Доктор по интернету: что даст россиянам телемедицина. Новые возможности для пациентов

На заседании правительства 11 мая был одобрен законопроект о телемедицине. Теперь документ направят в Госдуму. После его принятия врачи смогут ставить диагнозы и выписывать рецепты дистанционно

В операционной Федерального центра высоких медицинских технологий (Фото: Виталий Невар / ТАСС)

Правительство в четверг, 11 мая, одобрило законопроект о телемедицине, рассказали РБК два источника, присутствовавших на заседании. ​Комиссия по законопроектной деятельности поддержала документ днем ранее, 10 мая. Теперь правительство внесет инициативу в Госдуму. Законопроект предусматривает возможность оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, указано на сайте правительства. Это значит, что он разрешит проводить дистанционные консилиумы врачей, консультации медицинских работников и пациентов по интернету. Врачи смогут отслеживать состояние здоровья больных на расстоянии, выписывать электронные рецепты и справки.

Еще одно нововведение — создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Она свяжет информационные системы всех медицинских организаций и профильных государственных ведомств, позволит вести унифицированные электронные медицинские карты, регистры лиц с определенными заболеваниями.​ «Проще будет вести учет, планировать распределение лекарств и загрузку тех или иных процедурных кабинетов. <...> Во-вторых, что тоже очень важно, доступ к необходимой для лечения информации будет возможен из любого медицинского учреждения. Не нужно будет носить с собой кипу бумаг, если, допустим, есть направление в другую поликлинику или если человек или семья переезжает в другой город», — заметил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства 11 мая.

Подходы, которые содержатся в законопроекте, будут внедряться поэтапно, говорится в письменном заявлении министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, поступившем в редакцию РБК. «В первую очередь технологии телемедицины начнут использовать в передовых пилотных субъектах, например, в Татарстане, а далее масштабироваться в остальных регионах», — заметил он.

Документ в правительство внес Минздрав в декабре 2016 года. Ведомство по информационным технологиям. Позже законопроект дорабатывался и в правительстве. Он был согласован с другими ведомствами, в том числе ФАС, Минфином и Минэкономразвития, экспертным советомпри правительстве, рассказал РБК член экспертного совета при правительстве Владимир Гурдус. Законопроект также был отправлен​ на согласование в силовые ведомства.

В пресс-службе Минздрава отметили, что доработка не отразилась на основных положениях законопроекта. После принятия документа министерству предстоит утвердить порядок организации и проведения дистанционных консультаций и консилиумов, включая правила идентификации участников, заметили в ведомстве.

Со следующего года врачам будет официально разрешено консультировать больных по Интернету, скайпу, телефону. После долгих споров у нас наконец принят о телемедицине. Впрочем, он четко разграничил: первичный диагноз и назначение лечения - только очно. А вот повторным визитам к врачу и наблюдению "на расстоянии" наконец дан зеленый свет.

Удаленно доктор сможет корректировать лечение, следить за состоянием здоровья пациента. Это отличная новость, ведь помощь врача станет доступнее. Особенно для хронических больных, для инвалидов и пожилых малоподвижных пациентов. Им не нужно будет регулярно высиживать в очереди, чтобы, к примеру, получить очередной рецепт на лекарство. Поскольку рецепт, по закону, доктор также сможет выписать дистанционно.

Поможет закон улучшить и качество реабилитации: пациенты, которым сделали сложную операцию в федеральном центре, смогут (по крайней мере в законе эта возможность отражена) связываться из своего региона с лечившими их врачами.

По словам директора НИИ организации здравоохранения Давида Мелик-Гусейнова, у телемедицины два ключевых направления: врач - врач и пациент - врач. Столкнувшись со сложным случаем, врачи из региональной больницы смогут устроить удаленный консилиум с коллегами из крупного медцентра. Такие возможности, к слову, минздрав организовал еще два года назад. А расшифровку анализов и исследований (МРТ, ЭКГ) теперь разрешается пересылать по электронной почте: может пригодиться для консультации в новой клинике и просто пациенту для самоконтроля.

Опирается новый закон на Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения. Ее созданием уже лет пять активно занимается минздрав. Со временем она свяжет все больницы, поликлиники и органы управления здравоохранением. Правда, для этого нужно, чтобы Интернет дошел до самого удаленного села. Система всеобъемлюща: от электронной записи к врачу до доступа к электронной истории болезни пациента в любой больнице, куда бы он ни попал на лечение.

