Трудовое и социальное законодательство европейских государств конца XIX-XX веков

Читая или слушая критику Российской Империи конца XIX — начала XX века, очень часто можно услышать утверждения о том, что страна обладала отсталым по меркам того временем законодательством в области трудовых отношений. Русский рабочий представлял из себя убогого и обездоленного раба, вынужденного влачить жалкое существование в образе этакого «фабричного крепостного». В реальности дела обстояли совершенно иначе... .

На протяжении всей своей истории, до 1917 года, трудовое законодательство представляло собой непрерывный, многоуровневый и сложный процесс. Предпосылки к его становлению начали складываться в далёкие Средние века, получив развитие в последующих русских законах и иных правовых актах. Так, отдельные статьи, посвященные договорам о труде с лично свободными лицами, можно найти в Русской Правде, Псковской Судной грамоте и иных источниках. Основное же развитие трудовое, или как указывалось в Российской Империи — фабричное право, получило развитие в XIX веке.

В конце 30-х годов XIX века вся Европа обратила свой взор на ужасное состояние фабричных рабочих. Отсутствие полноценного жилья, медицинского обслуживания, пенсий были повсеместной нормой. В Англии ширилось рабочее движение, а страну наводнили листовки и прокламации, гласившие:

— Трудящиеся страдают под гнетом налогов и нередко голодают. Нам капитал не приносит прибылей, наш труд остается без вознаграждения. Работные дома переполнены, в то время как фабрики опустели.

В континентальной Европе эти протесты, в конечном итоге, вылились в революционные бунты, захлестнувшие в 1840-х города. Неудивительно, что на фоне растущей напряженности, в России начались процессы по подготовке будущих реформ. С конца 50-х годов были созданы специальные государственные комиссии, цель которых была накопить опыт и материал для последующих планомерных реформ. К работе этих комиссий были привлечены ведущие научные силы страны, дабы законодательство, создаваемое на основе их материалов, шло в ногу со временем и отвечало самым высоким стандартам и требованиям.

Первым принятым законодательным актом был закон от 1 июня 1882 г. "О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах". Согласно ему, дети до 12 лет к работе не допускались, а с 12 до 15 лет не могли работать более 8 часов в сутки. Они также не допускались к вредному и изнурительному труду. Наконец, для надзора "за исполнением постановления о работе и обучении малолетних" учреждалась особая фабричная инспекция, подчиненная Министерству финансов. Деятельность этой инспекции регламентировалась Инструкцией чинам фабричной инспекции, введенной распоряжением Министра финансов в 1884 году.

В отличие от стран Западой Европы, где появление первых актов фабричного законодательства и создание фабричных инспекций были разделены десятилетиями, в России это произошло практически одновременно. Это свидетельствовало о том, что императорские комиссии удаляли огромное внимание западноевропейскому опыту развития Трудового законодательства.

В последующие двадцать лет, в Российской Империи были приняты десятки самых современных законодательных актов, направленных на улучшение условий труда фабричных рабочих. Отдельно стоит упомянуть закон от 3 июня 1886 "Об утверждении проекта правил о надзоре за фабричной промышленностью, о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции", который определял порядок найма, увольнения и оплаты труда рабочих. Каждому из них не позднее семи дней по допущению к работе должна была выдаваться расчетная книжка, что признавалось актом заключения договора о найме на условиях, предложенных в этой книжке. До окончания сроков заключенного договора (если он срочный) или без предупреждения за две недели для рабочих, нанятых на неопределенный срок, воспрещалось понижать зарплату, изменять число рабочих дней в неделю и другие его условия. Равным образом и рабочим запрещалось до окончания договора требовать каких-либо изменений в условиях оного. За врачебную помощь плату взимать с рабочих запрещалось.

В 1913 году фабрично-трудовые законы, принятые в период с 80-х годов XIX в., были систематизированы в отдельный нормативно-правовой акт, получивший название «Устав о промышленном труде», который был включён во 2-ую часть XI тома Свода законов Российской Империи. Благодаря чему наше историческое государство получило одно из самых лучших законодательств труда работников промышленной сферы. О значимости вышеуказанных успехов в законодательной сфере красноречивей всего говорят слова американского президента Уильяма Тафта, указавшего:

— Ваш Император создал такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может.

До преступной измены Государю оставалось всего 4 года…
(

преподаватель кафедры трудового права и экологического права Московского университета МВД России

Аннотация:

В настоящей статье автор анализирует особенности формирования фабрично-трудового законодательства в Российской империи во второй половине XIX в. – начале XX в. В заключении автор делает вывод о том, что Можно считать, что Устав о промышленном труде подготовил почву для кодификации трудового права в России после октября 1917 г.

Ключевые слова:

закон, право, Российская империя.

До отмены крепостного права 1861 г. российская промышленность была развита слабо, поэтому законодательства о труде как такого не существовало . В.И. Миронов полагает, что отрасль трудового права возникла в конце XIX в. и связывает это с законом 3 июня 1886 г. «Об утверждении проекта правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности, о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции» , поскольку принятие этого закона сформировало предмет трудового права и метод правового регулирования. Необходимо отметить, что после Октябрьской революции дореволюционное законодательство «фактически оказало определенное и притом немалое влияние на последующее развитие трудового законодательства в нашей стране, в частности, на первые советские декреты о труде, советские кодексы законов о труде, особенно на КЗоТ РСФСР 1922 г. …» .

Напротив, А.М. Куренной придерживается другого мнения и оппонирует к тому, что «в России первые законодательные акты, регулирующие трудовые отношения, появились в конце XIX в., однако в то время вряд ли можно было говорить о появлении самостоятельной отрасли права. Государство пыталось как-то регулировать отдельные аспекты отношений, связанных с трудом, эти попытки выходили из сферы частного регулирования, но это еще не было трудовым правом в его современном понимании» . По его мнению, трудовое право как отрасль появилось в России после 1917 года . И, действительно, именно Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г. был первой кодификацией трудового права.

По сравнению с европейскими странами, в России трудовое законодательство начало развиваться позже. Основу фабрично-трудового законодательства составляют законы принятые в 80-х гг. XIX в. Первым был закон от 1 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» , запретивший применение труда детей в возрасте до 12 лет на фабриках, заводах и мануфактурах. Также он установил специальные правила по охране труда малолетних от 12 до 15 лет (ограничение продолжительности рабочего дня, запрет ночной работы, работы в воскресные и праздничные дни, привлечения малолетних и подростков от 15 до 17 лет к вредным и опасным работам).

Указанный закон обязал фабрикантов предоставлять малолетним рабочим, не имевшим образования, возможность посещать народные училища. Фабриканты были обязаны регистрировать малолетних рабочих в особой книге. Согласно закона была создана специальная фабричная инспекция (20 человек), которая находилась в ведении министра финансов и была призвана наблюдать за исполнением правил и запретов, установленных в данном законе, составлять при участии полиции протоколы о нарушениях законодательных норм и передавать их в суд, поддерживать там обвинение против нарушителей. За нарушение владельцами или руководством фабрик данных правил была установлена ответственность (арест или штраф). Закон не применялся на казенных предприятиях, но мог быть распространен на ремесленные заведения, если такое распространение власти находили возможным и полезным.

