Как появился закон. Законодательный процесс в рф. Сколько времени занимает

Изучая российское законодательство, многие граждане недоумевают. Откуда берется такое количество всевозможных законопроектов, актов и прочих, регулирующих жизнь россиян, документов. Кто принимает законы в РФ? На чем основано решение об их принятии? Учитывая, что жить по таким законам в России становится все хуже, граждане все чаще задаются этим вопросом.

Кто принимает федеральные законы в РФ

Законы, в том числе федеральные, могут быть приняты, согласно статьям 104-107 Конституции РФ. Органом, принимающим законы в РФ, является Государственная Дума.

Разработать закон и передать его на рассмотрение могут как депутаты Госдумы, так и или Президент. Принятие происходит путем голосования депутатами. Если «за» проголосует большинство - закон будет принят. Текст зачитывается с трибуны, после этого они приступают к прениям и, если препятствий нет, голосуют. После этого, в течение 5 дней он рассматривается Советом Федерации. Если он был одобрен более чем 50% голосов Совета, его опубликовывают и закон вступает в силу.

Сколько времени занимает

На оценку и принятие закона Конституцией РФ установлен срок - 2 недели. Если закон за это время не был принят, то его снимают с повестки дня или передают в Государственную Думу для внесения изменений. Тот, кто принимает законы в РФ, знает, что отклонение законопроекта Советом Федерации - это еще не значит, что его нельзя принять. Он может быть принят в обход совета Федераций, если во время повторного чтения будет принят двумя третями от численности собравшихся на слушание депутатов. Соответственно, срок принятия федерального закона составляет от 6 до 14 дней.

Роль Президента

В чем, в чем, а Президента нельзя винить в существовании плохих законов. Утверждать, что Президент РФ принимает законы - показывать незнание статей Конституции. Он может разработать свой законопроект и проявить инициативу, чтобы внести его на рассмотрение и обсуждение в Государственной Думе. Но повлиять на принятие того или иного акта, в том числе и своего - он не имеет на это права.

В некоторых случаях Президенту доступно право «вето», но воспользоваться им он может только раз. Если во втором чтении, при повторном голосовании за законопроект проголосует две трети голосов - он приобретет юридическую силу. Все законы, перед тем, как быть опубликованными, должны быть подписаны Президентом, независимо от того, считает ли он правильным принятие или нет.

Не Президент РФ принимает федеральные законы, а Однако он может выступать инициатором создания и принятия законопроекта о введении или отмене налогов, изменении финансовых обязательств государства. То есть, законов, связанных с бюджетно-распределительной системой. Они могут быть внесены на обсуждение Думой только после одобрения Правительства.

Роль Правительства

Простой обыватель думает, что Правительство РФ принимает законы, и снова ошибается. Правительство, согласно все той же Конституции, не занимается таким видом деятельности. Оно относится к органам исполнительной власти и занимается вопросами, связанными с исполнением, а не принятием законов в РФ. В сфере деятельности Правительства также находятся сферы развития культуры, науки, бизнеса, здравоохранения и правопорядка. Оно следит за тем, как власть на местах соблюдает российское законодательство и не нарушает права граждан.

Как закон приобретает юридическую силу

После того как закон будет одобрен в Совете или он будет принят единогласно депутатами Государственной Думы, он еще не приобретает юридической силы. Для того чтобы он вступил в силу, его необходимо опубликовать в средствах массовой информации (каналы Центрального телевидения, радио и «Русская газета», Кодексы). До этого момента законопроект считается недействительным и не может использоваться.

Иногда в ситуации, когда разработанный и принятый закон не может быть использован сразу в силу непреодолимых обстоятельств, дата его вступления в юридическую силу может быть отсрочена на несколько лет. Он также долен быть опубликован. Он вступит в силу с указанной в нем даты. Те, кто принимает законы в РФ, делают это для того, чтобы граждане смогли заранее ознакомиться с тем, что к определенному моменту закон начнет действовать.

В каких случаях закон признается недействительным

Решение о недействительности принятого закона выносит Конституционный Суд Российской Федерации. После вынесения решения, он утрачивает силу, а вместо него применяются другие акты.

Причиной для признания его недействительным может быть противоречие его уже принятым федеральным законам и актам. Такая необходимость может возникнуть, если выяснится, что уже принят аналогичный законопроект. Тот, кто принимает законы в РФ, не всегда знает, что они уже есть и либо не работают, либо не применяются.

Судебное разбирательство обычно назначается по заявлению депутатов, членов Совета, прокуроров, судей, юристов. После того, как будет вынесено соответствующее решение, информация о признании закона недействительным должна быть опубликована. Только после этого это решение будет считаться вступившим в силу.

В тексте закона также может быть прописан срок, в течение которого он действителен и по истечении которого его действие аннулируется. Тот, кто принимает законы в РФ, делает это в тех случаях, когда законопроект был принят в определенный период на определенные цели. Например, во время подготовки к Олимпийским играм в Сочи 2014 были приняты законы в области гражданского, земельного и налогового законодательства, действие которых прекратилось с их окончанием.

