I. Что такое местное самоуправление и как мы, граждане Российской Федерации, можем осуществлять свое право на местное самоуправление. Муниципальный орган: виды, формирование, полномочия

Существование системы самоуправления, решающих локальные проблемы, оправдано для широкой географии России. Такие структуры решают проблемы местных жителей по вопросам здравоохранения, экологии окружающей среды, образования, сферы ЖКХ. Их взаимодействие с гражданами происходит на правовой основе. При нарушении обязанностей или прав с любой стороны, пострадавшая сторона может обратиться за поддержкой в суд.

В структуру местного самоуправления включены глава округа, администрация, контрольно-счетная палата и прочие, предусмотренные муниципальными уставами. - неотъемлемая часть управления в регионах и округах. Задача исполнительной власти - выполнять решение суда, приводить приговор суда в исполнение.

Исполнительная власть существует для практического выполнения Конституции и законов российского государства. Имеет строго вертикальный характер, когда низшие структуры беспрекословно подчиняются вышестоящим. Зависит от ветви законодательной власти и подчиняется ей. Является самостоятельным незаменимым органом, обращенным к решению проблем и нужд населения.

Исполнительная власть имеет в подчинении многие структуры для осуществления качественного выполнения законов. У этой ветви власти имеется и распорядительная функция, которая немыслима в рамках работы исполнительных структур. Под последним подразумевается выпуск нормативно-правовых актов.

Об исполнительных органах

Исполнительные органы местного самоуправления - это неотъемлемая составляющая целой системы. В Конституции существование исполнительных структур не закреплено, они назначаются на местах при необходимости и выполняют конкретные функции. Наряду с существованием деятельности выборных органов местного самоуправления присутствуют и иные подразделения.

Государство не участвует в назначении и разработке структур местных органов. Во главе исполнительных органов стоят главы городских округов, главы администрации, замещающие их лица или сопровождающий аппарат. Администрация, комитеты, департаменты, отделения - вот немногие из наименований исполнительных структур.

Глава муниципалитета

Глава избирается, назначается или отправляется в отставку муниципалитетом либо при участии граждан на местах. Он ответственен за обеспечение органов местного самоуправления оптимальной работы всех подотчетных ему структур.

В соответствии с 36 статьей Федерального закона, глава - это высший руководитель муниципальной структуры, решающий вопросы согласно уставу.

Условия выбора главы:

  1. Может быть самовыдвиженцем или членом представительного органа и выбирается его участниками.
  2. Кандидат либо состоит в представительных органах, либо является главным административным лицом.
  3. Должен иметь государственные полномочия органов местного самоуправления.
  4. Будущий глава не вправе совмещать две должности: председателя и главы администрации.
  5. Имеет должность председателя при образовании представительного органа районного муниципалитета.

Ограничения, условленные вторым и четвертым пунктом, не относятся к сельским поселениям. Это связано с тем, что местные главы муниципалитета также исполняют функции председателей в представительных органах.

Компетенции главы

Глава единолично контролирует работу структур исполнения и распоряжения. В случае некачественной работы именно он отвечает за последствия. У гражданского местного населения и представительного органа имеет отчетность.

По законам субъектов РФ, наименование и обязанности выборных муниципальных лиц прописаны в соответствующем уставе.

Полномочия избранного главы вступают в силу со дня назначения и продолжаются не менее 2 и не более 5 лет. Глава имеет полномочия с первого дня назначения, которые он принимает не менее чем на два и не более чем на пять лет. Изменение этого периода осуществимо после того, как назначение вступает в силу.

Досрочная работа может прекращаться по причине:

  1. Гибели.
  2. Ухода по собственному решению.
  3. Снятия с должности в соответствии с ФЗ.
  4. Установления недееспособности или ограниченной дееспособности.
  5. При вступлении в силу судебного приговора.
  6. При переезде на ПМЖ заграницу.
  7. Признания пропавшим без вести.
  8. Прекращения российского гражданства.
  9. Снятия с должности из-за отзыва избирателями.
  10. Утраты здоровья и приобретенной неспособности к управлению.
  11. Изменения границ муниципалитета.
  12. Увеличения числа избирателей на 25 % и выше.
  13. Объединения подвластной структуры с городским округом.
  14. Завершения работы центрального образования раньше срока.

