Лизинг нужна ли лицензия. Нужна ли лицензия на лизинг? Что такое лизинг

М. Горячева

Слово leasing – английское и означает в переводе – «сдавать в аренду». Для российских предпринимателей лизинговые операции на данный момент не являются привычной формой аренды. Тем не менее в соответствии с действующим российским законодательством под лизингом подразумевается совокупность экономических и правовых отношений, которые возникают в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретения предмета лизинга.

Согласно Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)» (далее – закон о лизинге) предметом лизинга могут быть только не потребляемые вещи, т. е. здания, сооружения, оборудование, автотранспорт, техника, которые используются для предпринимательской деятельности. Не могут передаваться в лизинг земельные участки, объекты природопользования и любые вещи, которые изъяты из свободного обращения в соответствии с действующим законодательством.

Некоторые предметы лизинга подлежат обязательной государственной регистрации в уполномоченной организации, главным образом это недвижимость, автотранспорт и спецтехника. Такой предмет лизинга может регистрироваться как на имя лизингодателя, так и на имя лизингополучателя по соглашению сторон. В том случае, когда техника регистрируется на лизингополучателя, в правоустанавливающие документы вносится запись, что собственником предмета лизинга является лизинговая компания.

Кто может выступать сторонами в лизинговой сделке?

Законом определено, что субъектами лизинговых отношений могут быть лизингодатель – лизинговая компания, лизингополучатель и продавец имущества. Лизингополучателем может выступать любое физическое либо юридическое лицо, которое берет в лизинг то или иное имущество и будет использовать его для предпринимательской деятельности. Следует обратить внимание, что под физическим лицом подразумевается предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

Согласно российскому законодательству предмет лизинга может использоваться только для предпринимательской деятельности, и это подчеркивается как в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ), так и в законе о лизинге. Иными словами, гражданин, не являющийся ПБОЮЛ и желающий использовать автомобильную технику и другое оборудование для своих личных нужд, не может получить это имущество в лизинг. Лизинговой компанией может выступать как юридическое лицо, так и физическое лицо, которое обладает некими инвестиционными ресурсами либо способно привлекать инвестиционные ресурсы и предоставляет предмет лизинга во временное владение и пользование.

До принятия Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в 2001 году лизинг был лицензируемым видом деятельности. Для того чтобы работать на рынке и предоставлять услуги, лизинговая компания должна была иметь соответствующую лицензию, которую выдавало Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Сейчас лицензирование лизинговой деятельности отменено, поэтому лизингом может заниматься любое юридическое или физическое лицо, которое имеет на это необходимые финансовые средства и уставом которого предусмотрен лизинг как один из видов деятельности.

Поставщиком техники также может выступать либо физическое лицо, либо юридическое, профессионально занимающееся продажей того или иного оборудования.

Некоторые особенности лизинговых отношений

Прежде всего предмет лизинга приобретается для того, чтобы в дальнейшем быть переданным в лизинг по договору лизинга конкретному лизингополучателю. Другими словами, лизингодатель на момент заключения договора лизинга не имеет его у себя в собственности. По заказу потенциального лизингополучателя он приобретает имущество у выбранного лизингополучателем продавца и передает его в рамках выполнения договора лизинга во временное владение и пользование лизингополучателю. На период действия договора лизинга правом собственности на предмет лизинга всегда наделен лизингодатель независимо от того, на балансе у него или лизингополучателя стоит данный предмет лизинга.

Действующее законодательство предусматривает, что предмет лизинга может учитываться как на балансе у лизингополучателя так и на балансе лизингодателя. Кто будет балансодержателем предмета лизинга, тот и будет платить налог на имущество. Другая сторона не будет платить налог на предмет лизинга, поскольку на ее балансе предмет лизинга не учитывается, но соответственно учитывается на субсчете в бухгалтерии.

Договор лизинга может включать и выкуп переданного в лизинг имущества. Таким образом, предмет лизинга по соглашению сторон по окончании действия срока договора лизинга может быть выкуплен лизингополучателем. Выкупную цену лизингополучатель выплачивает в рамках договора лизинга. Иногда по соглашению договор продлевается на льготных условиях, если это будет взаимовыгодно обеим сторонам. Возможны и варианты возврата предмета лизинга лизингодателю, т. е. почти как при аренде – лизингополучатель какое-то время использует предмет лизинга, но после этого возвращает его лизингодателю с учетом износа. Вторично этот предмет лизинга не может быть передан в лизинг.

Субъекты лизинга вступают между собой во взаимоотношения, которые носят не только экономический характер, но и правовой. В соответствии с действующим законодательством основной договорной базой лизинговой сделки являются договор финансовой аренды лизинга и договор купли-продажи. Первый заключается между лизингодателем и лизингополучателем, второй – между лизингодателем и поставщиком имущества.

Алгоритм действий трех сторон

Сначала заключается договор лизинга, в котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность технику у определенного продавца на определенных условиях и передать его лизингополучателю во временное владение и пользование. Вторым шагом является заключение договора лизингодателя с поставщиком техники. В этом договоре обязательно должно быть определено, что предмет лизинга приобретается для передачи его в лизинг определенному лизингополучателю и что предмет лизинга приобретается не просто для предпринимательской деятельности лизингодателя, но именно для передачи его в лизинг. Этого требует действующее законодательство, и потому данное условие оговаривается в каждом договоре купли-продажи.

