Федеративное государство. Федеративное устройство. Понятие и формы государственного устройства

Федеративным государством признается такое сложное государство, в составе которого имеются другие государства или государственные образования - субъекты федерации, обладающие определенным государственным , своим законодательством и высшими органами власти.

По способу образования различают федерации:

  • договорные;
  • конституционные.

Договорная федерация создается путем соглашения несоюзных государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства - участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. Таким путем в 1922 г. был создан СССР.

Конституционная федерация создается путем образования федеративного государства на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Именно конституционной федерацией и была РСФСР, созданная в 1918 г., и остается современная Россия. При этом следует иметь в виду, что в конституционных федерациях возможно существование федеративного договора, однако это не делает их договорными.

Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты федерации до образования нового федеративного государства:

  • если они были самостоятельными, суверенными государствами - это договорная федерация;
  • если нет - конституционная.

Государственное устройство России основывается на принци­пе федерализма. Это означает, что государство состоит из не­скольких равноправных субъектов, некоторые из которых (рес­публики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются не­зависимыми государствами - в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъек­тами международного .

Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное го­сударство», т. е. такое государство, которое управляется центра­лизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в РФ - унитарными (по своему внутреннему устрой­ству) являются республики - субъекты РФ.

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:

  1. РФ состоит из республик, краев, облас­тей, городов федерального значения, автономной области, авто­номных округов - равноправных субъектов Федерации;
  2. республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты - устав и законодательство;
  3. федеративное устройство основано на государственной цело­стности, единстве системы государственной власти, разграниче­нии предметов ведения и полномочий между органами государ­ственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и само­определении народов в РФ;
  4. во взаимоотношениях с федеральными органами государ­ственной власти все субъекты Федерации между собой равно­правны.

Содержащиеся в ст. 5 формулировки носят компромиссный ха­рактер, отражающий политическую нестабильность в 1990-х гг. Отсюда их некоторая неопределенность. Так, республика характе­ризуется через скобки как государство, что может быть понято как признание суверенитета и международно-правовой правосубъект­ности. Но такое понимание противоречило бы ст. 4 , в которой установлено, что суверенитет РФ неделим («распространяется на всю ее территорию»), а значит, субъекты Федерации не вправе выступать как субъекты международного права. Кроме того, весьма трудно совместить принцип равнопра­вия субъектов Федерации с тем, что одни из них являются госу­дарствами, а другие в лучшем случае только некими государствен­ными образованиями. Возникает также ряд вопросов. Является ли устав субъекта Федерации по своей юридической силе равноцен­ным конституции, и если да, то почему они по-разному называют­ся, если же нет, то можно ли говорить о равноправии? Какой смысл вкладывается в термин «самоопределение народов»? Озна­чает ли это, что более 100 народов, населяющих Россию и не имеющих национальной государственности, вправе теперь ее за­конно обрести? Или следует считать, что, приняв данную Консти­туцию, они уже самоопределились? Не совсем ясно также, что оз­начает равноправие субъектов «между собой» во взаимоотношени­ях с федеральными органами государственной власти (ч. 4), если до этого в ч. 1 уже было закреплено равноправие субъектов Феде­рации?

Принципы федерального устройства РФ

В основе федеративного устройства РФ лежат принципы:

  1. государственная целостность;
  2. единство системы государственной власти;
  3. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  4. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
  5. равноправие и самоопределение народов в РФ (ч. 3 ст. 5 Конституции).

Государственная целостность РФ

Территориальная организация государственной власти в нашей стране - одна из острейших проблем государственного строительства. Она состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между деятельностью федеральной власти по обеспечению единства государства и стремлением субъектов Федерации к большей самостоятельности.

При этом следует учесть, что РФ по количеству субъектов занимает первое место в мире. А большое число субъектов создает определенные сложности в управлении и при определенных внутренних и внешних обстоятельствах может привести к неуправляемости. Всякие перекосы здесь весьма опасны. Безмерное, неоправданное усиление централизации и концентрации федеральной власти, неправомерность и невзвешенность ее действий в данной сфере - путь к унитаризму. Результатом же чрезмерной самостоятельности, суверенизации субъектов Федерации могут стать сепаратизм, ослабление, разрушение государственности, распад Федерации.

