Ст 40 упк рф в новой

1. К органам дознания относятся:
1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2) органы Федеральной службы судебных приставов;
3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:
1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;
2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;
3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Комментарий к статье 40 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. В 2003 г. внесены изменения и дополнения в УПК, согласно которым начальник органа дознания определяется как должностное лицо органа дознания, в том числе и заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручение о производстве дознания и проведении неотложных следственных действий, осуществлять полномочия, предусмотренные УПК (см. п. 17 ст. 5).

Новшества, представленные в УПК, являются весьма существенными, они, безусловно, снимают определенные разночтения соответствующих положений закона в прежней редакции. Во-первых, федеральный закон со всей определенностью отнес к числу субъектов, наделенных распорядительными процессуальными полномочиями, не только начальника органа дознания, как это было прежде, но и заместителя. Во-вторых, в п. 17 ст. 5 подчеркнуто право указанных лиц давать поручения не только о производстве дознания (что было прежде), но и проведении неотложных следственных действий.

2. В первой группе органов дознания п. 1 ч. 1 комментируемой статьи конкретно обозначены лишь органы внутренних дел, в рамках которых по объему выполняемой ими (органами дознания) процессуальной деятельности на ведущих позициях остается милиция. В отношении других органов исполнительной власти, осуществляющих функции дознания, законодатель ограничился указанием на критерий отнесения их к органам дознания. Таким критерием указывается наличие у соответствующего органа полномочий по осуществлению ОРД. Помимо органов федеральной службы безопасности, таможенной службы и других, на которых традиционно возлагается проведение дознания, сюда же следует относить теперь и подразделения Федеральной службы исполнения наказания (начальники исправительных учреждений, СИЗО).

3. Перечисление должностных лиц службы судебных приставов, видимо, обусловлено различием места деятельности указанных лиц. В их числе учреждения Минюста России, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ.

4. Принадлежность к службе в воинских частях, соединениях, военных учреждениях и гарнизонах обусловила наделение их руководителей (начальников) функциями органа дознания.

5. Путем дополнения комментируемой статьи в число органов дознания обоснованно включены органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

6. Для большинства органов исполнительной власти, осуществляющих дознание, выполнение функции дознания не является ведущей (или одной из ведущих). В этом смысле особняком стоят органы дознания в системе органов внутренних дел, но и среди них выделяется своей многочисленностью и универсальностью милиция, которая может проводить дознание по делам о преступлениях любой степени тяжести.

7. Согласно Закону о милиции она подразделяется на криминальную милицию и МОБ. Как орган дознания криминальная милиция осуществляет предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Задачей МОБ, как органа дознания, является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия необязательно. В ст. 9 Закона о милиции МОБ определена как орган дознания. В составе МОБ образованы специальные подразделения дознания.

8. Часть 2 комментируемой статьи называет лишь основные направления процессуальной деятельности органов дознания. Прежде всего указано, что они проводят дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно (т.е. в форме дознания проводится все расследование). При этом к юрисдикции органов дознания отнесены дела о преступлениях, подпадающих под признаки свыше 130 составов преступлений. Кроме того, по письменному указанию прокурора расследование в форме дознания может быть осуществлено и по делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести (см. п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК). В то же время по письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК (перечень дел о преступлениях, по которым производится дознание), могут быть переданы для производства предварительного следствия (см. ч. 4 ст. 150).

9. Второе из основных направлений процессуальной деятельности органов дознания - выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Ориентируя органы дознания на быстрое их проведение, УПК предписывает, что при наличии поводов для возбуждения уголовного дела и признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает дело (в соответствии со ст. 146 УПК) и проводит неотложные следственные действия (см. коммент. к ст. 157).

10. Не ограничиваясь установлением органов дознания и их полномочий, законодатель (ч. 3 комментируемой статьи) счел необходимым определить круг должностных лиц, на которых частично возлагается проведение дознания в виде неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, совершенных на объектах, находящихся в их ведении. При этом речь идет о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно.

11. О порядке производства дознания см. коммент. к ст. 223 - 226.

Другой комментарий к статье 40 УПК РФ

1. Органы дознания в уголовном процессе - государственные органы и должностные лица, которые в пределах своей компетенции выполняют уголовно-процессуальные обязанности в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, а также обнаружения и закрепления их следов.

