Транспортное происшествие событие. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие и виды. Кто считается погибшим, раненым в ДТП? Определение понятия "ограниченная видимость" и "дорожные условия, сопутствующие ДТП"

Дорожно-транспортное происшествие - авария с участием одного или нескольких автомототранспортных средств. Подобный ответ даст большинство людей независимо от того, являются ли они автовладельцами или обходятся общественным транспортом, и будут правы лишь отчасти. ДТП - юридическое понятие, имеющее конкретное содержание и ряд признаков.

Понятие дорожно-транспортного происшествия

ДТП - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

  • водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо (к водителю приравнивается обучающий вождению);
  • велосипедист - лицо, управляющее велосипедом;
  • пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него);
  • пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу (к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства).

Применительно к ДТП и в связи с ним используются и другие понятия:

  • владелец транспортного средства (автовладелец) - собственник или любое другое лицо, владеющее ТС на законных основаниях (аренда, хозяйственное ведение и т. д.);
  • виновный в ДТП (виновник ДТП) - лицо, по вине которого произошло ДТП;
  • виновный в причинении ущерба (виновник ущерба) - лицо, по вине которого в результате ДТП причинён вред жизни и здоровью или имущественный ущерб (обычно совпадает с виновником ДТП, но иногда виновным может быть признан, например, механик, выпустивший неисправный автомобиль в рейс, владелец домашних животных, допустивший их выход на дорогу и т. д.);
  • потерпевший - лицо, жизни и здоровью или имуществу которого причинён вред (потерпевшим часто называют лицо, которому причинён только имущественный вред, в отличие от пострадавшего);
  • пострадавший - лицо, жизни и здоровью которого причинён вред.

Основные причины ДТП

Абсолютное большинство ДТП происходит по субъективным причинам полностью или частично. В том или ином объёме почти всегда присутствует вина участника происшествия. Исключения могут составлять случаи, когда аварии происходят в результате каких-то объективных и полностью не зависящих от воли человека событий: проседание асфальта под проезжающей машиной, удар молнии в автомобиль и т. п. Выбежавшее на дорогу животное, ямы и выбоины, другие внешние факторы, которые человек мог предположить и избежать, не рассматриваются как единственные причины происшествий. В лучшем случае, помимо нарушений ПДД, допущенных водителем, устанавливается, например, нарушение дорожными службами норм и правил содержания дорог. Неисправность автомобиля также не является самодостаточной причиной ДТП, так как водитель перед выездом обязан проверить и обеспечить в пути исправность транспортного средства (п. 2.3.1 ПДД).

В ПДД есть несколько универсальных норм, позволяющих установить вину водителя практически в любом ДТП. Например, п. 10.1 ПДД - водитель должен выбирать скорость в таких пределах, чтобы обеспечить постоянный контроль за движением, п. 9.10 ПДД - водитель должен соблюдать интервал до впереди идущего транспорта и боковой интервал и др. Происшествия только по вине пешеходов происходят в редких случаях и возможны, пожалуй, только при неожиданном выходе на проезжую часть в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора.

По одному делу суд установил вину водителя в нарушении п. 10.1 ПДД, когда он, двигаясь по обледенелой дороге со скоростью 5–10 км/ч, не справился с управлением и допустил занос автомобиля с последующим столкновением. Вины дорожных служб в ненадлежащем содержании дороги при этом установлено не было. Суд посчитал, что в сложившейся ситуации водитель неправильно выбрал скорость движения. Доводы о том, что двигаться с меньшей скоростью автомобиль (ГАЗ 53) не мог по конструктивным особенностям, суд не счёл в качестве заслуживающего внимания - при возникновении опасной ситуации водитель должен применить все меры по снижению скорости вплоть до полной остановки ТС.

