Срок давности привлечения к уголовной ответственности по экономическим преступлениям. Срок давности экономических преступлений в россии. Исковая давность и экономические преступления

В каждом государстве в зависимости от политического режима, уровня развития гражданского общества и политической культуры граждан, исторических традиций и других факторов складывается та или иная форма и степень вовлеченности граждан в политический процесс. Такое вовлечение простых граждан в политику называется политическим участием.

Политическое участие следует отличать от таких сходных по смыслу понятий, как политическая деятельность и политическое поведение.

Политическая деятельность представляет собой совокупность организованных действий субъектов политики, направленных на реализацию общих задач политической системы. Политическая деятельность - это реализация политической стратегии и тактики, осуществляемая прежде всего институционализированными субъектами политики (государственными органами, политическими партиями, группами давления и др.). Иными словами, это деятельность политических профессионалов, исполняющих свои функциональные обязанности. Хотя и непрофессиональных, и неинституционализованных участников из общей политической деятельности полностью исключить нельзя.

Политическое поведение отражает качественную характеристику участия и деятельности, мотиванионную и эмоциональную составляющую в действиях индивида или группы, принимающих участие в том или ином политическом процессе.

Политическое участие - вовлеченность граждан в политический процесс, в тс или иные политические акции. Здесь речь идет прежде всего об участии в политике простых граждан, не претендующих на «звание» политиков-профессионалов, например участие рядовых избирателей в выборной кампании.

Вовлеченность граждан в политический процесс, как уже говорилось выше, зависит от многих факторов, в том числе и от уверенности конкретного избирателя в том, что его голос на выборах окажет положительное влияние на решение его личных проблем и на улучшение общей ситуации в стране. Однако в реальной жизни часть граждан, разочаровавшись в эффективности своего личного участия в политическом процессе, не желают в нем участвовать, другие не участвуют из-за своей пассивности, третьи игнорируют политические мероприятия по принципиальным соображениям; имеется категория граждан, не имеющих возможностей и средств для того, чтобы принимать участие в политическом процессе. Например, такие люди предпочитают в день выборов поработать на своем садовом участке. На эту проблему указывал еще Аристотель. Он, в частности, сетовал на то, что люди среднего достатка (наиболее стабильные и уравновешенные в обществе) мало занимаются политикой, так как вынуждены зарабатывать себе на жизнь, когда другие митингуют.

В политической теории выделяют, в частности, следующие причины вовлечения индивида и групп в политический процесс:
стремление получить выгоду от политического участия;
участие как стремление защитить свои интересы, например предотвратить сокращение производства в определенной отрасли промышленности;
участие как выражение лояльности существующему режиму власти или как акт поддержки той или иной политической партии, движения;
желание жизненного успеха и общественного признания через участие в политике;
понимание общественного долга и реализация собственных гражданских прав;
понимание (осознание) общественной значимости предстоящего политического мероприятия;
мобилизационное участие - использование различных способов принуждения или поощрения для того, чтобы привлечь граждан к участию в том или ином политическом мероприятии. Например, во времена СССР человека, отказывавшегося пойти на голосование или митинг, могли лишить тринадцатой зарплаты или отодвинуть очередь на получение жилья. На проходивших в конце 2001 г. выборах президента Якутии избирателей завлекали на избирательные участки ценными подарками.

Существуют две основные формы политического участия граждан в политическом процессе: прямое и опосредованное. Прямое участие имеет место, когда индивид или группа лично участвует в том или ином политическом мероприятии, например в выборах депутатов парламента. Опосредованное участие осуществляется через своих представителей. Например, всенародно избранный парламент от имени своих избирателей формирует правительство, издает законы, т. е. осуществляет политическое управление страной.

Исследователи делят различные виды участия на три основные типа:
1) участие-солидарность, направленное на поддержку существующей политической системы;
2) участие-требование или протест, направленное на частичное или радикальное изменение существующего курса развития общества;
3) девиантное участие - использование неконституционных, в том числе и насильственных методов с целью свержения существующего режима.

