Испытание психики ребенка

Родители всегда стремятся дать своему ребенку самое лучшее, регулярно заботятся о его здоровье. Одна из важнейших задач – сохранить здоровье детей в школе; подготовить достойного, высокообразованного и здорового члена общества.

В раннем детстве закладывается фундамент будущего здоровья человека. Многие болезни «родом из детства». Физическое и психическое здоровье ребенка формируется в семье, поэтому так важно создать все условия для нормального роста и развития. Здоровый сон, полноценное питание, регулярные занятия физической культурой, прогулки на свежем воздухе, закаливание дадут свои положительные результаты при их систематическом выполнении.

Важной вехой в жизни ребенка является поступление в школу. Кроме нового, неизведанного мира, в который погружается маленький ученик, школа наносит ему четыре серьезных удара. К ним нужно быть готовыми и ребенку, и его родителям, и научиться их отражать. Первая проблема у школьников – неприятности с позвоночником.

Как сохранить здоровым позвоночник школьника?

Больше всего в условиях школы страдает позвоночник ребенка. Мышцы получают незначительное количество кислорода в результате неправильного положения корпуса за партой. На перемене движения ограничены, уроков физкультуры недостаточно для правильного формирования позвоночника. Здоровье школьника всецело зависит от состояния его мышечной системы. Если мышцы недостаточно развиты, нарушается осанка, искривляется позвоночник.

Родителей должен насторожить тот факт, что ребенок избегает посещения уроков физкультуры. Здесь необходимо проявить чуткость и такт: занятия физкультурой в школе далеки от совершенства, и могут негативно отражаться на психике школьника, формируя у него многочисленные комплексы. Задача педагогов и родителей состоит в индивидуальном подходе к ребенку. Необходимо дать учащимся почувствовать радость от занятий спортом.

Тренировки в спортивных секциях окажут огромную пользу для укрепления здоровья. Возможно посещение залов с тренажерами. Занимаясь на них, учащиеся тренируют определенные группы мышц. Дома необходимо создать небольшой спортивный уголок для занятий. В этом уголке достаточно поставить шведскую стенку, кольца или канат. Небольшой турник в дверном проеме – это необходимый минимум.

Занятия с роликом на уроках физкультуры или в домашних условиях, будут разрабатывать все мышцы тела; развивать координацию движений. Целесообразно включать в тренировочные занятия быструю ходьбу по беговой дорожке. Не нужно лишь заниматься на велотренажере: мышцы спины и рук совсем не работают и не получают необходимой нагрузки.

Игры во дворе и занятия спортом в школе

Разрабатывая меры профилактики малоподвижного образа жизни, учителя и родители должны помнить, что есть еще сколиоз и остеохондроз, которые нагрузками на определенные группы мышц, не остановить. Многие ослабленные школьники, а также имеющие лишний вес, не могут совершать пробежки по утрам. Для них это непосильные нагрузки: страдает позвоночник и суставы.

Выход есть: утренняя гимнастика в течение 15 минут должна включать комплекс из трех упражнений. Во-первых, ребенок должен отжиматься от пола 10 раз. При этом укрепляются мышцы верней части туловища, которые координируют работу легких, сердца, мозга. Следующее полезное упражнение – подъем выпрямленных ног из положения, лежа на спине. И заключительное упражнение – приседания. Такую нагрузку завершает школьник обливанием, заставляя активизироваться защитные силы организма.

Родители школьников подросткового возраста должны знать о том, что у ребенка начинается ускоренный рост костей: мышцы растут медленнее и появляется нарушение осанки. Упражнения утреннего комплекса должны включать растяжки, лучше брать их из хатха-йоги. Подтягивания на перекладине являются хорошей профилактикой сколиоза.

Меры по восстановлению зрения у школьников

Обучение в школе создает повышенную нагрузку на глаза ребенка. Особенно подвержены близорукости дети, родители которых также близоруки. От мамы проблема переходит к дочери, от отца – к сыну.

Медицинский персонал в школе, совместно с родителями, направляет детей с плохим зрением к врачу-офтальмологу. Близорукость очень коварна. Она чаще развивается на одном глазу, и ребенок просто не замечает ее. Медики диагностируют синдром «ленивого глаза»: больной глаз не получает зрительную информацию, резко начинает отставать в развитии. Возможно, ребенка необходимо будет пролечить для приостановления развития близорукости. Родители, совместно со специалистом, должны выбрать необходимую тактику лечения: воздействие магнитными полями или специальные виды гимнастики. Есть препараты для улучшения зрения – «Миртилене форте», «Blueberryvital».

