Возможности вопросы общие требования оценочной экспертизы. Осторожно! Оценка по определению суда. Пример ходатайства о назначении оценочной экспертизы

Проблема гражданско-патриотического воспитания имеет глубокие корни. Обострившаяся социальная напряженность в стране вновь поставила эту проблему одним из ведущих положений учебно-воспитательной работы в школе. Примечательно, что первый в России педагогический журнал имел название «Патриот». О патриотическом и «общечеловеческом» воспитании писали Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, В.Г.Белинский, И.Ф.Богданович, великий классик отечественной педагогики К.Д.Ушинский, многие другие мыслители XIX века.

Период советской власти, марксистско-ленинская наука дала свои детерминанты интернационально-патриотическому воспитанию: воспитание «советского» патриотизма и «пролетарского» интернационализма. Большое внимание данной педагогической проблеме уделяли М.И.Калинин, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. Философское и социологическое осмысление интернационально- патриотического воспитания находим в трудах А.П.Буевой, С.Н.Иконниковой и других.

Целый ряд исследователей занимался проблемой интернационально- патриотического воспитания в условиях национальных школ: В.Ф.Афанасьев, З.Т.Гасанов, А.Ш.Гашимов, М.Г.Тайчинов и другие. Психолого-педагогические особенности духовно-патриотического воспитания как части нравственного воспитания учащихся нашли глубокое и всестороннее осмысление в трудах Л.С.Выготского, В.А.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Л.И.Новиковой, А.В.Петровского, В.А.Сластенина, С.Т.Шацкого.

В современной системе образования воспитанию патриотизма, гражданственности уделяется первостепенное внимание как условиям развития личностного потенциала личности обучающихся.

Проблемы исследования свойств личности, которые в свою очередь модернизируются и обеспечивают возможность наиболее эффективной реализации во всех сферах жизни, являются актуальной на сегодняшний день в жизни современного общества. Любой вид деятельности подкрепляет в себе определенные ценностные ориентиры и мотивы, на которые влияют как внутренние ресурсы личности, так и внешние факторы и предпосылки, на основе устойчивых моральных и нравственных ценностях социальной среды. Основополагающими терминами, которые входят в состав ценностно-мотивирующих аспектов личности, являются патриотические чувства. Принципиальное различие между гражданственностью и патриотизмом состоит в том, что гражданственность – это политико-правовое состояние. Она предполагает непосредственную включенность человека в систему отношений государство – общество, а патриотизм – это отношение к государству как к Отечеству, к Родине, основанное не на праве, а на иррациональном чувстве любви. Гражданственность основана на интересе, а патриотизм на - ценностях. Гражданин заключает своего рода контракт с государством, обменивается законопослушанием и подданством, получая взамен гарантии безопасности (экономической, экологической и пр.) А патриотизм чувство бескорыстное, не связанное с вознаграждением. Гражданственность и патриотизм имеют общее основание в виде нравственного сознания, особой системы ценностей, определяющей их содержание. Особенно ярко эта связь обнаруживается в опыте российской гражданственности, опирающейся на ряд фундаментальных нравственных категорий.



Следует обратить внимание, что низкий показатель развития патриотических чувств, влияет негативно на результат целей современного образования, которое в приоритете ставит формирование полноценной личности, которая может самореализовать себя в инновационных аспектах. В психолого-педагогическом смысле патриотизм имеет, следующее, значение – соотечественник, который имеет особую характеристику личностных качеств направленную на получение знаний, умений, навыков, из социально-исторического опыта. В свою очередь гражданственность может быть рассмотрено в истории отечественной педагогики как:

· общественно-государственный патриотизм, смысл которого заключается в понимание гражданина в своей принадлежности к тому или иному государству;

· осмысление классовой сознательности и солидарности;

· чувство ответственности за ход истории своей страны, участие в жизни государства, которое способствует поддержанию.

В процессе развития личности человека большое значение получает именно формирование гражданственности, в понятие которого входит общественное благо, чувство справедливости, свобода выбора, толерантность и патриотизм .



Патриотизм и гражданственность на современном этапе рассматривается как единая связь в социальной идентичности личности. Значительный вклад психолого-педагогических работ приходится на технологии, которые развивают непосредственно самосознание принадлежности к определенному социальному обществу основанной на гражданских организационных и профессиональных видах идентичности.

Формирование гражданского патриотизма в практике современного образовательного учреждения связанно с учебно-воспитательным процессом, в результате которого :

1. возрастает влияние успешных и высокопрофессиональных качеств педагогов на учащихся;

2. на практических урочных и внеурочных формах деятельности педагога и обучающегося, организуются ценностно-мотивационные основы для развития гражданской активности школьника.

Также, учитывая возрастные и индивидуально-личностные особенности и потребности обучающегося, комплексный подход в формирование гражданственности и патриотизма является составным элементом в системе современного поликультурного общества.

Патриотизм и гражданственность два различных слова по своей природе, но в тоже время тесно связанны между собой и образуют единый принцип из основных задач современного образования. Они проявляются как социальные характеристики личности, так и социальной общности и указывают на качество социального развития. Два данных понятия соединяются в едином критерии – этничности, то есть самоиндефикации представителей одной этнической общности по отношению к другим.

Гражданско-патриотическое воспитание имеет следующие функции:

1. интегрирующая, основной идеей служит направление на объединение наций, которое учитывает интерес общества и государства, а также несет ответственность за будущие своей страны;

2. защитная – формирование национальной безопасности;

3. стабилизирующая, то есть придающая прочность социальными и государственными системами (язык, культура, нравственные и правовые нормы);

4. регулирующая, определение основного восприятия на внешние воздействия и вновь складывающиеся политические отношение между государствами;

5. воспитательная, воздействует на деятельность всех социальных институтов современного общества для придания направленности и смысла.