Указанные цели достигаются посредством возбуждения уголовного дела и проведения уголовно-процессуальной деятельности в одной из двух форм:

Либо в форме производства неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие, до передачи уголовного дела следователю (такие действия являются первым этапом предварительного следствия);

Либо в форме дознания (т.е. полного расследования по делам, по которым предварительное следствие не обязательно).

2. В зависимости от этого органы дознания могут быть разделены на две группы.

А. Органы дознания, полномочные проводить только неотложные следственные действия, но не расследование в полном объеме. Это их основная процессуальная обязанность. К ним, с учетом содержания ст. ст. 40 и 157 УПК, а также ряда иных законодательных актов, следует отнести:

1) органы исполнительной власти, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144 "Об оперативно-розыскной деятельности" (согласно ст. ст. 1 и 13 указанного Закона органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, - это оперативные подразделения следующих государственных органов: органов внутренних дел; органов федеральной службы безопасности; федеральных органов государственной охраны; таможенных органов; Службы внешней разведки РФ; Министерства юстиции РФ, а конкретно - Федеральной службы исполнения наказаний; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органа внешней разведки Министерства обороны РФ);

2) командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов;

3) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

4) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения иных органов дознания - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

5) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Перечисленные субъекты при получении информации о преступлении в пределах своей компетенции возбуждают уголовные дела и производят любые следственные действия, необходимые в конкретной ситуации для закрепления следов преступления и пресечения преступной деятельности лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

По смыслу закона названные органы дознания полномочны возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия исключительно тогда, когда процессуальные мероприятия, необходимые в конкретном случае, по объективным причинам невозможно отсрочить до прибытия следователя (опасность уничтожения или сокрытия следов преступлений, уклонение подозреваемого лица от расследования, продолжение им преступной деятельности и т.п.). При отсутствии подобных причин материалы о преступлении должны быть переданы по подследственности в соответствующий орган предварительного следствия согласно п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК.

Органы дознания, которые наделены полномочиями в сфере оперативно-розыскной деятельности (т.е. оперативные подразделения соответствующих государственных органов), обязаны выполнять поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК).

Должностные лица, выполняющие функции органов дознания, - капитаны морских судов, находящихся в плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок, а также главы дипломатических представительств и консульских учреждений - наделены процессуальными полномочиями потому, что они могут оказаться единственными представителями государственной власти на определенной территории.

Б. Органы дознания, для которых главной процессуальной обязанностью является производство дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (в то же время они, как и органы дознания, включенные в первую группу, полномочны проводить и неотложные следственные действия по делам, по которым предварительное следствие обязательно). В них состоят специально предназначенные для проведения расследования должностные лица - дознаватели. Часть 3 ст. 151 УПК к их числу относит:

1) органы внутренних дел;

2) пограничные органы федеральной службы безопасности;

3) органы службы судебных приставов Министерства юстиции РФ (т.е. Главного судебного пристава Российской Федерации, главного военного судебного пристава, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, их заместителей, старшего судебного пристава, старшего военного судебного пристава, а также старшего судебного пристава Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ);

4) таможенные органы;

5) органы государственного пожарного надзора государственной противопожарной службы;

6) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Часть 3 ст. 151 УПК определяет также компетенцию дознавателей перечисленных органов.

3. Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, обычно проводится в условиях, когда известно лицо, совершившее преступление. Как правило, обстоятельства преступления достаточно очевидны. В связи с этим задачи органов дознания по таким делам считаются менее сложными по сравнению с теми, что решает следователь. По существу они сводятся к пресечению преступлений, а также закреплению их следов процессуальными средствами.

4. Все органы дознания должны исполнять поручения следователя о производстве отдельных следственных действий, постановления о задержании, приводе, аресте, содействовать следователю в производстве им следственных действий (см. ст. ст. 38, 39, 157, 163, 164 УК).

5. От имени органа дознания, если он представляет собой государственный орган, выступает его руководитель (заместитель руководителя). Именно он принимает решения (или утверждает таковые) по принципиальным вопросам: о возбуждении уголовного дела, производстве неотложных следственных действий, задержании, дальнейшем направлении дела - по делам, по которым обязательно предварительное следствие; о продлении срока проверки заявления или сообщения о преступлении, об утверждении обвинительного акта - по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ст. ст. 91, 144, 145, 157, 225 УПК).