Закон от 12 июня 1884 г. «О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах, о продолжительности их работы и о фабричной инспекции» рекомендовал владельцам фабрик, заводов и мануфактур открывать при своих предприятиях школы, порядок посещения которых и программы преподавания должны были определяться директорами народных училищ по соглашению с фабричной инспекцией.

Закон от 3 июня 1885 г. «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» запрещал привлекать женщин и подростков, не достигших 17 лет, к ночным работам на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках, предоставив министру финансов по согласованию с министром внутренних дел право распространить этот запрет и на другие промышленные предприятия.

Закон от 3 июня 1886 г. «По проекту Правил о надзоре за заведениями фабричной промышленностью и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции» представлял собой сводный комплексный акт, содержавший положения, относившиеся к самым различным институтам фабричного законодательства:

Регулированию договора трудового найма (общие положения, форма, срок, прием на работу, увольнение),

Охране заработной платы,

Внутреннему трудовому распорядку и дисциплине труда,

Регламентации штрафов,

Ответственности работников за самовольный отказ от работы до истечения срока найма,

За участие в забастовке и ответственности нанимателей за нарушения закона.

Положение от 12 июня 1886 г. «О найме на сельские работы» регулировало трудовые отношения в сельском хозяйстве и содержало нормы, касавшиеся трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, дисциплины труда. Условия труда для сельскохозяйственных рабочих, нормы по охране их труда, установленные в указанном Положении, были, как правило, хуже, чем в промышленности.

Закон от 24 апреля 1890 г. «Об изменении постановления о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения» придал закону 1885 г. о воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам постоянный характер, но одновременно скорректировал его содержание в пользу фабрикантов, расширив возможности применения труда малолетних, в том числе в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также допустив в ряде случаев ночную работу для женщин.

Закон от 2 июня 1897 г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности» заложил основу регламентации рабочего времени и времени отдыха для работников наемного труда. Этим законом в России была впервые установлена максимальная продолжительность рабочего дня для рабочих, предусмотрено сокращение продолжительности рабочего времени в ночные смены, по субботам, в канун праздников, допущены при определенных условиях сверхурочные работы и определена их максимальная продолжительность; установлены дни еженедельного отдыха и нерабочие дни. Закон 1897 г. не содержал положений о ежегодных отпусках. В нем отсутствовало указание о санкциях за его нарушения.

Закон от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» ввел материальную ответственность владельцев предприятий за вред, причиненный здоровью работников в результате производственной травмы. Право на возмещение получили также члены семьи работника, погибшего в результате несчастного случая на производстве.

Закон от 10 июня 1903 г. «Об учреждении старост в промышленных предприятиях» предусмотрел образование на предприятиях представительств работников (фабричных старост), призванных быть посредниками между работниками и администрацией и представлять работников в их отношениях с властями.

Первая русская революция показала, что пренебрегать рабочими требованиями далее нельзя. До революции, не только власть, но и буржуазия отрицала его существование, доказывая, что в России нет рабочего класса, а есть всего лишь «сословие фабричных людей», вчерашних крестьян, готовых в любой момент бросить завод, чтобы вернуться в деревню. Первая русская революция доказала утопичность этого взгляда.

В Особом журнале Комитета министров от 28 и 31 января 1905 г. было отмечено, что «существовавший тогда взгляд на существо рабочего вопроса в России, будто условия фабричной жизни у нас и на Западе совершенно между собой различны. Число рабочих, занятых на наших фабрично-заводских предприятиях, весьма незначительно; благодаря счастливым условиям землепользования большая часть русских рабочих тесно связана с землей и на фабричные работы идет как на отхожие промыслы, ради подсобного заработка, сохраняя постоянную, живую связь с деревней; никакой систематической борьбы рабочих с предпринимателями в России нет; нет в ней и самого рабочего вопроса, а потому и не приходится создавать по западным образцам фабричного законодательства. Возражать против этого взгляда в настоящее время, после январских событий, нет более надобности» .

В январе 1905 г. была образована комиссия по рабочему вопросу, получившая в обиходе название «комиссия Коковцова», по имени ее председателя, тогдашнего министра финансов. Программа, выработанная комиссией, уже целиком исходила из посылки, что в России рабочий вопрос носит такой же характер, как и на Западе, и, следовательно, решать его надо так же, как, скажем, решил его Бисмарк в Германии, В соответствии с этим была разработана программа, сводившаяся к четырем основным пунктам: 1) обязательная организация больничных касс на базе совместных взносов и хозяев, и рабочих; 2) создание на фабриках и заводах смешанных органов из представителей администрации и рабочих «для обсуждения и разрешения возникающих на почве договора найма вопросов, а также для улучшения быта рабочих»; 3) сокращение рабочего дня с 11,5 часа до 10, ограничение законом количества сверхурочных работ; 4) пересмотр статей закона, карающих забастовки и досрочные расторжения договора о найме. По поводу забастовки Комитет министров высказал следующее: «в сущности, всякая забастовка... - то, что на Западе было давней очевидностью, - есть явление чисто экономическое и при известных условиях отнюдь не угрожающее общественному порядку и спокойствию». Конечно, «преступные учения» находят дорогу в рабочую среду, «но вместе с тем также верно и то обстоятельство, что подавляющее большинство забастовок проистекает из-за чисто экономических... и, если можно так выразиться, кровных причин, ничего общего с преступной пропагандой не имеющих» .

Согласившись с такой постановкой вопроса, Комитет министров указал, что «для правильного разрешения вопросов о забастовках, возникающих исключительно на экономической почве, необходимо, чтобы рабочие были надлежащим образом организованы и знали точно свои права и обязанности, и что посему поставленный Комитетом вопрос об изменении действующих о стачках постановлений должен быть разрешен, по существу, лишь по обсуждении и выяснении всех прочих мер, определяющих внутренний быт рабочих» .

Насколько ведомство П.А. Столыпина оказалось чутким к требованиям и пожеланиям Совета объединенного дворянства, настолько комиссия Коковцова оказалась предупредительной к позиции и точке зрения на рабочий вопрос представительных организаций крупной буржуазии. Последние отнеслись к программе, выработанной комиссией, резко отрицательно. В записке «Петербургского общества для содействия улучшению и развитию фабрично-заводской промышленности» от 12 мая возражения против проекта о сокращении рабочего дня до 10 часов сводились к двум основным доводам: 1) сам факт государственного вмешательства в нормировку рабочего времени неприемлем; 2) сокращение приведет к тому, что русская промышленность «будет устранена навсегда от какой-либо роли в международном соревновании» . В специальной записке подробно доказывалось, что 10-часовой рабочий день и сокращение сверхурочных работ погубят промышленность. Ссылаясь на большое число праздников, заводчики утверждали, что русские рабочие работают гораздо меньше европейских, что было прямой ложью.