Роль, значение и формы политического участия во многом зависят от типа политической системы, политического режима власти. В демократической системе политическое участие является одной из форм участия граждан в управлении государством. Оно выполняет такие функции, как выдвижение требований для принятия необходимых политических решений, координация политического курса правительства и президента, контроля за исполнением тех или иных политических решений. Политическое участие может также подтвердить или опровергнуть легитимность существующего политического режима. Наиболее важной функцией политического участия в демократическом обществе является участие в выборах с целью формирования государственных органов власти. Кроме всего прочего, политическое участие является эффективной формой политической социализации граждан.

В тоталитарной политической системе, как правило, допускается лишь одна форма политического участия граждан - мобилизационная. Несанкционированные властью инициативы там наказуемы. Обычно для очередной демонстрации единства народа и правящей элиты (партии или вождя) проводятся парады, шествия, митинги, выборные компании число участников, формы проведения и результаты которых заранее предопределены правящим режимом. Такое мобилизационное участие является одним из способов политической манипуляции и имитацией реального участия граждан в политическом процессе.

Участие в политике удовлетворяет нескольким базовым потребностям личности.

На политическое поведение влияют стимулы, установки, мнения.

Политическое участие – средство компенсации и реализации способностей личности.

Характер политического поведения зависит как от внутренних потребностей человека, так и от факторов социально-политической среды, в которой он действует. Кроме того, поведение личности обусловлено тем, какие ценности она определяет для себя в качестве жизненно важных.

Политическое участие – это способ выражения интересов, взглядов и действий социальных слоев, групп населения, личности, направленный на оказание влияния на политическую структуру общества с целью осуществления конкретного решения.

Политическое участие может быть:

  • индивидуальным и коллективным;
  • добровольным и принудительным;
  • активным и пассивным;
  • традиционным и альтернативным;
  • революционным и охранительным.

На то или иное проявление политического участия влияют самые разные факторы. Главные из них: особенности политической системы и режима; политические традиции и культура, стабильность политических институтов и расстановка политических сил; культурно-образовательный уровень, материальное положение и социальный статус человека.

Политическое участие и поведение человека может быть активным, солидарным, лояльным, апатичным, агрессивным и т.д. Различаются следующие типы политического поведения: поддержка и сотрудничество, индифферентизм (равнодушие), конформизм (приспособленчество), пассивное сопротивление, открытая борьба, негативизм и экстремизм.

Экстремизм означает приверженность крайним взглядам и действиям в политической деятельности.

Возможности включения человека в политический процесс многообразны: участие в выборах и референдумах, сбор подписей; составление обращений, митинги, демонстрации, пикетирование, забастовки, политическая голодовка, гражданское неповиновение, политический бойкот, вооруженная борьба и т.п.

Наиболее развитой и доступной для современных политических систем является электоральная форма политического участия. Выборы – гарантированный минимум политической активности, который не зависит от личных способностей человека.

Обратным проявлением электоризма является абсентеизм – сознательное бойкотирование избирателями выборов. Абсентеизм может означать и пассивный протест против существующей формы правления, а также проявления безразличия к осуществлению своих прав и обязанностей.

Политические системы демократического типа предполагают активное, заинтересованное участие граждан в политической жизни через выполнение ими различных социально-значимых ролей (избиратель, член политической партии или общественного движения и т.п.). В то же время многие индивиды не пользуются своими возможностями оказывать влияние на политическую сферу, а некоторые выбирают неприемлемые и даже преступные способы политического участия (например, терроризм). Актуальность названных проблем определяет важность изучения феномена политического участия: его структуры, внутренних и внешних факторов, от которых зависит выбор тех или иных форм политического участия, степень политической активности граждан.

Разнообразие областей политической жизни, множественность ролей и функций, выполняемых индивидами и группами в сфере отношений с государственной властью, породили множество типов политического участия.

Политическое участие – это действия, посредством которых рядовые члены общества влияют или пытаются оказать влияние на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и т.п.

