Кто был следователем в преступления и наказания. Характеристика и образ порфирия петровича в романе достоевского преступление и наказание

Порфирий Петрович («Преступление и наказание»), пристав следственных дел; дальний родственник Разумихина. Порфирий Петрович расследует дело об убийстве процентщицы Алёны Ивановны и сестры её Лизаветы. Разумихин впервые и привёл Раскольникова (по его же просьбе - дескать тоже закладчиком у старухи был, часы бы свои назад получить…) к следователю на квартиру: «Порфирий Петрович был по-домашнему, в халате, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённой на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьёзное, чем с первого взгляда можно было от неё ожидать…» Порфирий Петрович любит притворяться, склонен к провокационным обманам, мистификациям: Разумихин поведал Раскольникову, как пристав вдруг прикинется в разговоре-споре, будто поддерживает теорию о том, что в преступлении всегда среда виновата, хотя сам как раз стоит за нравственную и юридическую ответственность преступника; то вдруг объявит себя женихом и нарядится в «новое платье», хотя позже выясниться, что это он из-за обновы как раз и решили подшутить над знакомыми и приятелями… Ярко характеризует Порфирия Петровича и его речь, обволакивающая и выматывающая патока многословия, уменьшительных суффиксов, словоерсов: «- Ведь вот-с... право, не знаю, как бы удачнее выразиться... идейка-то уж слишком игривенькая... психологическая-с... Ведь вот-с, когда вы вашу статейку-то сочиняли, - ведь уж быть того не может, хе-хе! чтобы вы сами себя не считали, ну хоть на капельку, - тоже человеком “необыкновенным” и говорящим новое слово, - в вашем то есть смысле-с... Ведь так-с? <…> А коль так-с, то неужели вы бы сами решились - ну там ввиду житейских каких-нибудь неудач и стеснений или для споспешествования как-нибудь всему человечеству - перешагнуть через препятствие-то?.. Ну, например, убить и ограбить?..»

Это следователь-иезуит сказал в первое же свидание по поводу статьи Раскольникова «О преступлении», которую за два месяца до убийства процентщицы прочёл в газете «Периодическая речь» - сам автор об этой публикации не знал, считая статью утерянной. В конце концов Порфирий Петрович доводит Раскольникова подобными неожиданностями, ловушками, намёками и издевательской иронией до нервного срыва и признания. В последний момент хитросплетения пристава чуть было не разорвал простодушный Миколка Дементьев, взявший вину на себя, но Порфирий Петрович и это недоразумение распутывает-устраняет и принуждает-таки Раскольникова «учинить явку с повинной».

Порфирий Петрович - единственный из основных героев «Преступления и наказания», не имеющий фамилии, и этим как бы подчёркивается, с одной стороны, его обособленность в романе и в какой-то мере загадочность, закрытость, с другой - интимность, «домашность» изображения Порфирия, ведущего расследование, не выходя из своей квартиры.

/ / / Образ Порфирия Петровича в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Достоевского «Преступление и наказание» пестрит яркими образами. Одним из таких есть образ Порфирия Петровича.

Роль данного персонажа в романе – следователь по делу и ее сестры. Его назначили вести это дело, так как служил он в тех местах приставом следственных дел. Для главного героя Порфирий Петрович был опасным человеком, ведь мог раскрыть его преступление. Поэтому сознательно и подсознательно Раскольников приглядывался к нему. К тому же, так вышло, что следователь приходился дальним родственником его друга, Разумихина. И, по мнению Разумихина, Порфирий Петрович был довольно умным малым. Что лишь усложняло положение Раскольникова.

Следователю было около 35 лет, но сам себя он величал уже стариком. Возможно, таким образом, он хотел намекнуть на свой опыт или же просто это было свойственно его ироничной натуре.