Общее заключение записки сводилось к ряду требований, в том числе таких: 1) «признавая в принципе излишней законодательную нормировку рабочего времени, сохранить нормы его продолжительности, установленные законом 1897 г. (т. е. 11,5-часовой рабочий день) ввиду того, что таковые уже существуют»; 2) сохранить сверхурочные работы с таким расчетом, чтобы общее число обязательных и необязательных рабочих часов не превышало 75 часов в неделю. Последний, шестой пункт требовал «распространить закон о нормировании рабочего времени не только на частные, но и на казенные промышленные заведения, а в том числе военного и морского ведомств». Этот пункт был обусловлен тем, что на казенных предприятиях рабочий день, как правило, был короче, чем на частных, что, естественно, затрудняло капиталистам их борьбу с рабочими, добивавшимися сокращения продолжительности рабочего дня и сверхурочных. Единственное, на что авторы записки соглашались, и притом очень охотно, - это свобода стачек и организаций рабочих - пункт, по которому русская буржуазия в принципе заняла последовательно буржуазную позицию . Законопроект комиссии об обеспечении рабочих врачебной помощью на случай болезни вызвал у заводчиков бурю негодования. Этот законопроект, говорилось в записке, «представляет беспримерное явление... удовлетворять свои потребности за чужой счет - глубоко развращающий принцип».

Столь же решительно промышленники выступили и против законопроекта о государственном страховании рабочих. «В Германии, - жаловались петербургские заводчики, - государственное страхование зародилось и постепенно выросло на тучной почве, удобренной французскими миллиардами, в период расцвета промышленной жизни... в России же замышляется провести в жизнь внезапно целый ряд чрезвычайной важности мер в такое время, когда и без того слабая и неокрепшая промышленность испытывает вследствие исключительных обстоятельств тяжелый, затяжной кризис» .

Все это имело место до 15 мая 1905 г., когда в заседании комиссии приняли участие приглашенные представители промышленного мира. Здесь разногласия приняли форму открытого и резкого конфликта. Открывая заседание, В.Н. Коковцов признал, что возглавляемая им комиссия обязана своим рождением революции, - «обстоятельства эти, с их прискорбными сторонами, хорошо известны присутствующим». Главной его целью было рассеять подозрения заводчиков и фабрикантов, что правительство намеревается свою рабочую программу осуществить за их счет. «Мы все настолько взволнованы, настолько нервны, что наше последнее совещание нас убедило в невозможности продолжать наши занятия» . Уговоры не помогли, и на этом комиссия Коковцова фактически прекратила свое существование

Тем не менее, несмотря на провал, определенный итог все же был достигнут. Он состоял в том, что власть под влиянием революции твердо взяла курс, так же как и в аграрной политике, на буржуазную политику в рабочем вопросе. В свою очередь и буржуазия, несмотря на политический примитивизм, в силу уже самой своей природы осознала, что иного пути в решении рабочего вопроса нет. Общей платформой правительства и промышленников было признание права рабочих на стачку и свои профессиональные организации.

23 июня 1912 г. увидели свет законы «Об учреждении присутствий по делам страхования рабочих», «Об учреждении совета по делам страхования рабочих», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев». Этим комплексом законодательных актов был заменен закон 2 июня 1903 г. При всех предприятиях учреждались больничные кассы (мелкие, до 200 участников, объединялись в общие при нескольких предприятиях). В больничные кассы в обязательном порядке вступали все рабочие и служащие со сроком найма не менее одной недели. Рабочие - участники касс - страховались по новому закону не только от несчастного случая, но также и на случай болезни. Владелец предприятия был обязан обеспечить первую врачебную помощь и амбулаторное лечение, а также предоставить или оплатить больничное лечение и все медикаменты (в том числе роженицам) до выздоровления, но не более 4 месяцев. При этом больным выдавалось денежное пособие (от ½ до ⅔ заработка - имеющим иждивенцев, от ¼ до ½ заработка - остальным) с четвертого дня болезни до выздоровления, но не долее 26 недель в течение одной болезни и не долее 30 недель в течение года, а при временной утрате трудоспособности в результате увечья - с момента несчастного случая до выздоровления, но не долее 13 недель.

В случае родов выдавалось пособие от ½ до полного заработка - за 2 недели до родов и 4 недели после родов, но только тем участницам кассы, которые состояли в ней не менее 3 месяцев до родов. По случаю смерти выдавалось пособие на погребение. В случае несчастного случая работник - участник больничной кассы получал пособие - первые 13 недель из больничной кассы, затем - в размере ⅔ заработка из страхового капитала до восстановления трудоспособности или до назначения пенсии. Порядок исчисления пенсии был разобран более тщательно, чем в законе 2 июня 1903 г., но основные принципы остались теми же. Как и по закону 1903 г., пособия и пенсии пострадавшим от несчастного случая полностью выплачивались владельцем предприятия.

Средства же больничных касс комплектовались в первую очередь из обязательных взносов самих рабочих - от 1 до 3% заработка; взнос же владельца предприятия составлял только ⅔ от этой суммы (т.е. владелец вносил в кассу 2/5 всех средств). Также возможны были доходы с имущества больничных касс, случайные пособия и пожертвования и - в экстренных случаях - увеличение размера взносов. Законы вводились только в европейской России и на Кавказе, на остальных территориях империи продолжал действовать закон 2 июня 1903 г.

И, наконец, 19 октября 1915 г. был издан законодательный акт «О допущении некоторых отступлений от правил о работе женщин, подростков и малолетних, а также о продолжительности и распределении рабочего времени». До окончания войны министру торговли и промышленности предоставлялось право разрешать отступления от соответствующих законов на предприятиях, работающих на оборону.

Таким образом, вышеперечисленные акты действовали (с корректировкой) до февраля 1917 г. (1). Все изданные законодательные акты были включены в Устав о промышленности. В 1913 году «фабричные» законы были выделены из Устава о промышленности в особый Устав о промышленном труде. С выпуском Устава о промышленном труде он стал главным источником фабрично-трудового законодательства, и с этого момента юридическая наука и практика стали ссылаться не столько на Полное Собрание Законов Российской империи и на тексты соответствующих актов, сколько на статьи Устава о промышленном труде. Можно считать, что Устав о промышленном труде подготовил почву для кодификации трудового права в России после октября 1917 г.

ПСЗ. Собр. 3. Т. V. № 3013.

ПСЗ. Собр. 3. Т.Х. Отд. 1. № 6742.

ПСЗ. Собр. 3. Т.XVII. № 14231.

ПСЗ. Собр. 3. Отд. 2. Том XXIII. № 23060.

ПСЗ. Собр. 3. Отд. 2. Том XXIII. № 23122.

Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1882.

Щербаков А.Ю. Петр Столыпин. Революция сверху. М., 2013.

Трудовое и социальное законодательство выступает одним из главных достижений развития европейской правовой культуры в XX веке. Возникновение и развитие правовых норм в трудовой и социальных сферах не только позволило западным государствам избежать серьёзных социальных потрясений, но и способствовало существенному повышению уровня жизни и социальной защищённости основной массы населения этих государств. Изучение основных тенденций и закономерностей развития трудового и социального законодательства европейских государств позволяет понять механизмы правового регулирования социально-трудовых отношений современного общества. Данный вопрос особенно актуален сегодня для российского общества, в котором идёт активный поиск оптимальной социально-экономической модели. В этой связи тема настоящей работы является весьма актуальной и имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Целью настоящей работы является рассмотрение эволюции трудового и социального законодательства Великобритании, Франции и Германии конца XIX-XX веков. Данная цель конкретизируется тремя задачами, соответствующими названиям основных пунктов плана работы. Наиболее общие выводы по теме работы изложены в заключительной части.

