Право интеллектуальной собственности и проблемы его защиты. Международно-правовое регулирование интеллектуальной собственности. Актуальные проблемы нормативно-правового регулирования Интеллектуальной Собственности

Большой Ближний Восток – это регион, который включает в себя Арабский мир, Турцию, Иран, Израиль, Афганистан, Пакистан, Туркменистан и страны Закавказья. Такие продолжительные конфликты на этноконфессиональной почве, как арабо-израильское и шиито-суннитское противостояние, подрывают экономическую и политическую стабильность во всех странах региона. Высокий конфликтный потенциал ведет к снижению иностранных инвестиций в регион, кроме того, законодательство в большинстве государств не гарантирует защиту вкладов иностранных инвесторов и состояние экономических институтов не соответствует международным стандартам, что также снижает привлекательность ближневосточного региона.

Но несмотря на колоссальное количество проблем, регион обладает высоким экономическим потенциалом. Также, глобализация и производные от нее процессы не обходят стороной Большой Ближний Восток. Одним из следствий глобализации являются интеграционные процессы, которые можно наблюдать и в данном регионе, но наличие определенных проблем создает дополнительные барьеры на пути к созданию единого экономического пространства. В данной работе будет проведено исследование ближневосточных интеграционных ячеек, причины их несостоятельности и перспективы развития.

Идея объединения стран данного региона наблюдалась на разных этапах истории, возможно, это нельзя назвать проектами интеграционных ячеек, но эти попытки закладывали основу для создания именно современных региональных объединений. В VII население, проживающее на территории ближневосточного региона, объединилось на основе конфессиональной принадлежности и создало исламское государство – халифат, на территории которого функционировали стандартные регулятивные нормы. Затем, на территории халифата зародилась новая могущественная империя – Оттоманская, которая просуществовала вплоть до ХХ века. Действительно, данные государственные образования нельзя рассматривать как интеграционные ячейки, но это необходимо учитывать при рассмотрении интеграционного потенциала данного региона. Так как, Арабский халифат (630 – 1258) и Османская империя (1299 – 1922) объединили более сотни разных этносов под руководством центральной власти и привели, в некоторой степени, к унификации и стандартизации политических, экономических и социальных институтов Большого Ближнего Востока.

После распада последней империи большинство стран находилось под контролем европейских стран до середины ХХ века, затем волна национально-освободительного движения охватила весь региона и сформировала нынешние контуры границ государств Большого Ближнего Востока. В эту эпоху зародилось новое идейное течение, в основе которой лежало объединение территорий, заселенных арабами. Данный феномен получил названия панарабизма, идейным основоположником которого был шериф Мекки - Хусейн ибн Али аль-Хашими, создавший первое объединенное арабское королевство Хиджаз в 1916 году. Панарабизм – это идея объединения всех арабских государств в единый политический и экономический союз. В 1950-х это идея получила новый импульс и продвигалась такими великими политическими лидерами, как Гамаль Абдель Насер, Хафез аль-Ассад, Саддам Хусейн, Ясир Арафат, Муаммар Каддафи. Под воздействием панарабизма была создана первая интеграционная ячейка на Ближнем Востоке – Объединенная Арабская Республика (1958). Но она не продержалась и была ликвидирована из-за различных политических разногласий между Каиром и Дамасском.

Некоторые исследователи к интеграционным ячейкам также относят Лигу Арабских Государств, которая была создана 22 марта 1945 года. Следует отметить, что страны ЛАГ кооперируются не только относительно решения политических вопросов в регионе, но и для урегулирования проблем экономического, социального, культурного и иного характеров. Действительно, страны-члены разрабатывают проект по созданию экономического союза и развитию наднациональных институтов управления. Данное объединение обладает высоким потенциалом, так как включает в себя 22 страны ближневосточного региона, среди которых Катар, ОАЭ, Кувейт, Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн – одни из самых богатых стран мира по ВВП на душу населения. Население стран ЛАГ превышает 500 миллионов человек, которые проживают на площади 5,25 млн кв. миль. Данная организация имеет все шансы стать региональной экономической и политической ячейкой, обладающей достаточными ресурсами для успешной деятельности на международной арене.