Все данные функции своеобразно проявляются в ценностном мире личности, в зависимости от ее воспитания и развития, окружающей среды и так далее. Незаменимым элементом единства понятий патриотизма и гражданственности являются общечеловеческие ценности, основываясь на которых можно дать понять учащимся, что, не смотря на современное общество, мир с развитой наукой и техникой, также присутствуют постоянные конфликты и кровопролитные войны, которые нарушают единство мира. Поэтому воспитание гражданственности и патриотизма актуально и в современном образовательном процессе и немало важно открываются наиболее достаточное количество проблемных вопросов.

Формирование эмоционального фона и понимание сущности, и проявление качеств патриота своей Родины имеет большое значение в воспитание гражданственности обучающихся. Именно с помощью различных форм и методов как урочной, так и внеклассной деятельности, педагог развивает и укрепляет основные взгляды и убеждения присущи чувствам любви к Родине. Логически выстроенная работа учителя должна быть направлена в единстве с обогащением знаний школьников относящиеся к рассуждению и осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности. Цели и задачи патриотического и гражданственного воспитания можно разделить на три направления:

I. образовательная – основополагающим элементом данного вида целей гражданско-патриотического воспитания является обучение учащегося основными элементами и понятиями входящие в общечеловеческие моральные нормы, а также сформулировать собственное политическое мнение и взгляд на ту или иную проблемную ситуацию. Ведущий формой является дискуссия, на которой обучающийся сможет самостоятельно отстаивать и доказывать, приводя аргументы, свою точку зрения, опираясь на знания, которые возлагает педагог;

II. воспитательная цель – основным элементом выступает, посредством включения школьника в общественную жизнь, именно в данной деятельности учащийся сможет сформировать такие чувства как патриотизм и высоких морально-политических качеств: ответственность, критичность, способность исправлять собственные ошибки;

III. развивающая цель гражданско-патриотического воспитания вытекает из образовательной и воспитательной. Деятельность в контексте развития патриотизма и гражданственности обеспечивает формирование способности к политическому мышлению. Школьник приобретает умение разбираться в информации на политическую тематику и давать оценку тому или иному событию.

Для того чтобы педагог смог оценить как собственную деятельность, так и работу учащихся, определяются целенаправленность и ожидаемый результат. Элементами разработок календарно-тематического планирования для развития гражданско-патриотического воспитания учащихся, должно придерживаться основными критериями, на основе которых можно судить о формирование особых качеств патриотизма. Для этого присутствуют особые критерии, по которым педагог оценивает готовность учащихся к общественной жизни с активной гражданской позицией. Выделяют два вида типологии критериев, уровней развития гражданственности обучающихся:

1. К первой группе относится критерии, непосредственно, отражающие процесс работы по гражданско-патриотическом воспитание, направленное на развитие патриотических ценностей у школьников:

· реализовано-ролевой критерий, определяет готовность школьников к правильному пониманию вопросов связанных с патриотическим воспитанием, а также умение извлекать информацию из политических проблемных задач;

· практически-результативный критерий, определяется с помощью метода наблюдения, педагог оценивает продуктивность своей работы, по средствам объективного мнения об изменениях в поведение школьников.

2. Ко второй группе относится:

· когнитивный уровень, включающий в себя ориентацию знаний, представлений, которые являются базовыми для понимания гражданственности, патриотизма и целостного самоопределения личности обучающегося;

· мотивационно-потребностный критерий, базируется на целеполагание школьников в качестве патриота Отечества, посредствам самоопредения целей и задач, духовно-нравственного приоритета и социальных установок и развития гражданственности, способности самостоятельно побуждать и устремление на формирование активной жизненной позиции;

· деятельностно-поведенческий критерий, характеризует уровень гражданско-патриотической направленности обучающихся, основные качества, которые проявляются на поведенческом уровне.

Рассмотрев критерии I и II группы можно сделать вывод, то все показатели взаимосвязаны и дополняют друг друга, данная классификация позволяет педагогу наиболее эффективно и конкретно оценить результат деятельности по формированию гражданско-патриотических ценностей.

Подводя итог можно отметить, что именно воспитанием – в социальном, широком смысле – можно считать функцию общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемую всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, СМИ, семьей и школой. В более узком, педагогическом смысле – как специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности. В еще более узком смысле – как воспитательную работу школы.

Во многих странах распространены такие формы гражданской активности, как детские парламенты, где дети разрабатывают и приводят в действие механизмы практической реализации собственных проектов (проведения благотворительных, культурных или экологических акций, создания детских площадок, обустройства прилегающих к школе территорий). Опыт детских парламентов распространен не только в Великобритании, где зародился парламентаризм. Стержнем подобного опыта становится умение самостоятельно выявить проблему, обсудить и выработать конкретные коллективные решения в обстановке открытости и уважения прав меньшинства. Деятельность таких детских гражданских сообществ, ассоциаций или групп базируется на инициативе детей, а не на указаниях взрослых: взрослые консультируют и помогают, если возникает конкретная потребность в помощи, но основную работу дети выполняют самостоятельно. Такой подход создает основу для становления у будущих граждан чувства ответственности за конкретное дело, честь школы. Гражданская ответственность и гражданская активность формируются на основе совместной деятельности детей и взрослых в учебном процессе и в школьном самоуправлении, когда дети охотно, с интересом участвуют во всем, что происходит в самой школе и за ее пределами. Н. Б. Крылова, ведущий научный сотрудник Института управления РАО, считает, что демократический опыт у детей можно сформировать и в наших условиях. Дети могут впервые ощутить нормы демократии в классе и общешкольных сообществах, где они привыкают не только слушать и слышать мнения других детей и взрослых, но и высказывать свое мнение по разным проблемам.100 Дети, действуя на основе гражданских норм совместности, научатся обсуждать любые вопросы, касающиеся учебной и внеучебной деятельности, и выполнять принятые демократическим путем решения.


Вывод по первой главе

Анализ литературы связанный с данной тематикой, показал, что сущность и структура определения данного вопроса трактуется по-разному, с точки зрения понятийных так и существенных основ. Особенностью является то, что личностный потенциал как единой системы и концептуальный схемы нет, то есть отсутствует. Но каждый из авторов утверждал, что у обучающегося заложен личностный потенциал, который направлен на определённые виды деятельности. Выявлено, что особенностью личностного потенциала является способность к выполнению основных действий, таких как, принятие решений, осуществление самостоятельного выбора схемы решения проблемы, анализ конкретного пути из сложившейся ситуации.

