Правовая и нормативная основа экологической экспертизы. Правовые основы экологической экспертизы Правовые основы государственной экологической экспертизы

Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям, т.е.:

1) обязательная организационная мера охраны окружающей природной среды, предопреде­ляющая принятие хозяйственного решения с целью проверки соответствия его требованиям экологической безопасности;

2) элемент организационно-правового механизма охраны окружающей природной среды и ее использования;

3) узаконенная превентивная мера, как предварительная проверка документации, проектов, программ, изделий, сырья, материалов (и т.д.) требованиям охраны окружающей среды;

4) организационно-правовая форма предупредительного контроля для всех предплановых (предпроектных) материалов, а также экологического обоснования лицензий и сертификатов, устанавливающая экологическое качество принимаемых хозяйственно-управленческих решений.

Основной нормативной базой для проведения экологической экспертизы являются: а) статья 33 ФЗ «Об ООС» и ФЗ «Об экологической экспертизе»; б) Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы; в) Регламент проведения государственной экологической экспертизы.

Экспертиза – это исследование специалистом (экспертом) каких - либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства, хозяйственной деятельности. Она может проводиться одним ученым, группой специалистов, научно-исследова­тельским институтом. Результатом экспертизы является экспертное заключение (акт экспертизы) (рис. 9; рис. 10).


Рис. 9. Экологическая экспертиза



Рис. 10. Государственная экологическая экспертиза

Финансирование государственной экологической экспертиз, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе.

Следует также отметить, что заключение государственной экологической экспертизы должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. К заключению прилагаются особые, обоснованные мнения экспертов, не согласных с принятым экспертной комиссией заключением. Заключение должно быть подписано руководителем, ответ­ственным секретарем и всеми членами экспертной комиссии. Если возникает необходимость изменить содержание заключения, то необходимо иметь согласие всех членов экспертной комис­сии. Статус заключения государственной экологической экспертизы подготовленный документ приобретает после утверждения его специальным уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в тех случаях, когда:

Проведены доработки материалов по замечаниям выполненной ранее экспертизы;

Изменены условия природопользования специально уполномоченным государственным органом в области окружающей природной среды;

Произведена реализация объекта экспертизы с отступлениями от документации, получив­шей положительное заключение, и (или) в случае внесения изменений в указанную докумен­тацию;

Истек срок действия положительного заключения;

Внесены изменения в документацию после получения положительного заключения.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспер­тизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

В случае отрицательного заключения заказчику предоставляется право представить мате­риалы на повторную государственную экологическую экспертизу. При этом обязательным усло­вием является устранение замечаний, изложенных в отрицательном заключении. Кроме того, заказчик имеет право оспорить заключение в судебном порядке.

Закон закрепляет гарантии эффективности государственной экологической экспертизы. Ее требования распространяются на две группы субъектов. Во-первых, на тех, кому адресовано экспертизное заключение. Тем самым подкрепляется его обязательный, а не рекомендательный характер. Во-вторых, предусматривается ответственность тех, кто выносит экспертное заключе­ние, что способствует повышению качества экспертизы.

Экологическая экспертиза - правовой институт, исследуемый многими учеными, однако, в настоящее время в действующем законодательстве имеется немало пробелов по данному вопросу, что приводит к необходимости дальнейших научных исследований в этой области. Одной из проблем правовой регламентации экологической экспертизы является отсутствие в законодательстве Республики Беларусь ее комплексного определения.

Термин «экспертиза» происходит от латинского expertus - «опытный». Под ним понимается исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства .И прежде чем раскрывать суть государственной экологической экспертизы необходимо рассмотреть более общее понятие «экологическая экспертиза», определение которого в действующем законодательстве отсутствует. Кроме того, суть экологической экспертизы позволяет рассматривать правовое регулирование этих двух ее видов в рамках единого механизма.

В юридической литературе можно встретить различные понятия экологической экспертизы . Например, таковая определяется как обязательная процедура в системе принятия решения о социально-экономическом развитии отдельно рассматриваемой территории или страны в целом, с целью подготовки заключения о возможных экологических и других последствиях реализации предлагаемого решения.» (Г.С. Чегасов). Такое понятие не в полной мере отражает властно-распорядительный характер экологической экспертизы, без положительного заключения которой невозможна реализация почти любого хозяйственного проекта .

В словаре В.Н. Беляева и В.С. Рохлова «Экология» предлагается следующее определение экологической экспертизы - «это комлексная оценка проектов хозяйственного строительства и использования природных ресурсов на предмет их соответствия требованиям экологической безопасности и системы рационального природопользования». В данном определении не проводится существенных отличий между оценкой воздействия на окружающую среду и экологической экспертизой .

Следующее определение раскрывается в сборнике «Экоинформатика» под редакцией В.Е. Соколова - «средство изучения негативных последствий хозяйственной деятельности человека для окружающей среды или выявление соответствия проекта требованиям охраны природы путем координации рационального природопользования природоохранных программ с планами экономического развития» .

Во всех вышеперечисленных определениях акцентируется внимание на оценочно-экспертном аспекте экологической экспертизы и отсутствует один важный признак: запретительный или разрешительный характер волеизъявления в механизме подготовки и принятия хозяйственных и управленческих решений. Ю.Р. Храмова, учитывая данный признак предлагает рассматривать экологическую экспертизу как особый вид экспертной деятельности, осуществляемый в рамках управленческой деятельности государства в области охраны окружающей среды как обязательную стадию в процессе принятия компетентными органами экологически значимых решений .

