После завершения расчетов с кредиторами. Расчеты с кредиторами. Четыре основных правила при полном досрочном погашении

1.Общие понятия об опасных производственных объектах и их безопасности

2. Нормативные документы и общие мероприятия по обеспечению промышленной безопасности

3.Организация и осуществление производственного контроля

4.Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин

5.Требования безопасности при эксплуатации сосудов, баллонов, трубопроводов

1. Общие понятия об опасных производственных объектах и их безопасности

Понятие «опасный производственный объект» было введено Федеральным законом от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

а) воспламеняющиеся вещества – газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20°С или ниже;

б) окисляющие вещества – вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества – жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества – вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

¨ средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 мг/кг до 200 мг/кг, включительно;

¨ средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 мг/кг до 400 мг/кг, включительно;

¨ средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 мг/л до 2 мг/л, включительно;

е) высокотоксичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

¨ средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 мг/кг;

¨ средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 мг/кг;

¨ средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0, 5 мг/л;

ж) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, – вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

¨ средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 мг/л;

¨ средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов не более 10 мг/л;

¨ средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 мг/л;

2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мега-паскаля или при температуре нагрева воды более 115єС ;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Заметим, что в бюджетных учреждениях, не связанных с промышленным производством, наиболее распространены такие опасные производственные объекты, как грузоподъемные механизмы, лифты, экскаваторы, работающее под давлением оборудование.

Понятие «промышленная безопасность опасных производственных объектов», применяемое в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в сокращенном варианте – «промышленная безопасность»), является юридическим понятием вида человеческой деятельности по защите от крупных аварий.

Сферой промышленной безопасности , регулируемой Федеральным законом № 116-ФЗ, является безопасность производственных объектов, способных вызвать, причинить какой-нибудь вред, нанести ущерб в результате аварии в процессе производства, охватывающего переработку, транспортирование и хранение сырья, разработку недр, создание средств производства и предметов потребления, а также в сфере услуг и жизнеобеспечения населения. При этом под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается главным образом защищенность личности и общества от последствий возможных аварий на этих объектах.

2. Нормативные документы и Общие мероприятия по обеспечению промышленной безопасности

2.1. Нормативные документы

Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Во всех случаях, когда правовая норма, регулирующая отношения, связанные, например, с аварией на опасном производственном объекте, содержится в другом федеральном законе, этот закон является применимым для регулирования отношений в области промышленной безопасности.

Иные нормативные правовые акты, упомянутые в Федеральном законе № 116-ФЗ, – это прежде всего подзаконные акты, изданные в целях правового, организационного, экономического и иного обеспечения реализации этого закона.

Сложившаяся практика состоит в том, что практически все подзаконные акты, регулирующие отношения в сфере промышленной безопасности, разработаны и утверждены постановлениями Правительства РФ и приказами Госгортехнадзора России, а после его вхождения в Ростехнадзор – приказами последнего. Основной формой документов являются Инструкции, Правила безопасности, Руководящие документы.

С вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» неизбежны изменения в структуре законодательных актов и нормативных документов по вопросам промышленной безопасности, в первую очередь, появление технических регламентов.

2.2. Общие мероприятия по обеспечению промышленной безопасности

В Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливаются обязанности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, а также соответствующие обязанности их работников, занятых на опасном производственном объекте.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана :

¨ соблюдать положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;

¨ иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

¨ обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

¨ допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

¨ обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

¨ иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;

¨ организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

¨ обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

¨ обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти по надзору в области промышленной безопасности или его территориального органа;

¨ предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

¨ обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

¨ разрабатывать декларацию промышленной безопасности;

¨ заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

¨ выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти по надзору в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

¨ приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

¨ осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

¨ принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;

¨ анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

¨ своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;

¨ принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

¨ вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

¨ представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Работники опасного производственного объекта обязаны:

¨ соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

¨ проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

¨ незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;

¨ в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

¨ в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о лицензировании. Порядок и условия лицензирования объектов, подконтрольных определенным видам надзора, конкретизированы отдельными документами.

Для ряда предприятий обязательным условием при лицензировании эксплуатации опасных производственных объектов является представление и проведение экспертизы декларации. Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49 Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставлено право устанавливать обязательность декларации промышленной безопасности тех опасных производственных объектов, для которых она не установлена Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, обязан принимать все допустимые законом меры по поддержанию фактического соответствия штата работников штатному расписанию , утвержденному с учетом требований промышленной безопасности.

Квалификационные требования к работникам организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, устанавливаются тарифно-квалификационными справочниками и должностными инструкциями и. Специальные требования к отдельным категориям работников определяются правилами безопасности или правилами безопасной эксплуатации для каждой отрасли надзора или специальными положениями Ростехнадзора.

К работникам объектов повышенной опасности предъявляются повышенные требования в части отсутствия психических противопоказаний.

Подготовка и аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в соответствии с «Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» и «Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденными приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. №37.

Аттестации специалистов по вопросам безопасности предшествует их подготовка по учебным программам, разработанным с учетом типовых программ, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Приказом Ростехнадзора от 29 декабря 2006 г. №1155 утверждена «Типовая программа по курсу «Промышленная, экологическая, энергетическая безопасность, безопасность гидротехнических сооружений» для предаттестационной (предэкзаменационной) подготовки руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Организация производственного контроля предполагает разработку эксплуатирующей организацией «Положения о производственном контроле» с учетом применяемой технологии и технических особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов.

Требование по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц подразумевает принятие всех необходимых мер по недопущению несанкционированного вторжения на территорию опасного производственного объекта. Под посторонними лицами в данном случае следует понимать всех лиц, специально не уполномоченных участвовать в эксплуатации указанного объекта. Однако следует учитывать, что это требование распространяется не на все опасные производственные объекты. Это требование, например, не распространяется на жилые дома, которые относятся к опасным производственным объектам из-за используемых там лифтов.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 116-ФЗ, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны заключать договор страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Наличие договоров страхования контролирует Ростехнадзор.В каждой организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, должны разрабатываться и утверждаться руководителем организации планы локализации аварий и ликвидации последствий аварий. Работники организации обязаны обучаться действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте. Этот вид обучения может проходить одновременно с подготовкой и аттестацией по промышленной безопасности.

3. Организация и осуществление производственного контроля

Задачи производственного контроля. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности – один из важнейших элементов системы управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах.

