Законодательная исполнительная и судебная уровни. Сущность и функциональное назначение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Механизм сдержек и противовесов

Концепция 3 ветвей власти появилась еще в Средние века, ученые не только объяснили практическую необходимость такого разделения, но и разработали саму теорию. Несмотря на то что впервые о концепции заговорили в Средние века, актуальность теории сохраняется и по сей день. Если начать изучать мировые конституции, можно обратить внимание, что почти во всех странах фиксируется положение о разделении властей, именно на конституционном уровне. Расскажем о том, что собой представляют 3 ветви законодательной власти.

Теория разделения властей

В классической теории власть разделяется на три ветви: первая - законодательная, вторая - исполнительная, третья - судебная. Такое положение закреплено и в Конституции Российской Федерации. Десятая статья посвящена разделению властей на 3 ветви власти: право, закон и исполнение.

Теоретическая разработка

Основоположником теории считается английский ученый Джон Локк. Именно он занимался разработкой концепции разделения властей. В основу его учения легло мнение о том, что такое деление полномочий между конкретными субъектами власти жизненно необходимо. Узурпация власти, не важно, одним лицом или группой, - это реализация и охрана исключительно частных интересов, а до правовой защиты отдельной личности никому нет дела. Первостепенное значение Джон Локк придавал законодательной ветви власти, однако, несмотря на ее «приоритет», ее первенство не должно быть абсолютным. Ни исполнительная, ни судебная власти не должны занимать пассивное положение в управлении.

Что же дальше?

Через столетие модель Локка, полностью обоснованная, получила официальный статус и была зафиксирована в важнейшем мировом документе - Всемирной декларации прав человека и гражданина в 1789 году. Именно в этом документе была закреплена такая позиция, что государство, которое не принимает эту модель в управлении, не имеет Конституции. Последователем Локка стал не менее известный французский ученый Шарль Луи Монтескье. Его взгляды основывались на том, что разделение властей - самое настоящее спасение для общества от управленцев государством, которые не стыдятся злоупотреблять собственной властью, от узурпации как таковой и концентрации управления в одном месте, что, в свою очередь, бережет народ от деспотизма. Монтескье не только разделял власть на три ветви, но и разработал теорию о системе сдерживания и противовесов. Существуют 3 ветви власти в РФ, отражены они на схеме ниже.

Общая характеристика теории

Теория деления властей базируется на следующих понятиях. В первую очередь, смысл эта модель имеет только тогда, когда она закреплена в Конституции страны. Во вторую, разделение властей на три ветви возможно только в том случае, если каждая из них представлена разными органами и руководителями. Один и тот же человек ни в коем случае не может быть наделен полномочиями двух видов управления сразу. В третью, все три ветви должны быть автономны и равны друг перед другом.

В чем суть механизма сдержек и противовесов

Джеймс Мэдисон работал над тем, чтобы разработать эффективную модель реализации разделения властей. Здесь и появился механизм сдержек и противовесов, суть которого заключается в частичном совпадении полномочий ветвей власти. В Америке такой механизм используется и по сей день. Самый простой пример следующий: президент - это исполнительная власть, но тем не менее он имеет право вето и может использовать его в отношении издаваемых законов. Такие же сдержки есть и у судебной власти: суд может признать законодательный акт недействительным, если тот противоречит положениям Конституции. Благодаря таким механизмам другие ветви власти могут сдерживать законодательную. Также конгресс, который представляет законодательную власть, ратифицирует решения президента по поводу назначения в органы судебной и исполнительной власти. В итоге мы имеем дело с четким балансом между тремя ветвями власти, который обеспечивают они себе сами. Только благодаря взаимодействию, взаимоограничению и тому, что реализуется этот механизм только при помощи правовых мер, мы можем говорить об эффективной работе 3 ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательная

Несмотря на механизм сдержек и противовесов, законодательная власть в любом случае имеет первостепенное значение и считается верховной. Ее суть в том, чтобы выражать волю и суверенитет народа. В Российской Федерации эта ветвь власти представлена Федеральным Собранием, что закреплено на конституционном уровне. Этот орган состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Первая палата включает в себя представителей каждого из субъектов государства. Ее полномочия заключаются в утверждении границ между частями России, указов президента о введении военного или чрезвычайного положения. К полномочиям Совета также относится назначение судей Конституционного и Верховного судов, Генерального прокурора, председателя и заместителей Счетной палаты. Еще одно важное полномочие Совета - в том, что представители имеют право на отрешение от должности президента. Что касается госдумы, то ее представители избираются народом. Главной сферой деятельности второй палаты считается объявление амнистии, выдвижение обвинений к главе Федерации, выражение недоверия правительству. Государственная Дума может назначить председателя Центробанка, а также уполномоченного по правам человека. Несмотря на немаленький перечень полномочий, первоочередной задачей парламента является принятие федеральных законов. Из всех 3 ветвей власти государства законодательная считается первоочередной.

Исполнительная

Данная ветвь власти - самостоятельная, независимая и публичная, основные полномочия ее заключаются в том, чтобы управлять делами государства. В Российской Федерации деятельность исполнительной власти заключается в организации практического исполнения Конституции и законов. Сюда также следует отнести такие аспекты, как внешняя и внутренняя оборона и безопасность России. Задача правительства заключается в том, чтобы обеспечить законность, охрану прав и свобод народа.

Судебная

Суть судебной власти заключается в том, чтобы обеспечить восстановление и защиту нарушенных прав, при этом исполнить справедливое наказание для тех, кто виновен в этом нарушении. Если обратиться к Конституции, то, согласно ее положениям, в Российской Федерации данная власть осуществляется исключительно судами, но полную самостоятельность имеет только номинально. Реализуется судебная ветвь власти в ходе конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного производства. При этом судебная система Федерации характеризуется единством. На конституционном уровне закрепляются все самые важные положения, которые касаются правового статуса судей, важнейших принципов судопроизводства. Закреплены положения о независимости, неприкосновенности и несменяемости судей, а также открытость, состязательность и равенство судопроизводства.

Особенности

По поводу президента к общепринятому мнению ученые не пришли. Одна сторона относит главу государства к исполнительной власти, другая придерживается мнения, что президент не относится ни к одной из них. Теория разделения властей предусматривает только три основных направления, однако в научном мире до сих пор ведутся дискуссии по поводу их количества. Особенно это касается положения президента. Вопросы возникают не только по поводу главы государства. Например, прокуратура: на конституционном уровне ее относят к судебной власти, однако фактически этот орган нельзя отнести к данной ветви. Существует множество теорий, которые касаются правового положения органов прокуратуры. Одни юристы без сомнений относят их к судебной власти, другие - к исполнительной, третьи - ни к одной из представленных ветвей. Тем не менее разделение властей - важнейший механизм защиты граждан, и при этом без реализации подобного разграничения невозможен демократический строй в государстве.

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе - парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание :

Состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы

Является постоянно действующим органом

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

Заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)

Палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств

Члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий (не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной - мажоритарно-пропорциональной системе (225 и 225).

К ведению Совета Федерации относится :

  • - одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой
  • - утверждение изменения границ
  • - утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения
  • - назначение выборов Президента РФ
  • - назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ
  • - назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ
  • - отрешение Президента от должности

К ведению Государственной Думы относится :

  • - принятие федеральных законов
  • - дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ
  • - решение вопроса о доверии Правительству РФ
  • - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ
  • - назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека
  • - объявление амнистии
  • - выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ .

Правительство РФ состоит из:

Председателя Правительства РФ

Заместителей Председателя Правительства РФ

Федеральных министров

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Полномочия Правительства РФ :

  • - разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет
  • - обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой
  • - обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики
  • - обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
  • - управляет федеральной собственностью
  • - осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ
  • - осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан
  • - организует охрану собственности и общественного порядка
  • - в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами
  • - издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение
  • - имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ)
  • - в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ - система судов РФ, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» (1996).