6. Начальник органа дознания вправе давать указания дознавателю по любым вопросам расследования. Такие указания обязательны для исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК).

7. Уголовно-процессуальные действия, направленные на собирание доказательств, применение мер уголовно-процессуального принуждения, осуществляют:

а) по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, - дознаватель (сотрудник органа дознания, занимающий должность дознавателя);

б) по делам, по которым предварительное следствие обязательно, - сотрудник органа дознания, получающий полномочия участвовать в деле от начальника органа дознания (или его заместителя), который должен указать ему на необходимость принятия дела к производству и проведения неотложных следственных действий в постановлении о возбуждении уголовного дела (такой сотрудник при проведении процессуальных действий наделен правами и обязанностями дознавателя).

8. О дознании по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, и его содержании см. комментарий к п. 8 ст. 5, а также к ст. ст. 223 - 226 настоящего Кодекса.

9. О порядке производства неотложных следственных действий см. комментарий к ст. 157 настоящего Кодекса.

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (в ред. Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 158-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 30, ст. 3989; Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 901; Федерального закона от 1 марта 2012 г. N 17-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 10, ст. 1165);

2) органы Федеральной службы судебных приставов (в ред. Федерального закона от 14 марта 2009 г. N 38-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 11, ст. 1267);

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (пункт 4 введен Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 58-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2027; в ред. Федерального закона от 3 июля 2006 г. N 97-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 28, ст. 2975).

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном ;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий (пункт 3 введен Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16).

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном , и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз (в ред. Федерального закона от 5 июня 2012 г. N 51-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 24, ст. 3068);

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Комментарий к Ст. 40 УПК РФ

1. Главный признак, который по смыслу части первой комментируемой статьи характеризует органы дознания, — это полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, под которой понимается проведение специальных разведывательных, по своей сущности непроцессуальных мероприятий, связанных с использованием специальных, преимущественно негласных тактических и технических средств, направленных на получение информации о преступлении, лице, его совершившем, и об источниках доказательств. Эта деятельность основывается на Федеральном законе от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349; с последующими изменениями и дополнениями).

2. Арсенал оперативно-розыскных мероприятий выглядит следующим образом: 1) опрос граждан; 2) наведение справок; 3) сбор образцов для сравнительного исследования; 4) проверочная закупка; 5) исследование предметов и документов; 6) наблюдение; 7) отождествление личности; 8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; 9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; 10) прослушивание телефонных переговоров; 11) снятие информации с технических каналов связи; 12) оперативное внедрение; 13) контролируемая поставка; 14) оперативный эксперимент (статья 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»).

3. Правом осуществления оперативно-розыскной деятельности наделены оперативные подразделения:

1) органов внутренних дел;

2) органов Федеральной службы безопасности;

3) федеральных органов государственной охраны;

4) таможенных органов;

5) Службы внешней разведки;

6) Федеральной службы исполнения наказаний;

7) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (статья 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Перечень таких оперативных подразделений приводится в Приказе МВД России от 15 августа 2011 г. N 938 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России», который опубликован в печати (Российская газета. 2011. 14 сент.).

Однако два из вышеперечисленных органов государства, а именно Служба внешней разведки и федеральные органы государственной охраны, функции дознания не осуществляют, уголовных дел не возбуждают и расследования по уголовным делам ни полностью, ни в виде производства неотложных следственных действий не ведут. В , определяющей подследственность, они вообще не упоминаются (см. текст данной статьи и комментарий к ней). Это значит, что круг органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и круг органов дознания не совпадают и что законодателем в этом смысле допущена ошибка. Более того, в определении круга органов дознания по признаку их оперативно-розыскных функций кроется коренной изъян. В истории института дознания этот признак действительно был решающим. Под дознанием понималось полицейское (милицейское) расследование преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких, которое основывалось на сочетании оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных средств при главенствующей и опережающей роли первых, т.е. негласных, «малобумажных», гибких, разведывательных. Спустя короткое время материалы дознания передавались следователю. Современное же дознание — сугубо процессуальная деятельность по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (их перечень содержится в ), а дознаватель — должностное лицо, которое не имеет отношения к оперативно-розыскной работе по данному делу (см. часть вторую статьи 41 УПК и комментарий к ней). Так что оперативно-розыскная деятельность как признак понятия органа дознания оказывается ни при чем.

