Минимальный размер оплаты труда в рф. Минимальный размер оплаты труда (мрот)

МРОТ - это законодательно установленный минимальный размер оплаты труда в месяц. Рассмотрим региональный и федеральный МРОТ в 2016 году.

Федеральный МРОТ на 2016 год

Федеральный МРОТ с 1 января 2016 года составляет 6204 рубля (утв. Федеральным законом от 14.12.2015 № 376-ФЗ).

С 1 июля 2016 года размер федерального МРОТ повышен на 20,9% - до 7 500 рублей (Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ).

Региональный МРОТ 2016

Региональный минимальный размер оплаты труда устанавливается трехсторонним соглашением. Данный документ должны согласовать и подписать правительство или администрация субъекта (области, края, автономного округа и т.д.), объединения профсоюзов и объединения работодателей.

Например, минимальная зарплата в Москве в 2016 году устанавливается соглашением Правительства города и объединениями профсоюзов и работодателей. С 1 октября 2016 года МРОТ в Москве вырос с 17 300 до 17 561 рубля (на 261 рубль). Порядок повышения МРОТ предусмотрен трехсторонним соглашением между чиновниками, профсоюзами и работодателями. Соответственно, компании должны ориентировать на этот размер. И нельзя устанавливать оклад ниже этого уровня.

Субъекты РФ устанавливают свой минимальный размер оплаты труда (ст. 133.1 ТК РФ). Смотрите таблицу ниже.

МРОТ по регионам России в 2016 году. Таблица

Округ Регион Размер МРОТ (2016), руб.
Центральный
федеральный
округ
Белгородская обл.

Не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения - для работников внебюджетной сферы.

8046 (для работников предприятий, финансируемых из регионального и местного бюджета)

7500 (для работников предприятий, финансируемых из федерального бюджета с 1 июля 2016 года)

Брянская обл. 7500 (с 1 июля 2016 года)
Владимирская обл.

7500 (для работников организаций, финансируемых за счет областного и муниципальных бюджетов)

Воронежская обл.
Ивановская обл.
Калужская обл. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц
Костромская обл. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения
Курская обл. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, определенного на 3 квартал предшествующего года
Липецкая обл. 1,2 величины прожиточного минимума за 4 квартал предыдущего года
Московская обл. 12 500 (с 1 ноября 2015 г.)
7500
Орловская обл. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения
Рязанская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Смоленская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Тамбовская обл.

8500 (для работников коммерческих организаций)

Тверская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Тульская обл. 12 500 (с 1 февраля 2016 г.)
10 500 (с 1 февраля 2016 г.) - для работников государственных и муниципальных учреждени
Ярославская обл.

9640 (с 1 января 2016 г.) - в размере прожиточного минимума трудоспособного населения за 3 квартал предыдущего года

8021 (с 1 января 2016 г.) - для работников организаций малого и среднего предпринимательства;

г. Москва 17 561
Северо-Западный
федеральный
округ
Карелия Величина действующего в соответствующем районе прожиточного минимума за 3 квартал предшествующего года
Коми 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Архангельская
обл.
7500 (с 1 июля 2016 г.)
Вологодская обл. 7500 (с 1 января 2016 г.)
Псковская обл. 7500 (с 1 января 2016 г.)
Калиниградская обл. 10 000 (с 1 октября 2015 г.)
7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета
Ленинградская обл.

