Основной закон государства рф. приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы. Цель этой работы, изучить общие понятия Конституции, структуру, основные черты и особенности Конституции Российской Федерации, в результате чего, должны быть вы

Конституция - это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства.

Конституция РФ - это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.

Конституции как нормативному правовому акту присущи следующиеюридические свойства :

1. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

2. Высшая юридическая сила Конституции . Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.

3. Центральное место во всей правовой системе . Конституция является «ядром» правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.

4. Особая охрана Конституции . В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.



5. Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции . Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 - 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.

Конституция, как основной закон - акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, то есть устойчивость его содержания.

В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности (от латинского «stabilis» - устойчивый, постоянный, утвердившийся на определенном уровне, не меняющийся). Принятие новой конституции должно быть спровоцировано либо серьезным, неисправимым недостатком предыдущей редакции, либо какими-либо глобальными изменениями в обществе, общественном и государственном устройстве. От­дельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования и происходить в особом, присущем только Конституции порядке. Поэтому в большинстве стран мира установлен усложнен­ный порядок изменения Конституции.

Особенности Конституции:

1. принимается народом или от имени народа;

2. носит учредительный (первичный) характер;

особый предмет конституционного регулирования (Конституция носит всеохватывающий характер - политическая, экономическая, социальная, духовная сферы жизни общества).

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов.

Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает девять глав.

Они называются:
1) Основы конституционного строя;
2) Права и свободы человека и гражданина;
3) Федеративное устройство;
4) Президент Российской Федерации;
5) Федеральное Собрание;
6) Правительство Российской Федерации;
7) Судебная власть;
8) Местное самоуправление;
9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Раздел второй именуется "Заключительные и переходные положения".
Указанная структура Конституции России существенно отличается от структуры предшествующей Конституции, даже в самой поздней редакции ее текста. В ней выделялись преамбула, 11 разделов (и дополнительно еще шесть) и в качестве составной части включался Федеративный Договор.
В структуре действующей Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:
1) первый раздел называется "Основы конституционного строя" (в прежней Конституции он назывался "Основы общественного строя и политики", что представляет собой не простую замену терминов "общественный" на "конституционный", а качественное изменение характеристики строя);
2) зафиксирован переход на парламентскую систему (в Конституции 1978 г. существовал раздел четвертый "Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания", причем Советы рассматривались как антипод парламенту);
3) перечень глав об органах государственной власти открывает глава о Президенте РФ. В этом проявляется статус Президента как главы государства;
4) последовательно и четко проведен принцип разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном Собрании, Правительстве, судебной власти (в прежней Конституции последняя глава именовалась "Правосудие, прокурорский надзор", что не определяло суд как орган государственной власти);
5) закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов Российской Федерации, принципы разграничения полномочий (в прежней Конституции выделялись разделы, посвященные высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения);
6) отсутствует раздел о государственном плане экономического и социального развития России (этот раздел уже и в прежней Конституции в последние годы был неоправданным);
7) название главы "Права и свободы человека и гражданина" показывает самоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с государством (в прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел "Государство и личность").
Положения Федеративного договора в необходимой мере нашли непосредственное отражение в Конституции и отпала необходимость его включения в качестве составной ее части.
В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в отличие от Конституции 1978 г. является более компактной, четкой и юридически строгой по последовательности расположения ее глав.
Раздел второй Конституции "Заключительные и переходные положения" в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран такой раздел - явление нередкое.
В разделе втором Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
Нормы второго раздела определяют основания, на которых осуществляется процесс перехода от прежней конституции к функционированию новой.
Положения второго раздела - действующие нормы. Содержащиеся в них предписания применяются при решении многих правовых ситуаций. Так, в силу действия пункта 5 раздела второго Конституции, предусматривающего, что судьи Конституционного Суда сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны, на судей, назначенных до Конституции 1993 г. (не Советом Федерации) не распространилось изменение Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" о снятии нормы о верхнем возрастном сроке. Ранее они назначались на срок до 65 лет. Один из пунктов Заключительных и переходных положений был предметом толкования Конституционного Суда (п. 3), что лишний раз подчеркивает работающий характер норм этого раздела Конституции.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Конституция основной закон Российской Федерации [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Современное государство не может полноценно существовать и функционировать без Конституции. Конституция РФ, будучи основным законом государства, является индикатором изменений происходящих в стране и обществе.

