Государственная граница определение. Государственная граница определение Обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств в целях наиболее благоприятного расположения границы

Недавно, возвращаясь из поездки, мне довелось пересекать границу, и стоя в очереди, от нечего делать я задумался: а какие еще существуют типы границ ? Очередь продвигалась медленно, и я успел утолить свое любопытство при помощи интернета. :)

Что такое граница

Для начала необходимо уточнить, чем является граница. Итак, это определенная линия, а также пространство над ней , что определяет границы какой-либо территории. Определяются линии посредством соглашения между государствами. При этом различают следующие процедуры:

  • делимитация - при заключении соглашения линии наносятся на географические карты;
  • демаркация - фактически, это проведение линии на местности, что сопровождается установкой специальных конструкций и знаков.

Какие бывают границы

Итак, различают следующие природные границы:

  • воздушная - по сути, воображаемая линия, что проходит перпендикулярно поверхности;
  • сухопутная - обозначает принадлежность некой территории к определенному государству;
  • морская - такая линия обозначает границы территориальных вод по отношению к открытому морю. Могут разграничивать водные территории соседних государств.

Что касается способа определения, различают следующие:

  • геометрическая - не учитывая особенности рельефа пересекает местность;
  • орфографическая - такая линия проводится с учетом особенностей рельефа, например, по речному руслу;
  • географическая - как правило, совпадает с меридианами и параллелями.

Экономические границы

Транспортные магистрали, что связывают сопредельные территории, называются границами контакта . Они делятся на:

  • интеграционные - отличаются относительно свободным перевозом грузов различного назначения;
  • соединяющие - те, что играют особую роль в торговле государства с миром.

Существует понятие «прозрачная граница» , например, неохраняемые участки в местах бывших границ республик СССР. И наоборот, барьерные границы отличаются максимальным контролем, что несколько затрудняет возможность экономических связей.


Кроме этого, существуют и другие типы границ согласно определенным особенностям. Например:

  • геополитические - исходя из взаимоотношений между рядом стран;
  • легитимные - другими словами, признанные или законные;
  • условные - статус таких линий требует некоторых уточнений;
  • исторические - бывшие пределы определенной страны.

Государственные границы – это фактические или воображаемые линии на сухопутном, водном, воздушном пространствах и недрах, которыеопределяют пределы действия государственного суверенитета. Главная

задача государственных границ – определить пространственные пределы территориального верховенства государства, а также обозначить принадлежащую ему территорию как материальную основу жизнедеятельности общества. Четкое разграничение государственных территорий с определьных государств на основе взаимного согласия и в соответствии с нормами международного права является залогом предотвращения

многих конфликтов между государствами и их стабильного взаимовыгодного сотрудничества. Россия, Беларусь, Молдова, Украина, как и многие другие независимые суверенные государства, уделяют этому во-

просу повышенное внимание, потому что правомерно зафиксированные и признанные государственные границы, с одной стороны, подтверждают право государства на определенную территорию, а с другой – обеспечивают стабильность в межгосударственных отношениях.

Современное международное право запрещает односторонние, тем более насильственные, действия по изменению границ. Декларация принципов Хельсинкского заключительного акта СБСЕ 1975 г. провозглашает

принцип нерушимости границ. Это, однако, не означает, что государства ни при каких обстоятельствах не могут решать вопросы об изменении границ. Данные вопросы должны решаться в строгом соответствии с основными принципами и нормами международного права, т.е. на основе ясно выраженного согласия заинтересованных государств.

Существуют сухопутные, водные и воздушные границы государства.

Линия прохождения сухопутной границы определяется в договорах с сопредельными государствами и на основании этих договоров обозначается на местности. Обычно сухопутные границы проводятся с учетом географических особенностей местности (горные массивы, реки соединяющей соответствующие точки. Это так называемые геометрические границы. Линия границы может совпадать с параллелями и меридианами, данный тип определения государственной границы именуетсяастрономическим . Африканские государства широко использовали геометрический и астрономический методы при определении линии государственной границы. По астрономическому методу установлена граница между КНДР и Республикой Корея (38-я параллель с.ш.). Часто в международной практике встречаетсякомбинированный тип линии прохождения государственной границы, т.е. на определенных участках местности используется орографическая граница, а на других – геометрическая (астрономическая). Примером может служить граница между штатом Аляска (США) и Канадой.

Водные границы делятся на речные, озерные, границы других водоемов и морские. На реках границу сопредельные государства чаще всего проводят по тальвегу – линии наибольших глубин судоходной реки;

также граница может проводиться по линии главного фарватера или по середине русла несудоходной реки, реже по линии одного из ее берегов.

На озерах и других водоемах, как правило, линию границы проводят по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера, водохранилища и т.п.

Морской границей государства является внешний предел его территориальных вод либо линия размежевания территориальных вод смежных или противолежащих государств или то и другое вместе.

Внешний предел территориальных вод определяется национальным законодательством государств в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Федеральный закон

от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ ≪О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации≫установил ширину территориальных вод России в 12 морских миль, что соответствует ст. 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Воздушная граница государства – это воображаемая вертикальная плоскость, основанием которой являются сухопутная и водная границы.

Верхний предел воздушной границы, отделяющий государственную территорию от международной территории общего пользования – космоса, не определен конвенционно. В нормах российского законодательства также нет конкретики на этот счет. Существует обычная норма международного права, в соответствии с которой верхний предел воздушнойграницы государства находится на высоте 100–110 км над уровнем моря, поскольку именно на такой высоте находятся минимальные перигеи орбит искусственных спутников Земли.

Процесс определения линии прохождения границы между сопредельными государствами непростой и состоит из двух этапов: делимитации и демаркации.