Следует отметить, что в Постановлении Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств «О рекомендательном законодательном акте «Об экологической экспертизе»» предлагается использовать при разработке национального законодательства следующее определение: «установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы» .

В соответствии с нормами Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» закрепляются лишь цели проведения экологической экспертизы. Так, целью проведения экологической экспертизы является установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды. И в этой же статье предусмотрено, что в Республике Беларусь проводится два вида экологической экспертизы - государственная и общественная . Аналогичным образом цель формулируется и в законодательстве Российской Федерации, но с уточнением о том, что целью является установление соответствия «документов и (или) документации» требованиям в области охраны окружающей среды, а не деятельности .Также, в Российской Федерации в Законе «Об экологической экспертизе» закреплено правовое понятие экологической экспертизы. Оно определяется как установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду .

В качестве основного следует отметить легальное закрепление понятия государственной экологической экспертизы, которая определена как установление соответствия или несоответствия проектной или иной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов . На наш взгляд, в данном определении присутствует определенное терминологическое излишество. Из легального определения государственной экологической экспертизы представляется разумным исключить слово «несоответствие». Для сравнения, в утратившем силу Законе «О государственной экологической экспертизе» от 18 июня 1993 г., таковая определялась как проверка соответствия проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды . Если целью проведения экологической экспертизы является установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды, то в процессе ее проведения должно устанавливаться именно соответствие экологическим требованиям. В связи с тем, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности, и она может привести к негативным изменениям окружающей среды, то такая деятельность должна быть запрещена, а вся проектная и иная документация должна строго соответствовать требованиям законодательства. Недопустимость несоответствия и должна быть закреплена понятийно в легальном определении государственной экологической экспертизы. Поэтому представляется излишним употреблять термин «несоответствие». Это усложняет восприятие положения нормативного правового акта, так как и без данного термина вполне понятна суть экологической экспертизы. Тем более в иных нормативных правовых актах в аналогичной ситуации используется только термин соответствие . Также, хотелось бы отметить, что в российском законодательстве отсутствует понятие государственной экологической экспертизы. Кроме того, в Положении о порядке проведения общественной экологической экспертизы дается определение данного вида экспертизы. Этот документ является нормативным правовым актом, который детально определяет порядок проведения такой деятельности. Данный вид экспертизы определяется как установление соответствия или несоответствия проектной документации требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, осуществляемое по заявлению инициатора» . Естественно, основой такой трактовки общественной экологической экспертизы является та формулировка, которая закреплена в Законе «О Государственной экологической экспертизе», но в этом понятии присутствует один важный признак - что данный вид экологической экспертизы осуществляется по заявлению инициатора. Однако отсутствует в понятии общественной экологической экспертизы указание на необходимость установления соответствия иной документации требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, так как в качестве объектов такой экспертизы выделяется только проектная документация, что является пробелом в правовом регулировании данного института.

Таким образом, анализ легальных определений государственной и общественной экологической экспертизы позволяет говорить о том, что они практически идентичны, и отражают сущность экологической экспертизы. Таким образом, исходя из всего вышесказанного, ввиду отсутствия легального закрепления комплексного определения экологической экспертизы целесообразно предложить общее понятие государственной и общественной экспертизы как - установление соответствия проектной или иной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, исключив при этом термин «несоответствие». Также, представляется более совершенным законодательство Российской Федерации в части регулирования государственной и общественной экологической экспертизы в едином нормативном правовом акте - Законе «Об экологической экспертизе» .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

С одержание

Введение

Глава 1. Понятие экологической экспертизы

Глава 2. Организационно-правовые основы экологической экспертизы

Глава 3. Цели и задачи экологической экспертизы. Принципы экологической экспертизы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Экспертиза -- это исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники или искусства. Экспертные оценки представляют собой количественные и (или) пор (оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, а поэтому основываются на суждениях специалистов.

Экологическая экспертиза -- это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экологических и других последствий реализации объекта этой экспертизы. Экологическая экспертиза проводится на строительство новых, реконструкцию действующих заводов, фабрик, шахт, рудников, машин, оборудования, а также материалов, приборов, оказание услуг и т.п., использование которых ведет к загрязнению окружающей среды и разрушению экосистем, нерациональному использованию природных ресурсов, наносит вред здоровью населения, растительному и животному миру.

Требования к качеству и обоснованности проведения экологических экспертиз постоянно повышаются наряду с ускорением научно-технического прогресса, внедрением в производство новейшей техники и технологии. В связи с этим периодически пересматриваются законодательные и нормативные материалы.

Цель работы - исследование экологической экспертизы.

Глава 1. Понятие экологической экспертизы

Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» определяет экологическую экспертизу (ЭЭ) как «установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы».

При этом в российском законодательстве существует и правовое определение более частного понятия -- «государственная экологическая экспертиза» (ГЭЭ). Оно содержится в ст. 35 и 36 Закона «Об охране окружающей природной среды»: «Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, которая проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду».

