Миграция рабочей силы приводит к. Причины международной миграции рабочей силы. Специальности субъектов трудовой миграции

По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция рабочей силы и населения.

Миграция рабочей силы в современном мире

Сущность международной миграции

представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью более широкого явления - международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эм игр аци ей понимается выезд из страны на постоянное место жительства , под имм играци ей - въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации- возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан .

Междунаро дные мигр анты подразделяются на пять основных категорий:

  • иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80-90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции;
  • работники-мигранты по контракту. Их к концу 90-х гг. в мире насчитывалось более 25 млн человек . Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;
  • нелегальные иммигранты. Их число в конце 90-х гг. превышало 30 млн человек. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;
  • лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась - до более 1 млн человек к концу 90-х гг. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;
  • беженцы. По данным ООН , в мире на конец 90-х гг. насчитывается более 22 млн беженцев (из них около 4 млн возвратившихся в места прежнего проживания, но находящихся под патронажем ООН). Большинство сегодняшних беженцев являются жертвами войн . Обычно они живут в специальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.

    Теории международной миграции

    Международная миграция рабочей силы - это объективный процесс, присущий рыночной экономике . Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность .

    Существует несколько теорий, объясняющих причины и направленность международных миграционных процессов. Наиболее распространенный концептуальный подход исходит из классической теории и, в частности, из представления о соотношении факторов «выталкивания» и «притяжения» населения и рабочей силы как главных движущих силах данного процесса. Согласно классической (Е. Равенштайн, А. Люис, Дж. Фей, Г. Ранис) и неоклассической теории (Дж. Харрис, М. Тодаро) избыточные трудовые ресурсы мигрируют из преимущественно сельских районов с низкой предельной производительностью в более развитые урбанизированые районы. Часто решения о миграции объясняются индивидуальными представлениями о более благополучных районах и странах, а не фактическим положением вещей . Этим, например, экономисты-неоклассики объясняли миграционные потоки в урбанизированные районы с высокой безработицей .

    В отличие от классических теорий приверженцы исторических и структуралистских концепций объясняют миграцию экономическим и политическим неравенством различных субъектов (стран, регионов, предприятий , индивидов), когда более сильные субъекты определяют направленность миграционных потоков в выгодном им направлении. Эти же теории признают важность таких факторов, как этнические и семейные связи среди мигрантов, роль государственного регулирования в данной области.

    В реальной жизни все перечисленные подходы и объяснения дополняют друг друга и взаимопереплетены.

    Говоря о сопоставимости человеческих ресурсов с другими экономическими ресурсами на международных рынках , важно отметить и их особенности. Они отражают специфику товара «рабочая сила», который является не только объектом, но и субъектом международных экономических отношений в данной сфере. Кроме того, процесс международной миграции оказывает не только экономическое, но и многоплановое социальное, демографическое и социально-психологическое влияние как на страны-доноры, так и на принимающие страны.

    Основные центры притяжения миграционных потоков

    По мере роста интернационализации хозяйственной жизни значение международной миграции возрастает. Основной поток ее в последние десятилетия устремляется в США . В 70-х гг. число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн человек (20% прироста населения за 70-е гг.), что на 1/3 больше, чем в 60-х гг. В 80-х гг. масштабы иммиграции еще более возросли - на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн легальных и 2 млн нелегальных иммигрантов. За период 1990-1996 гг. в США въехало еще 6,1 млн иммигрантов, только в 1996 г. - почти 961 тыс. человек. При этом к началу 1998 г. в стране, по оценке, проживало более 5 млн незарегистрированных (нелегальных) иммигрантов.

    Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является Западная Европа: средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет 600-700 тыс. человек (с учетом членов семей численность въезжающих возрастает до 1,5 млн человек). Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритания. В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию. В последние годы локальным центром иммиграции становится Россия.

    Страны-доноры

    Для различных принимающих стран существуют разные источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. Так, если в 60-х гг. основными источниками новых мигрантов для США были Канада и Западная Европа (79% приехавших), то в 70-80-х гг. доминировали Латинская Америка и Азия. В 90-х гг. из этих регионов в США въехало 84% всех иммигрантов.

    За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. В 80-х гг. в США, например, въехало беспрецедентно большое число лиц с высшим образованием - 1,5 млн человек . В 1996 г. было выдано 18 тыс. въездных виз на постоянную работу иностранным ученым и инженерам. Однако было бы неверно утверждать, что все иммигранты имеют высокий уровень образования и квалификации; 33,1% из них не закончили среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит к числу тех, кто нелегально пересек границу США.

    Регулирование международной миграции

    Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна - к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая - к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

    В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной зашиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.

    С целью недопущения неконтролируемого влияния международной миграции на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции, вступившему в силу в ноябре 1990 г., начиная с 1995 г. в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. человек . Закон вводит также квоту для лиц, выезжающих в США в поисках работы, - 140 тыс. человек в год.

    В связи с ростом политической и демографической нестабильности в 90-х гг., усложнением процесса адаптации и трудоустройства иммигрантов многие европейские страны также ужесточили свои иммиграционные законодательства. Например, с 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов; ФРГ в середине 90-х гг. приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям работающих по контракту мигрантов, преимущественно турецкого происхождения, что ранее было предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения иммиграционного законодательства ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия.

    Такого рода меры напрямую связаны с политическими изменениями в Восточной Европе, войной в бывшей Югославии, распадом Советского Союза, резким ухудшением экономической ситуации в этих странах. Только при распаде СССР около 60 млн человек оказались в положении национальных меньшинств на территории вновь образованных государств .

    Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека , принятая ООН 10 декабря 1948 г., объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами - участницами соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные - по отношению к третьим странам.

    Согласно опросам Международной организации по вопросам миграции, проведенным в 1992 г., возможность временного отъезда на работу за границу допускали 26% опрошенных граждан России, 28% граждан Украины. При этом эмиграцию не исключали лишь 8% россиян и 13% жителей Украины. Среди национальных групп населения СНГ наибольшую склонность к эмиграции обнаружили также (согласно опросам) русские, украинцы, грузины, армяне и азербайджанцы. По данным за 1997 г. в национальной структуре эмиграции из России лидировали русские - почти 108 тыс. человек (более 46%). Причем большинство из них - почти 78 тыс. человек - выехало в другие страны - члены СНГ и государства Балтии, около 30 тыс. - в страны дальнего зарубежья. Затем следовали украинцы - более 35 тыс. человек (15,1%), немцы - 31,4 тыс. человек (13,5%), евреи - 9,9 тыс. человек (4,2%), белорусы - 9,5 тыс. человек (4,1%), представители других национальностей - около 39 тыс. человек (17,1 %).

    Проблема иммиграции в Россию

    Помимо проблемы внешней миграции весьма серьезно в настоящее время встала для России проблема иммиграции, преимущественно из стран ближнего зарубежья, а также из некоторых развивающихся стран Азии и Африки. В 1997 г. за пределами России проживало более 17% русских, в том числе на Украине - 11,4 млн человек , или 22% от численности населения. В бывших советских республиках Средней Азии и Казахстане проживают еще 10 млн русских, около 3 млн - в странах Балтии и Молдавии, 1,3 млн- в Белоруссии, около 800 тыс. - в Закавказье. Большинство русских в этих диаспорах хорошо интегрированы и имеют глубокие корни. Вместе с тем в ряде стран, особенно в странах Балтии и Средней Азии, рост националистических настроений может привести (и уже приводит) к оттоку русскоязычного населения. По официальным оценкам, число уже выехавших из бывших советских республик русских или русскоязычных граждан превысило за период 1990-1997 гг. 6,6 млн человек. По официальным данным, в 1998 г. число зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья превысило 1192 тыс. человек. Общий потенциал репатриантов составляет 4- 6 млн человек. По оценке Института ООН по проблемам разоружения, подготовившим доклад о тенденциях миграции в Европе, численность славянского населения в неславянских странах бывшего СССР к 2016 г. уменьшится на 15-30%.