Делимитация – это договорное определение линии прохождения государственной границы, осуществляемое с помощью крупномасштабных карт, где в подробностях изображены населенные пункты,

рельеф, гидрография и другие особенности местности. При делимитации договаривающиеся стороны сопровождают подробным описанием нанесенную на карту линию границы. Карта с изображенной на ней

линией границы является составной частью договора о делимитации границы и подлежит парафированию и подписанию, а также скрепляется гербовыми печатями договаривающихся сторон. В договорах о делимитации имеются обязательства сторон о демаркации границы.

Демаркация – это обозначение линии государственной границы на местности в соответствии с договором о делимитации границы и приложенными к нему картами и описаниями. Практические вопросы демаркации границы решает специально создаваемая для этого смешанная правительственная комиссия сопредельных государств.

Комиссия определяет линию прохождения границы на конкретных участках местности, составляет протокол-описание демаркируемой границы, карту с ее обозначением и протокол на каждый пограничный знак. По окончании своей деятельности смешанная комиссия подписывает демаркационные документы, которые вступают в силу после их утверждения в соответствии с законодательством пограничных государств.

В связи с тем, что в мире ≪все течет, все изменяется≫, то через определенное время может возникнуть необходимость уточнения линии прохождения границы между сопредельными государствами (из-за тек-

тонических процессов или стихийных бедствий). Этот процесс называется редемаркацией границы. Он сводится к проверке правильности в настоящее время ранее демаркированной границы. При этом ремонтируются или восстанавливаются пограничные знаки, может производиться замена одного типа знаков на новые, устанавливаться дополнительные.

Редемаркация осуществляется смешанными комиссиями, которые формируются по договоренности между приграничными государствами.

По окончании своей работы смешанная комиссия составляет новый протокол описания границы с приложением к нему соответствующихкарт и схем. В 1967–1972 гг. была проведена редемаркация границы

между СССР и Турцией в районе реки Аракс.

В январе 2003 г. между Российской Федерацией и Украиной был подписан Договор о российско-украинской государственной границе.

Он является базовым документом, который определяет линию прохождения государственной границы между РФ и Украиной, включая реки и озера, а также принципиальный подход в решении вопросов, связанных с Черным и Азовским морями и Керченским проливом.

Линия прохождения государственной границы обозначена на географических картах в результате совместной работы по делимитации границы, проделанной российской и украинской комиссиями по делимитации. 11 сентября 2008 г. в Российской Федерации былаодобрена Концепция реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы (Распоряжение Правительст-

ва Российской Федерации № 1309-р). В этом документе обозначены основные проблемы в данной сфере, определены задачи, конкретные мероприятия, механизмы и этапы реализации намеченного.

Стабильность государственных границ – один из основных факторов стабильности международных отношений в целом. В связи с этим в международном праве существует обычная и договорно-правовая

норма о том, что правопреемство государств как таковое не затрагивает установленных договором границ и пограничного режима (ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.), т.е. государство-преемник обязано соблюдать договоры о границах государства-предшественника. К этим договорам также неприменимо правило о коренном изменении обстоятельств (п. 2 ст. 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Даже при наступлении таковых данные договоры должны соблюдаться.

В целях обеспечения неприкосновенности границ сопредельные государства устанавливают посредством норм внутригосударственного и международного права определенный режим, включающий порядок

пропуска и передвижения через границу, проведения работ, урегулирования инцидентов и т.д. Вопросы, связанные с режимом российской границы, регулируются Законом Российской Федерации от 1 апреля

1993 г. № 4730-I ≪О государственной границе Российской Федерации≫и соответствующими международными договорами.

От режима государственной границы следует отличать пограничный режим, т.е. специальный порядок, устанавливаемый государством в своих приграничных районах. Обычно в этих районах действуют

специальные правила въезда, проживания, временного пребывания, передвижения, производства работ, учета и содержания морских и речных судов, их плавания и др. В случае необходимости командование

пограничных войск может вводить дополнительные режимные ограничения в пограничных зонах. Основные правила пограничного режима в России предусмотрены в Законе ≪О государственной границе Российской Федерации≫.

Государства в одностороннем порядке или на основе взаимности могут смягчать правила пограничного режима для содействия контактам между родственниками, живущими по разные стороны границы, и развитию приграничных торгово-экономических и культурных связей.

Сопредельные государства для упрочения добрососедских отношений и быстрого и эффективного урегулирования пограничных инцидентов по взаимной договоренности могут создавать институт пограничныхпредставителей (пограничных комиссаров ). Их функции, права и обязанности, порядок сношений, иммунитеты и пр. определяются в договорах о режиме границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов. Обычно пограничные представители назначаются из офицерского состава пограничных войск на определенные участки границы и имеют компетенцию препятствовать нелегальному переходу границы; расследовать случаи нарушения границы; расследовать и разрешать претензии о компенсации вследствие всякого рода нарушений режима границы; согласовывать порядок возвращения имущества, оказавшегося на территории сопредельной стороны. Особо серьезные случаи нарушения

границы рассматриваются на дипломатическом уровне.

42. Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения и охраны

Государственной границей считаются линия и прохо­дящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяю­щие государственную территорию от территории, на кото­рую суверенитет государства не распространяется. Раз­личают сухопутные, водные и воздушные границы госу­дарственной территории. Сухопутные границы устанавли­ваются на основе договоров между сопредельными госу­дарствами и согласно этим договорам отмечаются на мест­ности. Существует три типа сухопутных границ:

1) орографические - проводятся с учетом рельефа местности;

2) геометрические - устанавливаются по прямой линии, проведенной между двумя точками;

3) астрономические - устанавливаются по меридианам и параллелям.

Водные границы делятся на: речные, озерные, грани­цы других водоемов, морские.

