Препятствие пдд определение. Можно ли объехать. Наказание за объезд препятствия

Ситуация с объездом препятствия – наиболее проблемная правовая коллизия в российском административном законодательстве. В настоящее время сотни водителей только в Москве ежедневно попадаются на объезде непреодолимого препятствия в виде неправильно припаркованного автомобиля, сломавшегося грузовика, машины на аварийке, ямы на дороге или иного препятствия, объехать которое без выезда на встречную полосу через сплошную линию разметки 1.1 не представляется возможным. В случае с дорогой в одну полосу движения в каждую сторону и отсутствием обочины – ситуация для водителя абсолютно безвыходная. И этим повсеместно пользуются инспекторы ДПС. На основании результатов , анализирующего постановления мировых судей, можно сделать глобальный вывод – значительный процент подобных АПН классифицируется по статье 12.15.4 с последующим лишением прав на 4-6 мес. (судья в большинстве случаев доверяет ИДПСу, утверждающему, что: а) препятствия не было вовсе б) после объезда препятствия ЛВОК вернулся в свою полосу не сразу, а двигался по встречке еще, условно говоря, 1 м). Остальные «счастливчики», сумевшие подтвердить, что препятствие было, а объезд был совершен корректно, «отделываются» статьей 12.15.3 (штраф 1000-1500 руб). Сами ИДПС утверждают, что в такой ситуации, дабы ничего не нарушить, необходимо встать за препятствием и вызывать инспектора — регулировщика, который разрешит объезд. В свете борьбы с пробками, объявленной мэром Москвы – очень «эффективное» действо…

Теперь предлагаю разобраться, насколько все это законно.

Итак, согласно новым поправкам к ПДД: «Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе .

Сразу отметим, что в правилах ничего не сказано про то, что следует предпринять, если эта полоса – единственная.

Теперь обратимся к Кодексу Административных правонарушений с целью найти формулировку данного правонарушения. Статья 12.15 пункт 3: «Выезд, в нарушение Правил дорожного движения, на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия — наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей» .

Правила дорожного движения, меж тем, почему-то таинственно умалчивают, как именно нужно объезжать препятствия В СООТВЕТСТВИИ С правилами. И тут на помощь страждущим приходит Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин, который дал «Российской газете» официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. В.В.Кузин по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. (Такое разъяснение дают либо профессиональные юристы, или государственные служащие, имеющие надлежащий уровень правовых знаний в практической деятельности. «Российская газета» является официальным изданием. После опубликования в ней вступают в силу государственные документы, в том числе, и различные комментарии и разъяснения по вопросам применения действующего законодательства. В данном случае, Кузин дал разъяснения по применению нормативных правовых актов, действующих в поле деятельности своего департамента).

«Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль. Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет — то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам. И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 — выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия. За такое нарушение положен штраф — от 1000 до 1500 рублей».

Теперь проанализируем, насколько законно лишение прав за объезд препятствия, с точки зрения буквы закона. Статья 12.15.п. 4 применима только тогда, когда в протоколе прямо указан пункт ПДД, который нарушил водитель, выехав на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Если же речь в нем идет о другом нарушении (разметка 1.1, пункт 1.3 ПДД РФ – общие положения, которые ничего не запрещают – такой протокол вообще не имеет юридической силы: что-то там нарушил, сам не знаю, чего), а выезд на встречную полосу только сопровождает его, «лишенческая» статья не применима. Пунктов ПДД, где прямо идет речь о выезде на встречную полосу, всего четыре:

  • п. 9.2. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения».
  • п. 9.3. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается».
  • п. 11.5. «Обгон запрещен на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения и в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения. При этом ограниченная видимость определяется знаками 1.11.1, 1.11.2 «Опасный поворот», 1.12.1, 1.12.2 — «Опасные повороты», 1.29 «тоннель», 1.31.1, 1.31.2 «Направление поворота на закруглении дороги малого радиуса с ограниченной видимостью».
  • п. 15.3. Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства».

И это все. Вследствие этого, абсолютно противоправно лишать водителей прав на основании нарушения разметки и общих положений, не указав при этом конкретного пункта ПДД, который водитель нарушил, совершив выезд на встречную полосу. И в случае объезда препятствия, при невозможности объезда справа, такого пункта просто не существует.

