Нерушимость границ после второй мировой войны. Принцип неприкосновенности государственной границы

3 2 Проблема изменения государственных границ в международном публичном праве

В соответствии с основополагающими принципами международного права - нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств -границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.

В разное время способы изменения государственной территории и образования новых границ были неодинаковы. Почти до середины XIX в. основным из этих способов была война, когда более сильное государство могло отобрать у более слабого государства часть его территории и даже полностью завоевать его. Вместе с тем монархи нередко покупали и продавали территорию, обменивались ею, отдавали в залог, делили между своими наследниками либо объединяли территории при династических браках. Например, английский король Карл П в 1664 г., женившись на португальской принцессе, получил в приданое Танжер, но в 1684 г. продал его султану Марокко. В 1803 г. Наполеон за 60 млн. франков продал QUA Луизиану, в 1867 г. русский царь Александр II за 7 млн. 200 тыс. долларов продал QUA Аляску и т. д .

Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы.

Сделка о продаже территории. В качестве примера можно привести продажу Испанией Германии Каролинских островов в 1899 г. По договору от 3 февраля 1947 г. Финляндия уступила нашей стране территорию в 176 кв. км в районе гидроэлектростанции Янискоски и регулирующей плотины Нискакоски на реке Паатсо-Иоки за 700 млн. финских марок.

Компенсация за передаваемую территорию. В 1967 г. между Францией и Италией было достигнуто соглашение об изменении границы между ними в районе Клавьер в Альпах. Франция возвратила Италии один из участков территории, полученных ею по мирному договору 1947 г. За это Италия предоставила Франции право использовать воды протекающей по итальянской территории реки Ройя.

Обмен территориями. В 1878 г. Россия обменяла область Добруджу на Южную Бессарабию, принадлежавшую Румынии. По Договору от 15 февраля 1951 г. наша страна произвела обмен небольшими равноценными участками территории с Польшей, по Соглашению от 2 декабря 1954 г. - с Ираном. Франция в 1968 г. произвела обмен территорией с Люксембургом с целью уточнения границы.

Восстановление исторических прав на территорию. После Второй мировой войны по решению Ялтинской конференции союзных держав нашей стране был возвращен Южный Сахалин, отторгнутый у России в результате русско-японской войны 1904-1905 гг.

Вместе с тем к вопросу о восстановлении исторических прав надо относиться очень осторожно. Речь может идти о восстановлении исторических прав, нарушенных сравнительно недавно, на протяжении жизни одного-двух поколений людей. Если же начать пересматривать всю историю за тысячелетия, выбирая удобный или выгодный тому или иному государству период, то это может привести к всеобщему хаосу и бесчисленным конфликтам. Кроме того, восстановление исторических прав должно производиться не в одностороннем порядке по желанию того или иного государства, а на основе международного договора либо решения международного судебного органа

В этой связи следует упомянуть попытку захвата в 1990 г. Ираком территории Кувейта и присоединения его в качестве своей провинции на основании восстановления исторических прав.

Допускается изменение государственных границ и в порядке наказания государства за агрессию. Так, за развязывание и ведение агрессивной войны от Германии в соответствии с Потсдамским соглашением была отторгнута территория Восточной Пруссии, которая была разделена между СССР и Польшей. На том же основании - в порядке наказания за агрессию - Япония по решению союзных держав была лишена всех прав на ряд территорий, в том числе на Курильские острова.


Заключение

Таким образом, принцип нерушимости государственных границ регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей.

Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. Содержание принципа и тенденции его развития можно отследить также по резолюциям, декларациям международных организаций. К ним относятся в первую очередь акты органов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественных отношений государств 1970г., а также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые посвящены новому для рассматриваемого принципа институту мер доверия. «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

Права государств в соответствии с этим принципом заключается в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой.

Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами и так далее.

В свете этого определяются основные обязанности государств - неукоснительное соблюдение установленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам - нарушителям принципа

Признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

Отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

Отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости государственных границ соотносится с принципом неприкосновенности (территориальной целостности) государственных границ.