    Прием, размещение и трудоустройство наших соотечественников потребует от России значительных материальных и организационных усилий. Серьезного внимания и регламентирования требует и проблема беженцев в Россию из развивающихся стран, которая приняла масштабный характер. Заниматься этими проблемами в России призвана Федеральная миграционная служба.

    Последствия международной миграции кадров

    Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) - это не только экономическое, но и сложное политическое, и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.

    Каковы же последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и для принимающих стран? Вряд ли можно дать однозначный ответ на этот вопрос.

    Последствия для принимающих стран

    О положительном влиянии процесса «утечки умов», например для экономики США , писалось немало. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на рынок труда США в 80-х гг. докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах - тоже иммигранты. В конце 90-х гг. в США проживало более 13 млн иммигрантов; они зарабатывают, по оценкам, 240 млрд долл. в год. При этом они платят налоги в размере более 90 млрд долл. в год. В то же время американское государство ежегодно тратит на социальное вспомоществование иммигрантам 5 млрд долл. Ясно, что отдача от иммигрантов даже в чисто денежном выражении весьма высока для американского государства. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства. Так, в конце 90-х гг. 23% всех ученых в США в области естественных и точных наук были иммигрантами.

    Другим ярким примером преимущественно позитивного влияния иммиграции на экономику страны может служить Израиль. Проводя целенаправленную политику на привлечение евреев в страну со всего мира, Израиль, во многом благодаря иммиграции научных и других высококвалифицированных кадров, вошел в число наиболее развитых в экономическом и научно-техническом отношении стран мира.

    Последствия для стран-доноров

    Несомненно, однако, и то, что многие ученые из развивающихся стран, повысив свою квалификацию и поработав в США и других развитых странах, вернулись к себе на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. Да и не только ученые. Получив образование и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие. Возвратились на родину многие китайцы, корейцы, югославы, греки, индийцы. Все они принесли в свои страны новые знания, квалификацию, достаток своим семьям . Важно, чтобы и эти страны научились ценить свои кадры, создавали им условия для реализации их потенциала, нормальные условия для работы и жизни.

    Важным позитивным последствием для стран-доноров являются доходы от эмиграции, т.е. денежные переводы эмигрантов в свои страны. В некоторых странах они достигают довольно значительных величин. Так, масштабы этих доходов составили в середине 90-х гг. для Бангладеш - 4% ВВП, для Ямайки - более 5, для Пакистана - более 3, для Шри Ланки - 6,2%. По имеющимся оценкам, перевод, например, в Египет доходов эмигрантов в размере 2,8 млрд долл. стимулировал создание дополнительного ВВП на сумму 6,8 млрд долл., что составило 16% ВВП страны.

    Последствия для России

    С учетом изложенного опыта следует относиться и к проблемам внешней миграции в России. Прежде всего, не надо преувеличивать вероятные масштабы трудовой миграции из нашей страны. Она будет ограничиваться как административно-законодательными мерами потенциальных принимающих стран, так и объективными экономическими условиями этих стран, спецификой их рынка труда. С одной стороны, в большинстве развитых стран достаточно высокий уровень безработицы (7-10%), что резко усиливает конкуренцию на рынке средне- и низкоквалифицированной рабочей силы, а с другой стороны, уровень квалификации потенциальных мигрантов из России (за небольшими исключениями среди ученых и инженеров в таких областях, как космическая и лазерная техника, кристаллография, биология, физика низких температур) оказывается ниже профессиональных стандартов западных стран.

    Масштабы выезда на работу и постоянное место жительства ученых и инженеров составляют ежегодно около 8 тыс. человек (ученых - 4,5 тыс. человек). Доля выехавших из страны ученых за 1985-1997 гг. составила не менее 2-3% от их общего числа, что не превышает размеры выезда ученых из большинства развитых стран. Однако в отдельных областях науки процент уезжающих гораздо выше. Усиление этой тенденции может привести к серьезным отрицательным последствиям для отечественной науки.

    Несмотря на возможность оттока за рубеж части наиболее квалифицированных кадров (ученых, инженеров, врачей, квалифицированных рабочих), чрезмерных поводов для алармизма нет. Во-первых, несомненно, повысив свою квалификацию и улучшив материальное положение, многие вернутся. Для большинства жить у себя дома гораздо естественнее и психологически комфортнее, чем за границей. Во-вторых, если страна переходит к рынку и стремится к интеграции в мировое хозяйство, то надо признать, что работники в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее адекватное применение и оптимальные условия для продажи своей рабочей силы. Выход состоит в подъеме экономики страны, росте заработной платы . Разумеется, в нынешней ситуации государство должно позаботиться о необходимых правовых и экономических механизмах процесса международной миграции рабочей силы страны (социальная и консульская защита, налоги , финансовое и транспортное обеспечение, юридическая подготовка), соответствующих интересам как выезжающих российских граждан и их семей, так и страны.

    Серьезные последствия имеет для России процесс иммиграции (репатриации) из стран ближнего зарубежья. Приезд в Россию миллионов этнических россиян и представителей других национальностей из бывших советских республик требует гигантских затрат на их обустройство, социальную помощь и создание рабочих мест. Особенно это касается вынужденных мигрантов, т.е. беженцев (лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации) и вынужденных переселенцев (лиц, являющихся гражданами Российской Федерации). Их число с начала регистрации (в 1992 г. - вынужденных переселенцев и в 1993 г. - беженцев) возросло до 1,2 млн человек (данные за 1998 г.). В условиях продолжающегося экономического кризиса быстро решить социальные и иные проблемы иммигрантов из стран - членов СНГ представляется весьма затруднительным. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что именно приток иммигрантов из СНГ позволяет удерживать численность населения России от еще более значительного уменьшения по причине естественной убыли (смертность в России превышает рождаемость). Кроме того, приток трудоспособного и весьма образованного населения в Россию позволит в перспективе использовать его потенциал во благо страны, как это происходит и в других странах-реципиентах.

    Наряду с созданием соответствующих финансовых и экономических условий в стране необходимо законодательное регулирование миграционных процессов, заключение соответствующих межгосударственных соглашений со странами - членами СНГ, политическая и социальная поддержка этнических россиян, проживающих в этих странах.

    Наиболее сложной с точки зрения последствий для России проблемой является нелегальная иммиграция иностранных граждан . По экспертным оценкам, приток незаконных иммигрантов составляет около 100 тыс. человек в год. Низкий профессиональный и квалификационный уровень нелегальных мигрантов, возможность ухудшения криминогенной обстановки и появления инфекционных заболеваний требуют серьезного контроля со стороны государства за данным процессом и его регулирования.

    Выводы

    1. Международная миграция рабочей силы представляет собой объективный процесс, отражающий интернационализацию хозяйственной жизни. Трудовые ресурсы, как и прочие экономические ресурсы, ориентированы на максимально эффективное использование, в том числе и в масштабах мировой экономики.

