Последствия признания судом безвестно отсутствующим. Получение статуса пропавшего без вести: кому это необходимо? Условия, порядок и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Последствия явки гражданина, признанного безвестно отсу

Сегодня предстоит понять, чем может обернуться признание гражданина безвестно отсутствующим. Данная процедура требует отдельного внимания. Последствия, которые она влечет за собой, весьма серьезные. И о них должен знать каждый гражданин. На что обратить внимание при осуществлении задачи? Какие условия должны соблюдаться для правильного проведения процедуры? Чем операция оборачивается для населения? В действительности разобраться в изучаемой теме проще, чем кажется.

Отсутствующий без вести - это...

Изначально придется понять, что значит "безвестно отсутствующий гражданин". Данный термин применяется далеко не ко всем пропащим людям. Только в исключительных случаях можно использовать подобную фразу.

Безвестно отсутствующий гражданин - человек, который пропал долгое время назад. О таком лице никто ничего не слышал и не знал на протяжении установленного законодательством РФ срока. Признание гражданина безвестно отсутствующим - процесс, проводимый в судебном порядке. До этого момента не получится признать человека пропавшим без вестей.

Признание умершим - это...

Также следует обратить внимание, что нередко граждане интересуются такой операцией, как признание умершим. Данный термин применяется приблизительно так же, как и предыдущий. Последствия признания носят более серьезный характер.

Признание умершим - процесс, в ходе которого тело гражданина не было найдено, но при этом пропаже предшествовали опасные обстоятельства. Можно сказать, что это в какой-то степени продолжение процедуры, упомянутой несколько раньше. Фактически в подобных обстоятельствах лицо будет признано умершим по суду.

Основания для признания

Важно понимать, каков порядок признания гражданина безвестно отсутствующим. Ведь, как уже было сказано, не всегда данная процедура возможна.

На сегодняшний день законодательно закреплены следующие условия, позволяющие предпринять попытки в признании гражданина пропавшим без вестей:

  1. Человека нет в месте постоянного жительства больше 12 месяцев. При этом важно, что, если лицо выходило на связь или как-то давало о себе знать, признать его пропавшим нельзя.
  2. О предположительном или реальном месте проживания/нахождения гражданина никто ничего не может сказать.
  3. Человек долгое время (год и более) не выходил на связь. При этом важно соблюдение всех иных перечисленных ранее условий.
  4. Попытки отыскать гражданина предпринимались, но они не принесли никакого результата.

Только при соблюдении данных условий можно обратиться в суд для признания человека пропавшим без каких-либо вестей.

Словно мертвый

А вот для признания умершим требуется соблюдение иных пунктов. Каких именно? О них желательно тоже знать. Ведь последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и умершим имеют отличия. Во втором случае, как уже было сказано, изменения будут более серьезными.

Умершим признают:

  1. Спустя 3 года с момента получения гражданином статуса отсутствующего без вести.
  2. Если на момент исчезновения человека были какие-либо основания, влекущие смерть.
  3. Когда человек пропал без вести в заведомо опасных условиях (крушениях, стихийных бедствиях и так далее).
  4. Если можно предположить смерть лица, но его тело не было обнаружено на момент обращения в суд.

На самом деле все не так трудно, как кажется. Важнее понимать, чем может обернуться признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим. На какие особенности обратить внимание?

Порядок обращения

Как можно кратко описать изучаемые процедуры? Что протребуется гражданам для того, чтобы признать кого-нибудь умершим или пропавшим без вести? Краткая инструкция поможет населению не растеряться и не запутаться в изучаемых процессах.

На сегодняшний день признать человека умершим или без вести пропавшим предлагается при помощи следующей инструкции:

  1. Собрать документы и доказательства, указывающие на отсутствие гражданина и на отсутствие всякой связи с ним. Пожалуй, данный пункт является наиболее трудным.
  2. Выждать указанные сроки. Если человек так и не объявился, взять с собой доказательства и собрать дополнительно небольшой пакет документов. О нем будет рассказано позже.
  3. Подать заявление установленного образца на признание гражданина безвестно отсутствующим. Либо на объявление умершим. Все зависит от обстоятельств. Подается документ в суд. К нему необходимо приложить все ранее собранные бумаги.
  4. Дождаться решения суда. Если гражданина признают умершим, можно пойти в ЗАГС за свидетельством о смерти. В противном случае придется довольствоваться судебным решением, указывающим на то, что лицо пропало без вести.

В целом процедуры не слишком трудные. Но лишь при правильной подготовке. Это необходимо принять во внимание.

Документы для суда

Как проводится признание гражданина умершим и безвестно отсутствующим, уже понятно. Огромное количество вопросов вызывает список документов, который необходимо приложить к заявлению установленного образца.

Человек, который решил обратиться в суд, должен принести с собой:

  1. Любые доказательства-основания для признания умершим или пропавшим без вести. Это может быть что угодно. Сюда же рекомендуется прикладывать все бумаги, свидетельствующие о том, что были попытки поиска пропавшего.
  2. Удостоверение личности заявителя. Лучше всего, чтобы это был паспорт.
  3. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим. Составляется либо в суде, либо заранее. Заполнить документ установленного образца не так уж и трудно.
  4. Справки, указывающие на степень родства с пропавшим. Актуально для случаев, когда признание умершим или пропавшим проводится родственниками.

Больше никаких бумаг не требуется. Желательно, чтобы в процессе участвовали свидетели. О них в судебный орган сообщается заранее. Все документы подаются не только в виде оригиналов, но и копиями.

