Выезд на встречку

В российском законодательстве выезд на встречную полосу считается одним из самых тяжких нарушений ПДД. Такие маневры неизбежно создают опасность на дороге. Поэтому ГИБДД стремится искоренить подобные действия, за счет серьезных санкций. Далее рассмотрим, что будет за такое нарушение ПДД.

До 2015 года максимально возможное наказание за выезд на встречку составлял 1000 рублей. Сумма весьма небольшая, особенно для крупных городов страны. Поэтому она не могла остановить лихачей и любителей обгонять впереди идущие машины в шахматном порядке. По статистике, почти треть ДТП происходит именно из-за того, что кто-то выехал на встречную полосу. Водителям в таких ситуациях трудно оперативно среагировать, а неопытных автолюбителей это может и вовсе дезориентировать.

В 2017 году российское правительство ужесточило наказание за такие действия водителей. Сегодня возможны 2 варианта:

  • Денежный штраф в размере 5000 рублей. Такие санкции применяются преимущественно к водителям, впервые попавшимся за подобное нарушение.
  • Лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Именно такая мера призвана сократить количество подобных действий. Если человек повторно попался за выезд на встречку, скорее всего, в его адрес последует именно такая мера наказания. В некоторых случаях (если человек многократно нарушал ПДД, имеет неоплаченные штрафы и т.д.) лишение может достигать 1 года. Обычно она применяется для рецидивистов, игнорирующих ПДД.

В российском законодательстве есть важный нюанс: если сотрудник ДПС самолично зафиксировал подобное нарушение, он имеет право решить на своё усмотрение, какое наказание объявить нарушителю. Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что практически любой водитель предпочел бы заплатить штраф в 5000 рублей, чем лишаться права управления автомобилем на несколько месяцев.

Подобная ситуация неизбежно провоцирует рост коррупции. «За отдельную плату» сотрудник ДПС с радостью выписывает штраф, даже если нарушитель попадется не в первый раз. При этом его действия отвечают законодательным предписаниям – он вправе сам решать, какое наказание выписывать.

Нередки случаи, когда сотрудники ДПС инициируют преступление, предлагая водителю дать взятку, за то чтобы В\У осталось у него. Если такое случилось с вами, обращайтесь в полицию. Рекомендуем также иметь в салоне видео фиксацию, чтобы можно было записывать любые неправомерные действия. Они будут являться 100% доказательством в суде.

В каких ситуациях наказания не будет

В российских законодательных актах прописаны ситуации, когда выезд на встречную полосу не будет считаться нарушением, следовательно, за него не последует штраф:

  1. Движение автомобиля совершается по дорожной полосе, на которой отсутствует разметка. При этом поблизости не должно быть знака о том, что на данном участке дороги запрещен обгон. Обычно это относится к загородным трассам с небольшой загруженностью. При соблюдении таких условий, водитель может спокойно совершать обгон, если позволяет текущая ситуация.
  2. Водитель движется по дороге с 3 полосами. В нашей стране подобных дорог совсем не слишком много. Вторая (средняя) полоса на них служит для совершения обгонов и других маневров (разворота). Водитель может ею воспользоваться, вне зависимости от того, по какой полосе он движется. Главное не заехать на крайнюю противоположную полосу — это будет считаться нарушением.

Размытость текущих правил кроется в том, что в нашей стране немало участков дороги, где злоумышленники просто ломают дорожные знаки, а власти не успевают их обратно монтировать. Это позволяет многим лихачам игнорировать правила ПДД, надеясь уклонить от лишения прав и других санкций.

Ещё одна слабая сторона ПДД заключается в пункте, согласно которому автомобилист вправе принимать решение об обгоне (актуально для 1 пункта), руководствуясь ситуацией на дороге. Он должен оценить ширину дорожного полотна, скорость движения, габариты ТС и другие факторы. Однако четких предписаний (с конкретными цифрами) просто нет, поэтому водители принимают эти предписания лишь в качестве рекомендации.

Даже если состоялось ДТП по причине обгона, в суде можно доказать, что водитель верно трактовал ситуацию. В настоящий момент пункты законодательства, касающиеся данного аспекта, корректируются правительством в целях искоренить подобное поведение водителей.

На видео о последствиях выезда на встречку

Помните, что множество статей кодекса и ПДД написаны кровью. Выезд на встречную полосу чреват не только денежными штрафами либо лишением прав. Такое действие создает потенциально опасную ситуацию на дороге, способную привести к ДТП. Поэтому вне зависимости от возможных санкций, старайтесь не совершать таких маневров.

В больших городах России довольно часто можно наблюдать картину, когда образовавшийся на дороге затор по встречной полосе объезжает какой-нибудь сильно спешащий водитель. И ладно, если бы так поступал только один, но ведь за ним устремляется целая вереница таких же «борзых» шоферов, и тогда затор становится еще более серьезным, ведь избегая столкновения с едущими во встречном направлении автомобилями, машины-«нарушите ли» пытаются втиснуться назад, в пробку. Конечно, подобное поведение нормальным не назовешь, да и правила дорожного движения такие маневры запрещают. Но, допустим, у водителя действительно произошла серьезная ситуация и он вынужден был выехать на полосу встречного движения. И за совершением этого маневра его застал патруль ГИБДД или всевидящее око камеры фотофиксации дорожных правонарушений. Что делать в таком случае автолюбителю и есть ли у него возможность избежать наказания? Ответы на эти вопросы – в нашей сегодняшней статье.

По статистике, больше половины дел, рассматривающихс я в административных судах Российской Федерации, в которых обвиняемыми выступают водители, касается выезда на встречную полосу движения. Это говорит о том, что российские водители чаще всего пренебрегают безопасностью своей и тех водителей и их пассажиров, которые передвигаются в машинах во встречном направлении. Почему так происходит? Похоже, всему виной наш русский «авось», на который мы опираемся всякий раз, когда собираемся совершить очередную глупость. Но не соблюдение правила дорожного движения, написанного кровью многих жертв – это слишком большая оплошность, которую правоохранители карают по всей строгости закона.