Таким образом, принципиальной и основной причиной ДТП является нарушение водителем Правил дорожного движения. Более детальная классификация возможна исходя из конкретных норм ПДД. К основным причинам относят:

  1. Нарушение скоростного режима (п. 10.1 ПДД). Нередко водители путают неправильный выбор скорости с превышением предельно допустимого значения для данной местности (п. п. 10.2 – 10.4 ПДД) или определённого соответствующими дорожными знаками. В действительности правильный выбор скоростного режима не зависит от предельных показателей и определяется исходя из сложившейся обстановки. Само по себе превышение предельно допустимой скорости не может повлечь ДТП, авария происходит в связи с невозможностью остановиться при выбранном режиме движения. Водитель автомобиля, двигающегося со скоростью 100 км/ч по городу, может успеть затормозить или сманеврировать при достаточной видимости и свободной дороге, в то время как при скорости в 30 км/ч на обледеневшем асфальте при торможении автомобиль потеряет управление и столкнётся с другим автомобилем. Тормозной путь на мокром асфальте увеличивается до полутора раз, а на покрытой коркой льда дороге - в 4–5 раз по сравнению с сухим асфальтом.
  2. Выезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика. Обстоятельства и последствия такого нарушения очевидны.
  3. Неправильный выбор интервала до впередиидущего транспорта или бокового интервала. Резкое торможение двигающегося впереди автомобиля обычно не является причиной происшествия. Водитель, едущий сзади, должен выбирать безопасное расстояние, позволяющее ему в критической ситуации остановиться. Нередко водители пытаются уйти от столкновения с передней машиной путём маневрирования и совершают столкновение с ТС, двигавшимся по другой полосе в том же направлении, или выезжают на встречную полосу. ПДД не предусматривают возможность маневрирования при возникновении опасности. Действия водителя должны быть направлены только на снижение скорости вплоть до остановки.
  4. Выезд на встречную полосу (п. 9.1 ПДД). Причинами выезда могут быть обгон с нарушением правил, попытка уйти от столкновения с возникшим впереди препятствием, неправильный выбор расположения автомобиля на дороге без разметки, умышленные действия и пр.
  5. Нарушение правил поворота (п. 8.6 ПДД). Значительная часть водителей нарушает правила поворота на перекрёстках. При завершении манёвра ТС должно оказаться на своей полосе движения, а фактически совершается частичный проезд по встречной полосе, в результате чего происходит столкновение со встречным автомобилем.
  6. Другие нарушения ПДД.

Прочие обстоятельства, которые часто указывают в качестве причин дорожных происшествий, в действительности являются повышающими вероятность события факторами либо дополнительными причинами. К ним можно отнести:

  1. Физическое состояние водителя. Усталость, плохое самочувствие снижают внимательность и затормаживают реакцию. Для водителей автобусов, в т. ч. городских, дальнобойщиков и некоторых других категорий предусматривается особый режим работы, предполагающий обязательный отдых между рейсами и во время пути. Нарушение предусмотренных норм является одним из факторов, влияющих на аварийность. Прямой запрет на управление автомобилем в болезненном или утомлённом состоянии наряду с опьянением содержится в п. 2.7 ПДД.
  2. Отвлекающие факторы. Громкая музыка, особенно прослушиваемая через наушники, посторонний шум и разговоры в салоне, уделение внимания пассажирам (например, маленьким детям) или находящиеся внутри машины животные отвлекают водителя от контроля за движением. Это не позволяет своевременно среагировать на изменение обстановки.
  3. Погодные условия. Они оказывают разностороннее и многофакторное влияние на дорожное движение. Дождь и снег снижают как видимость, так и сцепляющие свойства асфальта, туман способен ограничить просматриваемость дороги до десятка метров по сравнению с несколькими километрами в ясную погоду, яркое солнце ослепляет водителя и т. д. Неблагоприятные погодные условия вызывают дополнительное напряжение водителя, что влечёт быструю утомляемость.
  4. Состояние дорожного покрытия - любимая тема водителей. Справедливости ради следует отметить, за последние годы отремонтирована и восстановлена значительная протяжённость как трасс, так и городских дорог, но проблема настолько существенна, что говорить о всеобщем удовлетворительном качестве пока не приходиться. Водителю полезно запомнить некоторые предельно допустимые показатели дорожных изъянов (ГОСТ Р 50597–93), при отклонении от которых возможно привлечение к ответственности за ДТП дорожных и иных соответствующих служб:
    • ширина отдельной выбоины - 60 см;
    • длина отдельной выбоины - 15 см;
    • глубина отдельной выбоины - 5 см;
    • отклонение решётки дождеприёмника от уровня лотка - 3 см;
    • отклонение крышки люка от уровня покрытия - 2 см;
    • отклонение головки рельса от покрытия - 2 см.
  5. Алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение. Нарушение п. 2.7 ПДД само по себе не может повлечь ДТП, но нетрезвое состояние оказывает катастрофическое влияние на реакцию и координацию человека, препятствует адекватной оценке дорожной ситуации. В силу общей правовой и общественной установки пьяный водитель с большой степенью вероятности будет «притянут» к ответственности за ДТП и причинённый ущерб, даже если фактически он не совершит иных нарушений ПДД и происшествие произойдёт в результате действий другого участника.