1. Особенности развития трудового и социального законодательства Великобритании

Во второй половине XIX века организованное рабочее движение в Англии вынуждает государство искать компромиссы между интересами труда и капитала. В последней трети XIX века главной проблемой был вопрос о легализации профсоюзов и различных способов профсоюзной борьбы. В 1871 году был принят Закон о рабочих союзах, где цели тред-юнионов (английских профсоюзов) в принципе признавались правомерными. Данный закон запрещал судебные преследования за участие в профсоюзной деятельности. Но вместе с этим была принята поправка к уголовному законодательству, согласно которой наиболее эффективные приемы профсоюзной борьбы (пикетирование и др.) признавались наказуемыми.

В 1875 году английский парламент пошел на дальнейшие уступки рабочим и на легализацию профсоюзного движения. Актом о предпринимателях и рабочих отменялись уголовные наказания за одностороннее прекращение рабочими трудового договора. Другим законом было установлено, что доктрина «общего права» о «преступном сговоре» не может применяться к соглашениям рабочих, которые были заключены в связи с предстоящим конфликтом с хозяевами. Несмотря на это в конце XIX века английские суды неоднократно преследовали активных участников стачечного движения за угрозы штрейкбрехерам, бойкоты, которые, согласно Закону 1871 году, по-прежнему признавались преступными. При этом эти понятия суды толковали чрезвычайно широко. В 1899 году прошла стачка железнодорожников в Таффской долине. По этому делу суд взыскал с профсоюза огромную сумму убытков, которые понесли компании. Данное решение было явно направлено на подрыв профсоюзного движения, поэтому оно вызвало бурный протест в стране. В результате в 1906 году был принят новый закон, который запрещал предпринимателям предъявлять судебные иски о возмещении ущерба, причинённого в результате действий профсоюза.

Напуганное всеобщей забастовкой 1926 года, консервативное правительство Великобритании в 1927 году провело через парламент закон, запретивший всеобщие и политические забастовки, а также стачки солидарности. Данный закон открыто поощрял штрейкбрехерство, запрещал пикетирование предприятий. Только в 1946 году этот откровенно антипрофсоюзный закон был отменен лейбористами, которые последовательно стремились к выравниванию интересов труда и капитала.

В 70-80-х годах правительство консерваторов вновь попыталось ограничить права профсоюзов на забастовку. Так, по закону 1971 года о промышленных отношениях предусматривалась обязательная регистрация профсоюзов, а также их отчетность в государственных учреждениях. В 1974 году лейбористское правительство отменило обязательную регистрацию профсоюзов, при этом было подтверждено право профсоюзов на забастовки, причем на такие, которые ранее признавались незаконными. Правительство М. Тэтчер вновь ограничило ряд профсоюзных прав (право на пикетирование, право на политические забастовки, право на стачки солидарности). Однако в целом профсоюзная демократия продолжала развиваться.

Важным достижением рабочего движения в Англии было установление законодательных ограничений наиболее грубых и заведомо антигуманных форм эксплуатации труда, а также постепенное сокращение продолжительности рабочего времени. Прежде всего, это коснулось женского и детского труда. Ещё в 1803 году был принят закон, по которому ночной труд детей запрещался в текстильной промышленности, рабочий день для детей от 9 до 13 лет не мог превышать 8 часов, а для подростков до 18 лет – 12 часов. Закон предусмотрел создание системы контроля в виде так называемых фабричных инспекторов. Но предприниматели обходили этот контроль с помощью системы «группового труда»: смена рабочих происходила в течение всего дня, и контролировать продолжительность труда у отдельных подростков было сложно.

В 1842 году запретили подземный труд для женщин и для детей в возрасте до 10 лет. В 1847 году был издан закон, по которому в текстильной промышленности для женщин и подростков с 14 лет рабочий день не должен был превышать 10 часов. Такое же правило распространялось и на мужчин, которые работали вместе с детьми и женщинами в одну смену. Только во второй половине XIX века (законы 1867 и 1878 гг.) данные положения были распространены на все предприятия с числом рабочих свыше 50 человек.

После того, как в 1866 году на Всеобщем рабочем конгрессе в Балтиморе было выдвинуто требование о 8-часовом рабочем дне, борьба за сокращение рабочего дня в Англии ещё более усилилась. Но это требование нашло своё отражение в законодательстве только в начале XX века, и то применительно к отдельным отраслям промышленности или к некоторым категориям рабочих и служащих (железнодорожники, шахтеры, почтовые служащие).

Во второй половине XIX века в Великобритании появляются первые законы о возмещении вреда рабочим в случае производственных травм. Материальную ответственность за производственный травматизм предусматривал Закон 1880 года. Однако такая ответственность возникала лишь в тех случаях, когда увечье было вызвано плохим качеством материала, неосторожностью или небрежностью лиц, которые обязаны были осуществлять контроль за производством. Размер выплачиваемого вознаграждения составлял лишь незначительную часть заработной платы. Более того, в 1906 году был принят закон, по которому предприниматель освобождался от ответственности, если он «доказывал» вину самого потерпевшего.
Важным правовым актом в развитии трудового законодательства стал закон 1911 года, который, наряду с социальным страхованием на случай болезни, инвалидности, родов, предусмотрел также страхование по безработице, хотя размеры пособия по безработице были ещё весьма незначительными. Только после Второй мировой войны система социального страхования Великобритании приобрела современный вид. Значительный вклад в создание этой системы внесли правительства лейбористов, уделявшие большое внимание сильной социальной политике.

В 70-80 годы XX века в Великобритании формируется пенсионное законодательство. В настоящее время оно представлено общим Законом о социальном обеспечении (1985 г.) и специальным Законом, который устанавливает выплаты компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и с профессиональными болезнями (1975 г.). Путем заключения коллективных договоров между профсоюзами и хозяевами английским рабочим удалось добиться от предпринимателей значительных уступок в сфере социального обеспечения в случаях производственного травматизма.

После Второй мировой войны в трудовом законодательстве Великобритании произошли существенные изменения, означавшие своего рода социальный прорыв. Вместе с этим в сфере трудовых отношений сохраняют свое действие некоторые нормы прецедентного права и законы XIX века. Основная масса законов о труде была принята в 70-80-е годы ХХ века. Прежде всего к этим законам следует отнести: законы о занятости 1975, 1978, 1980 годов, Закон о равной заработной плате мужчин и женщин 1970 года, Закон о профессиональном обучении 1982 года, консолидированный Закон о профсоюзах и трудовых отношениях 1992 года и т.д.

Целый ряд важных гарантий социальных прав трудящихся был закреплён в трудовом законодательстве Великобритании в период правления лейбористов. К этим гарантиям следует отнести охрану труда и технику безопасности, порядок выплаты заработной платы, максимальную продолжительность рабочего дня для женщин и подростков, а также защиту членов профсоюза, возможность проводить забастовки и т.д.

Одной из особенностей современного трудового права Великобритании является значительная роль коллективных договоров в регулировании важнейших аспектов трудовых отношений: условий труда, заработной платы и т.д. В Великобритании именно коллективные договоры, а не законодательные акты, определяют основные параметры труда, в том числе размер заработной платы и продолжительность отдыха. Для рассмотрения споров, возникающих из коллективных договоров, действуют специальные трибуналы, поэтому судебная практика является одним из важных источников трудового права. К особым источникам трудового права Великобритании можно отнести кодексы практики, которые составляются государственными органами. Такие кодексы содержат ряд важных предписаний и рекомендаций. Содержание этих кодексов учитывается судами и другими государственными органами при применении норм права, хотя формально они не являются правовыми документами и их несоблюдение не влечет за собой каких-либо санкций.