Производственный контроль организуется и осуществляется субъектами хозяйственной деятельности (организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, независимо от их организационно-правовой формы), эксплуатирующими опасные производственные объекты в соответствии с требованиями «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 263, и «Методических рекомендаций по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах» (РД 04-355-00).

Целью производственного контроля является предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте за счет осуществления комплекса организационно-технических мероприятий.

Основными задачами производственного контроля являются:

а) обеспечение соблюдение требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;

б) анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз;

в) разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде;

г) контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также нормативно-техническими документами;

д) координация работ, направленных на предупреждение аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, обеспечение готовности к локализации инцидентов и аварий и ликвидации их последствий;

е) контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и проверкой контрольных средств измерений;

ж) контроль за соблюдением технологической дисциплины.

Ответственность руководителя и работников эксплуатирующей организации, на которых возложены обязанности по организации и осуществлению производственного контроля, определяется законодательством Российской Федерации.

4. Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин

К грузоподъемным машинам и механизмам относятся краны всех типов, лебедки, подъемники, вышки, лифты, домкраты, а также съемные грузозахватные приспособления: крюки, канатные и цепные стропы, траверсы, грузоподъемные электромагниты и вакуумные захваты.

Согласно Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» стационарно установленные грузоподъемные механизмы относятся к категории опасных производственных объектов и подлежат государственной регистрации в соответствии с «Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра» утвержденными приказом Ростехнадзора от 13 июля 2006 г. №682.

Грузоподъемные машины должны отвечать:

1. Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-611-03);

2. Правилам устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубо­укладчиков (ПБ 10-157-97) с изм. № 1 ПБ 10-371(157)-00;

3. Правилам устройства и безопасной эксплуатации подъемников-вышек (ПБ 10-256-98);

4. Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов от (ПБ 10-558-03) и др.

Безопасность труда при подъеме и перемещении грузов в значительной степени зависит от конструктивных особенностей подъемно-транспортных машин и соответствия их правилам и нормам Ростехнадзора. Все части, детали и вспомогательные приспособления подъемных механизмов в отношении изготовления, материалов, качества сварки, прочности, устройства, установки, эксплуатации должны удовлетворять соответствующим техническим условиям, стандартам, нормам и правилам. При эксплуатации подъемно-транспортных машин следует ограждать все доступные движущиеся или вращающиеся части механизмов. Необходимо исключать непредусмотренный контакт работающих с перемещаемыми грузами и самими механизмами при их передвижении, а также обеспечить надежную прочность механизмов, вспомогательных, грузозахватных и строповочных приспособлений.

Для обеспечения безопасной эксплуатации подъемно-транспортные машины снабжают средствами защиты, включая системы дистанционного управления. Для дистанционного управления подъемно-транспортными машинами применяют электрические следящие системы (при стационарном пульте управления) и радиоуправление (при управлении с разных мест). Инспекция Ростехнадзора и администрация предприятия устанавливают постоянный надзор за состоянием грузоподъемных устройств, канатов, цепей, сменных грузозахватных органов (крюков, грузоподъемных электромагнитов и т.п.), съемных грузозахватных приспособлений (стропов, клещей, траверс и т.п.) и тары (контейнеров, кошей и т.п.), уходом за ними и безопасностью эксплуатации.

Вновь установленные грузоподъемные машины должны быть подвергнуты до пуска в работу полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию; частичному – не реже одного раза в год; полному – не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых. Возможно внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины (после монтажа на новом месте, реконструкции, смены крюка, ремонта металлических конструкций грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов и т.д.). При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться осмотру, статическому и динамическому испытанию. При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания не проводятся.

Осмотр сопровождается проверкой работы механизмов и электрооборудования, тормозов и аппаратуры управления, освещения и сигнализации, приборов безопасности и регламентируемых габаритов.

Цель статических испытаний – проверка прочности металлических конструкций грузоподъемных машин и устойчивости против опрокидывания (для стреловых кранов). Статические испытания кранов производят нагрузкой, на 25% превышающей его грузоподъемность. Кран устанавливают над опорами крановых путей, а его тележку (тележки) – в положение, отвечающее наибольшему прогибу. При стреловом кране стрела устанавливается относительно ходовой платформы в положение, соответствующее наименьшей устойчивости крана. Крюком или заменяющим его устройством захватывается груз и поднимается на высоту 200-300 мм (при стреловом кране – 100-200 мм) с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин. По истечении 10 мин груз опускают и проверяют наличие или отсутствие остаточной деформации моста крана (при стреловых кранах груз не должен опуститься на землю, не должны появиться трещины, деформации и т.п.).

Динамическое испытание грузоподъемных машин производится грузом, на 10% превышающим грузоподъемность машины, и имеет целью проверку действия механизмов грузоподъемной машины и их тормозов. Допускается динамическое испытание осуществлять рабочим грузом. При динамическом испытании производят повторный подъем и опускание груза.

При техническом освидетельствовании стальные канаты (тросы) бракуют по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, при этом учитывается их конструкция, степень износа или коррозии, назначение, соотношение диаметра блока, огибаемого канатом, к диаметру последнего. При обнаружении оборванной пряди канат к эксплуатации не допускают.

Грузозахватные приспособления и тару до пуска в работу подвергают осмотру, причем первые, кроме того, испытываются нагрузкой, превышающей на 25% их номинальную грузоподъемность. Испытанные вспомогательные грузозахватные приспособления снабжают бирками и клеймами, без которых их не допускают к использованию.

Большое значение для безопасности работы подъемно-транспортных машин имеет выполнение основных требований при проведении такелажных работ: при канатовании груза необходимо использовать специальные устройства – рым-болты, проушины; центр тяжести поднимаемого груза должен находится в середине между захватами стропа; строповочные канаты необходимо располагать на поднимаемом грузе равномерно, без узлов и перекруток; строповочный трос следует отделять от острых кромок и ребер груза прокладками (доски, резина и т.п.); сплетение грузовых канатов не допускается; при проведении такелажных работ должна применяться оперативная сигнализация.

Для обеспечения безопасности эксплуатации подъемно-транспортных машин применяют: концевые выключатели, автоматически отключающиеся механизмы подъема крюка или механизмы передвижения крана при подходе к крайним положениям, концевые упоры для предотвращения перехода перемещаемых подъемных механизмов за рельсовые пути, ограничители грузоподъемности, предохраняющие кран от перегрузки путем выключения механизма подъема; устройства, предотвращающие соскальзывание канатов с крюка; буферные устройства, амортизирующие толчки при столкновении с соседними кранами и другими объектами; звуковую и световую сигнализацию, предупреждающую о наступлении опасного момента при работе крана; блокировочные приспособления для автоматического отключения неогражденных троллейных проводов при выходе человека с площадки, лестницы, галереи, с которых возможно случайное прикосновение к троллейным проводам; тормозные и удерживающие устройства (ловители).

