Структура и основные характеристики конституционного строя. Конституционный строй. Структура и функции политической системы

Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Понятие «конституционный строй» применимо только к такому государству, в котором все соответствует конституции, но главное - государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений , устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. Иначе конституционный строй можно определить как устройство гражданского общества и государства, закрепленное конституцией.

Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

Основы конституционного строя

Под основами обычно понимаются важнейшие, исходные начала, положения, охватывающие главные свойства, черты, особенности, определяющие его сущность, содержание.

Исходя из этого, основы конституционного строя включают в себя не все общественные отношения, составляющие суть конституционного строя, а лишь главные, ключевые общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства.

Основополагающие принципы организации общества и государства образуют как бы фундамент конституционного строя. Эти нормы в научной литературе чаще всего именуются нормами-принципами.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Гражданское общество как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти.

Значение гл. I Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся от этатизма (установления тотального государственного контроля за общественной жизнью). Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).

Очень важное указание содержится в ч. 2 ст. 16 , где говорится, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

Конституция РФ не только объявляет положения гл. 1 основами конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией. Согласно ст. 135 основы конституционного строя не могут быть пересмотрены . Это может сделать только Конституционное Собрание, созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в случае, если предложение о пересмотре будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов и Государственной Думы. Такое намеренное усложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели: сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.

В современной науке государственного (конституционного) права все чаще используется понятие конституционный строй. Оно фиксирует строго определенную основополагающую часть социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное единство общества, и представляет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституционным.

Конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятии "конституционный строй" включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное: государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

Выявлению понятий конституционного строя помогает определение современной Конституции. Под конституцией понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Он закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства. Следует подчеркнуть, что основы конституционного строя не просто характеризуются особым порядком изменения, но имеют также особую юридическую силу. Это выражается в обязанности законодателя следовать указанным принципам при изменении или дополнении остального текста Конституции. И – в решении Конституционного Суда, исходящего при разрешении разночтения между правовыми нормами из смысла основных принципов.

Конституционный строй есть совокупность социальных отношений, а его основы – система принципов, их регламентирующих. Основы конституционного строя служат базой, на которой формируются правоотношения, имеющие общую специфику.

Значение гл.1 Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формируется гуманистическая направленность конституционного строя. Принципы организации государства закрепляются здесь в общей форме, создавая фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции. Очень важное указание "Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции России устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14 – как светское.

Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно - правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя. В них, в частности, устанавливается компетенция органов государственной власти Российской Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативно - правовых и индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ конституционного строя.

В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена - в Конституции, законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации или постановлениях Правительства, не может противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могут противоречить основам конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

В тех случаях, когда в действующих законах и иных нормативно - правовых актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции, гражданин вправе реализовывать свои права, руководствуясь нормами Конституции, и в первую очередь положениями, устанавливающими основы конституционного строя, ибо принцип прямого действия Конституции непосредственно закреплен ст. 15.

Основы конституционного строя России состоят из трех групп норм:

1. регламентирующих деятельность государства и его органов;

2. определяющих правовое положение личности в Российской Федерации;

3. закрепляющих юридическую силу Конституции и порядок ее изменения.

Главное внимание необходимо уделить принципам организации и деятельности государства, что объясняется его значимостью в современном обществе, а также необходимостью защиты личности, гражданского общества, их частных интересов от необоснованного вмешательства государственных органов и должностных лиц.

Основы конституционного строя закрепляют форму Российской Федерации как государства, устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия, определяют пространственные пределы действия суверенитета Российской Федерации. Формулируются также принципы федеративного устройства России, закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации. Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности.

Государство утрачивает свое безраздельное господство в политической системе общества. Основы конституционного строя закрепляют в Российской Федерации идеологическое и политическое многообразие, в том числе многопартийность. Каждой партии предоставляется возможность беспрепятственно действовать, разрабатывать собственную идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у населения, рекрутировать членов в свои ряды.

Конституция РФ в ст. 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства». Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя.

