Выделяют четыре основные формы права

  • 9. Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства
  • 10. Форма правления: понятие, виды
  • 3. Смешанная республика (Польша, Португалия, Россия, Болгария):
  • 11. Политико-территориальная организация государства: понятие, виды.
  • 4 Способа размежевания компетенции:
  • 12. Государственно-правовой режим государства: понятие, виды
  • 13. Межгосударственные объединения: конфедерация, содружества, союзы.
  • 14. Функции государства: понятие и классификация. Влияние процессов глобализации на функции государства
  • 15. Механизм государства и его роль в выполнении функций государства
  • 16. Органы государства: понятие, виды, принципы организации и деятельности
  • 17. Государственная служба, государственные служащие
  • 18. Государство и гражданское общество: соотношение и сферы сотрудничества
  • 19. Понятие и структура политической системы общества (псо). Место государства в псо
  • 20. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования
  • 21. Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и иными элементами политической системы.
  • 22. Государство и общественные объединения. Государство и церковь
  • 23. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства
  • 24. Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека, их классификация, внутригосударственная и международная системы их защиты
  • 25. Социальные нормы и место права в системе социального регулирования общественных отношений
  • 26. Технико-правовые категории: правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюдиции
  • 27. Социальное назначение права и его функции. Ценность права.
  • 28. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки и сущность права
  • 29. Проблемы правопонимания в современной юридической науке
  • 3 Основных типа правопонимания:
  • 30. Государство, право и экономика: их соотношение и взаимовлияние
  • 31. Форма права: понятие, виды, общая характеристика
  • 32. Правоотношение: понятие, структура, виды. Характеристика правоотношения как формы реализации права
  • 33. Субъекты-участники правоотношений. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, правовой статус
  • 34. Теории происхождения права: теологическая, естественно-правовая, историческая школа права,
  • 35. Составы правоотношений. Юридические факты как основание возникновения правоотношений
  • 36. Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация
  • 1. По субъектам правотворчества (сфере действия):
  • 2. По выполняемым функциям
  • 3. По социальному назначению и роли в правовой системе:
  • 5. По методу правового регулирования:
  • 6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:
  • 9. Специализированные нормы:
  • 11. По степени определенности.
  • 37. Нормативный правовой акт (нпа): понятие, признаки, виды
  • 1. По юридической силе законы могут быть:
  • 2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:
  • 3. По территориальному признаку:
  • 4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом рф
  • 38. Законы: понятие, признаки, виды
  • 39. Пределы действия нпа во времени, пространстве и по кругу лиц, предметное действие
  • 40. Система права: понятие, структурные элементы. Система права и система законодательства
  • 41. Отрасль права (оп). Предмет и метод правового регулирования. Характеристика основных оп
  • 43. Право и политика
  • 44. Правотворческий процесс. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нпа
  • 45. Правосознание: понятие, структура, виды, уровни. Правосознание юристов
  • 46. Правовая культура: понятие, структура, виды
  • 47. Понятие и формы реализации права
  • 48. Правоприменение (понятие, особенности, субъекты, стадии). Правоприменительные акты
  • 49. Систематизация нпа
  • 50. Толкование права. Понятие, приёмы, способы толкования
  • 51. Виды и объем толкования права. Акты толкования
  • 53. Юридические коллизии: понятие, виды, причины возникновения, способы разрешения и предупреждения
  • 54. Правопорядок: понятие, признаки. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка. Международный правопорядок
  • 55. Понятие и признаки законности, еѐ значение в жизни общества и в функционировании государства. Гарантии законности и способы еѐ обеспечения в современных условиях
  • 56. Правомерное поведение: понятие, объективная и субъективная стороны, типология.
  • 68. Виды и причины правонарушений
  • 59. Государство и право: современные представления об их соотношении
  • 60. Юо: понятие, признаки, цели, основания и принципы применения
  • 61. Виды и меры юридической ответственности (юо). Основания освобождения от юо
  • 62. Юридические ошибки: понятие, виды, объективные и субъективные причины их появления
  • 61. Механизм правового регулирования: понятие, структура, стадии. Соотношение правового регулирования и правового воздействия
  • 64. Понятие и виды юридической техники, еѐ значение в юридической деятельности
  • 65. Понятие и классификация современных национально-правовых систем
  • 66. Романо-германская правовая семья и семья общего прецедентного права: общая характеристика
  • 67. Религиозные правовые семьи: общая характеристика
  • 68. Влияние процессов глобализма на унификации правовых систем.
  • 31. Форма права: понятие, виды, общая характеристика

    Форма права - специфическое выражение правовых норм, приданием им свойства общеобязательности путем официального закрепления их содержания.

    Правило поведения становится юридической нормой после того, как оно облечено в правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте и становится обязательной для исполнения.

    Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвя­заны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как со­держание права организовано и выражено вовне, то «источник права» - истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

    В науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней формой права понимают его структуру, систему эле­ментов, составляющих содержание данного явления (отрасли права, институты права). Под внеш­ней - комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих ад­ресатам правовых установлений ознакомиться с их реальным со­держанием и пользоваться ими. В правоведении различают материальные, идеальные и юридические источники права.

    Материальные – коренятся, прежде всего, в системе объективных потребностей общественного развития, в своеобразии дан­ного способа производства, в базисных отношениях. Однако общественные потребности должны быть осознаны и скорректированы законодателем в соответствии с уровнем его правосознания и политической ориентации. На его позицию могут оказать влияние особенности международной и внутрипо­литической обстановки, некоторые иные факторы. Все эти об­стоятельства в своей совокупности составляют источник права и идеальном смысле.