    2. Правовая база современных миграционных процессов отражает тенденцию не только к экономическому либерализму и открытой экономике, но и к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

    3. Основными мировыми центрами притяжения миграционных потоков являются развитые страны, прежде всего США и Западная Европа. Существуют и локальные, региональные центры притяжения миграционных потоков. Главными странами-донорами в сфере международной миграции являются развивающиеся страны Азии, Латинской Америки и Африки, а также бывшие социалистические страны.

    4. Международная миграция населения и рабочей силы становится одной из острых социально-экономических проблем России. С одной стороны, кризисные явления в экономике, падение жизненного уровня населения вызывают довольно значительную эмиграцию рабочей силы, прежде всего наиболее квалифицированной, а с другой стороны, резко возрос поток в Россию русскоязычных беженцев и временных переселенцев из других стран - членов СНГ, которые сталкиваются там с национальной, экономической и политической дискриминацией. Направить эти процессы в цивилизованное русло призвано законодательство России и международные соглашения в этой области.

    5. Процессы миграции оказывают многогранное влияние на экономику, социальную сферу и внутриполитическое положение как принимающих стран, так и стран-доноров. Баланс позитивных и негативных последствий для стран - участниц данного процесса обусловливается конкретными внутренними условиями каждой страны, ее положением в мировой экономике и международных отношениях.

    Термины и понятия

    Международная миграция рабочей силы
    Эмиграция
    Иммиграция
    Международные мигранты
    Беженцы
    Принимающие страны
    Репатриация

    Вопросы для самопроверки

    1. В чем сущность и главные причины международной миграции рабочей

    силы? 2. Какова правовая база процесса международной миграции рабочей силы и

    населения?

    3. Что представляют собой современные мировые миграционные потоки?

    4. Каковы тенденции и причины эмиграции из России?

    5. Каковы тенденции и причины иммиграции в Россию?

    6. Что говорит мировой опыт о последствиях международной миграции рабочей силы?

    7. Каковы социально-экономические последствия эмиграции из Российской

    Федерации?

    8. Что на практике означает для России массовая иммиграция (репатриация)

    русскоязычных граждан?

  • 1. Понятие, причины миграции рабочей силы.

    2. Виды миграции рабочей силы. "Утечка умов": понятие, факторы, каналы.

    3. Последствия миграции для стран-"доноров" и принимающих стран (реципиентов).

    1. Понятие, причины миграции рабочей силы

    Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы, ее международной миграцией.

    Международная миграция рабочей силы – это перемещение лиц наемного труда между странами более чем на один год, вызванное причинами экономического и иного характера. В мировой практике трудовые эмигранты едут обычно на срок от 2 до 7 лет.

    Различают также миграцию населения перемещение людей, связанное со сменой места жительства.

    Разнонаправленные потоки трудовых ресурсов между странами образуют мировой рынок рабочей силы.

    Другими словами – мировой рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы.

    Различают миграцию:

    - внутреннюю , то есть перемещение людей в пределах страны; она имеет важное экономическое значение, являясь формой перераспределения трудовых ресурсов;

    - внешнюю , то есть перемещение людей за пределы страны; она влияет на численность населения страны, увеличивая или уменьшая ее на величину миграционного сальдо (миграционное сальдо – это разность между числом иммигрантов и числом эмигрантов)

    Во внешней миграции выделяют эмиграцию и иммиграцию.

    Эмиграция – это выезд из страны пребывания в другую страну для постоянного или долговременного проживания (более одного года).

    Иммиграция – приезд в данную страну для постоянного или долговременного проживания (более одного года).

    Международная миграция рабочей силы обусловлена неравномерностью

    Социально-экономического развития стран, а отсюда различиями в возможности использования рабочей силы;

    Распределения рабочей силы между национальными хозяйствами. Так, в развитых странах сосредоточено всего 16% экономически активного населения мира. Основная доля трудовых ресурсов мира приходится на

    Восточную и Юго-Восточную Азию (30%),

    Тропическую Африку (10%).

    Причины миграции в основном экономические :

    Поиски средств к существованию,

    Отсутствие работы,

    Нехватка средств к жизни.

    Hо могут быть и другие причины:

    Политические, например, неприятие политического строя, угроза репрессий;

    Национальные, расовые, например, невозможность отождествить себя со своей нацией, дискриминация по национальному признаку, проблемы развития национальной культуры и др.;

    Идеологические, например, несогласие с проводимой в данной стране идеологией;

    Религиозные, например, невозможность проводить религиозные обряды;

    Экологические и др.

    Причины усиления миграции рабочей силы – крупное машинное производство, которое приводит к росту безработицы. В настоящее время автоматизация производства и сферы обслуживания в связи с распространением микроэлектроники приводит к очень значительному сокращению занятости в устаревших отраслях.

    Наибольшая экономия живого труда – до 40-50 % – достигается в связи с заменой механических деталей микроэлектроникой, как это произошло в производстве часов, телефонов, телетайпов, швейных машин и т.д.

    Значительно сокращение рабочей силы в станкостроении: один станок с числовым программным управлением ликвидирует два рабочих места.

    Внедрение новейшей технологии может вызвать сокращение занятости не только в своей стране, но и в других странах. Так, вместе с экспортом товаров происходит и своего рода экспорт безработицы. Так, внедрение роботов в промышленности Японии вызвало рост безработицы не только в ней, но и в других менее развитых странах, куда направляется эта продукция.

    Движение рабочей силы тесно связано с движением капитала и во многом обусловлено его перемещением.

    В XIX и в XX вв. – до первой мировой войны наблюдалось однонаправленное движение обоих потоков. Рабочая сила двигалась за капиталами. Результатом такого движения было появление белых колоний, заселенных белыми переселенцами. Так, к 1914 году 22% населения Канады, 30% жителей Аргентины, более 26% жителей Новой Зеландии были иммигрантами первого поколения. Рабочие, родившиеся в США не составляли и половины всех рабочих страны.

    Но в XX веке потоки капиталов и рабочей силы стали двигаться в противоположных направлениях.

    Из менее развитых стран поток эмигрантов направлялся в капиталоэкспортирующие индустриальные страны, нуждающиеся как в неквалифицированном, так и в квалифицированном труде.

    Основными экспортерами рабочей силы традиционно являются развивающиеся и менее развитые страны рыночной экономики, то есть страны, где наблюдается

    Нехватка рабочих мест,

    Низкий уровень дохода на душу населения и

    Низкий уровень заработной платы.

    Другими словами, это перенаселенные страны с высоким уровнем естественного прироста и сравнительно медленным экономическим развитием.

    Более половины международных мигрантов – выходцы из развивающихся стран.

    Основные поставщики рабочей силы – Индия, Пакистан, Филиппины, Малайзия, Ливан, Марокко, Алжир, Гана, Тунис. Происходит отток рабочей силы из Мексики.

    В настоящее время и некоторые бывшие социалистические страны (страны с переходной экономикой) становятся экспортерами рабочей силы. Так, только за 10 месяцев 1993 года в Израиль на постоянное место жительства из бывшего СССР выехали более 57 тысяч человек.

    Экспортом рабочей силы занимаются не только развивающиеся, но также и такие развитые страны как Италия, Португалия, Греция. Дело здесь не в общем уровне промышленного и технического развития, а в разнице национальных зарплат. Так, в 1993 году стоимость рабочей силы в обрабатывающей промышленности

    В Германии превышал 28 дол. в час,

    В Швейцарии – 25,

    В Японии – 22,

    В США, Франции – 18,

    В Италии – 17 долларов в час.

