Малоимущие граждане и иные лица. Признание граждан малоимущими для целей обеспечения жильем. Сдать достоверный документный пакет в жилищный отдел местной администрации

Жилищный вопрос до сих пор является самым актуальным в России.

Многие россияне так и не имеют собственного жилья. Некоторым категориям населения государство даёт право получить новое, достойное жильё. Для этого нужно получить статус нуждающегося в новом жилплощади.

На каких основаниях могут признать нуждающимся и какие действия необходимо будет предпринять для этого? Об этом рассказывается в данной статье.

Законодательное регулирование вопроса

В Конституции РФ зафиксировано, что каждый гражданин нашей страны имеет право на собственную жилплощадь.

В Жилищном кодексе закреплено, что россияне имеют право купить жильё на выгодных условиях. Для этого желающему должен быть присвоен статус нуждающегося в новой жилплощади .

Так, в статье 49 отражено, что такие граждане должны быть поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении нынешних условий жительства (а также признанные малоимущими – процедура присвоения этого статуса определяется нормами, действующими в конкретном населённом пункте).

В статье 51 выделен категории населения, которые могут быть признаны нуждающимися в получении нового жилья. Так, были выделены определённые критерии, по которым присваивается данный статус. В основном – касающиеся условий проживания.

Итак, нуждающимся признают в следующих случаях :

Критерии определения

Нуждающимися в жилплощади признают :

Главным критерием , согласно которому принимают решение о присвоении статуса нуждающегося в новой жилой площади, является размер жилья , в котором в данный момент проживает претендент и его семья. В РФ на федеральном уровне не установлена минимальная норма квадратных метров в расчёте на одного человека. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

При этом учтите, что в регионах действуют свои нормы площади на число человек, проживающих в одной квартире. Обозначенная площадь установлена в качестве минимальной – она не может быть меньше на уровне субъекта, а решения о её увеличении принимаются решениями местных властей. Причём эта цифра может отличаться в разных населённых пунктах, расположенных в одном регионе.

Попадающие в данную категорию могут встать в очередь и самостоятельно выбрать подходящее жильё и госпрограмму. Таким гражданам даётся право купить соответствующую жилплощадь на льготных условиях, а затем его.

Они могут получить следующие виды помощи :

  • Оформить в банке на льготных условиях.
  • Погасить часть ипотеки за госсчёт.
  • Получить от государства материальные средства для приобретения жилья.

Всё это возможно в том случае, если вас и членов вашей семьи признали нуждающимися в улучшении жилищных условий.

При присвоении данного статуса также учитывается доход обращающегося и членов его семьи. Государство в первую очередь помогает тем, кто не в состоянии на свои средства приобрести достойное жильё или оплачивать ипотечный кредит. Для этого рассчитывается общий доход семьи и сравнивается с прожиточным минимумом, действующим в конкретном населённом пункте (но не ниже того, что установлен федеральным законодательством).

Осуществление учета граждан

При определении уровня нуждаемости претендентов учитывают половозрастные особенности семейства. Таким образом:

Встречаются случаи, когда гражданин признаётся нуждающимся сразу по ряду причин (скажем, проживает в слишком маленькой квартире, расположенной в аварийном доме). В данном случае он может получить от государства финансовую поддержку только по одной программе, которую выберет самостоятельно.

Каждому гражданину, зарегистрированному в очереди на получение новой жилплощади, присваивается номер . После постановки в очередь нуждающийся должен будет ежегодно подавать ряд документов о своём финансовом положении и условиях проживания. Если его положение изменится в лучшую сторону, гражданин лишается права на получение госпомощи, и его исключают из очереди.

Список претендентов на получение жилья

Нуждающийся должен постоянно отслеживать, продвинулся ли он в очереди. Ожидание может длиться десятки лет (если льготник не двигается в очереди в ускоренном порядке).

Учётом всех нуждающихся занимаются в местном Департаменте жилищной политики .

Отследить свой номер в очереди можно несколькими путями:

  • Подав заявление в отдел, который занимается предоставлением жилья. Подготовьте два экземпляра заявления – один подаётся в органы, а на втором должны будут поставить отметку о получении письменного обращения.
  • Отправить заказным письмом запрос в тот же Жилищный отдел. Вам должны будут ответить в течение следующих 30 дней.
  • Самостоятельно обратиться в местную администрацию.
  • Зайти на онлайн сервис вашего населённого пункта, в котором содержатся все сведения о каждом гражданине, вставшем в очередь.

Подтверждение статуса

Согласно ЖК, для этого претендент должен быть признан :

  • Малоимущим.
  • Нуждающимся в новой жилплощади.

Для этого в местные органы подаётся заявление и необходимый перечень документов . Список может меняться в зависимости от ситуации (основания постановки в очередь и т.п.) и региона.

Но в большинстве случаев вам нужно будет подготовить :

Документы подаются в МФЦ или местную администрацию . На их рассмотрение отводится 30 дней. После того, как будет принято решение о присвоении или отказе, заявителя должны уведомить в письменной форме в следующие 3 дня. При отказе в получении статуса в извещении укажут причины, на основании которых было принято такое решение.

