Назначение и принципы уголовного судопроизводства. Защита прав и свобод человека и гражданина в отдельных видах судопроизводства

Жукова Н.А.
Производство по уголовным делам с участием иностранных граждан в досудебных стадиях в Российской Федерации
Диссертация на соискание ученой степени канд. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003. 186 с.

§2. Правовой статус иностранных граждан в уголовном процессе Российской Федерации.

Все категории иностранных граждан обладают тем или иным объемом прав, свобод и обязанностей и находятся в определенной правовой связи с государством пребывания. Правовой статус - это комплексный элемент правового положения, включающий в себя правосубъектность, систему юридических прав, обязанностей и законных интересов личности. Ядром правового статуса являются основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Правовой статус иностранных граждан устанавливается, по мнению ряда авторов, только внутренним законодательством, учитывающим и нормы международного права. Вместе с тем некоторые авторы высказывают иные суждения, утверждая, что необходимость использования международных договоров для регламентации производства по уголовным делам обусловлена прежде всего наличием институтов, лежащих в зоне пересечения международного, уголовного и уголовно-процессуального права. К числу этих институтов относятся: международная правовая помощь по уголовным делам; распределение юрисдикции в случаях, затрагивающих интересы договаривающихся сторон; дипломатический иммунитет от юрисдикции по уголовным делам.

Международные договоры и соглашения содержат немало норм, которые обязаны соблюдать и применять государственные органы в своей правоохранительной деятельности. Поскольку анализ таких норм нередко отсутствует в национальном законодательстве, эти международные договоры и соглашения служат единственными источниками правового регулирования определенных видов правоотношений, в том числе уголовно-процессуальных.

Именно эта позиция представляется наиболее приемлемой. Государство, устанавливая объем прав и обязанностей иностранных граждан, включает в соответствующие нормативные акты положения, гласящие, что нормы международных договоров, устанавливающие иные правила, имеют преимущественную силу, либо прямо указывающие, что права и обязанности иностранных граждан определяются и международными договорами. Приоритет норм международного права в области охраны прав личности при их коллизии с внутренним законодательством государства вытекает, в частности, из Итогового документа Венской встречи, подписанного представителем из СССР. Все эти положения означают, что нормы международных договоров наряду с внутренним законодательством регулируют вопросы правового положения иностранных граждан. Кроме Конституции РФ (ч.4 ст.15), это положение нашло свое закрепление в ч.3 ст.1 УПК РФ, в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные действующим УПК РФ, то применяются правила международного договора.

С учетом многообразия общественных отношений, в которых участвуют иностранные граждане, их правовой статус включает конституционный, гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и иные аспекты, которые находятся в системном единстве и, следовательно, могут быть выделены условно, теоретически. В этой связи следует отметить, что в рамках настоящей работы далее будет рассматриваться лишь уголовно-процессуальный статус иностранцев.

В действующем УПК РФ нет уголовно-процессуальных норм, в которых был бы четко определен правовой статус иностранных граждан в уголовном процессе РФ. Это объясняется тем, что согласно ст.19 Конституции РФ "Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств". Установленное ст.19 Конституции РФ положение о равенстве всех перед законом и судом базируется на международных нормах и принципах, которые выработали стандарты защиты прав и свобод человека и гражданина. Россия, являясь непосредственным членом мирового сообщества, таким образом, признает и закрепляет на конституционном уровне общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав человека и, в частности, принцип равенства всех людей перед законом и судом, а не только граждан своего государства. Содержание ст. 19 Конституции РФ дает основание для вывода о том, что правовой статус иностранных граждан в уголовном процессе РФ не отличается от правового статуса граждан РФ. Подтверждением этого является также то, что в соответствии со ст.1 УПК РФ порядок производства по уголовным делам на территории РФ определяется Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ч.1), а установленный УПК РФ порядок судопроизводства является единым и обязательным по всем уголовным делам (ч.2). В ч.1 ст.3 УПК РФ закреплено положение, согласно которому "производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами … на территории Российской Федерации, ведётся в соответствии с правилами настоящего Кодекса".

Вместе с тем, в законодательстве РФ установлены исключения в отношении иностранных граждан, обладающих дипломатическим и иным иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ.

Причем, если в сфере международно-правовых отношений нормы дипломатического иммунитета имеют целью создание благоприятных условий для выполнения дипломатических функций, то в сфере уголовно-процессуальных отношений эти нормы, по нашему мнению, образуют правовую основу дополнительных процессуальных гарантий личной неприкосновенности дипломатических представителей и приравненных к ним иных лиц, неприкосновенности их жилища и т.д.

В соответствии со ст.11 УК РФ любое лицо, совершившее преступление на территории РФ, независимо от того является оно гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежит уголовной ответственности по УК РФ (ч.1). Однако в части четвертой этой статьи установлено, что "вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права".

С учетом норм уголовно-процессуального законодательства и международно-правовых актов мы можем выделить следующие 3 группы иммунитетов, которыми могут обладать иностранные граждане:

1. В зависимости от субъекта:

Дипломатический,

Консульский,

Специальных миссий,

2. В зависимости от объема:

Абсолютный (полный),

3. Свидетельский иммунитет.

Причем иностранный гражданин может обладать иммунитетом, относящимся к нескольким группам. Например, глава дипломатического представительства обладает полным свидетельским и дипломатическим иммунитетом, а сотрудник административно-технического персонала консульского представительства, не приравненный к дипломатическим агентам, обладает функциональным и частичным свидетельским иммунитетом.

Анализ норм международного права, которые согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации, приводит к выводу о том, что иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ в той или иной мере пользуются:

1) дипломатические представители иностранных государств и члены их семей, отдельные сотрудники административно-технического персонала дипломатических представительств и члены их семей;

2) консульские должностные лица и члены их семей;

3) должностные лица и сотрудники ряда международных организаций, находящихся на территории РФ;

4) члены специальных миссий, прибывающие на территорию РФ;

5) лица, находящиеся на территории РФ в соответствии с договорами о правовой помощи.

Иммунитет дипломатических представителей иностранных государств установлен Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, которая была ратифицирована Союзом ССР в 1964 году и сохраняет силу для России. В названной Конвенции среди прочих закреплены следующие положения:

1) личность дипломатического агента неприкосновенна, он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме (ст.29);

2) дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции страны пребывания и не обязан давать показания в качестве свидетеля (ст.31);

3) перечисленными иммунитетами пользуются также члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами государства пребывания (в данном случае гражданами РФ), а также члены административно-технического персонала и члены их семей, живущие вместе с ними, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нём постоянно (ст.37);

4) дипломатический курьер пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме (ст.27).

В соответствии со ст.32 Конвенции дипломатические агенты и лица, пользующиеся перечисленными иммунитетами, могут быть арестованы, задержаны и привлечены к уголовной ответственности в том случае, если аккредитующее государство откажется от иммунитета этих лиц.

Понятия "дипломатический агент", "члены административно-технического персонала" и другие применяемые в Конвенции термины уточняются в первой статье этой Конвенции и в Положении о дипломатических представительствах иностранных государств на территории СССР (Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 года) .

Иммунитет консульских должностных лиц установлен Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года, которая вступила в силу для СССР 14 апреля 1989 года, а также двухсторонними консульскими конвенциями между РФ (СССР) и другими государствами.