Комментарий к данному закону определяет экологическую экспертизу как «организационно-правовую форму предупредительного контроля и самостоятельный вид управленческой деятельности». А эколого-правовой словарь, прилагаемый к Комментарию, добавляет к определению «предварительную проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов и иных веществ, решений требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды (ОС)». В сопоставлении с западной терминологией предлагается рассматривать ГЭЭ, как стадию экологической оценки.

На первый взгляд похожие понятия ЭЭ и оценка воздействия на окружающую среду, имеют и некоторые различия, требующие пояснений (ОВОС).

1. ОВОС -- это «процедура учета» экологических требований или их выявление и обоснование (т.е. чисто информационная мера). Она реализуется при подготовке оптимального решения (на стадии намерений или проектирования). В отличие от нее ЭЭ -- это «установление соответствия» экологическим требованиям уже готового проекта и «определение допустимости» принятия решения о его реализации (т.е. административная мера).

2. ОВОС по своей сути является процессом исследования воздействия проектируемой деятельности и прогноза его последствий для окружающей среды и здоровья человека, в то время как экологическая экспертиза (прежде всего государственная ЭЭ) является процессом предварительной контрольной проверки принимаемых хозяйственных решений на соответствие требованиям экологического законодательства.

3. Целью ОВОС и экологического обоснования является «выявление и принятие» (т.е. исследование, разработка и внедрение необходимых природоохранных мер, адекватных существующей и прогнозируемой экологической ситуации, в то время как цель ЭЭ -- «предупреждение» (т.е. запрет, доработка проекта или выбор лучшей альтернативы) неблагоприятных воздействий, несмотря на принятые (или только предполагаемые) профилактические меры.

Не имеющее четкого правового закрепления, понятие «экологическое обоснование» (ЭО) определяется специалистами Госкомэкологии России как совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем и человека. Очень похожее на ОВОС экологическое обоснование фактически является составной частью проекта или (реже) предшествующим ему мероприятием.

Рассматривая организационный ряд («жизненный цикл проекта»): исследование -- обоснование -- проектирование - экспертиза -- решение о реализации, можно довольно точно указать место каждого из этих мероприятий. Экологическое сопровождение проекта должно начинаться с ОВОС, являющейся составной частью исследования. Экологическое обоснование (ЭО) должно опираться на данные ОВОС, являясь начальной стадией проектирования, входящей в этап технико-экономического обоснования (ТЭО) или технико-экономического расчета (ТЭР). В настоящее время ОВОС или входит как составная часть в проект, заменяя отсутствующее ЭО, или проводится параллельно проектированию, подготавливая материалы для экспертизы. Экологическая экспертиза, в свою очередь, завершает проектную стадию, подготавливая решение о возможности (или невозможности) реализации проекта.

Понятие экологического аудирования определяется:

* как объективный квалифицированный независимый анализ, оценка, разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности;

* как предпринимательская (коммерческая) деятельность, заключающаяся в сборе и оценке информации об эколого-экономическом положении аудируемого предприятия;

* как независимая, объективная вневедомственная оценка соответствия действующему природоохранному законодательству, нормативным и правовым актам, методическим и регламентирующим документам в области охраны окружающей среды и природопользования деятельности хозяйствующих субъектов и состояния окружающей среды.

Глава 2 . Организационно-правовые основы экологической экспертизы

Правовое регулирование эколого-экспертной деятельности как одного из видов экологического менеджмента - управления охраной окружающей среды, рациональным природопользованием и обеспечением экобезопасности, является составной частью знаний будущего эксперта. Эти знания базируются на изучении соответствующих законов и подзаконных акты органов власти и управления РФ в области экологической экспертизы и ОВОС. При этом нормативная база ЭЭ и ОВОС, в свою очередь, опирается на соответствующие нормативно-технические документы (стандарты, нормы, правила и т.д.) и методические (пособия, инструкции, рекомендации, методики и др.) материалы, разрабатываемые специализированными ведомствами и научными учреждениями.

Структура российского законодательства в области экологической экспертизы. В настоящее время систему российского законодательства в области экологической экспертизы и ОВОС составляют, нормы статей 41 (п. 3) и 42 Конституция РФ, целевой федеральный закон «Об экологической экспертизе» и ряд статей (ст. 35-39) базового закона РФ «Об охране окружающей природной среды», являющегося фактически основами российского экологического законодательства. Помимо федеральных законов действует ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства, конкретизирующих их. На основе Конституции и указанных законов федерального уровня представительными и исполнительными органами власти и управления субъектов федерации, а также органами местного самоуправления постепенно разрабатываются проекты и принимаются на своем уровне соответствующие законы (например, в республике Карелия или в Татарстане), другие правовые акты и административные нормативно-правовые документы соответствующего уровня.

Действующие законы регулируют в основном государственную ЭЭ, в меньшей степени -- общественную ЭЭ и практически не касаются ОВОС.

