Централизованные и децентрализованные федерации примеры. Территориальная федерация. Унитарное государство, его виды (централизованные и децентрализованные, сложные и простые). Автономии. Современные унитарные государства

По характеру взаимоотношений между высшими органами государственной власти и управления, их структурных составляющих унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. Во многом по тому же принципу выделяются простые и сложные унитарные государства. Первые состоят исключительно из обычных административно-территориальных единиц. Если же они включают также особые или автономные образования, то рассматриваются как сложные.

В свою очередь унитарные государства первого типа по степени централизации могут разделяться на жестко централизованные, или сверхцентрализованные, характерные для недемократических стран, и умеренно цен трактованные. Точно гак же децентрализованность унитарных государств может быть достаточно высокой и относительно слабой.

В централизованных и сверхцентрализованных унитарных государствах обеспечивается вертикаль довольно жесткого подчинения среднего и нижнего территориального звена управления центру, который назначает или утверждает своих представителей для управления регионами и местами.

В качестве примеров простых унитарных государств, в которых нет автономных образований, могут служить Египет, Польша, Болгария, Дания, Исландия и др. Административно-территориальное устройство Египта включает 27 провинций, каждая из которых подразделяется на округа, а округа – на районы. Провинции возглавляет назначаемый президентом страны губернатор, который в провинции возглавляет ее административный органисполнительный совет. Главы округов и районов назначаются губернатором провинции. В деревнях и городских кварталах в качестве государственных чиновников выступают старосты деревень и шейхи городских кварталов, избираемые населением, но подчиняющиеся министру безопасности.

Наряду с органами государственной власти на местах в стране действует также система органов местного самоуправления, представленная местными представительными органами – народными советами провинций, районов, городов, деревень. Они избираются населением соответствующих административно-территориальных единиц. Однако решающая роль в реальном управлении не только страной в целом, но и на местах принадлежит органам государственной власти.

В Польше ст. 3 Конституции четко определяет, что она есть "единое государство". Ее административно-территориальная структура включает 49 воеводств, в том числе воеводство г. Варшавы. Воеводства не имеют представительных органов и управляются единолично воеводами, назначенными председателем правительства. На низовом уровне осуществляется территориальное самоуправление, основной единицей которого является община (гмина). Она выполняет задачи, не закрепленные за органами государственной власти и другими единицами территориального самоуправления. Воевода осуществляет надзор за деятельностью органов территориального самоуправления.

В современных высокоразвитых индустриальных обществах централизация, сыгравшая немалую положительную роль на определенном этапе исторического развития (например, в периоды образования национальных государств, индустриализации, восстановления народного хозяйства после Первой и Второй мировых войн и т.д.), утрачивает характерные для нее преимущества. В последние десятилетия в большинстве унитарных государств наметились все более четко проявляющиеся тенденции к децентрализации, передаче местным органам все более растущего круга властных прерогатив и функций.

В результате растет число децентрализованных унитарных государств. Для них характерна более или менее широкая самостоятельность регионов и мест в отношении центра. Здесь центр либо вообще не имеет назначаемых им представителей в регионах и на местах, либо имеет их лишь в среднем звене с ограниченной компетенцией, наряду с действующим в этом звене органом местного самоуправления и широким местным самоуправлением в низшем звене. Наглядное представление об этом можно составить на примере Франции, Великобритания и ряда других стран.

Так, во Франции проблема сосуществования государственных и местных интересов решается на основе принципов деконцснтрации и децентрализации. Ее особенность состоит в том, что одна и та же территория (регион, департамент, кантон, коммуна) одновременно имеет разный статус. Департамент (регион, коммуна) выступает в качестве одновременно и государственного административного округа, возглавляемого префектом, и территориальной самоуправляющейся единицы, наделенной собственной компетенцией и возглавляемой собственными выборными органами.

Признается и законодательно закреплен факт существования интересов соответствующих административных единиц, отличающихся от общегосударственных подразделений. Законодательно закреплена независимость органов местной власти от государственных органов в части принятия решений, распоряжения средствами и имуществом. Это обеспечивается выборностью местных органов власти. При этом за каждой из них закреплен "представитель государства". Он осуществляет контроль в отношении актов местных властей, который называют контролем законности.

Регион одновременно осуществляет функции государственного уровня управления – административного округа. Как таковой он возглавляется префектом региона, который является его высшим должностным лицом, подчиненным правительству и президенту Франции. Во главе департамента стоят Генеральный совет (совещательный орган с правом принятия решений) и председатель Генерального совета – "исполнительный орган" (административное лицо), при котором работает постоянная комиссия (бюро).

Как самоуправляющаяся территориальная единица департамент разбит на кантоны (избирательные округа), объединяющие несколько коммун. Кантоны не являются единицами самоуправления. Они создаются правительством Франции, и их границы меняются правительственным декретом. Коммуна – объединение граждан (собственников), образующих на определенной территории сообщество, возглавляемое собственными избранными властями. В настоящее время насчитывается более 36 700 коммун. Коммуна возглавляется мэром, который избирается из числа муниципальных советников.

К данной категории государств относится также Италия. Согласно ст. 117 Конституции Итальянской Республики 1947 г., в пределах, установленных законом, область вправе издавать законодательные нормы по целому ряду позиций, таким как организация ведомств и административных единиц областного подчинения, границы общин, местная полиция, градостроительство, сельское и лесное хозяйство и др. Области также могут наделяться правом издания норм для проведения в жизнь общегосударственных законов. При этом важно учесть, что названные позиции входят в круг предметов совместного ведения органов государственной власти и областей. В отличие от субъектов федерации, области не имеют предметов исключительного ведения.