7800 (с 1 сентября 2015 г.) без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера; 7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Мурманская обл. 13 650 (с 1 января 2016 г.)
Новгородская обл. Величина прожиточного минимума населения в месяц
Санкт-Петербург 11 700 (с 1 января 2016 г.) без учета компенсационных и стимулирующих выплат
7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета
Ненецкий авт. округ 12 420 (с 1 января 2016 г.)
7500 (с 1 июля 2016 г.) - для организаций, финансируемых из федерального бюджет
Южный федеральный округ Адыгея, Калмыкия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Краснодарский край Величина прожиточного минимума трудоспособного населения
Астраханская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Волгоградская обл. 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения
Ростовская обл. 7500
Северо-Кавказский федеральный округ Дагестан, Ингушетия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Кабардино-Балкария Величина прожиточного минимума за 4 квартал прошлого года
7500 (для сотрудников государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, финансируемых из федерального бюджета)
Карачаево-Черкессия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Северная Осетия - Алания 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Чеченская Республика 9274 (для работников внебюджетного сектора экономики)
7500 (для сотрудников государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, финансируемых из федерального бюджета
Ставропольский край 7500
Приволжский Башкортостан 8900 (включая надбавки за работу в особых климатических условиях)
7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального, регионального, а также местных бюджетов
Марий Эл 9251 (с 1 января 2016 г.)
7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального, регионального, а также местных бюджетов)
Мордовия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Удмуртия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Татарстан 8252
7500
Чувашия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Пермский край Величина прожиточного минимума трудоспособного населения
Нижегородская обл. 9000 (с 1 января 2016 г.)
7500 (для сотрудников организаций, финансирумых за счет федерального, регионального, а также местных бюджетов)
Оренбургская ,
Пензенская , Кировская
Самарская обл.
7500 (с 1 июля 2016 г.)
Саратовская обл. 7900
7500 (для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета
Ульяновская обл. 10 000 (не ниже величины прожиточного минимума)
7500 (для работников бюджетных организаций
Уральский федеральный округ Курганская обл. 7620 (с 1 февраля 2016 г.)
7500 (для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета)
Свердловская обл. от 8154 до 8862 (с 1 июля 2015 г.) - для работников организаций внебюджетного сектора экономики
7500
Тюменская обл. 9950 (для сотрудника внебюджетного сектора)
7700 (для сотрудников бюджетных, казенных, автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций, учрежденных Тюменской областью или муниципальными образованиями Тюменской области)
Ханты-Мансийский АО 16 500
Челябинская обл.
Ямало-Ненецкий авт. округ 12 431 (с учетом доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера)
7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета)
Сибирский федеральный округ Алтай 8751 (для работников организаций внебюджетной сферы, кроме организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского хозяйства и в сфере образования)
7500 (для работников организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского хозяйства)
Бурятия, Тыва,
Хакасия
7500 (с 1 июля 2016 г.)
Алтайский край

9400 (для сотрудников внебюджетных организаций, за исключением организаций ЖКХ, а также за исключением для сотрудников-инвалидов, трудоустроенных в счет установленной квоты в общественные организации инвалидов, и сотрудников, которые участвуют в общественных работах или временно трудоустроены по договорам между работодателями и органами службы занятости населения

8116 (для сотрудников-инвалидов, трудоустроенных в счет установленной квоты в общественные организации инвалидов, а также для сотрудников внебюджетных организаций жилищно-коммунального хазяйства, за исключением сотрудников, которые участвуют в общественных работах или временно трудоустроены по договорам между работодателями и органами службы занятости населения)

7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального, регионального, а также местных бюджетов)

Забайкальский край

7500 (для сотрудников организаций сельского хозяйства, а также организаций, финансируемых из федерального, областного и местных бюджетов, а также фонда обязательного медицинского страхования; для сотрудников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов и фонда обязательного медицинского страхования, которые работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

9066 - в Каларском районе

7857

8059 (для сотрудников организаций внебюджетного сектора экономики (кроме сельского хозяйства)
для сотрудников организаций внебюджетного сектора экономики (кроме сельского хозяйства), работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

10 429 - в Канарском районе

9480 - в Тунгиро-Олекминском и Тунгокоченском районах

Красноярский край

16 130 - г. Норильск

14 269 - Северо-Енисейский район

16 130 - Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район (кроме сельского поселения Хатанга)

24 026 - сельское поселение Хатанга

15 313 - Туруханский район

19 009 - Эвенкийский муниципальный район

14 114 - Енисейск

11 167 - г. Лесосибирск

13 788 - Богучанский район

15 200 - Енисейский район

13 571 - Кежемский район

14 548 - Мотыгинский район

9926 - прочие районы

Иркутская обл.