Я специально выясняла, какова ситуация с объездом препятствия в других странах. Термина препятствия и штрафа за его объезд не нашла нигде. Единственное встречающееся уточнение: маневр выезда на встречную полосу необходимо совершать аккуратно и, убедившись в безопасности маневра. Наши ИДПС и судьи додумались до такого произвола впервые в Европе и в Америке.

И в заключение: Россия собралась в ВТО. В этой связи, мы будем обязаны подписывать Венскую Конвенцию о дорожном движении . Данная Конвенция в Общих правилах под первым пунктом содержит следующую норму:

  1. Пользователи дороги должны вести себя таким образом, чтобы не создавать опасности или препятствий для движения, не подвергать опасности людей и не причинять ущерба государственному, общественному или частному имуществу.

    Согласно Европейскому соглашению, подписанному в Женеве 1 мая 1971 г., положения пункта 2 статьи 7, бывшие в Конвенции рекомендациями, являются обязательными

  2. Рекомендуется предусмотреть в национальном законодательстве, что пользователи дороги не должны стеснять дорожное движение или ставить под угрозу его безопасность, бросая, складывая или оставляя на дороге предметы или материалы, или создавая на ней какие-либо другие препятствия. Пользователи дороги, которым не удалось избежать создания такого препятствия или такой опасности, должны принять необходимые меры для возможного более быстрого их устранения и, если они не могут сделать это немедленно, для предупреждения о них других пользователей дороги.

    Конвенция четко оговаривает запрет на создание препятствия на дороге, при этом, тут и далее по тексту, никак не запрещает прочим водителям объезжать такое препятствие.

Таким образом, на основании вышеизложенного, очевиден вывод: нынешняя ситуация с лишениями и штрафами – это грандиозная и противоправная афера ГИБДД, в сговоре с мировыми судьями.

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить».

Федор Тютчев.

С верой в Россию и c надеждой на лучшее,
Анна
Московское отделение ФАР

В процессе движения по дорогам, многим, наверное, и не раз приходилось сталкиваться с таким маневром, как объезд препятствия. В качестве препятствия могут выступать машины после ДТП, сломавшийся по разным причинам и обездвиженный автомобиль, дефект дороги (например, огромная яма или насыпь во время ремонта на проезжей части), открытый люк и пр.

В общих случаях объезд препятствия вопросов не вызывает. В общих случаях, это в таких, где хватает места для объезда, т.е. пространства на дороге бывает достаточно чтобы объезд не вступал в противоречия с ПДД. Но бывает и так, что выбора нет: либо придется объехать препятствие по встречной полосе, когда такой маневр запрещен, например, через сплошную линию разметки, либо придется проехать по обочине или тротуару (пешеходной, велосипедной дорожке).

Именно в таких случаях и возникают вопросы – как правильно объехать препятствие, например: Дорога имеет по одной полосе в каждом направлении, разделенных линией 1.1 (сплошная). Как объехать препятствие, если справа обочина или тротуар ?

Ответ. Нужно стараться объезжать препятствие с правой стороны (через правую сторону дороги).

Если по ходу движения справа от препятствия есть обочина, то для объезда целесообразно использовать именно ее (обочину). Объезд препятствия по обочине, равно как и по тротуару, в ПДД не оговорен. Этот процесс будет выглядеть как объезд препятствия, в таком случае этот объезд не должен расцениваться как намеренное движение по обочине или тротуару. Но объезжаемый объект (дефект дороги) в действительности должен являться препятствием (см. ).

Объезд препятствия по встречной полосе через сплошную линию дорожной разметки имеет спорные стороны и может быть расценен двояко, т.е. объезд через сплошную можно истолковать и как нарушение, и как маневр, не противоречащий ПДД.

С одной стороны прямого запрета на объезд препятствия по встречной полосе на двухполосной дороге нет, с другой стороны, (сплошная линия) наносится в местах, где выезд на встречную полосу запрещается. Возникает вопрос: как поступить в таком случае?

Чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим правила объезда препятствия с точки зрения ПДД более подробно.