К иным факторам, способствующим ДТП, можно отнести ненадлежащий надзор за домашними животными, действия диких животных, природные явления, ненадлежащее содержание прилегающих к дорогам объектов (например, при падении на дорогу деревьев, столбов, конструкций и т. п.) и другие обстоятельства, которые могут существенно повысить риск наступления ДТП. К способствующим факторам относят также недостаточно квалифицированную подготовку водителей в автошколах, недостатки конструкций автомобилей. Сторонники эзотерических учений в причине ДТП могут усмотреть карму, но это уже на любителя.

Виды дорожно-транспортных происшествий

В теории и практике существует несколько вариантов квалификации ДТП. По тяжести последствий подразделяют происшествия:

  • со смертельным исходом, с учётом приведённого ранее понятия погибшего в результате ДТП;
  • с телесными повреждениями;
  • с материальным ущербом.

По степени тяжести последствий различают ДТП, повлёкшие за собой:

  • материальный ущерб;
  • лёгкие телесные повреждения - кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (примечание 1 к ст. 12.24 КоАП РФ);
  • телесные повреждения средней степени вреда - неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть (примечание 2 к ст. 12.24 КоАП РФ);
  • тяжкие телесные повреждения - опасный для жизни вред, потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, неизгладимое обезображивание лица, значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть, полная утрата профессиональной трудоспособности (Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 г. № 522);
  • смерть потерпевшего;
  • особо тяжкие последствия (гибель 4 и более, ранение 15 и более человек).

Степень тяжести телесных повреждений определяется медицинской экспертизой.

По характеру происшествия выделяют (Приложение Ж к ОДМ 218.6.015–2015):

Несколько условно можно подразделить ДТП на учётные и не подлежащие учёту. Условность заключается в том, что согласно п. 3 Правил учёта ДТП учёту подлежат все происшествия, причём обязанность возлагается не только на ОВД, но и непосредственно на владельцев транспортных средств - юридических лиц, органы управления дорогами и владельцев дорог. Но в государственную статотчётность включаются сведения только о ДТП, повлёкших гибель и/или ранение людей (п. 5 Правил) за некоторыми исключениями (если ДТП произошло в результате попытки суицида, посягательства на жизнь и здоровье, во время автосоревнований и некоторыми другими).

Непонятно, как данное требование сочетается с предусмотренным ст. 11.1 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО» правом на оформление ДТП без участия ГИБДД. В обязанности страховщиков не входит передача в полицию информации о ставших им известными происшествиях, оформленных по так называемому европротоколу. Очевидно, что огромное количество ДТП остаётся неизвестным органам внутренних дел и не принимается во внимание при проводимых в обязательном порядке анализе причин и условий возникновения происшествий и разработке мер по их предотвращению. Такое положение является ещё одним существенным минусом европротокола наряду с тем, что самостоятельное оформление дорожных происшествий их участниками позволяет избежать виновнику ответственности за нарушение ПДД.

