Использование лесов в рф осуществляется. Специальное использование лесов. Виды специального использования лесов. Классификация видов использования лесов

Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли- продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Лесное законодательство содержит и правило о том, что использование лесов может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без изъятия лесных ресурсов, и о том, что использование лесов может осуществляться как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков, то есть без оформления правоудостоверяющих документов на лесной участок. Например, в соответствии с п. 8 ст. 29 Лесного кодекса РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

См.: ст. 80 Лесного кодекса РФ (1997 г.).

Примером использования лесов без изъятия лесных ресурсов является использование лесов в целях научно-исследовательской деятельности, осуществления религиозной деятельности и т.д. Обратим внимание, что положение п. 1 ст. 24 Лесного кодекса РФ касается всех лесов, независимо от того, на каких землях они расположены - на землях лесного фонда или на землях иных категорий.

Лесной кодекс РФ перечисляет дополнительные основания для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком, не предусмотренные земельным и гражданским законодательством, за невыполнение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов. В этом проявляется специфика лесных правоотношений.

Использование лесов допускается в следующих целях: 1)

заготовка древесины; 2)

заготовка живицы; 3)

заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4)

заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5)

ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; 6)

ведение сельского хозяйства; 7)

осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 8)

осуществление рекреационной деятельности; 9)

создание лесных плантаций и их эксплуатация; 10)

выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; 11)

выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; 12)

строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; 13)

строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; 14)

переработка древесины и иных лесных ресурсов; 15)

осуществление религиозной деятельности; 16)

иные цели в соответствии с ч. 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ.

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Отметим также, что Лесной кодекс РФ содержит открытый (неисчерпывающий) перечень видов использования лесов. При этом право на осуществление (в пределах соответствующего участка леса) одного или нескольких видов деятельности предоставляется одному (а не нескольким, как в прежней редакции Лесного кодекса РФ) лесопользователю.

Виды лесопользования являются своего рода видами целевого использования предоставляемых лесных участков. При этом в Земельном кодексе РФ также нет исчерпывающего перечня целевого предоставления земельных участков в пользование.

Законодательство РФ о недрах отражает зависимость цели использования участка недр от вида предоставляемого для этого права. Но во всех случаях целевое использование является своеобразным признаком природоресурсных отраслей и должно строго сохраняться природопользователями.

Пуряева А.Ю. Комментарий к Лесному кодексу РФ (постатейный). М.: ЗАО "Юстицинформ", 2007.

В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам. Гражданам - в аренду либо безвозмездное срочное пользование.

Статья 71 Лесного кодекса РФ.

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.

Конкретный вид права пользования зависит от вида использования лесного участка, предусмотренного Лесным кодексом РФ.

Особые требования законодатель устанавливает для предоставления лесных участков на праве аренды, что находит свое отражение в следующем: 1.

Обязательно проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. ст. 72, 74 Лесного кодекса РФ). Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков заключаются только в случаях:

использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43 Лесного кодекса РФ);

использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений,

специализированных портов (ст. 44 Лесного кодекса РФ);

использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45 Лесного кодекса РФ);

реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (ст. 74 Лесного кодекса РФ). 2.

Обязательно проведение государственного кадастрового учета предоставляемых в аренду лесных участков. 3.

Установлены минимальный и максимальный сроки для договора аренды лесного участка. Срок от 10 до 49 лет - это так называемый общий срок, а до 49 лет или от 1 года до 49 лет - специальные сроки, в течение которых использование лесов допускается в целях, например:

выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых - до 49 лет (ст. 43 Лесного кодекса РФ);

строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов - от 1 года до 49 лет (ст. 44 Лесного кодекса РФ);

строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов - до 49 лет (ст. 45 Лесного кодекса РФ).

Все права на лесные участки соответствуют видам прав на земельные участки. В этом смысле положения земельного и лесного законодательства взаимодополняют друг друга.

Лесной кодекс РФ содержит отсылочные положения на Земельный кодекс РФ для остальных видов прав. Права аренды лесных участков регулируются непосредственно Лесным кодексом РФ, поскольку в Земельном кодексе РФ, в частности, отсутствуют положения о максимальном или минимальном сроке аренды земельных участков.

Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками регламентируется ст. 20 Земельного кодекса РФ, право безвозмездного срочного пользования земельными участками - ст. 24 Земельного кодекса РФ. Общим условием предоставления указанных видов прав является предоставление их без проведения торгов или аукционов.