Надо отметить, что статьей 670 Гражданского кодекса РФ определяются условия, при которых лизингополучатель имеет право требовать выполнения обязательств непосредственно от продавца имущества. Согласно этой статье лизингодатель и лизингополучатель являются солидарными кредиторами по сделке купли-продажи. Лизингополучатель имеет право предъявлять непосредственно поставщику имущества требования по качеству, по комплектации имущества, которое должно быть ему поставлено по договору купли-продажи. Претензии могут предъявляться также по срокам поставки и другим вопросам, которые возникают из договора купли-продажи. Единственное, чего не может сделать лизингополучатель, это предъявлять требования по расторжению договора без согласия лизингодателя. Он может только инициировать этот процесс, обратившись с таким предложением к лизингодателю.

Еще одной интересной деталью лизинговых сделок является то, что лизингодатель не несет ответственности перед лизингополучателем за невыполнение продавцом его обязательств по договору купли-продажи, если и предмет лизинга, и продавца выбирает непосредственно лизингополучатель. В таких случаях лизингополучатель предъявляет претензии по качеству, комплектации и другим вопросам непосредственно продавцу. В этих отношениях с продавцом лизингодатель может просто выступать на стороне лизингополучателя, но ответственности за качество и комплектацию предмета лизинга он в этом случае не несет.

В договор лизинга включены определенные права и обязанности сторон, установлены размеры лизинговых платежей за использование предмета лизинга, который был передан лизингополучателю в соответствии с договором. Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей за весь срок действия договора лизинга. Сюда входят: возмещение затрат лизингодателя на приобретение предмета лизинга; возмещение затрат, связанных с оказанием других услуг; определенный доход, который обозначает интерес лизингодателя в этой сделке. Также в общую сумму лизинговых платежей заключаемого договора входит выкупная стоимость предмета лизинга. Она устанавливается в зависимости от срока договора лизинга и от нормы амортизации техники, а потому выкупная стоимость может быть разной.

Опять же в соответствии с действующим законодательством размер лизинговых платежей может меняться по соглашению сторон в сроки, которые предусмотрены договором лизинга. Но происходить это может не чаще одного раза в 3 месяца. Следует подчеркнуть, что договор лизинга всегда заключается в письменной форме, так, как это предусматривает ГК РФ.

Что же может сделать лизингополучатель с предметом лизинга? Он может передать его в сублизинг, однако необходимо письменное согласие лизингодателя, чтобы такая сделка была законной. Аналогичное согласие необходимо и при передаче предмета лизинга в аренду. Если такая схема предполагается изначально, этот пункт можно включить в договор лизинга, но при этом срок сублизинга или аренды не может превышать срока действия договора лизинга.

Законодательство предусматривает также, что в случае, если лизингополучатель произвел какие-то улучшения предмета лизинга с согласия лизингодателя, которые неотделимы без вреда предмету лизинга, лизингополучатель после прекращения договора имеет право на возмещение стоимости таких улучшений. Если же улучшения произведены за счет средств лизингополучателя, но без письменного согласия лизингодателя, лизингополучатель не имеет права на возмещение затрат.

Страхование предмета лизингаи рисков, связанных с ним

Закон о лизинге предусматривает риски утраты, недостачи, повреждения предмета лизинга с момента поставки имущества продавцу и до окончания договора лизинга. Все эти риски лежат на лизингополучателе. Чтобы избежать их, стороны могут договориться и застраховать предмет лизинга. Страхователем в данном случае может выступать как лизингодатель, так и лизингополучатель – это опять же устанавливается соглашением сторон. Кто является страхователем по данной сделке, кто является выгодоприобретателем, каковы период страхования и страховая сумма – все это определяется договором лизинга. Обычно выгодоприобретателем по данной сделке является лизингодатель независимо от того, кто является страхователем по сделке. Это продиктовано тем, что право собственности на предмет лизинга принадлежит ему и именно он заинтересован, чтобы предмет лизинга был сохранен.

В России вступил в действие Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Если говорить о страховании гражданской ответственности, т. е. ответственности перед третьими лицами (нанесении вреда здоровью, имуществу и т. д.), то согласно федеральному Закону «О лизинге» страховать свою ответственность должен лизингополучатель. После передачи ему предмета лизинга он несет ответственность за любой вред, нанесенный этой техникой третьим лицам.

Обеспечение лизинговой сделки

По действующему законодательству существует несколько видов обеспечения исполнения обязательств лизинговой сделки. Это может быть поручительство, залог, неустойка, задаток, удержание и т. д. Существует мнение, что предмет лизинга, переданный лизингополучателю, является предметом залога у лизингодателя. Исходя из действующего законодательства это утверждение можно считать неправильным, оно не лежит в правовом поле, ведь залогодателем всегда является должник по обязательству, а залогодержателем – кредитор. Залогодателем вещи может быть как собственник имущества, так и лицо, имеющее на него право хозяйственного ведения. Если рассматривать лизингодателя и лизингополучателя, то в нашем случае должником по лизинговому договору является лизингополучатель, а лизингодатель является кредитором и собственником имущества. Поэтому предмет, переданный в лизинг, никак не может быть предметом залога.