В соответствии со ст.43 Венской конвенции о консульских сношениях консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания лишь в отношении действий, совершаемых им при выполнении консульских функций

В соответствии со ст.41 названной Конвенции глава консульского представительства, консульские должностные и иные лица могут быть подвергнуты аресту и предварительному заключению только в случае совершения ими тяжких преступлений и только на основании постановления компетентных судебных органов. В остальных же случаях они могут быть лишены свободы только на основании вступившего в законную силу приговора суда. В случае ареста или предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания незамедлительно уведомляет об этом главу консульского учреждения. Если последний сам подвергается таким мерам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство через дипломатические каналы (ст.41).

Консульский курьер согласно ст.35 Конвенции пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме.

В соответствии со ст.44 Конвенции работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел и не могут отказываться давать показания, за исключением случаев, когда от них требуется дать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций. Если консульское должностное лицо отказывается давать показания, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания.

В двухсторонних консульских конвенциях между РФ (СССР) и другими государствами, как правило, расширяется круг лиц, пользующихся иммунитетом и объем предоставляемого иммунитета. Так, например, в некоторых консульских конвенциях закреплено положение, согласно которому консульские должностные лица и члены их семей пользуются личной неприкосновенностью и в связи с этим не подлежат ни аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме, а также пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ (См. консульские конвенции, заключенные с Азербайджанской Республикой /ст. ст.18 и 19/, с Республикой Беларусь /ст. ст. 18 и 19/, с Литовской Республикой /ст. ст.18 и 19/, Молдовой /ст. ст.34 и 35/, Республикой Узбекистан /ст. ст.18 и 19/, Туркменистаном /ст. ст.18 и 19/ и др.) .

Иногда иммунитет устанавливается более дифференцировано. В частности, согласно ст.20 Консульской конвенции между РФ и Польшей, консульское должностное лицо (т.е. любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций) и члены его семьи, при условии их совместного проживания и если они не являются гражданами РФ, пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции, а также пользуются личной неприкосновенностью и в этой связи не подлежат задержанию, аресту или ограничению свободы в какой бы то ни было форме /п.п.1 и 4/. Консульские служащие (т.е. лица, занятые в административной либо технической службе консульского учреждения) и работники обслуживающего персонала (т.е. лица, выполняющие обязанности по обслуживанию консульского учреждения) пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ лишь в части, касающейся исполнения ими своих обязанностей /п.2/ .

В соответствии со ст.ст.18 и 19 Консульской конвенции между РФ и Республикой Болгарией иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ и личной неприкосновенностью, наравне с консульскими должностными лицами и членами их семей, пользуются также консульские служащие и члены их семей, если они проживают вместе с ними и не являются гражданами РФ.

В консульских конвенциях, как правило, закреплено положение о том, что консульское должностное лицо не обязано давать показания в качестве свидетеля. Консульские служащие и работники обслуживающего персонала могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел. Они не могут отказываться давать показания, за исключением случаев, когда речь идёт о вопросах, связанных с выполнением ими своих функций. При этом в одних консульских конвенциях специально подчеркивается недопустимость принятия мер в целях принуждения консульскою служащего дать свидетельские показания или явиться для этой цели в суд, а также привлечение его к ответственности в случае отказа от дачи показаний или неявки в суд (см., например, п.2 ст.20 Консульской конвенции между РФ и Республикой Болгарией) . В других конвенциях нет такого правила.

В некоторых консульских конвенциях (например, ст.20 Консульской конвенции между РФ и Республикой Болгарией) свидетельский иммунитет консульских должностных лиц и консульских служащих распространяется на членов их семей, если они проживают совместно и не являются гражданами РФ или лицами, постоянно проживающими в РФ.

Таким образом, в каждом конкретном случае, когда возникает вопрос о привлечении к уголовной ответственности, задержании или заключении под стражу консульских служащих и членов их семей в связи с совершением ими преступлений на территории РФ, необходимо ознакомиться с нормами, закреплёнными в консульской конвенции между РФ (СССР) и государством, гражданином (подданным) которого является консульский служащий и члены его семьи.

Иммунитет дипломатических представителей и консульских служащих от уголовной юрисдикции РФ носит абсолютный характер и распространяется даже на те случаи, когда имеет место злоупотребление иммунитетом. Это положение было подтверждено Международным Судом ООН в решении по делу о дипломатическом и консульском персонале США в Тегеране. Одновременно Суд подчеркнул, что изъятие из уголовной юрисдикции не означает безнаказанности, поскольку дипломатическое право само предусматривает меры защиты и наказания за противоправную деятельность членов дипломатических или консульских миссий Основной такой мерой является признание виновного "peгsоnа non gгаtа" (нежелательным лицом). Правовым последствием такого признания является то, что аккредитующее государство отзывает данное лицо из государства пребывания. Согласно ч.4 ст.31 Венской конвенции о дипломатических сношениях аккредитующее государство вправе привлечь дипломатического представителя к уголовной ответственности за преступление, совершённое в стране, где он был аккредитован.

Иммунитет должностных лиц и сотрудников международных организаций определяется уставами организаций, многосторонними конвенциями и двухсторонними соглашениями организаций и РФ.

Так, например, в ст.4 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Организации Объединённых Наций от 13 февраля 1946 года закреплено положение, согласно которому представителям Членов ООН в главных и вспомогательных органах Объединенных Наций и на конференциях, созываемых Объединенными Нациям, при исполнении ими своих служебных обязанностей и во время поездки к месту заседания и обратно, предоставляется иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на личный багаж, а также всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного, написанного или совершённого ими в качестве представителей.

Генеральный Секретарь ООН и все Помощники Генерального Секретаря пользуются в отношении себя, своих жён и несовершеннолетних детей иммунитетами, предоставляемыми согласно международному праву, дипломатическим представителям (ст.5 раздел 19 Конвенции).

Установленные в данной Конвенции иммунитеты распространяются также на должностных лиц и экспертов в командировках в Российской Федерации, Представительства ООН в Российской Федерации, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, что нашло своё закрепление в ст.4 Соглашения между Правительством РФ и ООН об учреждении в РФ Объединенного Представительства ООН от 15 июня 1993 г. и в ст.7 Соглашения между Правительством РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев от 6 октября 1992 г. Кроме того, в названных Соглашениях установлено, что глава Представительства ООН и представители органов, программ и фондов ООН и другие старшие должностные лица, по согласованию между ООН и Правительством РФ, а также Представитель Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, его заместители и другие должностные лица, перечень которых согласовывается Управлением и Правительством РФ, во время нахождения в РФ пользуются в отношении себя, своих супругов и находящихся на их иждивении родственников иммунитетами, которые обычно предоставляются международным правом дипломатическим представителям.

Аналогичным образом установлен иммунитет Постоянного представителя, должностных лиц и сотрудников Европейского Банка реконструкции и развития (разделы 35 и 38 Соглашения между Правительством РФ и Европейским Банком реконструкции и развития от 29 марта 1993 г.), а также Представителей государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития о привилегиях и иммунитетах Организации в Российской Федерации от 8 июня 1994 г.

В соответствии со ст.9 Генерального Соглашения о привилегиях и иммунитетах Совета Европы представителям в Комитете министров Совета Европы при исполнении ими своих служебных обязанностей и во время поездки к месту заседания и обратно предоставляется иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на личный багаж, а также всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного, написанного или совершенного ими в официальном качестве. Согласно ст.10 названного Соглашения судебно-процессуальный иммунитет в отношении сказанного, а также в отношении всех действий, совершённых ими при исполнении служебных обязанностей продолжает действовать и после того, как лица, которых это касается, уже не исполняют подобные обязанности.