История принятия Конституции РФ

26 декабря 1991 года СССР прекратил свое существование. Новая Россия нуждалась не только в грамотном управлении, но и в адекватном законодательстве. На протяжении почти 10 лет не было ни того, ни другого. Документом, подтверждающим суверенный статус России, стала "Декларация о государственном суверенитете РСФСР" от 12 июня 1990 года. Данный документ закреплял название нового государства: Российская Федерация. Помимо этого, Декларация официально сообщала о необходимости принятия новой Конституции для новой страны.

Вплоть до 1993 года страна жила без Конституции. Только в начале 1993 года была создана комиссия для разработки её проекта.

После того, как проект Конституции был готов, государство организовало референдум. Перед этим, во всех основных печатных СМИ был представлен текст будущей Конституции РФ, чтобы население смогло ознакомиться с её содержанием. Однако, как показывает история, мало кто читал то, что в Конституции было написано.

В процессе подготовки конституции принимали участие консультанты из ЕС и США. По этой причине нынешняя российская Конституция требует серьезной доработки, так как она писалась не для суверенного государства, а для потенциальной американской колонии.

12 декабря 1993 года состоялся референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации. В нем приняло участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей (54,8% от общего числа). За принятие Конституции из них проголосовало свыше 54%, что означало принятие Конституции Российской Федерации 1993 года.

Официальной датой принятия действующей Конституции РФ является 12 декабря 1993 года.

В 1994 году вступили в силу указы президента РФ Б.Н. Ельцина "О Дне Конституции Российской Федерации" и "О нерабочем дне 12 декабря". Начиная с 1994 года, день 12 декабря был объявлен государственным праздником.

Общая характеристика Конституции РФ 1993 г.

Конституция Российской Федерации состоит из 2 разделов и 9 глав. В текст действующей Конституции регулярно вносятся изменения, направленные на укрепление суверенитета страны и преодоление коллизионности современного российского законодательства.

Конституция РФ 1993 года отличается от своих предшественниц тем, что содержит совершенно новые понятия, характерные для действующего государственного строя. Прежде всего, следует отметить, что в Конституции РФ 1993 года по-новому закреплены основополагающие принципы общественного устройства, которые сформулированы в главе 1 "Основы конституционного строя". Нормы эти практически полностью деидеологизированы в отличие от ранее действовавших конституций в СССР. Российская Федерация провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В действующей Конституции закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России.

К числу основ конституционного строя отнесено признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод являются обязанностью государства. В 1993 года последовательно проведен классический принцип государственности, а именно разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, которые являются самостоятельными (ст.10).

Одной из ключевых статей Конституции РФ является констатация целостности государства и правовой независимости власти в РФ. В ст.З подчеркивается: "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону".

В отличие от Конституции РСФСР 1978 года, в Конституции Российской Федерации нет специальной главы, регулирующей экономическую систему. Но эти аспекты успешно отражены в тексте Основного закона РФ. В частности, конституционно закреплен институт частной собственности, в том числе и на землю, установлено признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

В целях недопущения господства той или иной идеологии в обществе Конституция Российской Федерации 1993 года устанавливает принцип идеологического многообразия. Согласно ст. 13, "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Этот принцип дополняется признанием многопартийности, установлением равенства общественных объединений перед законом. В Конституции РФ закреплено, что Россия является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Российская Федерация провозглашена правовым государством.

В современной Конституции сформулированы основы конституционного строя РФ:

  • высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации и ее прямое действие на всей территории государства;
  • обязательное соответствие законов и иных правовых актов Конституции Российской Федерации;
  • нормы об обязательности Конституции и законов для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

Принятая в 1993 году Конституция впервые в истории российского права четко регламентирует тот факт, что законы, которые не опубликованы официально, не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Впервые в Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской федерации являются составной частью ее правовой системы.

Глава 1 Конституции РФ регламентирует государственное устройство и основы действующего конституционного строя в РФ, закрепляет основные права и свободы.

