Автономия определение по истории. Что такое автономия? Порядок и уровень автономии

Что такое Автономия? Значение и толкование слова avtonomija, определение термина

1) Автономия - (от греч. autonomia - самоуправление, независимость) - особый статус территории или организации в государстве, предусматривающий более или менее широкие возможности самостоятельно решать свои внутренние проблемы вне пределов прав и полномочий государства или организации, в состав которых входит данная самоуправляющаяся единица. В зависимости от уровня самостоятельности территориальные А. обычно подразделяются на политическую, государственную, т.е. связанную с самостоятельным осуществлением государственной власти и управления (автономная республика), и административную, т.е. связанную с самостоятельным осуществлением лишь административной власти и управления {автономные области, округа, районы и др.). В многонациональных странах А. нередко выступает как государственно-правовая форма решения национального вопроса, приобретая национальную форму. Национальная А., в свою очередь, подразделяется на А. национально-территориальную и национально-культурную.

2) Автономия - (греч. autonomia - самоуправление, независимость) - способность, право самостоятельного, относительно независимого функционирования политических субъектов в составе государственного образования, закрепленное конституцией. Так, Конституция Российской Федерации (гл.3) определяет федеративное устройство России, права российского государства, его субъектов, а также рассматривает вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье 71 определены полномочия Российской Федерации: принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданин; гражданство; регулирование и защита прав национальных меньшинств и другие. В статье 72 определены совместные полномочия Российской Федерации и ее субъектов: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов краев, областей, городов федерального значения и других субъектов Конституции РФ и федеральным законам; разграничение государственной собственности; природопользование; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры и другие. Вне пределов ведения и полномочий Российской федерации и совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти - это очень важное положение статьи 73 закрепляет автономию всех 89 субъектов Федерации. Следовательно, автономия субъектов Федерации относительна общегосударственных интересов и направлена как на собственное самостоятельное развитие, так и на приращение общегосударственного интереса, целого. Позволяет внутренне самоуправляться, самостоятельно решать политические и иные вопросы и в то же время нести ответственность за положение дел в Федерации в целом. Передача полномочий федерального центра регионам, т.е. децентрализация власти должна быть сопряжена с деконцентрацией власти, т.е. с разделением федеральной власти по всей стране. Резкое усиление автономности регионов при их договорных отношениях с центром, выборность глав исполнительных органов субъектов Федерации, отсутствие должной поддержки регионов со стороны центра ведет к усилению автономизации регионов, их структур, что разрывает единую российскую государственность, делает ее формальной, напряженной и неэффективной.

3) Автономия - - предоставление какой-либо части государства или всем однопорядковым частям той или иной формы самостоятельности, внутреннего самоуправления, т.е. определенное распределение властных функций между центром и регионами. В узком смысле, автономия - это правовое пространство, образуемое в связи с исторической, религиозной, этнической, культурной, бытовой спецификой определенной части населения.

4) Автономия - - внутреннее самостоятельное управление политико-национального образования в рамках единого государства, закрепленное в общегосударственной конституции.

5) Автономия - (гр. autonomia autos сам + nomos закон) - широкое внутреннее самоуправление региона (регионов), а также особые права в сфере местного самоуправления, образования, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам). Различают административно территориальную, национально -территориальную и национально-культурную А. Административно-территориальная А., выступающая одним из способов децентрализации государственной власти в унитарном государстве, предусматривает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения. Примером может служить Италия, согласно Конституции которой входящие в состав страны области являются автономными организациями с собственными правами и функциями. Национально-территориальная А. предусматривает предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями какого-л. национального меньшинства, самостоятельности в решении вопросов внутренней жизни. Примером такой А. является Испания, на территории которой образованы автономные сообщества (Галисия, Каталония, Страна Басков). Национально-культурная А. предоставляет национальным меньшинствам права и возможности использования своих культурных традиций, языка, религии и др. Эта форма широко используется в ряде европейских государств для обеспечения прав национальных меньшинств. Национально-культурная А. реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации (напр., Союз российских немцев в РФ). Существовавшие ранее в РСФСР автономные национально-территориальные образования, равно как края и области, получили по Конституции РФ (1993) Статус субъектов РФ и соответственно имеют более широкие права, чем те, которые дает А. (см. Субъекты РФ). В то же время в такой многонациональной стране, как Россия, чрезвычайно важна роль национально-культурной А. Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г. определяет ее основное содержание, организационные формы, финансово-экономическую основу. Закон оговаривает, что право на национально-культурную А. не является правом на национально-территориальное самоопределение и не должно наносить ущерб интересам др. этнических общностей.

