Почему правоведы считают, что несмотря на формально провозглашенную смешанную республику, РФ фактически является президентской республикой? Сделка с правосудием (западный опыт)

1)В нашей стране 80% женщин и 60% мужчин считают,что домашние дела должны выполняться совместно обоими супругами,17% женщин и 31% мужчин придерживаются

традиционных взглядов. Наиболее часто мужья оказывают помощь в мытье посуды (57%), уборке квартиры(57%), покупке продуктов и оплате счетов в сбербанке(67%). Но лишь в 7-10% семей они полностью освобождают женщину от всех видов этих работ.
Правильно ли считать,что равноправие, на которое ориентировано более половины супругов, является подлинным, а не формальным? Аргументируйте ответ.

В нашей стране 80% женщин и 60% мужчин считают, что домашние дела должны выполняться совместно обоими супругами, 17% женщин и 31% мужчин придерживаются

традиционных взглядов. Наиболее часто мужья оказывают помощь в мытье посуды 57% семей., уборка квартиры 57%, покупке продуктов и в оплате счетов в сбербанке67%.Но лишь в 7-10% семей они полностью освобождают женщину от всех видов этих работ.

принято считать что одним из показателей взрослости к которой так стремятся многие подростки является самостоятельноность Запиши свои аргументы за

ипротив в споре с теми кто считает что самостоятельность -это хорошо

Помогите пожалуйста.Кто хочет спастись от зла, тот должен оберегать, как бы от врагов, свою честность, свое воздержание, свое разумение. Кто отдает врагу

эту крепость свою, тот попадет в плен и погибнет.Прожить свой век настоящим человеком совсем не так легко и просто, как это кажется с первого взгляда. Мы знаем, что человек отличается от диких зверей и домашнего скота разумом своим. Значит, если мы хотим быть настоящими людьми, то не должны походить ни на зверей, ни на скотину.- А когда бывает человек похож на скотину?- Тогда, когда он живет в брюхо свое: безрассудно, небрежно, похотливо.- А когда он похож на дикого зверя?- Тогда, когда он живет насильничеством: когда он поступает с упрямством, гневом, злобой.Приведи в порядок свою внутреннюю духовную жизнь; не давай ходу печали, страху, зависти, корысти, алчности, недружелюбию, изнеженности и необузданности... Если ты не хочешь этого, то тебе придется со стоном и плачем тащиться за теми, кто сильнее тебя. Ты станешь искать счастия вне себя и никогда его не найдешь, потому что, вместо того чтобы искать его там, где оно находится, ты будешь искать его там, где его нет.
Эпиктет. В чем наше благо//Римские сто¬ики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.- М., 1995.- С. 249-250.
Вопросы и задания: 1. В чем, на ваш взгляд, главная мысль этого отрывка? 2. Как вы думаете, почему автор считает, что если человек не приведет в порядок свою внутреннюю духовную жизнь, то ему придется «тащиться» за теми, кто сильнее его? 3. Найдите в данном тексте и выпишите те человеческие качества, которые осуждает автор. Подберите к каждому из них противоположное нравственное ка¬чество. Сравните получившийся список с общечеловеческими нравственными идеалами и ценностями, приведенными в учебнике. Постарайтесь объяснить, в чем при¬чина расхождений. Если затрудняетесь ответить, еще раз обратитесь к учебнику.

Наиболее близко к сравнительному правоведению находится теория государства и права . Одни правоведы считают возможным полностью охватить рамками теории государства и права предмет сравнитель­ного правоведения. Другие правоведы считают, что для ТГП ва­жен более высокий уровень абстракции, нормативной концен­трации. эти две науки обращаются к одним и тем же юридическим категориям и по­нятиям, акцентируют внимание на кодификации, правотворчестве, применении права, толковании права, правоотношении и т.д. в ТГП указанные категории являются основными объектами изучения в обобщенном виде при опоре на национальный материал. А в науке сравнитель­ного правоведения главным является раскрытие в обобщенном и цельном виде специфичности правовых систем мира, их типов (семей);

Рассматривая соотношение сравнительного правоведения и философии права Р. Давид отмечал: «Философия требует уни­версализма; нет нужды говорить об убожестве и узости филосо­фии права, базирующейся лишь на изучении своего национально­го права. Сравнительное право совершенно очевидно, способ­ствует тому, чтобы преодолевать подобного рода барьеры».

В.Е. Чиркин выделяет сравнительное госу­дарствоведение. сравнительного государствоведения и сравнительного правоведения , - каждая из этих двух дисциплин имеет свой предмет изучения, их нельзя отрывать друг от друга, как нельзя изучать государственность только через призму права

Следует разграничивать СП от изуче­ния зарубежного права. СП подразуме­вает анализ двух или более правовых систем путем сопоставления различных аспектов с целью выявления общих и отличительных свойств. Зарубежное же право изучает только одну зарубежную правовую систему, не сравнивая ее с другими системами. Исследования зарубежного права являются основой прове­дения сравнительно-правовых исследований.