Заместитель главы временно принимает руководящий пост в случае досрочного ухода первого.

Статистика 2007 года указывает на то, что в 652 образованиях досрочное прекращение работы происходило из-за ухода по своему желанию. В 117 образованиях полномочия завершались из-за смерти. В 27 образованиях главы досрочно сложили полномочия из-за наступления уголовной ответственности. Еще в 30 единицах полномочия глав прекратились в связи с расформированием муниципалитетов.

Решения, принимаемые главами муниципалитетов, обязательны для исполнения всеми существующими коллективными организациями на территории местного самоуправления.

Местная администрация

В систему органов местного самоуправления входит и администрация. Ее начальник наделяется абсолютной властью по отношению к аппарату администрации. Главой является либо глава муниципальной единицы, либо назначенное контрактное лицо.

Условия контракта утверждаются главным органом района в части, касающейся вопросов местного значения, а в части, затрагивающей вопросы государственной важности, - законом субъекта РФ.

При контрактном назначении с целью проверки пригодности будущих кандидатов к работе проводится отбор на конкурсной основе. Представительная власть муниципалитета создает условия конкурса, прописывает порядок его проведения и назначает членов комиссии. По правилам объявление о конкурсе подается за двадцать дней до его начала, также сообщается место, время, дата, требования к кандидатам и прочие особенности.

Задача представительных органов - назначить состав комиссии. Они участвуют в формировании двух третей состава комиссии, одну треть избирает государственный законодательный орган.

Контрактное лицо назначается по результатам конкурса из его участников. Будущий административный глава подписывает контрактные бумаги с главой муниципалитета. Местная администрация решает вопросы в качестве юридического лица.

В большинстве муниципалитетов главой администрации является глава всего поселения, в остальных случаях администрацией руководит лицо по контракту.

В структуру администрации входят комитеты, департаменты, сектора, отделы, исполняющие функциональные и территориальные роли. В сферу запрещенной деятельности главы входит ведение бизнеса, он может заниматься творческой, преподавательской или научной деятельностью.

Обязанности прекращаются раньше положенного в случае:

  1. Смерти.
  2. Ухода по собственной воле.
  3. Прекращения контракта по ряду причин.
  4. Отрешения от должности.
  5. Установления недееспособности через суд.
  6. Признания без вести пропавшим через суд.
  7. Исполнения судебного приговора в отношении главы.
  8. Переезда за границы страны.
  9. Окончания российского гражданства.
  10. Ухода на службу в войсках или службу гражданского характера.
  11. Упразднения или реорганизации местного образования.
  12. Объединения муниципалитета с более крупными организациями.
  13. Изменения численности прежнего состава избирателей на 25 %.

Контракт разрывается в случае обоюдного согласия или через судебные инстанции по решениям:

  1. Административного начальника по причине нарушения условий при исполнении важных решений.
  2. Главенствующего лица в субъекте РФ при нарушении интересов государственного масштаба.
  3. Главы администрации при нарушении контракта структурами местного самоуправления или организациями государственного уровня.

Статистика 2007 года говорит о том, что около 4,8 % от всех принятых контрактников покинули свои места досрочно.

Аппарат местной администрации

Чтобы организация административной работы была оптимальной и продуктивной, на местах создают различные вспомогательные структуры, которые предназначены для решения специализированных вопросов. Они утверждаются при участии главы самоуправления или представительных структур.

Административные структуры состоят из главы, заместителей, аппарата подразделений структурных и отраслевых. Законная основа, коллегиальное решение вопросов, оглашение их перед народом и единоначалие - вот те принципы, на которых строится работа административного коллектива.

Срок работы данной структуры определяется сроком функционирования представительных органов. Работа исполнительных структур заключена в проведении заседаний, если решение требует коллективного принятия. Граждане и юрлица обязаны исполнять решения, принятые администрацией.

Контрольный орган муниципального образования

В систему образования органов местного самоуправления входит контрольно-счетная палата, главной целью которой является надзор за исполнением бюджета. Кроме этого, контрольная комиссия регулирует подготовку и рассмотрение проектов местного бюджета, получает отчеты об их исполнении. В обязанности палаты входит распоряжение местной собственностью.