Основные характеристики данного принципа:

1) права и свободы человека - высшая ценность , исходный момент, вокруг которого строится вся остальная регламентация общественных отношений, в том числе государство. В случае несоответствия прав человека и других ценностей, признаваемых и защищаемых государством, приоритет отдается правам человека;

2) содержание данного принципа раскрывается через систему прав и свобод человека и гражданина , отраженную в гл. 2 Конституции и законодательстве Российской Федерации. При этом, согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установленный в ней перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;

3) права и свободы человека принадлежат человеку и носят естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый характер. Они не устанавливаются государством, их существование признается им, государствогарантирует , соблюдает и защищает права и свободы человека. Это положение также означает, что ни государство, ни народ на общенациональном референдуме не может отобрать у человека какое-либо из его естественных прав;

4) все люди равноправны и имеют одинаковый объем естественных прав и свобод;

5) установление пределов прав человека производится законодателем путем регулирования и ограничения этих прав. Регулирование, в отличие от ограничения, предполагает не только установление границ прав и свобод, но и гарантий их осуществления. Основной предел установлен в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Ограничение прав и свобод человека, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, может производиться только путем издания федерального закона (то есть субъекты Российской Федерации не могут вторгаться в регламентацию правового статуса человека и гражданина) и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционный строй Российской Федерации.

Конституционный строй РФ – это определённая форма и способ (модель) организации Российского государства и общества, закреплённая в его Конституции (глава 1 Конституции РФ).

Структура Конституционного строя РФ: Конституционный строй – это сложная правовая категория, состоящая из четырёх основных элементов:

1. Форма правления – это структура и правовое положение высших органов государственной власти и установленный порядок взаимоотношений между ними. Различают две основные формы правления:

1) Республика:

· Президентская (например: США).

· Парламентская (парламентарная) (например: ФРГ, Италия).

· Смешанная (полу президентская) (например: Франция).

2) Монархия.

Ч. 1 ст. 1 Конституции РФ гласит: в РФ республиканская форма правления. РФ существует в форме президентской республики с некоторыми элементами парламентской республики.

2. Политический режим – это совокупность приёмов, средств и способов осуществления государственной власти (например: демократический, тоталитарный, авторитарный, фашистский, либеральный и др.). В соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции РФ – в РФ демократический политический режим.

3. Форма государственного устройства (ФГУ) – это способ территориальной организации государства. Различают две основные ФГУ: федеративное государство и унитарное государство. Согласно ч. 1 ст. 1, ст. 5 Конституции РФ – Россия по ФГУ есть федеративное государство.

В совокупности, форма правления, политический режим и форма государственного устройства образуют государственный строй РФ (ФП + ПР + ФГУ = государственный строй РФ).

4. Основы Российского гражданского общества.

P.S.: следует различать понятия «конституционный строй РФ» и «государственный строй РФ». Эти понятия не тождественны, хотя и взаимосвязаны. Отличаются они во первых, по объёму. Конституционный строй РФ более широкое по своему объёму понятие, т.к. помимо трёх вышеперечисленных элементов (форма правления, политический режим, форма государственного устройства) он включает в себя и четвёртый – основы Российского гражданского общества. Во вторых они отличаются по содержанию – государственный строй может быть любым (демократическим, тоталитарным, авторитарным и т.д.), когда же мы говорим о конституционном строе, всегда имеем в виду демократический.

Базовые характеристики Конституционного строя РФ:

1. Правовой характер государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ).

2. Демократический характер государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ).

3. Социальный характер государства (ст. 7 Конституции РФ).

4. Светский характер государства (ст. 14 Конституции РФ).

5. Республиканская форма правления (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ).

6. Полный государственный суверенитет РФ (ст. 4 Конституции РФ).

7. Права и свободы личности - как высшая ценность (ст. 2 Конституции РФ).

8. Единственный источник власти – Российский многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ).

9. Верховенство Конституции и Федеральных Законов на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ).

10. Федеративная форма государственного устройства (ч. 1 ст. 1, ст. 5 Конституции РФ).

11. Разделение государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ).

12. Единое гражданство РФ (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ).