По-нашему мнению, решение данных вопросов возможно через развитие и реализацию личностного потенциала учащихся. Так как на первый план выходит воспитание активной гражданской позиции учащихся, умение самоорганизовать свою деятельность и самосовершенствование в той или иной работе, то, следовательно, в свою очередь от педагога зависит именно создание благоприятных условий и помощь в процессе развития личностного потенциала обучающихся.

Подводя итог можно отметить, что именно воспитанием – в социальном, широком смысле – можно считать функцию общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемую всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, СМИ, семьей и школой. В более узком, педагогическом смысле – как специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности. В еще более узком смысле – как воспитательную работу школы по развитию личностного потенциала обучающихся потенциала обучающихся, прежде всего, акцентируя внимание на формировании их гражданственно-патриотической культуры.

    Переход от тоталитаризма к демократии и гражданскому обществу труден и мучителен. Трудности переходного периода носят объектив­ный и субъективный характер. К объективным относятся факторы со­циально-экономического порядка. Субъективные определяются мента­литетом общества и его политических лидеров, уровнем их духовной культуры и состоянием гражданской позиции. Сложности становления нравственной и политической культуры являются питательной средой для создания политической нестабильности в обществе. Поэтому их пре­одоление - одна из основных задач создания гражданского общества и формирования этики гражданственности.

  • 6.4. Патриотизм - основной принцип этики гражданственности

  • В общем контексте этики гражданственности особое место занимает патриотизм, выступающий высшей идеологической ценностью политической этики. Не случайно поэтому во всех традиционных образовательных системах воспитание чувства патриотизма всегда было одной из главных идеологических за­дач. Однако от частого употребления «всуе» любое понятие мо­жет потерять свой первозданный смысл и значение, стать «за­тертым». Так случилось и со словом «патриотизм», превратив­шимся в общеупотребительный штамп. Поэтому педагогу имеет смысл, перефразируя В.В. Маяковского, попытаться «сиять за­ставить заново» понятие «патриотизм».

    Патриотизм - это глубоко личностное, заинтересованное отно­шение к Отечеству, Родине. Большинство людей испытывают непосредственную привязанность и любовь к своей стране, од­нако патриотизм - это не только естественная склонность и чувство любви, но и нравственная обязанность.

    Говоря о Родине, мы чаще всего говорим о «своей стране», а это понятие само нуждается в расшифровке. В понятии страны как территории в государственных границах присутствуют два аспекта: географический (страна - это леса и реки, «представи­телями» которых служат лес и речка нашего детства) и полити­ческий (страна - это государство и его история). Однако «исто­рии с географией» недостаточно, чтобы образовать настоящую Родину. С одной стороны, она дается человеку с рождения, ее не выбирают, но с другой - Родина - не столько объект в про­странстве и во времени, сколько предмет заинтересованности - моя страна. Это ценность, которая образуется в результате ос­воения и «присвоения» человеком социально-культурной дан­ности.

    Схематично и потому не совсем точно («в жизни так не бывает») этот процесс можно представить следующим образом:

    сначала у человека возникает зримый «образ Отечества», предмет эмоциональной привязанности или отторжения; обычно он формиру­ется в детстве родителями или учителем начальной школы;

    затем в результате идеологического воздействия и саморефлексии этот эмоционально-чувственный образ осознается как «идея Отечест­ва», содержащая сознательно принимаемые (или отвергаемые) его цен­ности;

    на основе ценностей и вырабатывается «идеал Отечества», стано­вящийся конструктивной программой действий личности и общества по преобразованию социума в «истинную Родину».

    Очевидно, что «образ» Родины и отношение к ней могут скла­дываться по-разному, поэтому у людей, живущих бок о бок, может быть разная Родина, разная «своя страна». Отсюда: Роди­ на - это духовная реальность, открывающаяся тому, кто заинте­ресованно к ней относится.

    Отношение к Родине выражается не только в чувствах, кото­рые могут быть пылкими, но ни к чему не обязывающими, но и в социальных действиях. Именно по ним можно судить о дейст­вительных нравственных качествах человека как патриота. Необ­ходимо с детства уяснить, что патриот - не тот, кто громче всех заявляет о своем патриотизме. Всякая любовь, в том числе и к Отчизне, интимна, в ней важна подлинность, а не парадные изъявления.

    Социальные действия, в которых проявляется отношение к Отечеству, во многом создают то Отечество, которое и является предметом нашей любви. Тот, кто ничего не делал во имя Роди­ны, подчас не понимает, в чем ее ценность.

    Человек с подобным нигилистическим сознанием задается вопро­сом: «А что Родина для меня сделала, почему я ей что-то должен?». Вопрос этот содержит несколько нравственных ошибок. Одна состоит в том, что Родина представляется персонифицировано, словно «тетень­ка», которая чего-то «недодала». Можно критиковать экономический и социальный порядок в своей стране, деятельность власть предержащих, но Родина, как мы пытались показать, это понятие другого плана, это идея, а не «лицо». Другая ошибка - меркантильное предположение, что долженствование - это обмен услугами, предполагающий, что сна­чала что-то будет сделано для меня, а потом уж я могу кое-что сделать для общества. При этом непонятно, на каком основании отдельный человек заранее претендует на блага и услуги Родины, в то время как сам согласен оказывать их только «в ответ». Третья нравственная ошиб­ка - это эгоистическое нежелание признавать существование чего-то высшего, более значимого и ценного, чем собственная персона. Мане­ра предъявлять моральные претензии к другим, в том числе к Родине - признак обыкновенного эгоизма. Известно высказывание американского президента Дж. Кеннеди: «Не спрашивай, что сделала Америка для меня; спрашивай, что я сделал для Америки».