12 652 - компании и ИП в районах Крайнего Севера

9717 - компании и ИП в других районах

10 754 - государственные и бюджетные предприятия

8259 - государственные и бюджетные предприяти в других районах

7500 - для работодателей в с/х

Кемеровская обл.

1,5 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за 4 квартал прошедшего года (кроме организаций сферы регулируемого ценообразования, и ИП)

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Новосибирская обл.

7500

9030

9390 - для сотрудников организаций внебюджетной сферы (кроме с/х)

Омская обл.

7500 - для сотрудников организаций сельского хозяйства

9030 - для сотрудников организаций бюджетной сферы (кроме организаций, финансируемых из федерального бюджета)

9390 - для сотрудников организаций внебюджетной сферы (кроме сельского хозяйства)

Томская обл.

8925 - для сотрудников муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования город Томск, а также сотрудников иных работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории г. Томска

7500 - для сотрудников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов, территориальных государственных внебюджетных фондов Томской области, сотрудников иных работодателей (кроме сотрудников муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования г. Томск, а также сотрудников иных работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории г. Томска).

Дальневосточный федеральный округ Республика Саха (Якутия)

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета

Камчатский край

18 210 - для сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Корякского округа

19 510 - для сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Алеутского муниципального района

16 910 - для сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на остальной территории Камчатского края.

Приморский край 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Хабаровский край

11 414 - для сотрудников, работающих в Бикинском, Вяземском, имени Лазо, Нанайском, Хабаровском районах и городе Хабаровске

12 408 - для сотрудников, работающих в Амурском, Ванинском, Верхнебуреинском, Комсомольском, Николаевском, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванском, Солнечном, Тугуро-Чумиканском, Ульчском районах и городе Комсомольск-на-Амуре

14 269 - для сотрудников, работающих в Аяно-Майском районе

15 510 - для сотрудников, работающих в Охотском районе

Амурская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Магаданская обл.

18 750 - для работников внебюджетных организаций Магаданской области, за исключением Северо-Эвенского городского округа

20 250 - для работников внебюджетных организаций в Северо-Эвенском городском округе Магаданской области

Сахалинская обл.

15 000 - для лиц, работающих в Александровск-Сахалинском, Анивском, Долинском, Корсаковском, Макаровском, Невельском, Поронайском, Смирныховском, Томаринском, Тымовском, Углегорском, Холмском районах, городе Южно-Сахалинск

18 571 - для лиц, работающих в Ногликском, Охинском районах

20 000 - для лиц, работающих в Курильском, Северо-Курильском и Южно-Курильском районах

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Еврейская автономная обл. 7500 с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Дальнего Востока
Чукотский авт. округ 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Крым Крым

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

г. Севастополь

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Применение и отказ от регионального МРОТ

Соглашение о региональном МРОТ не является законом и становится обязательным только для того, кто его принял. Соглашение публикуется в региональных СМИ. После у работодателя есть 30 дней, чтобы написать в администрацию региона заявление об отказе от применения регионального МРОТ. В нем необходимо сообщить причины, по которым компания не будет платить работникам региональную минималку. Объяснить отказ можно сокращением продаж, падением спроса на продукцию и т. д.

Если в указанный срок такого заявления не поступило, считается, что работодатель согласился с опубликованным соглашением.

Если компания не направит отказ и не поднимет зарплаты до уровня регионального МРОТ, трудинспекторы на проверке будут вправе оштрафовать организацию на 50 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Кроме того, суды могут признать, что в некоторых случаях с работниками нужно рассчитываться исходя из регионального МРОТ, даже если компания его не соблюдает. Но если сотрудник работает по сокращенному графику, то зарплату можно выдавать меньше минималки.

Следует помнить также, что региональный МРОТ не устанавливается для работников учреждений, финансируемых из федерального бюджета (ст. 133.1 ТК РФ). А значит, если оклады работников больше федеральной минималки, учреждение вправе не поднимать зарплату. Так же считают и судьи (апелляционное определение Московского городского суда от 24.03.2015 № 33-3285).

