Разделение властей. Общая характеристика законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Понятие и сущность принципа разделения властей

Разделение властей является основным принципом организации и деятельности государственного аппарата в условиях демократического, правового государства. Разделение государственной власти не может быть сведен к разделению труда по управлению обществом. Последний возникает вместе с появлением государственного аппарата и предполагает специализацию его работников, осуществления ими нормотворческой, исполнительной или судебной деятельности, каждая из которых требует специфических способностей и навыков.

Разделение государственной власти имеет глубокий демократический смысл, поскольку он в конце концов направлен на недопущение концентрации государственной власти в руках одного человека, органа или класса, невозможным произвола, обеспечения политической свободы. В этом смысле разделение властей является не только принципом организации и деятельности государственного аппарата, но и одной из важнейших основ демократического правления.

Благодаря разделению власти обеспечиваются ограничения государственной власти, ее функционирования в правовых рамках.

Разделение властей как принцип организации и функционирования государственного аппарата предусматривает розмезкування полномочий между тремя ветвями - законодательной, исполнительной и судебной, а также создание механизма сдержек и противовесов.

Согласно этому механизму законодательная власть сдерживает исполнительную, поскольку последняя не может выходить за пределы принятых парламентом законов. Парламент формирует или принимает участие в формировании правительства, осуществляет контроль за его деятельностью. В свою очередь, исполнительная власть наделяется правами законодательной инициативы, может применять вето в отношении законов, принятых парламентом. Органы судебной власти защищают человека от противоправных действий со стороны государственных органов. Кроме того, Конституционный Суд может сдерживать как законодательную, так и исполнительную ветви власти путем признания их актов неконституционными, что влечет за собой прекращение их действия.

Законодательная власть - это ветвь государственной власти, которая имеет исключительные полномочия на принятие законов. Органом законодательной упади является парламент (Великобритания - Парламент, США - Конгресс, Украина - Верховная Рада). Основной функцией этой ветви власти законодательное регулирование общественных отношений. Так, согласно Конституции Украины Верховная Рада Украины является единственным законодательным органом Украины.

Кроме того, Верховная Рада Украины выполняет другие функции. Представительская функция обусловлена тем, что именно этот орган наиболее полно отражает политические настроения и ожидания в обществе, представляет их на уровне законодательной деятельности. Установочная функция заключается в том, что парламент формирует или принимает участие в формировании правительства, избираемых или утверждаемых на должностях руководителей высших органов государственной власти. Контрольная функция характеризуется тем, что парламент осуществляет контроль за деятельностью подотчетных ему органов (правительства, министерств, ведомств). Особая значимость деятельности парламента об утверждении бюджета, а также контроля за его выполнением предусматривает акцентирование на его финансовой (бюджетной) функции.

Исполнительная власть - это ветвь государственной власти, которая обеспечивает выполнение законов, проводит внутреннюю и внешнюю политику государства. Исполнительная власть осуществляется правительством (в Италии - Совет Министров, в Российской Федерации - Правительство, в Украине - Кабинет Министров), а также другими центральными и местными органами (министерства, агентства, местные государственные администрации).

Основной функцией этой ветви является обеспечение выполнения законов. Кроме того, исполнительная власть осуществляет функцию подзаконного регулирования общественных отношений, согласно которой высшие органы исполнительной власти наделены полномочиями принимать подзаконные нормативно-правовые акты. Например, Кабинет Министров Украины принимает на основе Конституции и законов Украины постановления.

Судебная власть - это ветвь государственной власти, имеет исключительные полномочия на осуществление правосудия. Основной ее функцией является отправление правосудия, то есть деятельность по рассмотрению и решению различных категорий дел в установленном законом процессуальном порядке. Кроме того, суд осуществляет функцию защиты прав человека, а также контрольную функцию за соблюдением законодательства при проведении досудово- го расследования.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.

Характеристики принципа разделения властей:

1) разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную , исполнительную и судебную . В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют:

во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов;

во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов;

в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти.

Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;

2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;

3) система сдержек и противовесов . Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например:

Право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;

Право Президента РФ распускать Государственную Думу;

Право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.;

4) единство государственной власти . Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению.

Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

1) Президент РФ;

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство РФ;

4) суды Российской Федерации.

В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.

Отличительной особенностью разделения властей в российской системе государственной власти является его несбалансированность, нарушенность системы сдержек и противовесов. Прежде всего это связано с неопределенным местом Президента РФ в системе разделения властей. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой статьи закрепляет, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти положения свидетельствуют о том, что Президент РФ занимает положение как бы «над» всеми тремя ветвями власти, координируя их деятельность и выступая в роли «всеобщего противовеса» в системе разделения властей. Во-вторых, с другой стороны, Президент РФ фактически является главой исполнительной власти. Согласно ч.З ст. 80 Конституции РФ он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (подзаконный характер деятельности Президента РФ говорит об исполнительной природе осуществляемых им функций). Кроме того, Президент РФ обладает обширными полномочиями по отношению к Правительству РФ: он вправе назначать и освобождать от должности министров, отправлять правительство в отставку. В-третьих, Президент РФ имеет право издавать указы, содержащие нормы права. Статья 90 Конституции РФ требует, чтобы указы Президента РФ не противоречили Конституции РФ и федеральным законам. Однако федеральные законы приняты еще не по всем вопросам, требующим правового, регулирования. В этом случае указы Президента РФ являются единственным источником правовых норм и фактически выступают в роли закона.

Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по своей сути едина и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник - общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся ее полнота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Правда, полновластными могут быть и выборные органы (таковыми, например, считались Советы народных депутатов СССР).

Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; в) «ос-вобозедает» от борьбы с другими органами за объем властных полномочий и т.д. Этот принцип находил поддержку у видных мыслителей. Гегель, например, писал: «Государственная власть должна быть сосредоточена в одном центре, который принимает необходимые решения и в качестве правительства следит за проведением их в жизнь».

И все же сосредоточение всей полноты власти в одном органе чревато неустранимыми недостатками и пороками. Всевластные органы становятся совершенно бесконтрольными, они могут выйти и из-под контроля властвующего субъекта (первоисточника власти). При такой организации государственной власти открывается простор для установления и функционирования диктаторских и тиранических режимов.

Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статута и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей, над разработкой которого трудились многие ученые, но осооая заслуга здесь принадлежит Ш. Монтескье.

Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдер-жек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Как писал Ш. Монтескье, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»

Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.

Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение-исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила - чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.

Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он - ароитр в спорах о праве.

Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа неизоежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каиедый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему - создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.

Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др.

Поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства. Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее источником в РФ является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций между различными государственными органами: законодательными, исполнительными и судебными.

Конституционный принцип, в соот с которым "государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную" (ст. 10 Конституции РФ), предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти. В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограничений получила название системы "сдержек и противовесов" и в той или иной мере применяется в большинстве демократических государств.

На федеральном уровне система разделения властей выглядит следующим образом: законодательная власть Федеральное Собрание РФ, исполнительная власть - Президент РФ (с вышеназванными оговорками), Правительство РФ, судебная власть - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ.

На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, структура и компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно, с учётом положения ст. 71, 72 Конституции

Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Дж. Локком и Ш. Монтескье , заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).

Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и сдерживающей другие, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.


Однако разделение властей не может быть абсолютным. Все ветви власти должны действовать скоординировано, добиваясь разрешения общих проблем. Их равновесие следует поддерживать специальными организационно-правовыми мерами (система «сдержек» и «противовесов»), которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. Они, гарантируя независимость одной власти от другой, устанавливают возможность их взаимного контроля.

Законодательная власть формируется непосредственно народом и устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни. находится под контролем народа и специальных контролирующих органов (конституционный суд), с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции. Обладая представительными, законодательными, контрольными и учредительными полномочиями, парламент направляет свою основную деятельность на: принятие законов; утверждение бюджета и контроль за его осуществлением; контроль за деятельностью правительства.

Исполнительная власть в лице своих органов (прежде всего правительства) занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе и осуществляться в рамках закона. В то же время, выполняя свое назначение, исполнительная власть осуществляет и распорядительные функции путем принятия подзаконных актов и осуществления организаторских действий.