    Географические перемещения значительной части лиц трудоспособного возраста принято называть трудовыми миграциями , а участников этого процесса — мигрантами .

    Страну, принимающую мигрантов, называют страной-резидентом , импортером рабочей силы, а въезжающих в нее мигрантов — иммигрантами. Страна, из которой выезжает рабочая сила, называется страной-донором , экспортером рабочей силы, а выезжающие из нее в поисках работы граждане — эмигрантами.

    Виды миграций населения

    В зависимости от долговременности перемещений населения выделяют постоянные , или безвозвратные, миграции и временные (иногда сезонные, например, на период работы, учебы) миграции. Характер, масштабы и направление миграционных потоков в современную эпоху заметно отличаются от потоков как далекого, так и довольно близкого прошлого.

    Старая миграция

    Под старыми миграциями имеются в виду переселения, возникшие в эпоху Великих географических открытий (XV-XVII вв.) и последующий период вплоть до . Европейские государства захватывали огромные территории, создавая мировую колониальную систему. Богатства и труд населения колоний были призваны умножить мощь и процветание метрополий. Для поддержания порядка и организации эксплуатации аборигенов (коренных жителей) началось массовое заселение Америки , в первую очередь Северной. Одновременно европейцы колонизовали крупные регионы Азии, а также всю Африку, Австралию и Новую Зеландию. Наряду с добровольными мигрантами в освоении земель принимали участие и вынужденные переселенцы (насильственно завезенные в США африканские негры, ссыльные английские каторжники в Австралии и Новой Зеландии, а также этапированные заключенные других европейских государств). Считается, что с начала XIX в. вплоть до Первой мировой войны из Европы эмигрировало около 50 млн. человек (примерно треть которых затем вернулась на родину).

    Промышленный переворот конца XVII — начала XIX вв. означал не только создание нового типа производительных сил, но и возникновение новых форм международных миграций населения. В эпоху капитализма перемещение трудовых ресурсов все более утрачивало черты внеэкономического принуждения. И ныне в мирных условиях оно определяется в основном экономикой международного , т. е. предложением и спросом на нее.

    В конце XIX и первой половине XX столетия наибольший приток мигрантов отмечался из стран Европы в США, быстро развивающаяся промышленность которых испытывала острую нехватку рабочей силы. Переселения носили преимущественно добровольный семейный характер, т. е. включали все возрасты. В дальнейшем ситуация изменилась. Страны Западной Европы сами стали привлекать иностранных рабочих, главным образом мужчин молодых возрастов. Теперь пополнение трудовых ресурсов происходило преимущественно из стран Азии и Африки. Смена источников получения рабочей силы означала, что на место старой миграции пришла новая миграция. Наиболее активно в деле привлечения иностранных рабочих действовала Германия, имевшая незначительные колонии и потому почти не пользовавшаяся эксплуатацией заморского труда. Привлечение иностранных рабочих, согласных практически на любые условия труда, послужило мощным толчком экономического прогресса стран Западной Европы и Северной Америки.

    Новая миграция

    Основными причинами новой миграции стали преимущественно экономические и военно-политические.

    Экономические причины

    С XV в. западноевропейские государства формировали колониальную систему, которую использовали в качестве важнейшего источника первоначального накопления капитала. На протяжении почти пяти столетий прямое ограбление колоний и неэквивалентный обмен способствовали росту материального благосостояния метрополий и сдерживали развитие стран других континентов, превращенных в колонии или полуколонии.

    Лишь во второй половине XX в. подъем национально-освободительного движения, поддержанный странами социализма, привел к ликвидации колониальной системы. Место прямого ограбления заняла его более завуалированная форма — неэквивалентный обмен , при котором на свободном рынке устанавливаются высокие цены на промышленные товары индустриальных государств и низкие цены — на сырье освободившихся стран. В мировых экономических отношениях широкое распространение приобрели инвестиции, кредиты и субсидии, приводившие к росту внешней задолженности развивающихся стран и их финансовой зависимости.

    Создание новой системы (нередко называемой неоколониализмом), в которой сохранялись экономически и политически неравноправные отношения, обеспечило государствам не только продолжение, но и усиление эксплуатации практически всех стран третьего мира. Это позволило наиболее преуспевшим государствам Северной Америки и Западной Европы, а также Японии выделиться в особую группу стран золотого миллиарда (по численности проживающего в этих странах населения).

    Эта группировка навязывает либерально-рыночную систему международных экономических отношений для использования национальных богатств, особенно сырьевых и людских ресурсов бывших колоний, превращенных в страны-доноры. Ныне страны золотого миллиарда потребляют 75% сырьевых ресурсов мира, а США с их 4,5% населения планеты — свыше трети. Спрос на сырье, в частности, топливно-энергетические ресурсы, по прогнозам, будет расти и в XXI в., несмотря на внедрение синтетических заменителей или энергосберегающих технологий.

    В результате перекачки и эксплуатации иностранных рабочих (и ряда других факторов) стран золотого миллиарда, приходящийся на душу населения, в настоящее время превышает 30 тыс. долл. США в год, тогда как в остальных странах мира, включая Китай, Индию и Россию, он в среднем достигает 5 тыс. долл. (а в некоторых странах — даже 500 долл.). Причем, по данным , разрыв в уровнях подушевого дохода за последние 50 лет не сократился, а увеличился. Продолжающаяся поляризация стран и народов привела к созданию на одном полюсе общества потребления, а на другом — общества нищеты и полуголодного существования (от голода в странах Африки и Азии ежегодно умирает несколько сот миллионов человек). Естественно, что высокий жизненный уровень индустриальных государств является для мигрантов мощной притягательной силой, а нищета на родине — выталкивающим фактором . Отсюда — стремление миллионов людей «уйти туда, где лучше».

    Следует напомнить, что Вторая мировая война унесла миллионы человеческих жизней. Поэтому в послевоенный период страны Западной Европы испытывали острую нехватку рабочей силы. К тому же был нарушен процесс воспроизводства населения из-за внушительной потери мужчин фертильных (детородных) возрастов. Страны Западной Европы решили выйти из трудного положения, предлагая демобилизованным воинам, набранным в армию в колониях, остаться на постоянное или временное проживание в метрополии. Более того, они стали поощрять переезд трудоспособных мужчин, гарантируя им получение работы.

    С этой целью было срочно пересмотрено иммиграционное законодательство. Например, Франция в 1946 г. сняла 95% ограничений на въезд в страну жителей своих колоний (формально оставались лишь карточки, удостоверяющие состояние здоровья). Проживавшие на 1 января 1947 г. в метрополии 50 тыс. алжирцев получили французское гражданство (подобная практика продолжалась до 1962 г., когда Алжир добился независимости). В самом Алжире подбирали рабочих по двум признакам: состоянию здоровья и отсутствию у них работы.

    Уже в 1950-х гг. в странах Западной Европы возникла идея интеграции, превратившаяся в мощную тенденцию, действующую по сей день. Римский договор о создании ЕЭС 1957 г. провозглашал устранение между государствами-членами препятствий для свободного движения лиц, услуг и капиталов. Поэтому предусматривалось устранение всякой дискриминации иностранных рабочих. Однако на практике страны сообщества все чаще стали вводить различные ограничения на въезд иностранных рабочих.