13. Единое экономическое пространство в РФ (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ).

14. Идеологическое многообразие и многопартийность (ст. 13 Конституции РФ).

15. Организация местного самоуправления на всей территории РФ (ст. 12 Конституции РФ).

К основам конституционного строя относятся закрепляемые Конституцией принципы, характеризующие основы гражданского общества, отношения государства к формам собственности, устройство самого государства (его суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти, формы ее реализации и другие основы функционирования политической организации общества).

  • - принципы - основы организации государственной власти;
  • - принципы организации и функционирования гражданского общества;
  • - принципы, определяющие взаимоотношения государства и человека;
  • - принципы, определяющие место Российской Федерации в мировом сообществе.
  • 1. В первую группу (основы организации государственной власти) можно включить следующие принципы: народовластие, демократический политический режим, республиканскую форму правления, суверенитет Российской Федерации, провозглашение России правовым государством, федеративное государственное устройство, разделение властей.

Демократический политический режим включает в себя, прежде всего, реальность всех форм народовластия (о чем будет сказано ниже), организацию такого порядка деятельности всех органов государства, который бы подтверждал и гарантировал власть народа как первоисточник всех видов общественной и государственной власти.

Немаловажную составную часть демократии представляет собой широкая система прав и свобод человека и гражданина, гарантированность их реализации, что имеет двустороннее значение, как для населения страны, так и для государства, которое получает поддержку своего населения, как одно из главных условий жизнедеятельности и развития.

Конституция провозглашает Россию Республикой - ст. 1. Конституции РФ. Любые попытки доказать целесообразность введения в России монархии являются нарушением важнейшего конституционного принципа. По Конституции Российская Федерация объявляется правовым государством.

Для правового государства характерными признаками являются:

  • - верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни;
  • - реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития;
  • - взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и самого государства;
  • - строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности;
  • - осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.

В условиях правового нигилизма, низкой правовой культуры граждан, отсутствия необходимых для населения законности и правопорядка, низкого уровня жизни граждан России нельзя говорить о правовом государстве.

Провозглашение незыблемости основ конституционного строя и конституционного статуса человека и гражданина означает попытку связать государство им же созданным правом, что является одним из признаков правового государства. Четко проведен в Конституции и на практике принцип разделения властей. Верховенство Конституции должно обеспечиваться деятельностью Конституционного Суда РФ. Конституция РФ требует, чтобы все законы были официально опубликованы. Неопубликованные законы не могут применяться.

Конституция в ст. 1 провозглашает федеративное государственное устройство. Федерация выступает и как форма государственного устройства, и как способ регулирования национальных отношений в многонациональном государстве; дает возможность нациям иметь свою государственность, т.е. обеспечивает важнейший международно-правовой принцип самоопределения наций и народов.

Поэтому субъектами Федерации выступают, наряду с другими, республики в составе Российской Федерации, автономная область и автономные округа. В новом подходе к федеративному устройству России демократия находит свое выражение в том, что законодательство закрепляет децентрализацию власти, отказывается от предоставления центру монополии на власть, дает возможность отдельным регионам самостоятельно решать многие вопросы их жизни.

Поэтому субъектами Российской Федерации стали не только национальные образования, но и все крупные административно-территориальные единицы страны: края, области, два города федерального значения. Таким образом, федеративное государственное устройство России построено на сочетании национального и территориального признаков. При этом Конституция закрепила равенство всех субъектов федерации (ст. 5 Конституции РФ).

Россия является суверенным государством. Конституция провозгласила государственный суверенитет только за Российской Федерацией. Суверенитет государства означает такое свойство государства, которое позволяет ему самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свое верховенство в пределах своей территории. Он проявляется в самостоятельной возможности законодательных органов государственной власти решать свои вопросы, независимо от других видов органов, в единстве законодательной власти. Конституция закрепляет, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, что особенно важно для единства государства при его федеративной форме (ст.4).