Права и свободы гражданина согласно Конституции РФ

Конституция Российской Федерации 1993 года, по сравнению со своими советскими предшественниками, содержит ряд новых положений в сфере организации и деятельности системы органов государственной власти. Действующая Конституция закрепляет принцип разделения властей. Согласно её нормам, Президент РФ не входит в систему исполнительной власти . Он занимает особое самостоятельное место в системе высших органов. Президент РФ является главой государства, гарантом конституционного строя. Он стоит над ветвями власти. На него возложено определение основных направлений внутренней и внешней политики, функции своеобразного арбитра в спорах между органами власти Федерации и др.


Конституция Российской Федерации как основной закон государства


Введение

1. Понятие Конституции

2. Основополагающие черты Конституции Российской Федерации

Заключение

Библиографический список

Введение

С момента появления Конституции, а то было в 1922 году в СССР, и до 1993 года, конституция которая действует по настоящее время уже 17 лет, Конституция России играет и определяет важную роль в жизни каждого гражданина. Без Конституции нет стабильного общества, нет демократического государства, нет четкого системы регулирования власти

Содержание Конституции регулирует основные принципы и черты определяет важные общественные отношения между тремя элементами, которые формируют четкую систему государственного управления и построения демократического общества, это гражданин, само общество и государство, которые, закрепляет основы общественного строя, демократического государства, а также принципы организации государственного аппарата и государственного управления. Она является основой, на котором основывается правовая и политическая система.

Конституция – сущность демократического порядка, так как устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы человека и гражданина, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей, а также определяет сущность власти, той власти, которая стабильно определяет и не противоречит принципам законодательства. Не было бы Конституции, основного закона страны, и существовала бы власть, то это была бы власть не демократии, не свободного волеизъявления, а власть толпы, власть бесконтрольного государства. Чтобы этого не было и существует Конституция, закрепляющие основы стабильности правового государства. Принятие Конституции, а в последующем ее реализация, является элементом стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

Конституция, осуществляет обобщенную регламентацию массовых и социально значимых общественных отношений. Регулирпование общественных отношений в основе основного закона государства, осуществляется на основе учета интересов конкретных социально-политических ценностей, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, отношение общественного мнения. Конституционные нормы содержат основу положений внутренней и вешней политики государства.

Конституцию необходимо определить как основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных групп общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Влияние существование Конституции на развитие всей правовой системы государства, всего российского законодательства имеет особое значение. С начала 1993 года по настоящее время 2010 год законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений.

Конституция отразила качественные изменения в политической системе государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.

Конституция встала на путь юридического равновесия и направленности всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, в отношений так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности. Обязанность соблюдать Конституцию и федеральные законы касается всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения законности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе.

Конституция 1993 года принималась в состоянии сложной политической системы царившая в то время в период глобального политического кризиса. Конституция создалавалась в сложные годы неопределнности системы законодательной власти и исполнительности президента. Система неопредленности, если ее можно назвать системой определялась в связи с непониманием и неурегулированности системы разделения властей .

Непонятность и неопределнность системы власти и существоания принципов конституционности предопределялся не равовыми методами или методами ситемной демократии, и применялись методы силового воздействия и не правовыми элементами, что категорично не приемлемо для демократии и становления правового государства.

Именно принятие Конституции в 1993 году должно было явить справеливость в системе разделения властей, где должно быть представлено три ветви власти, законодательная, исоплнительная и судбная ветвь власти. При чем в первые все ветви власти независимы друг от друга.

Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 года. Данная Конституция сильно имела отличия от предшествоваших Конституций, которые были приняты в СССР, имело весоме значаение для становления действительно демократического общества, общества которое представлено как совокупная ситема государственного устройства. Констиция 1993 года явила сущность системы разделния властей, системе государственного управления и системе мтановления гражданского общества.

Конституция 1993 года впервые представила сущность действительно правового государства, государства в котором приоритет отдан человеку, гражаднину, народу, и власть представлена в форме суверинетета, независимости от всех форм проявления власти.

Констиуция 1993 года впервые в отличии от других предшестовавших Конституций, приняла особую правовую форму, форму конституционного строя, в отличии от социолистического .