Что считается выездом на встречную полосу движения

Существует более двух десятков ситуаций, в которых выезд на встречную полосу движения квалифицируется как злостное , за что в Кодексе административных правонарушений предусмотрено наказание, оговоренное в части 4 статьи 12.15. В ней говорится о том, что за выезд на полосу, по которой движется встречный транспорт, водителя-нарушит еля могут оштрафовать на 5000 рублей, а в крайнем случае — лишить правозможности управлять автомобилем в течение четырех или шести месяцев. Отметим, что в случае фиксации подобного нарушения стационарными камерами, предусмотрен только административный штраф – те же 5000 рублей. Если водитель не удержится и повторно совершит этот опасный маневр, то в случае выявления правонарушения инспектором ГИБДД либо камерами фото и видеофиксации рецидивисту грозит лишение права управлять транспортным средством на срок 1 год – в соответствии с частью 5 статьи 12.15 КоАП.

Теперь рассмотрим десять наиболее часто встречающихся ситуаций, которые квалифицируются сотрудниками Госинспекции по безопасности дорожного движения как выезд на встречную полосу движения и влекут за собой соответствующее административное наказание.

Ситуация 1. Если водитель решил обогнать попутную машину, которая едет в крайней левой полосе, и при этом пересек одинарную (часть 1.1 п.1.3 ПДД) или двойную (часть 1.3 п.1.3 ПДД) сплошные линии разметки, то за такое нарушение положено на срок до полугода. В этом случае и полицейскому, а тем более суду, будет совершенно неважно, с какой скоростью передвигался ехавший перед нарушителем автомобиль – наказание неотвратимо.


Ситуация 2. Если водитель решил обогнать попутную машину на дороге с многополосным (четыре полосы и более) движением и при этом нелегкая понесла его на встречную полосу. При рассмотрении этого случая инспектор ГИБДД, а затем и судебная инстанция не будут делать скидки на то, была ли на той дороге разметка или ее не было – такой маневр расценивается как нарушение пункта 9.2 правил дорожного движения. Попались на таком безобразии – готовьтесь остаться без прав от 4 до 6 месяцев.

Ситуация 3. Если водитель хочет на регулируемом перекрестке повернуть налево, а перед ним стоит или медленно движется автомобиль, который едет прямо или тоже хочет повернуть, но его водитель не решается это сделать. В этой ситуации первый водитель не выдерживает и поворачивает налево, пересекая при этом разметку – одинарную или двойную, тут уже особой роли не играет. И попадается в лапы сотруднику ГИБДД. Виновен? КоАП говорит – да, предписывая такому водителю-нарушит елю лишение прав от 4 месяцев до полугода.

Ситуация 4. Если водитель решил на перекрестке повернуть налево, но просто не рассчитал траекторию и заехал на полосу встречного движения. Даже за минимальный заезд на «встречку» в данном случае может обернуться все тем же самым наказанием – лишением права управлять машиной в ближайшие четыре или шесть месяцев. По какой причине? А этим своим маневром водитель нарушил пункт 8.6 правил дорожного движения.

Ситуация 5. Если водитель-торопыг а очень хочет обогнать едущую впереди машину, и для этого выезжает через одинарную или двойную сплошную на «встречку», по которой курсируют только маршрутки и автобусы-троллей бусы (над такой дорогой обычно висит знак 5.11, а на самой полосе нарисована буква «А»), то за такой фокус его приговорят к лишению прав. На те же полгода.

Ситуация 6. Если водитель на Т-образном перекрестке по глупости свернул налево под «кирпич», хотя перед перекрестком знак показывал, что ехать можно только направо (то есть, одностороння полоса движения), то будучи пойманным за таким маневром правоохранителем, должен быть готов расстаться с 5000 рублями штрафа. А если он еще и аварийную ситуацию создаст – то может быть лишен прав на срок до полугода. Судья может вынести такое решение на основании части 3 статьи 12.16 Кодекса, по которой подобное наказание присуждается за то, что нарушитель пренебрег указаниями дорожных знаков или разметки.

Ситуация 7. Если торопящийся «в роддом» водитель наплевал на знак 3.20, которым на данной дороге запрещается обгон попутных машин, и все-таки выехал на встречную полосу, то наказания в виде изъятия судом водительских прав как минимум на четыре, а как максимум на шесть месяцев ему не избежать. И судью совершенно не будет волновать, была ли на той дороге разметка, какого вида она была (сплошная или прерывистая) и с какой скоростью передвигался обгоняемый автомобиль – приговор в этом случае однозначен.

Ситуация 8. Финт, которым часто грешат водители – это выезд на трамвайные пути в попытке объехать движущийся в попутном направлении трамвай и автомобили. При этом он едет по путям встречного направления, создавая помехи для встречного трамвая. Этот, довольно распространенный маневр, который запрещен пунктом 9.6 правил дорожного движения, карается лишением прав на тот же самый срок – до шести месяцев.


Ситуация 9. Если водитель, опять же по глупости, решился обогнать попутное авто перед «закрытым» (с ограниченной видимостью) поворотом и выскочил на встречную полосу – должен быть готов к однозначному лишению прав. Это – одно из наиболее опасных нарушений (регламентируетс я пунктом 11.4) правил дорожного движения, которое может спровоцировать серьезное ДТП с человеческими жертвами. Причем, наказание водителю-штрафни ку за такой «маневр» предусмотрено вне зависимости от того, была ли на дороге нанесена разметка, и был или отсутствовал знак 3.20 («Обгон запрещен»).