Школьникам с плохим зрением необходимо носить очки. Постоянное или временное ношение определяет врач. Родители должны строго следить за соблюдением школьником гигиены зрения дома: не разрешать читать лежа в постели, делать уроки при включенном общем свете.

В профилактических целях ребенку предлагают чередовать нагрузки. Например, при работе с компьютером, делать перерыв через каждые 20 минут. Близорукие дети должны плавать в бассейне или играть в теннис; им запрещают поднятия тяжестей, опасные виды спорта, связанные с возможностью получения травмы.

Проблемы школьников с желудком

В школе очень много детей, страдающих желудочно-кишечными заболеваниями. Охрана здоровья детей в школе направлена на предотвращение распространения кишечных инфекций в детском коллективе, принятие мер профилактики глистных инвазий.

Переход ребенка не новый режим питания сказывается на его здоровье: необходимо еще до начала обучения начать давать школьнику адаптогены. Утром можно пить экстракт элеутерококка по 1 капле на год жизни. Витамины «Аскорутин» и «Аевит» так же ускорят процесс адаптации. Такое лечение необходимо проводить перед поступлением в первый класс, в пятом классе, и осенью.

Школьники часто заражаются глистами, которые воздействуя на желудок, разрушают его. Родители должны проводить профилактические курсы против глистов раз в полгода; лечение назначает детский врач.

Питание бутербродами, всухомятку способствует возникновению гастрита у школьников. Профилактика состоит в том, чтобы ребенок обязательно завтракал утром и обедал в школе. Необходимо следить за правильным расходованием денег на карманные расходы. Недопустима покупка чипсов, сладостей, газированных напитков.

Школьный медперсонал ставит на учет детей из группы риска и проводит регулярную профилактическую работу по выявлению бактерионосительства.

Испытание психики ребенка

С момента поступления в школу, многие дети испытывают психологические нагрузки: им трудно общаться со сверстниками, возникают конфликты с педагогами. Конец закономерен: полное нежелание учиться или нервный срыв.

Педагоги и родители должны знать все о «комплексе отличника», возникающем у тех детей, которые были слишком самостоятельными, а в семье становились кумирами. Школьник полностью убеждается в том, что ценят только его успехи. Школа лишь усиливает это ошибочное мнение, и возникает стремление быть лидером во всем. Ребенок становится нервным, ощущает постоянную тревогу, у него нет друзей.

Родители должны взять власть в свои руки. Напоминание о том, что ребенка любят просто так, а не за успехи, пойдет ему на пользу. Отец должен отказаться от идеала сверхчеловека, дать понять сыну, что в жизни есть место и для ошибок. Необходимо помочь в общении со сверстниками, привлечь к участию в делах класса, школы.

Нередко у школьника возникает отрицательное мнение об учителе. Психика маленького человека травмируется, ведь у него нет возможности с честью выйти из конфликтной ситуации. Родителям необходимо внимательно выслушать ребенка, разобраться в причинах конфликта. Вместе с ним нужно искать решение проблемы. Можно позаниматься самим с ребенком, нанять репетитора, объяснить, что учитель может ошибаться. В случае неудачи – поменять школу. Психика и здоровье ребенка всегда должны быть на первом месте.

В школе ученик должен подчиняться строгой дисциплине. Одни дети легко адаптируются в новой среде, другие делают это с большим трудом. Мамы будущих школьников заранее должны позаботиться о своем ребенке. Лучше всего как можно больше времени проводить с сыном или дочкой. Мама должна знать круг интересов ребенка, и записать его в профильный класс: гуманитарный, математический или технический.

Санитарно – просветительная работа в школе

В школе педагоги организуют внеклассные занятия с целью ознакомления учащихся с основами гигиены. Школьники получают все необходимые знания о своем здоровье, соблюдении личной гигиены, и могут исправить уже имеющиеся недостатки в своих навыках.

Дети могут лично принять участие в санитарно-просветительной работе, организовать в классе санитарные посты, следить за чистотой в классе и школе. Каждый учащийся соблюдает режим дня, заботится о личной гигиене.

В классах проводятся родительские собрания. Их тематика затрагивает темы о пьянстве родителей и негативном влиянии таких поступков на ребенка, о вреде наркомании и табакокурения. Проводятся классные беседы о необходимости профилактики инфекционных, кишечных заболеваний, СПИДа, простуды. Необходимы беседы о профилактике травматизма школьника; о запрете посещения карьеров, игр на проезжей части дороги.

