Инструкции для водителей транспортных средств. Типовые инструкции для водительского состава по обеспечению безопасности дорожного движения

Все предприятия, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом, должны регулярно планировать и проводить мероприятия по подготовке водителей к безопасной работе. Проведение инструктажей по БДД призвано снизить травматизм водителей. Об их видах и оформлении – расскажем.

Читайте в нашей статье:

Виды инструктажей по БДД для водителей

Инструктажи по безопасности дорожного движения проводятся со всеми сотрудниками, допущенными к управлению автомобилем в организации. Их цель – знание работниками правил безопасной эксплуатации транспотрных средств. Проводить такой инструктаж может лишь аттестованный по БДД сотрудник.

Регламентирует процедуру этого мероприятия «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».

Вводный инструктаж

Должен состояться сразу после приема на работу. Проводит его ответственный за безопасность дорожного движения в организации.

Во время данного мероприятия инструктируемый о порядке обеспечения БДД на предприятии.

В частности, инструктирующий рассказывает об особенностях предприятия, о специфике перевозимых грузов, о требованиях к перевозке пассажиров и к загрузке-выгрузке транспортных средств, дает пояснения по транспортной схеме предприятия, знакомит с планом расстановки техники в гараже. О действующих в организации также нужно сообщить во время вводного инструктажа.

Кроме того, следует разъяснить порядок прохождения медосмотра перед и после рейсов, установленные нормативы погрузочно-разгрузочных операций, рассказать о порядке прохождения контроля ТС перед выездом.

По окончании нужно внести отметку в журнал регистрации инструктажа по БДД.

Вид инструктажа

Ф. И. О. инструктируемого

Основание проведения

Иванов Владимир Николаевич

Положение о безопасности дорожного движения в АО «Стройдеталь», транспортно-технологическая схема, правила внутреннего трудового распорядка, Порядок предрейсового медосмотра, Порядок предрейсового контроля транспортного средства

Прием на работу

Мешаков В.Н.

обратите внимание:

Согласно пункту 10.13 постановления Минтруда от 12.05.2003, журнал регистрации инструктажей должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и выдаваться инструктирующим под расписку. Приказ № 7 от 15.01.2014 года требует хранить журнал регистрации инструктажа по БДД не менее 3 лет.

Предрейсовый

Должен быть проведен перед выполнением работ повышенной опасности, например:

При его проведении в соответствующую графу вносят номер и марку ТС. Следовательно, предрейсовый инструктаж проводится уже после издания приказа о допуске водителя к работе, после и приказа о закреплении транспортного средства за данным водителем.

Инструктировать может не только ответственный за БДД , но и сотрудник диспетчерской службы, который так же, как и ответственный, прошел специальную профессиональную переподготовку с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта за счет средств работодателя.

Разберем, как выглядит запись о проведении предрейсового инструктажа по БДД с одним водителем. В период с 04.09.2017 года водитель прошел стажировку, был допущен к управлению ТС, за ним был закреплен автомобиль – грузовой фургон ГАЗ-66 Х056АА38rus.

Соответствующую запись необходимо сделать в журнале регистрации, который должен храниться у диспетчера.

Вид инструктажа

Ф.И.О. инструктируемого

Марка, государственный номер транспортного средства

Основание проведения

Должность, Ф.И.О. лица, проводившего инструктаж

Подпись лица, проводившего инструктаж

Подпись лица, прошедшего инструктаж

рейсовый

Иванов Владимир Николаевич

ГАЗ-66 Х056АА77rus

Маршрут движения от базы № 1 до пункта по приему металлолома № 2 (Ховрино) через Каширское шоссе. Загрузка-выгрузка крупногабаритного и тяжеловесного стеллажного оборудования. Протяженность маршрута 80 км, опасные участки на маршрутном листе, условия движения в плотном транспортном потоке на МКАД

Сотрудник диспетчерской службы

Гамаюнова О.В.

Гамаюнова

Сезонный

Проводится со всем водительским составом 2 раза в год. Как понятно из названия, его проводят перед теплым и холодным сезонами года, сопровождаемыми неблагоприятными климатическими условиями.

В ходе предзимнего сезонного инструктажа водителю нужно рассказать об особенностях управления транспортным средством в условиях гололёда. Весной водителя инструктируют по движению ТС в условиях весенней распутицы, таяния льда, и т.п.

Эти периоды характеризуются сложными погодными и, следовательно, дорожными условиями, требующими от водителя максимальной концентрации внимания и отличных водительских навыков.

Данный вид в журнале фиксируется как сезонный осенне-зимний и сезонный весенне-летний. Даты проведения руководитель должен установить самостоятельно. Например: осенне-зимний – перед заменой шин на зимнюю резину (15 октября), а весенне-летний – перед заменой шин на летнюю (15 апреля).

Также это мероприятие может быть приурочено к переходу на зимние и летние нормы расхода топлива. Поэтому решите вопрос с конкретными датами сезонного инструктирования в своем локальном акте по обеспечению БДД.

Проводить его должен ответственный за БДД или начальник колонны с занесением записи в журнал регистрации, который оформляется на том же бланке, что и предрейсовый.

Вид инструктажа

Ф. И. О. инструктируемого

Марка, государст-венный номер транспорт-ного средства

Основание проведения

Должность, Ф. И. О. лица, проводившего инструктаж

Подпись лица, проводив-шего инструктаж

Подпись лица, прошедшего инструктаж

Сезонный осеннее-зимний

Иванов Влади-мир Никола-евич

ГАЗ-66 Х056АА77rus

Обеспечение БДД в сложных погодных и дорожных условиях. Езда в темное время суток. Езда в условиях гололеда.