О последствиях (для без вести пропавших)

Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим - это то, что должен знать каждый. Дело в том, что население имеет свои права, обязанности и ответственность. У граждан также есть дееспособность и имущество. Что со всем этим становится, если гражданин пропал без вестей?

На самом деле все не так однозначно. Фактически гражданин может быть живым и заключать сделки от своего имени. Дееспособность тоже не прекращается. Это значит, что никаких серьезных последствий признание гражданина безвестно отсутствующим не несет. Если человек жив, он способен аннулировать ранее выданное решение суда и вернуть себе свои права.

Об имуществе пропавших

Зачастую граждан интересуют вопросы, связанные с наследством и имуществом пропавшего населения. Некоторые полагают, что им можно вступить в наследство и получить часть собственности. Так ли это на самом деле?

Нет. Подобная возможность не предоставляется, если имело место признание гражданина безвестно отсутствующим. Объявление человека пропавшим без вестей, как уже было сказано, не несет никаких существенных правовых последствий. Но с имуществом происходят некоторые изменения.

А именно, назначается смотритель, который будет поддерживать ту или иную собственность пропавшего в должном состоянии. На основании статьи 43 ГК РФ лицо будет наделено полномочиями в суде на усмотрение органов опеки.

Необязательно сразу назначать смотрителя. У органов опеки и попечительства есть всего 12 месяцев для осуществления данной процедуры. О наследстве речи быть не может.

Последствия при признании умершим

А вот объявление умершим влечет за собой более серьезные последствия. По закону именно подобная процедура предусматривает определенные правовые изменения.

Если гражданина признали умершим, то фактически суд и ЗАГС подтверждают, что человек погиб. Отсюда следует, что дееспособность гражданина утрачивается, все его права тоже теряют законное основание.

Если точнее, то можно отметить следующие последствия:

  • прекращение брака;
  • расторжение трудового договора;
  • прекращаются все личные обязательства;
  • открывается наследство.

Получается, что признание гражданина безвестно отсутствующим - это шаг, который предшествует объявлению умершим. В правовом смысле никаких серьезных последствий у первой процедуры нет.

Тонкости и нюансы

Следует обратить внимание на некоторые особенности изучаемых поцедур. Понятны последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и умершим. Тем не менее на практике все труднее, чем кажется.

Например, следует учесть, что брак с гражданином, которого официально признали пропавшим без вести, прекращается. Но одновременно с этим можно восстановить его. Такое возможно по заявлению гражданина, который внезапно объявился.

Иными словами, пропавший человек способен вернуть себе все права и имущество. Об этом факте необходимо помнить всем наследникам и близким людям.

Решение суда о признании гражданина без вести пропавшим отменяется и теряет законные основания с тех пор, как о местонахождении лица стало что-либо известно. Либо если человек сам сообщил о том, где он находится.

Итоги

Отныне понятно, как проводится признание гражданина безвестно отсутствующим, а также последствия подобной процедуры. Иногда на практике встречается объявление умершим. Об этом процессе тоже все известно.

На самом деле нет ничего особенного в понимании изучаемых процедур. Рекомендуется изначально признавать пропавших отсутствующими без вестей, а затем уже задумываться над судебным признанием умершими. Подобное решение поможет избежать многих проблем.

На практике обычно признание безвестно отсутствующим - это действие, которое предпринимается наследниками и близкими людьми гражданина перед тем, как признать его смерть. Вероятность того, что человек после 3 лет отсутствия решит объявиться, крайне мала.

Признание безвестно отсутствующим - это весьма сложный и длительный юридический процесс, но его прохождение имеет зачастую принципиальное значение. Кроме того, данная процедура влечет за собой наступление определенных правовых последствий. Что же необходимо сделать для получения статуса отсутствующего безвестно?

Признание гражданина таковым является крайне важным моментом для иных лиц, с которыми этот человек вступал в определенные правоотношения. Отсутствие лица и любых вестей о нем на протяжении длительного времени приводит к юридической неопределенности, последствия которой нередко нарушают права и интересы других людей.

В каких случаях лицо могут назвать «безвестно отсутствующим»?

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и основания для этого прописаны на законодательном уровне. Принципиально важным моментом здесь является отсутствие каких-либо сведений о месте временного пребывания или постоянного жительства лица на протяжении конкретного периода.

В соответствии со ст. 42 ГК РФ, один календарный год - это тот самый предельный срок, по истечении которого заинтересованные лица, не владеющие сведениями о местонахождения гражданина, могут ходатайствовать об объявлении последнего отсутствующим безвестно.

Получение статуса пропавшего без вести: кому это необходимо?

Когда же пора обращаться в суд? Иск о признании гражданина безвестно отсутствующим и решение по данному делу могут стать в юридическом смысле отправной точкой. Вот лишь несколько примеров ситуаций, в которых может возникнуть острая необходимость объявления лица пропавшим без информации о его местонахождении:

  • Кредитор не имеет возможности получить от должника причитающееся ему имущество или денежные средства.
  • В случае пропажи кормильца нетрудоспособные иждивенцы автоматически лишаются ухода и источников к существованию.
  • Несовершеннолетний ребенок, проживающий с одним из родителей, не сможет выехать за территорию государства без нотариального разрешения второго родителя, если о его местонахождении ничего неизвестно.
  • У оставшегося законного супруга отсутствует законная возможность расторгнуть официальный брак с пропавшим без вести лицом.
  • Интересы и права самого безвестно отсутствующего лица остаются без защиты на протяжении длительного времени. Без должного присмотра находится и имущество, что может привести к его окончательной утрате или противозаконному посягательству иных лиц.