Страны Магриба, также участвуют в другом глобальном объединении – Африканском Союзе, который основан 9 июля 2002 года. Союз предусматривает кооперацию стран всего Африканского континента для решения проблем, с которыми сталкиваются страны-члены. Деятельность союза постоянно развивается, но наличие большого числа экономически слабых членов тормозит интеграционные процессы внутри союза. При этом, государства-члены могут рассчитывать на укрепление позиций союза на международной арене, так как человеческий капитал, равный 930 миллионам человек, и наличие крупных запасов полезных ископаемых являются сильным инструментами продвижения в экономическом и политическом плане.

Более успешная позиция у другой интеграционной ячейки – Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, которая была создана 25 мая 1981 года. Данное объединение больше всего соответствует современным стандартам интеграционных ячеек, которые мы можем наблюдать в других регионах мира. Возможно, политическая стабильность и экономическое благосостояние стран-членов позволяет ССАГПЗ развиваться с положительной динамикой, в отличии от других интеграционных объединений Большого Ближнего Востока. Совет обсуждает проект создание валютного союза – «Халиджи», который станет первым валютно-финансовым объединением в регионе. Также идут переговоры по расширению сотрудничества в сфере энергетике, обороны и политики. Одним из главных минусов данной экономической группировки является ярко-выраженное доминирование Саудовской Аравии, что идет вразрез с политическими позициями других стран-членов и создает дополнительные барьеры на пути дальнейшей интеграции.

Рассмотрев интеграционные группировки, которые когда-либо существовали и продолжают существовать на территории Большого Ближнего Востока, можно выделить три кластера проблем, которые создают дополнительные барьеры на пути развития интеграционных ячеек. Во-первых, это, конечно же, политические проблемы, которые включают в себя позицию стран относительно палестино-израильского конфликта (есть страны, которые поддерживают достижения компромисса с Тель-Авивом, но с другой стороны, есть государства, которые противостоят любым переговорам с израильской стороной), вопросов конфессиональной принадлежности (проблема шиитов и суннитов, различных исламских сект, радикальный ислам и вытекающий из него фактор международного терроризма), фактора региональных держав (Борьба четырех центров силы за господство в регионе – Иран, Турция, Катар и Саудовская Аравия противостоят друг-другу, что создает дополнительные очаги напряженности), курдского вопроса и проблемы других национальных меньшинств и взгляда на роль Российской Федерации в регионе. Как мы видим, дополнительные барьеры, созданные ввиду различных политических позиций, тормозят развитие интеграционных процессов на территории государств Большого Ближнего Востока, но следует отметить, что реформы по демократизации, начало которых было положено после волны дестабилизационных событий в конце 2010 года, получивших название Арабской весны, помогут снизить роль политических разногласий стран, так как в демократических обществах главной идеей становится улучшение экономического благосостояния общества, которое требует политических уступок со стороны властей. Следовательно, это расширит платформу для создания новых интеграционных объединений. Во-вторых, это ряд экономических вопросов, который препятствует развитию интеграционных процессов. Среди проблем экономического характера можно выделить сильную дифференциацию экономического развития стран региона, например, Катар, Бахрейн, Кувейт являются одними из самых богатых стран мира по уровню доходов, стандартов жизни и многим другим показателям экономического благосостояния, в то время как, мы можем выделить одни из самых бедных стран в мире – Йемен, Джибути, Сомали. Кроме того, деградация экономических институтов, высокая безработица среди молодежи, коррумпированность государственных структур и отсутствие четких и справедливых регулятивных норм, также служат барьером на пути эффективной интеграции. Но, уже сегодня, мы видим как происходит трансформация в экономических центрах ближневосточного региона – новая стратегия правительства Саудовская Аравии по диверсификации статей дохода государственного бюджета, превращения ОАЭ в один из финансовых центров мира, либерализация экономического законодательства во многих странах и проекты транспортного коридора «Запад – Восток» - приведут к улучшению инвестиционного климата в регионе и повышению экономической активности в странах региона.