Речные границы устанавливаются по соглашению при­брежных государств и проводятся по линии тальвега (линии наибольшей глубины) либо посредине реки. На озерах и иных водоемах - по прямой, соединяющей вы­ходы сухопутной границы государств к берегам?одоема.

Морские границы государства - внешние пределы его территориального моря или линии разграничения терри­тории морей смежных или противолежащих государств.

Воздушные границы - боковые (вертикальная плос­кость, проходящая над линией государственной границы по суше или морю) и высотные (горизонтальная плос­кость, лежащая на высоте 96 км). Устанавливаются над уровнем моря в пределах боковых, воздушных границ государства.

Границы, как правило, устанавливаются договорами (договорные границы). Существуют и «исторически сло­жившиеся границы», признанные сопредельными госу­дарствами в результате длительного их соблюдения.

Существуют следующие основания изменения госу­дарственной границы:

1) осуществление нациями и народами своего права на самоопределение, при котором происходит разделение или восстановление наций и народов и в результате устанавливаются новые границы или восстанавливаются старые

2) Обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств в целях наиболее благоприятного расположения границы;

3) Обмен небольшими участками в случае демаркации границы.

Государственная граница устанавливается путем:

демаркации - уточнения сопредельными государства­ми линии границы, которая была или могла быть измене­на в результате природных или исторических факторов. Редемаркация - проверка ранее демаркированной грани­цы с ремонтом ранее установленных пограничных знаков;

делимитации - установления границы между государ­. ствами впервые.

В целях обеспечения неприкосновенности и неруши­мости границ, их охраны внутренним законодательством и межд. договорами сопредельных государств устанав­ливается специальный пограничный режим, который предусматривает

порядок охраны и пересечения государственной гра­ницы на суше, на море и в воздухе;

ведение сельскохозяйственной, промысловой, произ­водственной, транспортной и иной деятельности в рай­оне государственной границы.

Государственная территория. Государственная граница, ее виды и порядок определения. Территориальное море

Верховная власть государства, его территориальное вер­ховенство - отличительная черта государственной террито­рии.

Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Консти­туция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 67) территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъек­тов, внутренние воды и территориальное море, воздушное про­странство над ними.

В сухопутное пространство РФ входят открытые и могу­щие быть открытыми в будущем земли и острова, расположен­ные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья РФ, в пределах между меридианами, соединяющими крайние точки побережья России с Северным полюсом

Водное пространство как часть государственной территории - это внутренние воды (реки, озера, каналы и другие во­доемы, берега которых принадлежат данному государству), при­надлежащие государству части пограничных рек и озер, внут­ренние морские воды (прилегающие к побережью воды портов, бухт, заливов и др.) и территориальное море, то есть прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль.

Воздушное пространство государства - это та часть воз­душного пространства, которая находится над сухопутной и водной территориями государства. Высотный предел воздуш­ного пространства одновременно является линией разграниче­ния воздушного и космического пространств. В настоящее вре­мя такая линия не определена.

Государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей территории иностран­ным государствам, их юридическим или физическим лицам.

Государственная территория должна использоваться в со­ответствии с нормами и принципами международного права и таким образом, чтобы не причинять ущерб другим государст­вам.

Изменение государственной территории также может быть произведено на основе определенно выраженного согласия го­сударств и в соответствии с нормами и принципами междуна­родного права.

Правовым основанием такого изменения становится меж­государственный договор о передаче определенной части тер­ритории или об обмене ее участками.

Государственная граница - это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяю­щие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства).Границы между сопредельными го­сударствами обычно определяются договорами между ними.

Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам.

На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наи­больших глубин), если река судоходная, либо по середине рус­ла, если река несудоходная. На озерах она представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера.

Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море. Она устанавливается госу­дарством с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их раз­граничения между смежными или расположенными друг про­тив друга государствами).

Процесс установления границы включает две стадии: де­лимитацию и демаркацию.

Делимитация - это определение в договоре общего направления прохождения границы (словесное описание с указанием характерных мест ее прохождения - рек, озер, хребтов и т. д.) и нанесение ее на карту (графическое изображение).

Демаркация - это обозначение линии границы на местности посредством установления специальных погранич­ных знаков. Она осуществляется специально создаваемыми ко­миссиями из представителей сопредельных государств. При демаркации составляются демаркационные документы: прото­колы - описания государственной границы, протоколы погра­ничных знаков (с характеристикой их положения, формы, раз­меров, материала, номера и т. д.).

Территориальное море - это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (ос­новному сухопутному массиву и островам) и внутренним во­дам государств и находящийся под суверенитетом прибреж­ного государства.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль.

Отсчет ширины территориального моря производится:

1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внутрен­них вод; 3) от прямых исходных ("базисных") линий, соединяю­щих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко из­резана или вдоль берега имеется цепь островов).

Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его су­веренитетом. Суверенитет прибрежного государства над тер­риториальным морем осуществляется с соблюдением норм ме­ждународного права.

Государственная граница Российской Федерации это:

Государственная граница Российской Федерации

Госуда́рственная грани́ца Росси́йской Федера́ции - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Охрану государственной границы осуществляет Пограничная служба ФСБ России, а обустройством пограничных пунктов ведает Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации.

До 2008 года Россия признавала наличие границ с 16-ю государствами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Беларусью, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, КНР, Монголией, КНДР, Японией и США. После признания Россией государств Республика Абхазия и Южная Осетия Россия признаёт наличие границ с 18-ю государствами. Протяжённость российской границы составляет 60 932 км.

Сухопутные границы

Основная территория Российской Федерации граничит по суше с 14 государствами-членами ООН и двумя частично признанными государствами (Республика Абхазия и Южная Осетия). С Польшей и Литвой граничит только полуэксклав Калининградская область. Небольшой анклав Саньково-Медвежье, входящий в состав Брянской области, со всех сторон окружён границей с Беларусью. На границе с Эстонией существует анклав Дубки.