Если говорить о залоге как об обеспечении лизингового договора, то, конечно, следует иметь в виду залог имущества, принадлежащего либо юридическому лицу, либо предпринимателю без образования юридического лица на праве собственности, на праве хозяйственного ведения, либо имущество третьих лиц.

Статья 13 Федерального закона «О лизинге» предусматривает дополнительные права для обеспечения выполнения обязательств со стороны лизингополучателя перед лизингодателем. Во-первых, в случае неперечисления со стороны лизингополучателя двух платежей подряд закон дает право лизингодателю выставить поручение инкассо в банк лизингополучателя на бесспорное списание денежных средств с его расчетного счета в размере той задолженности, какую он имеет перед лизингодателем. Бесспорное списание – это значит без согласования с лизингополучателем (клиентом банка, в котором открыт счет) деньги могут быть списаны с его расчетного счета в соответствии с Законом «О лизинге». В случае существенных нарушений договора лизинга со стороны лизингополучателя, т. е. длительная просрочка платежей, использование предмета лизинга с нарушениями всех технических требований и т. д., лизингодатель может отказаться от исполнения договора и потребовать (в письменной форме) в разумный срок возврата предмета лизинга. Это может быть уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора.

Налоговые обязательства

С 1 января 2002 года введена в действие глава 25 Налогового кодекса РФ, которая сохранила за лизингом все преимущества и позитивные моменты. По-прежнему данный способ финансирования позволяет лизингополучателю минимизировать свои затраты по налогу на прибыль. Хотелось бы обратить внимание на четыре основных момента, касающихся налогообложения. Во-первых, как уже говорилось, по соглашению сторон предмет лизинга может быть поставлен на баланс как лизингодателя, так и лизингополучателя. Во-вторых, вне зависимости от выбранного метода учета имущества предмета лизинга лизинговые платежи в полном объеме уменьшают налогооблагаемую базу налога на прибыль, т. е. полностью относятся на расходы и тем самым уменьшают налогооблагаемую базу налога на прибыль. В-третьих, в связи с введением с 1 января 2002 года новых амортизационных показателей выделено 10 амортизационных групп для основных средств. Устанавливаются они в соответствии со сроками полезного использования, в границах, установленных постановлением Правительства. В-четвертых, лизингу даны ощутимые преимущества – возможна ускоренная амортизация, коэффициент применяемой амортизации может быть до 3 – это также устанавливается соглашением сторон. Поэтому в налоговом отношении лизинг для лизингополучателей является достаточно интересным механизмом, который может учитываться при выборе способа привлечения каких-либо инвестиций.

Государственное регулирование лизинговых отношений

Необходимость лицензирования лизинговой деятельности вытекает из постановления Правительства РФ “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 24.12.94 № 1418. Во исполнение вышеназванного постановления Правительство РФ 26 февраля 1996 года приняло постановление № 167 “Об утверждении положения о лицензировании лизинговой деятельности в РФ” (далее “Положение о лицензировании”) и “Временным положением о лизинге” , утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” с изменениями и дополнениями.

На Международной конференции по развитию лизинга в России (14 - 15 мая 1996 года) Мария Козлоски, представляющая Международную финансовую корпорацию, отметила, что, по мнению МФК, “лицензирование лизинговых компаний должно осуществляться обязательно, причем на правительственном уровне” . В соответствии со ст. 1 “Положения о лицензировании” лицензия является официальным документом, разрешающим лизинговой компании (под лизинговой компанией понимаются любые организации, осуществляющие лизинговую деятельность в качестве лизингодателя) осуществление лизинговой деятельности в течение установленного срока с соблюдением лицензионных условий и действующего законодательства.

Предусмотрено, что лицензированием лизинговой деятельности будет заниматься Министерство экономики РФ.

2 сентября 1996 года состоялось первое заседание Комиссии Министерства экономики РФ, занимающейся вопросами выдачи лицензий на проведение лизинговой деятельности. Среди прочих, особые споры вызвал п. 4 ст. 1 вышеназванного “Положения о лицензировании” : “Действие настоящего Положения распространяется на лизинговую деятельность, осуществляемую на территории РФ лизинговыми компаниями - нерезидентами РФ” . Ряд зарубежных компаний обратились в Министерство экономики РФ с просьбой пересмотреть это условие. Объяснялась такая позиция тем, что для них затруднительно предоставление большого объема документации наравне с резидентами.

В соответствии со ст. 3 “Положения о лицензировании” в лицензионный орган требуется представить: а) заявление установленного образца с указанием полного наименования и организационно-правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии; б) копии учредительных документов лизинговой компании; в) копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании; г) справку органа Государственной налоговой службы РФ о постановке лизинговой компании на учет; д) документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой компании; е) баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал) и отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанный период; ж) копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее проверки органом Государственной налоговой службы РФ; з) документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления.