5. Требования безопасности при эксплуатации сосудов, баллонов, трубопроводов

Сосуды, работающие под давлением, паровые и водогрейные котлы, трубопроводы пара и горячей воды, технологические трубопроводы эксплуатируются многими организациями и индивидуальными предпринимателями и являются объектами повышенной опасности, разрушение которых в процессе эксплуатации может привести к большим материальным потерям и другим тяжелым последствиям. Вследствие этого при проектировании, изготовлении, реконструкции, монтаже, наладке, эксплуатации и ремонте таких объектов необходимо выполнять требования специальных правил.

Основными документами, определяющими условия безопасности при эксплуатации перечисленного оборудования являются: 1) Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03); 2) Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов (ПБ 10-574-03); 3) Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов (ПБ 03-585-03) и др.

Аварии на этих объектах вызывают, как правило, большие разрушения, приводят к несчастным случаям, в том числе с тяжелыми последствиями, причиняют большой материальный и моральный ущерб.

Основными причинами аварий систем, работающих под давлением, являются:

¨ значительное превышение давления из-за неисправности предохранительных клапанов, нарушение технологического процесса или воспламенение паров масла в воздухосборниках, отсутствие (неисправность) редуцирующих устройств;

¨ неисправность или отсутствие предохранительных устройств;

¨ дефекты при изготовлении, монтаже и ремонте сосудов;

¨ переполнение сосудов сжиженными газами;

¨ износ (коррозия стенок сосудов);

¨ обслуживание сосудов необученным персоналом, нарушения технологической и трудовой дисциплины, нарушения Правил и др.

Оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа (0,7 кг/см 2) или при температуре нагрева воды более 115°С, согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относится к категории опасных производственных объектов и подлежит регистрации в органах Ростехнадзора.

Требования промышленной безопасности

Требования промышленной безопасности являются обязательными для исполнения, поскольку их соблюдение обеспечивает эту безопасность. При этом должен быть учтен отечественный и зарубежный опыт в области промышленной безопасности и они должны соответствовать современному уровню науки и техники.

К числу документов, содержащих требования промышленной безопасности, относятся:

  • а) Федеральные законы;
  • б) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
  • в) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
  • г) нормативные технические документы, устанавливающие правила безопасного ведения работ на опасном производственном объекте, и другие.

Правила проведения экспертизы промышленной безопасности: ведение и оформление экспертизы промышленной безопасности

Существуют определенные правила проведения экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ), согласно которым проводить ее могут организации, имеющие соответствующую лицензию. Ее проведение оплачивает организация, эксплуатирующая данное производство для определения состояния объекта и оценки риска возможного возникновения аварий.

При проведении экспертизы промышленной безопасности определяется, соответствует ли объект существующим требованиям безопасности, что подтверждается письменным заключением. Проводится такая оценка для следующих объектов:

  • а) объекты тяжелой промышленности, нефтеперерабатывающие и нефтехимические производства, коксохимические и металлургические предприятия;
  • б) предприятия, работающие с взрывоопасной и химической продукцией, объекты спец химии;
  • в) трубопроводные магистрали, транспортирующие нефтяные и газовые продукты;
  • г) подъемные сооружения;
  • д) тепловые сети и установки, оборудование, которое при эксплуатации испытывает давление и нагрузки;
  • е) предприятия газопотребления и газораспределения.

В зависимости от вида объекта процедура проведения экспертизы промышленной безопасности разделяется на три категории:

  • а) проводится проверка проектной документации промышленного предприятия;
  • б) оценивается наличие и соответствие принятым требованиям оборудования и технических устройств;
  • в) проверяется безопасность всего производственного объекта, который отнесен к категории опасных производств.

Согласно Федеральному Закону, экспертиза промышленной безопасности проводится для предприятий, относящихся к производственно-опасным объектам любого класса опасности. Ее необходимо провести после принятия решения о начале строительства, реконструкции или расширения предприятия, накануне его технического перевооружения, в случае ликвидации объекта или его консервации. Приступать к перечисленным работам можно только после того, как будет получено положительное заключение экспертной комиссии.

Согласно нормативным актам, проведение экспертизы промышленной безопасности необходимо ив других ситуациях. Это может быть авария, решение представителя Ростехнадзора, окончание нормативно установленного срока безопасной эксплуатации, выявлениe дефектов и т.д.

В настоящий момент с увеличением количества техногенных и экологических катастроф предъявляются повышенные требования к правилам проведения экспертизы промышленной безопасности, основное предназначение которых заключается в определении соответствия опасного объекта существующим нормам. В области промышленной безопасности четко установлены нормы и требования, которым должен соответствовать объект. Именно это и должна подтвердить экспертиза промышленной безопасности. В настоящий момент различаются следующие виды эпб:

  • а) экспертное исследование зданий и сооружений;
  • б) оценка технических устройств;
  • в) исследование проектной документации, разрешающей строительство, расширение и прочие действия опасного производства;
  • г) экспертиза прочих документов, имеющих прямое отношение к эксплуатации опасного объекта.

Существует определенный порядок проведения экспертизы промышленной безопасности, определенный соответствующим постановлением Ростехнадзора. Процесс проведения оценки можно разделить на четыре этапа:

  • 1. Проводится предварительная договоренность заказчика с экспертной организацией, решаются вопросы о ходе проведения экспертизы, составляется соответствующий план и идет предварительная подготовка к ее проведению.
  • 2. Предварительная подготовка. На этом этапе экспертная организация собирает данные об объекте, знакомится с проектной, эксплуатационной и конструкторской документацией, изучает паспорта, сертификаты, акты испытаний и технологические регламенты на технические устройства.
  • 3. Согласно правилам проведения экспертизы промышленной безопасности, начинать ее можно только после получения экспертами всех необходимых материалов. Если эксплуатационная документация утеряна или уничтожена, ее придется восстанавливать. На следующем этапе согласно порядку осуществления экспертизы промышленной безопасности проводится ЭПБ по определению достоверности полученной информации, ее соответствии требованиям федеральных норм промышленной безопасности. Для осмотра самого объекта и оборудования эксперты выезжают на место его нахождения. В этот момент осуществляется наблюдение за процессом работы предприятия, а сама оценка проводится при помощи технического диагностирования различными методами. Кроме того, ЭПБ проверяет наличие маркировочных систем, проверяется уровень компетенции, как рабочих, так и руководящего состава, насколько соблюдаются рабочие инструкции и как оформляются отчетные документы.
  • 4. На завершающем этапе осуществляется оформление экспертизы промышленной безопасности, для чего составляется проект заключения, который содержит положительные или отрицательные выводы. В течение двух недель заказчик может изучать проект и направить экспертам свои несогласия со сделанными ими выводами.

