Уголовный закон устанавливающий преступность деяния обратную силу. Обратная сила уголовного закона

На протяжении достаточно длительного периода ведутся дискуссии об обратной силе уголовного закона и пределах его действия . Данный вопрос является предметом регулирования разных норм. Одной из них является 54 статья Конституции. Ее положения конкретизируются в ст. 10 УК РФ . Эта норма, в свою очередь, закрепляет принцип, считающийся исключением из правил, закрепленных 9 статьей Кодекса. Из статьи узнаем, имеет ли уголовный закон обратную силу .

54 статья Конституции

Если закон устанавливает или отягчает ответственность, обратной силы он не имеет.

Ни на одно лицо не может налагаться санкция за деяние, непризнаваемое правонарушением в момент совершения. Если после события смягчена или устранена ответственность за неправомерное действие, применению подлежит новый закон.

Ст. 10 УК РФ

Законодательный акт, устраняющий преступность содеянного, смягчающий ответственность или улучшающий положение субъекта иным образом, имеет обратную силу. Другими словами, он распространяется на граждан, совершивших деяние до приобретения его положениями юридической силы, в том числе отбывающих или отбывших его, но имеющих судимость.

Закон, которым устанавливается преступность деяния, ужесточается ответственность либо ухудшается положение гражданина другим образом, не имеет обратной силы.

Если нормативный акт смягчает , оно подлежит сокращению в той мере, в какой это предусмотрено новым законом.

Пояснения

Нормы об обратной силе уголовного закона базируются на положениях 2 пункта 11 статьи Всеобщей декларации от 1948 г., ст. 7 Конвенции от 1950 г., п. 1 ст. 35 Декларации от 1991 г. Их конституционно-правовое толкование содержится в некоторых решениях КС, которые обладают общеобязательным характером на всей территории России.

Принцип сформулирован как императивный. Он адресуется, в первую очередь, государству, от имени которого действуют различные органы и структуры, в том числе суды, призванные обеспечивать реализацию гарантий, закрепленных в Конституции.

Требования законодательства

Согласно ч. 2 10 статьи УК, при приведении обвинительного приговора в соответствие с положениями нового закона, применению подлежат все его правила: и общие, и специальные. При этом не имеет значения стадия, на которой осуществляется это действие.

Соблюдение этих правил обеспечивает реализацию принципов равенства субъектов перед законом и справедливости судопроизводства.

Ключевые характеристики принципа

В рамках научно-практического толкования обратной силы уголовного закона можно выделить ряд признаков этого принципа. Это правовое явление:

  • Имеет международно-правовые и конституционные основы уровня гарантированности свобод и прав человека и гражданина, формирующие базис юридического статуса личности, ограничение которого недопустимо.
  • Связано со всеми принципами судопроизводства, в особенности равенства субъектов перед законом и справедливости. Оно относится к Особенной и Общей частям УК, переходным положениям, регламентирующим порядок введения законов в действие. Проблема обратной силы закона в уголовном праве пронизывает почти все его институты и нормы: от снятия и погашения судимости до криминализации.

Принцип, закрепленный 10 статьей УК, применяется в соответствующих уголовно-процессуальных формах на всех этапах судопроизводства вне зависимости от волеизъявлений и ходатайств заявителя. Вместе с тем, порядок действия закона во времени корреспондирует с положениями о действии иных отраслевых правовых актов, в том числе с принятием во внимание бланкетности (отсылочного характера) некоторых норм УК.

Особенности регулирования

Положения, предусматривающие обратную силу уголовного закона , политически и исторически изменчивы. В отечественной практике этот вопрос решался разными способами в разные исторические этапы.

Подход, отличный от современного, в частности, использовался в УК РСФСР, а также Модельном УК для государств-членов СНГ, переходных положениях Кодекса от 1996 г. Соответственно, к примеру, новые ФЗ № 18 и № 14 от 2012 г., усиливавшие ответственность за посягательства на половую неприкосновенность несовершеннолетних и преступления в сфере оборота наркотических веществ, не могут иметь обратной силы. Это предписание является императивным в конституционном и международно-правовом смысле.

Важный момент

Положения, закрепленные 10 статьей УК, являются исключениями и должны ими оставаться. Социально-правовая практика реализации поощрительных мер, в том числе обратной силы и амнистии, не может иметь массового характера.

