288 ук рф присвоение полномочий должностного лица. Теория всего

Статья 288 УК РФ регламентирует присвоение прав служащим, которые не являются должностными лицами. Осуществление ими из-за этих деяний, влекущих значительное нарушение законных интересов людей и предприятий, карается штрафными санкциями.

Присвоение полномочий должностного лица работниками на государственной и муниципальной основе и осуществление ими проступков, влекущих нарушение правовых основ и постановлений физических и юридических лиц, наказуемо штрафными санкциями:

Таким образом, за совершение правонарушения преступное лицо наказывается исходя из всех особенностей осуществления правового преступления.

Стоит привести ст. 288 УК РФ с комментариями действий, входящих в состав противоправного проступка:

  1. Объекты: главный – взаимоотношения в сфере власти страны, интересов государственной служебной работы и службы на местах осуществления деяния; дополнительный – взаимоотношения в области охраны законных прав юридических и физических лиц либо сберегаемых законом интересов социума или страны.
  2. Объективная сторона: осуществление работниками на государственной и муниципальной основе действий с присвоением полномочий лица, который находится выше по службе. Присвоение выражено в определённых приказаниях, актах, выдаче определённых указаний, подписании документации, участии в переговорах.
  3. Субъект: служащий государства или муниципалитета, который не считается должностным лицом.
  4. Субъективная сторона: по смыслу диспозиции ст. 288 Уголовного кодекса присвоение прав способно совершаться с прямым умыслом, когда физическое лицо понимает всю социальную опасность собственных правонарушений, и с косвенным умыслом.

Противоправное деяние способно окончиться в момент значимого нарушения правовых основ и интересов определённых лиц или компаний либо охраняемых законодательством интересов социума или страны.

В комментариях обозначены законы, указы, подзаконные акты, применимые к злоупотреблению полномочиями. Они влекут изменение наказания в соответствии с ситуацией.


Из практики судебных заседаний стоит выделить такой пример.

Приговором Ивановского суда устанавливается, что физическое лицо К., не обладающий правами служащего лица – главы администрации Новоталицкого поселения, находясь на службе в муниципалитете, воспользовался полномочиями по принятию решений. Это имело уголовные последствия, а именно:

  • выдачу юридически важных справок с подписью главы администрации Новоталицкого села;
  • оформление справок соответствующими данными (печатью).

При этом справка имела ложные сведения о наличии у гражданина С. участка земли на территории сельской местности. За эти деяния физическое лицо К. было наказано соответствующим образом.

Консультации и комментарии юристов по ст. 288 УК РФ

Консультации профессиональных юристов можно получить с помощью обращения по телефону. Номера телефонов высококвалифицированных адвокатов легко найти на различных сайтах.

Консультируя граждан, юристы отмечают главные комментарии к статье 288 УК РФ и поясняют:

  1. Составы правонарушения с включением в них объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны.
  2. Противоправный проступок считается законченным с ситуации, когда присваиваются полномочия должностного лица.

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, – наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Объективная сторона заключается в двух обязательных действиях: во-первых, присвоении государственным служащим или муниципальным служащим полномочий должностного лица и, во-вторых, совершением им в связи с этим действий, влекущих существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Фактически виновный вводит в заблуждение граждан и представителей юридических лиц и совершает под видом должностного лица те или иные юридически значимые действия; тем самым в совершении действий под видом должностного лица фактически объединяются оба действия.

2. Преступление окончено с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Недействительность совершенных под видом должностного лица действий и необходимость повторного обращения граждан или организаций за их совершением фактически означают наличие этого последствия практически во всех ситуациях присвоения полномочий должностного лица.

Комментарий к статье 288 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Присвоение полномочий должностного лица заключается в том, что виновный путем обмана выдает себя за должностное лицо и совершает действия с использованием присвоенного должностного положения, причиняя существенный вред правоохраняемым интересам.

2. С объективной стороны преступление характеризуется действием, наступившими общественно опасными последствиями и причинной связью между действием и последствиями.

3. В законе не указывается конкретная форма присвоения полномочий – устно, используя заблуждение потерпевшего, с предъявлением фиктивных документов и т.п. Разрыв между присвоением полномочий должностного лица и совершением с их использованием противоправных действий не всегда обязателен – фактическое совершение действий, которые может совершить только должностное лицо, и есть присвоение его полномочий.

4. Полномочия должностного лица присваиваются для совершения неправомерных действий, о чем говорит указание закона на наступившие в результате этих действий последствия – существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Эти действия могут содержать состав какого-либо иного преступления (мошенничества, присвоения, служебного подлога и т.д.). В подобных случаях они образуют совокупность преступлений.

