашем случае, это строительство, то гражданин пишет обязательство, что он не будет менять назначение и возводить на нем, например, игровую площадку.

Текст пишется в произвольно , указывается имя, отчество и фамилия претендента и орган местной власти, куда его подают. Также указывают ИНН, место фактического или временного проживания, данные паспорта.

Можно пользоваться и типовым бланком заявления, просто нужно правильно сделать записи. Указать следует и контактную информацию: почтовый адрес, телефон для связи.

Заявление на предоставление земельного участка под ИЖС:

В Управу района __________________

От: _________________________

Адрес: _________________________

Заявление.

Я, ______________________, являюсь.. (указать льготную категорию), в соответствии с удостоверением № ________. В _____ году мне стало известно, что я (льгота) имею право на получение бесплатного земельного участка. Когда я попытался получить информацию по данному вопросу в Управе меня туда даже не пустили. Сказали просто, что земли нет и обращаться по данному вопросу просто не нужно. Я хочу реализовать свое право на получение земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; (данные нормы отражены в ст. 4 Закона).

Закон определяет случаи бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с которой земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации.

В соответствии с Законом право на бесплатное предоставление земельных участков имеют следующие категории граждан Российской Федерации:

граждане, на которых распространяются меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», относящиеся к категориям ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и ветеранов труда, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, ветераны труда;

Учет граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность, осуществляется в управах районов городского округа.

Для принятия на учет гражданином подается письменное заявление на имя руководителя управы, на территории которого гражданин постоянно проживает.

К письменному заявлению гражданином прикладывается следующий комплект документов:

  • копия паспорта;
  • копия (копии) документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) соответствующую льготную категорию;
  • выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о ранее зарегистрированных правах на земельные участки, выданная Управлением Федеральной регистрационной службы;
  • справка из Управления Роснедвижимости о находящихся в собственности земельных участках;

Поступившее письменное заявление рассматривается в управе района в течение календарного месяца. По результатам рассмотрения заявления гражданину направляется письменное уведомление о постановке его на учет в качестве имеющего право на бесплатное получение земельного участка в собственность либо о мотивированном отказе в постановке на такой учет при наличии к тому оснований.

Списки граждан, изъявивших желание на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, утверждаются постановлением руководителя управы района и направляются в Главное управление государственного имущества ежеквартально. Списки граждан, изъявивших желание на получение земельного участка для ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, также утверждаются постановлением руководителя управы района городского округа и направляются в Главное управление государственного имущества ежеквартально.

На основании вышеизложенного:

  1. Предоставить мне земельный участок в соответствии с действующим законодательством.
  2. Ответить в письменном виде в установленные законом сроки.

«__»_____________г. ____________

Н.Н. Мельников, кандидат юрид. наук


АПР: Как собственнику недвижимости обосновать размер необходимого для ее эксплуатации земельного участка? Какие критерии, определяющие размер земельного участка, применяются компетентными органами власти и арбитражными судами?

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности недвижимое имущество, расположенное на земельных участках, обладают исключительным правом на выкуп этих участков или приобретение права аренды.

В этом случае перечисленные лица должны обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) (ч. 5 ст. 36 ЗК РФ).

Проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении направляется заявителю в месячный срок со дня поступления заявления (ч. 6 ст. 36 ЗК РФ).

В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земли в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается решение о предоставлении этого земельного участка лицам, подавшим заявление. Им также направляется копия решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет заявителей устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка (п. 7, 8 ст. 36 ЗК РФ).

К сожалению, более четких критериев определения размеров земельных участков, подлежащих передаче собственнику недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ, действующее законодательство не содержит.

Вместе с тем решение этого вопроса имеет принципиальное значение. Порядок приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, собственником строения и лицом, не имеющим на данном земельном участке недвижимого имущества, сильно различается. В первом случае применяется ст. 36 ЗК РФ, во втором — ст. 38 ЗК РФ. Основная разница между этими статьями заключается в том, что приобретение земли по ст. 38 ЗК РФ осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах). Следовательно, собственник недвижимости заинтересован в том, чтобы приобрести как можно больший земельный участок в порядке ст. 36 ЗК РФ.

Некоторые выводы относительно критериев определения размера предоставляемого под недвижимость земельного участка содержатся в судебной практике.

Так, рассматривая спор о том, в каком размере должен быть передан собственнику недвижимости земельный участок — 400 кв. м или 157,5 кв. м, Президиум ВАС РФ указал на следующее ().

Обществу по договору аренды для размещения магазина был предоставлен земельный участок площадью 400 кв. м, границы которого указывались в прилагаемом к договору плане. В силу п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка, передаваемого собственнику недвижимости, определяются с учетом фактически используемой площади земли в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" границы участка, подлежащего отчуждению, определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра. Следовательно, с учетом того, что в пользовании общества фактически находился земельный участок 400 кв. м, Президиум ВАС РФ признал обоснованным требование общества на выкуп земли указанной площади.

Данное решение представляется спорным, так как суд не исследовал вопрос о соответствии размера земельного участка функциональному назначению объекта недвижимости.

В другом деле () собственник сторожевого поста площадью 5,3 кв. м решил приобрести земельный участок, на котором находился этот пост, площадью 1978,5 кв. м.

Однако как собственник земли, так и суды отказали в удовлетворении требования собственника сторожевого поста исходя из следующего.

Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ в случае перехода права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение площадь земельного участка, занятого этой недвижимостью и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ. То есть предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Причем, как указал ФАС ДВО в постановлении от 11.10.2004 N Ф03-А51/04-1/2742, отсутствие норм отвода земель для конкретных видов деятельности не может являться достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований собственника недвижимости о приватизации земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ.

Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом площадь земельного участка, необходимая для использования объектов недвижимости и, следовательно, подлежащая передаче в собственность, определяется исходя из функционального назначения этих объектов.

Согласно представленным суду доказательствам, площадь, необходимая для эксплуатации сторожевого поста, непосредственно составляет 6,4 кв. м под строением плюс один метр по периметру для обслуживания объекта недвижимости.

Аналогичные аргументы привел ФАС СЗО, отказав собственнику недвижимости площадью 1626,2 кв. м в приобретении по ст. 36 ЗК РФ земли площадью 7780 кв.м (постановление ФАС СЗО от 02.09.2005 N А56-17781/03 ).

Другое интересное дело, касающееся определения размера земельного участка под недвижимостью, было рассмотрено ФАС ВСО (постановление ФАС ВСО от 11.05.2006 N А33-14953/04-С2-Ф02-2066/06-С1 ).

Свое решение суд обосновал ссылками на п. 7 ст. 36, п. 3 ст. 33 ЗК РФ, а также ст. 59 Градостроительного кодекса РФ от 07.05.1998 N 73-ФЗ (), согласно которой размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Строительными нормами и правилами (СНиП) 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утв. постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78 (), определено, что для предприятий торговли площадью от 1500 до 3500 кв. м размеры земельных участков определяются из расчета 0,04—0,02 га на 100 кв. м торговой площади (или 400 кв. м площади земельного участка на 100 кв. м торговой площади).

Площадь склада, используемая обществом для осуществления торговой деятельности, составляет 1989,50 кв. м, следовательно, для его эксплуатации возможно определение площади земельного участка в размере 7958 кв. м.

ФАС ПО также в решении сослался на СНиП. В постановлении от 25.10.2005 N А65-19113/2004-СГ3-13/12 суд обратил внимание на СНиП 2.07.01-89*, в соответствии с которыми размер земельного участка гостиницы на 300-500 мест должен определяться из расчета 30 кв. м на место. Таким образом, земельный участок ОАО "Гостиничный комплекс "Татарстан" должен быть равен 1,3 га исходя из того, что здание гостиницы "Татарстан" было спроектировано и построено на 434 места.

Особенность рассматриваемой категории дел состоит в том, что согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт. Также следует помнить, что в соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказывать те обстоятельства, на которые оно ссылается.

Иными словами, при рассмотрении дела в суде орган, принявший решение о выкупе земельного участка, должен обосновать правомерность выделения участка соответствующего размера. А собственник недвижимости должен доказать, что для эксплуатации недвижимого имущества ему необходим земельный участок именно того размера, который он просит. Например, доказать, что для использования объектов недвижимости площадью 912,8 кв. м (административно-бытового здания и птичника) по прямому назначению необходим земельный участок площадью 6875,2 кв. м (постановление ФАС СКО от 01.08.2006 N Ф08-2983/06 ).

Такими доказательствами могут быть:

  • схема генерального плана земельного участка, изготовленного лицензированной организацией, из которой следует, что выделение участка площадью 2940 кв. м соответствует градостроительным и техническим параметрам, требованиям и нормам, действующим на территории РФ, а также разрешенному регламенту использования земельного участка ();
  • заключение Комитета архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города о том, что размещение здания на земельном участке площадью 2940 кв. м соответствует утвержденной градостроительной документации и разрешенным регламентам использования участка зоны производственно-коммунальной застройки (постановление ФАС ДВО от 14.11.2006 N Ф03-А51/06-1/3965 );
  • сообщение Управления архитектуры муниципалитета по вопросу закрепления земельного участка под объектом недвижимости организации (постановление ФАС СКО от 15.02.2007 N Ф08-6974/2006 );
  • результаты землеустроительной экспертизы (постановление ФАС МО от 14.09.2006 N КГ-А41/8462-06 ).

Большинство законопослушных граждан России имеют право на земельный участок. Как написано в Земельном кодексе РФ, землю можно получить для строительства или для использования в иных целях.

Предоставление земельных участков для строительства регламентировано 30-й статьей Земельного кодекса. В соответствии с этими положениями, землю можно получить без предварительного согласования размещения строений. В таком случае придется принять участие в торгах (земельном аукционе). Предметом таких торгов может стать и право

В случае проведения аукциона (торгов) предоставление земельных участков считается завершенным, если подписаны соответствующие протоколы. Если участок предоставлен без торгов, то должно быть оформлено письменное решение об этом.

Земельных участков без согласования, которое проведено предварительно, предусматривает подписание договора с арендатором.

Большинство предпринимателей и организаций предпочитают получать земельные участки для строительства после предварительного согласования с местными органами власти. В таком случае участок могут отдать в аренду или бессрочное пользование. Право на бессрочное пользование имеют только государственные или Граждане эту землю могут лишь арендовать.

Если земельный участок выделен в бессрочное пользование до 2004 года, то гражданин не имеет права эту землю продать, но может приобрести ее в собственность.

Получить земельный участок по предварительному согласованию намного легче, если эта земля станет муниципального образования о развитии (застройке) территории. В таком случае земля может быть предоставлена бесплатно в аренду или собственность.

После того как выделение земельных участков оформлено, вступление в права аренды или собственности происходит после регистрации в Федеральной Регистрационной Службе (ФРС).



Просмотров