Контрольная палата избирается силами муниципальных выборов или представительными органами по регламенту местного устава. Результаты проверок в бюджете должны быть обнародованы контрольным органом. Он имеет право запросить необходимую информацию и документы для осуществления проверки органов местного самоуправления.

Финансовые органы контроля имеют полномочия по проведению контрольно-ревизионной, экспертной и информационной деятельности. В состав структуры входит председатель и аудиторы. От того, насколько отработаны полномочия контрольных органов, зависит, как эффективно будут оптимизированы бюджетные процессы на местном уровне.

Избирательная комиссия

Избирательная комиссия не включается в состав органов самоуправления и существует с целью образования новых органов муниципалитета. Избирательная структура действует во время выборов, проведения референдумов, участвует в голосовании по смещению должностных лиц, решает вопросы об изменении границ территории муниципалитета, голосует при образовании новых органов муниципалитета.

Избирательные комиссии назначаются и формируются в согласовании с федеральным законом и местным уставом.

Во главе всех муниципальных комиссий стоит Центральная избирательная комиссия. Орган является коллегиальным и имеет свой перечень полномочий, в пределах которого не зависит от государственных и местных структур. Но решения местных комиссий, противодействующих закону, отменяются вышестоящими органами.

Взаимодействие государственных органов и органов самоуправления

Как эти две отдельные структуры взаимодействуют? власти и органы местного самоуправления взаимодействуют, основываясь на принципах законности, взаимоуважения, взаимной ответственности и согласования интересов.

Органы государственной власти:

  1. Защищают право на самостоятельное управление органов муниципальных структур.
  2. Помогают финансово и стратегически в развитии экономики на местах.
  3. Утверждают роль органов самоуправления в государственном масштабе.
  4. Надзирают за полнотой соблюдения законности на местах.

Органы властей местного самоуправления вносят свое значение в государственные структуры:

Таким образом, органы государственной власти и органы местного самоуправления объединены государственно-правовым началом, но при сохранении своих особых управленческих элементов.

Субъекты и объекты местного самоуправления

В объекты местного управления входит курирование вопросов по жизнеобеспечению граждан на доверенной территории в соответствии с местными уставами, так же как и сама территория и ее имущество.

Под субъектами органов местного самоуправления понимаются категории людей, которые связаны с данной территорией как правами, так и обязанностями:

  1. Индивидуальные лица. В этой категории объединены граждане России и иностранцы, лица, не имеющие гражданства, и избиратели, должностные лица и служащие.
  2. Коллективные. К ним относятся местные и территориальные самоуправленческие органы, а также федеральные органы местного самоуправления.
  3. Политико-территориальные. Муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация полностью.
  4. Социальные. Местное и российское, а также население всех субъектов РФ.

Участие граждан в работе исполнительных органов

Исполнение некоторых решений невозможно без предварительного согласования с гражданами. В органах местного самоуправления граждан это может осуществляться в нескольких формах:

  1. Референдум. Заключается в коллективном принятии важного решения через голосование. Референдум созывается по инициативе представительных органов или граждан. Голосование проводится добровольное. Тайное и без осуществления контроля. Исполнение решения осуществляется, если за него отдало голос большинство человек. Принятые решения подлежат оглашению и исполнению без утверждения иных властных структур.
  2. Выборы в муниципальные органы и органы местного самоуправления. Участие населения в выборе их будущего главы через тайное и добровольное волеизъявление.
  3. Сход граждан. Открытое обсуждение проблем с выведением компромиссного решения, касающегося важных вопросов.
  4. Правотворчество. Право населения предлагать решение проблем местного уровня посредством закрепления новых правовых актов. Последние обязательны к рассмотрению на открытом заседании в присутствии представителей от народа. Результаты подлежат обнародованию.
  5. Коллективные или индивидуальные обращения народа в органы местного самоуправления. Представители органов местного назначения обязаны дать ответы по существу в течение месяца.
  6. Территориальное общественное самоуправление. Создание на территории муниципалитета самоуправляемой структуры для решения вопросов местного значения. Например, создание Товарищества собственников жилья с целью решить проблемы с обустройством придомовой территории.
  7. Опросы граждан. Сбор мнения большей части населения для учета при исполнении каких-либо решений.

Общие положения о полномочиях исполнительных органов

Имеют отчетность у представительных структур муниципалитета. Являются постоянно действующими на обозначенных территориях и не прекращают своей работы.