Судебная власть , как особая разновидность государственной власти, представлена деятельностью специально уполномоченных на то судебных органов в лице судей, присяжных и арбитражных заседателей, осуществляющих правосудие и выполняющих функции, связанные с защитой и обеспечением интересов всех субъектов права.

важнейший принцип функционирования политической власти в правовом государстве, исключающий возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в руках одного человека или господствующей группы (органа власти).

Отличное определение

Неполное определение ↓

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

Принципом разделения властей предусматривается выполнение каждой ветвью государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) собственного четко определенного набора функций, их автономность в отношениях друг с другом и наличие собственного персонала, не имеющего отношения к работе двух других ветвей власти. Сторонником принципа был барон Монтескье (1689–1755), который в своей работе «О духе законов» (1748) исследовал пути, способные обезопасить от возникновения тирании, и утверждал, что наиболее эффективным способом является не концентрация всех властных полномочий в руках исполнительной власти, а их распределение по трем ветвям власти.

Принцип лег в основу конституции Соединенных Штатов, в которой четко изложены функции и структура трех ветвей власти.

Одним из гарантов декларируемой конституцией США независимости властей служит статья, запрещающая президенту быть одновременно членом конгресса.

Между тем проблема, которая возникла бы в случае неукоснительного соблюдения принципа разделения властей, заключалась бы в том, что каждая ветвь была бы подотчетна только самой себе. В результате в отсутствие сдерживающих факторов каждая могла бы творить произвол (то есть действовать неразумно или деспотично). Во избежание такой ситуации в американской конституции предусмотрен механизм фрагментации политической власти посредством системы сдержек и противовесов, предполагающий надзор над выполняемыми каждой из ветвей власти ключевыми функциями и операциями со стороны двух других ветвей. Так, право президента назначать членов исполнительной ветви власти ограничено требованием обязательного предварительного одобрения (утверждения) кандидатов на высшие посты сенатом. Принцип распространяется и на взаимные отношения структур внутри ветвей власти, и в случае с конгрессом каждая из его палат ограничена в своих действиях другой палатой.

см. также : средневековая теория политики). Большинство мыслителей соглашалось с разделением власти между государством и Церковью. Однако убедительных аргументов в пользу превосходства одной из ветвей власти над другой не выдвигалось. Сторонники превосходства государства были вынуждены считаться с тем, что королям даровалась божественная власть, а Церковь претендовала на право отлучать королей от Церкви (что и произошло с английским королем Иоанном ). Тем же, кто ставил Церковь выше государства, приходилось разъяснять заповедь Иисуса: "Воздай Кесарю Кесарево, а Божье Богу". Таким образом, в средневековой Европе произошло разделение властей de facto. Идея разделения властей возродилась в XVII в. как реакция на возобновившиеся притязания монархов на Божественное право и абсолютный суверенитет (см .: Filmer – Филмер, Hobbes – Гоббс). Локк (Lock) различал исполнительную, законодательную и федеративную (ведавшую внешней политикой) власти, хотя и не считал, что каждая существует в отдельности. Он ориентировался на английскую систему, при которой исполнительная власть (executive) пополнялась (по крайней мере частично) за счет перехода в нее членов законодательной власти (legislature) и была (во всяком случае, в финансовом отношении) подотчетна ей. Монтескье (Montesqueu) развил эти представления в полновесную теорию разделения законодательной, исполнительной и судебной власти (основанную, как об этом часто говорят, на непонимании английской политической жизни). От него принцип разделения властей попал в Конституцию США, его обоснования содержались в "Федералисте" ("Federalist Papers"). Система сдержек и противовесов американской управленческой машины включает в себя разделение как по вертикали – между исполнительной (президент), законодательной (Конгресс из двух палат, каждая из которых играет роль сдерживающих механизмов и противовесов по отношению к другой) и судебной (федеральные суды) властями, так и по горизонтали – между правительствами страны и штатов. Сторонники разделения властей утверждают, что это необходимо для борьбы с тиранией, в т.ч. и тиранией большинства (tyranny of the majority). Противники доказывают, что суверенитет кому-то должен принадлежать и что лучше, и видимо демократичнее, гарантировать его постоянную принадлежность одной структуре (например, парламенту).

