Присоединение следственного комитета к прокуратуре. Прокуратуре возвратят уголовные дела

На днях в СМИ появилась информация о возможности масштабного реформирования всей системы правоохранительных органов России. И если слухи о создании единого ведомства на базе ФСБ, СВР и ФСО хоть и муссировались журналистами, но никаких конкретных подтверждений долгое время не находили, то предпосылки к "видоизменению" следственной деятельности в России явно просматривались уже несколько месяцев.

Давайте вспомним, зачем создавался, чего достиг и какие допустил огрехи за время своего существования Следственный комитет РФ.

Ведомственная принадлежность следствия служила "яблоком раздора" среди силовиков еще в советские времена. Предпосылки для "трехведомственной" структуры следствия были созданы еще при Иосифе Сталине, когда тот по инициативе Виктора Абакумова дал добро на создание следственного аппарата милиции (переданной на несколько лет из МВД в МГБ). После смерти Сталина и разделения МВД и КГБ в отдельные структуры, такое положение дел было закреплено. На некоторое время в конце 1950-х "одеяло перетянула" на себя прокуратура, попытавшаяся максимально сконцентрировать следствие в своих руках, но очень скоро ее руководство убедилось в нерациональности такого подхода, и в 1960-е все вернулось на круги своя.

К рассмотрению вопроса создания "единого следственного органа" вернулись уже в конце 1980-х - начале 1990-х. Однако путь к его формированию оказался долгим. В 2007 году благодаря внесению изменений в УПК РФ следственный аппарат прокуратуры стал относительно независим. И лишь в 2011 году бывшее "следствие прокуратуры" превратилось в полностью самостоятельное ведомство. Его возглавил Александр Бастрыкин , человек с опытом работы в органах МВД и прокуратуры и с огромным научно-педагогическим стажем в правовой сфере.

Настоящим символом Следственного комитета в общественном сознании стал его спикер Владимир Маркин , который вместо службы по связям с общественностью со строгими сухими пресс-релизами советского образца, создал современный PR-центр, информационная продукция которого пользовалась огромным спросом в СМИ. Благодаря Владимиру Маркину Следственный комитет доказал, что государственный орган может быть по-настоящему интересным.

Изначально СК РФ позиционировал себя, как ведомство "рыцарей без страха и упрека", профессионалов, способных разгадать любую загадку, беспристрастных людей с чистыми руками. Репутацию Следственного комитета поддерживала его работа по громким коррупционным делам в отношении чиновников-"небожителей", к которым долго не мог никто подступиться.

Речь идет в частности об экс-губернатора Сахалина Александре Хорошавине , экс-главе Коми Вячеславе Гайзере и бывшем Кировском губернаторе Никите Белых . А также о заместителях губернаторов Челябинской и Новгородской областей, Приморского края, многочисленных руководителях региональных учреждений и ведомств.

В 2012 году именно Следственный комитет разбирался с массовыми беспорядками на Болотной площади, отталкиваясь от которых часть оппозиции пыталась организовать нечто похожее на то, что мы в 2013 - 2014 году наблюдали в Киеве.

Ну, а помимо громких дел, у СК были еще огромные пласты повседневной рутинной работы по охране закона, защите интересов государства и прав простых граждан.

Тем не менее на этом фоне имели место и неоднозначные ситуации. В 2012 году у главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина произошел странный конфликт с журналистом Сергеем Соколовым, заместителем редактора "Новой газеты". Журналисты "Новой" написали о СК и лично Александре Бастрыкине, мягко говоря, тенденциозный материал. Глава Следственного комитета вспылил и при встрече с Соколовым подверг его жесткой критике, после чего руководство "Новой газеты" заявило, что их заместителю главного редактора якобы угрожали. В конце концов обе стороны спора принесли друг другу извинения.