Принцип неприкосновенности государственных границ означает: обязанность государств соблюдать существующую линии государственной границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы на местности; право государств не допускать пересечения своей государственной границы без соответствующего разрешения или вне установленных правил.

В заключении необходимо подчеркнуть, что различия данных принципов заключаются в следующем: принцип нерушимости границ территориально распространяется на государства - участники Заключительного акта СБСЕ (страд Европы, США, Канада), принцип неприкосновенности государственных границ - традиционный принцип международного публичного права универсален и распространяется на все государства Что касается принципа территориальной целостности, то его наименование не устоялось в международной практике и его упоминают еще как принцип территориальной неприкосновенности.

Принцип территориальное целостности означает обязанности государств воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности государства. Территориальная целостность единство территории, на которую распространяется суверенитет государства Любые территориальные приобретения не должны считать законными, если они явились результатом угрозы силой или ее применения.


Список использованной литературы

I. Нормативные акты

1. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

2. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.

3. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

4. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.

5. Договор о Европейском союзе 1992 г.

6. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, 1977 г.

П. Научная литература

8. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права М., 2006.

9. Бирюков П.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система Российской Федерации. Воронеж, 2007.

10.Бабурин С.Н Территория государства Правовые и геополитические проблемы. М., 2007.

11.Волова Л.И. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве. М., 2006.

12.12.Вельяминов Г.М. Международная правосубьектность // Советский ежегодник международного права - М., 2006.

13.Игнатенко Г.В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2006. № 1.

14.Клименко Б.М., Ушаков М. А. Нерушимость границ - условия международного мира М, 2006.

15.Каламкарян Р.А. Международно-правовое значение односторонних юридических актов государств. М., 2007.

16.Ковалев А.А. Привилегии и иммунитеты в современном международном праве. М., 2006.

17.Курис П. Международные правонарушения и ответственность государств. Вильнюс, 2005.

18.Левин Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве. М., 2006.

19.Лукашук И..И. Механизм международно-правового регулирования. Киев, 2007.

20.Малинин С.А., Ковалева Т.М. Правосубъектность международных организаций // Правоведение. 2006. - № 5.

21.Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права Теоретические проблемы. Казань, 2006.

22.Мовчан А.Л. Международный правопорядок. М., 2007.

23.Талалаев А.Л. Право международных договоров: Общие вопросы. М., 2005.

24.Талалаев А.Л. Право международных договоров. Действие и применение договоров. М.,2006.

Принцип неприкосновенности границ является основополагающим - универсальным - принципом МП. Он действует независимо от наличия специальных соглашений по данному вопросу между конкретными государствами. Суть принципа в том, что государства обязаны соблюдать существующий режим границы, не перемещать произвольно линию границы на местности, не допускать ее незаконного пересечения. В то же время государства имеют право осуществлять контроль за пересечением границы людьми и транспортными средствами.

Незаконные въезд, выезд, переход границы, перемещение товаров, ценностей наказываются, в зависимости от внутреннего права государства, в уголовном или административном порядке. Если государственная граница нарушается иностранным военным кораблем или пограничным отрядом, могут быть предприняты меры по пресечению нарушения либо заявлен протест иностранному государству.

Развитием принципа неприкосновенности границ является, согласно российской доктрине, принцип нерушимости границ. Принцип нерушимости границ - это принцип более ограниченной сферы действия. Он признан в Европе, в этом смысле его можно считать региональным. Он действует в отношениях России с большинством сопредельных государств. Во многих частях мира принцип нерушимости границ не действует. Об этом свидетельствуют территориальные споры, имевшие или имеющие место на других континентах.

Принцип нерушимости границ означает обязанность государств уважать установленные в соответствии с международным правом границы каждого иностранного государства. Принцип нерушимости границ закреплен в Декларации о принципах МП 1970 г. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) содержится обязательство "воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств" на границы друг друга и границы всех государств Европы. Признание границ считается отказом от каких-либо территориальных притязаний государств Европы. Изменение границ возможно только в соответствии с международным правом.