СП и история государства и права - общетеоретичес­кие, обобщающие науки, имеющие один объект исследования в целом, но сравнительное правоведение не в такой степени уделя­ет внимание хронологии и детализации событий, как история го­сударства и права. сравнительное правоведение постоянно оперирует историко-правовым материалом.

сравнительно-правовые исследования занимают важ­ное место в изучении вопросов, входящих в сферу интересов международного частного права например, все системы разре­шения коллизий законом предусматривают применение в ряде случаев иностранного законодательства. нормы национального права сопоставляются с правовыми нормами других государств. Особую роль в применении достижений сравнительного право­ведения играют подготовка и принятие законодательных актов по МЧП. В таких случаях открываются возможности проведения развернутых сравнительно-правовых исследований по проблемам МЧП, которые должны быть кодифицированы. При ны­нешнем высоком уровне развития МО применение методов МЧП возможно в наши дни лишь с учетом выводов сравнительного права


Международное публичное право, является наднациональной, глобальной системой права активно взаимодействующей со СП. СП предоставляет в распоряжение МПП инструментарий, позволяющий изучить многие его научно-прикладные проблемы. Сравнительный метод широко применяется в МПП - в исследовании взаимодействия международной и внутригосударственной правовых систем при унификации международных материально-правовых норм, в образовании международно-правовых обычаев и общих принципов МПП и т.д. СП используется при толковании междуна­родных договоров, концепций и институтов, которые имеют непос­редственное отношение к МПП.

Сравнительное правоведение тесно связано и с отраслевыми юридическими науками. Если последние значительно расширяют проблематику сравнительного правоведения, то оно, в свою очередь, поставляет материал отраслевым юридическим наукам для теоретических обобщений на более высоком уровне. Об этом свидетельствует существование таких научных направлении, как сравнительное конституционное право, сравнительное гражданское право, сравнительное трудовое право и др., которые являются результатом взаимообогащения, взаимовлияния сравнительного правоведения и отраслевых юридических наук. Большая половина всех исследований, касающихся проблематики сравнительного правоведения, затрагивают и основы отраслевых наук.

Говоря о связи сравнительного правоведения с другими юридическими науками, нужно исходить из того, что взаимодействие между ними носит двусторонний характер, имеет, так сказать, прямую и обратную связь.

Таким образом, сравнительное правоведение как юридическая наука занимает самостоятельное место в системе юридических наук, активно взаимодействуя с ними.

В.А. Семеусов
Академический юридический журнал N 4, 2002 г.

Проблема правового положения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, относится к числу важных проблем правовой науки, и потому значение любого исследования в этой области по справедливости можно выразить афоризмом: нет ничего практичнее хорошей теории.

На заре романтического возрождения частной собственности и частного предпринимательства в России господствовало либеральное представление о предпринимательской деятельности. Это - любая деятельность, направленная на извлечение прибыли. Эта доктрина была изложена в законе, согласно которому предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли (Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности").

Составители Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отказались от этой правовой конструкции. Как отмечается в юридической литературе, легального определения понятия предпринимателя нет. Стало быть, предприниматель - это, отнюдь, не юридическая категория, но экономическое понятие, коль скоро в праве нет определения, что есть предприниматель. Действительно, к сожалению, нужно констатировать, что в нынешней псевдорыночной экономике России нет юридической формулы предпринимателя. Таким образом, легитимные основания занятия предпринимательской деятельностью гражданами в этой связи весьма сомнительны, а это помимо всего прочего не способствует привлечению капиталов законопослушных иностранных бизнесменов.

Индивидуум (физическое лицо) в современном российском праве именуется по-разному: гражданин, гражданин-потребитель, гражданин-предприниматель. Последнего иногда называют индивидуальным предпринимателем. И если гражданин (физическое лицо) выступает субъектом частного права, то индивидуальный предприниматель есть субъект предпринимательского права.

Кто такой предприниматель? Вопрос вовсе не такой очевидный, как может показаться с первого взгляда. Ответ, который приходит сразу - лицо, занимающееся предпринимательством - ни о чем не говорит. Ведь понятие предпринимательской деятельности имеет разный экономический и правовой смысл. В реальной жизни все гораздо сложнее, и в российском, отечественном правосознании предприниматель - кот в мешке, хотя предпринимательская деятельность существует.

В настоящее время гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью и действовать так, как подсказывает здравый смысл и не запрещает закон. Вот насчет закона, в последнее время, и появились кривотолки, связанные с неясностью, порожденной правовым хаосом. Прежде всего, небезынтересен вопрос, какой вид деятельности граждан признается предпринимательской деятельностью? Отвечая на этот вопрос, нужно сказать, что критерии предпринимательской деятельности даны в законе. Это самостоятельная, осуществляемая на свой риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст.2 ГК РФ).