В заключении, следует отметить высокий интеграционный потенциал ближневосточного региона, и как следствие перспективы создания новых экономических союзов, так как страны региона объединены единой религией, традициями и схожестью культуры, что создает благоприятный фундамент для успешного взаимодействия и развития. Для Российской Федерации при успешном урегулировании «сирийского кризиса» откроются новые возможности для кооперации как с уже существующими интеграционными объединениями, так и с теми, которые будут создаваться. В случае реализации проекта «Халиджи» ССАГПЗ станет привлекательным союзом, к которому захотят присоединиться и другие страны ближневосточного региона. Кроме того, возможно повышение статуса Лиги Арабских Государств до политико-экономического союза, так как у государств-членов есть все ресурсы для развития до высшей степени интеграционного объединения. Прогнозирование положительной динамики интеграционных процессов связано с уже заметными тенденциями трансформации данного региона. Демократизация и либерализация политических и экономических институтов приведет к мобилизации имеющихся ресурсов для обеспечения безопасности и стабильности всего региона.

Проблемы укрупнения отдельных субъектов Федерации все активнее поднимаются в органах исполнительной и законодательной власти некоторых регионов страны, в средствах массовой информации. Например, Усть-Ордынского АО и Иркутской области, Агинского Бурятского АО и Читинской области. Насколько актуальна эта проблема? Каковы пути ее решения и возможные последствия? С такими вопросами мы обратились к нашим экспертам.

Леонид Иванченко

Ни в одном из федеративных государств мира нет 89 субъектов. У нас сегодня в стране шесть разновидностей их статусов - республика, край, область, автономный округ, автономная область и два города самостоятельных - Санкт-Петербург и Москва. Это ненормальное явление, оно создает условия для различных благ и степеней ответственности. То есть из-за этого формируется так называемая асимметричная федерация.

У нас есть девять "сложных", так называемых "матрешечных", территорий, где есть края, области, куда входят самостоятельные автономные образования. У них различный социально-экономический потенциал, они разные по степени своего развития, по налогооблагаемой базе и, естественно, по возможности реализации социальных программ.

Уже давно витает дух объединения. Я девятый год работаю в Комитете по делам Федерации и региональной политике - у нас было немало парламентских слушаний по этой теме. Рассматривались различные подходы к вопросу о том, что может быть субъектом Федерации. Многие считают, что субъектом Федерации может быть самообеспечивающийся регион.

В ближайшей перспективе мне видится объединение Краснодарского края и Адыгеи. Говорят, что в Читинской области решается такой же вопрос. Красноярский край с Эвенкией обсуждают идею объединения. Часть проблем "матрешек", прежде всего Тюменской области, удалось разрешить с принятием поправок в Закон о структуре государственной власти в субъектах Федерации. И там при разграничении предметов ведения уже определена форма договорных отношений между этими округами и Тюменской областью. Лучший вариант - это когда субъекты находят между собой понимание на добровольной основе.

Опыт и практика показывают (мы просчитывали этот вариант), что в России оптимально должно бы быть, с точки зрения финансовой хозяйствующей самостоятельности, где-то примерно 35-40 субъектов. Но этот процесс должен идти добровольно.

Александр Казаков , председатель Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике:

89 субъектов Российской Федерации - это слишком много для того, чтобы выстроить оптимальный баланс интересов, взаимоотношений, связей по вертикали и горизонтали, то есть как между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, так и между самими субъектами. Это слишком много и для того, чтобы можно было наладить устойчивую и эффективную систему власти, систему управления страной.

Второе обстоятельство, заставляющее в практическом плане обсуждать проблему укрупнения регионов, - это наличие так называемых составных субъектов Российской Федерации. Речь - о сложноустроенных субъектах, на территории которых находятся автономные округа. Такое положение порождает множество экономических, социальных, управленческих проблем.