    Дело в том, что на численный и качественный состав иммигрантов все большее воздействие стала оказывать начавшаяся НТР (научно-техническая революция). Индустриальные государства во все большем объеме предъявляли спрос на квалифицированную рабочую

    Изменение спроса на рабочую силу привело к тому, что в конце 1960-х гг. западноевропейские государства внесли существенные коррективы в свою иммиграционную политику. С одной стороны, они установили жесткий контроль не только за состоянием здоровья, но и за квалификацией рабочего, навыками его работы на современном предприятии. Спрос на неквалифицированную рабочую силу заметно сократился. С другой стороны, законодательство некоторых стран Запада начало предусматривать ограничения на въезд иностранных граждан.

    Еще более весомые перемены в иммиграционной политике западных государств произошли с конца 1973 г., когда стали развиваться нефтяной и структурный кризисы . Правительства этих государств, ссылаясь на свертывание производства и рост безработицы, начали в одностороннем порядке вводить новые законодательства, сначала по ограничению притока иммигрантов, а затем и по полной его приостановке. Так, Франция на три года (1974-1977) приостановила иммиграцию. Бельгия лишь ограничила приезд иностранных рабочих с семьями. США ввели количественное ограничение: квота для иммигрантов была снижена до 400 тыс. человек в год. Новые законодательства свидетельствовали об определенном конъюнктурном характере иммиграционной политики в соответствии с ее изменениями на мировом рынке рабочей силы.

    Иное отношение сложилось к специалистам высшей квалификации (кроме гуманитарной). В странах Западной Европы эти лица принимались практически без ограничений. А Соединенные Штаты даже поставили политику привлечения иностранных научно-технических кадров на государственную основу. В 1968 г. США приняли закон, который отменял привилегии на въезд из ряда западноевропейских государств, а прибытие специалистов из развивающихся стран получило некоторые преимущества. Уже тогда американское государство посчитало, что приток специалистов из Азии, Африки или Латинской Америки может стать одним из источников национальных ресурсов. Вплоть до 2000 г. индустриальные страны Запада изменяли свое законодательство, облегчая и даже поощряя приток высококвалифицированных кадров из слаборазвитых стран.

    В период, когда промышленно развитые государства стали ограничивать иммиграцию неквалифицированных рабочих, существенно возросла роль некоторых развивающихся стран в качестве импортеров рабочей силы. Особенно разительные перемены произошли в нефтеэкспортирущих странах Ближнего Востока, в которых с конца 1973 г. началось резкое увеличение доходов, но не в связи с мощным развитием производительных сил, а в связи с высокой конъюнктурой мировых цен на нефть. Доходы от продажи нефти достигли в странах Ближнего Востока беспрецедентных масштабов.

    Получение столь крупных поступлений нефтедоларов создало условия для экономического бума, для реорганизации национального хозяйства. Однако нефтеэкспортирующие страны не располагали для этого необходимыми трудовыми ресурсами, поскольку доля экономически активного населения составляла в среднем 20% и буквально мизерной была доля квалифицированных рабочих и специалистов. Такое состояние трудовых ресурсов вынудило внезапно разбогатевшие страны искать выход в импорте иностранной рабочей силы.

    С 1974 г. Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Ливия и другие нефтеэкспортеры приступили к массовому использованию иностранных рабочих. В отдельные годы численность иностранных граждан в ОАЭ и Кувейте в 3-4 раза превосходила численность местных работников. Причем разрыв в уровнях оплаты иностранных и местных рабочих был еще больше, чем в индустриальных государствах. За короткий промежуток времени нефтедобывающие страны смогли с помощью иностранных рабочих преобразовать свои полуфеодальные структуры в современные хозяйства. Можно утверждать, что именно эксплуатация труда десятков миллионов иностранных рабочих помогла странам Ближнего Востока, как ранее государствам Запада, совершить экономическое чудо.

    С начала 1980-х гг. мировые цены на нефть стали снижаться, и соответственно сокращаться доходы нефтеэкспортирующих стран. Но они к этому времени смогли оснастить производство современной техникой и технологией, а также подготовить некоторое количество национальных кадров. Нефтеэкспортирующие страны стали постепенно вводить ограничения на иммиграцию неквалифицированной рабочей силы. Одновременно они, подобно индустриальным государствам, стали вводить систему поощрения приезда квалифицированных рабочих и специалистов. Для последних они обеспечивали достаточно комфортные условия проживания (вместе с семьями) и довольно высокие оклады. На такие предложения откликались высококвалифицированные специалисты не только развивающихся стран, но и промышленно развитых государств, включая Англию и США.

    Экономические причины для найма за рубежом превалируют и у самих эмигрантов. С одной стороны, это стремление приобщиться к более благополучной жизни. Опросы, проведенные в большинстве стран-доноров, показали, что основной причиной отъезда рабочих служило намерение больше заработать (60-80% опрошенных). К этому следует добавить желание получить специальность или повысить квалификацию (4-6%). С другой стороны, это боязнь остаться без работы. Правда, доля безработных среди отъезжающих была относительно небольшой (8-10%).

    С течением времени правительства некоторых развивающихся стран стали ограничивать отъезд квалифицированных рабочих, а тем более специалистов, необходимых и подготовленных для собственной экономики. Они требовали компенсации за полученное образование или повышали стоимость виз. Периодически в странах-донорах развертывалась широковещательная кампания по возвращению на родину ученых, инженеров, компьютерщиков и др., а правительство обещало им улучшить материальное положение и условия работы. Однако эти усилия приносили ограниченный результат, и «утечка умов » продолжала наносить ущерб национальному хозяйству.

    Военно-политические причины

    Существует широко распространенное мнение, что XX в. стал наиболее цивилизованным и гуманным. Но именно в этом столетии заметно возросла политическая, этническая и религиозная нетерпимость. Именно в это столетие проходил кровавый передел мира, вызвавший расчленение и упразднение целых государств.

    За многими этими событиями зачастую просматриваются экономические причины, в частности, стремление стран золотого миллиарда обеспечить доступ к чужим сырьевым ресурсам. В данном случае важно отметить, что каждое такое военно-политическое событие порождает массовое перемещение населения , чаще всего именуемое временным переселением, хотя оно, как правило, носит долговременный и нередко межстрановой характер

    Первая мировая война и в определенной мере предшествующие ей Балканские войны создали новую военно-политическую обстановку в Европе. Кровопролитные сражения, разрушение гражданских объектов, даже приближение противника поднимали массы людей с мест постоянного проживания, превращая их в беженцев, перемещенных лиц или политических эмигрантов. Многие европейцы перебрались тогда в более спокойные регионы Северной и Южной Америки или Австралии, и лишь небольшая часть их вернулась после завершения Первой мировой войны.

    В промежутке между двумя войнами в Италии и Германии утвердился фашизм , порожденный западной цивилизацией. Новый режим, особенно в Германии, проявил расовую и религиозную нетерпимость, поэтому многие представители других национальностей или вероисповеданий покинули фашистские страны. А начатая Германией Вторая мировая война привела к возникновению множества потоков беженцев. Миллионы европейцев переселялись в более безопасные места: в США, Канаду, Австралию или в колонии Англии, Франции, Бельгии.

    С конца 1940-х гг. развернулось национально-освободительное движение, поддержанное социалистическими странами. Большинство колоний и зависимых территорий смогло добиться независимости мирным путем, но меньшинству пришлось с оружием в руках изгонять английских, французских или американских оккупантов. В ходе сражений тысячи беженцев в поисках спасения пересекали государственную границу.