Препятствие, согласно определению, это неподвижный объект (или дефект дороги) на полосе движения, не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

НЕ являются препятствиями: неудачно остановившийся автомобиль, затор из других машин (именуемый в народе «пробка»), неудобно стоящий габаритный транспорт, автобус (троллейбус) на остановке, выступающий своими габаритами на проезжую часть.

Сам термин «препятствие» понятен. А вот, понятие «объезд» Правила дорожного движения никак не растолковывают. Тем не менее, понятие «объезд» встречается в пунктах и , а также в статье 12.15 ч.3 КоАП, которая предусматривает санкции за неправильный объезд.

В перечисленных выше пунктах ( и ) нет ни одного слова о двухполосной дороге, в том числе и с посередине. Т.е. объезд препятствия на двухполосной дороге через не попадает под запрет. Этот вариант объезда в Правилах не оговорен. А поскольку прямого запрета на такой объезд нет, получается, что не запрещено, значит, разрешено. Но не все так просто.

Продолжая ответ на вопрос, последовательность в принятии решения, по какому пути осуществить объезд препятствия на двухполосной дороге, можно выстроить в следующем порядке: 1 — обочина; 2 — встречная полоса; 3 – тротуар целесообразно вообще не использовать в качестве пути объезда. Последовательность приблизительная, поскольку она построена по возрастанию возможной опасности, а конкретика будет зависеть от реальной ситуации.

Например, на дороге интенсивное встречное движение – целесообразно объехать по обочине. Обочины нет, а тротуар отделен бордюрным камнем – целесообразно с соблюдением безопасности объехать по встречной полосе и т.д., по обстановке.

В заключение, насколько слов об объезде дорожного затора или какого-либо объекта (транспортного средства), который не является препятствием. Объезд «не препятствия» (в т.ч. дорожного затора или дорожной пробки) будет расценен в зависимости от путей объезда:

  • объезд затора по встречной полосе влечет лишение прав на 4-6 месяцев (ст.12.15 ч.4);
  • объезд затора по обочине — штраф 1500 руб. (ст.12.15 ч.1);
  • объезд затора по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД — штраф 2000 руб. (ст. 12.15 ч. 2).

За неправильный объезд препятствия (неправильный – это такой, который вступает в противоречие с ПДД) на водителя может быть наложен штраф 1000 – 1500 руб. (ст.12.15 ч.3).

Даже самый добросовестный водитель в процессе передвижения на автомобиле может попасть в ситуацию, при которой дальнейшая поездка невозможна без нарушения ПДД. К таким обстоятельствам относится объезд препятствия через сплошную линию разметки, нарушение которой влечет за собой до 4-6 месяцев запрета права управления транспортным средством.

Тем не менее, возможны определенные исключения, при которых наказания за подобные действия не последуют.

Основные понятия

Научиться правильно толковать и применять ПДД – основная задача любого человека, севшего за руль.

К числу понятий, которые часто путают при трактовке норм при выезде на полосу встречного движения, отделенную сплошной, относятся обгон и объезд:

  • Обгон транспортного средства, идущего спереди, с левой стороны, с выездом через сплошную на полосу встречного направления, является грубым нарушением, которое карается лишением права вождения.
  • Объезд представляет собой вынужденный маневр, вызванный возникшим на пути следования препятствием, не позволяющим продолжить движение. Успех данного маневра целиком зависит от навыков и реакции водителя, способного сделать верную оценку ситуации.

Положения, касающиеся объезда, не всегда находят правильное толкование у водителей. Так, остановившийся у остановки общественного транспорта пассажирский автобус, даже при отсутствии специальных карманов, не может считаться препятствием, позволяющим обойти запрет на пересечение сплошной. В данной ситуации речь идет исключительно об обгоне.

Возможные препятствия

Объезд может быть вызван только наличием препятствия, т.е. неподвижного объекта, но не транспорта на дороге.