5. Преступление окончено в момент наступления указанных в законе последствий – существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций (см. п. 5 комментария к ст. 285 УК).

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

7. Субъект преступления специальный – государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами (см. п. 15 комментария к ст. 285 УК). Если же полномочия должностного лица присваиваются другим должностным лицом, действия последнего квалифицируются по ст. 286 УК. Если звание и власть должностного лица присваиваются так называемым общим субъектом и в связи с этим причиняется вред правоохраняемым интересам, содеянное следует квалифицировать как преступление против личности, собственности и т.п.

8. Присвоение полномочий должностного лица может образовать совокупность с иными преступлениями раздела X УК. Если служащий предварительно подделал какие-либо официальные документы (например, приказ о назначении на должность), содеянное должно быть квалифицировано по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 288 и 292 УК. Если виновный сам не изготавливал поддельный документ, но фактически использовал его в процессе присвоения полномочий, содеянное им следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 288 и ч. 3 ст. 327 УК.

Комментарий к статье 288 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Основным объектом данного преступления являются интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, авторитет публичного аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом экономические и иные интересы граждан и организаций.

Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершении им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Таким образом, объективная сторона характеризуется наличием следующих признаков:

1) присвоение виновным полномочий должностного лица;

2) совершение в связи с таким присвоением определенных действий;

3) наступление последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций;

4) причинно-следственная связь между указанными действиями и наступившим последствием.

Присвоение полномочий должностного лица выражается в том, что государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, обманным путем выдает себя за такового: например, устно представляется гражданам должностным лицом, заявляя о наличии у него должностных полномочий, либо для большей убедительности предъявляет подложные документы (например, удостоверение), использует форменную одежду и т.п. Если присвоение полномочий сопровождается служебным подлогом либо совершается с использованием заведомо подложных документов, содеянное дополнительно квалифицируется соответственно по ст. ст. 292 или 327 УК РФ Присвоение полномочий осуществляется лицом для дальнейшего совершения каких-либо действий. Это обстоятельство является необходимым условием наличия состава присвоения полномочий должностного лица. Поэтому одно лишь объявление себя должностным лицом (например, простая демонстрация подложного удостоверения или ношение форменной одежды) не образует состава рассматриваемого преступления.

Примерами действий, совершаемых виновным в связи с присвоением полномочий должностного лица, могут быть: проведение ревизионной или налоговой проверки и ознакомление в этой связи с документацией проверяемых лиц; проведение обыска в жилище и личного обыска гражданина; вынесение постановления (определения) об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления; приостановление деятельности какой-либо организации или индивидуального предпринимателя; подписание важных правоустанавливающих документов и т.д.

Совершение лицом подобных действий должно повлечь за собой общественно опасные последствия – существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (например, нарушение конституционных прав и свобод человека, причинение крупных убытков гражданам и организациям). В противном случае речь может идти только о дисциплинарном проступке. Так, получение якобы сотрудником ГИБДД взятки от водителя, нарушившего правила дорожного движения, не влечет существенного нарушения прав этого водителя, поскольку освобождает его от обязанности подвергнуться административной ответственности. Однако получение взятки под угрозой составить протокол о нарушении правил дорожного движения (т.е. с вымогательством взятки) при отсутствии факта такого нарушения должно рассматриваться как существенное нарушение прав гражданина.
Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений с материальным составом. Оно является оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица. В связи с этим действия государственного либо муниципального служащего, выдающего себя за должностное лицо лишь с целью получения взятки за действия, которые он якобы может совершить, должен нести ответственность за мошенничество (ст. 159 УК РФ) и подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст. 291 УК РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает, что незаконно присваивает себе полномочия должностного лица и совершает в связи с этим определенные действия, предвидит, что в результате таких действий могут быть существенно нарушены права и законные интересы граждан или организаций, желает их нарушения либо сознательно допускает такое нарушение или относится к нему безразлично.

Субъект преступления является специальным – это государственный служащий (федеральный государственный служащий и государственный служащий субъекта РФ) или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” федеральный государственный служащий – это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета; государственный служащий субъекта РФ – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное вознаграждение за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается на федеральном уровне (см. Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574), реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ – на уровне субъекта РФ.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации” муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления – это служащие государственных органов (федеральных и субъектов РФ), органов местного самоуправления, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ. Кроме того, правоохранительная служба, являющаяся видом федеральной государственной службы, может проходить и в государственных учреждениях (ст. 7 Федерального закона “О системе государственной службы Российской Федерации”).