Внешность героя была скорее под стать комическому актеру, чем серьезному следователю. Роста он был чуть ниже среднего, во всей фигуре прослеживалась округлость: полные руки и ноги, пухлое круглое лицо, круглая плотно выстриженная голова. Автор сравнивает его фигуру с мячиком, который катается во все стороны и ловко отскакивает от всех стен. Такая портретная характеристика не случайна и намекает на характер следователя. Добродушный, но далеко не простой был этот человек.

Порфирий считался отличным следователем, мог раскрыть даже самое запутанное дело. Секрет в том, что к работе следователя он относился как к свободному художеству. Герой умело использует психологические приемы и манипулирует людьми. Люди знали о нем, что любил он подшучивать и надувать.

Часто сам о себе распускал слухи: то он в монахи идет, то под венец. Порфирий признается, что имеет скверный язвительный характер. Но вместе с тем, с уверенностью говорит, что он человек с сердцем и совестью. И это подтверждается в его поступках. Несмотря на некоторую циничность, он умеет понимать и сочувствовать людям. Так вышло и с Раскольниковым.

Отношения и Порфирия Петровича напоминали игру в коши-мышки. Кошкой был опытный проницательный следователь, но и мышкой был не такой простой человек. Часто притворяясь глупее, чем он есть, Порфирий усыплял бдительность людей. Старался вывести на чистую воду следователь и главного героя, которого сразу стал подозревать в преступлении. Но все его доводы основывались в основном лишь на интуиции, поэтому Порфирий играл с Раскольниковым в игры разума.

В финале именно Порфирий становится катализатором того, что Раскольников решается сдаться. Он просит Порфирия о том, чтобы его признание выглядело чистосердечным раскаянием, что смягчит наказание, а не результатом следствия. Порфирий соглашается, тем самым доказав, что для него важнее раскрыть дело, направить преступника на путь исправления, а не получить выгоду.

Гениальный образ следователя Порфирия Петровича невидимо и неразрывно связана с реформами и журналистикой эпохи. Это виртуоз психологического следствия, считающий, что дело следователя — «в своем роде художество», действующий на Раскольникова не только логикой и ловкой игрой, а в последней беседе — и моральным воздействием, отказывающийся от славы, которую может дать ему раскрытие громкого преступления, в целях облегчения участи Раскольникова, относящийся к своим подследственным с внимательной симпатией и даже искренним чувством [«я этого Миколку попюбип»).

Всеми этими чертами художника и гуманиста Порфирий отвечает актуальнейшему заданию судебной реформы, как это понимал Достоевский: выработать вместо «пристава следственных дел», прежнего чиновника и взяточника, новый тип культурного следователя, непосредственного сотрудника и помощника судьи, призванного заменить отжившего спутника старого инквизиционного процесса.

Это была одна из первых реформ, вызвавшая к себе повышенное общественное внимание. Одним из крупных зол внутренней жизни России в николаевское время была крайняя примитивность следствий по уголовным делам, производившихся временными отделениями земских судов и становыми приставами. Несовместимость судебных действий с обязанностями полицейского чиновника, то есть власти исполнительной, приводила к тяжелым злоупотреблениям. Необходимо было отделить следственную часть от обязанностей полиции. И вот уже 3 июня 1860 года, то есть до проведения крестьянской, судебной и прочих реформ, была начата так называемая «полицейская реформа»: следственная часть была изъята из ведения полиции и сосредоточена в новой должности судебных следователей, сменивших прежних.

Порфирий Петрович в романе является художественным воплощением надежд начала 1860-х годов на нового совершенного следователя. Он получил не только высшее, но даже привилегированное образование в училище правоведения, он литературно начитан, он поддерживает связь со студенческими кружками. А главное, это не заурядный полицейский чиновник, а выдающийся ум, способный поднять проблему «дознания» на исключительную высоту диалектики и логики. Столкнувшись с философской мыслью Раскольникова, он определяет молодого преступника — «это сильный боец», но поистине так же мог определить своего противника в следственном поединке и сам Раскольников.