Разнообразие форм политического участия определяется наличием условий и разветвленностью структур, способных воспринимать индивидуальные запросы граждан к власти. Политическое участие дает характеристику самой политической системе, которая способствует или препятствует политическим действиям граждан и напрямую зависит от политического режима.

Так, в демократических обществах политическое участие является всеобщим и свободным. Индивид имеет возможность практически реагировать на поступки властей, затрагивающие его интересы, предпринимать те или иные действия в качестве реакции на сложившуюся в стране (регионе) ситуацию. Политическое участие является для них средством достижения целей, реализации потребностей в самовыражении и самоутверждении. Демократическое государство допускает существование протестных форм участия.

Тоталитарное общество стремится мобилизовать массы на ритуальные действия в поддержку режима. Граждане вынуждены под страхом наказания, экономических санкций идти на митинги, демонстрации, организуемые правящей элитой. В этом случае политическое участие находится под жестким контролем со стороны правящей группировки, его используют для укрепления власти. В тоталитарном обществе запрещены все формы политического протеста и даже несогласия. Несогласные с проводимым политическим курсом объявляются врагами народа, злоумышленниками, по отношению к ним применяются репрессии.

Существует множество различных вариантов классификации типов политического участия.

Некоторые исследователи типологизируют политическое участие в зависимости от степени самостоятельности индивида в принятии решения об участии/неучастии и в выборе форм участия. На основе этого критерия выделяются автономное и мобилизационное участие. Автономное участие – это свободная, добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. В отличие от него, мобилизационное участие носит принудительный, вынужденный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административное принуждение и угроза применения санкций. Подобное участие не является средством реализации личных и групповых интересов, в определенном смысле его можно назвать квазиучастием.

Политическая деятельность – совокупность действий политический акторов, обусловленных их статусом.

Политическое поведение – активность S, групп, организация в сфере политики и политических отношений, связанная с воздействием на власть по принятию решений.

Политическое действие как субъективно-мотивированное действие, которое воплощается в политическом поведении в воздействии на власть на принятие политических решений.

Политический интерес субъективное выражение объективно существующих политических отношений. Именно эти интересы побуждают субъектов политики к постановке определенных целей и побуждают к политическим действиям.

Аффилиация – осознание принадлежности к какой-либо группе и возможность отстаивать ее интересы.

Политическое участие – это действие, предпринимаемое членами социально политической общности на индивидуальной или групповой основе с целью оказания влияния на функционирование политической власти, на процесс принятия политических решений.

Политическая активность – интенсивность участия в политической жизни, в политике, в различных ее формах деятельности.

Формы и типы политического участия

В индивидуальных действиях, в коллективных действиях.

Прямые действия – пикеты, забастовки

Политическое участие может быть:

  1. Автономным. Граждане совершают действия по собственному зову, исходя из собственного сознания.
  2. Мобилизованным. Поведение, которое носит характер мобилизации граждан на определенное действие.

1. Конвенциональное (санкционированное).

  • Участие в выборах
  • Участие в легальных политических организациях
  • Обращение к органам власти

2. Неконвенциональное

  • Участие в несанкционированных митингах
  • Голодовки
  • Самосожжение

Переходная форма политического участия. Посещение собраний, возможно обращение к власти.

Гладиаторская форма. Активисты партий, движений. Те граждане, которые занимаются профессионально политикой.

Группы по политическому участию:

Конформисты – граждане, участвующие только в выборах

Реформисты - более активные

Активисты

Протестующие

Факторы политического поведения

Объективные – уровень расслоения в обществе, условия …

  • Социально-психологический подход, к определению электорального поведения
  • Рационально-инструментальный подход.
  • Значимость внешней среды

Внутриличностные факторы.

Личностные характеристики:

  • Возраст
  • Уровень образования
  • Интернал / экстерналы

Методики, которые применяются при политических исследований

1. Социологические опросы. Позволяют анализировать степень активности, их политические ориентации и предпочтения.