Ценность, целесообразность и эффективность уголовно-правовых институтов далеко не всегда определяются распространенностью их применения.

Пределы усмотрения

Многие эксперты, анализирующие примеры обратной силы уголовного закона, применение положений 10 статьи УК относят к проблеме усмотрения. Она связана с соотношением дискреционного и императивного элементов решения суда, выделением факторов, сужающих или, напротив, расширяющих сферу выбора.

Уголовно-правовая основа границ усмотрения формирует порядка 100 ограничений, закрепленных и в Особенной, и в Общей части. Кроме этого, существуют судопроизводственные и другие ограничители.

Усмотрение считается необходимым элементом любой судебной системы. Оно признается безальтернативной императивной функцией инстанций, основанной на рекомендательных и обязательных отечественных и международных нормах, законах мышления.

Условия применения

Обратная сила законодательного акта как исключающего преступность имеет место, если:

  • Деяние полностью декриминализуется.
  • Повышается возраст ответственности либо сокращается перечень преступлений, за которые предусматривается санкция для лица, достигшего конкретного возраста.
  • Ограничивает количество субъектов, признающихся виновными в посягательстве.
  • Шире трактует понятие невменяемости (к примеру, в 3 части 20 статьи УК присутствует термин "возрастная невменяемость").

  • Сокращает количество предметов преступления. К примеру, ФЗ № 162 от 2003 г. и ФЗ № 73 от 2004 г. исключили из 222 нормы УК гладкоствольное гражданское огнестрельное оружие, а также основные его элементы и боеприпасы к нему; в 135 статье Кодекса (в первой редакции) устанавливалась ответственность за совершение развратных действий только в отношении 14-летних граждан, а не в целом несовершеннолетних, как ранее было предусмотрено.
  • Сужает пространственные пределы места совершения деяния.
  • Исключает какую-либо альтернативную форму преступной деятельности или способ совершения деяния. К примеру, ФЗ № 162 были декриминализированы незаконное ношение/приобретение холодного (метательного в том числе) и газового оружия.
  • Исключает из материального состава какие-либо альтернативные последствия. К примеру, тем же ФЗ № 162 были отменены положения о среднетяжелом вреде в нормах 266-269, 264, 216 и пр.
  • Исключает одну из форм вины, альтернативный мотив или цель деяния.

Декриминализация

Она может быть частичной или полной. Декриминализация может осуществляться посредством изменения положений норм не только Особенной, но и Общей части. К примеру, могут вводиться новые обстоятельства, которыми исключается преступность поведения лица, сужаться понятие соучастия, ограничиваться ответственность за подготовку к преступлению или неоконченное посягательство.

Декриминализация может осуществляться также путем:

  • отмены предписаний другой отраслевой принадлежности, на которые присутствовала ссылка в бланкетной норме;
  • ограничением объема регулирования уголовных норм вследствие признания деяния не представляющим опасность для общества и, следовательно, влекущим административную или другую более мягкую санкцию.

Частичная декриминализация может иметь место при сокращении признаков состава или при сохранении бланкетной диспозиции нормы без изменений при корректировке позитивного законодательства, нарушение положений которого предполагало уголовное наказание.

Пояснения по этому вопросу дал Пленум ВС в Постановлении № 23 от 2004 г. Суд указал, что если ФЗ из списка видов деятельности, ведение которых допускается только при наличии специального разрешения, исключается соответствующий вид, в действиях субъекта, занимавшегося им, отсутствуют признаки состава, закрепленного 171 статьей УК

Заключение

Исключение из УК специальной нормы само по себе не устраняет возможности привлечь лицо к ответственности за преступление, которое было ею предусмотрено. Наказание может быть вменено субъекту, но по статье Кодекса, содержащей общие положения и, следовательно, охватывающие соответствующее деяние.

1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.


2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.




Комментарии к ст. 10 УК РФ


1. Правило о том, что преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения преступления, имеет исключение в виде обратной силы закона.

Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших данное деяния до вступления такого закона в силу, в т.ч. на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость (ч. 1 ст. 10).

Обратную силу имеет любой уголовный закон, каким-либо образом смягчающий ответственность на любой стадии развития уголовно-правового отношения.