Неограниченное применение норм Земельного кодекса РФ к режиму лесных участков недопустимо - это должно делаться с учетом соответствующих положений Лесного кодекса РФ. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Если лесной участок, будучи земельным участком, имеет режим недвижимого имущества, и при сроке аренды до одного года не обязательна государственная регистрация этого факта. Лесной кодекс РФ регулирует лесные правоотношения, поэтому спектр вопросов, находящихся в ведении гражданских правоотношений, не должен им дублироваться.

Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" устанавливает, что до истечения срока действия ранее заключенных договоров аренды участков лесного фонда, безвозмездного пользования, лесорубочного билета и (или) лесного билета их необходимо привести в соответствие с Лесным кодексом

РФ. Для этого необходимо подать заявление о предоставлении лесного участка в аренду или безвозмездное срочное пользование и заключить соответствующий договор.

Арендатор по договору аренды лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом РФ не вправе:

сдавать арендованный им участок лесного фонда в субаренду;

передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда другим лицам (перенаем);

отдавать арендные права в залог;

вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

Напомним, что все указанные виды сделок с участками лесного фонда Лесной кодекс РФ (1997 г.) осуществлять запрещал. 3.

Правовой статус земель лесного фонда оговаривается в Земельном и Лесном кодексе. Согласно ст. 101 ЗК РФ , – это участки с лесом и лесополосой, а также земли, предназначенные для восстановления лесов (вырубки, прогалины, древостой, гари и т.д.) и целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности, в том числе нелесные земли (просеки, болота, дороги и т.д.).

Виды разрешенного использования

Классификатор ВРИ лесных земельных участков:

Наименование ВРИ Описание ВРИ земельного участка Код ВРИ
Природно-познавательный туризм Размещение палаточных лагерей для проведения экскурсий и походов, пеших и верховых прогулок, обустройство тропинок с осуществлением необходимых мероприятий по охране и восстановлению природной среды. 5.2.
Рекреация Обустройство площадей для занятий спортом, отдыха и туризма, пешими и верховыми прогулками, рыбалки, пикников, охоты. Создание парков, городских лесов, сквером, водных объектов общего пользования, обустройство и уход за ними. 5.0
Туристическое обслуживание Размещение детских лагерей, пансионатов, кемпингов, туристических гостиниц с целью получения предпринимательской выгоды без оказания лечебных услуг. 5.2.1.
Охота и рыбалка Обустройство мест для охоты и рыбалки, в том числе, сооружений, необходимых для этих целей. 5.3.
Недропользование Осуществление геологических изысканий, размещение капитальных построек для целей недропользования. 6.1.
Транспорт Строительство различных путей сообщения для перевозки людей и грузов. 7.0.
Водный транспорт Размещение искусственно созданных внутренних путей водных путей и объектов капитального строительства для обеспечения судоходства. 7.3.
Особая охрана и изучение природы Охрана и изучение природы на охраняемых границах, где запрещена любая хозяйственная деятельность. 9.0.
Охрана природных территорий Охрана отдельных участков окружающей среды с ограничением хозяйственной деятельности. 9.1.
Курортная деятельность Использование природных лечебных ресурсов, их охрана от истощения. 9.2.
Санаторная деятельность Строительство санаториев и профилакториев для лечения и оздоровления населения. 9.2.1.
Использование лесов Заготовка, обработка, вывоз древесины и других лесных ресурсов. 10.1-10.5.
Водные объекты Болота, ручьи, реки, озера, ледники и другие поверхностные водные объекты. 11.0.

Право пользования

Собственником всех земель лесного фонда является государство. В целях осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются собственником (государством) в бессрочное пользование государственным и муниципальным учреждениям, а другим лицам – в аренду.

Аналогичная ситуация и с деятельностью по переработке древесины: участки для указанной цели передаются в бессрочное пользование только федеральным государственным учреждениям, остальным гражданам и юрлицам – на условиях договора аренды.

Земли могут передаваться в пользование субъектов РФ на основании федеральных законов. Такими субъектами могут являться как физические, так и юридические лица на правах пользования:

  1. концессии;
  2. на безвозмездной основе;
  3. не длительного пользования.

Арендаторы обязаны строго соблюдать условия договора, в число которых входят лесовосстановительные работы, соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Подробнее о том, как получить земли лесного фонда в собственность можно узнать .

Порядок и особенности распоряжения

Порядок использования и охраны лесных земель регулируется земельным и лесным законодательством. Лесной кодекс применяется к земельным отношениям, если они не урегулированы земельным.