Следующие обстоятельства позволят расценить маневр как объезд препятствия:

  1. Впереди стоящий автомобиль неспособен двигаться ввиду поломки, о чем сигнализирует включенная аварийка. Подобное препятствие должно быть устранено, как можно скорее, минимизируя риск образования затора на дороге.
  2. На полосе движения находится какой-либо предмет, не позволяющий двигаться вперед в прямом направлении.
  3. Дорожное полотно имеет серьезные дефекты (например, открытый колодец), проезд прямо означает 100-процентную вероятность повреждения, аварии с ущербом автомобилю и людям, пассажирам и водителю. Подобные препятствия наблюдаются повсеместно, а представители ГИБДД, подчас, злоупотребляют санкциями в отношении автомобилистов в таких случаях.
  4. Проведение дорожного ремонта, осуществление деятельности различных служб с задействованием полотна.

Иногда автомобиль, брошенный на дороге с нарушением правил парковки, причисляется к препятствию, допускающему объезд. Однако, применение понятий и правил ПДД, не позволяет считать подобные обстоятельства объездом, поэтому выезд машины на встречную полосу находится под запретом.

Правила объезда

Принятие моментального решения о допустимости выезда требуется от любого водителя, невзирая на его опыт и практику. Никто не застрахован от появления даже на знакомых маршрутах ям, выбоин, нельзя исключать и вероятность выпадения груза, посторонних предметов с впереди идущего транспорта.

Детальное изучение правил объезда препятствия поможет отстоять свою позицию перед представителями ГИБДД в случае незаконных обвинений.

Алгоритм действий выглядит следующим образом:

  1. Водитель производит оценку ситуации на дороге и убеждается, что впереди не временная остановка или затор.
  2. Если обнаружено препятствие, объезд производят, по возможности по полосе правее, без использования для движения тротуаров.
  3. В идеале, автомобилист должен сообщить о возникшем по ходу движения препятствии в ГИБДД и ждать прибытия инспектора. При получении предписания сотрудника ГАИ, водитель сможет без каких-либо последствий для себя пересечь сплошную разметку и объехать слева.
  4. Однако на практике подобные действия мало осуществимы, по причине нехватки штата госавтоинспекторов для регулирования дороги во всех случаях возникновения препятствия. Кроме того, ожидание госавтоинспектора приведет к сильному затору.
  5. Запись с регистратора или на телефон поможет доказать в дальнейшем отсутствие какой-либо альтернативы, кроме объезда слева через разметку.

ВАЖНО! Особенно остро стоит проблема, если препятствие возникло на дороге с двумя полосами – по каждому из направлений, когда продолжить движение путем перестроения в правый ряд невозможно в силу отсутствия второй полосы для движения.

Следует заполнить, что в ситуации, когда впереди идущий рейсовый автобус остановился у остановки, препятствием он не может быть признан, а значит объезд слева будет запрещен. Автомобилисту остается дождаться, когда пассажирское транспортное средство вновь продолжит путь.

Выезд на встречку через сплошную для продолжения движения станет грубейшим нарушением, за который положен штраф 1-1,5 тысячи рублей или лишений, в зависимости от обстоятельств.

Аналогичные наказания будут назначены и при наличии впереди машины оставленного ТС, припаркованного таким образом, что проезд остальных транспортных единиц невозможен.

Если автомобиль припаркован у обочины/тротуара, степень виновности второго водителя, совершившего выезд на встречную полосу, будет определяться судом и госавтоинспекторами. Чтобы избежать претензий со стороны ГАИ, в подобных случаях лучше всего привлекать инспектора.

Чтение дорожных знаков

Помимо неожиданных препятствий, в процессе перемещения на автомобиле можно встретить случаи, когда о наличии проблемы на дороге известно представителям ГИБДД и других дорожных служб. Более того, именно с их непосредственным участием, регулируется движение водителя, на чьей полосе появилось препятствие.

Регулировка может осуществляться с помощью сотрудника инспекции, временных светофоров и дорожных знаков. В таких случаях остается научиться правильно читать предупреждающие т запрещающие знаки, чтобы с наименьшим риском объехать постороннее препятствие.

На дороге устанавливают специальный знак объезда в следующих обстоятельствах:

  1. Впереди на дороге ведется ремонт дорожного полотна, разрушенного и опасного к эксплуатации.
  2. ДТП, нуждающееся в серьезном разбирательстве, из-за чего перекрылось движения и проезд по той же полосе в течение длительного времени будет невозможен.
  3. Впереди осуществляет текущую деятельность какая-либо коммунальная организация, чей транспорт перекрыл дорогу. Наиболее часто заторы возникают при профилактическом обслуживании уличных фонарей. Со стороны коммунальщиков требуется установка знака и точное определение зоны действия знака.