    Результат идеологического осознания объективных потреб­ностей общественного развития посредством ряда правотворчес­ких процедур получает выражение в юриди­ческих актах, которые являются юридическим источником права. В данном случае источник права в юридическом смысле и форма права совпадают по своему содержанию. Таким образом, источник права в специально-юридическом смысле - это внешнее выражение норм права.

    Смысловые значения термина «источника права» (ИП):

    ИП в материальном смысле - материальные условия жизни общества, или способ бытия людей;

    » ИП в идеальном смысле - предполагает те философские, или мировоззренческие, начала, что легли в основу

    данной правовой системы; »ИП в юридическом (формальном) смысле - различные способы внешнего выражения права; формальные

    источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права. Термин «источник права» и «форма права» используются в юридической науке как тождественные. Чаще всего рассматриваются источники в юридическом смысле. Юридические источники права - официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих (признаваемых) в данном государстве.

    Виды источников права:

    Правовой обычай - исторически первый источник права - первые законы государства представляли собой санкционированные им обычаи. Обычай приобретает правовой характер после его признания и одобрения государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства. Сейчас признается обычай делового оборота (Статья 5 ГК РФ) - сложившееся и широко используемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком- либо документе;

    «Правовой прецедент - решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел. Судебному прецеденту присущи следующие черты:

      обладает общеобязательной юридической силой;

      результат правотворческой деятельности судов;

      находится в подчиненном по отношении к закону положении, т.к.:

    а) законом может быть отменено действие судебного прецедента;

    б) суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом;

    в) после принятия закона прецедент прекращает свое действие.

    » Правовая доктрина (теории, учения) - в Древнем Риме суды обязаны были ссылаться при вынесении решений на работы пяти наиболее известных римских юристов - Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана и Модестина. Отечественная наука и практика не признают юридическую доктрину официальным источником права - судья при рассмотрении конкретного дела не вправе в основание своего решения ссылаться на труды ученых или их комментарии; эти работы могут служить только справочным, вспомогательным материалом. Для правовой доктрины характерны следующие признаки:

      она результат профессиональной научной деятельности;

      служит способом выражения позиций ученых по различным проблемам правового содержания;

      имеет особую форму выражения - научного исследования текстового изложения каких-либо правоположений, правовых принципов и т. д.;

      обладает общезначимостью, так как отражает потребности социально-экономического, политического и духовного развития государства и общества на конкретном историческом этапе.

    » Нормативные договоры - это соглашения двух или более субъектов по конкретному вопросу, в результате которых устанавливаются, конкретизируются или изменяются нормы права . Нормативные договоры служат основой для принятия последующих НПА. По содержанию нормативные договоры - это юридические акты, закрепляющие волеизъявление сторон по поводу взаимных прав и обязанностей. Например, м/н акты -конвенции, соглашения, межгосударственные договоры. Они заключаются по взаимному соглашению и устанавливают для участников соответствующие права и обязанности, которые учитываются во внутригосударственном праве. Федеративный договор 1992 года «о разграничении предметов ведения между РФ и органами власти субъектов РФ». Особенности нормативных договоров:

      они ставят своей целью реализацию общественного интереса, общего блага, например, распределение компетенции между органами государства, обеспечение прав и свобод человека и гражданина и др.;

      представляют собой волевое соглашение не менее двух субъектов, один из которых или оба наделены государственно-властными полномочиями;

      заключаются на основе норм публичного нрава - конституционного, административного, финансового и др.;

      подлежат обязательной публикации в силу общеобязательности договорных условий;

      оформляются по определенным процедурно-процессуальным

      правилам;

      являются источником права.

    Религиозные нормы - в первую очередь играют роль в теократическом государстве - принимаемые законы не могут противоречить религиозным нормам; мусульманское, индуистское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных органов и деятелей (Коран - священная книга всех мусульман; Сунна - предание о делах и изречениях пророка Мухаммеда; иджма - согласие исламского общества относительно обязанностей правоверного; в совокупности они образуют шариат, являющийся основным источником мусульманского права);

    «Принципы права - в ГК РФ установлено, что при применении аналогии права необходимо опираться на принципы разумности, справедливости и добросовестности. Виды принципов :

    Общеправовые - присущи всем отраслям права (принципы справедливости, гуманизма, законности);

    » Межотраслевые - присущи нескольким отраслям права (процессуальные отрасли закрепляют принципы независимости судей, состязательности и равноправия сторон, гласности);

    Отраслевые - отражают специфику той или иной отрасли права. СП - принцип равноправия женщины и мужчины в семейных отношениях; в ТП - принцип свободы труда, охраны труда и здоровья работников и т.д.

    » Судебная практика - в РФ: суды имеют право оценить НПА на его соответствие закону; отменить акты, противоречащие закону; разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и высшего арбитражного Суда РФ служат нередко основанием к новому пониманию и применению норм права - это вторичный источник права, они дополняют закон. Судебная практика все больше утверждается как источник права. Применительно к современной России это означает, что:

    в соответствии с Конституцией у судов общей юрисдикции появилась новая функция оценки законов и иных нормативных правовых актов. Так, согласно ч. 2 ст. 120 Конституции РФ «суд, установив при

    рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». Ранее суд выражал свое отношение к закону или иному акту путем его толкования, уясняя смысл и цель закона. Теперь одного толкования недостаточно. Суд должен оценить закон с точки зрения его соответствия Конституции и общепринятым нормам и принципам международного права. И если такого соответствия нет, то суд не должен применять данный закон или акт;

    существенно расширена правозащитная функция судов: в судебном порядке можно обжаловать практически любые решения, Действия и бездействие государственных органов и органов МСУ, общественных объединений и должностных л иц, которыми нарушены, ущемлены или созданы препятствия для Реализации прав и свобод граждан или незаконно возложены какие-либо обязанности. Кроме того, существенно расширены полномочия судов на дачу санкции на заключение под стражу, продление

    М/н право - конституции большинства государств закрепляют, что общепризнанные нормы и принципы м/н права и договоры между государствами являются источником внутригосударственного права, а нередко имеют приоритет перед последними.