Согласно Венской конвенции о праве международных договоров (ст. 62, ч. 2), нельзя ссылаться на "коренное изменение обстоятельств" как на основание прекращения договора, если этот договор устанавливает границы. В Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. определено (ст. 11), что правопреемство само по себе не затрагивает границ, установленных договором. Вопросы государственной границы во внутреннем праве России решаются Законом 1993 г. "О государственной границе Российской Федерации".

Принципы неприкосновенности и нерушимости границ - своеобразное продолжение принципа территориальной целостности и неприкосновенности. Границы - священны и неприкосновенны. Силовое нарушение, одностороннее изменение границы, ее юридического оформления или фактического положения линий границы на местности - недопустимы. В этом залог мира и сотрудничества. Если ставить под сомнение границы друг друга, мира и покоя не будет никогда.

В рамках данных принципов регламентируются отношения по поводу установления и охраны границ, их делимитации (определение общего направления границ), демаркации (проведение границы на местности с помощью пограничных знаков), ректификации (уточнение, изменение линии границы на местности). Установление государственных границ, порядок определения границы на местности, ее режим, вопросы урегулирования пограничных инцидентов, конфликтов и взаимной помощи, режим хозяйственной деятельности в пограничных зонах, использования пограничных рек - все это содержится в пограничных договорах. К таким договорам прилагаются протоколы с описанием границы, карты с линиями границ.

В постсоветское время Россия заключила с рядом бывших республик СССР договоры, касающиеся режима границ. Принцип нерушимости границ был закреплен в Договоре 1992 г. об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Россией и Узбекистаном, в Договорах 1997 г. о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной, а также о дружбе, сотрудничестве и безопасности между Россией и Азербайджаном.

На многостороннем уровне государства - участники Содружества Независимых Государств (СНГ) в 1992 г. заключили Соглашение по обеспечению стабильного положения на их внешних границах. В августе 1993 г. участники СНГ подписали Декларацию о неприкосновенности границ, а в апреле 1994 г. - Декларацию о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств - участников СНГ.

Принцип нерушимости границ был включен в числе других в Основополагающий акт о взаимных отношениях между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (НАТО).

Если появляется (образуется) новое независимое государство, оно связано преемственностью границы, т.е. обязано находиться в тех границах, которые достались. Это правило называется правилом uti possidetis. Оно неоднократно подтверждалось актами Международного суда ООН, в том числе по спорам о границах в Африке (ICJ Reports, 1986, pp. 565-566). Примером действия данной нормы могут служить: государства, появившиеся в процессе деколонизации в 60-е гг. XX в.; государства, образованные после распада Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ) в 80-90-е гг. XX в. или СССР в 1991 г.

«Международное право? Я не знаю, что это такое, обратитесь к моему адвокату…»

Данная фраза была произнесена Джорджем Бушем младшим на пресс-конференции, посвящённой американскому вторжению в Ирак в 2003 году. Прошло почти 11 лет со дня этих трагических событий. Но эхо откликается нам до сих пор.

Современный мир запутался в противоречиях, в том числе и между правом на свободное самоопределение народов и принципом нерушимости границ государств. Всё в нём противоречиво и полно, казалось бы, непредвиденными осложнениями. Возникают войны, свергаются правительства, возникают новые государства. По этой причине ломаются международные нормы, общепринятые обязательства.

Хочется отметить, что выбранную мною тему невозможно рассмотреть чисто в правовом аспекте, т.к. отношения государств, в первую очередь, строятся на политических гарантиях и обязательствах. Поэтому рассмотрение юридической стороны проблемы невозможно без политической составляющей. Международное право переживает сильнейший кризис с момента распада СССР . Сама ООН не может добиться выполнения принятых ею резолюций и решений. Одна из причин этого - в отсутствии организационного механизма, обеспечивающего реализацию решений, принятых данной организацией. Политика двойных стандартов и лоббирования интересов США через ООН практически поставили крест на данном способе регулирования межгосударственных отношений. Закон - это иллюзия для просты. Наибольший кризис последние 20 лет переживает право народов на самоопределение.