Если заключение положительное, то в нем перечисляются все объекты, на которые заключения распространяют свои действия.

При отрицательном заключении заказчику предоставляется перечисление выявленных дефектов и обоснованные выводы о необходимости их устранения.

По правилам проведения экспертизы промышленной безопасности на заключении должна стоять подпись руководителя экспертов с печатью организации, само заключение обязательно прошивается, и все страницы нумеруются. Только после этого акт проведения экспертизы передается заказчику.

В течение месяца заключение необходимо оформить в реестре заключений ЭПБ Ростехнадзора. На титульном листе заключение обозначается специальными знаками, они включают цифровое обозначение экспертной организации, объекта экспертизы, порядковый номер заключения и год регистрации заключения в реестре.

Экспертная организация после проведенной оценки может вынести три варианта заключения. Объект может полностью соответствовать требованиям промышленной безопасности. Если при проведении экспертизы были выявлены некоторые нарушения, которые можно устранить, после чего объект продолжит нормально функционировать, то на момент проведения экспертизы он не полностью соответствует требованиям. При обнаружении серьезных нарушений и дефектов, не подлежащим устранению, и которые негативно отразятся на дальнейшей эксплуатации объекта, в заключении отмечается о несоответствии объекта предъявляемым к нему требованиям.

Учитывая принятый порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности, можно выделить основные методы оценочных работ. В обязательном порядке осуществляется измерительный и визуальный контроль, определяющий степень прочности здания:

  • а) выясняется геометрия и расположение элементов здания, их соответствие проектной документации;
  • б) выявляется наличие дефектов и повреждений, уровень деформации основания;
  • в) проверяется огнестойкость конструкции;
  • г) оценивается эффективность работы вентиляционных систем;
  • д) обязательно обследуется состояние полов и места их примыкания к конструкциям;
  • е) аналогично обследуется кровля, степень ее просадки, состояние водосточных систем, наличие деформаций и проблемных мест;
  • ж) в помещениях с взрывоопасной продукцией оценивается газоплотность швов в стенах и перегородках;
  • з) цеха с газоиспользующим оборудованием анализируются на степень молниезащиты.

Современные правила проведения экспертизы промышленной безопасности предусматривают проведение комплекса работ по неразрушающему контролю и техническому диагностированию оборудования. Метод неразрушающего контроля обеспечивает безопасность технических устройств и сооружений во время эксплуатации опасных производств. Благодаря этому методу определяется остаточный ресурс и работоспособность как самого объекта, так и его отдельных конструкций и оборудования. Это влияет на повышение качества их обслуживания и обеспечивает их своевременный ремонт.

В настоящее время осуществлять неразрушающий контроль можно при помощи современного радиационного, магнитного, акустического и визуально-измерительного оборудования. Кроме того, применяются механические и металлографические испытания, используются проникающие вещества, проводится спектральный анализ металлического оборудования и проверяется изоляция трубопроводов.

Все заключения ЭПБ составляются по одному типу. Согласно порядку осуществления экспертизы промышленной безопасности в этот документ вносятся выводы о соответствии или несоответствии состояния объекта существующим номам и требованиям. Для оформления заключения есть бланк специального образца, на котором должна размещаться следующая информация:

  • а) наименование экспертизы;
  • б) какие были основания для ее проведения;
  • в) сведения об экспертах и экспертной организации;
  • г) на основании какой лицензии проводится обследование;
  • д) на каких объектах проводилась экспертиза;
  • е) какие цели экспертиза преследует;
  • ж) какие результаты были получены при проведении экспертизы;
  • з) на основании каких выводов были получены результаты.

Кроме основного бланка к заключению могут прилагаться акты испытаний и приложения, состоящие из методической, технической или нормативной документации.

На любом предприятии ведение экспертизы должны проводить эксперты из соответствующих организаций, имеющие лицензию на проведение деятельности такого рода. Оценка состояния уровня безопасности на любом предприятии имеет большое значение. Заведомо ложное или неправильное заключение может привести к необратимым последствиям и возникновению критической ситуации.

В настоящее время правила экспертизы промышленной безопасности предусматривают ответственность за заведомо ложное экспертное заключение. К данному понятию относится заключение, которое было оформлено без проведения указанной экспертизы. Кроме того, заключение считается ложным, если его содержание не соответствует фактическому состоянию объекта, или противоречит содержанию предоставленных для исследования материалов.

Если заключение ЭПБ определяется как ложное, то оно исключается из списка реестров, а в отношении ответственных лиц открывается административное или уголовное делопроизводство.

Существующий порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности устанавливает нормы, правила и стандарты, которые обеспечивают безопасную эксплуатацию любых опасных промышленных объектов. Проведение оценки ставит перед собой цель установить, насколько промышленный объект соответствует установленным требованиям.

Чтобы результаты обследования были объективными, необходимо обратиться к профессиональным экспертам, специализирующимся на промышленной безопасности. Только профессиональная экспертиза может вселить уверенность в безопасности опасных производств и предприятий.

Согласно порядку осуществления экспертизы промышленной безопасности затраты на проведение экспертизы для каждого случая определяются индивидуально. Определяются они исходя из расходов экспертной организации, стоимость которых закреплена законодательно. Кроме того, при этом учитываются расходы на оплату труда экспертов, начисление налогов, услуги транспорта и связи, затраты на приобретение материальных ресурсов и оборудования. Для точного расчета существуют специальные формулы, в которые вносятся все необходимые данные.