2. Уголовный закон, который устанавливает преступность деяния, усиливает наказание или иным образом ухудшает положение лица, обратной силы не имеет.

3. Мягкость либо строгость закона определяется не только объемом диспозиции, но и содержанием санкций. Диспозиции статей Особенной части УК прежнего и нового закона могут совпадать. В этих случаях более мягкий закон определяется путем сравнения их санкций. Менее строгим является закон, который предусматривает более мягкий вид наказания, а при одном его виде - максимальный предел наказания которого меньше. При равенстве верхних пределов наказания более мягким признается тот закон, у которого нижний срок наказания является меньшим. Более мягким будет закон, который содержит альтернативную санкцию с более мягкими видами наказаний или не предусматривает дополнительных наказаний либо вместо обязательного дополнительного наказания устанавливает его факультативно и др.

4. Законодательное указание о том, что более мягким является закон, любым образом улучшающий положение лица, распространяется на нормы о рецидиве преступлений, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах, давности уголовного преследования и давности обвинительного приговора, условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, погашении и снятии судимости и т.п. Так, совершение преступления в состоянии опьянения действующий УК (по сравнению с предыдущим) не относит к числу отягчающих наказание, т.е. по этому основанию он является более мягким законом.

5. Возможна ситуация, когда одна и та же норма по одним обстоятельствам в новом законе бывает мягче в сравнении с прежним законом, а по другим, наоборот, - строже. К примеру, действующий УК не установил прерывания давности обвинительного приговора, и по этому обстоятельству он мягче УК РСФСР, предусматривавшего прерывание давности. В то же время в соответствии с ч. 2 ст. 83 УК течение давности обвинительного приговора приостанавливается, если осужденный уклоняется от отбывания наказания. Течение сроков давности возобновляется с момента задержания осужденного или явки его с повинной. В УК РСФСР содержалось положение о том, что в отношении лица, уклонившегося от отбывания наказания, обвинительный приговор не может быть приведен в исполнение, если со времени его вынесения прошло 15 лет, и давность не была прервана совершением нового преступления. Таким образом, по УК РСФСР лицо, уклонившееся от отбывания наказания, через 15 лет с момента вынесения приговора уже нельзя было принудить отбывать наказание. Такого ограничения по исполнению обвинительного приговора действующий УК не имеет, следовательно, по этому вопросу он является более строгим.

6. Если новый уголовный закон смягчает наказание, которое отбывается лицом, то назначенное наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом (ч. 2 ст. 10). Из этого положения следует, что наказание должно сокращаться не до максимального размера санкции более мягкого закона, а в ее пределах. Данное положение не исключает возможность назначения более мягкого вида наказания, даже если в санкции прежнего закона он не предусматривался.

Статья 10 УК РФ формулирует правило об обратной силе уголовного закона: она устанавливает, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е.

Распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

При применении положений ст. 10 УК РФ необходимо иметь в виду, что обратная сила придается не вновь принятому уголовному закону, а закону уже вступившему в силу. Это очень важный момент правоприменения, так как между принятием закона Федеральным

Собранием РФ, его подписанием Президентом РФ и датой вступления закона в силу, как правило, проходит определенный временной период, причем иногда весьма значительный, например, УК РФ утвержден 13 июня 1996 г., а реализовываться начал спустя более полугода - 1 января 1997 г. Поэтому до вступления в силу, хотя уже и принятого нового правового акта, продолжает действовать старый закон.

Устранение преступности деяния - безусловный повод к освобождению лица, его совершившего, от уголовной ответственности на любой стадии уголовного процесса или к освобождению от отбывания наказания. Однако надо иметь в виду одно важное обстоятельство, что исключение из УК нормы, предусматривавшей ответственность за совершение определенного преступления ввиду его декриминализации, автоматически не предрешает вопроса о непреступности совершенных им действий и освобождения его на этом основании от уголовной ответственности. Дело в том, что в системе Особенной части УК РФ содержатся нормы, которые находятся в отношениях конкуренции общей и специальной нормы. Иными словами, преступное деяние субъекта одновременно охватывается и общей, и специальной нормой. В таком отношении находятся, например, нормы ст. 286 и 299 УК, предусматривающие ответственность за превышение должностных полномочий и за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, которое есть не что иное, как частный случай превышения должностных полномочий, например следователем. В этом соотношении ст. 286 является общей нормой, а ст. 299 - специальной. Отсюда можно сформулировать общее правило: устранение преступности деяния, предусмотренного специальной нормой, которая в подобном случае из УК выводится, не исключает возможности привлечения лица к уголовной ответственности на основании наличия в его действиях признака состава преступления, предусмотренного общей уголовно-правовой нормой.