Выезд в рейс по путевому листу № 774012

Ответствен-ный за БДД, начальник транспортного отдела

Мешаков В.Н.

Специальный

Необходим в тех случаях, когда требуется сообщить водительскому составу срочную и важную информацию:

  • изменились пункты в правилах, регламентах;
  • вступили в силу новые нормативные акты;
  • изменился маршрут или условия, влияющие на ;
  • в организации или в отрасли произошло крупное ДТП;
  • возникла угроза ЧС или теракта.

Также проводится с водителями, направляемыми в командировку, для работы в отрыве от основной базы. Эту процедуру осуществляет ответственный за БДД или начальник колонны.

Вид инструктажа

Ф. И. О. инструктируемого

Марка, государственный номер транспортного средства

Основание проведения

Должность, Ф. И. О. лица, проводившего инструктаж

Подпись лица, проводившего инструктаж

Подпись лица, прошедшего инструктаж

Специальный

Иванов Владимир Николаевич

ГАЗ-66 Х056АА77rus

Направление в командировку для работы в отрыве от основной базы. Инструкция по охране труда по проведению шиномонтажных работ в полевых условиях.

Выезд в рейс по путевому листу № 774012

Ответственный за БДД, начальник транспортного отдела

Мешаков В.Н.

Программа первичного инструктажа на рабочем месте для водителя

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы "Охрана труда". Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Ответственность за непроведение и непрохождение инструктажей по БДД

Осторожно, штраф!

За непроведение инструктажей или отсутствие их регистрации работодатель может быть оштрафован по (30 тысяч руб. на организацию и 10 тысяч руб. на должностных лиц).

Ответственный за безопасность дорожного движения может провести либо вводный инструктаж, если на него приказом руководителя организации возложены соответствующие обязанности, либо иные виды инструктажей при условии, что он является непосредственным руководителем водителей и прошёл не только аттестацию в ФГУ «Росавтотранс», но и проверку знаний в учебном центре Минтруда России по 40-часовой программе для руководителей и специалистов, осуществляющих организацию, контроль и надзор за безопасным проведением работ.

Утверждаю

Заместитель Министра

автомобильного

транспорта РСФСР

А.С.ПАНТЕЛЕЕВ

Введен впервые

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ИНСТРУКТАЖЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ С ВОДИТЕЛЬСКИМ СОСТАВОМ
РД-200-РСФСР-12-0071-86-09

Разработан Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ).

Настоящий руководящий документ разработан на основе Приказа Министра автомобильного транспорта РСФСР N 13 от 05.08.75, РД 200 УССР 219-84 "Инструкция о порядке проведения инструктажей по безопасности движения с водительским составом".

Работа выполнена в соответствии с комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 год, утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84, а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на 1985 год.

1. Общие положения

1.1. Цель инструктажей - сообщить водителю необходимую информацию для выполнения различных видов перевозок.

1.2. Устанавливаются следующие виды инструктажа водительского состава:

вводный;

предрейсовый;

периодический;

сезонный;

специальный.

1.3. Допуск водителей к работе на линии без прохождения ими соответствующего инструктажа запрещается.

1.4. Организация инструктажа, контролирование его полноты и своевременности его проведения возлагается на службу безопасности движения предприятия.

1.5. Время, место проведения инструктажа и список лиц, на которых возлагается проведение, утверждается приказом руководителя предприятия в соответствии с рекомендациями настоящего Положения.

1.6. Содержание инструктажей разрабатывается службой безопасности движения предприятия с учетом вида инструктажа, характера и условий перевозок.

1.7. Отметка о прохождении водителями инструктажей по безопасности движения делается (под их расписку) в соответствующем журнале (Приложение 1).

2. Вводный инструктаж


2.1. Вводный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями, принимаемыми на работу в предприятие.

2.2. Вводный инструктаж проводится руководителем предприятия (организации) или руководителем службы безопасности движения.

2.3. Вводный инструктаж включает следующие положения:

правила организации безопасного движения транспортных средств на территории предприятия;

особенности условий работы предприятия, установившиеся маршруты, особенности погрузки, перегрузки и разгрузки типичных грузов, применение механических средств при погрузочно-разгрузочных операциях;

действия водителя при дорожно-транспортных происшествиях, анализ аварийности и меры обеспечения безопасности движения;

порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров, специальных, периодических и сезонных инструктажей.

3. Предрейсовый инструктаж


3.1. Предрейсовый инструктаж проводится с водителями, обеспечивающими междугородние и международные перевозки, перевозку детей, перевозку опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов; с водителями, направляемыми на сельхозперевозки и в командировку; с водителями автобусов (туристко-экскурсионных).

3.2. Инструктаж проводит руководитель службы эксплуатации или начальник (отряда).

3.3. Предрейсовый инструктаж включает следующие положения:

условия движения и наличие опасных мест на маршруте;

состояние погодных условий;

режим движения, организация отдыха и приема пищи; порядок стоянок и отстоя, охраны транспортных средств;

особенности перевозки грузов и пассажиров, порядок проезда железнодорожных переездов и путепроводов, мест скопления людей;

особенности перевозки детей и учащихся.

3.4. Производственно-техническая служба участвует в проведении предрейсового инструктажа при:

переводе водителей на другую марку автомобилей;

управлении автомобилями с прицепами, а также информирует водителей об обращении с горюче-смазочными материалами.

3.5. Лицо, проводящее предрейсовый инструктаж, контролирует у водителя автобуса наличие схемы маршрута.

