Социальная работа с пожилыми. Социальные практики работы с пожилыми людьми

Среди различных групп населения в современной России остро нуждающихся наряду с материально - экономической поддержкой в социально - психологической помощи, выделяются, пожилые и инвалиды. Это наиболее социально уязвимые, слабозащищенные слои населения.
В настоящее время в России существует сеть домов - интернатов, в которые принимаются пожилые (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет, которые не имеют трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. Работа с данными группами требует от персонала домов - интернатов, в особенности, от социальных работников хорошей психологической подготовки.
Как уже отмечалось, важнейшим условием эффективности применения психотехнологий в практической социальной работе с теми или иными группами населения, нуждающимися в социально - психологической помощи, является, достаточно глубокое понимание и учет их социально - психологических и личностных особенностей. Поэтому, приступая к работе с пожилыми социальный работник должен учитывать, что в старческом возрасте появляется много «болячек», которые вызваны во многом объективно самой по себе психологической перестройкой личности. В этом периоде у человека снижается жизненный тонус, возникает (или усиливается) пессимистический настрой в связи с осознанием неизбежного конца. Существенное значение при этом играют особенности темперамента, характера, экстра - интровертированность психики человека и т.п. Так, у лиц, склонных к самоанализу, к самокопанию и т.д. психическая перестройка происходит сложнее, острее, болезненней. «Уход в себя» нередко становится «уходом в болезнь». На фоне психофизиологических, органических и функциональных изменений (нарушения памяти, внимания, психомоторной деятельности, ориентировки и т.д.), в целом ухудшением адаптационных процессов у пожилых людей происходят негативные изменения психологического, духовного склада личности. Акцентируются некоторые черты характера: например, бережливость трансформируется в скупость, недоверчивость в подозрительность. Возникает ригидность, нетерпимость, консерватизм, неприятие нового при одновременной переоценке прошлого, склонности к нравоучительству и т.п.
Исследование пожилых, поступающих в дома - интернаты свидетельствуют о развитии у них дезадаптационных процессов. Сам по себе переход из домашних условий в «казенный дом», воспринимающийся и переживающийся как последний этап перед уходом из жизни, смена старого привычного домашнего окружения новым (персоналом, часто нежелательными соседями и т.п.) может привести к психическим расстройствам. Согласно исследованиям, дезадаптационные реакции обнаружены у 43,5 % лиц, помещенных в дома - интернаты и выражаются в разных формах клиники: невротические состояния (36.5%), депрессивные реакции (слезливость, повышенная тревожность и пр.), психопатоподобные реакции (гневливость, склонность к конфликтам, недовольство персоналом, обида на родных и пр.). Формы дезадаптационных реакций во многом зависят от особенностей темперамента и характера. Так, изучение данной группы пожилых показало, что большая часть дезадаптационных процессов обнаружена у эмоционально - лабильных лиц (66.9%).
Отмеченные психологические особенности поведения пожилых требуют определенных соответствующих направлений и форм социально - психологической работы с ними. Важным направлением в этой работе является благополучное прохождение пожилыми социально - психологической адаптации в доме - интернате, включающей три основных этапа: 1) пребывание пожилых, поступивших в дом - интернат, в приемно - карантинном отделении; 2) расселение их для проживания в доме - интернате; 3) 6-месячное пребывание в этом учреждении, после чего пожилые должны решить вопрос, оставаться в нем или нет. Задача социального работника на первом этапе - снизить состояние неуверенности, тревожности у пожилых, оказавшихся в «казенном доме». Для этого необходимо дать клиентам достаточно полную информацию о жизни в доме - интернате (через стенды, альбомы с фотографиями и т.п., отражающими образ жизни, формы досуга и пр.), выяснить во время индивидуальных бесед причины поступления в интернат, ознакомить людей с условиями их будущей жизни, распорядком, функциями и т.д. После 2-х недельного пребывания в приемно - карантинном отделении пожилые переводятся на постоянное место жительства. Сложность проблемы совместимости людей в процессе проживания в одной комнате, требует учета индивидуальных психологических особенностей соседей. Так, следует избегать селить вместе лиц, являющихся по своей натуре лидерами. Более здорового соседа нужно научить общаться с более немощным и т.д.
В целом социальный работник вместе с другими работниками интерната должен создать благоприятный социально - психологический микроклимат, обеспечить по мере возможности трудовую занятость пациентов, содержательный досуг, сформировать микросоциальные группы по интересам, активно развивать навыки общения и т.д. Весь комплекс данных форм работы с пожилыми, выражающий терапию средой ведет к их более успешной социально - психологической адаптации и реабилитации.
Отметим некоторые особенности социально - психологической работы с инвалидами, находящимися в домах - интернатах. Согласно «Декларации о правах инвалидов», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1971г. инвалидом признается лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу наличия врожденных или приобретенных недостатков и нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности инвалидов выражается в полной или частичной утрате ими способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.