Сложный план Порфирия — держать убийцу в постоянном состоянии тревоги под угрозой надвигающегося разоблачения, чтоб довести эту нервную натуру до того состояния раздражения, когда она с головой выдаст себя, — проводится им С исключительной тонкостью, точностью
и быстротой. Ему достаточно трех бесед с Раскольниковым, чтобы довести дело до логического конца и вызвать нужный ему результат — явку преступника в полицию с повинной. Заключительные слова — «Это я убил тогда старуху-чиновницу» — являются поистине блестящим следственным завершением виртуозной игры Порфирия, сумевшего тонкими беседами и философскими диспутами, помимо всяких формальных дознаний и опросов, добиться самого полноценного эффекта, на какой только может рассчитывать суд.

При этом он остается до конца «человечным», с глубоким участием относится к своей жертве и, расставаясь с Раскольниковым, находит живые и проникновенные слова моральной поддержки и утешения. Это тот идеальный следователь, который несколько иллюзорно рисовался воображению публицистов и судебных деятелей начала 1860-х годов [ «будьте людьми, господа, а не чиновниками … » и пр.). И, быть может, Достоевский с тем большим художественным вниманием изображал своего следственного психолога, что к середине 1860-х годов иллюзии рассеялись и для разочарования накопилось немало новых жизненных фактов.

Роман Ф.М. Достоевского настолько сложен, многогранен и многослоен, что смело можно утверждать, что полностью, до самой последней точки не изучен до сих пор. Сколько раз его перечитываешь, столько слоев, граней, пластов еще открывается. Так же многогранны, сложны, несмотря на кажущуюся простоту, действующие лица произведения. Вот и образ, и характеристика Порфирия Петровича в романе «Преступление и наказание» доказывают, насколько непрост этот вроде бы второстепенный персонаж.

Роман похож на айсберг: верхняя часть прочитана и перечитана, а под водой еще больше пока сокрытого. Нюансы в содержании произведения, художественные образы раскрыты критиками, литературоведами, кинофильмами (по роману) затронуты лишь в малой степени. Вот и Порфирий Петрович – вроде бы второстепенное действующее лицо, а сколько еще таит в себе неразгаданного.

Описание Порфирия

Кто же он такой – следователь Порфирий Петрович? Он всего лишь три раза встречается с главным героем Раскольниковым. И, описывая первую встречу следователя со студентом, автор рисует Порфирия так: Достоевский снова применяет свой излюбленный прием: внешность -это одно, а внутренняя, главная суть -это совсем другое. То, что снаружи, что явно видно, -всего лишь фасад, витрина, неглавное. А вот глаза - «зеркало души» скрыть самую суть персонажа не могут, наоборот: именно они и характеризуют самое главное в действующем лице романа.

И далее писатель рисует Порфирия Петровича как очень умного, проницательного человека, даже в какой-то степени психолога, но - умеющего притворяться, маскироваться, даже играть простачка. Это человек далеко не бедный, очень хорошо образованный, со способностями. Но странным бывает его поведение, особенно в отношении окружающих. То он одевается неуместно, то словечками сыпет безостановочно, повторяет их по несколько раз, словно не понимает их.

Особенные качества личности

Сам писатель был превосходным психологом. Персонажей своих произведений он видел насквозь и считал, что любой человек имеет и плохие, и хорошие качества в своем характере, в своей душе.

Вот и Порфирия Петровича Достоевский написал как достаточно противоречивую личность. С одной стороны следователь предстает умным, образованным, проницательным, хорошим психологом с великолепной логикой. Казалось бы, вот они - все необходимые для следователя качества. И Раскольникова Порфирий разоблачил практически за три короткие встречи, не имея почти никаких улик и доказательств: так - одна статейка про теорийку в газете да умозаключения кое-какие. А с другой стороны все эти качества великолепные оборачиваются поистине иезуитскими манерами, психологической пыткой жертвы.