В зависимости от того, какой именно знак установлен, автомобилист обязан будет объехать согласно стрелкам на дорожных знаках.

Выезд на встречку через разметку не вызовет штрафной санкции, если действие согласуется с установленными дорожными знаками.

В зависимости от признания степени серьезности нарушения, автомобилисту грозит:

  • Уплата штрафа 0,5-1,5 тысяч рублей;
  • Лишение права вождения на длительный срок (до полгода).

На видео об объезде препятствия

Более мягкую меру применяют при доказательстве того, что действия выполнены в соответствии с дорожными правилами. Например, при объезде слева может быть разрешено продолжать движение. Следуя знакам, предупреждающим об опасности продолжения движения, автомобилист обезопасит себя от лишних проблем с автоинспекторами и ненадлежащего требования оплатить штраф за нарушение запрета на пересечение встречки. Иногда, лучше остановиться и подождать получения дополнительных предписаний из органов.

(3 оценок, среднее: 4,67 из 5)

Дорожная обстановка склонна ежесекундно меняться. Возникают такие ситуации, в которых водителю необходимо принять быстрое и единственно верное решение. Одной из таких ситуаций является внезапно возникшее препятствие на дороге, преграждающее дальнейшее движение. Каким образом его объехать, при этом не помешав другим участникам движения и не нарушить существующие правила?

При неправильных действиях водитель может попасть в затруднительную ситуацию при общении с инспектором ГИБДД, а наказанием за это будет штраф либо . Что полезно знать и как правильно выполнять манёвр объезда препятствия разберёмся в данной статье.

Что в ПДД считается препятствием, отличие объезда от обгона

«Препятствием» называется статичный объект, находящийся на проезжей части, предназначенной для движения автомобильного транспорта, который препятствует продолжению движения по полосе дороги.

  • сломанный автомобиль с выставленным знаком аварийной остановки;
  • дорожно-транспортное происшествие;
  • ремонтные работы;
  • различные посторонние предметы, мешающие проезду.

Нарушение целостности дорожного полотна в виде больших ям, провалов или размытых участков дороги также будет считаться препятствием.

Препятствием не является:

  • затор на перекрестке;
  • автомобильная пробка;
  • лужа или выбоина;
  • транспортное средство, припаркованное на полосе дороги по правилам.

Отличие объезда от обгона

Объезд и обгон – это два схожих термина. Они означают совершение манёвра с целью преодоления возникшего препятствия, затрудняющего движение ТС по полосе.

Конкретного определения, что такое объезд препятствия в ПДД, не существует.

Объездом считается манёвр, который совершается водителем ТС из-за невозможности дальнейшего движения по полосе следования транспортного средства. То есть, если движение по вашей полосе осуществляется с небольшой скоростью, (к примеру тихоходное ТС), тогда такой манёвр будет считаться обгоном.

При объезде преодолевается статичное препятствие, например яма, открытый канализационный люк, припаркованный у края дороги автомобиль.

Объезд выполняется на гораздо меньшей скорости движения, в отличие от обгона. Сложность его состоит в заблаговременном снижении скорости перед возникшим препятствием. Обнаружение препятствия и правильная реакция на его преодоление усложняется в .

Обгоном принято называть действие водителя, при котором совершается выезд на полосу встречного движения, с намерением опережения впереди идущего ТС и дальнейшим возвращением в свою полосу.

Обгон является более сложным маневром. При его совершении необходимо иметь приличный запас пространства для безопасного совершения опережения, не создав при этом помех при движении попутному и встречному транспорту.

Объезд препятствия справа

Обозначается знаком 4.2.1. Этот дорожный знак указывает направление движения транспорта для объезда возникшего препятствия на полосе движения справа. Объезд слева запрещён.
Объезжать препятствие справа необходимо без заезда на тротуар , в противном случае сотрудник ГИБДД вправе выписать штраф размером 2 тыс. рублей. Ст. 12.15 КоАП часть 2 “Выезд на тротуар или велосипедную дорожку”.

Объезд препятствия слева

Обозначается знаком 4.2.2. Данный дорожный знак указывает направление движения транспорта для объезда возникшего препятствия на полосе движения слева. Объезд справа запрещён.