    Основные практические проявления патриотизма - защита своей страны от врагов и труд на ее благо. В широком смысле слова - это участие в социальных преобразованиях, заинтересо­ванные усилия по изменению общества, в котором ты живешь. А поскольку представления о том, в какую именно сторону долж­но двигаться общество, существенно различаются у разных социальных групп, то и патриотизм их имеет свои особенности. Но в любом случае патриотизм состоит в том, что человек ис­полняет свой долг перед Родиной, причем исполнение долга нуж­но не «Родине», а самому человеку, поскольку это дает ему мо­ральную ориентацию в жизни. Поэтому патриотизм выступает не как долг перед чем-то внешним, а как внутренняя потребность.

    К потребностям, формирующим патриотическое чувство, можно отнести следующие.

    Стремление к общности со своим народом, осознание, что от личного мнения и действий каждого зависит все происходя­щее в стране. В этом патриотизм сближается с коллективизмом. Своим патриотизмом личность - как часть народа - заявляет о своих претензиях влиять на принятие общественных решений, на судьбу страны. Такой патриотизм выражается в гражданской активности, деятельности по усовершенствованию обществен­ного целого.

    Потребность в покровительстве, защищенности некой вели­кой силой. Человек чувствует себя полноценным, когда при­надлежит «великой стране». Испытывая гордость за ее достиже­ния, он переносит достоинства Родины на себя, что питает его чувство самоуважения. Для таких людей символы Родины (флаг и гимн, территория и граница, правители и военачальники) часто становятся предметами бездумного поклонения. Действи­тельные же интересы и судьбы страны в таком контексте иногда приносятся в жертву идеологической абстракции патриотизма.

    Желание получить не просто покровительство, но и одобре­ние своих социальных действий, желание переложить ответст­венность с себя на «высшую инстанцию» - Родину. Это прояв­ляется, например, в стремлении объявить участие во всякой войне патриотическим долгом. Во многих случаях такой патрио­тизм оказывается лишь риторикой, прикрывающей деяния, нрав­ственный смысл которых весьма сомнителен. Следует иметь в виду, что декларируемая любовь к Родине и военно-патриоти­ческие лозунги не могут и не должны компенсировать отсутст­вие других нравственных достоинств.

    Проявление не столько любви к Родине, сколько ненавис­ти к ее врагам, к тем, кто мешает ей быть могучей и счастливой. И поскольку «Родина - это святое» и к ней претензии предъяв­лять нельзя, то виновного надо искать на стороне, а это прово­цирует агрессивные настроения по отношению к «врагам».

    Моральная вера в «высшее», родственная религиозной вере. Родина выступает тем объектом благоговения (Вл. Соловьев), от­ношения с которым организуют нравственную жизнь человека, придавая значимость всем его действиям. В этом контексте все его поступки будут выполнены в форме служения, иерархиче­ского соподчинения житейских частностей идеалу. Стремление к высшим ценностям наполняет само понятие Родины более богатым содержанием, поднимая ее из области историко-географической или политической в сферу духовности.

Раздел I. ПАТРИОТИЗМ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО

Раздел II. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ РОССИЙСКОГО

ПАТРИОТИЗМА.

Раздел III. ПАТРИОТИЗМ РУССКОГО ВОИНСТВА: СУЩНОСТЬ И

ОСОБЕННОСТИ.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему "Патриотизм как ценность российского общества: Социально-философский анализ"

Проблема патриотизма представляет собой одну из самых актуальных в сфере духовной жизни российского общества. О важности и сложности этого вопроса говорит уже тот факт, что за последнее десятилетие отношение к патриотизму в разных социальных группах колебалось от полного неприятия до безусловной поддержки. Насущной остается проблема изучения причин такого положения в обществе, а так же того, какое влияние оказывает патриотизм на духовно-нравственное состояние общества. Не менее важным остается вопрос изучения происхождения и генезиса патриотизма как духовного феномена в среде русского воинства.

Актуальность социально-философского анализа данной проблемы определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, в течение последних двух десятилетий чрезвычайно быстрыми темпами менялось социально-экономическое состояние нашей страны. Сознание большинства россиян было не в состоянии адекватно воспринимать эти резкие изменения. Духовные принципы, на которых выросло большинство из них, не способствовали адаптации в новых условиях. Это привело к тому, что понятие Родины либо девальвировалось, либо потеряло свое сущностное содержание. Естественно, ни одно общество не способно существовать в таком состоянии долго. Образовалась ситуация, когда требуются огромные усилия по поиску реального понимания феномена Родина, а значит, и наполнения понятия патриотизм соответствующим современности содержанием. К сожалению, в настоящее время «.российский патриотизм носит неустойчивый, аморфный, неопределенный характер, соответствующий общественным реалиям»1. Не вызывает сомнения тот факт, что общество не может полноценно функционировать без отлаженной должным образом не только самой системы патриотического воспитания, но и организованного на высоком научном уровне изучения этой

1 Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. Дис. .канд. филос. наук-М.: ВУ, 1995.- С.16. проблемы. Тем более, что если судить по данным опроса, проведенного РосБизнесКонсалтингом, ситуация с патриотизмом в России далеко не безнадежна,- 42 % россиян считают себя патриотами. И только 8 % к таковым себя не относят1.

Во-вторых, Россия сегодня самыми быстрыми темпами вовлекается в процесс глобализации. Естественно, влияние этого явления распространяется на все сферы духовной жизни общества, в том числе и на патриотизм. Сегодня часто можно слышать о том, что чувство патриотизма должно уйти в прошлое, на первое место выдвигаются общечеловеческие приоритеты, которым и должно быть отдано предпочтение. Но, к сожалению, нередко за «общечеловеческими интересами» отчетливо угадываются предпочтения конкретных государств и социальных слоев. Причем, эти предпочтения не только не учитывают интересы других стран и народов, но часто идут в разрез с ними. Процесс глобализации объективен, но осуществлять его необходимо с учетом интересов всех субъектов международных отношений. Более того, только при гармоничном сочетании интересов всех интересов и ценностей всех субъектов мирового сообщества человечество будет способно решить стоящие перед ним сложные задачи. И подлинный патриотизм в этом процессе призван сыграть самую активную и созидательную роль.