Но, понятно, как в любом новом деле, в случае с телемедициной возникает много вопросов. Например, как выстроить систему защиты информации, паспортных данных, адресов пациентов. Впрочем, утечки бывают и сейчас, бумажный документо-оборот тому не препятствует.

И все-таки ключевой спорный момент в другом: многие клиницисты настаивают, что врачу необходим личный контакт с пациентом, по телефону и даже скайпу многое можно просмотреть. Сторонники дистанционки, наоборот, хотели бы большей свободы. Но пока закон довольно строг: никаких "интернет-клиник" с непонятными специалистами и ответственностью. Все дистанционные консультации - только у своего врача, который ставил диагноз и назначал лечение очно. Как это будет организовано в реале (ведь невозможно, чтобы врач принимал звонки и отвечал на электронные запросы круглосуточно семь дней в неделю), еще предстоит прописать в подзаконных документах.

Удаленно можно и результаты исследований посмотреть, и подкорректировать схему лечения.

Конкретно

Что дает пациентам закон о телемедицине

1. Врач сможет выписать, а пациент получить рецепт на нужное лекарство в электронном виде. Причем новый порядок распространяется и на наркотические и сильнодействующие психотропные препараты.

2. Врачи смогут консультировать пациентов дистанционно, проводить консилиумы и консультации с использованием медицинских документов, результатов исследований, полученных по электронной почте.

3. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (или отказ от него) от одного из родителей ребенка-пациента или законного представителя взрослого больного также можно будет получить оперативно в электронном виде.

4. Пациент или его законный представитель сможет отправить в медицинское учреждение запрос и получить медицинские документы, справки, выписки из истории болезни и т.д. (их копии) в электронном виде.

5. Дистанционно разрешено консультировать пациентов по вопросам профилактики, собирать и анализировать жалобы и данные анамнеза, оценивать эффективность диагностики и лечения граждан. Также дистанционно врач вправе принять решение о необходимости проведения очного приема, осмотра и консультации.

6. Что касается непосредственно лечения, новый закон разрешает проводить дистанционные консультации, чтобы контролировать ход ранее назначенной терапии. В первую очередь это касается хронических заболеваний. Если потребуется, доктор сможет корректировать назначения. При этом диагноз и первичные рекомендации по лечению, согласно закону, должны быть установлены на очном приеме.

В моем далеком детстве я даже не мечтала, что когда-нибудь доживу до видеотелефонов. Тогда и обычный домашний телефон на витом шнуре представлялся пределом мечтаний и верхом комфорта. А уж разговаривать с собеседником и видеть его на экране? Не-е-ет, это фантастика!

Сегодня мы спокойно болтаем с друзьями глаза в глаза, корчим рожицы в видеоконференциях, примеряем наряды, советуясь с подругами из Аргентины, выкладываем в Сеть записи в режиме реального времени. И, конечно, скачкообразное, стремительное развитие коммуникационных технологий не может обойти стороной здравоохранение. Закон о телемедицине принят, но что это такое и как будет работать - пока окончательно не ясно.

Безусловно, интернет-связь в медицине используется уже давно. Например, пациента оперируют кардиохирурги в Москве, он уезжает домой, но центр продолжает удаленный кардиомониторинг. Или беременная женщина дома подключает фетальный монитор, а врач акушер-гинеколог удаленно смотрит данные кардиотокографии. Никого сегодня не удивишь и возможностью получить результаты анализов и обследований по электронной почте.

Телемедицина позволяет транслировать в прямом эфире сложнейшие операции, консультировать тяжелых пациентов из отдаленных регионов в самых «крутых» столичных клиниках, проводить расширенные консилиумы с ведущими специалистами нашей страны.

Акушеры-гинекологи прекрасно знают типичный набор вопросов, для которых очный визит не обязателен. Например, в ситуациях, требующих экстренной контрацепции, дистанционный, но своевременный совет намного эффективнее очного визита. Проблемы с контрацепцией обычно довольно типичны и легко «разруливаются» по телефону.

Я уже несколько лет комментирую результаты обследования пациенток по электронной почте. Это позволяет экономить время и деньги женщинам, высвобождает время для приема новых пациентов. Если бы каждая моя пациентка приходила в клинику для консультации по проведенным анализам, запись шла бы уже на следующее тысячелетие. Совершенно незачем занимать время приема визитом, на котором я скажу: «У вас чудесные результаты, встречаемся через год».