В заключение следует отметить, что уже в 40-е годы XX века в Великобритании были реализованы широкие государственные программы дешевого жилищного строительства, создания национальной службы здравоохранения. Государственная политика здравоохранения регулируется Законом о национальной службе здравоохранения 1977 года, который вобрал в себя большую часть существовавших ранее актов по этому вопросу. В 1980 году этот акт был дополнен Законом о здравоохранении.

Реформы затронули и сферу образования, в результате чего была создана национальная система образования всех уровней, начиная от дошкольной и кончая университетской. Страховой фонд формируется не только за счёт самих работников, но и за счёт государственного бюджета, предусматривающего значительные ресурсы на социальную политику.

2. Развитие трудового и социального законодательства во Франции

Формирование трудового законодательства во Франции в конце XIX века происходило со значительными трудностями, так как первые акты французской революции имели ярко выраженный антирабочий характер. Принятый в 1791 году закон Ле Шапелье был направлен на борьбу с рабочими объединениями. Запрещалось создавать союзы рабочих одной и той же профессии, незаконными являлись стачки и даже собрания рабочих с целью обсуждения условий труда. Закон Ле Шапелье и основанные на нем уголовные запреты были серьезным правовым препятствием профсоюзному движению во Франции. С развитием капитализма во Франции указанные законодательные запреты являлись тормозом экономического развития и были оторванными от жизни.

В 1864 году закон Ле Шапелье был отменён. Вместе с этим были узаконены рабочие синдикаты (профсоюзы) и стачки, не сопровождавшиеся «неправомерными» действиями. Однако в условиях режима Второй империи рабочие организации не могли свободно создаваться и функционировать. Лишь в 1884 году парламент Третьей республики в связи с новым ростом рабочего движения узаконил свободное образование рабочих союзов, которые преследовали экономические цели.

Правящие круги Третьей республики вынуждены были идти на отдельные незначительные уступки в вопросах регулирования условий труда. Законы 1874-1892 годов запретили труд детей до 13 лет, установили для подростков до 16 лет 10-часовой рабочий день, а для женщин и подростков до 18 лет – 11-часовой. В 1898 году был принят закон, предусмотревший ответственность предпринимателя за производственный травматизм рабочих.

По сути дела, трудовое и социальное законодательство Франции начало развиваться лишь в XX веке. Принятый в 1910 году специальный Трудовой кодекс стал заметной вехой в создании правовых начал регулирования трудовых конфликтов и условий труда. Но становление современной правовой системы трудового и социального регулирования Франции связано в основном с послевоенным периодом и последними десятилетиями XX века.

Рубежным событием в формировании современного трудового и социального права Франции стало принятие в 1946 году Конституции Четвертой республики. Преамбула к этой Конституции явилась своего рода хартией труда. Она предусматривала право трудящихся на труд, на создание профсоюзов, на забастовку и т.д. Кроме этого закреплялась государственная программа социальной поддержки матерей, детей, инвалидов, престарелых, безработных и т.д.

Конституция Франции 1958 года не содержала каких-либо новых положений о труде и социальной политике. Но она сохранила преамбулу к Конституции 1946 года в качестве действующего правового документа. Отсюда выводились и главные обязательства правительства Пятой республики в социально-трудовой сфере.

В соответствии с Конституцией Франции 1958 года законы определяют лишь фундаментальные принципы трудового права. Большинство вопросов в сфере законодательного регулирования труда должны решаться в регламентарном и административном порядке. Таким образом, Конституция оставила парламенту право разрабатывать общие принципы трудового права, тогда как реализация этих принципов предоставлялась правительству.

Главным специальным источником трудового права Франции является Трудовой кодекс, который действует в настоящее время в редакции 1973 года с поправками 1981-1982 годов. Этот Кодекс представляет собой инкорпорацию многочисленных законодательных актов по труду, принятых в разное время парламентом и правительством.

Дополнительными источниками трудового права выступают декреты министра труда (социальных дел), которые регулируют действия коллективных договоров, закрепляют правила по технике безопасности и производственной санитарии и т.д.

В XX веке Кодекс о труде претерпел значительные изменения. Сначала он действовал только в отношении промышленных рабочих, которые требовали особой правовой защиты. В настоящее время он распространяется на всех лиц наемного труда, как простых рабочих, так и представителей управленческой элиты.

Для трудового законодательства Франции последних десятилетий характерна тенденция демократизации и расширения социальной политики государства. Трудовое законодательство регулирует широкий круг общественных отношений в сфере использования наёмного труда. Регламентации подлежат вопросы организации работы государственных органов в сфере трудовых отношений (Трудовая инспекция и т.д.). Кроме этого устанавливаются нормы, относящиеся к трудовому договору как к основному правовому документу, регулирующему отношения между работодателем и работником. Предусматривается регламентация заработной платы и трудовых споров, которые разрешаются специальными судами. В Трудовом кодексе подробно регулируются коллективные трудовые отношения, а также создание и деятельность профессиональных объединений работников и работодателей.

Законодательство 1981-1982 годов расширило право комитетов предприятий на участие в управлении. Они получили широкие возможность влиять на финансовые дела, на планирование, на развитие условий труда и социальной политики в пределах отдельных предприятий. Это было связано с усилением в государственной власти позиций левых, демократических сил.

Трудовой кодекс Франции 1973 года в основном носит общенормативный характер, однако в нем имеется и специальный раздел, который устанавливает особые условия труда в зависимости от отрасли и профессии. Так, выделяются нормы, относящиеся к труду шахтеров, моряков торгового флота, торговых агентов, актеров, домашних работников. Во Франции на работников частных и государственных предприятий распространяются по общему правилу одни и те же нормы трудового права. Это не исключает и специальных норм, которые издаются для регулирования труда на национализированных предприятиях.

В послевоенный период существенные демократические изменения произошли и в сфере социального права, основой которого является Кодекс социального страхования 1956 года с последующими дополнениями. Кодекс социального страхования включает в себя две основные группы норм, которые составляют в целом социальное право. Первая группа норм образует право социального обеспечения, а вторая группа – право семьи и социальной помощи.

Право социального обеспечения устанавливает пенсии и пособия в связи с травматизмом, болезнью, беременностью, инвалидностью, старостью, потерей кормильца, безработицей. Даннаясистема норм гарантирует достаточно широкому кругу лиц защиту на случай так называемого «социального риска». Размеры пенсий и социальных выплат подлежат регулярной (дважды в год) индексации в соответствии с изменениями средней заработной платы. Система государственного социального страхования во Франции основана на взносах предпринимателей и самих работников, а также на средствах, выделяемых самим государством.

Право социальной помощи предусматривает поддержку тех категорий лиц, которые по каким-либо причинам оказались в нужде, бедности или нищете. К таким лицам закон относит брошенных детей, престарелых граждан, лиц, лишенных источников существования, лиц и семьи, подвергающиеся опасности, беженцев. Право социального обеспечения основывается на государственной системе страхования, а социальная помощь рассматривается как государственная благотворительность.

3. Эволюция трудового и социального законодательства в Германии

В конце XIX века главной тенденцией развития германского права была его «социализация». Во многом это было связано с активной позицией социал-демократов в рейхстаге. В 70-х годах XIX века в Германии начинает формироваться особый комплекс норм, регулирующих заключение соглашений между предпринимателями и наемными рабочими по поводу определения рабочего времени и условий оплаты труда (так называемые тарифные соглашения), который впоследствии вместе с другими нормами способствовал созданию новой отрасли права, получившей название «трудовое право».