В-третьих, в современной России широкое распространение получили националистические движения. Большинство из них широко используют патриотическую терминологию и тем самым привлекают в свои ряды незрелую часть граждан. Национализм становится идеологией не только маргинальных групп, но и руководства ряда регионов России. Власть в некоторых субъектах федерации оказывается в руках этноэлит. В этих условиях все более остро стоит проблема выяснения общего и особенного в идеологических направлениях национальной самоидентификации в соответствии с государственным пониманием патриотизма.

1 Новикова Н. Патриотизм - готовность пожертвовать всем, если это не вредит вашему бизнесу // Профиль.- 2002. № 42.- С.4.

Степень научной разработанности темы. Проблемы патриотизма рассматривались в трудах таких представителей мировой философии как Платон, Фихте, Гегель, Ясперс. В отечественной философской мысли вопросы любви к своему Отечеству ставились в трудах таких мыслителей, как М.Ломоносов, П.Чаадаев, Ф.Тютчев, А.Хомяков, Ф.Достоевский, Н.Данилевский, Н.Чернышевский, Г.Плеханов, И.Ильин, Н.Бердяев, В.Ленин.

Много нового внесли в изучение этой проблемы исследователи советского периода нашей науки. Даже учитывая существенный акцент в сторону политической составляющей патриотизма и, связанное с этим ослабленное внимание к сущностным свойствам данного феномена, необходимо признать значительные успехи советской науки в этой области1. В этот период были проведены исследования посвященные природе патриотизма, соотношения в нем обыденного и теоретического уровней, взаимосвязи с различными формами общественного сознания. Огромное внимание уделялось изучению и освещению военной составляющей патриотизма. Общая методология этого вопроса прослеживается в работах ученых В.И. Гидиринского, А.И. Дырина, Б.И. Каверина, В.Н. Ксенофонтова, Г.Г. Лукавы, В.И. Лутовинова, А.С. Миловидова, П.В. Петрия, О.Х.-А. Рахимова, В.П. Суставова, С.А. Тюшкевича, М.Н. Шахова и других.

1 Губанов Н.И. Отечество и патриотизм. М., 1960; Макаров В.В. Патриотизм как явление общественного сознания: его источники и структура: Автореф. дис. . канд филос. наук. - Волгоград, 1969; Рощин JI.B. Философско-социологические вопросы военно-патриотического воспитания трудящихся: Автореф. дис. . д-ра филос. наук - М., 1984; Патриотическое сознание: сущность и формирование.- Новосибирск, 1985; Мирский Р.Я. Советский патриотизм - патриотизм высшего социалистического типа: Автореф. дис. . д-ра филос. наук.- М.,1987; Дерюгин Ю.И. Проблемы повышения эффективности военно-патриотического воспитания советской молодежи в современных условиях: Автореф. дис. . д-ра филос. наук - М., 1988; Беляев Т.А. Философский анализ взаимосвязи патриотического и интернационального долга советских воинов в системе боевого потенциала Вооруженных Сил СССР: Автореф. дис. . канд филос. наук. - М., 1989; Емец С.Д. Верность патриотическому долгу в структуре боевого потенциала социалистической армии: Автореф. дис. . канд филос. наук. - М., 1990; Петросян Ю.Е. Ленинская концепция социалистического патриотизма: Автореф. дис. . канд филос. наук. - М., 1990; Макаров В.В. Патриотизм как философская проблема: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. - М., 1990; Кочкалда Г.А. Патриотическое сознание воинов: сущность, тенденции развития и формирования: Автореф. дис. .канд. филос. наук - М., 1991.

В постсоветский период интерес к патриотической проблематике не только не уменьшился, но и возрос1. В первую очередь, внимание уделялось сохранению всего того ценного, чем обладает российский патриотизм. К сожалению, эта задача решалась с трудом. Многие проблемы, начало изучения которых было положено еще в советское время, в этот период оказались обойдены вниманием исследователей.

В первую очередь это относится к изучению воинского патриотизма. Особенности его функционирования и влияния на обороноспособность страны в современных условиях не исследованы в должной мере. Открытой остается проблема изучения структуры патриотизма и взаимосвязи его элементов. Не смотря на свою злободневность, отсутствуют работы по исследованию соотношения этнического и национального патриотизма.

Несмотря на огромное количество трудов, посвященных исследованию патриотизма, приходится признать тот факт, что уровень наших знаний о происхождении патриотизма вообще и патриотизма в воинской среде в частности не соответствует требованиям современности. Определенную сложность настоящего исследования составляло то, что проблема возникновения патриотизма в лучшем случае только упоминалась в некоторых исследованиях, а вопрос особенностей появления патриотических

1 Гидиринский В.И. Русская идея и армия.- М., 1997; Государственная идеология и общенациональная идея.- М., 1997; Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской армии.- М., 1998; Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях. Автореф. дис. д-ра филос. наук.- М., 1998; Зюганов Г.А. Россия - Родина моя. Идеология государственного патриотизма.- М., 1996; Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис. .канд. филос. наук - М., 1995; Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии. - М., 1997; Трифонов Ю.Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 1997; Мельниченко И.И. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России. - Автореф. дис. . канд. филос. наук - Монино, 1996; Патриотизм народов России: традиции и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- М., 2003; Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития- М., 2002; Дырин И.А. Идея патриотизма в литературе русского зарубежья первой половины XX века - М., 2000; Микуленко С.Е. Проблема просвещенного патриотизма // Вестн. МГУ.- Сер. 12. 2001. № 1; Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота (научно-теоретический труд).- М., 1999. настроений в воинской среде русского народа рассматривался еще реже. В связи с этим необходимо было обратиться к работам, изучавшим проблему духовной жизни русского народа1. Практически отсутствуют исследования I по истории самого патриотизма, а без знания проблемы возникновения, формирования и эволюции этого очень непростого и важного явления сложно строить практическую работу по его воспитанию в современных условиях. Ю.Ю. Булычев имеет все основания утверждать, что «.не отвлеченная спекуляция, но исторически основательная работа на поприще выявления ценностного единства жизненных установок русского человека, русского общества в различные исторические эпохи позволит нам приблизиться к пониманию конкретных черт русского духа.» .