В судебную систему входят:

Конституционный Суд РФ

Верховный Суд РФ

Система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские)

Система арбитражных судов

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Конституционный Суд разрешает дела:

  • - о соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ
  • - не вступивших в силу международных договоров
  • - споры между федеральными органами власти
  • - споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти
  • - споры между высшими гос. органами власти субъектов
  • - проверяет конституционность законов
  • - дает толкование Конституции РФ

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел. Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.

50. Федеральные органы государственной власти с особым статусом, их функции, цели и задачи.

Прокуратура Российской Федерации − это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура регламентируется Конститу­цией РФ в ст. 129, находящейся в гл. 7 «Судебная власть».

Прокуратура действует на основе Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», который, в частности, запрещает вмешательство кого бы то ни было в осуществление прокурорской деятельности. Генеральный прокурор РФ назнача­ется на должность и освобождается от должности Советом Феде­рации Федерального Собрания РФ по представлению Президен­та РФ. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федераль­ными законами. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной рабо­те по их укреплению, что, однако, нельзя рассматривать как ус­тановление полной подотчетности прокуратуры.

Центральный банк Российской Федерации. Статус Центрально­го банка РФ определяется Конституцией и Федеральным зако­ном «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)» (в редакции от 29 декабря 2006 г.). Конституция РФ (ч. 1 и 2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Его основная функ­ция - защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Среди функций Банка: разработка и проведение (во взаи­модействии с Правительством) единой государственной денеж­но-кредитной политики, установление правил осуществления расчетов и проведения банковских операций, управление золото­носными резервами, банковский надзор, осуществление валют­ного регулирования и контроля, установление официальных кур­сов иностранных валют по отношению к рублю и др. Банк Рос­сии не подчиняется Правительству РФ, хотя функционирует во взаимодействии с ним. Он подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Банка, а также чле­нов Совета директоров. Банк представляет Государственной Ду­ме на рассмотрение годовой отчет.

Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Этот орган, не указанный в Конституции РФ, обладает конституционно обозначенными (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ) функциями - руководит подготовкой и проведением выборов, референдумов.

Уполномоченный по правам человека. Этот орган государствен­ной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая устанавли­вает, что Уполномоченного по правам человека назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума. Права и задачи этого должностного лица определяются Феде­ральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в редакции от 16 ок­тября 2006 г.). Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, из чего вытека­ет, что при осуществлении функций он должен оставаться неза­висимым и неподотчетным каким-либо государственным орга­нам и должностным лицам. Уполномоченный вправе выступать с докладом на заседании Государственной Думы, вносить предло­жения о создании парламентской комиссии по расследованию определенных фактов и обстоятельств и о проведении парла­ментских слушаний. Он вправе обращаться в Конституционный Суд РФ.

Академии наук. В соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (в ре­дакции от 4 декабря 2006 г.) Российская академия наук, отрасле­вые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская акаде­мия образования, Российская академия архитектуры и строитель­ных наук, Российская академия художеств) имеют статус государ­ственных академий. Они создаются, реорганизуются и ликвиди­руются федеральным законом по представлению Президента РФ или Правительства РФ. Президент РАН после его избирания об­щим собранием утверждается в должности Президентом РФ, а президент отраслевой академии - Правительством РФ. Высшим органом академий является общее собрание, которое принимает устав, подлежащий, однако, утверждению Правительством РФ. Академии наделены правом управления своей деятельностью, со­храняя, таким образом, элеметы былого самоуправления.

Академии представляют Президенту РФ и Правительству РФ доклады о состоянии фундаментальных и прикладных наук в РФ, отчеты о своей деятельности, а также предложения о приоритет­ных направлениях развития науки.

С государственными академиями не имеют ничего общего многочисленные иные академии, представляющие собой разно­видности общественных объединений или высшие учебные заве­дения.