Курсовая работа



Пермь 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОЦЕНКА РАСЧЕТОВ С КРЕДИТОРАМИ 4
1.1 Порядок расчета с кредиторами 4
1.3 Расчеты с кредиторами. Банкротство 6
1.4 Расчёты с кредиторами при ликвидации 7
1.5 Расчеты с кредиторами во внешнем управлении 7
2. АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ С КРЕДИТОРАМИ 10
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ» 10
2.2 Анализ состава и структуры кредиторской задолженности. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

ВВЕДЕНИЕ

В основе финансовой деятельности предприятий лежит постоянный кругооборот денежных средств, авансированных для производства и сбыта продукции. В каждом хозяйственном цикле эти средства должны возобновляться, то есть с прибылью возвращаться предприятию.
Актуальность данной темы состоит в том, что кредиторская задолженность как долговое обязательство организации всегда содержит суммы потенциальных выплат, нуждающихся в бухгалтерском наблюдении и контроле. От состояния расчетов с кредиторами во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Для предприятия очень важно не допустить необоснованного увеличения дебиторов и суммы их долгов, избегать дебиторской задолженности с высокой степенью риска, вовремя выставлять платежные счета, следить за сроками их оплаты и своевременно принимать меры по истребованию просроченной задолженности. В то же время нужно очень внимательно относиться к расчетам с кредиторами, своевременно возвращать им долги, иначе предприятие может потерять доверие своих поставщиков, банков и других кредиторов, будет иметь штрафные санкции по расчетам с контрагентами.
Объект исследования – ОАО «ЛУКОЙЛ»
Предмет исследования – учет расчетов с кредиторами в ОАО «ЛУКОЙЛ».
Цель исследования – изучить порядок ведения учета расчетов с кредиторами в ОАО «ЛУКОЙЛ».
Задачи:
- рассмотреть понятие и состав кредиторской задолженности;
- рассмотреть нормативное регулирование расчетов кредиторами;
- представить краткую экономическую характеристику ОАО «ЛУКОЙЛ».

1. ОЦЕНКА РАСЧЕТОВ С КРЕДИТОРАМИ.

1.1 Порядок расчета с кредиторами

Конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не предусмотрено законом. Конкурсный управляющий вносит в реестр требований кредиторов сведения о погашении требований кредиторов. Порядок расчетов с кредиторами устанавливается ст.114 Закона о банкротстве. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства (см. ст.117 Закона о банкротстве). Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение срока, установленного на предъявление требований кредиторов и указанного в публикации о признании должника банкротом (этот срок не может быть менее 2 месяцев с даты публикации). Указанные требования направляются конкурсному управляющему, он рассматривает требования и по результатам их рассмотрения вносит соответствующую запись в реестр требований кредиторов, уведомляя кредитора о результатах рассмотрения. Кредитор может заявить в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, возражения по результатам рассмотрения, суд проверяет их обоснованность (см. ст.46 Закона о банкротстве). Требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, в том числе требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.

Исключения:
1) Требования кредиторов первой и второй очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, в том числе после закрытия реестра требований кредиторов, подлежат удовлетворению. До полного удовлетворения указанных требований удовлетворение требований кредиторов соответствующей очереди приостанавливается.
2) Требования кредиторов других очередей, заявленные в установленный срок, но не признанные конкурсным управляющим, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда об их удовлетворении подлежат удовлетворению в таком же порядке, т.е. до полного удовлетворения указанных требований удовлетворение требований кредиторов соответствующей очереди приостанавливается.
Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд либо такие требования признаны арбитражным судом необоснованными. Кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника. Указанное требование может быть предъявлено в течение 10 лет после окончания производства по делу о банкротстве.

1.2 Расчеты с кредиторами. Банкротство

Далее начинаются расчеты с кредиторами:
выплачиваются все задолженности лицам, перед которыми юридическое лицо имеет обязательства за причиненный вред здоровью или жизни;
оплата труда работникам, выходные пособия, оплата по контрактам, авторские гонорары и т. п.;
оплата кредиторов, предоставивших средства под залог имущества данного юридического лица;
задолженности в бюджет и во все внебюджетные фонды;
прочие кредиторы в установленном законодательстве порядке.
В случае, если денежных средств не хватает для выплаты долгов, ликвидатор осуществляет в установленном порядке распродажу имущества юридического лица. Если и этого недостаточно, то кредиторы соответствующей очереди получат свои средства не в полном объеме, а пропорционально своим претензиям в пределах оставшейся суммы. Обязательства, не признанные ликвидатором и судом, а также обязательства, которые не могут быть выполнены из-за отсутствия средств, считаются погашенными. Если после расчетов с кредиторами юридическое лицо имеет еще средства, то ликвидатор составляет ликвидационный баланс, где отражается все оставшееся имущество предприятия после уплаты долгов на момент ликвидации. Затем органы государственной регистрации делают запись о ликвидации юридического лица в установленном порядке, и учредители, имеющие права на имущество юридического лица, могут вступить в собственность по отношению к оставшемуся имуществу. Банкротство юридического лица при признании его через суд банкротом в случае отсутствия средств для удовлетворения требований кредиторов происходит по аналогичной схеме, только более жестко и всегда сопровождается распродажей имущества предприятия для покрытия долгов. 1

    1.3 Расчёты с кредиторами при ликвидации.

Расчеты с кредиторами ликвидируемой организации осуществляются ликвидационной комиссией, которая назначается на общем собрании учредителей организации. Законодательством РФ установлена следующая очередность удовлетворения заявленных требований кредиторами:
    Кредиторов относятся требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью и требования о компенсации морального вреда.
    Выплаты выходных пособий, оплаты труда сотрудникам организации, работающих по трудовому договору, а также выплаты авторских вознаграждений.
    Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами по обязательным платежам.
расчеты с остальными кредиторами.
Срок на удовлетворение ликвидационной комиссией требований кредиторов установлен законодательно и отсчитывается от дня утверждения промежуточного баланса, исключение составляют кредиторы третьей и четвертой очередей, требования которых удовлетворяются ликвидационной комиссией по прошествии месяца с утверждения промежуточного баланса. Расчеты с кредиторами следующей очереди, возможны только после того, как в полном объеме удовлетворены требования предыдущей. Если у ликвидируемой организации не хватает имущества для полного удовлетворения всех заявленных требований, оно подлежит распределению между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам заявленных требований, которые подлежат удовлетворению. Если требования кредитора ликвидационная комиссии удовлетворять отказывается или же уклоняется от их рассмотрения, кредитор наделен правом до утверждения ликвидационного баланса организации подать в арбитражный суд иск к ликвидационной комиссии. В случае признания судом требований кредитора обоснованными они подлежат удовлетворению за счет имущества организации, которое останется после расчетов с кредиторами. Также за счет оставшегося имущества осуществляется расчет с теми кредиторами, которые пропустили установленный ликвидационной комиссией срок на заявление требований. Если у ликвидируемой организации не хватает денежных средств, для того чтобы осуществить расчеты по всем заявленным требованиям кредиторов, ликвидационная комиссия реализует имущество организации с публичных торгов. Делается это в следующем порядке:
Перед тем как приступить к продаже имущества ликвидируемой организации либо ликвидационной комиссией, либо привлеченным независимым оценщиком проводится оценка его рыночной стоимости. После этого имущество реализуется специализированной организации. Имущество ликвидируемой организации подлежит реализации с торгов. Которые организуются и проводятся организациями, имеющими право на совершение сделок с недвижимостью.
В первую очередь подлежит продаже имущество, не участвующее в производстве, например ценные бумаги, автотранспорт, валютные ценности и т.п. Затем продается готовая продукция. И в заключении – недвижимость, материалы, сырье, основные средства. Порядок, регулирующий очередность реализации с торгов имущества ликвидируемой организации определяется ликвидационной комиссией с учетом экономической целесообразности. Все операции по продаже имущества подлежат налогообложению.
Деньги от продажи имущества поступают на расчетный счет или в кассу ликвидируемой организации. После реализации имущества и поступления денег продолжается расчет с кредиторами.
Требования кредиторов, которые остались непогашенными вследствие нехватки имущества считаются погашенными. К погашенным также относятся требования кредиторов, которые не были признаны ликвидационной комиссией, если кредитор не обратился в суд и иском, и требования кредиторов оставленные судом без удовлетворения в случае обращения в суд. 2