Насущным является осмысление нового содержания патриотизма в условиях снижения авторитета деятельности государственного аппарата, активизации сепаратистских и националистических движений, усилении глобализационных процессов, соотношения национализма и космополитизма.

Объектом диссертационного исследования определяется патриотизм Ц как явление духовной жизни российского общества и практики его субъектов.

1 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М., 1994; Он же. Язычество Древней Руси - М., 1988; Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов -М., 1978; Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы - М- СПб., 1995; Он же. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории - Л., 1980; Серяков M.J1. «Голубиная книга» - священное сказание русского народа.- М., 2001; Юдин А.В. Русская народная духовная культура. - М, 1999; Носова Г.А. Язычество в православии - М., 1975; Боровский Я.Е. Мифологический мир древних киевлян.- Киев, 1982; Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Историко-бытовые очерки XI - XIII вв. - М.-Л., 1966; Горский А.А. Древнерусская дружина. - М., 1989; Он же. «Всего еси исполнена земля русская.»: Личности и ментальность русского средневековья: Очерки,- М., 2001; Сороколетов Ф.П. История военной лексики в русском языке XI-XVII вв. - Л., 1970; Плисецкая М.М. Историзм русских былин,- М., 1962; Липец Р.С. Эпос и Древняя Русь - М., 1969; Кожинов В.В. История Руси и русского слова. Опыт беспристрастного исследования.- М., 2001.

1 Булычев Ю.Ю. Народность, нация и национальный дух как первоначала человеческого существования\ www.russamos.narod.ru\06.-05 htm

Предметом диссертационного исследования выступает социально-философское исследование патриотизма как ценности российского общества на основе изучения специфики формирования патриотизма в отечественной истории и современной практики российского общества.

Цель исследования состоит в социально-философском анализе новых сторон и тенденций, появившихся в содержании патриотизма на рубеже XX и XXI веков в мире в целом и, в частности, в содержании патриотизма граждан современной России и воинов ее Вооруженных Сил.

Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать сущность и содержание патриотизма как общественного явления. Особое внимание уделить изучению отличий патриотизма от национализма и космополитизма, рассмотрению патриотизма как потребности в идентификации личности, социальной группы, общества, при этом проанализировать истоки патриотизма, коренящиеся в самой сущности общества и личности.

2. Выявить специфику формирования и функционирования патриотизма в российском обществе на различных этапах его культурно-исторического развития. Определить те основы, на которых возник патриотизм русского народа и проследить, какое значение они играли в его дальнейшем развитии. Обозначить проблему современного состояния патриотизма в России и возможные пути выхода из создавшегося кризисного положения.

3. Исследовать сущность и особенности функционирования патриотизма русского воинства в ретроспективе и в современных условиях. Определить то место и то значение, которое занимали и продолжают занимать архетипические основания в патриотизме военнослужащих. Выяснить, какое значение в воспитании патриотизма современных солдат и офицеров занимают воинские традиции и символы. Уяснить существующие противоречия в системе патриотического воспитания Вооруженных Сил Российской Федерации и возможные пути их разрешения.

Научная новизна исследования состоит: а) в раскрытии глубинных оснований патриотизма, заложенных в сущности человека и общества; б) в анализе причин системного кризиса патриотизма, имеющего место в настоящее время в Российской Федерации; в) в исследовании особенностей возникновения патриотизма в русских дружинах и изучении путей трансляции идеологии патриотизма в регулярной русской, советской и российской армии; г) в выявлении системы противоречий, возникающих к настоящему времени в процессе формирования патриотизма в условиях Вооруженных Сил современной России.

Научная новизна диссертационного исследования так же отражена в положениях выносимых на защиту.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Глубинные истоки патриотизма коренятся в самой сущности человека и общества, выступая основанием удовлетворения потребности в обеспечении безопасности, как на личностном, так и на социальном уровне. Потребность в собственной безопасности, имевшая исключительно биологическую природу, генерировала в социальную потребность в коллективном существовании. В жестком противостоянии с внешней средой наиболее приемлемым способом выживания для человека была жизнь в социуме. Ценность коллектива становилась настолько высокой, а потребность в обеспечении его безопасности настолько необходимой, что ради этого личность приобретает способность и потребность жертвовать не только имуществом или здоровьем, но и самой жизнью. Патриотические ценности обладают уникальной способностью соединять как личностные, так и общественные интересы.

2. В число основных функций патриотизма следует включить идентификационную, которая состоит в фиксировании единства интересов человека с интересами различных социальных общностей, обеспечивающих его самосохранение, защищающих его основные интересы, способствующих реализации потребностей в самоутверждении, развитии и самовыражении. Патриотическая идентификация - это формирующееся на основе этнического и политического единства состояние групповой солидарности, включающее коллективный (осознание и переживание нацией своей целостности и тождественности) и индивидуальный (осознание и переживание индивидами своей принадлежности к нации) уровни. Структура патриотической идентификации определяется такими подсистемами как картина социального пространства и времени, образа «Мы» и представлений об отношениях с «Они».

3. В основе патриотизма россиян лежат архетипические образы Матери, олицетворяющей родную землю, и Отца, вбирающий элементы государственности, консолидируемые соответствующей культурно-историческому периоду религией или идеологией, и выполняющие основополагающую роль в процессе патриотической идентификации. Отношение к родителям становится матрицей отношения индивида к своей нации - то есть самого способа соотнесения себя с общностью, динамического компонента идентичности. Через семью, где родители добросовестно выполняют свои социальные роли, происходит формирование патриотизма личности, так как образы «Родины» и «Отечества» формируются через образы «Матери» и «Отца».