51. Прокуратура РФ, Центральный Банк РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека в РФ.

Прокуратура Российской Федерации.Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура регламентируется Конститу­цией РФ в ст. 129, находящейся в гл. 7 «Судебная власть». Одна­ко это ее расположение в Конституции является скорее данью традиционному подходу, рассматривавшему прокуратуру в тес­ной связи с деятельностью судебных органов. Но прокуратура не является судебным органом, а одна из основных ее функций - надзор за соблюдением прав и свобод человека, за исполнением законов и др. - непосредственно не связана с деятельностью су­дебной власти. Прокуратура к тому же принимает участие в пра­вотворческой деятельности, осуществляет координацию деятель­ности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и уголовное преследование, а также ряд других функций.

Прокуратура действует на основе Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», который, в частности, запрещает вмешательство кого бы то ни было в осуществление прокурорской деятельности. Генеральный прокурор РФ назнача­ется на должность и освобождается от должности Советом Феде­рации Федерального Собрания РФ по представлению Президен­та РФ. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федераль­ными законами. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о сосгоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной рабо­те по их укреплению, что, однако, нельзя рассматривать как ус­тановление полной подотчетности прокуратуры.

Центральный банк Российской Федерации.Статус Центрально­го банка РФ определяется Конституцией и Федеральным зако­ном «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)» (в редакции от 29 декабря 2006 г.). Конституция РФ (ч. 1 и 2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Его основная функ­ция - защита иобеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Среди функций Банка: разработка и проведение (во взаи­модействии с Правительством) единой государственной денеж­но-кредитной политики, установление правил осуществления расчетов и проведения банковских операций, управление золото­носными резервами, банковский надзор, осуществление валют­ного регулирования и контроля, установление официальных кур­сов иностранных валют по отношению к рублю и др. Банк Рос­сии не подчиняется Правительству РФ, хотя функционирует во взаимодействии с ним. Он подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Банка, а также чле­нов Совета директоров. Банк представляет Государственной Ду­ме на рассмотрение годовой отчет. Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Все эти нормы создают Банку России уникальный статус. Ру­ководство Банка создается и в определенных формах контроли­руется Государственной Думой, но Банк не относится к числу органов законодательной власти. Он не является также органом исполнительной власти, хотя тесно взаимодействует с Правительством РФ. Это автономный орган государственной власти, который в пределах своей компетенции не зависит ни от Прези­дента РФ, ни от Федерального Собрания, ни от Правительст­ва РФ. Только федеральный закон может внести изменения в статус Банка.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом контроля за исполнением федерального бюджета, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчет­ным ему. Согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации» (в редакции от 25 июля 2006 г.) в рам­ках своих задач Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Этот орган, предусмотренный Конституцией РФ (ч. 5 ст. 101), осуществляет контроль за испол­нением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффек­тивность и целесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности и др. Бюджетный кодекс РФ вклю­чает Счетную палату в систему органов, обладающих бюджетны­ми полномочиями, и в число участников бюджетного процесса, обладающих бюджетными полномочиями на федеральном уров­не. Председателя Счетной палаты и половину аудиторов назнача­ет Государственная Дума, а заместителя Председателя и вторую половину аудиторов - Совет Федерации. Но представления о кандидатах на эти должности, как и представления об освобож­дении этих лиц, вносит в палаты Президент РФ. Функции Счет­ной палаты достаточно широки, ни один орган государственной власти не вправе отказать ей в требуемой информации, в прове­дении ревизий и проверок. Ее предписания носят обязательный характер.

Проверка расходования Счетной палатой средств федерально­го бюджета, выделенных на ее содержание, может осуществлять­ся только на основании постановлений Совета Федерации и Го-судартвенной Думы. Такая процедура исключает возможность проверки финансово-хозяйственной деятельности Счетной пала­ты органом исполнительной валсти, ответственным за исполне­ние федерального бюджета (Министерством финансов, Феде­ральной службой бюджетно-финансового назора), т. е. объектом ее внешнего контроля.