Ситуация 10. Наконец, еще один довольно распространенный случай, когда водителя, нарушившего правила, могут лишить водительского удостоверения за выезд на встречную полосу движения. Картина: железнодорожный переезд, перед закрытым шлагбаумом стоят машины. И тут один из водителей выезжает на встречку, чтобы объехать впереди стоящих и втиснуться перед самым шлагбаумом. Хитер? Возможно. Но если такой маневр заметит сотрудник ГИБДД, то наглецу, нарушившему пункт 15.3 правил дорожного движения, стоит готовиться к лишению прав. На тот же, что и указан выше срок. Еще один вариант подобной ситуации – когда водитель обгоняет попутное транспортное средство с выездом на «встречку» на участке, где действуют знаки 1.1 или 1.2 (железнодорожный переезд).


Еще одно замечание: излишне настырные инспекторы ГИБДД склонны усматривать в малейшем наезде на разделительную полосу ее пересечение. Помните об этом и старайтесь сохранять рядность, держась правее в полосе, по которой вы движетесь.

Можно ли избежать наказания за выезд на встречную полосу?

Сразу скажем – задача эта архисложная и ее положительное решение зависит от ряда факторов – как субъективных, так и объективных. Пояснить в суде свой маневр, повлекший выезд на встречную полосу, можно либо серьезной ситуацией (при смерти родственник или близкий человек, транспортировка пассажира в медицинское учреждение и тому подобное), либо провокацией со стороны соседей по потоку, которые просто напросто вытеснили ваш автомобиль с полосы движения на встречную полосу. В обоих случаях для подтверждения вашей невиновности понадобятся веские доказательства: справка из медучреждения, показания свидетелей-пасса жиров, запись с (в случае с неправомочным вытеснением). Помните: у вас всегда есть право доказать свою невиновность, и если в вашем арсенале есть хотя бы один из перечисленных аргументов, то шанс если не отменить, то в значительной мере смягчить наказание у вас имеется.

Выезд на «встречку»

С 1 января 2013 года за "встречку" вводится штраф в размере пяти тысяч рублей. Такое наказание грозит водителям, которые выехали на встречную полосу впервые и не создали аварийной ситуации. Если же произошло повторное нарушение, то лишат прав уже на 12 месяцев.

Согласно новому закону, объезд по трамвайным путям встречного напрвления больше не будет предусматривать автоматического лишение прав.

Обгон на нерегулируемом перекрёстке

Статья 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено правилами. Под эту статью попадают нарушения пунктов 9.2, 9.3, 9.6, 11.5, 15.3 Правил дорожного движения. Один из самых спорных случаев - обгон на перекрёстке.

Всем известно, что обгон на перекрёстке, тем более с выездом на встречную полосу, запрещён. И наказание за такое тяжкое нарушение тоже должно быть серьёзным. Однако в любом правиле есть исключения.

Оказывается, в некоторых случаях обгонять на перекрёстке, даже с выездом на встречку, можно безнаказанно. Например, если Вы совершаете обгон на нерегулируемом перекрёстке, двигаясь по главной дороге(схема 1) . Но только в том случае, если обгон не запрещён соответствующими знаками и если это допускает линия разметки. Если же Вы, совершая обгон на таком перекрёстке, пересекли сплошную линию, то лишения прав Вам не избежать.

Запрещён обгон на нерегулируемом перекрёстке, если он происходит на второстепенной дороге (схема 2) . В этом случае Ваши действия будут однозначно квалифицированы по ч.4 ст.12.15. Соответственно суд лишит Вас права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Обгон на регулируемом перекрёстке

Если Вы совершили обгон с выездом на полосу встречного движения на регулируемом перекрёстке - прощайтесь с правами однозначно.

В этом случае никакие, даже самые резонные, на Ваш взгляд, отговорки не помогут - инспектор будет суров. Ибо это нарушение предусмотрено той же частью ст.12.15, предусматривающей лишение прав на 4-6 месяцев(схема 3) .

По трамвайным путям

На наших загруженных улицах даже трамвайные пути активно используются спешащими водителями.

Причём многие из них не считают зазорным на трамвайных путях обогнать другие машины. Или остановившийся на остановке трамвай по путям встречного направления (схема 4) .

Раньше за это нарушение могли лишить прав. Теперь такая ситуация чётко прописана в ч.3 ст.12.15, которая предусматривает уже не лишение, а штраф в размере 1000-1500 руб.

Манёвры в среднем ряду

Рассмотрим ещё один выезд на полосу встречного движения, который многие водители искренне не считают нарушением(схема 5) . Когда на трассе прерывистой линией размечены три полосы, это вовсе не означает, что можно обгонять по «встречке».

Этот случай предусмотрен пунктом 9.3 Правил дорожного движения. Выезд на крайнюю левую полосу трёхполосной дороги с двусторонним движением карается сурово. На этих дорогах для обгона предназначен только средний ряд. Если лихачу этого мало, и он обгоняет по крайней полосе, где идёт встречное движение, его действия будут квалифицированы по ч.4 ст.12.15. Она предусматривает безальтернативное лишение прав на 4—6 месяцев.

Частая ситуация на дорогах: поворот предусмотрен только из одного ряда. Но сильно торопящиеся водители стараются повернуть из второго ряда, а то и из третьего (схема 6) . Именно из-за подобных случаев образуются «пробки». Зачастую в таких местах стоит инспектор, который вылавливает пытающихся повернуть не из того ряда.

Примечательно, что наказание за такой манёвр не столь значительно — предупреждение или штраф 100 руб. Это прописано в части 1.1 ст.12.14 КоАП: невыполнение требований правил перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части.

Бывают случаи, когда инспектор старается квалифицировать такой маневр по ч.1 ст.12.15 КоАП («Нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона без выезда на встречную полосу»), которая предусматривает штраф 500 рублей. Однако эта статья относится к другим нарушениям.