1.4 Расчеты с кредиторами во внешнем управлении
Расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов начиная со дня вынесения арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами или определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди. После удовлетворения требования кредитора, включенного в реестр требований кредиторов, внешний управляющий или реестродержатель исключает такое требование из реестра требований кредиторов (включение и исключение из реестра осуществляется на основании судебного акта). В случае, если ведение реестра требований кредиторов осуществляется реестродержателем, документы, подтверждающие удовлетворение требования кредитора, направляются внешним управляющим реестродержателю.
После накопления денежных средств, достаточных для расчетов с кредиторами определенной очереди, внешний управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство о вынесении определения о расчете с кредиторами определенной очереди и уведомляет о направлении указанного ходатайства кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Ходатайство о вынесении определения о расчете с кредиторами определенной очереди должно содержать предложение внешнего управляющего о пропорции удовлетворения требований кредиторов. Арбитражный суд рассматривает ходатайство внешнего управляющего в судебном заседании и при наличии достаточных для удовлетворения требований кредиторов определенной очереди денежных средств и отсутствии обоснованных жалоб кредиторов выносит определение о начале расчетов с кредиторами определенной очереди. Вынесение арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди является основанием для начала расчетов с кредиторами этой очереди в соответствии с реестром требований кредиторов.
В определении арбитражного суда о начале расчетов с кредиторами определенной очереди устанавливаются:

    очередь удовлетворения требований кредиторов, требования которых начинают удовлетворяться;
    срок окончания расчетов с кредиторами такой очереди, который не может превышать 2 месяца с даты вынесения указанного определения;
    пропорции удовлетворения требований кредиторов такой очереди.
В случае установления арбитражным судом требований кредиторов, подлежащих удовлетворению в составе очереди, в отношении кредиторов которой вынесено определение о начале расчетов с ними, арбитражный суд может вынести определение об изменении порядка удовлетворения требований кредиторов. В случае, если в установленный арбитражным судом срок не произведены расчеты с кредиторами определенной очереди или не произведены расчеты в определенной пропорции, кредитор вправе требовать начисления на невыплаченную сумму процентов начиная с даты вынесения определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди и до даты удовлетворения его требования полностью или в определенной пропорции. 3

2. АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ С КРЕДИТОРАМИ
2.1 Общая информация о Компании ОАО «ЛУКОЙЛ»

ЛУКОЙЛ – одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. ЛУКОЙЛ владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной и Западной Европе, а также странах ближнего зарубежья. Продукция Компании реализуется в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США.
ЛУКОЙЛ является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1%, в общемировой добыче нефти - около 2,4%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18,6% общероссийской добычи и 18,9% общероссийской переработки нефти. По состоянию на начало 2010 года доказанные запасы нефти Компании составляли 13 696 млн барр., доказанные запасы газа – 22 850 млрд фут 3 , что в совокупности составляет 17 504 млн барр. н.э. В секторе разведки и добычи ЛУКОЙЛ располагает качественным диверсифицированным портфелем активов. Основным регионом нефтедобычи Компании является Западная Сибирь. ЛУКОЙЛ также реализует проекты по разведке и добыче нефти и газа за пределами России: в Казахстане, Египте, Азербайджане, Узбекистане, Саудовской Аравии, Колумбии, Венесуэле, Кот-д’Ивуаре, Гане, Ираке.
В 2005 году с введением в эксплуатацию Находкинского месторождения Компания начала реализацию газовой программы, в соответствии с которой добыча газа будет расти ускоренными темпами как в России, так и за рубежом, а доля газа будет доведена до трети от суммарной добычи углеводородов. Ресурсной базой для реализации этой программы являются месторождения Большехетской впадины, Каспийского моря и Центрально-Астраханское месторождение в России, а также международные газовые проекты – Кандым – Хаузак – Шады в Узбекистане и Шах-Дениз в Азербайджане.
ЛУКОЙЛ владеет нефтеперерабатывающими мощностями в России и за рубежом. В России Компании принадлежат четыре крупных НПЗ – в Перми, Волгограде, Ухте и Нижнем Новгороде, и два мини-НПЗ. Совокупная мощность российских НПЗ составляет 45,1 млн т/год нефти. За рубежом Компании принадлежат НПЗ в Болгарии, Румынии и Украине, а также 49%-ая доля в нефтеперерабатывающем комплексе ISAB (о. Сицилия, Италия) и 45%-я доля в НПЗ TRN (Нидерланды). Совокупная мощность зарубежных НПЗ Компании составляет 26,4 млн т/год нефти. В 2009 году на НПЗ Компании (с учетом долей в переработке на комплексах ISAB и TRN) было переработано 62,70 млн т нефти, в том числе на российских – 44,46 млн т.
В 2008 году в рамках реализации Программы стратегического развития на 2008–2017 годы в ОАО «ЛУКОЙЛ» был создан новый бизнес-сектор – «Электроэнергетика». В него, помимо приобретенного в 2008 году ОАО «ЮГК ТГК-8» и собственных электростанций на месторождениях в России, входят также предприятия, генерирующие электро- и теплоэнергию в Болгарии, Румынии и Украине. Общая выработка электрической энергии организациями сектора в 2009 году составила около 14,7 млрд кВт/ч, выработка тепловой энергии – 16,9 млн Гкал. В долгосрочной перспективе бизнес-сектор «Электроэнергетика» станет важным фактором роста денежных потоков и акционерной стоимости Компании.
По состоянию на начало 2010 года сбытовая сеть Компании охватывала 26 стран мира, включая Россию, страны ближнего зарубежья и государства Европы (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина, Болгария, Венгрия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Черногория, Румыния, Македония, Кипр, Турция, Бельгия, Люксембург, Чехия, Словакия, Хорватия, Босния и Герцеговина), а также США, и насчитывала 199 объектов нефтебазового хозяйства с общей резервуарной емкостью 3,13 млн м 3 и 6 620 автозаправочных станций (включая франчайзинговые).