    Пять арабо-израильских войн, гражданские войны в Ливане, Эфиопии, Сомали, Кампучии, Конго, исламская революция в Иране, война между Ираком и Ираном, нападение Ирака на Кувейт, гражданская война в Югославии и затем агрессия НАТО против Югославии — все эти трагические события дестабилизировали мирную жизнь населения Евразии и Африки, принуждая мирных жителей к бегству. Смена режима в Афганистане и ввод советских войск положили начало потоку беженцев , насчитывающих к концу 1980-х гг. от 6 до 8 млн. человек.

    Бесспорно, беженцы составляют иную категорию мигрантов. Их численность достигла внушительных размеров: в 1970 г. — 2 млн., а в 2000 г. — уже 40 млн. человек. Официально только в 1990 г. в Западную Европу прибыло 420 тыс. беженцев, в том числе из Турции (в тыс.) — 46,5, Ливана — 28,3, Шри Ланки — 17,9, Ирана — 16,5, Индии — 11,2, Сомали — 10,4 и т. д. Рано или поздно они начинают искать себе ту или иную форму занятости.

    Общую численность мигрантов, включая беженцев, трудно определить из-за текучести этой категории людей или незаконности их пребывания. По приблизительным оценкам, в 2000 г. в перемещениях рабочей силы принимало участие более 80 млн. человек, а с семьями — около 150 млн., из которых на долю граждан стран Востока приходится свыше 60%. В зависимости от экономической или военной ситуации эти цифры могут существенно увеличиться.

    Основная масса легальных и нелегальных мигрантов приходится на страны Западной Европы и Северной Америки (приблизительно по 25-30 млн. человек), а также на нефтеэкспортирующие страны Ближнего Востока (БВ) (12-15 млн. человек). В индустриальных государствах они сосредоточились в промышленности и сфере услуг, а в странах БВ — в строительстве, сельском хозяйстве и сфере услуг. В зависимости от конъюнктуры занятость иностранных рабочих может изменяться безотносительно их квалификации.

    Экономические последствия международных трудовых миграций

    Все исследования международных организаций и отдельных ученых показали, что использование иностранных рабочих содействовало хозяйственному развитию стран-реципиентов, помогло многим из них совершить экономическое чудо. Конечно, если бы это было не так, то индустриальные и нефтеэкспортирующие государства давно бы отказались от импорта рабочей силы.

    Однако в преддверии XXI в. странах Западной Европы развернулись жаркие споры о ряде социальных и демографических последствий. Противники импорта рабочей силы утверждают, что в 2000 г. в странах Западной Европы насчитывается 20 млн. безработных. Поэтому приток иммигрантов поднимает еще выше уровень безработицы и, как следствие, уровень преступности. Другой аргумент привел популярный французский исследователь Жак Ив Кусто. По его мнению, в ближайшей перспективе в результате переселения североафриканцев вся Европа будет говорить не по-французски, не по-английски, не по-немецки, а только по-арабски. Его сторонники указывают на формирование крупных диаспор арабов, турок, персов и других народов с их языком, культурой и религией. Удельный вес неевропейцев, ныне составляющий 8-12% населения, постоянно растет, вытесняя белую расу. По их мнению, белого человека уже можно заносить в Красную книгу.

    Экономические последствия миграций для стран-доноров

    1. Сокращаются безработица и расходы по ее социальному обслуживанию;

    Достаточно проблематично выглядит связь миграции и снижения безработицы. Многомиллионный приток иностранной рабочей силы не поднял уровень безработицы в странах-реципиентах (она колеблется около 5% экономически активного населения). Это связано с исключительной мобильностью («эластичностью») приехавших рабочих, готовых переходить с одной работы на другую или переезжать в соседнюю страну в случае угрозы увольнения или депортации.

    Выше отмечалось, что доля безработных среди выезжающих на работу за рубеж была относительно невелика. Отъезд работавших не приводил к сокращению массовой безработицы. Более того, даже в период отправки граждан за рубеж безработица в странах-донарах не сокращалась, а росла. Эпизодическое снижение уровня безработицы происходило не в связи с эмиграцией, а в связи с оживлением экономической деятельности государств-экспортеров рабочей силы.

    2. Граждане, работающие за рубежом, приобретают более высокую квалификацию и переводят часть дохода на родину, улучшая платежный баланс страны ;

    Действительно, в ряде случаев, благодаря экспорту своих рабочих, страны смогли улучшить экономическое положение, поднять жизненный уровень населения, увеличить валютные резервы, повысить качественный состав и некоторые другие макро- и микропоказатели. Действительно, переводы рабочих на родину порой достигали внушительных сумм.

    Бесспорно, что получение бедным государством многомиллионных или даже многомиллиардных сумм в стабильной валюте заметно улучшает валютно-финансовое положение такого государства, всю его экономику. Оно увеличивает ассигнования и, в частности, капиталовложения на хозяйственное развитие, на повышение благосостояния населения. Государство становится платежеспособным, что позволяет ему обращаться к международным организациям и частным кредиторам за займами и кредитами. Одним словом, создаются существенные предпосылки для повышения жизненного уровня населения.

    В то же время ссылка на облегчение погашения внешней задолженности выглядит недостаточно состоятельной. Именно под валютные поступления рабочих страны-доноры брали новые кредиты, чтобы обеспечить стране догоняющее развитие. В результате плохо помогали даже миллиардные поступления. Во многом это связано с тем, что переводы, как правило, не трансформировались в инвестиции, в производство , т. е. в реальный сектор экономики.

    Широко распространено утверждение, что эмигранты получают квалификацию за рубежом и возвращаются уже квалифицированными рабочими, поскольку в некоторых индустриальных государствах действительно существуют курсы повышения квалификации. Но они не меняют ситуацию. Чаще всего приехавший квалифицированный рабочий устраивается не по специальности, а на предложенную работу. За время его пребывания за границей, длящееся от 2 до 10 лет, он деквалифицируется и на родину возвращается простым рабочим. Такая метаморфоза происходит с подавляющим большинством квалифицированных рабочих, нашедших занятость в индустриальных или нефтеэкспортирующих государствах.

    Следует отметить еще одно немаловажное обстоятельство. За период пребывания за рубежом мигранты привыкают к потребительским товарам стран-реципиентов. Вернувшись на родину, они повышают спрос на импортные товары, вынуждая бедные страны увеличивать валютные расходы на их закупки. Снижение спроса на местные потребительские товары соответственно отражается на национальном производстве.

    Экономические последствия для стран, принимающих рабочую силу

    • Повышается конкурентоспособность производимых товаров вследствие уменьшения издержек производства (более дешевая рабочая сила);
    • Иностранные рабочие, обеспечивая дополнительный спрос на товары, стимулируют рост объемов производства;
    • Экономия затрат на образование и профессиональную подготовку рабочих;
    • Иностранные рабочие не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации социальных программ.

    Важную часть всемирных экономических отношений составляет международная миграция рабочей силы – перемещение трудящихся, ищущих работу, в другие страны. Международная миграция рабочей силы – это межгосударственное перемещение трудовых ресурсов со сменой постоянного места жительства. Она влючает два встречных явления: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция – выезд населения страны за границу, иммиграция – въезд населения других стран на территорию данной страны. Эти разнонаправленные потоки трудовых ресурсов формирует международный рынок труда, который объединяет аналогичные рынки на уровне государств и регионов. Трудовая миграция является формой существования международного рынка труда.

    Исторически миграционные процессы возникли много столетий назад. Первым массовым перемещением трудящихся был завоз рабов из Африки в Америку. В 40-х гг. XIX в. произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США вследствие «картофельного голода». Широкомасштабная миграция в начале 80-х гг. XIX в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.

    Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-х гг. XX в. К уже упомянутым причинам здесь следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе. После Второй мировой войны отмечены три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов» - устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после завершения вьетнамской войны, а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии в Соединенные Штаты. В начале нового столетия 84% всех иммигрантов прибыли из этих регионов.

    Массовая миграция в США всегда была велика. Богатства этой страны привлекали и привлекают население многих стран мира. Размеры ежегодного притока мигрантов зависели от экономических условий в США, стимулирующих миграцию из Европы и других регионов. Сегодня в страну легально иммигрирует более 700 тыс. чел. в год. Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носила в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.

    В Европе после Второй мировой войны, в особенности с начала 1960-х гг., также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии, Турции активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. В середине 1990-х годов приток иммигрантов в Западную Европу был на уровне 180 тыс. чел. в год. Странами, принимающими основную массу иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Швейцария.

    Классической страной иммиграции Азиатско-Тихоокеанского региона является Австралия. В XIX–XX веках эта страна принимала большое количество эмигрантов из разных стран. В начале 1990-х годов Австралия проводит миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса, поэтому в первую очередь привлекаются иностранцы, осуществляющие инвестиции в экономику страны. Именно с этого десятилетия иммиграционная волна в Австралию заметно уменьшилась.

    Согласно официальным данным, к началу 2005 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов по сравнению с 3,2 млн. в 1960 г. Если подсчитывать мигрирующую рабочую силу с сопровождающими ее иждивенцами, то численность перемещающихся работников с членами их семей может в настоящий момент превышать 100 млн. человек.

    Причины миграции рабочей силы

    Причины миграции рабочей силы могут быть различными. За последние годы все большую роль стали играть экономические причины: поиск работы, повышение доходов, уровня жизни и т.п. Хроническая безработица, которая существует в некоторых странах (особенно слаборазвитых), стала важным фактором усиления миграции. Этому же способствуют увеличение в последние годы размеров вывозимого капитала, создание разветвленной сети филиалов крупных фирм за рубежом, так как вслед за капиталом в эти страны устремляются и желающие получить работу.

    Миграционные потоки направляются, как правило, из развивающихся в промышленно развитые страны. В промышленно развитых странах блаодаря возможности решать комплекс социально-экономических задач сложился достаточно высокий жизненный уровень населения, обладающего, в основном, определенным уровнем образования и культуры. Поэтому в производстве и инфраструктуре существует целый перечень непрестижных низкооплачиваемых работ и специальностей, на которые трудно найти работника. В то же время в развивающихся и бывших социалистических странах, где высок уровень безработицы, а зарплата низкая, существует много желающих занять такие места и решить, таким образом, проблему материальной обеспеченности семьи.

    Международная миграция рабочей силы между осуществляется прежде всего по неэкономическим причинам. В этом случае значительную роль играют престижность работы или фирмы, возможность профессионального роста, карьеры, культурные потребности. Для развитых стран большая проблема – так называемая «утечка умов», например, из Европы в США. Своеобразным центром притяжения иммигрантов стал Израиль, созданный в 1947 году. Его население на 60% увеличилось за счет миграционных потоков и в значительной мере (на 30%) за счет выходцев из СССР.

    Еще одно направление в миграции рабочей силы – это отъезд квалифицированных специалистов и ученых в развивающиеся страны, который зачастую вызван экономическими факторами, новыми возможностями в работе и, наконец, просто желанием устроиться на новом месте, проверить свои возможности в новых условиях работы. Данный поток мигрантов сравнительно небольшой.

    Последствия миграции рабочей силы

    Практика показывает, что миграция рабочей силы может быть выгодна как для стран, экспортирующих рабочую силу, так и для стран, ее принимающих. Для отдельной страны экспорт рабочей силы является важным источником валюты в страну. Она поступает регулярно в виде переводов семьям и при возвращении работника из-за рубежа. Отъезд рабочей силы за границу означает улучшение ситуации на внутреннем рынке труда, сокращение безработицы в стране. В то же время пересылаемые в страну переводы позволяют семьям повышать уровень потребления, увеличивают совокупный спрос, стимулируют развитие производства, т.е. дают возможность стране в целом успешнее решать комплекс внутренних социально-экономических проблем. Часть полученных денег через покупку акций, земли, недвижимости прямо вкладывается в развитие национальной экономики.

    Работающие за границей в процессе труда приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания, которые используют при возвращении на родину, повышая результативность труда.

    Страны, импортирующие рабочую силу, решают прежде всего задачу снижения затрат на производство. Рабочие-иммигранты получают значительно меньшую зарплату, чем местные рабочие, что позволяет снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Если импортируется квалифицированная рабочая сила, то в стране снижаются издержки на ее подготовку. Вместе с тем, миграция рабочей силы может иметь и отрицательные последствия. Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать:

    • тенденции роста потребления заработанных за границей средств,
    • желание скрыть получаемые доходы,
    • «утечку мозгов»,
    • в некоторых случаях понижение квалификации работающих мигрантов.

    Не случайно поэтому в последнее время довольно широко в интересах нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства, как государственной политики, так и межгосударственной политики.

    Особенностью современной международной трудовой миграции становится возрастание ее объемов. Если в 1960 году в мире насчитывалось 3,2 млн трудящихся-мигрантов, то в 1995 году их было уже более 35 млн.

    Выход России на международный рынок труда ограничивается рядом обстоятельств. Более высокий уровень жизни в промышленно развитых странах и более высокая оплата труда постоянно увеличивают количество желающих выехать на работу. Но возникают противодействующие факторы: языковой барьер, непризнание большинством стран мира отечественных дипломов о высшем образовании, в целом невысокая квалификация рабочих и служащих.

    Социально-экономические аспекты международной трудовой миграции можно рассматривать с трех точек зрения: мигранта, страны выбытия и страны прибытия. Общеизвестно, что экономический интерес мигрантов состоит в повышении своего жизненного уровня в стране прибытия. Страны в зависимости от разных факторов могут быть заинтересованы как в иммиграции, так и в эмиграции. Эмиграционный интерес, как правило, имеют развивающиеся страны, где весьма сложная демографическая ситуация и относительно низкий уровень жизни. Интересы всех трех субъектов могут совпадать или противоречить друг другу.

    Кроме экономического и социального аспектов международной миграции, есть еще демографический и политический аспекты. Так, повышение плотности населения усложняет отношения в системе человек – природа. Концентрация населения в городах вызывает рост социальной напряженности, ведет к разжиганию национальных конфликтов, росту преступности и т. п. При формировании концепции миграционной политики следует учитывать и те, и другие аспекты.

    Регулирование миграции рабочей силы

    Для ликвидации отрицательных последствий и усиления положительных эффектов, получаемых страной в результате миграции рабочей силы, необходимо использовать набор средств государственного и межгосударственного регулирования миграционных процессов. Вмешательство государства в процесс перемещения рабочей силы через государственные границы возникло раньше, чем регулирование международных рынков товаров и услуг. Уже на исходе XIX века появились законодательные акты, запрещавшие выезд своих рабочих и въезд нежелательных иностранных граждан. Напротив, поощрялась иммиграция специалистов для перспективных отраслей экономики, представителей редких профессий, лиц с мировым именем в области науки, культуры, искусства и спорта, представителей бизнеса, инвестирующих свой капитал в экономику принимающей страны, и, наконец, рабочих, согласных выполнять вредные и тяжелые работы за минимальную заработную плату.