Грамматическое (буквальное) толкование текста изложенной правовой нормы, может, вероятно, привести к выводу, что, по гражданскому праву, изготовление продукции (товаров) не входит в понятие предпринимательской деятельности. Ведь в приведенном законоположении к предпринимательской деятельности относится самостоятельная деятельность граждан по выполнению работ, оказанию услуг, пользованию имуществом. И все. Соответственно этому по официальному признанию в наши дни к сфере предпринимательской деятельности относится спекуляция, ростовщичество, торговое посредничество, финансовые игры на бирже, оказание услуг, и т. п. Какая-то часть бизнеса, понятное дело, приемлема, но преобладает, с позволения сказать, образ предпринимателя (бизнесмена), которому закон позволяет наживать капиталы, как модно говорить, в виртуальном, а не в реальном секторе экономики. Эдакие вальяжные рантье, которые, как говорится, и не пашут, и не сеют, а капитал имеют немалый.

Апологеты либеральной рыночной экономики и частного права считают важным отметить, что каждый собственник имущества вправе им свободно распоряжаться по своему устремлению, себе во благо. Так, гражданин вправе получать от пользования своим имуществом доход. Именно поэтому ГК РФ определяет предпринимательскую деятельность как такую экономическую деятельность, которая при всех прочих обстоятельствах, ее характеризующих, направлена на получение прибыли от пользования имуществом. Во многих случаях секрет такого предпринимательства прост: склады, помещения, здания достались неким приватизаторам в наследство от канувшего в Лету Советского Союза. Теперь только одна забота, как выгоднее сдавать в аренду огромные площади, например, пустующих заводов, превращая их в базар.

Вместе с тем по российскому гражданскому праву информация, равно как и деньги не относятся к имуществу. Это - особый объект гражданского права. Значит, лица, пользующиеся этими вещами, к примеру, занимающиеся продажей информации или денег с целью получения прибыли, не могут быть причислены к классу предпринимателей. Справедливо и правильно ли это? Наверное, нет.

Между тем приоритетной должна быть хозяйственная, предпринимательская деятельность по производству материальных благ. Вот уж поистине надежда нашей экономики - предприниматели-производители материальных ценностей товаров.

К числу признаков предпринимательской деятельности по ГК РФ относится указание не то, что эта деятельность осуществляется с целью получения прибыли. Но можно не знакомиться с политической экономией, с экономическим учением Адама Смита, чтобы понять, в убыток предприниматель, коммерческая, как впрочем и некоммерческая структура работать в условиях рыночной экономики не могут. (Правда, в России они, вопреки всем доводам науки, работают, если судить по декларации о доходах и отчетам в налоговую инспекцию. Эта история загадочна до абсурда). Словом, яснее ясного - получение прибыли есть цель предпринимательской деятельности. Возможно, во времени, когда древние греки, слоняясь под сенью олив, выдумали слово "экономика", эта мысль еще имела некоторую новизну, но не в ХХI веке. Иногда выясняется, что ГК РФ в отличие от ранее существовавшего закона о предприятиях и предпринимательской деятельности ввел признак систематичности получения прибыли. Примечательно, что в определении предпринимательства с недавних пор появилось ключевое слово "систематизм". Конечно, выбор того или иного слова является вопросом личного лингвистического вкуса автора. Однако, можно заметить также, что сути дела это не меняет, если речь идет о литературных опусах, но не о правовых терминах и юридических категориях, являющихся, как следует предположить, предметом научных правовых исследований. Итак, для выражения сути или характера социально-экономической категории, коей является предпринимательская деятельность, в законе употребляется фразеологическое выражение - "систематическое получение прибыли".

Но далее - тупик. В науке гражданского, уголовного, налогового, трудового, административного права, например, по-разному трактуется понятие "систематический" характер деяний. В это понятие в ином понимании укладывается действие хотя бы "два раза", в другом - "как более двух раз", в третьем - "как более трех раз". На наш взгляд, казалось бы ясно, что с филологической и философской точки зрения - это раз, два раза - это повторность, а три раза - система действий. Значит, под систематическим получением прибыли следует понимать неоднократное, т. е. более двух раз совершение лицом деяний с целью извлечения дохода в виде промысла.

Однако, неясно, в течение какого периода времени эти деяния должны быть совершены - в течение месяца, года или иного промежутка времени, чтобы констатировать возникновение предпринимательской деятельности. Скажем, в советском трудовом праве под систематическим нарушением трудовой дисциплины, понималось неоднократное совершение дисциплинарных проступков в течение календарного года.