В литературе встречается понятие «бесконтактного ДТП», под которым подразумевается событие, отвечающее всем признакам ДТП, но при отсутствии взаимодействия между автомобилями участников, а последствия наступают в результате наезда на предмет или столкновения с другим автомобилем. Достаточно распространённое явление - водитель «подрезал» или резко затормозил, создав тем самым аварийную ситуацию. Если в результате происходит ДТП, встаёт вопрос о причастности такого водителя к происшествию. Случаи привлечения к ответственности и возложения обязанностей по возмещению ущерба, причинённого в результате спровоцированного подобными действиями события, единичны.

Распространённость явления повлекли введение в мае 2016 г. в п. 2.7 ПДД понятия опасного вождения и установление запрета для водителей на совершение ряда действий (неоднократные перестроения, нарушения дистанции и интервалов и др.). С нововведением возникло правовое обоснование для предъявления имущественных требований к «лихим» водителям, но сложность заключается в том, что подобные участники дорожного движения предпочитают не обращать внимания на произошедшее ДТП и спокойно продолжают движение. Доказать причастность к причинению вреда конкретного человека не всегда возможно, даже если удастся зафиксировать номер автомобиля и обстоятельства происшествия.

Другим специфическим видом происшествия является скрытое ДТП. Допустившее нарушение ПДД и совершившее дорожно-транспортное происшествие лицо скрывается с места происшествия. Доказать его причастность можно путём проведения трасологической экспертизы, если известен номер автомобиля. Здесь также возникает вопрос о причастности конкретного водителя, если к управлению автомобилем допущено несколько человек. Теоретически возможны ситуации, когда с места события скрывается потерпевший.

Действия после ДТП

Порядок действий участников ДТП после происшествия определён п. п. 2.6 - 2.6.1 ПДД. В общем случае причастные водители обязаны:

  • прекратить движение и оставить автомобиль в месте остановки;
  • включить аварийную сигнализацию;
  • установить знак аварийной остановки;
  • оставить все предметы, имеющие отношение к ДТП, на своих местах (сохранить осыпь, отлетевшие и выпавшие предметы и пр.).

Если имеются пострадавшие, требуется оказать им первую помощь, вызвать скорую медпомощь и полицию по сотовому номеру 103 и 102 или по единому номеру 112, при необходимости отправить в ближайшее медучреждение с попутным транспортом, а при его отсутствии отвезти самостоятельно и вернуться на место.

Водители обязаны освободить дорогу после фиксации первоначального месторасположения автомобилей (в т. ч. путём фото- и видеосъёмки):

  • при ранении или гибели людей только в случаях, когда проезд другого транспорта невозможен;
  • при отсутствии пострадавших в случаях, когда проезд другого транспорта затруднён.

При отсутствии пострадавших в ДТП, споров между участниками по обстоятельствам происшествия и по поводу полученных повреждений водители вправе не извещать полицию. По своему выбору они могут:

  • оформить документы на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав расположение транспортных средств;
  • оформить документы без вызова сотрудников ГИБДД в случаях, предусмотренных ст. 11.1 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО»;
  • не оформлять происшествие, если ни один из участников не настаивает на этом.

При отсутствии пострадавших, но при наличии разногласий в обстоятельствах происшествия и по поводу полученных повреждений, участники обязаны известить ГИБДД и дожидаться прибытия наряда. При получении указания от ГИБДД происшествие может быть оформлено на ближайшем посту ГИБДД или в подразделении полиции с предварительной фиксацией месторасположения автомобилей.