Закон «Об охране окружающей природной среды» содержит специальный раздел (разд. V), посвященный в основном государственной ЭЭ, её цели и принципам (ст. 35), в том числе принципу обязательности (ст. 36), объектам (ст. 37) и ответственности за невыполнение требований ГЭЭ (ст. 38). Специальная статья закона посвящена общественной ЭЭ (ст. 39), которая практически не регламентируется им, хотя и ставится в зависимость от государственной экспертизы. Помимо указанных статей закона, напрямую посвященных ЭЭ, в нем присутствует ещё несколько, косвенно относящихся к данной области Это статьи раздела IV о нормировании качества окружающей среды (ст. 25-34), а также статьи разделов VI и VII (ст. 40-57), посвященные экологическим требованиям, учитываемым в ходе экологической экспертизы.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» развивает нормы указанного выше, более подробно регулирует отношения в области ЭЭ и целиком посвящен этому вопросу (т.е. является целевым законом). В этом законе впервые дается определение экологической экспертизы вообще, а не только государственной (ст. 1), более подробно раскрываются принципы (ст. 3) и указываются виды ЭЭ (ст. 4). Глава II закрепляет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, в т ч Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (ст. 5), вопросы ведения субъектов РФ (ст. 6) и полномочия органов местного самоуправления в области ЭЭ (ст. 9). Кроме того, данная глава впервые вводит понятие «специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы», распределяет их полномочия, права и обязанности между федеральным (ст. 7) и территориальным (ст. 8) уровнями.

Глава III закона полностью посвящена государственной экологической экспертизе, конкретизирует объекты ГЭЭ федерального уровня (ст. 11) и уровня субъектов федерации (ст. 12), дает юридическое определение понятия «специально уполномоченная государственные органы в области экологической экспертизу (ст. 13), закрепляет самый общий порядок проведения ГЭЭ (ст. 14), определяет статус и обязанности экспертной коми сии (ст. 15), её эксперта (ст. 16) и председателя (ст. 17), а фиксирует различия в юридической силе заключений эксперта комиссии и государственной экологической экспертизы (ст. 18).

Более подробно, чем в законе глава IV закона «Об экологической экспертизе» регламентирует общественную ЭЭ (ст. 20), определяя её объекты (ст. 21), порядок (ст. 22) и условия проведения (ст. 23), правила регистрации ОЭЭ (ст. 24), статус её заключения (ст. 25), права граждан и общественных организаций в этой области (ст. 19).

В специальной главе (гл. V) закреплены права (ст. 26) и обязанности (ст. 27) заказчиков документации, подлежащей ЭЭ. В общих чертах главой VI определен порядок финансирования ГЭЭ (ст. 28) и ОЭЭ (ст. 29). Важнейшую роль в механизме реализации данного закона играет глава VII, закрепившая соответствующие виды нарушений (ст. 30) и виды ответственности за нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе: уголовную (ст. 31), административную (ст. 32), материальную (ст. 33) и гражданско-правовую (ст. 34). В общем виде описывается порядок разрешения споров в области ЭЭ (ст. 35). Закрепляется принцип верховности международного законодательства в области ЭЭ над российским национальным (ст. 36), а также содержатся нормы (ст. 38) о приведении в соответствии с данным законом всех правовых актов Президента, Правительства, ведомств и субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления по вопросам ЭЭ и реализации объектов, подлежащих ей.

Указанные выше федеральные законы формируют основы законодательства в области ЭЭ, но практически, не являясь законами прямого действия, они требуют наличия конкретизирующих и дополняющих их подзаконных нормативных и правовых актов Президента и Правительства РФ, ведомств, субъектов федерации и органов местного самоуправления. К данной нормативно-правовой документации в области ЭЭ и ОВОС относятся следующие подзаконные акты:

Постановления Правительства РФ

Указы Президента РФ

Нормативные документы специально уполномоченных государственных органов в области ЭЭ России и территориальных органов этого комитета

Приказы

Нормативные документы и материалы других ведомств по ЭЭ

Документы Минздрава России

Документы Госатомнадзора России

Документы Росгортехнадзора и иных ведомств

Нормативные документы и материалы субъектов федерации в области ЭЭ.

Международные документы. Существуют и рекомендательные материалы, которые в России не применяются, но берутся в качестве прототипов при подготовке национальных документов в области ЭЭ и ОВОС. (Одним из важнейших международных документов в изучаемой области является Международная Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Конвенция, которую в 1991 году учредил ещё СССР) Технические документы.

Государственные стандарты, нормы, правила и порядки, перечни и классификаторы (ГОСТы, ОСТы, СНиПы, СП, СанПиНы, СН, ОСП, ОНТП, НРБ, ПБТРВ, НВН и др), а также руководства, методики, методические и др рекомендации, справочные и иные пособия (РД, РДС, ОНД, МУ, МР и т.д.)

Экологическим требованиям Их число огромно.

Глава 3. Цели и задачи экологической экспертизы. Принципы экологической экспертизы

экологический экспертиза законодательство

Теория экологической экспертизы включает цели, задачи (основные функции), принципы, типизацию объектов и субъектов, вносящую различия в процедуру (ЭО) и экологическим аудитом (ЭА) представляют собой комплекс экспертных мероприятий, охватывающих основные этапы процесса непрерывного учета экологического фактора при переходе к устойчивому развитию. Данный процесс предложено называть экологическим сопровождением хозяйственной деятельности (ЭСЩ) (точнее -- экологическое регулирование хозяйственной деятельности -- ЭРХД), которое должно осуществляться на всех её стадиях -- от возникновения идеи через обоснование и реализацию замысла, до реабилитации и достижения приемлемого качества окружающей среды (ОС) после завершения деятельности в рамках этого замысла.