Российский гражданин может свободно, имея лишь внутренний паспорт, пересекать границу с Республикой Абхазия, Беларусью, Казахстаном, Украиной и Южной Осетией.

Все участки границы, кроме границы с Беларусью, разрешается пересекать только на установленных пунктах пропуска с соблюдением всех предусмотренных законом процедур[источник не указан 250 дней ]. Единственное исключение - граница с Беларусью. Её можно пересекать в любом месте, пограничного контроля на ней нет[источник не указан 250 дней ]. На магистральных дорогах есть таможни, но они ведут проверку грузов, а не пассажиров[источник не указан 250 дней ].

Далеко не все сухопутные границы являются охраняемыми[источник не указан 608 дней ].

Государства
(порядок против часовой стрелки) Длина границы (км)

Морские границы

По морю Россия граничит с двенадцатью государствами. С США и Японией Россия имеет только морскую границу. С Японией это узкие проливы: Лаперуза, Кунаширский, Измены и Советский, отделяющие Сахалин и Курильские острова от японского острова Хоккайдо. А с США - это Берингов пролив, граница, проходящая по которому, отделяет остров Ратманова от острова Крузенштерна. Длина границы с Японией примерно 194,3 километра, с США - 49 километров. Также по морю пролегает участок границы с Норвегией (Баренцево море), Финляндией и Эстонией (Финский залив), Литвой и Польшей (Балтийское море), Украиной (Азовское и Черное моря), Абхазией - Черное море, Азербайджаном и Казахстаном (Каспийское море), и КНДР (Японское море).

Спорные участки границы

Сухопутные

Эстония

Эстония претендует на Печорский район Псковской области и правобережье реки Нарва с Ивангородом. 18 мая 2005 министры иностранных дел России и Эстонии Сергей Лавров и Урмас Паэт подписали договоры о государственной границе и разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах, закрепившие прохождение госграницы между двумя государствами по прежней административной границе между РСФСР и Эстонской ССР «с незначительной корректировкой на условиях адекватной территориальной компенсации». Одним из основных предметов переговоров по российско-эстонской границе является «Саатсеский сапог». Его планировалось передать Эстонии, обменяв на другие территории. Договор не был ратифицирован Россией, из-за внесённых в него эстонской стороной поправок.

Латвия

Латвия претендовала на территорию Пыталовского района Псковской области. 27 марта 2007 года Россией был подписан договор о границах с Латвией, район остался в составе России.

Китайская Народная Республика

Основная статья : Российско-китайская граница

Демаркация российско-китайской границы в 2005 году состоялась в период президентства Владимира Путина. Китай получил ряд спорных территорий общей площадью 337 квадратных километров: участок земли в районе острова Большой (верховья реки Аргунь в Читинской области) и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский в районе слияния рек Амур и Уссури.

Китайская Республика

Танну-Урянхай (жёлтым)

Китайская Республика, расположенная на острове Тайвань, претендует[источник не указан 544 дня ] на историческую область Танну-Урянхай (кит. трад. 唐努烏梁海, упр. 唐努乌梁海, пиньинь Tángnǔ Wūliánghǎi ), до 1912 входившую в состав Цинского Китая и Республики Китай. В данный момент эта территория, Республика Тыва, является субъектом Российской Федерации. Россия не признаёт ни саму Китайскую Республику, ни её претензии.

Морские

Азовское море

Азовское море и Керченский пролив являются внутренними водами одновременно России и Украины, согласно договору о сотрудничестве. Переговоры экспертных групп по разграничению Азово-Керченской акватории и Чёрного моря продолжаются.

Каспийское море

В течение длительного времени идут переговоры между прикаспийскими государствами о статусе Каспийского моря - Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивали на разделе Каспия по срединной линии, Иран - на разделе Каспия по одной пятой части между всеми прикаспийскими государствами. В 2003 году Россия, Азербайджан и Казахстан подписали соглашение о частичном разделе Каспийского моря по срединной линии.

Курильские острова

Основная статья : Проблема принадлежности Курильских островов

Япония претендует на южную группу Курильских островов Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи.

Полярные владения России

Морская граница России и США

Границы северных полярных владений России определены постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926. Водная граница прошла тогда от Кольского полуострова через Северный полюс до Берингова пролива.

1 июня 1990 г. было подписано Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств, по условиям которого к США отошли часть исключительной экономической зоны СССР и участок континентального шельфа площадью 46,3 тыс. квадратных километров в открытой центральной части Берингова моря, а также территориальные воды на небольшом участке в Беринговом проливе между островами Ратманова (Россия) и Крузенштерна (США).

В 1997 году Россия ратифицировала Конвенцию по морскому праву 1982 года, отказавшись от особых прав на владения в Арктике, потеряв при этом суверенные права на 1,7 млн км² своего арктического сектора. Если будет доказано, что шельф от берегов России тянется дальше 200 миль, то страна может претендовать на исключительную экономическую зону. Чтобы добиться прав на полярные владения, Россия предпринимает шаги, чтобы доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева имеют континентальное происхождение, связанное с территорией России.

Границы исключительных экономических зон

Россия имеет морские границы исключительных экономических зон в Баренцевом море, Чукотском, Беринговом, Охотском, Японском, Каспийском, Азовском, Черном и Балтийском морях со следующими странами: Норвегия, США, Япония, КНДР, Абхазия, Турция, Украина, Польша, Швеция, Литва, Эстония, Финляндия.