В 2013 - 2014 гг. в Следственном комитете произошел скандал, поставивший под сомнение процедуру отбора кадров. Старший следователь из Горно-Алтайска Александр Сатлаев, проходивший все необходимые проверки, в том числе и на полиграфе, оказался маньяком-насильником, которого суд признал виновным в четырех изнасилованиях, четырех попытках изнасилования, побоях и злоупотреблениях. Это стало первым случаем привлечения сотрудника СК к ответственности за насильственные преступления. Сатлаев был приговорен к 6 годам лишения свободы, а глава Алтайского республиканского управления СК Эдуард Ошлыков 4 январе 2014 года "по случайному стечению обстоятельств" был отправлен в отставку.

За взятку в размере 300 тысяч рублей ФСБ задержала в 2013 году замначальника отдела управления СК РФ по Ленинградской области Михаила Миронова.

Но все это меркнет на фоне событий лета 2016 года.

По делу криминального авторитета Шакро Молодого (Захария Калашова) были задержаны сразу три высокопоставленных руководителями Следственного комитета: заместитель руководителя столичного главка Следственного комитета РФ Денис Никандров, начальник службы собственной безопасности СК Михаил Максименко и его заместитель Александр Ламонов.

По информации СМИ, Никандрова задержали при получении взятки в размере одного миллиона долларов, за которые он якобы собирался "решить" вопрос с закрытием уголовного дела против Калашова, арестованного по обвинению в вымогательстве. Максименко же, по версии следствия, дал команду подчиненным не обращаться в суд с ходатайством о продлении ареста человеку Калашова Андрею Кочуйкову, который был задержан ранее по делу о перестрелке у ресторана Elements в Москве.

В средствах массовой информации можно найти массу конспирологических гипотез о противостоянии в силовых структурах. Возможно, что-то из того, что пишут журналисты и имеет смысл. В любом случае, пока не завершатся все следственные действия, о деталях дела мы вряд ли узнаем что-то новое.

Ясно одно: коррупция проникла в Следственный комитет глубоко. Репутация ведомства только играла на руку "оборотням в погонах". Понятно, что реформа ведомства стала практически неизбежна. Вопрос только в том, насколько она будет качественно проведена.

Вариант с объединением СК и прокуратуры, озвученный в "Коммерсанте", на этом фоне выглядит вполне логичным. Тем более, что с момента "развода" ведомств прошло относительно немного времени, и вряд ли реструктуризация будет слишком болезненной. В истории отечественных силовых ведомств происходили реформы и гораздо более радикальные, чем обычное восстановление статус-кво.

Следственный комитет может вернуться в состав Прокуратуры Российской Федерации. Об этом «ФедералПресс» сообщают собеседники, знакомые с ситуацией в администрации президента (АП). Источники отмечают ослабление позиций главы СК Александра Бастрыкина и говорят о необходимости в оптимизации силовых структур. Подробности - в материале «ФедералПресс».

Следственный комитет может потерять автономность. Источники «ФедералПресс» сообщают, что ведомство Александра Бастрыкина вернется под управление Прокуратуры РФ. Такой сценарий, по их словам, уже согласован в администрации президента. Как отмечают собеседники агентства, это связано с рядом факторов. Во-первых, идет ослабление позиций самого Бастрыкина на фоне его отдаления от Владимира Путина . Во-вторых, существует необходимость в оптимизации правоохранительных органов. В сентябре этого года Генпрокуратура заявила о сокращениях и приостановлении приема на вакантные должности. Как отмечают источники, латать кадровые дыры в Генпрокуратуре будут именно члены СК.

Подобные кадровые проблемы испытывает и МВД из-за передачи части подразделений Росгвардии. Предполагается, что Следственный комитет также станет донором для главного следственного управления МВД.

Скандальный след

По мнению директора центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина , предпосылки для возвращения Следственного комитета под крыло Генпрокуратуры в данный момент имеются. СК слишком часто фигурирует в разного рода скандалах и вынужден отбиваться от нападок.