Отличное определение

Неполное определение ↓

) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances ). Практическое воплощение этой системы получила мощный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона (1803), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных актов.

Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти.

Содержание и значение принципа разделения властей

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства .

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд , но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

Принцип разделения властей в законодательстве разных стран

Германия

Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что система государственных органов власти делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения и решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.

  • Законодательная власть. Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и полномочны большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель - ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель.
  • Федеральный президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и равного числа членов, избираемых народными представительствами земель, сроком на пять лет. Избрание вновь на следующих выборах допускается только один раз. Федеральный президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях. Исполнительные функции президента. Федеральный президент издает предписания и распоряжения, для действенности которых необходима их контрассигнация Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром. Федеральный президент назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников и офицеров. Федеральные министры назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению Федерального канцлера.
  • Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством , во главе сфедеральным канцлером , который избирается без прений Бундестагом по предложению Федерального президента. Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несет за них ответственность. При расхождении мнений федеральных министров решает Федеральное правительство. В случае недоверия, выраженного бундестагом канцлеру, президент назначает канцлера, избранного бундестагом. Канцлер может ходатайствовать о доверии. Если доверие не одобрено большинством членов Бундестага, то в течение 21 дня президент может распустить Бундестаг по предложению канцлера. Если избран новый канцлер, право роспуска утрачивается. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр земли или бургомистр города-земли (в Гамбурге и Бремене). Федеральной и земельными администрациями руководят министры , которые стоят во главе административных органов.
  • Судебная власть. Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции . Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд в Карлсруэ , Федеральный административный суд в Лейпциге , Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене . Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

Индия

Российская Федерация

Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве

Схема власти в Российской Федерации

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ , Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации , суды Российской Федерации.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.

Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Хотя формально Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.

Согласно одной точке зрения, президент рассматривается только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий «над всеми ветвями» власти, является четвертой ветвью власти - "президентской". Но это противоречит статье 10 Конституции Российской Федерации, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов.

Действительно, у Президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие Президента РФ вне обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, противоречит закрепленному принципу разделения властей.

Согласно третьей точке зрения Президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства.

Обязанности президента - назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами - являются функциями исполнительной власти.

В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти . Правительство "осуществляет исполнительную власть в РФ". "Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства."

По закону "О Правительстве" правительство - высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

Государственные органы исполнительной власти, функции которых определены в конституции

Кроме президента, в конституции указаны и другие органы исполнительной власти, функции которых не перечислены среди функций правительства:

  • Администрация Президента РФ - обеспечивает деятельность Президента РФ;
  • Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах - представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;
  • Органы прокуратуры РФ - генеральный прокурор назначается Советом Федерации - осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением действующих законов;
  • Центральный банк РФ - председатель Центрального банка назначается Государственной Думой - основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти - защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • Центральная избирательная комиссия РФ - проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;
  • Счётная палата РФ - половина состава и председатель назначается Государственной Думой, половина - Советом Федерации, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;
  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
  • другие федеральные органы.

Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Франция

  • Президент Республики. Избирается всеобщим голосованием сроком на пять лет. Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров. Президент ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их. Исполнительные функции. Председательствует на заседаниях правительства. Президент назначает премьер-министра, прекращает исполнение его функций по заявлению последнего об отставке правительства. По представлению премьер-министра президент назначает других членов правительства и прекращает их полномочия. Может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров. Назначает на гражданские и военные государственные должности. Президент является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.
  • Исполнительная власть. Правительство определяет и проводит политику нации. Оно ответственно перед парламентом на условиях и в соответствии с процедурами. Премьер-министр руководит деятельностью правительства. В исключительных случаях он может по специальному поручению замещать президента в качестве председателя на заседаниях совета министров с определенной повесткой дня.
  • Законодательная власть принадлежит Парламенту , включающему в себя две палаты - Сенат и Национальное собрание . Парламент собирается на внеочередную сессию по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания по определенной повестке дня. Внеочередные сессии открываются и закрываются декретом президента.
  • Судебная власть. Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи - несменяемы. Судебная система Франции многоступенчата, и её можно разделить на две ветви - саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат. При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды.