2. Фокус-группа. Позволяют провести междисциплинарное исследование.

3. Метод наблюдения.

4. Анализ политических событий.

26.03.09
Общественное мнение

  1. Структура и функции
  2. Механизм, каналы проявления
  3. Манипулятивные аспекты общественного мнения
  4. Социологические методы: сопровождение проектирования и реализации проектов

“Общественное мнение политических партий России”, Хвостов

Уледов. Общественное мнение обладает единством.

Грушин. Создает плюралистическую школу. Общественное мнение не обладает единством.

Общественное мнение очень динамическое.

Объектами общественного мнения являются факты, явления, процессы политической жизни. Все, что происходит в политических реалиях, может быть объектом общественного мнения. Сам объекты могут быть и объективными и субъективными.

Общественное мнение – это способ существования и проявления массового сознания, посредством которого проявляется духовное или духовно-практическое отношение большинства граждан к актуальным для них фактам, событиям, процессам политической реальности.

Массовое сознание не рационально.

Структура общественного мнения и функции

Структура включает 3 составляющих:

  1. Рациональный момент.
  2. Эмоциональное
  3. Волевой. Связан с реализацией проектов.

Реализация общественного мнения происходит тогда, когда подключается волевой аспект. Рациональное + эмоциональное = духовное образование.

Общественное мнение определяет тип политической культуры страны.

Функции общественного мнения:

1. Оценочная. Способ ориентации политический субъектов в политической реальности

2. Контроль. Символизация

4. Консультативная функция

5. Интегративная. Выполняет функцию обратной связи.

3 вопрос. Механизмы формирования и проявления общественного мнения

1. Зарождение

2. Формирование

3. Функционирование

Продолжение прошлой лекции

Массовое сознание один из уровней политического сознания.

Механизмы появления общественного сознания это, прежде всего, межличностное общение, межгрупповое общение. Далее институты гражданского общества, негосударственные институты и др.

Функционирование общественного мнения

Политическая социализация и политическая культура

  1. Понятие и основные концептуальные подходы к исследованию политической социализации. Политическая социализация как механизм формирования политической культуры
  2. Стадии, агенты и факторы политической социализации
  3. Особенности политической социализации в транзитных странах.
  4. Соц. Методики исследования политической социализации и формирования политической культуры.

Массовое сознание определяет тип политической культуры в стране. Потому что в связке рациональное, эмоциональное и волевое, массовое сознание занимает в пространстве политической системе главное (место?).

Политическая социализация – это включение граждан в политическую систему и политическую культуру. Это механизм функционирования политической системы в полисе.

Существует много понятий политической культуры. Она одна из базовых категорий, институализирующих политологию и социологию политики. Стержнем политической культуры является политическое сознание.

Алмонд разрабатывает свое понимание политической культуры. У него политическая культура включает в себя гносеологический аспект (отношение индивидов и социальных групп к политической системе на уровне знаний, правил игры, информированности об этой системе – рациональное; эмоциональное; оценочное).

Политическое поведение + политическое знание = политическая культура.

Третья точка зрения, что надо включить в политическую систему культуру политических институтов.

Политическая культура – это система относительно устойчивых и репрезентативных ориентаций, суждений, оценок, мнений относительно политической системы, модели политического поведения индивидов и групп, а также модели функционирования политических институтов и составленной ими политической системы, обеспечивающей [система] воспроизводство и производство политической действительности.

Алмонду принадлежит типология политической культуры. Он выделял 3 типы политической культуры:

  1. Патриархальная, традиционная. Роли в политике не определены, интереса к ней не существует. Характерно для средних веков. Люди ничего не ожидают от политического процесса ничего, они просто подчиняются.
  2. Подданническая культура. Роли определены, она характеризуется умонастоением гражданина больше быть подданным, нежели гражданином.
  3. Активистский тип политической культуры (участие). Отношение к политической системе идет на уровне хорошей информированности, со своей определенной системой убеждений, со своей идентификацией в политическом процессе.