Лесные земли находятся в федеральной собственности (ст. 3 ФЗ «О введении Лесного кодекса РФ»). Участками, на которые государственная собственность не разграничена, распоряжаются органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

В отношении участков, передаваемых в аренду, проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды. Помимо аренды, земли, находящиеся в собственности государства или муниципалитета, могут предоставляться в безвозмездное срочное или бессрочное пользование.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ подразумевают собой:

  1. Владение, распоряжение, эксплуатация лесных участков, находящихся в их собственности.
  2. Установление размера ставки за единицу площади земельного участка для передачи его в аренду.
  3. Установление размера платы за единицу объема заготовленной древесины на участках.
  4. Установление порядка и нормативов заготовки гражданами древесины и прочих лесных ресурсов для своих нужд.
  5. Иные полномочия.

Полномочия органов местной власти не так велики, как у государственных. В их компетенцию входит управление лесными ресурсами на подведомственной территории. В отдельных случаях органы местной власти могут наделяться полномочиями государственной власти (ст. 49 ЛК РФ).

Согласование границ земельного участка

Согласно ст.39 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О кадастровой деятельности» , согласование границ земельного участка с лесным фондом необходимо, когда они являются смежными друг другу .

Часто возникают спорные ситуации, доводящие до судебных разбирательств, поскольку при регистрации частного земельного участка и составлении межевого плана оказывается, что часть земли находится на границе или за границей земель лесфонда.

Согласование границ осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом) и его территориальными органами, поскольку земли лесного фонда относятся к федеральному имуществу. Для этого лицо, заинтересованное в проведении согласования, предоставляет следующие документы:


Помимо этого, физическое лицо предоставляет правоустанавливающие документы на участок , при обращении кадастрового инженера дополнительно потребуется копия договора на выполнение кадастровых работ.

С 01.01.2017 года действует новая форма Акта согласования границ. Он должен содержать следующие сведения:

  1. Информация о всех участниках согласования.
  2. Схема участка с обозначенными границами.
  3. Информация о результатах согласования.
  4. Информация о возражениях (при наличии).
  5. Подписи всех сторон, в том числе кадастрового инженера.

Процедура согласования:

  1. Осуществляется геодезическая съемка участка.
  2. Кадастровый инженер получает все данные, в т.ч. информацию из госреестра о границах земель. При отсутствии документов граница определяется по забору, существовавшему более 15 лет или каким-либо природным объектам.
  3. Определяются контрольные точки – пункты межевой сети.
  4. Проводится обследование границ с поиском межевых знаков.
  5. Определяются координаты точек поворота – мест смены направления границ.
  6. Вычисляется площадь.
  7. Подготавливается акт согласования границ с подписанием.

При согласовании границ проводится собрание с необходимым присутствием всех участников – собственников и представителей собственников земель.

Земли лесного фонда принадлежат государству. При этом каждый гражданин может беспрепятственно проникать на большинство участков и пользоваться лесными ресурсами, за исключением тех, которые попадают под категорию особо охраняемых природных зон.

Муниципальные и госучреждения могут пользоваться землями бессрочно и на безвозмездной основе, однако физическое лицо не может построить на участке лесфонда жилой дом или другое частное капитальное строение.

  • 6.Понятие природоресурсных правоотношений. Юридическое определение объектов природоресурсных правоотношений.
  • 9.Общая характеристика права собственности на природные объекты.
  • 10.Понятие и роль экономического регулирования в сфере использования и охраны природных ресурсов рф.
  • 11.Государственное управление в сфере использования и охраны природных ресурсов: понятие, функции.
  • 12. Система и полномочия органов государственного управления в сфере использования и охраны природных ресурсов.
  • 13.Государственный инспекционный контроль в сфере природопользования. Права государственных инспекторов.
  • 14.Платность природопользования. Понятие и виды платежей.
  • 16. Ответственность за преступления в сфере природопользования.
  • 17.Виды юридической ответственности за нарушение правовых природоресурсных требований.
  • 18.Административная ответственность за природоресурсные правонарушения.
  • 19.Гражданско- правовая ответственность за природоресурсные правонарушения.
  • 20. Водное законодательство. Общая характеристика.
  • 21.Законодательство рф о недрах. Общая характеристика.
  • Глава 8. Особенности выполнения положений настоящего Федерального закона.
  • 22.Лесное законодательство. Общая характеристика.
  • 23.Законодательство об охране и использовании животного мира. Общая характеристика.
  • 24. Право природопользования: понятие и принципы. Право общего природопользования.
  • 25. Право природопользоваия: виды, основания возникновения и прекращение права природопользования.
  • I. Общее природопользование;
  • II. Специальное природопользование.
  • 26. Принципы использования и охраны лесов.
  • 27. Освоение лесов в рф
  • 28. Право собственности на леса.
  • 1.Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
  • 29. Использование лесов: понятие, виды, порядок осуществления
  • 30. Государственное управление в области использования и охраны лесов.
  • 32. Государственное управление в области использования и охраны недр.
  • 33. Право недропользования. Объекты, субъекы, виды.
  • 34.Использование недр на условиях соглашения о разделе продукции
  • 35. Право собственности на водные объекты.
  • 6. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.
  • 36. Государственное управление в области использования и охраны водных объектов.
  • 37. Право водопользования. Объекты, субъекты, виды.
  • 38. Правовая охрана атмосферного воздуха.
  • 39. Правовые меры охраны морской воды
  • 40. Порядок предоставления водных объектов в пользование.
  • 41. Правовые меры охраны водных объектов
  • 42. Правовой режим территориального моря и исключительной экономической зоны.
  • 43. Предоставление в пользование участков недр континентального шельфа.
  • 44. Правовая охрана лесов
  • I Санитарная безопасность в лесах
  • II Лесопатологический мониторинг
  • 45. Правовая охрана земель
  • 46. Принципы использования и охраны животного мира.
  • 47. Общая характеристика использования и охраны животного мира.
  • 48. Правовое регулирование охоты.
  • 49. Правовое регулирование рыболовства.
  • 50. Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных.
  • 29. Использование лесов: понятие, виды, порядок осуществления