Под «кирпичом»

В наших городах так часто меняются схемы организации движения, что водитель должен быть постоянно настороже, чтобы не попасть в неприятную историю. Ещё вчера, например, можно было смело поворачивать на знакомую улицу, а сегодня там уже висит «кирпич».

Схема 7 разъясняет: помните — езда по улице с односторонним движением в противоположном направлении однозначно квалифицируется как выезд на "встречку". Ответственность за это нарушение также предусмотрена ч.4 ст.12.15. Суд безальтернативно лишит водителя прав на 4-6 месяцев.

Какая сплошная неподсудна

ГАИ впервые дала разъяснение,
когда выезд на встречку не карается лишением прав

Ужесточение ПДД породило огромное количество спорных случаев. Самой суровой для водителей стала кара за пересечение сплошной разделительной линии. Всех поголовно, кто попался на этой опасной черте, гаишники отправляют в суд, а там автоматически штампуют решение — лишить прав.

Вынужденные нарушения ПДД

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД разъяснил, какие статьи обновлённого Кодекса об административных правонарушениях должны применяться в различных случаях проезда через сплошную. Этот правовой комментарий в равной степени важен и для водителей, и для автоинспекторов.

Никакой закон не может предусмотреть всех возможных ситуаций на дороге. Инспекторы зачастую трактуют его так, как им удобнее, а может быть, и выгоднее. Проблема ещё и в том, что состояние российских дорог и организация движения зачастую вынуждают водителя отступать от правил. Хочешь, не хочешь, а нарушишь. В некоторых местах встречаются такие ямы, которые безопаснее объехать по встречной, если, конечно, там свободно, чтобы не остаться без колёс. Встречаются участки, где на протяжении десятков километров нет ни одного разрыва в сплошной. Причём без видимых на то причин. Ощущение, что в той машине, которая рисовала разметку, попросту испортился подъёмный механизм, отрывающий кисть от асфальта.

В результате водители, долгое время ползущие за трактором, увидев возможность для обгона, на свой страх и риск нарушают правила.

Не всякая встречка влечет жёсткое наказание

Если учесть, что законодательство в сфере безопасности дорожного движения у нас меняется по несколько раз в год, то не у каждого автолюбителя получается отследить все нововведения. Поэтому когда ему говорят, что он совершил нарушение, за которое грозит лишение прав, он в большинстве случаев верит. А некоторые недобросовестные сотрудники ДПС этим пользуются.

Раньше выездом на встречную полосу считался любой манёвр, когда колёса автомобиля пересекали сплошную: разворот, поворот, обгон. И всё однозначно каралось лишением прав. Такое жёсткое определение вынес Верховный суд. Но с 1 июля ситуация изменилась. И в новом Кодексе об административных правонарушениях чётко прописано, за что лишать прав, а какое пересечение сплошной (или двойной сплошной — разницы нет) карать штрафом.

Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин дал официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. Он на бумаге и по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. Эти пояснения — своеобразная помощь автолюбителю в трудных ситуациях общения с автоинспекторами. Что же касается автоинспекторов, то для них это единственно возможный вариант применения закона.

Однозначное лишение прав

Большинство случаев предусмотрено статьёй 12.15 КоАП. До сих пор наиболее частое нарушение — это обгон по встречной полосе (ситуация 1 ). И эта ситуация прописана однозначно в части 4 этой статьи. За такое нарушение положено безальтернативное лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев. Не спасёт даже уверение в том, что Вы обгоняли трактор, который ехал со скоростью 20 км/ч. Конечно, водитель трактора виноват в том, что не съехал на обочину и не пропустил все машины, которым он мешал. А это его обязанность, прописанная в правилах. Но ссылка на чужое нарушение не спасёт от лишения прав того, кто обгонял тихоходный транспорт по встречке.

Ситуация 2 — тоже квалифицируется по части 4 статьи 12.15. При повороте налево водители часто начинают манёвр, не доехав до прерывистой линии. Объяснение простое — остался метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически водитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создаёт опасную ситуацию. Ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономленный метр на повороте также без вариантов оставит нарушителя без прав.

Остальное наказывается штрафом

Все другие случаи пересечения сплошной оставляют водителю шанс отделаться штрафом.

Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль (ситуация 3 ). Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет — то Вы можете объехать её и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам. И автоинспектор не должен наказывать Вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а Вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то Вам придётся отвечать по части 3 статьи 12.15 — выезд на встречку, соединённый с объездом препятствия. За такое нарушение положен штраф — от 1000 до 1500 рублей.

Особый разговор — о развороте через сплошную (ситуация 4 ). Большинство водителей убеждены, что за такой грубый манёвр без альтернативы отберут права. Автоинспекторы нередко поддерживают это заблуждение. Однако, по новым правилам, если водитель развернулся через сплошную, то он «совершил выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединённый с разворотом». Ему грозит ответственность по части 3 статьи 12.15. Но это не лишение прав, а штраф от 1000 до 1500 рублей.

Точно так же карается другое распространённое нарушение — поворот налево через сплошную (ситуация 5 ). В таких случаях водитель пересекает сплошную линию и встречную полосу. И попадает под часть 3 статьи 12.15. Подобное нарушение считается выездом на встречную полосу, соединённым с поворотом налево. Оно карается только штрафом. Правда, тоже существенным: от 1000 до 1500 рублей.

Нередко проблему составляет выезд со двора или из

переулка на улицу с двусторонним движением. Если на ней — сплошная линия, то левый поворот будет грубым нарушением (ситуация 6 ). Однако права за такой опасный манёвр не отберут. Отвечать Вам придётся по статье 12.16 — за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой. За это нарушение предусмотрен штраф в размере 100 рублей.

