Муниципальное бюджетное учреждение органа местного самоуправления. Что такое органы местного самоуправления муниципального образования. I. Что такое местное самоуправление и как мы, граждане Российской Федерации, можем осуществлять свое право на местное с

Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.

Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.

Вконтакте

Местное самоуправление

Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.

В России признается и реализуется местное самоуправление , не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.

Основой такого самоуправления считаются юридические , прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо , однако она не является звеном государственной власти.

Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

Структура

Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями . В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:


На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:

  • созывается представительный орган;
  • определяется, кто будет главой;
  • формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
  • создается контрольный комитет или иная структура.

Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов . Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: , спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.

Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.

Состав представительного органа:

  • председатель, заместители;
  • комиссии, комитеты.


Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.

В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.

При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.

Его функция – возглавлять общую деятельность . Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.

Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным голосованием. Депутаты выбираются по определенным правилам.

На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.

Глава


Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.

Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы , иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.

Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.

Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.

В компетенцию главы входит несколько направлений:

  • представительство;
  • нормотворчество;
  • контроль.


Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные .

Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, и пр.

Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.

Контрольный орган

Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.


Контроль может выполняться следующими формами:

  • инициатива граждан правотворческого характера;
  • собрания;
  • выборы;
  • голосование;
  • слушания;
  • опрос.

В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным . Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.

Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.

Администрация муниципального образования


Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.

Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.


Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много . Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

Полномочия МСУ

Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:

  • принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);
  • решать вопросы попечительства, опеки, (народное образование);
  • следить за порядком;
  • издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;
  • распоряжаться собственностью муниципалитета;
  • распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;
  • принимать решение о сборах определенных видов налога.

То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета , касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.


Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:

  • принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений;
  • утверждение бюджета;
  • определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена;
  • создание программ, реализация их с ведением полной отчетности;
  • распоряжение имуществом, которое считается муниципальным;
  • определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений , устанавливать тариф за их услуги;
  • определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня;
  • представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня;
  • выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.

Важно! Представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.

Полезное видео


При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.

В ГК РФ установлено, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. “Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципального образования возлагаются только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей ни в Конституции РФ, ни в ГК РФ не предусмотрено”.

Органы местного самоуправления – это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.

Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется, прежде всего, тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления – это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Органы местного самоуправления, не являясь органами государственной власти, осуществляют деятельность, которая носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Поэтому, принимаемые ими в пределах своих полномочий, решения обязательны на территории муниципального образования для всех юридических, физических и должностных лиц

По Конституции, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Однако это не означает, что органы местного самоуправления могут действовать независимо от действующих в стране законов и других актов органов государственной власти. Эти акты являются для них обязательными.

Будучи относительно самостоятельными, органы местного самоуправления тесно связаны с государственными органами. Они могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом качестве органы местного самоуправления выступают как государственно-властные органы, деятельность которых по реализации переданных им полномочий подконтрольны государству.

Единство системы местного самоуправления проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления. Это проявляется также и в том, что все организационные формы системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни формы единой системы являются производными от других или связаны между собой отношениями руководства, подотчетности и ответственности или подотчетности и подконтрольности. Между всеми организационными формами местного самоуправления существует тесная организационно – правовая связь.


Согласно закону наличие выборных органов местного самоуправления муниципального образования является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, правовых актов субъектов РФ. Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов РФ, осуществляют координацию деятельности органов территориально общественного самоуправления (ТОС).

Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включает требования к должности, статус муниципальных служащих, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой определяются уставом муниципального образования.

Органы и должностные лица местного самоуправления принимают или издают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.

Виды органов местного самоуправления:

1) Представительные органы являются ведущими в системе всех органов местного самоуправления, ими являются думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты и советы и т.п. Они избираются населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законодательством и выражают волю всего населения муниципального образования, придавая ей, общеобязательный характер и, осуществляя, таким образом, муниципальную власть (которую реализуют в пределах своих полномочий и другие органы местного самоуправления).