Пройдя все необходимые этапы и получив статус нуждающегося, льготнику должны предоставит соответствующую справку . Она является правоустанавливающим документом, на основе которого он сможет получить госпомощь в получении собственного жилья.

В ней будут указаны :

  • Паспортные данные нуждающегося и всех граждан, проживающих с ним.
  • Основные сведения о жилплощади, в которой он проживает в настоящее время (квадратура, технические характеристики, состояние, соответствие нормам санитарии и безопасности и пр.).

Возможные причины отказа

Чаще всего отказывают в следующих случаях :

Для мошенников государство ввело жесткие меры. Если в ходе проверки будет выявлено, что заявитель попытался подделать документы или предоставил неверные сведения, то он на следующие 5 лет лишается права на признание нуждающимся в новом жилье, а значит, лишится возможности стать участником любой госпрограммы предоставления помощи в улучшении жилищных условий.

Что делать в случае отказа

Если заявитель не согласен с принятым решением, он может отстоять свои права в судебном порядке , подав соответствующее исковое заявление. При этом все издержки, возникшие в процессе судебного разбирательства, будут покрыты за счёт того, кто проиграет дело.

В заявлении нужно будет указать :

  • ФИО пострадавшего, его подпись и адрес проживания.
  • Дата составления иска.
  • Полное название судебной инстанции, которая займётся рассмотрением дела.
  • Конкретное решение местных органов, которое должно быть признано недействительным.
  • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.

О том, как встать на очередь для получения жилой недвижимости от государства, смотрите в следующем видеосюжете:

Понятие «очередь на жильё» родом из ещё СССР. Тогда эта очередь была главной возможностью получить квартиру побольше и получше (вторым способом были жилищно-строительные кооперативы, но для подавляющего большинства такая роскошь была недоступна). Сегодня получить социальное жильё от государства граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, тоже могут. Давайте выясним, кто входит в эту категорию нуждающихся.

Иллюстрация: Полина Васильева

Кто может стать в очередь на получение жилья в 2016 году?
Вопросы предоставления социального жилья нуждающимся регулируются Жилищным кодексом РФ . В нём говорится, что на получение такого жилья вы можете претендовать, если соответствуете следующим условиям:

  • являетесь гражданами РФ (для семей, где один из супругов – иностранец, правила предоставления жилья отличаются в разных регионах, семьям без гражданства РФ социальное жилье не положено);
  • получили статус малоимущей семьи;
  • признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий;
  • непрерывно зарегистрированы в своем населенном пункте в течение 10 лет, из них 5 лет – по нынешнему адресу проживания (для некоторых регионов сроки могут отличаться);
  • в течение пяти последних лет не совершали никаких специальных действий, которые ухудшили ваши жилищные условия (прописывали посторонних лиц, меняли квартиру на меньшую по площади).

Если с тремя из перечисленных пунктов всё более-менее ясно, то получение статуса малоимущей семьи и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий – вопросы, требующие пояснения.

Как получить статус малоимущей семьи?

Для получения такого статуса вам нужно обратиться в органы соцзащиты по месту жительства. В разных регионах условия будут разными. Органы соцзащиты при определении статуса учитывают официальные суммарные доходы всех членов вашей семьи (зарплата, пенсия, алименты, доход с банковского вклада и т.д.) и стоимость недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в их собственности. Эти сведения предоставляет Росреестр и другие органы, регистрирующие соответствующее имущество. Справки должны будете получить вы сами. Если имущество нигде не зарегистрировано, оно не будет учтено.

После проверки всех данных сотрудники соцзащиты определяют, имеет ли возможность ваша семья в течение 20 лет на свои средства. Для этого сумма возможных ваших накоплений за указанный срок и стоимость имеющегося у вас имущества сравнивается с ценой жилья необходимого вам метража в вашем регионе. Только в том случае, если двадцати лет вам будет не хватать для покупки квартиры, вы получаете статус малоимущего, о чём вам выдается официальный документ. А вот в ситуации, когда ваша семья имеет низкий доход, но обладает, допустим, дачей, гаражом и автомобилем, вас могут не причислить к малоимущим.

Кто признается нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Для того, чтобы встать в очередь на получение жилья, статуса малоимущего недостаточно. Необходимо ещё быть нуждающимся в улучшении жилищных условий и получении жилья. Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях приведены в статье 51 ЖК РФ . Эти требования достаточно часто редактируются.
На 2016 год вы будете признаны нуждающимся в жилых помещениях по социальному найму, если:

  • не являетесь собственником жилья или нанимателем жилья , или членом их семьи (то есть, не имеете жилья в собственности и по социальному найму, а снимаете жильё по коммерческому найму или живёте в общежитии);
  • являетесь нанимателем социального жилья или членом его семьи, но в вашей квартире площадь проживания, приходящаяся на одного человека, ниже нормы для региона;
  • ваше жильё не соответствует санитарным нормам или нормам безопасности (аварийное, подлежащее сносу и т.д.);
  • вы живёте в квартире, где проживает несколько семей, и в одной из них есть больной, проживание с которым по медицинским показателям невозможно (существует специальный установленный перечень таких заболеваний).