Исковое заявление о признании лица без вести отсутствующим

С целью преодолеть подобную юридическую неопределенность и был разработан правовой механизм признания безвестно отсутствующим лица, связь с которым оборвалась. По сути, это единственный способ защитить или восстановить нарушенные права и интересы третьих лиц. Следующим шагом на пути разрешения неординарных ситуаций станет признание безвестно отсутствующего умершим. Для обеих процедур установлен отдельный судебный порядок, характеризующийся особым процессуальным производством.

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим проходит несколько этапов рассмотрения по существу. Первое, на что судебная инстанция обращает внимание, - это наличие оснований для подачи иска. Заявителю необходимо собрать доказательства отсутствия человека. К тому же, иск будет рассматриваться только в случае годичной пропажи гражданина. Все аргументы, представленные заявителем, подлежат тщательной проверке. Положительное решение по делу возможно только в том случае, если суду не удастся найти никакой значимой информации о местонахождении отсутствующего. Также перед истцом стоит еще одна задача - подтвердить, что получение подобных сведений абсолютно невозможно в настоящий момент.

Отказ: почему суд не всегда признает факт пропажи человека?

Как уже было отмечено, моменту обращения с заявлением должен предшествовать конкретный прописанный ст. 42 ГК РФ срок, который предполагает вероятность появления информации о пропавшем лице. Однако соблюдение данного требования еще не говорит о том, что суд примет иск к рассмотрению.

В частности, объявление гражданина безвестно отсутствующим будет под вопросом, поскольку практике известны случаи, когда отдельные лица из корыстных мотивов намеренно скрывают свое место жительства, временного пребывания. Причиной такого поведения может служить желание избежать долговых обязательств перед кредитором, уклониться от уплаты алиментов.

Нередко граждане скрываются от уголовной или административной ответственности за совершенное ими противоправное деяние. При возможности применения к пропавшему лицу любого из вышеперечисленных обстоятельств признание его без вести отсутствующим становится маловероятным.

Как определить дату, с которой лицо будет считаться отсутствующим безвестно?

Таким образом, поиск людей, от которых нет известий, является первостепенной задачей для заинтересованного лица. Бесспорно, сам факт признания человека пропавшим влечет за собой наступление некоторых юридически значимых последствий, а потому подойти к его утверждению судья должен ответственно. Течение периода, на протяжении которого ни малейших сведений об отсутствующем не было получено, исчисляется с момента получения последних вестей о местонахождении разыскиваемого лица.

В противном случае, если определить ту самую дату затруднительно, за начало срока берется первый день следующего месяца после получения какой-либо информации о месте пребывания или жительства отсутствующего, а если не удается установить последний месяц, период отсчитывают с первого января следующего года.

В чем разница между признанием отсутствующим и объявлением умершим?

Заинтересованные лица редко прекращают поиск людей, признанных безвестно отсутствующими. Согласно ГК РФ, лицо может быть объявлено умершим спустя три года после постановления решения суда о признании последнего пропавшим. Стоит отметить, юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и обстоятельства, открывающиеся после признания его же умершим, имеют существенные различия.

Так, в первом случае кардинальных и необратимых правовых изменений не наступает. Вследствие признания человека пропавшим без вести по решению суда назначается смотритель, на которого возлагаются обязательства поддерживать собственность и имущество отсутствующего хозяина. В соответствии со ст. 43 ГК РФ, данное лицо наделяется рядом полномочий по усмотрению органов опеки и попечительства.

Фактически, гражданин, пропавший без вести, не лишается дееспособности, ведь официального подтверждения его гибели нет, а значит, в случае его возвращения решение суда о признании его безвестно отсутствующим может быть аннулировано.

Объявление умершим: открытие наследства и другие последствия

Признание гражданина умершим при положительном рассмотрении ходатайства в большей степени связаны с дальнейшей судьбой имущества пропавшего человека. Наиболее распространенными можно назвать следующие правовые ситуации:

  • Открывается наследство, вступить в которое могут лица в соответствии с порядком и очередностью наследования.
  • Часть нажитых материальных ценностей идет на погашение кредитных задолженностей и обязательств, взятых на себя отсутствующим лицом до момента пропажи.
  • Другая часть средств направляется на содержание иждивенцам (например, малолетним детям или опекаемым, нетрудоспособным родителям).
  • У иждивенцев, содержащихся за счет пропавшего лица, с признанием его таковым возникает право обратиться к государству за правом на получение пособия (пенсии по утрате кормильца).
  • Третьи лица автоматически теряют права и обязательства, выходящие из договоров поручения, в которых отсутствующий гражданин являлся одной из сторон при жизни.
  • С момента признания лица без вести отсутствующим, теряет свою легитимность доверенность. Причем это касается и того документа, который был выписан на имя пропавшего, и того, который был выдан им самим.

Возможно ли сокращение сроков для признания лица умершим?

При этом для получения акта гражданского состояния о смерти человека, как уже было отмечено, должно пройти три года со дня принятия решения о наделении лица статусом безвестно отсутствующего. Умершим лицо объявляется и в том случае, если имели место обстоятельства, способные повлечь за собой смерть, т. е. заведомо опасные ситуации (стихийные бедствия, катаклизмы, крушения, авиакатастрофы и т. д.).

В этом случае лицо будет признано умершим, даже если его тело так и не было обнаружено к моменту подачи искового заявления в суд.

Процедура вынесения судебного решения

Таким образом, признание безвестно отсутствующим - первый этап на пути к освидетельствованию смерти пропавшего лица, который подразумевает выполнение ряда последовательных действий от заинтересованных граждан:

  • составление заявления в письменном виде;
  • подача иска в судебную инстанцию;
  • рассмотрение ходатайства в суде;
  • ознакомление с доказательствами отсутствия сведений о местонахождении пропавшего;
  • принятие решения по делу.