«Если брать ситуацию за последние несколько месяцев, то в наступлении находится, скорее, Генпрокуратура. Она демонстрирует растущие амбиции, постоянно вбрасываются инициативы о расширении ее полномочий. А Следственный комитет находится в обороняющейся позиции. Вокруг него постоянно скандалы и конфликтные ситуации», - отметил Салин в беседе с «ФедералПресс»

По мнению политолога, с момента отделения Следственного комитета от Генпрокуратуры между ведомствами идет вялотекущая борьба за полномочия. Она зачастую выливалась в публичные конфликты между Александром Бастрыкиным и Юрием Чайкой. Достаточно вспомнить противостояние структур, вспыхнувшее еще в феврале 2011 года. Следственный комитет тогда обвинял сотрудников Генпрокуратуры в том, что они якобы покрывали сеть подпольных казино бизнесмена Ивана Назарова. А в марте СК вызвал на допрос сына генпрокурора Артема Чайку. В конфликт вмешался Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента России.

«Президент послал им несколько четких сигналов, что нельзя это публично делать и конфликт ушел в латентную зону», - отмечает Салин.

Уже после скандала появились слухи о возможном вхождении СК обратно в Генпрокуратуру.

«Прокуратура может воспользоваться ситуацией и при определенных обстоятельствах вернуть СК обратно в свой состав, восстановив свои полномочия. Но это будет следствием, а не причиной последних событий вокруг СК», - заявляет политолог и экономист Михаил Делягин .

По его мнению, деятельность ряда сотрудников СК набрасывает тень на само ведомство. Скандалы с их участием превращаются в политическую проблему.

Кремль отстранился от СК?

Эксперты отмечают, что президент Путин крайне нетерпимо относится к скандалам, связанным с силовиками. В прошлом году Александр Бастрыкин предложил резко ужесточить российское законодательство. В частности, он заявил о том, что необходимо сажать в тюрьмы граждан, сомневающихся в итогах референдума и цензурировать интернет. После этих заявлений на Бастыркина обрушилась критика со стороны общественности. Кремль дал понять, что не имеет отношения к инициативам Бастрыкина и демонстративно показал отдаление от его фигуры заявлением Дмитрия Пескова .

«Бастрыкина не комментирую и не разъясняю», - заявил Песков, напомнив про позицию Владимира Путина, который отмечал, что интернет - это «территория свободного обмена информацией».

Следственный комитет сопровождали и громкие коррупционные скандалы. В июле прошлого года был задержан заместитель руководителя столичного главка СК Денис Никандров при получении взятки размером в 1 миллион долларов за освобождение «вора в законе» Захария Калашова. Задержаны были и начальник службы безопасности СК Михаил Максименко и заместитель Никандрова Александр Ламонов.

Стоит также напомнить, что реформа по выведению Следственного комитета из под ведения Прокуратуры РФ была инициирована Дмитрием Медведевым. Процесс начался еще в 2007 году созданием Следственного комитета при Прокуратуре РФ. В январе 2011 года СК стал самостоятельной структурой, которая не относится ни к одной из ветвей власти и подконтрольна непосредственно президенту. Таким образом, если Владимир Путин решится на возвращение СК в Прокуратуру, ему не будут страшны имиджевые риски. Решение о выведении принадлежит не его перу, а устранение последствий неудачной реформы своего предшественника может прибавить президенту политических очков.

Судьба СК решится после выборов

Впрочем, эксперты считают, что в ближайшие полгода ждать реорганизации правоохранительных структур не стоит, даже если проект по вливанию СК в Прокуратуру находится на подписи у президента. Проводить подобные реформы перед президентскими выборами опасно, полагают эксперты.

«Слухи о реорганизации правоохранительных органов ходят давно. Я уверен, что в ближайшие полгода никаких реорганизаций силовых структур не произойдет. Во время президентской кампании нельзя проводить ничего подобного по двум причинам. Во-первых, может быть потеряна управляемость. Когда была создана Росгвардия, управляемость была потеряна почти на год, так как у нас институты в стране не действуют, и все держится на личных связях. Во-вторых, при реорганизации всегда есть обиженные. Плодить обиженных силовиков перед президентскими выборами незачем», - объяснил Павел Салин.

Некоторые политологи сомневаются в реорганизации самих силовых структур, но не отрицают возможность отставки Бастрыкина и кадровых перестановок после президентских выборов.

