Технические нормы в административном праве. Сфера применения положений. Таким образом, административное право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти, присущими ему способами и средствами обеспечив

Критерии классификации норм административного права. Виды норм административного права: а) материальные и процессуальные; б) процедурные; в) регулятивные и охранительные; г) обязывающие, запрещающие и управомочивающие; д) нормы служебной (внутренней) регуляции; е) диспозитивные; ж) обязательные и рекомендательные; з) нормы постоянного и временного действия; и) общефедеральные и региональные.

Виды правовых норм выделяют в зависимости от определенных критериев их классификации. Используем основные из них, специально-юридические: 1) направленность норм на регламентацию материального содержания правового регулирования либо процедурно-процессуального порядка его осуществления; 2) функции права; 3) способы регулирования, характер субъективных прав и юридических обязанностей; 4) функциональная специализация норм; 5) связь нормативных предписаний с формами индивидуального регулирования; 6) характер и сила обязательности воли правотворческого органа, выраженной в норме; 7) время действия норм; 8) государственно-территориальный масштаб действия норм.

Критерий "Направленность норм на регламентацию материального содержания правового регулирования, процедурного или процессуального порядка его осуществления" позволяет выделить нормы материальные, процедурные, процессуальные.

Материальные нормы ориентированы на закрепление сфер ответственности, прав, обязанностей субъектов административного права, их правового положения. Таких норм большинство.

Процедурные нормы регламентируют порядок взаимодействия субъектов, осуществления предписанной им деятельности (порядка и процедур поступления на государственную службу, прохождения государственной службы, лицензирования видов деятельности, уплаты налогов и т.д.). Внешнее выражение они часто находят в административных регламентах. Например, в Регламенте Правительства Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260, определен порядок планирования и организации работы Правительства РФ .

Процессуальные нормы регулируют порядок рассмотрения и разрешения административно-правовых споров, обусловленных производством по делам об административных правонарушениях, служебных дисциплинарных проступках, обращениях физических и юридических лиц к субъектам государственной администрации.

Критерий "Функции права" даст нам возможность вспомнить о двух функциях - регулятивной и охранительной. Соответственно названному основанию выделяют регулятивные (правоустановительные) и охранительные (защитные) административно-правовые нормы. Регулятивные административно-правовые нормы предназначены для установления прав и обязанностей субъектов, правил нормальной их деятельности. Охранительные нормы обеспечивают защиту, охрану норм первого вида от нарушений посредством установления мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, ответственности. В административном праве подавляющее большинство норм регулятивные. Примером норм второго вида являются нормативные предписания, устанавливающие меры административной ответственности за административные правонарушения |45. Разд. II, гл. 5-21].

Критерий "Способы регулирования, характер субъективных прав и юридических обязанностей" позволяет классифицировать нормы па три вида: обязывающие, запрещающие, управомочивающие. В основу их выделения положены основные способы регулирования: обязывание, запрет, дозволение. Нормы обязывающие устанавливают обязанность субъектов административного права совершать определенные положительные действия. Пример такой нормы: "Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица" .

Запрещающие административно-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий в условиях, установленных нормами данного вида. Запреты носят общий либо специальный характер. Общим запретом является запрещение действий (бездействия), включенных законом в состав административных правонарушений. Специальный запрет касается установления каких-то особых ограничений. Так, согласно Федеральному закону "Об оружии" граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Однако им "запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения" . Приведенная административно-правовая норма содержит специальный запрет.

Управомочивающие административно-правовые нормы устанавливают дозволение, предоставляя субъектам право на осуществление тех или иных активных действий в пределах предусмотренных этими нормами требований. Субъекты сами по собственному усмотрению решают, воспользоваться предоставленным правом или воздержаться от каких бы то ни было действий. Так, гражданин самостоятельно принимает решение о том, воспользоваться ему гарантированным Конституцией РФ и законом субъективным правом на обращение в государственный орган (орган исполнительной власти) или оставить свое право неиспользованным .