УК РФ декриминализовал многие деяния, рассматриваемые УК РСФСР в качестве преступлений, - например, вредительство (ст. 69), недонесение о государственных и некоторых других преступлениях (ст. 88, 189), и тем самым исключил их преступность. В соответствии с ч. 1 ст. 10 УК РФ с 1 января 1997 г. подлежали прекращению находящиеся в производстве судов, органов предварительного следствия и органов дознания все уголовные дела о деяниях, которые в соответствии с УК РФ не признаются преступлениями, а также уголовные дела, по которым истек срок давности привлечения к

уголовной ответственности, установленный п. «а», ч. 1 ст. 78 УК РФ. Точно так же подлежат освобождению от наказания (основного и дополнительного) лица, осужденные до 1 января 1997 г. по УК РСФСР 1960 г. за деяния, которые согласно УК РФ 1996 г. не признаются преступлениями. В соответствии с ч. 1 ст. 10 УК РФ обратную силу имеет также закон, смягчающий наказание.

Вопрос о том, какой из сопоставляемых законов - старый или вновь принятый - является более «мягким», т.е. смягчающим наказание, решается путем сравнения их санкций. По общему правилу в этом процессе учитывается наиболее строгий вид наказания, предусмотренный санкциями соответствующих статей УК. При одинаковом максимуме наиболее строгого вида наказания по старому и новому уголовному закону более мягким следует признать закон, который устанавливает более низкий предел минимального размера такого наказания. При полном совпадении минимумов и максимумов наказаний учитывается наличие или отсутствие в санкциях сопоставляемых законов дополнительных наказаний - штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Уголовный кодекс РФ содержит еще одно очень важное положение, отражающее принцип гуманизма, согласно которому уголовный закон, улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу и распространяется не только на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, но и на лиц, отбывающих наказание, или отбывших наказание, но имеющих судимость. Из приведенного выше положения следуют два важных вывода.

Во-первых, ч. 1 ст. 10 УК РФ придает обратную силу всем без исключения нормам Общей части уголовного законодательства независимо от того, какой вопрос они регламентируют при условии, что применение такой нормы определенным образом улучшает положение лица, совершившего преступление или отбывающего наказание. Следовательно, обратную силу могут иметь нормы о возрасте уголовной ответственности, об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, об освобождении от уголовной ответственности, об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и др.

Во-вторых, правила об обратной силе уголовного закона в настоящее время автоматически распространяются не только на лиц, в отношении которых судом не вынесен обвинительный приговор, как это было по УК РСФСР 1960 г., но дополнительно

Таким образом, если уголовный закон улучшает положение лиц, совершивших преступление, в том числе лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость, то приговоры судов и другие судебные акты о применении иных мер уголовно-правового характера подлежат пересмотру судом по месту отбывания наказания осужденным. При этом лица, освобождаемые от отбывания наказания, а также лица, ранее отбывшие наказание или освобожденные условно-досрочно, если они были осуждены за деяния, которые согласно УК РФ 1996 г. не признаются преступлениями, считаются не имеющими судимости.