Реален вопрос: гражданин эпизодически извлекает доход от оказания услуг, выполнения работ, изготовления продукции, обязан ли он зарегистрировать свою деятельность в качестве предпринимательской, получить на нее лицензию? Правоведы считают, что к предпринимательской относится лишь деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Следовательно, если выполнение работ, оказание услуг имеет эпизодический характер, такая деятельность не может быть отнесена к предпринимательской. Таков смысл ст. 2 ГК РФ. Поэтому, исходя из принципов гражданского права никто не сомневается, что единичные факты занятия предпринимательской деятельностью извлечения прибыли не могут квалифицироваться как предпринимательство. При этом не имеет значения размер получаемой прибыли (дохода). Следовательно, лицо, к примеру, оказавшее услуги на финансовом рынке единожды в год и не получившее баснословный доход, превосходящий во много раз бюджет некоторых муниципальных образований, не становится предпринимателем. Это точка зрения выражена в налоговой практике. Теоретики предпринимательства утверждают: логика предпринимательства такова, что предполагает на стороне субъекта предпринимательской деятельности стремление к извлечению прибыли (имущественных выгод) в виде промысла, т.е. в целях извлечения постоянного дохода. На этот счет надо заметить, что среди юристов общепризнанных мнений нет, необщепризнанных тоже нет, просто эта тема правоведами широко не обсуждалась. Похоже, напрасно. И вот почему. Например, от пользования земельным участком, принадлежащим ему на праве частной собственности, садовод систематически получает урожай, доход (прибыль). По смыслу ст. 2 ГК РФ его следует отнести к категории индивидуальных предпринимателей. Разве это не абсурд? Или другой случай. Гражданин систематически получает прибыль (доход) имуществом при совершении возмездной сделки, направленной па передачу этого имущества во временное пользование чужому лицу. Например, гражданин сдает в аренду другому гражданину либо предприятию гараж. Необходимо ли ему зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя? Как можно уяснить, с точки зрения ГК РФ сдачу имущества в аренду необходимо признавать предпринимательской деятельностью, поскольку это, несомненно, самостоятельная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом. По формуле ст. 2 ГК РФ выходит, что и сдача квартиры в наем, является предпринимательской деятельностью. А ведь жилище и жизнь - слова одного корня, а потому считать предпринимательской деятельностью пользование таким имуществом, как квартира для выживания какой-либо пенсионерки, наверное, безнравственно.

Глава II.
ФОРМА И СТРУКТУРА ПРАВА

§ 8. Нормы права

Что такое норма и социальная норма, вам уже хорошо известно. Нетрудно поэтому сделать заключение, что норма права - это прежде всего регулятор общественных отношений, правило, определяющее, как следует (или не следует) поступать в той или иной ситуации. Вместе с тем понятно, что норма права - это особая социальная норма, имеющая свои специфические, только ей присущие признаки.

ПРАВОВАЯ НОРМА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА

Чтобы охарактеризовать норму права, нередко применяют образные сравнения: «первичная клеточка», «молекула» правовой системы. Этим хотят подчеркнуть, что норма права представляет собой некий первоначальный элемент содержания права в целом.

В юридической литературе существует немало различных определений нормы права. Вместе с тем во многих определениях можно обнаружить фактически одни и те же (или очень близкие) признаки этой нормы. Прежде чем сформулировать определение нормы права, предлагаем познакомиться с некоторыми из основных её признаков . В процессе работы вы сможете опереться на свои знания о сущности и основных чертах права, поскольку даже отдельно взятая юридическая норма обладает теми же чертами, что и всё право в целом.

Начнём с признака, который многие правоведы считают ведущим: норма права есть мера свободы , граница возможного и должного поведения человека.

Мысль эта хорошо вам знакома. От её понимания и осознания зависит эффективность реализации правовых норм, а значит, порядок и стабильность общества.

Другой признак нормы - её общеобязательный характер . Ещё древние римляне утверждали, что «право устанавливается не для отдельных лиц, а общим образом».

Поскольку право предназначено для поддержания единого порядка в обществе, то и каждой норме права присущи черты общеобязательного правила: его должны выполнять все. Если, например, в Конституции РФ закреплено положение: «Все равны перед законом и судом» (ч. 1, ст. 19), это означает, что норма распространяется на всех без исключения в равной мере. И не должно быть людей, которые «равнее» других перед законом и судом.

Как эта норма выполняется на практике, почему возникают проблемы с её исполнением, мы предлагаем вам подумать самим, привести свои аргументы.

Следующий признак говорит о связи с государством: норма права - это правило поведения, гарантированное государством . Это значит, что государство не только устанавливает (или санкционирует, подтверждает, допускает) ту или иную норму, но и охраняет её от нарушения. А в случае необходимости применяет меры принуждения, предусмотренные законом за правонарушение.

Наконец, назовём признак, который не всегда относят к основным, но всегда указывают. Речь идёт о формальной определённости , которая отличает правовую норму от других социальных норм: норма права (и только она) определённо - чётко, недвусмысленно, однозначно - указывает конкретные права , конкретные обязанности и конкретные меры ответственности . Кроме того, формальная определённость проявляется в том, что все нормы права обязательно выражены в письменной, документальной форме . Только в этом случае человек (исполнитель нормы) ясно и точно знает свои права, обязанности и ответственность.

Итак, теперь имеется достаточное основание для того, чтобы сформулировать определение. Норма права - общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное и гарантированное государством, направленное на регулирование общественных отношений путём определения прав, обязанностей и ответственности их участников.