Еще довольно удобно на панические вопросы «Что это? Откуда это взялось?» отправить ссылочку на статью с разъяснениями или прикрепить файл с рекомендациями. Очень важно, что результаты «страшных» анализов (биопсии, цитологических исследований, результатов пренатальной диагностики) мы с пациентками получаем почти одновременно. Это экономит время и нервы всем участникам процесса.

Новый закон о телемедицине официально разрешает проводить дистанционные консультации, чтобы контролировать ход ранее назначенного лечения. В первую очередь это касается хронических заболеваний. Если потребуется, доктор сможет корректировать назначения.


Уже созданы соответствующие приложения для телефонов и целые порталы для удаленных консультаций. Предприниматели набирают штат «удаленных» врачей. Консультации в чате, по телефону или по видеоконференции обычно платны, но людям все равно это удобно. Однако не все врачи смотрят на такое удобство оптимистично. Ведь доктору важно потрогать пациента, послушать, помять, повертеть. Сделать это на расстоянии пока совершенно невозможно.

К счастью, это хорошо понимают и законодатели, запретившие удаленно ставить диагноз и давать первичные рекомендации по лечению. Согласно закону, это возможно исключительно на очном приеме. Интернет-доктор может поговорить с заочным пациентом по по вопросам профилактики, собрать жалобы и данные анамнеза, попытаться оценить эффективность диагностики и проводимого лечения, порекомендовать пациенту встретиться со специалистом очно.

Пока непонятно, какую ответственность несет врач, проводящий телемедицинскую консультацию, какую документацию необходимо заполнять и как ее трактовать очным коллегам. Отдельной проблемой остается квалификация врачей, соглашающихся работать в подобных сервисах. К сожалению, уровень отдельных специалистов бывает критично низок, и делать их консультации широко доступными может быть очень опасно.

Я совершенно не сомневаюсь в том, что будущее - за новыми технологиями, что телемедицина для нашей огромной страны - это хорошо и правильно, но пока следует внедрять новинки аккуратно и не торопясь, взвешенно и продуманно. Так что поживем - увидим.

Оксана Богдашевская

Фото istockphoto.com

Развитие коммуникационных технологий, интернет связи открывают дополнительные возможности, в том числе системе здравоохранения. Закон о телемедицине, утвержденный летом 2017 года (июль) Госдумой, в правовом поле утверждает и юридически закрепляет использование электронных технологий для оказания медицинской помощи, оформления документации.

Закон о телемедицине принят в окончательном чтении 21 июля 2017 года, и вступает в силу с начала следующего года. Он открывает новые возможности для лечащего врача и пациента. Программа сориентирована на использование электронной технологии и медиа для оптимизации, повышении качественных показателей обслуживания. Он соответствует высокому уровню современного мирового сервиса в системе здравоохранении, основанного на технологических возможностях коммуникационных электронных систем.

Базис закона для перехода был подготовлен заранее:

  • переведен учет пациентов, регистрация его истории болезни с бумажных на электронные носители;
  • осуществляется регистрации на запись к врачу через интернет;
  • созданы «Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения»; «Федеральный реестр медицинских организаций»;
  • внедрена страховая медицина.

Телемедицина в России стала следующим логическим шагом улучшения функционирования системы здравоохранения.

Закон, который вступает силу с 1 января 2018 года, открывает новые возможности для улучшения методик лечения. Повышает мобильность принятия медицинского заключения, что положительно отражается на здоровье пациента.

Основная сфера применения:

  • проектом закона предусматриваются контакты через телекоммуникации между пациентом и врачом, медицинскими учреждениями;
  • является основной предпосылкой для организации, внедрения ЕГИСЗ («Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения»);
  • принятым законом переводится документооборот в электронный формат, включая выписку рецептов, заверенную защищенной электронной подписью врача.

Права пациентов на конфиденциальность, нераспространение информации подтверждены в закон о телемедицине на правовом уровне.

Преимущества телемедицины для медработников

Дистанционное взаимодействие медицинских работников открывает для них новые перспективы и дает ряд преимуществ для лечащего персонала.

Необходимо акцентировать внимание на то, что Государственной Думой сделана поправка к Закону о телемедицине. Устанавливать окончательный диагноз и схему лечения можно только после реального осмотра, очного посещения врача.