Примечания

См. также

Литература

Диссертационные исследования

  • Болдырева Р. С. Разделение властей. Теоретико-правовые аспекты: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 1998. - 164 с.
  • Бурковская В. А. Разделение властей в условиях развития федерализма в современной России: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02. - Орёл, 2006. - 206 с.
  • Бушуев И. И. Разделение властей в федеративном государстве: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 1997. - 224 с.
  • Ишеков К. А. Конституционный принцип разделения властей в субъектах Российской Федерации: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.02. - Саратов, 2004. - 202 с.
  • Краюшкина С. В. Принцип разделения властей и его реализация в современной России:дисс... канд. политич. наук: 22.00.05. - М.,1998. - 205 с.
  • Кузнецов И. И. Разделение властей в современной России. Динамика модели переходного периода: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02. - Саратов, 1999. - 205 с.
  • Мандрыка Е. В. Реализация принципа разделения властей в России и в Украине: сравнительно-правовое исследование: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.02. - СПб, 2006. - 230 с.
  • Матюшин М. Н. Разделение властей как фактор построения правового государства в России: дисс… канд. социолог. наук: 22.00.05. - Ярославль, 2000. - 212 с.
  • Прокошенкова Е. Е. Разделение властей как принцип механизма осуществления государственной власти в Российской Федерации: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 2003. - 194 с.

Книги

  • Агабеков Г. Б. Концепция разделения властей: история и современность. Науч.-аналит. обзор. - М.: ИНИОН, 1992. - 54 с.
  • Баренбойм П. Д. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера: Учеб. пособие. - М.: РОССПЭН, 2003. - 285 с. - ISBN 5-8243-0452-1
  • Баренбойм П. Д. Дух Конституции России и восточное происхождение «западной» доктрины разделения властей / «Правовая реформа. Судебная реформа. Конституционная экономика», сборник статей, М., 2004 - ISBN 5-89194-171-6
  • Барнашов А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение / Под ред. А. И. Кима. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та им. В. В. Куйбышева, 1988. - 100 с.
  • Бельский К. С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении (Политологические аспекты): Учеб. пособие. - М.: Всесоюз. юрид. заоч. ин-т, 1990. - 167 с.
  • Козырев А. А. Принцип разделения и взаимодействия властей в субъектах Российской Федерации. - М.: Российская академия социальных наук, 2001. - 45 с. - ISBN 5-9421-001-10
  • Лузин В. В. Принцип разделения властей как основа конституционализма: Сравнительное исследование на примере США, Великобритании и Франции. - Н. Новгород, 1997. - 178 с.
  • Мишин А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. - М.: Наука, 1984. - 190 с.
  • Разделение властей и парламентаризм / Редкол.: Глушко Е. К. и др. - М.: Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, 1992. - 126 с.
  • Тарбер Дж., Мези М., Пфиффнер Д. и др. Разделённая демократия: Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом / Пер. с англ.; Под общ. ред. Дж. Тарбера. - М.: Прогресс; Универс, 1994. - 413 с. - ISBN 5-01-004056-5
  • Чеботарев Г. Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997. - 217 с - ISBN 5-88081-054-2
  • Шевцов В. С. Разделение властей в Российской Федерации. - М.: ПолиграфОпт, 2004. - 399 c. - ISBN 5-98553-013-2
  • Энтин Л. М. Разделение властей: Опыт современных государств. - М.: Юрид. лит., 1995. - 174 с. - ISBN 5-7260-0776-X
  • Barenboim, Peter Biblical Roots of Separation of Powers. - Moscow: Letny Sad, 2005 . ISBN 5-94381-123-0 , http://lccn.loc.gov/2006400578
  • David Epstein, Sharyn O’Halloran. Delegating powers: a transaction cost politics approach to policy making under separate powers. - Cambridge: Cambridge univ. press, 1999. - 319 p. - ISBN 0-521-66020-3222

Ссылки

  • Текст Конституции Российской Федерации на официальном сайте Президента России


Просмотров