Но это только дефиниция - самая общая характеристика нормы. Несмотря на то что норму права принято называть элементарной частью права, на самом деле она имеет достаточно сложную структуру. Под структурой понимают внутреннее строение правовой нормы, деление на составные части и логику взаимосвязи этих частей (элементов).

Интересно, что теория структуры права была разработана много веков назад, ещё древнеримскими юристами. Они доказали, что норма права способна стать социальным регулятором только в том случае, если содержащееся в ней предписание сформулировано по определённой логической схеме: «если… то… иначе». Конечно, разные предписания имеют различное содержание и выражены при помощи различных слов, формулировок, речевых оборотов. Но в любом случае норма должна быть построена по указанной логической схеме. В развёрнутом виде логику правовой нормы можно представить примерно так: если субъект права находится в определённой жизненной ситуации, то он вправе или должен совершить только такое, чётко определённое действие, выполнить определённое требование, иначе для него могут наступить неприятные последствия.

И всё-таки проблему структуры правовой нормы нельзя считать решённой. И в наши дни она вызывает дискуссии. Есть авторы, которые считают, что норма состоит только из двух частей, но большинство придерживается трёхзвенной структуры.

Что же должна содержать в себе норма права, чтобы выполнять предназначенную ей функцию - регулировать поведение людей?

Прежде всего, необходимо изложить само правило поведения . Это главная часть её содержания, поскольку в ней говорится о том, как субъект права может и должен поступать, но не единственная. Требуется указать на конкретные жизненные обстоятельства (во времени, в пространстве, относительно каких лиц), при которых эта норма вступает в действие. Иначе говоря, нужно определить условия применения правила. Наконец, важно установить правовые последствия нарушения правовой нормы, причём последствия невыгодные, порой даже тяжкие для нарушителя.

Таким образом, юридическая наука выделяет три структурных элемента правовой нормы, каждый из которых имеет своё название, а именно: гипотеза, диспозиция и санкция (см. схему).

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ПРАВОВОЙ НОРМЫ

Прежде чем перейти к характеристике структурных элементов, необходимо разъяснить одну юридическую тонкость, касающуюся соотношения нормы права и статьи закона. Дело в том, что не каждая представленная в статье закона норма содержит все три структурных элемента. Вы встретите различные варианты. Есть случаи, и довольно частые, когда включённая в статью норма содержит два или даже один из трёх элементов. Остальные просто подразумеваются самим смыслом статьи или закона в целом. Бывает, что элементы нормы разнесены по разным статьям одного и того же закона и даже по разным законам. Однако следует помнить, что правовые нормы составляют единую систему, которая в целом обеспечивает соблюдение каждой правовой нормы. Вы убедитесь в этом на конкретных примерах.

Перейдём к характеристике структурных элементов правовой нормы.

Гипотеза правовой нормы закрепляет условия (время, место, состав участников и т. п.), при которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности участников общественных отношений.

Диспозиция - основной элемент правовой нормы, закрепляющий само правило поведения, согласно которому должны (или не должны) действовать субъекты права. Можно сказать иначе: диспозиция выражает меру дозволенного и должного поведения субъекта права. И ещё один вариант: диспозиция закрепляет права и обязанности (меру поведения) субъектов права. Диспозиция является смысловой основой, «ядром» нормы, без диспозиции нет и не может быть нормы права.

Санкция правовой нормы указывает на последствия, возникающие в результате нарушения правил поведения, закреплённых в диспозиции. Вариант: содержит предписание о мерах принуждения за неисполнение правил поведения, закреплённых в диспозиции.

Приведём примеры. В статье 2 Конституции РФ говорится «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Здесь очень чётко представлен основной элемент нормы - диспозиция, где в отношении субъектов права закреплено положение о человеке как высшей ценности. При этом, как видите, ничего не говорится ни об условиях, в которых действует данная норма, ни о последствиях её нарушения. Они подразумеваются смыслом самого закона. Ведь норма содержится в статье Конституции РФ, и поэтому без дополнительных разъяснений понятно, в каких условиях она действует. Что касается последствий, наступающих в результате посягательств на высшую ценность, они изложены в статьях целого ряда других законов. Но «ядро» нормы присутствует, значит, есть и сама норма.

В связи с приведённым примером следует сказать об одном наблюдении учёных: как правило, именно в конституционных нормах реально проявляется лишь один элемент.

Другой пример. В части 1 статьи 3 Конституции РФ записано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ». Очевидно, основное здесь то, что народ - носитель суверенитета и единственный источник власти. Значит, это диспозиция. Но есть в данной норме и чёткое указание на условие, при котором указанная норма действует: в Российской Федерации. Следовательно, это и есть гипотеза.

И ещё один пример. В статье 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» записано: «За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке…»

Здесь в одной статье почти идеально просматриваются все три элемента нормы (случай достаточно редкий). Проанализируем её содержание.