Имеются некоторые особенности в реализации управомочивающих административно-правовых норм, если их адресатами являются органы (должностные лица), наделенные административной властью. Очень часто таким субъектам предоставляется общее право в пределах их компетенции принимать юридически властные решения, издавать правовые акты. Следовательно, по общему правилу, руководствуясь уиравомочивающими нормами, они вправе принимать указанные решения либо воздерживаться от их принятия. Однако существуют установленные в законодательстве условия, когда органы (должностные лица) обязаны издавать по определенным вопросам правовые акты, а в случае их непринятия несут юридическую ответственность за бездействие. Например, при приеме гражданина на государственную гражданскую службу представитель нанимателя не вправе уклониться от заключения служебного контракта и издания соответствующего правоприменительного акта 169. Ст. 23, ч. 1, 2; ст. 26, ч. 1]. Неиспользование должностными лицами властных правомочий на принятие решений (актов), когда принятие таких решений установлено в качестве их обязанности, рассматривается в административном праве как правонарушение.

Критерий "Функциональная специализация норм" позволяет выделить нормы, которые выполняют задачи внутренней административно-правовой регламентации. Их называют нормами служебной (внутренней) регуляции. В этой группе выделяют пять видов нормативных предписаний. Общие (общезакрепительные) нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных позиций административного законодательства, административного права, особенностей и компонентов регулируемых административным правом общественных отношений. В КоАП РФ содержится нормативное предписание общего характера о том, что "законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях" .

Декларативные нормы (нормы-принципы) устанавливают принципы, цели, задачи административного права, его подотраслей и институтов, а также институтов и органов исполнительной власти. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит декларативные нормы о задачах законодательства об административных правонарушениях .

Оперативные нормы регламентируют изменение, отмену действующих административно-правовых нормативных актов, распространяют их действие на новый круг общественных отношений либо пролонгируют на новый срок. Нормы данного вида установили Федеральные законы "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лип"" .

Критерий "Связь нормативных предписаний с формами индивидуального регулирования" предоставляет возможность увидеть административно-правовые нормы, ориентированные на "обслуживание" индивидуального регулирования. В административно-правовой сфере велика роль властной правоприменительной деятельности. Однако в административном праве существует, хотя и в ограниченных масштабах, "автономное" (диспозитивное) регулирование, осуществляемое лично участниками общественных отношений па основе предоставленной им законом свободы распоряжения своими субъективными правами. Так, гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов .

Критерий "Характер и сила воли правотворческого органа, выраженной в норме" служит основанием для разграничения норм на обязательные и рекомендательные. От субъектов административного права требуется неукоснительно следовать обязательным нормам. Они не вправе самостоятельно отступать от установленных в них велений. За нарушение таких норм предусмотрено применение мер дисциплинарного или административного принуждения. Рекомендательные нормы не требуют от субъектов непременно придерживаться изложенных в них правил поведения, а лишь предлагают, рекомендуют следовать им. За отступление от административно-правовых норм данного вида не предусмотрено применение мер дисциплинарного или административного принуждения. Рекомендательная норма содержится в Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", согласно которой уставами высших учебных заведений может быть предусмотрено создание попечительских советов .

Критерий "Время (период) действия норм" является основанием для классификации норм административного права на два вида: а) установленные на неопределенный срок действия; б) установленные на определенный срок действия. Первые получили название норм постоянного действия. Их подавляющее большинство. Они сохраняют свою юридическую силу до изменения или отмены. Вторые именуют нормами временного действия. Законодатель связывает их действие со сроком (моментом) или существованием определенных условий, ситуации, для регулирования которых подобные нормы были приняты либо с наступлением одновременно обоих указанных обстоятельств (срока и условий). Нормами временного действия вводится ограниченный по времени административно-правовой режим чрезвычайного положения. Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" установил, что введение чрезвычайного положения является временной мерой, что срок его действия, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток |32. Ст. 1, ч. 2; ст. 9, ч. 1].

Критерий "Государственно-территориальный масштаб действия норм административного права" позволяет выделить два вида норм административного права. Первые называют общефедеральными. Они распространяют свое действие на территорию РФ в целом как федеративного государства и содержатся, например, в федеральных законах. Вторые принимают для регулирования общественных отношений в субъектах РФ, т.е. в ее отдельных государственно-территориальных образованиях. Поэтому они получили наименование норм субъектов Российской Федерации или региональных и соответственно присутствуют в законах, иных нормативных правовых актах субъектов РФ.

Процесс управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности вызывает необходимость четкого правового регулирования отношений, прав и обязанностей сторон, координации действий субъектов управленческих отношений. Такое правовое регулирование осуществляется с помощью административно-правовых норм.