И последняя проблема, которая, на мой взгляд, является ключевой. В мировой практике строительства федеративного государства исходят из того, что регион есть самодостаточное административное образование в том смысле, что он обладает экономическим, финансовым, социальным потенциалом, достаточным для выполнения функций, возложенных на него конституцией страны, федеральными и региональными законами, а также обязательств перед своим населением. У нас же многие регионы являются субъектами Федерации лишь формально, юридически, но не по сути, так как социально и экономически они не самодостаточны.

Укрупнение, объединение субъектов Российской Федерации - один из способов решения этих проблем. Оно стало возможным в нашей стране с момента принятия в 2001 году конституционного Закона "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". Это демократический закон, который гарантирует добровольность объединения путем обязательного проведения референдума на территориях объединяющихся субъектов Российской Федерации. Недавно он прошел успешное испытание, "обкатку" в ходе объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

По моему убеждению, слияние регионов оправдано лишь в том случае, если, во-первых, оно отвечает чаяниям населения соответствующих территорий и, во-вторых, обеспечивает гораздо более эффективное использование потенциала объединяющихся регионов, и, следовательно, улучшение условий жизни людей. В этом плане упомянутое соглашение между Тюменской областью и Ямало-Ненецким автономным округом - очень своевременный и продуманный шаг. Он позволит не только просчитать, спрогнозировать возможные последствия объединения, но и проверить их на практике. Но не следует превращать объединение субъектов Российской Федерации ни в самоцель, ни видеть в ней исключительно правовую, административную, управленческую меру. Потому что никто еще не доказал, что укрупнение - всегда хорошо, всегда во благо.

Лев Коршунов , заместитель председателя Комитета ГД по делам Федерации и региональной политике:

Происходящие сейчас объединения регионов, с моей точки зрения, - объективный процесс. Важно понять, во имя чего он делается - во имя амбиций политических лидеров или во имя интересов населения этих регионов. Если будет происходить дальнейшее объединение во имя интересов народа, то, я думаю, что этот процесс обретет всеобщую поддержку. Можно сказать, что на примере Пермской области и Коми-Пермяцкого округа в целом уже отработана технология, которая заключается в следующем. Без сомнения, необходимо проводить референдум, то есть должно быть волеизъявление населения. Желательно, чтобы перед референдумом был документ, на базе которого потом будет происходить объединение.

Ясно, что должен быть какой-то переходный период. На это время должны быть соблюдены и интересы объединяемых территорий, и федеральные интересы. Можно спорить, сколько он должен продолжаться - год, полгода или три месяца, но в целом его целесообразность никто не оспаривает.

Таким образом, с моей точки зрения, принятый закон достаточно универсален. По-видимому, он будет понемножку дополняться. Но в принципе он заложил основные критерии и подходы для дальнейших действий на других территориях.

Андрей Климов , председатель подкомитета по вопросам региональной политики и межрегиональных отношений Госдумы:

Вопрос создания новых субъектов РФ путем объединения уже существующих - дело сугубо индивидуальное. В Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе эта идея постоянно присутствовала на протяжении минувшего десятилетия. Власти по существу оформили волю народа. Объединение богатой области с депрессивным округом поможет его ускоренному развитию, а сохранение за Коми-округом особого статуса в будущем крае обеспечит гарантии сохранения культуры и языка коренного населения нынешней автономии.

В других "сложносоставных" субъектах РФ ситуация не является абсолютно схожей и поэтому может потребовать иных подходов. Вместе с тем не стоит забывать, что действующее административно-территориальное устройство России сложилось в принципиально иных политических, правовых и экономических условиях и теперь, безусловно, требует разумной модернизации. Но проводить ее следует аккуратно, с максимальным учетом интересов, как федерального центра, так и самих регионов.

Валерий Сергиенко , член Комитета ГД по делам Федерации и региональной политике:

У нас 89 субъектов Федерации, причем субъектов, в одних из которых живет всего несколько тысяч человек, а в других - несколько миллионов. Уровень бюджетной обеспеченности может различаться в разы, а то и в десятки раз. Это не основа для социальной и политической стабильности в стране. Поэтому один из шагов в этом направлении - укрепление регионов. Прежде всего тех, где их "матрешечный" характер создает двусмысленность, которую надо решать.