В отличие от рассмотренных вариантов распространения действия уголовно-правовых норм на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления их в силу, ч. 1 ст. 10 УК РФ формулирует общее правило: уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Такой закон до вступления его в силу, ни при каких условиях не может применяться к лицам, совершившим надлежащие деяния. Например, ФЗ от 20 мая 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» были введены новые редакции статей: 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц), 198 (уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды) и 199 (уклонение от уплаты налога или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций), и одновременно усилено наказание за названные преступления. Естественно, что указанные правовые нормы обратной силы не имеют.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 10. Обратная сила уголовного закона. 1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.
Комментарий к статье 10
1. В ст. 10 УК сформулирован принцип обратной силы уголовного закона, являющийся исключением из требований, установленных в ст. 9 Кодекса. Этот принцип означает, что закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе и на отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Этот принцип является конституционным, так как вытекает из ст. 54 Конституции РФ.
2. Законом, устраняющим преступность деяния, считается акт, объявляющий о декриминализации этого деяния, т.е. об исключении его из УК и, следовательно, об отмене уголовной ответственности и наказания за его совершение.
3. Законом, смягчающим наказание, является закон, по которому максимальный и минимальный предел того или иного вида наказания ниже, чем по ранее действовавшему закону, либо устанавливающий альтернативную санкцию, позволяющую назначить более мягкое наказание. Однако при оценке строгости или мягкости нового уголовного закона и определении того, улучшает или ухудшает он положение лица, совершившего преступление, следует учитывать не только его санкцию, но и иные обстоятельства, влияющие на усиление или смягчение уголовной ответственности и наказания. Так, новый уголовный закон может существенно изменить сроки наказания, необходимые для условно-досрочного освобождения, погашения и снятия судимости и т.д. Все это также влияет на определение того, имеет ли новый закон обратную силу.
4. Правило об обратной силе нового, более мягкого уголовного закона распространяется и на лиц, уже осужденных и отбывающих наказание по старому, более строгому закону.
5. Если новый закон устраняет преступность деяния, производство по делу прекращается на любой стадии, в том числе на стадии предварительного следствия. Если новый закон смягчает уголовную ответственность за преступление, суд при определении наказания также должен руководствоваться им (это правило распространяется и на деятельность суда в кассационной и надзорной инстанциях).
6. "Применяя новый уголовный закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния, изданный после вступления приговора в законную силу, суд надзорной инстанции должен освободить виновного от наказания, а не отменять состоявшиеся по делу судебные решения с прекращением производства по делу за отсутствием в деянии состава преступления" (Постановление Президиума Верховного Суда РФ по делу Н. // БВС РФ. 2005. N 1. С. 22).
7. В ч. 1 ст. 10 УК специально оговаривается непридание принципа обратной силы уголовного закона в отношении закона, устанавливающего преступность деяния, усиливающего наказание или иным образом ухудшающего положение лица, совершившего соответствующее деяние. Законом, устанавливающим наказуемость деяния, является тот закон, в соответствии с которым преступным признается деяние, ранее не рассматривавшееся в качестве преступления. Законом, усиливающим наказание, является закон, который увеличивает максимальный или минимальный предел наказания или оба этих предела. Таким же является и закон, который, не меняя пределы основного наказания, добавляет к нему дополнительное наказание либо устанавливает альтернативную санкцию, дающую суду возможность назначить более строгое наказание, чем по ранее действовавшему закону. К закону, устанавливающему наказание, а следовательно, ухудшающему положение лица, совершившего преступление, следует отнести и закон, направленный на усиление уголовной ответственности и наказания путем увеличения сроков наказания, отбытие которых необходимо для условно-досрочного освобождения, увеличения сроков погашения и снятия судимости и т.д.