4. В настоящее время патриотизм россиян переживает глубокий системный кризис, обусловленный рядом внешних и внутренних факторов, выражающийся в резком смещении акцентов в социально-нравственных ориентирах и утрате духовного единства общества. Для большинства российских граждан, привыкших не без оснований гордиться своей страной, своей историей, своим народом, приходиться сегодня основывать свой патриотизм на чувстве жалости, сочувствия к поруганным ценностям. Постоянное ощущение унижения не способствует конструктивной деятельности и не может быть основой для истинного патриотизма. В условиях реформирования Вооруженных Сил России, одним из аспектов которого является переход к смешанной системе комплектования, требуется серьезная перестройка системы патриотического воспитания военнослужащих России. Демократизация жизни страны, усиление внимания к личности, существенный сдвиг системы общественных ценностей в сторону материальной составляющей непосредственным образом отразились на общей ситуации в армейской среде. Одним из проявлений данного процесса является переход к комплектованию армии по контрактному принципу, что само по себе требует пристального внимания.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили социально-философские положения, изложенные в трудах зарубежных и особенно отечественных философов, представителей советской и российской исторической науки, государственных и общественных деятелей, обращавшихся к проблеме патриотизма и вооруженной защиты Родины.

Непосредственной методологической основой диссертации выступают основные принципы социальной философии, субъект-объектные отношения. Кроме того, следует отметить историко-описательный, историко-сравнительный методы.

Источниковая база представлена авторефератами диссертаций, монографиями, докладами, сообщениями исследователей, материалами научных конференций, документами органов государственного и военного руководства, программными документами различных политических партий, обращавшихся к данной проблематике.

Эмпирическую базу исследования составили результаты различных социологических исследований и опросов, наблюдения за развитием общественного патриотического сознания по материалам различных средств массовой информации (печать, телевидение, Интернет), обобщение эмпирического материала в виде встреч с представителями ветеранских, молодежных и других общественных организаций, беседы с различными категориями военнослужащих, результаты исследований, проведенных офицерами управления и преподавателями кафедры ГСЭД Череповецкого

ВВИИРЭ, а так же личный опыт практической и педагогической работы диссертанта в ЧВВИИРЭ и ВУ МО РФ.

Заключение диссертации по теме "Социальная философия", Погорелый, Александр Павлович

Выводы о сущности, проявлениях и функциях патриотизма позволяют расширить спектр патриотической деятельности. Это дает возможность учитывать данный фактор в работе по патриотическому воспитанию и формированию четкой гражданской позиции.

Непосредственно на воспитание патриотических чувств у граждан нашей страны, по мнению диссертанта, могли бы повлиять:

Широкое освещение на самом высоком уровне процесса выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы», а так же процесса подготовки к принятию новой программы с 2006 года; должна быть пересмотрена и усовершенствована система государственной и военной символики с учетом мнения специалистов в области геральдики, истории, психологии. В основе ее должно лежать патриотическое наполнение;

В системе среднего и высшего образования должны быть разработаны основные принципы патриотического воспитания, согласно которым весь процесс учебы должен иметь четкую патриотическую направленность;

Необходим поиск всех возможных точек взаимодействия с представителями различных религиозных конфессий по патриотическому воспитанию молодежи. Необходима широкая религиоведческая образовательная работа со специалистами, связанными с патриотическим воспитанием;

Требуется создание подразделения в составе Вооруженных Сил России, которое на профессиональной основе занималось бы поиском и достойным захоронением воинов, погибших в Великой Отечественной войне, используя опыт белорусской армии;

Патриотическая работа должна носить современный характер. Необходимо шире использовать возможности телевидения, Интернета. В частности, требуется наполнение рынка компьютерных игр конкурентоспособной продукцией с четким патриотическим содержанием.

Апробация работы.

Основные теоретические положения и практические выводы диссертации неоднократно обсуждались на кафедрах философии и религиоведения Военного университета и гуманитарных и социально-экономических дисциплин Череповецкого военно-инженерного института радиоэлектроники, излагались автором в выступлениях на научно-практических и теоретических конференциях, творческих дискуссиях по проблемам патриотизма, в процессе проведения занятий в Военном университете и Череповецком ВИИРЭ.

Основные положения диссертации изложены в публикациях:

1. Патриотизм русского воинства: истоки и развитие // Сборник адъюнкт, статей - М.: ВУ, 2003. 0,7 п.л.

2. Духовные основы формирования патриотического сознания русских воинов (тезисы выступления) // Материалы межвузов, методолог, семинара. Москва: МГЭИ, 2002. 0,35 пл.

3. Возникновение патриотизма русского воинства и его особенности, (тезисы доклада). Межвуз. научно-практ. конференция,- Голицыно: ГПИ ФСБ РФ, 2003. 0,25 п.л.

4. Духовность русского воина: историко-философский очерк -Череповец: ЧВИИРЭ, 2000. 3,75 п.л.

5. Патриотическая проблематика в программных документах политических партий России (тезисы выступления) // Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: материалы заседания философского клуба «Мегамир». М: Книга и бизнес, 2003. 0,25 п.л.

6. Роль православия в формировании духовности русского воинства (тезисы доклада) // Criterion - Выпуск IV: Межвуз. Сб. работ по гуман. наукам.- Череповец: ЧТУ, 2000. 0,36 п.л.

Общий объем публикаций составляет 5,65 п.л.

Заключение

Основное содержание и выводы диссертационного исследования представляют определенную теоретическую основу для более глубокого и всестороннего изучения проблемы происхождения и эволюции патриотизма вообще и воинского патриотизма в частности, обоснованного определения его содержания, структуры и основных проявлений. Результаты социально-философского анализа позволяют сделать следующие выводы:

1. Системный кризис, охвативший все сферы жизни российского общества, оказал существенное влияние и на патриотизм граждан нашей страны. Он подвергся сильным деструктивным воздействиям. Тем не менее, для большинства россиян патриотизм остается одним из доминирующих элементов сознания, которое проявляется в разноплановой деятельности, имеющей целью достижение блага своей страны и своего народа.

2. Глобализационные процессы, имеющие место в сегодняшнем мире, самым непосредственным образом оказывают влияние на положение дел в России. Как одно из проявлений этого явления расценивается активизация националистических проявлений и усиление космополитических настроений. И национализм, и космополитизм, определенным образом оппозиционируя друг другу, самым негативным образом влияют на ситуацию внутри страны. Единственной альтернативой такому положению является возрождение истинного патриотизма.