Пример: формально в Красноярский край входят два округа - Таймыр и Эвенкия, являющиеся тоже субъектами Федерации с независимыми бюджетами. И то, что сегодня принят Федеральный конституционный закон о возможности создания новых субъектов на основе укрупнения, слияния, на мой взгляд, шаг в очень правильном направлении. Я однозначно за то, чтобы субъекты Федерации по возможности объединялись. И чтобы в соответствии с этим проходило не столько географическое укрупнение, сколько укрупнение с точки зрения создания единых управляемых экономик, единого социального пространства и так далее.

Несколько слов о механизме объединения. Есть действующее бюджетное законодательство, есть действующий Бюджетный кодекс, есть сложившийся порядок межбюджетных отношений. И, скажем, для Красноярского края его объединение с округами означает перераспределение бюджетных ресурсов. И если это перераспределение производить без соответствующей корректировки федерального законодательства, то повышение бюджетной обеспеченности на Таймыре и в Эвенкии будет проходить за счет снижения этой бюджетной обеспеченности в Красноярском крае. Это очень существенный момент, который объективно сдерживает объединительные процессы.

Что касается этапов. В Тюменской области заключено соглашение о развитии внутрирегиональных интеграционных процессов. В Красноярском крае эти процессы тоже идут. У нас создан Совет губернаторов трех субъектов - Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. У нас создано депутатское объединение этих трех субъектов Федерации.

Есть и соглашение по предметам как совместного ведения, так и о том, кто что делает самостоятельно. Эти процессы начаты. Лично я как гражданин, как житель этого края не удовлетворен темпами, которыми идет объединение. Думаю, что при соответствующей политической воле, которая должна быть проявлена прежде всего политическими элитами всех трех субъектов Федерации, а возможно, и Хакасии, а возможно, и Тувы, этот процесс мог бы пойти более быстрыми темпами.

На данный момент в нашей стране очень остро стоит проблема признания и реализации продуктов интеллектуальной деятельности. Во-первых, после создания новшеств встает задача их реализации в целях получения нового или улучшения производимого продукта (работы, услуги), способа его производства, а так же для эффективного удовлетворения общественных потребностей в новых товарах и услугах. Во-вторых, механизмы реализации патентного права в России еще не до конца проработаны, хотя качество патентного законодательства в РФ не хуже, чем в развитых странах; многие сопутствующие подзаконные акты еще даже не приняты. Так же, как следствие несовершенства механизма патентования, мы имеем проблему нарушения прав интеллектуальной собственности, поскольку владельцу патента не гарантирована защита его исключительных прав. С приведенными выше проблемами мы имеем дело по следующим причинам:

1) В России патентование проходит 3 основных этапа: патент идеи, патент научно-исследовательских разработок, патент опытно-конструкторских разработок. На любом из этих этапов можно взять за основу уже запатентованную разработку, немного изменить её и запатентовать как собственную. В тех случаях, когда интеллектуальная собственность запатентована, но не реализована, часто происходит так, что какая-нибудь компания, снабженная и научными и финансовыми ресурсами, берет запатентованный продукт на разработку и исследует его. Как следствие данный товар будет запатентован данной компанией как научно-исследовательская разработка и представлен на продажу в России и за границей. А настоящему автору в этой ситуации будет очень сложно защитить свои права.

2) Патенты в России долго регистрируются. Пока идет анализ разработанного интеллектуального продукта, вполне возможна утечка информации. Фирма или компания, завладевшая информацией, патентует продукт за границей. В этой ситуации истинный владелец патента не сможет уже вывезти свой продукт за границу.