Государственная целостность РФ обеспечивается:

  • целостностью и неприкосновенностью ее территории;
  • единством экономического пространства, исключающего установление таможенных границ, сборов и каких-либо других препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
  • верховенством Конституции РФ, федеральных законов на всей территории РФ, единым РФ;
  • отсутствием у субъектов РФ права выхода из состава РФ, ибо одностороннее решение такого вопроса представляет угрозу государственной целостности России.

Единство системы государственной власти

Единство системы государственной власти проявляется в конституционном закреплении определенной структуры органов государственной власти как по вертикали (от федерального центра к субъектам Федерации), так и по горизонтали - на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации при непременном разграничении их предметов ведения и полномочий. Без такой четкой системы государственной власти не могут быть обеспечены государственная целостность и эффективная управляемость страной.

Разграничение предметов ведения и полномочий

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ регламентируются ст. 71, 72 Конституции РФ. Статья 71 Конституции РФ определила те вопросы, которые находятся в исключительном ведении РФ, а ст. 72 - вопросы совместного ведения РФ и ее субъектов. Вне пределов ведения РФ и субъектов РФ последним гарантируется вся полнота государственной власти (ст. 73).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов осуществляется согласно Конституции (ч. 3. ст. 11) не только конституционными нормами, но и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между соответствующими органами государственной власти и только по вопросам разграничения полномочий по предметам совместного ведения. Такие договоры заключены между РФ и Татарстаном, Башкортостаном, Свердловской областью и рядом других субъектов РФ.

Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все без исключения субъекты Федерации, независимо от вида (республика, автономная область, автономный округ, край, область, город федерального значения) обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Никто из субъектов Федерации в этих взаимоотношениях не может иметь каких-либо преимуществ по сравнению с другими субъектами Федерации. Равноправие субъектов РФ проявляется и в одинаковом для всех субъектов РФ разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.

Но равноправие субъектов РФ вовсе не означает, что нет никаких различий между ними. Они есть и легко просматриваются в самом тексте Конституции РФ. Так, республики, в отличие от других субъектов Федерации, признаются государствами и имеют свою конституцию, а другие субъекты - устав (ч. 1 и 2 ст. 66 Конституции). Другое различие - право республик устанавливать свой государственный язык наряду с русским (ч. 1 и 2 ст. 68 Конституции).

Особенности правового статуса имеют автономная область и автономные округа: согласно ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и Исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. В отношении других субъектов Федерации такой нормы в Конституции нет.

Равноправие и самоопределение народов РФ

Принцип равноправия и самоопределения народов РФочень важен для нашего многонационального государства. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и в других сферах жизни.

Федеративное государство (фр. federation от позднелат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, представляющая собой союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной юридической самостоятельностью, формально ограниченной правами самого союза. Составляющие федеративное государство образования (штаты, провинции, земли, кантоны) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление. В современном мире существует значительное число государств с федеративной формой государственного устройства (США, Канада, Мексика, Аргентина, Швейцария, ФРГ, Бельгия, РФ, Индия, Пакистан, ОАЭ, Нигерия и ряд др.).

Договорная федерация — это федерация, образованная путем заключения договора между независимыми государствами, существовавшими самостоятельно, но осознавшими необходимость государственного объединения для совместного регулирования общих интересов. Примером договорной федерации являются Швейцария, США, Австралия.

Недоговорные федерации:

1. Федерации, образованные вследствие присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности (ФРГ - Бранденбург, Нижняя Саксония);

2. Предоставление административным единицам более высокого статуса — субъектов федерации. Цель данной акции — сохранение территориальной целостности государства. К таким федерациям относятся Пакистан, Индия, Нигерия;

3. Этнический фактор был использован при создании федерации в Бельгии, в Эфиопии на основе принятия Конституции 1994 г., в Боснии и Герцеговине в 1995 г.

В литературе различают наряду с договорной федерацией (Швейцария, Объединенная Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты) конституционную (созданную «сверху» в результате принятия конституции, например, Пакистан в 1973 г. в его современной государственной форме) и конституционно — договорную (Российская Федерация).

Различают симметричную и асимметричную федерацию. Федерация, состоящая из однопорядковых субъектов, равноправных и обладающих одинаковым правовым статусом, называется симметричной (ФРГ — 16 земель, Австрия — 9 земель, Малайзия — 13 штатов, Нигерия — 21 штат).

Асимметричная федерация — модель федеративного устройства, при которой субъекты федерации имеют неравный конституционно-правовой статус и, соответственно, объем полномочий, а также наличие в составе федерации иных территориальных образований (Индия- 25 штатов и 7 союзных территорий; Канада — 10 провинций и три территории; США — 50 штатов и федеральный округ Колумбия).