2) Главное должностное лицо муниципального образования может избираться населением, на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо избираться представительным органом из своего состава, либо наниматься представительным органом на контрактной основе.

Главное должностное лицо муниципального образования: наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования; осуществляет оперативно-распорядительные функции, представляет муниципальное образование, руководит исполнительным органом; подотчетно как населению, так и представительному органу, свою деятельность осуществляет на принципах единоначалия, ответственности и законности.

3) Исполнительный орган местного самоуправления является неотъемлемой частью системы органов муниципального управления. Именно на эти органы возлагаются функции оперативно-распорядительного характера, по выполнению законов и решений представительных органов местного самоуправления. В системе местного самоуправления, как и в государстве, одни органы должны принимать решения, другие организовывать их исполнение. Исполнительные органы являются звеном цепи, обеспечивающим выполнение принятых решений.

В Москве порядок изменения границ и преобразования муниципального образования, а также учета мнения населения по соответствующему вопросу регулируются Законом города от 15 октября 2003г. «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве». В городе до недавнего времени существовало 125 внутригородских муниципальных образований, однако, С 1 июля 2012 года вступил в силу Закон г. Москвы от 11 апреля 2012 г. № 8 «О внесении изменений в Закон города Москвы»; от 6 ноября 2002 года №56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве», принятый в целях правового регулирования вопросов местного самоуправления на территории, присоединяемой к городу Москве в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью». В связи с расширением территории города Москвы в состав города Москвы вошло 21 муниципальное образование Московской области.

В целях унификации наименований органов местного самоуправления муниципальных образований в Законе слова «муниципальное Собрание», «Руководитель муниципального образования», «Руководитель муниципалитета» и «муниципалитет» заменены соответственно словами «представительный орган», «глава муниципального образования», «глава администрации» и «администрация». Однако, в нормативно-правовых актах администрации используются старые наименования органов местного самоуправления.

Городским Законом установлен перечень вопросов местного значения для внутригородских муниципальных образований. С учетом сохранения единого городского хозяйства. Поскольку уровень бюджетной обеспеченности зависит от компетенции муниципального образования, источники доходной части местного бюджета определяются законом города. При этом источники, закрепленные Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Налоговым кодексом РФ за местными бюджетами, по усмотрению городского законодателя могут зачисляться в городской бюджет или бюджет муниципального образования. Подобным же образом определяется и объем имущества муниципального образования - в прямой зависимости от объема предметов ведения и полномочий.

Что касается возможности передачи отдельных государственных полномочий города внутригородским муниципальным образованиям, то по общему правилу ч. 3 ст. 19 Федерального закона 2003 г. они осуществляются в муниципальных районах и городских округах, а иное может быть установлено Федеральным законом или законом субъекта РФ, что и сделано в Законе г. Москвы от 14 июля 2004 г. «О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями)». Примечательно, что в соответствии с п. 6 ст. 2 этого Закона отдельными государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления всех внутригородских муниципальных образований одновременно.

Как и вся публичная власть в Российской Федерации, муниципальная власть в городе реализуется населением как непосредственно, так и через органы и должностных лиц внутригородских муниципальных образований. Правила, установленные Федеральным законом 2003 г. для подготовки и проведения местного референдума, муниципальных выборов, опросов, собраний, публичных слушаний и других форм непосредственной демократии, распространяются на внутригородские муниципальные образования в Москве. Они получают при необходимости развитие в уставе муниципального района.

Законом г. Москвы от 6 ноября 2002 г. «Об организации местного самоуправления в городе Москве» (ст. 10) к органам местного самоуправления отнесены представительный орган местного самоуправления - муниципальное собрание, исполнительно-распорядительный орган - муниципалитет, а также иные органы, образуемые в соответствии с уставом муниципального образования. Должностными лицами согласно Закону являются председатель муниципального собрания, руководитель муниципального образования, руководитель муниципалитета. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены иные выборные и назначаемые должностные лица.