Активистский тип как идеал. Реальностью является гражданская культура.

Гражданская культура – это синтез всех трех типов. По сути гражданин

Резерв влиятельности – это возможность гражданина влиять на ситуацию. Мобилизация гражданина и его окружения на определенные политические цели.

Политическая социализация

Выделяют несколько стадий политической социализации:

  1. Детский возраст. До 10 лет
  2. Подростковый возраст. 11-14 лет
  3. Старшеклассники. 15-17 лет
  4. Молодежь. 18-29(30) лет. До 25 лет происходит становление личности индивида. Личность – совокупность социальных качеств.

Первое представление о политике на уровне “вот так вот надо делать” ребенок получает с 4 лет.

С 7 лет начинается персонизация. Ребенок начинает понимать, что помимо близких есть еще и правящие люди.

Большое влияние имеет субкультура

Агентами политической социализации являются семья, дошкольные заведения, школа, армия, ВУЗы.

Социология выборов

  1. Выборы как социально-политический институт и его функции. Место избирательного процесса в структуре политического процесса.
  2. Понятие и основные этапы избирательной компании. Методы социологического сопровождения избирательного процесса.
  3. Мониторинг избирательной компании. Особенности проведения избирательной компании

Выборы – социально-политический институт, функционирующий на основе законодательства, который легитимирует политическую власть.

3 типа сложившихся избирательных систем:

  1. Мажоритарная. Система большинства. Кто получил большинство, тот получает все.
    1. Относительное большинство. 50%+1
    2. Квалификационное большинство. 2/3
  2. Пропорциональная. По определенным правилам, прописанных в избирательном законодательстве, распределяются места.
  3. Смешанная.

Избирательная система имеет свою структуру. В него входит:

  1. Избирательное право – система норм и процедур организации и проведения избирательного процесса.
  2. Избирательная компания кандидата

Избирательная компания. Структура процесса прописана в законе.

Формальное и неформальное понимание избирательной компании.

Неформальные избирательные компании проводятся за полтора года (условно) всеми возможными способами, чтобы о кандидате узнали. Есть несколько этапов:

  1. Предварительный. Год.
  2. Второй. Человек становится уже известным. Можно начинать избирательную компанию за 6-8 месяцев.
  3. Предвыборная борьба. В рамках идеального представления закона
  4. Подведение итогов.

3 показателя, которые являются важнейшими индикаторами выдвижения:

  1. Известность в данном избирательном округе
  2. Готовность голосовать за этого человека
  3. Оценка этого человека с т.з. положительного отношения к нему.

Социальный паспорт это фактически справочник по социальным, политическим, экономическим и географическим особенностям данной территории. По большому счету дается широкая характеристика того или иного района. Это важнейший документ предварительного этапа, является основой для разработки будущей стратегии предвыборной компании.

Проводятся базовые исследования

Проводятся фокус-группы.

Проводится аналитическая работа

Система мониторинга

Делаются как минимум 2 социологических мониторинга. Максимум 10-12 вопросов. Это вопросы известности, доверенности, их динамики. Известность быстро растет, а доверие не так быстро. Если доверие под 30-40% то это говорит о хороших шансах.

Мониторинг по телефону

Мониторинг на выходе с избирательного участка.

Лекция пропущена

23.04.09

Социология политических элит

Власть достойнейших. Платон, власть у философов.

Парето, Моска, Михельс.

Точки зрения

  1. Ценностный подход.
  2. Антиметрический. Высший слой в политической структуре субъекта. Политическая система существует, и там существует неравенство.

Противоположные точки зрения.

Если человек не мыслит системно, то у него всегда есть пространные рассуждений и отступления.

Политическая элита. Это понятие очень широкое.

Политическая элита – это

Б.Н.Ельцин. Понятие “семибоярщина” на втором сроке Ельцина. Эта семибоярщина привела к появлению понятию политическая семья (Березовский и т.д.). Это институт, который принимал государственные решения.