Признаки федеративной формы государственного устройства:

1. Федерация — это целостное суверенное государство с общей конституцией, системой федеральных органов и учреждений, общей территорией субъектов федерации, общим гражданством. Субъекты федерации имеют свои собственные территории, собственные конституции, часто гражданство, собственные органы власти, административно-территориальное деление.

2. Обязательным элементом федеративного устройства является двухпалатная структура федерального парламента (наличие особой палаты субъектов федерации).

3. Не признается за субъектами федерации право сецессии (лат. secessio) — право одностороннего выхода из состава союза. Единственное исключение составляет Конституция Эфиопии 1994 г., допускающая сецессию, но с некоторыми особенностями.

4. Единство федерации невозможно обеспечить без единства гражданства. Юрисдикция федеративного государства распространяется на лиц, проживающих на его территории, посредством института гражданства. Федеративный характер государства допускает наличие гражданства субъектов федерации.

5. В настоящее время субъекты федерации, как правило, не являются субъектами международного публичного права, участниками межгосударственных политических отношений, поскольку не обладают государственным суверенитетом.

Предметы ведения федерации и ее субъектов — это круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения.

В конституциях и законодательстве зарубежных стран можно обнаружить следующие разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами:

1. Предметы ведения, находящиеся в исключительной компетенции федерации. Согласно большинству конституций федеративных государств к исключительному ведению федерации относятся внешние сношения; оборона и руководство вооруженными силами; установление границ и таможенное дело; федеральные финансы и налоги; установление единой системы мер и весов; денежное и валютное обращение и монетная монополия; организация федеральной системы высших органов власти; разрешение конфликтов между субъектами федерации; принятие законов, необходимых для осуществления вышеперечисленных прав, и другие вопросы.

2. Второй вариант распределения предметов ведения федерации и ее субъектов заключается в том, что устанавливается исключительная компетенция субъектов федерации, в которую федеральные органы не могут вмешиваться. Обычно это вопросы общественного порядка, культуры, санитарии, здравоохранения, местных коммуникаций, коммунального обслуживания, организации местной полиции, городского устройства и другие.

3. В таких странах, как Аргентина, Канада, Эфиопия, конституции устанавливают две сферы: сферу исключительной компетенции федерации и сферу исключительной компетенции субъектов федерации.

4. Конституция может устанавливать три сферы компетенции. Такой подход закреплен в Конституции Швейцарии, принятой в апреле 1999 г. и вступившей в силу в 2000 году. Конституция закрепляет сферу исключительной компетенции Союза (ведение международных дел, оборона, денежная эмиссия, железные дороги, таможенное дело, режим иностранцев, уголовное право, гражданское право, законодательство о спиртных напитках, об азартных играх и лотереях и др.); совместной компетенции (охрана природы и планирование территории, содержание национальных дорог, трудовое право, образование и др.); исключительной компетенции кантонов (регулирование отношений между церковью и государством, коммунальное хозяйство, уголовное и гражданское судопроизводство, право законодательной инициативы в федеральном парламенте и т.д.).

Предложенные модели распределения предметов ведения между федерацией и ее субъектами не исчерпывают всего многообразия подходов к решению этого вопроса в практике современных федеративных государств.

Основные признаки федеративного государства.

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений не выйдя из состава федерации (сецессии). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами.

Наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств :

Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т.д.

В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации.

Основную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы.

Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.

Виды федераций. По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют: Симметричные и Aсимметричные .

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (ФДР Эфиопия, США), в асимметричных - конституционно-правовой статус субъектов различен (Респ. Индия, Фед. Респ. Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют: территориальные, национальные и смешанные .

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (США, Германия), в национальных - по национальному признаку (бывшие СССР, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (Россия).

По способу образования федерации делятся на: договорные и конституционные.

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распр. заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности, и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре могут быть условия входа (в Конституц. США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (в договоре об образовании СССР).

Степень централизации: централизованные (Индия, Россия) и децентрализованные (Швейцария, США).

13. Российский федерализм: особенности конституционно-правового оформления и практика осуществления.

Современный федерализм - это не только территориально-политическое устройство государства, но и форма государствен­ного управления, к которой обращаются все больше и больше государств, ибо она обеспечивает демократизацию и децентра­лизацию власти. Система сдержек и противовесов, осуществ­ляемых на федеративном уровне с помощью разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную по горизонта­ли, дополняется системой сдержек и противовесов, осуществ­ляемой с помощью разделения властных полномочий по верти­кали между федеральными государственными органами и орга­нами государственной власти субъектов Федерации.