    Использование лесов – это любая разрешенная в лесах деятельность граждан и юр лиц

    Ст 24 ЛК

    1. Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

    2. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

    Использование лесов может быть следующих видов: 1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы; 3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 6) ведение сельского хозяйства; 7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 8) осуществление рекреационной деятельности; 9) создание лесных плантаций и их эксплуатация; 10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; 10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); 11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; 12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; 13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; 14) переработка древесины и иных лесных ресурсов; 15) осуществление религиозной деятельности; 16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. 3. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

    Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Допускается установление следующих ограничений использования лесов: 1) запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 ЛК; 2) запрет на проведение рубок; 3) иные установленныеЛК, другими федеральными законами ограничения использования лесов.

    Использование лесов может быть приостановлено только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Приостановление использования лесов в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляется в судебном порядке. В иных случаях приостановление использования лесов осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии с федеральными законами.

    1. Отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация) представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса. 2. Форма отчета об использовании лесов и порядок его представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Использование лесов

    Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

    Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Например, п. 8 ст. 29 ЛK РФ устанавливает, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка – договоров купли-продажи лесных насаждений. Если же говорить об использовании лесов без изъятия лесных ресурсов, можно привести пример использования лесов для научно-исследовательской деятельности, осуществления религиозной деятельности и т. д.

    Видами использования лесов являются:

    1) заготовка древесины;

    2) заготовка живицы;

    3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

    4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

    5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

    6) ведение сельского хозяйства;

    7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

    8) осуществление рекреационной деятельности;

    9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

    10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

    10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

    11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

    12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

    13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

    14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

    15) осуществление религиозной деятельности и др.

    Виды использования лесов в соответствии с гл. 2 Лесного кодекса РФ 2006 г .

    В сравнении со ст. 80 Лесного кодекса РФ 1997 г. перечень видов использования лесов носит открытый характер (не исчерпывающий перечень). Кроме того, среди перечисленных видов использования лесов имеются принципиально новые, не установленные прежней редакцией (например, п. 11–13). Использование лесов может быть приостановлено только в случаях, предусмотренных федеральными законами. До 1 января 2012 г. допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета (ст. 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»), После 1 января 2009 г. запрещено предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами (ст. 14.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»), Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, должны составлять проект освоения лесов. Заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов является лесной декларацией. Граждане и юридические лица, осуществляющие в соответствии с Лесным кодексом РФ использование лесов, а также мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, сдают отчеты об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении.

    Основой для использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Субъекты РФ должны составлять лесные планы, где определяются цели и

    задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения.

    Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

    Статья 8. 27. Нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений Нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их

    Из книги Уголовный кодекс РФ автора Законы РФ

    Статья 8. 31. Нарушение требований к охране лесов 1. Нарушение требований санитарных правил в лесах –влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных

    Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

    Статья 261. Уничтожение или повреждение лесов 1. Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности –наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч

    автора Сазыкин Артем Васильевич

    Статья 8.31. Нарушение требований к охране лесов 1. Нарушение требований санитарных правил в лесах –влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных

    Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

    34. Лес и растительный мир вне лесов как объекты правовой охраны В соответствии с ЛК РФ объектами лесных отношений являются: лесной фонд РФ; участки лесного фонда; права пользования ими; леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими;

    Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

    38. Основы организации лесного хозяйства и государственный контроль и охрана лесов и растительного мира вне лесов Основные требования к ведению лесного хозяйства:1) лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не

    Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

    Использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (свободное использование произведений) Из буквального толкования Закона следует, что использование любых охраняемых в соответствии с ним произведений без согласия правообладателей

    Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна

    Статья 8.12. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования 1. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, а равно порядка предоставления лесов

    Из книги автора

    Статья 8.24. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков -влечет

    Из книги автора

    Статья 8.25. Нарушение правил использования лесов 1. Нарушение правил заготовки древесины -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от

    Из книги автора

    Статья 23.24. Органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов 1. Органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1

    Из книги автора

    Тема X. Охрана и рациональное использование лесов Лесное законодательство России. - Лесной фонд. - Организация лесного хозяйства. - Управление лесным фондом. - Древесно-кустарниковая

    Из книги автора

    Глава XIII Охрана и рациональное использование лесов Леса покрывают свыше 30 % суши Земли. В Российской Федерации земли, покрытые лесной растительностью, занимают около 800 млн га. Вопросами охраны растительного мира занимается не только внутригосударственное

    Из книги автора

    Классификация лесов В соответствии с Лесным кодексом РФ 1997 г. все леса в лесном фонде делились на группы. В основу деления были положены экономические, экологические и социальные функции лесов. При разделении лесов на группы учитывались их местоположение,

    Из книги автора

    Использование лесов Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с

    Из книги автора

    Охрана лесов Леса нуждаются в особой охране. «В связи с антропогенным воздействием за последние 10 тыс. лет планета лишилась 2/3 лесов. Леса занимают 3,9 млрд га (около 30 % суши без Антарктиды) с запасом древесины 386 млрд м3. В лесах сосредоточено около 80 % всей растительной

    Выращивание лесных, плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений.

    Выращивание...

    Lинд.М = Lинд.S*mэ.

    Данный метод ориентирован на стабильное лесопользование, опирающееся на лесные ресурсы хозяйства. Лесосека интегральная. Для обеспечения максимального размера неистощительного, относительно равномерного лесопользования с поступлением в рубку только спелого леса на протяжении всего оборота рубки проф. Н.П.Анучин (1977) предложил в анализ включить насаждения всех классов возраста хозяйства с одновременным учетом интенсивности накопления в хозяйстве спелого леса. Расчетная лесосека в этом случае определяется по формуле Симпсона:

    A^b?ydx = h/3;

    y0,y1,y2…yn - длины ординат (площадей древостоев, %) в разных частях трапеции с зафиксированным наличием спелого леса в отдельные расчетные периоды;

    n - число частей на оси абсцисс (расчетных периодов, лет), на которые делится площадь трапеции;

    h - длина стороны трапеции по оси абсцисс (общий возраст оборота рубки, лет).

    Интегральная лесосека по площади вычисляется по форулам:

    а)при 20-летних классах возраста:

    Lинт.S = (0,2Sмол+0,6S?(??@ср) +S?(?@ср)+1,4Sпр+1,8Sсп,пер)*0,01;

    б) при 10-летних классах возраста:

    Lинт.S = (0,4S?(???@ср) +1,2S?(??@ср)+ 2,0S?(?@ср)+ 2,8Sпр+ 3,6S сп,пер)*0,01,

    S?(???@ср) - площадь средневозрастных насаждений, выделяемых в третий, более молодой, класс возраста от группы приспевающих в данной хозсекции, га;

    Sмол - площадь молодняков в хозсекции, га.

    При более низких оборотах рубки 0,4S?(???@ср) превращается в 0,4Sмол

    Интегральная лесосека по запасу находится по выражению

    Lинт.M = Lинт.S*mэ.

    в этом случае средний эксплуатационный запас на 1 га mэ вычисляется по древостоям спелых и перестойных насаждений, подлежащих вырубке в ближайшие 10 лет:

    mэ = (Мсп+Мпер)/(Sсп+Мпер).

    В.В. Загреев (1969) предложил учет возрастной структуры хозсекций проводить по следующей формуле:

    Lдейств.S=Lнорм.S*(Мдейств.)/Мнорм*K2,

    Где-Lнорм.S - нормальная лесосека по площади в хозсекции;

    Мдейств, Мнорм - действительный и нормальный запасы хозсекции;

    К2 - коэффициент, учитывающий обеспеченность спелым лесом.