    «Нормативный правовой акт (НПА) - акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права,

    принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а также состоящий в иерархических

    отношениях с другими актами; Характеристики :

      письменная форма;

      исходят от государства: государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их;

      принимаются в особом порядке, называемом правотворческий процесс»;

      иерархическая подчиненность актов.

    Нормативные правовые акты представляют собой пирамиду, верхушку которой занимает Конституция, далее следуют законы разнообразного вида, в том числе конституционные, затем подзаконные акты, к которым относятся указы Президента, Постановления Правительства, министерств, государственных комитетов, федеральных служб.

    Понятие и виды форм (источники) права. Норма права.

    Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений.

    Следовательно, формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

    Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий "форма права", "правовая форма", "источник права".

    В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий "источник права" и "форма права":

    а) согласно первой - названные понятия тождественны;

    б) согласно второй - понятие "источник права" более широкое, чем понятие "форма права".

    Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Действительно, если исходить из общепринятого значения слова "источник" как "всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки", то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

    1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

    2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);

    3) источник в формально-юридическом смысле - это и есть форма права.

    ┌───────────────────────────────────────────┐

    │ ФОРМЫ ПРАВА │

    └─────────────────────┬─────────────────────┘

    ┌─────────────────┬────────┴───────┬────────────────┐



    ┌───────┴───────┐ ┌───────┴───────┐ ┌──────┴──────┐ ┌───────┴─────┐

    Нормативный акт│ │Правовой обычай│ │ Юридический │ │ Нормативный │

    └───────────────┘ └───────────────┘ │ прецедент │ │ договор │

    └─────────────┘ └─────────────┘

    нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.;

    правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право - хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

    юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда;

    нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).

    В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, административном и иных отраслях права.

    В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения - новую норму права, выступая правотворческими субъектами.

    Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

    Норма права (юридическая норма) выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтому правовой норме присущи качества, характерные для всякой социальной нормы как регулятора общественных отношений.

    Однако правовая норма имеет и отличительные особенности.

    К признакам нормы права относят:

    ┌─────────────────────────────────────────────────────┐

    │ ПРИЗНАКИ НОРМЫ ПРАВА ├──────┐

    └─────────────────────────────────────────────────────┘ │

    │ Общеобязательность ├──────────────┤

    ┌─────────────────────────────────────────────┐ │

    │ Формальная определенность ├──────────────┤

    └─────────────────────────────────────────────┘ │

    ┌─────────────────────────────────────────────┐ │

    │ Связь с государством ├──────────────┤

    └─────────────────────────────────────────────┘ │

    ┌─────────────────────────────────────────────┐ │

    │ Предоставительно-обязывающий характер ├──────────────┤

    └─────────────────────────────────────────────┘ │

    ┌─────────────────────────────────────────────┐ │

    │ Микросистемность ├──────────────┘

    └─────────────────────────────────────────────┘

    1) общеобязательный характер - она воплощается в безличностное, неперсонифицированное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам;

    2) формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;

    3) связь с государством - устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием;

    4) предоставительно-обязывающий характер - представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

    5) микросистемность - правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

    Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей. Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимодополняют друг друга. Взятые в системе, эти части характеризуют юридическую норму как автономное, в определенной мере самодостаточное правовое явление.

    Таких частей три: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция

    ┌─────────────────────────────────────────────────┐

    │ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ПРАВА │

    └─────────────────────────────────────────────┬───┘

    │ Гипотеза (условия) ├────┤

    ┌───────────────────────────────┐ │

    │ Диспозиция (модель поведения) ├────┤

    └───────────────────────────────┘ │

    ┌───────────────────────────────┐ │

    │ Санкция (последствия) ├────┘

    └───────────────────────────────┘

    1. Гипотеза (предположение) - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость).

    2. Диспозиция (юридическое расположение сторон) - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром (например, в гражданском праве и ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения, фиксирующих соответствующие права и обязанности сторон - покупателя и продавца, наследника и наследодателя, кредитора и должника; в уголовном праве и других охранительных отраслях большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний - нельзя убивать, красть, грабить, хулиганить и т.п.).

    3. Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).

    Для примера возьмем какую-либо простейшую норму права и проанализируем ее элементы. Так, в соответствии с российским избирательным законодательством граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать; лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.

    Гипотезой здесь является часть фразы: "граждане РФ, достигшие 18 лет" - вот два условия, при наличии которых гражданин имеет право избирать в орган власти. Диспозицией является часть, где установлено само правило поведения - участие в выборах, в голосовании. Наконец, последняя часть нормы - санкция (в данном случае неблагоприятная, ибо связана с правонарушением) - предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке, т.е. право, предусмотренное диспозицией.

    Вопрос о структуре правовой нормы является дискуссионным. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из вышерассмотренных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции.

    Воля , выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с этими нормами самых широких слоев населения. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права ».

    В настоящее время наиболее известны следующиевиды источников права :

    • нормативный правовой акт;
    • договор нормативного содержания;
    • юридическая наука (доктрины и идеи).

    Правовой обычай

    Правовой обычай — представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

    Это исторически первая форма права.