Каждая область имеет устав (статут), который в соответствии с Конституцией и законами республики устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и регламентов. В пяти областях, о которых говорилось выше, наделенных особыми формами и условиями автономии, действуют особые уставы, принятые конституционными законами.

Области, в свою очередь, имеют децентрализованную структуру. Провинции и общины, будучи автономными единицами в рамках установленных законами республики норм и правил, обеспечивают государственную и областную децентрализацию. Для дальнейшей децентрализации территория провинций может разделяться на округа с исключительно административными функциями.

Типичным примером децентрализованного унитарного государства являются Нидерланды. Здесь исполнительная власть распределена по трем административным уровням: государство, провинции и муниципалитеты. Государство выполняет работу на национальном уровне. Провинции и муниципалитеты являются децентрализованными субъектами власти. Кроме того, существуют советы по управлению водным хозяйством, обладающие функциональной компетенцией.

На уровне как провинциального, так и муниципального управления существуют две формы законодательной и управленческой деятельности: автономная и форма, предусматривающая руководство, согласованное с центральной администрацией. Провинции и муниципалитеты могут самостоятельно принимать постановления по делам, которые относятся к компетенции провинции или муниципалитета, однако эти постановления не должны противоречить существующему законодательству на центральном уровне или, если речь идет о муниципалитетах, – постановлениям, действующим в соответствующей провинции. Под управлением, согласованным с центральной администрацией, имеется в виду, что провинции и муниципалитеты при выполнении постановлений национальных государственных органов обязаны сотрудничать. Аналогичным образом муниципалитеты должны сотрудничать при выполнении постановлений соответствующих провинциальных органов власти.

Провинции и муниципалитеты располагают двумя источниками доходов: собственные доходы и выплаты со стороны государства. Денежные средства поступают в основном от центральных властей в виде специальных выплат. Выделение этих средств сопровождается предписаниями относительно того, на что эти деньги должны тратиться. Кроме того, провинции и муниципалитеты получают общие средства из провинциального и, соответственно, муниципального фонда. Эти средства они могут, в принципе, использовать по собственному усмотрению. Муниципалитеты получают собственные доходы, в частности, в виде налогов на недвижимость, (канцелярских) сборов и пошлин. Они имеют также право сами вводить налогообложение, например туристский налог и налог на собак.

В состав Нидерландов входят 12 провинций. Функции провинциальных властей: охрана окружающей среды, планировка пространства, энергетическое и социальное обеспечение, спорт и культура.

Общее руководство в каждой провинции осуществляется провинциальными штатами, коллегией депутатов провинциальных штатов и королевским комиссаром (представителем королевы). Депутаты провинциальных штатов выбираются прямым голосованием граждан – жителей данной провинции, имеющих право голоса. Срок полномочий депутатов 4 года. Количество депутатов штатов зависит от количества жителей провинции. Провинциальные штаты назначают из числа своих членов правление провинции, так называемую коллегию депутатов, срок полномочий которой также 4 года. Королевский комиссар, назначаемый правительством на срок 6 лет, является одновременно председателем как коллегии депутатов, так и провинциальных штатов.

Все более растущей самостоятельности в решении местных проблем добиваются Шотландия, Уэльс и другие области Великобритании. Это дает им возможность оперативно реагировать на изменяющиеся условия жизни на местах, гибко и эффективно руководить социальными и политическими интересами.

Но при этом в силе остается основополагающий принцип, по которому всю структуру сверху донизу определяют центральные органы государства. Децентрализованные образования не вправе произвести какие бы то ни было изменения в этой структуре по собственному усмотрению, без согласия на то центральных властей.

Выделяются также смешанные системы государственно-административного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Местное самоуправление Японии практически не зависит от центральных органов. В префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания. Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными являются также должностные лица органов самоуправления: в префектурах – губернаторы, в городах – мэры, в поселках и деревнях – старосты.

Примером смешанной системы местного и государственного устройства может служить Турецкая Республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах этой страны осуществляется представителями центральной власти, но есть еще и генеральные советы, и их исполнительные органы – энджомены. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах – совет старшин и староста, который одновременно является представителем основной административно-территориальной единицы.

Государство, как система политической власти, организующая и подчиняющая себе большие группы людей и территории, испытывала различные формы устройства.

Территориальная протяженность государства, национальности и народности, проживающие в нем, многообразие их культур и традиций, а также стремление власти учитывать интересы различных групп населения – все это привело к возникновению федерации.

Федерация – это форма государственного устройства, представляющая собой объединение отдельных государственных единиц (субъектов федерации) в целостную структуру. При этом каждое из входящих в ее состав государственных образований одновременно имеет некоторую политическую независимость от центра и подчиняется единым федеральным нормам.

Противоположным федерации понятием является унитарное государство . Под ним подразумевают такое государство, которое разделено на административно-территориальные части, не имеющие политической и юридической самостоятельности.

Федерацию не нужно путать с конфедерацией . Она, в отличие от первой, объединяет целые независимые государства.

Признаки федерации

Большинству федеративных государств свойственны следующие признаки:

    Два вида верховной власти: федеральная (центральная) и региональная (местная).

    Правовая независимость федеративных единиц. При обязательном подчинении общей Конституции субъекты федерации могут создавать собственные законодательные базы (местные конституции, уставы), иметь свою региональную символику власти: герб, гимн, флаг, — столицу и т.д. Однако государственным суверенитетом они не обладают.

    Территориальное деление на части: области, округа, штаты, республики, эмираты и т.д.

    Закрепление представительской функции за федеральной властью. Она ведет внешнеполитическую деятельность, представляет страну на мировой арене.

    Субъекты федерации не могут участвовать в международных отношениях, находясь в составе федерации.