4. Периодический инструктаж

4.1. Периодический инструктаж проводится на предприятии с целью систематического и обязательного ознакомления всех водителей предприятия с информацией, необходимой для производительной, безопасной и экономичной работы на линии.

4.2. Периодический инструктаж водителей проводится водителем-инструктором по безопасности движения в период с 20 по 30 число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия.

4.3. Периодический инструктаж включает следующие положения:

информация водителей о действиях при возникновении критических ситуаций и при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, шины, ходовая часть и т.п.);

осуществление противоугонных и противопожарных мер;

действия водителей по снижению тяжести дорожно-транспортного происшествия;

правила проезда железнодорожных переездов и путепроводов.

4.4. Периодический инструктаж должен сопровождаться разбором дорожно-транспортных происшествий, если такие имели место, а также по возможности - показом кинофильмов по безопасности движения.

5. Сезонный инструктаж


5.1. Сезонный инструктаж проводится два раза в год в периоды, предшествующие осенне-зимним и весенне-летним перевозкам, с целью подготовки водительского состава к дополнительным трудностям, сопутствующим управлению и эксплуатации автомобиля.

5.2. Сезонный инструктаж проводится водителем-инструктором по безопасности движения или работником службы безопасности движения, как правило, в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия.

5.3. В сезонный инструктаж включаются вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобиля в соответствии с погодными (низкие температуры, снегопад, весенние паводки) и другими условиями (повышенная активность пешеходов-школьников в периоды каникул, особенности пассажирских и пешеходных потоков в летнее время, увеличение пассажиро-транспортных потоков).

6. Специальный инструктаж


6.1. Специальный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями предприятия в следующих случаях:

при опасных изменениях условий движения на маршрутах (появление опасных участков на дорогах, внезапных изменений погодных условий и т.п.);

при внезапном изменении грузо-пассажирских маршрутов;

при получении информации о совершенных происшествиях;

при получении распоряжений и приказов, поступающих из вышестоящих организаций.

6.2. Специальные инструктажи проводятся водителями-инструкторами по безопасности движения, а также работниками службы безопасности движения.

Приложение 1


ФОРМА ЖУРНАЛА

УЧЕТА ИНСТРУКТАЖЕЙ ВОДИТЕЛЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Дата
проведения
инструктажа

Вид инструктажа

Должность,
Ф.И.О. лица,
проводившего
инструктаж

Ф.И.О. водите-
лей, прошедших
инструктаж

Инструкции по безопасности дорожного движения являются руководящим локальным документом, предназначенным для закрепления знаний водителя, полученных во время инструктажей по безопасности дорожного движения. Как правильно их составлять – читайте.

Из статьи вы узнаете:

Кто разрабатывает инструкции по БДД

Инструкции готовит ответственный за обеспечение БДД, прошедший аттестацию в комиссии ФБУ "Росавтотранс".

К разработке инструкций для оказания методической помощи могут привлекаться специалисты по охране труда, юристы, медицинский персонал, главный механик транспортного отдела и т.п.

Нормативной базой для разработки инструкций являются:

  • Законы РФ;
  • Постановления Правительства;
  • технические регламенты;
  • Правила дорожного движения;
  • Правила противопожарного режима в РФ;
  • Правила по охране труда;
  • правила технической эксплуатации.

Также для разработки инструкций нужно пользоваться ведомственными приказами, рекомендациями и другими руководящими методическими указаниями.

Объем инструкций определяется ответственным в зависимости от специфики деятельности транспортного участка.

Перечень инструкций по БДД

Основными для организаций всех сфер экономической деятельности являются инструкции по действиям водителя при выезде с основной базы, при управлении ТС в сложных дорожных условиях, инструкции для по БДД – осенне-зимнему и весенне-летнему.

Инструкция по безопасности дорожного движения № 1 "Общие обязанности водителя"

В этой флагманской инструкции должны быть перечислены общие требования по допуску водителя к управлению ТС, по проверке технического состояния ТС, по оснащению ТС блокировочными устройствами, средствами первичного пожаротушения, оказания первой помощи.

Затем в инструкции № 1 должны быть представлены перечни лиц, кому водитель имеет право предъявлять документы на право управления ТС и сопроводительную документацию на груз, указано, в каком случае разрешается остановка ТС, каким образом осуществляется диалог с остановившим ТС сотрудником государственной инспекции безопасности дорожного движения, с .

Отдельным разделом инструкции является алгоритм действий водителя при ДТП. Должны быть четко указаны все запрещающие действия со стороны работника при управлении ТС.

Инструкция по безопасности дорожного движения № 2 "Обязанности водителя перед выездом и при работе на линии"

В этой инструкции необходимо указать алгоритм действий перед выездом на дороги общего пользования, порядок прохождения предрейсового медосмотра, разъяснить режим труда и отдыха, проверку , сопроводительных документов.

Особое внимание нужно уделить проверке технических неисправностей, при которых запрещен выезд на линию.

Также описываются действия работника перед началом движения, скоростной режим, действия при обнаружении неисправности ТС, действия при мелком ремонте в полевых условиях, действия при серьезных неисправностях в отрыве от основной базы, напоминается о необходимости избегать резких маневров и т.п.

Если недалеко от рабочей зоны находится железнодорожный переезд, детские дошкольные или школьные учреждения, психоневрологические интернаты или учреждения здравоохранения, нужно особо обратить внимание водителя на возможность воздействия третьих сил на безопасность.