    При неравномерном распределении насаждений по классам возраста принимаемый размер расчетной лесосеки всегда ограничивает та группа возраста насаждений, которая в сравнении с другими занимает наименьшую площадь. Эта возрастная группа насаждений выступает в виде ограничения. Её можно смягчить заимствованием половины площадей насаждений класса возраста, следующего за этой группой. Проф. Н.А.Моисеев (1963) для определения максимально возможного размера неистощительного лесопользования в хозсекции предложил схему следующего алгоритма:

    max ?? = min ?? ?1/k(?_(i=1)^k?a?+1/2 a_(k+1))?,

    где max - максимально возможная площадь пользования древесиной, га/год, определяемая с помощью приема ограничивающего предела;

    i=1…k - порядковый номер класса возраста;

    k - класс возраста, площадь которого находится в минимуме;

    a - площади насаждений классов возраста, га.

    Лесосека по состоянию определяется при каждом очередном лесоустройстве в процессе натурной таксации лесов. Её рассчитывают путем деления площадей и запасов насаждений, требующих срочной рубки по своему состоянию, на устанавливаемый соответствующий период рубки (5…10 лет):

    По площади Lсост.S = (???Sсост.?)/a;

    По запасу Lсост.M = (???Мсост.?)/а,

    Где а - период рубки насаждений по состоянию.

    К назначенным в рубку по своему состоянию относятся насаждения с резко пониженными или утратившими по тем или иным причинам свои полезные защитные функции, поврежденные пожарами, вредителями и болезнями древостои и т.п. Насаждения, назначаемые в рубку по состоянию, распределяют по очередности и срокам вырубки. Размер лесосеки по состоянию непосредственно не вытекает из требования непрерывного и неистощительного пользования лесом, но способствует его выполнению и является непременной составной частью обосновываемого общего размера главного пользования древесиной. Лесосека А.В.Самгина (1930) рассчитывается по формулам:

    По площади

    LСам.S = (S1+2S??+3S???+?+KS_к)/(?_(к=1)^i??К*а?);

    По запасу LСам.M = LСам.S*mэ,

    Где К - номера классов возраста, входящих в хозяйство;

    а - продолжительность класса возраста, лет;

    S_(?,??,???…к) - площади насаждений соответствующих классов возраста, га.

    В приведенном уравнении множительные коэффициенты отдельных классов возраста в арифметической прогрессии совпадают с номерами этих классов. Это позволяет при выявлении расчетной лесосеки учесть распределение площадей древостоев хозсекции по возрасту.

    При равномерном возрастном распределении размер лесосеки по данной формуле совпадает с нормальной лесосекой. Н.Н.Свалов (1979) считает теоретические основы способа дискуссионными. Способ дает неприемлемые результаты в хозяйствах с большим дефицитом или с избытком спелого леса.

    Выше были рассмотрены те виды расчетных лесосек, которые методически начинают определяться по площади, и обоснование их связано со структурой распределения площади насаждений по классам возраста. В другой группе расчетных лесосек определение размера лесопользования начинается с выявления запасов и только через них устанавливается площадь лесосеки. Наиболее известны следующие расчетные лесосеки. Лесосека по среднему приросту определяется как сумма приростов насаждений всех классов возраста данной хозсекции:

    Lср.пр.M = Mz = Z?+Z??+Z???+…+Zn,

    где Z??…n = (M??…n)/(A??…n) - средний прирост соответствующих классов возраста, получаемый делением запаса насаждений каждого возраста на средний их возраст (середину класса возраста), м?/год. В насаждениях I класса возраста многие выделы не имеют в таксационных описаниях запасов на 1 га (Нср? 4 м). Поэтому средний прирост на 1 га принимается для хвойных насаждений в 0,4Z?? га, а лиственных - 0,6Z?? га. В дальнейшем умножением данного показателя на площадь насаждений I класса возраста определяется их средний прирост. Поскольку реализация этой лесосеки возможна только через рубку спелых насаждений, то, используя средний запас последних, определим площадь лесосеки: Lср.пр.S = Mz/mэ. Лесосека по среднему приросту основана на схеме нормального леса и равна здесь по величине всем предыдущим видам лесосек. При избытке спелых насаждений в действительном хозяйстве анализируемая лесосека будет занижать возможный размер лесопользования, а при избытке молодняков и средневозрастных, наоборот, - завышать. Поэтому в расчет вводится поправочный коэффициент

    К = Aw/An=Aw/0,5U,

    Где Aw, An - средние возрасты действительного и нормального хазяйств, лет;

    U - оборот рубки в хозяйстве, лет.

    Lср.пр.М = Mz*K = (Mz*Aw)/0,5U.