Важно и то, что именно федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, провозглашая и гарантируя положение о том, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия;

Статья 10 Конституции закрепляет известный большинству стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых являются самостоятельными. Государственную власть в России, как установлено в ч.1 ст.11 Конституции, осуществляют Президент России, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство России, суды России. Из этой формулировки вытекает, что классический принцип разделения властей на современном этапе развития России осуществляется с особенностями, которые заключаются в выведении Президента из исполнительной ветви власти на самостоятельное место в системе высших органов государственной власти;

Для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное самоуправление. Согласно ст.12 Конституции "В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти";

Впервые в конституционном законодательстве России в самом тексте Конституции указывается на особую защиту системы государственной власти. Как подчеркивается в ч.4 ст.3 Конституции "Никто не может присвоить власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону".

  • 2. К принципам организации и функционирования гражданского общества следует отнести экономический, политический и идеологический плюрализм, провозглашение России светским и социальным государством.
  • а) экономический плюрализм. Одним из самых коренных изменений, происшедших в России в 90-е гг. XX века, явился переход к признанию и закреплению в Конституции многообразия форм собственности, в том числе и частной собственности. Конституция не только провозглашает признание многообразия форм собственности, но и закрепляет обязанность государства равным образом защищать все эти формы.

Вполне логично, что среди экономических приоритетов, наряду с единством экономического пространства, гарантируется поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности.

В ст.35 Конституции РФ устанавливается, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь свое имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Все это свидетельствует о том, что Россия стремится создать рыночное хозяйство;

  • б) запрещая устанавливать в качестве государственной или обязательной какую-либо одну идеологию, Конституция закрепляет идеологическое многообразие (ст.13), признавая все виды идеологических учений, если они не проповедуют насилие и рознь;
  • в) в России признается политическое многообразие, многопартийность; общественные объединения провозглашаются равными перед законом; запрещаются те общественные объединения, которые стремятся к насильственному изменению основ конституционного строя, нарушению целостности и подрыв безопасности государства, а также к другим антиобщественным действиям (ч.ч.3, 4, 5 ст.13). Запрещается вопреки воле граждан вовлекать их в общественные организации и насильственно удерживать их в этих организациях. Это позволяет гражданам, имеющим различную политическую ориентацию, оказывать влияние на политический процесс, принятие государственных решений, постепенно активизировать участие в общественной жизни;
  • г) провозглашая Россию светским государством, Конституция запрещает устанавливать какую-либо религию государственной или обязательной, гарантирует равенство религиозных концессий, в том числе и путем отделения религиозных объединений от государства (ст.14);
  • д) провозглашая Россию как социальное государство, Конституция ставит перед ней задачу и цель направить свою политику на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
  • 3. Принципы, определяющие взаимоотношения государства и человека, закреплены в ст. 2, 3, 6, 7, 13 гл. 1 Конституции РФ.

Определяя цель государства в его взаимоотношениях с человеком и гражданином, Конституция устанавливает в ст. 2 положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанность государства - признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Таким образом, укрепляется вера, что придет время, когда не человек будет для государства, а государство будет существовать для человека, для обеспечения его прав и свобод.

В ст.6 Конституции закрепляются важные положения, касающиеся:

  • - единства российского гражданства;
  • - равенства всех граждан независимо от оснований приобретения гражданства;
  • - равенства прав и обязанностей граждан;
  • - запрета лишения гражданства;
  • - подтверждения права граждан изменить свое гражданство и на основании международных договоров иметь двойное гражданство.

Данное положение дополняется установленными в ст. 61-62 Конституции РФ нормами, согласно которым гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Демократический политический режим, кроме народовластия, включает в себя широкую систему прав и свобод, принадлежащих человеку и гражданину, гарантии их реализации. Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права Конституция не только увеличила количество прав и свобод, но и произвела определенную переориентацию в приоритетах этих прав, поставив на первое место те из них, которые связаны непосредственно с личностью человека.

Важным конституционным положением является закрепление неотчуждаемости прав и свобод от человека и принадлежность их каждому от рождения. Провозглашая равенство всех перед законом, гарантируя равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, происхождения и других обстоятельств (ст.19), Конституция гарантирует и контроль за их реализацией. Важен и закрепляемый Конституцией и имеющий также всеобщий характер принцип, гласящий, что "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц" (ст.17).