Существует несколько норм жилья, по величине они разные. При признании нуждающимся и постановке на учёт применяется учётная норма жилья, которая отличается по регионам. Например, для Москвы это 15 кв.м. для и 10 кв.м. для отдельных квартир, для Омска -15 кв.м., Ярославля – 12 кв.м., Воронежа -11 кв.м.

Если у вас или членов вашей семьи есть жильё по нескольким договорам соцнайма, то уровень вашей обеспеченности квадратными метрами высчитывается с учётом всех этих площадей.

Перечень документов, представляемых для постановки на учёт

После признания малоимущим и нуждающимся в улучшении бытовых условий вам нужно подать пакет документов в в местное управление Департамента жилищной политики. В пакет входят:

  • заявление о постановке на учёт, подписанное всеми членами семьи;
  • документы, удостоверяющие личность заявителей и семейные отношения, а также идентификационные коды членов семьи;
  • справка из Росреестра о наличии или отсутствии у членов вашей семьи жилья в собственности;
  • справка из налоговых органов о доходах, выписки с банковских счетов;
  • документы, подтверждающие льготы, если они имеются.

В различных регионах в конкретных случаях могут понадобиться и другие документы.

После подачи заявления о постановке на учёт

В течение месяца Департамент жилищной политики принимает решение о постановке семьи на учёт, о чём извещает заявителя. После вы должны ежегодно предоставлять сведения о материальном положении и бытовых условиях. В случае, если они улучшатся, из очереди на получение жилья вас могут исключить.

Стоит ли овчинка выделки?

Практика показывает, что получение очередником муниципального жилья – дело почти безнадёжное. В Москве в 2015-2016 годах подошла очередь вставших на учет в 1990 году. Очередники сетуют на то, что очередь в последние два года замерла и не двигается совсем. Всё жильё из городского фонда уходит на расселение . Поэтому многие не встают в очередь, считая это бесполезным. Так происходит не только в Москве, но и в других регионах, ситуация во многих из которых не лучше московской.

Что касается Москвы, то здесь при расселении пятиэтажек квартиры получили за время действия программы около 24 тысяч семей. Программа близится к завершению, в пяти московских округах она уже полностью завершена. Оживится ли после этого очередь на получение бесплатного жилья – вопрос открытый.

На самом деле, польза от постановки на учёт может быть даже в том случае, если вы не дождётесь. Дело в том, что сейчас государственная жилищная политика переходит от предоставления гражданам бесплатного муниципального жилья к программам, субсидирующим покупку гражданами недвижимости. Например, по федеральным и региональным программам при покупке жилья семьям может быть выдана субсидия, покрывающая до 35% его стоимости, а для многодетных семей – вплоть до 100%. Существуют программы социальной ипотеки с льготной ставкой. Действуют специальные программы для военнослужащих, чернобыльцев, вынужденных переселенцев, многодетных семей, молодых учёных, инвалидов. Справка о постановке на учёт как очередника в получении жилья будет для участия в этих программах совсем не лишней. Минус многих из таких программ в том, что для участия в них нужно обладать либо достаточно высоким совокупным доходом, достаточным для получения банковской ипотеки, либо иметь сбережения, покрывающие до 70% будущих затрат на приобретение жилья.

Что касается очередников, то, по данным Департамента городского имущества Москвы , в 2016 году более 6 тысяч семей очередников получили предложение об улучшении жилищных условий путём покупки с помощью субсидии, и 500 из них воспользовались этим предложением. Правда, для Москвы такая цифра выглядит довольно скромно. Особенно если учесть, что в очереди на жильё здесь стоит больше 85 тысяч семей.

Алиса Орлова

Многие люди получают низкие доходы по разным причинам, поэтому у них отсутствуют финансовые возможности для нормальной жизни. Это приводит к тому, что им требуется поддержка от государства. Рассчитывать на нее они могут только после признания малоимущими. Данная процедура требует учета дохода граждан, а также оценки их финансового положения. Процесс начинается только самими гражданами, которые желают пользоваться разными послаблениями от государства. Количество малоимущих семей в России постоянно увеличивается, что связано с высоким уровнем безработицы, тяжелым экономическим кризисом и многими другими проблемами. Поэтому многие люди задумываются о том, как они могут получить статус малоимущих.

На каких принципах присваивается этот статус?

Признание гражданина малоимущим допускается при учете некоторых критериев:

  • состав семьи;
  • размер дохода, получаемый всеми членами одной семьи;
  • средний доход на одного гражданина.

Все семьи должны соответствовать определенным жестким условиям, при нарушении которых не допускается пользоваться поддержкой государства. Доход для признания малоимущим должен быть меньше на одного человека, чем прожиточный минимум, принятый в конкретном регионе. Поэтому государственные работники требуют от заявителей многочисленные документы, подтверждающие те или иные денежные поступления.

Кто входит в состав семьи?