6) Автономия - (от греч. autonomia - самоуправление, независимость) - способность, право самостоятельного, относительно независимого функционирования территориально-политических субъектов в составе государственного образования, закрепленное конституцией.

Автономия

(от греч. autonomia - самоуправление, независимость) - особый статус территории или организации в государстве, предусматривающий более или менее широкие возможности самостоятельно решать свои внутренние проблемы вне пределов прав и полномочий государства или организации, в состав которых входит данная самоуправляющаяся единица. В зависимости от уровня самостоятельности территориальные А. обычно подразделяются на политическую, государственную, т.е. связанную с самостоятельным осуществлением государственной власти и управления (автономная республика), и административную, т.е. связанную с самостоятельным осуществлением лишь административной власти и управления {автономные области, округа, районы и др.). В многонациональных странах А. нередко выступает как государственно-правовая форма решения национального вопроса, приобретая национальную форму. Национальная А., в свою очередь, подразделяется на А. национально-территориальную и национально-культурную.

(греч. autonomia - самоуправление, независимость) - способность, право самостоятельного, относительно независимого функционирования политических субъектов в составе государственного образования, закрепленное конституцией. Так, Конституция Российской Федерации (гл.3) определяет федеративное устройство России, права российского государства, его субъектов, а также рассматривает вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье 71 определены полномочия Российской Федерации: принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданин; гражданство; регулирование и защита прав национальных меньшинств и другие. В статье 72 определены совместные полномочия Российской Федерации и ее субъектов: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов краев, областей, городов федерального значения и других субъектов Конституции РФ и федеральным законам; разграничение государственной собственности; природопользование; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры и другие. Вне пределов ведения и полномочий Российской федерации и совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти - это очень важное положение статьи 73 закрепляет автономию всех 89 субъектов Федерации. Следовательно, автономия субъектов Федерации относительна общегосударственных интересов и направлена как на собственное самостоятельное развитие, так и на приращение общегосударственного интереса, целого. Позволяет внутренне самоуправляться, самостоятельно решать политические и иные вопросы и в то же время нести ответственность за положение дел в Федерации в целом. Передача полномочий федерального центра регионам, т.е. децентрализация власти должна быть сопряжена с деконцентрацией власти, т.е. с разделением федеральной власти по всей стране. Резкое усиление автономности регионов при их договорных отношениях с центром, выборность глав исполнительных органов субъектов Федерации, отсутствие должной поддержки регионов со стороны центра ведет к усилению автономизации регионов, их структур, что разрывает единую российскую государственность, делает ее формальной, напряженной и неэффективной.

Предоставление какой-либо части государства или всем однопорядковым частям той или иной формы самостоятельности, внутреннего самоуправления, т.е. определенное распределение властных функций между центром и регионами. В узком смысле, автономия - это правовое пространство, образуемое в связи с исторической, религиозной, этнической, культурной, бытовой спецификой определенной части населения.

Внутреннее самостоятельное управление политико-национального образования в рамках единого государства, закрепленное в общегосударственной конституции.

(гр. autonomia autos сам + nomos закон) - широкое внутреннее самоуправление региона (регионов), а также особые права в сфере местного самоуправления, образования, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам). Различают административно территориальную, национально -территориальную и национально-культурную А. Административно-территориальная А., выступающая одним из способов децентрализации государственной власти в унитарном государстве, предусматривает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения. Примером может служить Италия, согласно Конституции которой входящие в состав страны области являются автономными организациями с собственными правами и функциями. Национально-территориальная А. предусматривает предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями какого-л. национального меньшинства, самостоятельности в решении вопросов внутренней жизни. Примером такой А. является Испания, на территории которой образованы автономные сообщества (Галисия, Каталония, Страна Басков). Национально-культурная А. предоставляет национальным меньшинствам права и возможности использования своих культурных традиций, языка, религии и др. Эта форма широко используется в ряде европейских государств для обеспечения прав национальных меньшинств. Национально-культурная А. реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации (напр., Союз российских немцев в РФ). Существовавшие ранее в РСФСР автономные национально-территориальные образования, равно как края и области, получили по Конституции РФ (1993) Статус субъектов РФ и соответственно имеют более широкие права, чем те, которые дает А. (см. Субъекты РФ). В то же время в такой многонациональной стране, как Россия, чрезвычайно важна роль национально-культурной А. Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г. определяет ее основное содержание, организационные формы, финансово-экономическую основу. Закон оговаривает, что право на национально-культурную А. не является правом на национально-территориальное самоопределение и не должно наносить ущерб интересам др. этнических общностей.