Преимущества закона о телемедицине для медработников:

  1. Контакт лечащего врача и пациента круглосуточно. Появляется возможность отслеживать течение болезни, давать советы и рекомендации, корректировать лечение.
  2. Определять частоту очного посещения и осмотра больного.
  3. Новый закон, ЕГИСЗ позволит выбирать и направлять пациента в то лечебное учреждение, где ему будет оказана максимально эффективная помощь.
  4. В процессе оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий появилась возможность в режиме онлайн проводить консультации с коллегами врачами, консилиумы специалистов.

Новый закон о телемедицине существенно повышает качество обслуживания, расширяет возможности, рационализирует работу врача. Режим онлайн консультаций экономит время, как медработников, так и пациентов. Единая система позволяет проводить консилиумы со специалистами более высокой квалификации, узкопрофильной специализации, к примеру, генетиками.

Новые возможности для пациентов

Особенно актуальны консультации медицинских работников для людей, проживающих в отдаленной местности, где нет медицинских центров. Телемедицина в 2018 году открывает перед ними новые возможности в плане профилактики и лечения, приобретении лекарств. Закона о телемедицине в значительной степени повлиял на оперативности принятия и реализации решения о госпитализации, транспортировки и оперативного вмешательства в экстренных случаях. Люди, страдающие хроническими заболеваниями, получают дополнительные возможности контакта для консультации с наблюдающим их специалистом.

Преимущества закона телемедицины для пациентов:

  • круглосуточный мобильный доступ к обслуживанию пациента в режиме онлайн;
  • возможность предварительной консультации с врачом об уточнении времени очного приема, обследовании;
  • дистанционные консультации предоставляют возможность корректировать процесс лечения;
  • благодаря телемедицине открывается возможность получать электронные рецепты без дополнительного посещения врача;
  • воспользоваться услугами нескольких профильных специалистов, благодаря режиму телекоммуникаций, консилиуму врачей;
  • оптимизировать процесс лечения, в том числе выбирать профильное медучреждение;
  • утвердить или отказаться от оперативного вмешательства;
  • персонифицированный электронный учет позволит получать необходимые справки, выписки, лист нетрудоспособности в электронном виде через личный кабинет пациента;
  • оформлять и оплачивать полис страхования через личный кабинет.

Выписка рецептов основной группы лекарств осуществляется с начала 2018 года, а наркотических, психотропных с 2019 года (1 января). Электронный рецепт пересылают непосредственно в аптеку. Оформляется он на конкретного лицо по диагнозу, подтвержденному защищенной подписью врача.

По закону на пациента возлагается ответственность на внесение достоверных данных в электронную систему телемедицины.

Подготовительная работа к введению телемедицины

Введению нового закона предшествовала длительная подготовительная работа в правом и образовательном поле. Приказом Министерства Здравоохранения в течение 5 лет проводилось обучение работников медицинских учреждений работе с электронной документацией.

Для этого:

  • были организованы специальные курсы;
  • обновлялась техническая база медучреждений;
  • разработано программное обеспечение телекоммуникаций;
  • проводились конференции по телемедицине 2018, семинары.

Создана сеть организаций, реализующих подготовку медицинских работников для работы в системе телемедицины, к примеру, курсы при МГУ В. М. Ломоносова. В институте Дружбы Народов открыта кафедра «Телемедицина и информатизация здравоохранения».

Особое внимание при подготовке закона уделялось разработки обслуживающих IT программ для обслуживания ЕГИСЗ (единой системы регистрации). Оно заключалось в создании защищенных каналов, внедрения стандартов для передачи конфиденциальных данных. Поток медицинской информации, ее обмена между пациентом и врачам, внутри системы здравоохранения проходят только по закрытым каналам.

В единую систему входят все государственные медицинские учреждения. Частные клиники могут быть подключены после регистрации в «Федеральный реестр медицинских организаций», соответствующей его аттестации. Лечение смогут осуществлять специалисты подтвердившие квалификацию, получившие подтверждение в виде разрешения на работу по данной системе. Пациенты регистрируются и получают доступ к ЕГИСЗ через личный кабинет

Для законопроекта о телемедицине в юридически-правое поле внесены правки, уточнения и разъяснения в Федеральный Закон («Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» номер 323).

Ответственность за дистанционное лечение несет персонально врач, оказывающий консультации. Документы на электронных носителях должны храниться минимум год.