Муниципальное собрание состоит из депутатов, избираемых по многомандатным и одномандатным избирательным округам. Их численность в зависимости от числа избирателей может колебаться от 10 до 20 человек.

К исключительным полномочиям муниципальных собраний помимо полномочий, закрепленных в ст. 35 Федерального закона 2003 г., уставы внутригородских муниципальных образований в Москве относят:

  • · избрание из своего состава руководителя муниципального образования;
  • · назначение руководителя муниципалитета;
  • · внесение в органы государственной власти Москвы предложений о строительстве на территории муниципального образования социально значимых объектов;
  • · право законодательной инициативы в Московской городской Думе;
  • · утверждение регламента муниципального собрания;
  • · образование комиссий муниципального собрания.

Комиссии муниципального собрания создаются из депутатов собрания на срок его полномочий. Численный состав комиссий, их наименование и направления деятельности утверждаются муниципальным собранием. Один депутат не может входить в состав более двух комиссий и быть председателем более одной комиссии. Руководитель муниципального образования не может быть председателем комиссии муниципального собрания. Комиссии занимаются подготовкой решений муниципального собрания и организацией их исполнения.

Депутат муниципального собрания внутригородского муниципального образования в г. Москве осуществляет свои полномочия без отрыва от основной деятельности. Согласно Закону г. Москвы от 25 февраля 2004 г. «О статусе депутата муниципального собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве» депутат осуществляет свою деятельность в различных формах, в том числе участвуют в заседаниях собрания и его органов, во встречах с избирателями, во внесении депутатского запроса, в разработке правовых актах муниципального образования.

Депутат имеет право на первоочередной прием по вопросам своей деятельности на территории соответствующего муниципального образования должностными лицами территориальных органов исполнительной власти города, органов местного самоуправления, руководителями учреждений, органов общественных объединений, на получение информации у названных органов и должностных лиц. В случае если информация содержит охраняемую законом тайну, депутат может ее получить при наличии соответствующего допуска. При обращении депутата в органы и к должностным лицам на территории муниципального образования соответствующий адресат обязан в течение 15 дней дать ответ по существу обращения. Действенным средством в работе депутата является депутатский запрос, с которым депутат единолично или в составе группы депутатов может обратиться в органы и к должностным лицам по вопросам ведения муниципального собрания. Запрос вносится на заседании собрания, а ответ на него представляется в течение 15 дней и оглашается на заседании собрания.

Обязанности депутата главным образом заключаются в необходимости соблюдать законодательство, обеспечивать и защищать права и законные интересы жителей, не реже одного раза в месяц вести прием избирателей и отчитываться перед ними не реже одного раза в год, а так­же соблюдать ограничения, связанные со статусом депутата. В число этих ограничений включается запрет на занятие депутатского мандата в ином муниципальном или государственном органе, равно как и занятие должности государственной или муниципальной службы. Депутату запрещено получать подарки в связи со своим статусом, оказывать предпочтение избирательным объединениям и отдельным кандидатам на государственных и муниципальных выборах, а также обеспечивать преференции организациям, в которых депутат имеет коммерческий интерес. В случае получения депутатом на официальном мероприятии подарка от юридических или физических лиц стоимостью более пяти минимальных размеров оплаты труда он обязан передать подарок в собственность муниципального образования.

Председателем муниципального собрания по должности является руководитель муниципального образования. Он избирается из числа депутатов на срок полномочий собрания и работает на постоянной основе. Председатель муниципального собрания - руководитель муниципаль­ного образования - помимо представительских и организационных функций возглавляет призывную комиссию.

Муниципалитет как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления наделяется правами юридического лица. Структура муниципалитета и его численный состав устанавливаются муниципальным собранием по представлению руководителя муниципалитета. В свою очередь, руководитель муниципалитета назначается на должность решением муниципального собрания по представлению конкурсной комиссии.