    Данному юридическому источнику присущ ряд следующих специфических черт, отличающих ею от других источников:

    Продолжительность существования

    Обычай формируется постепенно. Должно пройти определенное время с момента его возникновения, чтобы обычай приобрел силу. В древних текстах существовала подходящая формулировка: «С незапамятных времен». Обычай закрепляет, содержит то, что складывалось в результате длительной практики в обществе, он может отражать как общие позитивные моральные, духовные ценности народа, так и предрассудки, расовую нетерпимость. Поскольку — система динамичная и постоянно развивающаяся, то устаревшие обычаи постоянно заменяются новыми, более приспособленными к окружающей действительности;

    Устный характер

    Особенность обычая, отличающая его от других источников права, состоит в том, что он сохраняется в сознании народа, передается из поколения в поколение в устной форме;

    Формальная определенность

    Поскольку обычай существует в устной форме, требуется более или менее точная определенность его содержания: ситуация, в которой он применяется, круг лиц, на которых обычай распространяется, последствия, которые влечет его применение;

    Локальный характер

    Как правило, обычай действует в определенной местности в рамках сравнительно небольшой группы людей или на сравнительно небольшой территории, является своеобразной традицией данной местности. Многие ученые отмечают тесную связь обычая с религией (например, в современной Индии обычное право входит в структуру индусского сакрального права);

    Санкционированность государством

    Для того чтобы обычай реально применялся в обществе, необходимо признание его государством. Право не существует вне государства, поэтому обычай может приобрести общеобязательный характер наряду с другими источниками права лишь при условии придания ему законности государством. Однако в современных условиях существует более широкий перечень способов легального (официального) санкционирования обычаев в целях включения их в систему формально-юридических источников. Это признание их: государственными органами (законодательными, исполнительными, судебными и т. д.); органами местного самоуправления и другими негосударственными организациями; государствами и (или) международными организациями в сфере публичных и частных международных отношений.

    Правовые обычаи подразделяются на определенные виды и подвиды. Можно выделить обычаи:

    • secundum legem (в дополнение к закону ), который действует наряду с законом, дополняя его в случае пробела или невозможности истолковать ситуацию с помощью законодательства;
    • praetor legem (кроме закона ), который также существует параллельно с законодательством страны, однако очень ограничен процессом кодификации и первенством закона в современном романо-германском обществе;
    • adversus legem (против закона ), который в настоящее время играет весьма незначительную роль в связи с верховенством закона или судебной практики (в зависимости от правовой семьи) в иерархии источников права.

    По юридической значимости обычаи делятся на основные и субсидиарные (дополнительные).

    В зависимости от времени возникновения все правовые обычаи делятся на две основные группы: первую составляют санкционированные компетентными органами обычаи, сложившиеся еще в доклассовых или раннеклассовых обществах; во вторую входят относительно новые правовые обычаи, которые возникают в современных условиях. Так, в Индии по исторически сложившемуся правовому обычаю многие полномочия, которые конституция предоставляет президенту, осуществляет премьер-министр.

    Преимущества и недостатки правового обычая как источника права

    Таким образом, обычай проявляется как способ постоянного формирования права. Он сохраняется лишь в той мере, в какой факты выражают его реальность. Каждый новый случай применения является новым прецедентом обычая, каждая новая форма по-своему моделирует содержание обычая. Поэтому обычай по сравнению с другими источниками (формами выражения) права обладает большей гибкостью, пластичностью. Однако такая изменчивая форма существования права имеет недостаток: норма обычая не так формально определена, как, скажем, норма, содержащаяся в законе. Поэтому в современном мире обычное право уступило место письменным источникам. Теоретически обычай может сохранять за собой только те место и роль, которые готовы ему уступить письменные источники. Однако часто закон опирается на обычай или возникает на его основе.

    В современном обществе каждое государство по-своему решает, какое место отвести обычаю в иерархии источников права. Отсылки к обычаю традиционно применяются в международном морском и торговом праве . Так, срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения — сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Lex mercatoria (торговое право) не что иное, как обычай, предписывающий разрешать споры в стране продавца.

    В настоящее время обычай находит достаточно широкое применение в малоразвитых государствах Азии, Африки, Океании . В развитых государствах обычай понимается прежде всего как норма, дополняющая . Однако есть и исключения: в современных Франции и Германии в сфере гражданского и торгового права не исключается применение обычая не только в дополнение, но и против закона.

    В России также не исключается применение обычая как источника (формы выражения) права, но в первую очередь в сфере , где у участников присутствует определенная свобода выбора. Статья 5 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) дает определение обычаю делового оборота: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».

    Специфика этого источника (формы выражения) права в современных условиях состоит в том, что в законе дается только отсылка к действующим обычаям, сам же обычай в нормативном акте не приводится. Отсылки к обычаю в гражданском законодательстве содержатся, например, в ст. 309 ГК РФ: «Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями». Аналогичная отсылка содержится в ст. 82 Таможенного кодекса РФ.

    Таким образом, обычай — это правило поведения, сложившееся в ходе его действительного (фактического) применения в течение длительного времени в определенной местности либо определенной группой людей, не записанное в официальных документах, однако санкционированное государством.

    Нормативный правовой акт

    По мере развития , и институтов права обычай терял роль единственного источника (формы выражения) нрава. Новым источником, способным удовлетворить растущие потребности общества в правовых инструментах, стал нормативный правовой акт . Он отличался от обычая прежде всего тем, что его нормы записывались, а не сохранялись лишь в памяти. Следовательно, ею формулировки были более четкими и удобными в использовании. В современных условиях нормативный правовой акт как одна из самых удачных форм выражения правовых норм является весьма распространенным способом доведения содержания этих норм до сведения всего населения данной страны. Он представляет собой официальный письменный документ (акт правотворчества), исходящий от компетентного органа и содержащий решение об установлении, изменении или отмене правовых норм.

    Нормативный правовой акт как источник права имеет и преимущества, и недостатки.