3. Требуется стройная система по воспитанию патриотизма, охватывающая все стороны общественной жизни. Созданием этой системы должна заниматься властная элита, основной характеристикой которой должна являться ее патриотичность. К сожалению, последние годы показывают, что такой элиты в России сегодня нет. Пока у власти в стране не окажутся люди, для которых патриотизм является не способом завоевания голосов на очередных выборах, а важным элементом их мировоззрения, возрождение патриотизма будет не более чем пожеланием.

4. Протопатриотические чувства у предков славян зародились еще в период существования родового строя. В их основе лежал вселенский закон роты, нашедший свое воплощение в культе Рода и развивавшийся в языческой религиозной системе. С принятием христианства, патриотизм русского народа получил свое гармоничное развитие уже в рамках православия.

5. Воинский патриотизм возник и эволюционировал в среде древнерусской дружины. Будучи изначально институтом родового строя, дружина оказалась впоследствии зародышем государственного аппарата. Поэтому патриотизм русского воинства всегда был тесно переплетен с интересами государства. Источником появления патриотических чувств у дружинников был князь, но со временем они распространяли их на все государство.

6. Русский патриотизм вообще, и русский воинский патриотизм в частности, имели в своей основе на протяжении веков архетипическую матрицу. Она представляла собой образы «Матери» и «Отца», гармонично сочетавшиеся с помощью определенной религии или идеологии. Изначально такой идеей был вселенский закон роты, потом его успешно заменило православие. В советский период на эту роль претендовал марксизм. Реальный патриотизм мог существовать только при наличии такой трехчленной комбинации. Если хотя бы один из названных элементов подвергался деструкции - это самым негативным образом сказывалось на состоянии патриотизма.

7. Возрождение патриотизма в российском обществе должно опираться на бережное отношение к собственным традициям. Особенно это относится к Вооруженным Силам Российской Федерации. Нашу армию и флот в ближайшее время ожидают серьезные изменения в оснащении вооружением и техникой, комплектовании личным составом, способах применения сил и средств вооруженной борьбы. Все это ни в коем случае не должно проводится без самого бережного внимания к российским воинским традициям. И патриотизм в этих условиях должен выступать основным компасом в поиске правильного пути.

Результаты данного диссертационного исследования позволяют обосновать и сформулировать ряд рекомендаций и положений теоретико-методологического плана и непосредственного практического характера.

В теоретико-методологическом плане основные положения диссертации могут послужить очередным этапом для дальнейшего развития теории патриотизма, изучения проблемы его происхождения и генезиса, тех особенностей, которые были характерны для проявления этого чувства у воинского сословия нашей страны на протяжении всей ее истории.

Изучение патриотизма через призму поиска соответствующего ему места среди всего спектра идеологий межнациональных отношений, позволяет провести четкую грань между реальным (классическим) патриотизмом и такими крайними проявлениями как национализм и космополитизм. Сегодня наблюдается тенденция усиления патриотической риторики как националистическими, так и космополитическими силами.

В процессе дальнейшей теоретической разработки данной проблемы следует сосредоточить внимание на вопросах, представляющих повышенный научный интерес:

Выявление причин, вызывающих противоречия патриотизма, поиск путей, средств и методов их разрешения; выяснение места и роли патриотизма в укреплении обороноспособности страны на основе профессионального принципа комплектования Вооруженных Сил;

Исследование диалектики этнической и национальной идентификации в условиях многонациональное™ и многоконфессиональности Российской Федерации;

Обобщение опыта патриотического воспитания не только в армиях развитых стран, но и в странах, исповедующих ислам, буддизм, иудаизм;

Изучение единства и противоречивости патриотизма, критериев отличия его от таких идеологических проявлений как национализм и космополитизм;

Анализ специфики патриотизма у различных социальных групп в условиях глубокого расслоения общества.

В непосредственно практическом плане данное диссертационное исследование свидетельствует о том, что патриотизм должен быть использован в качестве эффективного инструмента консолидации современного российского общества.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Государственные квалификационные аттестаты на оценку всех видов имущества и бизнеса!

Агентство "ЭКСПЕРТ"-
в реестре экспертов
Арбитражного суда
Ростовской области (№34)

Честная оценка!
Добротная экспертиза!
Невысокая стоимость!
15 лет в экспертной
деятельности!

Оперативная подготовка рецензий и
отзывов на судебные экспертизы

В случае необходимости- защита своих судебных экспертиз в суде

Подготовка экспресс-экспертиз для консультаций заказчика

Осторожно! Оценка по определению суда

Результат оценки по нашим экспертизам имеет доказательственное значение для суда т.к. получен с учетом требований ФЗ-135 и Федеральных стандартов оценки!
Максимально учитываем интересы заказчика в рамках действующего законодательства!
Итоговую стоимость объектов экспертизы и выводы в случае необходимости защищаем в суде!
Подготовим рецензию на судебную экспертизу с целью назначения новой экспертизы!
Звоните! О стоимости наших услуг и сроках исполнения договоримся!
Мы работаем по Ростовской области и Северо-Кавказскому региону.

При рассмотрении как гражданских, так и уголовных дел достаточно часто судами принимаются решения о установлении рыночной или иной стоимости в отношении имущества, услуг, ущерба, долгов и проведении следующих видов оценки:

Других случаях.

В связи с тем, что такие судебные решения практически всегда принимаются на основании результатов судебной оценочной экспертизы (иногда - досудебной), то ответственность экспертов-оценщиков по обоснованному определению рыночной или иной стоимости объектов оценки (объектов экспертизы) очень высока.

Агентство "ЭКСПЕРТ"-коммерческое название ИП Романенко Валерия Григорьевича в соответствии со статьей 1334 ГК РФ
ОГРН- 304616830600074 от 01.11.2004 г. , 344122 г.Ростов-на-Дону,пр.Университетский,61,оф.57



Просмотров