«Стиль президента страны такой, что можно сколько угодно ждать отставки, но она происходит неожиданно. Причем это уже не первая отставка, которая происходит таким образом. Внутренние претензии реже приводят к смене фигур такого ранга. С одной стороны, публичный негатив. С другой - перегруппировка сил между выходцами из разных структур. К сожалению, ответить однозначно, кто выиграл, а кто проиграл в данном вопросе, нельзя. Но то, что некая ротация истеблишмента набирает обороты, - это очевидно. И мы, скорее всего, можем ожидать, что после выборов она будет усиливаться», - считает политтехнолог Валентин Бианки.

Как бы то ни было, после президентских выборов политическую систему России ожидают изменения. Кадровые перестановки и структурные реформы в силовых структурах будут проведены, особенно на фоне повышения авторитета Росгвардии. При этом ждать усиления позиций Бастрыкина не приходится. Его ведомство остается самым конфликтным и политически проблемным среди силовых органов.

Такой сценарий, по их словам, уже согласован в администрации президента . Как отмечают собеседники агентства, это связано с рядом факторов. Во-первых, идет ослабление позиций самого Бастрыкина на фоне его отдаления от Владимира Путина . Во-вторых, существует необходимость в оптимизации правоохранительных органов . В сентябре этого года Генпрокуратура заявила о сокращениях и приостановлении приема на вакантные должности. Как отмечают источники, латать кадровые дыры в Генпрокуратуре будут именно члены СК.

Подобные кадровые проблемы испытывает и МВД из-за передачи части подразделений Росгвардии. Предполагается, что Следственный комитет также станет донором для главного следственного управления МВД.

Скандальный след

По мнению директора центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина, предпосылки для возвращения Следственного комитета под крыло Генпрокуратуры в данный момент имеются. СК слишком часто фигурирует в разного рода скандалах и вынужден отбиваться от нападок.

«Если брать ситуацию за последние несколько месяцев, то в наступлении находится, скорее, Генпрокуратура. Она демонстрирует растущие амбиции, постоянно вбрасываются инициативы о расширении ее полномочий. А Следственный комитет находится в обороняющейся позиции. Вокруг него постоянно скандалы и конфликтные ситуации», - отметил Салин в беседе с «ФедералПресс»

По мнению политолога, с момента отделения Следственного комитета от Генпрокуратуры между ведомствами идет вялотекущая борьба за полномочия. Она зачастую выливалась в публичные конфликты между Александром Бастрыкиным и Юрием Чайкой . Достаточно вспомнить противостояние структур, вспыхнувшее еще в феврале 2011 года. Следственный комитет тогда обвинял сотрудников Генпрокуратуры в том, что они якобы покрывали сеть подпольных казино бизнесмена Ивана Назарова . А в марте СК вызвал на допрос сына генпрокурора Артема Чайку . В конфликт вмешался Дмитрий Медведев , занимавший тогда пост президента России.

«Президент послал им несколько четких сигналов, что нельзя это публично делать и конфликт ушел в латентную зону», - отмечает Салин.

Уже после скандала появились слухи о возможном вхождении СК обратно в Генпрокуратуру.

«Прокуратура может воспользоваться ситуацией и при определенных обстоятельствах вернуть СК обратно в свой состав, восстановив свои полномочия. Но это будет следствием, а не причиной последних событий вокруг СК», - заявляет политолог и экономист Михаил Делягин .

По его мнению, деятельность ряда сотрудников СК набрасывает тень на само ведомство. Скандалы с их участием превращаются в политическую проблему.

Кремль отстранился от СК?

Эксперты отмечают, что президент Путин крайне нетерпимо относится к скандалам, связанным с силовиками. В прошлом году Александр Бастрыкин предложил резко ужесточить российское законодательство. В частности, он заявил о том, что необходимо сажать в тюрьмы граждан, сомневающихся в итогах референдума и цензурировать интернет. После этих заявлений на Бастыркина обрушилась критика со стороны общественности. Кремль дал понять, что не имеет отношения к инициативам Бастрыкина и демонстративно показал отдаление от его фигуры заявлением Дмитрия Пескова .

«Бастрыкина не комментирую и не разъясняю», - заявил Песков, напомнив про позицию Владимира Путина, который отмечал, что интернет - это «территория свободного обмена информацией».