Такими же иммунитетами пользуются члены и эксперты Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ст.16 Европейской Конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 года), а также представители членов таких специализированных учреждений ООН как: Международная организация труда; продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединенных Наций; Международная организация гражданской авиации; Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры; Международный валютный фонд; Международный банк реконструкции и развития; Всемирная организация здравоохранения; Всемирный почтовый союз; Международный союз электросвязи; Международная организация по делам беженцев; Всемирная метеорологическая организация; Межправительственная морская консультативная организация; Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития; Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ст.5, разделы 13 и 14 Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений и приложения к ним).

В соответствии со ст.6 раздела 21 Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений иммунитеты дипломатических представителей предоставляются также главным администраторам перечисленных специализированных учреждений, а также должностным лицам, исполняющим обязанности главных администраторов в их отсутствие, супругам и несовершеннолетним детям указанных лиц.

Установленные в приведенной выше Конвенции иммунитеты конкретизированы каждым специализированным учреждением в приложениях к Конвенции, которые направлены Генеральному Секретарю ООН.

Иммунитетом, предоставляемым дипломатическому персоналу, пользуются заместители начальника Штаба по координации военного сотрудничества государств - участников СНГ и члены их семей (п.24 Положения о Штабе по координации военного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств, утверждено решением глав правительств - участников СНГ от 24 декабря 1993 г).

Курьерам международных организаций, как правило, предоставляются иммунитеты дипломатических курьеров (см., например, п.6.1. Соглашения о сотрудничестве между Правительством РФ и Международной организацией по миграции от 13 марта 1992 г. , ст.9 Соглашения между Правительством РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев).

Иммунитет специальных миссий. Конвенция о специальных миссиях 1969 года определяет такого рода миссию как временное представительство государства, которое направляется одним государством в другое с согласия последнего для решения специальных вопросов или для выполнения специального задания /ст.1/ .

Специальная миссия, её помещения и члены миссии пользуются таким же иммунитетом, что и дипломатические представители.

Иммунитет лиц, находящихся на территории РФ в соответствии с договорами о правовой помощи. Судебно-следственные органы РФ (напоминаем, что в международно-правовых документах органы, ведущие производство по гражданским, административным и уголовным делам называются юридическими или компетентными органами) могут вызывать иностранных граждан для участия в производстве по уголовным делам в качестве свидетелей, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков и их представителей, а также в качестве экспертов. Таким лицам предоставляется иммунитет от уголовной юрисдикции РФ, установленный Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 года, конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (Минская конвенция) и двухсторонними соглашениями о правовой помощи, заключенными РФ (СССР) с другими государствами.

В ст.12 Европейской конвенции от 20 апреля 1959 года иммунитет устанавливается в зависимости от процессуального положения иностранных граждан:

"I. Свидетель или эксперт, независимо от гражданства, представший по повестке перед юридическими органами запрашивающей Стороны, не подвергается уголовному преследованию или задержанию, или другим ограничениям его личной свободы на территории этой Стороны, за деяния или по обвинениям, которые предшествовали его отъезду с территории запрашиваемой Стороны.

2. Лицо, независимо от его гражданства, представшее по повестке перед юридическими органами запрашивающей Стороны для ответа за деяния, на основании которых против него было начато судебное разбирательство, не подвергается уголовному преследованию или задержанию, или другим ограничениям его личной свободы за деяния или по обвинениям, которые предшествовали его отъезду с территории запрашиваемой Стороны и не указаны в повестке.

3. Иммунитет, предусмотренный в настоящей Статье, прекращается, если свидетель, эксперт или обвиняемый, имея возможность покинуть территорию запрашивающей Стороны в течение последующих 15 дней после того, как его присутствие более не требуется юридическим органам, остаётся, тем не менее, на этой территории или же возвращается на неё после отъезда".

В договорах о правовой помощи между РФ (СССР) и другими государствами вопросы иммунитета находят несколько иное решение. Так, например, в п.1 ст.10 Договора между СССР и Финляндской Республикой "О правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам" от 11 августа 1978 г. установлено, что "свидетель, эксперт, потерпевший или обвиняемый, добровольно явившийся по вызову в учреждение запрашивающей Договаривающейся Стороны, не может быть, независимо от его гражданства, привлечён к уголовной ответственности, взят под стражу или подвергнут иным принудительным мерам либо наказанию за деяние, совершённое до пересечения границы запрашивающей Договаривающейся Стороны, если это деяние не являлось причиной вызова в качестве обвиняемого".

В Минской конвенции от 22 января 1993 года установлен иммунитет потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей. Перечисленные лица, независимо от их гражданства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства (ч.1 ст.9 Конвенции).

В большинстве договоров между РФ (СССР) и другими государствами об оказании правовой помощи аналогичным образом установлен иммунитет свидетелей и экспертов (п.1 ст.4 Договора между РФ и КНР, ст.8 Договора между СССР и МНР и др.).

Анализ приведенных и других норм международного права даёт основание для вывода о том, что иммунитет распространяется и на граждан РФ, если они прибывают в Россию из-за рубежа для допроса в качестве свидетеля или для участия в качестве эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей. Такие лица не могут быть подвергнуты аресту на основе приговора, который был ранее вынесен российским судом. Против них не могут быть возбуждены уголовные дела и в том случае, если в ходе производства по уголовному делу выяснится, что они были соучастниками преступлений.

Иммунитет от уголовной юрисдикции перечисленным лицам предоставляется лишь в отношении деяний, совершенных до пересечения государственной границы РФ, и не предоставляется в отношении деяний, совершенных во время пребывания в России.

Действие иммунитета прекращается, если указанные лица, имея возможность покинуть территорию РФ в течение 15 дней с того дня, когда органы предварительного расследования сообщили им, что в дальнейшем в их присутствии нет необходимости, остаются после этого срока на территории РФ или же возвращаются на территорию РФ после отъезда.

Часть 2 статьи 3 УПК РФ гласит, что "процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации".

Считаем необходимым в связи с изложенным выше внести изменения в ч.2 ст.3 УПК РФ заменив слова "в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности" на "с участием лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности". Данное изменение необходимо в связи с тем, что данным правом может воспользоваться любой участник уголовного процесса - иностранный гражданин, обладающий дипломатическим иммунитетом. Более того, аккредитующее государство, наделившее данное лицо иммунитетом, может обязать его воспользоваться этим правом так же, как и лишить его дипломатической неприкосновенности. Именно поэтому в ч.2 ст.3 УПК РФ и указывается необходимость испрашивать согласие не реализацию этого права через МИД.

Кроме того, существует необходимость заручаться согласием лица, обладающего иммунитетом, на производство с его участием ряда процессуальных действий. Так, например, если процессуальные действия производились с участием свидетеля - иностранного гражданина, обладающего иммунитетом, и с его согласия, а затем данное лицо приобретает новый статус подозреваемого, то перед производством процессуальных действий с участием подозреваемого необходимо снова заручиться согласием на дальнейшее производство. А что касается подозреваемого и обвиняемого, то на производство каждого процессуального действия с их участием необходимо каждый раз заручаться согласием на его проведение.