4. В числе органов дознания особое место занимают органы внутренних дел. Не случайно в части первой комментируемой статьи они названы первыми. Именно на эти органы, находящиеся на переднем крае противостояния уголовному миру, приходится основной объем работы по дознанию. Эта деятельность сосредоточена в полиции, входящей в структуру территориальных и транспортных органов внутренних дел. Процессуальные полномочия органа дознания обычно сосредотачиваются в руках начальников полиции и их заместителей, а также руководителей (начальников и их заместителей) территориальных и линейных органов внутренних дел в целом (отделов, управлений, главных управлений и министерств внутренних дел), которые по своей должности являются начальниками входящих в структуры РОВД (РОВДТ) — УВД (УВДТ) — ГУВД — МВД полиции и отвечающих за их работу, равно как и за работу органа в целом.
———————————
Этот комментарий последовательно приводился в предыдущих изданиях нашей книги. Теперь он получил опору в законе (см. часть первую комментируемой статьи в новейшей редакции).

5. К органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и по этому признаку к органам дознания, кроме органов внутренних дел, также относятся следующие:

1) органы Федеральной службы безопасности, которые производят дознание по делам о преступлениях, отнесенным к их ведению Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. в ред. от 30 июня 2003 г. «О Федеральной службе безопасности». В этом Законе (статьи 8 — 10) выделяются два направления деятельности:

а) контрразведка, т.е. выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

б) борьба с преступностью путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия, наркотических средств, а также деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Исчерпывающим образом компетенция органов Федеральной службы безопасности в уголовно-процессуальной сфере определена пунктом 2 части второй статьи 157 УПК и пунктом 2 части второй статьи 151 УПК. Прежде всего это дела о преступлениях против государственной безопасности, выявленных в ходе контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности данного органа;

2) пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации вправе возбудить уголовное дело и произвести дознание по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Российской Федерации, наиболее распространенными из которых являются незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (статья 322 УК), а также нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе (статья 253 УК);

3) таможенные органы, которые имеют своим назначением осуществлять контроль за порядком и условиями перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимать таможенные платежи и производить таможенное оформление (статья 1 Таможенного кодекса). Эти органы управомочены производить дознание по уголовным делам об уклонении от уплаты таможенных платежей (статья 194 УК).

6. Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» право осуществления такой деятельности предоставлено оперативным подразделениям Федеральной службы исполнения наказаний. В силу этого обстоятельства по буквальному смыслу отсылочного пункта 1 части первой статьи 40 УПК эти подразделения относятся к органам дознания. В других нормах УПК, имеющих характер «непосредственно работающих» (а не просто определяющих понятия), эта идея конкретизируется следующим образом: функцией дознания в системе Минюста РФ наделены начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, входящих в данную систему (см. пункт 5 части второй статьи 157 УПК). Прежде всего здесь имеются в виду начальники исправительных учреждений: колоний-поселений, исправительных колоний общего, строгого и особого режима; воспитательных колоний, тюремных и лечебных исправительных учреждений (статья 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Органом дознания является также начальник следственного изолятора, т.е. учреждения, предназначенного для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осужденных) по уголовному делу, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (см. пункт 1.1 Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 января 1999 г. N 20 // Российская газета. 1999. 18 марта; 2000. 7 апр.). Компетенция органов дознания, о которых идет речь, ограничена делами о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками исправительных учреждений или следственных изоляторов в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами, в том числе и в первую очередь отбывающими наказание, и лицами, в отношении которых заключение под стражу избрано в качестве меры пресечения.

7. Согласно пункту 9 части первой статьи 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в число органов, ее осуществляющих, входят органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которые в соответствии с их основной задачей — противодействием незаконному обороту названных средств и веществ (см.: Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 976) — наделены правом производства дознания по уголовным делам о преступлениях, совершенных в данной области.

8. Согласно части третьей статьи 40 УПК возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

— капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

— руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

— глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Причем органами дознания перечисленные участники уголовного процесса даже не называются. Существование такого уголовно-процессуального правила обусловлено необходимостью производства неотложных следственных действий в обстановке полного временного отсутствия физической возможности у правоохранительных органов осуществлять свою юрисдикцию в данном месте и в данное время.