История вопроса

Не вдаваясь в историю, можно отметить, что первая реализация права народов на самоопределение произошла в 1792 году, когда по результатам плебисцита папские владения во Франции - Авиньон и Венсенн - вошли в состав Франции, ибо французское население проголосовало за это. В дальнейшем данный метод не раз применялся в мировой истории как механизм создания новых государств: объединение Италии и Германии, аншлюс Австрии, расторжение унии Швеции и Норвегии и т.д. Реальное же право народов на самоопределение воплотила советская власть в Декларации «Прав народов России» . В декларации было прямо заявлено введение «права народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства» , наряду с «равенством и суверенностью народов России, отменой всех и всяких национально-религиозных привилегий и ограничений» , а также «свободным развитием национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России» . Позже некоторые из этих положений были также продублированы в Конституции 1918 года.

История юридического аспекта

Развитие данного права на современном этапе истории берёт начало от устава ООН 1945 года, где в пункте 2 статьи 1 был закреплён принцип самоопределения: «Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов…» . Но закрепление принципа не является получением самого права, т. к. первый является основополагающей конъюнктурой, имеющую устную договорённость, при этом в само понятие никакого разъяснения не вкладывается. Принималось огромное количество попыток регулирования данного аспекта правоотношений на межгосударственном уровне в виде нормативно-правовых актов, принимаемых как ООН, так и на межгосударственном уровне.

Само право на самоопределение народов закрепляется на 403 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1952 года. Резолюция № 637 «Право народов на самоопределение» гласит: «государства-члены Организации признавали и поощряли осуществление права на самоопределение народов… причём воля народов должна быть выявлена при помощи плебисцита или других признанных демократических способов…» Данная резолюция несёт неточные формулировки, не давая ответ на вопрос, как должно происходить осуществление самого права после плебисцита: в рамках государства или вплоть до отделения?

Анализ последующих нормативно-правовых актов показал, что они в основном, в дальнейшем закрепляли права народов, которые воспользовались своим правом на самоопределение.

Например, «Международный пакт о гражданских и политических правах», принятый резолюцией 2020 А XXI Генеральной Ассамблеей ООН от 16 декабря 1966 года, закрепляет в части 2 статье 1 данного правового акта, что «Все народы… могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств… Ни один народ ни в коем случае не может быть лишён принадлежащих ему средств существования» .

Полное разъяснение права народов на самоопределение содержится в Декларации «о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций», принятый Генассамблеей ООН от 24 октября 1970 . В частности, данная декларация постановляет:

1. ​ Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие;

2. ​ Каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава;

3. ​ Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов;

4.​ Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определённого народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение;

5.​ Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, в изложении настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость;

6. ​ Ничто в приведённых выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов.

На бумаге, как говорится, проще . Право наций на самоопределение является одним из самых щекотливых принципов в международном праве. Что касается, собственно, практики, то история показывает, что никаких общепризнанных международных норм в части реализации права наций на самоопределение просто не существует - всё решается, в зависимости от исхода политической и вооружённой борьбы.

Возникает, однако, вопрос: А что подразумевается под понятием «народ, который имеет право на самоопределение»? Кто наделён этим правом? Исходя из буквы и духа Устава ООН, а также опираясь на толкования правоведов, под этим определением имеется в виду «территориальная община». Но ведь может быть территориальная община района, посёлка, деревни, улицы? Они что, тоже имеют право на «создание суверенного и независимого государства»? Нет.

26 декабря 1933 года на Седьмой Международной Конференции Американских Государств была подписана Конвенция Монтевидео «О права и обязанностях государств», которая установила признаки государства , как субъекта международного права, а это:


  • Постоянное население;

  • определённая территория;

  • правительство;

  • способность к вступлению в отношения с другими государствами.

Так же данная конвенция устанавливает, что «Политическое существование государства не зависит от признания другими государствами» . Получается, что любое государство может образоваться на территории другого государства, которое будет нарушать принцип территориальной целостности последнего.

Принцип нерушимости границ

Сейчас часто говорят о противоречии между самоопределением наций и принципом нерушимости границ. Второй принцип совершенно умозрителен - где и когда в мире за всю историю человечества была нерушимость границ? Границы изменялись и будут изменяться, пока существуют государства. Крах колониальной системы, распад СССР, Югославии, Чехословакии, объединение Германии - всё это происходило на наших глазах.

