В помощь водителю спорные ситуации. Полезная книжка: Спорные случаи на дорогах — Российская газета.

На вопросы читателей о спорных ситуациях на дороге и в трактовке правил дорожного движения отвечает автоэксперт "Российской газеты" Владимир Баршев.

После вчерашнего

У меня такая история: инспектор ДПС почувствовал запах изо рта, я дунул в алкотестер, аппарат показал повышенный результат, но я был трезв!!! Да, не скрою наконуне выпивал, но в тот день нет. Прибор НЕ выдал бумажного носителя с результатами, как того требует закон, самое интересное инспектор не предложил мне пройти мед.освидетельствование, составил акт, протокол, я конечно все подписал, я же своими глазами видел что прибор показал и понятые были. Забрали права, отправили машину на штраф-стоянку.

Как вы считаете есть ли у меня шанс вернуть права в такой ситуации и где сотрудник ДПС ошибся?

Владимир

Алкоголь выводится из организма очень долго. Если было выпито много, то на следующие сутки за руль лучше не садиться. Но в вашем случае очень много вопросов.

  • Был ли составлен Акт о проверке на состояние алкогольного опьянения? Если да, то к этому документу в обязательном порядке должна прилагаться распечатка показаний алкотестера.
  • Если нет, то на основании чего оформлен протокол?
  • Совершенно непонятно, зачем вы подписывались под "липовым" протоколом?

Процедура выглядит следующим образом. Если у инспектора есть основания предполагать, что водитель находится в состоянии опьянения, то он может предложить ему пройти освидетельствование на алкогольное опьянение . То есть предложить дыхнуть в алкотестер. Этот прибор должен быть занесен в постовую ведомость и поверен. Документ о поверке прибора инспектор обязан предъявить по первому требованию. Разрешены для применения только приборы с функцией распечатки результатов.

Действительно, проверка водлителя на трезвость должна проводится в присутствии двух понятых. Но это не отменяет одного из главных требований: показания прибора в распечататнном виде прикрепляются к протоколу. Если водитель не согласен с результатами, он может потребовать проведения медицинского освидетельствования. Направить на него могут тоже только в присутствии двух понятых. Примечательно, что врачи теперь тоже должны учитывать количественные показания алкотестера. До 0,3 промилле - трезв. 0,3 и выше - пьян.

Вся процедура четко прописана в административном регламенте ДПС, вступившем в силу с 1 сентября этого года.

Обгон по встречной

Здравствуйте! В выходные ездил по трассе в другой город. Обратил внимание, что пунктирная разметка чередуется со сплошной (дорога всего 2 полосы). Естественно, приходилось обгонять фуры и другой транспорт. Начинаю обгон в зоне пунктирной, а заканчивать иногда приходится в зоне, где уже сплошная. Как трактуется такая ситуация? На этапе начала обгона не видно, что пунктирная где-то сменится на сплошную.

С уважением, Александр

На трассе Нижний Новгород - Саранск, примерно 65 километр, стоят знаки, которые, на мой взгляд, противоречат друг другу. При спуске с левой стороны я видел знак 3.21 (конец зоны запрещения обгона), а справа буквально через 5-10 метров знак 3.20 (обгон запрещен). Мой вопрос заключается в следующем: считать ли водителя, который начал обгон согласно знака 3.21 и за обгоняемой машиной не заметил знак 3.20, нарушителем и лишать его прав?
А может, это специально для прикорма ДПС поставлено? Тем более, что разметки на данный момент на дороге не видно (снег). А внизу, в конце спуска, стояли 2 машины ДПС, которые в бинокль наблюдали за тем, как происходит движение именно на этом участке. Я пожалел только об одном, что нет с собой видеокамеры, а то можно было бы это показать.

Исполатов Александр

Если знак, запрещающий обгон, стоит всего в 10 метрах от знака, который отменил это запрещение, то, скорее всего, эти знаки установлены с нарушением ГОСТа. В суде это можно доказать. В вашем случае свою роль сыграло и то, что не видно разметки. И это уже более серьезный аргумент. Еще 30 июня 2008 года всем подразделениям ГИБДД было направлено указание начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктора Кирьянова № 13/6-120, в котором говорится, что в случае возникновения споров, когда линии разметки противоречат знакам, ситуацию трактовать в пользу водителя.

Имеет ли право инспектор, принимающий практический экзамен, отказаться принимать его у беременной, находящейся на 8 месяце. Медкомиссия имеется, допуск в ней стоит. Имеет ли он право требовать справку от гинеколога о допуске на практический экзамен в ГИБДД?

Колле Василиса Васильевна

Не имеет!

Освидетельствование

Здравствуйте. Подскажите, имеет ли право инспектор ДПС проводить освидетельствование в машине ДПС?