Первое тарифное соглашение было заключено в Германии еще в 1873 году в сфере печатной промышленности. Его активными участниками стали профсоюзы, впервые легализованные Промышленным уставом 1869 года Северо-Германского союза. Наряду с принципом свободы предпринимательства этот Устав закрепил свободу промышленных объединений. Так, ст. 152 провозглашала, что впредь отменяются «все существующие запреты и уголовно-правовые предписания, действующие в отношении мелких производителей, подмастерьев, а также фабричных рабочих по поводу заключения ими между собой соглашений с целью достижения более выгодных условий труда и его оплаты».

Среди возникших в это время профсоюзов наиболее активными были так называемые свободные профсоюзы, создаваемые под руководством социал-демократов, наибольшее распространение получившие после отмены в 1890 году Исключительного закона против социалистов. Находящиеся под значительным влиянием классовой теории К. Маркса, отрицавшей возможность какого-либо компромисса между «трудом и капиталом», «свободные профсоюзы» долгое время выступали против заключения соглашений с предпринимателями и лишь с 1899 года стали рассматривать их как одно из средств проведения в жизнь интересов рабочих.

Образование в 1918 году Веймарской республики ознаменовало собой начало нового этапа в становлении трудового права Германии. В центре внимания германского законодательства в этой сфере по-прежнему оставался вопрос о тарифных соглашениях, основывавшихся в этот период на принципе «тарифной автономии». Отныне все условия организации и оплаты труда должны были устанавливаться путем заключения соответствующих коллективных соглашений между объединениями предпринимателей и профсоюзами. Возникший таким образом тарифный договор выступал в качестве единственного правового акта, регулирующего взаимоотношения между владельцем предприятия и рабочими.

Нормативный характер тарифных соглашений был закреплен путем принятия в 1918 году специального постановления о тарифном договоре. Однако принцип «тарифной автономии» остался нетронутым, поскольку сохранялось ведомственное рассмотрение трудовых споров, все больше приобретавшее черты принудительного примирения сторон. Процедура рассмотрения трудовых споров была регламентирована постановлением от 30 октября 1923 года, согласно которому все трудовые споры должны были рассматриваться созданными на паритетных началах комиссиями, во главе которых стоял не принадлежащий ни к одной из сторон независимый председатель. Функции последнего обычно выполняло соответствующее должностное лицо. Поскольку представители работодателя и трудового коллектива часто не могли прийти к согласию, решение принималось председателем комиссии единолично. Особенно активно подобная практика стала применяться в последние годы Веймарской республики. В этот период на смену принципу «тарифной автономии» приходит законодательное нормирование оплаты труда, наиболее ярко проявившееся в период фашистской диктатуры.

Наметившийся еще в начале XX века процесс постепенного выделения трудовых договоров из общих предписаний Германского гражданского кодекса о найме услуг и связанного с этим формирования отрасли трудового права в Германии завершился уже после окончания второй мировой войны. В 1949 году в ФРГ принимается Закон о тарифных договорах, заложивший прочную законодательную базу для определения условий организации и оплаты труда. В этот период после долгих лет подпольного существования на политическую арену Германии вновь выходят профсоюзы. В статье 9 Основного закона ФРГ говорится, что граждане имеют право «создавать объединения для охраны и улучшения условий труда и экономических условий». В качестве одного из средств к достижению своих интересов допускаются забастовки.

Параллельно с нормами, регулирующими взаимоотношения между работодателями и наемными рабочими, в конце XIX-XX веков в Германии развивался особый комплекс правовых норм, получивший здесь специальное название «социальное законодательство».

Первым германским социальным законом стал Закон о материальной ответственности 1871 года. Этот закон установил особую ответственность владельцев железнодорожных предприятий за произошедшие на них несчастные случаи с работниками, занятыми на строительстве и обслуживании железнодорожных путей и составов. Обязанность работодателя в таких случаях возместить ущерб не зависела от вины. Рассмотрение германским законодателем железной дороги в качестве «источника повышенной опасности» и установление особой ответственности предпринимателей в этой сфере привело к утверждению идеи обязательного страхования рабочих от несчастных случаев, что позволило бы несколько улучшить положение владельцев железнодорожных предприятий.

В 80-х годах XIX века в Германии принимается целый ряд законов о социальном страховании: в 1883 году был принят Закон о медицинском страховании рабочих, в 1884 году – Закон о страховании от несчастных случаев и др. Завершил этот список Закон 1889 года о страховании на случай инвалидности и старости (пенсионное страхование). Эти законы заложили основу для создания в Германии высокоэффективного социального законодательства и развитой системы страховых организаций в XX веке.

Знаменательной вехой в процессе становления германского страхового права стало принятие в 1911 году постановления об имперском (государственном) страховании, впоследствии получившего название Социального кодекса. Это постановление было очень значительным по объему и состояло из шести книг, объединивших все действующие в то время в Германии социально-правовые нормы. В частности, в «кодекс» вошел принятый в том же году закон о пенсионном страховании служащих.

Тенденция постепенного уравнения в правах рабочих и служащих в социальной сфере продолжала оставаться основным направлением развития социального законодательства Германии и после второй мировой войны. Другая тенденция состояла во введении обязательного социального страхования для лиц различных профессий: мелких производителей, врачей, сельскохозяйственных работников и др., приведшего к созданию разветвленной сети страховых организаций по всей стране. С целью совершенствования системы государственного страхования в 1953 году в Германии был создан специальный Суд по социальным делам, в компетенцию которого входило рассмотрение споров в социальной сфере. В 70-е годы XX века была проведена широкомасштабная реформа социального законодательства. В ходе ее проведения в 1975 году в новой редакции принимается книга первая («Общие положения») Социального кодекса, в 1976 году – книга четвертая («Положения о социальном страховании»), в 1988 году – книга пятая («Медицинское страхование»). В 1989 году переработке подверглась последняя – шестая – книга Социального кодекса, посвященная вопросам пенсионного страхования.

Рассмотрев особенности формирования и развития трудового и социального законодательства Великобритании, Франции и Германии, можно сделать следующие выводы.

Трудовое законодательство начало формироваться в наиболее развитых европейских странах только в конце XIX – начале ХХ веков. Как самостоятельная отрасль права оно начинает складываться и развиваться лишь после 1917 года под прямым воздействием организованного рабочего движения, поднявшегося на новую ступень борьбы за свои насущные права.

Особенности социальной политики современных западных государств ярко проявляются в регулировании таких важных прав рабочего класса, как право на профессиональные объединения, право на заключение коллективных договоров, право на забастовку. В Германии и Франции эти права были конституционно и законодательно признаны еще до Второй мировой войны.

В обстановке подъема рабочего движения и усиления в нем левых течений парламенты во Франции и ФРГ, несмотря на преобладание в них буржуазных партий, сочли целесообразным пойти на признание прав трудящихся на участие в управлении производством и создать специальные производственные советы или комитеты предприятий и т.д. В условиях сохранения политического и экономического господства капитала такие законодательные уступки не выходили за рамки обычного социального реформизма, но они способствовали улучшению положения рабочих на предприятиях. В Великобритании вплоть до 1971 года правительства консерваторов постоянно предпринимали попытки ограничить профсоюзное движение.