Конституция внесла важные изменения в систему органов государственной власти и государственного управления в целом. Было учреждено Федеральное Собрание, коренным образом, которое преобразовало систему государственной власти и государственного управления, в частности, была сформирована двух палатная ситема управления принятия решений в форме законодательных актов из Госдуарственной Думы, имющая значительную роль в нормотворчестве системе принятия нормативных актов и Совет Федерации я вляющимся латентным органом принятия законодательной акте на высшем уровне.

Конститция 1993 года приняла урегулированную систему управления государственного строя.

Достоинство Конституции видят в том, что она позволяет изменять систему, не изменяя текста. В связи с этим недостатки в деятельности органов власти приписываются всецело неудачному применению Конституции, а отнюдь не ее содержанию.

1. Понятие Конституции

Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, основной закон государства, определяющий признак государственной власти, юридический элемент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне определяет общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами человека и гражданина, обязанностями, формами правления и государственного устройства.

Конституция это сущность проявления правового государства, система укрепления единения власти, и отрицание произвола и проявления другой нестандартной формы власти, незаконной власти, например власти толпы. Основной принцип Конституции укрепление и единение системы демократии в руках централизованной системы, ведь демократия в современном обществе предоставлена в руках народа через представительные органы государственно власти. Как и в других предшествовавших Конституциях, Конституция 1993 года определяет не только государственную систему управления политической власти, но и регулирует систему негосударственных форм, к примеру, социальных, духовных, культурных связей и структур. И самое главное и определяющее к чему стремится нынешняя Конституция, это к становлению гражданского общества. Ни одна Конституция, не обошла систему урегулирования как было отмечено выше связей социокультурных и духовных. Нормы конституции, как и право в целом определяет образующее воздействие на различные элементы общественной жизни - государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную.

Конституция - это Основной закон государства, определяющие и отражающий волю народу, ведь народ является главенствующей структурой становления демократического общества и закрепляющий основы государственного строя, определяющие права и свободы человека, и гражданина .

Конституция определяет политическую форму государственного устройства, учреждает систему государственных органов и в целом систему государственного управления.

Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Конституционные элементы - определяющие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан.

Основополагающий принцип действия Конституции, является соответствие принятие нормативно- правовых актов действующих на территории России, а также обеспечение и единое применение Закона, при определении и разрешении дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, различных нормативно- правовых актов субъектов Федерации. Необходимость соблюдения Конституции признана практически всеми политическими силами, а это неизбежно влечет за собой повышение значения и ответственности всех государственных правотворческих органов.

Конституция Российской Федерации - основной закон российского государства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.

Каждая конституция как самостоятельное явление социальной и правовой действительности характеризуется совокупностью основных черт и юридических свойств. Это такие сущностные проявления конституции, которые выражают индивидуальность, качественное своеобразие высшего закона государства. В них раскрывается правовая природа конституции.

Основные черты и юридические свойства конституции отражают её особое место в системе права, специфику механизма конституционного регулирования общественных отношений. К числу этих характеристик можно отнести 1. Легитимность,

  • 2. Итоговый характер предписаний,
  • 3. Перспективность,
  • 4. Преемственность,
  • 5. Реальность,
  • 6. Верховенство,
  • 7. Стабильность,
  • 8. Фундамент системы права.

Легитимность конституции проявляется в том, что она принимается либо законно избранным государственной власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её учредительным характером. Легитимный характер Конституции РФ 1993 года проявляется в том, что она принята референдумом, который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием.

Конституции присущ итоговый характер предписаний . Как итоговый документ конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений, сложившихся к моменту её принятия. Каждая новая конституция выступает юридическим отражением хода исторического развития общества и государства. Содержание конституции обусловлено социально-экономическими и общественно-политическими процессами, она является правовой формой закрепления общественного прогресса, социальных завоеваний народа, революционного или эволюционного развития общества.

Будущее коренится в прошлом и настоящем. Закрепляя итоги пройденного пути, конституция вместе с тем содержит программные положения, определяет тенденции, основные направления и, цели социального прогресса. Вот почему её присущ прогностический характер, такая черта как перспективность. Программные положения включаются как правило в преамбулу, а цели и задачи, определяющие направления и развития в области экономики, политике, социального прогресса, национальных отношений, культуру и других, получают выражение в главе об основах конституционного строя. Конституция призвана обеспечить опережающее воздействие на общественные процессы, стимулировать социальную активность и правомерное поведение субъектов права.