Вновь создаваемые лизинговые компании освобождаются от представления документов, указанных в двух последних пунктах.

В п. 17 ст. 3 “Положения о лицензировании” сформулировано принципиально важное положение относительно того, что одним из обязательных условий действия лицензии выступает “приоритетность лизинговой деятельности по отношению к другим видам хозяйственной деятельности, осуществляемым лизинговой компанией (не менее 40% дохода от реализации лизинговых услуг в общем объеме доходов лизинговой компании по итогам хозяйственной деятельности за год”) . Для российских лизингодателей соблюдение этой нормы затруднительно по нескольким причинам:

Ряд операторов российского лизингового рынка, даже из числа наиболее именитых, находятся в настоящее время в сложном экономическом положении, а поэтому они занимаются не только лизингом, но и другими видами деятельности.

Если в качестве лизингодателя выступает российский банк, данный норматив для него неприемлем, так как это означает, что российские банки могут существенно замедлить свои темпы в освоении нового банковского продукта, каковым является финансовый лизинг.

Что касается и резидентов, и нерезидентов, то применение 40-процентного норматива затруднит деятельность многих западных и отечественных инвесторов, поскольку права на лизинг лишаются непосредственные производители оборудования и торгующие фирмы, так как для них основной является другая специализация, и доходность от лизинговых операций не может быть значительной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Причиной широкого распространения лизинга является ряд его преимуществ по сравнению с другими формами инвестирования. Основными из них являются:

инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск невозврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права собственности на переданное имущество;

лизинг предполагает 100-процентное кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество;

часто предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога;

лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, так как предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на взятом в кредит оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими;

для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа и устаревания имущества, так как имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование; так как платежи по лизингу не привязаны к нормам амортизации, то при лизинговых отношениях лизингополучатель имеет дело с ускоренной амортизацией имущества;

лизинговое имущество не числится у лизингополучателя на балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это имущество;

лизинговые платежи относятся на издержки производства (себестоимость) лизингополучателя и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль;

производитель получает дополнительные возможности сбыта продукции, так как ограниченное финансирование инвестиций часто не позволяет предприятиям своевременно обновлять технологическую систему.

При наличии у предприятия альтернативы – взять кредит на покупку оборудования или приобрести это оборудование на определенное время по договору лизинга – ее выбор необходимо осуществлять на основе результатов финансового анализа. Во всяком случае, лизинг становится практически безальтернативным вариантом, когда:

предприятие-поставщик испытывает трудности со сбытом своей продукции, а предприятие – будущий лизингополучатель не имеет в достаточном объеме собственных средств и не может взять кредит для приобретения нужного ему оборудования;

предприниматель только начинает собственное дело (что часто имеет место в малом предпринимательстве) .

Вместе с тем лизингу присущ и ряд негативных сторон. В частности, на лизингодателя ложится риск морального старения оборудования (особенно, если договор лизинга заключается не на полный срок его амортизации) , а для лизингополучателя стоимость лизинга выходит более высокой, чем цена покупки оборудования. Еще одним недостатком финансового лизинга является то, что в случае выхода из строя оборудования, платежи производятся в установленные сроки независимо от состояния оборудования.

Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей, нужно создавать условия, при которых они стремились бы развивать лизинговые отношения. Для этого, в первую очередь, следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длительными сроками действия (не менее трех лет) , так как именно такие договоры будут нести реальные инвестиции в экономику. Необходимо если не освободить, то хотя бы снизить налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации договоров по лизингу со сроком действия три и более лет. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договоры. Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимися объектами международного финансового лизинга.

Безусловно, вышеперечисленные меры должны способствовать развитию лизинговых компаний и операций, производимых ими.

Можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет все больше наращивать свои обороты и играть все более весомую роль в экономике России.

Список литературы

1. Газман В. Д. “Лизинг: теория, практика, комментарии” , М., 1997 г.

2. Кабатова Е. В “Лизинг: правовое регулирование, практика” , М., “Инфра - М” , 1996 г.

3. Балтус П., Майджер Б. “Школа европейского бизнеса” , “Лизинг-ревю” , 1996 г., № 1.

4. Чекмарева Е. Н. “Лизинговый бизнес” , М., “Экономика” , 1993 г.

5. Сусанян К. Г. “Лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами” , М., “Мировой океан” , 1992 г.

6. Медведков С. Ю. “Лизинг в экономике США” , “США: политика, экономика, идеология” , 1980 г., № 5.

7. Материалы Международной конференции по развитию лизинга в РФ, М., 1996 г. Комментарии к I части Гражданского кодекса РФ под ред. Садикова О. Н. - М., “Инфра-М” , 1997 г.

8. Комментарии ко II части Гражданского кодекса РФ под ред. Садикова О. Н. - М., “Инфра-М” , 1997 г.

9. Комментарии к проекту Налогового кодекса РФ (под ред. Шаталова С. Д.) , М., “Международный центр финансово-экономического развития” , 1996 г.

10. “Экономика и жизнь” , № 12 от 22.03.96.

11. “Сегодня” от 02.02.96.

12. “Российская газета” от 12.03.96.