  • 1. Понятие и классификация функций государства (м.И. Байтин)
  • Вопрос 8. Понятие механизма государства. Государственный орган: понятие, классификации
  • Вопрос 9. Государственная власть. Легализация и легитимация государственной власти
  • Вопрос 10. Принцип разделения властей: содержание, значение и проблемы реализации
  • Вопрос 11.Понятие формы государства и соотношение ее элементов
  • Вопрос 12. Формы правления: понятие и виды
  • 1) Монархия:
  • 2) Республика (дело народа)
  • Вопрос 13. Форма государственно устройства: понятие, виды
  • Вопрос 14. Государство в политической системе общества. Понятие государственного режима
  • Вопрос 15. Авторитаризм и тоталитаризм как государственно-политические режимы
  • Вопрос 16. Демократия как государственно политический режим
  • Вопрос 17. Форма современного российского государства: общая характеристика и тенденции развития
  • Вопрос 18. Типология государства: понятие, основные подходы.
  • Вопрос 19. Формальное определение права. Признаки права.
  • Вопрос 20. Сущность права (основные подходы).
  • Вопрос 21
  • Вопрос 22. Социальная ценность права. Функции права
  • Вопрос 23. Соотношение права с техническими нормами, обычаями и корпоративными нормами (Матузов)
  • Вопрос 24. Проблема соотношения права и морали.
  • Вопрос 25. Правовое регулирование: понятие, виды, предмет, стадии. (Сорокин, Мартыщин, Сильченко)
  • Вопрос 26.Методы, способы, типы правового регулирования.
  • Вопрос 27.Нормы права: понятие, классификация (Жинкин, Рыбалов, Баландин)
  • Вопрос 28.Структура норм права и способов их изложения
  • Вопрос 30.Нормативно-правовой акт: понятие, виды. Соотношение нпа по юридической силе в российском законодательстве
  • Вопрос 31. Действие нпа во времени
  • Обратная сила уголовного закона
  • Вопрос 32. Действие нпа в пространстве и по кругу лиц.
  • Вопрос 34. Юридическая техника: понятие, содержание, требования.
  • Вопрос 35. Понятие системы права. Отрасль права.
  • 35. Право публичное и право частное: понятие и соотношение.
  • 36. Система законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства.
  • 37. Способы систематизации норм права.
  • 38. Понятие правоотношения: основные подходы. Виды правоотношений.
  • 39. Субъекты права: понятие и виды.
  • 40. Объект и содержание правоотношений.
  • Вопрос 41. Реализация права: понятие, формы, значение.
  • Вопрос 42 Применение права как форма реализации права: понятие, стадии
  • Вопрос 43. Пробелы в праве и способы их преодоления.
  • Вопрос 44. Понятие и способы толкования норм права.
  • Вопрос 45. Виды толкования норм права по объему и субъектам.
  • Вопрос 46. Правомерное поведение: понятие, виды.
  • Вопрос 47. Понятие правонарушения.
  • Вопрос 49. Состав правонарушения.
  • Вопрос 50. Виды правонарушений.
  • Вопрос 51. Понятие юридической ответственности.
  • Вопрос 52. Виды юридической ответственности.
  • Вопрос 53. Цели, функции и принципы юридической ответственности.
  • Вопрос 54. Понятие и структура правовой культуры общества.
  • Вопрос 55. Понятие, структура и виды правосознания. Особенности российского правосознания.
  • Вопрос 56. Законность и правопорядок: понятие, принципы, требования.
  • Вопрос 57. Государство и право в условиях глобализации
  • Вопрос 58. Правовое государство и гражданское общество: характер соотношения.
  • Вопрос 59. Проблемы построения правового государства в России.
  • Вопрос 60. Правовая система общества: понятие, структура, виды.
  • Обратная сила уголовного закона

    Этот принцип означает, что закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе и на отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

    Также возможно применения обратной силы закона если это прямо предусмотрено в самом законе.

    Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

    С введением в действие УК при применении конкретных норм возникли вопросы о действии "промежуточных законов". "Промежуточный закон" - это закон, который мягче (или вовсе исключает уголовную ответственность) в сравнении с законом, действовавшим во время совершения преступления, и законом, действовавшим во время привлечения лица к уголовной ответственности или вынесения приговора <1>.

    Исходя из принципа гуманизма, на котором основано положение об обратной силе уголовного закона, правоприменитель во всех случаях должен руководствоваться тем законом (старым или новым), который наиболее благоприятен для виновного (осужденного). Это положение нужно иметь в виду и решая вопрос о возможности придания обратной силы промежуточному закону.

    Общее правило, НПА регулирует только то отношения, которые возникают после его вступления в юр. силу. Обратная сила закона допускается лишь в случаях, когда ответственность смягчается новым законом или устраняется совсем.

    Также в порядке исключения может быть применён еще один принцип, переживания закона т.е. закон утративший юр. силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирования некоторых вопросов.

    Вопрос 32. Действие нпа в пространстве и по кругу лиц.

    Действие НПА в пространстве.

    Действие НПА ограничено территорией конкретного государства. Это называется юрисдикцией.

    Под территорией государства понимают всю сушу в его границах, территориальные воды (12 морских миль от берега), воздушное пространство (до окончания слоев атмосферы), недра (до бесконечности), морские и воздушные суда под флагом данного государства, здания посольств и дипломатических миссий.

    Принцип экстерриториальности предусматривает неприкосновенность посольств и представительств другого государства. (лекция Сорокина).

    Действие нормативных актов в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов Федерации - на территории этих государственных образований, акты муниципальных органов - на территории соответствующих административных единиц.

    К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство.