Счетная палата регулярно представляет Совету Федерации и Государственной Думе информацию о ходе исполнения феде­рального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятии. Она взаимодействует с контрольными органами Прези­дента РФ, Правительства РФ, Банка России, не являясь по своей природе органом законодательной или исполнительной власти.

Центральная избирательная комиссиядействует на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Этот орган, не указанный в Конституции РФ, обладает конституционно обозначенными (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ) функциями - руководит подготовкой и проведением выборов, референдумов.

Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов, назначаемых Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ (по пять членов каждым из этих органов). Из­даваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны для всех избирательных комиссий в Российской Федерации, а по су­ществу носят нормативный характер, регулируя практически все сферы подготовки и проведения выборов.

Особый статус Центральной избирательной комиссии прояв­ляется также в отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органу государственной власти.

Уполномоченный по правам человека.Этот орган государствен­ной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая устанавли­вает, что Уполномоченного по правам человека назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума. Права и задачи этого должностного лица определяются Феде­ральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в редакции от 16 ок­тября 2006 г.). Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, из чего вытека­ет, что при осуществлении функций он должен оставаться неза­висимым и неподотчетным каким-либо государственным орга­нам и должностным лицам. Уполномоченный вправе выступать с докладом на заседании Государственной Думы, вносить предло­жения о создании парламентской комиссии по расследованию определенных фактов и обстоятельств и о проведении парла­ментских слушаний. Он вправе обращаться в Конституционный Суд РФ

Основным принципом организации деятельности государственной власти современного правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет с одной стороны верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность исполнительной и судебной. Каждая из этих властей занимает свое место в системе власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами , которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах.

В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Таким образом, круг основных полномочий каждой ветви власти ограничен. Их взаимопроникновение возможно только в «пограничных» областях и только на основаниях и в случаях предусмотренных законами. В пределах своей компетенции каждая власть самостоятельна, равна другим и независима от них, подчиняясь только закону. Разделение властей не означает их противостояния. Конституция должна исключать такую возможность. Ни одна из ветвей власти не может присвоить себе функции другой, но действовать обособленно она так же не в состоянии.

Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга , сохраняя необходимую связь и согласованность, образуя единый политический организм. Элементами организационно-правового выражения принципа разделения властей являются: ограниченный срок полномочий должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с постом в исполнительной власти, право вето на законопроекты, право роспуска парламента, контроль народа за законодательной властью в форме выборов, независимость судей.

Законодательная власть — устанавливает правовые основы (создает законы), а, следовательно, устанавливает основные направление внутренней и внешней политики страны, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной власти. Главенствующее положение законодательных органов обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает им общеобязательный характер. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов.

Исполнительная власть — в лице своих органов занимается реализацией правовых норм , ее деятельность происходит в рамках законов, органы исполнительной власти несут ответственность перед представительной властью, каждый гражданин может обжаловать их действия в суде. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций.


Судебная власть — призвана охранять право, правовые устои государства, правосудие осуществляется только судебными органами. Независимость и законность правосудия является гарантиями прав и свобод граждан. Никто не может присвоить себе функции правосудия, в своей деятельности суд руководствуется только законом и не зависит от субъективных влияний. С одной стороны суд не может присваивать себе функции законодательной и исполнительной власти, а с другой осуществляет правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых устоев со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

В ряде стран функцию правового контроля выполняют конституционные суды. Своей деятельностью они гарантируют верховенство конституции. В США эта функция возложена на Верховный суд, в РФ — на Конституционный суд РФ.

Элементами организационно-правового выражения принципа разделения властей являются: ограниченный срок полномочий должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с постом в исполнительной власти, право вето на законопроекты, право роспуска парламента, контроль народа за законодательной властью в форме выборов, независимость судей и т.д.

