Фонд регионального развития. Методика распределения финансовых средств из фонда регионального развития Федеральные фонды развития регионов

Фонд создается из средств федерального бюджета и аккумулирует средства, предназначенные для долевого финан

сирования федеральных и региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования (общественной инфраструктуры регионального и муниципального значения).

Средства фонда направляются на реализацию федеральных целевых программ, которые обеспечивают создание единой социальной инфраструктуры в рамках бюджетной политики РФ.

Выделение средств из фонда осуществляется в соответствии с планами инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры, которые должны существовать на территории каждого субъекта РФ в целях реализации предусмотренных федеральным законом государственных услуг населению.

Выделение средств из фонда на развитие социальной инфраструктуры региона осуществляется по заявкам органов исполнительной власти субъекта РФ, которые рассматриваются Правительством РФ и включаются в план инвестиционной деятельности по развитию регионов.

Распределение средств фонда осуществляется с учетом возможностей фонда и необходимой потребностью развития социальной инфраструктуры региона. С этой целью:

Определяется количество объектов социальной инфраструктуры, которые должны существовать на территории субъекта РФ на основе выработанных нормативов обеспеченности объектами данного вида;

Органы исполнительной власти субъекта РФ представляют в Правительство РФ заявки на выделение инвестиций по развитию социальной инфраструктуры региона;

Рассчитывается потребность в капиталовложениях в социальную сферу развития инфраструктуры каждого субъекта РФ;

Исходя из ресурсов фонда и возможностей федерального бюджета определяются возможности по удовлетворению потребностей субъекта РФ и устанавливается максимальная сумма капиталовложений из фонда в социальную сферу развития инфраструктуры каждого региона.

Выделение средств из фонда осуществляется пропорционально расходам на реализацию проекта из бюджета фонда и из бюджетов субъектов РФ, в том числе изыскиваются дополнительные источники финансирования программ развития сферы социальных услуг территориальных образований.

Источник: Александров И. М. . Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-тор-говая корпорация «Дашков и К°». - 486 с.. 2007 {original}

Фонды регионального развития представляют собой относительно новый и в настоящее время не окончательно разработанный инструмент региональной политики. Впервые о создании фонда регионального развития (ФРР) говорится в утвержденной в 1998 г. Правительством РФ концепции реформирования межбюджетных отношений. Согласно этой концепции фонд представляет собой методологически объединенную совокупность соответствующих частей федеральных программ, региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и иных, ныне разрозненных, капиталовложений. Дальнейшее развитие идея создания ФРР получила в 2001 г. с принятием программы развития бюджетного федерализма на период до 2005 г. В соответствии с этой программой в ФРР должны быть объединены федеральные средства, направляемые субъектам Федерации на поддержку инвестиций в региональную инфраструктуру .

Особенности применения фонда:

средства фонда предоставляются в форме субсидий и используются для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов;

средства фонда могут быть источниками формирования фондов муниципального развития;

объектами финансирования являются объекты общественной инфраструктуры регионального значения.

Предполагается, что средства фонда регионального развития должны распределяться между субъектами Федерации на основе единой методики, предусматривающей конкурс инвестиционных проектов. Отбор инвестиционных проектов должен осуществляться с помощью единой системы критериев.

Общим условием получения помощи является то, что финансовая политика региона не должна противоречить действующему федеральному законодательству, а инвестиционная политика должна соответствовать направлениям проводимых федеральным правительством экономических и социальных реформ. Общим правилом является конкурс и заявительный принцип участия в нем регионов. При этом конкурс проходит в два этапа: на первом отбираются регионы, получающие допуск к участию в конкурсе проектов, на втором проводится конкурс самих проектов. Объем средств фонда определяется только по результатам конкурса проектов.

Успешно прошедшими первый этап признаются субъекты Федерации, у которых показатели соответствуют установленным критериям нуждаемости в федеральной финансовой помощи и критериям качества управления региональными финансами.