См. также

  • Территориально-политическая экспансия России
  • Граница Калининградской области
  • Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации

Примечания

  1. Информация о делимитации и демаркации государственной границы Российской Федерации
  2. Kremlin.ru | СОБЫТИЯ | Досье
  3. «Проблемы Каспия решить можно только в пятистороннем формате» - Политком.Ру (23.12.2009)
  4. О правовом статусе российского арктического сектора, журнал «ПРАВО И ПОЛИТИКА» № 12,2000
  5. Статья 60 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года: исключительная экономическая зона составляет 200 морских миль (370,4 км) от побережья страны. Расстояния высчитаны с помощью Google Earth.

Ссылки

  • Закон о государственной границе РФ
  • Федеральное агентство по обустройству государственной границы
  • Границы России, Инфографика, РИА Новости
  • Паламарь Н. Г. К вопросу об установлении государственной границы Российской Федерации // . - 2009. - № 6 - История.
  • Паламарь Н. Г. Некоторые аспекты пограничного разграничения между Российской федерацией и Соединенными Штатами Америки // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» . - 2009. - № 6 - История.
  • Описание границ России с: Латвией, Эстонией (по проекту договора о границе)
Границы Российской Федерации

Абхазия · Азербайджан · Белоруссия · Грузия · Казахстан · Китай · Латвия · Литва · Монголия · Норвегия · Польша · Северная Корея · США · Украина · Финляндия · Эстония · Южная Осетия · Япония

  • Границы Российской Федерации

Что такое государственная граница?

Да, о плоскости я забыл. Вспомнилось, что англичане на одном из парламентских заседаний определяли высоту и глубину такой границы. Пришли ко мнению, что на глубину она распространяется до центра Земли, а на высоту - до пределов атмосферы. - 3 года назад

Граница - это полоса земли на суше или условно проведенная линия в море или океане между двумя соседними государствами.Границы есть сухопутные и морские.Сухопутные границы проходят по равнинам, горным хребтам, рекам.Морские по морям океанов.Россия граничит со многими государствами.У России самая протяженная сухопутная граница.Россия имеет длинную морскую границу и ее территория омывается водами трех океанов.На суше наша страна граничит с 14 государствами.

Это граница государства, страны. Граница, на территорию в пределах которой распространяется суверенитет государства, которого границы эти государственные. А также на эту территорию распространяются и законы этой страны. Территория в пределах государственных границ является территорией страны.

Мари т

Государственная граница - это линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) страны, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета.

режим охраны и защиты). В соответствии с Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 (с изменениями и дополнениями) охрана, защита границы предполагает функционирование трех правовых режимов: режима границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через границу. Режим Гг. - совокупность норм, устанавливающих правила содержания границы, которыми регулируются порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров; правила пересечения границы лицами и транспортными средствами (например, на путях международного железнодорожного транспорта, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами или решениями Правительства РФ); правила перемещения через границу грузов, товаров и животных в местах и в порядке, установленных международными договорами РФ, законодательством РФ; правила пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в установленных пунктах пропуска через границу. Они предусматривают проведение проверок законности пересечения (пограничный, таможенный, санитарный и другие виды контроля), выдачу разрешений на пересечение; правила ведения хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пересечением границы и иным образом затрагивающей инте- реськРФ; правила разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима Гг. Пограничный режим устанавливается в пограничной зоне, территориальном море РФ и ее внутренних водах, имеющих выход к границе. Он включает: правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне, которые предусматривают порядок выдачи гражданам пропусков, маршруты передвижения и иные условия пребывания; правила хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых мероприятий в пограничной зоне; правила учета и содержания российских маломерных судов и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения в территориальном море и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов; правила ведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в пограничной зоне. Режим в пунктах пропуска через Гг. включает: правила, устанавливающие порядок въезда (выезда) лиц, транспортных средств, товаров, животных в пунктах пропуска; правила пребывания в пунктах пропуска лиц и транспортных средств; правила захода, пребывания иностранных судов в портах (на рейдах) РФ, схода членов экипажа на берег, посещения судов. В пунктах пропуска могут вводиться дополнительные режимные ограничения, кроме перечисленных правил. Охрана и защита государственной границы возложена на пограничные войска и органы Федеральной пограничной службы (ФПС) РФ. Они имеют право: а) доставлять граждан в специальные помещения, задерживать их, подвергать личному осмотру и досмотру вещей; б) осматривать невоенные суда и доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт; в) применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу, использовать служебных собак; г) проводить оперативно-розыскную деятельность; д) осуществлять иные полномочия. Органы ФПС осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 2249 КоАП РСФСР. М.В. Пучкова

Отличное определение

Неполное определение ↓

Границами железнодорожной станции являются:

на однопутных участках - входные светофоры;

на двухпутных участках по каждому в отдельности главному железнодорожному пути с одной стороны - входной светофор, а с другой - сигнальный знак "Граница станции", установленный на расстоянии не менее 50 м за последним выходным стрелочным переводом.

На двухпутных участках, оборудованных двусторонней автоблокировкой, а также где установлены входные светофоры для приема поездов по неправильному железнодорожному пути, границей железнодорожной станции по каждому в отдельности главному железнодорожному пути являются входные светофоры.

При совпадении границ двух смежных раздельных пунктов владельца инфраструктуры и владельца железнодорожных путей необщего пользования их границами является входной светофор или сигнальный знак "Граница станции", установленный в створе с входным или маневровым светофором.

Граница железнодорожного пути необщего пользования обозначается знаком "Граница железнодорожного пути необщего пользования" или "Граница подъездного пути". Место установки знака определяется владельцем инфраструктуры и владельцем железнодорожных путей необщего пользования совместно.

2. Сигналы, применяемые для обозначения поездов. Голова днем-прожектор,ночью_дополнительно двумя прозрачными белыми буферными.По неправильному –красный, слева –белый днём и ночью

Обязанности локомотивной бригады при производстве маневров.