13. “Лизинг-ревю” , № 5/6 за 1997 год.

15. “Финансовые известия” № 102 от 12.12.95. Гражданский кодекс РФ: часть I от 30.11.94 (в ред. изменений и дополнений от 12.08.96) , часть II от 26.01.96 (в редакции изменений и дополнений от 24.10.97) .

16. Конвенция УНИДРУА “О международном финансовом лизинге” от 28.05.88 (по состоянию на 31.12.94) .

17. Федеральный закон “О присоединении РФ к конвенции УНИДРУА “О международном финансовом лизинге” № 16-ФЗ от 08.02.98.

18. Закон РФ “О налоге на добавленную стоимость” № 1992-1 от 06.12.91 (в ред. изменений и дополнений от 28.04.97) .

19. Указ Президента РФ “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности” № 1929 от 17.09.94.

20. Указ Президента РФ “О дополнительных мерах по развитию гражданской авиации РФ” № 825 от 07.06.96.

21. Указ Президента РФ “О федеральной программе “Мировой океан” № 11 от 17.01.97.

22. Постановление Совета Министров СССР “О развитии лизинговых операций в деятельности совместной советско-французской-германской компании “Евролизнг” № 1369 от 29.12.90.

Постановление Совета Министров СССР “Единые нормы амортизационных отчислений” , № 1072 от 22.10.90. Постановление Правительства РФ “Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов” № 967 от 19.08.94.

23. Постановление Правительства РФ “О селективной поддержке авиационной промышленности и гражданской авиации России в 1995 - 1996 годах” № 1211 от 03.11.94.

Постановление Правительства РФ “О лицензировании отдельных видов деятельности” № 1418 от 24.12.94.

24. Постановление Правительства РФ “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” № 633 от 29.06.95.

25. Постановление Правительства РФ “Об утверждении федеральной программы развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года “Рыба” № 930 от 18.09.95.

26. Постановление Правительства РФ “Об утверждении положения о лицензировании лизинговой деятельности в РФ” № 167 от 26.02.96.

27. Постановление Правительства РФ “О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) , включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) , и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли” № 1133 от 20.11.95.

28. Постановление Правительства РФ “О мерах государственной поддержки производства и реализации на условиях лизинга самолетов ТУ-204” № 763 от 02.06.96.

29. Постановление Правительства РФ “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации” № 752 от 27.06.96.

30. Постановление Правительства РФ “О мерах государственной поддержки производства и реализации на условиях лизинга самолетов ТУ-204” № 783 от 02.07.96.

31. Постановление Правительства РФ “О неотложных мерах по повышению эффективности деятельности авиакомпаний России” , № 146 от 02.02.98.

32. Распоряжение Правительства РФ “О развитии лизинговых операций с целью приобретения рыболовецких судов, построенных за рубежом” № 534-р от 21.03.92.

33. Распоряжение Правительства РФ “О полном освобождении от оплаты таможенных пошлин и налогов самолетов А-310-300” ” № 737-р от 24.05.94.

34. Распоряжение Правительства РФ “О некоторых таможенных льготах в отношении ввозимой авиационной техники” № 1445-р от 09.09.94.

35. Распоряжение Правительства РФ “О мерах по привлечению инвестиций для переоснащения парка самолетов российских авиакомпаний” № 404-р от 27.03.97.

36. Указание ГТК РФ “О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза) ” № 01-12/328 от 25.04.94.37. Приказ ГТК РФ “О ТН ВЭД СНГ и о внесении изменений и дополнений в отдельные нормативные акты ГТК России” № 248 от 13.04.95 (действует в редакции изменений и дополнений от 31.01.97) .

38. Письмо ГТК РФ “О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений” № 01-13/10268 от 20.07.95.

39. Приказ ГТК РФ “О ставках ввозных таможенных пошлин” № 258 от 26.04.96 (в ред. изменений и дополнений от 19.03.98) .

40. Письмо Госбанка СССР “О плане счетов бухгалтерского учета” № 270 от 16.02.90.

41. Приказ ЦБ РФ “Об утверждении Положения об изменении видов валютных операций” № 02-94 от 24.04.96.

Согласно Постановлению Правительства от 26 февраля 1996 г. 167 “Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”, деятельность компаний, выступающих в качестве лизингодателей, т.е. лизинговых компаний, подлежит обязательному лицензированию. Это требование распространяется и на лизинговые компании, являющиеся нерезидентами в отношении их деятельности на территории РФ.

Лицензирование осуществляется Министерством экономики РФ. Для получения лицензии согласно Положению о лицензировании (пункт 8) лизинговая компании должна представить следующие документы:

а) заявление установленного образца о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии;

б) копии учредительных документов лизинговой компании;

в) копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании;

г) справку органа Государственной налоговой службы Российской Федерации о постановке лизинговой компании на учет;

д) документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой компании;

е) баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал) и отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанный период;

ж) копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее проверки органом Государственной налоговой службы РФ;

з) документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления.