Когда надо применять региональный МРОТ

Рассмотрим две ситуации из судебной практики по применению регионального МРОТ.

При сокращенном графике зарплата может быть меньше региональной минималки.

Компания приняла на работу сотрудника на 20-часовую рабочую неделю. Оформила приказ и трудовой договор. Спустя полгода сотрудник уволился по собственному желанию. Компания выдала зарплату за последний месяц и компенсацию за неиспользованный отпуск. Работник решил, что ему недоплатили, поскольку оклад был ниже региональной минималки

Суд разобрался, что сотрудник работал только 20 часов в неделю. Поэтому все выплаты при увольнении должны быть рассчитаны пропорционально отработанному времени (определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.05.2014 № 33-7286/2014).

Компания вправе устанавливать работнику сокращенный график, но только по соглашению сторон (ст. 93 НК РФ). Число дней отпуска из-за сокращенного графика уменьшать не надо. Отработанное время уже учтено в выплатах, из которых считают отпускные (п. 12 Положения, утв. постановлением от 24.12.2007 № 922)

Выплаты при увольнении надо рассчитывать исходя из региональной минималки, даже если в трудовом договоре оклад ниже.

Работнику при увольнении выдали долги по зарплате и компенсацию за неиспользованный отпуск. Но сотрудник не согласился с размером выплат и обратился в суд. Причина была в том, что зарплата была ниже региональной минималки.

Местного МРОТ обязаны придерживаться все компании. При этом условия трудового договора не имеют значения (определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.07.2015 № 33-9180/2015).

Компания вправе отказаться от региональной минималки (см. материал вверху). Но отказ могут не принять. Безопаснее в письме подробно рассказать о причинах отказа. Например, можно сослаться на падение продаж, сложности с получением кредита и т. д.

Как повышение МРОТ в 2016 году отразится на расчетах пособий и зарплате

Повышение МРОТ с 1июля 2016 года в России отразилось на расчете пособий и трудовых отношениях.

Пособия. С 1 июля изменились суммы пособий, которые считают исходя из минималки. Ее применяют в трех случаях:

  1. В расчетном периоде у сотрудника не было зарплаты или она ниже МРОТ;
  2. Стаж сотрудника меньше шести месяцев;
  3. Сотрудник нарушил больничный режим.

Переходящие пособия считали по той минималке, которая действовала на момент начала нетрудоспособности (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Например, сотрудник со стажем менее полугода заболел в июне, а больничный закрыл в июле 2016 года. Пособие надо было посчитать исходя из 6204 рублей. Если сотрудник ушел на больничный в июле - уже из 7500 рублей.

Заработная плата. Зарплата в месяц должна быть не менее федерального МРОТ, если сотрудники полностью отработали норму времени (ст. 133 ТК РФ). Если компания не отказывалась от регионального соглашения, то обязана придерживаться регионального МРОТ.

Если кто-то из сотрудников получал меньше 7500 рублей за полный месяц, с 1 июля 2016 года зарплата должна быть повышена.

Компании вправе отказаться от региональной минималки, но федеральный МРОТ соблюдать обязаны все без исключения (ст. 133 ТК РФ). Иначе трудинспекция может оштрафовать на 50 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

В Роструде отметили, что не усиливали проверки после 1 июля 2016 года. Планы на весь год утверждены, можно заранее узнать, будет ли в компании ревизия на сайте rostrud.ru (раздел "Планы проверок"). Но возможна внезапная проверка по жалобе работника. Если трудинспекторы увидят зарплаты ниже МРОТ, то наверняка выпишут штраф.

Кстати, если зарплата в компании меньше положенного, это нарушение трудового законодательства, а не закона о взносах. Компания не занижает базу, а платит взносы с фактически начисленных доходов. Поэтому фонд не вправе штрафовать по статье 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Так же считают и судьи в некоторых регионах (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.2016 № Ф08-9925/2015).