Точно и своевременно выполнять задание на маневровую работу.

Внимательно следить за подаваемыми сигналами, точно и своевременно их выполнять.

Внимательно следить за людьми находящихся на путях, положением стрелок и расположением подвижного состава, немедленно принимать меры к остановке в случае опасности для людей и при обнаружении неисправности и препятствий угрожающих безопасности движения.

Обеспечить безопасность локомотиво-составительской бригады.

Обеспечить безопасность производства маневров и сохранность подвижного состава.

Уклон со ст. «Западная» в сторону «Складов оборудования».

БИЛЕТ №16

Когда машинист локомотива не вправе приводить в движение локомотив?

Машинист локомотива, производящий маневры, не вправе приводить в движение локомотив без получения указания руководителя маневров лично, по радиосвязи, устройствам двусторонней парковой связи или сигнала, подаваемого ручными сигнальными приборами.

Кроме указания или сигнала руководителя маневров, перед выездом на стрелки централизованных маневровых маршрутов машинист должен убедиться в наличии разрешающего показания маневрового светофора лично, а в случае отсутствия видимости сигнала через руководителя маневров, а на нецентрализованные стрелки - получить от дежурного стрелочного поста сигнал или сообщение (лично, по радиосвязи, устройствам двусторонней парковой связи) о готовности стрелок для маневровых передвижений. При отсутствии маневровых светофоров или невозможности открытия светофора перед выездом на централизованные стрелки машинистом должно быть получено сообщение о готовности стрелок для маневровых передвижений от дежурного по железнодорожной станции (лично, по радиосвязи, устройствам двусторонней парковой связи или переданное через руководителя маневров).

На железнодорожных станциях с электрической централизацией стрелок и светофоров в случаях передачи стрелок с центрального на местное управление выезд на стрелки разрешается по указанию или сигналу работника, на которого возложен перевод этих стрелок.

Сигналы подаваемые горочными светофорами.

Горочными светофорами подаются сигналы:

а) один зеленый огонь – «Разрешается роспуск вагонов с установленной скоростью»;

б) один желтый огонь – «Разрешается роспуск вагонов с уменьшенной скоростью»;

в) один желтый и один зеленый огни – «Разрешается роспуск вагонов со скоростью, промежуточной между установленной и уменьшенной»;

г) один лунно-белый огонь – «Разрешается горочному (маневровому) локомотиву проследовать через горб горки в подгорочный парк и производить маневры на железнодорожном пути сортировочного парка»;

д) один красный огонь – «Стой! Запрещается роспуск»;

е) буква «Н» белого цвета на световом указателе, горящая одновременно с красным огнем, или при погашенном красном огне – «Осадить вагоны с горки назад».

Приём поездов на железнодорожную станцию при запрещающем показании входного сигнала.

Прием поездов на станцию при запрещающем показании входного (маршрутного) светофора производится:

а) по регистрируемому приказу дежурного по станции, передаваемому машинисту по радиосвязи;

б) по регистрируемому приказу дежурного по станции, передаваемому по специальному телефону, установленному у входного светофора;

в) по пригласительному сигналу;

г) по письменному разрешению дежурного по станции;

д) по регистрируемому приказу поездного диспетчера (при диспетчерской централизации);

е) по специальному маневровому светофору, установленному на мачте входного сигнала.

Кроме того, на железнодорожных путях необщего пользования разрешается прием по приказу дежурного по станции, переданному по двусторонней парковой связи при наличии переговорной колонки в районе входного светофора.

Порядок обслуживания РРУ.

Порядок заезда и выезда маневровых составов с путей рудоразмораживающих установок на пути района определен Техническо-Распорядительным Актом Новокузнецк-Северного района. Движение маневровых составов с путей Новокузнецк-Северного района в парк путей рудоразмораживающих установок и обратно производится с обязательным включением и сокращенным опробованием автотормозов. Очередность подачи вагонов с рудой на разогрев, определяет начальник смены Новокузнецк-Северного района. Подача и уборка вагонов в гаражи рудоразмораживателя, производится с прикрытием в 4 оси при локомотиве, по согласованию, между оператором поста централизации РРУ, старшим машинистом гаражей и старшим приемосдатчиком груза поста «Рудный».
Величина маневрового состава, передаваемого с путей района на выставочные пути парка РРУ, должна быть не более 33 четырехосных вагонов. Величина маневрового состава, подаваемого в рудоразмораживающие гаражи в свободные камеры РРУ-1, 2-22 четырехосных вагонов; Из парка РРУ на пути надвига и 30-й путь вагоноопрокидывателя и обратно - 33 четырехосных вагона. При подачи более 22 вагонов на пути РРУ составитель поездов обязан, вначале отставить лишние вагоны на выставочные пути №№1,9,10, а затем производить подачу вагонов в камеру гаражей. При одновременной уборке вагонов из камер гаражей и с выставочных путей РРУ, первую очередь убираются вагоны из камер гаражей, а затем только с выставочных путей. На посту РРУ установлены, по маршруту движения маневрового состава сигнальные знаки «Остановка локомотива». Сигнальные знаки предназначены для предотвращения повреждения ворот в камерах РРУ при осаживании состава. Знаки имеют вид красных щитов с белыми буквами. Сигнальные знаки для первой остановки установлены на расстоянии, вмещающем 22 вагонов, плюс одна платформа-прикрытие до ворот камер РРУ-1, и ворот камер РРУ-2. Сигнальные знаки для второй остановки установлены на расстоянии вмещающим 11 четырехосных вагонов плюс платформа прикрытие до ворот камеры РРУ-1, и ворот камеры РРУ-2. Подаваемая группа вагонов на разогрев в камеры РРУ должна быть установлена перед въездными светофорами, старший машинист РРУ устанавливает 3 башмака под состав, который подается в камеру, дежурный персонал гаража, по разрешению составителя производит защиту тормозного оборудования вагонов. После окончания обработки состава, старший машинист РРУ дает разрешение составителю на объединения с составом и на подачу вагонов в камеру. Вагоны подаются в камеры только после того, как уберут спаренные башмаки и откроют въездную сигнализацию. Уборка разогретых вагонов из РРУ происходит в обратной последовательности.