Рассмотрев документы, представленные организациями-заявителями, Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики РФ направляет свое заключение о выдаче, отказе в выдаче, продлении, переоформлении, аннулировании, приостановлении или возобновлении срока действия лицензии в Комиссию при Минэкономики России по лицензированию лизинговой деятельности в Российской Федерации, состоящую из представителей заинтересованных министерств и ведомств. Комиссия на основе коллегиального обсуждения предлагает свои рекомендации Минэкономики России для окончательного решения о выдаче лицензии или отказе в выдаче, а также о сроке действия лицензии. В соответствии с Положением о лицензировании (пункт 18) срок действия лицензии может быть от одного года до пяти лет. С учетом рекомендаций Комиссии Минэкономики России оформляет лицензию, которую подписывает заместитель министра экономики В.В. Коссов. После этого лицензия передается на ответственное хранение в Государственную регистрационную палату при Минэкономики России, где она вносится в сводный Государственный реестр, о чем выдается заявителю соответствующее свидетельство вместе с самой лицензией. Лицензия - это ценная бумага, имеющая более 12 степеней защиты. Как утверждают специалисты Гознака, это максимальное число степеней защиты для ценных бумаг. Следует иметь в виду, что в Палате организована служба подтверждения подлинности лицензий, выданных лизинговым компаниям и свидетельств о внесении в Госреестр любому заинтересованному юридическому и физическому лицу независимо от его местонахождения. Это дает возможность лизингополучателю оперативно удостовериться в наличии у лизинговой компании действующей лицензии на деятельность по лизингу.

Законодательство по лицензированию лизинговой деятельности:

1. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. №1418 “О лицензировании отдельных видов деятельности”

2. Постановление Правительства РФ №633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” (включая Временное положение о лизинге)

3. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. 167 “Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”

4. Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 14 марта 1996 года №66 “О постановлении Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года №167 “Об утверждении положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”.

5. Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 20 июня 1996 года №91 “Об организации работы в Минэкономики России по лицензированию лизинговой деятельности в Российской Федерации”.

6. Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 14 марта 1996 года №ПВ-6-02/180 “О положении о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”.

7. Письмо Министерства экономики РФ от 10 июля 1996 г. №ВК-765/8-721 “О лицензировании лизинговой деятельности”

2. Территория интересов лизинговых компаний

Некоторые лизинговые компании, в случае, если потенциальный лизингополучатель находится за пределами области, в которой она расположена, не всегда соглашается работать с ним (сложность контроля, судебных процедур, обслуживания оборудования, различные местные особенности законодательства, отсутствие контактов с местными властями и т.д.).

Географический интерес лизинговых компаний может определяться кредитной политикой банка, финансовые ресурсы которых они привлекают.

3. Внутренняя структура лизинговых компаний

Большинство лизинговых компаний имеет достаточно простую внутреннюю структуру. Рассмотрим ее на примере лизинговой компании “Инком-лизинг”. Как сообщил заместитель ее генерального директора Владимир Гусев, эта компания организационно делится на три структуры: отдел клиентских отношений (коммерческий отдел), отдел расчетов и финансового анализа, бухгалтерию. В дополнение к этим основным разделам практически во всех лизинговых компаниях есть своя юридическая служба, либо один юрисконсульт, если компания организационно входит в структуру какого-либо банка и для решения сложных правовых задач прибегает к услугам его юридической службы.

Большая часть ответственных решений относительно предложенных компании лизинговых проектов принимается исходя из рекомендаций аналитического финансового отдела. Этим отделом, в частности, просчитывается такая характеристика, как лимит кредитных рисков, осуществляется наблюдение за динамикой финансового состояния предприятия, анализируются результаты аудиторских проверок. В комплексе этот анализ позволяет установить момент, когда предприятие-клиент может пойти на следующий проект лизинга. Эта информация передается в отдел клиентских отношений, менеджеры которого предлагают клиенту начать детальную проработку такого проекта. Однако при проведении переговоров и заключении лизинговых соглашений лизингополучателям приходится общаться лишь с менеджерами отдела клиентских отношений. С самого начала реализации проекта лизинга для какого-либо предприятия за ним устанавливается контроль со стороны менеджера компании, который, как правило, ведет этот проект до его полной реализации.

4. Типы лизинговых компаний

На сегодняшний день в России можно выделить шесть основных типов лизинговых компаний:

1. лизинговые компании – дочерние компании крупных банков, либо сами являющиеся коммерческими банками;

2. лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку;

3. полукоммерческие лизинговые компании;

4. лизинговые компании, созданные торговыми компаниями;

5. иностранные фирмы – поставщики оборудования;

6. международные лизинговые компании.

Сотрудничество с лизинговой компанией, относящейся к тому или иному типу, как правило, имеет особенности, которые необходимо учитывать при проведении переговоров, окончательном выборе лизингодателя и заключении с ним лизингового контракта.

1). Коммерческие лизинговые компании, созданные банками, либо сами являющиеся коммерческими банками, в большинстве случаев ориентируются на оказание стандартных лизинговых услуг широкому кругу клиентов, что не исключает преимущественного обслуживания клиентов “собственного” банка. Обычно банки не только финансируют деятельность дочерних компаний, но и активно поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается напрямую в банк за получением кредита на приобретение основных средств. Естественно, что компании, входящие в структуру крупных банков, и сами являются наиболее крупными на рынке, имеют большой портфель заказов. Они, как правило, похожи на западные, используют наиболее современные методы работы, имеют квалифицированный персонал.