Возмещение ущерба и морального вреда

ДТП неразрывно связано с вопросами возмещения вреда. Обязанность по возмещению ущерба и компенсации морального вреда лежит на виновнике ДТП. Исходя из обстоятельств, может быть установлена обоюдная вина участников события или вина нескольких водителей, если произошло массовое происшествие. При возмещении ущерба в рамках ОСАГО вина нескольких участников признаётся равной, пока не установлено иное, выплата производится пропорционально.

Следует понимать, что ГИБДД не устанавливает вину в причинении ущерба и даже вину в ДТП. Полиция выявляет и определяет нарушения Правил дорожного движения в действиях участников. В общем случае нарушитель ПДД является виновным в причинении ущерба, но в спорных ситуациях установление вины или степени вины возможно только в судебном порядке.

Штраф и другие наказания за ДТП

Нарушение ПДД не обязательно образует состав административного правонарушения. Нарушитель не может быть привлечён к административной ответственности, если за допущенное нарушение не предусмотрена соответствующая статья в КоАП. Характерным примером может служить распространённая причина аварий - неправильный выбор скоростного режима. За такие действия ответственность не установлена, если одновременно не была превышена предельно допустимая скорость, предусмотренная для данной территории или установленная дорожными знаками.

В сфере нарушения безопасности дорожного движения применяются следующие виды административных наказаний:

  • предупреждение;
  • штрафы (наиболее часто размеры штрафов оставляют от 500 до 500 000 руб.);
  • лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 24 месяцев;
  • арест до 15 суток;
  • обязательные работы продолжительностью от 100 до 200 ч.

За вождение в нетрезвом состоянии лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичный проступок или за отказ от медосвидетельствования, возможна уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 24 месяцев.

Строгое соблюдение Правил дорожного движения снижает до минимума, а, возможно, и исключает вероятность попасть в дорожное происшествие. Среди высококвалифицированных профессиональных водителей бытует убеждение, что избежать ДТП по своей вине просто, но настоящий водитель должен уметь избегать происшествий по вине других участников движения. Внимательность и аккуратность за рулём избавляют от проблем не только самого водителя, но и окружающих.

Дорожно-транспортное происшествие представляет собой не только разной сложности столкновение транспортных средств.

Под подобным требованием понимается огромное количество иных, не менее опасных ситуаций.

Каждый водитель должен знать, что такое ДТП определение в ПДД, ознакомиться с перечнем распространенных инцидентов, которые можно отнести к аварийным ситуациям. Это поможет правильно реагировать их.

Изучая определение ДТП в правилах дорожного движения, можно отметить, что аббревиатура ДТП характеризуется, как дорожно-транспортное происшествие.

Из данного термина всегда следует определенная аварийная ситуация, которая имеет отношение к одному, двум или более транспортным средствам.

Недостаточно знать, все про ДТП что это такое расшифровка. Стоит ознакомиться с критериями их классификации.

Несмотря на подобное понятие, нет возможности понять, какая именно ситуация может быть расценена, как дорожно транспортное происшествие. Определение стоит изучить более подробно.

Важно знать не только, что означает данное понятие, но также что под ним подразумевается. В современном Федеральном законодательстве, а также в правилах учета дорожных авариях дается некоторое определенное ДТП.

По сути, это некоторое событие, которое случилось в процессе передвижения транспортного средства и повлекло за собой вред здоровью или жизни людей, а также принявших участие в аварии автомобилей, грузов и разных недвижимых объектов.

ДТП – это особое нарушение ПДД или несоблюдение общепринятых принципов эксплуатации средства передвижения, что повлекло определенный ущерб.

В качестве административного нарушения в 2019 году рассматривается урон легкой, а также средней тяжести. В более тяжелых случаях и ситуациях аварийная ситуация будет проходить уже по уголовному содержанию.

Видео: Что такое ДТП?

К ДТП относятся разные обязательства, связанные с дорожными происшествиями . Довольно часто они характеризуются, как длительные, трудоемкие и запутанные.