В международном праве существует общее правило, сформулированное в ст.32 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., ст.45 Конвенции о консульских сношениях 1963 г., ст.41 Конвенции о специальных миссиях 1969 г., ст.31 Конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. и т.д., согласно которому отказ от иммунитета в отношении представителя иностранного государства есть исключительное право лишь аккредитующего государства, но не самого дипломатического агента. Причем отказ должен быть всегда ясно выраженным. Так, Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. (раздел 22) предусматривает, что специализированное учреждение имеет право и обязано отказаться от иммунитета, предоставленного любому его должностному лицу, когда, по мнению данного специализированного учреждения, иммунитет препятствует отправлению правосудия и если отказ от иммунитета может быть произведен без ущерба для интересов специализированного учреждения. Однако, если вопрос об отказе от иммунитета не урегулирован либо не получено ясно выраженное согласие, то производство каких-либо процессуальных действий невозможно.

Кроме того, в ч.1 ст.3 УПК РФ буквально говориться лишь о применении норм УПК РФ в отношении иностранных граждан, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления в России. По российскому законодательству процессуальные действия проводятся в отношении иностранных граждан, даже если они не являются обвиняемыми (подозреваемыми), а являются другими участниками процесса (потерпевшими, свидетелями и т.д.). Кроме того, из содержания данной нормы следует, что речь идет о лицах, совершивших преступление "на территории Российской Федерации". Однако, в ряде случаев действие российского уголовно-процессуального закона распространяется на иностранных граждан и тогда, когда они совершили преступление не на российской территории. В законодательстве и судебной практике многих государств, в том числе и России (ч.3 ст.12 УК РФ), признается принцип защиты и безопасности, согласно которому государство вправе привлечь к уголовной ответственности на своей территории и по своим законам любое лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступлений против его интересов или интересов его граждан вне территории данного государства. Кроме того, экстерриториальная юрисдикция может осуществляться также в силу принципа универсальности, согласно которому юрисдикция государства на основе международного права распространяется на некоторые преступления, независимо от гражданства подозреваемых или обвиняемых в них лиц и от мест, где они совершены. Это такие преступления, как апартеид, терроризм и некоторые другие.

Что же касается иностранных граждан, не обладающих иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации, то они, в связи с вовлечением в уголовно-процессуальную деятельность, приобретают тот же правовой статус, что и граждане России. То есть они, как участники уголовного судопроизводства, наделяются равными с гражданами России правами и несут равные с гражданами России обязанности.

Основным отличием правового статуса иностранных граждан от правового статуса граждан РФ в уголовном процессе РФ является то, что иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим и иным иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ, не могут быть подвергнуты уголовному преследованию за преступления, совершённые на территории РФ без согласия аккредитующего государства или международной организации. Вместе с тем нормы международного права устанавливают иные особенности участия иностранных граждан в уголовном процессе, которые являются предметом рассмотрения в следующих параграфах данного диссертационного исследования.

Следовательно, основанием для дифференциации формы производства по уголовным делам с участием иностранных граждан является не гражданство, а наличие либо отсутствие дипломатического или иного иммунитета от уголовной юрисдикции Российской Федерации.

Также, считаем необходимым внести изменения в ч.2 ст.3 УПК РФ заменив слова "в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности" на "с участием лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности". Данное изменение необходимо в связи с тем, что данным правом может воспользоваться любой участник уголовного процесса - иностранный гражданин, обладающий дипломатическим иммунитетом.

Кроме того, существует необходимость заручаться согласием лица, обладающего иммунитетом, на производство с его участием ряда процессуальных действий. Так, например, если процессуальные действия производились с участием свидетеля - иностранного гражданина, обладающего иммунитетом, и с его согласия, а затем данное лицо приобретает новый статус подозреваемого, то перед производством процессуальных действий с участием подозреваемого необходимо снова заручиться согласием на дальнейшее производство. Что касается подозреваемого и обвиняемого, то на производство каждого процессуального действия с их участием необходимо каждый раз заручаться согласием на его проведение. В случае наличия у иностранного гражданина абсолютного иммунитета от уголовной юрисдикции Российской Федерации, оно не может быть наделено каким-либо процессуальным статусом без его согласия и соответственно без согласия аккредитующего государства.

В связи с этим мы предлагаем включить в приложения к уголовно-процессуальному кодексу РФ бланк запроса в МИД РФ и бланк согласия (несогласия) иностранного гражданина, обладающего каким-либо иммунитетом, на производство с его участием процессуальных действий (Приложения №1 и №2).

На основании всего выше изложенного можно сделать следующие основные выводы:

1. В каждом конкретном случае, когда возникает вопрос о привлечении к уголовной ответственности, задержании или заключении под стражу консульских служащих и членов их семей в связи с совершением ими преступлений на территории РФ, необходимо ознакомиться с нормами, закреплёнными в консульской конвенции между РФ (СССР) и государством, гражданином (подданным) которого является консульский служащий и члены его семьи.

2. Иммунитет дипломатических представителей и консульских служащих от уголовной юрисдикции РФ носит абсолютный характер и распространяется даже на те случаи, когда имеет место злоупотребление иммунитетом.

3. Отказ от иммунитета в отношении представителя иностранного государства есть исключительное право лишь аккредитующего государства, но не самого дипломатического агента. Причем отказ должен быть всегда ясно выраженным.

4. Основным отличием правового статуса иностранных граждан от правового статуса граждан РФ в уголовном процессе РФ является то, что иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим и иным иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ, не могут быть подвергнуты уголовному преследованию за преступления, совершённые на территории РФ без согласия аккредитующего государства или международной организации.

Следует выделить следующие 3 группы иммунитетов, которыми могут обладать иностранные граждане:

1) В зависимости от субъекта:

Дипломатический,

Консульский,

Специальных миссий,

Глав иностранных государств и правительств, министров иностранных дел и членов их семей;

2) В зависимости от объема:

Абсолютный (полный),

Функциональный (он распространяется лишь на действия, совершенные соответствующими лицами в официальном качестве при выполнении ими своих функций);

3) Свидетельский иммунитет.

5. Основанием для дифференциации формы производства по уголовным делам с участием иностранных граждан является не гражданство, а наличие либо отсутствие дипломатического или иного иммунитета от уголовной юрисдикции Российской Федерации.

6. Считаем необходимым внести изменения в ч.2 ст.3 УПК РФ заменив слова "в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности" на "с участием лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности".

7. Необходимо включить в приложения к уголовно-процессуальному кодексу РФ бланк запроса в МИД РФ и бланк согласия (несогласия) иностранного гражданина, обладающего каким-либо иммунитетом, на производство с его участием процессуальных действий (Приложения №1 и №2).

Сноски:

Эта точка зрения отражена в работах: Черниченко С.В. Личность и международное право, - М., 1974. С.83; Зивс С.Л. Источники права, - М., 1981. С.222-223; Миронов Н.В. Правовое положение иностранных граждан в СССР // Сов. гос-во и право, 1982. №3. С.103

См., например, Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. - СПб., 2001; Бастрыкин А.И. Взаимодействие советского уголовно-процессуального и международного права. - Л., 1986; Даев В.Г. Иммунитеты в уголовно-процессуальной деятельности // Правоведение. 1992. №3.

Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе - М., 1989. С.15.