Трудовой контракт с руководителем муниципалитета заключает руководитель муниципального образования. Внутригородские муниципальные образования в Москве непосредственно в уставах закрепляют требования, которым должен отвечать кандидат на должность руководителя муниципалитета.

Поскольку руководитель муниципалитета является муниципальным служащим, на него, как и на других муниципальных служащих исполнительно-распорядительных органов муниципального образования, распространяются правила, установленные Федеральным законом от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Законам г. Москвы от 24 марта 2004 г. «О муниципальной службе в городе Москве» (в ред. от 30 ноября 2005 г.).

Местное самоуправление

Местное (муниципальное) самоуправление - одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: « Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Статья 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Таким образом, местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со статьями 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся:

Через референдумы, выборы, собрания и сходы;

Посредством выборных и других органов местного самоуправления.

Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функциями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправления (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции:

обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131)

управление муниципальной собственностью (ст. 132)

обеспечение развития соответствующей территории

охрана общественного порядка (ст.132)

защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 133)

обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

К принципам местного самоуправления относятся следующие основополагающие принципы:

самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения

организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством

многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Органы местного самоуправления

Анализ статей 3,12, а также главы 8 Конституции РФ показывает, что местное самоуправление, его органы не входят в систему государственной власти. Правда, они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. И в этом качестве представляют собой государственно-властные органы, деятельность которых по реализации им полномочий подконтрольна государству. К органам местного самоуправления относятся:

Представительные органы самоуправления;

Собрания, сходы граждан (в основном в небольших населенных пунктах);

Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, и т.д.);

Местная администрация, подконтрольная главе местного самоуправления.

Основы деятельности местного самоуправления

Территориальная основа местного самоуправления - это городские и сельские поселения. Однако, оно осуществляется и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (район, сельский округ, и т.д.)

Деятельности органов местного самоуправления основана на действующей Конституции и на правовых актах субъектов РФ, а также на основе положений местных представительских органов.

Экономическая основа местного самоуправления - муниципальная собственность, к ней относятся жилищный фонд, нежилой фонд, бюджетные и внебюджетные средства, и т.д. Органы местного самоуправления имеют свою экономическую и финансовую базу, формируют бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Полномочия местного самоуправления

Полномочия местного самоуправления, которые реализуются населением непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления, включают: собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, переданные им государством.

Глава местного самоуправления непосредственно или через образуемые им органы осуществляет управление муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и т.д. Издает постановления и распоряжения в пределах своих полномочий.

Представительный орган местного самоуправления утверждает бюджет, устанавливает налоги и сборы, утверждает программы развития и т.д. Также осуществляют контроль за деятельностью главы администрации.

Органы местного самоуправления организуют исполнение законов РФ, указов Президента, правовых актов субъектов РФ, на территории которых они находятся.

Гарантии правомочий местного самоуправления

Гарантии правомочий служат для того, чтобы обеспечить правовыми средствами самостоятельность органов местного самоуправления в решении местных вопросов и обеспечить условия для наиболее полной реализации прав местного самоуправления.

Конституция РФ закрепляет, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, и устанавливает следующие положения:

органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти

изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения

структура органов местного самоуправления определяется население самостоятельно

В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации Конституция РФ (ст. 133) гарантирует:

судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления

компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти

гарантии местного самоуправления более детального закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ

ряд важных гарантий содержит указ Президента РФ «О гарантиях местного самоуправления в РФ». В нем в частности, установлено, что решения органов самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.

Местное самоуправление в городе Москве

Рассмотрим пример организации местного самоуправления в городе Москве. Москва как субъект РФ имеет систему органов государственной власти, определяет самостоятельно в соответствии основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами. В связи с этим органы местного самоуправления обязаны в своих действиях руководствоваться законами города Москвы, регулирующими их действие на территории города. Данные законы принимаются на основании действующей Конституции, что записано в статье 5 Устава города Москвы: «Жители Москвы в своей совокупности образуют городское сообщество и осуществляют самоуправление на основе статей 3,12,32,130-133 Конституции РФ», а также на основании закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г.