Инструкция по безопасности дорожного движения № 3 "Работа водителя в сложных дорожных условиях"

Для этого работодатель выполняет процедуру, указанную в – отправляет в представительный орган проект инструкции. Если у представительного органа есть вопросы для доработки, то работодатель должен получить это мотивированное мнение в течение 3 дней и учесть его при разработке инструкции.

Если же никаких вопросов не возникло, в течение 5 рабочих дней представительный орган обязан предоставить работодателю письменное мотивированное мнение в форме подтверждения согласования (протокол заседания профкома, протокол профсоюзного собрания, протокол совета трудового коллектива и т.п.). В левой части инструкции после "Согласовано" должны быть приведены эти реквизиты – например, "согласовано общим собранием трудового коллектива, протокол № 11 от 6 сентября 2017 года". Эта запись будет соответствовать .

Юридическая сила и ответственность в случае нарушения инструкций по БДД

Инструкции по БДД относятся к локальным нормативным документам организации. Их введение осуществляется по приказу руководителя организации. С момента подписания инструкции работником, требования инструкции становятся обязательным. За нарушение или неисполнение требований инструкции работник должен быть подвергнут дисциплинарному взысканию.

За дисциплинарный проступок работодатель может применить к сотруднику одно из дисциплинарных взысканий:

  • замечание – самая мягкая форма взыскания;
  • выговор – взыскание средней тяжести;
  • увольнение – крайняя мера взыскания только за очень серьезные проступки.

Такие виды взысканий приведены в части 1 . Конкретный вид взыскания определяйте с учетом всех обстоятельств и тяжести проступка.

Взыскания, которые не предусмотрены законодательством, назначить сотрудникам нельзя (). Поэтому незаконными будут признаны штрафы за неисполнение инструкций по БДД или строгий выговор.

обратите внимание

Если менеджер по продажам или мерчендайзер, то есть работники, не являющиеся профессиональными водителями, выезжает на транспортном средстве работодателя по служебным вопросам, они также должны быть ознакомлены с инструкциями по БДД.

Вопрос о том, что работодатель предоставляет непрофессиональным водителям возможность ездить на служебном транспорте, в рамках данной статьи не раскрывается, но мы рекомендуем не заниматься такими вещами.

Если произойдет ДТП, работодатель будет нести полную ответственность за произошедшее, и для инспектора ГИБДД не будет иметь никакого значения, кто в момент аварии находился за рулем: водитель, закрепленный за ТС приказом, или бухгалтер. Поскольку транспортное средство находится на балансе предприятия, ответственность за безопасность работников и других участников дорожного движения будет нести работодатель – и административную, и гражданскую, и уголовную, и материальную.

Это уже потом работодатель сможет удержать свои расходы с работника, нарушившего ПДД и локальную инструкцию по БДД, согласно части 2 статьи 238 ТК РФ. Этой же позиции придерживается и Роструд в своем письме от .

В профессиональных кругах, на форумах по БДД зачастую можно встретить такую фразу, что, в отсутствие ответственного за обеспечение БДД, его обязанности должен выполнять руководитель организации, отвечающий квалификационным требованиям. Однако это не так, поэтому мы должны вас предостеречь: руководитель организации обязан обеспечивать контроль за деятельностью должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, что исключает выполнение руководителем функций данного должностного лица. Нельзя проверять самого себя. На это указывают и судебные решения:

Неисполнение обязанности по проведению по БДД для работодателя может окончиться плачевно – по части 5 статьи 12.31.1 КоАП РФ штраф составляет 100 000 рублей за не проведение инструктажа. Мало того, на 10 000 рублей будет оштрафован каждый: руководитель организации, ответственный за БДД, диспетчер, выписавший путевой лист. Таким образом государство стимулирует организации заниматься обучением работников по безопасности дорожного движения.

05.08.2014 – Представляем вашему вниманию инструкцию по безопасности дорожного движения. Инструкция включает восемь глав: 1) общие требования по охране труда; 2) требования по охране труда перед началом работы; 3) требования по охране труда при выполнении работы; 4) требования по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах; 5) контейнерные перевозки; 6) требования к погрузочно-разгрузочным площадкам; 7) требования по охране труда по окончании работы; 8) требования по охране труда в аварийных ситуациях.

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К управлению транспортными средствами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обучение (курсы), и имеющие удостоверение, выданное Госавтоинспекцией на право управления транспортным средством данной категории и талон к нему.

Удостоверение на право управления транспортным средством предъявляется диспетчеру перед выездом на линию при получении путевого листа.

2. Рабочие, специалисты и руководители могут быть допущены к управлению транспортным средством только после проверки знаний Правил дорожного движения и настоящей инструкции.

3. При работе на транспортных средствах возможно воздействие следующих вредных и опасных производственных факторов:

движущиеся машины и механизмы;

повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенная влажность воздуха рабочей зоны;

повышенная подвижность воздуха;

нервно-психические перегрузки;

в процессе работы на транспортных средствах контакт с вредными веществами: этилированным бензином, антифризом, выхлопными газами и другими;

движущиеся части механизмов, электропровода и токоведущие части электроприборов транспортных средств;

работа в стесненных условиях при ремонте и регулировке узлов и систем транспортных средств;

возможность возникновения пожара, как при движении транспортного средства, так и при его ремонте в связи с использованием в качестве топлива легко воспламеняющихся жидкостей;

шум, вибрация, недостаточная освещенность.

4. Работники должны выполнять требования «Правил дорожного движения» и правил внутреннего трудового распорядка.