Как-то несимпатичен становится к концу романа Порфирий Петрович: загоняет он жертву в угол психологическими издевательствами, а не логикой, попыткой достучаться до совести, до души подозреваемого, чтобы пробудить в последнем искреннее раскаяние. Следователь словно получает наслаждение, видя мучения подследственного.

Следователь и главный герой

Великий Мастер Слова Достоевский весьма умело столкнул двух своих центральных персонажей в схватке. Прекрасно владеющий собой, холодный, как камень, едко ироничный, следователь словно оса кружит возле Раскольникова, хладнокровно выбирая место, в которое можно ужалить. Писатель, описывая Порфирия Петровича, с помощью приемов семантики отразил в этом персонаже Петербург, нравственно больной, с его чахоточной сыростью, туманами и резким контрастом между богатыми и бедными:

«царственно столичный, порфироносный, одновременно каменный и холодный город четко выражен в имени героя».

Порфирий Петрович такой же душевно холодный, одержимый идеей наказать преступника, но не думаюший о людях душевно. Он никому не симпатизирует. А убийство Алены Ивановны разгадывает словно кроссворд.

Эти качества подтверждает и манера его поведения: приторное, липкое, слащавое его многословие обволакивает и выматывает собеседника вместе с обилием уменьшительных суффиксов. Словоерсов в речи Порфирия даже чересчур много – он словно унижает сам себя перед собеседником, а сам тем временем просчитывает варианты, изучает противника, вводя того в заблуждение своей вроде бы недалекостью.
Он доводит Раскольникова чуть ли не до сумасшествия в своей совершенно иезуитской манере. Зато как же следователь горд собой в конце романа, когда говорит Родиону:

«…да вы убили, Родион Романыч!» «Вы и убили-с..., - прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом.»

Порфирий торжествующе принял признание студента в убийстве. Однако же не он достучался до души главного героя, и не с его помощью раскаялся Родион. Соня смогла пробудить в Раскольникове человеческие чувства, искренне покаяние и раскаяние.

Порфирий ерничает часто, любит притворяться перед собеседником простачком, что вводит того в заблуждение. Человек расслабляется, считая следователя недалеким, может даже глуповатым, в запале спора или долгого разговора выдает себя. А Порфирий, словно опытный рыбак, в этот момент и ловит на слове, на действии собеседника. А вот с Раскольниковым такой иезуитский метод следователю помог лишь отчасти: да, Родион пришел добровольно и признался в убийстве в итоге. Но не Порфирия это заслуга, не смог он запугать студента. Соня повлияла на Раскольникова, достучалась до его души и совести.

Кто же такой Порфирий Петрович

Персонаж без фамилии – словно безликий образ, без своего «Я». И действительно: следователь словно сожалеет, что в своей юности так и не решился на Поступок, именно что - не преступление, а Поступок. Раскольников решился, а он - нет. И это сожаление о несовершенном, это разочарование в себе и является причиной противоречивого отношения следователя к главному герою. То Порфирий играет со студентом как кошка с мышкой, то он подсказывает Родиону, как лучше поступить, чтобы получить меньшее наказание, подталкивает героя к добровольному признанию, но в то же время совершенно омерзительными психологическими пытками понуждая сознаться в содеянном.

«Преступление и наказание» стало бессмертным произведением, о котором критики, литераторы, читатели спорят до сих пор. При каждом перечитывании романа всякий раз открывается очередной пласт психолого-философских размышлений, герои открываются какой-то новой стороной своей. Роман очень многозначен и не дает себя забыть.

Порфирий Петрович является одним из ключевых персонажей в романе метра русской классики Федора Достоевского «Преступление и наказание».