В качестве примера этого типа компаний можно назвать: ТОО “Интеррослизинг” (создан ОНЭКСИМбанком и Международной финансовой компанией), ЗАО “ИНКОМ – лизинг” (дочерняя компания ИНКОМБАНКа), ЗАО “РК – лизинг” (банк Российский кредит), ЗАО “СБС- лизинг” (банк СБС-Агро), ЗАО “РГ – лизинг” (Сбербанк), ЗАО “Промстройлизинг” (Промстройбанк), ОАО “Лизинговая компания ЛИЗИНГБИЗНЕС” (Мосбизнесбанк), ООО “Сбербанкинвестстрой” (Сбербанк), АОЗТ “Балтийский лизинг” (Промстройбанк, г. Санкт-Петербург), ТОО “Межсбер – Юраско Лизинг” (Межэкономсбербанк), ЗАО “Лизинговая компания “Инвестиционный альянс” (Сбербанк г. Екатеринбург), АОЗТ “Лизинг-СЗМ” (Лесопромышленный банк, Промстройбанк, г. Санкт-Петербург), АОЗТ “Дальлизинг” (Владивостокский филиал КБ “Восток”), ТОО “Петролизинг” (Петровский, г. Санкт-Петербург),

АОЗТ “Сибирский лизинг” (Интернациональный торговый банк, г.Омск), ТОО “Уральская лизинговая компания” (Уралпромстройбанк, г. Екатеринбург), лизинговая компания “Красные ворота” (основной учредитель Инсвестсбербанк).

Кроме вышеперечисленных, получили лицензии на проведение лизинговых операций: Инвестиционный банк “ВОСТОК - ЗАПАД”, Российско-американский инвестиционный банк, АОЗТ Коммерческий банк “Кредит Свисс” и некоторые другие.

2). Коммерческие лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку. Отраслевые лизинговые компании ориентируются на обслуживание предприятий определенной отрасли. Отраслями, наиболее привлекательными для развития российского лизинга, практики считают: сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (авиа- и судоперевозки).

К лизинговым компаниям этого типа относятся: “РОСАГРОСНАБ”, “РОССТАНКОИНСТРУМЕНТ”, ЗАО “Аэролизинг”, ЗАО “Лукойл – лизинг”, ЗАО “Медлизинг”, ЗАО “Лизингуголь”, ЗАО “Геолизинг”.

Некоторые лизинговые компании организованы по территориально-отраслевому принципу: Тюменская агропромышленная компания, ООО “Урал – авиализинг”, ОАО “Московская лизинговая промышленная компания”.

3). Полукоммерческие лизинговые компании, созданные при участии государственных или муниципальных органов и финансируемые (частично или полностью) за счет соответствующих бюджетов, а также региональные организации, созданные для поддержки малого предпринимательства и получившие лицензию на проведение лизинговых операций: ЗАО “Московская лизинговая компания” (основной учредитель – Московский Фонд поддержки предпринимательства), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно технической сфере, ЗАО “Сибирская лизинговая компания”, ООО “Дагестанская лизинговая компания”, ОАО “Тюменская лизинговая компания”, ЗАО “Тверская лизинговая компания”, Региональное агентство поддержки малого бизнеса “Иркутский БИЗНЕС-ПАРК”, АОЗТ “Ростов-Надежда”, Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области.

Особенностью этого вида лизинговых компаний, особенно созданных непосредственно государственными и муниципальными структурами, является жесткая ориентированность на осуществление лизинговых сделок с определенными типами клиентов. Условия лизинговых сделок, предлагаемые этими компаниями, а они обычно используют льготное бюджетное финансирование, являются более привлекательными для клиентов, по сравнению с условиями, предлагаемыми коммерческими лизинговыми компаниями, однако доступность их услуг сильно ограничена. Часто перед такими компаниями вопрос эффективности или хотя бы надежности реализуемых лизинговых проектов стоит не так остро, как для коммерческих лизинговых компаний.

4). Лизинговые компании, созданные торговыми компаниями, и прочие лизинговые компании, не имеющие прямых связей ни с банковскими, ни с промышленными, ни с государственными ресурсами, такие как: ЗАО “Юнит Лизинг”, ТОО “Лизинговая компания “Северная Казна”, ЗАО “Крейт Лизинг” и другие. Как правило, эти компании создаются для привлечения корпоративных клиентов, имеющих возможность приобретать большие объемы оборудования, например оргтехники, торгового оборудования и т.д.

5). Иностранные фирмы – поставщики оборудования, автотранспортных средств и технологий, в основном большегрузных автомобилей, хотя в последнее время эта тенденция постепенно распространяется и на производителей множительной, оргтехники, в некоторых случаях, печатного оборудования. Они используют лизинг в качестве инструмента сбыта своей продукции. Они были вынуждены создавать лизинговые компании в связи с постепенным насыщением рынка и возросшей конкуренцией. Типичными примерами таких компаний являются: XEROX, IVECO, SCANIA, DAF.