Административно-правовая норма – это правило поведения общего характера, установленное государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе государственного управления, в процессе исполнительно-распорядительной деятельности.

Административно-правовые нормы определяют правила поведения граждан, органов государственного управления, служащих общественных организаций и других субъектов, участвующих в исполнительно-распорядительной деятельности. Они закрепляют правовое положение, компетенцию, полномочия, обязанности и права субъектов управленческих отношений.

Административно-правовые нормы устанавливаются только государством и содержатся в законах, указах, постановлениях, решениях, уставах и других нормативных актах. Они носят общеобязательный, повелительный характер, охраняются от нарушений принудительной силой государства, т.е. определяют какие действия можно или должно совершать, от каких действий следует воздержаться.

Так, например, нельзя распивать алкогольные напитки в общественных местах (ст.17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее – КоАП РБ ) или при доставлении в дежурную часть правонарушителя, дежурный по органу внутренних дел обязан установить наличие проступка, установить личность доставленного, проверить по учетам, зарегистрировать, провести личный досмотр и оформить протокол; или при поступлении заявления (жалобы) в любой государственный орган оно должно быть зарегистрировано, проверено и в установленные сроки дан полный ответ заявителю.

Нормы административного права обеспечивают четкое регулирование деятельности органов государственного управления, других участников управленческих отношений и способствуют эффективной работе. Это направление административно-правового регулирования приобретает исключительно большое значение, поскольку административно-правовое регулирование способствует упорядочению деятельности органов государственного управления.

В нашем обществе действует огромное количество административно-правовых норм, проявляющих себя в самых различных сферах государственного управления. Но, несмотря на это, все нормы административного права по своему целевому назначению и способам воздействия на людей (по характеру диспозиции) могут быть сведены в 3 родовые группы.


1.Обязывающие нормы, т.е. нормы, которые обязывают субъектов совершать определенные действия. Например, в соответствии с требованиями паспортной системы, все граждане РБ, достигшие 16 лет, обязаны иметь паспорт гражданина РБ. Обязывающие нормы зачастую снабжаются санкциями, чем стимулируется их выполнение. Таким образом, в инструкциях, уставах, наставлениях и других нормативных актах, когда излагаются обязанности органов, должностных лиц, служащих и граждан, содержатся обязывающие административно-правовые нормы.

2. Запрещающие нормы, т.е. нормы, которые предусматривают запрет на совершение определенных действий. Например, запрещается находиться на улицах и в других общественных местах в пьяном виде, или запрещается безбилетный проезд в поездах, или запрещается направлять жалобы тому, на кого жалуется другой.

З. Уполномочивающие нормы, т.е. те нормы, которые предусматривают возможность совершать определенные действия в пределах компетенции по своему усмотрению. Например, начальник РОВД вправе наложить штраф на правонарушителя за мелкое хулиганство, но в зависимости от конкретных обстоятельств может направить дело в суд.

Формы реализации административно-правовых норм:

v соблюдение

v исполнение

v использование

v применение

Соблюдение – пассивная форма, имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, закрепленных нормами. В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение – предполагает активные действия субъектов права по выполнению юридических предписаний, запретов или дозволений, содержащихся в норме.

Использование добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Применение – разрешение индивидуально-конкретных дел уполномоченными на то органами государства и должностными лицами путем издания (принятия) полномочным органом (компетентным субъектом власти) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм.

Административно-правовые нормы регулируют правоотношения в сфере государственного управления и в первую очередь касаются органов исполнительной власти. Они не представляют собой разрозненную массу и могут быть классифицированы по различным основаниям.

Значение и основные виды классификаций

Типология административно-правовых норм помогает понять их сущность, назначение и особенности, увидеть перспективы развития и вносить предложения по их совершенствованию.

Можно разделить административно-правовые нормы в зависимости от предмета регулирования, формы предписания, пределам действия, субъекту регулирования и методу регулирования и многим другим основаниям.

По предмету регулирования

Наиболее распространена классификация по предмету регулирования. По этому признаку административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные

Материальные – закрепляют административно-правовой статус участников правоотношений, фиксируя их права, обязанности и возможную ответственность. Они устанавливают порядок взаимодействия органов исполнительной власти с другими участниками управленческого процесса.