4. К принципам, определяющим положение Российской Федерации в мировом сообществе, относятся нормы, закрепленные в ст.4, 13, 15. Россия строит свою внешнюю политику, отношения с мировым сообществом, исходя из принципа невмешательства в дела других государств, мирного сосуществования с другими государствами и одновременно целостности и неприкосновенности своей территории и самостоятельного решения своих внутренних проблем. В России запрещены партии, выступающие за нарушение целостности Российской Федерации, разжигающие расовую и национальную рознь как внутри государства, так и по отношению к народам других стран.

Важное значение для конституционного права Российской Федерации имеют международные:

Россия считает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные ею с другими странами.

В ст.15 Конституции РФ записан принцип, по которому за нормами международного договора, подписанного и ратифицированного Россией, признается приоритет перед внутренними законами, если их правила расходятся.

Следует еще раз напомнить, что согласно предписанию ст.16 Конституции, положения, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном самой Конституцией. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Если предложение о пересмотре норм, составляющих основы конституционного строя, будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При его проведении Конституция считается принятой, если за нее проголосовало больше половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Вопросы к экзамену

Предмет и метод конституционного права. Конституционно-правовые отношения.

Предмет кп – составляют общественные отношения которые регулируются конституционными нормами:1) основы конституционного строя РФ 2) основы правового положения личности (права,свободы и обязанности граждан) 3) Гос. устройство РФ. 4) порядок формирования организации деятельности органов власти местного самоуправления.

Метод кп –это способ воздействия норм КП на общественные отношения.

Императивный (принуждение)ст58 каждый обязан сохранять природу и окружающую среду

Диспозитивный (дозволение)ст32 граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия

Особенности метода кп регулирования:

1) Регулирование от имени Гос-ва и посредством актов публично-властного хар-ра.

2) Сочетание способов общего нормирования и детального регулирования.

3) Установление статуса субъекта РФ

4) Использование актов высшей юр.силы (Конституция, ФКЗ,ФЗ,)

5) Единство материального и процессуального начал.

6) Существуют свои охранительные средства

Кп отношения – это общественные отношения урегулированные нормами конституционного права

1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:

· конкретные;

2. С точки зрения времени функционирования:

· постоянные;

· временные.

3. По назначению:

· материальные;

· процессуальные.

4. В зависимости от вида норм:

· правоустановительные (содержащие права и обязанности);

· правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).

Понятие, условия и меры конституционно-правовой ответственности.

Кпответственность -это обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.



Мерами конституционно-правовой ответственности являются:

2.1. Признание Конституционным Судом РФ акта или его отдельных положений неконституционными.

2.2. Признание Конституционным Судом РФ неконституционным не вступившего в силу международного договора РФ.

2.3. Признание Конституционным Судом РФ издания акта не входящим в компетенцию соответствующего органа государственной власти.

2.4. Приостановление Президентом РФ действия акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

2.5. Выражение Государственной Думой недоверия Правительству РФ.

2.6. Отказ Правительству РФ в доверии со стороны Государственной Думы в соответствии с ч. 4 ст. 117 Конституции РФ.

2.7. Отставка Правительства РФ по инициативе Президента РФ в соответствии с ч. 2 ст. 117 Конституции РФ.

2.8. Отмена Президентом РФ постановлений и распоряжений Правительства РФ в соответствии с ч. 3 ст. 115 Конституции РФ.

2.9. Роспуск Президентом РФ Государственной Думы в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 111, ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции РФ.

2.10. Отрешение от должности Президента РФ в соответствии со ст. 93 Конституции РФ.

Источники конституционного права.

Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Теория права в качестве основных источников права называет нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай (наряду с такими источниками, как договор (иногда указывается «нормативный договор»), правовая доктрина, партийные документы (в условиях однопартийных систем), религиозные нормы и др.).

1) Конституция

3) Акты конституционных собраний

4) Фкз

6) Акты Фед. Собраний РФ.