БИЛЕТ №17

  1. Обязанности локомотивной бригады при проведении маневров .

Локомотивная бригада, обслуживающая локомотив при производстве маневров, обязана:

Точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу;

Внимательно следить за подаваемыми сигналами, точно и своевременно выполнять сигналы и указания о передвижениях;

Внимательно следить за людьми, находящимися на железнодорожных путях, положением стрелок и расположением железнодорожного подвижного состава;

Обеспечивать безопасность производства маневров и сохранность железнодорожного подвижного состава.

  1. Ручные и звуковые сигналы подаваемые при производстве маневровой работы.

При маневрах подаются ручные и звуковые сигналы:

а) «Разрешается локомотиву следовать управлением вперед» – днем движением поднятой вверх руки с развернутым желтым флагом; ночью – ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 7.4) или одним длинным звуком;

б) «Разрешается локомотиву следовать управлением назад» – днем движением опущенной вниз руки с развернутым желтым флагом; ночью – ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 7.5) или двумя длинными звуками;

в) «Тише» – днем медленными движениями вверх и вниз развернутого желтого флага; ночью – ручного фонаря с прозрачно-белым огнем или двумя короткими звуками;

г) «Стой!» – днем движениями по кругу развернутого красного или желтого флага; ночью – ручного фонаря с любым огнем или тремя короткими звуками.

Звуковые сигналы при маневрах подаются ручным свистком или духовым рожком.

  1. Когда машинисту локомотива не разрешается приводить в движение локомотив с железнодорожного пути на котором остаются вагоны .

Машинисту локомотива, производящего маневры, не разрешается приводить в движение локомотив для выезда с пути, на котором остаются вагоны, без получения сообщения от руководителя маневров об их закреплении, переданного по радиосвязи, двусторонней парковой связи, через другого работника, участвующего в маневрах, или лично.

  1. Порядок надвига вагонов на горку ст «Н-Северный».

После объединения локомотива с составом составитель поездов убирает тормозные башмаки и обрабатывает состав. После обработки состава надвиг осуществляется по разрешающему показанию горочного светофора. Роспуск вагонов производится по зеленому показанию горочного светофора со скоростью не более 5 км/ч, а по желтому показанию со скоростью не более 3 км/ч.

БИЛЕТ №18

  1. Когда производится и порядок проведения полного опробования автотормозов в поездах.

Полное опробование автотормозов в поездах с проверкой состояния тормозной магистрали и действия тормозов у всех вагонов производится:

На железнодорожных станциях формирования перед отправлением поезда;

После смены локомотива;

На железнодорожных станциях, разделяющих смежные гарантийные участки следования грузовых поездов, при техническом обслуживании состава без смены локомотива;

Перед выдачей мотор-вагонного поезда из депо или после отстоя его без бригады на железнодорожной станции;

на железнодорожных станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками, где остановка поезда предусмотрена графиком движения.

Перед затяжными спусками 0,018 и круче полное опробование производится с десятиминутной выдержкой в заторможенном состоянии.

Проведение.

Проверяется плотность ТМ поезда машинистом и осмотрщиком - После отключения компрессоров и последующего снижения давления на 0,4 – 0,5 атм. Замерить дальнейшее снижение на 0,5 (с 8 до 7,5 атм.) при поездном положении ручки крана (до 100 осей 50 сек., до 150 осей 35 сек., до 200 осей 25 сек.).

По сигналу осмотрщика машинист снижает давление в ТМ на 0,6 – 0,7 атм. 5 положением и переводит ручку крана в 4 положение. По истечении 2 мин. осмотрщик проверяет действие тормозов по всему поезду у каждого вагона по выходу штока. По окончании проверки осмотрщик подает сигнал отпустить тормоза и проверит отпуск тормоза у каждого вагона. Машинист выполняет отпуск вторым положением. Перед затяжными спусками 18‰ и более с 10 минутной выдержкой. По окончании опробования осмотрщик вручает машинисту справку ЖД – 45В (заполняется в 2 экземплярах, копия остается у осмотрщика).

В справке указывается: Требуемое расчетное нажатие, количество ручных тормозов. Фактическое нажатие. Номер хвостового вагона. Данные о плотности тормозной сети. Номер локомотива. Дата. Номер поезда. Вес поезда. Количество осей. Штемпель станции.

При двойной тяги машинист второго локомотива перед отправлением должен лично ознакомиться с данными справки.

  1. Ограждение мест препятствия или производства работ на двухпутном перегоне на ж.д. путях необщего пользования. (п. 36 Приложения 7).

На втором пути на расстоянии «Т» от красных сигналов устанавливается сигнальный знак «С».

  1. Где запрещается устанавливать тормозные башмаки.

а) непосредственно перед рельсовым стыком (1 м и менее) и на рельсовом стыке (если он не сварен);

б) перед крестовиной стрелочного перевода;

в) на рамный рельс стрелочного перевода, к которому прилегает остряк;

г) на наружный рельс кривой.

  1. Порядок подачи вертушек на шихтовый двор ККЦ-1.

БИЛЕТ№19

  1. Сокращённое опробование автотормозов в грузовых поездах .

Сокращенное опробование с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормозов у двух хвостовых вагонов:

После прицепки локомотива к поезду, если предварительно было произведено полное опробование от компрессорной установки;

После смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не оцеплялся;

После всякого разъединения рукавов, кроме отцепки подталкивающего локомотива,

После стоянки более 30 минут.