    К преимуществам этой формы писаного права относятся:

    • возможность активно влиять на общественные отношения, поскольку государство располагает специальным аппаратом для реализации правовых норм и может обеспечить этот процесс с помощью мер принуждения;
    • оперативность, возможность быстрого воздействия на процессы ликвидации или, наоборот, развития определенных общественных отношений посредством мер принуждения;
    • удобство использования для лиц, применяющих право, так как содержание правовых норм записано в тексте нормативных правовых актов;
    • единообразие понимания и действия правовых предписаний на всей территории страны — единый режим законности, одинаковая защита прав граждан и т. п.

    Но в силу различных причин как объективного, так и субъективного характера это регулирование не может быть до конца адекватным и всеобъемлющим. Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, воспроизводятся, конкретизируются, дополняются, а иногда отменяются правовыми нормами, содержащимися в других источниках права.

    Современные нормативные правовые акты — порождение романо-германской правовой семьи. Тенденция к законодательному оформлению права окончательно выявилась в XIX в., когда в большинстве европейских государств были приняты писаные конституции и различные кодексы. Однако в XX в. закон как источник (форма выражения) права постепенно начинает превалировать и в других правовых системах, например в англосаксонской и мусульманской, где прежде ведущими были иные юридические источники. В тех странах, где он является классическим и первостепенным источником права (Германия, Франция, Россия), на верхней ступени иерархической системы нормативных правовых актов находятся конституции и законы (конституционные и обыкновенные). В современных условиях наблюдается тенденция повышения ценности конституционных норм, усиления их верховенства нал другими нормативными актами, особенно актами исполнительной власти: декретами, ордонансами, указами, постановлениями, инструкциями (подзаконными актами).

    Современный нормативный правовой акт обладает следующими признаками:

    • издается компетентным государственным органом или непосредственно народом в определенном процедурном порядке;
    • имеет государственно-властный характер;
    • охраняется государством, в том числе в принудительном порядке;
    • обладает юридической силой , т. е. способностью реально действовать и порождать юридические последствия;
    • существует в документальной форме, имеет установленную форму и реквизиты, снабжен указаниями о времени и месте принятия, а также подписями надлежащих должностных лиц, разбит чаше всего на части, разделы, главы, параграфы, статьи и т. п.; содержит четкие положения о том, на какую территорию или какой круг лиц распространяется действие данного акта;
    • является частью строгой иерархии и системы права.

    Юридический прецедент

    В некоторых странах широкое применение находит такой источник права, как юридический прецедент. Его суть состоит в том, что решение судебного органа по конкретному делу официально становится общим правилом, эталоном разрешения аналогичных дел другими судами либо служит примерным образцом толкования закона (прецедент толкования).

    Юридический прецедент — древний источник права, его значение неодинаково в различные периоды истории человечества в разных странах. Он широко использовался в государствах Древнего мира, в Средние века. Так, в Древнем Риме решения преторов и других магистратов признавались обязательными при рассмотрении аналогичных дел. Вообще многие институты римского права сложились на базе судебных прецедентов. Тем не менее юридический прецедент в современном виде возник именно в Англии после того, как Вильгельм Завоеватель захватил эту страну в 1066 г. Начиная с реформ Генриха II Плантагенета (XII в.), стали появляться выездные королевские судьи, которые выносили решения от имени короны. Первоначально группа дел, относимых к ведению этих судей, была ограничена, однако со временем сфера их компетенции значительно расширилась. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Право, которое сформировалось в ходе возникновения и упорядочения целостной системы судебных прецедентов, единых для всей Англии, а также других источников права, стало называться общим (common law).

    В настоящее время этот источник права применяется в Англии, США, Канаде, Австралии и т. д. Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых извлекаются юридические (судебные) прецеденты. Судебные решения во всем мире обладают авторитетом, а обобщение судебной практики высшей судебной инстанцией страны может оказывать позитивное влияние на право- реализацию. В отдельных странах такое положение судебной практики закреплено в законодательстве. Однако вне пределов указанных стран, где действует прецедентное право, решения судебных инстанций не выступают в роли источников права.

    Для юридического прецедента как источника права характерны казуистичность, множественность, противоречивость, гибкость.

    Казуистинность. Прецедент всегда максимально конкретен и приближен к фактической ситуации, поскольку он вырабатывается на основе решения конкретных, единичных случаев — казусов.

    Множественность. Существует достаточно большое количество инстанций, которые могут создавать прецеденты. Данное обстоятельство вместе со значительной продолжительностью действия последних (десятки, а иногда и сотни лет) обусловливает огромный объем прецедентного права.

    Противоречивость и гибкость. Выше было отмечено, что даже среди нормативных актов, издаваемых одним государственным органом, встречаются несогласованности и противоречия. Тем более неудивительно, что решения разных судебных инстанций по сходным делам могут значительно отличаться друг от друга. Это определяет гибкость юридического прецедента как источника права. Во многих случаях существует возможность выбора одного варианта решения дела, одного прецедента из нескольких. Писаное право такого широкого простора выбора не предоставляет. Впрочем, в противоположность гибкости иногда указываются такие недостатки прецедентного права, как его жесткость, связанность судей когда-то вынесенными решениями сходных дел, невозможность отступить от них даже в ущерб справедливости и целесооб разности.

    Итак, юридический прецедент — это решение по конкретному делу, которое обязательно для применения для судов той же или низшей инстанции при рассмотрении аналогичных дел.

    Необходимыми основаниями и условиями функционирования прецедента в качестве обязательного источника права являются:

    • наличие механизма опубликования судебных отчетов, что предполагает общеизвестность прецедентов;
    • существование оптимальной системы профессиональной юридической подготовки;
    • эффективно действующая иерархическая судебная власть;
    • нормативность его содержания;
    • признание со стороны государства.