9. Согласно пункту 2 части первой статьи 40 УПК к органам дознания относятся и органы Федеральной службы судебных приставов, которые вправе и обязаны возбуждать уголовные дела и производить дознание по делам об относительно немногочисленной группе преступлений против правосудия, исчерпывающий перечень которых приводится в пункте 4 части третьей статьи 151 УПК.

10. Согласно пункту 3 части первой статьи 40 УПК органами дознания являются:

— командиры воинских частей, т.е. организационно самостоятельных боевых, административных или хозяйственных единиц (полк, отдельный батальон и т.д.), имеющих собственное цифровое наименование (например, войсковая часть 55555);

— командиры соединения воинских частей;

— руководители военных учреждений (например, военного учебного заведения);

— начальники гарнизонов, т.е. воинских частей, военно-учебных заведений и учреждений, расположенных постоянно или временно в определенном населенном пункте или районе с установленными границами.

Причем речь идет о военачальниках не только Вооруженных Сил России, но и других войск, воинских формирований и органов связи, где граждане проходят особый вид государственной службы, которая называется военной, а служащие обладают статусом военнослужащих (см. упоминавшийся в комментарии к статье 31 УПК Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»). Вышеперечисленные военачальники как органы дознания вправе возбудить уголовное дело и произвести по нему неотложные следственные действия, если преступление совершено подчиненными им военнослужащими, а также лицами гражданского персонала в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении данной воинской части, соединении, военно-учебном заведении или гарнизоне (пункт 4 части второй статьи 157 УПК).

11. Согласно пункту 4 части первой комментируемой статьи к органам дознания относятся органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, которые вправе возбуждать уголовные дела о преступлениях, непосредственно связанных с их повседневной служебной деятельностью, подчиненной общей задаче защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, осуществления государственного пожарного надзора в Российской Федерации за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

12. Органы дознания, указанные в пунктах 2 и 3 части первой комментируемой статьи, не относятся к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Должностные лица службы судебных приставов и военачальники, перечисленные здесь, функцией дознания так же, как, например, полиция, наделены по делам о преступлениях, с которыми они первыми сталкиваются по службе. Это преступления против правосудия и преступления, совершенные военнослужащими и некоторыми другими лицами (см. пункт 4 части третьей статьи 151 и пункт 4 части второй статьи 157, а также комментарий к ним). Однако оперативно-розыскных мероприятий в целях раскрытия таких преступлений указанные органы дознания не проводят.

13. По тем же соображениям («больше некому») право и обязанность безотлагательного возбуждения уголовного дела и производства неотложных следственных действий имеют капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, и главы дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации (часть третья комментируемой статьи). Перечисленные должностные лица не только не обладают правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, но, что примечательно, не относятся даже к органам дознания.

14. Пунктом 3 части второй комментируемой статьи, которым эта статья дополнена в декабре 2010 г., на органы дознания наряду с производством дознания и неотложных следственных действий возложено «осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий». Думается, что за этой недопустимо расплывчатой формулой стоит обязанность органов дознания выполнять по поручению следователя проведение оперативно-розыскных мероприятий и производить отдельные следственные действия, а также содействовать в производстве следственных действий. Это действительно важное направление деятельности органов дознания, прежде всего полиции и федеральных органов безопасности, с огромным объемом работы в рамках так называемого оперативного сопровождения следствия.

Действующий

11. Такое видение института уголовного преследования Конституционным Суд РФ указывает на последовательность наделения правом принесения ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве не только подозреваемых и обвиняемых, но и лиц, фактически подозреваемых в совершении преступления, формально ни подозреваемыми, ни обвиняемыми не являющихся.

12. Иначе говоря, по нашему мнению, правом заявления ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве такие лица если и не наделены, то законодателю следовало бы задуматься о предоставлении им искомого права. Данное право должно быть у любого лица, которое согласно тому же постановлению Конституционного Суда РФ имеет право на защиту. К числу таковых относятся не только подозреваемые и обвиняемые, но и любое вовлеченное в сферу уголовного процесса лицо независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от наделения его статусом подозреваемого, если управомочеными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются его свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения, - удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы предварительного расследования, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и (или) личную неприкосновенность.