2.2 Полномочия Правительства РФ по осуществлению исполнительной власти 14

Список использованной литературы 25

ВВЕДЕНИЕ

Административное право наряду с конституционным и гражданским правом является одной из основных отраслей российской правовой системы. Это объясняется прежде всего тем, что административное право – это именно та отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, которая представляет собой одну из ветвей единой государственной власти Российской Федерации в системе её разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ). Отсюда вытекает следующий вывод: чтобы понять сущность административного права и особенности административно-правового регулирования, необходимо прежде всего выяснить, что представляет собой сама исполнительная власть. Ведь именно она, на мой взгляд, является своеобразным фундаментом данной отрасли российского права.

Актуальность темы исследования в значительной степени обусловливается тем, что в системе государственной власти исполнительная власть занимает доминирующее положение.

В литературе приводится оценка, согласно которой 85 процентов государственной власти в России принадлежит исполнительной "ветви власти", а парламенту, судам, прокуратуре, другим органам в совокупности – порядка 15 процентов. 1

Подавляющее большинство государственных органов являются исполнительными. По природе исполнительная власть неразрывно связана с процессом повседневного управления страной, что предопределяет определенный и динамичный характер ее деятельности, требующей соответствующей нормативной базы в виде многочисленных подзаконных актов, издаваемых в пределах ее компетенции. Эффективность функционирования исполнительной власти возможна лишь при условии, если создана устойчивая, централизованная, жестко иерархичная ее вертикаль, позволяющая точно и своевременно проводить в жизнь принятые решения.

Исполнительная власть – это неотъемлемый атрибут государственно властного механизма современной России, построенного на началах разделения властей. По своей сути исполнительная власть - власть правоприменительная. Она существует относительно самостоятельно наряду с законодательной и судебной властями и выражается в деятельности специальных субъектов, наделённых исполнительно – распорядительной компетенцией, и представлена в государственно властном механизме органами исполнительной власти. Так же как и у любой другой власти у исполнительной власти есть свои строго определённые признаки, а именно:

    исполнительная власть носит универсальный характер, она непрерывна и существует везде, где функционируют человеческие коллективы;

    исполнительная власть характеризуется принудительным характером и делает упор на силу, на возможность самостоятельно осуществлять меры воздействия для обеспечения должного поведения подведомственных ей объектов;

    исполнительная власть носит организующий характер;

    исполнительная власть характеризуется строго определённой предметностью – наличием правовых, информационных, технических и организационных ресурсов своего практического осуществления (реализации).

Исполнительная власть - есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, а также право и возможность подчинять своей воле других. Отличительным признаком этой ветви власти выступает то, что она реализуется в отношении как к коллективным так и индивидуальным элементам государственно-организованного общества, то есть в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера. Это является наиболее важной характеристикой исполнительной власти, поскольку раскрывает ее особую государственно-правовую природу, позволяет разграничить исполнительство такого рода и исполнительство, присущее любой организованной ячейке социума в качестве средства управления собственными делами (самоорганизация).

Исполнительную власть нельзя попросту отождествлять с государственным управлением как исполнительной и распорядительной деятельностью. Управленческая деятельность является практической формой реализации исполнительной власти, тогда как сама исполнительная власть отражает лишь функциональное назначение этой деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. И в этом проявляется соотношение этих понятий. Исполнительная власть, по сути, составляет содержание деятельности по государственному управлению. При этом все субъекты исполнительной власти одновременно являются и звеньями государственного управления, осуществляемого и вне рамок деятельности субъектов только исполнительной власти.

Исполнительная власть реализуется через деятельность специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Главное или центральное место среди субъектов административного права принадлежит органам исполнительной власти. Под органом исполнительной власти (органом государственного управления) понимается целостное структурно оформленное самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в социально – политической, социально – культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах государственной деятельности.