На пути становления России как нового федеративного госу­дарства сделано два крупных шага. Первый - заключение 31 мар­та 1992 г. Федеративного договора между федеральными орга­нами государственной власти, с одной стороны, и органами вла­сти республик и органами власти краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, органами власти автономной области и авто­номных округов, с другой стороны. Это было не тради­ционное, идущее сверху вниз распределение прав или полномо­чий, а равноправное согласование интересов общих (федератив­ных) и особенных (национальных и региональных). Заложена новая формула разделения, организации и реализации государ­ственной власти по всей территории страны.

Федеральным органам государственной власти предостав­лено право принимать «рамочные» законы, устанавливающие принципы, общие подходы, концепции, ориентировочные нор­мы правового регулирования в соответствующих областях обще­ственной и частной жизни. Субъекты РФ сумели выде­лить в своей жизнедеятельности те стороны и аспекты, которые требуют идентичного правового оформления.

Второй шаг - принятие Конституции 1993 г. В ее тексте за­ложены нормы, создающие основы для становле­ния РФ как федеративного государства.

Особоемнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Анатолия Леонидовича Кононова (Пост. КС РФ от 21.12.2005 года № 13-П).

«Однако ни демократия, ни федерализм в таком понимании духа Конституции не присутствуют. Суверенитет, целостность, единая система государственной власти и централизация управления, как известно, характерны для унитарного государства. Федерацию же отличают, как минимум, возможность ее субъектов самостоятельно, без какого-либо вмешательства центральной власти образовывать (формировать) собственные органы государственной власти и наличие взаимного разграничения предметов ведения и полномочий. Все это есть в российской Конституции и даже в аргументации Постановления Конституционного Суда, но ровно никакого влияния не оказывает на его выводы, абсолютно им противореча. Да и трудно представить, чтобы рассматриваемый механизм назначения губернаторов хоть сколько-нибудь соответствовал принципам федерализма.



Если те же самые нормы Конституции, на которые ссылается Конституционный Суд, читать по-другому, то никакой единой, в смысле унитарной, системы государственной власти там не обнаружится. На самом деле речь идет о двух системах государственной власти - системе федеральных органов и системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, каждая из которых имеет собственные полномочия.»

Особенности РФ: российский федера­лизм олицетворяет государственное единство, объединение десят­ков народов как этнотерриториальных общностей вокруг рус­ского народа, являющегося ядром и главной цементирующей си­лой многонационального федеративного государства.

Особенность современного рос­сийского федерализма в нем сочетаются территориальные и национальные (на­ционально-территориальные) начала.

Особенность современного российского федера­лизма состоит в том, что это - сравнительно молодой федерализм, находящийся еще в процессе становления в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны.

83 субъектов создают проблему управляемости. Теория управления определяет масштаб управляемости в пределах 9-13 объектов.

РФ - асимметричная федерация, допус­кающая разнохарактерные статус, политическое, гос-правовое и финансовое положение входящих в нее субъектов, одни формировались по национальному признаку и стали республиками; другие - по терр-ному признаку: края, области, а также города Москва и С-Пбр; тре­тьи - по смешанному национально-терр-ному (автоном­ная область и автономный округ). Установились три модели конституц. устр-ва субъектов РФ.

Конституция РФ исходила из Федеративного договора и за­крепила его компромиссные положения: с одной стороны, равно­правие всех субъектов между собой и во взаимоотношениях с фе­деральными органами гос. власти; с другой - под­твержденное разнообразие социально-политических статусов РФ.

Большинство республик в первых же статьях конституций закрепили за собой государственный суверенитет, под которым, понимается верховенство и независимость государст­венной власти республики во внутренней и внешней политике в пределах собственной компетенции, правосубъектность в международных отношениях, право на односторонний выход из РФ, что идет вразрез международным нормам.

Особенностью РФ, несомненно создаю­щей проблему, является правовой статус автономных округов - их двойная правосубъектность: они являются самостоятельными субъ­ектамиРФ, но территориально входят в состав области, края.

Противоречием российского федерализма является закрепленное в КРФ положение о том, что разграничение полномочий может осуществляться не только Конституцией, но и Федератив­ным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.