Сокращенное опробование автотормозов поезда производится по действию тормозов хвостового вагона, с проверкой плотности тормозной сети. После отключения компрессоров и последующего снижения давления на 0,4 – 0,5 атм. Замерить дальнейшее снижение на 0,5 (с 8 до 7,5 атм.) при поездном положении ручки крана (до 100 осей 50 сек., до 150 осей 35 сек., до 200 осей 25 сек.).

Препятствие на перегоне ограждается с обеих сторон на расстоянии 15м от границ опасного места красными переносными сигналами. От этих сигналов на расстоянии «Т» устанавливается переносные сигналы уменьшения скорости. Желтые щиты находятся под охраной сигналистов с ручными красными сигналами в 20м от сигнала уменьшения скорости в сторону места работы.

При подъезде к сигналисту с красным ручным сигналом машинист обязан подать сигнал остановки и остановиться перед красным щитом.

  1. Требования к тормозным башмакам.

Запрещается использовать тормозной башмак, имеющий следующие неисправности:

Лопнувшая головка;

Лопнувшая, надломленная, расплющенная или изогнутая подошва (полоз);

Ослабленное крепление головки с подошвой;

Излом, изгиб или отсутствие рукоятки.

Тормозные башмаки должны быть окрашены (в цвет, при котором они более заметны), иметь установленное клеймо и храниться на специальных площадках, стеллажах и тумбочках на междупутьях.

  1. Порядок обслуживания нагревательных колодцев Блюминга ст «Стальная».

Составы подаются вперед тележками. Разрешением на въезд в здание ОНК служит разрешающее показание въездного светофора установленного над воротами. Без предварительного согласования с мастером или нагревальщиком 7 р. ОНК с остановкой локомотива напротив указателя «стоянка локомотива» обозначенного на боковой стене ОНК в районе ворот (при этом составы могут выходить за этот указатель). Дальнейшее движение в здании ОНК по разрешению мастера или ст. нагревальщика 7 р. Заезд локомотива разрешается с включенным прожектором при подаче звукового сигнала. Помощник машиниста тепловоза находится на ведущей по ходу площадке тепловоза. По распоряжению (нагрев. 7р.) бригада расставляет и расцепляет составы напротив указанных Групп колодцев и закрепляет на башмаки со стороны ворот. Расцепка и сцепка составов допускается если напротив места сцепки (расцепки) на смежном пути не стоит состав с кипящей сталью, а при расцепке составов с кипящей сталью нет других составов. После окончания маневров машинист тепловоза должен получить разрешение у нагревальщика 7 р. на выезд с фронта выгрузки и выехать к месту «стоянка локомотива» при этом должен быть включен прожектор и подавать оповестительный сигнал. Запрещается проезд тепловоза прицепка отцепка под шахтами клещевых кранов. Запрещается работа двух тепловозов одновременно в ОНК при поставке и уборке. Локомотивной бригаде необходимо обеспечивать безопасность движения, выезд и въезд со включенным прожектором и подачей оповестительного сигнала. При выводе состава из ОНК пом. машиниста должен находиться у ворот ОНК и контролировать выход состава из ворот.

БИЛЕТ №20

  1. Средства сигнализации и связи при движении поездов . (п.85.п. 86 Приложения № 6).

Основными средствами сигнализации и связи при движении поездов являются автоматическая и полуавтоматическая путевые блокировки.

На отдельных малоинтенсивных линиях (участках) и железнодорожных путях необщего пользования движение поездов допускается:

По приказам диспетчера поездного, передаваемым непосредственно машинисту ведущего локомотива по поездной радиосвязи;

При посредстве одного жезла;

При посредстве одного локомотива;

В отдельных случаях, если границы двух железнодорожных станций совпадают, на железнодорожных путях необщего пользования допускается применять маневровый порядок движения.

  1. Ограждение мест препятствия или производства работ на однопутном перегоне на ж.д. путях необщего пользования.

Препятствие на перегоне ограждается с обеих сторон на расстоянии 15м от границ опасного места красными пе-реносными сигналами. От этих сигналов на расстоянии «Т» устанавливается переносные сигналы уменьшения скорости. Желтые щиты находятся под охраной сигналистов с ручными красными сигналами в 20м от сигнала уменьшения скорости в сторону места работы.

При подъезде к сигналисту с красным ручным сигналом машинист обязан подать сигнал остановки и остановить-ся перед красным щитом.

  1. Порядок проведение маневров с выездом за границу станции на однопутном перегоне.

Разрешением на выезд маневрирующего состава за границу станции на однопутном перегоне служит:

а) при автоматической блокировке - ключ-жезл, выдаваемый машинисту маневрового локомотива перед открытием соответствующего выходного светофора. После первого выезда маневрового состава за границу станции по открытому выходному светофору и ключу-жезлу повторные выезды на перегон при наличии у машиниста ключа-жезла осуществляются без открытия выходного светофора.

На участках, оборудованных автоматической блокировкой, где на станциях имеются специальные маневровые светофоры, связанные с путевыми светофорами, выезд маневрирующего состава за границу станции производится при разрешающем показании этого маневрового светофора.

При отсутствии ключа-жезла или специального маневрового светофора для маневров с выездом за границу станции машинисту маневрового локомотива выдается путевая записка;

б) при полуавтоматической блокировке - ключ - жезл данного перегона, а при его отсутствии - путевая записка;

в) при электрожезловой системе - жезл или ключ-жезл данного перегона;

г) при телефонной связи - путевая записка.

  1. Обязанности локомотивной бригады при маневровой работе на путях ОРХ и экипировочных пунктах.


Просмотров