Признание малоимущими происходит в отношении всей семьи. Причем нередко граждане путаются, когда пытаются определить, кого можно причислить к членам семьи. Этот процесс считается достаточно легким, так как семья представлена определенной группой граждан, имеющих кровные узы. К другим факторам относится:

  • совместное проживание, причем у всех людей должна иметься прописка по одному адресу;
  • ведение общего хозяйства;
  • разделение как доходов, так и затрат.

Допускается включать в состав семьи не только родителей и детей, но и бабушек с дедушками. Входят сюда приемные дети или малыши, над которыми оформлено опекунство или попечительство.

Также нередкими являются ситуации, когда чужие по закону люди ведут общее хозяйство, а также имеют прописку в одной квартире. В этом случае они могут быть признаны семьей, поэтому могут получать статус малоимущих.

Законодательное регулирование

Существует специальный закон о признании малоимущими. В ФЗ №44 указывается, каков порядок учета всех денежных поступлений и расходов, на основании которых определяется, можно ли конкретную семью признать малоимущей.

В законе указываются другие сведения, например, какие доходы учитываются, кто входит в состав семьи, а также какие послабления от государства предоставляются таким семьям. К ним относится возможность пользоваться многочисленными льготами или пособиями. Органы соцзащиты вовсе предлагают таким гражданам помощь, представленную в натуральном виде, поэтому дети и родители могут получать вещи и продукты питания.

Что входит в доходы?

Расчет дохода для признания малоимущими считается достаточно сложным процессом, который вызывает много трудностей у граждан. Это обусловлено тем, что не всегда понятно, какие денежные поступления должны учитываться. Расчет дохода семьи для признания малоимущими предполагает сложение всех сумм, которые были получены каждым членом семьи за последние три месяца перед обращением для присвоения статуса.

В доходы включаются денежные поступления:

  • зарплата, полученная на месте официального трудоустройства граждан;
  • пособия, назначаемые государством разным людям по различным основаниям;
  • пенсии, причем они могут быть страховыми, трудовыми или государственными;
  • стипендии, назначаемые студентам, обучающимся в разных учреждениях на очной форме и на бюджетной основе;
  • другие преференции из бюджета;
  • поддержка, представленная в натуральном виде, которая оценивается и переводится в деньги;
  • потенциальная прибыль, которая может быть получена, если разное имущество, находящееся в собственности семьи, будет продано.

Таким образом, доход представлен любыми денежными поступлениями граждан, которые могут подтверждаться официальными документами. С них должны уплачиваться налоги или они должны перечисляться государством. Поэтому продажа овощей с огорода соседям, сопровождающаяся получением определенная сумма денег, не причисляется к доходу.

Нюансы при определении доходов

Доход семи для признания малоимущей – это наиболее сложный нюанс, так как все поступления денег должны подтверждаться документально. Для официально работающих граждан определить свой доход не составит труда, так как достаточно запросить за три месяца на месте работы справку 2-НДФЛ.

Также студенты могут взять справку в учебном заведении. Но дополнительно работники ФНС учитывают все имущество, принадлежащее каждому члену семьи. Поэтому требуется предоставлять данные о ценностях:

  • автомобили или иные транспортные средства;
  • квартиры или дома;
  • участки земли, которые могут иметь разную категорию и назначение;
  • дома, оставленные по наследству и находящиеся в деревнях;
  • гаражи и даже места, выкупленные на парковке для собственного автомобиля;
  • общая или корпоративная собственность;
  • дачи и другие аналогичные объекты.

Проверяется наличие оформленных объектов на каждого члена семьи, а скрыть такую информацию не получится, так как работники соцслужбы самостоятельно могут отправить запрос в Росреестр для получения нужных сведений.

Если обращается за признанием малоимущими женщины, находящиеся в разводе с отцом своих детей, то у них должны быть подтверждения того, что они не получают алиментов. В доход может включаться даже бесплатное питание детей в школах, которое предлагается региональными властями на основании разных причин.

Все сведения о разных объектах содержатся в Росреестре, поэтому приходится заказывать выписку из ЕГРН.

Как рассчитывается доход?

Расчет для признания малоимущими считается достаточно простым. Для этого выполняются последовательные действия:

  1. складываются все официальные доходы, которые могут быть доказаны документами;
  2. полученное значение разделяется на три месяца;
  3. доход в месяц далее делится на всех членов семьи;
  4. такой расчет позволяет получить средний доход на одного гражданина.

Полученное значение надо сравнить с установленным в регионе прожиточным минимумом, причем если оно меньше этого показателя, то существует возможность того, что будет осуществлено признание гражданина малоимущим.

Особенности получения статуса в столице

Признание малоимущими в Москве допускается исключительно при условии, что доход на одного члена семьи будет меньше, чем 15307 руб., так как именно эта сумма является прожиточным минимумом в этом городе.

Будет отказано в присвоении этого статуса, если даже один член семьи находится в трудоспособном возрасте, а при этом не обращается в службу занятости для нахождения работы.

Какие нужны документы?

Документы для признания семьи малоимущей могут значительно отличаться, так как они зависят от количества членов семьи, а также от их возраста и трудоустройства.