В их полномочия входит:

  1. Любое распоряжение муниципальной собственностью.
  2. Развитие благоприятных условий в социально-хозяйственном секторе.
  3. Контроль качества жилищно-коммунальных услуг, за работой медицинских учреждений и образовательных центров. Забота об экологии и земельных отношениях на доверенной территории.
  4. Забота о муниципальных дорогах и транспорте.
  5. Участие в работе СМИ и их контроль.
  6. Развитие спортивного и культурного направлений.
  7. Поддержка населения в социальной защищенности.

Органы местного самоуправления - прямое доказательство демократической основы управления обществом, позволяющее сделать решение проблем на местах более эффективным и качественным. Эта система учитывает индивидуальные претензии в конкретных районах страны. Исполнительные структуры сочетают обеспечение интересов малых сообществ с решением проблем на государственном уровне.

Представительные и другие , наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане осуществляют свое право на путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. См. .

Согласно конституционным положениям органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а их структура определяется населением самостоятельно. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют , устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие положения о порядке формирования, организации и деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Структура и статус органов местного самоуправления закрепляется в уставах и других нормативных правовых актах муниципальных образований, издаваемых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон выделяет два вида органов местного самоуправления. К первому относятся выборные органы, образуемые в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Их наличие в муниципальном образовании является обязательным. Ко второму виду отнесены другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Наименования органов местного самоуправления, численный состав устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставами муниципальных образований.

К выборным органам относится представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие и обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.

Федеральный "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к исключительному ведению представительных органов местного самоуправления: а) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования; б) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; в) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; г) установление местных налогов и сборов; д) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; е) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 названного закона в муниципальном образовании кроме представительного могут формироваться иные органы местного самоуправления. Их наименование, порядок формирования, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. При этом устанавливается запрет на образование органов местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.

Органы местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Их наименование и виды, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования Решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно - правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Решения органов местного самоуправления могут быть отменены только органами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов местного самоуправления влечет установленную законодательством ответственность.

Органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Обращения органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Ответственность органов местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.

Ответственность перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Ответственность органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Российское избирательное право: словарь-справочник . 2013 .

Смотреть что такое "Органы местного самоуправления" в других словарях:

    Органы местного самоуправления - (англ. bodies/organs of local self government) в РФ выборные и др. органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов гос ной власти. К О.м.с. относятся: выборные … Энциклопедия права

    Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;... Источник: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131 ФЗ … Официальная терминология

    Органы местного самоуправления - в РФ выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. См. также: Органы местного самоуправления Местное самоуправление Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Юридический словарь

    органы местного самоуправления - Избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. [ФЗ 0131 Об общих принципах организации местного… … Справочник технического переводчика

    Органы Местного Самоуправления - выборные административные органы местного управления, занимающиеся решением вопросов местного значения, не входящих в компетенцию органов государственной власти. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом… … Большой юридический словарь

    Органы местного самоуправления - К органам местного самоуправления относятся выборные и другие органы. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Выборные органы образуются в соответствии с Федеральным законом Об общих… … Административное право. Словарь-справочник

    Органы местного самоуправления - это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций управления на своей территории в целях обеспечения интересов, развития экономики и социально культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

    Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти; представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления,… … Теория государства и права в схемах и определениях

Что такое "Органы местного самоуправления"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. * * * (англ. bodies/organs of local self-government) - в РФ выборные и др. органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов гос-ной власти. К О.м.с. относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации»**, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований; pp. органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Законодательство РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме помимо представительных органов относит к О.м.с. также выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ (ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»**). Наличие выборных О.м.с. муниципальных образований является обязательным. Выборные и иные О.м.с. являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования и наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Наименования О.м.с. устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. Осуществление местного самоуправления органами гос-ной власти и гос-ными должностными лицами не допускается. Структура О.м.с. определяется населением самостоятельно. О.м.с. вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации (см. также Муниципальная собственность; Представительный орган местного самоуправления).

Органы местного самоуправления - выборные административные органы местного управления, занимающиеся решением вопросов местного значен... Словарь бизнес терминов

Органы местного самоуправления - "...органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые предс...