Причина в том, что далеко не всегда получается выполнить все с первого раза, оценить, может быть отнесена или нет определенная ситуация к категории ДТП.

При выяснении вопроса, какое из событий может быть отнесено к ДТП, потребуется принимать во внимание основное определение понятия. После этого становится ясно, что нельзя отнести к дорожным авариям.

В первую очередь это такие ситуации, где автомобиль не принимал непосредственного участия. Также к ДТП не могут быть отнесены ситуации, при которых автомобили находились в статичном состоянии, а также если не был причинен ущерб автомобилю или иным участникам движения.

Необходимо понимать, что является ДТП, что нет . Это поможет в определенной ситуации защитить свои права.

Дать определение участникам ДТП относительно несложно. Сделать это можно и самостоятельно. Прежде всего, это лица, которые в той или иной степени были задействованы в аварийной ситуации. Это лица, которые напрямую относятся к категории виновников ДТП или потерпевших.

Согласно ПДД, среди основных категорий участников ДТП можно выделить следующие:

ДТП может возникнуть, как с одним участником, когда водитель столкнулся в неодушевленным препятствием, а также с несколькими, вплоть до десятка или даже сотни. Это есть ответ на вопрос, что такое обоюдка.

Стоит обратить внимание, что для возникновения ДТП существуют определенные причины. Среди них можно отметить все возможные факторы риска, имеющие отношение к действиям участника движения или к воздействиям внешней среды.

Практически анализ основной массы ДТП показал, что очень часто аварийные ситуации происходят по причине некорректных действий водителей. ДТП разной сложности возникают при нарушении водителем ПДД.

Что касается основания для нарушения ПДД, то здесь может быть несколько факторов:

  • усталость и физическое недомогание водителя;
  • факторы, которые снимают акцент внимания водителя с трассы – телефон, например;
  • неблагоприятные условия погоды;
  • некачественное дорожное покрытие;
  • алкогольное опьянение.

Причин, которые могут повлечь за собой нарушение ПДД, существует достаточно много, но среди самыми распространенными считается употребление участниками движения наркотиков и алкоголя.

Основные виды ДТП

Согласно установленных в настоящее время правил дорожного движения, выделяется несколько основных категорий и признаки ДТП. Вот как выглядит классификация ДТП:

Существуют также иные варианты и виды ДТП. Это разнообразные группы дорожных аварий, которые не подпадают ни под какую категорию из перечисленных выше.

Это могут быть разнообразные формы наезда на колесо, которое отпало от иного средства передвижения или иной предмет.

Существует иная форма классификации дорожных происшествий. Изучив данную информацию, можно понять, что такое учетное ДТП, например.

На основании всего сказанного выше можно сделать вывод, что законом установлена детальная профессиональная классификация аварийных ситуаций. Соответственно и виды производимого анализа также могут быть разными.

В процессе производимого анализа применяется обычно ситуационная, статистическая, корреляционная, а также вероятностная методики. Практически во всех случаях задействуется дорожно-техническая и юридическая экспертизы.

В обязательном порядке принимаются во внимание современные технологические, социокультурные моменты, а также удельные и абсолютные индивидуальные показатели.

Грамотно проведенный анализ ДТП позволяет понять каждую отдельную ситуацию, а также основные причины ее возникновения.

Полученные в результате информационные данные используются для выработки правильных превентивных мер, которые в последствии могут быть направлены на снижение количества происшествий на трассах в каждом отдельном населенном пункте и во всей стране в целом.

Заключение

Результат аварийного происшествия будет напрямую зависеть от грамотного поведения всех участников ДТП.

Это прямо касается пострадавшей стороны, так как именно ей приходится принимать прямое участие в процессе защиты своих прямых гражданских прав.

При появлении аварийной ситуации нужно предпринять определенные действия . В первую очередь требуется проанализировать общее состояние пострадавших, а также автомобилей.

В обязательном порядке вызывается сотрудник ГИБДД и берется под контроль процесс возмещения морального и материального ущерба.