Если государственная ЭЭ обеспечивает учет экологических требований на стадии принятия управленческого решения, то ОВОС -- на стадии его подготовки (ещё во время проектирования). При этом общественная ЭЭ может сочетать и то и другое, обеспечивая компромисс интересов всех участников планируемой деятельности.

Цели экологической экспертизы заключаются (по закону) в предупреждении возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы; а также в обеспечении реализации конституционных прав граждан России на информацию, благоприятную природную среду и экологическую безопасность.

Зарубежное (международное) природоохранное законодательство рассматривает цель экологической экспертизы несколько шире. Например, в соответствии с Директивой ЕЭС № 337/85- ЭЭ считается «воплощением предупредительной экологической политики», подразумевающей оценку экологического воздействия проектов хозяйственного развития на окружающую среду, активное участие общественности на всех стадиях проведения экологической экспертизы и принятия решения об окончательной реализации этих проектов, широкое информирование о результатах ЭЭ, проведение консультаций между заинтересованными ведомствами и другими юридическими лицами, а также публикацию конечных результатов переговоров и консультаций.

При этом ОВОС, в отличие от ГЭЭ, проверяющей соответствие уже подготовленного решения экологическим требованиям, нацелена» прежде всего на выявление недостатков проекта и принятие необходимых мер по его улучшению с точки зрения экологических показателей.

Цель общественной ЭЭ в явном виде до сих пор не определена, но, по-видимому, именно она является прямым проявлением права граждан на достоверную экологическую информацию.

Задачи экологической экспертизы:

1. Организация и проведение (на стадии подготовки решения) всесторонних, объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы с позиций эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечение экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных изменениях экологической обстановки вследствие размещения и развития производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на ОС, т.е. определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных их социальных, экономических и экологических последствий.

2. Оценка соответствия экологическим стандартам экспортируемых объектов, намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, или соответствия названным стандартам уже осуществляемой деятельности, обеспечение государственного экологического контроля за качеством подготовки инициатором (заказчиком) проектов решений о развитии намечаемой им деятельности, а также подготовка объективных, научно-обоснованных выводов (заключений) и своевременная передача их государственным и иным органам, принимающим решение о реализации объекта экспертизы.

3. Информирование всех заинтересованных лиц (в т.ч. общественности) о возможных неблагоприятных воздействиях на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствиях намечаемой деятельности в целях нахождения баланса интересов и компромиссного решения для снятия возникающих социально-психологических напряжений и предотвращения конфликтов на данной почве (задачи ОЭЭ).

Принципы экологической экспертизы в действующем российском законодательстве довольно хорошо проработаны и закреплены в Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 35), выделяющем среди них принципы: обязательности, научной обоснованности, независимости (вневедомственности) в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности, а также в законе «Об экологической экспертизе», добавляющем принципы презумпции потенциальной экологической опасности и приоритета экологической безопасности, комплексности оценки, достоверности и полноты информации, гласности, ответственности. Кроме того, в неявном виде существует и действует принцип «платности» экологической экспертизы. Остановимся на важнейших из указанных принципов.

1. Принцип обязательности. Являясь ведущим, гласит что «ГЭЭ является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения (ст. 36), а финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения ТЭЭ...» (ст. 70). Закон «Об экологической экспертизе» добавляет и конкретизирует обязательность ТЭЭ моментом ее проведения до принятия решения о реализации объекта ЭЭ и обязательностью учета требований экологической безопасности. Кроме того, он закрепляет нормы, касающиеся обязательности заключения ГЭЭ и его исполнения (ст. 18): «... положительное заключение ГЭЭ является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной ЭЭ...», а также то, что «... правовым последствием отрицательного заключения государственной ЭЭ является запрет реализации объекта ГЭЭ». Это касается и международно-правовой деятельности: «...несоблюдение требования обязательного проведения ГЭЭ проекта международного договора является основанием признания его недействительным». На практике обязательность ЭЭ проявляется в основном по отношению к проектам и "программам, осуществление которых может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду.

2. Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений ГЭЭ. Рассматривается в законах в совокупности и означает, что ЭЭ представляют собой научно-исследовательский процесс и должны производиться на современном научно-техническом уровне с использованием новейших форм и методов научных исследований квалифицированными учеными-экспертами. При этом в результате должна быть осуществлена не столько фиксация допущенных нарушений, сколько оценка их последствий, разработаны рекомендации органам или лицам, принимающим решения, а также выполнены необходимые прогнозы их реализации в действующих объектах.

3. Принцип независимости и вневедомственности. Относится в основном к ГЭЭ и означает, что непременным условием ее эффективности является функциональная и финансовая независимость организующих ЭЭ органов и проводящих ее экспертов (преимущественно внештатный статус последних, их надлежащее финансовое, организационное, материально-техническое и другое обеспечение). Это создает условия для свободного волеизъявления эколого-экспертной комиссии, которая в своей работе должна руководствоваться только фактами, научными методами их обоснования и действующими законами. Общественная ЭЭ в теории предполагает ещё большую её независимость, однако сегодня на практике оказывается вдвойне зависимой: один раз - от ГЭЭ (пока та не признает её результатов), а второй раз - от групповых общественных интересов (ведь её организуют и проводят как правило уже с заранее сформировавшейся целью -- доказать невозможность принятия решения о реализации объекта). ОВОС также нельзя рассматривать как полностью независимую, т.к. лица, её проводящие, как правило, зависимы (причем финансово) от заказчика документации или ОВОСа.