Следственный комитет сопровождали и громкие коррупционные скандалы. В июле прошлого года был задержан заместитель руководителя столичного главка СК Денис Никандров при получении взятки размером в 1 миллион долларов за освобождение «вора в законе» Захария Калашова . Задержаны были и начальник службы безопасности СК Михаил Максименко и заместитель Никандрова Александр Ламонов .

Стоит также напомнить, что реформа по выведению Следственного комитета из под ведения Прокуратуры РФ была инициирована Дмитрием Медведевым. Процесс начался еще в 2007 году созданием Следственного комитета при Прокуратуре РФ. В январе 2011 года СК стал самостоятельной структурой, которая не относится ни к одной из ветвей власти и подконтрольна непосредственно президенту. Таким образом, если Владимир Путин решится на возвращение СК в Прокуратуру, ему не будут страшны имиджевые риски. Решение о выведении принадлежит не его перу, а устранение последствий неудачной реформы своего предшественника может прибавить президенту политических очков.

Судьба СК решится после выборов

Впрочем, эксперты считают, что в ближайшие полгода ждать реорганизации правоохранительных структур не стоит, даже если проект по вливанию СК в Прокуратуру находится на подписи у президента. Проводить подобные реформы перед президентскими выборами опасно, полагают эксперты.

«Слухи о реорганизации правоохранительных органов ходят давно. Я уверен, что в ближайшие полгода никаких реорганизаций силовых структур не произойдет. Во время президентской кампании нельзя проводить ничего подобного по двум причинам. Во-первых, может быть потеряна управляемость. Когда была создана Росгвардия, управляемость была потеряна почти на год, так как у нас институты в стране не действуют, и все держится на личных связях. Во-вторых, при реорганизации всегда есть обиженные. Плодить обиженных силовиков перед президентскими выборами незачем», - объяснил Павел Салин .

Некоторые политологи сомневаются в реорганизации самих силовых структур, но не отрицают возможность отставки Бастрыкина и кадровых перестановок после президентских выборов.

«Стиль президента страны такой, что можно сколько угодно ждать отставки, но она происходит неожиданно. Причем это уже не первая отставка, которая происходит таким образом. Внутренние претензии реже приводят к смене фигур такого ранга. С одной стороны, публичный негатив. С другой - перегруппировка сил между выходцами из разных структур. К сожалению, ответить однозначно, кто выиграл, а кто проиграл в данном вопросе, нельзя. Но то, что некая ротация истеблишмента набирает обороты, - это очевидно. И мы, скорее всего, можем ожидать, что после выборов она будет усиливаться», - считает политтехнолог Валентин Бианки.

Как бы то ни было, после президентских выборов политическую систему России ожидают изменения. Кадровые перестановки и структурные реформы в силовых структурах будут проведены, особенно на фоне повышения авторитета Росгвардии. При этом ждать усиления позиций Бастрыкина не приходится. Его ведомство остается самым конфликтным и политически проблемным среди силовых органов.

Органы прокуратуры РФ может ждать реформа после выборов президента России в 2018 году. Об этом «Газете.Ru» сообщил источник, близкий к руководству надзорного ведомства. «Вероятно, что после выборов произойдет определенная реформа, в ходе которой прокуратура получит некие полномочия, которых не имеет сейчас. Это касается, в частности, права возбуждать и прекращать уголовные дела. Рассмотреть предложения о наделении прокуроров дополнительными правами обещал еще весной нынешнего года Совет Федерации, и не исключено, что после выборов президента они будут приняты», — отметил собеседник «Газеты.Ru».

В конце апреля 2017 года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила профильным комитетам верхней палаты рассмотреть предложения по законодательному расширению полномочий прокуроров. Это произошло после доклада Генерального прокурора РФ Юрия Чайки о состоянии преступности, с которым он выступил в Совфеде. Чайка тогда заявил, что прокуратуре необходимы дополнительные права для более эффективного контроля и обеспечения законности. «Именно прокурор осуществляет функцию уголовного преследования, а не следователь. Следователь — как рабочий инструмент в руках прокурора. Во всем мире прокурор выполняет одну из двух функций: сам расследует уголовное дело либо руководит расследованием. У нас, к сожалению, нет ни той, ни другой функции», — подчеркнул Юрий Чайка. Поэтому, по его мнению, необходимо внести в законодательство изменения полномочий прокуратуры.