Примерами таких норм стали нормы о сроках реагирования на запросы граждан, полномочиях органов исполнительной власти. В связи с этим в юридической науке их называют статичными.

Процессуальные

Процессуальные – лишь устанавливают порядок и регулируют процесс государственного управления.

Например, нормы о порядке приема в ряды военнослужащих или о порядке применения ответственности за совершение административных проступков. Они служат для реализации материальных норм.

Оба вида норм содержатся в одних нормативных актах и административно–процессуальные аспекты не выделены в отдельную науку. Это вызвано их тесной взаимосвязью и разрозненностью источников административного права.

Предписание

Вторая распространенная типология основана на форме предписания.

Выделяются:

  • императивные
  • диспозитивные

Императивные носят обязывающий характер и не предполагают свободы воли участников управленческих правоотношений.

Например, водитель обязан иметь при себе документы подтверждающие право собственности на автотранспортное средство, договор обязательного страхования автогражданской ответственности и водительское удостоверение.

Нормы, носящие рекомендательный характер , служат для оптимизации взаимодействия участников правоотношений. Например, правительство РФ может издавать постановления для разъяснения правильного исполнения указов президента.

В зависимости от предмета регулирования

Выделяют:

  • обязывающие,
  • управомочивающие
  • запрещающие,
  • стимулирующие
  • рекомендательные нормы.

Обязывающие

Обязывающие нормы включают императивные предписания для участников отношений. В соответствии с ними лицо должно совершить действия в установленном порядке.

Например, все граждане мужского пола, достигшие 18 летнего возраста, получившие повестку о призыве на военную службу, должны явиться в военный комиссариат по месту жительства. Работа государственных органов по обращению граждан во многом регулируется именно этими нормами.

В данном ключе не стоит забывать про юридические факты в административном праве. Вся подробная информация указана в данной

Управомачивающие

Управомочивающие или дозволительные нормы не содержат прямого запрета на совершение действия, но и не обязывают к ним.

Российская система права построена на принципе «что не запрещено – разрешено», а значит, такие нормы можно рассматривать как подвид разрешающих. Например, гражданин может принимать участие в акции по сбору крови для пострадавших в чрезвычайных ситуациях, но делать этого не обязан.

Запретительные

Запретительные – предусматривают запрет на определенное поведение и могут подкрепляться возможностью привлечения к ответственности. Запреты могут быть общими и специальными. Запрещение совершения административных правонарушений типичный общий запрет. Специальные регулируют поведение в отдельных ситуациях.

Например, во многих регионах страны несовершеннолетние не могут находиться в общественных местах после 23.00. Одна из особенностей административного права в наличии собственного санкционного аппарата.

Стимулирующие

Стимулирующие -предполагают поощрение участников правоотношений за должное поведение, а рекомендательные помогают найти оптимальный способ взаимодействия участников правоотношений. Примером могут стать постановления правительства, дающие рекомендации по исполнению указов президента.

По субъекту регулирования

Выделяют:

По подчиненности

Можно выделить, зафиксированные в законах и подзаконных актах. Первые всегда имеют приоритет над вторыми.

Функции, обобщенность и пределы действия - основания классификации административных норм
Типология по пределам действия во времени выделяет срочные и бессрочные нормы. Так, при введении чрезвычайного положения будет указан предел его действия.

Бессрочные не предполагают ограничения по времени, но все равно бывают долгосрочными и краткосрочными.

Территориально норма административного права для ее субъектов действуют как на территории России, таки за границей. Исходя из этого, выделяют: нормы, работающие на всей территории страны, в пределах одного субъекта и межтерриториальные.

Например, нормы об ответственности за дачу заведомо ложных показаний в ходе расследования административных правонарушений действуют на всей территории страны. В некоторых регионах существуют отдельные нормы, регулирующие пребывание несовершеннолетних в общественных местах после 23. 00. А решение о введении чрезвычайного положения может касаться нескольких регионов.

В зависимости от функционального назначения

Можно выделить:

  • дефиниции,
  • декларации,
  • оперативные
  • коллизионные.

Нормы – дефиниции закрепляют понятия или определения. Это широко распространенные нормы, ведь практически каждый нормативный акт содержит определения основных понятий, использованных в нем.