4. Принцип широкой гласности и участия общественности. Предполагает доступность и достоверность информации о ходе проведения экспертизы, принятых решениях и их учете органом управления при реализации объекта экспертизы; возможность общественных организаций и граждан получать такую информацию доводить до сведения лиц, принимающих решения, свою позицию; обязательность для последних сообщать о принятых решениях и т.д. Этот принцип обеспечивается, в частности, ст. 84 и 86 закона, предусматривающими административную ответственность за отказ в предоставлении, или несвоевременное предоставление, или искажение экологической информации, а также возмещение причиненного таким правонарушением вреда. Гласность и достоверность экологической информации тесно связаны с привлечением общественности к участию в проведении государственной ЭЭ. Формы такого участия, подразумеваемые российским законодательством, многообразны: это рассмотрение предложений граждан и общественных объединений о самом проведении экологической экспертизы, возможное включение представителей общественности в состав экспертных комиссий, ознакомление населения с результатами государственной ЭЭ, проведение референдумов и т.д.

Заключение

Сегодня экологическая экспертиза в России является одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института. В общих чертах они публикуются в ежегодных Государственных докладах о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации и специализированном журнале. Одной из главных «внутренних» сложностей в осуществлении экспертных оценок является несколько субъективный их характер и трудности с количественной интерпретацией оцениваемых экологических параметров ОС.

Задачи оценки неоднородности экспертной группы, получения групповой количественной экспертной оценки с учетом коэффициентов компетентности экспертов и коэффициентов относительной важности оцениваемых показателей воздействия планируемой деятельности на окружающую среду решаются методами математико-статистического системного анализа и прогноза, составляющих основу информационного обеспечения экологической экспертизы и ОВОС.

К числу «внешних» трудностей и нерешенных проблем ЭЭ и ОВОС, характерных не только для РФ, но и других стран, относятся: их нормативно-процедурные различия и сложности в адаптации международных правил в этой области к национальным природоохранным законодательствам. Часто мешают слишком длительные сроки экспертиз, снижающие их эффективность. Самым узким местом ЭЭ остается «внутренняя» проблема оценки качественных параметров ОС, не только реальных, но, главное, прогнозируемых.

Наименее изученной областью экологической экспертизы является общественная ЭЭ, декларированная, но мало чем обеспеченная в России. Данный вопрос требует исследований и разработок, соответствующих нормативно-методических документов.

Список использованной литературы

1. Бедный О.П. Правовое регулирование экологической экспертизы // Экология производства. - 2014. - №10. - С.13-20.

2. Букс И.И., Фомин СЛ. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). М.: Изд-во МНЭПУ, 2015. - 146с.

3. Матвеев А.В., Котов В.П. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. СПб.: ГУАП, 2014. - 104с.

4. Фомин СА Государственная экологическая экспертиза. М.: Изд-во МНЭПУ, 2015. - 125-141с.

5. Серов Г.П. Экологическая безопасность населения и территорий Российской Федерации. М.: «Анкил», 2015. - 207с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Становление и развитие законодательства об экологической экспертизе. Объекты, участники и процедура государственной экологической экспертизы. Предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды и здоровья человека.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2011

    Экологическая экспертиза как предупредительный механизм охраны окружающей среды. Законодательное регулирование участия общественности в проведении экологической экспертизы. Обоснование необходимости непосредственного взаимодействия с общественностью.

    статья , добавлен 20.10.2012

    Правовое понятие государственной экологической экспертизы, этапы и направления развития законодательства в данной сфере, современное состояние, место и значение в организационно-правовом механизме охраны окружающей среды. Характеристика правоотношений.

    дипломная работа , добавлен 12.03.2014

    Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня. Требования к представлению и составу документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы. Экологическая экспертиза в России: опыт, путь совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2012

    Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права. Предмет, методы и система экологического права. Понятие государственной и общественной экологической экспертизы и их содержание. Экологический контроль, его понятие и виды.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2011

    курсовая работа , добавлен 12.06.2014

    Определение государственной экологической экспертизы в Российской Федерации как эффективного управленческого рычага рационального природопользования и охраны окружающей среды. Формирование экспертной комиссии и утверждение ее персонального состава.

    контрольная работа , добавлен 21.07.2011

    Правоотношения в современной экологической сфере. Ответственность за нарушение экологического законодательства: понятие и основные цели. Основания уголовной ответственности за нарушение экологического законодательства и её отличие от административной.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2013

    Предмет, составляющие и методы экологического права. Нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу, предусмотренные законодательством РФ. Объекты общественной и государственной экологической экспертизы на федеральном и региональном уровнях.

    контрольная работа , добавлен 16.02.2011

    Теоретические, процессуальные и организационные основы судебной экспертизы. Процессуальный статус судебного эксперта и компетенция. Назначение экспертизы и оценка экспертного заключения, порядок оценки судом по нормам российского законодательства.