В нашем обществе существует такое понятие, как закон. Закон представляет собой своеобразный свод правил, которые позволяю нормировать взаимоотношения людей в обществе, а также взаимоотношения человека и государства. Естественно, возникает вопрос, как создаются законы в РФ , и кто именно занимается их составление. В принципе, начнем сразу же с того, что создание закона – процесс крайне сложный и весьма многогранный. Тут все зависит от массы факторов, многие из которых должны непременно соответствовать конституционным нормам нашей страны.

Как именно создаются законы в РФ?

  1. В первую очередь в дело привлекаются опытные юристы, которые имеют должное образование и непосредственно юридический стаж. Как правило, к написанию законодательства привлекаются преподаватели высших учебных заведений, а также практикующие юристы;
  2. После того, как проработан текст самого законопроекта, обязательно производится процедура его модификации и проработки. Депутаты государственной думы стараются максимально детально изучить каждое слово, написанное в законопроекте и установить соответствие информации уже имеющимся федеральным законам и конституции. После, производится процесс голосования, то есть, принятия законодательства;
  3. Если законодательство набрало две третьи голосов, то оно передается на рассмотрение совету федераций. Тут также протекает весьма серьезный процесс изучения и анализа документа. Если возникают какие-то вопросы и недопонимания, то законопроект может быть возвращен на доработку. Если же документ не вызывает дополнительных вопросов, то производится голосование, то есть, процесс принятия данного законопроекта;
  4. Если совет федерации принимает решение о принятии закона, то документ передается президенту на подписание. В течение 14 дней, после проведения всех перечисленных манипуляций, президент должен подписать законодательство и в обязательном порядке производится процедура его обнародования.

Формирование законодательства в правовом государстве

В принципе, в нашей стране власть передана депутатам, которые выбираются на специализированных выборах. Считается, что депутаты являются представителями народа. Вся законодательная база формируется именно тут. Ведь структура нашей власти такова:
  1. Законодательная власть, которая представляет собой депутатов государственной думы. Именно они занимаются всеми вопросами создания и принятия законодательства;
  2. Исполнительная власть, которая представлена рядом государственных инстанций и кабинетом министров. Президент также относится к исполнительной власти. Основная задача данной власти – сделать все возможное, чтобы внедрить законодательство в жизнь общества;
  3. Судебная власть, которая является основным элементом защиты законодательства. В случае нарушения закона в дело вступает судебная система, которая выносит наказание за такие нарушения.
P.S. Если Вам требуются обзорные зеркала - кликните по ссылке.


Вопрос, как создать закон, очень часто встает перед депутатами верховной работы. Все дело в том, что именно они являются непосредственным законодательным органом, на плечи...

В первобытном обществе отношения между соплеменниками не отличались сложностью и разнообразием. И все же часто приходилось регулировать их, чтобы избегать конфликтов и недоразумений. Роль регулятора в этом случае играли обычаи, ограничения и запреты на те или иные действия.

Тот, кто нарушал установления рода, подвергался строгим мерам, вплоть до порицания, физического наказания или изгнания из общины.

Со временем общественные отношения существенно изменились. Усложнилась социальная структура общины, появилась частная собственность. Нередкими стали конфликты между членами общества. Это вызвало необходимость в появлении специальной структуры для управления и принуждения. Так возникло государство.

Одна из функций государства как раз и состояла в регулировании взаимоотношений между отдельными членами общества. Появилась потребность письменно закрепить правила поведения, ограничив свободу людей.

Появление и развитие законов

Во втором тысячелетии до нашей эры появляются первые писаные системы законов. Одним из старейших источников, позволявших говорить о появлении норм права, считаются законы вавилонского царя Хаммурапи. В его кодексе отчетливо определяются права личности и собственников имущества.

Вначале источником законов были высшие лица государства. Цари сами определяли, какие нормы поведения нуждаются в законодательном закреплении, сами же вершили суд и назначали наказание за нарушение закона. Впоследствии функции контроля перешли к специально выбираемым судьям. Появились специалисты в области права, которые изучали и толковали законы.

Во времена расцвета Древнего Рима законы получили новое содержание. Многие из принципов римского права в несколько измененном виде дошли до наших дней и нашли отражение в современном законодательстве. Позже человечество прошло через период средневековья, когда отношения между людьми чаще всего регулировались церковью, законы и установления которой именовались канонами.

С дальнейшим развитием гражданского общества усложнялась и система законодательства. После XII века на основе положений римского права во многих странах Европы стало развиваться гражданское, общее и международное право.

Постепенно законы стали регулировать и отношения между отдельными государствами.

За многовековую историю развития права законы существенно изменились. Они стали в большей степени учитывать особенности общественного устройства и хозяйственной деятельности. Современному юристу приходится иметь дело со сложными системами права. Знание законов и умение их применять на практике выделилось в особое направление, называемое юриспруденцией.