У вас было право потребовать, чтобы он освидетельствовал вас на улице. В любом случае алкогольное освидетельствование проводится в присутствии двух понятых. Они тоже были в машине ДПС?

Пешеходный переход

Прошу разъяснить пункт правил 4.3 ПДД. Со мной произошла ситуация: переходил улицу на перекрестке по линии тротуара, меня остановил сотрудник ГИБДД и выписал штраф 100 рублей, хотя в пункте 4.3 сказано, что можно переходить дорогу на перекрестках. Пояснения: перекресток "Т" образный. Через одну из дорог есть пешеходный переход (не через ту, что я переходил). Инспектор сказал, что нужно было пойти до перекрестка, на котором есть светофор (500 метров есть регулируемый перекресток), перейти там на другую сторону дороги, по ней дойти до нужного мне перекрестка и перейти его по пешеходному перекрестку.

Змеев Алексей Владимирович

Если переход был в зоне видимости, то вы должны были переходить дорогу именно по нему.

Выезд на дорогу с односторонним движением

Если перед выездом на дорогу с односторонним движением нет никаких знаков и водитель не знал, что впереди дорога с односторонним движением, следует ли наказывать водителя лишением прав за выезд на эту дорогу? Спасибо.

Сарафанов А.И.

Если при выезде на нее не висит "кирпич" - это вопрос к организации дорожного движения. А инспектор должен в первую очередь убедиться, если знаки, и указать это в протоколе.

Выезд под кирпич

Выехала непреднамеренно с паркови под кирпич направо по направлению движения, ИДПС квалифицировал, как выезд на "встречку", хотя на схеме явно видно, что по направлению движения. В разъяснениях В. Кузина об этом не говорится, что делать?

Серая Л. В.

Если там, где висел "кирпич", не было устроено одностороннее движение, то выезда на встречную полосу не было. И ваши действия должны квалифицироваться, как нарушение знака. Статья 12.16 КоАП.

". Но и не смотря на то что движению пешеходов на дороге в Правилах дорожного движения уделено достаточно внимания все равно встречаются неоднозначные моменты, не позволяющее четко выполнить их требования всем участникам дорожного движения.

Поворот на нерегулируемом перекрестке без пешеходного перехода

Ситуация для всех знакомая, нерегулируемый перекресток, знаков и разметки обозначающих пешеходный переход нет.

Первая реакция водителя - это пешеходам надо уступить дорогу. Да - это верно, но давайте разберем эту ситуацию по Правилам дорожного движения.

Требования к водителю

Действия водителя при совершении поворота на перекрестке описаны в п.13.1 Правил дорожного движения:

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам , переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

Действия просты и понятны, определение уступить дорогу есть в ПДД:

Внимательно прочитайте это определение, к нему мы еще будем обращаться далее в этой статье.

Водитель должен уступить дорогу пешеходам - это не оспаривается, но какие требования правил должен выполнить пешеход в данной ситуации?

Требования к пешеходу

Так как на перекрестке пешеходный переход отсутствует необходимо руководствоваться правилами перехода через проезжую часть при отсутствии пешеходного перехода. Эта ситуация описана в п.4.5 ПДД:

При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Согласно определению ПДД требования "Уступить дорогу" и "Не создавать помех" идентичны.

Таким образом, следуя ПДД, и водитель, и пешеход обязаны друг другу уступить дорогу. Как это возможно реализовать в реальной ситуации не понятно.

Поворот на нерегулируемом перекрестке с пешеходным переходом (не актуально с 29 ноября 2014 года)


В этой ситуации аналогично, на первый взгляд пешеходы имеют безусловное преимущество, но так ли это на самом деле?

Требования к пешеходу

Действия пешехода описаны в том же п.4.5 ПДД в первом абзаце:

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Как видите, преимущества у пешехода нет! Главное требование - это безопасность. Пешеход может знать, что водитель обязан ему уступить, но он должен убедится, что водитель это требование выполняет.

Требования к водителю

Обратите внимание на расположение пешеходов. Водитель руководствуется все тем же п.13.1 ПДД и должен уступить дорогу. Теперь вернемся к определению "Уступить дорогу":

"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

Теперь вопрос: "Можно ли повернуть перед пешеходами, если этот маневр не вынудит пешеходов изменить направление движения или скорость? Верный ответ - можно, требование уступить дорогу будет выполнено и нет необходимости ждать пока пешеходы передут встречную полосу и дойдут до вашей траектории движения.

Но, если бы не одно но, которое находится в п.14.1 ПДД:

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.

Все бы хорошо, но данный пункт не описывает с какой стороны водитель приближается к пешеходному переходу, совершает он при этом маневр или нет. Обратите внимание, этот пункт не содержит требования уступить дорогу, а обязывает пропустить пешеходов вступивших на проезжую часть.