Темедицина - шаг в будущее

Несомненно, введение нового закона - это прогрессивный момент в развитии социального общества. Телемедицина в России стала основой для внедрения новых дистанционных систем диагностики, стимулом развития программного обеспечения. В одной из Московских клиник внедрена программа постоянного мониторинга состояния больных перенёсших инфаркт, инсульт. Контроль осуществляется с помощью специального гаджета, который контролирует их состояние, снимает данные сердцебиения, давления, других исходных данных, затем передает их для анализа специалистам.

Внедренная страховая медицина в комплексе с принятым законом о телемедицине, по подсчетам специалистов, сэкономит до 10 %; бюджетных средств. Значительно расширяются рамки возможностей онлайн консультаций у врачей у пожилых граждан, людей с хроническими заболеваниями, проживающих в отдаленных местах.

Повышается оперативность принятия решений, следовательно, шансы на спасение, выздоровление человека.

Видео:

- «Госдума приняла закон о телемедицине»,

К большому сожалению, комментарии и пояснения, которые пишут журналисты в новостях об этой теме, создают достаточно превратное впечатление. Даже у людей, имеющих прямое отношение к информатизации здравоохранения, но не имеющих времени внимательно вычитать и проанализировать текст законодательных изменений, может создаться ощущение, что принят какой-то отдельный федеральный закон, разрешающий применений телемедицинских технологий или выписки рецептов.

Но на самом деле, тут все глубже и сложнее. Попробуем в этом разобраться детальнее.

Во-первых, никакого «закона о телемедицине» Госдума не принимала. Правильнее будет говорить о том, что Госдума рассмотрела и приняла в 3м чтении Законопроект № 174692-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» - http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=174692-7&02 . Назовем его для краткости ФЗ «О применении информационных технологий в сфере охраны здоровья». Это не самостоятельный ФЗ, а документ, которым вносятся изменения в уже существующие федеральные законы, для того, чтобы информационные системы в здравоохранении получили легальный статус.

Во-вторых, принятый документ регулирует не только телемедицину, но и Единую государственную информационную систему здравоохранения (ЕГИСЗ), которая до этого времени с юридической точки зрения была обозначена только Приказом Минздрава 364 от 28.04.2011 и по сути не была оформлена в правовом поле.

В-третьих, принятие законопроекта Госдумой 21.07.2017 еще не означает, что правовые вопросы, которые были в нем рассмотрены - теперь решены. Вовсе нет. 24.07.2017 Совет Федерации единогласно одобрил принятый Закон, http://www.council.gov.ru/activity/meetings/81831/results/ . Теперь нужно дождаться, чтобы его подписал Президент. Да, на этом этапе как правило никаких существенных изменений уже не происходит и случаи отклонения Президентом принятых законопроектов крайне редки. Но все же - пока с юридической точки зрения ничего не изменилось, нужно ждать окончание всей процедуры и вступление ФЗ в силу.

В четвертых, положения Федеральных законов и изменений в них носят общий, рамочный характер. Даже когда все утвержденные Госдумой и одобренные Советом Федерации изменения будут подписаны Президентом - каких-то разительных изменений это не создаст. После подписания ФЗ должно последовать издание подзаконных актов, которые уточнят и создадут необходимые правовые условия для развития тех или иных процессов, связанных с информатизацией медицины. Согласно сопроводительного документа к направленному в Госдуму законопроекта, Минздрав должен подготовить такие нормативно-правовые акты к ноябрю 2017 г., поэтому лишь к этому времени мы сможем проанализировать и понять более детально, как именно будут с юридической точки зрения отрегулированы отдельные вопросы информатизации. Перечень таких документов:

1. Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения". Определяет: цели, задачи ЕГИСЗ; ее структуру и основные функции; порядок и сроки предоставления информации в систему и доступа к ней; источники и состав сведений, формирование, обработка, ведение и доступ к которым осуществляется с использованием ЕГИСЗ

2. Проект приказа Минздрава России "Об утверждении Порядка организации и проведения консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий, включая правила идентификации участников дистанционного взаимодействия". Определяет порядок организации и проведения консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий, включая правила идентификации участников дистанционного взаимодействия

3. Проект приказа Минздрава России "Об утверждении правил информационного взаимодействия его участников в целях выдачи рецептов на медицинские изделия и лекарственные препараты в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью врача (фельдшера, акушера)". Определяет правила информационного взаимодействия его участников в целях выдачи рецептов на медицинские изделия и лекарственные препараты в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью врача (фельдшера, акушера)

4. Проект приказа Минздрава России "Об утверждении форм и форматов сведений, доступ к которым осуществляется с использованием ЕГИСЗ". Определяет формы и форматы сведений, доступ к которым осуществляется с использованием единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.