7) Указы Президента

8) Постановления Правительства

9) Региональные источники(Конституция,устав субъекта РФ)

10) Законы субъектов РФ(указы губернатора, постановления правительства субъектов РФ)

Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина.

Конституционное право как учебная дисциплина - это знание о конституционном праве изучаемое в высших учебных заведениях в форме учебной дисциплины . Конституционное право как наука - это система научного знания, взглядов и представлений о системе норм права регулирующих общественных отношениях в сфере взаимодействия государства и личности.( -Познание новейших тенденций в сфере общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права. - Прогнозирование развития конституционно-правовых отношений. - Выработка предложений по совершенствованию конституционного права как отрасли). Конституционное право как отрасль права представляет собой систему норм , которые регулируют наиболее важные для государства правоотношения , возникающие в сфере защиты прав и свобод граждан, становления государственности, основ конституционного строя и формы правления.

Понятие Конституции. Ее сущность и свойства.

Конституция – это основной закон государства, которая выражает волю народа в целом, либо отдельных соц. Групп классов, слоев, закрепляет в их интересах важнейшее начало общественного строя и государственной организации страны

Структура: преамбула, 2 раздела, 9 глав,137 статей.

Свойства Конст . –это особые юр. Отличия,позоляющие выделять конституцию среди других юридических актов:

1) Высший главный,основной, закон Государства.

2) Юр. Верховенство

3) Конст. Является базой текущего законодательства

4) Особый порядок принятия и изменения

5) Программный характер конст. Регулирования.

Сущность конституции – внутреннее содержание конституции, проявляющееся во внешних формах ее существования. Сущность конституции(теологический подход,нормативиский,социологический,марксиский,общецивилизационный)

Поправки к Конституции России. Пересмотр и изменение Конституции.

Этапы пересмотра:ст 135

1)внесение предложений о пересмотре Конституции в Гос. Думу

2) созыв конст.собраний -специально предусмотренный Конституцией орган для принятия и разрешения новой конституции.

3) Работа конституционных собраний

4) организация, подготовка и проведение референдума.

ПОПРАВКИ (3-8 главы)

Поправка возможна сразу в несколько взаимосвязанных статей. Также возможна в виде новой редакции соотв.статьи

1.Гос.дума 3/4 ; Совет Федерации 2/3

2.Уведомление о поправках публично (президент)

3.Должна быть принята в течение одного года.За или против поправки (2/3 голосует за, то поправка вступает в силу)

4.Президент не имеет право вето-право , означающее полномочие лица или группы лиц в одностороннем порядке заблокировать принятие того или иного решения.

ИЗМЕНЕНИЕ (ст.65)

1.Образование в составе РФ нового субъекта РФ (республика Крым, г. Севастополь)

2.Изменение официального наименования субъектов

3.Изменение конст-правового статуса РФ

4.Принятие в состав РФ нового субъекта которые ранее были иностранными государствами

Понятие и структура основ конституционного строя.

Конституционный строй – реально существующий устой жизни общества и государства закреплённый в Конституции; взаимоотношения между государством и личностью, закреплённых в Конституции.Основы Конституционного строя – это важнейшие принципы организации и функционирования государства закреплённые в КРФ.

Основы конституционного строя РФ:

Федерализм (ст. 1 и 5 Конституции РФ)

Правовой хар – р гос-ва (ст.1)

Светский характер

Социальный характер

Наличие государственного суверенитета (ст. 3)

Наличие местного самоуправления (ст. 12)

Наличие идеологического плюрализма (ст. 13)

Свобода экономической деятельности (ст. 8)

Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст.2)

Народовластие (ст. 3)

Многообразие форм собственности (ст. 8)

Закрепление принципов разделения властей (ст. 10)

Элементы конституционного строя РФ:

1) республиканская форма правления;

2) суверенитет РФ;

3) права и свободы личности;

4) источник власти – многонациональный народ России;

5) верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

6) федеративное государственное устройство;

7) гражданство РФ;

8) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

9) организация местного самоуправления.



Просмотров