Необходимость автономии была осознана ещё в греческой философии Демокритом и Сократом . Как всеобщий принцип поведения автономия провозглашена Лютером , выступавшим против авторитаризма римско-католической церкви. Проблема автономии была этически осмыслена Шефтсбери , Хатчесоном , а в теоретически последовательной форме Кантом (автономная этика).

Моральная автономия позволяет, сохраняя человеческое достоинство и добродетель, быть свободным от произвольности социальных установлений, диктата власти, моды, мнения других и не терять самообладания перед лицом жизненных трудностей и опасностей.

Психология

Парный термин автономии-гетерономии в психологии и детском психоанализе был введён Жаном Пиаже для разграничения между гетерономией детей и автономией взрослых. По механике действия он основан на контрасте между инфантильной зависимостью и несамостоятельностью детей с одной стороны, и видимой независимостью (или стремлением к независимости) взрослых. Одновременно Пиаже указал на теснейшую взаимосвязь и взаимоперетекание автономии и гетерономии. Например, невротическая зависимость (гетерономия) - указывает на болезненное состояние, при котором взрослый человек, который (по внутренней ренте) должен быть автономным, при этом чувствует себя - гетерономным, то есть зависимым.

Государство и право

В правовом понимании , автономия - это право , предоставляемое объединениям, сословиям, корпорациям, руководствоваться собственными нормами и правилами в определённых пределах.

Теорией государственного управления выделяется самоуправление - реализация децентрализации государственной власти в форме закрепления в нормативно-правовой форме за административно-территориальными единицам государства прав по реализации от лица местного населения возможности и способности определения общественного порядка в вопросах местного значения в определённых сферах под собственную ответственность. Наряду с самоуправлением - равноправием всех административно-территориальных единиц - автономия подразумевает признание автономных прав на определение общественного порядка в некоторых сферах, возможно отличных от прав других единиц. По сферам выделяют автономии административные - в вопросах осуществления организации общественного управления и принятия решений, - и национальные - в реализации особых прав этнических групп.

В средние века были распространены самые обширные и разнообразные автономии. Но и теперь признается автономия общин, единений, союзов, корпораций в их внутренних, особенных делах и отношениях. Подобная автономия обеспечивает их свободное развитие, необходимый рост и порядок, благотворно действуя на развитие сил как отдельных членов, так и всей совокупности их в единении или союзе. Кроме того, государство может допускать дожившую до конца XIX - начала автономию династических родов и дворян-землевладельцев, в той степени, в которой она не противоречит государственному устройству и не выходит из области семейных институтов и наследственного права (фамильные постановления, фидеикомиссы , выдел дочерей и т. п.).

Христианство

Автономия - самостоятельность поместной церкви в вопросах внутреннего управления от той или иной автокефальной церкви , в состав которой данная автономная церковь входила ранее на правах экзархата или епархии . Глава автономной церкви избирается на поместном соборе с последующим утверждением предстоятелем кириархальной церкви.

Кибернетика

Когда говорится об автономии в человеческом организме , фирме или системе , имеется в виду, что та или иная её часть или определённая функция сама отвечает за своё регулирование . Это понятие можно перевести как «самоисполнение закона».