    Все, что касается юридического прецедента, можно с определенными оговорками отнести к административному прецеденту. В современных государствах возрастает юридическое значение деятельности многочисленных государственных органов по решению стоящих перед ними задач. В связи с этим административный прецедент также становится источником (формой выражения) права, хотя и используется реже юридического. Это такое поведение государственного органа либо любого должностного лица, которое имело место хотя бы раз и может служить образном при аналогичных обстоятельствах.

    Как и юридический, административный прецедент в Российской Федерации не является официально признанным источником права. Однако в юридической действительности нашей страны можно найти примеры, когда в практической деятельности государственных органов (в том числе судебных) создаются правила поведения, которые действуют наряду с писаным правом, конкретизируют, дополняют, а иногда отменяют действующие правовые нормы.

    Ни сточки зрения формы выражения правил поведения, ни с точки зрения юридических средств, которыми государство придает этим правилам юридическую обязательность, все приводимые сторонниками существования юридического прецедента в России примеры не могут быть сопоставимы с тем, что имеет место в правовой системе Англии. Единственное, что объединяет все эти российские примеры с юридическим прецедентом, является присутствие в этих процессах суда, фактически участвующего в формулировании правил поведения. Тем не менее органам судебной власти в Российской Федерации явно не хватает необходимых властных полномочий для придания данным правилам требуемой официальной санкционированности. Сделать это может надлежащий правотворческий орган, который часто учитывает сложившуюся судебную практику при создании новых правил повеления.

    Высшие судебные инстанции в России не случайно наделены Конституцией РФ (ст. 104) правом законодательной инициативы по вопросам их ведения, в связи с чем имеют реальную возможность побудить законодателя довести до конца процесс придания юридической обязательности формируемым при их участии правилам поведения.

    Поэтому следует интерпретировать все случаи, когда судебные или иные административные органы в ходе осуществления правосудия, административно-властных полномочий или обобщений правовой практики детализируют, конкретизируют, дополняют или отменяют действующие правовые нормы, способствуя тем самым созданию нового порядка правового регулирования, в качестве начального этапа формирования новых норм права, своеобразного складывания судебных или административных обыкновений, которым еще не хватает надлежащей степени санкционированности государства. И лишь в дальнейшем этим обыкновениям соответствующим правотворческим органом может быть придана юридически обязательная сила.

    Договор нормативного содержания

    В некоторых случаях источником права может быть договор нормативного содержания. Основное его отличие от всех остальных договоров состоит в том, что он содержит норму права — правило общего характера, обязательное для исполнения неопределенным кругом лиц. Однако, отличаясь от других видов договоров, нормативный правовой договор отвечает и условиям действительности договоров. Так, для его реализации необходимы:

    • согласная воля двух или нескольких лиц;
    • взаимное познание этой воли;
    • возможность содержания воли.

    Еще одно отличие нормативного правового договора в том, что он может содержать не только нормы нрава, но и принципы нрава (например, принцип гуманности, содержащийся в большинстве современных конвенций).

    С 90-х гг. XX в. договоры нормативного содержания получают в России все большее распространение как источник (форма выражения) внутригосударственного права. Они могут называться по- разному («контракт», «соглашение», «договоренность»), но в любом случае документ должен содержать норму нрава.

    Таким образом, нормативный договор — это совместный правовой акт, оформление выражения согласованных обособленных волеизъявлений субъектов правотворчества, направленных на установление правовых норм.

    Характерной особенностью данной формы права является то, что он не принимается каким-либо правотворческим органом, а представляет собой содержащее правовые нормы соглашение договаривающихся сторон.

    Исходя изданного понимания договора нормативного содержания можно выделить черты, характерные для договора нормативного содержания как юридического источника:

    • общий взаимный интерес сторон;
    • равенство сторон;
    • добровольность заключения;
    • возмездность;
    • взаимная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;
    • правовое обеспечение.

    В нашей стране принята следующая классификация нормативных правовых договоров (по отраслевой принадлежности):

    • конституционно-правовые (Договор об образовании СССР 1922 г.. Федеративный договор 1992 г. и др.);
    • административные (соглашения между исполнительными органами власти и органами местного самоупрааления о делегировании последним определенных полномочий);

    Как видим, эта классификация касается в основном договоров, выступающих юридическими источниками внутригосударственного права. Однако чаше всего нормативные правовые договоры используются в сфере международною права, где они являются, в сущности, основным источником (формой выражения): только дву- или многосторонних международных договоров насчитывается свыше 500 тыс. В конституциях многих государств (Франция, Нидерланды, Российская Федерация) установлено, что при противоречиях между нормами международного договора и национальным законом первые будут преобладать.

    Действительно, нормативный правовой договор представляет собой весьма значимую разновидность договорных актов, существующих в рамках не только национального, но и международною нрава. Нормоустанавливающее значение договоров ярко проявляется в таких , как международное и конституционное. Поэтому еще одной отличительной особенностью нормативного правового договора является то, что он чаще всего имеет публичный характер, т. е. сторонами таких договоров выступают государства, отдельные государственные органы, межгосударственные образования.

    Юридическая наука

    В различные периоды развития общества роль науки как юридическою источника постоянно менялась, то диктуя законодателю тексты законов, то практически полностью исчезая из правового пространства. В настоящее время цели юридической науки определены достаточно четко: вырабатывать способы установления и реализации права, давать систематические, глубокие знания обо всей юридической действительности.