Виды федерации

Классификация федераций разнообразна и имеет несколько ответвлений. Так, в зависимости от конституционно-правового статуса субъектов, федерация может быть:

  1. симметричная;
  2. ассиметричная.

В первом случае субъекты федерации равны по статусу, во втором – нет. Например, Соединенные Штаты Америки наделены одинаковыми правами, а регионы Российской Федерации, в состав которой включены как субъекты, не имеющие национального статуса, так и национальные республики и автономные округа, обладают разной степенью политических прав и свобод.

В соответствии с принципами территориального образования федерации делятся на:

  • территориальные (субъекты федерации объединяются по географическому признаку);
  • национальные (объединение по национальному признаку);
  • смешанные (комбинирование признаков).

По способу формирования среди федераций различают:

  • договорные (возникшие посредством заключения договора между государствами);
  • конституционные (в большинстве случаев преобразованные из унитарных государств на основе конституции).

По степени централизации федерации бывают:

  • централизованные (предусматривающие подчинение субъектов федерации центральной власти);
  • децентрализованные (в них центр отдает субъектам значительный объем власти).

Современные федерации

В настоящее время довольно большое число государств сформированы по федеративному принципу, среди них:

  • Федеративная Республика Германия;
  • Королевство Бельгия;
  • Исламская Республика;
  • Малайзия;
  • Объединённые Арабские Эмираты;
  • Республика Индия;
  • Судан;
  • Республика Эфиопия;
  • Канада;
  • Мексиканские Соединённые Штаты;
  • Австралийский Союз и др.


§2. Причины образования федераций.

В ходе дальнейшего исторического развития человеческого общества экономические причины из мотивов, дополняющих внешнеполитические предпосылки объединения государств, превратились в равноправные с ними, а затем и в лидирующие. Так, Т.В. Коржихина подчеркивает, что “федерация предполагает стремление ее субъектов к государственно-политическому и социально-экономическому единению, при сохранении значительной доли своей самостоятельности” 5 . А Г.Т. Тавадов прямо указывает, что “в социально-экономическом отношении, принципы федерализма могут быть реализованы, только на основе развития внутреннего рынка страны, который стягивает единым обручем все материальные потенции субъектов федерации для удовлетворения всей массы потребностей данного государства, и для международной экономической экспансии, а также протекционистской направленности внешнеэкономической политики федеративного центра, создания им условий для развития национального производственного потенциала” 6 . Не случайно, политическое объединение государств Европы выросло из их экономической интеграции.

В то же время, развитие технологий вооружения, с одной стороны, и процессы глобализации экономики, с другой, привели к концу двадцатого века к тому, что даже обеспечение безопасности государства, все более превращается из вопроса военно-политического характера в чисто экономическую проблему.

Таким образом, политическое единение различных государств вытекает из естественных тенденций укрепления государственной власти, усиления экономического, военного и политического потенциала общества. В свое время образование почти всех классических западных федераций представляло собой процесс перехода от менее централизованных или даже независимых государств к более централизованным, что отнюдь не исключало использования принципа федерализма в их организации.

Однако данный тезис, вызывает вполне логичный вопрос. Если более централизованное государство означает его большую эффективность в реализации собственных функций, то, значит, унитарное государство еще более эффективно, чем федеративное, и федерализация в исторической перспективе, может рассматриваться как шаг, на пути к полной унитаризации государств? Иными словами, если федерация хороша своим единством, то не означает ли это, что унитарное государство отличается большей степенью политического единства, а значит еще лучше? 7

Я считаю, что на этот вопрос не может быть дан положительный ответ. Наличие единого централизованного государства не означает, что его организация обязательно должна быть ограничена унитарной формой, поскольку федеративная форма не противоречит возможности централизации государственной власти. Большинство классических федераций – США, Германия – обладают высокой степенью централизации, что едва ли можно оценивать в качестве тенденции “укрепления унитарных устоев государства” 8 .

§3. Формы государственно-территориального устройства .

Государственно-территориальное устройство можно определить, как организацию территории государства, систему взаимоотношений государства, как целого со своими составными частями. Составные части государства, так же как и государство в целом, имеют органы власти, между которыми существует система взаимоотношений, урегулированных нормами права. В одних случаях, географические части государства являются его административно - территориальными единицами, не обладающих какой-либо политической самостоятельностью, в других- это государствоподобные образования, имеющие собственное законодательство. На основании политического статуса административных единиц, выделяют две основные формы государственно-территориального устройства: унитарную и федеративную 9 .

Основное отличие между унитарными и федеративными государствами состоит в том, что унитарное государство-это единое, слитное государство, разделенное на административно - территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. В отличие от унитарного государства, федерация состоит из внутренних государственных образований, имеющих свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Составные части федерации называются субъектами федерации, и они обычно имеют свои основные законы: конституции, как, например, штаты в США, земли в ФРГ, кантоны в Швейцарии, республики в РФ, или же уставы, как края и области в РФ. 10

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО . Большинство государств мира имеют унитарное территориальное устройство, для которого характерны следующие признаки:

Единое законодательство

Единая централизованная система органов исполнительной власти

Единая судебная система

Деление территории на административно- территориальные единицы центрального подчинения

Единое гражданство, единый бюджет и.т.д.

Наряду с административно территориальными единицами существуют специальные округа, в которых действуют судебные органы, органы военной администрации и. т.д.

С точки зрения организации публичной власти, унитарные государства разделяют на централизованные и децентрализованные. 11 В децентрализованных унитарных государствах, существует правовое разграничение, по осуществлению власти между общегосударственными и территориальными властными органами.

Централизованными унитарными государствами являются такие государства, в которых нет выборных органов на уровне административно- территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы.