Все субъекты Федерации распределяются на пять групп в зависимости от величины их интегрального показателя развития: с уровнем выше среднего; со средним уровнем; с уровнем ниже среднего; с низким уровнем; с крайне низким уровнем. Субъекты Федерации с интегральным показателем развития ниже среднего уровня признаются нуждающимися в федеральной инвестиционной поддержке. Но для того чтобы успешно пройти первый этап отбора, эти субъекты должны быть подвергнуты мониторингу кредитоспособности и качества управления их бюджетами и получить проходную оценку эффективности их инвестиционной политики и качества управления региональными финансами, определяемую по методике Минфина России.

Регионы, прошедшие первый этап отбора, допускаются к конкурсу проектов, который проводится в рамках соответствующих групп регионов. При этом в конкурсе участвуют проекты разной отраслевой принадлежности. Основным условием допуска к конкурсу проектов является включение этих проектов в комплексную региональную программу социально-экономического развития.

Для каждого региона, допущенного к конкурсу проектов, определяется максимально возможный объем получаемой им финансовой помощи.

Конкурс проектов проводит конкурсная комиссия Минэкономразвития России, в которую включаются представители Минфина России и субъектов Федерации.

Один из наиболее сложных моментов региональных финансов – выделение инвестиций в региональную инфраструктуру. Этому должны способствовать средства Фонда регионального развития. Он действует с 2000 г., но в 2002 – 2003 гг. был создан новый механизм. Общими принципами распределения субсидий (как правило, долевых) из Фонда регионального развития стали:

· целевая поддержка капитальных вложений в общую инфраструктуру;

· софинансирование капитальных вложений из бюджетов субъектов Российской Федерации;

· соблюдение субъектами Федерации требований федерального законодательства к организации инвестиционного процесса.

В 2007 г. в составе федерального бюджета был сформирован Федеральный фонд регионального развития в сумме 4240,0 млн. рублей, что выше уровня 2006 г. на 58,3 % (рис. 5.7). Средства Федерального фонда регионального развития направляются на выравнивание обеспеченности регионов инженерной и социальной инфраструктурой регионального и муниципального значения.

Средства Фонда предоставляются на основании формализованных принципов с учетом уровня софинансирования расходов, определенного исходя из бюджетной обеспеченности регионов с правом субъектов Российской Федерации самостоятельно определять конкретные направления использования средств. Средства Фонда предоставляются регионам, соблюдающим требования Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В 2007 году увеличилось с 55 до 69 число субъектов российской федерации, получающих средства фонда, были внесены изменения в порядок предоставления средств, учитывающие повышение эффективности выравнивания обеспеченности объ

ектами социальной и инженерной инфраструктуры и соблюдение установленных сроков строительства объектов.

Субсидии из Фонда в 2007 году предоставлялись субъектам Российской Федерации, имеющим уровень обеспеченности социальной и инженерной инфраструктурой ниже среднероссийского уровня. Было предусмотрено осуществлять сокращение доли софинансирования из федерального бюджета на 10 процентных пунктов субъектам Российской Федерации, направляющим средства Фонда на мероприятия, не имеющие максимального отклонения в обеспеченности инфраструктурой, сокращать на 50 % предоставление субсидий регионам, реализующим мероприятия свыше трех лет.

В рамках Фонда также осуществляется финансирование части мероприятий, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных до 2007 года в состав внепрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы. Объем средств для реализации указанных мероприятий будет определен ко второму чтению проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предусмотрены в составе расходов федерального бюджета с целью оказания дополнительной финансовой поддержки регионам, имеющим отклонения фактической бюджетной обеспеченности от расчетной, а также для реализации субъектами Российской Федерации в полном объеме расходных обязательств.

В 2007 году объем предусмотренных дотаций бюджетам субъектов российской федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов был определен в сумме 34 637,3 млн. рублей, что на 38,8 % выше уровня 2006 года (рис. 4.8).


Распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 29 637,3 млн. рублей было произведено при рассмотрении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» в третьем чтении.

Распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов российской федерации в сумме 5 000,0 млн. рублей осуществля

лось с учетом результатов исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации в 2007 году.