Кроме того, глава надзорного ведомства тогда призвал дать прокурорам право санкционировать до направления в суд намерение следствия об аресте задержанных подозреваемых. «Я считаю, что при аресте у прокурора должны быть полномочия — прежде, чем вести на суд, этот вопрос должен санкционировать прокурор. Когда затрагиваются конституционные права гражданина, такие действия должен санкционировать прокурор»,— отметил он. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко тогда высказала одобрение по поводу предложений генпрокурора.

Источник «Газеты.Ru», близкий к руководству Следственного Комитета, сообщил, что, возможно, реформа будет достаточно глубокой и прокуратуре вернут в том числе и следственные функции, которые у ведомства отобрали после создания СК РФ.

«Это вполне реально. Дело в том, что сейчас нет особой разницы, в составе прокуратуры находится следствие или оно выделено в отдельное ведомство. Той самой «конкуренции» органов, которой добивались при создании комитета, по факту не получилось. А так дела будут уходить в суд быстрее, будет меньше чиновников, что поможет ускорить расследование уголовных дел, которое сейчас тянется годами», — сказал он.

«Газета.Ru» направила официальный запрос в Следственный комитет России с просьбой прокомментировать данную информацию, однако к моменту публикации материала на него не ответили. Отказались комментировать сведения о возможной реформе и в Генпрокуратуре РФ. Тем не менее, источник «Газеты.Ru» в надзорном ведомстве опроверг возможный возврат следственных функций в прокуратуру.

«Это противоречит ряду международных конвенций, которые Россия подписала и ратифицировала. По их условиям, следствие и надзор за ним должны быть разделены. И если функции СК РФ вернут в прокуратуру, то тогда надо переподписывать все эти международные договоры и конвенции, а потом заново ратифицировать их. На это никто не пойдет», — подчеркнул источник.

По его словам, слухи о том, что следствие вернется в прокуратуру, ходят уже давно. «Дело в том, что накануне выборов кому-то очень хочется столкнуть лбами два ведомства, отношения между которыми и так непростые. Это может привести к замедлению принятия важных решений по тем или иным делам, так что к подобным слухам надо относиться с большой осторожностью», — подчеркнул собеседник «Газеты.Ru».

Идея создать полностью независимое следствие принадлежала еще Петру I. 25 июля 1713 года его указом был учрежден первый специализированный следственный орган России— следственная канцелярия гвардии майора Семеновского полка Михаила Ивановича Волконского. С тех пор этот день отмечается как день работника следственных органов. А в 1929 году следственные функции передали Прокуратуре СССР. Вновь к идее независимого следствия вернулись в 1990 году, соответствующие предложения были внесены в Верховный совет Советского союза. Однако рассмотрению этого документа помешали сначала развал Советского союза, а потом и роспуск Верховного совета.

Только в 2007 году началось создание независимых следственных органов. Сначала был образован Следственный комитет, который первое время еще входил в систему органов прокуратуры. Таким образом, председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ являлся первым заместителем генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками. И лишь в январе 2011 года СК РФ стал полностью независимым от прокуратуры органом. Одновременно с этим было принято решение об ограничении полномочий прокуратуры. В частности, ее работникам запретили самостоятельно возбуждать уголовные дела и прекращать их. Надзорное ведомство вправе лишь требовать этого от других органов.

Решение же о разделении функций следствия и прокурорского надзора тогда обосновали тем, что, в соответствии с общепринятыми в развитых странах нормами, одно ведомство не может одновременно и вести следствие, и осуществлять независимый надзор за ним.