Так же в мире встречаются сверхцентрализованные унитарные государства. 12 Ими обычно становятся такие, в которых произошел военный переворот и установлен военный режим. Местную администрацию в этом случае заменяют военные чиновники, назначенные военной хунтой.

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО. В отличие от унитарных государств в федерациях власть распределяется по вертикали и в них составные части- их субъекты- имеют свое законодательство, автономную власть, гражданство, т. е. то, чего не имеют составные части унитарного государства.

Всего федеративных государств - 22. В Европе - это ФРГ, РФ, Австрия, Бельгия, Швейцария и Югославия; в Азии - это Индия, Малайзия, ОАЭ и Пакистан; в Америке- это США, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия и Венесуэла; в Океании- это Австралия и Папуа- Новая Гвинея. Федеративными являются и некоторые страны Африки: Коморские острова, Нигерия, Эфиопия. Необходимо отметить, что Канада и Швейцария официально называются конфедерациями, но фактически являются федеративными государствами. 13

Федерации можно классифицировать в зависимости от того, какое значение в них играет национальный фактор. Так, одни федерации построены по

национальному признаку, другие - на национально - территориальной основе, третьи - на чисто территориальном принципе.

Из существующих сейчас в мире федераций, на этнической основе, построены только две: Бельгия и Югославия. Большинство же федераций мира основаны не для решения национальных вопросов, а в качестве формы децентрализации государственной власти. Правда, некоторые субъекты этих федераций включают районы, в которых проживает этнически обособленное население. Такие федерации можно определить, как национально-территориальные 14 .

Все другие федеративные государства созданы на территориальной основе. Это, как правило, страны с многонациональным населением, либо страны, в которых имеющиеся этносы не составляют компактных групп, либо страны, территориальное устройство которых построено так, чтобы ни в одном субъекте федерации не доминировала никакая этническая общность.

Федерации также делят на централизованные и децентрализованные. Централизованной является Индийская федерация, в которой парламент вправе создавать и ликвидировать штаты, изменять их границы и т. д. Относительно децентрализованными федерациями являются США, ФРГ, Швейцария и т. д., в которых децентрализация сочетается с централизацией в отдельных сферах. В этих странах наблюдается тенденция расширения полномочий субъектов федерации в области экономики и социальной политики.

В науке ТТЛ все федерации можно разделить также на симметричные и асимметричные. Симметричными федерациями являются такие, субъекты которых равноправны между собой и в отношениях с федеральным центром. Однако абсолютно симметричных федераций на практике не существует, т. к. одни субъекты всегда « более равноправны », чем другие. 15

Большинство федераций мира - асимметричные. В одних федерациях, наряду с равноправными субъектами федерации, имеются другие территориальные образования (федеральные территории, округа и т. д.). Асимметрия здесь заложена в самой структуре федеративных государств, где их составные части имеют разный правовой статус. В других нет иных территориальных образований, но субъекты федерации не равноправны. Примером такой федерации является Россия, субъекты

федерации которой делятся на шесть видов: республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономные области. К этому виду федераций относится и Швейцария, включающая 23 кантона, три из которых разделены на полукантоны. 16

Статус федерации и ее субъектов определяется конституциями федеративных государств. Все федерации - целостные государства. Субъекты федерации суверенитетом не обладают, хотя в законах он иногда декларируется. Так, кантоны Швейцарии, по конституции являются суверенными, но лишь «в той мере, в какой их суверенитет не ограничен федеральной конституцией. Они осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти.

§4. Концепции федерализма.

Говоря о концепциях федерализма, нельзя не вспомнить историю возникновения федеративных государств.

Исторически федерации возникали двумя способами: договорными и конституционными. При договорном способе независимые государства объединялись в федерацию, заключив между собой договор об объединении. Так США и Швейцария возникли в результате объединения независимых штатов и кантонов. После принятия Декларации Независимости тринадцатью штатами Северной Америки в 1776 г. они в 1777 г. образовали « вечный союз» подписав « Статьи Конфедерации». В 1787 г. была принята конституция США, которая не ликвидировала автономию штатов, но противопоставила ей сильную центральную власть. Таким образом, конфедерация превратилась в федерацию. Швейцария же возникла еще в 1291 г. на основе союза трех кантонов и стала первой федерацией в истории 17 .

Конституционные федерации, создавались на основе конституционного документа, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий. Так Германия стала федерацией после принятия в 1949 г. своего основного закона. Конституция была построена на началах федерализма: федерация и ее субъекты «самостоятельны в своем бюджете и независимы друг от друга». Каждая из земель имела свой парламент (ландтаг) и свое правительство. Таким же образом были созданыРСФСР (1918г.) и Индия (1948г.).

История развития, положение федераций и ее субъектов в каждом случае имеют свои особенности. Анализ этих особенностей дал основание ученым – государствоведам, основание выделить различные концепции федерального устройства. 18

В основе концепции координированного федерализма, лежит идея разделения полномочий между федерацией и ее субъектами таким образом, что оба уровня управления, рассматриваются как независимые друг от друга, обладающие одинаковым статусом и строго разграниченной компетенцией. Однако, в чистом

виде эта концепция не действует ни в одной стране, так как невозможно полностью разграничить предметы ведения между федерацией и ее субъектами.

Более распространенной является концепция кооперативного федерализма. В ее основе - взаимодействие и взаимозависимость федерации и ее субъектов, при осуществление ими своих полномочий. Кооперативный федерализм реализуется через механизм вертикального и горизонтального сотрудничества. Для этого создаются региональные объединения групп субъектов федерации, особые федеральные органы, которые имеют своей задачей сглаживать возникающие между центром и регионами противоречия. 19

Концепция договорного федерализма основана, как уже отмечалось раньше, на том, что федерация возникла и существует как объединение государств, которые передали основанному ими государству часть своих полномочий. Сторонники этой концепции утверждают, что объединившиеся государства сохраняют свой суверенитет, имеют право на изменение федеральной конституции и выход из состава федерации.