Федеративное устройство является разновидностью государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство (в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов). Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства: одни – с учетом специфики решения национального вопроса, другие – в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяя правовую базу решения проблем общественного развития.

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и между частями и целым). Эта проблема сравнительно легко решается в территориально небольших государствах, но становится сложной и приобретает политическую окраску в более крупных.

Различаются две основные формы государственного устройства – унитарная и федеративная.

Унитарное государство – это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства.

Федеративное государство – это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Теоретически можно себе представить еще одну форму государственного устройства – конфедерацию, которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. В прошлом конфедерациями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формально сохраняют Канада, Швейцария, хотя, по сути, они давно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.

Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Чтобы называться многонациональным, государству недостаточно иметь среди своих граждан лиц различной национальности (такими являются большинство развитых стран мира). Речь идет об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства. Такие национальные группы обычно характеризуются как коренные народы, т.е. проживают на данной территории с далеких времен.

Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп. Каждая нация обладает своеобразным суверенитетом, который предполагают и решение вопроса о национальной государственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном сообществе, а других – создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стремятся не допустить дискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство – исключить основу для межнациональных конфликтов.

Другая функция государственного устройства состоит в создании необходимых политико-правовых условий для эффективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому может мешать как чрезмерная централизация власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении экономической свободы для всех граждан независимо от национальности. Важным является и равномерное экономическое и социальное развитие, а также отсутствие отсталых в этом отношении регионов. В наше время в «спокойных» странах этническое содержание государственного устройства все чаще уступает место территориально-экономическому, и там, где преодолены узко национальные подходы к организации социально-экономической жизни, достигнуты наибольшие социальные и экономические успехи.

Унитарное государство – централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власть имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части территории. Это не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, которое в пределах своей компетенции действует самостоятельно. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определенной степенью самостоятельности.

Унитарное государство имеет одну конституцию; его суверенитет признается единым и неделимым, всеми частями этого государства; не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. В таком государстве гражданство бесспорно признается единственным. Унитарное государство может быть многонациональным, например: Великобритания, в которой компактно проживают англичане, шотландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (Уэльс). В таких случаях унитарное государство приобретает децентрализованный характер, поскольку некоторые народы имеют автономные органы управления. Но подавляющая часть унитарных государств не знает каких-либо национальных административных образований. Группы граждан отдельных национальностей, организуя свои общины, не претендуют на автономию или собственную государственность.

Федеративное государство – это только общая форма государственного устройства, а ее конкретное содержание – политическое и правовое – весьма неоднородно. Сами федерации, правовой статус и объем полномочий их субъектов формировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы. Исторически идея федерализма была выдвинута в XVIII веке как средство децентрализации управления («горизонтальное разделение власти»), а следовательно, для демократизации государственного строя. Ни в одной западной стране, где утвердился федерализм, он не рассматривался и сейчас не рассматривается как форма решения так называемого национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). И дело здесь не в том, что некие круги преследуют цель угнетать другие народы, а в том, что демократическое правовое государство перекрывает цели национальной государственности. Хотя некоторые государства (Франция, ФРГ, Италия и др.) остаются национальными по названию, их правовая система исключает какие-либо привилегии граждан по национально-титульному признаку.

Государства же, избравшие федерацию как способ решения национального вопроса, распались (СССР, Югославия, Чехословакия). Межэтнические противоречия разрушили федерации в Индонезии, Южной Аравии, Йемене, Объединенной Арабской Республике и др. В тех государствах, в которых федерация сохраняет национальную основу (Канада, Индия), развивается кризис федерализма и сильны сепаратистские тенденции.

Федеративные государства юридически закрепляют добровольность объединения народов, но, как правило, не предусматривают права выхода того или иного субъекта федерации из союза. Распад федераций обычно происходил в ходе революционных восстаний, т.е. в не правовых формах. Но в спокойной обстановке субъекты федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации и признают высшую юридическую силу федеральной конституции и законов. Сами эти субъекты являются унитарными государствами, хотя внутри них могут создаваться автономные образования.

Труднейшей проблемой федеративного устройства является разделение компетенции между федеральной властью и властью в субъектах Федерации. Трудности связаны с тем, что субъекты Федерации порой претендуют на чрезмерную самостоятельность или даже на статус государственных образований с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов Федерации определяет (часто в обстановке острых разногласий) федеральную компетенцию, компетенцию субъектов Федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней носит спокойный характер, нередко порождая противоречия между властями Федерации и ее субъектов.