См. также

Напишите отзыв о статье "Автономия"

Литература

  • Гнейст. Verwaltung, Justiz, Rechtsweg, Staatswerwaltung u. Selbstvervvaltung u. s. w. B., 1870.
  • Л. Штейн. Учение об управлении / Рус. пер. Спб., 1877.
  • Д. Шовалиев. Автономия и её признаки. Москва 2011.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Автономия

Кто из русских людей, читая описания последнего периода кампании 1812 года, не испытывал тяжелого чувства досады, неудовлетворенности и неясности. Кто не задавал себе вопросов: как не забрали, не уничтожили всех французов, когда все три армии окружали их в превосходящем числе, когда расстроенные французы, голодая и замерзая, сдавались толпами и когда (как нам рассказывает история) цель русских состояла именно в том, чтобы остановить, отрезать и забрать в плен всех французов.
Каким образом то русское войско, которое, слабее числом французов, дало Бородинское сражение, каким образом это войско, с трех сторон окружавшее французов и имевшее целью их забрать, не достигло своей цели? Неужели такое громадное преимущество перед нами имеют французы, что мы, с превосходными силами окружив, не могли побить их? Каким образом это могло случиться?
История (та, которая называется этим словом), отвечая на эти вопросы, говорит, что это случилось оттого, что Кутузов, и Тормасов, и Чичагов, и тот то, и тот то не сделали таких то и таких то маневров.
Но отчего они не сделали всех этих маневров? Отчего, ежели они были виноваты в том, что не достигнута была предназначавшаяся цель, – отчего их не судили и не казнили? Но, даже ежели и допустить, что виною неудачи русских были Кутузов и Чичагов и т. п., нельзя понять все таки, почему и в тех условиях, в которых находились русские войска под Красным и под Березиной (в обоих случаях русские были в превосходных силах), почему не взято в плен французское войско с маршалами, королями и императорами, когда в этом состояла цель русских?
Объяснение этого странного явления тем (как то делают русские военные историки), что Кутузов помешал нападению, неосновательно потому, что мы знаем, что воля Кутузова не могла удержать войска от нападения под Вязьмой и под Тарутиным.
Почему то русское войско, которое с слабейшими силами одержало победу под Бородиным над неприятелем во всей его силе, под Красным и под Березиной в превосходных силах было побеждено расстроенными толпами французов?
Если цель русских состояла в том, чтобы отрезать и взять в плен Наполеона и маршалов, и цель эта не только не была достигнута, и все попытки к достижению этой цели всякий раз были разрушены самым постыдным образом, то последний период кампании совершенно справедливо представляется французами рядом побед и совершенно несправедливо представляется русскими историками победоносным.
Русские военные историки, настолько, насколько для них обязательна логика, невольно приходят к этому заключению и, несмотря на лирические воззвания о мужестве и преданности и т. д., должны невольно признаться, что отступление французов из Москвы есть ряд побед Наполеона и поражений Кутузова.
Но, оставив совершенно в стороне народное самолюбие, чувствуется, что заключение это само в себе заключает противуречие, так как ряд побед французов привел их к совершенному уничтожению, а ряд поражений русских привел их к полному уничтожению врага и очищению своего отечества.
Источник этого противуречия лежит в том, что историками, изучающими события по письмам государей и генералов, по реляциям, рапортам, планам и т. п., предположена ложная, никогда не существовавшая цель последнего периода войны 1812 года, – цель, будто бы состоявшая в том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с маршалами и армией.
Цели этой никогда не было и не могло быть, потому что она не имела смысла, и достижение ее было совершенно невозможно.
Цель эта не имела никакого смысла, во первых, потому, что расстроенная армия Наполеона со всей возможной быстротой бежала из России, то есть исполняла то самое, что мог желать всякий русский. Для чего же было делать различные операции над французами, которые бежали так быстро, как только они могли?
Во вторых, бессмысленно было становиться на дороге людей, всю свою энергию направивших на бегство.
В третьих, бессмысленно было терять свои войска для уничтожения французских армий, уничтожавшихся без внешних причин в такой прогрессии, что без всякого загораживания пути они не могли перевести через границу больше того, что они перевели в декабре месяце, то есть одну сотую всего войска.
В четвертых, бессмысленно было желание взять в плен императора, королей, герцогов – людей, плен которых в высшей степени затруднил бы действия русских, как то признавали самые искусные дипломаты того времени (J. Maistre и другие). Еще бессмысленнее было желание взять корпуса французов, когда свои войска растаяли наполовину до Красного, а к корпусам пленных надо было отделять дивизии конвоя, и когда свои солдаты не всегда получали полный провиант и забранные уже пленные мерли с голода.
Весь глубокомысленный план о том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с армией, был подобен тому плану огородника, который, выгоняя из огорода потоптавшую его гряды скотину, забежал бы к воротам и стал бы по голове бить эту скотину. Одно, что можно бы было сказать в оправдание огородника, было бы то, что он очень рассердился. Но это нельзя было даже сказать про составителей проекта, потому что не они пострадали от потоптанных гряд.
Но, кроме того, что отрезывание Наполеона с армией было бессмысленно, оно было невозможно.
Невозможно это было, во первых, потому что, так как из опыта видно, что движение колонн на пяти верстах в одном сражении никогда не совпадает с планами, то вероятность того, чтобы Чичагов, Кутузов и Витгенштейн сошлись вовремя в назначенное место, была столь ничтожна, что она равнялась невозможности, как то и думал Кутузов, еще при получении плана сказавший, что диверсии на большие расстояния не приносят желаемых результатов.