Местное самоуправление

Местное (муниципальное) самоуправление - одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: « Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Статья 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Таким образом, местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со статьями 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся:

Через референдумы, выборы, собрания и сходы;

Посредством выборных и других органов местного самоуправления.

Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функциями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправления (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции:

обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131)

управление муниципальной собственностью (ст. 132)

обеспечение развития соответствующей территории

охрана общественного порядка (ст.132)

защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 133)

обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

К принципам местного самоуправления относятся следующие основополагающие принципы:

самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения

организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством

многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Органы местного самоуправления

Анализ статей 3,12, а также главы 8 Конституции РФ показывает, что местное самоуправление, его органы не входят в систему государственной власти. Правда, они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. И в этом качестве представляют собой государственно-властные органы, деятельность которых по реализации им полномочий подконтрольна государству. К органам местного самоуправления относятся:

Представительные органы самоуправления;

Собрания, сходы граждан (в основном в небольших населенных пунктах);

Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, и т.д.);

Местная администрация, подконтрольная главе местного самоуправления.

Основы деятельности местного самоуправления

Территориальная основа местного самоуправления - это городские и сельские поселения. Однако, оно осуществляется и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (район, сельский округ, и т.д.)

Деятельности органов местного самоуправления основана на действующей Конституции и на правовых актах субъектов РФ, а также на основе положений местных представительских органов.

Экономическая основа местного самоуправления - муниципальная собственность, к ней относятся жилищный фонд, нежилой фонд, бюджетные и внебюджетные средства, и т.д. Органы местного самоуправления имеют свою экономическую и финансовую базу, формируют бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Полномочия местного самоуправления

Полномочия местного самоуправления, которые реализуются населением непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления, включают: собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, переданные им государством.

Глава местного самоуправления непосредственно или через образуемые им органы осуществляет управление муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и т.д. Издает постановления и распоряжения в пределах своих полномочий.

Представительный орган местного самоуправления утверждает бюджет, устанавливает налоги и сборы, утверждает программы развития и т.д. Также осуществляют контроль за деятельностью главы администрации.

Органы местного самоуправления организуют исполнение законов РФ, указов Президента, правовых актов субъектов РФ, на территории которых они находятся.

Гарантии правомочий местного самоуправления

Гарантии правомочий служат для того, чтобы обеспечить правовыми средствами самостоятельность органов местного самоуправления в решении местных вопросов и обеспечить условия для наиболее полной реализации прав местного самоуправления.

Конституция РФ закрепляет, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, и устанавливает следующие положения:

органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти

изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения

структура органов местного самоуправления определяется население самостоятельно

В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации Конституция РФ (ст. 133) гарантирует:

судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления

компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти

гарантии местного самоуправления более детального закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ

ряд важных гарантий содержит указ Президента РФ «О гарантиях местного самоуправления в РФ». В нем в частности, установлено, что решения органов самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.

Местное самоуправление в городе Москве

Рассмотрим пример организации местного самоуправления в городе Москве. Москва как субъект РФ имеет систему органов государственной власти, определяет самостоятельно в соответствии основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами. В связи с этим органы местного самоуправления обязаны в своих действиях руководствоваться законами города Москвы, регулирующими их действие на территории города. Данные законы принимаются на основании действующей Конституции, что записано в статье 5 Устава города Москвы: «Жители Москвы в своей совокупности образуют городское сообщество и осуществляют самоуправление на основе статей 3,12,32,130-133 Конституции РФ», а также на основании закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г.

Основные положения местного самоуправления заложены в законе о «Территориальном общественном самоуправлении в г. Москве» от 10 июля 1996 г. Он определяет права граждан на самоорганизацию, порядок организации и действия органов местного самоуправления, полномочия, права и обязанности.