Михайлов А.А. Административно-правовое положение иностранцев в СССР: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 1980; Романова А.Г., Степанов Е.А. Особенности участия иностранцев в советском уголовном процессе. - М., 1980; Галенская Л.Н. Правовое положение иностранцев в СССР. Кузнецов М.Н. и др. Гражданско-правовое положение иностранцев в СССР. - М., 1981.

К числу таких документов относятся Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 21 декабря 1965 г. и вступившая в силу после подписания государствами 4 января 1969 г., Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью и др.

См.: п.6 Соглашения о сотрудничестве между Правительством РФ и Международной организацией по миграции 1992 г.; ст.XII Соглашения между РФ и Международным банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве МБРР в Российской Федерации 1996 г.; ст.12 Соглашения между Правительством РФ и Международной организацией труда о Бюро МОТ в Москве 1997 и т.д.

СЗ, 1995. №18. Ст.314

Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года // Международное публичное право: Сборник документов. Том 1.- М.: Изд-во БЕК.1996, С.188-206

СЗ РФ, 1999. №5. Ст.604; СЗ РФ, 1999. №20. Ст.2412; СЗ РФ, 2000. №5. Ст.464; СЗ РФ, 2000. №6. Ст.612 и др.

СЗ РФ, 1998. №14. Ст.1515.

СЗ РФ, 1997. №23. Ст.2665.

СЗ РФ, 1997. №23. Ст.2665.

Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. / История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу. 1955-1991 гг.: Сборник правовых актов. - М.: Спарк, 1997, С.214-225

Конвенция о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций от 13 февраля 1946 года. Россия участвует с 22 сентября 1953 г. // Международное публичное право. Т.1. С.237-241.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Организацией Объединенных Наций об учреждении в Российской Федерации объединенного Представительства Организации Объединенных Наций. Вступило в силу 15 июня 1993 г. // Международное публичное право. Т. 1. С.367-373.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским Банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве Европейского Банка реконструкции и развития. Вступило в силу 29 марта 1993 г. // Международное публичное право. Т.1. С.392-398.

Федеральный закон от 23 февраля 1996 г №20-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему" // СЗ РФ, 1996. №9. Ст.775.

См.: Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью / Сост. Т.Н. Москалькова и др. М., 1998.

Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений. Утверждена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 21 ноября 1947 года. Россия участвует с 10 января 1966 г. // Международное публичное право. Т.1. С.279-310.

Положение о Штабе по координации военного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств. Утверждено решением глав правительств - участников СНГ от 24 декабря 1993 | // Международное публичное право. Т. 2. С.488-494.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международной организацией по миграции. Вступило в силу 13 марта 1992 г. // Международное публичное право. Т.1. С.398-400.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Вступило в силу 6 октября 1992 г. // Международное публичное право. Т.1. С.383-388.

Конвенция о специальных миссиях 1969 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. - М.: Изд-во БЕК, 1996. С.209-221.

Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. Вступила в силу для России 2 марта 2000 г. // Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве. Сборник документов. Выпуск 2. - М., 2000. С.229-240.

Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам // Международное публичное право. Т. 2. С.129-131.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Подписана в Минске 22 января 1993 г. Вступила в силу для РФ 10 декабря 1994 г. // СЗ РФ, 1995. №17. Ст.1472.

Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 июня 1992 г. // Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве. Сборник документов. Выпуск 2. - М., 2000. С.41-46;

Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 23 сентября 1988 г. // Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве. Сборник документов. Выпуск 2. - М., 2000. С.54-66.

Установление конституционной обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав человека и гражданина (ст. 2) требует применения наиболее эффективного комплекса мер, направленных на обеспечение личной и имущественной безопасности участников уголовного процесса. Эти меры приобретают особую актуальность по делам об организованной преступности, когда блокируются усилия суда по рассмотрению дела, запугиваются, запутываются и подкупаются свидетели, потерпевшие, подозреваемые, работники правоохранительных и судебных органов. Государство обязано гарантировать защиту прав участников уголовного процесса и работников правоохранительных органов.

Исследование проблем защиты прав человека в уголовном процессе было и остается актуальной задачей юридической науки. Одна из таких проблем - определение самого понятия защиты прав личности в данной сфере. В специальном уголовно-процессуальном смысле защитой называют функцию, состоящую в опровержении или в ослаблении обвинения (подозрения). Это функция обвиняемого, подозреваемого, защитника.

Статья 48 Конституции РФ 1993 г. является конституционной основой этой функции у защитника. Причем указано, что на защиту имеет право каждый и если у него нет средств, ему эту помощь оказывают бесплатно.

Общие положения ст. 49 Конституции, согласно которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность при судебном разбирательстве.

Демократические преобразования в этой сфере начали действовать еще до принятия Конституции в 1993 г. Законом РФ от 23 мая 1992 г. были введены значительные гарантии права обвиняемого и подозреваемого на защиту. Например, вступле-I

ние в дело защитника должно было происходить немедленно вслед за возбуждением уголовного преследования. Была предусмотрена процедура производства судебной проверки законности и обоснованности ареста. Конституция РФ 1993 г. предусматривает расширение сферы судебного контроля за действиями, ограничивающими конституционные права и свободы граждан. Отныне производство таких следственных действий, как наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, заключение под стражу, должно допускаться только на основании судебного решения, о чем прямо указано в ст. 22 Конституции РФ и развито в отраслевом законодательстве. В УПК РФ 2001 г., вступившем в силу с 1 июля 2002 г., арест подозреваемого и обвиняемого до суда допускается только на основании судебного решения по истечении 48 часов с момента фактического задержания. Необходимо отметить, что эффективной защите конституционных прав и свобод граждан в сфере уголовного судопроизводства способствует введение требования обязательного приведения в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого основных доказательств, на которых оно основывается. Действующий закон говорит о необходимости мотивировать постановление о привлечении в качестве обвиняемого. В нем должны быть указаны обстоятельства совершения преступления. Защите прав граждан в судебном разбирательстве способствует также принцип свидетельского иммунитета. В ст. 51 Конституции говорится, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. В подобном случае суд обязан разъяснить свидетелю его право отказаться от дачи показаний, если они, по его мнению, могут быть использованы в доказательстве вины обвиняемого, являющегося его близким родственником.

Важной гарантией соблюдения законности, обеспечения прав и законных интересов личности в уголовном процессе служит упоминающийся в Конституции запрет на использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50). В его основе лежит учет того, что малейшее от

ступление от требований, предъявленных законом к содержанию и форме судебных доказательств (их источнику и способу получения), всегда отрицательно сказывается на качестве сведений, которые они несут, негативно влияет на процесс установления истины по уголовным делам, позволяет манипулировать свидетельскими показаниями.

В более широком смысле в ст. 45,46 Конституции РФ защита означает отпор неправомерному причинению вреда. В этом смысле право на защиту должно быть обеспечено в равной степени потерпевшему, свидетелю, защитникам и другим участникам процесса, которые должны быть надежно ограждены от угроз и насилия с целью повлиять на их показания, позицию, от мести и т. п. Положение потерпевшего всегда и везде было на последнем листе, судебные процедуры были направлены в основном на соблюдение прав подозреваемого, обвиняемого, осужденного. Исследования в этой области показали необходимость коренным образом изменить отношение к потерпевшему от преступления. Назрела необходимость принятия закона о защите потерпевшего и свидетелей, расширяющего возможности государства в этом направлении.

Основные права граждан в уголовном процессе.