Можно выделить три основные смысловые части нормы: «за осуществление экстремистской деятельности…»;«граждане…»; «несут… ответственность». Как соотносятся между собой эти три смысла?

Прежде всего, следует уяснить, какое положение здесь основное, ради чего законодатель принял эту норму (правило поведения). Думается, нетрудно сделать заключение, что норма говорит о противодействии экстремистской деятельности - в этом её основной смысл. Следовательно, слова «за осуществление экстремистской деятельности» - это и есть диспозиция.

Другая часть нормы отражает конкретные условия, жизненные обстоятельства (время, место, состав участников), при которых действует норма. Видим, что речь идёт о России, её гражданах, а также иностранных гражданах и лицах без гражданства. Значит, это гипотеза. С точки зрения права в этой части нормы содержится очень важ¬ное положение: не вообще кто-то, где-то, а абсолютно точно - граждане РФ и все те, кто находится на территории РФ.

Наконец, в самой общей форме указаны последствия, которые наступают в результате нарушения диспозиции: «несут… ответственность». Понятно, это санкция.

Таким образом, выявлены все три элемента нормы.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ

С целью более полного изучения, а также выявления практических возможностей применения правовые нормы принято классифицировать, т. е. группировать, по разновидностям.

Основания (критерии) для классификации выдвигаются самые разные (их число у некоторых авторов доходит до 12). Есть среди них классификации по назначению (функциям), по содержанию, по отраслям права, по способу регулирования, по предмету регулирования, по обязательности нормы, по форме выражения и т. д.

Охарактеризуем некоторые виды правовых норм .

Одной из наиболее распространённых классификаций является подразделение правовых норм в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений . На этом основании выделяют две обширные группы: нормы материального права и нормы процессуального права.

Нормы материального права регулируют различные стороны общественных отношений - экономические, политические, социальные и иные, так называемые материальные отношения.

Эти нормы определяют правовой статус граждан (права и обязанности), взаимоотношения между гражданами и их организациями, закрепляют основы конституционного строя (определяют государственное устройство, структуру и компетенции государственных органов, принципы их организации и деятельности и т. д.). Столь сложный и обширный объект регулирования делает нормы материального права правовой основой общества и государства. Не случайно в юридической литературе нормы материального права называют первым слоем права.

Нормы процессуального права регламентируют (устанавливают) порядок исполнения и защиты норм материального права. Так, право собственности - материальное право. Судебная защита этого права (в случае его нарушения) - процессуальное право. Поскольку нормы процессуального права как бы обслуживают (охраняют, защищают, поддерживают) нормы материального права, их принято называть вторым слоем права (но только не второстепенным!).

Очень близкой к предыдущей является классификация норм по их отраслевой принадлежности (отраслевому принципу). Иначе говоря, нормы права делятся на различные виды по своей принадлежности к той или иной отрасли права: правовые нормы конституционного, гражданского, трудового, семейного, уголовного, экологического права и т. д.

Ещё один вид классификации - в зависимости от характера содержащихся в норме предписаний . По данному критерию нормы подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права определённые правомочия, т. е. возможность поступать тем или иным образом. Эти нормы говорят о допустимости тех или иных действий. Например, в части 3 статьи 6 Конституции РФ записано: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его». Ясно видим управомочивающее положение, согласно которому гражданина Российской Федерации никто не может лишить его права гражданства и вместе с тем права изменить его.

Обязывающие нормы. Название говорит само за себя: эти нормы права жёстко предписывают субъекту права совершать строго определённые правомерные действия. Так, согласно статье 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Понятно, что запрещающие нормы содержат запрет совершать те или иные противоправные деяния (иначе устанавливают обязанность не совершать определённые действия, запрещают или не допускают определённые варианты поведения). Подобные нормы характерны прежде всего для уголовного и административного права, но имеются и в других отраслях права. Так, в части 5 статьи 13 Конституции РФ содержится запрет на создание и деятельность общественных объединений, действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Оценивая общее назначение классификации правовых норм, правоведы отмечают, во-первых, её условный характер, а во-вторых, её практическое значение, поскольку она помогает правильно осуществлять правовое регулирование, а также эффективно применять законодательство.

1) Охарактеризуйте основные признаки правовой нормы, дайте её определение. 2) Почему при характеристике правовой нормы нельзя ограничиваться её определением в качестве «первичной клеточки» права? 3) Почему структура правовой нормы должна быть подчинена строгой логической схеме? 4) Чем различаются элементы структуры правовой нормы и что их объединяет? 5) В чём проявляются особенности соотношения нормы права и статьи закона? 6) Чем вызвана необходимость классификации правовых норм? 7) Охарактеризуйте известные вам классификации правовых норм.

1. Римский юридический афоризм гласит: «Закон не обязывает, если он не обнародован».
Объясните, как вы понимаете смысл афоризма. Какая черта правовой нормы нашла отражение в этом афоризме?