Основные положения местного самоуправления заложены в законе о «Территориальном общественном самоуправлении в г. Москве» от 10 июля 1996 г. Он определяет права граждан на самоорганизацию, порядок организации и действия органов местного самоуправления, полномочия, права и обязанности.

Принципы организации территориальных общин

Территориальное самоуправление в г. Москве - самоорганизация граждан для самостоятельного осуществления инициатив местного значения. Любой житель достигших 18-летнего возраста может принимать участие или быть организатором органов местного самоуправления. Закон дает также определение территориальной общины как добровольной, самоуправляемой, некоммерческая организация, созданной по инициативе жителей микрорайона, улицы, дома и т.д. Высшим руководящим органом общины является собрание или конференция, которые избирают подотчетные органы - комитет (совет) и контрольную комиссию, для организации и непосредственного осуществления функций. К полномочиям территориальной общины законом отнесены следующие функции: защита прав и интересов граждан, организация акций милосердия и благотворительных акций, контроль над муниципальной собственностью, содействие органам правопорядка, контроль над соблюдением прав потребителей, работа с детьми и подростками, содействие в решении жилищных проблем, а также другие вопросы, переданные общине органами власти. Для регистрации общины необходимо представить: карту границ, документ об утверждении границ районным Собрание, список участников собрания (схода), протокол выдвижения делегатов конференции. С момента регистрации община приобретает гражданские права и принимает обязанности как юридическое лицо. Взаимодействие с органами власти осуществляется на основании договоров и соглашений, органы власти района содействуют созданию и деятельности общин на своей территории, осуществляют контроль. В случаи возникновения разногласий между органами власти и общиной рассматривает районное Собрание.

Органы и средства общины

Собрание (сход) или конференция является высшим органом и созывает комитетом (советом) или районной Управой не реже одного раза в год. В ее ведение находятся следующие вопросы: организация общины, изменение границ, устава, избрание органов общины, утверждение программы деятельности общины.

Комитет является руководящим органом общины и после ее регистрации действует в качестве юридического лица от имени общины в соответствие с уставом. В его полномочиях находятся: заключение договоров с органами власти и другими организациями, принятие участия с правом совещательного голоса в заседаниях районного Собрания и администрации района, распоряжение финансовыми средствами, пользование собственностью, реализация других полномочий.

Контрольная комиссия является контрольным органом общины и создается для проверки и контроля финансовой деятельности комитета, подотчетна только собранию или конференции, может привлекать аудиторские организации, также на нее могут быть возложены функции по контролю над выполнением устава.

Финансовые средства общины состоят из средств бюджетного финансирования из фондов районной Управы, города и т.п., собственных средств полуученых от дохода по оказанию услуг населению, по акциям, от взносов и пожертвований. Контроль над поступлением и расходование финансовых средств осуществляет контрольная комиссия.

В собственности общины могут находиться кооперативные средства населения, жилые, нежилые, иные построенные сооружения, другое имущество, переданное городом на основе правовых актов. Управление собственностью общины осуществляет комитет. Он также имеет право на договорной основе осуществлять управление собственность города и других юридических лиц.

Органы общины несут ответственность перед жителями соответствующие территории, основания и вид ответственности определяется уставом общины. Ответственность наступает в случае нарушения законов, уставов общины, утраты доверия со стороны жителей. С другой стороны жители соответствующей территории ни в целом, ни индивидуально не отвечают за действия комитета (совета). Деятельность общины прекращается решением собрания, конференции или решением суда. С иском в суд могут обращаться Управа, префект, Дума, Мэр, органы юстиции и прокуратура. Имущество и финансовые средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, передаются районной Управе для использования в интересах жителей.