Бывший следователь прокуратуры РФ, а ныне адвокат Вадим Багатурия считает, что создание СК РФ негативно сказалось на качестве следствия по ряду причин. «Лозунги о необходимости неукоснительного разграничения расследования и надзора лично я не считаю актуальными. За время работы в следствии прокуратуры я ни разу не ощутил на себе особенного отношения со стороны прокуроров, по сравнению, например, с коллегами из МВД. Прокурор не сочувствовал никому из нас по признаку профессиональной принадлежности.

Главным позитивным отличием прокурорского следствия до 2007 года являлась кадровая политика, которая не позволяла без обязательной работы «на земле» в течение нескольких лет получать повышение. Да что там, устроиться в прокуратуру можно было, потрудившись год-два на общественных началах и зарекомендовав себя. В Следственный комитет же стали набирать, не побоюсь сказать, «по объявлению», что привело к текучке и падению уровня работ», — рассказал он.

Впрочем, по словам Багатурии, свои позитивные моменты в создании СК РФ все же были. «Например, следствие стало более открытым и улучшило криминалистические возможности за счет бюджетных ассигнований», — сказал он.

«Должны быть четкие и понятные функции прокуратуры, сейчас она фактически ни на что не имеет права, только поддерживает обвинения и направляет ходатайства. А давать прямые указания, обязательные к исполнению, она не может. Прекратить незаконно возбужденное дело тоже не может. Поэтому идут всякие конфликты, когда СК возбуждает дело, прокуратура требует его прекратить, но не прекращает, или, наоборот, прокуратура требует возбудить дело, а СК выносит отказной материал. И этот «футбол» может длиться месяцами, если не годами», — объясняет бывший следователь прокуратуры, а ныне адвокат Сталина Гуревич в беседе с «Газетой.Ru». По ее словам, проблему смогло бы решить усиление прокуратуры, которая сможет осуществлять независимый контроль за всем следствием, кто бы его ни вел — СК РФ, МВД или ФСБ.

Однако, по словам Гуревич, отбирать следствие у СК РФ и возвращать его в прокуратуру нет смысла, так как это приведет к лишним тратам из бюджета.

Реформа правоохранительных органов может привести к поглощению Генеральной прокуратурой Следственного комитета России. Глава последнего Александр Бастрыкин рискует оказаться вовсе не у дел.

Силовые ведомства в России вновь ждут перемены. Спустя шесть лет после выделения следственных органов из состава прокуратуры, их снова хотят сделать единым ведомством. Соответствующий проект уже прорабатывается. В подтверждение этой, тщательно отрицаемой и в глазах общественности почти конспирологической теории выступает тот факт, что Генпрокуратура временно прекратила принятие новых сотрудников. И это несмотря на наличие вакантных должностей. То есть ведомство действительно готовится к структурным изменениям, и поэтому не хочет нанимать ненужные кадры? Или эти места уже сейчас готовят для сотрудников СК?

На фоне этой информации появляется слишком много вопросов. В частности, чем не угодил Следственный комитет РФ президенту и что станет с руководящим составом ведомства?

Недорасследованный комитет

Скандалов вокруг СК в последнее время действительно слишком много. В первые 2-3 года существования Следкома "веселье" с участием его сотрудников случалось в среднем раз в год. Это, например, публичная ссора Бастрыкина с "Новой газетой" в 2012 году: тогда, редактор издания Сергей Соколов заявил об угрозах в адрес редакции. Затем случился скандал 2013 года - был задержан замначальника отдела управления СК РФ по Ленинградской области Михаил Миронов. Его обвинили в получении взятки в 300 тыс. рублей, дело вело ФСБ.

В 2015 году к шести годам колонии приговорили старшего следователя из Горно-Алтайска: выяснилось, что работающий в ведомстве Александр Сатлаев на самом деле маньяк-насильник. Главу местного СУ СКР отправили в отставку в первые дни 2014 года. Казалось бы, такие единичные случаи есть во всех ведомствах и ничего не значат. Но тут случился 2016 год, когда главу столичного управления Дениса Никандрова, начальника службы собственной безопасности Михаила Максименко и его зама Александра Ламонова уличили в участии в деле Шакро Молодого.