Страховые взносы ИП. С повышением МРОТ страховые взносы предпринимателей за 2016 год не изменятся. Сумму считают исходя из МРОТ на начало года (6204 рублям) (ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Фиксированный платеж в ПФР составит 19 356,48 рубля (6204 руб. × 12 мес. × 26%), в ФОМС - 3796,85 рубля (6204 руб. × 12 мес. × 5,1%).

С 2017 года все предприниматели так же будут считать взносы из МРОТ, но появится коэффициент.

В 2016 году ИП платят 19 356,48 рубля (6204 руб. × 12 × 26%). В 2017 году эту сумму с учетом нового МРОТ надо умножать на 1,2, в 2018‑м - на 1,4 и т. д.

МРОТ в 2016 году и прожиточный минимум

Согласно статье 133 ТК РФ, что минимальный уровень оплаты труда в РФ не должен быть ниже прожиточного уровня. Однаков статье 421 ТК РФ указано, что до уровня прожиточного минимума МРОТ будет повышаться постепенно, а порядок и условия такого повышения должны быть закреплены в отдельном законе. Но такой закон не принят.

К лету 2016 года должны были разработать план по достижению МРОТ уровня прожиточного минимума. Кабмин сформировал рабочую группу. Госдума, в свою очередь, пообещала подготовить законодательный план.

При вычислении серых зарплат налоговики ориентируются на прожиточный минимум и МРОТ. Если зарплата ниже, то могут заподозрить схемы. Всех, кто недоплачивает до минимальной зарплаты, вызывают на комиссии.

Также величину прожиточного минимума трудоспособного населения можно учесть для определения размера индексации зарплаты. Для ежегодной индексации удобнее применять показатель инфляции, установленный бюджетом, а для ежеквартальной - прожиточный минимум.

Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 г. № 376-ФЗ «О внесении изменения
в ст. 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”», уровень минимального размера оплаты труда с 1 января до 30 июня 2016 года составляет 6204 рубля.

С 1 июля 2016 года Федеральным законом от 2 июня 2016 года № 164-ФЗ федеральный МРОТ увеличен до 7500 рублей.

Увеличение МРОТ в 2016 году

Если работодатель выплачивает заработную плату ниже МРОТ: директор может быть оштрафован в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ и на организацию будет наложен штраф. Хуже того, проверяющие могут приостановить деятельность организации на 90 суток. Что для большинства компаний равносильно полному закрытию.

Наказание за оплату труда ниже МРОТ

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает следующие наказания:

МРОТ для ИП

Для индивидуальных предпринимателей МРОТ необходим, чтобы определить размер страховых взносов, которые они уплачивают во внебюджетные фонды за свое страхование.

Бухгалтерская профессиональная пресса

Для тех бухгалтеров, которые предпочитают работать с первоисточниками. Гарантия профессионализма и личная ответственность эксперта и автора.

Чтобы не получить вызов на «зарплатную» комиссию в 2016 году, проверьте, какая установлена минимальная зарплата в Москве с 1 июля 2016, и чем она отличается от МРОТ.

Минимальная зарплата в Москве и в целом по стране отличаются, это разные показатели. И утверждаются они также по-разному:

  • МРОТ по стране устанавливает Государственная дума;
  • МРОТ по Москве согласован между Правительством Москвы, профсоюзами и объединениями работодателей.

Применять эти показатели тоже надо по-разному. Разберемся, когда применять минимальную зарплату по Москве, а когда бухгалтеру понадобится общий МРОТ.

Размер «минималки» по Москве давно не меняли

По закону каждый субъект РФ вправе самостоятельно решать, какой будет минимальная зарплата. В Москве в 2016 году с 1 января и на данный момент пока не менялась. С 1 января «минималка» по Москве установлена на уровне 17 300 руб.

Минимальная зарплата обязательна для применения всеми предприятиями за исключением тех, которые финансируются из федерального бюджета (ст. 133.1 ТК РФ). Главное, чтобы размер региональной зарплаты был не ниже федерального МРОТ .

Размер согласован между исполнительным органом Москвы, объединением профсоюзов и работодателей, это трехсторонний документ (Соглашение от 18.12.2014, в ред. от 30.10.2015).