    Сегодня в государствах мирового сообщества сложилась целая система мер регулирования межстрановой миграции рабочей силы, включающая законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигранта. Миграционная политика проводится непосредственно через национальные службы миграции, создаваемые, как правило, при министерствах труда, юстиции или иностранных дел. Иммиграционные службы осуществляют функции контроля за въездом в страну. В круг их обязанностей входят выдача въездных виз, разрешений, согласование их с заявками предпринимателей относительно найма на работу, а также контроль за временем пребывания иностранной рабочей силы в стране.

    Страны-импортеры трудовых ресурсов, постоянно испытывающие потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают, прежде всего, на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов, а в качестве инструмента регулирования используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также состояние национальных рынков труда и жилья, политическая и социальная ситуация в стране-импортере.

    Примером высоких требований к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов и действует в пользу более молодых претендентов.

    Среди других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы. выделяются:

    • хорошее состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);
    • дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами):
    • ограничения личностного и психологического плана. Так, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «приятный характер», а в США ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

    Вместе с тем необходимо иметь в виду, что значение какого-либо качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Но по ряду характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

    Определенную роль в регулировании миграции рабочей силы играют мировое сообщество и . Мировым сообществом признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются. Если страна-импортер рабочей силы в основном отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы, прежде всего, входит регулирование оттока и зашита интересов своих граждан-мигрантов за рубежом. Поэтому во многом интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными.

    Ныне немалое число глобальных учреждений и организаций (прежде всего в рамках ООН), а также региональных группировок продолжают заниматься проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование межстрановой миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам. Кроме того, в регионе Западной Европы Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ) своей деятельностью способствует обеспечению и защите прав трудящихся-мигрантов.

    Источник - Мировая экономика: учебное пособие / Е.Г.Гужва, М.И.Лесная, А.В.Кондратьев, А.Н.Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 116 с.

    Международная миграция рабочей силы – это перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращения к нему в целях поиска работы.

    Эмиграция – это выбытие за границу.

    Иммиграция – прибытие из-за границы.

    На сегодняшний день в мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

    1. по направлениям: из развивающихся в бывшие социалистические страны и промышленно развитые, в рамках промышленно развитых стран и т.д.

    2. по территориальному охвату: межконтинентальная, внутриконтинентальная.

    3. по уровню квалификации мигрантов: высоко- и низкоквалифицированные.

    4. по времени: безвозвратная, временная, сезонная, маятниковая.

    5. по степени законности: легальная, нелегальная.

    Использование иностранной рабочей силы уже давно стало непременным условием нормального процесса воспроизводства. В странах, активно использующих иностранных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Наглядны следующие цифры: во Франции иммигранты составляют 1/4 занятых в строительстве, 1/3 – в автомобилестроении; в Бельгии – половину горняков; в Швейцарии – 40% всех строительных рабочих и т.д. В то же время для большинства развивающихся стран, осуществляющих экспорт рабочей силы, отказ от него означал бы потерю важнейшего валютного источника. Так, если в Египте эксплуатация Суэцкого канала в конце 80-х гг. давала прибыль в 970 млн. долл., а туризм – 600 млн., то денежные переводы иммигрантов – 3,1 млрд. долл. А в такой стране, как Йемен, сумма эмигрантских переводов превосходила в тот же период поступления от экспорта более чем в 30 раз.

    Основными центрами миграции являются:

    · Страны Западной Европы, где иностранную рабочую силу стали использовать на постоянной основе. Только в ЕС насчитывается 13 млн. иммигрантов и членов их семей, в том числе около 8 млн. (или 61%) из стран, не являющихся членами ЕС. До последнего времени иностранные рабочие использовались преимущественно в тех сферах, где велика доля ручного труда (строительство, сфера обслуживания), и в тех отраслях, где работа является слишком опасной, грязной или считается непрестижной для местного населения. Здесь доля иностранцев очень велика, порой доходит до 70%.

    · США, трудовые ресурсы которых исторически сложились именно за счет иммигрантов. Сейчас приезжая рабочая сила постоянно составляет около 5%, а в прибрежных районах и больше (считая тех, кто не успел ассимилироваться).

    · нефтедобывающие страны Ближнего Востока. Сюда к началу 80-х гг. оказалось стянуто около 3 млн. иностранных рабочих. Об интенсивности миграционного процесса свидетельствует значительный удельный вес иностранной рабочей силы в ее общей численности. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) она составляла около 90%, в Катаре – свыше 80%, в Саудовской Аравии и Бахрейне – практически по 40%, в Омане – 34%. Главным экспортером рабочей силы в регионе был Египет, доля которого в общем количестве иммигрантов, въезжающих в страны Арабского Востока, достигла 75%. Оставшиеся 25% распределялись между Йеменом, Ираком, Ливаном, Сирией, Иорданией, Палестиной, также Пакистаном, Индией, Бангладеш и Филиппинами.


    · Латинская Америка, где в основном Аргентина и Венесуэла принимают рабочих из соседних стран. Общее число иммигрантов достигает здесь 3 млн., подавляющее большинство которых составляли латиноамериканцы. Наиболее распространенной формой является сельская сезонная миграция.

    НТР формирует особый рынок высококвалифицированной рабочей силы, для него характерны высокое творческое содержание, самомотивация, основывающаяся на высоком уровне образования, высокая стоимость рабочей силы, приспособляемость ее к новым профессиональным условиям.

    До последнего времени основными поставщиками кадров высокой квалификации в США и западноевропейские страны были Индия, Пакистан и Египет. Эта тенденция в ближайшем будущем может существенно измениться: произойдет переориентация в связи с изменением ситуации в восточноевропейских странах и в бывшем СССР.

    Миграция рабочей силы – явление сложной и неоднозначное, так как может оказывать положительное и отрицательное влияние на экономическое и социальное развитие стран, принимающих и отдающих.

    1. Последствия миграции рабочей силы для стран иммиграции (куда прибывают мигранты, т.е. принимающей страны).

    Позитивные для экономики в целом:

    · вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике;

    · иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

    · достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов. Так, например, США за период с 1965 по 1990 гг. на сфере образования и науке сэкономили не менее 15 млрд. долл.;

    · иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для экономики.

    Позитивные для отдельной фирмы:

    · иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем национальная, следовательно, фирма снижает издержки на заработную плату.

    Негативные :

    · ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест;

    · происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рынке труда;

    · провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.

    2. Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т.е. отдающей страны):

    Позитивные для экономики в целом:

    · эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;

    · из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;

    · переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны. Например, Югославия получает ежегодно 7 млрд. долл. От экспорта рабочей силы;

    · при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы. Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудования, которое ввозится в страну и направляется на организацию предпринимательских коллективов.

    Негативные :

    · страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;

    · теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку;

    · происходит «утечка умов». Например, Россия ежегодно теряет 50-60млрд. долл. В результате того, что 1/3 российских ученых работает за рубежом.

    Экспортом рабочей силы занимаются развитые страны, такие как Португалия, Греция, Италия и т.д.

    Существует четыре прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

    – налоги с прибыли фирм-посредников;

    – непосредственные переводы иммигрантов на родину на поддержку семей и родственников;

    – личное инвестирование иммигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, приобретение ценных бумаг);

    – капиталы от стран-импортеров рабочей силы, идущие часто на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу.



    Просмотров