Черта бесправия

Прерывистая линия разметки может довести до суда

На дороге многие ситуации сотрудники ДПС и сами водители трактуют по-разному. Публикация в прошлом номере газеты, посвящённая спорным моментам выезда на встречку, вызвала много вопросов и о многих других случаях. Заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин дал новые разъяснения по проблемным для водителей статьям КоАП. Его комментарий также важен не только для водителей, но и для автоинспекторов.

Мало водителей знают, что в ряде случаев они могут остаться без прав, даже если не пересекают сплошную линию. Бывают случаи, в которых человек за рулём даже не подозревает о тяжести своего нарушения. Казалось бы, обгонял через прерывистую линию разметки, а злой гаишник почему-то отобрал права и отправил дело в суд. Однако зачастую в этой ситуации правым будет именно автоинспектор.

Если на двухполосной дороге Вы пошли на обгон по встречной, но в зоне действия знака «Обгон запрещён», это нарушение будет квалифицировано по части 4 статьи 12.15 (ситуация 1 ). За обгон с выездом на встречную полосу в зоне действия такого знака Вы не отделаетесь штрафом. Вас через суд лишат прав на 4-6 месяцев. Другого наказания часть четвёртая статьи 12.15 не предусматривает. Даже в том случае, когда на дороге установлены временные знаки.

Также правилами запрещён и обгон на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними (ситуация 2 ). Такой обгон по встречной полосе тоже будет квалифицирован по части 4 статьи 12.15, предусматривающей лишение прав на 4-6 месяцев.

Один из самых спорных манёвров — это обгон с выездом на встречную полосу в конце подъёма и на других участках с ограниченной видимостью (ситуация 3 ).Даже если на этих участках нет никаких знаков, но видимость ограничена, инспектор вправе квалифицировать это нарушение по части 4 статьи 12.15. Такая жёсткость данной нормы оправданна — жертв подобного нарушения на дорогах более чем достаточно. Известный радиоведущий Геннадий Бачинский погиб в аварии, которая произошла именно в результате аналогичного манёвра.

В предыдущей публикации мы рассмотрели ситуацию, когда водитель для совершения левого поворота не доехал до разрыва в разметке. То есть проехал до поворота по встречной полосе. Точно так же, то есть лишением права управления на срок от 4 до 6 месяцев, карается случай, когда водитель проехал по встречной на той улице, на которую повернул (ситуация 4 ). В Правилах дорожного движения говорится, что «поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения».

Также лишением прав по части 4 статьи 12.15 КоАП наказывается и выезд через сплошную на встречную полосу, предназначенную для движения общественного транспорта (ситуация 5 ).

Однако если Вы выехали на полосу для движения общественного транспорта и двигаетесь в направлении, в котором автобусы с троллейбусами должны по этой полосе ехать (ситуация 6 ), то Вам грозит ответственность по статье 12.16 — за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой. За это нарушение предусмотрен штраф в размере 100 рублей.

"Встречка» по-московски"

Спустя полгода после вступления в силу «лишенческой» статьи 12.15 КоАП РФ руководство Госавтоинспекции России дало официальные разъяснения по спорным случаям, связанным с правоприменительной деятельностью в этой области дорожного движения. Эти комментарии важны не только для водителей, но и для автоинспекторов, особенно московских, которые зачастую, не обладая профессионализмом, трактуют те или иные ситуации не в пользу автомобилистов, хотя аналогичные разъяснения ранее публиковались в официальных газетах.

Рассмотрим дорожные ситуации, которые не упоминались в официальных разъяснениях, но имеют важное значение, особенно для калининградских автомобилистов, так как в результате нарушений ПДД они могут незаконно быть лишены прав на 4-6 месяцев.

С хема 1. Выезд на полосу встречного движения на дороге с односторонним движением.

Нарушение водителем требований дорожного знака 3.1 «Въезд запрещён», повлёкшее движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения. Комментарий см. ниже.

Схема 2. Выезд на дорогу с односторонним движением при совершении левого поворота во встречном направлении.

Нарушение водителем требований дорожного знака 5.7.1 «Выезд на дорогу с односторонним движением», повлёкшее движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения.

Схемы 1 и 2 иллюстрируют нарушения водителем требований дорожных знаков, которые повлекли выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенной для встречного движения. Эти нарушения квалифицируются по ч.4 ст.12.15 КоАП (лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев), поскольку эта норма является специальной по отношению к ст.12.16 КоАП РФ (нарушение требований дорожных знаков).

Схема 3. Выезд на дорогу с односторонним движением при совершении левого поворота во встречном направлении при отсутствии знаков особых предписаний.

При выезде на дорогу с односторонним движением во встречном направлении, связанном с движением через сквозной проезд и боковым выездом, ответственность на водителя не может быть возложена, если перед выездом на дорогу не установлен знак 5.7.1 и 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением», как того требует ГОСТ Р 52290-2004. При отсутствии знака водитель при выезде на дорогу с односторонним движением с совершением поворота не информирован о дорожном режиме на данном участке дороги и движется в соответствии с нормами ПДД по правой полосе. Наказание при этом отсутствует.

Схемы 4 и 5. Разворот через трамвайные пути.

Согласно п.9.6 ПДД, разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью при повороте налево или развороте (схема 4).

Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается (схема 5). Естественно, запрещается и разворот с этих путей.

Схема 6. Разворот через трамвайные пути на дороге при наличии двух и более полос в каждом направлении.

Данное нарушение наказывается штрафом в размере 1000-1500 руб.

Если подходить формально, то разворот не запрещён в соответствии со ст.8.8 ПДД, а с учётом позиции Верховного Суда РФ такой запрет должен быть обозначен специальной нормой, например, разметкой 1.3 (она разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более). Однако при наличии трамвайных путей неясно, куда её наносить - между ними или около них? На этот вопрос как в ПДД, так и в ГОСТе Р 52289-2004 ответа нет.