5. Проект приказа Минздрава России «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации». Вносит изменения в следующие приказы Минздрава России:

a. от 20 декабря 2012 г. № 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения",

b. от 1 августа 2012 г. № 54н "Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления",

c. от 20 декабря 2012 г. № 1181н "Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядке оформления указанных бланков, их учета и хранения". Уточняет порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядке оформления этих бланков, их учета и хранения, в том числе в электронном виде

6. Проект приказа Минздрава России "О внесении изменений в приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства". Уточняет порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в форме электронного документа

Но вернемся к принятому ФЗ «О применении информационных технологий в сфере охраны здоровья» и попробуем проанализировать, какие именно изменения в нем предусмотрены? По сути, там перечислены поправки в 3 уже существующих Федеральных закона:

1. ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (основная часть изменений будет в этом документе)

По направлению телемедицины хорошо все прокомментировано Антоном Владзимирским тут: http://rusplt.ru/society/lechitsya-budem-ponovomu-30266.html , поэтому что-то дополнять или дублировать уже сказанное нет смысла.

Рассмотрим более близкую к нам тему - это ЕГИСЗ и электронные медицинские документы.

По ней вводятся следующие законодательные изменения:

1. В ФЗ-323 вводится понятие «Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения» (ЕГИСЗ), которая создается, развивается и эксплуатируется «…в целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения». Интересно, что в Концепции создания ЕГИСЗ, утвержденной Приказом 364, указана совершенно другая цель: «Основной целью создания [ЕГИСЗ] является обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления системой медицинской помощи, а также процесса оказания медицинской помощи». Очевидно, что после официального вступления изменений ФЗ в силу - потребуется обновление «Концепции создания ЕГИСЗ» или отмена этого приказа. Еще один тонкий момент состоит в том, что в утвержденном ФЗ есть п.12, который утверждает новую редакцию статьи 91, имеющей название «Информационное обеспечение в сфере здравоохранения» и одновременно с этим п. 13, в котором говорится о том, что статью 91 нужно дополнить - но при этом указывается другое ее название - «Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения». Так какое именно название статьи 91 будет в новой редакции ФЗ-323? - старое или новое - так и осталось непонятным. Дождемся официальной публикации окончательной редакции этого закона и тогда видимо получим ответ на этот вопрос.

2. Положение о ЕГИСЗ, включая порядок доступа и предоставления информации, порядок обмена данными должно быть утверждено Правительством РФ. Таким образом, ждем разработку и утверждение Постановления Правительства «Об утверждении Положения о ЕГИСЗ», где будут расписаны подробно компоненты системы, операторы, обязанности и другие уточняющие положения. То, что эти детали не нашли отражение в ФЗ - правильно.

3. ЕГИСЗ включает в себя:

a. Сведения федеральных компонентов

b. Сведения о медицинских организациях

c. Сведения о медицинских работниках

d. Сведения о лицах, которым была оказана медицинская помощь, проведена медицинская экспертиза, медицинские осмотры или медицинские освидетельствования

e. Сведения статистического наблюдения в сфере здравоохранения

f. Сведения об организации ВМП

g. Сведения для мониторинга в сфере закупок лекарственных препаратов

h. Сведения об обеспечении граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания

4. ЕГИСЗ обеспечивает ведение федеральных регистров. По этому вопросу тоже видимо стоит ждать уточнение - о каких именно федеральных регистрах идет речь? Раз вопрос рассматривается с юридической точки зрения - то очевидно, что должен быть конкретный перечень этих регистров с утверждением состава собираемой информации, перечнем операторов и их обязанностей, сроками предоставления информации и другими уточняющими вопросами. Пока стоит предположить, что речь скорее всего идет о «Федеральном регистре медицинских организаций» (ФРМО) и «Федеральном регистре медицинских работников» (ФРМР)

5. ЕГИСЗ предоставляет гражданам услуги в сфере здравоохранения в электронном виде через ЕПГУ. Фактически, прописанный в явной форме текст означает, что основным ресурсом, через который будут предоставляться различные электронные сервисы для граждан, является ЕПГУ и личный кабинет пациента «Мое здоровье». Раньше это было понятно из действий и комментарием регулятора, теперь - закреплено законодательно.