Финансовая поддержка бюджетов закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 года № 232. Данным постановлением утверждены методики определения размера дотаций и субвенций бюджетам ЗАТО из федерального бюджета на компенсацию дополнительных расходов этих муниципальных образований.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам ЗАТО на 2007 год были предусмотрены в сумме 16 787,3 млн. рублей в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления дотаций бюджетам ЗАТО, субвенций на развитие социальной и инженерной инфраструктуры и субвенций на переселение граждан.

Объем субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления дотаций бюджетам ЗАТО на 2007 год предусматривался в сумме 9 137,9 млн. рублей или с ростом по сравнению с 2006 годом на 6 % (рис. 4.9).

В составе межбюджетных трансфертов предусматривались субвенции для предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов ЗАТО в сумме 1 060,0 млн. рублей, распределение которых было осуществлено в ходе исполнения в 2007 году бюджетов ЗАТО.

В 2007 году предусматривалось оказание финансовой помощи ЗАТО из федерального бюджета в виде субвенций на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сумме 5 436,0 млн.


рублей или с ростом по сравнению с 2006 годом на 6 %. Субвенции на указанные цели распределялись с учетом обеспеченности ЗАТО объектами социальной и инженерной инфраструктуры, технического состояния (изношенности) действующих объектов и направляются ЗАТО на проведение проектно-изыскательских работ, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов социальной и инженерной инфраструктуры, а также на приобретение оборудования.

Объем субвенций на переселение граждан ЗАТО в 2007 году был определен в сумме 1 153,4 млн. рублей или с ростом на 6 % по сравнению с уровнем 2006 года. Указанные субвенции распределялись исходя из количества граждан ЗАТО, имеющих право на переселение на новое место жительства, средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья в Российской Федерации и установленных жилищным законодательством социальных норм жилья.

В соответствии со статьей 15 федерального конституционного закона от 14 октября 2005 года № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» предусматривается сохранение до 2008 года включительно объема средств, предоставляемых из федерального бюджета в качестве дотаций на оказание финансовой помощи бюджету Красноярского края в размере не ниже уровня, сложившегося в 2005 году по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу и Эвенкийскому автономному округу.

Поскольку в 2005 и 2006 годах Красноярскому краю оказывалась дополнительная финансовая помощь в сумме 2 000,0 млн. рублей ежегодно, в 2007 году было предусмотрено предоставление дотаций из федерального бюджета в прежнем объеме.

В 2007 году былопредусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для граждан отдельных категорий, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации. Объем субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на эти цели был определен в сумме 4 250,7 млн. рублей, исходя из уровня расходов, сложившегося в 2006 году, увеличенного на 6 %.

Распределение средств федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта было произведено к третьему чтению проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, исходя из численности граждан, меры социальной поддержки которых относятся к ведению Российской Федерации, а также наличия в субъектах Российской Федерации систем учета количества поездок указанных граждан в общественном транспорте.

В составе межбюджетных трансфертов на 2007 год из федерального бюджета были предусмотрены средства, предоставляемые субъектам Российской Федерации на реализацию национальных проектов и ряда социально-значимых расходов, в их числе:

· субсидии на обеспечение ежемесячной выплаты вознаграждения за классное руководство в размере 1,0 тыс. рублей согласно утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2006 г. № 366) типам государственных и муниципальных образовательных учреждений в сумме 11 680,0 млн. рублей;

· субвенции на ежегодное поощрение 10 тысяч лучших учителей в размере 100,0 тыс. рублей в сумме 1 000,0 млн. рублей;

· субсидии на предоставление субсидий молодым семьям для приобретения жилья в сумме 3 000,0 млн. рублей;

· субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в сумме 3 800,0 млн. рублей;

· субсидии на внедрение в образовательных учреждениях инновационных образовательных программ в сумме 3 000,0 млн. рублей;

· субсидии на государственную поддержку внедрения комплексных мер модернизации образования в сумме 3 500,0 млн. рублей;

· субсидии на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей в сумме 1 308,7 млн. рублей;

· субсидии в рамках национального проекта «Здоровье» в 2007 году на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам «Скорой медицинской помощи» в сумме 11 088,4 млн. рублей;

· субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие животноводства в сумме 8 327,0 млн. рублей;

· субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие малых форм хозяйствования в аграрно-промышленном комплексе (АПК) в сумме 4 689,9 млн. рублей;

· субсидии на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства в сумме 250,0 млн. рублей;

· субсидии на поддержку племенного животноводства в сумме 1325,0 млн. рублей;

· субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до пяти лет в российских кредитных организациях на приобретение племенного скота, техники и оборудования для животноводческих комплексов в сумме 2 476,0 млн. рублей.