Философия

В философии автономия - самостоятельное бытие, определяемое собственным разумом и совестью (Кант); способность личности как морального субъекта к самоопределению на основе собственного законодательства. Необходимость автономии была осознана уже в античности Демокритом и Сократом . Как всеобщий принцип поведения автономия провозглашена Лютером , выступавшим против авторитаризма римско-католической церкви.

Проблема автономии была этически осмыслена Шефтсбери , Хатчесоном , а в теоретически последовательной форме Кантом (автономная этика).

Моральная автономия позволяет, сохраняя человеческое достоинство и ответственность, быть свободным от произвольных социальных установлений, диктата власти и не терять самообладания перед лицом стихии, недуга или угрозы смерти.

Право

В правовом понимании , автономия - это право , предоставляемое единениям, сословиям, корпорациям руководствоваться собственными нормами и правилами в определённых пределах.

Теорией государственного управления выделяется самоуправление - следствие децентрализации государственной власти в форме нормативно-правового закрепления передачи прав административно-территориальным единицам государства по реализации от лица местного населения возможности и способности определения общественного порядка в вопросах местного значения в определённых сферах под собственную ответственность. Наряду с самоуправлением - равноправноправием всех административно-территориальных единиц, автономия подразумевает признание автономных прав на определение общественного порядка в некоторых сферах, возможно отличных от прав других единиц. По сферам выделяют автономии административные - в вопросах осуществления организации общественного управления и принятия решений, и национальные - в реализации особых прав этнических групп.

В средние века существовали самые обширные и разнообразные автономии, колебавшие государственное единство и общее государственное право. Современные государства по справедливости не допускают автономии, способной нарушать равноправность. Но и теперь, признается, конечно в границах закона, автономия общин, единений, союзов, корпораций в их внутренних, особенных делах и отношениях. Подобная автономия обеспечивает их свободное развитие, необходимый рост и порядок, благотворно действуя на развитие сил как отдельных членов, так и всей совокупности их в единении или союзе. Кроме того, государство может допускать дожившую до конца XIX - начала автономию династических родов и дворян-землевладельцев, в той степени, в которой она не противоречит государственному устройству и не выходит из области семейных институтов и наследственного права (фамильные постановления, фидеикомиссы , выдел дочерей и т. п.).

Кибернетика

Если мы говорим об автономии в человеческом организме , фирме или системе , то имеем в виду, что та или иная её часть или определённая функция сама отвечает за её регулирование. При довольно свободном толковании автономии можно перевести это слово как «самоисполнение закона».

См. также

Литература

  • Гнейст. Verwaltung, Justiz, Rechtsweg, Staatswerwaltung u. Selbstvervvaltung u. s. w. B., 1870.
  • Л. Штейн. Учение об управлении / Рус. пер. Спб., 1877.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Категории:

  • Самоуправление
  • Философские термины
  • Социальная философия
  • Политическая философия
  • Международное право
  • Философия права
  • Кибернетика
  • Конституционное право

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Автономия" в других словарях:

    - (autonomy) Самоуправление. Термин употребляется по отношению к отдельному человеку, к группе людей и к организации. Автономная личность – это человек способный сам управлять своими поступками, что является, по Канту (Kant), необходимым условием… … Политология. Словарь.