Декларативные – закрепляют основные принципы административного права в целом, его институтов и подотраслей. В большом количестве включены в КоАП РФ
Коллизионные нормы разрешают спорные аспекты применения нормативных актов, разъясняют, какой акт применяется при возникновении противоречий.

Оперативные – изменяют или отменяют действие административно-правовых норм. Например, существует отдельный закон о введение в действие КоАП.

Так же не мало важно знать и понимать

По уровню обобщения

Можно выделить:

  • общие
  • специальные.

Общими регулируется группа отношений в пределах института права. Это положения о военной службе, привлечении к административной ответственности и т. д.

Специальные – создают исключения из общих правил. Например, нормы об отсрочке от службы в вооруженных силах, невозможности управления автотранспортным средством лицами, страдающими определенными заболеваниями и т. д.

Видео

Больше полезной информации касательно норм административных правоотношений смотрите на видео.

Общественные объединения административном праве.

Классификация административно-правовых норм не только позволяет лучше понимать их сущность и особенности, но и дает возможность развития юридической науке. Выбирая основание для классификации нужно учесть цель, которую она преследует.

Так, вопрос выделения административно-процессуальных норм в отдельную отрасль права до сих пор остается открытым. Это может служить основой для законотворческой деятельности с целью систематизации и оптимизации источников, упрощения применения норм административного права.

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Нормы административного права делятся на виды в зависимости от различных критериев - особенностей регулируемых ими общественных отношений, назначения и функций.

1. По назначению административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Например, ФЗ-79 "О государственной гражданской службе РФ" определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Эта норма статична, т. к. лишь фиксирует возможность приобрести охарактеризованный в ней в общей форме статус государственного служащего. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере. ФЗ-58 "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами Российской Федерации статуса государственного служащего. В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

2. По методу воздействия на поведение субъектов. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может обязывать к действию, предписывать совершать определенные действия, управомочивать совершать те или иные действия, запрещать их совершение. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на:

а) обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в предусмотренных нормой условиях должным образом. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание. Например, для совершения определенных видов работ необходимо получить лицензию (официальное разрешение);

б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Запреты могут носить общий (например, запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административного правонарушения) или специальный характер (например, запрещение применения специальных средств и огнестрельного оружия милицией в отношении женщин и несовершеннолетних);

в) уполномочивающие (дозволительные)- нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению. Например, гражданину предоставлена возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав и свобод в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностных лиц).

г) стимулирующие (поощрительные) - нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитование и т.д.);

д) рекомендательные, т. е. нормы, которые носят рекомендательный характер, дающие возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач (например, рекомендации по наиболее эффективной организации работы государственных налоговых инспекций по применению санкций за нарушения налогового законодательства). Чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти негосударственных формирований.

3. По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие:

а) деятельность государственных органов, предприятий, организаций;

б) поведение граждан;

в) деятельность общественных и религиозных организаций;

г) деятельность государственных служащих.

Нормы административного права распространяются также и на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации.

4. По форме предписания административно-правовые нормы делятся прежде всего на императивные (категоричные) и рекомендательные.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения, т.е. содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления.

Что касается диспозитивных норм, предоставляющих возможность субъектам правоотношения самим определять свои права и обязанности в рамках правовой нормы, то они в административном законодательстве встречаются относительно редко. Это объясняется специфической сферой административного права - государственным управлением.

5. По действию в пространстве:

а) федеральные - действующие в пределах Российской Федерации;

б) региональные (окружные) - действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа);

в) субъектов РФ - действующие в пределах субъекта РФ;

г) муниципальные-действующие в пределах муниципального образования;

д) локальные - действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.

В ряде случаев указанные нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами - членами Содружества Независимых Государств (СНГ).

6. По действию во времени нормы делятся на:

а) срочные, т.е. временные. Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная. Срочная норма, если её досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата.

б) бессрочные - постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены.

В Российской Федерации действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные. При этом длительными или кратковременными могут быть как срочные, так и бессрочные нормы.

7. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы классифицируются по масштабу действия. Это:

Общефедеральные нормы;

Нормы субъектов Федерации.

8. По объему регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:

Общие, т.е. распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах президента и постановлениях Правительства Российской Федерации;

Межотраслевые, т.е. регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т.п.;

Отраслевые, т.е. регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств).