Но давайте теперь рассмотрим, как законодательно закреплялся принцип нерушимости границ на протяжении последних 60 лет. Принцип нерушимости государственных границ означает обязанность государств уважать установленные в соответствии с международным правом границы каждого иностранного государства. Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности государства.

Первым нормативно-правовым актом, который заложил основы принципа нерушимости государственных границ, является Московский договор 1970 года между ФРГ и СССР, который в статье 3 закрепил, что «Они берут на себя обязательство неукоснительно соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе в их нынешних границах…» . Этот договор положил начало разрядки отношениям в Европе в области государственно-территориальной целостности стран.

В Хельсинском Акте от 1 августа 1975 года говорится, что «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы» . Так же «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников» .

Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия. Принцип нерушимости границ, согласно Заключительному акту 1975 года, действует только в отношениях государств-участников этого акта, т.е. европейских государств, а также США и Канады. Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, поскольку является принципом общего международного права и действует на всех континентах, независимо от того, существуют или нет специальные соглашения по этому вопросу.

Реализация на практике

Что же касается практики применения права народов на самоопределение, то тут стоит обмолвиться, что это сугубо политический фактор. Одинаковые ситуации толкуются по-разному, с учётом интересов какой-либо стороны. В эти моменты международное право уходит на второй план и начинает действовать «lex gladium» . Такую политику двойных стандартов используют ЕС и США .

В начале конфликтов на территории бывшей Югославии и Европа, и США выступали за сохранение целостности федерации. Показательно, что в 1991 году премьер-министр Люксембурга, посетивший Югославию в составе миссии Европейского сообщества, посоветовал словенцам отказаться от стремления создать собственное государство, поскольку с его точки зрения, это было нецелесообразно. Но после позиция Европы и США резко изменились, апеллируя к этому «праву народов на самоопределение».

Примечательна политика двойных стандартов. Югославия , наравне со всеми странами Европы, подписала Хельсинский акт, который закреплял нерушимость границ . На самом деле же вышло, что об этих договорённостях ЕС просто-напросто забыли, потому что они им были невыгодны на данном этапе политической игры. При этом во время Кипрского кризиса и провозглашения республики Северного Кипра, Европейское сообщество называло эти действия не легитимными и апеллировало, как раз таки, к Хельсинским соглашениям.

Но внешние вторжения, даже в гуманитарных целях, нарушают демократическое право на самоопределение, национальный суверенитет и представляют собой неприемлемые вмешательства во внутренние дела других государств. Опыт бывшей Чехословакии и бывшей Югославии свидетельствует, что предоставление права на самоопределение национальным меньшинствам может привести к распаду страны .

Зимой 2008 года парламент Косова в одностороннем порядке провозгласил независимость. Конституция Сербии не даёт таких полномочий парламенту края, и в Белграде считают, что «Косово по-прежнему входит в состав Сербии, как автономный край Косово и Метохия». При этом преамбула Резолюции 1244 Совбеза ООН гласит, что «вновь подтверждая приверженность всех государств-членов суверенитету и территориальной целостности Союзной Республики Югославии и других государств региона, выраженную в хельсинкском Заключительном акте и приложении 2…»

При этом по запросу Сербии о правомерности провозглашения независимости Косова в международный суд, последний постановил, что «Международный Суд ООН, ссылаясь в своём заключении на международно-правовую практику, сложившуюся в предыдущие периоды, пришёл к выводу, что международное право не устанавливает никаких разрешительных, но одновременно также и никаких запретительных правил, касающихся вопросов сецессии или отделения. В этом смысле одностороннее провозглашение независимости не подпадает под международно-правовые нормы, а представляет собой только фактически данное обстоятельство». Как результат - по состоянию на 28 апреля 2014 года, количество стран-членов ООН, признавших независимость Косово, равняется 108.

Невозможно не упомянуть и Крымский прецедент .

Говоря об украинской проблеме, президент РФ подчёркивает право населения Крыма на самоопределение: «Только граждане, проживающие на той или иной территории, могут определять своё будущее» . Представитель МИД России Александр Лукашевич добавляет: «У США нет и не может быть морального права на нравоучения по поводу соблюдения международных норм и уважения суверенитета других стран. Как быть с бомбардировками бывшей Югославии или вторжением в Ирак по сфальсифицированному поводу?»