    К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

    Принцип экстерриториальности . Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территориями соответствующих государств. Какие бы то ни было посягательства на здание посольства приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права.

    Действие НПА по кругу лиц.

    НПА конкретного государства действуют не только в отношении граждан этого государства, но и в отношении граждан иностранных государств, лиц без гражданства, пребывающих на территории России. (лекция Сорокина).

    Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают. (учебник Корельский, Перевалов).

    Из этого правила есть исключение:

    Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например: быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах РФ);

    Иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;

    Некоторые НПА РФ распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за её пределами (например закон о гражданстве, УК РФ).

    Простая обратная сила – это распространение нового, более мягкого уголовного закона на те преступления, по которым приговор суда еще не вступил в законную силу. Если при этом деяние декриминализируется, то возбужденные уголовные дела подлежат прекращению.

    Ревизионная обратная сила – это распространение действия нового, более мягкого уголовного закона на те преступления, по которым приговор суда уже вступил в законную силу.

    Вопрос 33. Правотворчество: понятие, виды, стадии. Принципы правотворчества Правотворчество – процесс принятия, изменения и отмены правовых норм, осуществляемый уполномоченными субъектами в рамках определенной законом процедуры.

    Протасов считает, что государство не творит право. Процесс правообразования идет в недрах социального организма и государство, по существу, должно лишь надлежащим образом оформлять те правовые потребности которые уже сложились в обществе. Поэтому стадию правотврчества рассматривают как завершающую стадию правообразования.

    Виды правотворчества:

      законотворческий процесс – это издание, изменение и отмена законодательных актов.

      указотворчество – Президентом РФ.

      делегированное правотворчество – это оправдываемая чрезвычайными ситуациями передача законодательных полномочий Парламента органам исполнительной власти на короткий период времени.

      ведомственное правотворчество (МВД, Минобороны и др. фед. министерства и ведомства) – это упрощенный режим издания приказов и инструкций, осуществляемый на единоначальном принципе после консультаций с аппаратом минестерства.

      локальное правотворчество – внутриорганизационное, в пределах предприятий и учреждений.

      муниципальное правотворчество. (лекция Сорокина).

    Стадии правотворчества:

      обсуждение проекта правовой нормы.

      принятие правовой нормы.

      вступление в юр. силу. (лекция Сорокина).

    Еще выделяют реализацию права законодательной инициативы

    Процесс создания нормативного акта складывается из отдельных стадий его подготовки, рассмотрения, утверждения и обнародования (оглашения).

    Предварительное формирование государственной воли {подготовка проекта). Это первый этап правотворческого процесса. Он начинается с принятия решения о подготовке проекта. Такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или какому-либо иному органу или их совокупности разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе Президента, Правительства Российской Федерации. Наконец, инициативу в подготовке законопроекта могут проявить субъекты Российской Федерации через их высшие органы государственной власти.

    При подготовке проектов обычно применяется ведомственный, отраслевой принцип, в соответствии с которым первоначальные проекты составляются теми органами и организациями, профилю деятельности которых они соответствуют. Во многих случаях дается поручение составить первоначальный текст проекта нескольким Ведомствам, включая и юридический орган (Министерство Юстиции, Верховный суд, Высший Арбитражный Суд, Прокуратуру).

    Следующая стадия правотворческого процесса - предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. До начала подготовки проекта важно выявить общественную потребность в нормативном регулировании соответствующей сферы общественных отношений. На данном этапе весьма важно получить подробную информацию о действующем законодательстве по затрагиваемому вопросу, проанализировать его состояние, практику применения. Анализ состояния законодательства по вопросам, относящимся к теме проекта, помогает ответить и на вопрос, можно ни ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее принятые акты или действительно необходимо подготовить новый акт. Заранее должны быть определены возможные последствия действия акта: экономические, социальные, юридические, экологические и другие, а также просчитаны возможные затраты материальных, финансовых и иных ресурсов, необходимых для решения вопроса, соответствующие доходы, издержки и т. д.

    Следующая стадия - это подготовка первоначального текста проекта . Для выработки важных и сложных проектов обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов.