5. Работникам запрещается:

управлять транспортным средством в болезненном состоянии, при переутомлении, алкогольном или наркотическом опьянении или с остаточными явлениями опьянения;

употребление спиртных напитков в рейсе, в местах отдыха и работы на трассе;

отдыхать и спать в кабине при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на длительных стоянках;

Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

6. При прохождении и проезде по территории организации следует пользоваться только установленными проходами и проездами.

7. При выезде на линию иметь при себе:

удостоверение на право управления транспортным средством данной категории;

регистрационные документы на транспортное средство;

путевой или маршрутный лист.

8. Работники должны знать и соблюдать правила личной гигиены, должны уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае.

9. Работникам по управлению транспортных средств запрещается:

пользоваться во время движения транспортного средства мобильным телефоном. Пользование мобильным телефоном во время движения допускается только в случае, если транспортное средство оснащено комплектом громкой связи и (или) устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;

выполнять ремонт транспортного средства и его обслуживание на проезжей части дороги;

создавать препятствие для дорожного движения или опасность для движения;

эксплуатировать транспортное средство с нарушением требований экологической безопасности, не зарегистрированное в установленном порядке, не прошедшее государственного технического осмотра;

допускать загрязнение дорог и окружающей среды.

10. Работники обязаны оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении своего здоровья.

11. Работники, не выполняющие требования инструкции по охране труда и правил дорожного движения, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

12. Техническое состояние, оборудование и укомплектованность автомобилей должны соответствовать требованиям стандартов, инструкций заводов-изготовителей, правил дорожного движения.

13. Перед началом работы работник должен:

одеть и привести в порядок спецодежду;

проверить наличие удостоверения на право управления транспортным средством данной категории и талона к водительскому удостоверению, регистрационного документа на транспортное средство, а также наличие необходимой документации (путевого листа, документа на перевозимый груз и т.п.).

проверить техническую исправность транспортного средства;

проверить наличие набора исправных инструментов, противооткатных упоров, знака аварийной остановки, медицинской аптечки, буксирного приспособления;

проверить наличие средств пожаротушения.

14. При проверке технического состояния транспортного средства работник должен:

убедиться в отсутствии наружных повреждений транспортного средства;

проверить его комплектность;

проверить техническое состояние частей транспортного средства, которые влияют непосредственно на безопасность движения;

обратить внимание на заправку автомобиля топливом, маслом, водой и тормозной жидкостью, уровень электролита в аккумуляторной батарее.

15. В случае выявления неисправностей транспортного средства работник не имеет права выезжать на линию до их устранения.

Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работы

16. Требования безопасности при запуске двигателя автомобиля.

перед пуском двигателя необходимо убедиться, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключения передач поставлен в нейтральное положение.

в холодное время года для обеспечения надежного пуска двигателя необходимо произвести его предварительный подогрев. Для разогрева двигателя следует применять горячую воду, пар или горячий воздух. Подогревать двигатель открытым пламенем запрещается.

у газобаллонных автомобилей пуск двигателя должен производиться на топливе одного вида: газе или бензине.

перед включением зажигания, пуском двигателя или включением осветительных электрических приборов необходимо в течение некоторого времени держать капот открытым для выветривания газа из подкапотного пространства, после чего проверить исправность газовой аппаратуры, трубопроводов и соединений.

пуск двигателя автомобиля водитель должен производить при помощи стартера. Использовать пусковую рукоятку разрешается только в исключительных случаях.

17. При пуске двигателя автомобиля пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:

пусковую рукоятку поворачивать сверху вниз;

не брать рукоятку в обхват;

при ручкой регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;

не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.

19. Требования безопасности при заправке автомобиля топливом.

20. Заправку автомобиля топливом водитель должен производить в соответствии с требованиями безопасности, установленными для заправочных пунктов, которые должны быть вывешены на видном месте.

21. Во время заправки автомобиля топливом запрещается:

производить ремонтные и регулировочные работы;

переводить автомобиль с одного вида топлива на другой;

оставлять автомобиль без присмотра;

заправлять автомобиль топливом при работающем двигателе;

допускать перелив топлива;

заводить двигатель автомобиля, если возле автомобиля пролит бензин (до его испарения);

находиться пассажирам в кабине, салоне или кузове.

22. При заправке автомобиля топливом в зимнее время года заправочные пистолеты следует брать только в рукавицах, соблюдая особую осторожность и не допуская обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.

23. При заправке газобаллонного автомобиля сжиженным или сжатым природным газом водитель должен:

выключить зажигание;

установить автомобиль на стояночный тормоз и заземлить;

закрепить автомобиль переносными башмаками-клиньями;

закрыть магистральный вентиль; расходные вентили при этом должны быть открыты.

24. При заправке газобаллонного автомобиля запрещается:

заполнять газом баллоны, у которых истек срок назначенного освидетельствования, поврежден корпус (трещины, заметное изменение формы, вмятины, глубокие риски, сильная коррозия), неисправны вентили, отсутствует надлежащая окраска или надписи, отсутствуют установленные клейма;

наполнять баллоны газом при обнаружении утечки газа в газопроводах или соединениях;

стоять около наполнительного шланга или баллонов во время наполнения баллонов;

подтягивать гайки и соединения, производить регулировку и ремонт газовой арматуры , находящейся под давлением;

стучать металлическими предметами по арматуре и газопроводам, находящимся под давлением;

оставлять без наблюдения автомобиль во время заправки;

держать автомобиль присоединенным к заправочной колонке, когда заправка его не производится;

производить заправку автомобиля во время грозы;

вести вблизи автомобиля какие-либо работы, не относящиеся к заправке;

курить и пользоваться открытым огнем;

проверять герметичность соединения газовой аппаратуры огнем;

допускать посторонних лиц к заправочной колонке.