6. Поставщиками информации в ЕГИСЗ являются:

a. Уполномоченные ФОИВ (читай - Минздрав)

b. ФОМС и ТФОМСы

e. Уполномоченные РОИВ (региональные Минздравы)

f. Медицинские и фармацевтические организации

g.Организации-операторы иных информационных систем

7. Устанавливается, что при осуществлении медицинской деятельности ведется персонифицированный учет (ПУ) оказанной медицинской помощи. С этим пунктом еще предстоит детально поразбираться с привлечением юристов. Термина «Электронная медицинская карта» (ЭМК) в ФЗ не появилось, хотя, пожалуй, именно он был бы более понятен и удобен в обращении. Следует ли термин «Персонифицированный учет», введенный в ФЗ-326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и используемый теперь в новой редакции ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» воспринимать как полноправный аналог термина ЭМК? Как правильно с юридической точки зрения называть ту информацию, которую медицинские работники собирают в МИС - «Электронная медицинская карта» (понятный врачам) или «Персонифицированный учет» (правильный для юристов)?

8. Разрешается выписка рецептов, в том числе содержащих назначение наркотических или психотропных веществ, в электронном виде с согласия пациента или его законного представителя. Выписка рецептов осуществляется с использованием усиленной квалифицированной подписи лечащего врача или фельдшера. Интересно, что формулировка п. 53 ст.4 содержит явное указание, что рецепт - это «…медицинский документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для медицинского применения» и видимо только такой документ можно выписать в электронном виде. Хотя в ст.78 уже говорится не только о лекарственных препаратах, но и о рецептах на медицинские изделия - но их в определении «рецепта» нет. Таким образом, есть нестыковка по рецептам на изделия медицинского назначения и очки в электронном виде: непонятно, так будут суды воспринимать тексты ФЗ как разрешающие такие рецепты или нет? Хотелось бы конечно, чтобы ст.4 содержала более полное и развернутое определение. Решение об использовании электронных рецептов должен будет принять субъект РФ, таким образом - просто утверждение этих изменений на федеральном уровне будет недостаточно, чтобы легализовать электронные рецепты. Для этого нужно будет принять дополнительный подзаконный акт в каждом субъекте РФ, очевидно - по мере готовности этого субъекта к внедрению электронных рецептов. С одной стороны - такая оговорка вполне разумна: уровень развития медицинских ИТ в разных субъектах РФ различный и поэтому окончательное решение на запуск электронных рецептов отдано им на откуп. С другой стороны, это создает лазейку для торможения на местах и риски, что отдельные регионы будут до последнего тянуть с вводом электронных рецептов в эксплуатацию и регулятору придется мониторировать это состояние и прикладывать усилия для исключения неравенства. Обратим внимание, что предусмотрено издание приказа Минздрава России «Об утверждении правил информационного взаимодействия его участников в целях выдачи рецептов на медицинские изделия и лекарственные препараты в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью врача (фельдшера, акушера)». Он должен быть подготовлен к ноябрю 2017 г. Видимо, в этом документе будут предусмотрены все необходимые детали по данной теме.

9. Разрешается оформление «Информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство» или «Отказа от медицинского вмешательства» в электронном виде. При этом документ должен быть подписан «…гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения» ЕСИА. Вот это интересно конечно - пока сложно представить, как именно с технической точки зрения гражданин или его представитель сможет подписать документ в медицинской информационной системе (МИС) свой электронной подписью, пусть даже и простой. Получается - чтобы согласится на вмешательство или отказаться от него в электронном виде гражданин должен будет «залогиниться» в МИС через ЕСИА и затем дать команду подписи созданного медицинским работников документа. По этой теме ждем приказ Минздрава России «О внесении изменений в приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1177н «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства», который должен быть готов к ноябрю 2017 г.

10. Граждане получают право по запросу, направленному в электронной форме, получать копии медицинских документов, отражающих состояние здоровья. Порядок и сроки предоставления должны быть установлены Минздравом в виде отдельного подзаконного акта (приказа). Этот пункт, очевидно, как минимум создает правовую основу для доступа к Интегрированной электронной медицинской карте (ИЭМК) через сервис «Мое здоровье» ЕПГУ.

11. Организация оказания ВМП осуществляется с применением ЕГИСЗ. Детали также должны быть разъяснены в отдельном приказе Минздрава.



Просмотров