Территориальный принцип действия минимальной зарплаты

Минимальный размер заработной платы, установленный в субъекте РФ, действует только в этом регионе (ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ). Получается, что обязательна только для тех компаний, которые свою деятельность ведут в Москве.

Более того, московская «минималка» применима к любому наемнику, который работает в Москве, независимо от того, где зарегистрирована его компания - работодатель. Действие московского соглашения распространяется на всех работодателей, осуществляющих деятельность в этом регионе, кроме тех, что отказались присоединиться.

Трудовой кодекс содержит правило, по которому субъект РФ, после принятия зарплатного соглашения, должен официально опубликовать его. С этого момента у тех работодателей, которые не участвовали в принятии этого документа, есть 30 дней на то, чтобы . По истечении этого срока, соглашение станет обязательным для всех работодателей (ч. 7, 8 ст. 133.1 ТК РФ).

Какой размер МРОТ установлен на федеральном уровне

Федеральный МРОТ, как и минимальная зарплата в Москве в 2016 году с 1 июля 2016 обязателен для применения, но только уже на всей территории РФ. Госдума недавно приняла поправки (Закон № 82-ФЗ) в закон, который устанавливает размер МРОТ для всей страны.

Таким образом, размер МРОТ увеличен до 7 500 руб. Такого значительного повышения за последние годы еще не наблюдалось (почти на 21%). До этого размер федерального МРОТ был зафиксирован в размере 6204 рубля (Закон № 376-ФЗ). Подробнее о повышении МРОТ можно прочитать в статье

МРОТ-2019 года снова увеличен. Рассмотрим, как менялась эта величина в течение ряда предшествующих 2019 году лет и как она соотносится с прожиточным минимумом.

Федеральный МРОТ в 2019 году

Величина минимального размера оплаты труда (МРОТ) на государственном уровне утверждается соответствующим федеральным законом. МРОТ действует на территории всей России и не может быть меньше прожиточного минимума трудоспособных граждан за 2-й квартал предыдущего года в целях исчисления зарплаты (ст. 1 закона "О МРОТ" от 19.06.2000 №82-ФЗ). Иными словами, сотрудник, фактически отработавший установленную трудовыми соглашением норму времени, не может получить зарплату меньше установленного МРОТ. Если работодатель выплатит зарплату менее МРОТ, ему грозит штраф по п. 6 ст. 5.27 КоАП:

  • от 10 000 до 20 000 руб. на должностных лиц;
  • от 30 000 до 50 000 руб. на юрлиц;
  • от 1 000 до 5 000 руб. на физлиц-предпринимателей, ведущих деятельность без образования юрлица.

Если ранее установление соответствия МРОТ прожиточному минимуму ни социальным, ни финансовым ведомствам РФ, ни парламентариям было не под силу, то в марте 2018 года президентом РФ был подписан закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ, нормы которого определили, что с 01.05.2018 величина МРОТ сравняется с прожиточным минимумом трудоспособного населения за 2-й квартал прошлого года.

Итоги

МРОТ 2019 года увеличен до 11 280 руб. С мая 2018 года МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом трудоспособного населения за 2-й квартал 2017 года и составил 11 163 руб. Регионы также вправе устанавливать значение МРОТ, но оно не может быть ниже федерального показателя.

Минимальная зарплата (МРОТ) с 1 июля 2016 года повышается на 21%. Но даже после этого она составит всего около 70% от прожиточного минимума. В Трудовом кодексе еще 15 лет назад было установлено, что она не может быть ниже этого показателя. Нынешний МРОТ, даже повышенный, это лишь $115, что в 10 раз ниже чем в США, и в 20 раз, чем в некоторых странах Европы.

Россия: федеральный МРОТ

С 1 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) повышается до 7500 рублей, или почти на 21%. Перед этим он был повышен 1 января на 4%, как и все социальные пособия. Повышение зарплат коснется около 1 млн человек, из которых 87% работают в бюджетных учреждениях. Именно региональные бюджеты, как оказалось, – самые жадные работодатели в стране.