К основной документации относится:

  • паспорта всех граждан, которые проживают в одной квартире, причем они должны быть прописаны в этом жилье;
  • на каждого ребенка должно иметься св-во о рождении;
  • берется справка о составе семьи;
  • подготавливаются официальные бумаги, подтверждающие поступление всех денег в семью;
  • выписка, оформленная из домовой книги, на основании которой можно понять, кто именно проживает в одной квартире.

Региональные власти для признания малоимущими граждан могут потребовать и другие документы при необходимости.

Какие нужны другие бумаги?

Дополнительно необходимы документы для признания малоимущими:

  • справки, полученные из детских образовательных учреждений, в которых указывается, какие льготы предоставлялись детям за три месяца;
  • пенсионеры подготавливают копию своих трудовых книжек;
  • если один из членов семьи является официально зарегистрированным ИП, то им формируется декларация о доходах;
  • если воспитанием детей занимается только мать или отец, то готовится справка об отсутствии перечислений алиментов;
  • свидетельство о регистрации или расторжения брака;
  • если какой-либо член семьи получает льготы или выплаты от государства, то дополнительно им подготавливается выписка из банковского счета, в которой указываются все полученные выплаты.

В документы для признания малоимущими дополнительно входят бумаги на все имущество, которое принадлежит гражданам на праве собственности. Поэтому подготавливается:

  • выписка, полученная из Росреестра, в которой указывается, какая недвижимость принадлежит заявителю;
  • свидетельство о праве собственности на определенный объект, представленный недвижимостью или автомобилем;
  • справка, полученная в Бюро инвентаризации, которая указывает, какие дачные участки или гаражи принадлежат членам семьи;
  • сведения из ЕГРН, в которых указывается, какова кадастровая стоимость объектов.

Могут понадобиться и другие документы, если имеются основания у работников соцзащиты полагать, что действительно имеются дополнительные источники дохода у граждан или же им принадлежит определенное имущество.

Как присваивается статус?

Порядок признания граждан малоимущими заключается в выполнении последовательных действий:

  • первоначально формируется заявление, которое передается в отделение соцзащиты определенного региона;
  • к нему прикладываются необходимые документы;
  • просматриваются все бумаги работником данного учреждения, причем он может потребовать оригиналы для сравнения;
  • специалисты соцзащиты проверяют документацию в течение двух недель, после чего ими принимается решение;
  • если признается семья малоимущей, то сведения вносятся в специальную базу, а гражданам направляется соответствующее уведомление.

Существует много причин для отказа, поэтому следует узнать обо всех наиболее популярных ошибках, совершаемых заявителями при подаче документов и заявок. Именно они обычно выступают основанием для получения отказа.

Куда следует обращаться?

Передача документации может осуществляться не только при непосредственном посещении отделения соцзащиты.

Заявители могут воспользоваться услугами посредника, представленного МФЦ, причем такие центры обычно располагаются в самых удобных местах каждого города. Также имеется возможность отослать документы через Госуслуги, но для этого потребуется зарегистрироваться и авторизоваться на портале.

Частые причины отказа

Отказать в присвоении такого статуса органы соцзащиты могут по разным основаниям, к которым относится:

  • неправильно составленное заявление;
  • наличие в заявлении ошибок или неразборчивых слов;
  • отсутствие необходимых документов;
  • предоставление неверных и заведомо лживых сведений, которые выявляются в процессе проверки документации;
  • скрытие дополнительных доходов или имущества.

Если имеется уверенность в том, что конкретная семья действительно может претендовать на данный статус, то можно начинать оформление необходимой документации, но подходить к этому процессу надо ответственно. Это позволит предотвратить необходимость в повторном обращении к органам соцзащиты.

Какая назначается помощь?

Если будет реализован правильно порядок признания малоимущими граждан, то они получат соответствующий статус, на основании которого смогут пользоваться разными мерами государственной помощи. Они устанавливаются каждым регионом отдельно, поэтому могут значительно отличаться в различных городах.

Стандартно малоимущие семьи могут рассчитывать на помощь:

  • предоставление субсидии при оплате услуг ЖКХ, причем она выплачивается в течение полугода, после чего требуется ее продление, поэтому придется регулярно доказывать, что финансовое состояние семьи не улучшилось;
  • освобождение от уплаты местных налогов;
  • консультации государственного юриста осуществляются на безвозмездной основе или по льготным условиям;
  • членам такой семьи предлагаются льготные путевки в разные санатории или курорты, если это требуется для их лечения;
  • дети могут поступать в разные учебные учреждения без необходимости участия в конкурсе, но для этого требуется, что им не было больше 20 лет, а также при сдаче экзаменов они должны набрать минимальное количество баллов;
  • оказывается помощь в натуральном виде, поэтому предлагается такой семье одежда и питание, учебники и принадлежности для учебы, которыми могут пользоваться дети в разных образовательных учреждениях;
  • бесплатный проезд в разных видах общественного транспорта;
  • предлагаются даже жилищные льготы, на основании которых семья, при наличии веских оснований, может рассчитывать на улучшение условий проживания, для чего необходимо становиться в очередь и ожидать выделения квартиры из муниципального фонда;
  • бесплатное питание для детей в школе и саду, а также могут назначаться другие меры поддержки.