Как говорилось выше, право народов на самоопределение осуществляется путём плебисцита, происходящего на территории, стремящейся к независимости. Автономная Республика Крым заявила о своей независимости 17 марта 2014 года, на основании общекрымского референдума, на котором 96% населения высказалось «за» присоединение к России. Украина референдум не признала, ссылаясь на принцип нерушимости границ , который был закреплён в 1970 году резолюцией Генассамблеии ООН.

Но давайте обратим внимание на украинское законодательство. Статья 9 Конституции Украины гласит, что «Действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины» . Все вышеуказанные документы международного права, касающиеся самоопределения народов, Верховной Радой ратифицированы, то есть, стали частью украинского законодательства, законами Украины . А законы надо выполнять.

Конституции большинства государств, международное право определяют референдум, как важнейший инструмент прямой демократии, как непосредственное правотворчество народа. В Конституции Украины (Статья 69) сказано: «Народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и иные формы непосредственной демократии» . Решение, принятое на референдуме, как высшем и непосредственном выражении власти народа, в большинстве государств является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. При этом данное решение действует на всей территории, где проводился референдум.

Сегодня многие проводят параллель Косово-Крым. Мне же кажется, что ситуация с Крымом больше напоминает события в земле Саар , в самом центре Европы. После Второй Мировой войны Саар был оккупирован союзниками и стал французским протекторатом. Запад (США , Великобритания) прилагал политические усилия для окончательного включения Саара, вслед за Эльзасом и Лотарингией, в состав Франции . Однако жители этой небольшой территории стремились к воссоединению с ФРГ . И они добились такого права на референдуме (январь 1957 г.), результатом которого стал выход из подчинения Франции и обращение к властям Германии с просьбой включить территорию в свой состав. Таким образом, Саар стал десятой (на то время) федеральной землёй ФРГ.

Также вспоминается Будапештский Меморандум 5 декабря 1994 года, заключённый между Украиной, США, Россией и Великобританией. Один из её пунктов провозглашал «уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины». Стоит отметить, что нынешнее «правительство» в Киеве, пришедшее к власти в результате антиконституционного переворота , своей политикой, прежде всего по отношению к национальным меньшинствам, по существу само взорвало единство Украины и буквально вытолкнуло целый регион из её состава, в чём вины России совсем нет.

Да, и еще... давай Дружжить, и ? ---жми смелее сюда -->> Добавить в друзья на ЖЖ
А еще давай дружить на

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

Данный принцип возник в форме международно-правового обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях.

Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Согласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».

Данный принцип распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия. Любой неравноправный международный договор прежде всего нарушает суверенитет государства и как таковой нарушает Устав ООН, поскольку Организация Объединённых Наций «основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов», которые, в свою очередь, приняли на себя обязательство «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов».

Считается, что принцип возник с 1648 года (Вестфальское соглашение после тридцатилетней войны), когда представители государств собрались за круглым столом как равноправные участники.

Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. Содержание принципа и тенденции его развития можно отследить также по резолюциям, декларациям международных организаций. К ним относятся в первую очередь акты органов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественных отношений государств 1970 г., а также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые посвящены новому для рассматриваемого принципа институту мер доверия. «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Права государств в соответствии с этим принципом заключается в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой. Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами и так далее. В свете этого определяются основные обязанности государств - неукоснительное соблюдение установленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам - нарушителям принципа. Основное содержание принципа нерушимости границ сводится к трем элементам:



· признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

· отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

· отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. Содержание принципа и тенденции его развития можно отследить также по резолюциям, декларациям международных организаций. К ним относятся в первую очередь акты органов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественных отношений государств 1970 г., а также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые посвящены новому для рассматриваемого принципа институту мер доверия. «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Права государств в соответствии с этим принципом заключается в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой. Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами и так далее. В свете этого определяются основные обязанности государств - неукоснительное соблюдение установленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам - нарушителям принципа. Основное содержание принципа нерушимости границ сводится к трем элементам:

§ признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

§ отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

§ отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип мирного разрешения международных споров

Принцип мирного разрешения международных споров закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН. Согласно этому принципу государства обязаны решать свои международные споры, в том числе и территориальные споры с другими государствами мирными способами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения спора и с учетом других принципов.