Важной чертой является преемственность. Она обусловлена непрерывностью исторического развития государственности. Каждая новая конституция связана с предшествующими. В обществе складываются определенные правовые традиции, которые получают конституционное закрепление.

Конституционная преемственность требует сохранять всё ценное, что создано опытом предшествующего развития государства: национальную историко-культурную окраску государственности; идею самоопределения наций и равноправия народов; форму правления; государственное устройство. Идея преемственности новой конституции содержится в её преамбуле, где выражена воля народа к сохранению исторического сложившегося государственного единства, незыблемости демократического строя, уважение к памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству, веру в добро и справедливость, осознание ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями. Ядро преемственности новой конституции - российский народ, суверенная государственная власть, государственное единство России; уважение к правам народов, соединенных общей судьбою на земле России; признание Российской Федерации полноправным субъектом морового сообщества.

Важной чертой конституции правового государства является её реальность. Главным критерием для оценки реальности конституции служит её соответствие действительности. Если конституция и действительность находятся в единстве, если обеспечивается соответствие конституционных предписаний социально-экономическим условиям развития общества, можно говорить о реальности конституции.

Реальность конституции во многом зависит от политической, экономической и социальной стабильности, упрочения режима законности и правопорядка. Реальность как одна из основных черт конституции имеет несколько аспектов:

  • 1) соответствие конституционных предписаний характеру общественных отношений, сложившихся в данный исторический период;
  • 2) учет конкретных исторических, политических, этнографических и иных особенностей страны;
  • 3) выбор приемов и средств воздействия, адекватных характеру регулируемых общественных отношений;
  • 4) предвидение социальных последствий действий тех или иных конституционных установлений;
  • 5) гарантированность конституции. Исполнимость конституционных предписаний, высокая степень эффективности их действия во многом зависят от повседневной деятельности органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, милиции. Реальность конституции предполагает правовые и организационные гарантии народовластия, действенность механизма обеспечения их реализации, высокую политическую сознательность, социальную активность и правовую культуру граждан.

Конституция гарантирована государством. Важнейшим условием реальности конституции являются стабильный конституционный строй, развивающаяся экономика, авторитет институтов власти, режим законности и правопорядка, прямое действие конституционных норм. Граждане могут обратиться в судебные органы для защиты своих прав, непосредственно ссылаясь на конкретные статьи конституции. Считается, что Конституция 1993 года приближена к действительности ближе, чем предшествующие ей.

Одним из юридических свойств конституции является её верховенство в правовой системе. Верховенство конституции служит проявлением доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе законодательства. Верховенство Конституции обеспечивается:

  • 1) особым порядком её принятия и изменения;
  • 2) приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы;
  • 3) созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством). За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных конституционных законов, законодательных актов субъектов РФ отвечают федеральные органы - Президент и Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции). Важным юридическим свойством конституции является её стабильность, т.е. незыблемость конституционных предписаний. Конституция - акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.

Гарантией стабильности российской Конституции служит особый порядок её принятия, изменения и дополнения. Ограничен круг субъектов, которые могут потребовать изменение или принятия новой Конституции. Это Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы (ст.134 Конституции).

Установлено, что положения глав 1,2, и 9 - “Основы конституционного строя”, “Права и свободы человека и гражданина”, “Конституционные поправки и пересмотры Конституции" - не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре этих глав Конституции поддержано 3/5 голосов от общего числа членов каждой из палат, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на конституционный референдум. Поправки к главам 3-8 Конституции РФ (“Федеративное устройство”, “Президент РФ”, “Федеральное Собрание”, Правительство РФ”. “Судебная власть”, “Местное самоуправление”), принимаются Федеральным Собранием по процедуре, установленной для федерального конституционного закона. Поправка должна быть одобрена большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (300 голосов) и не менее трех четвертей голосов членов Совета Федерации (103) голоса. Принятая таким образом поправка вступает в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (58 субъектов). Эти законы не подлежат “отлагательному" вето Президента РФ. Изменения в ст.65 вносятся в упрощенном порядке (состав федерации - на основе федерального конституционного закона о принятии или образовании нового субъекта РФ, изменение статуса и. д. вводятся Указом Президента).