13. Законодатель указанную категорию лиц именует "лица, подозреваемые в совершении преступления". Этот термин употреблен законодателем в и ряде других статей УПК РФ. Данного субъекта уголовного процесса также иногда именуют заподозренным . Причем "лицо, подозреваемое в совершении преступления", это более широкое понятие, чем понятие "подозреваемый". Любой подозреваемый одновременно является лицом, подозреваемым в совершении преступления. Конституционный Суд РФ считает, что могут быть лица, подозреваемые в совершении преступления, не являющиеся подозреваемыми.

14. Предполагается, что таковыми являются любые лица, в отношении которых предприняты уголовно-процессуальные меры, реально ограничивающие их свободу и (или) личную неприкосновенность, до того, как они станут подозреваемым (обвиняемым) с позиции уголовно-процессуального закона. Рассматриваемый субъект должен иметь право заявить ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с момента начала осуществления в отношении него от имени государства уголовного преследования, в каких бы формах таковое не было реализовано. Или иначе, - во всех случаях, когда его права и (или) свободы существенно затрагиваются или могут быть существенно затронуты действиями и (или) мерами, связанными с уголовным преследованием.

15. Согласно комментируемой статьи подозреваемый или обвиняемый вправе заявить ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве пока не будет объявлено об окончании предварительного следствия. Соответственно до того как кто-либо из сторон на стадии предварительного расследования приступит к ознакомлению с материалами уголовного дела, обвиняемый (подозреваемый) вправе заявить соответствующее ходатайство.

16. Если ознакомление с материалами уголовного дела началось, и ознакомляемая сторона заявила ходатайство о производстве следственных действий, которое было удовлетворено, то пока производство данных следственных действий не закончится, вернее, пока вновь кто-либо из сторон не начнет знакомиться с материалами уголовного дела, может быть заявлено и соответственно рассмотрено ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Другое дело вряд ли будет необходимость в заключении в такой ситуации досудебного соглашения о сотрудничестве. Но если обвиняемый сможет своим ходатайством убедить следователя, а затем и прокурора в важности для процесса установления истины по делу его активных действий, направленных на раскрытие и расследование преступлений, изобличение и уголовное преследование других соучастников преступления, розыск имущества, добытого в результате преступления, то рассматриваемое соглашение может быть заключено.

17. В комментируемой статьи закреплены основные требования к содержанию ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Одно из них - важность отражения в таковом действий, которые подозреваемый (обвиняемый) обязуется совершить в целях "содействия следствию" и др. Под следствием здесь понимается "предварительное следствие" - форма предварительного расследования. Если исходить из позиции, которая следует из буквального толкования УПК РФ (дело по этому основанию может и не выделяться), досудебное соглашение о сотрудничестве возможно и при производстве дознания. Соответственно под "следствием", исходя из логики законодателя, здесь понимается любая из форм предварительного расследования.

19. Исходя из буквального толкования второго предложения комментируемой статьи, в ходатайстве обязательно необходимо указывать хотя бы часть действий, характер которых здесь определен. А с учетом того, что в последующем прокурор в своем представлении об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, должен будет отразить характер и пределы содействия подозреваемого (обвиняемого) органу предварительного расследования в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления, мы бы рекомендовали уже в анализируемом ходатайстве фиксировать не только характер, но и пределы действий, которые обязуется выполнить подозреваемый (обвиняемый).

20. Не может быть ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и соответственно такое соглашение не будет заключено, если подозреваемый (обвиняемый) не укажет конкретных действий, которые он готов совершить в целях содействия следователю (дознавателю и др.) в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления. Получается для заключения соглашения достаточно, чтобы подозреваемый (обвиняемый) заявил о том, что даст изобличающие показания в отношении конкретного лица и подтвердит их на очной ставке. Как бы такая формулировка закона не привела к "изобличению" "соучастников", которые знать не знали о том, что они "таковыми" являются. Преступнику становится выгодно оговорить любого человека, что последний был соучастником совершения преступления, чтобы у него появилась возможность сократить срок или размер наказание, которое может быть назначено лично обвиняемому, дающему "разоблачающие" показания.

21. Заметим еще один важный момент. В



Просмотров