Однако с учётом п.9.1 ПДД и Приложения 2 к ПДД «Дорожная разметка и её характеристики» водитель обязан знать, что на такой дороге разметка 1.3 быть должна и разворачиваться через трамвайные пути на дороге, имеющей две и более полосы для движения в одном направлении, Правилами запрещено.

Данная ситуация имеет место на ул.Суворова и Ленинском проспекте, где дорожная разметка нанесена около трамвайных путей и разворот можно осуществлять только в разрешённых местах.

Схема 7. Разворот на дороге при наличии двух и более полос в каждом направлении.

Рассмотрим дорожную ситуацию в районе двухъярусного моста и перекрёстка ул.Маршала Баграмяна и ул.Галицкого.

Проехав по двухъярусному мосту со стороны ул.Портовой, многие водители совершают запрещённый разворот на участке от моста до перекрёстка, чтобы далее следовать по Правой Набережной.

Обычно на этом участке наносится разметка 1.3, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений на дороге, имеющей четыре полосы движения. В отсутствие разметки недавно там был установлен запрещающий знак 3.19 «Разворот запрещён». Поэтому совершение разворота на данном участке будет расцениваться как выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединённый с разворотом. Данное нарушение наказывается штрафом в размере 1000-1500 руб.

Схемы 8 и 9. Обгон на перекрёстке с выездом на полосу встречного движения.

Согласно п.11.5 ПДД, обгон запрещён на регулируемых перекрёстках с выездом на полосу встречного движения (схема 8), а также на нерегулируемых перекрёстках при движении по дороге, не являющейся главной (схема 9).

В заключение хочу дать совет водителям более внимательно осуществлять контроль за дорожной ситуацией и знать, в зоне действия каких дорожных знаков и разметки движется автомобиль. В случае спора с гаишниками требуйте составления подробной схемы, а если инспектор ДПС предлагает подписать схему, с которой не согласны, то укажите это и составьте свою схему, приложив её к протоколу и указав в нём свои объяснения. Обязательно получите копию протокола.

Опасный поворот

Серия публикаций о том, по какой статье Кодекса об административных правонарушениях квалифицировать то или иное нарушение, вызвала интерес читателей. Остался ещё ряд вопросов, важных не только для водителей, но и для автоинспекторов. Разъясняет спорные дорожные ситуации заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения.

Третий лишний

Довольно часто встречается ситуация, когда на широкой дороге нет разметки. То ли е смыло вместе со снегом, то ли ещё не нарисовали — но причина в данном случае не важна.

В Правилах дорожного движения в пункте 9.2 прописано, что на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. В пункте 9.1 ПДД говорится, что количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и знаками. Если их нет, то самими водителями с учётом ширины проезжей части, габаритов ТС и интервалов между ними.

При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений дороги. В данном случае (рис. 1), ширина проезжей части составляет 16 и более метров. Если учитывать, что ширина полосы движения порядка трёх метров, то в данном случае перед нами дорога с явно не менее чем четырьмя полосами.

Соответственно манёвр, обозначенный на рисунке, — однозначное нарушение Правил. Такой манёвр будет квалифицирован автоинспектором по части 4 статьи 12.15 КоАП, предусматривающей лишение прав от 4 до 6 месяцев.

Не уступить — себе дороже

Загородная дорога. Вы движетесь в крайнем ряду, обгоняя всех подряд, и тут впереди возникает некое транспортное средство, которое ползёт в этом же ряду, явно никуда не торопясь. Оно не реагирует ни на какие Ваши знаки, продолжает медленно ползти. Вы устали мигать и сигналить, справа свободная полоса, Вы перестраиваетесь и обгоняете «тихохода» (рис. 2). И что в результате?

В результате Вы нарушили правила обгона. Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны — гласит пункт 11.2 ПДД. За это нарушение Вас могут привлечь к ответственности по части 1 статьи 12.15, которая предусматривает штраф в размере 500 руб.

Впрочем, инспектор также должен привлечь к ответственности и «тихохода», мешавшего Вам, за нарушение пункта 9.4 Правил: вне населённых пунктов водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Это нарушение можно также квалифицировать по ч.1 ст.12.15 КоАП РФ. Штраф — те же 500 руб.

А если бы водитель, который совершал обгон, заранее перестроился в правый ряд и ехал бы по соседней полосе, это не было бы нарушением Правил. Однако надо подчеркнуть, что в реальных условиях плотного городского движения подобные манёвры — явление постоянное.

Безнаказанный разворот «почти» по встречке

Довольно частый случай в городах, на дорогах которых есть разделительные полосы (рис. 3). Как в таком случае правильно совершить разворот? Знаков, запрещающих этот манёвр, нет. Значит, вроде бы можно. Но по какой траектории? Надо ли сначала пересечь автомобильный поток, а затем, пропустив всех встречных, поворачивать обратно? Или всё-таки можно совершить манёвр по кратчайшей траектории?

Оказывается, развернуться при подобных условиях можно и так, как показано на рисунке. Это не будет считаться выездом на полосу встречного движения. Да и вообще этот манёвр — в рамках Правил.

Хитрым манёвром КоАП не обманешь

Встречаются дороги, где на довольно длительном расстоянии не предусмотрено левых поворотов. Знающие район водители обычно в курсе способов решения этих проблем. А вот тем, кто района не знает, приходится туго: надо ехать до места, где разрешён разворот или поворот, но, по закону подлости, именно тут и встаёшь в «пробке»... Хитрые, как правило, сворачивают в какую-нибудь улочку, если с этой улочки есть движение через перекрёсток, где-нибудь в её глубине разворачиваются и выезжают в нужном направлении. Самые же находчивые водители разворачиваются сразу после поворота (рис. 4), чтобы возглавить колонну желающих пересечь перекрёсток.