    Следовательно, мнения ведущих ученых-юристов в большинстве случаев не образуют право в собственном смысле. В то же время истории развития права известны случаи, когда юридическая доктрина воспринималась с официальной санкции государства как непосредственный источник права. В Древнем Риме юридическая наука являлась одним из ведущих источников (форм выражения) права. При этом она выступала и собственно формой существования и выражения права в Древнем Риме (т. е. при принятии судебных решений ссылались на труды известных юристов), и идеальным источником правовой материи, из которою черпались идеи для законодательной практики. В некоторых англоязычных странах можно до сих пор встретить в судебных решениях ссылки на высказывания известных юристов, однако такие ссылки являются лишь дополнительной аргументацией. К числу юристов, на чьи сочинения можно ссылаться как на источники права, относятся: Р. Глэнвилл («О законах и обычаях Англии», XII в.),

    Г. Брактон («О законах и обычаях Англии», XIII в.), Ф. Литтлыон («О держаниях», XV в.), Э. Кок («Институции», XVII в.), У. Блэк- стон («Комментарии к законам Англии», XVIII в.).

    Статья 38 Статута Международного Суда, принятого 26 июня 1945 г., характеризует судебные решения и юридическую науку (доктрины и идеи) наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве лишь «вспомогательного средства для определения правовых норм». Часто такие ссылки можно встретить в неофициальных мнениях судей Европейского Суда по правам человека, которыми они обосновывают свои коллегиальные решения.

    Обширные своды правил общеобязательного поведения, почерпнутые из трудов видных юристов, известны индусскому праву. Но только в мусульманских странах юридическая наука продолжает оставаться ведущим источником (формой выражения) нрава. Мусульманское право, или шариат (пер. с араб. — путь следования), складывается из четырех частей:

    • (сборника проповедей пророка Мухаммеда);
    • Сунны (сборника историй о жизни пророка, его жизнеописания, записанного его учениками);
    • Иджмы (согласованного заключения древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверных, получившего значение юридической истины, извлеченной из Корана и Сунны);
    • Кияса (рассуждений мусульманских юристов в области нрава по аналогии в отношении к новым, не предусмотренным Кораном случаям).

    Мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается не к Корану, который он не может и не вправе толковать, а к книгам, написанным в разные годы авторитетными юристами, учеными- богословами и содержащими такое толкование. Так, законодательство Египта, Ливана, Сирии и ряда других арабских стран устанавливает, что в случае пробела в семейном праве судья применяет «наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы».

    Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета, в связи с чем заключения древних юристов — знатоков ислама имеют официальное юридическое значение.

    На протяжении всего своего существования человечество пыталось найти наиболее эффективный способ регулирования отношений, которые возникают в процессе его непосредственной деятельности. При поиске были испробованы различные методы. Первым из них является тирания, то есть единого человека. Очень быстро данный способ показал свою полную неэффективность, потому что контролю поддавались исключительно слабые индивиды. Более смелые люди могли противостоять натиску и угрозам.

    На смену подобному насилию пришла религия. Данный способ координации общественных отношений показал куда большую эффективность. Но тоже не смог полностью справиться с поставленной задачей, потому что религия способна сплотить исключительно единоверцев. Поэтому, когда все методы показали свое бездействие, была изобретено право. Эта совокупность санкционированных отдельной социальной группой норм является самым лучшим отношений. При этом существует специфические источники и формы права. Они показывают действенность и характерные особенности этой категории. Поэтому источники следует анализировать, дабы детально разобраться во всех аспектах регулятора общественных отношений.

    Что такое право?

    Любая категория имеет свою форму, проявления и особенности. Однако для детального анализа того или иного явления следует проанализировать его понятие. Например, что собой представляет право? Согласно распространенной теории, это регулятор общественных отношений, состоящий из целой системы санкционированных государством правил поведения. Последний элемент, в свою очередь, характеризуется закреплением в официальном порядке. То есть такие правила являются нормами, общеобязательными для всех.

    Помимо этого, нарушение подобных стандартов влечет появление негативной государственной реакции. То есть для граждан предусмотрена юридическая ответственность. Существование права зависит от многих факторов. Прежде всего, ключевое значение имеет человеческое сознание. То есть люди должны понимать суть тех обязанностей, которые на них возложены государственной формацией. Еще одним важным элементом, безусловно, является система источников и форм реализации права. Именно благодаря им данный регулятор действует в том или ином государстве.

    Источники права (формы права): понятие

    Существует множество теоретических наработок по поводу истоков юриспруденции. Многие ученые на протяжении долгих лет пытались выявить, где свое начало находит право и как оно проявляется. В XXI веке все же был разработан общий теоретический подход. Согласно ему, источниками (формами) права являются конкретные способы, при помощи которых нормы закрепляются, приобретают свое внешнее выражение. При этом существует большое количество интерпретаций понимания данного термина.

    Различие понятий

    Следует отметить, что источники права, формы права далеко не всегда отождествляются. Очень часто представленные понятия представляются как совершенно разные термины. Например, источниками права считаются объективные явления действительности, которые порождают конкретные правила поведения, санкционированные государством. В свою очередь, формой называют официальный способ выражения, совокупность уже созданных норм. При этом существует еще и третий взгляд на эту проблематику. Согласно ему, источники - это исторические памятники права, примером которых можно назвать законы Хаммурапи и т. д. Но, если мы анализируем источники и формы российского права, то в данном случае представленные термины являются абсолютно тождественными.

    Виды источников (форм)

    В правовой науке можно найти много подходов к выделению видов рассматриваемого в статье явления. Но, как показывает практика, существует единый, классический взгляд на видовое разделение. Согласно ему, к источникам (формам) права относятся такие документы и понятия:

    • Нормативно-правовой акт.
    • Правовой прецедент.
    • Правовой обычай.
    • Нормативные договоры.
    • Наука (теории, доктрины, идеи и т. д.).

    В перечне даны основные формы (источники) права, существующие на сегодняшний день в мире. Конечно, далеко не все они используются в Российской Федерации, о чем будет упомянуто далее в статье.