Необходимо так организовать работу среди школьников, чтобы здоровье стало для них самой главной ценностью в жизни.

Тесное сотрудничество педагогов, медиков и родителей, проведение уроков-практикумов, бесед, конкурсов по вопросам безопасности, учебных тренировок при угрозе стихийных бедствий, позволяют сохранить здоровье учащихся в школе.

Введение 3

Глава 1. Охрана здоровья учащихся в образовательном учреждении 4

1.1.Понятие здоровья детей и подростков 5

1.2.Условия необходимые для формирования здорового образа жизни у детей 6

Глава 2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 10

2.1. Санитарно-эпидемиологические требования 11

Заключение 28

Список литературы. 30

Приложения 31

Введение

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо

Известно, что существующая в нашей стране система образования не способствует сохранению и укреплению здоровья школьников. Это часто связано с завышенным объемом и интенсивностью учебных программ, невысоким качеством полиграфического оформления учебников, несоответствием школьной мебели санитарно-гигиеническим нормам, отсутствием полноценного питания, значительным увеличением длительности выполнения учащимися домашних заданий.

Интенсификация учебного процесса и его организация, основанная на преобладании статических нагрузок, способствуют искусственному сокращению объема произвольной двигательной активности учащихся. В школах широко практикуется неоправданное освобождение учащихся от уроков физической культуры, слабо внедряются «малые формы» физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены и т.п.).

В результате перечисленных выше и ряда других социально-экономических причин состояние здоровья современных школьников находится на очень низком уровне. В последние годы резко увеличилось количество детей, имеющих аномалии в физическом и психическом развитии. Сегодня лишь 4-10 % выпускников общеобразовательных школ могут считаться абсолютно здоровыми [письмо].

Сегодня нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, особенно для детей младшего возраста, когда происходит формирование жизненных привычек и интересов. Активный образ жизни, спорт должны стать нормой российского общества, «модным трендом» среди молодежи, начиная с раннего возраста.

Таким образом, сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания являются неотъемлемыми составляющими образовательного процесса, входят в число первостепенных задач образовательных учреждений. Развитие и совершенствование сопровождающей законодательной и нормативной базы будут способствовать эффективной реализации приоритетов государственной политики в сфере сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения нашей страны.

В нашей стране забота о детях - дело поистине всенародное. Фундамент здоровья человека закладывается в школе. Проведение комплексных мероприятий, направленных на охрану здоровья школьников, является всенародным делом.

Целью моей работы является изучение проблемы охраны здоровья обучающихся.

Главной задаче, которую я перед собой ставлю, является изучение важности охраны здоровья школьников в современных школах и ее соответствие санитарным требованиям.

Глава 1. Охрана здоровья учащихся в образовательном учреждении

    1. Понятие здоровья детей и подростков

По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия.»

Здоровье - это нормальное состояние организма человека, означающее его оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодействие его органов и равновесие между его функциями и внешней средой".

Современные условия социально-экономического развития страны инициировали ряд явлений, негативно отражающихся на состоянии здоровья детей и подростков. Эта ситуация обострилась в результате процессов социально-политического и экономического реформирования, начальные этапы которого неизбежно связаны с разрушением сложившейся ранее инфраструктуры сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

Здоровье современных детей и подростков формируется под воздействием комплекса факторов, важнейшими из которых являются биологические (включая наследственность), экологические, социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания и так далее).

Важно отметить роль, так называемых управляемых факторов - окружающей среды и санитарно-гигиенических условий, то есть факторов, влияющих на жизнь, здоровье и образование школьников. При этом необходимо подчеркнуть, что 20 процентов факторов приходится на условия внутришкольной среды, так как большую часть дня (более 70 процентов времени) школьники проводят в стенах школы.

Поэтому необходимо, чтобы все то, что формирует эту среду, включая школьные занятия, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и особенностям детей и подростков.

Именно о школьном периоде можно сказать, что в этот период формируется потенциал здоровья на всю жизнь. И чрезвычайно важно то обстоятельство, что на этот "потенциал здоровья" можно оказывать воздействие. Здоровье либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека.

Состояние здоровья детей и подростков, сохранение здоровья будущих матерей и отцов является общегосударственной задачей, требующей комплексного стратегического решения.

Значительное место в осмыслении и решении этой задачи принадлежит системе образования.

    1. Условия необходимые для формирования здорового образа жизни у детей

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

Отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

Оптимальный двигательный режим;

Рациональное питание;

Закаливание;

Личная гигиена;

Положительные эмоции.

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактика.

Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим.

Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гипотензии и гиподинамии, и это при том, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации – недостаточная двигательная активность.

Особенно страдают от гиподинамии школьники. Больше времени своего бодрствования старшеклассники вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей и подростков.

Два урока физкультуры в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности. В тоже время нередки и случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями.

В настоящее время имеется обширная литература, посвященная теоретическим и методическим вопросам оптимизации двигательной деятельности детей и подростков, разработан и практически апробирован ряд оздоровительных систем занятий физическими упражнениями, обладающих доступностью, простотой реализации, объяснимой эффективностью.

Следующему фактор здорового образа жизни, влияющий на здоровье человека – питание.

В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья.

Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.

При организации питания необходимо учитывать особенности развития и функционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретного возрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах, поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям, как в количественном, так и в качественном составе пищи.

В основу правильной организации питания детей в различные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы:

1. Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени - главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка.

2. Питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период.

3. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой.

4. Питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ребенка, состояния здоровья, реакции на пищу и другое.

Правильное, полноценное и рациональное питание должно быть возведено в ранг культа - один из китов фундамента здорового человека.

Еще один фактор здорового образа жизни – правильная одежда.

Гигиенические требования, предъявляемые к одежде, направлены в первую очередь на обеспечение нормального тепло- и газообмена организма с окружающей средой, оптимального уровня температуры тела и кожи, влажность кожи, кожного дыхания. Достижение этих требований может быть обеспечено использованием для одежды материалов с определенными физическими свойствами, такими как, воздухопроницаемость, теплопроводность, влагопроводность, электроизуемость.

Следует с самого раннего возраста воспитывать у детей гигиенические навыки ухода за своей одеждой.

Подбирать обувь лучше всего точно по размеру: не слишком тесную, но и не на вырост. Тесная обувь причиняет боль, затрудняет походку, нарушает рост и форму стоп. Необходимо воспитывать у детей бережное отношение к одежде и обуви.

Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни.

Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли укрепляют тело и наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению самочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья.

Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.

Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни формировать необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.

По статистике в период обучения здоровье школьников заметно ухудшается. Если в школу отправляют 70 процентов относительно здоровых детей, то уже к 11 классу их остается всего 30 процентов. Врачи обычно советуют родителям, что делать, чтобы сохранить в нормальном состоянии здоровье их детей.

Перед поступлением в школу нужно пройти углубленный медицинский осмотр в детской поликлинике, посетить педиатра, окулиста, невропатолога, стоматолога и лор-врача. В конце учебного года рекомендуется обязательно проверить у ребенка зрение, осанку. Если он часто болел простудными заболеваниями, то нужен осмотр педиатра. Очень важно организовывать летом оздоровление ребенка в соответствии с рекомендациями врачей.
Как известно, все болезни от стрессов. Поэтому сначала надо подумать о том, не испытывает ли ваш ребенок в школе постоянное психологическое напряжение. Ведь именно оно может спровоцировать и неуспеваемость, и даже болезни.

Одной из главных задач школы является здоровьесберегающая деятельность. В нашем образовательном учреждении мы осуществляем профилактику и предупреждение ОРВИ и ОРЗ, формирование мотивации к здоровому образу жизни,соблюдение санитарных правил и норм.

К школе прикреплены детский врач Те Светлана Константиновна и медсестра Тихонова Ирина Николаевна.Медицинская деятельность лицензирована, имеется сертификат соответствия. В школе функционируют медицинский и процедурный кабинеты, оборудованные в соответствии с требованиями.

Медицинский кабинет осуществляет:

1. доврачебную помощь;
2. проведение профилактического осмотра учащихся;
3. контроль оценки физического состояния школьников, распределение учащихся на медицинские группы для уроков физкультуры, контроль дозировок физических нагрузок;
4. диспансеризацию учащихся;
5. контроль санитарно-эпидемиологического режима школы;
6. учёт, хранение, использование лекарственных средств;
7. медицинский контроль за качеством поступающих на пищеблок продуктов питания (хранение, реализация, приготовление блюд);
8. иммунизацию учащихся в период массовых эпидемий;
9. санитарно-просветительскую работу среди учащихся, персонала и родителей.

Здоровье - тот опыт жизнедеятельности, который бесполезно передавать как простую сумму научных понятий, факторов, теорий, комплексных технологий. Наиболее результативна организация деятельности, в рамках которой изучается и апробируется опыт, накопленный человечеством за многовековую практику оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности. Именно в школьном возрасте закладываются основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности. Школьный период в развитии наиболее сензитивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и укрепления здоровья.