2. В структуре правовой нормы, как вы знаете, каждому элементу отведена своя роль. В правоведении поэтому существует выражение: «Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, а без санкции бессильна». Раскройте содержание этого выражения (каждой из трёх его составляющих).

3. В части 1 статьи 26 Гражданского кодекса РФ записано: «Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки… с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя».

Проанализируйте правовую норму и назовите её составные части.

4. Познакомьтесь с отдельными нормами ГК РФ.

«Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее её» (ч. 1, ст. 227).

«Нашедший вещь вправе потребовать от лица, управомоченного на получение вещи, вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи» (ч. 2, ст. 229).

«Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается» (ч. 2, ст. 235).

Объясните, какие виды норм приведены выше, если классифицировать их в зависимости от характера содержащихся в них предписаний.

«Не право выводится из правила (нормы), а правило (норма) - из существующего права».

«Действие(сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, наказывать».

Римские юридические изречения

Источниками вероучения ислама являются Коран (запись проповедей, наставлений и изречений Мухаммеда) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда). Коран и Сунна – основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих “правильный путь к цели” (шариат).

Особенность ислама в том, что Коран и Сунна считаются действующим правом. Предполагается, что в них содержатся решения всех вопросов, возникающих в жизни.

Как и всякая религия, ислам содержит ряд положений, привлекательных для широких масс верующих. Мухаммед проповедовал религиозное единство арабов, братство верующих, необходимость соблюдать элементарные общепризнанные нормы морали. В некоторых мекканских сурах Корана осуждаются жадность и нечестность богатых и власть имущих. Кораном запрещено ростовщичество: “Аллах разрешил торговлю и запретил рост”; “уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню”. Одна из обязанностей мусульманина – уплата обязательного налога на имущество и доходы, который должен расходоваться на нужды общины, для помощи беднякам и малоимущим. Каждому состоятельному мусульманину предписана добровольная милостыня, пожертвования для нищих, бедняков, путешествующих, участников войны за веру, для выкупа мусульман, находящихся в неволе.

Вместе с тем Коран оправдывал социальное и имущественное неравенство. “Мы, – говорит Аллах устами пророка Мухаммеда, – разделили среди них (людей) их пропитание в жизни ближней и возвысили одних степенями над другими, чтобы одни из них брали других в услужение”. Коран считал законным рабство. Порицая ненасытную жадность богачей, Коран осуждал и завистливость бедняков: “Не засматривайся очами твоими на те блага, какими наделяем мы некоторые семейства”. За посягательство на собственность Коран определил жестокое наказание: “Вору и воровке отсекайте руки за то, что сделали они, в назидание от бога”.

Коран и Сунна предписывают безусловную покорность властям: “Верующие! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику его и тем из вас, которые имеют власть”. Власть изображается как божественное установление: “Поистине Аллах дарует свою власть, кому пожелает”.

Теоретически признавалось, что власть принадлежит общине верующих либо ее (выборному или наследственному) предводителю, единолично или при опоре на совет авторитетных знатоков религии и права, направляющих поведение верующих на правильный путь. Все течения ислама смыслом и основой власти считают осуществление религиозных предписаний, а саму власть – чем-то второстепенным и производным по отношению к праву, источник которого – Коран и Сунна. Духовная и светская власти считаются едиными, хотя церковь и государство в мусульманских странах не во всем и не всегда совпадают, причем между ними порой возникали острые конфликты.

У мусульман нет иерархически организованного сословия духовенства, аналогичного католическому или православному, но есть “люди религии”. К ним относятся проповедники, знатоки и учителя богословия, теории и практики мусульманского права, кади и муфтии, вершившие суд по шариату, служители мечетей, руководители общин, братств. “Люди религии” (мусульманское духовенство) имели громадное влияние на массу верующих, считали своим правом и обязанностью контролировать и направлять политику халифов, султанов, эмиров, других носителей светской власти.

В исламе существует ряд направлений и течений, каждое из которых притязало на истинное исповедание религии. Тесная связь государства и общины верующих, богословия и права, религии и политики предопределила прямую зависимость большинства религиозных течений и сект ислама от политических раздоров и борьбы за власть. Политические перевороты нередко опирались на движения народных масс против угнетения; во главе этих движений чаще всего стояло мусульманское духовенство, придерживающееся одного из направлений ислама.

В процессе борьбы за власть в халифате уже в первые десятилетия существования ислама в нем произошли расколы и определилось несколько крупных направлений.

Сунниты считают, что халиф избран общиной или ее представителями. Шииты признают законными халифами только четвертого халифа Али (родственника Мухаммеда) и его прямых потомков, считают их власть божественным установлением и отстаивают принцип передачи власти по наследству.

Сунниты признают Коран и Сунну, придерживаются религиозно-правовых правил согласно одному из четырех толков, различия между которыми – в методах толкования текстов Корана и Сунны при решениях вопросов шариата.