Принципы организации территориальных общин

Территориальное самоуправление в г. Москве - самоорганизация граждан для самостоятельного осуществления инициатив местного значения. Любой житель достигших 18-летнего возраста может принимать участие или быть организатором органов местного самоуправления. Закон дает также определение территориальной общины как добровольной, самоуправляемой, некоммерческая организация, созданной по инициативе жителей микрорайона, улицы, дома и т.д. Высшим руководящим органом общины является собрание или конференция, которые избирают подотчетные органы - комитет (совет) и контрольную комиссию, для организации и непосредственного осуществления функций. К полномочиям территориальной общины законом отнесены следующие функции: защита прав и интересов граждан, организация акций милосердия и благотворительных акций, контроль над муниципальной собственностью, содействие органам правопорядка, контроль над соблюдением прав потребителей, работа с детьми и подростками, содействие в решении жилищных проблем, а также другие вопросы, переданные общине органами власти. Для регистрации общины необходимо представить: карту границ, документ об утверждении границ районным Собрание, список участников собрания (схода), протокол выдвижения делегатов конференции. С момента регистрации община приобретает гражданские права и принимает обязанности как юридическое лицо. Взаимодействие с органами власти осуществляется на основании договоров и соглашений, органы власти района содействуют созданию и деятельности общин на своей территории, осуществляют контроль. В случаи возникновения разногласий между органами власти и общиной рассматривает районное Собрание.

Органы и средства общины

Собрание (сход) или конференция является высшим органом и созывает комитетом (советом) или районной Управой не реже одного раза в год. В ее ведение находятся следующие вопросы: организация общины, изменение границ, устава, избрание органов общины, утверждение программы деятельности общины.

Комитет является руководящим органом общины и после ее регистрации действует в качестве юридического лица от имени общины в соответствие с уставом. В его полномочиях находятся: заключение договоров с органами власти и другими организациями, принятие участия с правом совещательного голоса в заседаниях районного Собрания и администрации района, распоряжение финансовыми средствами, пользование собственностью, реализация других полномочий.

Контрольная комиссия является контрольным органом общины и создается для проверки и контроля финансовой деятельности комитета, подотчетна только собранию или конференции, может привлекать аудиторские организации, также на нее могут быть возложены функции по контролю над выполнением устава.

Финансовые средства общины состоят из средств бюджетного финансирования из фондов районной Управы, города и т.п., собственных средств полуученых от дохода по оказанию услуг населению, по акциям, от взносов и пожертвований. Контроль над поступлением и расходование финансовых средств осуществляет контрольная комиссия.

В собственности общины могут находиться кооперативные средства населения, жилые, нежилые, иные построенные сооружения, другое имущество, переданное городом на основе правовых актов. Управление собственностью общины осуществляет комитет. Он также имеет право на договорной основе осуществлять управление собственность города и других юридических лиц.

Органы общины несут ответственность перед жителями соответствующие территории, основания и вид ответственности определяется уставом общины. Ответственность наступает в случае нарушения законов, уставов общины, утраты доверия со стороны жителей. С другой стороны жители соответствующей территории ни в целом, ни индивидуально не отвечают за действия комитета (совета). Деятельность общины прекращается решением собрания, конференции или решением суда. С иском в суд могут обращаться Управа, префект, Дума, Мэр, органы юстиции и прокуратура. Имущество и финансовые средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, передаются районной Управе для использования в интересах жителей.

Таки образом территориальная община является важным элементом управления в демократическом государстве, способствующая более полному выражению прав и свобод граждан, участия их в управление государства. В реферате были рассмотрены основные понятия и принципы организации местного самоуправления заложенье в Конституции РФ, а также на примере конкретного субъекта РФ, местные законы, регулирующие действие территориального самоуправления.

Литература

    Конституция РФ

    Основы государства и права; под ред. О.Е. Кутафина, М., Юрист, 1994

    Законы города Москвы (1994-1996), М, 1997

В законодательстве Российской Федерации представлены различные определения и классификации органов и должностных лиц местного самоуправления. Так, Федеральный закон 1995 г. (ст. 14) отнес к органам местного самоуправления выборные и иные органы. Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Характерно, что вся ст. 34 называется «Органы местного самоуправления», ч. 1 этой статьи говорит о «структуре органов местного самоуправления», тем не менее там же в структуру включены не только иные органы, но и выборные должностные лица.


1. Понятие органов и должностных лиц местного самоуправления

По Закону «органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения». Определение, надо сказать, не идеальное, оно позволяет понять четко лишь то, что орган местного самоуправления избирается либо населением, либо представительным органом муниципального образования. Отличие от выборного должностного лица, если оно тоже избирается населением, не очень-то понятно. Все сводится лишь к тому, что орган местного самоуправления коллегиален – состоит из многих лиц. Однако на уровне государственной власти есть ведь государственные органы, представленные одним человеком, например Президентом РФ, статус которого как органа государственной власти никем не оспаривается.