    - (от греч. autos сам, и nomos закон). 1) право подчиненной области, страны, провинции управляться собственными законами. 2) у римлян, привилегии некоторых городов удерживать свои законы, самим избирать городские власти и чеканить свою монету. 3) в … Словарь иностранных слов русского языка

    Автономия - Автономия ♦ Autonomie Повиновение закону, предписанному себе (Руссо), а следовательно, свобода. Употреблением в философском контексте термин «автономия» в основном обязан Канту. Автономия – это власть над собой (свобода), осуществляемая… … Философский словарь Спонвиля

    - (гр. autonomia самоуправление, от autos сам и nomos закон) в широком смысле определенная степень самостоятельности каких либо органов, организаций, территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. В зависимости от субъекта,… … Юридический словарь

    АВТОНОМИЯ - (от греч. autos сам + nomos закон) (в возрастной психологии) стадия нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения. Иногда А. рассматривается как … Большая психологическая энциклопедия

    АВТОНОМИЯ - (гр. autonomia от autos сам и nomos закон, т.е. самоуправление) в широком смысле определенная степень самостоятельности каких либо органов, организаций, территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. В зависимости от субъекта,… … Юридическая энциклопедия

    Самоуправление, независимость, суверенность, суверенитет, обособленность, разрозненность, изолированность, изоляция, оторванность, разобщенность, автокефалия, замкнутость, отделение, обособление, локализация, гомруль. Ant. колониализм, колония,… … Словарь синонимов

    автономия - и, ж. autonomie f < , гр. 1596. Лексис.1. Право какой л. национально территориальной единицы самостоятельно решать дела внутреннего управления в соответствии с конституцией; самоуправление. БАС 2. Автономия с уплатой дани. Дело Востока… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    От греч. autonomia, англ. autonimy самоуправление,независимость, право самостоятельного управления, право решения вопросов управления частью территории государства, закрепленное в конституции страны. Автономия предполагает значительную… … Словарь бизнес-терминов

Слово «Автономия» имеет греческое происхождение и дословно переводится как самоуправление. Со временем оно перестало означать простую самостоятельность и стало термином общественно-политической лексики. Сегодня автономию определяют как право определённой территории руководствоваться собственными законодательными нормами, особым образом организовывать свою администрацию и/или реализовать права этнических меньшинств. Понятие автономии подразумевает не только самостоятельность определённого региона. Оно также указывает, что автономные регион имеет больше полномочий, чем другие административные единицы, входящие в состав данного государства. Рассмотрим примеры автономий, существовавших в прошлом и существующих сегодня.

Первые автономии

Автономии современного типа появились после наполеоновских войн. Они пришли на смену вассальным отношениям, существовавшим в Священной Римсокой империи и Рейнском союзе. В 1830 году Османская империя была вынуждена признать автономию княжества Сербия. Позднее в составе распадавшейся империи появились другие автономии: Румыния (1877) и Восточная Румелия (1878). Христианское население этих областей пользовалось более широкими правами и имело собственные представительские органы. Автономии в составе Турции рассматривались великими державами как временные образования. Со временем они либо становились независимыми, либо вливались в состав новых балканских государств. В начале ХХ века под давлением великих держав создавались и другие автономии, например Монголия и Тибет в составе Китая (1911).

Автономии после Первой мировой войны

Сформированная в 1918 году Лига Наций гарантировала народностям право на самоопределение. Некоторым регионам многонациональным было предоставлено широкое самоуправление. Например, населённые шведами Аландские острова получили автономию в составе Финляндии, а населённый датчанами и немцами Шлезвиг - в составе Дании. Считалось, что такие образования смогут предотвратить приграничные конфликты и удовлетворить местное население.

В составе советской России в 1918 году появились автономные республики (АССР) и области (АО), а позже также автономные округа. После автономии были организованы также в Грузинской, Азербайджанской, Узбекской и Таджикской ССР. Фактической автономии эти территории не имели, но признаками их особого статуса были дополнительные национальные языки, а у АССР - также гербы и флаги. Автномные национальные образования были представлены в Совете Национальностей СССР. Похожая система автономии существует в КНР. В её состав входят пять автономных районов, 30 автономных округов и 120 автономных уездов. Автономию совсем другого характера имеют Специальные административные районы Сянган и Аомынь. Они имеют собственное законодательство, валюты, представительские органы и даже силовые структуры. Фактически пекинское правительство представляет САР только на внешнеполитической арене и в сфере обороны.