Поскольку эти тексты не содержат оценок и решений многих вопросов и ситуаций, возникающих в жизни, при разборе ряда дел поначалу допускался иджтихад – самостоятельное суждение авторитетных правоведов, подчиненное определенным правилам и приемам, к которым относятся кияс (суждение по аналогии) и иджма (единодушное мнение знатоков права, считающееся мнением всей общины верующих).

В процессе развития мусульманского правоведения (фикх – право и доктрина права) в суннизме к Х в. сложилось несколько мазхабов (влиятельных религиозно-правовых школ). Ханбалиты (наиболее строгий мазхаб) признают источником права только Коран и Сунну, отвергают все логико-рационалистические истолкования догматов веры и права. Ханафиты (самый распространенный мазхаб) признают Коран, Сунну, иджму, кияс, т.е. шире других школ допускают рационалистические методы формирования норм фикха-права. Еще два мазхаба (шафииты и маликиты) занимают промежуточное положение между названными.

В разных частях арабского мира действовали (и поныне действуют) разные доктрины, определяющие приемы толкования – применения права. В конце концов суннитские богословы решили, что число правовых школ достигло критической точки. После создания четырех толков и выработки исламской догматики (X в.) было признано невозможным дальнейшее развитие богословия, права, морали, социальных установлении. “Двери иджтихада были закрыты”. Люди религии строго стояли на страже таклида (традиция, подражание, недопущение новшеств). Это привело к длительному застою в культуре, экономике, науке тех областей и районов, где господствовал ислам.

Суннизм – преобладающее течение ислама, официальное вероисповедание в ряде средневековых государств Арабского Востока. Теократическая трактовка власти в суннизме претерпевала изменения: если вначале халифы считались преемниками Мухаммеда, то при Омейядах они были объявлены наместниками самого Аллаха, а затем в Аббасидском халифате сложилась концепция перепоручения светской власти султанам и эмирам (халиф – “прямой представитель Аллаха” – оставался мусульманским первосвященником); наконец, халифами стали именоваться султаны в Оттоманской империи.

Шииты (аш-шиа – “сторонники”) считают Али и его потомков единственно законными халифами – имамами, преемниками Мухаммеда. Они признают Коран и те части Сунны, которые относятся к Али. Шииты делятся на ряд ветвей, сект, течений. Одна из особенностей шиизма – вера в “скрытого имама” (им считается двенадцатый шиитский халиф, пропавший без вести в IX в.), который должен явиться как махди (аналогично иудеохристианскому мессии) и наполнить мир справедливостью (у суннитов явление махди знаменует конец света). Ряд шиитских сект наделяет людей религии правом говорить от имени “скрытого имама”; это придает шиитскому духовенству особый авторитет в глазах верующих.

В отличие от суннитов шиитские богословы-правоведы считают, что “врата иджтихада” всегда открыты. На основании Корана и ахбаров (так называются те хадисы Сунны, которые шииты признают достоверными) шиитские муджтахиды имеют право по запросу общины выносить фетву – предписание по правовому вопросу.

Во многих мусульманских странах шииты составляли меньшинство; оппозиционность шиитов господствующим династиям, культ “мучеников”, мессианские чаяния нередко делали их вдохновителями и руководителями народных движений. Под влиянием шиитов менялись династии, в разных концах мусульманского мира возникали теократические имаматы, возглавляемые потомками Али. Тесная связь религиозной и политико-правовой идеологий ислама средних веков, громадное влияние “людей религии” на массы верующих, бурная и нестабильная политическая жизнь Арабского Востока вели к тому, что в результате смен династий и правителей оппозиционные секты становились господствующими и, наоборот, ранее официальное исповедание объявлялось еретическим.

Политических успехов нередко добивалась тщательно законспирированная и хорошо организованная шиитская секта – “исмаилиты”, которая, возглавляя широкие народные движения, основала обширный Фатимидский халифат (Х–ХП вв.) и ряд других государственных образований. Возникавшие под лозунгами борьбы против несправедливости, угнетения и неравенства, эти государства в условиях господствовавшего феодализма неизбежно становились орудием угнетения и эксплуатации.

В ходе борьбы за власть в халифате еще во второй половине VII в. возник хариджизм. В отличие от шиитов хариджиты утверждали, что халифом может быть избран любой мусульманин. От суннитов они отличались тем, что настаивали на реальной выборности халифов и их ответственности перед общиной верующих. По учению хариджитов, каждая община может избрать себе имамахалифа и имеет право сместить его. Отстаивая равенство мусульман, хариджиты считали, что халифом может быть избран любой верующий. Некоторые выступления хариджитов, как и исмаилитов, приводили к успеху. Опираясь на широкие массовые движения, руководители сект захватывали власть и создавали длительно существующие государственные образования (государство Рустемидов в Северной Африке в VIII–Х вв.). Религиозный фанатизм и нетерпимость хариджитов, практикуемые ими “религиозные убийства” (вплоть до убийств женщин и детей) существенно ослабляли силу движений, которые они стремились возглавить, часто вели их к расколам на враждующие между собой секты.



Просмотров