Правовая защита интеллектуальной собственности и конкурентных отношений и проблемы, связанные с ними

Результаты интеллектуальной деятельности составляют важнейший компонент национального богатства России. С переходом к рыночной экономике львиная доля этих результатов выходит на рынок, чаще всего не имея объективной стоимостной оценки и необходимой правовой защиты. До сих пор у нас нет научных методик оценки интеллектуального продукта. Также из-за несовершенства законодательной системы существуют проблемы, связанные не только с охраной и передачей прав интеллектуальной собственности, но и с конкурентными отношениями.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим конкурентные правоотношения в Российской Федерации, является Закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Несмотря на то, что этот закон определяет общие правовые основы регулирования конкурентных отношений, он не обеспечивает их эффективного регулирования применительно к объектам интеллектуальной собственности.

Законодательство, отражающее специфику отношений в инновационной сфере и научно-технических областях, выражается в следующих законах: Патентный закон Российской Федерации, Закон Российской Федерации “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”, Закон Российской Федерации “О правовой охране топологий интегральных микросхем”, Закон Российской Федерации “О правовой охране программ для вычислительных машин и баз данных”, Закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах”, Закон Российской Федерации “О селекционных достижениях” и др. Однако эти законы не в силах обеспечить необходимые условия для взаимодействия в инновационной сфере, т.к. в них отсутствуют нормы, стимулирующие использование объектов интеллектуальной собственности в инновационной деятельности, и эти законы не регулируют те ситуации, когда созданная с помощью государственного финансирования интеллектуальная собственность используется в инновационной деятельности.

В рамках действующего законодательства предпринимаются попытки сохранить определенную степень государственного контроля над использованием объектов интеллектуальной собственности, созданных на основе финансирования из государственного бюджета, путем включения в соответствующие нормативные документы (или в контракты на государственное финансирование разработок) условий о передаче имущественных прав организации, уполномоченной этими органами Статья, опубликованная в журнале «Российское предпринимательство» № 1 (25) за 2002 год, cтр. 89-93..

Поскольку патентное законодательство является немаловажным в правовом регулировании отношений, связанных с интеллектуальной собственностью, и основная его часть излагается в Патентном законе РФ, то об этом законе можно сказать в отдельности.

Данный закон регулируют имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов (объекты промышленной собственности). Также закон рассматривает условия патентоспособности авторов и патентообладателей, исключительное право на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца, а также порядок получения патента и прекращение его действия, защиту прав патентообладателей и авторов. Объектами изобретения согласно Закону, могут быть: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению.

Не признаются патентоспособными изобретениями:

Научные теории и методы;

Методы организации и управления хозяйством;

Условные обозначения, расписания, правила;

Методы выполнения умственных операций;

Алгоритмы и программы для вычислительных машин;

Проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий;

Решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей;

Топологии интегральных микросхем;

Сорта растений и породы животных;

Растения противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Автором изобретения, полезной модели, промышленного образца признаётся физическое лицо, творческим путём трудом которого они созданы. Если в создании объекта промышленной собственности участвовало несколько физических лиц, все они считаются его авторами. Порядок пользования правами, принадлежащими авторам, определяются соглашением между ними. Патент удостоверяет приоритет, авторство на изобретение, полезную модель или промышленный образец и исключительное право на их использование.

Патентообладателем выступает лицо, которому выдан патент. Патент выдаётся: автору интеллектуальной собственности; физическим и юридическим лицам, которые указаны автором (авторами) или его (их) правопреемником в заявке на выдачу патента либо в заявлении, поданном в Патентное ведомство до момента регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца. Право на получение патента на продукт интеллектуальной деятельности, созданный работником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей или полученного от работодателя конкретного задания, принадлежит работодателю, если договором между ними не предусмотрено иное. При этом автор (в данном примере работник) имеет право на вознаграждение, соразмерное выгоде, которая получена работодателем или могла бы быть им получена при надлежащем использовании объекта промышленной собственности. Вознаграждение выплачивается в размере и на условиях, определяемых на основе соглашения между ними.

Правовая охрана предоставляется всем изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, которые не признанны государством секретными Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-I (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 07 февраля 2003 г. № 22-ФЗ).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тезисы для «Сократовские чтения - 2013»

Актуальные проблемы нормативно-правового регулирования Интеллектуальной Собственности

Жанар Ермагамбетова

Научный руководитель: Сейфуллаева М.Э.