Кто такие «заинтересованные лица»?

Кстати, в гражданско-процессуальном законодательстве нет четкого определения термина «заинтересованное лицо». Однако на практике с заявлением в суд о признании лица пропавшим без вести чаще всего обращаются граждане:

  • законный супруг (супруга);
  • нетрудоспособные родители;
  • несовершеннолетние дети;
  • опекаемые иждивенцы;
  • лица, интересы и права которых были нарушены пропавшим гражданином;
  • представители местной администрации;
  • прокурор.

Случается и так, что пропавшие люди находятся. При появлении лица, в отношении которого было вынесено решение о признании его безвестно отсутствующим, все связанные с этим правовые последствия, касающиеся имущественных прав, нивелируются. Но отмена судебного вердикта не позволяет, например, признать незаконным расторжение брака, если второй супруг за период отсутствия уже успел оформить новые семейные отношения.

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим предусмотрены ГК РФ. Они призваны устранить правовую неопределенность в отношении личных и имущественных прав самого гражданина и его близких.

Правовые основания для признания гражданина безвестно отсутствующим

При признании гражданина безвестно отсутствующим правовые последствия достаточно серьезны: они предусматривают изменение семейного статуса, прав на имущество. Ст. 42 Гражданского кодекса РФ называет основанием признания отсутствие сведений о том, где находится гражданин, по месту его жительства в течение года.

Список заинтересованных лиц достаточно широк. Среди них:

  • супруги, например, желающие расторгнуть брак;
  • кредиторы;
  • несовершеннолетние дети, имеющие право на получение алиментов;
  • иные лица.

Часто возникают ситуации, когда человек скрывается от кредиторов или от призыва в армию. Если суд при рассмотрении дела сможет установить возможность такой ситуации, он вправе отказать в вынесении решения. У суда нет обязанности признавать пропавшего безвестно отсутствующим в любом случае (см. решение Бабаюртовского суда Республики Дагестан от 20.05.2016 по делу № 2-142/16, которым гражданке было отказано в признании супруга безвестно отсутствующим, так как у суда были данные о том, что он находится в международном розыске).

Суду представляются доказательства, которых должно быть достаточно для того, чтобы убедить суд в пропаже гражданина. Некоторые общеизвестные ситуации, например ведение военных действий в определенном регионе, доказывать не потребуется. О них можно прочитать в статье «Факты, не подлежащие доказыванию в гражданском процессе» .

Суд вправе по собственной инициативе исходя из норм ст. 278 ГПК РФ запросить иные доказательства, которые могли бы подтвердить факт наличия сведений о том, что человек находится или находился в пределах годичного срока в определенном месте. Он может обращаться в органы МВД, службу судебных приставов, воинские части.

Виды последствий признания безвестно отсутствующим

После выявления ситуации действительного отсутствия сведений о месте нахождении человека и вынесения решения наступают предусмотренные законом последствия признания человека безвестно отсутствующим, которые делятся на 5 основных групп:

  • имущественные;
  • семейные;
  • трудовые;
  • административные и налоговые;
  • жилищно-правовые.

Закон прямо называет имущественные последствия основным прямым следствием вынесения решения, но изменение правового статуса человека приводит и к другим последствиям. Для применения имущественных последствий необходима координация действий суда и органов опеки, остальные возникают по заявлению заинтересованных лиц.

Так, существует много отказов суда в снятии человека с регистрационного учета, поскольку признание безвестно отсутствующим позволяет сохранить имущественные права. Возникают правовые последствия и для детей безвестно отсутствующего. Например, ребенок может быть по заявлению органов опеки включен в перечень сирот, которые должны быть обеспечены жильем (см. апелляционное определение Омского областного суда от 05.07.2017 по делу № 33-4498/2017).

Имущественные последствия признания человека безвестно отсутствующим

Одним из последствий признания безвестно отсутствующим становится передача имущества пропавшего в доверительное управление. Управляющий назначается органом опеки и попечительства, с которым и заключается договор доверительного управления. Для его заключения требуется одновременное наличие 4 факторов:

  • вступившего в силу решения суда;
  • наличия имущества, которому требуется управление;
  • возможности у органов опеки определить кандидатуру управляющего (может не найтись лицо, соответствующее требованиям, предъявляемым актами регионов к управляющим; особые требования, например, предъявляются в приказе Минсоцразвития и соцполитики Краснодарского края от 14.01.2014 № 11);
  • согласия этого управляющего.

Из состава имущества, переданного в управление, выплачиваются определенные суммы лицам, которые ранее находились на иждивении пропавшего, а также погашаются его текущие обязательства — кредитные, налоговые, коммунальные.

Закон допускает передачу в управление недвижимости и ценных движимых вещей, но перечень открыт, а в отношении других объектов (например, денег, ценных бумаг, патентов и авторских прав, предприятия как имущественного комплекса и т. п.) ничего не сказано.

Имущественным последствием, имеющим значение и для третьих лиц, становится прекращение договора простого или инвестиционного товарищества (см. постановление 5-го ААС от 22.03.2017 по делу № А59-5933/2009). Кроме того, в отношении безвестно отсутствующего гражданина прекращается исполнительное производство (см. ст. 43 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Последствия признания гражданина отсутствующим, не имеющие имущественного характера

Пропавший находился в различных отношениях с обществом: ходил на работу, платил налоги, призывался на военные сборы, исполнял те или иные семейные обязанности. В каждой из этих сфер его жизни в связи с признанием безвестно отсутствующим произойдут изменения.