25. При переполнении баллона газобаллонного автомобиля СУГ более предельного уровня (85% его объема) необходимо вывести автомобиль в безопасную зону и выработать излишек газа.

26. По окончании заправки водитель должен:

проверить мыльной эмульсией плотность закрытия вентиля баллона;

снять заземление;

убрать башмаки-клинья;

включить зажигание;

запустить двигатель и выехать с территории АГЗС.

27. Если после заправки двигатель при пуске дает перебои (хлопки), то его следует немедленно заглушить, а автомобиль откатить или отбуксировать на расстояние не менее 15м от заправочной колонки.

28. Запрещается переводить автомобиль с одного вида топлива на другой в радиусе 15 м от заправочной колонки.

29. Требования безопасности при применении этилированного бензина.

30. При заправке автомобиля этилированным бензином водитель должен соблюдать следующие требования безопасности:

заправку производить из бензоколонки со шлангом, снабженным раздаточным пистолетом;

при заправке находиться с наветренной стороны автомобиля.

заправлять автомобиль этилированным бензином при помощи леек и т.п., а также получать этилированный бензин в тару (канистры);

применять этилированный бензин для промывки деталей, чистки одежды, а также мытья рук;

обезвреживать места, залитые этилированным бензином, сухой хлорной известью;

перевозить этилированный бензин на автомобилях совместно с другими грузами, вместе с людьми, а также в кузовах легковых автомобилей. Лицо, сопровождающее грузовой автомобиль с этилированным бензином, должно находиться в кабине;

хранить в кабине или кузове автомобиля обтирочные материалы, пропитанные этилированным бензином;

засасывать ртом через шланг этилированный бензин и продувать систему питания.

32. При появлении во время движения запаха бензина водитель должен немедленно остановиться, выяснить причину появления запаха и устранить ее.

33. При работе на линии обтирочные материалы, загрязненные этилированным бензином, следует сжигать за бровкой дороги, в стороне от автомобиля, приняв меры для предупреждения распространения огня. При этом водитель не должен уезжать, пока сжигаемые материалы не сгорят и не погаснет огонь.

34. Требования безопасности при работе на линии;

выполнять правила дорожного движения;

выбирать скорость движения с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля и перевозимого груза;

не допускать резкого торможения и резких поворотов, не превышать установленной скорости;

наблюдать за показаниями контрольных приборов автомобиля;

следить за сохранностью груза;

с наступлением темноты включить осветительные приборы: на неосвещенных участках дорог – дальний или ближний свет фар, а на освещенных – ближний свет фар и (или) габаритные огни.

35. При работе на линии водителю запрещается:

отклоняться от установленного маршрута и мест стоянок;

двигаться с выключенным сцеплением и двигателем;

управлять транспортным средством в случае нахождения в состоянии алкогольного опьянения либо под воздействием наркотических средств и психотропных или токсических веществ, а также употреблять их после дорожно-транспортного происшествия до проверки в установленном порядке;

36. При остановке автомобиля водитель, покидая кабину, должен обезопасить автомобиль от самопроизвольного движения (выключить зажигание или прекратить подачу топлива, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом).

Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно поставить под колеса специальные упоры (башмаки).

37. Запрещается во время стоянки водителям, грузчикам и другим лицам отдыхать или спать в кабине, салоне или закрытом кузове при работающем двигателе.

Глава 4. Требования по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах

38. Во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ водитель должен соблюдать следующие требования безопасности:

подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочную площадку так, чтобы расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в глубину), было не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими рядом (по фронту) – не менее 1,5 м. При установке автомобилей для погрузки или разгрузки вблизи стены здания (сооружения) между зданием и задним бортом кузова должно обеспечиваться расстояние не менее 0,5 м, при этом заднее колесо автомобиля должно упираться в бордюрный камень тротуара или отбойный брус. Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно составлять не менее 1 м;

при погрузке (разгрузке) грузов с эстакады, платформы, рампы высотой, равной уровню пола кузова автомобиля, подъезжать вплотную к ним, чтобы не оставалось прохода и тем самым не создавалась опасность попадания работающих между транспортом и площадкой;

при разгрузке автомобиля-самосвала у откоса, оврага и т.п. подъезжать к откосу на расстояние, определяемое из конкретных условий и конуса осыпания грунта;

поставить автомобиль на стояночный тормоз, под колеса подложить упоры (башмаки);

следить за проведением погрузочно-разгрузочных работ. Груз должен размещаться, а при необходимости закрепляться на автомобиле так, чтобы он не подвергал опасности водителя и окружающих; не ограничивал водителю обзорности; не нарушал устойчивости автомобиля; не закрывал световые и сигнальные приборы, а также номерные знаки и регистрационные номера;

опасные грузы принимать к перевозке в специально опломбированной таре. На всех грузовых местах, содержащих опасные вещества, должны быть ярлыки, обозначающие вид опасности груза, верх упаковки, наличие хрупких сосудов в упаковке;

при погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, бревен и т.г.) на автомобиль с прицепом-роспуском следить за тем, чтобы был оставлен зазор между щитом, установленным за кабиной автомобиля, и торцами груза для того, чтобы на поворотах и разворотах груз не цеплял за щит. Для предупреждения перемещения груза вперед при торможении и движении под уклон груз должен быть надежно закреплен.

39. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ водителю автомобиля запрещается находиться в кузове и кабине автомобиля.