интеллектуальный собственность правовой торговый

Интеллектуальная собственность в разных формах, в том числе книги, художественные фильмы, аудиовизуальные произведения и компьютерное программное обеспечение, приобретает центральное значение в международных торговых отношениях. В настоящее время действуют миллионы зарегистрированных патентов, товарных знаков и промышленных образцов. В сегодняшней, основанной на знаниях экономике интеллектуальная собственность служит средством содействия созданию материальных ценностей, а также экономического, социального и культурного развития.

Все более важным элементом экономики становятся такие объекты собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Создание равных условий хозяйствования для различных типов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их деятельность и повышение ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынка товарами и услугами обуславливает объективную потребность в оценке и защите объектов интеллектуальной собственности средств индивидуализации.

Основным юридическим документом в России, лежащим в основе правовой системы охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности с 1 января 2008 года стала 4-я часть Гражданского кодекса РФ. Согласно этому документу, интеллектуальная собственность есть результаты интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. Сама интеллектуальная собственность также является объектом правовой защиты. Из каких объектов состоит интеллектуальная собственность в Российской Федерации? Объектами правовой охраны и защиты являются произведения науки, литературы и искусства, секреты производства (ноу-хау), изобретения, промышленные образцы и полезные модели, селекционные достижения, программы для ЭВМ, базы данных, средства индивидуализации (коммерческие обозначения, товарные знаки (логотипы, бренды), фирменные наименования).

Правовая защита интеллектуальной собственности сегодня становится одной из приоритетных задач, которые ставит руководство страны на пути модернизации традиционных отраслей экономики и инновационного развития. Со следующего года в России должны начать работу арбитражные суды по интеллектуальной собственности. Ужесточаются меры ответственности и наказания за производство распространение контрафактной продукции и кражу интеллектуальной собственности. Эксперты сходятся на мнении, что в этой сфере важно добиться баланса интересов всех участников правоотношений и формирующегося рынка интеллектуальной собственности - защитить права авторов, изобретателей, экономические интересы правообладателей. Однако, необходимо учесть и то обстоятельство, чтобы соблюдение прав не препятствовало научно-техническому прогрессу и свободе информации.

Одной из наиболее важных проблем является отсутствие четких стратегических задач в политике, экономике и идеологии. В этой связи, при разработке долгосрочной программы защиты интеллектуальной собственности предстоит определить баланс национальных и ведомственных интересов правообладателей, учесть глобализацию и иные тенденции, происходящие в современном мире. Разработка такой программы предполагает как минимум, научное обоснование, законодательное регулирование, организационное обеспечение и единство судебной практики.

Действующее законодательство о борьбе с недобросовестной конкуренцией во многих сферах, в том числе в области уголовно-правовой защиты интеллектуальной собственности и противодействия обороту контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции недостаточно эффективно, поскольку реальной полномасштабной борьбы с нездоровой конкуренцией практически не ведется. Об этом свидетельствуют не только статистические данные об отсутствии уголовных дел указанной категории, но и продолжающиеся рейдерские захваты предприятий, незаконное банкротство, поглощение мелких предприятий более крупными, рост организованной и транснациональной преступности.

Переход экономики России на рыночные отношения предполагает обеспечение безопасности интеллектуальной собственности и других объектов, относимых к сфере высоких технологий. Важными составляющими экономической безопасности российского государства становятся борьба с контрафактной продукцией и защита интеллектуальной собственности отечественных правообладателей от противоправных посягательств на их права.

Острые проблемы, связанные с ростом преступности в той или иной сфере, пытаются решать не комплексно, а путем отдельных изменений в уголовный закон, увеличивая размер наказания, не принимая соответствующих мер по повышению эффективности уголовного судопроизводства в борьбе с тем или иным видом преступлений.

Охрана и защита прав интеллектуальной собственности идут рука об руку. Для каждого конкретного случая следует понимать, что именно следует использовать - из арсенала правовой охраны или правовой защиты.