Среди них:

  1. Изменения в трудовой сфере. Трудовые отношения прекращаются на основании п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ с момента вступления в силу решения суда. При этом работодатель не обязан выплачивать заработную плату за период отсутствия гражданина на работе, она не может быть передана управляющему, так как деньги не являются объектом доверительного управления, а трудовую книжку допустимо направить по почте родственникам пропавшего.
  2. Изменения в семейном положении. Брак с отсутствующим лицом расторгается по решению органов ЗАГС, а в ст. 130 Семейного кодекса разрешается усыновлять детей такого гражданина без его согласия.
  3. Изменения в отношениях с налоговыми органами. К таким последствиям можно отнести переложение на управляющего обязанности оплачивать расходы на содержание имущества и имущественные налоги, но это должно быть предусмотрено в договоре доверительного управления. Кроме того, на доверительного управляющего эта обязанность прямо возлагается в письме УФНС по г. Москве от 11.2007 № 18-08/4/14857.

Если человек вернулся

Пропавшие на стройках, вахтах, в ходе военных действий люди иногда все же возвращаются. Можно ли аннулировать последствия признания гражданина безвестно отсутствующим?

Ст. 44 ГК РФ обязывает направить в суд заявление об отмене решения о признании человека безвестно отсутствующим. На основании этого решения суд отменяет доверительное управление. Кроме того, нормы ГК РФ о наследовании в ст. 1155 позволяют восстановить пропущенный срок вступления в наследство. На основании ст. 26 СК РФ расторгнутый брак восстанавливается органом ЗАГС по совместному заявлению супругов, если другой супруг за это время не вступил в новый брачный союз.

Но есть и неурегулированные моменты. Законодатель не определяет, может ли быть отменено усыновление, если оно произошло в рамках ст. 130 СК РФ. Назначенная по потере кормильца пенсия отменяется.

Интересно, что истцами при подаче такого заявления могут быть разные заинтересованные лица. Так, в решении Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 01.12.2017 по делу № 2-829/17 им выступил ПФР.

Институт последствий признания гражданина безвестно отсутствующим призван устранить правовую неопределенность, связанную со статусом его имущества, снизить риски его утраты или ущерба и удовлетворить интересы третьих лиц, связанные с исчезнувшим.

Признание гражданина умершим или безвестно отсутствующим

2.1 Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим

признание гражданин умерший отсутствующий

Лицо, в случаях, предусмотренных российским законодательством, а в частности, гражданского права, признается безвестно отсутствующим или умершим. Если же гражданин, признанный безвестно отсутствующим или умершим, появляется в месте его жительства после решения суда, то в таких, соответственно ситуации, случаях наступают определенные правовые последствия, которые закрепляются в Гражданском Кодексе РФ, в частности, ст. 43, 46. Статьи, указанные ранее, содержат в себе следующий правовой смысл. Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им (в случае, если имеется угроза расхищения, порчи или повреждения имущества) передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении. Заявитель может предложить себя в качестве управляющего. Закон допускает, что таким управляющим будет назначен любой гражданин или некоммерческая организация (за исключением учреждения). Управляющий может действовать как на платной основе (получая вознаграждение за счет вверенного ему имущества), так и безвозмездно. В любом случае об этом должно быть указано в данном договоре доверительного управления, который регулируется статьями 1012-1026 ГК РФ. Однако если по ГК РСФСР опека устанавливалась над всем имуществом безвестно отсутствующего на основании судебного решения, то договор о доверительном управлении имуществом, о котором идет речь, в РФ применим далеко не всегда. Данный договор заключается органом опеки и попечительства с доверительным управляющим только в том случае, когда имеется необходимость в постоянном управлении имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Но в тексте ст. 43 ГК РФ отсутствуют разъяснения, в каких же случаях возникает необходимость постоянного управления имуществом, что может служить критерием определения этой необходимости, и какой должен быть правовой режим имущества в том случае, когда необходимость постоянного управления отсутствует. На мой взгляд, ответы на эти вопросы важны, поскольку с ними связаны определение имущества, из которого должно быть выдано содержание гражданам, находившимся на иждивении у безвестно отсутствующего, и погашаться задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

В соответствии с гражданским законодательством доверительный управляющий вправе, совершать любые действия в интересах безвестно отсутствующего лица, в том числе сделки. Последнее он заключает от своего имени, указывая, что действует в качестве управляющего. Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором, и на возмещение необходимых расходов за счет доходов от использования имущества. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего, т.е. гражданским законодательством РФ предусмотрены специальные правовые процедуры, в случае если безвестно отсутствующий гражданин имел обязательства или долги перед кредиторами.

Обязанности управляющего состоят в том, чтобы охранять имущество, заботиться о его надлежащем состоянии. В договоре с управляющим может быть прямо указано, какие действия он не вправе совершать (например, продавать тот или иной предмет). В то же время, если иное не предусмотрено договором, лицо, назначенное управляющим, вправе совершать с имуществом любые действия - продавать, сдавать в аренду и т.д. И только для недвижимого имущества закон устанавливает специальное требование - о возможности управляющего распорядиться недвижимостью должно быть прямо указано в договоре. Управляющий не может дарить вверенное ему имущество или предоставлять его в безвозмездное пользование (за исключением случаев, когда соответствующие лица имеют право пользоваться таким имуществом на основании закона).