Существуют и иные классификационные группы административно-правовых норм. Например, они могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный (их действие распространяется на всех участников регулируемых отношений) характер.

  • 6. Понятие, сущность, значение административного права как отраслевой правовой науки.
  • 7. Предмет и метод административно-правовой науки.
  • 10. Состояние науки административного права в дореволюционной России и период советского строительства в ссср.
  • 11. Задачи и состояние науки административного права в современных условиях. «Лазаревские чтения»
  • 12.Управление: понятие, сущность, система, значение, типы, виды.
  • 13. Управление как объект и предмет правового регулирования. Объем правового регулирования государственного и муниципального управления административным правом.
  • 14. Государственное и муниципальное управление - особый вид социального управления
  • 15. Государственное и частное управление: соотношение.
  • 16. Структура государственного управления: особенности субъекта, объекта и механизм их взаимодействия.
  • 17. Виды и значение управленческих взаимосвязей: субординация, координация, реординация.
  • 18. Понятие, структура, черты исполнительно-распорядительной деятельности. Отличие ее от законодательной, судебной и прокурорской.
  • 19. Понятие и структура механизма исполнительно-распорядительной (государственно-управленческой) деятельности органов исполнительной власти.
  • 20. Законы и закономерности управления. Принципы государственного управления как правовое выражение этих законов и закономерностей.
  • 21. Цели и задачи в механизме государственного управления
  • 23. Формы и методы государственного управления.
  • 24. Технология управления: понятие, значение в деятельности органов исполнительной власти
  • 25.Понятие, содержание, структура административно-правовых норм.
  • 27. Виды административно-правовых норм.
  • 28. Действие норм административного права.
  • 29. Реализация норм административного права. Применение как особая форма реализации административно-правовых норм.
  • 30. Понятие, структура, содержание административно-правовых отношений.
  • 31. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
  • 32. Субъекты административно-правовых отношений
  • 33. Предмет и объект административно-правовых отношений.
  • 34. Виды административно-правовых отношений.
  • 36. Административно-правовой статус: понятие, содержание и структура
  • 37. Правосубъектность: понятие, виды (общая, специальная).
  • 38. Виды субъектов административного права и их классификация.
  • 39.Граждане как субъекты административного права.
  • 40. Права и обязанности граждан по административному праву (в сфере публичного
  • 41. Особенности регулирования административным правом общественно-политической активности граждан, права заниматься предпринимательской деятельностью, права на передвижение и выбор места жительства.
  • 42. Юридические гарантии субъективных прав граждан: право на защиту, право на оружие, право обращения в органы публичного управления и к должностным лицам
  • 43. Виды обращений граждан и порядок их рассмотрения в органах исполнительной власти.
  • 44. Особенности административно-правового статуса иностранцев, лиц без гражданства и лиц с двойным гражданством.
  • 45. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • 46.Понятие и виды коллективных субъектов административного права.
  • 47. Особенности содержания административно-правового статуса коллективного субъекта.
  • 49. Административно-правовой статус религиозных объединений
  • 50. Административно-правовой статус некоммерческих организаций
  • 51.Статус государства – Российской Федерации.
  • 52. Административно-правовой статус субъекта рф.
  • 53. Административно-правовой статус Президента рф.
  • 54. Статус муниципальных образований
  • 55. Статус средств массовой информации
  • 56.Система органов государственного управления в Российской Федерации (их виды и классификация).
  • 57. Соотношение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти
  • 58. Содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти.
  • 59. Административно-правовой статус Правительства Российской Федерации
  • 61. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
  • 62. Государственные органы исполнительной власти субъектов рф
  • 63. Административно-правовой статус муниципальных органов исполнительной власти
  • 65. Организационно-правовое регулирование государственной службы.
  • 66. Понятие и принципы государственной гражданской службы. 67. Понятие государственной должности и должности государственного служащего.
  • 68.Способы замещения должностей в аппарате управления.
  • 69. Классификация государственных гражданских должностей
  • 72. Основные социально-правовые гарантии, ограничения, запреты и поощрения для государственных служащих.
  • 73. Муниципальная служба и административно-правовой статус муниципального служащего
  • 74.Понятие, признаки и юридическое значение правовых актов управления
  • 75. Виды и классификация правовых актов управления
  • 76. Требования, предъявляемые правовым актам управления, и последствия их несоблюдения.
  • 77. Административный договор: публично-правовая природа, признаки, отличия от гражданско-правового договора.
  • 76. Административное усмотрение и административный произвол.
  • 28. Действие норм административного права.