В соответствии со статьей 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладает президент, совет федерации, государственная дума. А также правительство страны, субъекты РФ, Конституционный суд, верховный и высший арбитражный суд (но, исключительно в вопросах их ведения).

Кто именно создает закон?

В принципе, вся структура принятия и рассмотрения законопроектов описана в 105 статье Конституции РФ. В первую очередь производится процедура разработки законопроекта, то есть, его текста. В данном случае, чаще всего привлекаются опытные юристы, которые могут правильно составить текст, который не будет противоречить законам нашей страны и установленным конституционным нормам. После чего, законопроект должен быть одобрен государственной думой.

Сам процесс инициации создания законопроекта может исходить от совета федерации, президента или же от государственной думы. То есть, данные законодательные инстанции дают своеобразное задание юристам, проработать законопроект в том или же ином правовом поле.

Что же касается судов, то они также, как высшая власть в стране, имеют право инициировать принятие законодательных актов. В данном случае, вопросы, которые рассматривает законопроект, должны быть в пределах ведения того или же иного судебного органа. После проработки, законопроект передается на одобрение государственной думе и совету федерации.

Структура принятия законопроекта

Изначально законопроект в обязательном порядке рассматривается государственной думой. В данном случае, могут быть внесены своеобразные изменения и коррективы, после чего, производится процесс голосования. Далее, законопроект в обязательном порядке передается на одобрение совету федерации.

Чтобы закон обрел юридическую силу, нужно произвести следующие действия:

  1. В течение 14 дней после принятия закона государственной думой или же советом федераций, законопроект должен быть подписан президентом страны;
  2. После подписания, законопроект в обязательном порядке публикуется на четко определенных федеральных ресурсах, а также в специализированных печатных изданиях. Процесс публикации должен занять не более семи дней, с момента подписания закона президентом;
  3. По истечению 10 дней, после того, как законопроект был опубликован на специальных сайтах и в печатных изданиях, он приобретает юридическую силу по всем стране, если иное не предусмотрено самим законом. То есть, в самом законе может быть установлена своя дата вступления документа в законную силу, но не ранее, чем через 10 дней после того, как он стал общедоступным.
Благодаря такой структуре строения, формируется возможность граждан предварительно ознакомиться с теми законопроектами, которые в ближайшее время начнут действовать на территории страны.


В соответствии с Конституцией РФ, а в частности со статьей 105, формируется система приема законов в России. Так, данная статья четко описывает структуру принятия...

В нашей стране законодательной властью считаются депутаты государственной думы, которые разрабатывают и принимают федеральные законы. В тоже время не следует забывать о таком понятии, как подзаконные акты. В данном случае, их можно разрабатывать и принимать исполнительная власть, к которой относится президент, правительство страны. Кроме того, высшие судебные инстанции также имеют право принимать подзаконные акты.

Кто именно придумывает федеральные законы?

  1. Конституция РФ указывает на то, что процесс принятия и разработки законодательной базы в данном вопросе отдается государственной думе и совету федерации;
  2. Государственная дума разрабатывает текст законопроекта и производит его обсуждение, после чего, в обязательном порядке производится голосование. Законопроект считается принятым в том случае, если за него проголосовало большее количество депутатов (больше половины);
  3. Далее законопроект должны одобрить в совете федераций. Тут также производится голосование, на основании которого принимается окончательное решение;
  4. После принятия законопроекта, он отправляется на подписание президенту. Президент в течение 14 дней должен поставить свою подпись или же наложить на законопроект вето;
  5. В течение семи дней после подписания законопроекта, его публикуют для обнародования;
  6. Законопроект в своем составе чаще всего содержит информацию о дате набора юридической силы, если же дата не указана, то по истечению десяти дней с момента публикации, законопроект набирает юридическую силу по всей территории страны.
Если речь идет о приеме федерального конституционного закона, то в данном случае, данный законопроект должен набрать не менее 2/3 голосов у депутатов государственной думы, и 3/4 голосов в совете федераций. В данном случае президент не имеет возможности наложить на законопроект вето.

Подзаконные акты

В нашей стране данные акты имеют весьма серьезное значение в формировании общей системы законодательства. Чаще всего, такие акты создаются исключительно на основании конституционных норм. Такие акты не могут противоречить уже имеющимся федеральным законам. В тоже время, они могут дополнять и разъяснять законодательную базу. Процесс приема данных документов не требует одобрения совета федераций или же депутатов государственной думы. Тут все гораздо проще. Тем не менее, такие акты имеют весьма существенную юридическую силу.

Если же подзаконные акты противоречат федеральным законодательствам, то в данном случае, они теряют свою юридическую силу и не могут использоваться в качестве законодательного акта.

Вполне очевидным становится тот момент, что в нашей стране законодательные акты создаются законодательными и исполнительными, а также судебными инстанциями. То есть, высшими структурами государства, которые определяются Конституцией РФ.


Федеральные конституционные законы представляют собой своеобразную разновидность законодательной базы. Но, ФКЗ в отличии от обычных законов, могут приниматься на основании четко...



Просмотров