1. В целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами Российской Федерации фондов муниципального развития в составе федерального бюджета может быть образован Федеральный фонд регионального развития.
Отбор инвестиционных программ (проектов), федеральных целевых программ регионального развития для предоставления указанных субсидий и их распределение между субъектами Российской Федерации (группами субъектов Российской Федерации) осуществляются в порядке, установленном федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Объем Федерального фонда регионального развития и распределение его средств между субъектами Российской Федерации (группами субъектов Российской Федерации) утверждаются при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении.
2. В целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в составе федерального бюджета может быть образован Федеральный фонд софинансирования социальных расходов.
Условия и порядок предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
3. В случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам могут быть предоставлены иные дотации и субсидии из федерального бюджета.


Комментируемая статья регламентирует средства финансовой помощи бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам, предоставляемые из федерального бюджета.
В составе федерального бюджета для предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий может быть образован Федеральный фонд регионального развития. Субсидии предоставляются субъектам РФ для долевого финансирования инвестиционных программ или проектов развития общественной инфраструктуры регионального значения и для поддержки фондов муниципального развития, созданных субъектами РФ. Для предоставления указанных субсидий инвестиционные программы или проекты и федеральные целевые программы регионального развития проходят отбор и распределяются между субъектами РФ либо группами субъектов РФ в установленном федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ порядке.
Утверждение объема средств Федерального фонда регионального развития и их распределение между субъектами РФ либо группами субъектов РФ осуществляется Государственной Думой при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении.
Согласно п. 2 комментируемой статьи в составе федерального бюджета может быть образован Федеральный фонд софинансирования социальных расходов. Целью создания данного фонда является предоставление бюджетам субъектов РФ субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, условия и порядок предоставления и расходования которых устанавливаются федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Местные бюджеты могут получить иные дотации и субсидии из федерального бюджета, но только в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Фонд создается из средств федерального бюджета и аккумулирует средства, предназначенные для долевого финан
сирования федеральных и региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования (общественной инфраструктуры регионального и муниципального значения).
Средства фонда направляются на реализацию федеральных целевых программ, которые обеспечивают создание единой социальной инфраструктуры в рамках бюджетной политики РФ.
Выделение средств из фонда осуществляется в соответствии с планами инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры, которые должны существовать на территории каждого субъекта РФ в целях реализации предусмотренных федеральным законом государственных услуг населению.
Выделение средств из фонда на развитие социальной инфраструктуры региона осуществляется по заявкам органов исполнительной власти субъекта РФ, которые рассматриваются Правительством РФ и включаются в план инвестиционной деятельности по развитию регионов.
Распределение средств фонда осуществляется с учетом возможностей фонда и необходимой потребностью развития социальной инфраструктуры региона. С этой целью:
- определяется количество объектов социальной инфраструктуры, которые должны существовать на территории субъекта РФ на основе выработанных нормативов обеспеченности объектами данного вида;
- органы исполнительной власти субъекта РФ представляют в Правительство РФ заявки на выделение инвестиций по развитию социальной инфраструктуры региона;
- рассчитывается потребность в капиталовложениях в социальную сферу развития инфраструктуры каждого субъекта РФ;
- исходя из ресурсов фонда и возможностей федерального бюджета определяются возможности по удовлетворению потребностей субъекта РФ и устанавливается максимальная сумма капиталовложений из фонда в социальную сферу развития инфраструктуры каждого региона.
Выделение средств из фонда осуществляется пропорционально расходам на реализацию проекта из бюджета фонда и из бюджетов субъектов РФ, в том числе изыскиваются дополнительные источники финансирования программ развития сферы социальных услуг территориальных образований.



Просмотров