Однако надо помнить: при последнем маневре водитель однозначно нарушает требования знаков, установленных на перекрёстке, и разметки. Подобный манёвр, если он разрешён, должен быть отражён на знаке «Направления движения по полосам». Если такого знака нет, то за нарушение водитель ответит по ст.12.16 КоАП, предусматривающей штраф 100 руб.

По указанию ст. 12.15 КоАП РФ, за нарушение принятых норм расположения автомобилей на дорожном полотне, или выезд на встречную полосу, полагается штраф или лишение водительского удостоверения. Неправомерным выездом на встречную полосу является тот, при котором водитель покинул свою сторону движения, игнорируя разметку, дорожные знаки и ПДД. Размеры штрафа зависят от обстоятельств правонарушения.

Выезд на встречную полосу при объезде

В ситуациях, когда объезд с выездом недопустим, водителю в 2017 году назначается штраф за выезд на полосу встречного движения на основании ст. 12.15, ч.2 КоАП РФ. Выезд с целью объезда облагается административным наказанием, выраженным в штрафе 1 – 1,5 тыс. руб.

Выезд при совершении маневра

Штраф за выезд на встречную полосу с целью совершения маневра на дороге (повороты, развороты), имеет размер 1 – 1,5 тыс. руб. на основании ст. 12.15, ч.2 КоАП РФ.

Выезд на встречную полосу

Самовольное покидание своей полосы движения, пересечение разделительной линии и выезд на полосу встречного движения – штраф до 5 тыс. руб. , за исключением объезда препятствий согласно ПДД (ст. 12.15, ч. 3 КоАП РФ).

Выезд на встречные трамвайные пути


Выезд на встречную полосу. Штраф — это едва ли самое суровое последствие для нарушителя. Все может закончиться куда более серьезно:

Конкретные ситуации

Нарушение ПДД за выезд на полосу встречного движения чаще всего происходит по причине маневрирования. Автомобилист совершает рискованные операции, тем самым провоцируя опасную ситуацию на дороге. Рассмотрим некоторые случаи, при которых выезд на встречную полосу допускается или запрещается законом:

  • Объезд препятствия с в том случае, если дорога заблокирована непредвиденной преградой. Упавшее дерево или авария не позволит продолжить движение. Автомобиль, остановившийся на полосе движения, препятствием не является. Объезд запрещается выполнять с выездом на четырех или более полосную дорогу встречного движения. Разрешается объезд без выезда на встречное движение. За нарушение выезда на встречную полосу при объезде препятствия назначаются штрафные санкции до полутора тысяч рублей .
  • Обгон с выездом на полосу встречного движения одно из самых частых нарушений. Водитель, переехавший сплошную линию на дороге с двухсторонним движением в 4 или более полосы, автоматически становится нарушителем. Правонарушение карается штрафом в 5 тысяч рублей . За пренебрежение правилом во второй раз штраф будет ужесточен и дополнительно водителя лишат прав. Важно помнить, что при совершении обгона необходимо подать предупредительный сигнал.
  • Выезд на встречную полосу одним колесом по закону обременяется штрафом в 5 тысяч рублей , или нарушитель

В этой статье мы хотели бы раскрыть такую автомобильную проблему, как случаи выезда на полосу встречного движения. Мы расскажем о разных ситуациях на наших дорогах, а также о возможных наказаниях за такое нарушение ПДД.

В первую очередь стоит отметить, что в абсолютно любом случае такой маневр, как выезд на полосу встречного движения, довольно опасен. А если он происходит в таких местах, где делать его запрещено, тогда такой маневр является чрезвычайно опасным для жизни всех участников дорожного движения. Именно поэтому за такой маневр можно получить не только наказание в виде штрафа, но также и в виде лишения водительских прав.

Выезд на встречку без штрафа в 2017 году. Возможно?

Очень часто многих автолюбителей интересуют подобные вопросы: «Всегда ли выезд на встречку наказуем?», «Всегда наказанием за данное нарушение служит лишение прав?» Сразу дадим ответ на один из этих интересных и волнующих вопросов. Выезжать можно на полосу встречного движения только лишь в случаях, не запрещенных ПДД.

Для того, чтобы прояснить ситуацию, мы приведем несколько наглядных примеров определенных ситуаций, когда можно совершать выезд на полосу встреченного движения.

Ситуация №1. Узкая дорога

Если дорога неширокая и не имеет различных дорожных знаков, которые запрещают обгон, и разметки, и нет других условий, которые запрещали бы водителю выезд на встречку, такой маневр разрешен. Тогда никто не может запретить водителю для обгона выезжать на левую полосу.

А сейчас еще более подробно рассмотрим этот случай.

Дорога должна быть именно неширокой, так как если нет разметки, тогда водители самостоятельно определяют нужное число полос «на глаз». Важным моментом в ситуации является именно то, что та половина проезжей части, которая расположена слева, является стороной, которая предназначается для встречного движения. Оба данные требования можно почитать в п. 9.1. ПДД.

В подтверждении вышесказанному приведем цитату ПДД, учитывая изменения, которые вступили в силу с 20.11.2010 года.


Важным следствием является то, что если дорога не имеет разметки, то число полос на дороге обязательно должно быть четным, ведь именно половина дороги предназначается для встречного движения.

Итак, дорога, не имеющая разметки, может иметь либо 2 полосы, или же четыре. Никогда на этой дороге не может быть никаких трех полос!

Поэтому в нашей ситуации сама дорога как раз-таки должна быть относительно неширокой, ведь в другом случае она станет четырехголосной и тогда выезд на встречку, как правило, повлечет лишение прав либо штраф.