В уголовном процессе основными правами граждан являются:

1. Уважение чести и достоинства личности, что означает запрещение вынесения и совершения органом уголовного преследования решений и действий, умаляющих достоинство лица, участвующего в уголовном процессе, не допущения сбора, использования и распространения сведений о частной жизни, а равно сведений личного характера, которые Вы считаете необходимым сохранить в тайне.

2. Неприкосновенность личности – означает, что никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления, арестован или иным образом лишен свободы иначе, как в порядке установленном законом и при наличии веских на то оснований и только по решению суда .

3. Орган, ведущий уголовный процесс, обязан охранять права и свободы граждан , участвующих в уголовном процессе, создавать условия для их осуществления, принимать своевременные меры к удовлетворению законных требований участников процесса.

4. Неприкосновенность жилища – означает, что проникновение в Ваше жилище против Вашей воли, производство и допускается лишь в исключительных случаях, при условии уведомления об этом прокурора.

5. Неприкосновенность собственности – означает, что Вы не можете быть лишены своей собственности, кроме как по решению суда.

6. Презумпция невиновности – означает, что каждый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Никто не обязан доказывать свою невиновность . Наличие вины доказывается органом уголовного преследования и устанавливается судом.

7. В ходе уголовного судопроизводства никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

8. Уголовное судопроизводство осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон обвинения и защиты . Стороны, участвующие в уголовном судопроизводстве, равноправны, то есть наделены Конституцией и Законом равными возможностями отстаивать свою позицию.

9. Право на защиту – означает, что подозреваемый, обвиняемый имеют право на защиту. Это право они могут осуществлять как лично, так и с помощью защитника, законного представителя. Законными представителями могут быть близкие родственники (супруг, супруга, дети, братья и сестры). Если Вы не можете оплатить услуги адвоката, орган уголовного преследования обязан предоставить Вам бесплатного адвоката. Этим же правом может воспользоваться, свидетель, потерпевший и другие участники уголовного процесса.

10. Подозреваемый, обвиняемый не должны принуждаться к даче показаний, представлению органам уголовного преследования каких-либо материалов, оказанию им какого бы то ни было содействия. Они могут отказаться от дачи показаний без присутствия адвоката или законного представителя.

11. Никто не обязан давать показания против себя самого , супруга (супруги) и своих близких родственников.

12. Вы имеете право выбора языка, на котором ведется уголовное судопроизводство. Если Вы не владеете языком судопроизводства, Вам обязаны предоставить переводчика.

13. Вы имеете право на обжалование любого решения и действия органа уголовного преследования, прокурора и суда. Не допускается обращение Вашей жалобы Вам во вред.

14. Вы имеете право на возмещение морального и материального вреда, причиненного Вам преступлением.

15. Ваше заявление о совершенном преступлении обязательно к рассмотрению органом уголовного преследования. Также Вы имеете право требовать рассмотреть Ваше заявление.

16. Орган, ведущий уголовный процесс, обязан принять меры безопасности потерпевшего, свидетеля, обвиняемого, других лиц, участвующих в уголовном процессе, а также членов их семей и близких родственников.

17. Потерпевший, а также любой иной гражданин имеет право задержать лицо, совершившее преступление, с целью пресечения возможности совершения им иных посягательств.

Лекция 6. Суд и его роль в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина

(4 часа)

1. Защита прав человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

2.Защита прав и свобод человека и гражданина в порядке гражданского судопроизводства.

3. Административное судопроизводство и защита прав граждан.

4. Роль прокурорского надзора в соблюдении прав и свобод человека и гражданина.

В международном праве (ст.8 Всеобщей декларации прав человека, п.1 ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод) судебная защита понимается как эффективное восстановление в правах независимым судом на основе справедливого судебного разбирательства, что предполагает обеспечение состязательности и равноправия сторон, в том числе предоставление им достаточных процессуальных правомочий для защиты своих интересов при осуществлении всех процессуальных действий, результат которых имеет существенное значение для определения прав и обязанностей.

Конституцией РФ гарантируется каждому право на судеб­ную защиту его прав и свобод (ст. 46).

Право на судебную защиту в сфере уголовного судопроиз­водства предполагает наличие конкретных организационных условий и процессуальных гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством использования некото­рых методов правосудия, отвечающих требованиям справед­ливости. Государство принимает на себя обязательство защитить любого субъекта уголовно-процессуальных отношений. Право на защиту должно быть обеспечено обвиняемому, но не только оспаривающему обвинение, но и сотрудничающему с обвинителем, а также потерпевшему, свидетелям, защитникам и другим участникам процесса вплоть до судей, следователей, прокуроров, их родственников и др., которые должны быть надежно ограждены от угроз и насилия, с целью повлиять на их показания или позицию, от мести и т.п.

Известно, что основной социальной функцией уголовного судопроизводства является организация и осуществление госу­дарственного противодействия преступности. Правовую основу противодействия преступности составляет комплекс норм уго­ловного и уголовно-процессуального права, реализующих их ох­ранительное начало в проведении уголовно-правовой политики государства. Складывающиеся при этом общественные отноше­ния между лицом, совершающим преступное посягательство, и органами государства требуют установления правовых форм, определяющих полномочия и обязанности государственных органов и должностных лиц в сфере противодействия преступ­ности.

Система этих отношений составляет предмет и содержание уголовно-процессуального регулирования. Его социальное и правовое предназначение заключается, прежде всего, в защите средствами и способами уголовного процесса прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступ­ления. Этой правозащитной цели служит предоставление ли­цу, пострадавшему от преступления, процессуальных прав стороны, расширение и развитие комплекса правовых гаран­тий для потерпевшего. Деятельность органов уголовного пре­следования должна быть направлена, прежде всего, на обес­печение безопасности, защиту прав и законных интересов по­страдавшего от преступления лица. Поэтому основное предназначение уголовного судопроизводства заключается в государственной защите прав и законных интересов лиц и ор­ганизаций, потерпевших от преступлений (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ). Регулирование этой государственной защиты - первая главная функция уголовно-процессуального законода­тельства .


Обеспечение безопасности граждан от преступных посяга­тельств и угроз, их защищенности должно сочетаться с защи­той личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения и противоправного ограничения ее прав и свобод (п. 2 ч. 1 ст. 6 УПК РФ). Это направление представляет собой вторую главную функцию законодательного регулирования уголовного судопроизводства - правоохранительную. Эта за­дача решается посредством установления системы процессу­альных гарантий и механизма контроля за соблюдением за­конности и обеспечением прав граждан в уголовном судопро­изводстве.

Как известно, в уголовном судопроизводстве основопола­гающей функцией, выполняемой судом, является разрешение уголовного дела. Однако на досудебном этапе производства по делу для суда основная функция - осуществление судебного контроля. Зада­чам правосудия подчинено выполнение практически всех иных правоохранительных функций, которые имеют по отношению к правосудию дополнительный, служебный характер.

К исключительным полномочиям суда относит закон в ч. 2 и 3 ст. 29 УПК РФ полномочия принимать решения: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу; продлении срока содержания под стражей; о производстве осмотра жили­ща при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; при про­изводстве обыска; наложении ареста на имущество; наложении ареста на корреспонденцию; о контроле и записи телефонных и иных переговоров; временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности и др. Именно суд управомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на дей­ствия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания в случаях и в порядке, установленных законом (ст. 125 УПК РФ). Эти полномочия суда, осуществляемые в рамках функции судебного контроля на досудебных стадиях уголовного процесса, выделены законом в самостоятельное на­правление судебной деятельности.