Экологическая экспертиза в природоохранном законодательстве

В отечественном экологическом законодательстве занимает наиболее место и обладает высшей юридической силой в случае противоречий со всеми иными законодательными актами Конституция РФ. Экологическим содержанием наполнена статья 42, рассматривающая право человека на благоприятную окружающую среду, доступ к достоверной информации о ее состоянии, а также право граждан на возмещение ущерба, причиненного состоянию их здоровья или имуществу при экологических правонарушениях. Вопросы регуляции отношений между субъектами в сфере охраны окружающей среды определяются также статьями 9, 17, 36, 58, 67, 72 Конституции.

Замечание 1

Анализ источников экологического права, в частности, факт высшей силы конституции, показывает, что главной задачей экологического права общество считает поддержание юридическими механизмами гигиенически благоприятной для человека абиотической среды, а вовсе не сохранение природы ради нее самой. Экологические проступки также понимаются как нарушение благоприятности среды для человека.

Основной юридический документ в сфере российского экологического законодательства – это Федеральный закон "Об охране окружающей среды", (2002). Этот закон в числе прочего содержит особую главу VI, посвященную оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе, а также главу VII, где рассматриваются требования в плане охраны окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной или иной деятельности. В них подробно рассматриваются цели и задачи оценки антропогенного воздействия на окружающую среду, а также цели и задачи проведения экологической экспертизы.

Кроме указанных глав, полностью посвященных экологической экспертизе и оценке воздействия человека на окружающую среду, в данном законе для них имеют значение материалы еще из нескольких глав и статей.

Федеральный закон "Об экологической экспертизе"

Данный юридический документ подробно регулирует отношения субъектов в области экологической экспертизы, представляя, таким образом, целевой закон.

К Федеральному закону "Об экологической экспертизе" существует специальный комментарий, где очень подробно рассматриваются все детали этой процедуры.

  • В первой главе закона (статья 1) впервые приводится определение экологической экспертизы в целом (а не только государственной), подробным образом раскрываются принципы (статья 3) и приводится классификация экологической экспертизы с выделением основных ее видов (статья 4).
  • В главе II определяются полномочия органов государственной власти и местного самоуправления при осуществлении экологической экспертизы (статьи 5-9), здесь также указано, каким образом полномочия, права и обязанности субъектов экологической экспертизы распределяются между федеральным и региональным уровнями (статьи 7-8).
  • В главе III данного закона рассматриваются вопросы государственной экологической экспертизы, конкретизируются ее объекты федерального уровня (статья 11) и уровня субъектов Федерации (статья 12), приводится общий порядок осуществления государственной экологической экспертизы (статья 14), определяется статус и описываются обязанности экспертных комиссий, ее экспертов и председателя (статьи 15- 17), указываются различия юридической силы заключений непосредственно экспертной комиссии и в целом государственной экологической экспертизы (статья 18).
  • Законом определяется также регламент и условия проведения, объекты, порядок, правила, статус заключения и т.д. общественной экологической экспертизы (статьи 20-25), а также права граждан и общественных организаций в данной предметной области (статья 19).
  • В главе V данного закона закрепляются права и обязанности (статьи 26-27) заказчиков документации для экологической экспертизы.
  • Глава VI определяет порядок финансирования государственной и общественной экологической экспертизы, возможные виды нарушений законодательства РФ в области экологической экспертизы и виды ответственности за данные нарушения, распределяя их на уголовную, административную, материальную и гражданско-правовую ответственность.

Экологическая экспертиза – установленные соответствия документов и или документации, обосновывающих намеченной в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованием, установленным техническими регламентами и законом в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Под требованиями в области охраны окружающей среды (природа – охранная деятельность) понимается предъявление к хозяйственной и иной деятельности обязательных условий, ограничение или их совокупность, установленные законами и иными НПА, природа – охранными нормами, государственные стандарты в области охраны окружающей среды.

В соответствие с ФЗ «об экологической экспертизе» от 22 ноября, экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:

1. Презумпция потенциальной опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Данный принцип означает, что при оценке материала, эксперты должны исходить от того, что реализация соответствующей деятельности может влечь вредное воздействие на окружающую среду.

2. Обязанность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экспертизы. Данный принцип адресован заказчику планируемой деятельности и органу. Заказчик вне права принимать решение о реализации планируемой деятельности и осуществлять её не представив материалы на государственную экологическую экспертизу.

3. Комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и последствий. Этот принцип означает, что органы и комиссии государственной экспертизы обязаны оценить полноту видов, масштабов воздействия на окружающую среду в процессе реализации объекта экспертизы.

4. Обязательность учёта требований и безопасности при проведении экологической экспертизы.

5. Достоверность, полнота информации, оставляемой для экспертизы.

6. Независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий.

7. Принцип научной обоснованности, объективности и законности в заключение экологической экспертизы.

8. Гласность, участие общественных организаций, учёт общественных мнений.

9. Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц, за организацию, проведению, качеству экологической экспертизы.

В РФ осуществляется государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Проведение таких видов экспертизы имеют юридически значимый характер.

· Государственная экологическая экспертиза.

Она организуется и проводится федеральными органами исполнительной власти в области экологической экспертизы, органы государственной власти субъектов РФ.

В ФЗ «об экологической экспертизе» дан обширный перечень объектов государственной экологической экспертизы. С учётом того обстоятельства, что основным фактором отрицательно воздействия на природу является социально – экономическое развитие, экологической экспертизе подлежат:

1. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня 2. Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня.