2.2 Анализ состава и структуры кредиторской задолженности

В составе источников средств предприятия значительную роль занимают заёмные средства, в том числе кредиторская задолженность. Для того, чтобы исследовать динамику общей суммы кредиторской задолженности предприятия за анализируемый период, а так же изменение его удельного веса в общем объеме привлекаемого краткосрочного заемного капитала, воспользуемся данными аналитического баланса за анализируемый период. Уровень текущих пассивов, отвлеченных в кредиторскую задолженность предприятию и его изменение за 2007-2010 г.г.
Таблица 1-Аналитический баланс за анализируемый период

Как следует из данных таблицы 1 коэффициент отвлечения краткосрочного заемного капитала в кредиторскую задолженность составил в 2010 году 1, т. е. 100% составляет удельный вес кредиторской задолженности в общей сумме краткосрочных обязательств. Этот показатель не изменился по сравнению с 2007, 2008 годом, что свидетельствует о том, что предприятие продолжает использовать бесплатные или более дешевые источники покрытия потребности предприятия в оборотных средствах. Общая сумма кредиторской задолженности уменьшилась на 41 599 тыс. руб. в 2010 году по сравнению с 2009 г., в сравнении 2007 г. с 2008 г. уменьшилась на 139 508 тыс. руб. Для более углубленного анализа изменения кредиторской задолженности за 2008, 2009, 2010 г.г. целесообразно изучить состав и структуру кредиторской задолженности, используя данные пятого раздела пассива баланса.

Таблица 2 - Анализ состава и структуры кредиторской задолженности за 2008-2010

Показатели Наличие задолженности на 01.01.2008 г.
сумма,
тыс.руб.
Наличие задолженности на 01.01.2009 г.
сумма,
тыс.руб.
Наличие задолженности на 01.01.20010 г.
сумма,
тыс.руб.
466 796 327 288 285 689
2008 год 2009 год 2010 год
поставщики и подрядчики 203 452 161 675 117 451
оплата труда 18 745 19 053 52 894
взносы в соц.фонды 3 123 3 301 12 416
налоговые платежи 16 674 11 280 26 773
авансы полученные 3 22 0
прочие кредиторы 224 799 131 957 76 155

Состав и структура кредиторской задолженности УТТУ ЗАО ТК «Лукойл-Транс» за 2008 – 2010 г.г.
Анализ, приведенных в таблице 2 данных показывает, что на конец отчетного периода в течение 3 лет происходит снижение кредиторской задолженности. Так, если на конец 2008 г. кредиторская задолженность составила в целом 466796 тыс. руб., то на конец 2009 г. - 327288 тыс. руб., на конец 2010 г. – 285689 тыс. руб. Общая сумма кредиторской задолженности уменьшилась на 14,6 %. Однако следует иметь ввиду, что в общей сумме кредиторской задолженности значится сумма выкупных платежей по транспортным средствам у ОАО «Коминефть» сроком погашения до января 2014 г.
Наибольшую долю (в среднем 45%) имеет задолженность перед поставщиками за выполненные работы, оказанные услуги и поставленные материальные ресурсы. По этой статье в сравнении с годами также происходит снижение. Так, на конец 2008 г. она составила 203452 тыс. руб. или 43,6%, на конец 2009 г. – 161 675 тыс. руб. или 49,4%, на конец 2010 г. – 117451 тыс. руб. или 41,1%. В сравнении 2010 г. к 2009 г. данная статья уменьшилась на 8,3 %. Статья «Прочие кредиторы» с 224799 тыс. руб. (2008 г.) снизилась до 76155 тыс. руб. (2010 г.) На 01.01.11 г. ликвидирована задолженность по авансам полученным. Имеется текущая задолженность по оплате труда, взносам в социальные фонды и налоговым платежам (начисление прошло в декабре, срок уплат наступит в январе). Просроченной задолженности по данным статьям не имеется.
В кредиторской задолженности большую роль играют расчёты с поставщиками. Задолженность поставщикам до наступления установленных сроков платежей является нормальной. Однако, если она постоянна и достигает больших размеров, в процессе анализа необходимо рассмотреть возможности сокращения внеплановых финансовых ресурсов в обороте предприятия.
При анализе кредиторской задолженности особенное внимание уделяется задолженности по неотфактурованным поставкам, образующейся в связи с задержкой поставщиками оформления и предъявления расчётных документов. При этом следует требовать от предприятий плательщиков ее погашения, не дожидаясь получения от поставщиков расчётных документов.
Рассмотрим основные вопросы анализа задолженности финансовым органам. При анализе задолженности следует рассмотреть изменения её величины и длительность образования. Анализируются данные о платежах предприятия в бюджет, данные бухгалтерии предприятия, ежедневные платёжные документы в банке. При анализе обращается внимание на своевременность взноса в бюджет сумм невостребованной кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности. Для обобщения анализа состояния кредиторской задолженности составляется сводная таблица, в которой кредиторская задолженность группируется по срокам образования.

Таблица 3 - Анализ кредиторской задолженности по срокам образования в УТТУ ЗАО ТК «Лукойл-Транс» за 2010 г.