Никандров обещал решить вопрос о закрытии дела против криминального авторитета, попросив за это 1 млн долларов. Максименко препятствовал ходу дела в отношении другого члена банды - Антона Кочуйкова. Ламонов во всем этом принимал непосредственное участие. Естественно, на такую наглость среагировали и власть, и силовики! Похоже, что именно после этих событий жизнь СК пошла по наклонной, а теперь ведомство и вовсе катится в пропасть. И простой сменой руководства решить проблему уже никто не надеется.

Бастрыкин в опале?

Слухи об уходе Бастрыкина с поста главы Следкома форсируются уже не один год. В 2016 году, например, даже появилась информация, что его заявление об увольнении дошло до канцелярии Кремля. Но где-то там, видимо, и потерялось - и чиновник остался на месте.

Бросил Александра Ивановича и Кремль. Не секрет, что Москва очень остро реагирует на скандалы с силовиками. И когда пресс-секретарь Песков открыто заявил, что отказывается комментировать инициативы Бастрыкина, это стало началом конца в глазах общественности: ведь по сути, власть попросту от него открестилась.

Ну, а финального пинка главе СК, по традиции, дает Генпрокуратура. Конфликт между ведомствами обострился еще в 2011 году, когда в Следком вызвали на допрос сына генпрокурора Юрия Чайки, Артема. Тогда следователи заподозрили сотрудников Генпрокуратуры в крышевании подпольного игорного бизнеса Ивана Назарова. Вспыхнувшее противостояние перешло в подполье только после вмешательства президента Медведева.

И сейчас Генпрокуратура, по слухам, просто пользуется возможностью и упавшей репутацией коллег, чтобы "поглотить" конкурирующее ведомство. Тем более, СК явно находится "в опале": президент, например, не удостоил своим вниманием приглашение Бастрыкина на празднование 10-летнего юбилея СКР (был выделен в Следственный комитет при прокуратуре РФ в 2007 году). В то же время на юбилейное совещание Генпрокуратуры Путин время нашел, что тоже о многом говорит. И никакие написанные под псевдонимом обличающие стихи о Навальном Александра Ивановича уже не спасут.

Дождаться счастья, что придет…

По слухам, которые активно ходят сейчас в среде силовиков и политологов, проект по реорганизации Следственного комитета уже находится в разработке. Занимается им, если верить злым языкам, глава аппарата президента Антон Вайно. И если идея создания "Министерства государственной безопасности" на основе ФСБ, ФСО, разведки и МЧС, остается весьма мистифицированной, то удаление "аппендикса" в виде Следкома видится, напротив, реальным.

Будет ли от этого какой-то толк? Ведь и в Генпрокуратуре, и в МВД тоже далеко не все гладко - вспомнить только дело полковника Захарченко. В этих ведомствах воруют не меньше, а то и больше, чем в Следкоме, да и с коррупцией все в порядке. Возникают и вопросы к качеству проведения реформы: если создание СК спустя 10 лет признано не самым лучшим решением, то может быть, спустя еще какое-то время его ликвидацию тоже сочтут ошибкой?

Тем не менее, согласно самой распространенной версии, функции СК практически поделены, хоть медведь еще и не убит. Особо тяжкими и серьезными преступлениями будет заниматься Генпрокуратура, "бытовуха" и другая мелочь отойдут МВД, при котором тоже может быть создан свой мини-Следком. Сотрудников ведомства "раскидают" по другим силовым структурам, часть наверняка выставят на улицу или направят, например, на укрепление Росгвардии. Но что станется с бедным Бастрыкиным? Если его возьмут в МВД, то только каким-нибудь замом - на это глава СК, скорее всего, не пойдет и сам. Генпрокуратура же не пустит его даже на порог.

Учитывая удаленность от Кремля, рассчитывать на какую-то значимую помощь "сверху" Александру Ивановичу тоже не приходится. А стихами много не заработаешь. Остается надеяться, что на нынешнем посту он не сидел, сложа руки, и тоже прилично обогатился. А новое место работы подыщет самостоятельно. В конце концов, на это еще есть время - эксперты уверяют, что СК доживет как минимум до выборов. А дальше, как писал в своих стихах Бастрыкин - "дождаться счастья, что придет…".



Просмотров