В нашей школе реализуется программа "Здоровье" для обучающихся 1-11 классов. Реализация программы «Здоровье» позволяет объединить усилия администрации, всего педагогического коллектива школы для обеспечения гуманистического характера образования, приоритета ценностей здоровья обучающихся, свободы развития личности. Данная программа построена по принципу системы взаимосвязанных форм формирования здоровьесберегающей компетентности школьника

Программа предусматривает спортивно-оздоровительную работу, создание планов по совместной работе школы со спортивными школами города, организацию и проведение занятий с обучающимися в специальных медицинских группах, интегрированные занятия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Большое значение имеет работа социально-психологической службы по проблеме оздоровления. В данном направлении построена программа по воспитательной работе, которая учитывает и решение вопросов по профилактике зависимых форм поведения (курения, алкоголизма и наркомании), а так же работу с родителями и общественностью. Данная программа осуществляет действенность системы всех направлений, которые связаны с проведением и эффективностью мероприятий в режиме дня школы, широком вовлечении обучающихся в различные формы внеклассной и внешкольной проектной деятельности по формированию здоровьесберегающей компетентности

Цели Программы:

  • обеспечение условий для развития и самореализации обучающихся Школы Здоровья с разными образовательными способностями, возможностями сегодня и в будущем (создание особой образовательной среды, основанной на принципах современной культуры здорового и безопасного образа жизни.
  • реализация всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого человека, обладающего здоровьесберегающей компетентностью - ценностным отношением к своему здоровью, имеющего привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической культурой.

З адачи Программы:

  • сохранение здоровья обучающихся и педагогического коллектива путём совершенствования здоровьесберегающей деятельности школы;
  • формирование знаний о здоровом образе жизни, фитнес-культуре, значении для физического состояния человека, его социально-экономического положения, личного благополучия;
  • формирование устойчиво положительного отношения и приобщение к здоровому и безопасному образу жизни в ученической и преподавательской среде в качестве жизненных традиций;
  • внедрение системы оздоровительных мероприятий как одного из базовых элементов профилактической медицины;
  • формирование навыков самодиагностики состояния здоровья и устойчивой мотивации на здоровый образ жизни;
  • вовлечение обучающихся и педагогического коллектива в физкультурно-оздоровительную деятельность;
  • внедрение и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
  • создание устойчивой положительной психоэмоциональной атмосферы в школе;
  • отказ от вредных привычек среди обучающихся и преподавателей;
  • систематизация и мониторинг здоровьесберегающей деятельности в школе;
  • расширение материально-технической базы школы для реализации программы по здоровьесбережению.

Основополагающие принципы построения Программы:

  • поддержание интереса к двигательной и познавательной активности;
  • учёт познавательной активности в двигательной деятельности;
  • единство физического и психического развития;
  • наглядность;
  • принцип целостности человека, его психосоматического, социокультурногоединства;
  • принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности;
  • принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры;
  • учёт возрастно-половых особенностей обучающихся в содержания образовательного процесса.

Перечень направлений здоровьесберегающей деятельности:

  • проведение мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогического коллектива в сфере здоровьесбережения;
  • разработка и внедрение в образовательный процесс УМК здоровьесберегающей направленности;
  • оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения;
  • совершенствование медицинского обслуживания участников образовательного процесса;
  • рациональная организация образовательного процесса и режима учебной нагрузки;
  • обеспечение полноценного питания обучающихся и педагогического коллектива в образовательном учреждении;
  • обеспечение психологического комфорта участников образовательного процесса;
  • интеграция в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, оздоровительных мероприятий;
  • обеспечение консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшения социальной адаптации обучающихся и педагогов;
  • совершенствование материально-технической базы для работы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни;
  • проведение мониторинга уровня здоровья обучающихся и педагогов, всей здоровьесберегающей деятельности школы.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

  • создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся и здоровьесберегающей деятельности школы;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
  • совершенствование системы физического воспитания;
  • снижение уровня заболеваемости обучающихся по наиболее часто встречающимся школьным нозологиям;
  • рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;
  • формирование здорового и безопасного образа жизни в повседневной деятельности;
  • соблюдение санитарно-гигиенических условий СанПиН в ОУ;
  • улучшение организации питания участников образовательного процесса;
  • позитивная динамика качества обучения за счет сокращения количества занятий, пропущенных по болезни;
  • повышение адаптационных возможностей обучающихся и стабилизация уровня обученности школьников в переломные периоды обучения;
  • повышение функциональных возможностей организма детей;
  • повышение уровня психологической комфортности в системе «ученик-учитель»;
  • снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья;
  • повышение профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.;
  • поддержка родителями здоровьесберегающей деятельности школы;
  • выпускник школы, знающий как сохранить свое здоровье и здоровье других людей, ведущий здоровый образ жизни.