Спецификой данной работы является подробное изучение системы и структуры органов исполнительной власти. Итак, органом исполнительной власти является исполнительно – распорядительный орган, реализующий эту власть (орган государственного управления), т. е. проводящий в жизнь законы и подзаконные акты федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ в сферах деятельности государства, отнесённых к его ведению. Так как, на мой взгляд, власть обязана опираться на закон и сформированную в соответствии с ним единую исполнительную власть. Иначе, я считаю, невозможным будет разрешение важнейших политических, экономических и социальных задач.

Для того, чтобы достигнуть поставленных в данной работе целей мною намечен ряд задач, среди которых необходимо:

Раскрыть понятие исполнительной власти;

Определить какое место занимают органы исполнительной власти в системе разделения властей;

Определить правовую основу системы разделения властей;

Раскрыть полномочия органов исполнительной власти;

Изучить систему и структуру органов исполнительной власти и рассмотреть основные пути совершенствования.

В целях решения поставленных мною задач при написании работы были использованы нормативно – правовые акты РФ, научная и иная литература.

ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РФ

§ 1. К истории вопроса создания системы разделения властей в РФ

В современную эпоху фундаментальный принцип разделения властей является одним из важнейших оснований устройства и функционирования государственного механизма подавляющего большинства стран. Однако, признание этого принципа ни в теоретическом, ни в практическом плане не ведет к отрицанию такого понимания власти, согласно которому она представляет собой структурно упорядоченную целостность. Поэтому сформулированную Монтескье и уточненную Кантом концепцию разделения властей можно рассматривать лишь как власти идеальную конструкцию, играющую роль методологической модели. Власть по своей природе едина. И даже если предположить, что ее отсеки действуют самостоятельно, независимо друг от друга, асинхронно преследуя различные цели, то результатом событий станет не доктринерская реализация теоретического принципа, а полное разрушение, хаос, анархия. История знает достаточно примеров, когда жесткое противостояние одной ветви власти другой приводило в конечном итоге к расколу общества, гражданским войнам, смуте, беспорядкам.

Проблема разделения властей возникает только в условиях гетерогенных социумов, где имеются различные независимые хозяйственные и политические субъекты, где наличествуют (не важно: в эмбриональном или относительно развитом состоянии) элементы гражданского общества. Именно в этих обстоятельствах появляется острая необходимость в функциональном обособлении, специализации ветвей власти, способствующих поддержанию в обществе определенного баланса. Речь идет не столько о техническом обособлении для придания процессу социального управления большей эффективности, сколько о политико-правовых основах данного явления. А они сводятся к двум принципиальным моментам:

1. В деле управления государством нельзя полагаться лишь на благие намерения, добродетельность правителей, так как возможность неограниченной власти способна превратить в тирана любого, даже самого мудрого, доброго лидера, что чревато нарушением баланса во взаимоотношениях власти и общества и в конечном итоге разрушением целостности политической системы.

2. Принцип разделения властей неразрывно связан с идеей права каждого гражданина на осуществление власти.
Таким образом, он является неотъемлемой частью проблемы демократии и демократического устройства общества.

Термин «государственное управление» довольно широко используется как в отечественной, так и в зарубежной юридической литературе. Однако Конституция РФ использует вместо него термин «исполнительная власть», в связи с чем представляет интерес соотношение этих понятий.

До 80-х годов прошлого столетия на долю органов государственной власти в нашей стране приходилось решение наиболее важных вопросов в форме соответствующих законов. Далее органы государственного управления осуществляли практическую реализацию этих законов, т.е. приведение их в исполнение, а судебные органы осуществляли так называемые «законоохранительные» функции. И причём исполнительно – распорядительную деятельность по претворению в жизнь требований законов осуществляли далеко не все государственные органы государственного управления. К числу таких относились Советы (Советы народных депутатов) всех уровней с их незабвенным лозунгом: «Вся власть Советам».