Осуществляемый на стадиях возбуждения уголовного дела и предвари­тельного расследования судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти представляет собой одно из проявлений реализации судебной власти, является самостоятель­ной уголовно-процессуальной функцией. Судебный контроль состоит из системы проверочных мероприятий, носящих пре­дупредительный и правовосстановительный характер. Этот процессуальный институт призван обеспечивать законность и обоснованность решений и действий органов предварительного расследования, ограничивающих конституционные и иные права и свободы граждан.

В силу ст. 10, 118 и 123 Конституции РФ, а также ст. 15 и 243 УПК РФ суд не является органом уголовного преследова­ния и не выступает на стороне обвинения или защиты; суд соз­дает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. В целях охраны прав и законных интересов участни­ков уголовного судопроизводства и надлежащего проведения судебного разбирательства в разумный срок суд, в том числе по собственной инициативе, обязан проверять обоснованность применения обеспечительных мер, включая меру пресечения в виде заключения под стражу, принимая необходимые решения в случаях, когда подсудимый уклоняется от явки в суд или иным способом препятствует осуществлению правосудия. Суд также обязан своевременно рассматривать вопрос о продлении срока содержания под стражей до истечения его срока, уста­новленного судом ранее.

При этом, ставя и решая по собственной инициативе вопрос об избрании в качестве меры пресечения заключения под стра­жу или о продлении срока содержания под стражей, суд, по смыслу ст. 108 УПК РФ, не освобождается от обязанности вы­слушать мнение сторон, а стороны не могут быть лишены воз­можности привести свои доводы.

Это не означает, что суд принимает на себя функции сторо­ны обвинения, поскольку правовые и фактические основания для избрания меры пресечения связаны не с поддержкой или признанием обоснованности выдвинутого в отношении лица обвинения в совершении преступления, а с необходимостью обеспечить условия дальнейшего производства по делу.

Таким образом, анализируя смысл ст. 22, 46, 48, 118, 120 и 123 Конституции РФ относительно обязанностей суда в уголов­ном судопроизводстве, Конституционный Суд РФ приходит к выводу, что суд как орган правосудия призван обеспечивать справедливую процедуру принятия решения о применении за­ключения под стражу в качестве меры пресечения, исходя из одинаковой природы и значения судебных гарантий для защи­ты прав и законных интересов личности при принятии реше­ний, связанных с ограничением свободы и личной неприкос­новенности, вне зависимости от того, на каком этапе уголовно­го судопроизводства эти решения принимаются. Такая процедура предполагает обязанность государства, в том числе органов судебной власти, охранять достоинство личности и об­ращаться с нею не как с объектом государственной деятельно­сти, а как с равноправным субъектом, который вправе защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов.

Установление конституционной обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав человека и гражданина (ст. 2) требует применения наиболее эффективного комплекса мер, направленных на обеспечение личной и имущественной безопасности участников уголовного процесса. Эти меры приобретают особую актуальность по делам об организованной преступности, когда блокируются усилия суда по рассмотрению дела, запугиваются, запутываются и подкупаются свидетели, потерпевшие, подозреваемые, работники правоохранительных и судебных органов. Государство обязано гарантировать защиту прав участников уголовного процесса и работников правоохранительных органов.

Исследование проблем защиты прав человека в уголовном процессе было и остается актуальной задачей юридической науки. Одна из таких проблем - определение самого понятия защиты прав личности в данной сфере. В специальном уголовно-процессуальном смысле защитой называют функцию, состоящую в опровержении или в ослаблении обвинения (подозрения). Это функция обвиняемого, подозреваемого, защитника.

Статья 48 Конституции РФ 1993 г. является конституционной основой этой функции у защитника. Причем указано, что на защиту имеет право каждый и если у него нет средств, ему эту помощь оказывают бесплатно.

Общие положения ст. 49 Конституции, согласно которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность при судебном разбирательстве.

Демократические преобразования в этой сфере начали действовать еще до принятия Конституции в 1993 г. Законом РФ от 23 мая 1992 г. были введены значительные гарантии права обвиняемого и подозреваемого на защиту. Например, вступле-I

ние в дело защитника должно было происходить немедленно вслед за возбуждением уголовного преследования. Была предусмотрена процедура производства судебной проверки законности и обоснованности ареста. Конституция РФ 1993 г. предусматривает расширение сферы судебного контроля за действиями, ограничивающими конституционные права и свободы граждан. Отныне производство таких следственных действий, как наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, заключение под стражу, должно допускаться только на основании судебного решения, о чем прямо указано в ст. 22 Конституции РФ и развито в отраслевом законодательстве. В УПК РФ 2001 г., вступившем в силу с 1 июля 2002 г., арест подозреваемого и обвиняемого до суда допускается только на основании судебного решения по истечении 48 часов с момента фактического задержания. Необходимо отметить, что эффективной защите конституционных прав и свобод граждан в сфере уголовного судопроизводства способствует введение требования обязательного приведения в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого основных доказательств, на которых оно основывается. Действующий закон говорит о необходимости мотивировать постановление о привлечении в качестве обвиняемого. В нем должны быть указаны обстоятельства совершения преступления. Защите прав граждан в судебном разбирательстве способствует также принцип свидетельского иммунитета. В ст. 51 Конституции говорится, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. В подобном случае суд обязан разъяснить свидетелю его право отказаться от дачи показаний, если они, по его мнению, могут быть использованы в доказательстве вины обвиняемого, являющегося его близким родственником.

Важной гарантией соблюдения законности, обеспечения прав и законных интересов личности в уголовном процессе служит упоминающийся в Конституции запрет на использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50). В его основе лежит учет того, что малейшее от

ступление от требований, предъявленных законом к содержанию и форме судебных доказательств (их источнику и способу получения), всегда отрицательно сказывается на качестве сведений, которые они несут, негативно влияет на процесс установления истины по уголовным делам, позволяет манипулировать свидетельскими показаниями.

В более широком смысле в ст. 45,46 Конституции РФ защита означает отпор неправомерному причинению вреда. В этом смысле право на защиту должно быть обеспечено в равной степени потерпевшему, свидетелю, защитникам и другим участникам процесса, которые должны быть надежно ограждены от угроз и насилия с целью повлиять на их показания, позицию, от мести и т. п. Положение потерпевшего всегда и везде было на последнем листе, судебные процедуры были направлены в основном на соблюдение прав подозреваемого, обвиняемого, осужденного. Исследования в этой области показали необходимость коренным образом изменить отношение к потерпевшему от преступления. Назрела необходимость принятия закона о защите потерпевшего и свидетелей, расширяющего возможности государства в этом направлении.