Рассматриваемый маневр для водителя регулируется двумя пунктами правил, один из которых разрешает завершить маневр, не создавая помех (п.13.1), другой запрещает (п.14.1).

Требования этих пунктов можно выполнить и одновременно, но при более-менее оживленном потоке пешеходов повернуть будет практически невозможно. Отметим, что пункт 14.1 описывает только нерегулируемые пешеходные переходы. Опять же не понятно в чем различие с точки зрения безопасности между регулируемым и не регулируемым пешеходном переходом при совершении поворота, если в данной ситуации необходимо применять п.14.1.

Это конечно не все ситуации, в которых возможно неоднозначное толкование Правил дорожного движения и мы обязательно вернемся к этой теме в одной из следующих статей.

Дорог вам без препятствий!


Ситуация 1


За такое нарушение положено безальтернативное лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев. Не спасет даже уверение в том, что вы обгоняли трактор, который ехал со скоростью 20 километров в час. Конечно, водитель трактора виноват в том, что не съехал на обочину и не пропустил все машины, которым он мешал. А это его обязанность, прописанная в правилах. Но ссылка на чужое нарушение не спасет от лишения прав того, кто обгонял тихоходный транспорт по встречной полосе.

Ситуация 2


При повороте налево водители часто начинают маневр, не доехав до прерывистой линии. Объяснение простое - остался метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически водитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создает опасную ситуацию. Ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономленный метр на повороте также без вариантов оставит нарушителя без прав. Все другие случаи пересечения сплошной оставляют водителю шанс отделаться штрафом.


Ситуация 3


Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль. Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет - то вы можете объехать его и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам. И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 - выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия.


Ситуация 4


Разворот через сплошную. Большинство водителей убеждены, что за такой грубый маневр без альтернативы отберут права. Автоинспекторы нередко поддерживают это заблуждение. Однако по новым правилам, если водитель развернулся через сплошную, то он "совершил выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом". Ему грозит ответственность по части 3 статьи 12.15.


Ситуация 5


Точно так же карается другое распространенное нарушение - поворот налево через сплошную. В таких случаях водитель пересекает сплошную линию и встречную полосу. И попадает под часть 3 статьи 12.15. Подобное нарушение считается выездом на встречную полосу, соединенным с поворотом налево.


Ситуация 6


Нередко проблему составляет выезд со двора или из переулка на улицу с двусторонним движением. Если на ней - сплошная линия, то левый поворот будет грубым нарушением. Однако права за такой опасный маневр не отберут. Отвечать вам придется по статье 12.16 - за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой.


Ситуация 7


Как в таком случае правильно совершить разворот? Знаков, запрещающих этот маневр, нет. Значит, вроде бы можно. Но по какой траектории? Надо ли сначала пересечь автомобильный поток, а затем, пропустив всех встречных, поворачивать обратно? Или все-таки можно совершить маневр по кратчайшей траектории? Оказывается, развернуться при подобных условиях можно и так, как показано на рисунке. Это не будет считаться выездом на полосу встречного движения. Этот маневр - в рамках Правил.


Ситуация 8


Довольно часто встречается ситуация, когда на широкой дороге нет разметки. То ли ее смыло вместе со снегом, то ли еще не нарисовали - но причина в данном случае не важна. В Правилах дорожного движения в пункте 9.2 прописано, что на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. В пункте 9.1 ПДД говорится, что количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и знаками. Если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов Т/С и интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений дороги. В данном случае (рис. снизу), ширина проезжей части составляет 16 и более метров. Если учитывать, что ширина полосы движения порядка трех метров, то в данном случае перед нами дорога с явно не менее чем четырьмя полосами.


Ситуация 9


Встречаются дороги, где на довольно длительном расстоянии не предусмотрено левых поворотов. Знающие район водители быстро решат эту проблему, сворачивают в какую-нибудь улочку, если с этой улочки есть движение через перекресток, где-нибудь в ее глубине разворачиваются и выезжают в нужном направлении. А кто не знает, приходится ехать до места, где разрешен разворот или поворот. Встречаются и находчивые водители разворачиваются сразу после поворота (маневр 3), чтобы возглавить колонну желающих пересечь перекресток.



Маневр 1



Маневр 2



Маневр 3

Ситуация 10


В наших городах так часто меняются схемы организации движения, что водитель должен быть постоянно настороже, чтобы не попасть в неприятную историю. Еще вчера, например, можно было смело поворачивать на знакомую улицу, а сегодня там уже висит "кирпич". Помните - езда по улице с односторонним движением в противоположном направлении однозначно квалифицируется как выезд на встречную полосу.