В основе концепции дуалистического федерализма, лежит теория двойственности суверенитета в федерации: признание суверенитета самой федерации и суверенитета ее субъектов. Эта теория нашла свое применение в социалистическом праве. 20

Концепция особого статуса отдельных составных частей государства выдвигается в некоторых странах сепаратистскими движениями в отдельных субъектах федерации с целью выхода из нее.

Что же касается моделей федерализма, то их столько, сколько существует федеративных государств, поскольку каждая из федераций чем-то отличается от других.

Таким образом, в настоящее время существует около 200 суверенных государств, и только 22 из них являются федерациями. Анализ мировой истории, убедительно демонстрирует существование двух важнейших причин объединения различных государств: внешнеполитическая причина (и, прежде всего, совместная оборона) и экономическая причина. Политическое единение различных государств вытекает из естественных тенденций укрепления государственной власти, усиления экономического, военного и политического потенциала общества. Статус федерации

и ее субъектов определяется конституциями федеративных государств. Федерации можно классифицировать в зависимости от того, какое значение в них играет национальный фактор. Федерации также делят на централизованные и децентрализованные. Все федерации - целостные государства. Субъекты федерации суверенитетом не обладают, хотя в законах он иногда декларируется

Является смешанной федерацией , при которой реализуются...

  • Понятие государственного устройства . Формы государственного устройства унитарная и федеративная

    Реферат >> Государство и право

    ... федерации (государств или государственных образований), обладающих некоторыми признаками государства. Федерация как форма территориального устройства ... к образованию федерации . 3.Конфедерация не является формой государственного устройства , а представляет...

  • Конфедеративная форма государственного устройства

    Реферат >> Государство и право

    ... как форма государственного устройства , то другими – как международно-правовые объединение, как субъект международного права. Сравнивая конфедерацию с федерацией ...

  • Форма государственного устройства (4)

    Реферат >> Государство и право

    Форма государственного устройства Основные понятия: форма государственного устройства , унитарное государство, федерация . Унитарное государство Форма государственного устройства - второй элемент формы государства. Форма государственного устройства - способ...

  • С конституционно-правовой точки зрения федеративное устройство имеется тогда, когда и на уровне центра и на уровне территориальных частей государства есть основные структурные элементы государства: законодательная, исполнительная и судебная власть, государственный аппарат и т. д. При этом существование таких элементов государственности гарантировано конституционным правом и они не могут быть произвольно ликвидированы властными структурами центра.

    Федерализм выполняет две важнейшие функции :

      децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали;

      интегрирует территориальные (порой - разнородные) сообщества.

    Выполняя эти функции, федерализм предоставляет социально-культурную и политическую автономию территориальным частям государства (провинциям, областям, землям, республикам, штатам и т. д.). Одновременно достигается политическая, экономическая и военная их интеграция в одном государстве.

    Основные признаки федеративного государства (в отличие от конфедерации)

    В отличие от конфедерации, представляющей собой союз независимых государств, федерация рассматривается в качестве формы государственно-территориального устройства единого государства. Федерацию от конфедерации отличает ряд признаков, важнейшие из которых

      наличие общефедеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти,

      целостность территории,

      единые вооруженные силы,

      единая денежная система и т. д.

    Конфедерация сохраняется обычно так долго, как этого хотят объединившиеся государства. В современных федерациях субъекты федерации права сецессии (выхода из федерации) не имеют. Попытки сецессии подавлялись обычно вооруженным путем. Вспомним из истории Гражданскую войну в США (1861-1865 гг.), так называемую «Чеченскую войну», продолжающуюся несколько лет в Российской Федерации, и др. В истории были, правда, и мирные сецессии: выход Сингапура из Малайзии в 1965 г.; Восточного Пакистана из Пакистана в 1971 г. с образованием республики Бангладеш; распад Чехословакии на Чехию и Словакию. В 1991 г. Советский Союз распался на 15 независимых государств.

    В отличие от союзов государств федерация является союзным государством и это зачастую отражается в их названиях (Союзная Республика Югославия, Австралийский Союз; название ФРГ в буквальном переводе означает - Союзная Республика Германия; вспомним также Союз ССР).

    В отличие от унитарных государств власть в Федеративных государствах распределяется по вертикали и в них составные части федераций - их субъекты - имеют свое законодательство, нередко свои конституции, гражданство, т. е. то, чего не имеют составные части унитарного государства.

    11 ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА

    Всего в мире федеративных государств - 22: их числе такие мощные в экономическом отношении государства как США, ФРГ, Россия, Канада, Австралия. Федеративную форму государственно-территориального устройства имеют и ряд других государств с высоким, средним и низким уровнем развития экономики.

    12 ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА в Европе

    В Европе - это Австрия, Бельгия, Швейцария и Югославия;

    13 ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА в Азии

    в Азии - Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты и Пакистан; в

    14 ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА в Латинской Америке

    Латинской Америке - Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика.

    15 ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА в Африке

    Федеративными являются и некоторые страны Африки:

      Коморские острова,

    в Океании - Папуа-Новая Гвинея.

    16 СПОСОБЫ возникновения федераций

    Исторически федерации возникали двумя способами:

    ☻договорным;

    ☻конституционным.