Ситуация №2. Дорога трехполосная

Если дорога трехполосная с разметкой, не имеет знаков и иных условий, которые запрещают абсолютно любому водителю выезд на встречную полосу, тогда, например, для выполнения поворота налево можно совершать выезд на встречную полосу. Такой случай не является нарушением.

Но подчеркнем еще раз: если дорога трехполосная, то она в обязательном порядке всегда должна иметь разметку. В ином случае дорога станет четырехполосной.

Две ситуации, которые был рассмотрены выше, являются теми редкими случаями, когда выезд на встречную полосу разрешается водителям, а именно указанные маневры разрешаются ПДД.

А когда езда по встречной полосе полностью запрещена?

А рассмотрим подробно те случаи, когда любой выезд или обгон по встречной полосе запрещается.

Ситуация №1. Дорога четырехполосная

Здесь все легко. В независимости от того, имеет дорога разметку или же не имеет, есть на ней знаки или нет, выезжать водителю на встречку на дороге с четырьмя полосами, а также более, не разрешается!

Это прописано в п.9.2. ПДД.

Таким образом, на дороге четырехполосной на встречную полосу выезжать можно только в случае, если водитель осуществляет разворот либо поворот налево, которые не запрещаются другими дополнительными знаками или же дорожной разметкой.

Обгон либо движение по встречной в любом случае запрещаются ПДД.

Эта та ситуация, когда на дороге имеется разметка, которая запрещает водителю выезд на встречную полосу. Не имеет значение в таком случае число полос, всегда выезд непосредственно на встречную полосу запрещен, так же не имеет значения и вид дорожной разметки.

Ситуация №3. Наличие знака «Обгон запрещен»

Не имеет значение в этой ситуации количество полос, не имеет значение и разметка. Однако, особенностью в этом случае является то, что когда дорога имеет 2 полосы, то разрешается выполнять разворот или же поворот налево. Если говорить об обгоне, то он запрещается, и за выезд на встречку водитель может понести очень существенное наказание, но мы это обсудим немного позже.

Ситуация №4. Выезд на трехполосной дороге на левую полосу

Очевидно, что сам выезд на левую полосу в случае 3-полосной дороги запрещен! Хотелось бы еще отметить, что в нашей статье довольно сложно рассказать обо всех возможных ситуациях и комбинациях знаков, а также о различных разметках и количестве дорожных полос, следовательно, такие вопросы мы рассмотрим в следующей статье.

Штраф за выезд и движение по встречной полосе

За осуществление выезда водителем на встречку в 2017 году предусматривается две основных группы наказаний:
1. Штраф
2. Лишение прав

Перед тем, как мы подробно станем рассматривать данные наказания, предлагаем Вашему вниманию полную таблицу штрафов 2017 года..

Штраф за выезд на встречную полосу для осуществления объезда препятствий

Для того, чтобы понять, о чем идет речь, необходимо рассмотреть само понятие «препятствие». Из п. 1.2. ПДД следует:

Таким образом, затор либо же транспортное средство, которое остановилось на данной полосе движения согласно ПДД, не является препятствием. То есть в нашем случае не предусматривается наказание за объезд ДТП, поврежденных авто и т.д. А если же водитель перед светофором объезжает пробку, тогда данный маневр объездом препятствия не является, и за него есть отдельное наказание.

Наказание за осуществление объезда препятствия следующие:

За выезд на встречку в этом случае полагается штраф, размер которого будет определен сотрудником ГИБДД, но в пределах от 1 000 и до 1 500 рублей. Такой же штраф налагается и на водителя, который объезжает имеющееся препятствие по различным трамвайным путям во встречном направлении.

Штраф за проезд по встречной полосе для разворота либо поворота налево.

Наказание за выполнение разворота или поворота с выездом на полосу встречного движения установлено в ч. 2 ст. 12.16 КоАП:

То есть сумма штрафа за неправильный разворот или неправильный поворот налево может быть в пределах от 1 000 и до 1 500 рублей.

Штрафы ГИБДД за выезд на встречную полосу в иных случаях.

Здесь мы поговорим о наказании, которое можно понести при объезде пробки или в случае обгона по полосе со встречным движением. Также надо помнить о такой частой ситуации, когда водителем выполняется пересечение разметки 1 или 2 колесами, к примеру, при выполнении поворота.

За выезд на встречную полосу в 2017 году может быть наложен, как штраф в несколько тысяч рублей, так и лишение прав. Сейчас рассмотрим ч. 4 ст. 12.15 КоАП:

В 2017 году штраф за осуществление выезда на встречку равняется 5000 руб. А прав могут лишить на срок от 4 месяцев и до полугода. Также необходимо отметить, что если сотрудники ГИБДД останавливают нарушителя, тогда вид наказания зависит от выбора данного полицейского, а если нарушение ПДД фиксируется камерой, тогда водителю за выезд на встречку абсолютно в любом случае придется уплатить немалый штраф в сумме 5000 рублей.

Лишение прав водителя за повторный выезд на встречную полосу.

В 2017 году за неоднократный выезд на полосу встречного движения допускается наложение штрафа на водителя в виде временного лишения прав.

Подробнее в ч. 5 ст. № 12.15 КоАП:


Таким образом, если сотрудник Госавтоинспекции зафиксировал неоднократный выезд на встречную полосу, то водитель по решению суда лишается своих прав сроком до 1 года. А если подобное нарушение зафиксировано автоматической камерой, тогда водитель обойдется штрафом в размере 5 000 рублей.

В заключение данной статьи еще раз хотим отметить, что в КоАП существует наказание только за сам выезд автомобиля на встречную полосу в нарушение ПДД. А если Вы выезжаете на встречку без нарушения правил (такие ситуации были рассмотрены выше), тогда соответственно никакого штрафа быть не может.



Просмотров