В 80-е годы - начале 90-х годов на рубеже «перестройки» был постепенно осуществлён переход от теории «разделения властей», суть которой сводится к следующему:

    государственная власть всегда едина в своих проявлениях: «законодательство – исполнительство - правосудие»;

    государственная власть не может и не должна принадлежать одному лицу или государственному органу;

    власти – это как бы ветви одного дерева, но раздел властных полномочий необходим, поэтому эти ветви должны отличаться определённой самостоятельностью и каждой ветви власти должны соответствовать определённые субъекты – органы государственной власти, её выражающие. 2

В этой связи вместо термина «государственное управление» и стал сначала постепенно, а затем (после принятия в 1993г. Конституции РФ) и повсеместно применяться термин «исполнительная власть».

Итак, концепция разделения властей, ставшая непреложным принципом конституционного устройства всех демократических государств, была сформулирована в эпоху кризиса феодально-абсолютистских режимов в Западной Европе 17-18 вв. Локком и Монтескье. В то время широкое развитие в экономике рыночных отношений и свободного предпринимательства со всей необходимостью поставили вопрос о глубоких изменениях в структуре власти.
Теоретическим источником этой политико-правовой доктрины были получившие широкое распространение в 17-18 вв. концепции естественного права и общественного договора.

Законодательная власть разрабатывает, принимает и издает законы для того, чтобы были урегулированы все возможные отношения, возникающие в обществе. Если законы не исполняются, ненадлежаще исполняются или преступаются, в действие вступают системы, существующие для принуждения к исполнению законов, изданных от имени большинства народа. Порой и принуждающие к исполнению законов бывают не правы. Тогда дело доходит до судебной защиты. И получается, что законодательная власть принимает и утверждает законы, а суды должны данные законы применять.

Законодательная власть на основе Конституции определяет судебную систему страны, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения дел, осуществляет бюджетный контроль. Судьи высших судов назначаются законодательной властью (Советом Федерации).

Органы законодательной власти влияют на суды, создавая для них нормативно-правовую базу, которая охватывает организацию судебной системы и определяет порядок деятельности судьи (процессуальное право). Причем законы принимаются не в отрыве, а в тесной взаимосвязи с проектами и предложениями, исходящими от органов исполнительной, а иногда и судебной власти. Судебная власть не только представляет двум другим ветвям материалы правоприменительной практики, но и «облагораживает» законодательную и исполнительную деятельность, постоянно обращая внимание на правовые и моральные нормы и конституционные принципы, подлежащие неуклонному соблюдению. Действующее законодательство носит непоследовательный и противоречивый характер.

Исполнительная и судебная власть

Исполнительная и судебная ветви власти находятся в многообразных отношениях между собой, необходимо дополняя друг друга.

Суды призваны обеспечить охрану не только прав и законных интересов граждан, их объединений и организаций, но и законные интересы и права государственных органов исполнительной власти в сфере экономики, охраны общественного порядка, обеспечения безопасности и в других областях ее деятельности. Вместе с тем суды осуществляют функцию судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти по отношению к гражданам и иным субъектам правоотношений, возникающих в пределах распространения деятельности указанных органов. Взаимодействуя с органами исполнительной власти по выполнению общегосударственных задач в стране, органы судебной власти осуществляют судебный контроль по следующим направлениям:

1) Конституционный контроль за соответствием Конституции РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ.

2) Контроль судов общей юрисдикции за законностью решений и действий органов исполнительной власти, их должностных лиц в отношении граждан, общественных объединений, иных негосударственных организаций по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным законом.

3) Контроль арбитражных судов за законностью ненормативных (индивидуальных) актов органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской деятельности.

Исполнительная власть осуществляет подготовку судебных кадров, обеспечивает материальную базу судов, финансирует суды.

Судебная власть наделена правом в установленном законом порядке проверять нормативные и иные акты, издаваемые органами исполнительной власти разрешать конфликты между государственными органами, субъектами Федерации, рассматривать жалобы граждан.

Органы исполнительной власти участвуют в формировании судейского корпуса и создают надлежащие условия для деятельности судов и исполнения принимаемых ими решений.



Просмотров