Знаки, обозначающие направление объезда, относятся к категории “Предписывающих знаков”. Оба знака могут быть установлены на обочине дороги или непосредственно перед препятствием на металлический каркас, столб или на специальную тумбу.

Места установки предписывающих знаков объезда препятствия:

  • участки проведения дорожных работ;
  • обозначение островков безопасности;
  • задний борт аварийно-ремонтных автомобилей;
  • начало разделительной полосы.

Если, подъезжая к участку дороги со сплошной линией разметки, водитель видит установленный знак «объезд слева», то выехав на полосу встречного движения, правила он не нарушит.

В данной ситуации нужно руководствоваться действием установленного знака, не обращая внимания на разметку. После преодоления препятствия водитель должен занять прежнюю полосу движения.

За игнорирование знаков 4.2.1 и 4.2.2 (объезжая препятствие в любую другую сторону) предусмотрен штраф.

Зоной действия обоих знаков будет являться непосредственно объект, препятствующий движению либо знак, установленный в конце ремонтного участка дороги 3.31 “Конец зоны всех ограничений”.

Объезд препятствия справа или слева

Обозначается знаком 4.2.3. Этот знак также является предписывающим и предлагает водителю выбрать наиболее удобный способ для объезда препятствия. Он устанавливается на проезжей части во время ремонта и в местах разделения полос.

Выезд на встречную полосу через сплошную при объезде

Объезд препятствия через сплошную линию разметки запрещается в следующих случаях:

  • если дорога имеет четыре и более полос;
  • если дорога из трёх полос;
  • перед железнодорожным переездом.

В тех случаях, когда нет возможности объехать препятствие, не нарушив ПДД, водитель, согласно действующим правилам, должен остановиться непосредственно перед препятствием и дождаться устранения сложившейся ситуации.

Наиболее безопасным манёвром при объезде препятствия считается объезд справа. Эта мера убережёт водителя от неоправданного выезда на встречную полосу и не создаст лишних помех для движения встречного потока.

Важно помнить, что не всегда дорожные знаки, указывающие направление объезда препятствия, могут быть выставлены вовремя. Особенно трудно различить не обозначенные препятствия в темное время и в тяжелых климатические условиях. Для этого всегда выбирайте правильную скорость движения и необходимую дистанцию в соответствии с дорожной ситуацией.

В некоторых случаях наши каждодневные правила поведения в обыденной жизни, к которым мы столь привыкли, могут сыграть с нами злую шутку на дороге. Ведь здесь не всегда логика превыше всего, хотя опять же логика для каждого своя… Зачастую на дороге во главу ставится безопасность, безопасность, и еще раз безопасность! Так вот и с ситуацией, когда вам необходимо объехать препятствие, а слева сплошная линия разметки, а справа обочина. Здесь вроде как все логично, убедился в том, что никого нет, и объехал. Но так ли это ситуация видится с «буквы закона»? Не является ли такое поведение нарушением ПДД. Именно эту тему мы и постараемся раскрыть в нашей статье.

Что такое препятствие, которые вы собрались объезжать (определение)

Раз уж мы упомянули термин – препятствие, то необходимо обратится к ПДД, где как раз и дано для него четкое определение. Итак, взглянем на пункт 1.2 ПДД

Еще раз то же самое, но своими словами. Все что вы не можете объехать, не меняя полосы движения, является препятствием, за исключением ТС припаркованного по правилам и затора на дороге.
После того, как уже мы вам дважды охарактеризовали, что такое препятствие, можно приступить и к рассмотрению частных случаев, когда это самое препятствие вы хотите объехать. Самый простой и безнаказанный случай, это когда само препятствие находится на полосе движения, при этом вам ничего не мешает перестроиться в соседнюю полосу и совершить объезд или опережение. Под «ничего не мешает» мы подразумеваем безопасность маневра и наличие линии разметки, которая позволяет перестраиваться, то есть совершить этот самый маневр без штрафа и предупреждения. Однако этот вариант не столь интересен, так как по сути не вызывает прения между водителем и законом, а значит рассказывать о нем особо нечего.
Далее же мы разберем случаи объезда препятствия, когда не все так однозначно и просто, то есть когда водителю «светит» штраф.