Мировой опыт показывает, что федеративное государственное устройство более прочно в тех странах, где ликвидирована дискриминация по национальному признаку, укоренилась политическая культура. Мощным фактором достижения единообразного правового регулирования и равенства граждан является успешное экономическое развитие; общий рынок Федерации не может исключить всех кризисов, разногласий и различий в способах решения общегосударственных проблем, но она, и особенно в крупных государствах, создает единственно возможную демократическую основу этих решений, способных удовлетворить интересы всех политических, экономических и национальных сил.

Конституция РФ 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Она закрепляет положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы к государственному устройству, которые культивируются определенными политическими силами, – сепаратизм республик, т.е. их выход из состава РФ, с одной стороны, и возврат к унитарной структуре регионов – с другой. Таким образом, только демократический федерализм способен внести политическую стабильность в межнациональные отношения. Поэтому в новой Конституции РФ закреплено равенство всех субъектов Федерации, проведено более четкое разделение предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации.

Российская Федерация возникла в силу определенных исторических причин. И хотя эти причины в наше время потеряли смысл, федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством. Вхождение в состав Федерации 83 субъектов (самая большая по числу субъектов Федерация в мире) явилось результатом включения всех автономий и административно-территориальных единиц, далеко не равных в экономическом отношении. Отсюда – выдвижение определенными кругами различных проектов по сокращению числа субъектов Федерации, часто обоснованных необходимостью создания крупных экономических комплексов.

Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-государственных основ российского федерализма, особенно в отношении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Сегодняшняя Российская Федерация включает 26 весьма неоднородных национальных государств или образований, а 57 субъектов имеют только территориальную основу. В результате можно сделать три важных правовых вывода:

1. Россия не является национальным государством, это многонациональное государство.

2. Республики – субъекты Федерации признаются национальными государствами несмотря на многонациональный состав их населения.

3. Русская нация не имеет в составе Российской Федерации полноценной национальной государственности, из чего следует, что русская нация видит воплощение своих национальных интересов в создании многонационального демократического правового государства – Российской Федерации.

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen

Федеративное устройство является одной из форм территориальной организации государства. Она присуща странам, занимающим большую территорию, в которых проживают люди различных национальностей или верований. Мы постараемся в этой статье ответить на вопросы, что представляет собой федеративное устройство, каковы особенности государств с подобной формой организации и как оно работает на практике.

Немного теории

Форма территориального устройства является одной из трех характеристик властных органов государства и способов их взаимодействия между собой. Для того чтобы определить, является страна унитарной, федеративной или представляет собой конфедерацию, необходимо ответить на три вопроса. Во-первых, нужно установить, как, каким образом и в каком порядке решения высших центральных органов власти доводятся до населения государства. Во-вторых, необходимо узнать, кто уполномочен на всей территории страны и на местах реализовывать предписания государственного уровня. В-третьих, нужно определить, как организовываются местные органы власти, и также обладают ли они какими-либо суверенными полномочиями. Форма территориального устройства зачастую прописывается в официальных названиях государств. Также указание на нее можно найти в основных законах (конституциях).

Классификация форм территориального устройства

Теория государства и права выделяет два классических вида государств – простые и сложные. Первый способ осуществление государственной власти по-научному называют унитарной формой территориального устройства. Второй же традиционно именуется федерацией. Таким образом, все государства также делятся на унитарные и федеративные.

Простая форма территориального устройства

Унитарное государство характеризуется рядом признаков. Во-первых, властные органы в таких странах едины для всех, несмотря на то, что территория может быть поделена на любые части (к примеру, губернии, области, земли и другие). Во-вторых, единицы государства одного и того же уровня при унитарной форме имеют одинаковое положение в отношениях с высшей властью. В-третьих, территориальные части не обладают признаками суверенитета. Так, они не имеют права выхода их государства. Не могут они и издавать свои конституции, предоставлять другое, дополнительное гражданство. В-четвертых, в таких государствах воля высших властных органов имеет распространение на всей территории страны. Унитарный способ – это самое простое решение для реализации власти.