С идеей повышения МРОТ выступил премьер Дмитрий Медведев 25 марта на форуме возглавляемой им «Единой России». Конечно, такие важные вопросы не должны решаться на слетах отдельных политических сил. Но как еще завоевать толику популярности для партии? Как выяснилось, у федерального бюджета почти нет работников, получающих МРОТ, и для него расходы на это мероприятие практически равны нулю. Чем, вероятно, и объясняется «невиданная щедрость» нашего правительства – расходов из федерального бюджета на это мероприятие не запланировано вообще.

7500 рублей в месяц – много это или мало? Логично привязать уровень МРОТ к прожиточному минимуму: нельзя платить меньше той суммы, на которую можно прожить. Такая норма и была введена в России еще в начале нулевых годов. В Трудовом кодексе РФ, ст. 133, установлено, что МРОТ не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека (ПМт). Но тогда МРОТ составлял только 7% от ПМт, и немедленное введение этой логичной нормы было затруднено. Поэтому ст. 421 ТК был установлен переходный период, предусматривающий, что порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ устанавливаются федеральным законом.

Прошло 15 лет, но такого закона нет до сих пор. Не хочет правительство брать на себя какие-либо обязательства по этому показателю. Нет и стратегии повышения МРОТ. Он повышается, но крайне нерегулярно, с запаздыванием, рывками.

В 2015 году Минтруд все-таки решил взяться за разработку закона о повышении МРОТ и 26 мая опубликовал законопроект на сайте раскрытия информации. Планировалось, что с 1 января 2016 года МРОТ составит 7198 рублей. Далее поэтапно МРОТ будет подниматься на 10 п. п. к ПМ ежегодно: с 65% с 1 января 2017-го до 100% с 1 января 2020 года. Маленькая хитрость была и тут – ПМт учитывался за I квартал предыдущего года, а не последнее его значение, что должно систематически немного занижать размер МРОТ. Но этот закон правительство решило «забыть» и не стало даже вносить его в Госдуму, а внесло только повышение МРОТ до 6204 рублей/мес. с 1 января 2016-го. Потом о нем «забыли» и депутаты, которые внесли поправку о повышении МРОТ с 1 июля.

В январе 2009 года МРОТ достиг максимальной величины к ПМт – 78% и с тех пор падал, снизившись до 57% в начале прошлого года. Затем правительство перешло к стратегии сдерживания роста ПМ – чтобы не фиксировать слишком высокую бедность (часть населения страны, живущего ниже ПМ). И только благодаря этому МРОТ начал расти. Июльское повышение особенное, оно выведет МРОТ на уровень около 70% к ПМт.

Россия: региональные МРОТ

Регионы устанавливают на своей территории уровни ПМ и МРОТ, которые не могут быть ниже федеральных. Большинство регионов установило МРОТ именно на минимальной границе федерального закона. Более того, некоторые регионы держат уровень МРОТ даже ниже федерального уровня, задерживая принятие законов о его повышении после принятия таких федеральных законов.

Вторая стратегия – федеральный МРОТ для бюджетной сферы и повышенный для небюджетной. Ее приняли, например, новые субъекты Федерации – Крым и Севастополь. Бюджет позволяет себе платить людям меньше, а других работодателей заставляет платить больше. В чем логика? Демонстрация бедности?

Нет. Ответ – социальная инженерия. В регионе устанавливается МРОТ на федеральном уровне, а потом заключается трехстороннее региональное соглашение о немного повышенном МРОТ между работниками, работодателями и властями для внебюджетной сферы. Так устроена политика не только в бедных, но и во многих богатых нефтегазодобывающих регионах страны. «Переговорный» уровень МРОТ обычно недотягивает до ПМт. Так, в ЯНАО он составляет 76% от ПМт, в НАО – 61%.

Для чего применяется МРОТ?

Меньше, чем МРОТ, в нашей стране не имеет права платить ни один работодатель за полный рабочий день. Раньше к МРОТ были привязаны штрафы и многое другое, но по закону его можно использовать только для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

По факту МРОТ применяется также для целей налогообложения – индивидуальные предприниматели платят ежемесячно 26% от МРОТ в Пенсионный и 5,1% – в фонд медстрахования. Рост МРОТ компенсируется его учетом внутри налога на «упрощенку» (6% от доходов). Только для совсем маленьких оборотов такой компенсации будет недостаточно.