Несмотря на многочисленные преграды на пути организованного рабочего движения, в процессе развития капиталистического общества и роста национального дохода рабочий класс добивается законодательным путем или посредством коллективных договоров признания ряда жизненных прав, которые ранее буржуазные государства отказывались признать. В обстановке бурного подъема рабочего движения в 1918-1920 годы в Германии и Франции были приняты законы о 8-часовом рабочем дне. В 30-е годы в условиях нового подъема рабочего и общедемократического движения профсоюзам Франции удалось добиться законодательного закрепления 40-часовой рабочей недели.

Трудящимся приходилось вести непрерывную борьбу за каждую новую уступку предпринимателей или за очередную государственную меру в области социального страхования. В целом в 60-70-е годы при благоприятной экономической конъюнктуре трудящиеся Великобритании, Франции и Германии смогли, используя нормы трудового права и с помощью системы коллективных договоров, добиться существенного улучшения своего положения. В этих странах получило дальнейшее развитие и законодательство, предусматривающее различные виды социального обеспечения населения: жилищное строительство, бесплатное образование, полностью или частично безвозмездную медицинскую помощь, материальную поддержку семей, имеющих детей и т.д.
Гражданское законодательство и его система РАССКАЖИТЕ О РАЗРАБОТКЕ И ПРИНЯТИИ ГЕРМАНСКОГО ГРАЖДАНСКОГО УЛОЖЕНИЯ 1900 Г. И ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ЕГО ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ Раскройте понятие «Живая (мертвая) конституция» Для государствоведения какой страны наиболее характерно это понятие?

Усиление рабочего движения, беспокойство общественного мнения и настойчивые предложения административных органов крупных фабрик и заводов по « упорядочению» отношений рабочих и капиталистов привели к попытке выработки фабричного законодательства.

В 1882 г. был принят закон, запрещ. труд детей до 12 лет на фабриках и заводах и огранич. труд малолетних детей (от 12 до 15 лет) 8-ю часами в сутки, а также запрещающий их работу в ночное время. Воскресные и праздничные дни. На администрацию был возложена обязанность составлять списки вредных для здоровья работ. Закон обязал хозяев предоставлять возм..малолетним работникам посещать училище не менее трех часов в день. Для надзора за исполнением закона был учрежден специальный орган фабричных инспекторов.

В 1844 г. был издан закон о школьном обучении малолетних, занятых на пром.предприятиях.

3 июня 1885 г. был издан закон, запрещающий ночной труд жанщин и подростков до 17 лет на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках. Закон был принят на три года.

В 1886 г. выходит закон о штрафах, в соотв.с которым был упорядочена система штрафов. По новому закону предприниматели могли штрафовать рабочих только за прогул, нарушение порядка, неисправную работу. А в случае прогула более 3х дней хозяин мог уволить работника. Размер штрафа не должен был превышать более 1/3 зарплаты рабочего.

Однако принятые законы часто нарушались, не выполнялись, что приводило к разногласиям между министерством финансов, связанным с предпринимателями и министерством внутренних дел, стремящимся к сохранению общественного порядка.

4 февраля 1885 г.министр внутр.дел граф Д.А.Толстой писал, что изучение причин беспорядков требует настоятельной необходимости разработки таких правил, кот.ограничивали бы произвол фабрикантов.

В 1886 г.были изданы постановления, регулирующие наем рабочих на фабрику и взаимоотношения хозяев и рабочих. В 1890 г.правительство «исправило» закон в сторону, желательную фабрикантам.

Сплоченность, массовый хар-р стачек заставили правительство дать обещание сократить рабочий день.

23 января 1897 г. Николай II предложил учредить комиссию по составлению закона, 2 июня был издан закон « О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», устанавливающий продолжительность раб.дня для взрослых в 11,5 часов без времени обеда, накануне праздничных дней-5 часов. Ночная работа ограничивалась 10 часами, воскресенья и праздничные дни объявлялись выходными. Сверхурочные работы могли производиться только по особому соглашению рабочих с фабрикантами и не должны превышать более 120 часов в год.

Этот закон как и предыдущие часто нарушался и не исполнялся, т.к.одновременно с принятием законов об охране труда путем различных циркуляров их действие сводилось на нет.

2 июня 1903 г. был издан закон « Об ответственности предпринимателей за увечья и смерть рабочих» и 10 июня 1903 г.- закон « Об учреждении старост в фабричных предприятиях». Правительство предусмотрело в законе различные «условия», которые не давали рабочим возможности развивать свои объединения на свободной демократической основе:

1.Рабочие не могли собираться и организовываться на общем собрании, а разбивались на разряды по усмотрению правления предприятия.

2. Рабочие могли избирать только кандидатов в старосты, из числа которых администрация определяла старосту по собственному выбору.

3. В старосты не допускалась молодежь- возрастной порог был 25 лет.

4. Местные власти в лице губернатора могли отстранить любого старосту своим распоряжением,не считаясь с мнением рабочих.

Закон не допускал придания рабочим старостам прав юридического лица.

ДО 1905 г. гос-во запрещало свободную организацию профсоюзов. Любая профессиональная организация рабочих, кот.создавалась для борьбы за экономические интересы работников, сразу же включалась в число «противозаконных сообществ». На всей территории Российской империи могли существовать только «благонамеренные», »полезные», «разрешенные» объединения. Таковыми являлись общества взаимопомощи, пенсионные и похоронные кассы, ссудо- сберегательные и вспомогательныек кассы ремесленников, приказчиков и рабочих. Выходящие за рамки данных сообществ организации подвергались преследованию и запретам как вредные и опасные для государства.

XIX века

Дореформенное фабричное законодательство.

К началу XIX века “ вольные мастеровые ” уже составляли до половины всей рабочей силы русских фабрик. Налицо была и тенденция к увеличению их числа. Но несмотря на это, до 30-х годов XIX века системы фабричного законодательства, которое бы регулировало взаимоотношения между рабочими и их “ хозяевами ”, так и не было создано.

Было очевидно, что главным тормозом развития русской промышленности являлся незаинтересованный рабский труд. Преимущество свободного труда над подневольным являлось общепризнанным фактом (например, в пользу преобладания вольнонаемного труда часто выступал известный экономист Шторх).

В 1811 году состоялась первая попытка правительства создать особое сословие фабричных рабочих. Министерством внутренних дел на рассмотрение Госсовета был представлен проект об учреждении “ особого состояния свободных мастеров ”. Однако этот проект так и не получил силы закона.

Согласно программе МВД формирование этого “особого состояния” должно было проходить по следующей схеме:

“Вольным мастеровым” мог стать любой свободный человек, обучившийся какому-либо “мастерству”, профессии. Здесь необходимо отметить, что в данную категорию могли входить и простые чернорабочие.

Свободные мастеровые, как предполагалось должны были пользоваться некоторыми привилегиями (дома их освобождались от налогов, городских повинностей и пр.), но вместе с тем они оставались в полной зависимости от фабрикантов: им выдавались паспорта лишь по предъявлении от тех фабрикантов, на которых они работали, особых аттестатов, свидетельствовавших об их квалификации и “ благопристойном ” поведении на фабрике.