Использование грамотно оформленные охраняемые исключительные права на интеллектуальную собственность позволяет организациям и физическим лицам:

· оценивать и вносить свою интеллектуальную собственность в уставной капитал, увеличивать уставной капитал предприятия;

· осуществлять защиту и охрану на рынке своих товаров и услуг, являясь законными монополистами;

· осуществлять оценку и постановку объекта интеллектуальной собственности на баланс в качестве имущества предприятия;

· получать дополнительные доходы за передачу прав на использование объектов интеллектуальной собственности, по средствам оформления лицензионных договоров;

· производить выплату авторских вознаграждений авторам, а также лицам содействовавшим изобретательству (не являющимся авторами разработки) включая эти затраты как затраты на создание объекта интеллектуальной собственности и т.п.

а также получить на рынке ряд других преимуществ, основные из которых:

· - защита потребителей от контрафактной продукции;

· - защита правообладателей от посягательств на результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права на них;

· - использование интеллектуальной собственности как естественной монополии на рынке товаров и услуг

Грамотная защита интеллектуальной собственности приведет страну к динамичным темпам развития инноваций, а общество к более качественной продукции и услуг, новым технологиям для широких масс людей, повышению качества жизни. Более того, разработчики инноваций будут иметь стимул развиваться и развивать свою продукцию, конкуренты поступят так же. В результате, мы получим активное инновационное развитие России, благодаря чему укрепятся её позиция на мировой арене.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и формы интеллектуальной собственности. Формы защиты интеллектуальной собственности в туризме. Франчайзинг как форма передачи прав на использование интеллектуальной собственности, его использование на примере туристической фирмы ООО "РоссТур".

    курсовая работа , добавлен 13.01.2014

    Исследование видов интеллектуальной собственности. Авторское и патентное право. Международная защита интеллектуальной собственности. Анализ законодательства Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности. Регистрация и охрана авторских прав.

    реферат , добавлен 18.09.2015

    Понятие интеллектуальной собственности. Закрепление законом временных исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Виды интеллектуальной собственности, ее идейные обоснования и международная защита.

    контрольная работа , добавлен 14.05.2009

    Возникновение интеллектуальной собственности. Авторские, смежные и патентные права. Средства индивидуализации. Роль интеллектуальной собственности в мировой экономике. Общая тенденция патентования в мире. Российский рынок интеллектуальной собственности.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2015

    Понятие и сущность интеллектуальной собственности. Проблемы охраны этой сферы в России, организация управления ею и развитие инфраструктуры. Формы защиты интеллектуальной собственности и решение этой проблемы во взаимоотношениях России со странами Запада.

    реферат , добавлен 28.02.2015

    Система защиты прав интеллектуальной собственности (ИС) в Украине. Административный порядок их реализации с привлечением государственных органов. Гражданско-правовая и уголовная ответственность за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности.

    реферат , добавлен 27.11.2014

    Эволюция защиты прав интеллектуальной собственности в развивающихся странах. Соглашение ТРИПС: цели, положения и сроки их исполнения. Проблемы, связанные с выполнением положений в области интеллектуальной собственности. Специфические проблемы ответчиков.

    книга , добавлен 17.02.2012

    Особенности законодательного регулирования правового режима объектов интеллектуальной собственности. Специфические черты исключительных прав. Специфика участия объектов интеллектуальной собственности в гражданском обороте. Защита интеллектуальных прав.

    контрольная работа , добавлен 02.11.2011

    Понятие, виды и формы охраны интеллектуальной собственности в международных отношениях. Двусторонние международные соглашения об охране интеллектуальной собственности. Международное сотрудничество в сфере охраны авторских прав. Женевская конвенция.

    дипломная работа , добавлен 09.05.2011

    Основные тенденции и перспективы развития системы защиты интеллектуальной собственности в России в связи с присоединением к ВТО. Пути совершенствования механизма защиты авторского права в России. Классификация видов интеллектуальной собственности.



Просмотров