Третья стратегия предусматривает федеральный МРОТ для федеральных бюджетников и МРОТ, равный или больше ПМт, – для всех остальных. Удалось насчитать 12 таких регионов в стране, выполняющих требования ТК РФ. В том числе 2 региона – Липецкая и Волгоградская области – установили МРОТ с превышением над ПМт в 1,3 и 1,2 раза соответственно.

В Москве МРОТ составляет 17,3 тыс. рублей по трехстороннему соглашению. При ПМт 17,13 тыс. рублей (I квартал 2016 года) МРОТ в столице превышает ПМт на 1%. Максимальный в стране МРОТ – 19 009 рублей в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края. Это связано с чрезвычайно высоким прожиточным минимумом в регионе, к которому привязан региональный МРОТ.

Минимальная зарплата в мире

В мире размер минимальной зарплаты воспринимается прежде всего как способ борьбы с нищетой. Если человек работает, то зарплаты должно хватать на его проживание. Именно так трактует этот показатель Международная организация труда. Однако и она допускает влияние на него «экономического фактора» – требований экономического развития и состояния рынка труда. Это отражено в Конвенции 1970 года о минимальной зарплате, ратифицированной 53 странами (СССР и Россия не ратифицировали ее).

Экономическая теория относительно МРОТ вкратце такова: чрезмерно высокий уровень минимальной зарплаты может привести к росту безработицы (если МРОТ выше точки равновесия спроса и предложения труда). А вот чрезмерно низкий МРОТ или его отсутствие не приведет к снижению безработицы, т. к. он ниже точки баланса спроса-предложения на труд. В мире существует два основных механизма установления МРОТ. Первый – это национальный закон. Он применяется в 90% стран мира. Впервые такой закон был введен в Новой Зеландии в 1894 году, затем в Австралии и, наконец, в Соединенном Королевстве – столице Британского содружества – в 1909‑м. Английское изобретение.

Второй способ – в странах с хорошими профсоюзными традициями. Прежде всего это страны Северной Европы – Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, а также Австрия, Италия и некоторые другие. Тут нет национального закона о МРОТ, и последний устанавливается в соглашении профсоюзов и объединений работодателей.

Во многих странах эти два способа применяются комбинированно – например, описанный выше механизм определения МРОТ в России. Чаще всего минимальная зарплата устанавливается за час работы. Это исключает споры о неполном рабочем дне и т. п. Реже – как в России – как зарплата за месяц.

В развитых странах размер минимальной зарплаты очень велик. Лидером, по данным OECD, является Люксембург – $2,5 тыс./мес. ($13,2/час). Еще выше она в Швейцарии (которая не вошла в статистику OECD): $2,4–4,5 тыс./мес. для неквалифицированных рабочих и $3–5,7 тыс./мес. – для квалифицированных в зависимости от отрасли.

В США национальная минимальная зарплата составляет $7,25/час. Это около $1200–1300/мес. Сейчас ведется активная дискуссия о повышении национальной минимальной зарплаты до $10,1/час. При этом в отдельных штатах и городах минимальная зарплата может быть существенно больше. Лидерами являются Сиэттл и Лос-Анджелес с минимальной зарплатой выше $15/час.

Российский МРОТ после повышения с 1 июля составит всего $0,55/час. Даже если рассчитывать по паритету покупательной способности, то он немного превысит $1/час. С учетом минимальной безработицы в стране вполне можно повысить МРОТ существенно ближе к ПМт, что приведет к заметному сокращению бедности в стране (людей, живущих за чертой ПМ). Что этому мешает? Отношение властей в России к повышению МРОТ как к «выкинутым деньгам» (которые с куда большей пользой могут пойти на госзаказы «правильным» партнерам), а не как к способу борьбы с бедностью и стимулированию спроса в экономике.



Просмотров