    Особенности нормативного акта

    Источники права (формы права) - или же акты. Во многих государствах они являются основными. Нормативный акт хорош тем, что его положения записываются в официальных документах, а не остаются в памяти людей. Таким образом, он не только является эффективным, но и простым в использовании. Как правило, нормативный акт представляет собой документ официального характера, выпущенный в письменной форме.

    Основными преимуществами данного источника (формы) права являются следующие факторы:

    1. Посредством него можно влиять на общественные отношения максимально оперативно и полно.
    2. Реализация норм возможна благодаря методам принуждения.
    3. Для использования положений нормативных актов можно задействовать конкретных субъектов, которыми являются органы государственной власти.
    4. На всей территории использования нормативный акт понимается одинаково.

    Следует также отметить, что источники и формы российского права в большей части основываются на нормативном акте. Он является ключевым в данной системе.

    Прецедент

    Формы (источники) права России не содержат в своей структуре прецедент. Иными словами, он не признается на территории нашего государства. Однако в странах англосаксонской данный источник не только существует, но и активно применяется на практике.

    Кроме того, он является более актуальным, нежели нормативный акт. По сути, прецедент - это решение официального органа по какому-либо делу, которое становится общим, эталонным для всех последующих рассмотрений аналогичных ситуаций. Данный источник является наиболее древним из всех существующих. Потому что прецедент был разработан и широко использовался в государствах древнего мира. Современный вид источника появился в Англии XII века. Прецеденту присущи некоторые особенности:

    • Множественность. Свидетельствует о том, что породить такой источник могут органы, выдающие официальные решения.
    • Казуистичность - это особенность, которая говорит о конкретике прецедента. То есть он появляется и используется в конкретных, точечных случаях.
    • Гибкость. Иными словами, для решения одного дела существует несколько путей развития событий.

    Таким образом, прецедент - это достаточно эффективный источник (форма) права. Однако его использование возможно лишь в некоторых государствах, правовая система которых отличается своими особенностями.

    Обычай правового характера

    Источники права (формы права) развились в большей части из обычаев, которые существовали еще до создания упомянутого в статье регулятора общественных отношений. Они представляют собой правило поведения, которое является неписанным. Правовой обычай появляется вследствие применения определенных норм в течение большого количества времени. При этом такой источник должен быть признан государством. Иначе его использование не будет иметь официального характера. Существует ряд особенностей, которыми обычаи характеризуются, например:

    1. Он должен существовать продолжительное количество времени. Применение обычая должно войти в привычку людей и не вызывать каких-либо вопросов. Иными словами, данное правило становится общепринятым.
    2. Обычай в подавляющем количестве случаев - это устный источник права. Его нигде не записывают. Он существует в сознании людей, применяющих его постоянно.
    3. Как правило, все без исключения обычаи существуют на определённой территории. Это говорит об их локальном характере. Если не брать во внимание Федерации, то указанный источник в большинстве случаев неотделим от религиозных норм.

    Таким образом, обычай является эффективным локальным источником и формой выражения юридических норм. На сегодняшний день он активно используется в международной отрасли права.

    Нормативные договора

    Соглашения нормативного содержания наравне с иными представленными категориями являются источником права. Но его не следует путать с обычным гражданским договором. В его составе обязательно должна использовать норма, которая вменяется в обязанности определенному числу конкретных лиц. Учитывая эти особенности, можно сделать вывод, что нормативный договор - это акт волеизъявления отдельных участников, направленный на установление и создание определенного юридического режима. Он используется в большинстве сран сегодня. Формы (источники права) Российской Федерации также содержат в своем составе нормативные договора. В РФ он используется для решения внутригосударственных вопросов.

    Наука юридического характера

    Наиболее распространенным и действительно общим источником права является наука. Именно теоретические разработки в этой сфере позволяет идти в ногу со временем и поддерживать регулятор общественных отношений в должном виде. На сегодняшний день активно развивается практически во всех странах. Её проявлением являются доктрины, теории и идеи.

    Вывод

    Итак, мы рассмотрели формы (источники) права в РФ и мире. Стоит отметить, что практически каждый из них активно действует на сегодняшний день. Это дает возможность эффективно реализовать право, координировать отношения общества максимально оперативно и действенно.

    29 декабря 2018

    Понятие формы (источника) права, ее характеристика и причины многообразия

    Одним из признаков выступает его формальная определенность. должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования.

    Формы права - это способ выражения вовне юридических правил поведения; это исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

    Соотношение понятий "фoрма права", "истoчник права", "правoвая форма"

    Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий:

    • форма права,
    • правовая форма,

    Под правовой формой понимаются практически все юридические средства, участвующие в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных процессов, в решении социальных задач (например, правовые формы регулирования экономики), категория "правовая форма" используется прежде всего для того, чтобы структурировать социальные связи и показать роль права как формально-юридического института в его соотношении с социально-экономическим, культурно-нравственным и политическим содержанием - многообразными общественными отношениями.

    Формы права - лишь специфические "резервуары" (С.С. Алексеев), в которых содержатся нормы права ; форма права призвана упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.

    В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий "источник права" и "форма права":

    1. названные понятия тождественны;
    2. понятие "источник права" более широкое, чем понятие "форма права".

    Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Действительно, если исходить из общепринятого значения слова "источник" как "всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки", то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

    • источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);
    • источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);
    • источник в формально-юридическом смысле - это и есть форма права .

    Виды формы права:

    1. правовой обычай;
    2. нормативные правовые акты (НПА) государственных органов;
    3. нормативные правовые акты (НПА) общественных организаций (с санкции государства);
    4. правовой (нормативный) договор;
    5. прецедент.

    Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право - хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота).

    Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.

    Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз). В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера . Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения - новую норму права, выступая правотворческими субъектами.
    В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.



    Просмотров