Таки образом территориальная община является важным элементом управления в демократическом государстве, способствующая более полному выражению прав и свобод граждан, участия их в управление государства. В реферате были рассмотрены основные понятия и принципы организации местного самоуправления заложенье в Конституции РФ, а также на примере конкретного субъекта РФ, местные законы, регулирующие действие территориального самоуправления.

Литература

    Конституция РФ

    Основы государства и права; под ред. О.Е. Кутафина, М., Юрист, 1994

    Законы города Москвы (1994-1996), М, 1997

Кратко- Местное самоуправление в Москве - совокупность органов муниципальной (местной) власти в городе Москве. Местное самоуправление организовано в границах муниципальных образований, в ведении которых находятся вопросы местного значения, то есть вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей муниципального образования.

Каждое муниципальное образование имеет выборные органы местного самоуправления, устав, определяющий его деятельность, муниципальную собственность и местный бюджет, а также вправе иметь собственную символику (герб, эмблему, флаг и др.). Статус внутригородских муниципальных образований определяется Уставом города Москвы, законами города Москвы (в частности законом «Об организации местного самоуправления в городе Москве») и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

1. . Местное самоуправление в городе Москве - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, Уставом города Москвы самостоятельная и под свою ответственность деятельность местного сообщества по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, осуществляемая в рамках федерального законодательства, Устава и законов города Москвы, уставов муниципальных образований.

2. Местное самоуправление осуществляется на территориях внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - муниципальные образования) путем проведения местных референдумов, выборов, собраний и конференций, проявления гражданской инициативы, через органы местного самоуправления и иные формы местного самоуправления, создаваемые по мере формирования социально-экономических, инансовых и организационных предпосылок.

3. Органы местного самоуправления действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Москвы, законами города Москвы и уставами муниципальных образований.

4. Жители внутригородского муниципального образования составляют местное сообщество.

5. Общегородские выборные органы местного самоуправления в городе Москве не создаются.

Местное самоуправление в городе Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований, создаваемых на территориях районов города Москвы (включая районы города Зеленограда) в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы.

Правовое регулирование организации местного самоуправления

Границы территорий и наименования муниципальных образований в городе Москве, наименование представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, перечень вопросов местного значения муниципальных образований, состав муниципального имущества муниципальных образований, источники доходов бюджетов муниципальных образований определяются законами города Москвы.



Наделение органов местного самоуправления полномочиями города Москвы

Законом города Москвы органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) с одновременной передачей материальных и финансовых средств.

Гарантии осуществления деятельности органов местного самоуправления

1. Правовые акты органов местного самоуправления, принятые на основе законодательства в пределах их полномочий, обязательны для исполнения должностными лицами и служащими органов местного самоуправления, а также находящимися на территории муниципального образования организациями, их должностными лицами, гражданами и органами территориального общественного самоуправления.

2. Разногласия и споры между органами местного самоуправления и расположенными на территории муниципального образования подразделениями органов исполнительной власти города Москвы, другими организациями рассматриваются согласительной комиссией, а в случаях, установленных законом, - в суде или в арбитражном суде.

3. Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти города Москвы, должностными лицами исполнительной власти города Москвы, к которым эти обращения направлены. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти города Москвы

1. Органы государственной власти города Москвы оказывают органам местного самоуправления содействие в осуществлении их полномочий.

2. Взаимоотношения органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления регулируются посредством принятия законов города Москвы и иных правовых актов города Москвы, а также заключения соглашений и договоров между органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления. В целях обеспечения взаимодействия могут создаваться совместные координационные, консультационные, совещательные и другие рабочие органы, действующие на постоянной или временной основе.