Конституция является фундаментом системы права. Выступая ядром, фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция - органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник. Для Конституции РФ важное значение имеет определение соотношения её юридической силы не только с федеральными конституционными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, актами субъектов РФ, но и с международно-правовыми актами, ратифицированными СССР и РФ. Общепризнанные нормы и принципы международного права трансформируются во внутригосударственные. Это отражает процесс унификации законодательного регулирования в мировом масштабе.

Таким образом, можно сделать вывод; юридическая природа конституции проявляется в её чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику её нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции характеризует определенный аспект её содержания как сложного, многопланового правового феномена. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее представление о конституции в целом. Основные черты и юридические свойства конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность содержания конституции.


Выполним работу на заказ

План курсовой работы

Введение.

1. Исторические условия и этапы принятия Конституции РФ 1993 г.

  • 1.1. Понятие конституции.
  • 1.2. Исторический путь принятия Конституции 1993 г.

2. Характерные особенности Конституции РФ 1993 г.

  • 2.1. Основные черты Конституции РФ.
  • 2.2. Юридические свойства Конституции РФ.
  • 2.3. Порядок внесения изменений и пересмотра Конституции РФ.

3. Конституции (уставы) субъектов РФ как источник конституционного права РФ.

  • 3.1. Конституции (уставы) субъектов РФ.

Заключение.

Библиографический список.

Введение

В основе развития Российского общества лежат нормы Конституции Российской Федерации. Вся политическая система Российского государства базируется на основе этих конституционных норм.

Содержание Конституции, а так же ее основные сущностные черты, определяются именно тем, что она регулирует важнейшие отношения между обществом, гражданами, государством и законом. Закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. В данном случае является фундаментальной основой для правовой и политической системой государства.

Принятие Конституции, а в дальнейшем последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений, а так же устанавливает равноправие граждан, определяет права и свободы, ограничивает полномочия государства, его должностных лиц и представителей, тем самым пресекая его произвол.

Конституция, выполняет роль, так называемого «главного регулятора», осуществляя при этом регламентацию, в большей степени массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, так как регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, настоящей социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат совокупность нормативных выражений принципов внутренней и внешней политики государства.

Саму Конституцию, в общем, ее виде, можно определить, как основной закон государства, который выражает интересы и волю народа в целом или отдельных слоев населения, при этом закрепляя в их интересах самые важные начала общественного строя и государственной организации страны.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что Конституция РФ 1993 г. для становления новой Российской государственности, дала мощный импульс, а так же приняла особую устойчивость.

Так как Конституция обладает высшей юридической силой, то имеет социально политическую сущность. Она заключается в том, что имеет соотношение политических сил. Своего рода общественный договор, в котором согласованны политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть – класс, социальный слой, территориальная, национальная общественность защищает в политической борьбе свои социальные интересы и степень, в которой их удается согласовать, получает отражении в Конституции.

Без сомнений можно сказать, что ее влияние на развитие всей правовой системы, а так же всего российского законодательства только укрепилось. Ведь за прошедшие времена законодательство РФ потерпело немало изменений и стало занимать ведущее положение в регулировании государственно – общественных отношений. Конституция отразила в себе изменения в социальной политике государства, был исключен классовый подход к различным слоям населения, отсутствует упоминание о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся, при построении общенародного государства, как активной части политической системы. Тем не менее закреплены институты частной собственности и свободного развития предпринимательства, которые в основном характерны для экономики, основанной на свободной рыночном хозяйстве.

Конституция встала на путь юридического равноправия всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности. Обязанность соблюдать Конституцию и федеральные законы касается всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения законности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе.

Основной целью курсовой работы является изучение самой сущности Конституции РФ, как основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу.

Исходя из основной цели курсового проекта, были поставлены следующие задачи:

  • 1. Дать основное определение Конституции РФ.
  • 2. Рассмотреть и раскрыть основные черты Конституции РФ.
  • 3. Дать характеристику юридическим свойствам Конституции РФ.
  • 4. Рассмотреть процедуру изменения и порядок пересмотра действующей Конституции РФ 1993 г.
  • 5. Проанализировать Конституцию (основные уставы) субъектов РФ, как источник конституционного права РФ.


Просмотров