    В связи с этим их разделяют на договорные и конституционные. При договорном способе самостоятельные государства объединялись в федерацию, заключив между собой договор об объединении. Так, США и Швейцария возникли в результате союза независимых штатов и кантонов. После принятия Декларации независимости тринадцатью штатами Северной Америки в 1776 г. они в 1777 г. образовали «вечный союз» и на Конгрессе делегатов приняли так называемые «Статьи Конфедерации - 1777 года», действовавшие до принятия Конституции США 1787 г. Швейцария же возникла еще в 1291 г. на основе союза трех горных кантонов и договор был заключен «на вечные времена». На основе союза были образованы также СССР, Югославия, Танзания, Объединенные Арабские Эмираты и др. СССР, в частности, был создан в 1922 г., на основе Договора о создании Союза ССР, подписанного РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. В дальнейшем состав СССР, как известно, расширился до 15 союзных республик.

    Следует подчеркнуть, что Канада и Швейцария в соответствии с конституциями этих стран официально называются конфедерациями, но фактически являются типичными федеративными государствами. Официальное же название - дань традиции. Вместе с тем, такое федеративное государство как Объединенные Арабские Эмираты, представляющие собой федерацию монархий, имеют элементы конфедеративного союза. Впрочем, одинаковых федераций в мире нет и об этом речь еще впереди.

    Конституционные федерации создавались на основе конституции страны или иного конституционного документа, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий. Таким путем были созданы, например, ФРГ (1949 г.), Индия (1948 г.), РСФСР (1918 г.) и ряд других. На территории этих государств к моменту образования федерации исторически сложились определенные культурные и иные различия между территориями. Так, на территории современной Германии до второй половиныXIXв. находилось несколько государств.

    Федерации можно классифицировать и в зависимости от того, какое значение в их организации имеет национальный фактор. Так, одни федерации построены по национальному признаку , другие -на территориально-национальной основе , третьи - на чистотерриториальном принципе.

    Из существующих в настоящее время федераций на национальной (этнической) основе построены две: Бельгия и бывшая Югославия. Так, основное население Бельгии составляют фламандцы и валлоны. В связи с этим в стране образованы три региона: Фландрия, Валлония и Брюссель, объявленный двуязычным. Гарантированы права и немецко-говорящего населения, которое составляет менее одного процента. В составе бывшей Союзной Республики Югославии объединены Сербия и Черногория. Ранее в эту федерацию входили также Босния и Герцеговина, Македония, Словения и Хорватия, вышедшие из ее состава в начале 90-х годов. Федерациями национальных республик были СССР и Чехословакия. Эти так называемые «социалистические федерации» распались в конце прошлого века.

    Большинство же федераций мира основаны не для решения национального вопроса, а в качестве формы децентрализации государственного руководства страной. Однако некоторые федерации включают районы, в которых проживает этнически обособленное население. Такие федерации можно определить как национально-территориальные. Такими федерациями являются Индия, Канада, Российская Федерация и др. В основе Индийского союза лежит национально-языковый принцип. С целью снижения межэтнической напряженности конституция этой страны допускает использование различных форм автономии, могут создаваться союзные территории. Всего же субъектами Индийского союза являются 25 штатов и 7 союзных территорий. В Канаде из десяти провинций девять - англоязычные, а одна - Квебек - франкоязычная. В Российской Федерации из 89 ее субъектов 21 республика, одна автономная область и 10 автономных округов. Республики и автономии в России созданы с учетом проживающих в них национальных этносов, остальные же субъекты Российской Федерации - территориальные образования: края, области и города федерального значения.

    Все другие федеративные государства созданы на территориальной основе. Это, как правило, страны с мононациональным населением (Германия, Австрия, Объединенные Арабские Эмираты и др.) либо страны, в которых имеющиеся этносы не составляют компактных групп (США, Австралия, Бразилия, Мексика), либо страны, территориальное устройство которых построено так, чтобы ни в одном субъекте федерации не доминировала никакая этническая общность (например, Нигерия).

    Как показал исторический опыт, более прочными федерациями оказались федерации территорий, а не федерации национальных территориальных общностей.

    Федерации делят также на децентрализованные и централизованные. Централизованной является Индийская федерация, где в соответствии с Конституцией этой страны парламент вправе создавать и ликвидировать штаты, изменять их границы и т. п. Относительно децентрализованными федерациями являются США, ФРГ, Швейцария и другие, в которых децентрализация сочетается с централизацией в отдельных сферах. В этих странах наблюдается тенденция расширения полномочий субъектов федерации в сферах экономики и социальной политики и в др.

    В науке конституционного права все федерации принято делить на симметричные и асимметричные . Симметричными федерациями являются такие, составные части которых в соответствии с конституцией страны равноправны между собой и в отношениях с федерацией (Германия, Австрия, ОАЭ и др.). Однако абсолютно симметричных федераций не существует, поскольку в любой федерации имеются элементы асимметрии. Например, в Германии земли представлены в Бундесрате - верхней палате парламента - не одинаковым количеством представителей. Разное представительство эмиратов и в парламенте ОАЭ. Симметричными федерациями юридически были СССР, СФРЮ, ЧССР. Однако фактически некоторые субъекты этих федераций были «более равноправны», чем другие.

    Большинство федераций мира - асимметричные . В одних федерациях наряду с равноправными субъектами федерации имеются другие территориальные образования (федеральные территории, федеральные округа, ассоциированные государства и т. п.). Асимметрия здесь заложена в самой структуре федеративных государств, где их разные составные части имеют не одинаковый конституционно-правовой статус. Так, в составе США наряду с 50 штатами есть федеральный округ Колумбия, не имеющий представителей в Сенате и представленный одним делегатом в Палате Представителей с правом совещательного голоса; три федерально управляемые территории - Гуам, Виргинские острова, Восточное Самоа; ассоциированные государства Пуэрто-Рико и Соединенные Штаты Микронезии и др.