(1) а) проекты нормативно – технических и инструктивно методических документов в области охраны окружающей среды, утверждённых органов государственной власти РФ.

б) проекты целевых федеральных программ, предусмотренное строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказавших создание на окружающую среду в части размещения таких объектов с учётом режима охраны природных объектов.

в) проекты соглашений о разделе продукций.

г) материалы обоснованных лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти.

д) проекты технической документации на новую технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технические документации на новые вещества, которые могут поступить в природную среду.

е) материалы комплексного экологического обследования участков территории, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охранных природных территориях федерального значения: зоны экологического бедствия (зоны чрезвычайной экологической ситуации).

ж) объект государственной экологической экспертизы, указанный выше и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы в следующих случаях:

- доработки такого объекта по замечаниям, проведение раннее государственной экологической экспертизы.

- реализация такого объекта с отступлением от документации, получивших положительное заключение об экспертизе и или в случае внесения изменений в указанную документацию.

Порядок проведение государственной экологической экспертизы регулируется как ФЗ «об экологической экспертизе», так и положением «о порядке проведения государственной экологической экспертизы». Он включает следующие стадии:

1. Представление материалов в министерство природных ресурсов, территориальных органов на уровне субъектов РФ. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии соотношения формы, содержания, представленных заказчику материалов, требуемых законодательству и при наличии в составе материалов: - документации подлежат государственные экологические экспертизы в объёме определённой в установленном порядке и содержание материалов оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности. - положительные заключения и или документов согласований органов федерального надзора и контроля, органов местного самоуправления. - заключений федерального органа исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключение общественной экологической экспертизы в случае его проведения. - материалов, обсуждений объектов государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными объединениями, органов местного самоуправления. 2. регистрация, проверка полноты и достаточности представленных материалов. Проверку полноты и достаточности представляемых материалов. Проводимое экспертными министерствами природных ресурсов, либо его территориальными органами. 3. формирование комиссии государственной экологической экспертизы. Экспертное подразделение подбирает кандидатуру руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а затем с их участием подтверждается предложение по составу экспертной комиссии, её состав сроки и задания на проведение государственной экологической экспертизы утверждается приказом. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью её объекта, но не должен превышать 6 месяцев. Начало срока проведения государственной экспертизы устанавливаются не позднее, чем через месяц после её оплаты и приёма комплекта необходимых материалов и документов в полном объёме. 4. подготовка индивидуальных, групповых заключений и свободного заключения государственной экологической экспертизы. 5. подписание и утверждение заключения государственной экологической экспертизы. Заключение, которое соответствует заданию на проведение экологической экспертизы должно быть одобрено квалификационным большинством списочного состава комиссии. Заключение экологической экспертизы приобретает юридический статус после его подтверждения.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Это означает, что без положительного заключения запрещена реализация проекта.

· Общественная экологическая экспертиза.

Статус и порядок проведения общественной экологической экспертизы определён в ФЗ «об экологической экспертизе».

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных объединений, а также по инициативе органов местного самоуправления. Проводится общественная экологическая экспертиза общественными объединениями, основным направлением их деятельности, которая в соответствии с их уставом является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза проводится в отношении всех объектов государственной экологической экспертизы, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения которых составляют государственную и коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Проводится она до или одновременно с государственной экологической экспертизой, а также может проводится независимо от проведения государственной экологической экспертизы в отношении тех же объектов.

· Порядок проведения общественной экологической экспертизы.

Общественные объединения осуществляют общественную экологическую экспертизу в установленном законом порядке имеют право:

1. Получить от заказчика документацию, которая подлежит экологической экспертизе.

2. Знаком с нормативно – технической документацией, установленные требования к проведению государственной экологической экспертизы.

3. Участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседании комиссии и участвовать в проведении ими обсуждения, заключения общественной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации, заявления общественного объединения о её проведении. При наличии заявления о проведении экологической экспертизы 1-ого объекта от 2-х или более общественных организаций допускается создание единой экспертной комиссии.

В заявлении общественного объединения о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены наименования, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения об объекте экспертизы. Орган местного самоуправления в 7 дней со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы, обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации, заявление о проведении экспертизы регистрации, который указан 7 дней срок, считается зарегистрированным.

В государственной регистрации заявление о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в след случаях:

- общественная экологическая экспертиза раннее была дважды проведена в отношении объекта. - общественная экологическая экспертиза проведена в отношении объекта, сведения, о которых составляют государственную и или иную охраняемую законом тайну. - порядок государственной регистрации общественных объединений не соответствует установленному порядку. - не соответствует требованиям законодательства, а именно основным направлением их деятельности не является охрана окружающей среды. - требование к содержанию заявлению о проведении общественной экологической экспертизы не выполняется.

Данный перечень оснований об отказе государственной регистрации о проведении общественной экологической экспертизы является исчерпывающим.

Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ в государственной регистрации. Заявка о проведении экологической экспертизы. Регулируется экологическая экспертиза, так же как государственная является заключением экспертной комиссии. Заключение общественной экологической экспертизы направлены федеральными органами исполнительной власти, заказчику, органам принимающим решение о реализации объектов. Заключение приобретает юридическую силу после утверждения его федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти. Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в СМИ.


Похожая информация.




Просмотров