Ситуация 11


На наших загруженных улицах даже трамвайные пути активно используются спешащими водителями. Причем многие из них не считают зазорным на трамвайных путях обогнать другие машины. Или остановившийся на остановке трамвай по путям встречного направления.


Ситуация 12


В некоторых случаях обгонять на перекрестке, даже с выездом на встречную полосу, можно безнаказанно. Например, если вы совершаете обгон на нерегулируемом перекрестке, двигаясь по главной дороге. Но только в том случае, если обгон не запрещен соответствующими знаками и если это допускает линия разметки. Если же вы, совершая обгон на таком перекрестке, пересекли сплошную линию, то лишения прав вам не избежать.


Ситуация 13


Запрещен обгон на нерегулируемом перекрестке, если он происходит на второстепенной дороге.


Ситуация 14


Если вы совершили обгон с выездом на полосу встречного движения на регулируемом перекрестке - прощайтесь с правами однозначно.


Ситуация 15


Если на двухполосной дороге вы пошли на обгон по встречной, но в зоне действия знака "Обгон запрещен" это нарушение будет квалифицировано по части 4 статьи 12.15. Даже в том случае, когда на дороге установлены временные знаки.


Ситуация 16


Запрещен обгон на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними.


Ситуация 17


Один из самых спорных маневров - это обгон с выездом на встречную полосу в конце подъема и на других участках с ограниченной видимостью. Даже если на этих участках нет никаких знаков, но видимость ограничена, инспектор вправе квалифицировать это нарушение по части 4 статьи 12.15. Такая жесткость данной нормы оправдана - жертв именно подобного нарушения на дорогах более чем достаточно.


Ситуация 18


В таком случае, для совершения левого поворота не доехав до разрыва в разметке, то есть проехав до поворота по встречной полосе, инспектор вправе квалифицировать это нарушение по части 4 статьи 12.15. В Правилах дорожного движения говорится, что "поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения".


Ситуация 19


Также лишением прав по части 4 статьи 12.15 КоАП наказывается и выезд через сплошную на встречную полосу, предназначенную для движения общественного транспорта.


Ситуация 20


Если вы выехали на полосу для движения общественного транспорта и двигаетесь в направлении, в котором автобусы с троллейбусами должны по этой полосе ехать, даже если стоит "кирпич", то вам грозит ответственность по статье 12.16 - за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой.


Ситуация 21


Этот случай предусмотрен пунктом 9.3 Правил дорожного движения. Выезд на крайнюю левую полосу трехполосной дороги с двусторонним движением карается сурово. На этих дорогах для обгона предназначен только средний ряд. Если лихачу этого мало, и он обгоняет по крайней полосе, где идет встречное движение, его действия будут квалифицированы по части 4 статьи 12.15.


Дабы чувствовать себя на дорогах уверенно и спокойно разберем наиболее встречающиеся типовые нарушения ПДД , запомним что же «светит» нарушителям и постараемся не попадать в их число.
Типовые нарушения ПДД в картинках. Штрафы за нарушения ПДД

Примечание: * — В случае фиксации указанных нарушений средствами автоматической видеофиксации (без участия инспекторов ДПС) назначается штраф 5000 рублей

Штраф за нарушение ПДД —5000 рублей *


Штраф за нарушение ПДД 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении лишение прав на сроком 1 год (ч.4 и 5 ст.12.15 КоАП РФ)*


Штраф за нарушение ПДД 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении лишение прав на сроком 1 год (ч.4 и 5 ст.12.15 КоАП РФ)*

Штраф за нарушение ПДД 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении лишение прав на сроком 1 год (ч.4 и 5 ст.12.15 КоАП РФ)*


Штраф за нарушение ПДД 500 рублей (ч.1 ст. 12.15 КоАП РФ)


Штраф за нарушение ПДД 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении лишение прав на сроком 1 год (ч.4 и 5 ст.12.15 КоАП РФ)*


Нарушения нет (если не нарушены запреты, установленные пунктом 11.4 ПДД)


Штраф за нарушение ПДД 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении лишение прав на сроком 1 год (ч.4 и 5 ст.12.15 КоАП РФ)*


Нарушения нет (независимо от траектории разворота)


Штраф за нарушение ПДД 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении лишение прав на сроком 1 год (ч.4 и 5 ст.12.15 КоАП РФ)*


Штраф за нарушение ПДД 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении лишение прав на сроком 1 год (ч.4 и 5 ст.12.15 КоАП РФ)*


Штраф за нарушение ПДД от 1000 до 1500 рублей (ч.2 ст.12.16 КоАП РФ)


Штраф за нарушение ПДД от 1000 до 1500 рублей (ч.2 ст.12.16 КоАП РФ)



Просмотров