Главной обязанностью управляющего следует считать погашение задолженности по обязательствам безвестно отсутствующего лица. Однако делать это необходимо в строго определенном порядке. Так, например, нельзя выплатить деньги по расписке, выданной пропавшим гражданином. Управляющий имеет право передавать деньги или иное имущество только судебному приставу-исполнителю, который производит исполнение в установленном законом порядке (ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Иными словами, если кредитор отсутствующего гражданина желает получить долг, он должен в общем порядке обратиться в суд с иском. После того как судебное решение вступило в законную силу, открывается исполнительное производство. Судебный пристав, выполняя свои полномочия, предъявляет требования управляющему имуществом отсутствующего гражданина (как своеобразному «заместителю» должника) и проводит изъятие денег или арест и реализацию иного имущества. Такая же процедура должна быть соблюдена и в отношении иждивенцев пропавшего гражданина. Чтобы содержать его детей, необходимо обратиться в суд с иском о взыскании алиментов. Право подачи искового заявления имеет родитель ребенка, его опекун или попечитель, усыновитель, а также, в соответствии со ст. 80 Семейного кодекса РФ, орган опеки и попечительства.

Сложнее всего осуществлять все указанные процедуры в том случае, когда пропавший человек состоял в браке. Ведь основное его имущество, как правило, является общей совместной собственностью супругов. Здесь следует иметь в виду два основных момента. Во-первых, после вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим его брак не прекращается автоматически. С этим лицом можно развестись в упрощенном порядке в органах загса (ст. 19 СК РФ). Однако орган загса, приняв заявление от супруга такого гражданина, обязан известить о предстоящем разводе управляющего имуществом или местную администрацию (ст. 34 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»). Во-вторых, если безвестно отсутствующему гражданину принадлежит имущество, входящее в состав общей собственности, то управляющему следует предъявить в суд иск о выделе доли. В противном случае у него не будет определенности, чем конкретно он должен управлять и за счет чего погашать долги пропавшего гражданина.

На практике нередки ситуации, когда члены семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании его безвестно отсутствующим и на протяжении пяти лет, истечение которых дает им право требовать в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно владеют, пользуются и распоряжаются его движимым имуществом, что, в свою очередь, может повлечь нарушение имущественных прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников.

Для предотвращения нарушений такого рода необходима некоторая корректировка процессуального законодательства. Учитывая, что в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть заинтересованы не только члены его семьи, но и различные юридические лица, с которыми гражданин состоял в гражданских обязательствах, законодатель закрепил в ст. 277 ГПК РФ положение о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, косвенно признав возможность инициирования судебного разбирательства юридическими лицами. Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие «заинтересованные лица», следует дополнить данную норму указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, с тем, чтобы в дальнейшем, если суд удовлетворит заявленное требование, они, как это предлагается в литературе, могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина.

Гражданским законодательством допускается назначение управляющего имуществом безвестно отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК). Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.), а также погашает его задолженность по другим обязательствам.

В случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, поскольку семья безвестно отсутствующего приравнивается к семье умершего кормильца согласно правилам пенсионного законодательства.

Прекращаются обязательства, тесно связанные с личностью безвестно отсутствующего, например, прекращается договор поручения, участником которого он был (ст. 977 ГК), а также действие доверенности, выданной им или ему (ст. 188 ГК); комиссии (ст. 1002 ГК), агентского договора (ст. 1010 ГК), договора доверительного управления (ст. 1024 ГК), договора простого товарищества (ст. 1050 ГК).

Также немаловажными последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим являются снятие гражданина с регистрационного учета по месту его жительства и представление в некоторых случаях субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг членам семьи отсутствующего.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что безвестно отсутствующий гражданин утрачивает свои субъективные личные и имущественные права настолько, насколько в этом будут заинтересованы другие субъекты правоотношений, которым известно о вынесенном судебном решении и которые реализуют это решение.

Я считаю, что приведенные аргументы не позволяют признать удачным суждение о том, что при признании лица безвестно отсутствующим действие правоотношения приостанавливается. Оно может быть изменено, прекращено в зависимости от характера этого правоотношения, намерения заинтересованного лица и соответствующих положений закона.

Итак, из анализа законодательства вытекает, что материально-правовые последствия судебного решения о признании гражданина безвестно отсутствующим наступают не только для безвестно отсутствующего, но и для других участников данных правоотношений и позволяют им распоряжаться своими как имущественными, так и личными неимущественными правами.

Объявление же умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, которые дают основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия).

Необходимость судебного объявления гражданина умершим, как и признание безвестно отсутствующим, возникает в тех случаях, когда длительная неизвестность места нахождения одного из субъектов правоотношения является препятствием для других субъектов этого правоотношения в реализации ими субъективных прав и исполнении ими своих юридических обязанностей.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике.

Тесная взаимосвязь признания безвестно отсутствующим гражданина и объявления его умершим обнаруживается в том, что в обоих случаях суду необходимо установить дату (день, месяц, год), когда о гражданине были получены последние сведения. Правила исчисления начала безвестного отсутствия изложены в ч. 2 ст. 42 ГК РФ, однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлении гражданина умершим в соответствии со ст. 45 ГК. РФ.

Несмотря на сходство правового состава этих дел, они имеют и известное различие. Если безвестное отсутствие означает неполучение сведений о гражданине живом или мертвом в течение года, то объявление гражданина умершим, поглощая безвестное отсутствие, является вместе с тем самостоятельным сложным правовым явлением, включающим несколько фактических составов. В литературе общепризнано, что объявление умершим в отличие от признания безвестно отсутствующим основано на презумпции смерти гражданина.

Кроме того, объявление гражданина умершим имеет специфическую характеристику, которая заключается в следующем. Статья 45 ГК РФ называет несколько сроков, по истечении которых безвестно отсутствующий гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим. В литературе эти сроки называют общими и сокращенными.