    Другим видом асимметричных федераций выступают такие, в которых нет иных территориальных образований, но субъекты федерации не одинаковы. Примером такой модели федерации является Россия, субъекты федерации которой делятся на шесть видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Республики являются государствами, имеют свои конституции, гражданство, могут устанавливать свои государственные языки. Другие субъекты Российской Федерации являются государственными образованиями, а некоторые из них (автономные округа) входят в состав других субъектов федерации - краев и областей. К этому виду федераций относится и Швейцария, включающая 23 кантона, три из которых разделены на полукантоны.

    Федерации в большинстве случаев имеют республиканскую форму правления. Но есть и федерации - монархии. Это-Бельгия, Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия. Монархиями являются также такие федеративные государства как Австралия и Канада. Однако во всех федерациях с монархическим строем, за исключением ОАЭ, которая представляет собой федерацию монархий (эмиратов), и Малайзии, где большая часть субъектов являются монархиями, субъекты федераций имеют республиканскую форму правления. Так, Канада делится на десять провинций, организованных по республиканскому типу. Каждая провинция имеет свою выборную легислатуру, правительство. В каждой провинции действует назначаемый центральной властью «по совету провинциального правительства» лейтенант-губернатор. Австралия состоит из шести штатов и двух территорий - Северной и Австралийской столичной. В каждом штате есть губернатор, назначаемый английской королевой, парламент, правительство, судебные органы.

    · Территориально-политическая децентрализация - развитие самоуправления в регионах и на местах; смещение принятия политических решений в сторону регионов в унитарных государств.

    · Проводится как из соображений повышения эффективности управления, так и для того, чтобы снизить остроту конфликта по линии центр-периферия (особенно если периферия отличается от центра в этно-конфессиональном отношении).

    · Сопровождается деволюцией - передачей части полномочий центра в регионы. Различают:

    o Симметричную ТПД – все регионы получают одинаковую автономию (Испания, Шри Ланка)

    o Ассиметричную ТПД - территория получает свои полномочия с помощью специального нормативного акта и тем самым обретает более высокий политический статус, чем другие регионы (Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия в Великобритании; Корсика и Фр. Полинезия во Франции).

    · Принципиальным отличием децентрализованного унитарного государства от Ф. является то, что центр в любой момент может забрать у региона делегированные ему полномочия (пример – Великобритания применительно к Северной Ирландии).

    Территориальное устройство гос-ва – это с одной стороны форма территориальной организации власти, а с другой – система взаимоотношений государства как целого с его составными частями.

    Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

    Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

    1. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами.

    2. На территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

    3. Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

    4. Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.

    5. Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

    6. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

    7. В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального где действуют специализированные государственные органы (судебные округа).

    Федерация – комплекс территорий, имеющих признаки, характеризующие само государство, но эти территории не являются государствами, поскольку не имеют суверенитета. Эти территории обладают значительной политической, экономической и культурной самостоятельностью, имеют собственное АТД и законодательство. Существует 2 уровня государственной власти – федеральный и региональный. Федерациями в настоящее время являются 20 стран мира: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Россия и т.д.

    Признаки:

    1. Федеральная власть обладает исключительным контролем над проведением внешней политики.

    2. Субъекты федерации не правомочны выйти из нее в одностороннем порядке.

    3. Государственная власть разделена между федеральным правительством и правительством субъектов федерации.

    4. Главный законодательный орган страны должен быть бикамеральным (бикамерализм – 2-х палатный парламент, одна из палат должна обеспечивать региональное представительство), а субъекты федерации должны иметь равное представительство хотя бы в одной из палат.

    Регионализм. Одной из важнейших тенденций развития форм государственного устройства являются предпринимаемые в последние годы попытки совместить позитивные стороны унитаризма и федерализма, уравновесить их достоинства и недостатки. Выражением этого является новое течение регионализма, который представляет собой промежуточную форму между унитарным и федеративным государством и в своем развитии может привести к созданию федеративных государств на месте унитарных.

    Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в развитии государственного устройства Италии и Испании. В отличие от других государств, где есть автономные образования (например, Аландские острова в Финляндии, населенные преимущественно шведами, иракский Курдистан, автономные округа индейского населения в Никарагуа и др.), в Италии и Испании автономия предоставлена всем территориальным сообществам, на которые непосредственно разделена страна. Таким образом, устройство государства представляет собой комплекс автономных образований, которыми являются крупнейшие административно-территориальные единицы (регионы областного типа) и которые могут иметь (а в Испании уже имеют) в своем составе другие автономные образования с меньшими полномочиями.

    Регионализмобладает признаками, сближающими его, с одной стороны, с федерализмом, а с другой, – с унитарным устройством государства. Как и в федеративном государстве, регионам принадлежит законодательная и исполнительная (но не судебная) власти, они формируют законодательные собрания и областные коллегиальные исполнительные органы. В конституциях содержится перечень вопросов, по которым регионы могут издавать местные законы (в Италии их 19). Это напоминает размежевание компетенции между федерацией и штатами. Области имеют особые акты - статуты, которыми определяется их организация. Это не конституция, но и не обычные акты, так как некоторые из них утверждаются конституционными законами. Статуты разрабатываются и принимаются органами законодательной власти областей.

    Но некоторые признаки сближают регионализм с унитарным государством. Так, области не имеют конституций. В регионы назначается правительственный комиссар, который визирует акты законодательных органов регионов. Он может отказать в визе, что напоминает институт административной опеки в унитарном государстве и что не свойственно ни одной федерации. Правительство при определенных условиях вправе распустить законодательный орган области. Изменение границ регионов тоже осуществляется актами центральной власти, с органами регионов проводится только консультация.