Объезд препятствия в нарушение линии разметки (стать 12.16 КоАП РФ часть 1)

Меньший из всех зол, это вариант объезда препятствия в нарушение линии разметки, то есть когда предписано ехать по строго определенной полосе, а водитель использует для объезда другие альтернативы. Скажем это вариант, когда используется островок безопасности.

Это также может быть использование полосы для поворота налево.
Во всех этих случаях нет выезда на обочину или на встречную полосу движения, о чем мы поговорим далее, но и такие маневры уже запрещены. В этом случае все ограничится статье 12.16 КоАП РФ, часть 1.

Поверьте нам, это не так уж и много, по сравнению с вариантами описанными далее.

Объезд препятствия по обочине

Следующая ситуация, когда водитель пытается объехать препятствия по обочине. По факту это нарушение ПДД, то есть езда по обочине, а значит, за это также грозит штраф. Более подробно о таком нарушении мы рассказывали в нашей статье «Штраф за езду по обочине ».
Мы не видим смысла развивать эту тему и здесь, скажем лишь, что за это положен штраф, в размере минимального штрафа (500 рублей)

Объезд препятствия через сплошную линию разметки (выезд на встречную полосу) или под знак обгон запрещен

Этот вариант наиболее опасен, а в свете этого и более всех остальных наказуем. Фактически такой объезд можно приравнять к выезду на встречную полосу движения. Это значит что и штраф здесь можно считать аналогичным… Но здесь можно сказать автолюбителям повезло, так как по факту нарушение все же другое. За выезд на встречную полосу в статье 12.15 КоАП РФ, которая предписывает штрафы за нарушение положения ТС на дороге, есть отдельная часть (часть 3) в случае объезда препятствия через сплошную то есть при выезде на встречную полосу, где это запрещено (сплошная линия разметки или знак обгон запрещен).

Это наиболее значимый штраф при объезде препятствия. Так как же быть, если перед вами препятствие, а объехать его надо.

Что делать если перед вами препятствие, как его объехать, не нарушая правил

На самом деле, если в вашем направлении лишь одна полоса для движения, при этом слева сплошная, а справа обочина, но альтернатив нет! В любом случае вы нарушите правила, если поедите вперед, в объезд. Объезд препятствия, в данной случае, не снимет с водителя ответственности за нарушение. Здесь вы уж сами выбирайте меньшее из возможных зол. Другое дело если вы на мопеде, это единственный вид ТС, когда можно объехать по обочине, не мешая пешеходам, при этом не нарушая ПДД. Для мопеда это допускается пунктом 27.4 ПДД.

Не нарушая правил…

Ну, а если уж поступать в полном соответствии с законом, не нарушая его, то единственным вариантом и останется позвонить в инспекцию ГИБДД, сообщить о заторе на дороге из-за препятствия. Далее дождаться представителей власти и дождаться, пока они «разрулят» ситуацию.
Еще одной альтернативой будет съехать на обочину, если это разрешено, напротив самого препятствия, затем остановиться. Для верности можно даже вылезти из авто и подойти к ТС узнать как дела или посмотреть на яму, в зависимости от того что собой представляет препятствие, далее вновь продолжить путь. Тронувшись и выехав на свою полосу. В этом случаи такие действия можно квалифицировать как остановку, и продолжение дальнейшего движения.

Можно ли заплатить штраф за объезд препятствия со скидкой в 50 процентов

Подводя итог об объезде препятствия

Как и всегда, в законе есть «дырки». Многие из вас увидели их, если прочитали все то, что написали мы выше. О чем можно сказать без сомнений, что объезд препятствий довольно щекотливая тема для автолюбителей, так как получить штраф можно, что говориться, на ровном месте.
Об альтернативах получить наименьший штраф или попытаться его избежать вовсе, мы тоже рассказали, а значит тему статьи, можно считать раскрытой.

Вопрос - ответ по теме «Штраф за объезд препятствия через сплошную или по обочине»

Вопрос: Какой штраф за объезд препятствия через сплошную или по обочине?
Ответ: Через сплошную - до 1500 рублей, по обочине – 500 рублей, кроме мопедов.



Просмотров