Дополнительно малоимущие семьи могут получать дополнительные пособия. Если ребенок появляется с начала 2018 года, то родители могут рассчитывать на дополнительную выплату, равную прожиточному минимуму. Она выплачивается ежемесячно в течение полутора лет.

Семьи, в которых имеется уже оформленный сертификат на маткапитал, могут получать из него наличные средства.

Какие предлагаются налоговые льготы?

Граждане, обладающие статусом малоимущих, могут рассчитывать на значительные налоговые льготы. К ним относится освобождение от уплаты госпошлины при регистрации разных сделок с недвижимостью.

Также некоторым гражданам предлагается возможность не уплачивать налог на имущество в отношении нескольких объектов. Обычно не уплачивают малоимущие транспортный налог по решению региональных властей.

Как теряется статус?

Предоставляется возможность пользоваться разными льготами и получать вычеты только на один год. По его окончании придется заново подготавливать необходимые документы, чтобы снова подтверждать факт того, что семья по-прежнему считается малоимущей.

Если за этот год изменились разные условия, например, увеличилась зарплата взрослых людей или женщина вышла из декретного отпуска, то получить статус не получится. Все документы тщательно проверяются, поэтому обмануть работников соцслужбы не выйдет.

Заключение

Таким образом, процесс признания семьи малоимущей – это специфическая процедура, предполагающая подготовку многочисленных документов, подтверждающих определенный доход граждан. Важно разобраться, какие денежные поступления могут включаться в этот доход, а какие не учитываются. Следует подготовить много документов, которые передаются в органы соцзащиты. Они тщательно проверяются, после чего принимается решение.

Семья, признанная малоимущей, может пользоваться многочисленными государственными льготами и пособиями. Обновлять статус надо ежегодно, а если изменяются финансовые условия, то может быть получен отказ в продлении. Это приводит к потере возможности пользоваться разной поддержкой, поэтому придется справляться своими силами с многочисленными платежами.

Настоящий Закон устанавливает порядок признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда города Москвы в соответствии с положениями главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации. Статья 1. Основные понятия 1. Малоимущие граждане - жители города Москвы, которых уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, признал таковыми в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом. 2. Уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими (далее - уполномоченный орган), - орган исполнительной , осуществляющий предусмотренные настоящим Законом действия по признанию жителей города Москвы малоимущими по месту их жительства. 3. Члены семьи - членами одной семьи являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. 4. Норма предоставления площади жилого помещения на одного человека - минимальный размер площади жилого помещения, устанавливаемый законодательством города Москвы, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого городом Москвой по договору социального найма. 5. Расчетный период - ожидаемый срок предоставления жилого помещения по договору социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или предоставлении жилых помещений, за который рассчитывается доход гражданина и членов его семьи при расчете их суммарного дохода. Статья 2. Основания признания граждан малоимущими 1. Малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. 2. Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается. Порядок определения дохода за расчетный период и стоимости имущества устанавливается настоящим Законом. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, утверждается . 3. Стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется по цене, устанавливаемой для расчета безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность. 4. Общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной законом города Москвы, и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности. Статья 3. Расчетный период 1. Расчетный период устанавливается в зависимости от темпов обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма жителей города Москвы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или предоставлении жилых помещений, но не может быть более 20 лет. 2. Пересмотр расчетного периода может осуществляться не чаще одного раза в год. Статья 4. Расчет дохода членов семьи за расчетный период 1. Расчет дохода членов семьи за расчетный период определяется как произведение количества месяцев в расчетном периоде и среднего ежемесячного дохода всех членов семьи за вычетом величины прожиточного минимума в расчете на душу населения на каждого члена семьи, установленного и действующего на дату обращения жителей города Москвы в уполномоченный орган для признания их малоимущими. 2. Средний ежемесячный доход семьи определяется как сумма среднемесячного дохода всех членов семьи за два полных календарных года, предшествующих году обращения с заявлением о признании гражданина малоимущим. 3. Перечень видов доходов для определения имущественной обеспеченности членов семьи утверждается . Статья 5. Расчет стоимости имущества 1. При определении стоимости имущества, принадлежащего членам семьи на праве собственности, учитывается стоимость имущества, указанного в части 2 статьи 2 настоящего Закона, в том числе недвижимого имущества, автомобилей и иного имущества, подлежащего налогообложению в соответствии с федеральным налоговым законодательством. 2. Стоимость имущества членов семьи определяется в соответствии с данными, представляемыми регистрирующим органам или иным органам при регистрации имущества, прав на него или сделок с ним. 3. При несогласии гражданина с оценкой его имущества он имеет право привлечь независимого оценщика в порядке, установленном федеральным законодательством. Расходы на оплату услуг независимого оценщика несет гражданин. Статья 6. Заявление о признании граждан малоимущими 1. Жители города Москвы для признания их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях обращаются в уполномоченный орган по месту жительства с заявлением, в котором указывают сведения о составе своей семьи (далее - заявление). 2. Форма заявления утверждается . 3. Данным заявлением гражданин и члены его семьи, подписавшие заявление, выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений и предоставляют соответствующие полномочия органам государственной . 4. Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным представлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи, а также имущественной обеспеченности: 1) о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства); 2) о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений); 3) о постановке гражданина и совершеннолетних членов его семьи на налоговый учет (свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика или уведомление Федеральной налоговой службы об этом); 4) о доходах (видах и размере) за период, указанный в части 2 статьи 4 настоящего Закона; 5) о составе имущества, подлежащего налогообложению, в том числе документы о праве собственности на имущество, расположенное за пределами города Москвы, и имущество, права на которое не подлежат государственной регистрации; 6) иные документы, требующиеся для признания заявителя и членов его семьи малоимущими. 5. Копии документов после проверки их соответствия оригиналам заверяются лицом, принимающим документы. 6. Перечень документов, прилагаемых к заявлению и подтверждающих указанные в части 4 настоящей статьи сведения, утверждается . Статья 7. Принятие решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими или об отказе в этом 1. Уполномоченный орган рассматривает заявление и сведения, содержащиеся в представленных в соответствии со статьей 6 настоящего Закона документах, после проверки их полноты и достоверности устанавливает уровень имущественной обеспеченности и принимает решение о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом. 2. Решение о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом должно быть принято не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченный орган всех необходимых документов. 3. Решение об отказе в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать причины отказа с обязательной ссылкой на основания, предусмотренные статьей 8 настоящего Закона. 4. О принятом решении уполномоченный орган сообщает заявителю в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия. Копию решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом заявитель может получить при непосредственном обращении в уполномоченный орган. 5. Заявитель и члены его семьи, в отношении которых принято решение о признании их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право в течение года со дня принятия указанного решения обратиться в органы, осуществляющие постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с законодательством города Москвы. 6. Заявитель и члены его семьи, в отношении которых принято решение об отказе в признании их малоимущими, при существенном изменении уровня имущественной обеспеченности и нуждаемости в жилых помещениях могут повторно обратиться в уполномоченный орган в установленном порядке. 7. Отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжалован заявителем или его законным представителем в вышестоящий орган или суд. Статья 8. Основания отказа в признании заявителя и членов его семьи малоимущими Отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если: 1) не представлены предусмотренные статьей 6 настоящего Закона документы или содержащиеся в представленных документах сведения неполные или недостоверные; 2) имущественная обеспеченность заявителя и членов его семьи больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения семьи данной численности по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека; 3) размер общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности, больше общей площади жилого помещения, определяемой по учетной норме на каждого члена семьи. Статья 9. Вступление настоящего Закона в силу 1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 2. Нормативные правовые акты органов государственной , принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, ему не противоречащей. 3. Настоящий Закон применяется к правоотношениям, возникшим после 1 марта 2005 года. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 25 января 2006 года № 7