Лизинговые сделки, заключаемые иностранными фирмами-производителями, обычно предусматривают участие российского банка, приемлемого для иностранной фирмы, выдающего гарантию за своего клиента конечного лизингополучателя.

6). Международные лизинговые компании используют возможность получения более дешевых по сравнению с внутренними кредитных ресурсов и высокую степень осторожности к неизвестным российским лизинговым компаниям со стороны западных производителей и поставщиков оборудования. Такими компаниями являются, например, Российско-британское СП “РЫБКОМФЛОТ” и ЗАО Российско-германская лизинговая компания (РГ-лизинг), активно занимающаяся в последнее время лизингом полиграфического оборудования.

Основной целью деятельности иностранных лизинговых компаний в России является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Западные банки вынуждены воздерживаться от значительных инвестиций в российский лизинг, среди прочего, из-за высоких резервных требований по российским кредитам, предусмотренных в их странах. Международные лизинговые компании, не обремененные необходимостью создания таких резервов на случай потерь, развивают свою деятельность в России более активно. Несколько западных лизинговых компаний создали совместные предприятия или филиалы в России, занимающиеся не только кэптивным лизингом, зависимым от конкретного производителя, но и лизингом самого различного оборудования (“смол тикет лизинг”).

Международные лизинговые компании находят, что они могут осуществлять свой лизинговый бизнес в России, если вести его разумно и осмотрительно. Тщательные исследования показали в целом приемлемость правовой и финансовой среды. Коммерческие возможности и конкурентное давление вынуждают начать лизинговую деятельность в России для поддержки международных поставщиков. Несколько известных лизинговых компаний, включая АТ&Т Капитал, Рэнк Ксерокс Лтд., Хьюлетт Паккард Гес.М.б.х., уже начали или готовятся начать операции в России. Главной задачей международных лизинговых компаний, действующих в России, является обеспечение финансирования на конкурентоспособных условиях для обслуживаемых ими производителей.

Международные лизинговые компании создают свои филиалы с полным владением или совместные предприятия, или одновременно следу ют обоим этим стратегиям. Объем международного лизинга в России достаточно велик, особенно при аренде телекоммуникационного оборудования и авто-трейлеров. Несколько крупных европейских лизинговых компаний оформляют лицензии на организацию международного финансирования лизинга в России. Предполагается значительное расширение этой формы международного финансирования.

Национальный институт прессы Центр "Право и средства массовой информации"
Автор-составитель Ф.Кравченко

20 фев 2012, 08:57

Есть кредитная организация, хотели еще оказывать услуги по лизингу. Нужно ли лицензировать лизинг? По закону вроде бы лицензию отменили, но как объяснить тот факт, что при расширении вида деятельности от нас требуют лицензию?

Нужна ли лицензия на лизинг?

20 фев 2012, 09:41

Добрый день, Любовь Машкова.
Да, лицензию на лизинг отменили, и уже давно. Если хотите расширить вид деятельности своей организации, то в налоговой открываете соответствующие виды деятельности, и работаете спокойно. По сути дела, лизинг тот же самый кредит, только без выкупа права собственности на предмет лизинга, (или с выкупом, зависит от договора, тогда все очень идентично). Возможно Вы не так поняли, что от Вас требуют.

Нужна ли лицензия на лизинг?

22 фев 2012, 18:17

Ранее лизинг требовал получения лицензии. Для его развития лет 9 назад выпустили закон, по которому снизили количество лицензируемых областей деятельности очень сильно. Лизинг стал нелицензируемый. Но если у Вас есть кредитная организация, то к чему вопрос? Вы по лицензии ЦБ можете заниматься лизингом в любом случае!

Нужна ли лицензия на лизинг?

24 фев 2012, 07:44

Скорее всего, Любовь Машкова, на вашей неосведомленности хотят немного нажиться, такое бывает с представителями среднего бизнеса чаще всего. Сообщите об этих людях в правоохранительные органы, возможно, их уже ищут.

Выберите форум ------------------ Банковские услуги Пластиковые карты Кредиты Банковские вклады (депозиты) Ипотека Банкоматы и терминалы Сбербанк России Отзывы о банках: сервис и обслуживание Обеспечение деятельности банка Зарубежные банки Финансы Электронные деньги Bitcoin форум Курсы валют Денежные переводы, чеки, векселя Общие вопросы по финансам Финансовые новости России и мира Банковское дело, экономическая теория Личные финансы, семейный бюджет Материнский капитал Пенсия и пенсионные фонды Инвестиции Инвестиции, вложение денег Недвижимость Драгоценные металлы и монеты Бизнес в России, акции российских компаний Международный бизнес, акции компаний США и других стран мира. Страхование Страхование жизни, страхование здоровья Автострахование (КАСКО, ОСАГО) Бизнес - форум Лизинг, лизинговые компании Бизнес и предпринимательство Налоги и налогообложение Юридическая консультация Работа, трудовые отношения Самое разное Здоровье, спорт, здоровый образ жизни Духовная пища Психология и беседы о жизни Идеи Техника + авто Персональные форумы BigFoot Персональные форумы Disraeli


Просмотров