Прогнозируемая модель личности выпускника:

  • физически, нравственно, духовно здоровая личность;
  • образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума;
  • осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека;
  • правильная организация своей жизнедеятельности;
  • стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности;
  • устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями;
  • потребность в самостоятельной двигательной активности;
  • самоконтроль, личностное саморазвитие;
  • творческая продуктивность

Индикаторы результативности Программы:

  • количество педагогов, прошедших повышение квалификации по программам здоровьесберегающей направленности;
  • охват педагогов оздоровительными занятиями;
  • вовлеченность обучающихся и педагогов в спортивные секции, участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях разного уровня;
  • динамика распределения обучающихся по группам здоровья в направлении укрепления состояния здоровья;
  • количество обучающихся в основной группе здоровья;
  • количество пропусков учебных занятий по причине болезни;
  • данные диагностики риска аддиктивных (зависимых) форм поведения;
  • охват горячим питанием;
  • динамика результатов медицинских осмотров, сохранение положительной тенденции показателей здоровья обучающихся;
  • степень психологического комфорта обучающихся и педагогов.

Box" data-url="/api/sort/SectionItem/list_order">

Видеоролики по профилактике гриппа

Приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов спорта нет.

Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ не используется.


Питание и охрана здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ организуется (при их наличии) в соответствии с рекомендациями врачей и действующим законодательством


Создание условий сохранения и укрепления здоровья учащихся

ГБОУ школа 518 Выборгского района

Медицинское обслуживание в школе осуществляет по договору детская городская поликлиника № 17 Выборгского района Санкт-Петербурга .

Медицинский кабинет

Врач: Ромадова Елена Анатольевна

Часы работы:

вторник 9:00 - 16:00

пятница 9:00 - 16:00

Мед. сестра: Йолтуховская Ольга Владимировна

Часы работы:

понедельник 9:00 - 16:00

вторник 9:00 - 16:00

среда 9:00 - 16:00

четверг 13:00 - 16:00

пятница 9:00 - 16:00

Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды, внедрению в учебный процесс эффективных здоровье сберегающих технологий.

Условия охраны здоровья учащихся регламентированы такими нормативно – правовыми документами как Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 2018 год), Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, СанПиН 2.4.2.2821-10, утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, от 29 декабря 2010 г. N 189. (с изменениями и дополнениями на 2017г)

Согласно вышеуказанным нормативно-правовым актам, б ыли сформулированы следующие требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников:

1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;

3) рациональная организация образовательного процесса;

4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;

5) организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;

6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;

7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

8) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.

В ГБОУ школа 518 работа по сохранению здоровья учащихся организуется по следующим направлениям:

Требования к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников реализуются следующим образом:

1. Работа по формированию культуры здорового образа жизни ведется в системе и является важной составляющей работы школы, что отражено:

в уставе школы;

в образовательной программе школы;

в программе «Развития образовательного учреждения», подпрограммы «Здоровье для всех и каждого» и «Комфортная среда»;

в плане воспитательной работы в направлении «Мое здоровье – мое будущее»

2. По вопросам здоровьесбережения школа активно сотрудничает с:

органами исполнительной власти: прокуратура, инспекция по делам несовершеннолетних;

образовательными учреждениями: Академия постдипломного педагогического образования, ЦПМСС Выборгского р-на; институт специальной педагогики и психологии им. Валенберга; РГПУ им. Герцена;

учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта: центр спорта Выборгского р-на, ДДИТ «Современник», «Мир», «Союз»;

здравоохранения: поликлиника № 17, стоматологическая клиника «Жемчуг»;

Центр репродуктивного здоровья ЮВЕНТА.

3. Преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования заложена в учебных программах дисциплин физкультура, окружающий мир, биология и ОБЖ;

4. В школе функционирует медицинский кабинет, осуществляется социально-педагогическое, логопедическое и психологическое сопровождение образовательного процесса;

5. В школе оборудована темная сенсорная комната для снятия напряжения и усталости обучающихся.

Требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников реализуются следующим образом:

1. Состояние и содержание территории, здания и помещений школы 518, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) соответствует требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.