40. После погрузки водитель обязан проверить соответствие укладки и надежность крепления грузов и тентов на подвижном составе требованиям безопасности и обеспечения сохранности грузов, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза и тентов – потребовать от лица, ответственного за погрузочные работы, устранить их.

Глава 5. Контейнерные перевозки

41. Во время погрузки контейнеров на автомобиль водитель следит за соблюдением правил техники безопасности погрузки и крепления (проверяет исправность контейнера и наличие надежных стяжек). Установка и крепление контейнеров на автомобиль производиться согласно схемам.

42. Водителю запрещается производить строповку контейнеров и снятие стяжек, а также ходить по крыше контейнеров.

43. Водитель после погрузки контейнера на автомобиль проверяет наличие пломб и закрытие дверей контейнеров. Проезд людей в кузове автомобиля запрещен.

Глава 6. Требования к погрузочно-разгрузочным площадкам

44. Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть хорошо освещены, освобождены от посторонних предметов и иметь основание, обеспечивающее устойчивость подъемно-транспортного оборудования, складируемых материалов и транспортных средств.

45. Движение транспортных средств в местах производства погрузочно-разгрузочных работ должно быть организовано по схеме, утвержденной администрацией предприятия (организации), с установкой соответствующих дорожных знаков, а также знаков, принятых на железнодорожном транспорте.

46. Проходы и рабочие места должны быть выровнены и не иметь ям, рытвин. Зимой проходы должны быть очищены от снега, а в случае обледенения посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами.

47. Для прохода (подъема) на рабочее место должны быть предусмотрены тротуары, лестницы, мостики, тралы, отвечающие требованиям безопасности.

48. Для предупреждения о возможной опасности в местах производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть установлены (вывешены) знаки безопасности.

49. При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом, должно быть не менее 1 м, а стоящими рядом (по фронту) – не менее 1,5 м.

50. Если автомобили устанавливаются для погрузки или разгрузки вблизи зданий, между этим зданием и задним очертанием автомобиля должен соблюдаться интервал не менее 0,5 м, а на площадке должен быть устроен отбойный брус.

Глава 7. Требования по охране труда по окончании работы

51. После возвращения с линии водитель должен:

проверить комплектность автомобиля;

проверить техническое состояние частей автомобиля, которые влияют непосредственно на безопасность движения;

у газобаллонных автомобилей проверить техническое состояние газового редуктора и герметичность соединений газовой магистрали мыльной эмульсией или прибором; все газовые коммуникации и арматуру очистить от пыли и грязи; произвести слив масляного конденсата из газового редуктора; в зимнее время произвести слив воды из полости испарителя (при заполнении системы охлаждения водой);

провести уборочно-моечные работы;

в случае выявления неисправностей в автомобиле и невозможности их самостоятельного устранения сообщить непосредственному руководителю для постановки автомобиля на техническое обслуживание или ремонт;

поставить автомобиль на стоянку. При постановке газобаллонного автомобиля на стоянку необходимо закрыть вентиль на баллоне, выработать весь газ, находящийся в системе питания, затем выключить зажигание. Въезд в помещение, предназначенное для хранения газобаллонных автомобилей, а также перемещение внутри этого помещения производится на бензиновом топливе;

снять спецодежду в специально отведенном месте.

52. Запрещается въезд в гараж автомобилей с неисправной газовой аппаратурой и при наличии утечки газа. Автомобили с неисправной газовой аппаратурой должны храниться на открытых площадках, без газа в системе питания.

Глава 8. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

53. В случае дорожно-транспортного происшествия водитель автомобиля должен действовать в соответствии с правилами дорожного движения.

54. При возникновении пожара на автомобиле водитель обязан:

вывести автомобиль в безопасное место;

остановить автомобиль, заглушить двигатель;

55. В случае возникновения пожара на газобаллонном автомобиле:

перекрыть магистральный и баллонный вентили при работающем двигателе;

увеличить число оборотов коленчатого вала и быстро выработать газ, оставшийся в системе питания;

принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения;

при невозможности ликвидировать пожар имеющимися средствами пожаротушения, вызвать пожарную охрану.

56. При возникновении пожара в легковом или грузовом автомобиле, перевозящем людей, необходимо:

остановить автомобиль;

принять меры к эвакуации людей (открыть двери легкового автомобиля, при невозможности – выдернуть шнур и выдавить стекло);

принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения;

при невозможности ликвидировать пожар имеющимися средствами пожаротушения, вызвать пожарную охрану.

57. В случае аварийной разгерметизации баллона, газовых трубопроводов, находящихся под давлением, водитель газобаллонного автомобиля обязан:

остановить автомобиль;

устранить, если возможно, неисправность или сообщить о происшедшем на предприятие;

при невозможности устранения утечки газа необходимо эвакуировать автомобиль в безопасное место вдали от людей и источников огня и стравить газ в атмосферу.

После полного выхода газа в атмосферу и его улетучивания можно продолжить работу на бензине.

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда ».

Обязательны для всех, как для водителей, так и для пешеходов. Соблюдение правил должно осуществляться не из страха наказания, а из ответственности за свою жизнь и окружающих.

На законодательном уровне БДД понимается как степень защищенности от дорожных происшествий и их последствий. Нормативные акты предписывают работодателям в обязательном порядке проводить инструктажи для водителей транспортных средств. Основная цель таких мероприятий - сообщить сотруднику всю информацию, которая позволит ему в полной мере выполнить свои функции по управлению транспортным средством, не допустить аварийной ситуации на дороге. Сведения должны быть сформированы в инструкции, и в зависимости от вида инструктажа доносится именно требуемая в конкретной ситуации информация.