    После того как первоначальный проект разработан, наступает следующая стадия правотворческого процесса - предварительное обсуждение проекта . Оно обычно осуществляется с привлечением большого круга заинтересованных органов организаций, общественности. Формы такого обсуждения разнообразны: это широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т. д.) с привлечением целого ряда учреждений, общественных организаций; парламентские чтения; обсуждение в печати и на телевидении.

    После учета замечаний и предложений проект окончательно отрабатывается и редактируется. Как правило, это делает та рабочая комиссия, которая составляла первоначальный текст проекта.

    Затем наступает новый этап правотворческой процедуры, когда работа над проектом вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом. Этот этап начинается с внесения проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (право законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, обычно предусмотренные в Конституции.

    Следующая стадия правотворческого процесса, свойственная коллегиальному правотворческому органу, - внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания . Затем следует обсуждение и официальное принятие проекта.

    Эти стадии применительно к деятельности высшего представительного органа страны обычно детально регламентируются.

    Рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях , если законодательным органом применительно к конкретному проекту не будет принято иное решение.

    При первом чтении законопроекта заслушивается доклад инициатора законопроекта и содоклад головного комитета. Затем депутаты обсуждают основные положения законопроекта и высказывают предложения и замечания в форме поправок, рассматривают предложения об опубликовании при необходимости законопроекта для обсуждения. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет основные положения законопроекта или отклоняет его.

    В случае одобрения обычно устанавливается срок его представления для второго чтения. Рассмотрение внесенных поправок к проекту и подготовка его ко второму чтению осуществляются головным комитетом или другим органом, которому поручена доработка проекта.

    При втором чтении с докладом выступает председатель головного по данному законопроекту комитета либо руководитель органа, дорабатывающего проект. Обсуждение проводится постатейно, по разделам или в целом.

    В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку. На голосование ставятся отдельно каждая статья либо раздел или глава проекта. Статья, раздел, глава принимаются за основу, затем на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки. Когда обсуждены все поправки, статья, раздел или глава утверждаются в целом с принятыми поправками. Затем проект утверждается в целом. Порядок подсчета голосов обычно четко устанавливается регламентами законодательного органа.

    Так, в соответствии с Регламентом Государственной Думы принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Государственной Думы для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимоотношений статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении.

    При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В Регламенте Государственной Думы установлен также порядок повторного рассмотрения федеральных законов, отклоненных Советом Федерации, а также повторного рассмотрения тех из них, которые отклонены Президентом Российской Федерации. Коллегиальные правотворческие органы (Правительство, государственные комитеты и др.) принимают нормативные акты простым большинством голосов. Президент государства, министры и другие органы единоличного руководства утверждают свои акты (указы, приказы, инструкции и т. д.) в персональном порядке.

    Официальное оглашение принятого нормативного акта . Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование принятого нормативного акта в особых, предусмотренных законом печатных органах (специальные издания, газеты), а также его официальное оглашение в иной форме (по радио, телевидению, телеграфу, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы и организации).Так, в соответствии с и. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации неопубликованные законы не применяются.

    Ведомственные акты, издаваемые министерствами, государственными комитетами и иными учреждениями, публикуются в издаваемых этими органами бюллетенях (если таковые имеются), а также в официальном порядке рассылаются в подчиненные органы, учреждения, организации. Акты органов местного самоуправления публикуются в соответствующих бюллетенях, а также развешиваются на видных местах. (учебник Нерсесянца).

    Принципы правотворчества – основополагающие начала.

      законность.

      системность – каждая, вновь принятая, норма права должна быть согласована со всем комплексом уже действующих правовых норм.

      принцип научной обоснованности.

      принцип демократизма – это учет общественного мнения при подготовке правовых актов.

      принцип профессионализма.

      принцип процедурной обеспеченности. (лекция Сорокина).

    Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц. Итак, принципы правотворчества - это основные начала осуществления правотворческой деятельности. (учебник Корельский, Перевалов).

    1. Демократизм. Этот принцип проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, и в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения.

    2. Законность. Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам более высокой юридической силы. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.

    3. Гуманизм. Этот принцип предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.

    4. Научный характер . Правотворчество призвано максимально полно соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы,

    5. Профессионализм, то есть участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.

    6. Тщательность, скрупулезность подготовки проектов . В правоподготовительной деятельности важно максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений.

    7. Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными установлениями для законодателя. (учебник Нерсесянца).



    Просмотров