Федеральным законом 2003 г. (ст. 34) закреплено правило о том, что структура органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования, срок полномочий и их объем, подотчетность, подконтрольность закрепляются в уставе муниципального образования. Но наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Представительный орган может не формироваться только в поселениях с числом жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек; в этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан (ст. 35).

Формирование органов и замещение должностей в муниципальном образовании производится самостоятельно. Участие в этом деле органов государственной власти Закон допускает в трех случаях:

1) к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района или городского округа, замещаемую по контракту, законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования;

2) в конкурсную комиссию по отбору кандидатуры на должность главы местной администрации муниципального района или городского округа члены на одну треть состава назначаются представительным органом власти субъекта РФ;

3) контракт с главой местной администрации может быть досрочно расторгнут в судебном порядке по заявлению высшего должностного лица субъекта РФ в случае неисполнения главой условий контракта в части, касающейся исполнения делегированных полномочий.

Срок полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливается представительным органом в пределах от двух до пяти лет. Структура органов местного самоуправления устанавливается представительным органом муниципального образования. Во вновь образованных и преобразованных муниципальных образованиях структура определяется при наличии инициативы жителей на местном референдуме, а в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек – на сходе граждан или представительным органом муниципального образования после его избрания, и она отражается в уставе муниципального образования.

На основе федерального и регионального законодательства муниципальные образования принимают собственные правовые акты с целью унификации структуры органов местного самоуправления.


Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» использовал понятие «представительный орган местного самоуправления» – выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования (ст. 1).

Федеральный закон 2003 г. использует понятие «представительный орган муниципального образования», но не дает его определения в Законе. Как бы подчеркивается, что представительный орган существует в конкретном муниципальном образовании, а не как всеобщая характеристика местного самоуправления. На деле, конечно, представительный орган является обязательным элементом местного самоуправления практически во всех муниципальных образованиях, кроме самых малонаселенных.

Определение представительного органа, приведенное в Законе 1995 г., вполне может оставаться в силе, поскольку представительные органы муниципальных образований продолжают представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. В Законе 2003 г. содержится подробная регламентация правового положения представительного органа муниципального образования, она дифференцируется с учетом уровня муниципального образования и численности его населения.

Представительный орган муниципального образования состоит из депутатов, избираемых населением на основе всеобщего, равного прямого избирательного права при тайном голосовании на срок от двух до пяти лет (конкретный срок определяет устав соответствующего муниципального образования).

В муниципальных районах по Федеральному закону 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. 4 ст. 35) допускается два варианта создания представительного органа. Этот орган может:

1) состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения поселения, нормой представительства, определяемой в порядке, установленном данной статьей Федерального закона;

2) избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Таким образом, представительный орган муниципального района создается путем делегирования или же посредством прямых выборов. Поскольку избрание депутатов в приведенном тексте поставлено на второе место, можно трактовать норму так, что Закон прежде всего предполагает делегирование.

Данный порядок создания представительного органа если и именовать выборами, то это будут косвенные или многостепенные выборы: ведь главу поселения сначала избрали на данную должность и в силу этого он получил право войти в состав представительного органа муниципального района – по должности; депутаты представительных органов поселений были сначала избраны населением, а затем они из своей среды избрали (делегировали) представителей в районный представительный орган. Но для этого варианта в не меньшей степени подходит термин «формирование» представительного органа муниципального образования.

Создание представительного органа посредством многостепенных выборов происходит следующим образом. Инициатива создания такого органа может исходить от представительного органа одного из поселений на территории района и оформляться его решением. В решении указываются предлагаемая норма представительства депутатов от поселений, которая должна быть одинаковой независимо от численности избирателей поселения, а также день начала работы сформированного представительного органа.

В течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы ее должны поддержать представительные органы не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района, – принятием соответствующего решения. В решении указываются предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, который ранее избирался населением путем прямых выборов.

Однако указанные шаги должны быть дополнены еще одним. Федеральный закон 2003 г. говорит: установленный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района, т.е. после начала работы вновь сформированного представительного органа новый порядок его создания надо отразить в уставе муниципального района.



Просмотров