2. В школе функционирует столовая, учащиеся обеспечены горячим питанием. Предоставляется трех разовое питание, а так же питание на льготной основе для отдельных категорий учащихся.

3. Учебные кабинеты, спортивные сооружения оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.

4. В учебных кабинетах, спортивных залах и других помещения для пребывания обучающихся, воспитанников выполняются санитарные правила естественной и искусственной освещенности, воздушно-теплового режима.

5.Медицинский кабинет оснащен в соответствии с требованиями санитарных правил оснащения помещений для работы медицинского персонала с оборудованием, для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи.

6. В школе имеется кабинет ОБЖ, оснащенный всем необходимым оборудованиям для формирования навыков безопасного поведения учащихся.

7. В образовательном учреждении создана служба здоровья, в которую включены квалифицированные специалисты: врач, медицинская сестра, три учителя физической культуры, учитель ритмики, учитель ОБЖ, логопед, психолог.

Требования к рациональной организации образовательного процесса реализуются следующим образом:

1. С целью реализации данных требований, в основную общеобразовательную программу внесен раздел посвященный формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Разработана программа «Развития ГБОУ школа 518 на 2016-2020г», в рамках программы разработаны проекты «Комфортная среда», «Здоровье для всех и каждого»

2. Школа является участником проекта «Молодежь готова помочь», реализуется программа «Трансграничного сотрудничества Эстонии, Латвии и России» в рамках европейского сотрудничества и партнерства «Содействие» как эффективное средство роста осведомленности в области сохранения здоровья.

3. Неукоснительно соблюдаются санитарные нормы в части организации образовательного процесса, что отражено в учебном плане и расписании занятий, соблюдается режим учебы и отдыха: при составлении расписания учитывается предельно допустимая учебная нагрузка; в старшей школе проводятся 3 урока физкультуры, в начальной школе 2 урока физкультуры и 1 урок ритмики.

В период пребывания детей в ГПД 2 раза в день проводятся прогулки на свежем воздухе.

4. В своей профессиональной деятельности педагоги школы учитывают возрастные возможности учащихся и их индивидуальные особенности.

5. Большое внимание уделяется соблюдению норм двигательной активности при организации образовательного процесса в соответствии с требованиями санитарных правил: проводятся пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика, для учащихся начальной школы проводятся динамические перемены, где учащиеся выполняют кинестезиологические упражнения)

6. С целью профилактики травматизма во время перемен оборудованы столы и комплекты для настольных игр.

7. Для профилактики утомляемости и снятия стресса, рекреации начальной школы оборудованы бескаркасной мебелью, матами, позволяющими снять усталость с позвоночника и плечевого пояса

8.Также уделяется внимание соблюдению здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в том числе при использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями санитарных правил;

9. Учет индивидуальных особенностей развития обучающихся осуществляется посредством распределения учащихся по группам здоровья на занятиях физкультурой, ведения занятий по ЛФК, логопедических занятий, коррекционно-развивающих занятий, консультаций по предметам. Учащимся с ОВЗ предоставлена возможность получать образование с использованием дистанционных образовательных технологий. В школе организовано обучение на дому по медицинским показаниям.

10. Обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды осуществляется за счет создания доверительной обстановки на уроках, соблюдение оптимальной учебной нагрузки, проведение дополнительных консультаций по учебным предметам. Развитию познавательной мотивации способствует проведение предметных недель (например, неделя естественных наук, неделя математических наук и т.д.) Проведение внеклассных мероприятий приуроченных к историческим датам.

11. В рамках реализации программы «Комфортная начальная школа» создана необходимая материально-техническая база для сохранения физического здоровья и правильного физического развития детей. Созданы условия для физического и эстетического развития детей во второй половине дня (в школе организовано 20 бесплатных кружка и секции различной направленности ведутся занятия по внеурочной деятельности).

Педагогом-психологом и логопедом проводятся коррекционно-развивающие занятия. Систематически проводятся внеклассные мероприятия способствующие формированию навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья.

Требования к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении реализуются следующим образом:

1. В образовательном процессе, на уроках физкультуры предусмотрена оптимальная физическая нагрузка для учащихся различных групп здоровья, что находит отражение в учебной программе.

2. Ведутся занятия по программам дополнительного образования и внеурочной деятельности: оздоровительной гимнастике «Здоровячки»; занятия по самбо для обучающихся 1-4 классов; занятия внеурочной деятельности «Классфит»; занятия по гимнастике «Грация»; занятия по хореографии «Танцевальная азбука» кружок «Хореография»; занятия по баскетболу для юношей и девушек средних и старших классов, футбольный клуб. На базе школы организуются семейные спортивные праздники (семейный спортивный клуб).