К вопросам местного значения относятся вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей муниципального образования, решение которых в соответствии с настоящим Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Перечень вопросов местного значения устанавливается настоящим Законом в соответствии с особенностями организации местного самоуправления в городах федерального значения, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, сочетания интересов жителей города Москвы и жителей муниципального образования. Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Закон, если иное не установлено законами города Москвы, указанными в части 10 настоящей статьи. Источники доходов местных бюджетов, состав муниципального имущества определяются законами города Москвы в соответствии с перечнем вопросов местного значения, установленным настоящим Законом, и законами города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями). В законах и иных правовых актах города Москвы слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления. Особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, устанавливаются законами города Москвы

Органами местного самоуправления в муниципальном образовании Москвы являются ] :

  • Муниципальное собрание - представительный орган местного самоуправления (с 1 июля 2012 года будет именоваться Совет депутатов муниципального округа/городского округа/поселения ),
  • Муниципалитет - исполнительно-распорядительный орган (с 1 июля 2012 года - администрация муниципального округа/городского округа/поселения),
  • другие органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставом муниципального образования.

Руководитель муниципального образования с 1 июля 2012 года будет именоваться главой муниципального округа, городского округа или поселения. С 1 июля 2012 года, после расширения территории Москвы, в состав города входят 146 муниципальных образований

23. Муниципальные образования в городе федерального значения Москва

В городе федерального значения Москва есть три вида внутригородских муниципальных образований:

Муниципальные округа;

Поселения;

Городские округа.

Каждый вид внутригородского образования имеет свой перечень вопросов местного значения.

Внутригородские муниципальные образования Москвы - муниципальные округа расположены на территории старой Москвы. Каждый муниципальный округ расположен на территории одного района города Москвы.

В Москве 125 муниципальных округов.

Перечень вопросов местного значения муниципального округа установлен частью 1 статьи 8 ЗМ 56.

Внутригородские муниципальные образования Москвы - городские округа расположены на присоединенных территориях Москвы.

В Москве 2 городских округа.

Внутригородские муниципальные образования Москвы - поселения расположены на присоединенных территориях Москвы.

В Москве 19 поселений.

Перечень вопросов местного значения поселения установлен частью 3 статьи 8 ЗМ 56.

24. Вопросы местного значения муниципальных образований в городе федерального значения Москва

Перечень вопросов местного значения городского округа установлен частью 2 статьи 8 ЗМ 56. Перечень вопросов местного значения городского округа в Москве практически совпадает с перечнем вопросов местного значения городского округа в типовом субъекте РФ.

К предметам ведения муниципального образования относятся:

  1. принятие планов и программ развития муниципального образования в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы, градостроительными планами развития территориальных единиц города Москвы, иной градостроительной документацией города Москвы, утвержденной в установленном порядке; организация реализации указанных планов и программ;
  2. утверждение положения о бюджетном процессе и местного бюджета, исполнение местного бюджета, утверждение отчета о его исполнении в соответствии с законодательством;
  3. установление порядка владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы, правовыми актами органов местного самоуправления;
  4. создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений, назначение и увольнение их руководителей; осуществление в соответствии с законодательством контроля за состоянием учета и отчетности на муниципальных предприятиях и в учреждениях, содействие органам государственной статистики;
  5. внесение в органы исполнительной власти города Москвы предложений по строительству на территории муниципального образования социально значимых объектов согласно градостроительным нормативам и правилам города Москвы на основе утвержденных в установленном порядке Генерального плана развития города Москвы, градостроительных планов развития территориальных единиц города Москвы и иной градостроительной документации;
  6. учет жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и принятие решений о предоставлении жителям жилых помещений в жилищном фонде, находящемся в муниципальной собственности, в соответствии с правовыми актами города Москвы;
  7. содержание, использование и распоряжение жилищным фондом и нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, в соответствии с законодательством;
  8. внесение в органы исполнительной власти города Москвы предложений по организации и изменению маршрутов, режима работы, остановок наземного городского пассажирского транспорта;
  9. содействие организации регистрации животных в соответствии с законами города Москвы;
  10. организация содержания и эксплуатации объектов социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, находящихся в муниципальной собственности, и закрепленных за ними земельных участков в соответствии с правовыми актами города Москвы;
  11. осуществление мероприятий по сохранению памятников истории и культуры местного значения в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы, развитие местных традиций и обрядов;
  12. принятие решений о разрешении вступления в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации;
  13. организация и осуществление опеки и попечительства;
  14. принятие решений по охране имущественных и неимущественных прав и интересов несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством;
  15. организация местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий, согласование места, времени и порядка проведения зрелищных и общественно-политических мероприятий в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы;
  16. во взаимодействии с государственными органами осуществление контроля по вопросам использования земель, благоустройства, санитарного состояния, противопожарной безопасности; участие в реализации мероприятий в области обороны, защиты жителей и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в порядке, установленном федеральный законодательством, нормативными правовыми актами города Москвы;
  17. содействие развитию малого бизнеса на территории муниципального образования;
  18. организация первичных мер в области пожарной безопасности, обороны, защиты населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы;
  19. информирование жителей о деятельности органов местного самоуправления, содействие средствам массовой информации, оказание помощи в материально-техническом обеспечении их деятельности;
  20. участие в организационном, информационном обеспечении проведения выборов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления, референдумов Российской Федерации, города Москвы и местных референдумов в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы; проведение работы по повышению правовой культуры избирателей;
  21. содействие созданию и деятельности территориальных общин и органов территориального общественного самоуправления, взаимодействие с ними и осуществление контроля за деятельностью комитетов (советов) в части переданных общине полномочий, осуществление иных полномочий, связанных с деятельностью территориальных общин, в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы, взаимодействие с органами жилищного самоуправления;
  22. взаимодействие с общественными организациями, действующими на территории муниципального образования;
  23. образование и организация деятельности комиссий органов местного самоуправления муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы, Уставом муниципального образования;
  24. иные полномочия, установленные законами города Москвы.

Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению органов государственной власти города Москвы, при наличии собственных материальных и финансовых средств.

Блок

Чем районная управа отличается от органа местного самоуправления муниципального округа? Префектуры административных округов и Управы районов являются территориальными подразделениями исполнительной власти Москвы, а в соответствии со статьей 12 КРФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Префекты и Главы Управ назначаются вышестоящими структурами исполнительной власти, а не избираются населением, тогда как органы местного самоуправления являются выборными. Таким образом, ни Управа района, ни Префектура административного округа не могут быть органами местного самоуправления. Статья 12 КРФ В РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.


2. Почему отличаются перечни вопросов местного значения разных видов внутригородских муниципальных образований города федерального значения Москва?
Определение вопросов местного значения содержится в ст. 2 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля, 8 декабря 2003 г.). Перечни основных вопросов местного значения содержится в главе 3 комментируемого Закона. В отличие от закона о местном самоуправлении 1995 г., новый Закон предусматривает различные виды вопросов местного значения для разных видов муниципальных образований. Конкретный перечень вопросов местного значения каждого муниципального образования закрепляется в его уставе.
Вопросы местного самоуправления могут решаться только населением или органами местного самоуправления самостоятельно.

3. Может ли административно-территориальная единица иметь собственный бюджет?
Ни органы власти, ни их подразделения собственниками бюджетных средств быть не могут. Собственниками бюджетных средств могут быть только государственные или муниципальные образования, т.е. субъект РФ город Москва или его внутригородские муниципальные образования. Об этом же говорит статья 10 Бюджетного кодекса РФ, которая устанавливает, что к бюджетам бюджетной системы РФ относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты. Административные округа Москвы (районы Москвы) ни под одну из перечисленных в статье 10 Гражданского кодекса категорий собственников бюджетных средств не подпадают и, следовательно, не могут иметь бюджетов.

Почему устройство местного самоуправления в городах федерального значения России отличается от устройства местного самоуправления в других субъектах России? Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования (в Москве таких муниципальных образований 146, в Санкт-Петербурге 111, в Севастополе 10), сами города муниципальными образованиями не являются. В их состав могут входить в качестве внутригородских муниципальных образований и поселения, в том числе городские. В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закреплённых законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.



Просмотров