    Величину среднего прироста в хозяйствах проф. М.М.Орлов (1928) предлагал использовать при расчетах лесосек по спелости и первой возрастной:

    Lсп.M = (Mсп+0,5Mсп*P*K/100)/K;

    L1воз.-M = (Mпр+Mсп+(Mпр+Mсп)*P*K/100)/2K,

    Мсп - запас спелых и перестойных насаждений;

    Мпр - запас приспевающих насаждений;

    Р - процент прироста запаса;

    К - продолжительность класса возраста.

    Лесосека по проценту пользования древесиной построена на использовании зависимости прироста и запаса в схеме нормального леса:

    R% = (400*Aw)/U?;

    Lср.пр.M = R%*Mw.

    Лесосека по площади равна

    Lср.пр.S = (Lср.пр.M)/mэ.

    Формула учитывает действительный запас в хозяйстве и зависимость действительного прироста древесины от возрастного распределения насаждений. При этом используется номограмма Анучина с входами: число лет в обороте рубки и средний возраст древостоев, образующих хозяйство. С.Г. Синицын (1971) предложил использовать в расчетах постоянный процент лесопользования, дифференцированный по породам, классам бонитета и оборотам рубки. В настоящее время в лесоустроительном проектировании все расчеты по видам лесосек проводятся в автоматизированном виде на ЭВМ. Для этих целей в отрасли в 70-80-х годах была разработана подсистема УЛР ОАСУ - лесхоз (функции 0.3,0.4,0.5), рассчитанные на претворение в практику лесного хозяйства принципов неистощительного и постоянного лесопользования на уровне лесхозов. При устройстве лесхоза по участковому и почвенно-типологическому методам размер лесопользования сплошных рубок в хозяйствах определяется как сумма объемов назначений по постоянным хозяйственным участкам при натурной их таксации. С целью обеспечения постоянного неистощительного пользования лесом проводится корректировка полученной расчетной лесосеки сопоставлением её с лесосеками метода классов возраста: равномерного пользования, среднего прироста, по спелости и состоянию. Зарубежные способы определения расчетных лесосек. В теории нормального леса, возникшей в Западной Европе, предусматривается постоянное равномерное пользование лесом. Оно обеспечивается в лесном хозяйстве лесосекой равномерного пользования, рассмотренной нами ранее. Немецкие лесоводы Брейман и Штоцер (1908) внесли в расчет нормальной лесосеки поправку на возрастное распределение древостоев:

    LБр.Шт.М = (Zнорм*Aср)/0,5U,

    Аср - средний возраст данного хозяйства;

    Zнорм - средний запас нормального хозяйства:

    0,5U - средний возраст нормального хозяйства.

    Если в хозяйстве преобладают молодые насаждения, а спелый лес занимает незначительную часть, данная формула показывает завышенную лесосеку, не обеспеченную спелым лесом. При равномерном распределении древостоев в хозяйствах по классам возраста Мантель (1892) предложил использовать формулу -LМант.М = Мхоз/0,5U,

    Где-Мхоз - действительный запас хозяйства. Исходя из того, что в действительном лесу запас в среднем на 20% меньше, чем в нормальном, Ландольт (1892) вносит в данный расчет поправку на неравномерное распределение древостоев по возрастам:

    LЛанд.М = Мхоз/0,6U.

    Швейцарским лесоводом Флюри (1923) предложены формулы расчетной лесосеки:-LФ.М = (Мхоз+Мнорм)/U;

    LФ.М = M_0.5U/0.5U+0.25UZF/0.5U+(M_0.5U-M_н0.5U)/0.5U,

    Где -Мхоз, Мнорм - соответственно действительный и нормальный запасы хозяйства;

    М_0,5U, M_н0.5U - соответственно действительный и нормальный запасы хозяйства старше половины оборота рубки;

    UZ - действительный средний прирост древостоев хозяйства на 1 га;

    F - площадь хозяйства;

    U - оборот рубки хозяйства.

    Хуфнагель (1913) предлагал регулировать лесопользование по приросту в хозяйствах путем применения формулы

    LХ.М. = (M_0,5U+0,25UZ*F)/0,5U

    с аналогичными вышеприведенными обозначениями. В США в массивах с одновозрастными древостоями при сплошно - лесосечных рубках расчетная лесосека определяется как по нормальному хозяйству - путем деления лесопокрытой площади на число лет в обороте рубки. Лесосека по запасу вычисляется по величине среднего прироста древесины и отпада в этих хозяйствах:

    V_a = (2M_a)/U; или V_a = (2M_a)/(U-b),

    V_a - ежегодный средний прирост в действительном хозяйстве;

    M_a - запас древостоев в действительном хозяйстве;

    U - оборот рубки, лет;

    b - возраст, в котором запас таксируется впервые.