Государственный служащий и служащий органа местного управления, не являющийся должностным лицом, – это служащий, не осуществляющий функции представителя власти и не выполняющий в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных учреждениях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Не являются государственными и муниципальными служащими лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности государственных и муниципальных органов, поэтому они не могут нести ответственность по ст. 288 УК РФ

Видео о ст. 288 УК РФ

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, —

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Комментарий к Ст. 288 УК РФ

1. Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Присвоение полномочий должностного лица выражается в том, что государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, обманным путем выдает себя за такового: например, устно представляется гражданам должностным лицом, заявляя о наличии у него должностных полномочий, либо для большей убедительности предъявляет подложные документы (например, удостоверение), использует форменную одежду и т.п. Если присвоение полномочий сопровождается служебным подлогом либо совершается с использованием заведомо подложных документов, содеянное дополнительно квалифицируется соответственно по ст. 292 или ст. 327 УК. Присвоение полномочий осуществляется лицом для дальнейшего совершения каких-либо действий. Это обстоятельство является необходимым условием наличия состава присвоения полномочий должностного лица. Поэтому одно лишь объявление себя должностным лицом (например, простая демонстрация подложного удостоверения или ношение форменной одежды) не образует состава рассматриваемого преступления.

Примерами действий, совершаемых виновным в связи с присвоением полномочий должностного лица, могут быть: проведение ревизионной или налоговой проверки, подписание документа, предоставляющего права, и т.п.

Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица. В связи с этим государственный либо муниципальный служащий, выдающий себя за должностное лицо лишь с целью получения взятки за действия, которые он якобы может совершить, должен нести ответственность за мошенничество (ст. 159 УК) и подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст. 291 УК).

Совершение лицом подобных действий должно повлечь за собой общественно опасные последствия — существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (например, нарушение конституционных прав и свобод человека, причинение крупных убытков гражданам и организациям). В противном случае речь может идти только о дисциплинарном проступке. Установление существенности нарушений должно осуществляться с учетом конкретных обстоятельств дела.

2. Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений с материальным составом. Оно является оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.

4. Субъект преступления является специальным — это государственный служащий (федеральный государственный служащий и государственный служащий субъекта РФ) или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.


[Уголовный кодекс РФ] [Глава 30] [Статья 288]

Присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, —

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.


3 комментария к записи “Статья 288 УК РФ. Присвоение полномочий должностного лица”

    Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица

    Комментарий к статье 288

    1. Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.
    Присвоение полномочий должностного лица выражается в том, что государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, обманным путем выдает себя за такового: например, устно представляется гражданам должностным лицом, заявляя о наличии у него должностных полномочий, либо для большей убедительности предъявляет подложные документы (например, удостоверение), использует форменную одежду и т.п. Если присвоение полномочий сопровождается служебным подлогом либо совершается с использованием заведомо подложных документов, содеянное дополнительно квалифицируется соответственно по ст. 292 или ст. 327 УК. Присвоение полномочий осуществляется лицом для дальнейшего совершения каких-либо действий. Это обстоятельство является необходимым условием наличия состава присвоения полномочий должностного лица. Поэтому одно лишь объявление себя должностным лицом (например, простая демонстрация подложного удостоверения или ношение форменной одежды) не образует состава рассматриваемого преступления.
    Примерами действий, совершаемых виновным в связи с присвоением полномочий должностного лица, могут быть: проведение ревизионной или налоговой проверки, подписание документа, предоставляющего права, и т.п.
    Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица. В связи с этим государственный либо муниципальный служащий, выдающий себя за должностное лицо лишь с целью получения взятки за действия, которые он якобы может совершить, должен нести ответственность за мошенничество (ст. 159 УК) и подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст. 291 УК).
    Совершение лицом подобных действий должно повлечь за собой общественно опасные последствия — существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (например, нарушение конституционных прав и свобод человека, причинение крупных убытков гражданам и организациям). В противном случае речь может идти только о дисциплинарном проступке. Установление существенности нарушений должно осуществляться с учетом конкретных обстоятельств дела.
    2. Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений с материальным составом. Оно является оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.
    Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица.
    3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.
    4. Субъект преступления является специальным — это государственный служащий (федеральный государственный служащий и государственный служащий субъекта РФ) или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

    Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица

    Комментарий к статье 288

    1. Объектом данного состава преступления являются интересы и нормальная деятельность государственных органов власти и управления, права и законные интересы конкретного гражданина, организации, предприятия, учреждения.
    2. Объективная сторона характеризуется совершением виновным действий, сопряженных с неправомерным, вопреки установленному законодательством порядку самовольным присвоением полномочий должностного лица. Фактически государственный служащий или служащий органа местного самоуправления выдает себя перед другими лицами в роли должностного лица. Например, штатный работник законодательного органа пользуется полномочиями, которыми может обладать только народный депутат. Использование полномочий народного депутата и есть фактическое их присвоение. Государственный служащий выдает себя за депутата и, благодаря использованию полномочий депутата, совершает уголовно наказуемые действия. Обязательным признаком объективной стороны данного преступления является причинение вреда в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, предприятий, учреждений. Объективная сторона присвоения полномочий должностного лица характеризуется следующими составляющими единое целое признаками: а) деяние со-вершается государственным служащим или служащим органа местного самоуправления; б) деяние сопряжено с присвоением полномочий должностного лица либо представителя власти; в) совершение деяния связано с выдачей себя другим лицам в качестве должностного лица; г) деяние влечет существенное нарушение прав и законных интересов, составляющих объект уголовно-правовой охраны; д) между деянием и существенным нарушением прав установлена причинная связь.
    3. Субъективная сторона преступления представляет собой только умышленную форму вины. При прямом умысле виновный желает существенно нарушить охраняемые законом права, а при косвенном умысле сознательно это допускает либо относится к этому безразлично.
    4. Субъектом преступления является только государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, достигший 16-летнего возраста, вменяемый.

Новая редакция Ст. 288 ТК РФ

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор, заключенный на неопределенный срок с лицом, работающим по совместительству, может быть прекращен в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной, о чем работодатель в письменной форме предупреждает указанное лицо не менее чем за две недели до прекращения трудового договора.

Комментарий к Статье 288 ТК РФ

Совместители могут быть уволены по любому из оснований, предусмотренных статьей 77 ТК. Несмотря на это, должны соблюдаться все установленные законодательством правила расторжения (прекращения) трудового договора. Например, так же как работника по основному месту работы, совместителя нельзя уволить по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности или в период пребывания в отпуске, как гласит часть 3 статьи 81 ТК.

Аналогично, в соответствии со статьей 180 ТК, при расторжении трудового договора по сокращению штатов, необходимо не менее чем за два месяца предупредить совместителя персонально под расписку о предстоящем увольнении. При увольнении в связи с сокращением численности или штата работников либо при ликвидации организации-работодателя совместителям, так же как и другим работникам, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, на основании статьи 178 ТК. В отличие от остальных, у совместителей не сохраняется заработок на период трудоустройства, поскольку работники трудоустроены по основному месту работы.

В случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной, работодатель имеет право уволить совместителя, что является дополнительным основанием увольнения. Вместо совместителя может быть принят работник на условиях полного рабочего времени, а также и на иных условиях - с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей. Важно, чтобы для нового работника эта работа была основной, следовательно, в отличие от совместителя, на него должна вестись трудовая книжка.

Работодатель может, но не обязан уволить в указанном случае совместителя. Если есть возможность, совместителю может быть предложена другая работа. Однако в обоих случаях с совместителем должен быть заключен новый трудовой договор.

Другой комментарий к Ст. 288 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Лица, работающие по совместительству, могут быть уволены по любому из оснований, предусмотренных ст. 77 ТК РФ. При этом должны соблюдаться все установленные законодательством правила прекращения трудового договора. Так, нельзя уволить совместителя по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности или в период пребывания в отпуске (ч. 6 ст. 81 ТК РФ). При расторжении трудового договора по сокращению штатов необходимо не менее чем за два месяца предупредить совместителя персонально под расписку о предстоящем увольнении (см. ст. 180 ТК РФ и комментарий к ней). При увольнении в связи с сокращением численности или штата работников либо при ликвидации организации-работодателя совместителям, как и другим работникам, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ст. 178 ТК РФ и комментарий к ней), но в отличие от остальных заработок на период трудоустройства не сохраняется, поскольку работники трудоустроены по основному месту работы.

2. Трудовой кодекс устанавливает дополнительное основание увольнения совместителя - в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной. Вместо совместителя может быть принят работник на условиях полного рабочего времени, а также и на иных условиях - с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей. Важно, чтобы для нового работника эта работа была основной, следовательно, в отличие от совместителя на него должна вестись трудовая книжка.

Уволить совместителя по ст. 288 ТК РФ можно при условии, что с ним был заключен трудовой договор на неопределенный срок. Закон не допускает досрочного прекращения трудового договора с совместителями, работающими по срочному трудовому договору, в связи с приемом на работу другого работника.



Просмотров