Начиная работу с инвалидами, социальный работник должен узнать о причине инвалидности. Согласно исследованиям в стационаре доминируют инвалиды с детства (64.8%). Основную группу составляют (83.3%) инвалиды с последствиями поражения центральной нервной системы (остаточные явления детского церебрального паралича, полиемиелита, энцифалита, травм спинного мозга и т.п.) Часть из инвалидов нуждается в постоянном уходе (81%), часть передвигается с помощью костылей или кресел - колясок (50.4%), другие передвигаются самостоятельно. Согласно тем же исследованиям, 10.9% инвалидов не могут обслуживать себя, 33.4% обслуживают себя частично. В ходе работы с инвалидами, особенно молодыми, также, как и с пожилыми людьми, необходимо понимать и учитывать их психологические особенности. В частности, в отличие от пожилых с относительно ограниченными потребностями, молодые инвалиды стремятся получить образование, профессию и трудоустроиться, удовлетворить потребности в создании семьи, в разнообразном досуге, в спорте и т.д. Вместе с тем, в сравнении со здоровыми для инвалидов характерен низкий уровень групповой сплоченности, недостаточная сформированность социально - значимых целей, дефицит информации, ограниченность социальных связей и контактов (слепые, глухие и т.п.) и отсюда обедненность социального опыта. Все эти особенности диктуют необходимость использования самых разнообразных форм и методов работы с этой группой населения. К ним относятся создание соответствующих условий жизни в интернате, проведение терапии средой, трудом, бытом, вовлечение молодых индивидов в спортивные мероприятия, обучение возможным профессиям и т.д.
Разрабатывая план мероприятий, в ходе анкетирования, интервью, бесед, социальный работник выявляет интересы молодых инвалидов, их запросы, пожелания. После проведения тех или иных мероприятий следует изучить их влияние на эмоциональную сферу, в целом на поведение инвалидов, выявить общность в интересах, увлечениях, стремлениях. С целью развития коммуникативных способностей, усиления сплоченности важно выявить в группе лидеров с положительной ориентацией, через которых можно влиять на других членов группы. Поскольку уровень и темпы социально - психологической адаптации молодых инвалидов часто зависит от «привязанности» к своей болезни (отсюда подавленность «уход в болезнь» и т.п.), поэтому социальный работник должен выступать как психотерапевт - использовать методы отвлечения от пессимистических грустных мыслей и чувств и переключения умонастроения в позитивное русло.
Понимание (в необходимых пределах) и учет психофизиологических особенностей, изменений личностного плана особенно важны в процессе работы с психическими больными и инвалидами, находящимися в психоневрологических интернатах. В зависимости от степени изменений психики, умственной отсталости, нарушений эмоциональной сферы и пр. (олигофрения в разных формах, шизофрения и т.п.) социально - психологическая реабилитация этой категории инвалидов требует применения специфических форм и методов социальной работы. При психических заболеваниях в отличие от других значительно нарушаются социальные связи и отношения —заболевает не какой-то орган, а в целом личность. Поэтому реабилитация психически больных выступает, прежде всего, как их ресоциализация. Коррекция личностных реакций происходит в зависимости от успеха «основного» комплекса мер по восстановлению (реституции) или компенсации нарушенных функций. С этим связана специфика основных этапов социально - психологической реабилитации психически больных. В психиатрической литературе выделяется 3 основных этапа реабилитации:
1) Восстановительный - т.е. восстановительная терапия как средство достижения реадаптации и реабилитации. Основная задача на этом этапе - предотвращение формирования психических нарушений, в частности, явления госпитализма, т.е. нивелировки индивидуальных особенностей личности в итоге нахождения пациента в общих однообразных условиях стационара, отрыва от внешних социальных связей и т.п. Медикоментозные средства лечения здесь должны сочетаться с психосоциальными методами (терапия средой, занятость позитивными формами деятельности, психотерапия, лечебная физкультура и т.д.).
2) Реадаптационный - т.е. терапия больных, имеющая целью приспособление их в той или иной степени к условиям внешней среды. Основными здесь являются психосоциальные методы воздействия, стимулирующие социальную активность больных. Важнейшее значение имеет трудовая терапия, обучение или переобучение новой профессии, а также специальная педагогическая (воспитательная) психотерапевтическая работа, проводимая с больными и их родственниками (обучение «умению жить», «умению работать», «умению общаться с людьми»).
Важную роль играет общение больных со здоровыми, лечение занятостью, культтерапия, лечебная физкультура. Биологическое лечение ограничивается здесь приемом поддерживающих доз психотропных препаратов.
3) Реабилитационный (т.е. реабилитация в собственном смысле) - восстановление больного в правах, его индивидуальной и общественной ценности, прежних социальных связей, помощь в трудоустройстве и быту. Реабилитация на этом этапе проходит во внебольничных условиях (надомный труд, работа в лечебно - производственных мастерских, специальных цехах или на обычном предприятии).
Наряду со стационарными формами важное значение в социально - психологической работе с пожилыми и инвалидами имеет надомное обслуживание. Основными его организационными формами являются отделения социальной помощи на дому, отделения специализированной социальной помощи на дому, служба срочной социальной помощи, отделения дневного пребывания и др. В процессе психосоциальной работы социальный работник использует здесь многообразные формы деятельности: выявляет и помогает в организации нуждающихся пожилых и инвалидов в прикреплении к центрам социального обслуживания, способствует реализации льгот инвалидам, выявляет структуру семьи (полная, неполная, наличие одиноких и т.д.), оказывает помощь в восстановлении связей инвалидов с трудовыми коллективами, в ряде случаев помогает гасить внутрисемейные конфликты (с учетом всей деликатности этой сферы быта), оказывает помощь в организации медицинского обслуживания (вызов участкового врача, узких специалистов), помогает пожилым и инвалидам в социально - бытовых вопросах (в использовании услуг прачечной, химчистки и т.д., в уборке квартиры, доставке продуктов и медикаментов и т.д.).
В целом вся эта многообразная деятельность социальных работников имеет целью оказать данным группам населения социально - организационную помощь, морально - психологическую поддержку и тем самым улучшить их социально - психологическую адаптацию.