№ п/п

Статьи дебиторской задолженности

Всего на конец 2010 г., тыс. руб.
В том числе по срокам образования месяца
до 1 1-3 3-6 6-12 >12
1 Кредиторская задолженность, всего 285 689 92 083 - 193 606 - -
2 перед поставщиками и подрядчиками 117 451 - - 117 451 - -
3 по оплате труда 52 894 52 894 - - - -
4 по взносам в соц. фонды 12 416 12 416 - - - -
5 по налоговым платежам 26 773 26 773 - - - -
6 по авансам полученным 0 - - - - -
7 прочие кредиторы 76 155 - - 76 155 - -

Из данных таблицы 2.3 видно, что сроки образования кредиторской задолженности в УТТУ ЗАО ТК «Лукойл-Транс» за 2010 год составили до 1 месяца по статьям: оплата труда, взносы в соц. фонды, налоговые платежи на общую сумму 92 080 тыс. руб. Просроченная кредиторская задолженность от 3-6 месяца имеется по статьям: поставщики и подрядчики, прочие кредиторы на сумму 193 606 тыс. руб

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В написания курсовой работы были рассмотрены вопросы, касающиеся анализа кредиторской задолженности. В ходе раскрытия данной проблемы были даны основные понятия и сущность кредиторской задолженности. Анализ кредиторской задолженности необходим не только руководству и главному бухгалтеру организации, но и работникам ее финансовой и юридической служб, руководителям отделов маркетинга и продаж, аудиторам для того, чтобы дать объективную оценку финансового состояния организации, реальности погашения и обеспечения ею обязательств. Несомненно, полезен такой анализ поставщикам и подрядчикам, работникам налоговых органов, финансовых служб - всем, кто имеет или намерен иметь хозяйственные отношения с организацией, чтобы убедиться в ее способности платить по обязательствам.
и т.д.................

Нередко мы платим кредит и параллельно копим деньги для полного закрытия кредита. Потом встает вопрос, сколько мы сейчас должны банку и хватит ли накопленных денег, чтобы погасить кредит полностью. Эта цифра называется сумма полного досрочного погашения. Ее нужно знать хотя бы примерно, чтобы понять, сколько вам нужно, чтоб закрыть ваш кредит?
Узнать величину данной суммы можно в нескольких местах. Рассмотрим, как это сделать на примере Сбербанка.

Вариант 1 — Правильный и медленный

Наиболее точную информацию вам может предоставить горячая линия банка или же отделение банка. Для обращения на горячую линию вам необходимо знать номер кредитного договора, приготовить свои паспортные данные. Ну и придется подождать, в случае когда горячая линия сильно занята. Особенно это касается крупных банков. Ответа оператора можно так и не дождаться.
Читайте также:
Вариант обращения в отделение банка является тоже достаточно медленным. Отделение может быть далеко от вас, там может быть много народу, может не работать компьютерная программа… В общем — если располагаете временем, езжайте в отделение.

Вариант 2 — Быстрый и точный

Вторым вариантом является использование интернет банка. Вам просто нужно зайти в интернет банк. И воспользоваться пунктом меню досрочное погашение. В случае кредита в Сбербанке — выбрать в меню Сбербанк Онлайн — Кредиты->досрочное погашение. Далее вы увидите сумму досрочного погашения.

Там же можно осуществить саму операцию. Но это хорошо работает для Сбербанка, а в других банках такого нет. Поэтому переходим к 3 варианту

Вариант 3 — Считаем сами

В случае, если у вашего банка нет хорошего интернет банка, который показывает всю нужную информацию по кредиту, или же вы не подключили онлайн банк, можно посчитать самому. Со стороны финансовой грамотности это будет самый правильный вариант. Для расчета вам нужен актуальный график платежей.
График будет актуальным, если вы его взяли

  1. В интернет банке вашей фин. организации
  2. В доп. офисе после последнего досрочного погашения
  3. Посчитали вручную или с помощью специального калькулятора. На нашем сайте реализован . Вам нужно лишь указать правильно параметры кредита и получить валидный график платежей.

Из графика же можно определить, сколько вам нужно заплатить, чтобы полностью досрочно погасить кредит?
Обратимся к примеру и рассмотрим график платежей


Это типичный график платежей банка ВТБ24. В Сбербанке будет похожий график, только не будет величины «Первый платеж — проценты».
Допустим, мы хотим полностью досрочно погасить кредит в период с 10-10-2011 по 10-11-2011, ну скажем в дату 20 октября 2011 года. Вопрос, сколько денег нам для этого нужно?
Формула для расчета полного досрочного погашения

Сумма полного погашения = Ближайший ежемес. платеж + остаток долга в ближайший ежемес. платеж

  • Ежемесячный платеж выделен оранжевым , он составляет 11987.15.
  • Ближайшей датой ежемес. платежа является 10-11-2011. Остаток долга на эту дату 730327.57 — помечен зеленым.

Посчитаем нужную сумму:

Сумма полного погашения = 11987.15 + 730327.57 = 742314,72

Вам нужно написать заявление и внести эту сумму на счет, чтоб банк досрочно полностью закрыл ваш долг. И ни копейкой меньше.
При наступлении очередной даты ежемес. платежа банк снимает очередной платеж с вашего счета, а потом отнимет от суммы долга оставшуюся сумму. Очередной платеж будет равен нулю и кредит можно будет закрыть.

Вы должны знать. Если вы внесете сумму, меньшую чем 742314.72 , то банк скорее всего не закроет кредит. Деньги останутся на счете и будут использоваться для внесения будущих ежемесячных платежей. Т.е. полной досрочки не произойдет

Четыре основных правила при полном досрочном погашении

Есть 4 вещи, которые нужно понимать, погашая кредит полностью досрочно.

  • Правило 1. Нужно понимать, что величина к полному досрочному погашению не фиксирована. Она будет зависеть от даты досрочного погашения. Например, сумма к полному досрочному погашению с 10.10.2011 — 10.11.2011 будет одна, а между 10.11.2011 -10.11.2012 будет уже другая — меньшая.
  • Правило 2. Если у вас были просрочки по кредиту и если они есть, то посчитать по указанной формуле не получится. К сумме для полного закрытия кредита нужно прибавить . Банк сначала спишет с внесенных вами платежей просрочку, а потом уже попытается погасить кредит полностью, если хватит денег
  • Правило 3. Изменение ставки, частичные досрочные погашения влияют на сумму к полному досрочному погашению. Эти действия способствуют изменению ежемесячного платежа и остатка тела займа. А от этих данных также зависит полная сумма досрочки
  • Правило 4. Помните о комиссиях и сроках переводов. Если вы вносите деньги путем перевода, то помните что у них есть сроки. Банковский перевод, как и перевод с карты на карту может идти до 3х рабочих дней. При внесении денег через различные терминалы могут браться комиссии от суммы платежа. Поэтому полное досрочное погашение таким способом не целесооразно

Изменение тела кредита со временем можно увидеть на следующем графике


Как видно из графика — со временем ваш долг перед банком уменшается. А это и есть сумма к полному досрочному погашению

В заключение

Проще один раз разобраться в том, как узнать про сумму полного досрочного погашения самому. Это сэкономит ваше время на походах в банк. Однако, нужно понимать, если считаешь сам, то это справочная величина. Она нужна, чтобы понять, сколько денег нужно заработать и накопить для полного закрытия кредита.



Просмотров