Настоящий Закон устанавливает порядок признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда города Москвы или муниципального жилищного фонда в соответствии с положениями главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия

1. Малоимущие граждане - жители города Москвы, которых уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, признал таковыми в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом.

2. Уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими (далее - уполномоченный орган), - орган исполнительной власти города Москвы или орган местного самоуправления городского округа либо поселения, осуществляющий предусмотренные настоящим Законом действия по признанию жителей города Москвы малоимущими по месту их жительства.

3. Члены семьи - членами одной семьи являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

4. Норма предоставления площади жилого помещения на одного человека - минимальный размер площади жилого помещения, устанавливаемый законодательством города Москвы или муниципальными правовыми актами, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого органом исполнительной власти города Москвы из жилищного фонда города Москвы или органом местного самоуправления городского округа либо поселения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

5. Расчетный период - ожидаемый срок предоставления жилого помещения по договору социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или предоставлении жилых помещений, за который рассчитывается доход гражданина и членов его семьи при расчете их суммарного дохода.

Статья 2. Основания признания граждан малоимущими

1. Малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.

2. Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается. Порядок определения дохода за расчетный период и стоимости имущества устанавливается настоящим Законом. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, утверждается Правительством Москвы.

3. Стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется по цене, устанавливаемой для расчета безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность.

4. Общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной законом города Москвы, и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности.

Статья 3. Расчетный период

1. Расчетный период устанавливается Правительством Москвы в зависимости от темпов обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма жителей города Москвы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или предоставлении жилых помещений, но не может быть более 20 лет.

2. Пересмотр расчетного периода может осуществляться Правительством Москвы не чаще одного раза в год.

Статья 4. Расчет дохода членов семьи за расчетный период

1. Расчет дохода членов семьи за расчетный период определяется как произведение количества месяцев в расчетном периоде и среднего ежемесячного дохода всех членов семьи за вычетом величины прожиточного минимума в расчете на душу населения на каждого члена семьи, установленного Правительством Москвы и действующего на дату обращения жителей города Москвы в уполномоченный орган для признания их малоимущими.