Социальные практики работы с пожилыми людьми

Если бы не было необходимости общаться каждый день, пожилые люди с потерей слуха не имели бы проблем. Елене Келлеру приписывают, что слепота сокращает нас от вещей, но глухота отрубает нас от людей. Значительное влияние потери слуха на общение и взаимодействие с другими людьми иногда не признается практиками здравоохранения.

Борьба с потерей слуха отличается от других недостатков тем, что это невидимый гандикап. Реакции или поведения, связанные с потерей слуха, могут быть не очевидны, и даже вид слухового аппарата не гарантирует признание инвалидности. Днем жизни пожилого взрослого человека с нарушениями слуха может быть борьба со следующим.

ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ 5
§ 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ 10
§ 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Введение

Социальные и экономические реалии указывают на необходимость поддержки со стороны государства такой категории населения, как пожилые люди, так как они находятся на таком этапе своей жизни, когда требуют особого внимания, поддержки и защиты.
Демографическая ситуация большинства стран мира, в том числе и России, характеризуется увеличением доли людей пожилого возраста в социальной структуре населения. Прогрессирующий процесс старения нации заставляет общество быстро приспосабливаться к социально-экономическим реалиям и искать способы уменьшения негативного воздействия изменения возрастной структуры населения на социально-экономическое развитие страны. Успешная адаптация пожилых людей к новым социальным условиям предусматривает безболезненный переход в новую социальную группу и их социальную активность.
Согласно данным международной статистики, сегодня возраст каждого десятого жителя Земли составляет 60 и более лет. К 2050 году каждый пятый станет шестидесятилетним, а до 2150 - одна треть мирового населения достигнет этого возраста. Результаты исследований института демографии свидетельствуют о том, что лишь 1% пожилых людей являются практически здоровыми, у них отсутствуют хронические заболевания. Каждый пятый из тех, кому за 60 лет, живет один, а каждый десятый - не может сам себя обслуживать. 5-6% пенсионеров - это люди, прикованные к постели. Поэтому одной из главных современных задач общества является создание условий достойной жизни пожилым людям. Переход на новые принципы развития и пересмотр системы ценностей, присущих стране, вносят коррективы в жизнь всех поколений, включая старшего. Изменение социального статуса пожилого человека, возникшая, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией целостных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных осложнений как в социально - бытовой, так и в психической адаптации к новым условиям, диктует необходимость отработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.
Спецификой социальной работы с пожилыми людьми занимаются многие ученые, среди которых можно назвать Примак Ю. А., Гизатова И. А., которые в своих исследованиях изучают жизнедеятельность людей пожилого возраста в течение всей жизни, описывают преклонный возраст как социальную проблему, анализируют отношение к данной возрастной группе в обществе, семье и близком окружении, освещает основные проблемы, с которыми сталкиваются лица данного возрастного слоя; В. М. Мошенника, который исследует теории старости и принципы социальной работы с пожилыми людьми; Байгулову Р.Р., которая исследует уровни, на которых осуществляется социальная работа с пожилыми людьми и принципы этой деятельности; А. И. Капскую, анализирующий социальную защиту пожилых людей и направления его осуществления и др.
Главная цель работы - раскрыть специфику социальной работы с пожилыми людьми.
Задачи:
 специфику социальной работы с пожилыми людьми
 исследовать современные тенденции применения принципов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.

Просмотров