Причины возникновения федераций

Если унитарная форма наиболее эффективна и проста в применении, то почему на протяжении всей человеческой истории возникали и другие способы территориального устройства? Существует целый перечень объективных и субъективных тому причин. Во-первых, все зависит от населения страны. Если оно однородно, на территории государства проживают преимущественно люди одной национальности, вероисповедания и культуры, тогда проблем не возникает, так как у них общие интересы. А как создавать и распространять властные предписания среди разношерстного населения? Если на территории государства одновременно проживают разные народы либо нации, с этим возникают трудности. Это связано с тем, что каждая их этих групп стремится сохранить свою самобытность. У разных народов может быть своя история, своя правовая культура, свое правосознание. Во-вторых, сохранить унитарную форму власти сложно в государствах, простирающихся на огромные территории. Именно эти две причины послужили толчком к образованию иных форм деления стран.

Федеративное государственное устройство

Эта форма территориальной организации характеризуется рядом признаков. Во-первых, территория федераций состоит из совокупности отдельных ее субъектов, к примеру, штатов, республик, провинций. Во-вторых, эти отдельные государственные части обладают некоторыми признаками суверенитета. К примеру, они имеют право издавать собственные основные законы (то есть конституции), а также предоставляют свое гражданство. В-третьих, обязательным элементом федерации в современном мире является двухпалатный парламент. В-четвертых, при всей относительной самостоятельности отдельные субъекты не имеют права осуществлять самостоятельную внешнюю политику. Этим занимаются лишь центральные органы власти.

Способы образования

Федеративная форма устройства государства может устанавливаться различными способами. В науке всего выделяются три существующих порядка образования подобных стран. Так, федеративное устройство может быть образовано в результате децентрализации государства, ранее бывшего унитарным, на основе специально принятой конституции. Кроме того, такая форма территориальной организации зачастую представляет собой объединение ранее независимых стран на основе договора. Также федеративное устройство может образовываться одновременно и на основе Конституции, и с созданием договоров, когда процессы децентрализации и объединения происходят одновременно.

Классификации

В науке существует деление всех федераций на виды, причем не по одному основанию. Первым рассмотрим критерий правового статуса субъектов. Так, части государства могут обладать равным объемом правомочий. В таком случае речь идет о симметричной федерации, в которой все субъекты имеют равный статус. Если же одни части занимают более высокое положение, чем другие, а, соответственно, и наделены большими полномочиями, то в этом случае имеет место асимметричный вид этого территориального устройства.

Если же в составе федерации имеются какие-либо автономии, то такие государства нельзя относить ко второй категории. Они составляют собой отдельный вид – симметричные федерации с элементами асимметрии. Второй критерий классификации – это объем полномочий всего государства и его субъектов. В зависимости от этого признака выделяют централизованные и децентрализованные федерации. В первых именно центральные, общие органы власти обладают привилегиями, преимущественным положением, большим объемом полномочий по сравнению с субъектами. Во вторых же круг прав частей государства довольно подробно очерчен, а федеральным органам остаются подвластны лишь остаточные возможности.

Территориальная организация России

Форма государственного устройства этой страны прямо указывается в ее названии – Российская Федерация. Что неудивительно, учитывая размеры страны и проживающее на ее территории население. Федеративное устройство РФ характеризуется рядом особенностей. Так, при делении на субъекты сочетаются как территориальные начала, так и национальные. Имеются тенденции развития демократизации связей между частями государства. Также федеративное устройство РФ характеризуется асимметричностью.

Конституционные постулаты

Обратимся к основному закону России. В нем содержатся принципы федеративного устройства РФ. Это такие основополагающие начала, которые имеют способность определять модель и природу территориальной организации государства. Первым из них является суверенитет РФ. Именно этот принцип обеспечивает единство государства. К такого же рода постулатам относится и целостность системы власти в России. Следующая группа принципов создает гарантии для функционирования федеративного государства. К ним относят равноправие субъектов, разграничение полномочий между центральными и местными органами, самоопределение и равенство народов.

Особенности федеративного устройства

В России территориальная организация имеет свою специфику. Так, в тексте Конституции имеют место идеи как дуалистического, так и кооперативного федерализма. Первая модель устройства базируется на принципе невмешательства органов центра и субъектов в дела друг друга. Вторая же форма основывается на идее взаимодополнения этих органов. Однако в России скорее имеет место именно кооперативная модель территориальной организации.

В мире

Какие еще существуют страны с федеративным устройством? На самом деле их немало. Взять, к примеру, мировые гранды – США, ФРГ, РФ. Кроме того, федеративное устройство также характерно и для Бразилии, Бельгии, Индии, Австрии, ОАЭ, Аргентины, Венесуэлы, Канады, Мексики и Австралии.



Просмотров