2. Средний ежемесячный доход семьи определяется как сумма среднемесячного дохода всех членов семьи за два полных календарных года, предшествующих году обращения с заявлением о признании гражданина малоимущим.

3. Перечень видов доходов для определения имущественной обеспеченности членов семьи утверждается Правительством Москвы.

Статья 5. Расчет стоимости имущества

1. При определении стоимости имущества, принадлежащего членам семьи на праве собственности, учитывается стоимость имущества, указанного в части 2 статьи 2 настоящего Закона, в том числе недвижимого имущества, автомобилей и иного имущества, подлежащего налогообложению в соответствии с федеральным налоговым законодательством.

2. Стоимость имущества членов семьи определяется в соответствии с данными, представляемыми регистрирующим органам или иным органам при регистрации имущества, прав на него или сделок с ним.

3. При несогласии гражданина с оценкой его имущества он имеет право привлечь независимого оценщика в порядке, установленном федеральным законодательством. Расходы на оплату услуг независимого оценщика несет гражданин.

Статья 6. Заявление о признании граждан малоимущими

1. Жители города Москвы для признания их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях обращаются в уполномоченный орган по месту жительства с заявлением, в котором указывают сведения о составе своей семьи (далее - заявление).

2. Форма заявления утверждается Правительством Москвы.

3. Данным заявлением гражданин и члены его семьи, подписавшие заявление, выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений и предоставляют соответствующие полномочия уполномоченному органу.

4. Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным представлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи, а также имущественной обеспеченности:

1) о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства);

2) о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений);

3) о постановке гражданина и совершеннолетних членов его семьи на налоговый учет (свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика или уведомление Федеральной налоговой службы об этом);

4) о доходах (видах и размере) за период, указанный в части 2 статьи 4 настоящего Закона;

5) о составе имущества, подлежащего налогообложению, в том числе документы о праве собственности на имущество, расположенное за пределами города Москвы, и имущество, права на которое не подлежат государственной регистрации;

6) иные документы, требующиеся для признания заявителя и членов его семьи малоимущими.

5. Копии документов после проверки их соответствия оригиналам заверяются лицом, принимающим документы.

6. Перечень документов, прилагаемых к заявлению и подтверждающих указанные в части 4 настоящей статьи сведения, утверждается Правительством Москвы.

Статья 7. Принятие решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими или об отказе в этом

1. Уполномоченный орган рассматривает заявление и сведения, содержащиеся в представленных в соответствии со статьей 6 настоящего Закона документах, после проверки их полноты и достоверности устанавливает уровень имущественной обеспеченности и принимает решение о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом.

2. Решение о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом должно быть принято не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченный орган всех необходимых документов.

3. Решение об отказе в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать причины отказа с обязательной ссылкой на основания, предусмотренные статьей 8 настоящего Закона.

4. О принятом решении уполномоченный орган сообщает заявителю в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия. Копию решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом заявитель может получить при непосредственном обращении в уполномоченный орган.

5. Заявитель и члены его семьи, в отношении которых принято решение о признании их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право в течение года со дня принятия указанного решения обратиться в органы, осуществляющие постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с законодательством города Москвы.

6. Заявитель и члены его семьи, в отношении которых принято решение об отказе в признании их малоимущими, при существенном изменении уровня имущественной обеспеченности и нуждаемости в жилых помещениях могут повторно обратиться в уполномоченный орган в установленном порядке.

7. Отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжалован заявителем или его законным представителем в вышестоящий орган или суд.

Статья 8. Основания отказа в признании заявителя и членов его семьи малоимущими

Отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если:

1) не представлены предусмотренные статьей 6 настоящего Закона документы или содержащиеся в представленных документах сведения неполные или недостоверные;

2) имущественная обеспеченность заявителя и членов его семьи больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения семьи данной численности по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека;

3) размер общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности, больше общей площади жилого помещения, определяемой по учетной норме на каждого члена семьи.

Статья 9. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. Нормативные правовые акты органов государственной власти города Москвы, принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, ему не противоречащей.

2.1. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления городских округов и поселений, принятые до 1 июля 2012 года, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.


Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

  • Положение о порядке признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых… Положение о порядке признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
  • Решение Московского городского суда от 13.03.2007 по делу N 3-15/2007 Об отказе в признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" и Закона города Москвы от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях"
  • Решение Совета депутатов городского округа Королев МО от 12.05.2008 N 308/48 Об установлении на территории города Королева Московской области величины порогового значения доходов и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и внесении изменений в Порядок принятия решения о признании или отказе в признании граждан, проживающих в городе Королеве Московской области, малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма
  • Постановление главы городского поселения Можайск Можайского муниципального района МО от 11.12.2013 N 1075-П О внесении изменений в Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", утвержденный постановлением администрации городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от 10.12.2012 N 889-П "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
  • Постановление Правительства Москвы от 06.06.2006 N 362-ПП О мерах по реализации Закона города Москвы "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях"
  • Постановление Московской городской Думы от 25.01.2006 N 30 О Законе города Москвы "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях"


Просмотров