Кто проводит инструктаж

Руководство логистической компании или другой организации-перевозчика не вправе допускать сотрудников к управлению транспортным средством без инструктажа.

Как правило, на предприятии есть отдел по безопасности движения, специалисты которого и разрабатывают программы проведения инструктажей. Общее руководство и контроль за разработкой и проведением этих мероприятий осуществляет руководитель подразделения. Функции непосредственного проведения инструктажей водителей возлагается на инженера по БД или на механика, начальника гаража, в зависимости от структуры предприятия.

Виды инструктажей

Проведение инструктажей по БДД водителей обязательно фиксируется в журналах регистрации. Сами мероприятия проводятся по заранее составленным программам и разделяются на несколько видов.

Вводный

Инструктаж смешанный и проводится при приёме на работу. До сотрудника доносится не только информация о правилах БД, но и сведения об охране труда. Инструктаж обязателен для всех специалистов, которые будут осуществлять управление транспортным средством, независимо от опыта работы и квалификации, что вызывает положительные отзывы водителей.

Первичный

Инструктаж проводится на рабочем месте и также считается смешанным, так как включает в себя не только правила безопасной эксплуатации транспортного средства, но и общие требования техники безопасности на рабочем месте.

Повторный

Подлежит ежеквартальному проведению и включает в себя всю информацию, доносимую на первичном инструктаже. Подобное мероприятие с положительной стороны отмечается сотрудниками. Они считают, что весьма полезно повторить изученное ранее, потому что многое постепенно забывается.

Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

Проводится в ряде случаев:

  • если водитель будет отправляться по планируемому маршруту впервые;
  • осуществление перевозки детей;
  • транспортировка опасных или ;
  • если водитель переводится на другое транспортное средство.

Сезонный

Подлежит проведению дважды в год. Тематика инструктажей - особенности управления транспортом в межсезонье и в тяжелых зимних условиях. Комментарии водителей об этом мероприятии только положительные, ведь они понимают, как важно в тяжелых ситуациях не растеряться и знать, как действовать.

Специальный

Проводится в экстренных случаях, когда до персонала необходимо донести информацию об изменениях в нормативных актах относительно безопасности движения, о необходимости изменить маршрут движения или об "ужасающей" аварии на дороге, об угрозе возможного террористического акта.

Не заносится информация в журнал о предрейсовом инструктаже водителей по безопасности дорожного движения, о нем ставится отметка в путевом листе.

Предрейсовый инструктаж

Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения относится к текущему и проводится должностным лицом, назначенным ответственным за такие мероприятия. В программу обязательно вносятся следующие сведения:

  • какой характер дорожных условий на маршруте, опасные места на пути следования;
  • прогноз погоды на сутки;
  • какими свойствами обладает груз, если речь идет о грузоперевозках;
  • какие меры безопасности должен соблюдать водитель при перевозке людей;
  • если на маршруте следования специфические условия, то как должен вести себя водитель в экстренных ситуациях;
  • режим отдыха и питания;
  • ответственность водителя за исправность транспортного средства на пути всего следования;
  • порядок остановок и стоянки, какие необходимо предпринять меры по сохранности груза;
  • порядок пересечения железнодорожных переездов;
  • какие необходимо предпринять меры по безопасному проведению погрузочно-разгрузочных работ, как правильно крепить груз;
  • ответственность за необоснованное отклонение от маршрута.

Инструктаж при перевозке детей

Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения в случае перевозки детей, помимо общих сведений, должен включать в себя требования постановления Правительства РФ № 117 от 17.12.13 г. В частности, для перевозок детей нельзя использовать транспортное средство, которое эксплуатируется больше 10 лет. Автомобили обязательно должны быть оснащены аппаратурой ГЛОНАСС и тахографом. Обязательно устанавливается знак «Перевозка детей». В данном случае следует включить пункты в примерные темы инструктажей водителей:

  • особенности и правила детей;
  • график технических остановок, к примеру, через каждые 50 минут, но не реже, чем через 100 км;
  • остановки для приема пищи, через каждые 3 или 5 часов;
  • остановка на ночлег.

Главное, что нельзя перевозить детей с 11 вечера до 6 утра, только в крайних случаях, к примеру, для передвижения в аэропорт или на вокзал. Также возможно перемещение транспортного средства с организованной группой детей в ночное время суток, если на пути следования произошла задержка и до конца поездки осталось не более 50 км.

Заказчик, то есть школа или другое детское учреждение, заказывающее услуги перевозок, может выдвигать отдельные требования к водителям, транспортному средству, естественно, в рамках действующего законодательства. Такая дополнительная информация доносится до сведения водителя именно на предрейсовом инструктаже.

Общие требования

Обзор инструкций для водителей дает полное понимание того, что существуют общие требования по обеспечению безопасности дорожного движения и охраны труда. Так, к примеру, к вождению автомобилем не допускаются лица в болезненном состоянии и переутомленные. Перед допуском к выполнению служебных обязан пройти медицинский осмотр. Запрещено употребление алкогольных напитков и наркотических средств в период управления транспортом. Если водитель отдыхает в кабине автомобиля, то двигатель должен быть отключен. Нельзя передвигаться в местах, где не установлены проезды для машин. Водитель обязан всегда иметь при себе водительское удостоверение, путевой лист и уметь оказать первую медицинскую помощь.

Неважно, как называется инструктаж для водителей, вводный или предрейсовый, главное предназначение каждого из них - закрепить знания о безопасных методах вождения, довести информацию о предполагаемой опасности и погодных условиях.



Просмотров