В политическую элиту входят люди, отдельные институты, которые могут прямо или косвенно влиять на выработку государственного курса, на принятие государственных решений.

Правящий круг – очень узкий круг людей, которые входят в структуру полит. Системы и принимают непосредственное участвие в разработке и реализации государственного курса. Возможности правящей группировки колоссальны.

3 составляющих политики.

  1. Правящая политическая элита
  2. Бюрократия
  3. Общественность

Правящая политическая элита. Занимается формированием государственного курса и посредством инструментом управления, которым является бюрократия, она реализует свой политический курс. Необходимо учитывать и как относится к этому общественность.

Активная часть населения политического процесса, которая является исходной социальной базой политической элиты власти, для ее мобилизации.

Формальные и неформальные институты правящей элиты.

Функции властвующей элиты

  1. Разработка государственного курса. Это ее мощнейший ресурс.
  2. Реализация государственного курса через соответствующие инструменты.
  3. Обеспечивает стабильность функционирования политической системы
  4. Интегративная функция (?)
  5. Функция социального мониторинга.

Элиты могут делится на открытые и закрытые.

  1. Идея представительства, т.е. выборов в органы власти.
  2. Родственные связи
  3. Профессионализм
  4. Территориальность

Бюрократия – это социально-профессиональная группа, специализирующаяся на управлении и монополизирующая властные функции в своих интересах.

Вебер. Теория рациональной бюрократии. Ее смысл в том, что:

  1. Этот инструмент исключительно эффективный. Он распределяет все функции управленческого механизма по кирпичикам.
  2. Строгая соподчиненность меньшинства большинству.
  3. Безличность отношений. Особый стиль. Бюрократия это еще и стиль управления.

В 1715 году в центральном и местном бюрократическом аппарате было 5300 человек, а в 1721 году их уже стало в 2 раза больше.

Существуют ли формы контроля за бюрократией?

Принято разделять формы контроля на внутренние и внешние (общественное мнение, группы интересов).

Форма контроля зависит от политического руководства.

Парламент остается одной из форм контроля.

Общественный контроль

Внешние функции

Корпоративная этика

Политическое лидерство – это феномен власти. Это политические отношения. Но этот феномен, имеет свою специфику, он формирует власть сверху вниз. Это может быть отдельный человек, так и какая-то группа.

Типы лидерства, типология лидерства (есть в учебнике).

Политический конфликт

  1. Понятие, структура, формы проявления и функции политического конфликта
  2. Основные стратегии проявления политического конфликта.
  3. Технологии разрешения политического конфликта.
  4. Методики исследования политического конфликта.

Конфликт - противоборство, противостояние двух или более субъектов взаимодействия по поводу потребностей, интересов, ценностей.

Политический конфликт – это противоборство двух или более субъектов политических отношений по поводу потребностей, интересов и ценностей, касающихся политических полномочий(?).

Структура политического конфликта:

  1. Субъекты политического конфликта
  2. Объект политических отношений (например, какой-либо закон)
  3. Предмет
  4. Повод, который является толчком для развития конфликтной ситуации.

Субъектом политического конфликта могут быть:

Политические лидеры

Политические институты

Политические организации

Функции стабилизации политической системы:

  1. Сглаживание напряженности
  2. Распределение
  3. Регулирование
  4. Реагирование
  5. Символизация (или сигнализация)

Порог толерантности.

Международные конфликты – это внешние конфликты. Внутренние конфликты имеют свои особенности. Он может развиваться по горизонтали, в отдельных институтах. Так и по вертикали, может быть конфликт, который приведет к кризису.

Конфликт публичен. Но есть и латентные конфликты.

Функции политического конфликта:

Положительные:

1) Один из клапанов для выпуска паров социальной напряженности

2) Эффективное развитие, а не привести к краху

3) Интегративная функция. Подключение социальной базы.

4) Омолаживающие действие на политическую систему

Но конфликт может привести к системному кризису.

Существуют следующие виды стратегий.



Просмотров