С многие автономные образованияне найдя общего языка с государством решили отделиться. Независимые государства были провозглашены на территории Абхазии, Южной Осетии и Карабаха. До 2004 года де-факто независимой была также Аджария. Правительство Молдовы было вынуждено предоставить автономию двум новым образованиям: Гагаузии и Приднестровью. Автономная республика , воспротивившись незаконной смене власти на Украине провела Всеобщий референдум (2014г) среди населения о независимости. Свыше 80% жителей изъявили желание войти в состав России.

Автономии дальнего зарубежья

Федеративные субъекты США, Германии и других западных стран традиционно не считаются автономиями, хотя имеют широкие функции самоуправления. Единственное государство, состоящее целиком из автономий - Королевство Испания. В последние десятилетия автономии получили бывшие индейские резервации Канады и США. На их территориях не в полной мерее действуют федеральные законы и созданы условия для сохранения самобытности коренных народов.

от греч. autonomia - самоуправление, независимость) - способность, право самостоятельного, относительно независимого функционирования территориально-политических субъектов в составе государственного образования, закрепленное конституцией.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АВТОНОМИЯ

от греч. autonomia: autos - сам и nomos - закон) - 1) право самостоятельного управления какой-либо частью государства, закрепленное конституцией или другими правовыми актами; 2) широкое самоуправление какого-либо региона (областная или административно-территориальная, политическая А.), а также предоставление особых прав в области культуры разрозненно проживающим этническим группам. В государствоведении понятие А. применимо в значении формы самоуправления территории государства как с унитарной, так и с федеративной формой территориального устройства. Соответственно автономное территориальное образование может быть признано субъектом федерации или иметь особый статус, отличный от иных административно-территориальных единиц в унитарном государстве. При этом по сравнению с обычными административно-территориальными единицами А. имеет более широкие полномочия и возможности для реализации специфических интересов ее населения (представительство в центральных органах государства, специальные формы защиты прав и интересов). А. характеризуется созданием в территориях собственных органов государственной власти (с ограниченными полномочиями), представительством в высших органах законодательной власти, наличием собственной системы законодательства (иногда конституции), являющейся частью национально-правовой системы, значительной самостоятельностью в решении экономических проблем, наличием разветвленных международных связей. В многонациональных государствах широкое распространение получила национально-территориальная А., формами которой являются: а) автономные (национальные) государства - республики; б) национально-государственные образования - автономные области, округа; в) административнотерриториальные единицы - национальные районы, уезды, волости. В советское время национальные автономии создавались на территориях, характеризующихся определенной экономической целостностью и отличающихся особенностями национального состава и быта населения. Провозглашение Россией суверенитета повлекло изменение ее государственного устройства. Все автономные области, округа, в частности и автономная область (Еврейская) получили статус национально-государственных образований - субъектов федерации.

Различают административно территориальную, национально -территориальную и национально-культурную А. Административно-территориальная А., выступающая одним из способов децентрализации государственной власти в унитарном государстве, предусматривает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения. Примером может служить Италия, согласно Конституции которой входящие в состав страны области являются автономными организациями с собственными правами и функциями.

Национально-территориальная А. предусматривает предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями какого-л. национального меньшинства, самостоятельности в решении вопросов внутренней жизни. Примером такой А. является Испания, на территории которой образованы автономные сообщества (Галисия, Каталония, Страна Басков).

Национально-культурная А. предоставляет национальным меньшинствам права и возможности использования своих культурных традиций, языка, религии и др. Эта форма широко используется в ряде европейских государств для обеспечения прав национальных меньшинств. Национально-культурная А. реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации (напр., Союз российских немцев в РФ).

Существовавшие ранее в РСФСР автономные национально-территориальные образования, равно как края и области, получили по Конституции РФ (1993) Статус субъектов РФ и соответственно имеют более широкие права, чем те, которые дает А. (см. Субъекты РФ). В то же время в такой многонациональной стране, как Россия, чрезвычайно важна роль национально-культурной А. Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г. определяет ее основное содержание, организационные формы, финансово-экономическую основу. Закон оговаривает, что право на национально-культурную А. не является правом на национально-территориальное самоопределение и не должно наносить ущерб интересам др. этнических общностей.

Отличное определение

Неполное определение ↓



Просмотров