    Конфедерация представляет собой редко встречающуюся форму организации политической общности. По сути, конфедерация не является в строгом смысле слова государством. На практике конфедерация обычно являет собой союз нескольких независимых государств, объединяющихся для проведения единой политики в определенных целях (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т.д.). Для осуществления согласованной политики государства конфедерации создают органы управления. Решения этих общих органов не имеют прямого действия, они вступают в силу лишь после утверждения их центральными органами власти соответствующих государств. В конфедерации отсутствуют единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны – участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность. Они могут по своей воле покидать конфедерацию и расторгать конфедеративный договор.

    Определение + признаки

    Федерация – комплекс территорий, имеющих признаки, характеризующие само государство, но эти территории не являются государствами, поскольку не имеют суверенитета. Эти территории обладают значительной полит, экономической и культурной самостоятельностью, имеют собственное АТД и законодательство. Существует 2 уровня гос власти – фед и региональный.

    Признаки

    - вертикальное разделение властных полномочий

    Палата регионов или представительство в парламенте

    Фед власть обладает исключительным контролем над проведением внешней политики

    Субъекты фед не правомочны выйти из нее в одностороннем порядке

    Модели федерализма

    1. Европейские федерации возникли на мозаичной основе римской империи и развивались через объединение независимых политий. Их можно назвать постфеодальными историческими моделями федераций.

    Первым историческим примером территориально-политической интеграции федеративного типа является средневековая Швейцария (автономный союз германских феодальных политий, стремившихся объединиться с друг другом). В 1291 году три кантона (Швиц, Ури и Унтервальден) приняли решение о создании Вечного союза. После этого Швейцария развивалась через расширение территории конфедерации (так она официально назвалась) за счёт присоединения новых штатов. Также конфедерация стремилась к независимости от Римской империи. К 1513 году – 13 кантонов в конфедерации, земли имели различный статус. Конфедеративные начала преобладали над федеративными. Современная тер-пол система возникла после Венского конгресса 1815 года (независимость; договор между кантонами, который позволил сформировать федерацию вместо конфедерации; одинаковый статус земель) и начитывала 22 кантона.

    2. Американская постколониальная модель формирования федераций включат в себя США и страны Латинской Америки. В состав федерации входят недавно освобождённые колонии, то есть объединение создаётся снизу и колонии оказываются слабо интегрированными, но стремящимися к союзу.

    Для стран латинской Америки была характерна борьба федералистов и унитаристов, но большая часть стран всё же стала федерациями.

    3. Ещё одна модель формирования федераций – колониальная . Федерация начинает формироваться не после обретения независимости, а самими колонизаторами. К таким федерациям относятся Канада, Австралия, Нигерия, Малайзия.

    В настоящее время федерациями в мире являются: США, Канада, Мексика, Никарагуа, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Нигерия, Танзания, Эфиопия, ОАЭ, Индия, Пакистан, Грузия, Россия, Малайзия, Австралия, Микронезия, Коморские острова

    ПРИМЕР Американский федерализм.

    Конституции США, некоторых латиноамериканских федераций, Австралии ограничиваются установлением исключительной компетенции союза и передачей всех остальных полномочий (которые тем самым суть остаточные) субъектам федераций. Американская модель федерации строится на концепции "плавильного котла"

    Большая централизация власти.

    Административная деятельность центра, например, в области так называемой федеральной помощи штатам. Целевое субсидирование деятельности органов управления не только штатов, но и городов и графств является сегодня, пожалуй, одним из наиболее важных и действенных средств, позволяющих центру вмешиваться в их внутренние дела. Формально здесь никакого принуждения нет, но, учитывая, что штаты хронически испытывают дефицит в своих бюджетах, они всегда соглашаются на все условия центра и на контроль с его стороны. Иной формой усиления влияния центра в штатах является так называемое "добровольное сотрудничество" между ним и штатами. Формально оно основано на контрактах или соглашениях между сторонами, которые также сопровождаются условиями центра. Нередко оно проводится и без каких-либо формальных соглашений. Однако, лишая штаты политической самостоятельности, центр предоставляет им свободу действий в областях, не затрагивающих его интересы. Центр обычно оставляет без внимания те постановления и законы штатов, которые хотя и противоречат конституции США, как, например, препятствующие ввозу товаров из других штатов, но мало задевают его интересы. Именно подобного рода уступками штатам достигается стабилизирующая систему сбалансированность в отношениях между центром и субъектами американской федерации.

    На протяжении последних десятилетий федеральное правительство Соединенных Штатов Америки неуклонно наращивает административную мощь. При этом, что показательно, штаты отнюдь не оттесняются на периферию политической жизни - они по-прежнему выступают активными игроками на федералистском поле. Иначе говоря, удивительным образом параллельно друг другу разворачиваются противоположные, разнонаправленные тенденции: с одной стороны, усиливается федеральный Центр, с другой - крепнут субъекты федерации, влияние которых на государственную политику становится все более действенным.

    Сегодня федеративные отношения в США корректируются тремя различными способами: во-первых, внесением формальных поправок в Конституцию страны, во-вторых, решениями Верховного суда и, в-третьих, использованием механизма "федерального опережения". Сочетание столь непохожих друг на друга методик сделало систему предельно гибкой. Внедрение Конгрессом последнего элемента, состоявшееся совсем недавно, обеспечило практически непрерывное обновление федерации. Причудливая комбинация конфедеративных и унитарных черт, изначально заложенная в американской Конституции, допускает динамичное взаимодействие центробежных и центростремительных сил. Но благодаря тому, что корректировка системы может производиться без изменения конституционного текста, обе силы, действуя в одно и то же время, уравновешивают и гасят друг друга. Главный постулат "метаморфического" федерализма гласит, что никакого раз и навсегда данного оптимального соотношения полномочий Центра и субъектов в федерации просто не существует. С течением времени баланс сил в федеральной системе меняется и представление об идеале меняется вместе с ним.



    Просмотров