В заключение необходимо упомянуть о введенном новым УПК положении о фактическом равенстве сторон в уголовном процессе. Это было достигнуто предоставленной возможностью защитнику самостоятельно собирать доказательства по делу, которое он ведет, и предоставлять их следствию и суду. Развитие этого положения приведет к усилению доверия населения к судебным процедурам, в которых суд, наконец, реально выступает не как сторона в деле, а как независимый арбитр. С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что проблемы защиты прав личности в

уголовном судопроизводстве являются предметом неукоснительных забот

законодательных и правоприменительных органов (судов).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конституционное право России. 100 экзаменационных ответов

М б смоленский.. конституционное право России экзаменационных.. введение..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Издание третье, исправленное и дополненное
Разработано с учетом государственного образовательного стандарта по данному учебному курсу Издательский центр «Март» Москва - Ростов-на-Дону 2003 ББК 67.400

Понятие и предмет конституционного права России
Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т. е. совокупность конституционно-правовых норм, действ

Конституционно-правовые отношения
В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения. Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими ви

Общественных наук
Наука конституционного права - составная часть всей правовой, юридической науки, входящей в систему общественных наук. Она относится к числу отраслевых наук, основное отличие которых состоит в том,

История развития науки конституционного права РФ
Науку конституционного права России в последние почти три четверти века нельзя было назвать самостоятельной, так как она входила в состав единой науки «советского государственного права». Все научн

Возникновение конституционного процесса в России и его развитие до 1917 г
В конце XIX начале XX века в России сохранялась самодержавная форма правления. Образовалась пропасть между идейными стремлениями различных слоев общества и внешними формами его жизни. Россия переро

Конституция 1978 г. - последняя советская Конституция. Пути ее эволюции
Конституция 1978 г. на протяжении своего 15-летнего срока претерпевала значительные изменения не только в содержании конкретных норм, но и в самой своей сущности, поэтому ее харак

Конституции
Жизнедеятельность общества и государства обусловливает постоянное конституционное развитие. При определенных обстоятельствах оно получает вид конституционной реформы. Кон

Гарантии реализации Конституции
Под реализацией Конституции мы должны понимать деятельность субъектов конституционного права по воплощению положений Конституции в поведение людей, должностных лиц, государственных органов для дост

Понятие конституционного строя
Принятие государством конституции само по себе означает, что оно берет на себя обязанность следовать конституционным порядкам. Однако в понятие «конституционный строй» включается не только формальн

Принципы конституционного строя и их развитие
Правовые нормы Конституции Российской Федерации закрепляют основные устои российской Конституции. В качестве устоев выступают основы конституционного строя. Под основами конституционного строя Росс

Конституционный строй и общественный идеал
Главной задачей правовой науки является поиск конкретных путей приближения к сбалансированному, гармоничному, целостному конституционному строю. Не следует путать конституционный строй с общественн

Конституционное полновластие в демократическом государстве
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего р обеспечении в нем народовластия; р

Человек, его права и свободы как высшая ценность в государстве
Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью -фундаментальная норма конституционного строя,

Сущность идеи правового государства
В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является правовым государством. Сущность идеи правового государства - его последовательный демократизм, утвержд

Верховенство права и механизм его реализации
Господство закона - неотъемлемый признак правового государства. Господство закона не означает его всесилие, не означает, что право в нашем обществе может служить панацеей от всех наших бед, что дос

Конституционное закрепление принципов политического плюрализма и многопартийности
Многопартийность - основа парламентской демократии. Идеологический и политический плюрализм - это не только объективная реальность, но и неотъемлемая черта любого демократического общества.

Общественные организации, движения и другие общественные объединения
Важным правом, имеющим тесное отношение к участию граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих и

Основания отказа в регистрации или роспуска общественного объединения
Закон предусматривает исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в государственной регистрации общественным объединениям. В соответствии с Конституцией Российской Федерации за

Свобода совести
В течение длительного исторического периода многие серьезные мировоззренческие вопросы были тесно связаны с религиозной идеологией, совесть человека, его самосознание, самооценка им своих поступков

Основания прекращения гражданства
Гражданство Российской Федерации может прекращаться по различным основаниям, установленным в гл. III закона. Выход из гражданства Российской Федерации - главное основание его прекращения.

Гражданства в РФ
Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ней указанные

Конституционные права и свободы человека и гражданина
Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Причины, по которым одни права закрепляются конституционно, а другие -в текущем законодательстве, не произв

Личные права и свободы по Конституции РФ
В действующей Конституции личные права и свободы отражены в более широкой степени, чем это было в предшествующих советских конституциях. Специфические особенности этой группы прав и свобод заключаю

Политические права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ
В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.

Конституционное право на образование человека и гражданина в РФ
Идя по пути демократических реформ, мы понимаем, что без специалистов нам их не осуществить. Поэтому, признав верховенство международного права, Российская Федерация строит свою о

Культурные права человека и гражданина по Конституции РФ
Конституция Российской Федерации гарантировала право каждого на участие в культурной жизни, что предполагает возможность осуществления деятельности по сохранению, созданию, распро

Конституционные обязанности граждан
Правовой статус человека и гражданина характеризуется не только его правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых с

Гарантия конституционных прав и свобод личности
Согласно Конституции РФ, права и свободы можно свести к трем группам: гражданские, политические и личные. Осуществление всех этих прав не просто провозглашается, но и гарантируется Конституцией и з

Правовая самозащита личности
Личность, согласно п. 2 ст. 45 Конституции России, вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Кроме того, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод

Обжалование в суд действий и актов, нарушающих права и свободы граждан
Как свидетельствует практика, количество незаконных действий и решений государственных органов и их должностных лиц велико. Зачастую нарушаются наиболее важные права граждан, которым трудно добитьс

Защита чести, достоинства и частной жизни граждан
Каждый человек представляет собой высшую ценность, как существо, наделенное разумом, волей и чувствами. Достоинство - признание за гражданином этой ценности независимо от того, чт

Уполномоченный по правам человека
Правовая основа для конституционной регламентации института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в России была создана Декларацией прав и свобод гражданина РФ от 22 ноября 1991 г., котор

Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа
В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов находятся: Еврейская автономная область; Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский, Бурятский, Ханты-Мансийский, Чук

Юридическая природа выборов, их назначение и виды
Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему власти. Однако нельзя считать, что путем в

Понятие избирательной системы
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, Федерального собрания Российской Федерации, в иные феде

Стадии избирательного процесса по российскому законодательству
Все граждане Российской Федерации, обладающие надень голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей. Список избирателей составляется участковой избирательной ко

Порядок выборов Президента РФ
Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Конституцией (ст. 81) и на ее основе - Федеральным законом о выборах Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 228-3.

Защита правового статуса Президента РФ
Осуществление ответственных полномочий, возложенных Конституцией на Президента, требует достаточно высокого уровня защищенности его статуса. В соответствии со ст. 91 Конституции Президент обладает

Полномочия Президента РФ
Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства. 1. Президент имеет полномочия, связанные с формированием федера

Акты Президента РФ
Президент РФ издает Указы и распоряжения, обязательные к исполнению на территории РФ. Указы и распоряжения относятся к подзаконным актам и не должны противоречить Конституции Российской Федерации и

Комитеты и комиссии Государственной Думы РФ
Согласно своему Регламенту (ст. 17), Государственная Дума образует следующие комитеты: - Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе; - Комитет по труду и социальной по

Судебных органов
Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие является видом государственной деятельности, направленной н

Понятие, функции и принципы местного самоуправления
Местное самоуправление - это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исход

Основы деятельности местного самоуправления
Начавшийся осенью 1993 г. процесс реформирования местного самоуправления в Российской Федерации по-новому решает многие вопросы структуры и организационной основы местного самоупр

Полномочий местного самоуправления
Полномочия местного самоуправления - это закрепленные федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за н

Ответственность местного самоуправления и правовые формы его защиты
Местное самоуправление, в основе которого лежит право граждан самостоятельно решать вопросы местного значения, а также обособление органов местного самоуправления в системе управления обществом и г



Просмотров