В связи с отклонением данного проекта, в России долгое время, по словам Тугана-Барановского, имела место “ неупорядоченность ” отношений между рабочими и их работодателями.

Существовало множество жалоб фабрикантов на своих рабочих по поводу постоянных отлучек рабочих с фабрик под предлогом того, что их непосредственные владельцы - помещики - требовали возвращения своих крестьян в деревню. Причем зачастую рабочие покидали фабрики до истечения срока выданных им паспортов.

На мануфактурной выставке 1829 года в Санкт-Петербурге владельцы многих отечественных промышленных предприятий обратились к министру финансов с жалобой на подобные нарушения.

Подобной проблемой вплотную занялся и московский генерал-губернатор князь Голицын.

1832 год. Проект мер для прекращения взаимных жалоб хозяев и рабочих.

Согласно проекту Голицына, помещики должны были быть лишены права требовать крепостных назад до истечения оговоренного срока. В свою очередь фабриканты были обязаны завести особые книги для записи условий найма крестьян и всех расчетов с последними. Рабочим же должны были выдаваться специальные “рядные листы” - выписки из вышеуказанных учетных книг.

Обязанности рабочего на данном предприятии должны были быть абсолютно гласными. Список этих обязанностей владельцы заводов и фабрик были обязаны вывесить в цехах на обозрение всего коллектива рабочих. Голицын также предлагал ввести запрет на переход от одного хозяина к другому без полного расчета.

В случае несоблюдения правил о ведении учетных книг полиция должна была рассчитать рабочего и “удовлетворить его по его собственным показаниям.”

Мануфактурное собрание не одобрило проект Голицына в исходном виде, усмотрев в предложениях московского генерал-губернатора угрозу интересам владельцев промышленных предприятий. Поэтому, не отвергая проект полностью, собрание все же внесло в него существенные изменения.

24 мая 1835 года было принято “Положение об отношениях между хозяевами фабрик и заводов и рабочими людьми, поступающими на оные по найму.”

Согласно принятому документу, рабочие не имели права покидать работу до истечения установленного срока. Хозяева по своему усмотрению заключали письменный договор найма или выдавали рабочим “рядные листы”. Ведение учетных книг, как и было предусмотрено в проекте Голицына, превращалось в обязанность фабрикантов. Хозяева также должны были вывешивать у себя на предприятиях правила распорядка.

Расчетные листы и книги призваны служить властям инструментами, механизмом разрешения споров между рабочими и их хозяевами.

По сравнению с планом Голицына права “свободных мастеров” были существенно ограничены. Так последним запрещалось покидать место работы даже в случае нарушения фабрикантом своих договорных обязательств. За нарушения правил распорядка и пунктов данного постановления ответственность работодателя также не была предусмотрена (ср. проект Голицына). К тому же никак не оговаривались такие ситуации, когда, например, владелец той или иной фабрики или завода попросту не вел учетных книг. В таких случаях государство лишалось каких бы то ни было механизмов урегулирования трудовых споров.

В связи с ощутимым противодействием, которое оказывали работодатели большинству нововведений в области фабричного законодательства острая необходимость в выработке четкой, централизованной правительственной программы стала очевидной.

Записка министра финансов Канкрина на имя императора Николая I: в этой записке было высказано робкое предложение о принятии мер по улучшению условий работы на фабриках и заводах (Канкрин считал необходимым соблюдать осторожность в переговорах с фабрикантами, чтобы не вызвать у них резкого недовольства).

Предложения Канкрина обсуждались московским отделением мануфактурного совета и не были встречены членами последнего с особым энтузиазмом. Следствием этого явилась проволочка. Предложения министра финансов были приняты к сведению и, так сказать, “положены под сукно”. Даже через четыре года никаких изменений в области фабричного законодательства не последовало.

Первый же настоящий закон в этой сфере появился лишь в 1845 году. Предпосылками к принятию этого акта явилось крупное восстание на Вознесенской бумагопрядильной фабрике (Дмитровский уезд недалеко от Москвы). Данный закон имел своей целью ограничение труда на промышленных предприятиях малолетних рабочих.

По проведенной ревизии на 23 московских бумагопрядильнях и в дневное, и в ночное время было занято 2100 детей.

7 августа 1845 года - закон о запрете ночного труда детей до 12 лет. Однако так же, как и в прежних постановлениях мануфактурного совета, никаких механизмов наказания за нарушение данного закона, или контроля за его исполнением предусмотрено не было. Таким образом этот нормативно-правовой акт остался “мертвой буквой”.

В том же 1845 году, однако, были увеличены наказания за организацию рабочих волнений (забастовок, стачек и т.п.).

1848 год - записка московского генерал-губернатора Закревского. Предложение о запрете на строительство в столицах крупных промышленных предприятий на том основании, что это обычно приводит к формированию таких “социально опасных” слоев населения, как вольнонаемные рабочие.

Несмотря на то, что идея Закревского была одобрена императором, она встретила активное противодействие со стороны мануфактурных советов и вставшего на сторону последних Министерства Финансов. Поэтому принятый 28 июня 1849 года закон, запрещавший строительство в Москве особо крупных фабрик также остался мертвой буквой.

Новый проект Закревского

Для приема на работу выдавались особые билеты, в которых было указано кто именно получает зарплату, сам рабочий, глава его семейства, волостное или вотчинное начальство. Плата разрешалась только в денежном виде.

За непослушание рабочий отсылался обратно в деревню (под контролем полиции). Рабочим также запрещалось посещать трактиры, рестораны, харчевни. Люди принимались на работу только с разрешения помещика или местного начальства.

Проект этот не был принят мануфактурным советом. Тогда Закревский установил в Москве собственной властью особые правила поведения для рабочих.

В праздничные дни рабочим было запрещено отлучаться из своих квартир (за исключением похода в церковь, что теперь определялось как непосредственная обязанность рабочих; еще одно исключение - если рабочий находился на фабрике).

Рабочим запрещалось принимать у себя на квартирах родных, близких, знакомых (“более краткого обыкновенного свидания”).

Не разрешалось курить и материться (сквернословить) во время работы и во дворе фабрики.

Хозяин не мог нанимать к себе рабочего без наличия у последнего паспорта. В качестве ссудной суммы не разрешалось давать более 10 рублей.

Фабрикантам запрещалось делать какие-либо вычеты из зарплаты на некоторые расходы на содержание фабрики.

Мануфактурный совет не одобрил большинства пунктов правил Закревского. В частности - запрет на продолжительные свидания, запрет на произнесение рабочими неприличных слов и их комбинаций (аргументация - природная необразованность “свободных мастеров”). Затем - 10-рублевое ограничение первоначального аванса, ссуды.

Исправленный вариант правил Закревского был передан на переработку в министерство финансов. После этого он был представлен к обсуждению в Госсовет, но так и не получил силы закона.

С 1859 года в различных ведомствах усилилась разработка вопроса о средствах недопущения к фабричной работе детей.

Особая комиссия при СПб генерал-губернаторе представила “Проект правил для фабрик и заводов в СПб и уезде”.

Вообще следует заметить, что и власти, представители деловых кругов в то время резко расходились во мнениях по поводу использования в фабричном производстве детского труда с московскими и прочими провинциальными фабрикантами. Дело в том, что провинциальным владельцам более технически отсталых предприятий было, на первый взгляд, экономически невыгодно ограничивать круг своих рабочих.



Просмотров