    Рассмотрим действие административно-правовых норм в пространстве, во времени и по кругу лиц.

    Действие административно-правовых норм в пространстве определяет территорию их распространения. По общему правилу данные нормы распространяют действие на всю территорию государства. Действие норм права, издаваемых государством, возможность их реализации на всей его территории являются одним из важных признаков государственного суверенитета.

    В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В соответствии с ч. 2 названной статьи РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

    Действие административно-правовых норм в пределах территории государства (в нашем случае - Российской Федерации) обусловлено статусом органа, принявшего соответствующую норму, а также статусом нормативного правового акта, содержащего данную норму.

    Действие административно-правовых норм по кругу лиц определяет тот круг субъектов, который обязан руководствоваться предписаниями этих норм и распространяется на всех граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридические лица, органы исполнительной власти, государственных служащих, находящихся (расположенных) на территории РФ. Как пример можно указать нормы большинства федеральных законов. Вместе с тем специфика конкретных общественных отношений может ограничивать действие нормативного правового акта определенными группами субъектов, выводя из круга правового регулирования данного акта иные группы субъектов.

    Действие административно-правовых норм во времени позволяет определить, во-первых, порядок вступления нормы в силу, т.е. тот момент, начиная с которого сформулированное в норме правило поведения становится общеобязательным, во-вторых, период действия административно-правовой нормы, своего рода ее продолжительность жизни, и, в-третьих, условие применения нормы к конкретному общественному отношению.

    29. Реализация норм административного права. Применение как особая форма реализации административно-правовых норм.

    Известны следующие варианты реализации административно-правовых норм :

    исполнение - точное следование участников управленческих отношений тем юридическим предписаниям, обязательным правилам поведения, запретам и ограничениям на те или иные действия, которые содержатся в административно-правовых нормах;

    применение - издание полномочным органом управления (должностным лицом) либо нормативных актов, предусматривающих механизм реализации соответствующего правового предписания, либо индивидуальных актов, определяющих применение административно-правовой нормы к конкретной практической ситуации;

    использование - применение органом исполнительной власти, местной администрацией (должностными лицами) того или иного варианта исполнительной деятельности при наличии в административно-правовой норме альтернативы в принятии решений;

    соблюдение - воздержание субъекта от совершения запрещенных действий; от исполнения оно отличается пассивным поведением субъекта управленческой деятельности.

    Применение - наиболее характерный для административного права вид реализации административно-правовых норм. Применение подразумевает издание компетентными органами исполнительной власти и их должностными лицами юридических актов, основанных на материальных и процессуальных нормах. Например, принятие решения по конкретной жалобе гражданина или юридического лица, решения о государственной регистрации юридического лица, издание приказа о зачислении на военную службу, вынесение постановления о привлечении лица к административной ответственности. Реализация административно-правовых норм посредством применения - исключительная прерогатива полномочных органов исполнительной власти и их должностных лиц. Некоторые административно-правовые нормы (прежде всего об установлении административной ответственности, а также об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан) применяются в судебном порядке. Например, при наложении административного наказания за совершение административного правонарушения, если данная категория правонарушений в соответствии с КоАП РФ рассматривается судом (ст. 23.1). Так, исключительно судом рассматриваются дела, связанные с заведомо ложным вызовом пожарной охраны, милиции, скорой помощи или иных специализированных служб (ст. 19.13). Исключительно судом могут применяться отдельные виды административных наказаний, например административный арест (ст. 3.9). Ни граждане, ни коммерческие организации, ни общественные или религиозные объединения, никакие иные субъекты административно-правовых отношений не имеют права применять нормы административного права. Они могут обращаться к органам исполнительной власти и их должностным лицам, например, с заявлением о регистрации вновь создаваемого юридического лица, с жалобой на неправомерные, по мнению обращающегося, действия сотрудников внутренних дел, с ходатайством о заключении сделки, подпадающей под действие антимонопольного регулирования, и т.п. Однако, повторимся, принятие решения о применении конкретных административно-правовых норм к соответствующему правоотношению, издание соответствующего правового акта остаются в компетенции органа исполнительной власти и его должностного лица.



    Просмотров