Международное право представляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, добрые услуги, посредничества, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств.

Важную роль в мирном разрешении международных споров играет ООН.

Государства должны в полной мере сотрудничать с органами ООН, содействуя их деятельности в области поддержания международного мира и безопасности и мирного разрешения международных споров в соответствии с Уставом.

Заключение

Сколько существуют международные отношения, столько существуют и проблемы, спорные вопросы между государствами. Периодически в разных точках нашей планеты, вспыхивают региональные конфликты, зачастую перерастающие в войны. Поэтому, как представляется, предотвращение таких конфликтов, разрешение международных разногласий и споров на их начальной стадии мирными средствами – основная задача мировой политики на данный момент. Важно не дать какому-либо возникшему и нарастающему спору приобрести агрессивную форму и разрушить сложившиеся, относительно мирные мировые отношения. Именно для поддержания и развития мирных отношений, направленных на сохранение современной мировой цивилизации и создаются мировые сообщества, одним из принципов, деятельности которых и является принцип мирного разрешения международно - территориальных споров.

Таким образом, международный спор - формально признанное разногласие

между субъектами международного права. Международный спор должен решаться мирными средствами на основе принципа мирного разрешения международных споров. Под средствами мирного разрешения споров понимаются меж­дународно-правовые способы и процедуры урегулирования споров. К ним относятся:

1. Переговоры – способ решения самых различных вопросов международной жизни, разработки международно–правовых норм, мирного решения споров, основанный на непосредственном контакте должным образом уполномоченных лиц соответствующих заинтересованных субъектов международного права.

2. Консультации – разновидность переговоров.

3. Посредничество – ведение переговоров не состоящим в споре государством или международной организацией со спорящими сторонами с целью нахождения компромиссных путей мирного урегулирования спора.

4. Добрые услуги - представляют собой действия не участвующей в споре стороны (государства или международной организации) с целью установления прямых контактов между спорящими сторонами для начала переговоров относительно мирного урегулирования спора или конфликта.

5. Следственные и согласительные комиссии – предпринимают усилия для урегулирования спора и с этой целью вносят предложения.

6. Международный арбитраж (третейское разбирательство) - процедура мирного урегулирования споров международных с участием третьей стороны, т.е. не являющейся стороной в споре. Чаще всего Третейское разбирательство означает посредничество или арбитраж, поскольку и в том и в др. случаях в решении спора помимо самих спорящих сторон участвует третья сторона – посредник или арбитр.

Указанная система средств сложилась в ходе длительной международной практики и продолжает развиваться. Переговоры, арбитраж относятся к наиболее ранним средствам, тогда как судебное разбирательство, использование международных организаций стали применяться сравнительно недавно. В последние десятилетия широкое признание получили консультации, представляющие собой одно из эффективных средств разрешения споров.

Первым универсальным актом о мирном разрешении международ­ных споров является Конвенция «О мирном решении международ­ных столкновений», принятая на первой Гаагской конференции мира и Дополненная в 1907 году на второй Гаагской конференции мира.

26 сентября 1928 г. Лигой Наций был принят Общий акт о мир­ном разрешении международных споров, подтвержденный резо­люцией Генеральной Ассамблеи ООН от 28 апреля 1949 г. (с по­правками),

Особое место занимает Устав ООН, закрепивший ряд важных по­ложений, относящихся к разрешению споров мирными средствами (в частности, ст. 33). В развитие этих положений Генеральной Ас­самблеей ООН был принят ряд резолюций и деклараций, в том числе Манильским декларация о мирном разрешении споров 1982 года.

Имеющийся в международном праве большой арсенал средств мирного разрешения споров обеспечивает выбор наиболее приемлемого из них для каждого конкретного спора в зависимости от его условий и затронутых в нём вопросов.



Просмотров