Характеристика Порфирия Петровича

Герой исправно служит много лет закону и занимает должность пристава в следственном комитете города Петербурга, где и разворачивается история. Порфирий Петрович наделён интуицией настоящего сыскаря, он умён и прозорлив, умеет подметить детали и не жалуется на память. Сам себя он называет стариком, несмотря на средний возраст, и считает себя человеком «законченным». Во внешности его, особенно в телосложении, есть что-то «бабье» — пухлое лицо, с болезненным оттенком, белёсые ресницы. Как следователь, этот яркий персонаж весьма талантлив. Свободно может провести любого, но лишь с целью вывести на чистую воду. Где нужно — легко притворяется. Часто циничен и недоверчив. Но вместе с тем, он честен и умеет держать слово. Порфирий Петрович ещё до преступления Раскольникова наткнулся в газете на статью, в которой молодой студент рассуждал на тему дозволенности совершить убийство, если убитый человек из «низшего разряда», а убийца — представитель «высшей расы».

Роль в сюжете

Волей судьбы Порфирию Петровичу достаётся расследование убийства и её сестры. Не имея никаких улик, увлекающийся психологией следователь, догадывается, что преступление на совести . Важную роль тут сыграла, написанная ранее молодым преступником статья. Она хоть и была анонимна, но дотошный пристав выяснил авторство через редакцию. Вступая в споры на вечные темы нравственности, Порфирий Петрович почти вынуждает Раскольникова на пике нервного срыва признаться в содеянном преступлении. Планы разбиваются о признательные показания маляра Миколки, и настоящий преступник ускользает.

Неожиданно для самого себя следователь проникается сочувствием к Раскольникову. Добрым сердцем он понимает, что Родион неплохой человек, которого сломала бедность. И его главной задачей становится не просто довести оступившегося студента до явки с повинной, но и добиться его полного раскаяния. Только так, считает Порфирий Петрович, у молодого человека появится вновь смысл в жизни, и так он поймёт ошибку в своих философских изысканиях.

На протяжении всего романа бедный студент Раскольников и следователь Порфирий Петрович лично встречаются три раза:

Первая встреча - квартире Порфирия Петровича

Предлогом к этому визиту становятся вещи, которые Раскольников закладывал у старухи-процентщицы и которые теперь хранятся в полиции. Разумихин на правах друга приводит Раскольникова к своему родственнику Порфирию Петровичу.

Вторая встреча - в конторе

В этом разговоре Порфирий Петрович ведет себя более нагло и напористо, что не нравится Раскольникову. Студент теряет самообладание и объявляет, что не позволит себя "мучить". Раскольников требует допрашивать его "по форме", а не издеваться. Этим он снова сам себя выдает. Во время этой беседы в кабинет прибегает маляр Миколка и сознается в убийстве старухи и ее сестры (Миколка клевещет на себя). Это появление "кающегося" Миколки ломает планы Порфирия.

Третья встреча - в комнате Раскольникова

В эту встречу Порфирий Петрович и Раскольников беседуют наедине. Порфирий неожиданно заявляет Раскольникову, что знает о его преступлении. Следователь по-дружески советует Раскольникову явиться с повинной, чтобы получить меньший срок каторги. Порфирий обещает, что приложит усилия, чтобы смягчили наказание (он сдержит свое слово). Таким образом следователь подталкивает Раскольникова к единственно правильному шагу - к явке с повинной (что тот и сделал).

Стоит обратить внимание на то, что в святцах упоминается Порфирий Эфесский - лицедей и мученик, который жил в III веке при Юлиане Отступнике. Занимаясь лицедейством, насмехался над христианскими обычаями. Уверовав, открыто объявил себя христианином и был обезглавлен.

Вспомним в связи с этим, как во время первой встречи с Раскольниковым Порфирий постоянно хихикает, подмигивает, жмурится, во время второй встречи говорит об игривом уме, комической струне и упоминает Гоголя, а во время третьей встречи сравнивает Раскольникова с мучеником: «Я ведь вас за кого почитаю? Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдет».



Просмотров