    При регулировании пользования лесом величиной отпада последний определяется по таблицам хода роста нормальных насаждений редуцированием на фактическую полноту древостоев хозяйства. Однако, как считает К.Дэвис, пользование лесом по отпаду неприменимо на практике по экономическим соображениям. К тому же на величину отпада в насаждениях влияют случайные природные факторы (бурелом, ветровал, массовые инвазии вредителей леса и др.). В провинции Черные Холмы США разработана формула расчетной лесосеки:

    LЧ.Х.М = (2M_1+0,5(M_2+0,5Z_2))/U,

    М_1 - запас спелого (товарного) леса в хозяйстве в возрасте оборота рубки;

    М_2 - запас приспевающих древостоев в хозяйстве;

    Z_2 - текущий прирост запаса приспевающих древостоев хозяйства.

    При определении величины текущего прироста широко используются таблицы хода роста древостоев.

    В лесах защитного значения страны общий размер главного пользования лесом определяется по формуле

    Мобщ. = (М_1+М_2+М_3+М_4)F/U,

    М_(1…4) - запасы, выбираемые с единицы площади за первый, второй, третий и четвертый приемы рубок;

    F - площадь хозяйства;

    U - число лет в обороте рубки.

    В защитных разновозрастных лесах общий размер лесопользования за оборот рубки находится по формуле

    М_(общ.) = М_0*F*U,

    М_0- средний ежегодный отпад на единице площади;

    F - площадь разновозрастного леса;

    U - оборот рубки в хозяйстве.

    Изложенные выше зарубежные способы определения расчетных лесосек заимствованы нами из работы Н.П.Анучина "Лесоустройство" (1991). Другие предложения из - за существующих их недостатков находят малое применение в лесоустроительной практике.

    Фонд подсочки древостоев

    В соответствии с Правилами заготовки живицы не допускается проведение подсочки:

    • а) лесных насаждений в очагах вредных организмов до их ликвидации;
    • б) лесных насаждений, поврежденных и ослабленных вследствие воздействия лесных пожаров, вредных организмов и других негативных факторов;
    • в) лесных насаждений в лесах, где в соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается проведение сплошных или выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений в целях заготовки древесины;
    • г) лесных насаждений, расположенных на постоянных лесосеменных участках, лесосеменных плантациях, генетических резерватах, а также плюсовых деревьев, семенников, семенных куртин и полос.

    По инициативе лиц, использующих леса, в подсочку могут передаваться:

    • а) лесные насаждения с участием сосны в составе древостоя менее 40 процентов;
    • б) лесные насаждения сосны IV класса бонитета на заболоченных почвах и V класса бонитета;
    • в) сосновые редины;
    • г) сосновые семенники, семенные полосы и куртины, выполнившие свое назначение;
    • д) деревья сосны, назначенные в выборочную рубку;
    • е) сосновые лесные насаждения, занимающие площадь до 2 - 3 га.

    Разрешается приостановка проведения подсочки сроком до 1 года.

    Проведение подсочки сосновых насаждений включает выполнение следующих видов работ: подготовительные, основные производственные и заключительные. Подготовительные работы осуществляются в целях обеспечения безопасных условий труда и включают: уборку зависших, сухих, усыхающих, пораженных вредными организмами и т.п. деревьев, расчистку мест для работы вокруг деревьев, предназначенных для проведения подсочки, обрубку сучьев, мешающих заложению карр, а также строительство объектов лесной инфраструктуры, разграничение отведенных в подсочку лесных насаждений на делянки (без права рубки лесных насаждений), подбор пригодных для подсочки деревьев, разметку карр, подрумянивание, оконтуровку карр, обмер деревьев и карр, проводку желобков, установку каррооборудования. В ходе проведения работ осуществляется отвод сосновых насаждений в подсочку с учетом следующих особенностей:

    • - на деляночных столбах делаются надписи с указанием номера квартала, номера делянки, площади делянки, а также года начала и окончания проведения подсочки;
    • - в насаждениях, предназначенных после окончания проведения подсочки для сплошных рубок, отграничиваются семенные полосы и куртины, клеймятся семенные и плюсовые деревья;
    • - в насаждениях, предназначенных после окончания проведения подсочки для выборочных рубок, в подсочку отводятся только те деревья, которые предназначены в рубку. В эксплуатационных лесах лесничества имеется 4397 га спелых и перестойных хвойных насаждений I-IV бонитетов, включенных в расчет размера заготовки древесины в спелых и перестойных насаждениях, пригодных для подсочки. Нерентабельность насаждений для подсочки объясняется рассредоточенностью пригодных к подсочке насаждений по территории Лесничества. Общая площадь участков, пригодных для заготовки пневого осмола, составляет 181 га.


    Просмотров