Суд может объявить гражданина умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет (ст. 45 ГК). Предварительное признание такого лица безвестно отсутствующим необязательно. Поэтому по истечении пяти лет со дня получения последних сведений о месте пребывания данного гражданина и наличии оснований предполагать его смерть, он может быть объявлен умершим.

Гражданский кодекс предусматривает два исключения из общего пятилетнего срока, необходимого для объявления гражданина умершим: сокращенный шестимесячный срок, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, при исчезновении геологической группы, работавшей в непосредственной близости к кратеру вулкана, после начала его извержения). Срок исчисляется со дня несчастного случая; двухгодичный срок, если лицо пропало без вести в связи с военными действиями, что объясняется необходимостью, в ряде случаев, принятия длительных мер по возвращению военнослужащих и других граждан к постоянному месту жительства или установления их гибели. Срок в этом случае исчисляется со дня окончания военных действий.

Особенность объявления умершим в связи с военными действиями заключается прежде всего в том, что здесь конкретизируется субъектный состав, а также дается конкретная характеристика объективных обстоятельств. Специфика обнаруживается в том, что указанными объективными обстоятельствами являются военные действия, их начало, продолжительность и окончание, а также нахождение в районе этих военных действий военнослужащих и иных граждан.

Однако, в связи с отсутствием разъяснений в ст. 45 ГК РФ, не понятно, что следует понимать под «окончанием военных действий» особенно в условиях военных конфликтов в стране. Это может быть день подписания мирного договора или договора о разделении полномочий с автономией, либо вывода войск или момент проведения свободных всеобщих выборов, либо издание Президентом РФ указа об окончании контртеррористической операции. Как, например, применять закон, если гражданин пропал без вести в Ираке, где военные действия то приостанавливаются, то вновь разгораются с необычайной яростью в течение ряда лет?

Как представляется, специфика объявления военнослужащего или иного гражданина умершим в связи с военными действиями заключается в том, что суд должен установить причинную связь между военными действиями и безвестной пропажей гражданина, по поводу которого в суд поступило заявление с просьбой об объявлении его умершим. Если этой причинно-правовой связи нет, то возможно следующее решение данной ситуации. Так, если военнослужащий или иной гражданин хотя и находился в районе военных действий, но суд установил, что безвестное отсутствие не связано с ними, а связано, например, с иными обстоятельствами (несчастный случай, стихийное бедствие и др.), угрожавшими его жизни, суд объявляет умершим гражданина по истечении шести месяцев, а не по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Определенные особенности присущи делам об объявлении гражданина умершим при сокращенных сроках безвестного отсутствия. Так, гражданин может быть объявлен умершим по истечении шести месяцев его безвестного отсутствия, но при этом решающим признаком является установление обстоятельств, угрожающих смертью или дающих основание предполагать гибель гражданина от определенного несчастного случая. Если в первом случае (пятилетнее безвестное отсутствие) обстоятельства предположительной гибели в ст. 45 ГК РФ не конкретизируются, то при сокращенных сроках безвестного отсутствия они указываются.

Следовательно, сложная характеристика такого правового явления, как объявление гражданина умершим, должна иметь следующий фактический состав: отсутствие сведений о гражданине в течение сроков, указанных в законе; невозможность для суда и лиц, участвующих в деле, устранить эту неизвестность; отсутствие у суда предположения о преднамеренном сокрытии сведений безвестно отсутствующим гражданином о месте своего пребывания; наличие у заявителя правовой цели судебного объявления гражданина умершим; установление судом обстоятельств, дающих основание презумировать смерть безвестно отсутствующего.

В фактический состав объявления умершим входит, помимо отмеченных обстоятельств, установление даты предполагаемой смерти. Днем смерти гражданина, объявленного умершим считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда, а если существовали обстоятельства, угрожавшие смертью, суд может признать днем смерти день предполагаемой гибели гражданина.

Объявления граждан умершими следует отличать от аналогичных юридических категорий в делах по установлению юридического факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а также от установления юридического факта регистрации смерти. Я считаю, что четкое разграничение этих различных правовых явлений имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения этих дел в судебной практике.

Случаи объявления лица умершим следует отграничивать от установления факта смерти (п. 8 ст. 264 ГПК РФ). В первом случае смерть гражданина предполагается, и датой его смерти считается либо день вступления решения суда в законную силу, либо день предполагаемой гибели гражданина. Во втором случае смерть гражданина определенно имела место, но по каким-либо причинам не была зарегистрирована органом записи актов гражданского состояния, и датой смерти гражданина считается день фактической смерти, установленный судом.

Такая необходимость возникает, когда имеются доказательства смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а органы записи актов гражданского состояния отказывают в регистрации смерти. В этом случае не требуется истечения сроков, предусмотренных для объявления лица умершим. Заинтересованные лица могут в любое время обратиться в суд с соответствующим заявлением. Решение суда об установлении факта смерти служит основанием для регистрации этого факта в органах записи актов гражданского состояния.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» основанием для государственной регистрации смерти является решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу. В случае если государственная регистрация смерти производится на основании решения суда об объявлении лица умершим, днем его смерти в записи акта о смерти указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти. Военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Установление факта регистрация смерти может иметь место в том случае, когда утрачено свидетельство о смерти, а органы загса отказывают в выдаче дубликата. Суд в таком случае обязан с достоверностью установить, что факт регистрации смерти имел место в данном загсе.