3. На уроках систематически проводятся динамические паузы (физкульт минутки) для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, и т.д.

4. Для учащихся начальных классов организуются динамические перемены.

5. Ежедневно проводится утренняя зарядка

6. Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности являются частью воспитательной работы. Систематически осуществляется участие школьных спортивных команд во внутришкольных, районных и городских спортивных мероприятиях.

Требования к организации системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни реализуются следующим образом:

1. Профилактическая работа по вопросам здорового и безопасного образа жизни осуществляется в сотрудничестве с ЦПМСС центра, музеями Петербурга, медицинской клиники «Жемчуг», клиники ЮВЕНТА, представителями правоохранительных органов.

2. В библиотеке школы имеется в наличии литература по безопасности дорожного движения. Библиотечный фонд периодически пополняется литературой по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой и массовым спортом, организации подвижных игр, выбора оптимальной двигательной нагрузки.

3. На сайте школы существует страничка безопасности и здоровья

4. Большое внимание уделяется повышению квалификации педагогических и научно-педагогических работников по различным вопросам возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность обучающихся, воспитанников, здоровьесберегающих технологий как в рамках внутрикорпоративного обучения, так и на курсах повышения квалификации организованных АППО и районным методическим объединением.

Требования к организации профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками включают:

1. В рамках воспитательной работы проводятся конкурсы рисунков на тему: «Я выбираю здоровый образ жизни». Учащиеся школы выступают на районных конкурсах по данной тематике. Классными руководителями на родительских собраниях проводятся беседы по профилактике употребления ПАВ, с привлечением сотрудников детской комнаты милиции.

2. Психологами ЦПМСС с целью формирования положительного отношения к здоровому образу жизни и профилактики употребления ПАВ проведены следующие мероприятия: информационно – диагностическое занятие «Внимание! Твоя безопасность»; информационно – практическое занятие «Умей сказать нет!»; диагностика факторов риска приобщения к ПАВ; групповые занятия по сохранению и укреплению здоровья «Правильный выбор»; информационный проект «Безопасный интернет»; информационный проект «Основы кибербезопасности для учащихся»; информационный проект «Ваш выбор: мода или свобода?!»; родительский всеобуч «Как уберечь детей от вредных привычек связанных с употреблением ПАВ?»; игра «Волшебники в стране здоровья»; диагностика незаконченные предложения «Мое здоровье……»; групповые занятия «Школа здоровья».

Требования к комплексному сопровождению системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников реализуются следующим образом:

1.В эпидемиологический период во всех учебных кабинетах проводится кварцевание, используются лампы очистителей воздуха.

С целью повышения иммунитета учащихся и профилактики переутомления, планируется употребление кислородных коктейлей.

2. Горячее питание организацию в соответствии с требованиями санитарных правил качественного горячего питания обучающихся, воспитанников, соответствующего их энергозатратам, с учетом энергетической ценности продуктов и сбалансированности рациона

3. Ведется работа по созданию адаптивной среды и комплексной программы педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья;

4. На родительских собраниях и в рамках дней открытых дверей педагогами школы, психологом и медицинскими работниками ведется информационно-просветительская работа с родителями по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья обучающихся. Родители получают информацию о возрастных и физиологических особенностях детей, об особенностях адаптации к обучению в школе или переходе в среднее звено, знакомятся с методами профилактики и укрепления здоровья учащихся.

5. Осуществляется ежегодный анализ динамики показателей здоровья обучающихся, воспитанников (общего показателя здоровья; показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата; травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного травматизма; показателя количества пропусков занятий по болезни; эффективности оздоровления часто болеющих обучающихся, воспитанников);

6. Ежегодный анализ динамики показателей здоровья обучающихся, воспитанников включается в ежегодный отчет образовательного учреждения, доступный широкой общественности, обобщенных данных о сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

7. Проводится анкетирование родителей на предмет удовлетворенности организацией образовательного процесса. Проводится тестирование учащихся на предмет удовлетворенности микроклиматом в коллективе. Проводится диагностика школьной тревожности у учащихся 1 и 5 классов. Проводится диагностика адаптации учащихся 1, 5 и 10 классов. По результатам диагностики даются рекомендации родителям и учителям.

Профилактика гриппа и ОРВИ - Письмо комитета по образованию № 03- 28- 5966/ 18- 0-0 от 14.09.2018



Просмотров