Знать об основных видах ДТП должен каждый водитель, только в этом случае у него может появиться шанс на полное восстановление прав и возмещение ущерба.

Вас заинтересует:


Один комментарий

    Ты постановление правительства номер 1090, пункт 2.6.1 читал вобще???

    Если не пострадали люди и повреждено тоьько имущество, то инспекторов вобще можно не вызывать. Учи законы, двоечник.

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Комментарии

В соответствии с этой ситуацией, для того чтобы отнести событие к ДТП(дорожно транспортное происшествие) необходим учет нескольких факторов:

— ТС должно было находиться в движении;

— В событие должно принимать участие непосредственно этот транспортное средство;

— результатом события должны согласоваться упомянутым в определении.

Таким образом, к ДТП не относятся:

— несчастный случай в транспортном средстве, произошедший с водителем или пассажиром;

— травмирование водителя во время устранения им каких-либо неисправностей в неподвижно стоящем автомобиле;

— события, возникшие в процессе движения вне дорог.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — это та неприятность, которая может возникнуть с участником дорожного движения. В абсолютном большинстве случаев она связана с нарушением Правил дорожного движения. Но бывают случаи, когда причинами возникновения ДТП становятся иные факторы, например природные катаклизмы.

Все ДТП подразделяются на 9 видов:

— столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

— опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.

— наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

— наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

— наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

— наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

— наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

— падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) Движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к Другому виду ДТП. Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

— иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесам транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Любой водитель может значительно уменьшить вероятность участия в дорожно-транспортном происшествии. Залогом долгой безаварийной езды являются:

— хорошее знание ПДД;

— умение прогнозировать развитие дорожной ситуации;

— приобретенное чувство автомобиля и дороги;

— ощущение скорости, пространства и времени.

Изучайте литературу и применяйте полученные знания на практике, плавно вливайтесь в дорожное движение, накапливайте опыт, и вы станете безаварийным водителем.

Примечание: в настоящее время владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законодательством и в соответствии с ним, за свой счет страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. В случае если страхователь является участником дорожно-транспортного происшествия, он обязан сообщить другим участникам по их требованию сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована его гражданская ответственность. Данная обязанность возлагается также на водителя, управляющего транспортным средством в отсутствие страхователя.

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")

Тождественное определение понятия "дорожно-транспортное происшествие" содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ , утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 3.1.2 Рекомендаций по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р).

Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения (утратившие с 12.05.2015 года Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденные Федеральной дорожной службой России 29.05.1998 года).

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)

В действующем с 12.05.2015 года Отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.6.015-2015 "Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации", утв. распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р, выделены лишь следующие виды ДТП:

дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек (п. 3.1.3). При этом под раненым в ДТП понимается лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения (п. 3.1.10). Под погибшим в ДТП понимается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более. (п. 3.1.4).

В прежних Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ, утвержденных Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года содержалась более развернутая характеристика дорожно-транспортного происшествия, которая выгоднее отличалась от ныне действующих Рекомендаций, утвержденных Росавтодором 12 мая 2015 г.

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в утративших силу Правилах 1998 года

В действовавших до 12 мая 2015 г. Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной дорожной службы России от 29 мая 1998 г. N 168, дорожно-транспортные происшествия подразделялись на следующие виды:

Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Иной вид ДТП - бесконтактное ДТП

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включал также "иной вид ДТП ". Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли "пострадавший" автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что "из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие " (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, "дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения , в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под термином "дорога " понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что «поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения , то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия - страхового случая , предусмотренного договором добровольного страхования».

Кто считается погибшим, раненым в ДТП? Определение понятия "ограниченная видимость" и "дорожные условия, сопутствующие ДТП"

В ныне утративших силу Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998 содержались определения следующих терминов:

"4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

6. Ограниченная видимость - расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.

7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП , - фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)".



Просмотров