Несмотря на отмеченные различия, в целом эти институты весьма близки, так как они предусмотрены для документального подтверждения факта смерти лица, сомнения в которой у заявителя не имеется. Но если в первом случае необходимо и достаточно проверить архивы ЗАГС, то во втором заявитель должен обосновать свою просьбу ссылкой на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенном месте и при определенных обстоятельствах, должен доказать, что гибель гражданина не вызывает сомнений.

Итак, я считаю, что отграничение рассмотренных фактических составов состоит главным образом в том, что в судебных решениях по делам об объявлении умершими закрепляется предположение о смерти, в делах об установлении факта смерти - фактические обстоятельства смерти, в делах об установлении факта регистрации смерти суд устанавливает не предположение о смерти и не саму смерть гражданина, а факт ее регистрации в органах загса.

Делись добром;)

Основные положения института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим

признание гражданин отсутствующий умерший В системе гражданского права особое место занимает институт безвестного отсутствия и объявления умершим...

Понятие и значение юридических фикций в гражданском праве (на примере правового регулирования безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим)

Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В Германии, Фрaнции...

Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

Конституция РФ Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 2009. - №7. закрепила право граждан на судебную защиту их нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Государство, осуществляя заботу о своих гражданах...

Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

Среди множества сложных социальных и правовых проблем одной из наиболее острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее - бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц...

Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

Признание гражданина умершим или безвестно отсутствующим

Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет за собой ряд правовых последствий, имеющих целью временно ликвидировать неопределенность в гражданских правоотношениях, участником которых он является...

45 части первой ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц

  1. признан судом безвестно отсутствующим - если в течение года в месте его жительства нет сведений о его пребывании;
  2. объявлен судом умершим - если в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет .

Понятие и условия признания гражданина безвестно отсутствующим

Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неиз­вестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граж­дан, с которыми он находился в правовых отношениях.

Безвестное отсутствие - особое юридическое состояние; удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.

Цель признания гражданина безвестно отсутствующим:

  • устранение юридической неопределенности, вы­званной длительным отсутствием гражданина, и
  • предотвращение воз­можных неблагоприятных последствий для его имущества.

Понятие «заинтересованные лица» в законе не раскрывается.

По смыслу закона к числу зинтересованных лиц относятся:

  • супруг , который может быть за­интересован в расторжении брака в упрощенном порядке;
  • иждивенцы отсутствующего, которые могут приобрести право на пенсию по слу­чаю потери кормильца;
  • другие лица , которым это необходимо для за­щиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т.п.);
  • прокурор , органы государственной власти и местного са­моуправления, организации и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.

День получения послед­них известий о гражданине может быть подтвержден, например, показаниями свиде­телей. При невозможности установить этот день началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в кото­ром были получены последние известия, а при невозможности устано­вить этот месяц - первое января следующего года (абз. 2 ст. 42 ГК).

Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания , поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рожде­ния и т.п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опраши­ваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим:

  1. Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление (в соответст­вии с решением суда орган опеки и попечительства назначает управляющего и заклю­чает с ним договор доверительного управления; законом допускается назначение управляющего имуществом от­сутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребы­вания, без обращения в суд - п. 2 ст. 43 ГК, однако по смыслу закона в этом случае опекун назначается только для охраны имущества и не может производить из него какие-либо выплаты).
  2. В случае признания гражданина безвестно отсутствую­щим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно пра­вилам пенсионного законодательства.
  3. Прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим (ст. 188 ГК).
  4. Супруг гражданина, признанного безвестно отсутст­вующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган ЗАГСа (п. 2 ст. 19 СК).

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о при­знании его безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК). На основании реше­ния суда отменяется доверительное управление имуществом гражда­нина и прекращаются другие юридические отношения, возникшие из факта признания его безвестно отсутствующим.

Объявление гражданина умершим

При длительном отсутствии гражданина, если невозможно ус­тановить место его пребывания, есть основания предполагать, что он умер. Однако с таким предположением нельзя связывать юри­дические последствия, пока факты, его порождающие, не будут установлены в официальном порядке, ибо ошибка в решении это­го вопроса может повлечь серьезные нарушения прав и интересов личности.

Лица, к которым имущество гражданина, ошибочно объявленно­го умершим, перешло по возмездным сделкам (купля-продажа и ме­на), обязаны возвратить ему это имущество только в том случае, если будет доказано, что при его приобретении они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых (т.е. были недобросовест­ными приобретателями).

Кроме того, закон не предусматривает истребование стоимости ве­щей, которые после их безвозмездного приобретения были утрачены обладателями или отчуждены ими за деньги. Если, например, наслед­ники гражданина, объявленного умершим, продали приобретенный по наследству дом, то от приобретателя, не знавшего, что объявлен­ный умершим жив, нельзя истребовать этот дом, нельзя взыскать его стоимость и с наследников. Но если имущество гражданина, ошибоч­но объявленного умершим, было утрачено или отчуждено недобросо­вестным приобретателем (который знал, что гражданин находится в живых), то последний должен возместить убытки, причиненные гражданину утратой его имущества.

В случае явки гражданина, объявленного умершим, восстановле­нию (при наличии рассмотренных выше условий) подлежат лишь те его права, которые перешли к наследникам и другим лицам. Права, ко­торые прекратились, т.е. были аннулированы в связи с объявлением гражданина умершим, не могут быть восстановлены. Так, не восста­навливается действие обязательств личного характера (обязанности по выполнению какой-либо работы, совершению юридических действий, созданию произведения и т.п.). Вопрос о сохранении или прекраще­нии брака с гражданином, который был объявлен умершим, решается в соответствии с нормами семейного законодательства (ст. 26 СК).



Просмотров